Как работает художник и чем пользуется. Требования к художнику

Кто же такой художник? Художник – это человек, который творчески работает в какой-нибудь области искусства.

Художником называют людей, которые работают красками и карандашами, занимаются скульптурой, дизайном и т.д.

Художника, который пользуется красками (акварель, темпера, гуашь, масло) называют живописцем .

Если художник любит рисовать карандашом, углем, фломастерами, тушью, пером, то его называют графиком.

Художник, посвятивший себя искусству скульптуры – это скульптор (ваятель).

Есть художники, которые занимаются оформительскими работами (создание плакатов, роспись предметов, оформления интерьеров домов, магазинов и различных учреждений). Их называют художниками-оформителями.

Также есть такая профессия как дизайнер – это художник-конструктор, создающий промышленные изделия.

Каждый художник работает разными материалами.

Какими же материалами работает художник-живописец?

Виды красок

1) Акварель – это прозрачные краски, разводимые водой. В акварельной живописи не используют белую краску. Роль белил играет бумага, поэтому если нужно осветлить цвет, то необходимо использовать больше воды.

2) Гуашь – это водяные краски, более плотные и густые, чем акварель. Краска гуашь не прозрачна и содержит белила. Это означает, что писать нужно от темного к светлому, а не наоборот. Гуашь достаточно быстро сохнет. Если вы допустили ошибку, то нельзя ее исправлять, пока гуашь не просохла. В случае нарушения этого правила у вас получится размазанное грязное пятно. Вносить изменения и исправления в рисунок нужно, дождавшись полного высыхания слоя гуаши.

Смешивая цвета, нужно брать в расчет, что влажная гуашь более яркая. Когда она высыхает, она бледнеет, Поэтому цвета всегда нужно выбирать более насыщенные, чем те, которые вы желаете видеть в конечной работе.

3) Масляные краски – краски, состоящие из окрашивающих пигментов и масла. Масляные краски, в отличие от акварели и гуаши, сохнут очень медленно. Масляные краски растворяют специальной жидкостью (разбавителем).

Виды кистей

Кисть – это инструмент художника, для наложения краски на бумагу, картон, холст.

Кисти бывают плоские и круглые.

Круглые кисти. Предназначается для нанесения краски линией. Это прекрасная кисть для рисунка, создания фактуры, работы над деталями.

Плоские кисти – это вид кисточек, у которых волосяной пучок плоской формы. Такими кистями наносят широкие ровные мазки: ими хорошо работать на крупных участках бумаги.

Изготавливают кисти из волосков белки, пони, колонка, свиньи, а так же синтетических материалов.

Свиная щетина : Прекрасный выбор среди лучших кистей для масла и гуаши. Кисть из свиной щетины также хорошо подходит для работы с густой краской. Отличаются упругостью.


Синтетические кисти. Синтетический волос на основе искусственных волокон очень популярен в наше время. Такие кисти отличаются эластичностью. Ими удобно работать с масляными красками и гуашью.

Кисти колонковые изготавливаются из обработанного волоса хвоста колонка. По форме бывают круглые и плоские, с удлиненной или укороченной волосяной частью. Эти кисти отличаются исключительной упругостью и эластичностью при удовлетворительной мягкости они применяются во всех видах живописи. Особенно они не заменимы при выполнении мелких деталей.

Кисти беличьи изготавливаются из обработанного волоса хвоста белки. По форме выпускаются только круглые. Беличьи кисти отличаются большой мягкостью и эластичностью.

Какую бумагу используют художники? Это может быть ватман или специальная акварельная бумага .

Художник-живописец обязательно использует палитру. Палитра – это небольшая тонкая и лёгкая доска четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы.

Художник-график работает карандашами, углем, пастелью

Графитные карандаши (простые и цветные) – карандаши, в основе которых лежит графит. Они различаются по твёрдости грифеля, которая, как правило, указана на карандаше и обозначается буквами М (В) - мягкий и Т (H) - твёрдый. Стандартный (твёрдо-мягкий) карандаш обозначается сочетаниями ТМ или HB. Буква F (от англ. fine point (тонкость) – это средний тон между НВ и Н.

Очень популярен среди художников уголь для рисования . Рисовальный уголь бывает двух видов: обычный древесный уголь и прессованный. Древесный уголь приготовляется из сухих, очищенных от коры прутиков ивы и березы путем обжига.

Прессованный уголь чернее и жирнее, чем древесный. Изготавливают его из угольного порошка, с применением растительного клея в качестве связующего вещества. Прессованный уголь продают в виде палочек, они бывают трех номеров твердости.

Пастель – цветные карандаши без оправы, изготовленные из цветного порошка. Бывает двух видов – масляная и сухая.

Цели:

  1. Научить выделять главную функцию (назначение) предметов.
  2. Применять какое – либо действие по отношению к разным предметам.
  3. Развивать творческое воображение, прививать интерес к искусству.
  4. Развивать организационные общеучебные умения.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Здравствуйте, дорогие ребята, сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие. Нас ожидает много нового и интересного. А чтобы путешествовать было веселее, выберем, на чем же мы поедем.

Отгадайте загадку:

Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь – прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колес
И называюсь...

(Паровоз).

Молодцы! Именно на паровозике мы и отправляемся в наше путешествие.

(На доске вывешивается красочная картинка паровозиков).

