Исследовательская работа детективный жанр в литературе. Что такое детектив в литературе? Характеристика и особенности детективного жанра

По возрасту русский детектив давно уже «дедушка»: ему более 150 лет. Его история началась во второй половине XIX века, когда в 1866 году , царь-освободитель, после отмены крепостного права провел ряд реформ, в том числе судебных. Эта судебная реформа подготовила интерес публики к криминальной жизни: заседания воспринимались как нечто вроде гастролей знаменитых артистов, а суд над преступником стал своеобразной предтечей современных реалити-шоу.

Тогда же газеты и журналы стали печатать криминальные хроники и очерки с судебных заседаний. Такие очерки были очень популярны у населения Российской империи, чем и воспользовались большие русские писатели. Однако детективный жанр в России прижился не сразу.

Доподлинно известно, что жанр детектива появился в 1841 году. Его родоначальником был Эдгар По и его «Убийство на улице Морг». По писал во времена расцвета американского романтизма, и потому сам детектив был и остается по своей природе романтическим жанром. А в России XIX века на литературной арене безраздельно властвовал реализм. И если романтизм вытекал из протестантизма, то русский реализм полностью соответствовал православию - а православие и протестантская этика были несовместимы. Отсюда вытекало следующее противоречие.

Эдгар По, разрабатывая жанр классического детектива, предполагал, что убийство становилось частью эстетики. Он исходил из простого математического расчета: любой детектив был загадкой с тремя неизвестными: «Кто убил?», «Как убил?», «Зачем убил?». Для российского менталитета представление о преступлении как об эстетике, как о решении задачи было немыслимо. Россия в эпоху реализма принимала это как некий грех, и потому детективная форма на российской почве приобрела совершенно иной вид.

Например, великий роман в какой-то степени вобрал в себя элементы детективного жанра - тем более что сам Достоевский любил Эдгара По и писал хвалебные статьи о его рассказе «Черный кот» в своем журнале «Новое время». Однако «Преступление и наказание» было не детективом, а скорее судебным очерком, тем самым отголоском судебной реформы. Возникает ощущение, что Достоевский прочитал о преступлении в газете и переработал его в христианском романе. Достоевский вообще часто использовал взятые из газет судебные очерки в своих произведениях: роман был связан с нашумевшим делом Нечаева, роман также был основан на судебном очерке.

В XIX веке в России был очень известен юрист Анатолий Кони. Ему не давали покоя лавры писателя, и он описывал собственные дела в очерках. Кони был дружен с , и Толстой знал много историй Кони о разных делах и судебных ошибках. Один из случаев и вдохновил писателя на создание романа . Роман содержал детективный элемент - убийство купца Смелькова, в котором несправедливо обвинили Катюшу Маслову.

К судебному очерку обращались и Владимир Гиляровский в «Москве и москвичах», и Влас Дорошенко в рассказах о жизни каторжников, и , и - и многие другие писатели. Возник даже образ «русского Шерлока Холмса» – первого начальника Санкт-Петербургской сыскной полиции Ивана Путилина, чьи мемуары стали основой для многих литературных произведений в жанре судебного очерка.

Так или иначе, криминальная хроника вошла в историю большой русской литературы XIX века, однако так и не создала того чистого жанра детектива, который мы знаем по произведениям Эдгара По и Артура Конан Дойла. Но тем не менее произведения с детективными составляющими навсегда остались популярны и востребованы у русского читателя.

Одним из любимейших жанров литературных произведений для многих читателей в нашей стране является детектив.

Детектив (от англ. detective, от лат. detego — раскрываю, разоблачаю) - это кинематографический или литературный жанр. Произведения этого жанра последовательно описывают события, которые в конечном итоге приводят к выяснению всех обстоятельств и раскрытию загадок таинственного дела. В большинстве детективных романов под загадочным происшествием понимается убийство или кража. Именно они являются своеобразным катализатором, запускающим весь механизм дальнейших событий.

Детектив не мог бы существовать без преступников разных мастей: воров, обманщиков, маньяков, убийц. Ведь именно они «помогают» авторам литературных произведений черпать интересные сюжеты и необычные истории не только из своего воображения, но и из повседневной жизни.

История возникновения и развития детективного жанра

Основоположником детективных историй принято считать Эдгара Алана По. Именно в его произведениях читатель впервые смог насладиться гениальным сюжетом, в основу которого было положено загадочное происшествие — преступление. Произведения Эдгара По, в которых автор знакомит нас с сыщиком Дюпеном, положили основу дальнейшего развития данного литературного жанра по всему миру. К известным книгам Эдгара Алана По можно отнести «Тайна Мари Роже» (1843 г.), «Похищенное письмо» (1845 г.), «Убийство на улице Морг» (1841 г.).
Справедливости ради стоит отметить, что элементы детективного жанра присутствовали в произведениях и других авторов. К примеру, это романы У. Коллинза «Лунный камень», «Женщина в белом», которые имели бешеную популярность в 60-х годах 19 века.

Некоторые авторы смешивали детективный жанр с другими литературными направлениями. К примеру, американский писатель Андерсон Купер в своих книгах для детей рассказывал о жизни индейцев. Примечательным является факт, что автор подобно описывал, как герои его книг преследовали свою жертву, на какие именно знаки они обращали внимание: на поросший мохом пень, на сломанный куст, следы на земле и пр.


Существенный вклад в развитие мирового детективного жанра внес Чарльз Диккенс. Несколько произведений этого автора были посвящены сыскному делу. К примеру, в своем журнале «Домашнее слово» Диккенс опубликовал серию статей, основной темой которых была работа сыщиков того времени.

