Контрольные диктанты умк "перспектива". Диктанты по русскому языку на тему осень (2 класс)

Вводный контрольный диктант по русскому языку

2 класс

На даче.

Настало лето. Дети едут на дачу. Возле дачи есть роща и пруд. В пруду водятся щуки, ерши и караси. Дети там рыбачат. Хороша будет уха!

Слова для справок: есть, водятся.

Грамматическое задание :

1 вариант:

  1. В третьем предложении подчеркните гласные буквы.
  2. Раздели слова на слоги: рыбачат, уха, пруд.

2 вариант:

  1. Во втором предложении подчеркните гласные буквы.
  2. Раздели слова на слоги: настало, ерши, есть.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме

«Правописание буквосочетаний ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН»

Щука

Щука живет в пресных реках. Это хищная рыба. Длина обычной щуки около двух метров. Ее вес может быть больше десяти кг. Щука пятнистая с темными полосками. Щуки живут в глубоких местах. В начале лета они могут выходить на мелководье. (40 слов)

Грамматическое задание:

1 вариант

1. Подчеркнуть слова с буквосочетаниями ЖИ, ЧА, ЩУ.

2. В первом предложении подчеркнуть твердые согласные.

2 вариант

1. Подчеркнуть слова с буквосочетаниями ЧН, ЩН.

2. В первом предложении подчеркнуть мягкие согласные.

Контрольный диктант теме «Безударные гласные звуки»

С неба падал мокрый снежок. Ребята побежали во двор и стали лепить из снега фигурки.

Коля слепил снеговика с метлой в руке. Анна выстроила домик с окошками изо льда. У Толи получился хороший Дед Мороз. Всем было весело.

Слова для справки: изо.

Грамматические задания:

1 вариант:

  1. Выпишите первое предложение. Разделите слова вертикальной чертой для переноса.
  2. Спишите второе предложение. Поставьте ударение в словах. Подчеркните безударные гласные.

2 вариант:

  1. Выпишите последнее предложение. Разделите слова вертикальной чертой для переноса.
  2. Спишите третье предложение. Поставьте ударение в словах. Подчеркните безударные гласные.

Контрольный диктант по теме «Звонкие и глухие согласные»

2 класс

Зимой в лесу.

Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В ветвях дерева было дупло зверька. В дупле шишки и грибы. Тепло и сытно белочке в дупле.

Грамматическое задание:

1 вариант:

  1. Спишите первое предложение, разделив слова для переноса.
  2. Во втором предложении подчеркни буквы, обозначающие глухие согласные звуки.

2 вариант:

  1. Спишите последнее предложение, разделив слова для переноса.
  2. Во втором предложении подчеркни буквы, обозначающие звонкие согласные звуки.

Контрольное списывание

2 класс

Родина.

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок. Это деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких уголков и состоит наша огромная великая Родина. Каждый человек любит свой дом, свою улицу, свой двор. И из этой любви складывается большая любовь к Родине.

Контрольный диктант по русскому языку за I полугодие 2 класса .

У дедушки .

Дед у Катюши лесник. Летом девочка живёт у Ивана Ильича. Они любят ходить в малинник. Хороший урожай ягод в этом году. На тропе лежат шишки. В сухой траве шуршит ёжик. Трещат сороки.

Слова для справок: летом.

Грамматическое задание:

1 вариант:

  1. деньки, ягода.
  2. Раздели слова для переноса: малинник, хороший.

2 вариант:

  1. Запиши количество букв и звуков в словах: ёжик, полдень.
  2. В первом предложении подчеркни буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
  3. Раздели слова для переноса: девочка, шуршит.

Контрольный диктант по теме «Слово и его значение»

2 класс

Пробежка.

Мы бежим по лесной тропе. Дышим во всю грудь. Путь лежит через чащу. Со всех сторон стволы лип. Смотри вперёд! Там бежит лиса. В траве видны её спина и чудесный хвост. Хороша рыжая красавица!

Грамматическое задание:

1 вариант:

  1. Составь из данных слов предложение: Дождливый, в, люблю, день, гулять, я.
  2. тепло, богатый.

2 вариант:

  1. Составь из данных слов предложение: Хвостом, и, лиса, махнула, исчезла, рыжая.
  2. Подберите слова – синонимы к словам: узкий, пасмурно.

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

2 класс

Листопад

Выдался погожий октябрьский денёк. Бабушка Дарья с внучкой Машей вышли во двор. Осенние листья кружились и падали на землю. Дворник сметал их в кучки. Кленовые листья окрасились в разные цвета. У Маши в руках яркий букет. Пушистый кот рад листопаду. Падающие листья похожи на воробьёв. (46 слов)

Слова для справок: погожий, листопад.