Рисунок 1

Посмотрите, какая красочная картинка.
- А что помогло сделать рисунок таким ярким, разноцветным? (Краски, карандаши цветные, фломастеры).
- А кто создает такие рисунки? (Художник).

3. Сообщение темы и целей.

Вот и мы сегодня с вами будем в роли художников. А еще мы узнаем, чем можно создавать рисунки.

4. Изучение нового.

Нам пора отправляться в путь. Все по вагончикам!

(Дети встают друг за другом, изображая движущийся состав. Ребята передвигаются от станции к станции, знакомятся с предметами, веществами, с помощью которых можно рисовать).

Мы прибыли на 1-ую станцию – “Красочную”.

Детям предлагается выполнить небольшой рисунок, используя карандаши, краски, мелки, фломастеры. Для них это уже привычные материалы для создания рисунков.

(На поддонах ровным слоем насыпан песок).

Интересно, а для чего здесь песок?

(Дети выдвигают версии, приходят к выводу, что с его помощью можно рисовать. Они и сами, проводя пальцами, создают рисунок).

Посмотрите, какие замечательные картины можно создавать с помощью песка.

(Учитель может продемонстрировать фрагмент фильма о творчестве Ксении Симоновой из Евпатории (Крым), которая рисует сказочные картины на песке).

Рисунок 2

Рисунок 3

Ну, а мы отправляемся дальше. Нас встречают на станции “Водной”. (Дети подходят к доске, где стоят стаканчики с водой).
- Для чего здесь стоят стаканчики с водой? (Воду можно выпить, ею можно умыться, а можно что-нибудь написать или нарисовать).
- Давайте нарисуем водяные лилии. (Учитель вывешивает картинки с изображением лилий: нарисованной и сфотографированной).

Рисунок 4

Рисунок 5

Какие замечательные у всех получились цветы, только одно огорчает, что они быстро отцветают. Почему так получается? (Вода быстро высыхает).
- А ведь и в природе цветы живут недолго, но зато как они нас радуют своей красотой во время цветения.
- Отправляемся в путь. Нас уже с нетерпением ждут на станции “Фантазеры”.

(Дети продвигаются паровозиком к следующей станции. Им выдаются небольшие листы картона и пластилин).

Что мы будем со всем этим делать?

(Дети предполагают, что можно слепить фигурки, а потом расположить их на картоне. Возможно, кто-нибудь из ребят предложит выполнить рисунок пластилином. Если этого не говорят дети, то предлагает учитель).

А давайте попробуем нарисовать картинку пластилином.

(Учитель показывает ребятам, как нужно рисовать пластилином, демонстрирует выполненные в такой технике работы).

Рисунок 6

Рисунок 7

Однако, все из вас замечательные художники. Мы могли бы еще очень долго путешествовать, создавая прекрасные картины, но нам пора отправляться в обратный путь. Все по вагонам!

(Все ребята выстраиваются друг за другом. Состав движется в обратном направлении).

5. Первичное обобщение.

Вот мы и вернулись обратно в класс. Сегодня мы совершили путешествие в мир прекрасного. В роли кого мы с вами были? (Путешественников, художников, исследователей).
- А с помощью чего может художник создавать картины? (Красками, карандашами, мелками, песком, водой, пластилином…)
- Сейчас вы воспользуетесь одним из перечисленных помощников и выполните работу в альбомах.

(Дети используют краски, карандаши или фломастеры, чтобы выполнить рисунок. Лучшие работы демонстрируются).

6. Итог урока.

Чем вы создавали картины в своих тетрадях? А чем еще можно создавать замечательные работы?
- А какие картины недолговечны? Почему?
- Чем вам понравилось рисовать больше всего?
- Замечательно, каждый человек индивидуален, и в праве сам выбирать.

7. Домашнее задание.

Подумайте, какие еще материалы можно использовать, чтобы нарисовать картину.
- На этом наше занятие закончено. (Учитель всем ребятам в виде поощрения за работу вручает картинки с изображением карандаша или кисточки).

До новой встречи!

Урок изобразительного искусства. 2 класс.

Тема: Чем и как работают художники.

Урок №5. Волшебная рыбка. Нетрадиционная техника рисования.

Тип урока: Урок обучения умениям и навыкам.

Форма урока: Урок – сказка.

Цель: Создать образ волшебной рыбки через использование техники граттаж.

Задачи урока:

    Познакомить учащихся с нетрадиционным графическим материалом, дать представление о способах работы в технике граттаж.

    Формировать понятия «граттаж», «аквариум».

    Закрепить умения работы над композицией сюжетного рисунка.

    Воспитывать у детей интерес к окружающему миру, любви к природе, развивать фантазию.

Оборудование для учителя:

Наглядные пособия «Поэтапное рисование рыб», «Стенд для выставки работ»;

Словарные слова;

Аквариум с рыбкой;

Репродукция картины А.Матисса «Красные рыбы»;

Книга «Сказки А.С.Пушкина»;

Открытки «Пёстрый мир аквариума».

Материалы для детей:

Заготовка листов в технике граттаж;

Деревянные палочки для процарапывания;

Цветовые карточки настроения.

Ход урока:

I ОРГ момент (настрой детей).

Здравствуйте, ребята,

Мальчишки и девчата!

Рада встретиться я с вами,

Верю, станем мы друзьями,

Прошу вас: помогите, хорошо себя ведите,

Тогда, вас уверяю,

Мы очень много нового, полезного узнаем!

