Изложение эпизода из романа “Война и мир”: Именины Наташи Ростовой. Проверочные тесты по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"

Тест по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

Том I , часть 1.

    О ком? Это был «небольшого роста, весьма красивый молодой человек… Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживлённою женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было скучно» .

    Кого и о чём просит княгиня Друбецкая? «Послушайте, князь, я никогда не просила вас, никогда не напоминала о дружбе моего отца к вам. Но теперь я богом заклинаю вас, сделайте это для моего сына, и я буду считать вас благодетелем»

    Кто это? «Черноглазая. С большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со своими детскими открытыми плечиками, …со своими сбившимися назад чёрными кудрями…»

    За что Долохова разжаловали в солдаты, а Пьера Безухова выслали в Москву?

    Чьи именины справляют в доме Ростовых?

    Николай целует в зимнем саду Ростовых Соню, а Наташа предлагает Борису поцеловать ….

    Чем удивил граф Ростов своих гостей? («Батюшка – то наш! Орёл!...»)

    Дом графа Безухова. Умирает Кирила Петрович. Наследники борются за …

    Как называется имение Болконских?

    Почему князь Андрей привёз свою жену в имение отца?

    Кто это? «Вошёл массивный, толстый молодой человек со стриженой головой, в очках…» У него умный и вместе робкий, наблюдательный взгляд, отличавший его от всех в этой гостиной.

    Кто это? «Энтузиастка», «хороший метрдотель», «хозяйка прядильной мастерской»?

    Кто говорит эти слова? «Зачем я иду на войну? Так надо. Я иду потому, что жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне»

    Назовите имена детей князя Курагина.

    Какую вольность допустила Наташа за праздничным столом? («Вот и спросила», - прошептала Наташа маленькому брату…)

    Мадмуазель Бурьен живёт в доме ….

” Война и мир ” – одна из тех книг, которую нельзя забыть. “Когда вы стоите и ждете, что вот-вот лопнет эта натянутая струна, когда все ждут неминуемого переворота – надо как можно теснее и больше народа взяться рука с рукой, чтобы противостоять общей катастрофе”, – сказал Л. Толстой в этом романе. В самом его названии – вся жизнь человеческая. А еще “Война и мир” – модель устройства мира, вселенной, поэтому и появляется в IV части романа (сон Пьера Безухова) символ этого мира – глобус-шар. “Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров”. Вся поверхность его состояла из капель, плотно сжатых между собой. Капли двигались, перемещались, то сливаясь, то разделяясь. Каждая стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но и другие, сжимаясь, иногда уничтожали друг друга, иногда сливались воедино.

“Вот жизнь”, – сказал старичок учитель, когда-то учивший Пьера географии. “Как это все просто и ясно, – подумал Пьер, – как я не мог знать этого прежде?”

“Как это все просто и ясно”, – повторяем мы, перечитывая

Полюбившиеся страницы романа. И эти страницы, как капли на поверхности глобуса, соединяясь с другими, составляют часть единого целого. Так, эпизод за эпизодом, мы продвигаемся к бесконечному и вечному, что есть жизнь человека. Но писатель Толстой не был бы философом Толстым, если бы не показал нам полярные стороны бытия: жизнь, в которой пре обладает форма, и жизнь, вмещающая всю полноту содержания. Именно с этих толстовских представлений о жизни и будет рассмотрен эпизод именин в доме Ростовых.

Курьезный и нелепый случай с медведем и квартальным вызывет в доме Ростовых у одних добродушный смех (у графа Ростова), у других – любопытство (преимущественно у молодежи), а кто и с материнской ноткой (Марья Дмитриевна) грозно пожурит бедного Пьера: “Хорош, нечего сказать! Хорош мальчик! Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом сажает. Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну шел”. Ох, побольше бы таких грозных наставлений Пьеру Безухову, может быть, и не было бы непростительных ошибок в его жизни. Интересен и сам образ тетушки – графини Марьи Дмитриевны.

