Иван-царевич на Сером волке. Описание картины

Русского художника конца 19 – начала 20 столетий знают по полотнам былинно-исторического и русско-патриотического характера. Начав свой путь живописца в стиле модерн, Васнецов нашел свою нишу и прочно занял, написав «Аленушку», «Богатырей», «Витязя на распутье». Ему особенно удавалась образы, наполненные русским народным творчеством. Одним из уникальнейших образцов такой живописи является картина «Иван-царевич на сером волке». Судьба полотна необычайно интересна.

Ради ее создания Виктор Васнецов оставил временно работу, которую производил в Киеве, в соборе Святого Владимира. Случилось это в 1889 году. К художнику внезапно пришел творческий замысел, который он поспешил осуществить. Так появилось полотно размером почти 3 м в ширину и 2 м в высоту. Произведение представляет собой иллюстрированность русской сказки «Об Иван-царевиче и сером волке». Иван-Царевич подхватил Елену Прекрасную, оседлал серого волка и помчался по темному лесу прочь от погони. Примечательно, что моделью для образа Елены Прекрасной послужила другая картина Васнецова – «Девочка с персиками», где 5 годами ранее он написал племянницу Саввы Мамонтова — Наталью.

«Ивана-Царевича» художник написал на творческом пике своей художественной карьеры, ему исполнилось 38 лет. Позади модернистские работы, не особо нашедшие отклик у почитателей. Весьма сдержаны были на похвалы и его соратники-живописцы. Они порой холодно и нелестно отзывались о картинах Васнецова, не понимая, что он вкладывает в них всю свою русскую душу, призывая любить историю своей родины.

Полотно весьма точно изображает действие, происходящее в русской сказке. Елена Прекрасная прислонилась на плечо Ивана-царевича. Взгляд у царевича озабоченный и встревоженный, он оглядывается назад, проверяя, нет ли погони. Влюбленным боязно оттого, что их могут нагнать и разлучить, но вместе с тем надежно и хорошо в объятиях друг друга. Волк бежит со всех ног, так что волосы царевны развеваются на лету. Посреди страшного дремучего леса так контрастно выглядят персонажи –пронзительно-голубое платье царевны и вышитые золотом кокетливые сапожки, светло-песочный кафтан Ивана и серо-бурая шерсть огромного волка, который бежит крупными прыжками и пытается спасти от несчастья своих седоков.

В наполненном угрюмыми и тяжелыми фантазиями лесу как символ непобедимой любви и красоты распускаются цветы яблони. Они такие тонкие, нежные и ранимые, что кажется – малейшее дуновение и цвет опадет. Однако Васнецов неспроста пририсовал эту аллегорию, он хотел этим усилить впечатление от двух влюбленных и эффект приближающейся погони. Задуманное живописцу удалось. «Иван-царевич на сером волке» представляет собой цельный и законченный сюжет сказки. Глядя на него, неизменно хочется перечитывать ее снова и снова.

Картину «Иван-царевич на Сером Волке» русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи Виктор Михайлович Васнецов написал в 1889 году по сюжету известной русской народной сказки. Рассматривая картину, зритель будто бы погружается в волшебный мир, оказываясь рядом с главными героями сказки. На полотне Васнецов изобразил Ивана-Царевича и Елену Прекрасную, скачущих на Сером Волке подальше от владений злого царя.

Сидя на своём преданном друге, Иван-Царевич крепко и бережно обнимает Елену Прекрасную. На нём мы видим красивый кафтан из дорогой парчи, подпоясанный зелёным кушаком, нельзя не заметить красивые чёрные перчатки с узором, украшающие руки Ивана, на голове у Ивана-Царевича красная шапочка, а на ногах красивые красные сапоги. У Ивана-Царевича очень серьёзное выражение лица. Своими большими глазами он тревожно всматривается вдаль: не гонятся ли за ним? Он опасается, что злодей отнимет у него самое дорогое – Елену Прекрасную. За спиной у главного героя красивый меч в не менее красивом чехле: добрый молодец всегда готов встать на защиту.

Рядом с Иваном-Царевичем сидит Василиса Прекрасная – русская красавица с прекрасными развивающимися на ветру русыми волосами. На ней надето красивое шёлковое платье со светло-голубым отливом и золотой отделкой нижней части и рукавов. На шее у красавицы жемчужные бусы, а на ногах интересные сафьяновые сапожки. Красивая шапочка, покрывающая голову девушки, украшена драгоценными камнями. Девушка положила голову на грудь своего спасителя, взгляд у неё немного поникший и задумчивый. Елена полностью доверилась Ивану-Царевичу и смиренно сложила руки перед собой.

Серый Волк торопливо движется вперёд. Его уши прижаты к голове, язык выглядывает из огромной зубастой пасти, но в глазах волка нет злобы. Сильные лапы, оторвавшись от земли, уже готовы сделать длинный прыжок через болото.

За спинами героев картины видно, что их путь проходит через старый лес. Вековые деревья обросли зелёным мхом, лес очень мрачен и страшен, он символизирует злые силы, которые пытаются навредить героям. Вокруг непроходимая чаща. Корявые тёмные ветви мешают беглецам. Помимо старых устрашающих деревьев художник изобразил и красивые привлекающие внимание цветочки – кувшинки, растущие на болоте, а также нежно-розовые цветы старой яблони с ярко-зелёными листочками, которые, я думаю, символизируют надежду на спасение и счастливое будущее.