Еще одним автором, внесшим существенный вклад в развитие детективного жанра, является Артур Конан Дойл. Первым произведением, оказавшим на читателей сильный эффект, является «Этюд в багровых тонах». За ним последовала череда новелл, посвященных жизни и деятельности одного из самых знаменитых сыщиков всех времен и народов - Шерлока Холмса.

Развитие жанра привело к появлению научного и медицинского детективных поджанров. К примеру, писательница Т.Л. Мид в 1902 году издает книгу «Волшебница Стренда», в которой автор подробно описывает вопросы медицины : убийство с помощью рентгеновских лучей и синильной кислоты, а также сомнамбулизм, гипноз и пр.

В 1920 году в свет выходит первая книга именитой писательницы Агаты Кристи «Таинственное происшествие в Стайлз». Вскоре уже не будет ни одного человека в мире, который бы не был знаком с умнейшим сыщиком Эркюлем Пуаро и благородной Мисс Марпл. Произведения Агаты Кристи по праву отвоевали себе лидерство в мировом кинематографе. В годы перестройки отечественные читатели с упоением погружались в волшебный мир детектива.

Позже появляются произведения русских авторов: Марининой, Шиловой, Донцовой и пр. У каждой из писательниц - свой собственный стиль. Д. Донцова пишет в жанре иронического детектива. Из-под пера Марининой выходят достаточно реалистичные серии, что позволяет ее книгам иметь бешеную популярность.

Хочется отметить, что детективы будут популярны всегда, вне зависимости от времени. Каждый читатель решает для себя сам, какому жанру (классическому или современному) он отдает свое предпочтение!

Основной признак детектива как жанра - наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Наиболее часто описываемое происшествие - это преступление, хотя существуют детективы, в которых расследуются события, не являющиеся преступными (так, в «Записках о Шерлоке Холмсе», безусловно, относящихся к жанру детектива, в пяти рассказах из восемнадцати преступлений нет).

Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю, во всяком случае, во всей полноте, до завершения расследования. Вместо этого читатель проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты. Если произведение изначально описывает все детали происшествия, либо происшествие не содержит в себе ничего необычного, загадочного, то его уже следует относить не к чистому детективу, а к родственным жанрам (боевик , полицейский роман и т. д.).

Особенности жанра

Важное свойство классического детектива - полнота фактов. Разгадка тайны не может строиться на сведениях, которые не были предоставлены читателю в ходе описания расследования. К моменту, когда расследование завершается, читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение. Могут скрываться лишь отдельные незначительные подробности, не влияющие на возможность раскрытия тайны. По завершении расследования все загадки должны быть разгаданы, на все вопросы - найдены ответы.

Ещё несколько признаков классического детектива в совокупности были названы Н. Н. Вольским гипердетерминированностью мира детектива («мир детектива значительно более упорядочен, чем окружающая нас жизнь»):

  • Обыденность обстановки. Условия, в которых происходят события детектива, в целом обычны и хорошо известны читателю (во всяком случае, сам читатель полагает, что уверенно в них ориентируется). Благодаря этому читателю изначально очевидно, что из описываемого является обычным, а что - странным, выходящим за рамки.
  • Стереотипность поведения персонажей. Персонажи в значительной мере лишены своеобразия, их психология и поведенческие модели достаточно прозрачны, предсказуемы, а если они имеют какие-либо резко выделяющиеся особенности, то таковые становятся известны читателю. Также стереотипны мотивы действий (в том числе - мотивы преступления) персонажей.
  • Существование априорных правил построения сюжета, не всегда соответствующих реальной жизни. Так, например, в классическом детективе рассказчик и сыщик в принципе не могут оказаться преступниками.

Данный набор особенностей сужает поле возможных логических построений на основании известных фактов, облегчая читателю их анализ. Впрочем, не все поджанры детектива в точности следуют данным правилам.

Отмечается ещё одно ограничение, которому практически всегда следует классический детектив - недопустимость случайных ошибок и невыявляемых совпадений. Например, в реальной жизни свидетель может говорить правду, может лгать, может заблуждаться или быть введён в заблуждение, но может и просто немотивированно ошибиться (случайно перепутать даты, суммы, фамилии). В детективе последняя возможность исключена - свидетель либо точен, либо лжёт, либо у его ошибки есть логичное обоснование.

Еремей Парнов указывает на следующие особенности классического детективного жанра:

Типичные персонажи

  • Сыщик - непосредственно занимается расследованием. В качестве сыщика могут выступать самые разные люди: служащие правоохранительных органов, частные детективы, родственники, друзья, знакомые пострадавших, иногда - совершенно случайные люди. Сыщик не может оказаться преступником. Фигура сыщика - центральная в детективе.
    • Сыщик-профессионал - работник правоохранительных органов. Может быть экспертом очень высокого уровня, а может - и обычным, каких много, работником полиции. Во втором случае в сложных ситуациях иногда обращается за советом к консультанту (см. ниже).
    • Частный детектив - для него расследование преступлений - основная работа, но он не служит в полиции, хотя может быть полицейским в отставке. Как правило, имеет чрезвычайно высокую квалификацию, деятелен и энергичен. Чаще всего частный детектив становится центральной фигурой, а для подчёркивания его качеств в действие могут вводиться сыщики-профессионалы, которые постоянно делают ошибки, поддаются на провокации преступника, встают на ложный след и подозревают невиновных. Используется противопоставление «одинокий герой против бюрократической организации и её чиновников», в котором симпатии автора и читателя оказываются на стороне героя.
    • Сыщик-любитель - то же самое, что и частный детектив, с той лишь разницей, что расследование преступлений для него - не профессия, а хобби, к которому он обращается лишь время от времени. Отдельный подвид сыщика-любителя - случайный человек, никогда не занимавшийся подобной деятельностью, но вынужденный вести расследование в силу острой необходимости, например, чтобы спасти несправедливо обвинённого близкого человека или отвести подозрение от себя (именно такими являются главные герои всех романов Дика Фрэнсиса). Сыщик-любитель приближает расследование к читателю, позволяет создать у него впечатление, что «я тоже мог бы в этом разобраться». Одна из условностей серий детективов с сыщиками-любителями (вроде мисс Марпл) - в реальной жизни человеку, если он не занимается расследованием преступлений профессионально, вряд ли встретится такое количество преступлений и загадочных происшествий.
  • Преступник - совершает преступление, заметает следы, пытается противодействовать следствию. В классическом детективе фигура преступника явно обозначается лишь в конце расследования, до этого момента преступник может быть свидетелем, подозреваемым или потерпевшим. Иногда действия преступника описываются и по ходу основного действия, но таким образом, чтобы не раскрыть его личность и не сообщить читателю сведений, которые нельзя было бы получить в ходе расследования из других источников.
  • Потерпевший - тот, против кого направлено преступление или тот, кто пострадал в результате загадочного происшествия. Один из стандартных вариантов развязки детектива - потерпевший сам оказывается преступником.
  • Свидетель - лицо, обладающее какими-либо сведениями о предмете расследования. Преступник нередко впервые показывается в описании расследования как один из свидетелей.
  • Компаньон сыщика - человек, постоянно находящийся в контакте с сыщиком, участвующий в расследовании, но не обладающий способностями и знаниями сыщика. Он может оказывать техническую помощь в расследовании, но главная его задача - более выпукло показать выдающиеся способности сыщика на фоне среднего уровня обычного человека. Кроме того, компаньон нужен, чтобы задавать сыщику вопросы и выслушивать его объяснения, давая читателю возможность проследить ход мыслей сыщика и обращая внимание на отдельные моменты, которые сам читатель мог бы упустить. Классические примеры таких компаньонов - доктор Уотсон у Конан Дойля и Артур Гастингс у Агаты Кристи.
  • Консультант - человек, обладающий выраженными способностями к ведению расследования, но сам в нём непосредственно не участвующий. В детективах, где выделяется отдельная фигура консультанта, она может являться главной (например, журналист Ксенофонтов в детективных рассказах Виктора Пронина), а может оказаться просто эпизодически советчиком (например, учитель сыщика, к которому тот обращается за помощью).
  • Помощник - сам не ведёт расследования, но обеспечивает сыщика и/или консультанта сведениями, которые добывает сам. Например, эксперт-криминалист.
  • Подозреваемый - по ходу расследования возникает предположение, что именно он совершил преступление. С подозреваемыми авторы поступают по-разному, один из часто практикуемых принципов - «ни один из сразу заподозренных не является настоящим преступником», то есть все, кто попадает под подозрение, оказываются невиновными, а настоящим преступником оказывается тот, кого ни в чём не подозревали. Впрочем, данному принципу следуют далеко не все авторы. В детективах Агаты Кристи , например, мисс Марпл неоднократно говорит, что «в жизни обычно именно тот, кого заподозрили первым, и есть преступник».

История детектива

Первыми произведениями детективного жанра обычно считаются рассказы Эдгара По , написанные в 1840-х , но элементы детектива использовались многими авторами и ранее. Например, в романе Уильяма Годвина ( -) «Приключения Калеба Вильямса» () один из центральных героев - сыщик-любитель. Большое влияние на развитие детективной литературы также оказали «Записки» Э. Видока , опубликованные в . Однако именно Эдгар По создал, по словам Еремея Парнова, первого Великого Сыщика - сыщика-любителя Дюпена из рассказа «Убийство на улице Морг». Дюпен впоследствии породил Шерлока Холмса и патера Брауна (Честертон), Лекока (Габорио) и мистера Каффа (Уилки Коллинз). Именно Эдгар По ввёл в сюжет детектива идею соперничества в раскрытии преступления между частным сыщиком и официальной полицией, в котором частный сыщик, как правило, берёт верх.

Детективный жанр становится популярным в Англии после выхода романов У. Коллинза «Женщина в белом» () и «Лунный камень» (). В романах «Рука Уайлдера» () и «Шах и мат» () ирландского писателя Ш. Ле Фаню детектив сочетается с готическим романом . Золотым веком детектива в Англии считаются 30-е - 70-е гг. 20 века. Именно в это время публикуются классические детективные романы Агаты Кристи , Ф.Бидинга и других авторов, которые оказали влияние на развитие жанра в целом.

Основоположником французского детектива является Э. Габорио - автор серии романов о сыщике Лекоке . Стивенсон подражал Габорио в своих детективных рассказах (особенно в «Бриллианте раджи»).

Двадцать правил для пишущих детективы

В 1928 английский писатель Уиллард Хэттингтон, более известный под псевдонимом Стивен Ван Дайн , опубликовал свой свод литературных правил, назвав его «20 правил для пишущих детективы»:

1. Надо обеспечить читателю равные с сыщиком возможности распутывания тайн, для чего ясно и точно сообщить обо всех изобличительных следах.

2. В отношении читателя позволительны лишь такие трюки и обман, которые может применить преступник по отношению к сыщику.

3. Любовь запрещена. История должна быть игрой в пятнашки не между влюбленными, а между детективом и преступником.

4. Ни детектив, ни другое профессионально занимающееся следствием лицо не может быть преступником.

5. К разоблачению должны вести логические выводы. Непозволительны случайные или необоснованные признания.

6. В детективе не может отсутствовать сыщик, который методично разыскивает изобличающие улики, в результате чего приходит к решению загадки.

7. Обязательное преступление в детективе - убийство.

