Кто такие эмо? Все про эмо как субкультуру.

Эмо в переводе с английского обозначает эмоциональный. Сейчас субкультура эмо на слуху у каждого подростка и молодежи. Это движение распространено в разных странах.

Молодежная субкультура эмо появилось сравнительно недавно. Иногда на улице или в общественном транспорте можно встретить интересных молодых людей, одетых во все черное, говорящих о совершенно загадочных вещах. Течение также имеет своеобразные символы и отличительные особенности, отличающих данное движение от других субкультур.

Внешний вид эмо-кидов

Одежда представителей субкультуры эмо характеризуется темными и розовыми оттенками. Многочисленный пирсинг, большие гриндерсы, извечная тема смерти и суицида. В этом субкультура эмо чем-то напоминает готов. Но здесь есть и свои отличия. Эмо отличаются повышенной чувствительностью, эмоциональностью. Некоторые эмо-киды также предпочитают розовый цвет в компании с черным.

Представители данной субкультуры одеваются достаточно своеобразно для обычных горожан. Это подростки и молодые люди с черными волосами, спадающими на лоб. Девушки предпочитают носить зачастую смешные, детские прически, яркие заколки, несколько хвостиков.

И девочки, и мальчики красят губы в светлый цвет, используют различные пудры и тональные крема, чтобы придать коже мертвенно-бледный вид. Глаза они предпочитают красить темными тенями, подводкой. Зауженные джинсы с различными заплатками, майка с изображением любимой группы, яркий макияж, а также челка набок - все это атрибуты данной субкультуры

Футболки с детскими рисунками в сочетании с одеждой черного цвета смотрятся довольно забавно. На ногах они носят кеды, на руках присутствуют разнообразные браслеты, выполненные из бисера разных оттенков. На ногтях обычно присутствует розовый или черный лак, в ушах наушники со включенной музыкой в стиле эмо. У подростков данного течения зачастую есть суицидальные наклонности.

Особенности субкультуры эмо

Достаточно распространенное явление среди эмо- бисексуальность. Подростки зачастую образуют пары с однополыми партнерами. Что часто подвергает общество в шок. Но они живут по своим особым правилам.

Эмо-киды зачастую придерживаются принципов течения под названием стрейтэдж. Это движение, которое пропагандирует здоровый образ жизни. Многие из представителей данной субкультуры достаточно тревожные и ранимые люди, которые обычно живут в своем выдуманном мире. Они страдают депрессией, отгораживаются от внешнего мира и его агрессии, прячут лица под длинными челками. Иногда вы можете встретить большое скопление эмо-кидов. Обычно это бывает перед выступлением какой-нибудь известной музыкальной группы.

Сейчас все большие обороты набирает и эмо-культура. Вполне возможно, что вам уже случалось встречать на улице, в автобусе ее представителей: странных девушек с черными волосами, блестящими заколками на голове и колечком в нижней губе и худых парней с челкой, закрывающей половину лица, в черно-белых кедах и «почтальонской» сумкой через плечо с россыпью разноцветных значков и импровизированных заплаток. Это были эмо-киды, люди, считающие себя приверженцами эмо-культуры.

Субкультура эмо неагрессивна, неинтеллектуальна, с неразвитыми социальными институтами.

Специфика субкультуры эмо заключается в том, что ее характерная семантика очень точно соответствует тем особенностям психики, которые характерны для подросткового возраста. В случае с эмо подросток получает возможность объяснить, в том числе и самому себе, некоторые особенности своего эмоционального состояния, поведения, восприятия окружающего мира, через принадлежность к данной субкультуре. Субкультура легализует повышенную эмоциональность, психологическую дисгармоничность, инфантильность, истерические реакции и конфликтность подростка. Характерным также является показное «детское» инфантильное поведение

Эстетические формы субкультуры эмо транслируются за счет нескольких основных носителей. К ним относится музыка с ее надрывно-эмоциональным и агрессивным звучанием, в сочетании с сентиментально-трагической интонацией. Очень важным проводником эстетических норм оказывается внешний вид и имидж участников субкультуры.

Идеализированной нормой эмо-субкультуры являются бисексуальные отношения всех возможных вариантов: девочка, групповой секс. Наиболее активно декларируются гомоэротические дружеские отношения мальчик-мальчик.

Собираются эмо, как правило, в парках. Они не пьют кровь, не хулиганят, не кричат, просто тихо и мирно общаются. Однако вынуждены постоянно менять место встреч. Иначе, признаются, опасно. Возможно, потому, что еще далеко не все привыкли часто видеть множество печальных молодых людей, которые, по всем законам логики, должны быть веселыми, бодрыми и энергичными.

К эмо относиться можно по-разному (впрочем, на деле так и есть, равнодушным не остается никто). Одни говорят, что эта субкультура помогает «выжить в нашем холодном и жестоком мире», другие считают эмо истериками и паникерами. Третьи думают, что это просто новая мода, которая скоро пройдет. Но стоит обратить внимание, что молодых людей, которые по собственному желанию меняют молодой задор на уныние становится все больше. А это уже наводит на мысли.

Минусы: Стремление к переживанию ярких и чистых эмоций и их выражению - главное правило для эмо-кидов. Их отличает: жажда самовыражения, противостояние несправедливости, особенное, чувствительное мироощущение. Следовательно, все это может привести к нервному срыву и к проблемам в дальнейшей жизни.

Эмо сразу заметны среди окружающих ярким внешним видом, для правильного понимания этого необходимо проанализировать модные тенденции данного молодежного направления.

Эмо мода тесно связанна с панк-модой так же как и с готической модой. По почти всем текущим тенденциям, эмо одежда – это узкие джинсы на мужчинах и женщинах, длинная челка, часто зачесывается на одну сторону лица, крашенные черные, распрямленные волосы, обтягивающие футболки, с названиями рок-групп, пояса с заклепками, пояса с бляхами, кеды, или другие черные ботинки - часто старые и избитые - и очки в толстой черной оправе. Эмо мода изменилась со временем; ранние тенденции включали стрижки, подобные старым Ромулянам и Вулканцам в Звездных Войнах, сильно обтягивающие свитера, рубашки на пуговицах, и рабочими куртками (часто названный жакетами бензоколонки). Сейчас это уже не в моде.

Эмо-киды выделяются из толпы своей яркой внешностью: худые, высокие, с жесткими, прямыми, черными волосами (рваная челка, закрывающая половину лица, сзади волосы торчат в разные стороны). У девушек возможны детские, смешные прически - два маленьких хвостика, яркие заколочки - сердечки по бокам. И мальчики, и девочки могут красить губы под цвет кожи, использовать светлый тональный крем, лицо выглядит бледным, ярким пятном смотрятся густо подведенные черным глаза. Глаза - зеркало души. Душа - эмоции. Узкие джинсы, возможно с дырками или заплатками, проклепанный ремень с цепочкой или розовый. Обтягивающие футболки со смешными детскими рисунками, черные с названиями эмо-групп, с перекрещенными пистолетами (классическая надпись: bang-bang) или с разорванными в клочья сердцами на груди. На ногах кеды или вэнсы, на руках разноцветные браслеты, особенно популярны снэпы или (снапы) всех цветов радуги. На шее крупные яркие бусы или белый жемчуг, позаимствованный у бабушки. Свитера с v-вырезом, пиджаки со значками, олимпийки времен СССР, жилет с ромбами как у дедушки, длинные полосатые шарфы, проколотые язык, губы, уши, нос, переносица. Часто эмо-киды делают в ушах тоннели (это такие большие дырки (в среднем 12–16 мм)), в которые вставляют плаги (круглые сережки) или тоннели (бублики с дыркой внутри). Эмо-киды ходят с сумками через плечо или рюкзаками, на которые вешают много значков, мягкие игрушки, заплатки. Некоторые носят квадратные очки с прозрачными стеклами в черной оправе и полосатые гетры на руках (наиболее распространенные - черно-розовые). На ногтях - черный лак (у мальчиков часто облезлый и не на каждом ногте), в ушах наушники (распространенное явление - эмо-киды, слушающие музыку). Эмо-киды не брезгуют одеждою из секонд-хендов, говорят, что там часто можно найти то, чего нет в самых дорогих бутиках.