Садитесь, пожалуйста. (Дети садятся.)

У меня сегодня замечательное настроение. (Демонстрируется цветовая карточка настроения.)

А какое настроение у вас? (Дети выбирают цветовые карточки настроения.)

Я вижу, у вас прекрасное настроение. (если кто-то из детей поднимет другие карточки - А если у нас и есть одна или две тучки, то общими усилиями, я уверена, мы их разгоним). Потому что мир освещается солнцем, а человек – делом! Когда человек занимается делом, он и те, кто с ним рядом, становятся чище, добрее.

Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? (Да.)

Я сейчас это проверю.

Кисти, краски и бумагу

На уроке этом надо. (Рисование)

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой.

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым. (Кисть и краски)

II Введение в тему урока.

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю,

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть – не летаю. (Рыба)

Верно, рыба. Она будет главной героиней нашего урока. (Учитель показывает на доску, где записана тема урока.)

А сейчас попробуйте представить себе ночь. (Включается запись сверчка.) Луна, звёзды, одна из которых, отражаясь в пруду, напоминает нам золотую рыбку. (На фоне музыки учитель читает стихотворение.)

В замке был весёлый бал,

Музыканты пели,

Ветерок в саду качал

Лёгкие качели.

В замке, в сладостном бреду,

Пела, пела скрипка.

А в саду была в пруду

Золотая рыбка.

И кружились под луной,

Точно вырезные,

Опьянённые весной

Бабочки ночные.

Пруд качал в себе звезду,

Гнулись травы гибко,

И мелькала там в пруду

Золотая рыбка.

И наша рыбка будет не простой, а золотой. (Учитель показывает аквариум с рыбкой)

А почему её называют золотой? (Потому что она блестит как золото)

Такой красивой рыбке многие художники и писатели посвящали свои произведения. К примеру, Анри Матисс – французский художник. (Учитель демонстрирует картину «Красные рыбы») , а также русские писатели и поэты – к примеру, наш великий А.С.Пушкин. (Показывает книгу А.С. Пушкина)

Может, кто – то из вас скажет, что это за произведение? («Сказка о золотой рыбке»)

Наша рыбка не только золотая, она ещё и волшебная. Давайте прислушаемся. Мне кажется, она хочет о чём – то сказать. (Учитель включает запись голоса рыбки)

Запись на кассете: Я живу в синем море, очень люблю плавать и играть вместе с подружками – рыбками. Но мне так одиноко сейчас одной. Ребята, помогите мне найти подружек.

Ребята, а как мы можем помочь рыбке на сегодняшнем уроке? (Давайте нарисуем для неё подружек.)

III Сообщение целей урока.

- Какую цель поставим перед собой на этом уроке? (Нарисовать волшебных рыбок – подружек нашей золотой рыбки ).

А раз наша рыбка волшебная, необычная, то и рисовать мы её будем необычным способом.

IV Знакомство с новой техникой.

Этот способ называется ГРАТТАЖ. (Вывешивается слово граттаж)

Иными словами – процарапывание палочкой. Чтобы запомнить это слово и уметь правильно писать его, давайте прочитаем слово по слогам, а затем целым, с ударением. (Словарная работа. Орфографическое чтение )

Надеюсь, что вы запомните не только значение слова, но и то, как оно пишется.

Выполнять граттаж нам помогут волшебные палочки и волшебные листы, которые вы видите на своих столах.

Ребята, мы с вами художники, которые только – только начинают работать в технике граттаж, а потому нам очень интересно попробовать. Возьмите пробные листы, попытайтесь провести несколько линий – я уверена, вам понравится, и у вас всё получится. (Дети пробуют рисовать)

V Физкультминутка.

Где живёт золотая рыбка? (В море)

- Какого цвета чаще всего бывает море? (Синего)

Когда ветра нет, море какое? (Спокойное)

Давайте представим себе, что мы – великие волшебники, стоим на берегу моря и хотим поднять высокие волны. Давайте подуем на морскую воду. Сначала дует легкий ветерок, потом всё сильнее и сильнее, море разыгралось. Изобразим волны рукой в воздухе.

Садитесь, пожалуйста.

VI Показ рисования рыб. (Образец учителя)

Прежде чем рисовать подружек рыбки, мы должны выбрать, какую рыбку каждый из вас будет рисовать. (На доске три способа рисования рыб)

Но ведь есть что – то, что их всех объединяет? (Плавники, глаза, хвост, чешуйки)

Сначала рисуем тело. Одни рыбы бывают плоские, другие похожи на трубки. Бывают рыбы величиной с головастика, бывают длиннее крокодила. Но мы должны нарисовать рыбку такого размера, чтобы она заняла центр нашего листа.

У рыб нет век, и они всегда плавают с открытыми глазами. .(Учитель показывает этапы рисования на доске)

По бокам головы у рыб есть щели, с помощью которых они дышат – это жабры. .(Учитель показывает этапы рисования на доске)

Рыба плывёт вперёд, виляя хвостиком. .(Учитель показывает этапы рисования на доске)

Плавники ей нужны, чтобы поворачивать и изменять направления движения. .(Учитель показывает этапы рисования на доске)

Почему рыбка скользкая на ощупь? Верно! Всё тело покрыто чешуёй. Скользкие чешуйки помогают ей плавно скользить в воде. .(Учитель показывает этапы рисования на доске)

Появилась подружка для золотой рыбки. Таким же способом изобразим ещё рыбок, пусть они плывут в разных направлениях.