Она всегда говорила по-русски, не признавая светских условностей; надо заметить, французская речь в доме Ростовых звучит гораздо реже, чем в петербургской гостиной (или почти не звучит). И то, как почтительно все встали перед ней, отнюдь не фальшивый обряд вежливости перед “никому не нужной тетушкой” Шерер, а естественное желание выразить уважение почтенной даме.

Таково старшее поколение Ростовых, живущих в согласии с движениями души. А каково же младшее? Всех представил здесь Толстой: Веру, Николая, Наташу, Петю, родственницу Соню, друга Бориса, не обошел вниманием и будущего мужа Веры – Берга.

Об этой паре хочется сказать отдельно. “Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно… голос у нее был приятный…” Вера слишком умна для этого семейства, но ум ее обнаруживает свою ущербность, когда соприкасается с эмоционально-душевной стихией этого дома. От нее веет холодом и непомерным высокомерием, недаром она станет. женой Берга – именно ему она под стать, этому наивному эго-центрику. “Спокойно и учтиво” размышлял Берг о преимуществе пехоты против кавалерии, не замечая “ни насмешки, ни равнодушия” окружающих. Вполне серьезно, совсем в духе полковника Скалозуба, мечтал о вакансиях, полученных за счет убитых на войне. “Ну, батюшка, вы и в пехоте, и в кавалерии везде пойдете в ход; это я вам предрекаю, – сказал Шиншин, трепля его по плечу”.

Берг и Вера, увы, несут в себе шаблоны салонной противоестественной жизни. Они не имеют собственной жизненной программы, довольствуются заимствованной на стороне. Противоестественно также будет их желание не иметь детей… В этом их обоюдном согласии (тогда как для Толстого любовь к детям есть одно из самых естественных свойств человека) – какая-то машинная расчетливость, неприкрытый эгоизм. Так и пройдут они по жизни, извращая подлинное человеческое бытие. Да, прав был старый граф, говоря: “Что греха таить… Гра-финюшка мудрила с Верой…” Вот и намудрила, что младшая дочь в день своих именин поразительно честно и открыто заявляет: “Ты этого никогда не поймешь… потому что ты никогда никого не любила; у тебя сердца нет”. Этой тринадцатилетней девочке уже дано понять душевную пустоту старшей сестры.

“Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка” – такой мы впервые видим Наташу. И с ее образом входит в роман тема “живой жизни”. Переполненная оптимизмом, она стремится везде поспеть: утешить Соню, по-детски наивно объясниться в любви к Борису, поспорить о сорте мороженого, спеть с Николаем романс “Ключ”, станцевать с Пьером. Толстой пишет, что “сущность ее жизни – любовь”. В ней и соединились самые ценные качества человека: любовь, поэзия, жизнь.

Конечно, мы не верим ей, когда она “на полном серьезе” говорит Борису: “Навсегда… До самой смерти”. “И, взяв его под руку, она со счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную”.

“Умна она?” – спросит впоследствии Пьера Княжна Марья. Пьер задумался./Я думаю, нет,” – сказал он, – а впрочем – да. Она не удостаивает быть умной”. Не удостаивает быть умной? Поразительно! Т0 есть она изначально отдается бессознательному следованию жизни, не снисходя до размышлений о своем месте в ней. Вот Вера и Берг находят свое место – “жить ради общества”. Все действия Наташи определены требованиями ее натуры, а не рациональным выбором, поэтому она не просто участница определенной частной жизни, ибо не принадлежит одному семейному кругу, а миру всеобщего движения.

И может быть, именно ее имел в виду Толстой, говоря об исторических персонажах романа: “Только одна бессознательная деятельность приносит плоды, и человек, играющий роль в историческом событии, никогда не понимает его значения. Ежели он пытается понять его, он поражается бесплодностью”.

Она и не пытается понять свою роль, тем самым уже определив ее для себя и для других. “Весь мир разделен для ‘меня на две половины: одна – она и там все – счастье, на дежда, свет; другая половина – все, где ее нет, там все уныние и темнота”, – скажет князь Андрей четыре года спустя. Но пока она сидит за именинным столом, смотрит на Бориса по-детски влюбленным взглядом. “Этот же самый взгляд ее иногда обращался на Пьера, и ему под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться, не зная чему”.