Наша эмоциональная реакция на цвет невероятно сильна. Глаз воспринимает цвет, и мгновенно в мозге начинается процесс, отзывающийся в периферийной нервной системе.

Цвет одежды красноречив. Будете ли вы настроены агрессивно, если представитель сервисной службы окажется одетым во все белое или черное? Будет ли пользоваться доверием доктор, предпочитающий ярко-оранжевый галстук? Кого из женщин-специалистов вы выберете в качестве финансового советника - ту, которая носит темно-синий костюм, или эту, в ярко-розовой кофточке?

Цвета одежды могут придавать нам уверенность, силу или наоборот, создавать чувство неловкости. Нет «плохих» или «хороших» цветов, речь идет лишь о возможности выбора видов цветовой коммуникации.

Рассмотрим подробнее цветовую гамму эмо, напомним, что она черно-розовая.

Говорят, что оптимисты смотрят на мир «сквозь розовые очки». Неудивительно поэтому, что розовый не только провоцирует приветливость, но и понижает злобность и агрессивность.

Созерцание розового настолько притупляет гнев и физическую силу, что этот цвет активно применяют в исправительных заведениях и школах для трудных детей в целях профилактики асоциального поведения и уменьшения покушений на самоубийство. Точно так же футбольные тренеры принимающей команды распоряжаются выкрасить розовым раздевалки гостей, чтобы снизить их агрессивность на поле.

Розовый цвет пассивен, он успокаивает и смягчает эмоции, и известно это с XVIII в., когда считалось, что розовый способствует пищеварению, и в моду вошел пепельно-розовый цвет.

О свойствах розового свидетельствуют и идиомы - «розовые мечты», «жизнь в розовом цвете».

Если красный говорит о страстной любви, то розовый скорее о нежности. Вот почему он считается цветом женственности; розовое белье выбирают для новорожденных девочек.

Розовый - самый пассивный из цветов - провоцирует приветливость и снижает агрессивность, как внутреннюю, так и внешнюю.

Самый женственный цвет, розовый ассоциируется со вскармливанием и воспитанием.

Розовый успокаивает, и считается, что он способствует пищеварению.

Ярко-розовый, в котором гораздо больше красного, более энергичен и забавен.

Мужчины предпочитают розовые тона желтоватого оттенка.

Бесспорно, черный - наиболее авторитарный и подавляющий цвет спектра. Он ассоциируется со смертью и тьмой, создает тревожное ощущение неизвестности. Черный - это цвет тайны. Люди опасаются, что мир может исчезнуть в черной дыре, а если уж черный кот перейдет дорогу, то жди беды. Порождаемое черным цветом впечатление наделено большой силой.

В мире моды черный цвет поистине вездесущ.

Если на пригласительных на прием указано «черный галстук» (black tie), то этим подчеркивается важность мероприятия и передается информация, что костюм должен быть строгим, поскольку встреча будет носить официальный характер.

Черный цвет считается консервативным и внушающим уважение.

В геральдике черный цвет - символ скорби.

Черный дает ощущение веса и глубины. Людям кажется, что фигуры черного цвета весят больше, чем такие же фигуры белого цвета.

У эмо получилась интересная палитра – сочетание спокойствия, романтичности и женственности с авторитарностью, консерватизмом и таинственностью. От такого сочетания вполне можно впасть в депрессию.

Течение эмо специфических внешних признаков, отличительной идеологии, имеет еще и свое направление в музыке. Это необходимо рассмотреть более подробно.

Эмо – жанр рок-музыки. Начиная с его появления, эмо используется для описания несколько независимых стилей музыки, свободно связанных, но с общей родословной. Также, использование термина было предметом большого количества дебатов.

В его первоначальном воплощении, термин «эмо» использовался, чтобы описать поджанр музыки хардкор панка, которая первый раз прозвучала в Вашингтоне, округ Колумбия, в середине 1980-ых. Термин эмо относился к факту, что, при случае, участники этой субкультуры могут спонтанно становиться более эмоциональными в течение представления. Наиболее популярные группы того периода Rites of Spring, Embrace, One Last Wish, Beefeater, Gray Matter, Fire Party, и чуть позже Moss Icon. Первая волна популярности эмо начала спадать после распада большинства музыкальных коллективов в начале 1990-ых.

Начинаясь в середине 1990-ых, срок эмо начал отражать инди-сцену, которая следовала за влияниями Fugazi, который непосредственно был ответвлением первой волны эмо. Группа, включая Sunny Day Real Estate и Texas Is the Reason, продвигала больше инди-стиля рока эмо, более мелодичного и менее хаотического в природе, чем его предшественник. Так называемый «индии эмо» выступление, пережившее до конца 1990-ых, так многие из групп, или расформированных или сменивших стиль.

Поскольку отстающие инди эмо группы ввели основную тенденцию, более новые группы начали подражать более новому стилю, создавая стиль музыки, которая теперь заработала прозвище эмо в пределах популярной культуры. Принимая во внимание то, что даже в прошлом название эмо использовалось, чтобы идентифицировать большое разнообразие групп, разнообразие перечисленных под сегодняшним эмо групп еще более обширно, используя термин «эмо» больше как определение, чем определенный жанр музыки. У эмо есть и свои музыкальные группы: «Bullet for My Valentine», «Funeral For a Friend», «Yellowcard». Эмо-стиль отличается от остальных музыкальных стилей обилием визга, плача, стонов, шепота, срывающегося на крик. Да и сами тексты песен о несчастной любви, несправедливости, о жестоком и полном насилия мире. Эмо бывает разное. Кто-то любит более мелодичные и спокойные песни, кому-то больше нравится тяжелые, надрывные композиции, это скорее дело вкуса и предпочтений, так что сравнивать одну эмо группу с другой особого смысла нет. У каждого разные эмоции, и по-разному их получается выражать. Самое главное, чтобы они были искренними. Главные составляющие любой эмо-группы: солист с сильным голосом, умеющий брать самые высокие ноты, неистовая сила музыки, сложнейшие партии, импульсивность, лопающий перепонки длительный крик (scream) - все это эмо.

Таким образом, субкультура эмо очень эмоциональна, это люди, способные бурно выражать свои эмоции, не стесняясь никого. У них очень яркая внешность, представители обоих полов красят ногти и глаза, чаще всего в черный цвет, также во внешнем облике преобладает розовый. Эмо-киды чаще всего печальные и могут совершать суицидные действия.

социальный молодежь эмо гот

Куда делись эмо?

Куда делись эмо?

Ветераны движения предаются воспоминаниям

В середине 2000-х эмо были самой распространенной и заметной из молодежных субкультур. Это были молодые люди, которые слушали американский эмоциональный хардкор, носили косые челки, узкие джинсы и многочисленные шарфы и значки с черно-белым или черно-розовым принтом. Госдума беспокоилась, что эмо пропагандируют суицид, скинхеды видели в эмоциональной субкультуре идейных врагов, а среди школьников словосочетание «эмо-сакс» было универсальным ответом на все вопросы. В какой-то момент эмо-волна схлынула. В отличие от других субкультур, которые можно встретить в городских скверах и на площадях, эмо не видно и не слышно. ВОС поговорил с ветеранами эмо-движения, чтобы понять, что же это было и куда все делись.