Грамматическое задание:

1 вариант:

  1. лес.
  1. Разберите по составу слова денёк, кучка, бабушка .

2 вариант:

  1. Подбери 2-3 однокоренных слова к слову дом.
  1. Разберите по составу слова пенёк, котик, избушка .

Контрольный диктант по теме «Части речи»

2 класс

Дети в лесу

Взяли ребята лукошки и бегут в ближний лесок. Хорошо в тени берез! На траве

капельки росы. В густых ветвях поют птицы. Детишки сели на пенек, слушают чудное

пение соловушки. Пора и по малину. Крупные спелые ягоды так и манят. Кто кладет в рот, кто в кузовок.

Грамматическое задание:

1 вариант:

1. Выпиши предлоги из первых трех предложений.

2. В первом предложении над словами укажите части речи.

2 вариант:

1. Выпиши предлоги из последних трех предложений.

2. В пятом предложении над словами укажите части речи.

Аттестационная письменная работа (диктант)

2 класс

Весной.

Весна. Стоят чудные деньки. Бегут ручьи. Поют птички. Свистят иволги. Кричат кукушки. Цветут ландыши. По зеленой траве прыгают воробьи. За лесом пруд. Ребята идут играть в лес. Девочки любуются цветами. Братья Петя и Миша Петуховы нашли ежика. Ольга кормит орешками белку. (42 слова)

Грамматическое задание:

1 вариант:

воробьи, ёжика .

2. В последнем предложении над словами укажи части речи.

2 вариант:

1. Укажи количество букв и звуков в словах: братья, иволги .

2. Во втором предложении надо словами укажи части речи.



Контрольные диктанты для 2 класса по системе Занкова

1 четверть входной диктант

Цели: проверка умения записывать слова различной звукослоговой структуры, умения оформлять предложения.

I. Диктант.

В лесу.

Андрей и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белки. Спрятались под елкой серые ежики.

II. Грамматические задания.

1. Разделить слова на слоги и для переноса: весело , поют , серые , ежики.

2. В последнем предложении подчеркнуть буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

3. Найти в тексте и выписать слова: в одном – звуков больше, чем букв; в другом слове – букв больше, чем звуков. Указать количество букв и звуков.

1. Записать предложения, расставляя знаки препинания. Каждое предложение писать с новой строки.

З а п и с ь н а д о с к е:

Мы друг друга выручаем друг без друга мы скучаем никогда и ни за что не поссорит нас никто облетели листья клена клен от холода дрожит на дорожке у балкона золотой ковер лежит.

2. В последнем предложении подчеркнуть главные члены.

3. Выписать 2 слова, состоящих из 4 слов. Разделить их на слоги и для переноса.

диктант по теме «имена собственные»

Цели: проверка навыков употребления заглавной буквы в именах собственных; усвоение первоначальных орфографических навыков на основе изученных правил написания слов.

Кто где живет

Моя подруга Люда Петрова живет в Москве. Дядя Вася живет в Калуге. Город Калуга стоит на реке Оке. Мы пишем друг другу письма. Летом поедем к бабушке в деревню Вязники. (33 слова.)

1. Во втором предложении подчеркнуть главные члены.

2. Слова: Ока , письма , поедем разделить на слоги и для переноса. Поставить ударения.

контрольный диктант за i четверть

Цель: проверка знаний, умений и навыков учащихся по изученным темам.

Горка

Стояла хорошая погода. Ребята вышли во двор. Что делать? Стали они строить горку. Дружно работали мальчики. Весь день они трудились. У стены сарая выросла горка. Дети полили ее водой. Горка замерзла.
(31 слово.)

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е

1. Выписать из текста 1–2 слова, в которых букв больше, чем звуков.

2. К слову работали выписать из текста слово, близкое по значению (синоним).

июль , банька , ежик , тетрадь , знойный .

4. В 7-м предложении подчеркнуть основу.

(Задания учитель может выбрать.)

i i четверть

тест по теме «разделительные ъ и ь»

Цель: проверка сформированности навыка правописания слов с разделительными ъ и ь .

1. Подчеркните слова с разделительным ь:

1) колья;

2) сосулька;

3) здоровье;

4) бьют;

5) гвоздь.

2. Подчеркните слова с разделительным ъ. Вставьте пропущенные буквы.

1) об..явление;

2) плат..я;

3) под..езд;

4) в..юга;

5) раз..езд.