Недостаточно наблюдать за рыбой, надо в неё превратиться. Встаньте, пожалуйста. Представим море. А как ведут себя рыбки в море? (Включается запись морского прибоя)

Я вижу, море слегка разыгралось, а в море весело резвятся золотые рыбки. Мы тоже с вами превратимся в золотых рыбок и поиграем.

VII Физкультминутка.

Рыбки весело играют

В синей солнечной воде.

То сойдутся, разойдутся,

То зароются в песке.

Садитесь, пожалуйста. Надеюсь, что рыбки, нарисованные вами, будут весёлыми, игривыми.

VIII Закрепление этапов рисования.

Вспомним, с чего начнём рисовать подружек золотой рыбки? (Тело, глаза, жабры, хвост, плавники, чешуя)

Советую вам начать работу с черновика, нашего пробника. Попробуйте нарисовать рыбку на черновике.

Молодцы! У вас хорошо получается и поэтому можно взять большой волшебный лист и начать работу.

IX Самостоятельная работа учащихся. (Учащиеся работают под музыку 20 мин)

X Выставка работ.

Порадуем золотую рыбку! Покажем, как много рыбок – подружек мы для неё нарисовали. А для этого мы соберём всех рыбок вместе.

О, чудо! Что же у нас получилось?

А как называется общий дом для рыбок?

Может, вам поможет загадка!?

На окне стеклянный пруд,

Но рыбачить не дают. (Аквариум)

(Вывешивается слово АКВАРИУМ и проводится словарная работа)

Аквариум – это стеклянная ёмкость. Давайте прочитаем это слово.

У кого есть аквариум дома?

Чего в аквариуме не хватает?

Чьи работы вам понравились? (Дети называют имена) Попросим этих ребят придать нашему чуду завершённый вид. Попросим их украсить наш аквариум водорослями, камешками.

(Пока ребята дорисовывают детали, с остальными ведётся беседа)

Зачем мы держим дома аквариум? (Чтобы быть поближе с природой, рыбки вселяют в нас спокойствие, уверенность)

XI Итог урока. Рефлексия.

А теперь тишина. Что сейчас скажет золотая рыбка.

Хоть не видели её

Музыканты бала,

Но от рыбки, от неё

Музыка звучала.

Чуть настанет тишина,

Золотая рыбка

Промелькнёт, и вновь видна

Меж гостей улыбка.

Взор ко взору шепчет: «Жду!»

Так светло и зыбко,

От того, что там, в пруду

Золотая рыбка.

Вы видите, какое настроение стало у рыбки? (Светлое) Ей уже не так одиноко.

А какое настроение у вас? (Дети поднимают карточки настроений)

- Я рада, что у нас снова светит солнышко. Понравилось вам выполнять работу?

Надеюсь, что домашнее задание также доставит удовольствие. Это подарок вам от золотой рыбки. (Учитель читает задание)

Что нового узнали?

Были ли у вас затруднения в работе?

Хотелось бы ещё порисовать в этой технике?

Изобразительное искусство

(по программе Б.М. Неменский, Школа России)

Тема четверти : Чем и как работают художники?

Тема урока : Волшебные краски осеннего дерева.

Задание: изображение по памяти и по представлению осеннего дерева.

Материалы : лист, гуашь, кисточки, баночка с водой, тряпочка, ватные палочки.

Оборудование: запись произведения П.И.Чайковского «Времена года. Сентябрь. Охота.»

Презентация отрывок «физминутка Осеннее дерево»

Интерактивная доска МИМИО

Цель урока : формирование художественной культуры у учащихся как неотъемленной части культуры духовной.

Задачи урока :

    Формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное.

    Формирование художественно-творческой активности.

    Формировать умение передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев.

    Закрепить умение работать гуашью.

Ход урока.

    Организационный момент урока.

Урок проводится после экскурсии « Осенние изменения в природе»

На уроке литературного чтения чтение произведений «Люблю природу русскую. Осень»

    Изучение нового материала.

1 слайд

Прослушивание «Осенней песни» П.И. Чайковского и стихотворения В. Борцовой «Сказка про Осень – Златовласка», (голос за кадром).

Сказка про Осень-Златовласку

Я на лесной палитре смешаю чудо-краски,
Душистый запах хвои и солнца теплый свет.
И напишу вам сказку про Осень-Златовласку,
Багрянцем, позолотой создам ее портрет.

Ей из опавших листьев сплету венок пастушки. И ягодным узором украшу сарафан,
Ее лицо согреют веселые веснушки,
Плащом на плечи ляжет заботливый туман.

Рябины ей наденут рубиновые бусы,
Гранаты ей нанижут из зернышек браслет,
Пшеничные колосья косой совьются русой,
Блеснет в ее улыбке безоблачный рассвет.

Ей мягкий мох обует пушистые сапожки. И аромат подарит сосновая смола,
Ее наряд дополнят из желудей сережки. И кроткий лик запомнят озера-зеркала.

Понравилось Вам стихотворение.

Какому времени года посвящено стихотворение?

Что вам помогло узнать? (свободные высказывания детей)

Что общего на всех этих картинах?