8. В решении заданной тайны надо исключить все сверхъестественные силы и обстоятельства.

9. В истории может действовать лишь один детектив - читатель не может соревноваться сразу с тремя-четырьмя членами эстафетной команды.

10. Преступник должен быть одним из наиболее или менее значительных действующих лиц, хорошо известных читателю.

11. Непозволительно дешёвое решение, при котором преступником является один из слуг.

12. Хотя у преступника может быть соучастник, в основном история должна рассказывать о поимке одного человека.

13. Тайным или уголовным сообществам нет места в детективе.

14. Метод совершения убийства и методика расследования должны быть разумными и обоснованными с научной точки зрения.

15. Для сообразительного читателя разгадка должна быть очевидной.

16. В детективе нет места литературщине, описаниям кропотливо разработанных характеров, расцвечиванию обстановки средствами художественной литературы.

17. Преступник ни в коем случае не может быть профессиональным злодеем.

19. Мотив преступления всегда частного характера, он не может быть шпионской акцией, приправленной какими-либо международными интригами, мотивами тайных служб.

Десятилетие, последовавшее за обнародованием условий конвенции Ван Дайна, окончательно дискредитировало детектив как жанр литературы. Не случайно мы хорошо знаем сыщиков предшествующих эпох и каждый раз обращаемся именно к их опыту. Но едва ли сможем, не залезая в справочники, назвать имена деятелей из клана «Двадцати правил». Современный западный детектив развивался вопреки Ван Дайну, опровергая пункт за пунктом, преодолевая высосанные из пальца ограничения. Один параграф (сыщик не должен быть преступником!), впрочем, уцелел , хотя его и нарушал несколько раз кинематограф. Это разумный запрет, потому что он оберегает самое специфику детектива, стержневую его линию… В современном романе мы не увидим и следов «Правил»…

Десять заповедей детективного романа Рональда Нокса

Также свои правила для писания детективов предложил Рональд Нокс, один из основателей Детективного клуба:

I. Преступником должен быть кто-то, упомянутый в начале романа, но им не должен оказаться человек, за ходом чьих мыслей читателю было позволено следить.

II. Как нечто само собой разумеющееся исключается действие сверхъестественных или потусторонних сил.

III. Не допускается использование более чем одного потайного помещения или тайного хода.

IV. Недопустимо использовать доселее неизвестные яды, а также устройства, требующие длинного научного объяснения в конце книги.

V. В произведении не должен фигурировать китаец.

VI. Детективу никогда не должен помогать счастливый случай; он не должен также руководствоватъся безотчетной, но верной интуицией.

VII. Детектив не должен сам оказаться преступником.

VIII. Натолкнувшись на тот или иной ключ к разгадке, детектив обязан немедленно представить его для изучения читателю.

IX. Глуповатый друг детектива, Уотсон в том или ином облике, не должен скрывать ни одного из соображений, приходящих ему в голову; по своим умственным способностям он должен немного уступать - но только совсем чуть-чуть - среднему читателю.

Х. Неразличимые братья-близнецы и вообще двойники не могут появляться в романе, если читатель должным образом не подготовлен к этому.

Некоторые виды детективов

Детектив закрытого типа

Поджанр, обычно наиболее строго соответствующий канонам классического детектива. Сюжет строится на расследовании преступления, совершённого в уединённом месте, где присутствует строго ограниченный набор персонажей. Никого постороннего в данном месте быть не может, так что преступление могло быть совершено только кем-то из присутствующих. Расследование ведётся кем-то из находящихся в месте совершения преступления с помощью остальных героев.

Данный вид детектива отличается тем, что сюжет в принципе исключает необходимость поиска неизвестного преступника. Подозреваемые налицо, и работа сыщика заключается в том, чтобы получить об участниках событий как можно больше сведений, на основании которых можно будет выявить преступника. Дополнительное психологическое напряжение создаётся тем фактом, что преступником должен оказаться кто-то из хорошо известных, находящихся рядом людей, никто из которых, обычно, не похож на преступника. Иногда в детективе закрытого типа происходит целая серия преступлений (обычно - убийств), в результате которых количество подозреваемых постоянно сокращается. Примеры детективов закрытого типа:

  • Сирил Хэйр, «Чисто английское убийство».
  • Агата Кристи , «Десять негритят », «Убийство в „Восточном экспрессе“ ».
  • Борис Акунин , «Левиафан » (автором подписан, как «герметичный детектив»).
  • Леонид Словин , «Дополнительный прибывает на второй путь».

Психологический детектив

Данный вид детектива может несколько отступать от классических канонов в части требования стереотипного поведения и типичной психологии героев. Обычно расследуется преступление, совершённое по личным мотивам (зависть, месть), и основным элементом расследования становится изучение личностных особенностей подозреваемых, их привязанностей, болевых точек, убеждений, предрассудков, выяснение прошлого. Существует школа французского психологического детектива.

  • Достоевский, Фёдор , «Преступление и наказание ».
  • Буало - Нарсежак, «Волчицы» , «Та, которой не стало» , «Морские ворота» , «Очертя сердце» .
  • Жапризо, Себастьен , «Дама в очках и с ружьем в автомобиле».
  • Калеф, Ноэль, «Лифт на эшафот ».
  • Болл, Джон , «Душной ночью в Каролине».

Исторический детектив

Основная статья: Исторический детектив

Историческое произведение с детективной интригой. Действие происходит в прошлом, или же в настоящем расследуется старинное преступление.

  • Буало-Нарсежак «В заколдованном лесу»
  • Куин, Эллери «Неизвестная рукопись доктора Уотсона»
  • Борис Акунин , Литературный проект «Приключения Эраста Фандорина»
  • Леонид Юзефович , Литературный проект о сыщике Путилине
  • Александр Бушков , Приключения Алексея Бестужева

Иронический детектив

Детективное расследование описывается с юмористической точки зрения. Зачастую произведения, написанные в таком ключе, пародируют и высмеивают штампы детективного романа.