3. Зачеркните лишнее слово в каждой строке.

Илья, Татьяна, Ольга, Дарья.

Сеть, сыновья, сосулька, Сибирь.

4. Перед какими буквами пишется разделительный ь? (Обведите кружком, допишите недостающие буквы.)

е о у ю и

5. Перед какими буквами пишется разделительный ъ? (Обведите кружком, допишите недостающие буквы.)

я ы э ю а

6. Подчеркните слова с неправильным переносом.

Сучь-я, подъ-езд, вь-юга, съ-ехал, сосуль-ка.

7. Оформите следующие высказывания.

Пишется после приставки на согласный перед буквами _________.

Пишется после _________ перед буквами _________.

проверочный диктант по теме «слова
с сочетаниями
жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн»

Цель: проверка сформированности у учащихся навыка правильного написания слов с сочетаниями жи-ши , ча-ща , чу-щу , чк , чн , щн .

I в а р и а н т

Птички

Айболит открыл дверь. У двери сидела ласточка. Какое чудо! Ведь зимой ласточки живут в Африке. Птичке холодно. Она сидит на снегу и дрожит. Доктор усадил ее у печки. Ласточка прилетела из Африки. Ее послали больные звери. (37 слов.)

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е

1. В восьмом предложении подчеркнуть главные члены.

ча , щу , чн .

II в а р и а н т

В лесу

Мальчик и девочка часто бегают в лес. Там они ищут шишки, рвут щавель. В лесу весело поют птички. В дупле живет ручная белка. На поляне бегает зайчик. Детям хорошо в лесу. (33 слова.)

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е

1. В четвертом предложении подчеркнуть главные члены.

2. Записать слова с сочетаниями ши , чу , чк .

проверочная работа по теме «предложение»

Цели: проверка умения различать предложения, разные по цели высказывания; в сплошном тексте выделять предложения и оформлять их на письме; выделять главные члены предложения; владеть терминами: повествовательное, побудительное, вопросительное предложения, восклицательная и невосклицательная интонация.

Ход урока

1. Дополнить высказывания.

Предложение, которое содержит сообщение о ком-нибудь или о чем-нибудь, называется…

Предложение, которое содержит вопрос, называется…

Предложение, которое содержит приказ, призыв к действию, просьбу, называется…

(Каждый правильный ответ – 1 балл, всего 3 балла.)

2. Записать текст, расставляя знаки препинания.

Был теплый летний день но вдруг большая туча затянула небо неужели будет гроза блеснула молния ударил гром пошел сильный дождь но скоро небо прояснилось как хорошо после грозы

(Каждое правильно оформленное предложение – 1 балл.)

3. Записать предложение. Подчеркнуть главные члены предложения.

Красивый олень вышел на лесную поляну.

Стрелками показать связь слов в предложении. Надписать над словами части речи. (Правильный ответ – 3 балла.)

4. Подчеркнуть только предложения. Поставить знаки препинания.

О чем шепчутся деревья

Весна снова ручьями

Скоро распустятся ландыши

Очень задорно поют соловьи

(Каждое выделенное и правильно оформленное предложение – 1 балл.)

контрольный диктант за i i четверть

Цель: проверка знаний учащихся по изученным темам.

Весь день идет снег. Друзья Костя и Леша после школы пошли гулять в парк. Дети катались с горки на санках. Илья и Ксюша встали на лыжи. А две Маши пришли на коньках. Но снег все идет и идет. Он засыпает лыжню. (41 слово.)

1. В третьем предложении подчеркнуть главные члены и определить части речи.

2. Выписать из текста одно слово, в котором букв больше, чем звуков, и другое слово, где букв меньше, чем звуков.

3. Разделить слова для переноса: Илья, гулять, засыпает, друзья .

i ii четверть

контрольный диктант по теме
«парные и глухие согласные»

Цель: проверка навыка правописания слов с проверяемыми согласными на конце.

Зима в лесу

Пришла зима. Стоит сильный мороз. Снег укрыл березу и дуб. Толстый лед сковал реку. Ели надели снежные шубы. Пушистый шарф лежит на ветках сосны. Вот сугроб. Там крепко спит медведь.

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е

1. Подчеркнуть согласные буквы на конце слов, которые нужно проверить.

2. Подобрать три слова на это правило. Записать к ним проверочные слова.

3. Второе предложение разобрать по членам и частям речи.

контрольный диктант по теме «правописание
парных согласных на конце слов»

Цели: проверка умения правильно писать слова с изученными орфограммами, оформлять на письме предложения.