Иаков, 24 года

Был эмо-боем в период с 2005-го по 2007-й. Началось у меня все, ясен пень, с неразделенной любви и моря алкоголя. Потом услышал про музыку, а дальше про направление. Для меня это значило быть частью хорошей компании людей, которые поддерживали твои музыкальные вкусы, хотели выделяться из толпы, в принципе, как и любые подростки. Какой-то общественной позиции не было. Это все похоже больше на клуб по интересам и просто тусовку. Искали вписки (свободные квартиры друзей или знакомых, где можно было огромной толпой затусить ночью), ходили на концерты (гиги), пили дешевый алкоголь, Blazer и «Ягуар». А идеалы в самой этой культуре просты: быть искренним, не скрывать свои чувства-эмоции, но, естественно, большинству все равно.

Одевался я в скейт-шопах, потому что в 2000-х купить яркие и облегающие вещи, особенно узкие джинсы, было дико проблематично. Главное - подчеркнуть свою худобу. Из музыки я слушал emocore / screamo / emoviolence, потому что эта музыка зародилась именно в США. Такие группы, как The Used, Drop Dead Gorgeous, From First to Last, Orchid, Funeral for a Friend, Underoath. Русскую альтернативную сцену, но, по моему мнению, у нас играли исключительно ню-метал и металкор, а не эмокор, исключение - группа «Оригами».

Ушел я в 2007-м, когда появилась куча так называемых позеров, которая просто сделала из этой культуры моду и она перестала нести какой-то смысл. Я решил просто убрать внешние атрибуты, пирсинг и длинную челку, чтобы не причислять себя к ней. Но такая музыка мне до сих пор нравится, я ее с удовольствием слушаю. Субкультура есть и никуда не исчезла, просто прошло то время, когда каждый третий был эмо, оттуда просто ушли все педовки, так как больше немодно так выглядеть. По-моему, остались ребята, которые просто в теме.

Эллина, 20 лет

Была эмо примерно с 2009-го. Я была мелкая, но очень сильно углубилась в эту субкультуру. Все серьезное началось с 2012-го. Это были прекрасные времена. На данный момент я не хочу причислять себя к какой-либо субкультуре, каждый человек индивидуален. Но именно эмо-культура дала мне это понять. Знаете, эмо - это самая мирная субкультура, со всеми позициями, которые она представляет, я согласна.

Было и непонимание со стороны людей. Но они все - серая масса, они никогда не поймут, каково это - выражать свои эмоции открыто, они считали, что мы ненормальные, ну и пусть. Зато мы не загоняем себя в рамки социума и делаем, что хотим. Дух эмо, наверно, навсегда останется со мной.

Антон, 20 лет

Я стал эмо в 2008-м. Поначалу для меня это был просто прикольный внешний вид, музыка, я чувствовал, что это близко мне. Позже я углубился в идеологию культуры и утвердился в том, что мне это нужно. Суть культуры заключалась в отрешенности от общественного мнения, неследовании стереотипам, шаблонам и предрассудкам, заложенным обществом, позиционировании себя как автономная единица, а не часть системы, свободе самовыражения, свободе выражения эмоций и мнения, небоязни принимать себя тем, кто ты есть, открытости.

Я слушаю эмокор, как отечественный, так и зарубежный, ранний постхардкор, молл-эмо, поп-панк. В 2008-м я одевался в то, во что одеваюсь и сейчас. Узкачи, балахоны, футболки, рубашечки, свитера, довольно-таки элегантная и не брутальная одежда.

Субкультура жива, подтверждение тому - эмо-паблики с большим количеством подписчиков, просто прошла мода и те, кто были в ней лишь потому, что это было модно. Теперь они относятся к той субкультуре, которая модна сейчас. Для меня это и не были эмо, просто модники. Те, кто были идеологически в этой движухе, в ней и остались. На самом деле сейчас это тоже потихоньку становится модно, «вернуть 2007-й». Вся суть субкультуры во взглядах на мир, я всегда говорил, что эмо не становятся, эмо рождаются. Ведь не имея определенного мировоззрения, определенного состояния души, определенного мышления, разве мне бы стало это интересно?

Три эмо-девушки (хором) Bangy,
Mardzhera, Polly_Di, каждой по 22 года

Мы стали эмо в 2006-м вроде. Сформировалась некая тусовка, и все тру тусили на Театре и Манеге. А остальные - не тру. Все свои тру знали друг друга. А левые, не тру, приходили, и мы их яйцами закидывали. Основной месседж был в том, что важно не скрывать истинных эмоций, быть таким, какой ты есть. Может, это был способом самовыразиться, фиг знает. В школе вообще все учителя думали, что я гот. Просто это было модно. Вот и все. Все были эморями, и мы не отличались особо. Так же как потом все стали тусоваться в «Солянке». А сейчас модно ходить на техно-вечеринки.

Василий, 20 лет

В эмо-тусовке (предлагаю называть это именно тусовкой) я с 2007 года - пика популяризации этой культуры в том смысле, что этот пик связан с ее расцветом, приобретением статуса доминирующей на тот момент молодежной субкультуры до такой степени, что она ввиду своей популярности перестала быть похожей по этому признаку на субкультуру, а стала культурой массовой, охватывающей большие слои молодежи. Эта самая эмо-волна не оставила и меня в стороне. Многие мои друзья и знакомые постепенно начали осваивать новый для себя стиль поведения, одежды, новую музыку, перенимая и копируя все эти атрибуты друг у друга. Это было по-настоящему волной, которая с каждым днем поглощала все новых и новых ребят. Как мы знаем, под напором волны сложно устоять, так еще и будучи в такой весовой категории - на тот момент мне было всего 13–14 лет. И по всем законам физики эта самая волна снесла меня далеко и надолго. Я поддался всеобщей эйфории.

Сейчас у многих есть работа, семья, но для этого меньшинства, которое осталось в тусовке после спада ее популярности к 2010 году, эти идеалы остались на всю жизнь, а друзья по движению стали друзьями по жизни. До сих пор мы собираемся большими компаниями, устраивая сходки. Все уже не те подростки, что были тогда. Но так называемый дух живет до сих пор. Все вспоминают былое время - время свободы и беззаботности, детской радости и детских обид, первой любви. Наверное, именно поэтому многие из нас повзрослели умом, но не постарели сердцем. С уверенностью можно сказать, что идеалы, заложенные еще тогда, до сих пор проявляются в общении между нами. Я - эмо, пока есть с кем видеться и проводить время. Я - эмо до тех пор, пока моя душа и мое сердце не состарятся и не умрут. Нас становится меньше, но эта культура будет жить вечно. Несмотря на падение популярности эмо-движения, до сих пор появляются подростки, интересующиеся эмо-культурой и попадающие в тусовку.

Ксения, 20 лет

Началось все это в 2007-м, 12 мне было, если не ошибаюсь, и продолжилось лет до 14. Как случилось, не знаю. Я часто приезжала в Москву с детства, видела это все, интересовалась. И в нашем городе были такие люди. Сейчас, как ни странно, они успешные, многие переехали в Америку, бизнесом занимаются, а я их помню с косыми челками, в пачках. У всех уже семьи, дети. Я была самая мелкая в компании.

Пару раз были драки. К нам подходили мальчики и начинали грубо разговаривать, но, к счастью для нас, в большинстве случаев мы могли объяснить, что в этом нет ничего такого. Как-то мы с подругой подрались с двумя мальчиками, причем им было лет по 25. Подошел мальчик, наш знакомый, он нас разнял. Да и в школе было много перепалок с учителями, одноклассниками. Мне было наплевать на школьную форму, и я хотела носить черно-розовые гетры на руках и виски себе выбривать. Я курила, слушала рок, странно одевалась. Мама была против всего этого, постоянно ругалась, но решила, что я этим переболею - так и вышло. Мне отрезали косую челку в какой-то день, и все. С этим прошло. Я сидела и плакала, а к вечеру уже успокоилась, и мне стало хорошо.