Так и обнаруживает себя Наташа в бессознательном движении, и мы видим ее натуральность, то качество, которое составит неизменное свойство ее жизни. Между Наташей-девочкой, с ее импульсивным порывом навстречу всему живому, между Наташей-девушкой, восхищенной глубокой красотой лунной ночи в Отрадном, и Наташей-матерью, с радостным лицом показывающей пеленку с желтым пятном, нет существенного различия, ибо все это натурально, не фальшиво. Радость матери при здоровье ребенка так же поэтична, как и первый поцелуй, как и восторг перед необозримостью и неохватностью жизни.

Схожі твори:

  1. 26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под Бородином у Л. Н. Толстого – это момент наивысшего напряжения, момент концентрации народной ненависти к захватчикам и одновременно...
  2. Читаючи “Війну й мир”, ми завжди почуваємо відношення автора до людей і подій. Воно розкривається й у портретах діючих осіб, і в прямих оцінках, характеристиках, і в авторській інтонації. У...
  3. Эпилог Часть первая Глава I Рассуждения автора о движущих силах истории в связи с ролью Александра I и Наполеона. Автор говорит, что нельзя сказать, вредна или полезна была деятельность обоих,...
  4. Среди “белых пятен” нашей истории, загадок, овеянных легендами, масонство занимает особое место. Долгое время эта тема была закрыта для изучения: не было литературы. Сейчас все больше появляется новых публикаций о...
  5. Рядом с Наташей выступает другая героиня романа – Марья Болконская, внешне некрасивая девушка, но наделенная подлинной и глубокой духовностью. Несмотря на то что в тексте произведения ей уделено меньше места,...
  6. В центре романа ” Война и мир ” находится Отечественная война 1812 года, которая всколыхнула весь русский народ и показал а всему миру его мощь и силу, выдвинула простых русских...
  7. Замысел и его воплощение. Замысел “Войны и мира” (1863-1869) восходит к роману “Декабристы”, над которым Толстой начал работать в 1856 г. Героем этого произведения должен был стать декабрист, возвращающийся вместе...
  8. В. И. Белов Такая война Ваню – сына Дарьи Румянцевой – убило на фронте в 42-м г., а бумага с печатью и непонятной, но уж больно подозрительной подписью (один крючок...
  9. …и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие… Л. Толстой Слово “война” понятно каждому и ассоциируется у всех примерно одинаково. Война-это ужасные физические условия:...
  10. Психологизм романа “Дворянское гнездо” огромен и очень своеобразен. Тургенев не развертывает психологического анализа переживаний своих героев, как это делают его современники Достоевский и Л. Толстой. Он ограничивается самым необходимым, сосредоточивая...
  11. Роман Германа Канта (род. в 1926 г.) “Выходные данные” (1972) начат упрямо взволнованным возгласом героя, главного редактора общественно-политического журнала: “Да не хочу я быть министром!” Давид Грот, интеллигент, вышедший из...
  12. Лорд Генри зашел к своему приятелю, художника Бэзила Голуорда, который писал портрет юного красавца Дориана Грея. Красота юноши чрезвычайная. Голуорд не хочет, чтобы лорд Генри видел Дориана, поскольку лорд Генри...
  13. Роман представляет собой свидетельство очевидца, пережившего эпидемию чумы, разразившейся в 194… году в городе Оране, типичной французской префектуре на алжирском берегу. Повествование ведется от лица доктора Бернара Риэ, руководившего противочумными...
  14. Воссоздавая на страницах ” Войны и мира ” грандиозные картины сравнительно недавнего прошлого, Толстой показывал, на какие чудеса героизма ради спасения родины, во исполнение присяги и долга способны тысячи разных,...
  15. Тихая жизнь в сельском поместье, “старая добрая Англия”. Реджинальд Уэллард счастлив – он женат на прекрасной женщине, такой красивой, что посторонние люди, увидев ее, вскрикивают от восторга. Ему сорок лет,...
  16. Часть первая I В 1865 г. бывший студент юридического факультета Родион Раскольников окончательно “задавлен бедностью”, его каморка напоминает собой не квартиру, а шкаф. Молодого человека терзают болезненные и тревожные мысли....
  17. Особую страницу в мировой литературе составляют те произведения, центральной темой которых является I мировая война. Первая мировая война 1914-1918 была воистину мировой. Втянуты в нее были многие государства. Антанта против...
  18. Первоначально “Анна Каренина” (1873-1877) была задумана Толстым как семейно-бытовой роман о неверной жене. В процессе работы замысел углублялся и расширялся. В центре внимания писателя оказались не только семейные, но и...