Рыбки

Во Внукове я выкопал маленький пруд и пустил туда золотых рыбок. В тот год был сильный мороз. Пруд покрылся снегом.

Наступила весна. Снег растаял. Но лед еще долго стоял. Когда он растаял, в пруду весело плавали рыбки. (38 слов.)

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е

1. Записать 2–3 слова с парными согласными на конце слов. Подобрать и записать к ним проверочные слова.

2. Третье предложение разобрать по членам и обозначить части речи.

контрольный диктант по теме
«имя прилагательное»

Цель: проверка знаний об имени прилагательном.

Первый день зимы

Мы пошли на лесные озера. С неба падали одинокие снежинки. Вот маленькое озеро. Вода там прозрачная. Над головой было белое небо. Но вдруг пошли снеговые тучи. Хлопьями повалил густой снег. Зима стала хозяйничать над землей. (38 слов.)

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е

1. Разобрать по членам предложения: I вариант – третье предложение; II вариант – седьмое предложение. Выписать словосочетания (прил. + сущ.). Определить род и число прилагательных и существительных.

2. Подобрать антонимы к словам.

I в а р и а н т – узкий ручей – …

длинная река – …

II в а р и а н т – трусливый мальчик – …

высокий куст – …

проверочная работа по теме
«приставки и предлоги»

Цель: проверка знаний детей по изученной теме.

Ход урока

1. Списать, раскрывая скобки. Подчеркнуть предлоги, выделить приставки.

(На) ступила (на) стоящая зима.

(По) льду (через) реку (про) тянулась дорога.

(На) стеклах мороз (на) рисовал (пре) красные узоры.

Землю (по) крыл пушистый снег.

Последнее предложение разобрать по членам и частям речи.

2. Выписать предложения с правильным употреблением предлогов и приставок.

1) Товары на грузили на пароход и до ставили до места назначения.

2) Товары нагрузили на пароход и доставили до места назначения.

3) Товары нагрузили на пароход и доставили доместа назначения.

4) Товары нагрузили напароход и доставили до места назначения.

3. Вставить нужные предлоги.

Слезть … крыши.

Автобус … кондуктора.

Отрывок … рассказа.

Смеяться … клоуном.

контрольный диктант за III четверть

Цели: проверка сформированности навыка правописания слов в диапазоне изученных правил: большая буква в именах собственных, парные звонкие и глухие согласные на конце слов, правописание родовых окончаний имен прилагательных.

Ход урока

Новая школа

За деревней Морозки был пустырь. Жители для ребят построили новую школу. Ученики посадили у крыльца кусты роз. На клумбах цветут тюльпаны. За домом школьники разбили фруктовый сад. Пройдут годы. Ребята снимут с яблонь и груш урожай фруктов. (39 слов.)

Г р а м м а т и ч е с к и е з а д а н и я

1. Подчеркнуть в тексте предлоги.

2. Второе предложение разобрать по членам и по частям речи.

3. Найти и выписать два слова с буквами, обозначающими парные согласные на конце слов. Подобрать проверочные слова.

i V четверть

проверочная работа по теме «Глагол»
(
тестирование )

Цель: проверка усвоения учащимися изученного материала.

1.

1) Глагол – это часть речи.

2) Глагол – это часть слова.

2. Выбери и подчеркни верное утверждение.

1) Глагол обозначает предмет.

2) Глагол обозначает действие предмета.

3) Глагол обозначает признак предмета.

3. Выбери и подчеркни верное утверждение.

1) Глагол изменяется по числам и временам.

2) Глагол не изменяется по числам и временам.

4. Выбери и подчеркни верное утверждение.

1) Глагол является главным членом предложения.

2) Глагол является второстепенным членом предложения.

5. Какие из данных слов являются глаголами (подчеркнуть):

1) петь; 4) певчий;

2) напев; 5) поёт.

3) певец;

6. Найдите глаголы, стоящие в форме множественного числа (подчеркнуть):

1) стирает;

2) вылезти;

3) заговорят;

4) молчит;

5) вёз.

7. Какое слово в каждой группе является лишним?

1) Говорил, пишите, вязала, висело;

2) воркует, борется, сотрёт, хохочет;

3) будут шить, срисует, обласкает, занёс.

8. Укажите предложения, в которых глагол употребляется
в форме прошедшего времени.

1) По реке плывет баржа.

2) В лесу ребята свернули с тропинки.

3) Летом Даша будет отдыхать в деревне.

4) Весна наступила.

5) Мы идем по лесу.

9. Укажите предложения, в которых главные члены подчеркнуты неверно.