(лесная осенняя поляна, изображено осеннее дерево)

2 слайд

Деревья главные герои этих картин.

Сегодня на уроке мы будем изображать осеннее дерево.

Вспомним, какое небо осенью.

Много облаков, где - то прозрачно - голубое, то не спокойное темное, серое.

А солнышко?

Солнышко совсем не видно, мало светит.

Мы рады последним солнечным дням осени

    Заливка листа

Каким будет фон листа? Возьмем синюю краску смешаем её с белой и нанесём на лист бумаги.

Самостоятельная работа, звучит музыка Ф.Шопен «Мелодия осени»

    Создания настроения (звучит ФШопен, дети рассказывают стихотворения).

Дети рассказывают стихи об осени.

Ф. Тютчева Есть в осени первоначальная короткая …»

А. Плещеев « Осень наступила…»

Какое время года у нас за окном?

Мы вспомнили про небо, про солнышко, а что происходит на земле осенью? Какого цвета она? (коричневая, трава засыхает и вся земля усыпана, устлана опавшими листьями)

Что напоминает вам земля? (ковёр из листьев)

Как выглядят деревья осенью? Какие они?

3слайд

Послушайте стихотворение З. Федоровский

Осень на опушке

Краски разводила,

По листве тихонько

Кистью проводила.

Пожелтел орешник,

И зардели клены,

В пурпуре осинки,

Только дуб зеленый.

Утешает осень: не жалейте лета!

Посмотрите, роща в золота одета!

С каким настроением вы слушали произведение? (Свободные высказывания учащихся).

Какие краски вы нам сегодня будут нужны, чтобы изобразить осеннее дерево?

Почему таким цветом?

У каждого дерева осенью свой наряд

Вспомним, какие деревья мы с вами хорошо знаем.

4 слайд

Что за дерево стоит?

Ветра нет, а лист дрожит? (осина)

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью красные

Кораллы надела. Рябина

(картинка спряталась с листочком дерева вяза)

Я из крошки - бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

Дуб спрятал картинку

Сучки рогатые,

Плоды крылатые,

Лист - ладошкой,

С длинной ножкой. (Клён)

    Вывод

Как разнообразен наряд у осеннего дерева. Давайте подведем итог.

Какими красками мы сегодня будем пользовать, прослушав рассказ Г. Скребицкого «Художник – Осень»

5слайд

(Читает ученики по абзацам. Звучит музыка Эннимо Марриконе из фильма «Профессионал» выход в интернет )

Осень запечатлена у многих художниках в картинах, на которых тоже изображены деревья. Многие художники своим картинам дали одно и тоже название « Золотая осень»

Какие картины мы с вами знаем с таким названием и каких художников?

6-7 слайды

(Исаак Ильич Левитан «Золотая осень»

Илья Семенович Остроухов»)

Какое настроение вызывает у вас картины?

Какие цвета осенней листвы использовали художники?

(Зеленый, желтый, красный, оранжевый – золотой цвет осени)

8 слайд

Все ли деревьев одинаковы по форме?

Формы стволов разные: прямые, изогнутые в разные стороны, кривые; веточки тоненькие, толстые сучки, отличаются по размеру

Каким цветом ствол и веточки у деревьев будем изображать?

(серо-коричневый, зеленовато - коричневый)

9 слайд

Давайте вспомним еще одну вещь разнообразие крон деревьев.

По кроне дерева мы можем узнать дерево.

(подвисать дерево « угадай по кроне дерево»)

    Объяснение выполнения задания.

Смотрим внимательно на доску.

Каждое дерево имеет высоту, отмечаем высоту нашего дерева. Вот такое дерево будет.

Чтобы нарисовать ствол, какие краски нужно смешать?

(зеленую и коричневую)

Смешиваем.

Ствол от начала до конца одинаковый?

Сверху тоненький, к низу становится толще, рисуем ствол.

Теперь нужно нарисовать веточки. Помним, что форме и размеру они разные. Берем другую кисточку, рисуем от основного ствола ветви.

Дерево надо одеть – нужно нарисовать листву. Если я буду вырисовать каждый листик. Это будет очень долго. Поэтому крону деревьев будем изображать при помощи ватных палочек. Возьмем несколько палочек, каждая палочка свой цвет. Какого цвета осенью деревья?

Тычками нескольких палочек мы изобразим крону дерева.

(можно крону дерева изобразить мазками)

Чтобы мне сделать оранжевые листики, что нужно сделать?

(Смешать красную и желтую)

Чтобы сделать светло - зеленые листики смешиваю ….смешать зеленую и белую.

Делаю мазки.

Что происходит на земле осенью?

Какого цвета она?

Что напоминает вам земля? (Ковер из листьев)

    Физминутка ( Отрывок из презентации, переход по гиперссылке).

    Самостоятельная работа детей.

Предлагаю вам изобразить осеннее дерево, которое вам особенно нравится.

Для работы лист можете расположить по желанию (горизонтально или вертикально).

    Подведение итогов урока.

Выставка рисунков.

Что нового узнали на уроке?

Посмотрите, какие осенние деревья, давайте попробуем определить настроение «урока»

Тема урока : ЧЕМ И НА ЧЕМ РИСУЕТ ХУДОЖНИК

Цели : познакомить учащихся с инструментами и материалами, применяемыми на уроках изобразительного искусства; историей изобразительного искусства; учить окрашивать бумагу белого цвета различными способами.