  • Варшавский, Илья , «Ограбление произойдет в полночь »
  • Каганов, Леонид , «Майор Богдамир спасает деньги »
  • Козачинский, Александр , «Зеленый фургон »
  • Уэстлейк, Дональд , «Проклятый изумруд » (Горячий камешек ), «Банк, который булькнул »
  • Иоанна Хмелевская (большинство произведений)
  • Дарья Донцова (все произведения)
  • Енэ Рейтэ (все произведения)

Фантастический детектив

Произведения на стыке фантастики и детектива . Действие может происходить в будущем, альтернативном настоящем или прошлом, а также в полностью вымышленном мире.

  • Лем, Станислав , «Расследование », «Дознание »
  • Расселл, Эрик Фрэнк , «Будничная работа », «Оса »
  • Хольм ван Зайчик , цикл «Плохих людей нет»
  • Кир Булычёв , цикл «Интергалактическая полиция»(«Интергпол»)
  • Айзек Азимов , циклы Лакки Старр - космический рейнджер, Детектив Элайдж Бейли и робот Дениел Оливо
  • Джон Браннер , Квадраты шахматного города (англ. The Squares of the City , ; русский перевод - )
  • Братья Стругацкие , Отель «У Погибшего Альпиниста»
  • Кук, Гленн, цикл фэнтэзи-детективов о сыщике Гаррете
  • Рэндалл Гаррет, цикл фэнтэзи-детективов о сыщике лорде Дарси
  • Борис Акунин «Детская книга»
  • Клугер, Даниэль , цикл фэнтэзи-детективов «Дела магические»
  • Гарри Тортлдав - Дело о свалке токсичных заклинаний

Политический детектив

Один из довольно далеких от классического детектива жанров. Основная интрига строится вокруг политических событий и соперничества между различными политическими или бизнес-деятелями и силами. Часто бывает также, что главный герой сам по себе далек от политики, однако, расследуя дело, натыкается на препятствие расследованию со стороны «власть имущих» или раскрывает какой-либо заговор. Отличительной особенностью политического детектива является (хоть и не обязательно) возможное отсутствие полностью положительных героев, кроме главного. Данный жанр нечасто встречается в чистом виде, однако может являться составляющей частью произведения.

  • Левашов, Виктор , «Заговор патриотов»
  • Адам Холл, «Берлинский меморандум» (Меморандум Квиллера)
  • Флетчер Нибел, «Семь дней в мае»
  • Николай Свечин , «Охота на царя», «Демон преступного мира»

Шпионский детектив

Основывается на повествовании о деятельности разведчиков , шпионов и диверсантов как в военное, так и в мирное время на «невидимом фронте». По стилистическим границам очень близок к политическим и конспирологическим детективам, часто совмещается в одном и том же произведении. Основное отличие шпионского детектива от политического состоит в том, что в политическом детективе наиболее важную позицию занимает политическая основа расследуемого дела и антагонистические конфликты, в шпионском же внимание заостряется на разведывательной работе (слежка, диверсия и т. д.). Конспирологический детектив можно считать разновидностью и шпионского, и политического детектива

  • Агата Кристи , «Кошка среди голубей»
  • Джон Бойнтон Пристли , «Мгла над Гретли» (1942)
  • Джеймс Грейди, «Шесть дней Кондора»
  • Дмитрий Медведев , «Это было под Ровно»
  • Николай Далекий, «Практика Сергея Рубцова»

Полицейский детектив

Описывается работа команды профессионалов. В произведениях этого типа главный герой-сыщик либо отсутствует, либо лишь незначительно выше по своему значению в сравнении с остальными членами команды. В плане достоверности сюжета наиболее приближен к реальности и, соответственно, в наибольшей степени отклоняется от канонов жанра чистого детектива (подробно описана профессиональная рутина с деталями, не имеющим прямого отношения к сюжету, присутствует значительная доля случайностей и совпадений, очень большую роль играет наличие информаторов в преступной и околопреступной среде, преступник зачастую остается неназванным и неизвестным до самого конца расследования, а также может уходить от наказания вследствие небрежности расследования или недостатка прямых улик).

  • Шёвалль и Валё , цикл романов о сотрудниках отдела по расследованию убийств во главе с Мартином Беком
  • Юлиан Семёнов , «Петровка, 38 », «Огарёва, 6»
  • Кивинов, Андрей Владимирович , «Кошмар на улице Стачек» и последующие произведения.

«Крутой» детектив

Описывается чаще всего детектив-одиночка, мужчина лет тридцати пяти-сорока, либо мелкое детективное агентство. В произведениях данного типа главный герой противостоит чуть ли не всему миру: организованной преступности, коррумпированным политикам, продажной полиции. Основные черты - максимум действия героя, его «крутости», подлый окружающий мир и честность главного героя. Лучшие образцы жанра психологичны и содержат признаки серьёзной литературы - например, произведения Раймонда Чандлера .

  • Дэшил Хэммет , цикл о Континентальном детективном агентстве, «Кровавая жатва» - считается родоначальником жанра.
  • Раймонд Чандлер , «Прощай, любимая», «Высокое окно», «Женщина в озере».
  • Росс Макдональд - многие произведения.
  • Честер Хеймс, «Беги, негр, беги».