контрольное списывание с заданием

Цели: проверка сформированности навыка правописания слов с безударными гласными в корне слов; проверка умения сличать написание с текстом.

Н а д о с к е з а п и с а н т е к с т:

Поймал С..режа ч..жа и пос..дил его в клетку. Однажды мальчик забыл закрыть дверцу. Птичка ул..тела. Пол..тел чижик к.кошку и ударился о ст..кло. Поднял С..режа птичку. Чижик т..жело дышал. Скоро он умер. После этого С..режа перестал л..вить птиц. (По Л. Толстому.)

Прочитайте рассказ.

О чем этот рассказ?

Какова его мораль?

Какие чувства он вызвал у вас?

Не забывайте: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

З а д а н и е:

Списать текст, вставляя пропущенные буквы в слова.

В скобках к этим словам написать проверочные.

контрольный диктант по теме
«Безударные гласные в корне слова»

Цели: проверка умения писать слова с безударными гласными в корне; распознавать орфограмму и подбирать проверочные слова.

Лесная поляна

Кругом поляны стояли ели. Каждая высылала вперед березу. Вся большая поляна была покрыта бугорками. Это кроты поработали. На эти холмы падало семя. Там выросли березки. А под их защитой – елочки.

Пройдут годы. Вся поляна зарастет одними елками. А березы зачахнут в тени. (43 слова.)

Г р а м м а т и ч е с к и е з а д а н и я

1. Последнее предложение разобрать по членам и по частям речи.

2. Выписать 2 слова с безударными гласными в корне, приписать к ним проверочные слова.

контрольное списывание
с грамматическим заданием

Цель: проверка знаний детей по изученным орфограммам.

Ход урока

1. Списать, вставляя пропущенные буквы.

В в..сеннем л..су ветер свободно гуляет. Ничто не мешает ему к..ч..ть с..режки у ольхи. Он (под) хватывает пыл..цу. Пыл..ца л..тит по всему л..су. Солнце (о) свещ..ет яркие и пуш..стые цв..ты. Лес пахнет медом. Гудят пчелы и шм..ли. (Про) л..тают первые бабоч..ки. Как все нарядно! (41 слово.)

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е

2. Пятое предложение разобрать по членам и по частям речи.

3. Подчеркнуть глаголы и определить их время.

итоговая контрольная работа (диктант)

Цели: выявление, в какой степени сформировался навык правописания слов на основе изученных правил, как овладели учащиеся умением распознавать орфограммы, находить способ проверки написания.

Ход урока

Подружились

Каждый день лесник косил траву на лугах. Он подъезжал на лошади. Старая лошадь стояла в тени и грустила.

На покос приходила девочка из соседней деревни. Она варила еду и приносила лошади. Лошадка ждала Лену. Грустные глаза становились радостными.

Съест весь хлеб и ищет крошки в ладонях губами. Потом кладет голову подружке на плечо и вздыхает.

С л о в а д л я с п р а в о к: плечо, становились, подружке, из соседней, грустные, радостными.

Г р а м м а т и ч е с к и е з а д а н и я

1. Восьмое предложение разобрать по членам и по частям речи.

2. Записать существительное, прилагательное и глагол с корнем -груст- .

3. Подобрать и записать слово, противоположное по значению (антоним): радостный – … .

ДИКТАНТЫ

Цель работы - проверить умения писать под диктовку текст, включающий орфограммы по программе 2-го класса в соответствии со стандартом.

При диктовке четко проговариваются окончания.

Объем диктанта: 55-60 слов.

Вариант 1

Сын и мать

Тихо подкрался поздний вечер. Сын делал уроки. Слабый свет падал на тахту. Там спала мама. Сын встал и накрыл ее теплым мягким одеялом. Он вгляделся в ее лицо. Около бровей тянулись узкие морщинки. Когда они появились? Морщинки были и около губ. Сыну стало грустно. Он решил больше не огорчать маму. Прожужжала сердито муха. Мама проснулась. Сын приветливо ей улыбнулся.

Слово для справки: приветливо.

Вариант 2

Встреча весны

На снег деревья отбрасывали лиловые тени. Чуткое ухо ловило первые знакомые звуки весны. Скрипнула старая ветка. Весенний ветер царствовал в лесу. Он промчался по верхушкам деревьев. С макушки ели свалилась тяжелая белая шапка. Во все стороны полетела снежная пыль. Она вспугнула лесную мышь. Мышь подъедала остатки своего завтрака. Забарабанил лесной музыкант. Он радостно встречал весну. Здравствуй, весна! Лес просыпался.