.
Изложение эпизода из романа “Война и мир”: Именины Наташи Ростовой

В доме Ростовых. Анализ эпизода «Именины у Ростовых».


Цели: 1. На примере семьи Ростовых показать иные слои дворянства с иными нормами жизни.

2. Показать на примерах, что сопоставление и контраст являются основным композиционным принципом романа.


В семье Ростовых, Болконских

Семья, дом – это особый мир, место, где человек наиболее полно выражает и реализует себя. Поэтому у Толстого семья обладает большой притягательной силой. Писателю важно показать, каковы его герои у себя дома, в семье.

Побываем в большом доме Ростовых на именинах графини Ростовой-матери и ее тринадцатилетней дочери Наташи. А затем – в имении Лысые Горы у Болконских.


Сцены именин даны вперемешку с главами о смерти графа Безухова. Чередуя эти главы, Толстой передает тем самым ощущение сложности и многообразия жизни , в которых одновременно совершается веселье и горе, смерть и радость.



Эпизод именин следует за сценами вечера в салоне Шерер . Толстой подчеркивает сходство положений : там гости и тут гости.

Наша задача: выяснить, в чём различие и сходство в поведении гостей и хозяев у Ростовых и Шерер?

- С какой целью приезжают гости в дом Ростовых?

В доме Ростовых семейный праздник.


Хозяева дома:

1) Что вы скажете о хозяйке дома?

Хозяйка дома – графиня Н. Ростова – в том же возрасте, что и Анна Павловна – 40-летняя женщина. Но та - общественная энтузиастка, старая дева, не пустившая никаких корней в жизни (это важно для Толстого). Графиня – глава семьи, мать, жена, хозяйка дома.


2) Хозяин дома:

а) Радушен, хлебосолен, добр, великодушен, прост. Граф Илья Ростов своей добротой известен всей Москве, а между тем принимает всех гостей без исключения (и выше, и ниже стоящих его людей), одинаково : мой дорогой, моя дорогая.


б) Так ли принимает гостей Анна Павловна Шерер?

в) Граф Илья Ростов говорит только по-русски, иногда (очень редко) на дурном французском.

3) Какой разговор ведут хозяева и гости?

О графине Апраксиной, о графе Безухове, о Пьере.


Молодое поколение.

4) И в эту светскую обстановку, как «луч солнца» врывается молодое поколение Ростовых. Какой мир светлых и чистых чувств возникает перед глазами читателя!

5) Что вы можете сказать об интересах, увлечениях молодого поколения Ростовых?

Отношения простые, искренние, сердечные, уважительные, любовные. Все интересуются стихами, любят петь. Все секреты и чувства их на виду, все они переживают первое чувство чистой и светлой влюбленности.

Их интересы, увлечения ещё не ушли далеко от детства (Соня и Николай, Наташа и Борис, эпизод с куклой Мими).


6) Так ли «развлекается» «золотая» аристократическая петербургская молодёжь компании Курагина-Долохова?

Время они проводят в кутежах, в разврате, нелепых и злых шутках (сравните: венчание куклы и история с медведем).


7) Утренний приём в доме Ростовых заканчивается многозначительным эпизодом. Графиня Ростова дает А. М. Друбецкой деньги на обмундирование Бориса. Почему этот эпизод многозначителен? Как он характеризует семью Ростовых?

А. М. Друбецкая ни о чём не просит Ростову, как просил у Шерер кн. Василий (а ведь они – товарищи молодости). Там ей пришлось унижаться перед князем, а тут сама графиня, её старинная приятельница, смущаясь, предлагает ей деньги. (гл. 14)


II. Затем идут сцены вечернего празднования именин.

1. Кто главный гость у А. П. Шерер?