Криминальный детектив

События описываются с точки зрения преступника, а не разыскивающих его людей. Классический пример: Джим Томпсон "Убийца во мне"

  • Джеймс Хедли Чейз - «Весь мир в кармане»

Детектив в кино

Детектив фокусируется на действиях детектива, частного сыщика, либо начинающего сыщика, изучающего загадочные обстоятельства преступления путём нахождения ключей к разгадке, расследования, и искусных умозаключений. Удачный детективный фильм часто скрывает личность преступника вплоть до концовки истории, а затем добавляет элемент неожиданности в процесс ареста подозреваемого. Возможно, однако, и обратное. Так, визитной карточкой сериала Коломбо стала демонстрация событий с точки зрения как детектива, так и преступника.

Неопределённость часто сохраняется как важная часть сюжета. Это может быть осуществлено с помощью звуковой дорожки, углов постановки камеры, игры теней и неожиданных поворотов сюжета. Альфред Хичкок использовал все эти приёмы, время от времени позволяя зрителю войти в состояние предчувствия угрозы и затем выбирал наиболее удачный момент для драматического эффекта.

Детективные повести доказали свою пригодность быть удачным выбором для сценария кинофильма. Сыщик часто является сильным персонажем с ярко выраженными лидерскими качествами, и сюжет может включать элементы драмы , неизвестности, личностного роста, неоднозначные и неожиданные отличительные черты характера.

По крайней мере до 1980-ых, женщины в детективах часто играют двойную роль, имея отношения с сыщиком и часто выполняют роль «женщины в опасности». Женщины в тех фильмах часто изобретательные личности, будучи самоуверенными, полны решимости и нередко двуличны. Они могут служить элементом неизвестности как беспомощные жертвы.

Афоризмы о детективе

  • Благодаря преступникам мировая культура обогатилась детективным жанром.
  • Если не знаешь, что писать, напиши: «Вошел мужчина с револьвером в руке». (

Детекти́в (англ. detective, от лат. detego - раскрываю, разоблачаю) - литературный жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки.Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и детектив описывает его расследование и определение виновных, в таком случае конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающимся победой справедливости.

Основной признак детектива как жанра - наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Наиболее часто описываемое происшествие - это преступление, хотя существуют детективы, в которых расследуются события, не являющиеся преступными.

Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю, во всяком случае, во всей полноте, до завершения расследования. Вместо этого читатель проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты. Если произведение изначально описывает все детали происшествия, либо происшествие не содержит в себе ничего необычного, загадочного, то его уже следует относить не к чистому детективу, а к родственным жанрам (боевик, полицейский роман и т. д.).

Важное свойство классического детектива - полнота фактов. Разгадка тайны не может строиться на сведениях, которые не были предоставлены читателю в ходе описания расследования. К моменту, когда расследование завершается, читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение. Могут скрываться лишь отдельные незначительные подробности, не влияющие на возможность раскрытия тайны. По завершении расследования все загадки должны быть разгаданы, на все вопросы - найдены ответы.

«Мир детектива значительно более упорядочен, чем окружающая нас жизнь»,- таково было мнение Н. Н. Васильева о жанре «детектив».

Что часто встречается в жанре детектива:

Обыденность обстановки. Условия, в которых происходят события детектива, в целом обычны и хорошо известны читателю (во всяком случае, сам читатель полагает, что уверенно в них ориентируется). Благодаря этому читателю изначально очевидно, что из описываемого является обычным, а что - странным, выходящим за рамки.

Стереотипность поведения персонажей. Персонажи в значительной мере лишены своеобразия, их психология и поведенческие модели достаточно прозрачны, предсказуемы, а если они имеют какие-либо резко выделяющиеся особенности, то таковые становятся известны читателю. Также стереотипны мотивы действий (в том числе - мотивы преступления) персонажей.

Существование правил построения сюжета, не всегда соответствующих реальной жизни. Так, например, в классическом детективе рассказчик и сыщик в принципе не могут оказаться преступниками.

Отмечается ещё одно ограничение, которому практически всегда следует классический детектив - недопустимость случайных ошибок и невыявляемых совпадений. Например, в реальной жизни свидетель может говорить правду, может лгать, может заблуждаться или быть введён в заблуждение, но может и просто немотивированно ошибиться (случайно, перепутать даты, суммы, фамилии). В детективе последняя возможность исключена - свидетель либо точен, либо лжёт, либо у его ошибки есть логичное обоснование.

Эволюция жанра

Первыми разработчиками жанра были такие знаменитые писатели, как Э. А. По, Г. К. Честертон, А. Конан-Дойль, Г. Леру, Э. Уоллес, С. С. Ван Дайн, Д. Хамметт, Э. Куин и др.

Пожалуй, первым теоретиком детектива как особого жанра стал Г. К. Честертон, выступивший в 1902 году со статьей «В защиту детективной литературы». В своем эссе Честертон делает упор на том, что «детективный роман или рассказ является совершенно законным литературным жанром». «Важнейшее достоинство детектива состоит в том, что это – самая ранняя и пока что единственная форма популярной литературы, в которой выразилось некое ощущение поэзии современной жизни» .

В начале 20 века предпринимались попытки выработать нормы, в соответствии с которыми создавались бы произведения детективного жанра. Так, в 1928 английский писатель Уиллард Хэттингтон опубликовал свой свод литературных правил, назвав его «20 правил для пишущих детективы».

Среди современных исследователей детектива следует назвать А. Адамова, Г. Анджапаридзе, Н. Берковского, В. Руднева, А. Вулиса. В их работах прослеживается история жанра, анализируется его поэтика, проводится исследование художественных параллелей в произведениях разных авторов.

Детектив по В. Рудневу, это «жанр, специфический для массовой литературы и кинематографа ХХ века». Руднев объясняет особенность жанра детектива тем, что «главный элемент как жанра заключается в наличии в нем главного героя – сыщика-детектива (как правило, частного), который раскрывает (detects) преступление. Главное содержание детектива составляет, таким образом, поиск истины.