Оборудование : краски, кисточки, карандаши цветные и простые, бумага разных видов, ластик, пастель.

Словарь : изобразительное искусство, акварель, пастель, бумага.

Ход урока

I. Организационный момент урока.

    Приветствие.

    Проверка готовности учащихся к уроку.

    Смачивание красок.

    1. Сообщение темы урока.

Без чего никак нельзя

Нам начать урок, друзья?

Как подточить нам карандаш

И выбрать кисточку, гуашь?

Палитру сделать из чего?

Пастель нужна нам для чего?

Вопросов много есть у нас.

На каждый ждем ответ.

Помощник нужен нам сейчас,

Чтоб дельный дал совет.

III. Рассказ об истории изобразительного искусства.

Вопрос. Кто придумал рисовать красками?

Ответ. Древние художники за много десятков тысяч лет до нас рисовали на стенах пещер, на скалах и даже на собственной коже! Им казалось, что с помощью рисунков они привлекают на свою сторону удачу. Охотники-художники считали, что надо обязательно нарисовать косматых бизонов, огромных мамонтов, пугливых оленей, быстрых лошадей - и тогда уж все эти звери непременно станут добычей охотников. «Куда им деться, - думали древние охотники-художники, - если звери нарисованы, а рисунки пронзены копьями и стрелами?». А чтобы колдовство было надежнее, чтобы рисунок не исчез, художники сначала острыми камнями высекали на скалах контуры рисунков, а потом уж раскрашивали их. Прошли тысячелетия, а эти первые картины до сих пор восхищают нас. Особенно хорошо сохранились они в пещерах, где вечная тьма и не льют дожди, смывая краску.

Вопрос. Какими же красками рисовали древние художники?

Ответ. Самой первой краской была обычная глина. А глины бывают разные - желтые, красные, зеленоватые, белые... Черный цвет давала копоть, сажа.

Шли тысячелетия, и вот человеку понадобились другие, более стойкие краски, которыми можно было разрисовывать ткань, кожу, оружие. Эти краски стали получать из растений. Кора барбариса и ольхи давали желтую краску, отвары луковой шелухи, коры дуба - коричневую. Для красной краски пригодились некоторые ягоды. Так что у каждой краски своя длинная и удивительная история.

Вот посмотрите в коробочку с акварельными красками. У некоторых в наборе есть один из оттенков темно-синей краски, который называется индиго. Откуда она? Из Индии?

Ткани, окрашенные индиго, находили в гробницах фараонов, правивших несколько тысяч лет назад Древним Египтом. Долгое время никто не знал секрета се изготовления. А ведь кустарник, из листьев которого получали индиго, рос не только в Индии, но и во многих других странах.

Пурпур - тоже очень знаменитый цвет. В Древнем Риме багряную, пурпурную одежду мог носить лишь император. Дело в том, что пурпурная краска стоила очень дорого. Ее добывали с превеликим трудом из раковин средиземноморских улиток - багрянок. Десять тысяч раковин давали чуть больше грамма краски. А открыли эту краску около четырех тысяч лет назад.

Вопрос. А почему сейчас красок много и стоят они недорого?

Ответ. Теперь краски получают не только из природных материалов (охра, например), но и из каменноугольной смолы и других веществ. Оказалось, что в черном каменном угле можно отыскать все цветовое богатство природы. А от старинных красок сегодня сохранились лишь звучные названия, например, кармин, и удивительные истории.

IV. Знакомство с материалами и принадлежностями для рисования .

Вопрос. На чем рисуют художники?

Ответ. Художники пишут свои картины на самых разных материалах. Так, знаменитый портрет «Джоконда» Леонардо да Винчи нарисовал на деревянной доске, а фреску «Тайная вечеря» - на каменной стене. Но чаще всего художники используют для своих рисунков, картин холсты, которые могут быть изготовлены из самых разных волокон и иметь разную фактуру. Бумага также необходима и начинающему рисовальщику, и опытному художнику. Именно на ней мы выполняем учебные рисунки, наброски, пишем этюды. Но для выполнения разных рисунков требуется и разная бумага. Так, для рисунка акварельными красками нужна специальная бумага, а для других краткосрочных рисунков, набросков можно использовать оберточную, газетную или папиросную бумагу. Надо пробовать любую бумагу, которую только сможете найти: и гладкую, и шероховатую, и цветную, и белую. Ведь от вида бумаги зависит и рисунок.

Вопрос. А кто придумал бумагу?

Ответ. Наши предки - жители Древней Руси - славяне писали на самом дешевом и доступном материале: на березовой коре - бересте. Ученые нашли немало таких берестяных листочков. Один из самых любопытных - берестяной черновик восьмилетнего мальчика Онфима. Жил Онфим в древнем Новгороде примерно 850 лет назад. Однажды он, переписывая буквы, отвлекся и стал рисовать. Нарисовал Онфим диковинное чудище и написал: «Я - зверь».

Хороша, конечно, береста, но для рисунков красками явно не годилась.

Но вот из далеких восточных стран купцы и путешественники стали привозить удивительные, белые, как снег, тонкие листы. Это была бумага. Первую старинную бумагу изготовляли из коры тутового дерева - шелковицы. Но в России это дерево было мало распространено. И европейцы долго ломали голову: из чего делать бумагу? И додумались. Бумага состоит из коротких растительных волокон (разорвите листочек бумаги и убедитесь в этом), а растительные волокна можно добыть не только из коры шелковицы. Старые льняные и хлопчатобумажные ткани - тряпье тоже имеет волокна, только длинные, которые очень просто превратить в короткие. Попробовали - получилось.