Очень смешно говорить, что я выросла. Просто в какой-то момент начинаешь понимать, что не всегда хорошо показывать свои эмоции и давать людям знать, что ты думаешь на самом деле. И не хочется выделяться, хочется заниматься тем же, чем ты занимался, но уже не выделяться. Пропадает какое-то желание собираться в центре города разодетыми в розовое.

Модно было, чтобы были яркие сочетания цветов, яркое с черным, показывать таким образом позитивные и негативные эмоции, что все в твоей жизни полосато. Были девочки, они ходили в розовых пачках, полосатых майках, гетрах.

Благодаря субкультуре я начала во многом понимать людей, их плохие стороны. В тот период я перестала любить мой родной город, мне хотелось оттуда уехать. Казалось, что все люди добрые и прекрасные, а выяснилось, что нет.

Эпоха эмо закончилась, и благодаря знакомствам, полученным в нулевые, я стал татуироваться, появились люди, которые наставили меня на путь музыканта, далекого от эмо-культуры. Хоть внешний вид остался похожим. Самое забавное что многие «челкари», которых я знал, стали совершенно другими людьми. Кто-то бегает, красит вагоны и стены. Кто-то стал околофутбольщиком. Но все же большинство стало музыкантами. Кто-то и вовсе стал вести обычную семейную размеренную жизнь.

Актуальность проблемы.

Предметом нашего аналитического исследования является молодежная субкультура эмо (эмоциональная). Она представляет собой специфический сегмент рокнаркосексконтркультуры предназначенный для особой возрастной группы — подростков и раннего юношеского возраста. Субкультура представляет собой измененную до неузнаваемости инициативную практику элевсинских мистерий трагической Эллады связанную с ритуалом перехода из детства в юность и соответственно смерти старого Эго и рождение нового путем раскрытия архетипа Смерти-Возрождения в доиндустриальном обществе. В рамках данной субкультуры действует механизм подмены смерти эго-сознания на смерть человека как индивидуума. А так как подростки лишены элементарных духовных знаний — это сделать достаточно просто.

Рассматриваемая нами молодежная субкультура имеет тонкий и изощренный механизм патогенного воздействия на несформировавшуюся личность. Она открыто романтизирует и прославляет смерть, и унижает и обесценивает жизнь, последовательно подталкивая подростка к суициду. Механизм патогенетического воздействия субкультуры на неофита имеет сложный характер. Раскрытию этого механизма посвящена данная лекция.

Эмо-кор – деструктивная молодежная субкультура с наличием скрытых элементов психологического насилия присущих тоталитарным сектам. В отличие от сект она лишена жесткого иерархического управления внутри структуры и не имеет явных лидеров или вождей. Управление подобного рода движениями происходит по принципу бесструктурного управления, и это создает у подростка иллюзию свободы выбора и возможности определять свою судьбу.

Субкультура появилась, и некоторое время развивалась как подвид молодежного движения панков. Но в дальнейшем эта субкультура оформилась как самостоятельное направление среди разновидностей роксекснаркоконтркультур. Она жестко ориентирована на свой возрастной контингент и базируется на научном фундаменте психологии и физиологии подросткового периода и периода ранней юности. Эмо-кор является интеллектуальным продуктом Тавистокского института изучения человека в Великобритании. Она реализуется в рамках программы «Изменения облика человека» и плана Киссинджера-Венса по уменьшению численности населения планеты Земля. Основной научной предпосылкой для создания и распространения субкультуры эмо служит базовый конфликт онтогенеза человеческой личности, имеющей место в периоде ранней юности. Этот конфликт психоаналитик Эриксон называет кризисом самоидентификации и ролевого смещения. Именно в этот период психика человека наиболее подвержена манипуляции его сознанием.

Психологический профиль субкультуры.

Открытое выражение эмоций - главное правило поведения для эмокидов. Поэтому в современном обществе обозначился устойчивый стереотип — представление об эмо как о плаксивых и легкоранимых мальчиках и девочках. Их отличает: особая форма самовыражения, борьба с несправедливостью, иррациональное, чувственное мироощущение. Поэтому типичный представитель эмо-кид - ранимая и меланхоличная личность. Они склоны к невротической депрессии. Ее основные симптомы: чувство беспричинного страха, ночные кошмары, потеря смысла жизни делают жизнь подростка невыносимой. Смерть, страх, боль – непременные атрибуты обряда посвящения – инициации. Известный религиовед М.Элиаде считает: «Смерть – это Великая Инициация. Но в современном мире Смерть лишается своего религиозного значения, Вот почему она приравнивается к Небытию. А перед Небытием современный человек бессилен. Для верующего проблема смерти представляется в другом ракурсе. Для него Смерть является ритуалом перехода. Но значительная часть современного мира потеряла веру, и для этой части человечества обеспокоенность перед лицом смерти является болью и страхом перед небытием Я». Таким образом, в рамках позитивистского мировоззрения смерть с помощью суицида выглядит как самый быстрый и окончательный способ решения всех жизненных проблем. Но это как раз и является величайшим заблуждением.

Космологические мифы древних доиндустриальных (традиционных) культур описывали биологическую смерть как переход, а не как необратимый конец человеческого существования. Погребальные мифологии всех времен и стран, ровно, как и древние «Книги мертвых» содержат подробное описание приключений души во время посмертных путешествий. Мировая мифология, фольклор всех стран и народов изобилует яркими примерами переживаний, связанных со смертью и умиранием. Специальные, священные тексты посвящались исключительно описанию и обсуждению посмертных путешествий человеческой души – это тибетская «Книга мертвых», египетская «Книга мертвых» и их европейский аналог «Ars moriendi» – «Искусство умирания». Специалистам, работающим в области этнографии эти работы хорошо известны.

Святитель Игнатий Брянчанинов в работе «Слово о смерти» пишет: «Смерть – великое таинство. Она рождение человека из земной временной жизни в вечность. При совершении смертного таинства мы слагаем с себя грубую оболочку и духовным существом, тонким эфиром, переходим в другой мир, в обитель духов однородных душе. Мир этот недоступен для грубых органов тела, чрез которые, во время пребывания нашего на земле действуют чувства, принадлежащие, впрочем собственно душе. Душа исшедшая из тела, невидима и недоступна для нас, подобна прочим предметам невидимого мира. Видим только при совершении смертного тайнодействия бездыханность, внезапную безжизненность тела; потом оно начинает разлагаться и мы спешим скрыть его в земле; там оно делается жертвою тленья, червей, забвения. Так вымерли и забыты бесчисленные поколения человеков. Что свершилось и совершается с душою? Это остается для нас, при собственных наших средствах к познанию, неизвестным».

Ценным трудом по этой проблеме являются исследования Кэннета Ринга. Его исследования феномена клинической смерти позволили прояснить общую картину. Если суммировать их исследования, то общая картина картографии потустороннего мира будет приблизительно такая.