Еще раз обратимся к определению жанра:

ДЕТЕКТИВ (лат. detectio – раскрытие англ. detective – сыщик) – художественное произведение, в основе сюжета которого лежит конфликт между добром и злом, реализованный в раскрытии преступления.

Получается, что на первый план в детективе выходят воспитательный и психологический момент: детектив должен показать торжество добра, неотвратимость наказания для зла, а еще он дает возможность раскрыть природу преступления. Как человек склоняется к совершению преступления? Как это происходит: во всем виновата среда или он склоняется к этому сам?

Детектив показывает человека в редкой ситуации - во время личной или социальной драмы. Детектив - это напряженная борьба, будь то интеллектуальная схватка, допрос, погоня, стрельба или рукопашный бой.

Братья Вайнеры отмечали, что обязательным условием детектива является социальность. А поскольку материя детектива - преступление, то и «берет он срез жизни, в котором накопились взрывные силы, в котором “негативные стороны” прорвали общественные устои нравственности и законности. Именно детективные писатели решительно и беспощадно вскрывают язвы и нагноения общества».

Чарльз П. Сноу писал, что детективная литература - признак цивилизации и расследование преступления - символ всего положительного, что есть в современном мире, романтика в полном смысле слова. Это свойство детектива особенно ценно сейчас, в пору острейшего дефицита истинной романтики, опасной борьбы со злом, его разоблачения и наказания.

Говоря о детективе, нельзя обойти вниманием писательницу, которая произвела революцию жанра, обессмертив классический детектив. Это, конечно же, Агата Кристи! Она представила миру новую концепцию прозы, провозгласившей верховенство закона и торжество разума, защищающие общество в целом и индивидов в частном перед угрозой посягательства кого-либо на чужие права и свободы. Гений Эдгар Аллан По, основавший детектив как таковой, тяготел к мистике, и потому не сформировал позднее обнаружившуюся у Кристи «идею Немезиды», правосудия над преступниками; существенный вклад в развитие данного жанра внёс Артур Конан Дойл, предложив универсальный образ героя - легендарного Шерлока Холмса, славящегося логикой и целеустремлённостью; вопросы морали рассматривал неоднократно уважаемый Кит Гилберт Честертон, через своего главного героя - патера Брауна - обратившись к внимающему читателю. Но именно женщине было суждено возглавить победоносное шествие детектива, в 1920 и 1930-е годы ставшим уверенным представителем среднего класса жителей Запада. Лейтмотивом ставя в своих произведениях близкое к идеальному правосудие и неизбежность наказания для преступника, Кристи при этом не забывала о литературе непосредственно, пронзительной простотой завоёвывая доверие читателей, накаляя до предела интригу и расписывая бытовые коллизии доброй старой Британии.

Анализ произведения Агаты Кристи

«Убийство Роджера Экройда»

Для анализа был взят роман «Убийство Роджера Экройда», признанный в свое время одним из лучших творений Агаты Кристи и шедевром жанра.

Действие романа происходит в вымышленной английской деревне Кингз Эббот. Повествование начинается со смерти миссис Феррар, богатой вдовы, по слухам, убившей своего мужа. Жители деревни полагают, что вдова совершила самоубийство, до тех пор, пока не погибает Роджер Экройд - вдовец, собиравшийся жениться на миссис Феррар.

Прибывший на место Эркюль Пуаро начинает расследование, имея вокруг множество подозреваемых - родственников и знакомых Экройда, каждый из которых был заинтересован в его смерти. Один из них, - последний, кто видел Экройда живым, - доктор Джеймс Шепард - является рассказчиком истории и шаг за шагом отслеживает действия Пуаро, выступая в роли своеобразного "доктора Ватсона" - помощника и биографа сыщика-профессионала. Здесь и там в тексте романа рассыпаны "ключи" к тайне - намеки, оговорки, подробности, - способные при внимательном чтении открыть глаза на происходящее задолго до развязки повествования.

Ключевым словом, которое, на наш взгляд, положено в основу романа является слово «слабоволие». Впервые оно произносится в главе 17 доктором Шепардом, а потом его сестрой Каролиной по отношению к нему самому.

«Мы стали говорить о Ральфе Пэтоне.

Человек он слабовольный, - настаивал я, - но не порочный.

А! Но слабоволие, где оно кончается?

Это верно, - сказала Каролина, - взять хотя бы Джеймса мягок, как вода. Если бы не было меня возле, чтобы присматривать за ним

Моя дорогая Каролина, - сказал я раздраженно, - не могла бы ты не переходить на личности?

Ты слабый, Джеймс, -продолжала она, совершенно не тронутая моим замечанием, - я на восемь лет старше тебя О! я не возражаю, если месье Пуаро будет знать об этом»

Именно слабоволие приводит к драматическим последствиям: шантаж, доведение до самоубийства, убийство человека и предательство друга ради личных интересов. Вот как об этом говорит Эркюль Пуаро:

«- Давай возьмем человека – самого обыкновенного человека, у которого об убийстве нет даже помыслов. Но где-то в глубине души таится некая склонность к слабоволию. Ничто её не затрагивает, и она себя не проявляет. Может быть, она никогда и не проявит себя, и человек уйдет в могилу честным и всеми уважаемым. Но, предположим, что-то случилось. Он попадает в затруднительное положение Или даже не это. Он случайно узнает какую-то тайну, тайну, от которой зависит чья-то жизнь или смерть. Первое его побуждение – рассказать об этом, честно выполнить свой долг гражданина. И тогда проявляет себя его склонность к слабоволию. Он видит, что можно получить деньги – большие деньги. А деньги ему нужны, он их жаждет. И это так легко. Чтобы получить их, ему ничего не нужно делать. Ему нужно всего лишь молчать. Это начало. Но страсть к деньгам растет. Ему нужно все больше и больше! Он опьянен тем, что у его ног открылся золотой рудник. Он становится жадным, и в своей жадности перехитряет сам себя».