Слова для справок: отбрасывали, лиловые, завтрака.

Вариант 3

Из дальнего плавания возвращался крейсер "Мирный". В пути он боролся со штормом. Тяжелые гигантские волны набрасывались на него. Палуба пропадала в пене соленых брызг. Ревел ветер.
Сегодня на море тихо. Спокойная водная гладь нежилась под лучами солнца. Медленно проплывали зубцы гористого острова. Все матросы высыпали на палубу. Здравствуй, родная земля! Мы возвратились домой! Это был самый счастливый миг.

Слова для справок: крейсер "Мирный", на него.

Вариант 4

Тихо и задумчиво катила свои воды река. На берегу стоял наш шалаш. Дед Илья чистил рыбу. Солнце скрылось за лесом. Затихала дневная жизнь. Мы готовились к ночлегу. Умолкали птицы. Поникли головки у цветов. Ветерок поиграл с листочками и улетел. Длинные плоты тянулись по реке за буксирами.
Наступала ночь. Луна осветила реку. Зажглись первые звездочки на небе.

Слово для справки: задумчиво.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы - проследить, как формируется навык безошибочного списывания, навык самоконтроля.

Ну и рыба!

Холодная была в озере вода. Я забрел по колено, стою, топчусь на месте. Вдруг я почувствовал, что кто-то пальцы мне пощипывает.
Я нагнулся и прикрыл глаза от яркого света. Около меня кружили ерши. Я ногами воду взмутил, а они в мутной воде что-то ловили. А заодно и ноги мои "на зубок" пробовали ершики. Вот это встреча!

(По Н.Сладкову)

Кривая уточка

Жили-были старик со старухой. Пошли они раз за грибами в лес и нашли уточку. А та уточка была кривая. Они ее взяли и принесли домой. Дома старики сделали для уточки гнездышко из перьев.
Утром они ушли. Уточка обернулась девушкой, избу вымыла, воды наносила, пирогов напекла. Пришли старики и очень удивились. В доме чисто, прибрано. Вот чудеса!

(По сказке)

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы - проверить умение записывать текст по логически законченным частям (свободный диктант), воспроизводить готовый текст по плану, составлять и записывать собственный текст на заданную тему.

1. Свободный диктант.

Два аиста деловито осмотрели старое свое гнездо и принялись за работу. Они таскали со всей округи ветки, сучья, камышинки. До позднего вечера трудились птицы.
Мы каждый день наблюдали за аистами. Нам стало их жалко. Федька и я накопали аппетитных красных червей за сараем и высыпали их около груши.
Аисты не торопились их съедать. Мы спрятались в кустах. Птицы мигом спустились на землю и застучали клювами.
Шло время. Аисты отъелись, окрепли. За кормом они летали на луг. Гнезда аистов уже не было видно. Груша закрыла его своей листвой.

2. Текст для обучающего изложения по коллективно составленному плану.

Над озером нависла черная туча. Потемнело. Я поспешил к берегу. У самой моей маски виляли хвостиками рыбешки. Они тоже спешили в тростник.
Вдруг грянул гром! Я вздрогнул, а рыбешки разом выскочили из воды. С первыми тяжелыми каплями дождя они плюхнулись в воду и завиляли хвостиками около маски. Опять гром, и опять рыбешки выскочили из воды.
Так мы доплыли до берега. Я вздрагивал от грома, а рыбешки выскакивали. У тростника я вышел из воды. Рыбешки ушли на дно. И тут хлынул ливень.

(По Н.Сладкову)

Слова для справок:

I часть - у самой, виляли, тоже;
II часть - разом выскочили;
III часть - вздрагивал, выскакивали, вышел.

3. Выбери тему, на которую ты хотел бы подготовить свой рассказ.

Ледоход на реке.
Грачи в роще.
Первые цветы.
Однажды в лесу (на реке, в парке).

Предлагаемые тексты подготовлены для диктантов, которые рекомендуется проводить во втором полугодии. Тексты охватывают следующие изученные правила:

Правописание слов с безударной гласной;

Правила правописания имен собственных;

Буквосочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ;

Правила переноса слов;

Правописание парных согласных.

Прогулка в лесу

Наступила осень. Саша и Таня после уроков побежали в лес. Вчера шел дождь. Бабушка сказала, что в лесу будет много грибов. Дети стали искать грибы. Таня нашла куст рябины. Красные ягодки щедро усыпали куст. А Саша нашел большой белый гриб.