  • 1. “Умирая человек не сразу отдает себе отчет в этом. И только после того, как он видит своего “двойника” (тело) лежащее внизу и убеждается, что он беспомощен дать о себе знать, он догадывается, что его душа вышла из тела. Иногда встречается после внезапной аварии, когда разлучение с телом происходит мгновенно и совсем неожиданно, что душа и не узнает свое тело и думает, что видит кого-то другого, похожего на него человека. Видение двойника и невозможность о себе знать производят в душе сильный шок..
  • 2. Все пережившие временную смерть свидетельствуют о полном сохранении своего “Я” и всех своих умственных чувствительных и волевых способностей. Более того, зрение и слух даже становятся острее; мышление приобретает отчетливость и становится необыкновенно энергичным, память проясняется. Люди давно неимевшие каких либо способностей в следствии какой-то болезни или возраста, вдруг чувствуют что, они приобретают их. Человек, пониммает, что он может видеть, слышать, думать и не имея телесных органов.
  • 3. Облегчение. Обычно смерти предшествует болезнь и страдание. Выйдя из тела душа радуется, что больше ничего не болит, не давит, мысль действует ясно, а чувства умиротворены. Человек начинает отождествляет себя с душой, а тело кажется чем-то второстепенным и более ненужным.
  • 4.Туннель и свет. После видения своего тела и окружающей обстановки, некоторые переходят в иной мир, чисто духовный. Впрочем, некоторые, минуя или не замечая первой фазы, попадает во вторую. Переход в духовный мир некоторые описывают как путешествие по темному туннелю, в конце которого они попадают в область неземного света.
  • 5. Просмотр и суд. Некоторые, пережившие состояние временной смерти, описывают просмотр прожитой ими жизни. Иногда просмотр происходит во время видения неземного света., когда человек слышал из Света вопрос: “Что ты сделал доброго?”. При этом человек понимал, что вопрошающий спрашивает не для того, чтобы узнать, а для того, чтобы побудить человека вспомнить свою жизнь. И вот непосредственно после вопроса перед духовным взором человека проходит картина его земной жизни, начиная с раннего детства. Она движется перед ним в виде серии быстро сменяющих друг друга эпизодов, в которых человек видит очень детально и отчетливо все случавшиеся с ним. В это время человек переживает и морально переоценивает все, что он говорил и делал.
  • 6. Новый мир. Различия в описаниях пережитого во время смерти объясняются тем, что тот мир совершенно не похож на наш, в котором мы родились и в котором сформировались все наши основные понятия и представления. В том мире пространство, время и предметы имеют совсем иное содержание, чем то, к которым привыкли наши органы чувств. Душа, впервые попавшая в духовный мир, испытывает нечто подобное тому, что может испытать подземный червь, когда он впервые выползает на поверхность земли и видит мир, освещенный солнечным светом.
  • 7. Облик души. Когда душа покидает свое тело, она не сразу узнает себя. Исчезают отпечатки возраста. Дети себя видят взрослыми, а старики молодыми. Члены тела, например, руки или ноги, потерянные по той или иной причине, снова появляются. Слепые начинают видеть.
  • 8. Встречи. Некоторые рассказывают о встречах с уже умершими родственниками или знакомыми. Эти встречи происходят в земных условиях, а иногда в обстановке воздушного мира…
  • В основном рассказы людей, побывавших по “ту сторону завесы”, говорят об одном и том же, но детали различны. Иногда люди видят то, что ожидали увидеть. Христиане видят ангелов, Богоматерь, Иисуса Христа, святых. Люди не религиозные видят какие-то храмы, фигуры в белом или юношей, или же чувствуют их присутствие.
  • 9. Язык души. В духовном мире беседы происходят не на знакомом человеку языке, а посредством одной мысли.
  • 10. Граница. Люди, оказавшиеся в том мире, рассказывают о введении чего-то напоминающего границу. Эта граница условна и символична.
  • 11. Возвращение. Иногда недавно умершему дается возможность выбора остаться “там” или вернуться к земной жизни. Голос Света может спросить: “Готов ли ты?”. Возврат в тело иногда происходит моментально, иногда совпадает с применением электрического шока или других реанимационных приемов. Все восприятия исчезают, человек сразу чувствует себя снова в кровати. Некоторые чувствуют, что входят в тело как бы толчком. Сперва чувствуют себя неуютно и холодно. Перед возвращением тела бывает короткая потеря сознания. Врачи-реаниматоры отмечают, что в момент возвращения к жизни человек часто чихает.
  • 12. Новое отношение к жизни. С людьми, побывавшими „там” обычно происходят большие перемены. По утверждению многих из них, вернувшись, они стараются жить лучше. Многие из них стали крепче верить в Бога, изменили свой образ жизни, стали серьезнее и духовнее.
  • Меланхолия. А. Дюрер.

    Психологической основой для этой формы субкультуры служит иррациональный интраверт с чувственным механизмом экстравертивной компенсации по классификации К.Юнга. Он ввел понятие двух типов личностной ориентации или жизненных установок: экстраверсия и интраверсия. Экстраверты обычно подвижны, быстро образуют связи и привязанности; движущей силой для них выступают внешние факторы. Интроверты, как правило, созерцательны, стремятся к уединению, их интерес сосредоточен на самих себе. Юнг также выделил четыре психологические функции: мышление, чувство, ощущение и интуиция. Мышление и чувства являются рациональными категориями, ощущение и интуиция – иррациональными. Результатом комбинации двух видов личностных ориентаций и четырех психологических функций являются восемь различных типов личности.

    Философский и психологический аспект субкультуры эмо заключается в конфликте Эроса и Танатоса. С одной стороны возвеличивание романтической любви, с другой поклонение и вознесение на пьедестал Танатоса – бога смерти.

    Такой тип амбивалентности рано или поздно приводит к трагическому исходу. Эмо – это субкультура, где правит безысходность и смерть, а романтическая любовь придает смерти черты очарования. Следовательно, в отличие от классических панков, эмо отличает романтизм и акцент на возвышенной любви и, как правило, с трагическим финалом. Внимание эмо обращено на глубокие личные переживания, чем на внешние события. Эмо-субкультура практически не проявляет внешних признаков агрессии. Эмо часто сравнивают с субкультурой «готов». Между тем между этими субкультурами есть определённое родство. И оно заключается в интравертивном типе агрессии у эмо и причудливой комбинации экстравертивно-интравертивной у готов. Исследователи субкультуры утверждают, что представители субкультуры эмо подвергаются ещё большему риску самоубийства чем «готы».

    Очевидные черты сходства внутреннего мира субкультуры готов и и эмо, отражают общую для них некрофильную тенденцию. Она заключается в романтизаци смерти депрессивности, любви к чёрному цвету, неприятие Эроса. Все это предполагает наличие единой генетической матрицы. Культурным ядром обеих субкультур является хорошо замаскированный сатанизм. Сердцевину этих субкультур составляет рок, имеющий лишь некоторые различия. Внешнюю оболочку составляет мода и возраст представителей субкультуры.

    Мода. Внешние признаки принадлежности к субкультуре.

    Таким образом, только на третьем морфофункциональном уровне между этими субкультурами есть существенные внешние различия. Традиционной причёской эмо считается косая, рваная челка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. Предпочтение отдаётся жёстким прямым чёрным волосам. Девушкам свойственны детские, смешные на внешний вид причёски - два «маленьких хвостика», яркие «заколочки» - «сердечки», по бокам бантики. Для создания этих причёсок эмо используют большое количество фиксирующего лака для волос. Часто эмо-киды прокалывают уши или делают тоннели. На лице и иных частях тела эмо-кида может быть пирсинг — например, в губах и левой ноздре, бровях, переносице. И юноши, и девушки могут красить губы под цвет кожи, использовать светлый тональный крем. Глаза густо подводят карандашом или тушью. Ногти покрывают чёрным лаком. Для эмо характерна одежда в розово-чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Основными цветами одежды являются – черный и розовый (пурпурный). Вместе с тем, возможны и другие шокирующие обывателя сочетания. Бывают сочетания в широкую полоску. Часто на одежде изображены названия эмо-групп, смешные рисунки или расколотые сердца. Встречаются черты спортивного стиля одежды скейтбордистов.

    Сердцевина субкультуры.