Утонченный виконт-эмигрант .

А у Ростовых?

Мария Дмитриевна Ахросимова.

2. Ее ждут, без неё не начинают обеда. Что же она из себя представляет? (гл. 15)

3. Какими словами она приветствует графа? (гл. 15)


4. Возможно ли появление в салоне Шерер подобных людей, подобных разговоров?

5.Принято ли у Анны Павловны говорить о том, что интересно, принято ли высказывать от души свои мысли и мнения? А у Ростовых?

Граф Илья Ростов очень любил «стравить» 2 собеседников, говорливых и разных, и с удовольствием выслушивать их споры.(гл. 15)


6. На каком языке принято говорить у Шерер? А у Ростовых?

Шиншин сочетал изысканные французские выражения с самыми простонародными, М. Ахросимова говорит на сочном, простом русском языке, хозяин говорит на очень дурном французском языке.


7. Как принимают в доме Ростовых Пьера?

После его выходки на него везде смотрят как на зачумлённого, а здесь ему и просто, и весело, и легко, и покойно. (гл. 15)


1. О чем говорят за столом старшие у Ростовых? (гл. 16)

Так же, как и у Шерер, говорят о политике и войне.

2. В таком ли тоне говорят об этом у Шерер?

У Ростовых?

3. Как этот вопрос волнует старшее поколение? (гл. 16)


а ) полковник (служака и патриот): драться до последней капли крови и поменьше рассуждать.

б ) Шиншин : зачем нелегкая несет воевать с Бонапартом? «Ерёма, Ерёма, сидел бы ты дома».

в) Илья Ростов, М. Ахросимова : их этот вопрос волнует главным образом в той связи, что на войну идут сыновья.

г) Николай Ростов : настроение восторженное, русские должны побеждать или умирать!


4. Выходка Наташи за столом, танцы её с Пьером, который здесь себя чувствует проще.

5. Как же можно охарактеризовать Ростовых?

Простота, сердечность, естественность, близость к народу.

Итог: Ростовы и Шерер – люди одного класса, но разной «породы».


а) Чем похожи Болконские на Ростовых?

б) В чем различие между ними?

в) Выбрать из текста портреты Болконских (запись в тетради).

г) Какие черты характера отличают Болконских?

д) Любят ли друг друга отец и сын, дочь Болконские (доказать цитатами из текста)?

Как определял сам Толстой, в "Войне и мире " одна из главных мыслей - мысль семейная.И это правда.Нам представлены подробно три дворянских семьи: Болконских,Курагиных,Ростовых.Но любимыми героями автора являются представители семьи Ростовых.С какой любовью описывает Толстой именины двух Наташ - графини и ее дочери -Наташи Ростовой!!!
На именинах царит дух щедрого русского гостеприимства,расточительного,доброго,веселого,лишенного чопорности,надменности,бездушной светскости и фальши,что читатель мог видеть на вечере А.Шерер.
Изображая сцены именин у Ростовых,писатель дал нам свое видение нравственных семейных ценностей.В доме собрались родные и знакомые Ростовых.На именинах царит атмосфера радости доброжелательности.Хозяева рады приехавшим гостям..Всех здесь встречал сам граф. Он отводил их к своей жене, а провожая, приглашал каждого гостя непременно быть на праздничном вечернем ужине.Хлебосольство и радушие - отличительные черты данного раута.Графиня,хотя и устала,сидит в гостиной и принимает поздравления вместе со старшей дочерью -Верой.Младшая именинница Наташа занята более интересными делами: у нее происходит объяснение с Борисом.Наташе 13 лет.Она непосредственная и живая.Все эти ее качества проявятся и на вечере по поводу именин.
Ужин не начинали,ожидая знатную гостью -Марию Дмитриевну Ахросимову,влиятельную барыню,тоже простую,прямолинейную,правдивую,искреннюю.При ее появлении все встали.Она попеняла мимоходом Пьеру за его выходки с квартальным и прошла в гостиную.Она любит Ростовых искренне.Но ее невозможно представить в скучном и неестественном обществе салона Шерер с их надменностью и притворством.Ахросимова говорит исключительно по - русски,как и все Ростовы.Свою крестницу Мария Дмитриевна называет "казак".
За столом зашла речь о войне с Наполеоном.На войну собираются Борис,Николай,Берг. У Ахросимовой четыре сына в действующей армии.Война коснулась всех.Вызывает недоумение воинственность Наполеона.Об этом говорят без ложного пафоса,просто и искренне.И на войну собираются не за наградами,а потому что всех охватило чувство патриотизма.
Ярким эпизодом этого ужина стала дерзкая шалость юной Наташи,которая,нарушив все правила этикета,спросила у маменьки громко через стол: что подадут на десерт.Выходка Наташи вызвала улыбки,и сама Наташа чувствовала себя героем.
Интересны занятия гостей и после ужина:игра в карты,пение под аккомпанемент и,конечно,танцы.Наташа дерзко пригласила танцевать Пьера,а после,разыгрывая из себя взрослую,вела с ним беседу и обмахивалась веером.
Но самым ярким событием стала пляска графа с Марией Дмитриевной.Столько грациозности,величия,красоты и достоинства было в этом танце,что гости не могли не восхищаться.
Вывод: Интересно, что рядом в романе оказываются описания приема в салоне Шерер и доме Ростовых. Их противопоставление помогает лучше понять достоинства русских людей, близких народу,чья душа не испорчена светом.Мы видим нравственные идеалы писателя и понимаем,какова роль семьи, где все построено на взаимной любви, сердечности, искренности.
Об этом рассказал нам эпизод именин в доме Ростовых.