Сегодня бумагу делают на огромных бумажных комбинатах. Большую часть работы здесь выполняют машины. Первоначально быстрый многопильный станок распиливает бревна на чурбаки, затем машина обдирает с них кору, а рубильная машина рубит чурбаки на щепки, которые «провариваются» в специальном растворе. Последняя машина имеет огромные размеры. Для нее отводят отдельное помещение. В ней бумажная масса сначала трясется для того, чтобы волоконца лучше переплелись, затем из бумаги отжимается вода. Готовая бумага утюжится, проходя между горячими валиками, и сматывается уже сухой и гладкой в большие рулоны.

Вопрос. Как появился карандаш?

Ответ. Свое начало карандаш берет от обыкновенной заостренной палочки, которой писали в восковой тетрадке. Один конец у палочки был острым, чтобы выцарапывать буквы, другой тупой, в виде лопаточки, - чтобы удобно было стирать с восковой странички неверно написанное.

    Что это вам напоминает? (Ответы учащихся.)

    Правильно, карандаш с ластиком.

Для восковых тетрадей она годилась, но для бумажных палочка оказалась абсолютно непригодной. Вот тут и появился свинцовый карандаш, то есть палочка, но только из свинца, который на бумаге оставляет заметные штрихи. Такой карандаш оставлял свои следы не только па бумаге, но и на пальцах, поэтому его помещали в «костюм» из кожи или в тростинку. Но и этот карандаш не очень был удобен. Вот и появилась палочка с тонким графитовым стерженьком внутри деревянного корпуса.

Делают современные карандаши на карандашных фабриках. Сначала изготовляют деревянный футляр из кедровой, липовой или тополевой дощечки. На дощечке машина прорезывает шесть бороздок-канавок. В каждую канавку другая машина кладет по одному графитовому стержню. Третья машина смазывает дощечку клеем и сверху покрывает другой, точно такой же дощечкой. Получается сразу шесть карандашей под одной деревянной крышей. Следующая машина острыми ножами разрезает заготовку на шесть равных частей. Вот так и появляются на свет сразу шесть карандашей-близнецов.

Вопрос. Какими красками мы будем рисовать на уроках изобразительного искусства?

Ответ. Наиболее распространенными красками являются акварельные.

Акварельные краски - водно-клеевые из топко растертых пигментов (красящих веществ), смешанных с растительным клеем (камедью, декстрином, глицерином, иногда с медом или сахарным сиропом). Эти краски могут быть сухими, полусырыми или полужидкими. Акварель - единственный вид красок, отличающийся особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета. Акварелью можно писать по сухой и по сырой бумаге.

Само слово «акварель» происходит от латинского слова «аква» - вода, гак как вода является растворителем этого вида красок.

Гуашь - водная непрозрачная краска. После высыхания она светлеет, поэтому нужен определенный опыт, чтобы предвидеть степень изменения тона и цвета. Гуашевыми красками пишут на бумаге, картоне, фанере. Работы имеют матовую бархатистую поверхность.

Темперные краски - водно-клеевые краски, приготовленные из сухих порошков, смешанных с яичным желтком, разведенным клеевой водой. Темперными красками можно писать густо, как масляными, и жидко, как акварельными, разбавляя их водой. Сохнут они медленнее гуаши. Картины, написанные темперными красками, имеют матовую поверхность, поэтому их иногда покрывают специальным лаком.

Масляные краски - это красители, смешанные с растительным маслом: льняным, маковым или ореховым. Масляные краски под воздействием света и воздуха постепенно затвердевают. Работают масляными красками по дереву, картону, холсту.

Пастель - это цветные карандаши без оправы, изготовленные из красочного порошка. Их получают путем смешивания красочного порошка с клеящим веществом (вишневым клеем, декстрином, желатином, казеином). Работают пастелью на бумаге, картоне или холсте.

Вопрос. Что такое палитра и зачем она нужна?

Ответ. Краски при рисовании нужно на чем-то смешивать, чтобы получить нужный оттенок. Для этого и нужна палитра. Она может быть изготовлена из картона, древесины, оргстекла, фарфора, фаянса и т. д. Но для того, чтобы вы смогли ясно видеть, какой получается цвет при смешивании, лучше, чтобы палитра имела белый цвет.

Вопрос: А какие бывают кисти для рисования?

Ответ: Кисти бывают разных размеров и разного типа. Мягкие кисти лучше использовать для работы акварелью, а жесткие - для масляных красок. Кисти могут быть круглыми и плоскими и различаются по номерам. Так, размер 4 подходит для рисования мелких деталей, а 12 - для закрашивания большого пространства. Делают кисти из волоса или шерсти различных животных - беличьих, барсучьих, колонковых и др.

Вопрос. Почему ластик стирает?

Ответ. Есть такая пословица: «Что написано пером, того не вырубишь топором». Так вот ластик эту пословицу опровергает. Он легко сотрет любой карандашный штрих. Вообще-то у ластика есть еще одно название - стиральная резинка. Ведь он действительно сделан из резины - искусственного каучука. А чтобы ластик мог стирать неверно нарисованное, в резину добавляют стеклянную пудру, и ее крохотные острые частицы сдирают верхний слой бумаги. Главное тут - не переусердствовать, иначе будет дырка.