    Сердцевина субкультуры представлена рок музыкой различных направлений. Но такая эклектика имеет единую основу — музыкальные произведения должны явно или завуалировано призывать к совершению акта самоубийства. Как правило, это следует из репертуарного текста, который пишется по методике нейролингвистического программирования. Вместе с тем, существуют музыкальные группы, которые с оговоркой принято считать собственным направлением. Как отмечал исследователь сатанизма Д.Тодд: «Все посвящаемые дьяволу пластинки (рок-музыки) построены по одинаковым принципам. Используется чувство ритма, которое развивается соответственно движениям при сексуальном акте. Внезапно человеком овладевает чувство, будто он впал в бешенство, которое часто приводит к истерике. Если молодые люди определенное время подвергаются действию этих звуков, то у них возникает состояние депрессии, возбуждение, жажда агрессии.

    Тот, кто запасется терпением, чтобы разобрать тексты песен, быстро придет к выводу, что они, как правило, однообразны: сопротивление родителям, обществу, всему существующему. Раскрепощение всех сексуальных влечений в человеке является необходимым условием создания состояния анархии, которое в свою очередь, способствует установлению всемирного господства сатанизма». Вместе с тем, действие сердцевины благодаря совершенствованию музыкальной аппаратуры приобрело доминирующее значение и способствовало сокрытию ядра субкультуры так как позволило использовать явление акустического резонанса в полном объеме.

    Ядро субкультуры.

    Мистическое ядро субкультуры представляет собой архетип Героя или Героини, жизнь которых определяет полный фатализм и неизбежность трагического рокового конца. Сюжет во многом позаимствован из наследия трагической Эллады. Из европейской традиции — это образ печального рыцаря знающего о своей скорой кончине. И, наконец – это романтическая смерть княжны Тамары в поэме Лермонтова «Демон». Вместе с тем, следуя логике создания субкультуры готов, литературным ядром субкультуры будет романтизм Гете с его сентиментальным романом «Страдания молодого Вертера», где герой заканчивает жизнь самоубийством.

    Альбрехт Дюрер. Рыцарь, дьявол и Смерть.

    Данная работа Дюрера символически отражает все составные части мистического ядра этой молодежной субкультуры и фатализм ее представителей. Остановимся на фигуре рыцаря. В мистическом понимании рыцарь – это мастер, дух, Логос, управляющий своим конем, то есть материей. Рыцарство — путь, ведущий к превращению обычного человека в человека духовного. Рыцарь достигает совершенства путем овладения своим духом и телом. Основные качества рыцаря: сила, отвага, нравственное совершенство, рыцарская цельность. Укрепив свое тело и душу, развив чувства и разум, а, также получив образование, рыцарь занимал место в социальной иерархии – от барона до короля, которая в свою очередь отражала иерархию небесную. Известны различные типы рыцаря: странствующего, охотника, освободителя, хранителя сокровищ. Рыцарская символика включает коня как символа материальности, физического плана, и всадника – принципа духовности. Особое место занимает образ обреченного рыцаря, которого ожидает неизбежная и скорая смерть. Образ Смерти и ее символическое содержание выражены в классическом варианте и особом разъяснении не нуждаются. В руках Смерть держит песочные часы, показывающие что время жизни на исходе. Дьявол также готов к скорому исходу души из тела и только этого момента, а лежащий череп указывает на неизбежность скорого конца земной жизни и скорое забвение нашего героя. Особое место отведено собаке. Образ собаки — амбивалентен. С одной стороны – это преданное животное и верный друг, с другой стороны – это Цербер или Анубис, охраняющий вход в царство Мертвых. И именно этот образ придает гравюре особую трагичность.

    А теперь процитируем отрывок из поэмы Лермонтова «Демон».

    Дыханьем чистым аромата

    Окрестный воздух напою

    Всечасно дивною игрою,

    Твой лелеять буду я;

    Чертоги пышные построю

    Из бирюзы и янтаря,

    Я опущусь на дно морское,

    Я полечу за облака

    Я дам тебе все, все земное –

    Люби меня!

    И он слегка

    Коснулся жаркими устами

    Ее трепещущим губам,

    И лести сладкими речами

    Он отвечал ее мольбам

    Могучий взор смотрел ей в очи;

    Он жег ее во мраке ночи

    Над нею прямо он сверкал,

    Неотвратимый как кинжал.

    Увы! Злой дух торжествовал…

    Смертельный яд его лобзанья

    Мгновенно в кровь ее проник,

    Мучительный, но слабый крик

    Ночное возмутил молчанье,

    В нем было все: любовь, страданье,

    Упрек с последнею мольбой

    И безнадежное прощанье –

    Прощанье с жизнью молодой!



    выше представлены работы Врубеля – «Тамара и Демон», «Демон поверженный» и «Тамара в гробу».

    Строки из поэмы Т.Г.Шевченко «Тризна» характеризуют смятение в душе ангела Тьмы:

    Душа рвалась, душа рыдала,

    Просила воли… ум горел,

    В крови гордыня клокотала…

    Он хохотал, как демон лютый,

    И длилась страшная минута…

    П. Брейгель-старший. Триумф смерти.

    Символизм, регрессия, психо- и нейрофизиологические механизмы личностной трансформации.

    Такая инфантильного вида внешняя атрибутика – это своеобразные фейс и дрес-коды. Они имеют глубокий и скрытый от постороннего глаза символический смысл. Именно они связаны с механизмом самоидентификации подростка с субкультурой и принятие ее мировоззрения, норм поведения и традиций. Существует и другой более мощный механизм инициативного воздействия – это специфический, присущий данной субкультуре вид рока. Механизм его воздействия подобен инициативной практике шаманских комланий. С одной стороны под действием низкочастотных звуковых волн изменяется физиологическую активность мозга, а с другой — развитие психических основ личности направляется на путь идентификации с субкультурой. Тем самым, подросток легче интегрируется в ее ряды.

    Опыт переживания смерти и возрождения лежит в основе пси-воздействий и с методологической позиции его следует рассматривать как аналогию проявление трансцендентного переживания.

    Опыт смерти и возрождения другими словами дезинтеграции и реинтеграции является очевидным психологическим и духовным процессом. Он чаще всего проявляется во время сверхпороговых психо-эмоциональных стрессов. Этот подъем или стресс активирует психические и эмоциональные напряжения ранее скрытые конфликты до невыносимого уровня. В результате наступает кризис эго-сознания, при котором старые жизненные стратегии не в состоянии поддерживать психологический баланс. Ранее эффективно работающие психодинамические паттерны, конфликты, меры поддержания физического гомеостаза, устройство жизни, убеждения и представления о самом себе отметаются и разрушаются. Таким образом, целостная психическая организация на какой-то период времени прекращает свое существование. Происходит полное крушение привычного мироощущения и мировоззрения.

    Этот дестабилизирующий временной этап клинически проецируется и переживается образно.

    После этапа хаоса наступает переустройство и воссоздание. Реинтегрирует, прежде всего, структура эго-сознания. Ум человека в значительной мере освобождается от старых привычек. Переустройство происходит при помощи архетипических сил. Этот процесс приводит к реконструкции психики, структуры личности и сознания, формируя новый тип мироощущения и мировоззрения. Старая индивидуальность умерла и рождается новая.

    Получив мощный вызов в виде эмоционального стресса, практически параллельно психическим процессам включается механизм адаптивной дезинтеграции мозга. Ответ включается на уровне иерархии нейронных ансамблей. В конце ХХ века одной из интересных и перспективных точек поиска к объяснению феномена работы человеческого сознания был принцип, выдвинутый американским нейрофизиологом Верноном Маункастлом. Этот принцип базируется на трех основных моментах.