Сцены именин перемежаются с главами о смерти графа Безухова (VII–XI – именины у Ростовых, XII–XIII – болезнь графа, XIV–XVII – опять Ростовы, XVIII–XXI – смерть Безухова). Чередуя эти главы, Толстой передает тем самым ощущение сложности и многообразия жизни, в которой одновременно совершается веселье и горе, смерть и радость. Глава XVIII начинается словами: «В то время, как у Ростовых танцевали в зале шестой англез под звуки от усталости фальшививших музыкантов и усталые официанты и повара готовили ужин, с графом Безуховым сделался шестой удар».

Контраст этих сцен – шестой англез и шестой удар – закрепляется словами «в то время, как», которые будут часто повторяться у Толстого, передавая его мысль о многообразии единой жизни.

Вместе с тем эпизод именин следует за сценами вечера в салоне Шерер. И здесь и там – гости. Фактически вся первая часть первого тома показывает прием гостей: гости у Шерер, и у Ростовых, и у Болконских (князь Андрей с женой – тоже гости в доме старого князя), даже распадающийся «дом Безуховых» испытывает натиск новых для него людей.

Вопрос

В чем различие и сходство в поведении гостей и хозяев у Ростовых и у Шерер?

Ответ

Мир Ростовых – это тот мир, нормы которого Толстым утверждаются за их простоту и естественность, чистоту и сердечность.

Сопоставление именин в доме Ростовых и салона Шерер позволяет резче оттенить сильные качества одних героев и углубить толстовское разоблачение других.

Вопрос

С какими аналогичными фактами из жизни петербургского света сопоставляются сцены из жизни Ростовых?

Опишите сбор гостей у Ростовых, цели их приезда, семейный и радостный характер праздника, в противоположность светскости и чопорности вечера у Шерер.

Ответ

Хозяйка дома, графиня Наталья Ростова, в том же возрасте, что и Анна Павловна, – это сорокалетняя женщина. Но та – «общественная энтузиастка», старая дева, не пускающая никаких корней в жизни (это важно для Толстого), а эта – глава семьи, жена и мать двенадцати детей. Это маленький, но показательный для Ростовых факт.

Вопрос

Одинаково ли принимают гостей у Шерер и у Ростовых?

Ответ

Для хозяина дома, графа Ильи Ростова, а, следовательно, и для всего дома характерна следующая сцена – прием графом «поздравителей», которым он, всем без исключения, «как выше, так и ниже его стоявшим людям» говорил: «Очень, очень вам благодарен, ma chere или mon cher… за себя и за дорогих именинниц». Уже эта сцена контрастирует с той «иерархией приветствий», которая была заведена у Шерер. Граф говорит с гостями чаще по-русски, «иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке».