Васнецов в своей картине «Иван-царевич на Сером Волке» создал волшебный мир русской народной сказки. Когда перечитываешь Ивана-Царевича и серого волка, непременно вспоминается это гениальное произведение живописи.

Вместе со статьёй «Описание картины Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» читают:

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

Знаменитый русский художник Виктор Михайло­вич Васнецов является непревзойдённым мастером фольклорной и исторической живописи. Широко из­вестны его живописные произведения «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Богатыри» и многие дру­гие.

Картина «Иван-царевич на Сером Волке» была написана В. М. Васнецовым в 1889 году по сюжету известной русской народной сказки, строчки из кото­рой невольно вспоминаются при просмотре картины:

«Помчался серый волк с Иваном - царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой - синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает… »

Глядя на картину, зритель словно погружается в волшебный мир, оказавшись рядом с главными героями сказки: Иваном-царевичем и Еленой Пре­красной, которые скачут на Сером Волке подальше от владений злого царя.

Сидя на своём верном друге, Иван-царевич креп­ко и бережно обнимает Елену Прекрасную. На нём красивый кафтан из дорогой парчи, подпоясанный зелёным кушаком, чёрные перчатки с узором, крас­ная шапочка на голове и красивые красные сапоги. У Ивана-царевича серьёзное выражение лица. Его большие глаза тревожно всматриваются вдаль: нет ли за ними погони? Не отнимет ли злодей его счастье? За спиной у главного героя виднеется меч: добрый молодец всегда готов встать на защиту.

Рядом с ним сидит Василиса Прекрасная - рус­ская красавица с длинными вьющимися русыми во­лосами, которые развеваются на ветру. Она одета в красивое светло-голубое шёлковое платье с золотой отделкой рукавов и нижней части одежды. Шею кра­савицы украшают жемчужные бусы. На ногах у неё красивые сафьяновые сапожки. Её голову покрывает красивая шапочка, украшенная драгоценными кам­нями. Девушка положила голову на грудь своего спасителя, у неё задумчивый взгляд. Царевна отдала свою судьбу в руки Ивана-царевича и смиренно сло­жила руки перед собой. Образ Василисы Прекрасной был написан художником со своей племянницы - Натальи Анатольевны Мамонтовой.

Серый Волк изображён в движении. Он несётся что есть духу, чтобы его не догнали. Уши сказочного персонажа прижаты к голове, язык выглядывает из огромной зубастой пасти, но глаза не выражают злобу. Сильные лапы оторвались от земли, чтобы сделать очередной длинный прыжок через болото.

Герои сказки изображены на фоне пейзажа. Вид­но, что их путь проходит через старый лес. Вековые деревья обросли зелёным мхом, их кора полопалась и местами оторвалась. Лес мрачен и страшен, он символизирует злые силы, окружившие главных ге­роев. Вокруг непроходимая чаща. Корявые тёмные ветви мешают беглецам. Красивые белые кувшинки, растущие на болоте и нежно-розовые цветы старой яблони с ярко-зелёными листочками, символизируют надежду на спасение и счастливый конец.

Картина выполнена в контрастных тонах: тёмные краски леса являются символом злых сил, тревоги и опасности. Главные герои живописного произве­дения написаны яркими светлыми красками - это добрые, светлые силы. Борьба добра со злом непре­менно закончится победой первого, как традиционно завершаются все русские народные сказки.

В. М. Васнецов в картине «Иван-царевич на Се­ром Волке» создал волшебный мир русской народной сказки. Перечитывая Ивана-царевича и серого волка, непременно вспоминается это произведение живопи­си, которое остаётся в памяти неразрывно связанное с русской народной сказкой.

Описание картины Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

Картина Виктора Михайловича Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» не что иное, как иллюстрация на древнюю повесть «Иван-царевич и Серый Волк».
Сама задумка берет начало в период работы автора во Владимирском соборе.

Сам сюжет картины говорит о преодолении трудного пути, который обрушился на Ивана-царевича через нарушение запретов.
Глядя на картину, видно, что Иван несется через темный густой лес.
На переднем плане автор расположил болото с кувшинками лилиями, старую покосившуюся яблоню еще с цветущими ветками.
Возможно, этим самым он хотел показать надежду на лучшее.
Среди всех тусклых и темных красок взгляд сразу находит светлое пятно Елены Прекрасной в объятиях Царевича.
Они, сидя на Сером Волке, убегают сквозь темный лес от злого царя.

Иван-царевич изображен в красивой царской одежде.
Гордо и уверенно он сидит на волке, его взгляд устремлен вдаль, а в глазах можно увидеть веру в спасение.
Нежно, но в то же время сильно он, прижимая к себе Елену чувствуя ответственность за ее спасение и судьбу.
На лице Елены Прекрасной изображены одновременно и испуг за их будущее и покорность судьбе и своему спасителю.
Руки ее как бы бессильно упали на колени, а голова лежит на надежном плече Ивана-Царевича.

На заднем плане изображены стволы мощные вековых дубов.
Цвет его более темный и отражает страх и опасность.
Фигура волка показывает, насколько быстро они убегают от возможного преследования.
Также невозможно не заметить, что на фоне темного леса волк имеет более светлые и теплые тона.
Я думаю, автор этим самым хотел донести к нам идею того, что все, что не делается во спасение и справедливость есть правильным.
И всегда должна быть вера и надежда в лучшее.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!