(43 слова)

Осень в лесу

Красиво в лесу осенью. Деревья надевают осенний наряд. Желтые, красные и коричневые листья устилают землю. Белки ищут орехи и прячут их в дупле. Ёжик нашел гриб и понес его в норку. Птицы уже улетели на юг. Тихо в лесу. Только слышно, как шуршит листва под ногами.

(49 слов)

Осень в городе

На дворе стоит осенняя погода. Хмурое небо с утра затянуто тучами. Солнышко спряталось. Деревья давно скинули последние листочки. Холодный ветер играет опавшими листьями. Идет дождь. Капли звонко стучат по окнам. Все прохожие прячутся под зонтами.

(38 слов)

День Учителя

В году много праздников. Осенью мы отмечаем День Учителя. С утра все школьники идут с букетами цветов. В нашей школе повесили красивый плакат с поздравлениями. Мы красиво украсили класс шарами. Ваня и Петя выучили стихотворения об учителях. Катя принесла большой букет роз. Мы все поздравили нашу учительницу Ольгу Ивановну с праздником.

(53 слова)

Природа осенью

Отшумело звонкое лето. Природа готовится к долгому зимнему сну. Деревья шелестят поникшей листвой. Птицы собираются в стаи и готовятся к перелету в теплые страны. Дни стоят еще теплые, но все чаще слышны раскаты грома. Дни становятся короче. Скоро редкие лужи затянутся ледяной корочкой.

(45 слов)

Задания:

1. Найдите слово с разделительным мягким знаком.

2. В последнем предложении укажите подлежащее и сказуемое.

3. Укажите слова, где встречаются буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА.

Золотая осень

Осень - красивое время года. Деревья надевают красивые наряды. Березка нарядилась в желтый сарафан. Клен надел свой красный сюртук. А могучий дуб будто накинул коричневый плащ. Разноцветные листья кружат в воздухе и тихо падают на землю. Солнечные лучи ласково обнимают природу.

(42 слова)

Задания:

1. В третьем предложении выделите основу.

2. Разберите слово "Березка" по составу.

Осенний урожай

Осень - самое богатое время года. В сентябре начинается уборка урожая. На полях собирают пшеницу, картофель и кабачки. В саду поспели яблоки и ягоды боярышника.

Люди давно научились заготавливать из осенних овощей и фруктов припасы на зиму. Огурцы, помидоры и капусту солят, а из яблок и айвы варят вкусное варенье.

1 четверть. Входной контроль

Цель работы: проверить умение применять пройденные правила: оформление предложений на письме, правописание имён собственных, слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; умение переносить слова.

В лесу.

Андрей и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белки. Спрятались под елкой серые ежики.

1 четверть. Текущий контроль

Цель работы: проверить умение применять пройденные правила: оформление предложений на письме, правописание имён собственных, слов с парными согласными, слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; умение переносить слова.

Осень .

Стоит хороший день. Теперь осень полна тепла. Но часто идёт дождь. Вот Рома с папой идут в лес через широкие поля. Скоро ударит мороз. Всё покроет снег.

Лыжная прогулка.

Отец и мать Серёжи Чарушина купили ему лыжи. Мороз утих. Серёжа с папой будут гулять два часа по лесной тропе. Снег летит из-под лыж. Трещит наст.

1 четверть. Итоговый

Цель работы:

Лес зимой.

Красив зимний наряд леса. На лапках елей лежит снег. На тонких ветках берез снежный пух. Весь в снегу стоит дуб. Хорошо поработал мороз.

Наши рощи.

Хороши наши рощи. Красивы там берёзы. Сколько в рощах птиц! Стучат пёстрые дятлы. Кричат грачи. А как свищут синицы! Люди часто ходят в рощу слушать пение птиц.

2 четверть. Текущий

Цель работы: проверить умение применять пройденные правила: правописание имён собственных, слов парными согласными; умение переносить слова.

Находка.

Коля пришел в лес. Кто это? Это бежит ежик. Коля любит зверей. Вот стоит пень. Около пня большой гриб. Из гриба будут варить суп. Коля кладет находку в сумку и спешит домой.

Поездка.

Около домов много машин. Вот гараж. У его стены и дверей большой сугроб. По двору едет машина. Шофёр крутит руль. Машина должна выехать на улицу Антонова.

2 четверть. Итоговый

Цель работы: проверить умение применять пройденные правила: правописание звонких и глухих согласных в конце слов, безударных гласных, разделительного мягкого знака, умение переносить слова.

Зимой.

Наступила зима. Ночью был сильный мороз. Ветер кружил хлопья снега. Кругом лежит белый ковер. Реки и озера покрылись льдом. Ребята побежали на каток. Легко скользят острые коньки по гладкому льду. Там шум и веселье. Хорошо зимой!