    Во-первых, кора головного мозга состоит из сложных многоклеточных ансамблей, основная структура которых образована примерно сотней вертикально связанных нейронов всех слоев коры. Принято считать, что в эти мини-колонки входят 4 основных звена: 1) нейроны, которые получают входные сигналы в основном от подкорковых структур – например, от специфических сенсорных и двигательных ядер таламуса; 2) нейроны, получающие входные сигналы от других областей коры; 3) все нейроны сетей образующую вертикальную колонку; 4) клетки передающие выходные сигналы назад к таламусу, к другим областям коры и к клеткам лимбической системы.

    Во вторых, по мнению Маункастла, несколько таких первичных колонок объединяются с помощью между колоночных связей, образуя более крупную клеточно-информационную структуру – модулярную колонку.

    В третьих, Маункастл предполагает, что нейронные модули не только передают и перерабатывают информацию. Они совместно функционируют в составе обширных петель, по которым информация, выходя из колонок, передается другим кортикальным и субкортикальным структурам-мишеням, а затем возвращается обратно в кору. По подсчетам Маункастла, в такой топологической структуре участвуют миллиарды нейронов.

    Приведенный выше морфо-функциональный субстрат активно участвует в феномене зомбирования, кардинально изменяя свою нейрофизиологическую и биохимическую активность, в различных звеньях этой сложной иерархической организации начиная от анатомических зон памяти до первичной слуховой и двигательных зон коры. Происходит также установление новых форм взаимодействия с лимбической системой, эпифизом, гипоталамусом, создавая морфо-функциональный субстрат для неповторимого колорита клинических проявлений и индивидуального восприятия эмоционального переживания. Подобным образом выглядит психофизиологический механизм индуцированного пси-воздействия.

    Таким образом, вышесказанное свидетельствует о существовании молодежной субкультуры, которая деструктивна по своей сути. Самоидентификация подростка с этой субкультурой является сложнейшим психофизиологическим процессом, который не имеет обратного течения. Клинический исход мало предсказуемый и может заканчиваться суицидальной попыткой вплоть до летального исхода.

    Пути противодействия данной деструктивной субкультуре сложны и неоднозначны. Требуется применение системного подхода. Он включает в себя как социальный механизм противодействия на уровне силовых структур, так и работу с индивидуальной личностью. При этом требуется применение методов, как классической педагогики, так и психотерапии включая даже ее экзистенциальную форму. Поэтому основа противодействия, как и при ВИЧ-инфекции — профилактика. И основная профилактика – формирование православного религиозного мировоззрения.

    В условиях нашего общества объектом воздействия современной рокнаркоконтрсекскультуры является молодежь и особенно подростки, т.е. люди, у которых еще не завершен период эго-идентификации, а психика, которых особенно уязвима и подобного рода воздействиям. Когда этим психоделическим «коктейлем» пичкают современного молодого человека, к тому же воспитанного в рамках рациональной атеистической по форме и содержанию культуры, то у него просто «едет крыша». У такого человека после такого воздействия возникает душевное опустошение, а в случае приема наркотиков к ним развивается физическое и психическое пристрастие.

    Но существует и другой, более скрытый элемент феномена любой разновидности рокнаркосексконтркультуры и он связан с явлением общественной гегемонии и манипуляции сознанием. Например, рок составляющая этой контркультуры создаёт систему «мягких» межклассовых общественных связей между выходцами из различных классовых структур общества. Такие связи абсолютно не опасны для класса находящегося на верхнем ярусе общественной пирамиды и в основном направлены на подрыв родительского авторитета и разрушения семьи, развитие нигилизма и нарушение взаимосвязи между родителями и детьми. Другим удачным элементом для правящего класса является тот момент, что рок-культура производит разно векторный выброс агрессии, которая никогда не бывает узко направлена против правящего класса, третий элемент этой субкультуры – создание системы ложных авторитетов и кумиров, что противоречит одной из главных заповедей Декалога Моисея – «не сотвори себе кумира». Ослеплённый ложными авторитетами молодой человек становится лёгкой мишенью для манипуляции его сознания. Есть ещё и другой элемент в этом производстве кумиров – это разрушение архетипа положительного героя и подмена его на антигероя типа наркомана Элвиса Престли, гомосексуалиста Элтона Джона или самоубийц Иэна Кёртиса и Розза Уильямса.

    Список литературы

    • 1.Боголюбов Н. Тайные общества ХХ века. Второе изд. (исправленное и дополненное). Изд-во Вера. Санкт-Петербург. 2011. – 239 с.
    • 2. Волков Ю.Г. Социология. – М.: Гардарики, 2000.
    • 3.Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово о смерти. Мн: Свято-Елисаветинский монастырь, 2004 – 336 с.
    • 4.Кемпиньский А. Психология шизофрении / Пер. с польск. А.А. Боричева. –СПб.: «Ювента», 1998. –293 с.
    • 5. Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1997.- 190 с.
    • 6. Косарецкая С.В. О неформальных объединениях молодежи / С.В. Косарецкая, Н.Ю. Синягина. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 159 с.
    • 7. Лисовский В.Т. Советское студенчество: соц. очерки. – М.: Высшая школа, 1990. – 304 с.
    • 8.Лэнг Р.Д. Расколотое «Я».:Пер. с англ. – СПб.: «Белый кролик», 1995. –352 с.
    • 9.Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова. – М.: издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. – 672 с.
    • 10. «Real Экстрим» журнал об экстремальном спорте и развлечениях. Пилотный выпуск. Август 2004.
    • 11. Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике Татарстан. // Социс 11/98
    • 12.Славин О. Беседы со странником. Образ потустороннего мира. – М.;Вагриус 2001 – 317с.
    • 13. Харчева В.Г. Основы социологии: учеб. – М.: Логос, 1997.
    • 14.Хьел Л., Зиглер Д. Теория личности: Основные положения, исследование, применение. Сер. «Мастера психологии». – СПб.: «Питер Кош», -1998.
    • 15.Уолш Р. Дух Шаманизма.:Пер. с англ. –М.: Изд-во Трансперсонального института, -1996. –288 с.
    • 16.Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. – М., -1923.
    • 17. Журнал «Социс», выпуски за 1998, 2003 гг.
    • 18.Юнг К.Г. Психологические типы. Пер. с нем. Перевод Софии Лорке, пер. и доп. В. Зеленским. – СПб.: «Ювента». – М.: «Прогресс-Универс», -1995. –765 с.
    • 19. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / Пер. с англ. Г.С. Драбининой. – М.: Независимая фирма «Класс», -1999. –576 с.
    • 20. Еrikson EH (1963a) Childhood and society (2 end ed), New York: Norton.
    • 21.Erikson EH (1958) Youngman Suther: Astudy in psychoanalysis and history. New York: Norton.

    Николай Головачев, Бойко И.В. г. Днепропетровск.

Они создали свою субкультуру. Они противостоят материальному и меркантильному миру. Они отстаивают своё право на любовь – чистую, искреннюю, безусловную. Но способны ли они сами на таковую?..


Окрасив собственный мир в черно-розовые краски, спустив челки на глаза и надев тёмные очки, они свято верят в то, что этим смогут изменить мир и людей, живущих в нём. Эмо-кид - это дети и подростки с большими, полными страхов глазами, которые способны повергнуть в ужас своих родителей. Вот кто такие Эмо.

Кто такие Эмо: Эмо-кид о себе

«Самое важное, для нас – Эмо, это быть собой»
«Мы не боимся показывать своих эмоций. Для нас это не признак слабости».
«Эмо – это, прежде всего эмоции».


Вот, что говорят дети Эмо о себе. Они эмоциональны, ранимы. У них свой стиль одежды, своя музыка, свои аксессуары и даже собственный герб – разбитое сердце. Они открыто выражают свои эмоции, не прячут радость и страдания, причем второе всегда в приоритете. Но вопрос: кто такие Эмо, не перестаёт мучить родителей этих детей и подростков.