Его жена и старшая дочь Вера занимали гостей разговором. Разговор был такой, «который затевают ровно настолько, чтобы при первой же паузе встать, зашуметь платьями, проговорить: «Je suis bien charmee» и т.д. и, опять зашумев платьями, пройти в переднюю, надеть шубу или плащ и уехать». Здесь те же условности светского такта.

И в эту светскую обстановку как «луч солнца», врывается молодое поколение Ростовых.

Вопрос

Расскажите о внешности героев (например, Наташи Ростовой), об их поведении, интересах и взаимоотношениях.

Ответ

«Видно было что там, в задних комнатах, откуда они все так стремительно прибежали, у них были разговоры веселее, чем здесь о городских сплетнях, погоде и comtesse Apraksine».

Даже шутки у Ростовых носят чистый, трогательно-наивный характер. (Ссора и примирение Николая с Соней, «свидание» у кадки с цветами Наташи и Бориса, их общий разговор с Верой (гл. X и XI).

Вывод

Это мир светлых и чистых чувств. Поведение молодых Ростовых контрастно показано Толстым в сравнении с петербургской молодежью (компания Долохова – Курагина), где время проходит в кутежах, разврате, нелепых и злых шутках (сравните историю с медведем и венчание куклы).

Задание

Приведите примеры искренности и простоты Ростовых.

Перескажите эпизод, как графиня Ростова дает Анне Михайловне Друбецкой деньги на обмундирование Бориса.

Ответ

Анна Михайловна ни о чем не просит приятельницу, как просила у Шерер князя Василия. Там ей пришлось унижаться перед князем, а тут сама графиня, ее старая приятельница, смущается, предлагая ей деньги.

Этой сценой заканчивается описание утренних приемов в доме Ростовых. Затем идут сцены вечернего празднования именин.

Вопрос

Кто «главный гость» у Шерер? У Ростовых?

Ответ

Один из главных гостей у Ростовых – Марья Дмитриевна Ахросимова. Ее ждут, из-за нее не начинают обеда.

Вопрос

Что же она собой представляет?

Ответ

В обществе ее зовут «le terrible dragon» – драгуном; она знаменита «не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенною простотой обращения. Марью Дмитриевну знала царская фамилия, знала вся Москва и весь Петербург, и оба города, удивляясь ей, втихомолку посмеивались над ее грубостью, рассказывали про нее анекдоты; тем не менее все без исключения уважали и боялись ее» (гл. XV). В обществе же Анны Павловны, главное лицо – утонченный виконт-эмигрант. Появление подобной Марье Дмитриевне фигуры невозможно в салоне Шерер так же, как невозможны ее разговоры:

«Имениннице дорогой с детками… Ты что, старый греховодник… чай, скучаешь в Москве? Собак гонять негде?…».

За столом у Ростовых так же, как и там, говорят о войне, о политике, но в ином тоне. «И зачем нас нелегкая несет воевать с Бонапартом?..» «Ерема, Ерема, сидел бы ты дома, точил бы свои веретена», – говорит еще один друг дома, «дяденька» Шиншин, двоюродный брат графини.

Выходка Наташи за столом, пение молодых Ростовых, Наташа танцует с Пьером, который чувствует себя здесь проще, граф-отец и Марья Дмитриевна в конце вечера танцуют Данилу Купора, похожего «на развеселого трепачка», а во всех дверях зала появились «улыбающиеся лица дворовых, вышедших посмотреть на веселящегося барина.

Вывод

Эпизод именин в доме Ростовых позволяет судить об их простоте и радушии, естественности поведения, сердечности, взаимной любви в семье, благородстве и чуткости, близости в языке и обычаях народу и вместе с тем соблюдение ими светского образа жизни и светских условностей, за которыми, правда, не стоят расчет и корысть. Ростовы и Шерер – люди одного класса, но разной породы.

Литература

Г.Я. Галаган. Л.Н. Толстой. // История русской литературы. Том третий. Ленинград: Наука, 1982.

Андрей Ранчин. Лев Николаевич Толстой. // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!