V. Организация рабочего места.

Вопрос. Как правильно подобрать и подточить карандаш?

Ответ. Для уроков изобразительного искусства необходимо подготовить несколько карандашей различной степени твердости: Т, ТМ, М, 2М (Т - твердый, ТМ - твердо-мягкий, М - мягкий, 2М - более мягкий).

Затачивают карандаш конусообразно с одного конца, сохраняя указания номера, обозначающие степень твердости графита. Чтобы правильно заточить карандаш, нужно на 20-30 мм сточить деревянную оправу и обнажить графит па 8-10 мм. Тонкий острый конец графита можно получить, аккуратно обрабатывая его ножом или используя наждачную бумагу, наклеенную на дощечку. Карандаши требуют бережного отношения. Упавший на пол карандаш может стать непригодным для работы, так как хрупкий графитный стержень его окажется поврежденным.

Вопрос. Как правильно ухаживать за кистями?

Ответ. Ни в коем случае нельзя оставлять кисти в байке с водой. От этого портятся щетинки. Моют кисти в теплой воде с мылом. От горячей воды щетинки вылезают. Пока кисть не высохла, пальцами ей нужно придать нужную форму. Хранят кисти или в коробке, или в стакане. Там их ничто не повредит.

Вопрос. Как правильно работать на уроке?

Ответ. Перед началом урока акварельные краски необходимо смочить водой. Карандаш и кисточку нельзя сильно сжимать и держать их у самого кончика. Сидя за столом, необходимо следить за своей осанкой. По окончании работы краски, карандаши, фломастеры, кисточки убирают в коробки или пенал.

    Просмотр работ, выполненных разными красками, карандашами, пастелью .

Учащиеся под руководством учителя просматривают работы, выполненные в разной технике.

    Игровой момент.

Игра «Что в черном ящике?».

В коробке или шкатулке лежит предмет, относящийся к материалам или принадлежностями для рисования. Учащиеся задают учителю вопросы, пытаясь отгадать предмет, таким образом, чтобы учитель мог ответить «Да» или «Нет».

Например:

Этот предмет мягкий?

Нет.

Он имеет прямоугольную форму?

Да.

Он резиновый?

Да.

О т в е т: это ластик.

    Введение к практическому заданию .

Учите л ь. Говоря о бумаге, мы отметили, что для рисования можно использовать самые разные ее виды: белую и цветную, гладкую и шероховатую и т. д. Но иногда для какого-то особого, оригинального рисунка нужна такая бумага, которой не найдешь и продаже. Так что же делать? Просто пофантазируйте и изобретите свою, как сейчас говорят, эксклюзивную бумагу.

Предлагаю вам несколько вариантов:

    1. Закрасьте лист бумаги акварельной краской любого цвета и, пока она не высохла, посыпьте мелкой поваренной солью. После высыхания излишки соли стряхните.

      Старую зубную щетку смочите краской и затем проведите линейкой или другой какой-либо палочкой по щетине, разбрызгивая краску.

      Целлофановый пакет покрыть краской и сверху на него наложить лист бумаги и слегка пригладить. Затем бумагу сни мают и высушивают.

      Закрасьте лист бумаги акварельной краской. На мокрую окрашенную бумагу капают чистую воду или акварельную краску.

      Боковой стороной воскового карандаша закрасить бумагу. после этого закрасить лист акварельной краской любого цвета.

  1. Практическая работа.

Задание 1: окрасить бумагу белого цвета в разные цвета, используя различные способы.

Задание 2: оформить в альбоме-словаре лист «Окрашивание бумаги разными способами».

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

ЧАСЫ

Тик-так, тик-гак –

Все часы идут вот так:

Тик-так! Тик-так!

(Дети наклоняют голову то к одному, то к другому плечу.)

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так.

(Дети раскачиваются в такт маятника.)

Налево - раз, направо - раз,

Тик-так, тик-так.

Мы тоже можем так.

(Ноги вместе, руки на поясе.)

Тик-так, тик-так.

(Наклоны головы к правому и левому плечам.) Целевые обходы учителя

    1. Контроль организации рабочего места.

      Контроль правильности выполнения приемов работы.

      Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

      Контроль качества и объема выполненной работы.

X. Итог урока.

      1. Выставка работ учащихся.

        Беседа с учащимися.

Отгадайте загадки о материалах и принадлежностях для рисования:

Маленький Ивашка,

Красная рубашка,

Где носом ткнет,

Там черту проведет.

(Карандаш.)

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой.

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым.

(Кисточка и краски.)

Семя плоско,

Поле гладко,

Кто умеет,

Тот и сеет,

Семя не всходит,

А плод приносит.

(Бумага.)

3.Заключительное слово учителя.

Как видите, такой, казалось бы, скучный процесс окрашивания фона может стать очень увлекательным и творческим, если проявить свою фантазию и смекалку. Посмотрите, какие интересные работы получились у вас. Вы не только повторили предложенные мною варианты, по и сумели изобрести свои способы. Молодцы!

4. Выставление оценок.

Домашнее задание: оформить в альбоме или тетради- словаре информацию о материалах и принадлежностях для рисования.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!