Их ники и аватарки всегда яркие, их сложно не заметить, а заметив – забыть. Их статусы в социальных сетях пугают, или, по крайней мере, вводят в замешательство:
«Я уйду, и никто не заметит, вспомнят лишь умирающий взгляд»
«На надгробье моём пусть напишут: её никто не любил»


И если к преобладающему черному цвету в одежде, или необычным аксессуарам Эмо, родители этих детей относятся более или менее терпимо, то другие проявления этой субкультуры не могут остаться незамеченными…

Кто такие Эмо – мнение психологов

«Эмо – это дети, не получившие достаточного тепла и внимания со стороны родителей. Дети, которым их родители предпочитают деньги, власть, карьеру. В эту субкультуру приходят подростки, которым не уделяют достаточно внимания, не говорят о своей к ним любви. Они чувствуют себя «недолюбленными», обделёнными вниманием. Они страдают от отсутствия родительского тепла и непонимания. Всё, что необходимо такому ребёнку – это почувствовать себя нужным, важным.
В нашем мире, где всем управляют деньги, такие дети плохо адаптируются. О человеке судят не по тому, кто он есть на самом деле, а по тому, что есть у него. И если у него нет последней версии Ipad, или Ferrari, он ничто в этой жизни»


Проще говоря, если ребёнок стал Эмо, значит, ему надо просто уделять больше внимания, купить ему Ipad последней модели, и Ferrari. Вот только реальность говорит о другом.


Далеко не каждый ребёнок, чьи родители не могут позволить себе столь дорогие подарки, становится тем, кого называют Эмо. Жизненные примеры нам показывают, что дети из бедных семей не реже «богачей» преуспевают в этой жизни, и думать не думают о том, кто такие Эмо или как перерезать себе вены, наглотаться таблетками. В то же время дети из семей известных бизнесменов могут стать, как у них говорят «тру эмо», или же напротив, увлеченно заняться продолжением дела своих родителей. И, пока ещё ни одному психологу не удалось уловить ту грань, переступив через которую, подростки начинают грезить о смерти.


Кто такие Эмо на самом деле?

Они действительно отличаются от многих других: своей огромной эмоциональной амплитудой, желанием и способностью испытывать колоссальные эмоции – от любви до грусти. Да, у них есть ценности, куда выше материальных – они ценят любовь. Всё это задано в них, но не обеспечено…


Такие свойства, как: любовь, сострадание, сопереживание – у них есть, но реализуют ли они их? А если и делают это, то правильно ли?


Те, кто становится Эмо, дети со зрительным вектором, рождены для больших задач, востребованных современным обществом. Чтобы нарабатывать способности к сопереживанию и любви, снижать уровень неприязни в обществе. Для этого им нужно самим своевременно развиться интеллектуально и чувственно. Но неправильное развитие их потенциала с самого раннего возраста превращает их в страдающих детей, истерично требующих любви и внимания к себе.


Все их эмоции, которые они так старательно показывают, направлены только на себя. Любовь, о которой они так любят говорить – это то, что они требуют к себе, но не способны отдавать от себя.


В результате, вместо того, чтобы снижать неприязнь в обществе, они её увеличивают.

Чего боятся родители и психологи?

Так кто же такие Эмо и чем они так пугают родителей подростков?
Статусы, посты, аватарки и фотографии на страницах в социальных сетях этих детей, романтизируют самое страшное - смерть. Говоря о надписях на надгробьях, рисуя жуткие картины и публикуя фотографии людей с перерезанными венами, они вселяют страх и ужас в сердца своих родителей и социальных работников.


"Субкультура Эмо пропагандирует суицид!" - делают вывод «специалисты». Вот только не замечают они одного – в сообщество Эмо вступают дети, изначально обладающие особым отношением к смерти.


Страх смерти – это врождённый страх человека со зрительным вектором. И именно дети со зрительным вектором встают в ряды Эмо. Но делают они это вовсе не для того чтобы покончить с собой, а для того, чтобы обратить на себя внимание, стать более заметными.



Внимание – этого действительно не хватает детям со зрительным вектором, но только тем из них, в ком этот вектор не развит. Пытаясь выделиться на общем фоне, они преследуют единственную цель – обратить на себя внимание. В этом есть глубокий смысл. Обращая на себя внимание, такие дети подсознательно начинают ощущать свою безопасность: «меня видят, значит, в случае опасности, меня успеют спасти». Дети со зрительным вектором в страхе – вот кто такие Эмо!


Неправильная реализация зрительного вектора всё глубже погружает ребёнка в страхи. Со временем ему становится недостаточно внимания со стороны родителей, и всех окружающих людей. Их внешний вид перестаёт шокировать их знакомых, и тогда они идут дальше, принимают другие, уже радикальные меры.


Выпить тюбик снотворного, перерезать себе вены, встать на окно девятого этажа - вот следующий этап, часто становящийся последним…


Их суицид - это лишь очередная попытка привлечь к себе внимание. И предпринимают они эту попытку с расчетом, что их успеют спасти. Так, тюбик таблеток выпивается за 5 минут до прихода родителей, а вены вскрываются тогда, когда кто-то непременно есть рядом.


Психологический шантаж – вот что есть суицид Эмо, но никак не желание уйти из жизни.

Чем опасна субкультура Эмо на самом деле?

Неверно будет сказано, что субкультура Эмо несёт в себе какую-то опасность, опасность исходит от тех детей, которые идут туда. Но делают они это изначально оттого, что не были научены состраданию и любви, как она есть – направленной наружу, а не вовнутрь себя.


И даже если такого ребёнка минует участь тех единиц, которые-таки покончили с собой, и то лишь потому, что их не успели спасти, то всю оставшуюся жизнь его будут преследовать страхи. Боязнь темноты, навязчивая мысль о черной руке, вот-вот намеревающейся высунуться из-под кровати, глубокие фобии, от которых неспособен излечить несистемный психолог - вот, что ожидает такого ребёнка. Но глобальность проблемы заключается даже не в этом, а в том, что все эти люди - те, кто сейчас является Эмо, не смогут работать на благо общества , снижать накопившуюся неприязнь и развивать культуру в самом высоком смысле этого слова. Они никогда не смогут правильно адаптироваться в социуме и получать то, к чему стремятся – любви, настоящей, а не той, что направлена вовнутрь себя.


Как выдернуть ребёнка из сообщества Эмо

Ни дорогие подарки, ни безусловная любовь и внимание к ребёнку не способны отгородить его от сообщества Эмо. Только научившись высвобождать свои эмоции, направлять их не на себя, а на окружающих людей, узнав, что такое сострадание и любовь наружу, тот, кто является Эмо, сможет разбавить свою палитру красок.


В подростковом возрасте, а именно подростки становятся Эмо, понять, кто такие Эмо, и направить развитие своего ребёнка в правильное русло ещё возможно. И если в возрасте до 7-8 лет ещё может помочь литература, вызывающая сострадание, то в пубертате нужны другие, более сильные методы – посещение домов инвалидов, реабилитационных центров и домов престарелых - вот, что поможет подростку со зрительным вектором научиться выталкивать свои страхи наружу. Сострадая другим людям – немощным старикам, инвалидам, детям с дефектами развития, ребёнок со зрительным вектором перестаёт испытывать страх за себя, его чувство страха за собственную жизнь переходит в страх за жизнь другого человека – в этом и есть суть сострадания и выталкивания страха наружу.


Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает ориентиры для понимания, кто такие Эмо, и в каком направлении стоит развивать своего ребёнка таким образом, чтобы он умел правильно адаптироваться в обществе и получать от жизни максимальное удовольствие.

Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана .

Другие публикации:




Мне понравилось – поставить «сердечко»:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!