Кошка Сильва.

На крыльце сидит кошка Сильва и мяукает. Я налью ей в блюдечко молочка и дам несколько кусочков мяса и колбаски. Довольная Сильва пьёт и ест. Теперь у киски вся мордочка в еде. Сытая кошка умывается.

3 четверть. Текущий

Цель работы: проверить умение применять пройденные правила: правописание имён собственных, слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; умение переносить слова.

Главный город.

Москва – главный город нашей России. В Москве много улиц, переулков, проспектов. Все знают Красную площадь, площадь Пушкина, Кутузовский проспект, Садовое кольцо. Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут на Плющихе. Мальчики гуляют в сквере с собакой Бимом м кошкой Муркой.

Дети в лесу.

Взяли ребята лукошки и бегут в ближний лесок. Хорошо в тени берез! На траве капельки росы. В густых ветвях поют на все лады птицы. Детишки сели на пенек, слушают чудное пение соловушки. Пора и по малину. Крупные спелые ягоды так и манят. Кто кладет в рот, кто в лукошко.

3 четверть. Итоговый

Весна.

Вот и весна. Солнышко рушит снежные горы. Шумит быстрый ручей. С крыш звонко падает капель. Лопнули душистые клейкие почки. Алёша и Юра ждут прилёта птиц. Они смастерили для птиц скворечники. Мальчики идут в парк.

Грамматические задания:

2. Подчеркнуть слова, начинающиеся с гласного звука.

Весна на окне.

На улице холодно. Идёт весь день колючий снег. А у нас на окне целый сад. На ветках тополя и берёзки распустились серёжки.

На ветках липы показались зелёные листочки. С окна повеяло весною. На вишнёвых ветках уже есть цветочки.

Грамматические задания:

1. Во втором предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Подчеркнуть орфограммы в словах берёзки, листочки.

4 четверть. Текущий

Цель работы: проверить умение применять пройденные правила: правописание звонких и глухих согласных в конце слов, безударных гласных, мягкого знака, слов с сочетаниями жи-шия, ча-ща, чу-щу, правописание имён собственных, умение переносить слова.

Весна.

Наступила весна. Солнышко шлёт на землю свет и тепло. Звонко звучит капель. Журчат весёлые ручьи. Уже зазеленела травка. На лугу пасут коров и коз.

Федя и Борис идут в рощу. Роща шумит зелёной листвой. Мальчики увидели ландыши. Как хорошо пахнут белые ландыши! (43 слова)

Слова для справок: увидели, ландыш.

Кораблик.

Наступил тёплый апрель. Выдался ясный день. С крыш падает частая капель. На клёне надулись почки. На буграх зацвела мать-и-мачеха. Пушистые сугробы снега исчезли. Весело бежит звонкий ручей. У Никиты в руках кораблик. Он спустил его на воду. Быстро мчит кораблик.(43 слова)

Слова для справок: мать-и-мачеха, исчезли, мчит.

Грамматические задания к диктантам:

1. Подчеркнуть главные члены предложения.

2. Надписать над словами части речи.

3. Разделить для переноса слова.

4 четверть. Итоговый

Цель работы: проверить умение применять пройденные правила: правописание звонких и глухих согласных в конце слов, безударных гласных, мягкого знака, слов с сочетаниями жи-шия, ча-ща, чу-щу умение переносить слова.

Пруд ожил.

Теплые лучи солнца согрели пруд. Тихо качались камыши. Выплыла утка с утятами. Жаба прыгнула на лист кувшинки, как на плот. В кустах спрятался уж. Пруд ожил. На лугу у пруда растут пестрые цветы. Мы любим играть у пруда.

Грамматические задания:

1. Найти и выписать из текста три слова с орфограммой «Проверяемые парные по звонкости - глухости согласные в конце слова».

2. Найти и подчеркнуть в последнем предложении слово, в котором все согласные звуки мягкие.

В роще.

Вот березовая роща. На траве играют золотые лучи солнца. Дует теплый ветерок. Под березами спрятался подберезовик. Ножка тоненькая, шляпка широкая. У ручья шумят редкие осинки. Под осинками – подосиновики. Веселые ребята в белых майках и красных беретах. На лесных полянах звучат птичьи голоса. Как хорошо летом в роще.

Грамматические задание:

1. Найти в тексте и выписать формы слова осинка.

2. Подчеркнуть то предложение, в котором есть слово, однокоренное со словом береза.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!