Кто знает, сколько еще убийств могло бы последовать, если бы преступника не остановили? Под удар могли попасть и самые близкие люди.

«Но больше всего меня пугала Каролина. Мне казалось, она может догадаться. Она как-то странно говорила в тот день о моей склонности к слабоволию».

Наиболее примечательный приём, использование которого привело к многочисленным дискуссиям, - это использование ненадежного рассказчика, который в итоге оказывается убийцей. В своём финальном признании доктор Шеппард так пытается оправдаться от возможных обвинений о лжи:

«Я весьма доволен собой как писателем. Что может быть точнее, например, следующих слов: «Письмо принесли без двадцати минут девять. Оно так и осталось непрочитанным, когда без десяти девять я уходил. Уже взявшись за дверную ручку, я нерешительно остановился и оглянулся, обдумывая, всё ли я сделал. Ничего не придумав, я вышел и закрыл за собой дверь».

Замыслом Агаты Кристи было то, что доктор Шеппард не утаивает истину и не лжёт - он просто недоговаривает. В частности, он «забывает» упомянуть, что случилось между 20. 40 и 20. 50, когда фактически и был убит Роджер Экройд.

События приобретают новое значение в глазах читателя, когда становится известен убийца. Доктор Шеппард сам изумлён своей двуличностью, сложностью расследования и тем, что под подозрением оказалось так много человек. С одной стороны, его одолевает страх перед разоблачением, с другой стороны, он любуется и гордится своей хитроумностью, тем, что может обвести вокруг пальца такого знаменитого сыщика, как Пуаро!

Даже после разоблачения убийца не сожалеет о сделанном, о загубленных жизнях, считая, что они получили заслуженное наказание, возмездие. Ему даже себя не жаль. Он удручен одним: что там появился Эркюль Пуаро.

«А потом что будет потом? Веронал? Это было бы как возмездие свыше, нечто вроде поэтической справедливости. Я не считаю себя виновным в смерти миссис Феррарс. Она явилась прямым следствием её собственных поступков. Я не чувствую к ней жалости. У меня нет даже жалости и к себе. Так что пусть будет веронал. Но лучше бы Эркюль Пуаро никогда не уходил в отставку и не приезжал сюда выращивать тыквы»

Итак, опираясь на вышеизложенное, можно сделать следующие выводы

1. Проработав определение жанра «детектив» и исследовав эволюцию этого жанра, мы выяснили, что отличительным свойством классического детектива является заложенная в нем нравственная идея, или моральность. Так, в романах А. Кристи дело всегда оборачивается наказанием преступника и торжеством справедливости.

2. В детективах можно уловить много воспитывающего и даже предостерегающего, даются ситуации, связанные с общечеловеческими пороками. Обычно, герои поставлены в весьма крайние ситуации, что помогает автору выявить скрытые черты личности, во внешне благополучных людях.

Что мы видим в произведении Агаты Кристи «Убийство Роджера Экройда»?

Предательство близкого человека в угоду корысти

Предательство друга ради личных интересов

А что в результате?

Легкие деньги, не приносящие счастье

Доведение до самоубийства

Убийство человека

Постоянный страх разоблачения

Но зачем, спрашивается, человеку нужны какие-то дополнительные проблемы, ведь жизнь и без того полна разных неприятностей. Загнанность в тупик, финансовый недостаток и другие проблемы понемногу ломают человека, и вскоре он поддается порокам, опускаясь, например, до воровства или до шантажа. Затем наступает момент непреодолимого страха, и в итоге приходится совершать другое, более тяжкое злодеяние во избежание наказания за первое.

Думает ли человек в этот момент о том, что вдвое усложняет свое положение? Зло разъедает человека, один порок тянет за собой другой, а шальные деньги идут только прахом, как легко они достаются, так легко они и уходят.

В этом произведении главный герой начинает писать обо всем происходящем некий роман. Для чего понадобилось писать о собственном преступлении? Все дело в немыслимой уверенности человека, который грамотно построил себе алиби и надеялся отправить эту книгу Эркюлю Пуаро как первое нераскрытое преступление в его практике. И что в итоге не вышло?

Людям нельзя забывать о том, что любое преступление не остается безнаказанным, и если приговор не будет вынесен судом, то его вынесет жизнь, более суровая и беспощадная.

Познавая мир, люди становятся мудрее и чище. Детективный роман – тоже своего рода познание – через наблюдение к «озарению», к открытию истины. Человеческие драмы в романах Агаты Кристи не выставлены на первый план, всегда остаются в глубине, оттого они и производят столь сильное впечатление. Словно в погоне за развлекательным сюжетом проходишь мимо человеческих судеб.

Материалы данного исследования можно использовать при проведении внеклассных занятий по литературе, на уроках при изучении зарубежной литературы 20 века как дополнительный материал.

Несмотря на свою относительную молодость как самостоятельного литературного направления, сегодня детектив является одним из самых популярных жанров. Секрет такого успеха прост - тайна увлекает. Читатель не пассивно следит за происходящим, а принимает в нем активное участие. Предугадывает события и строит свои версии. Григорий Чхартишвили (Борис Акунин), автор знаменитой серии романов о сыщике Эрасте Фандорине, в своем интервью однажды рассказал, как написать детектив. По мнению писателя, основным фактором для создания захватывающего сюжета является игра с читателем, которую нужно наполнить неожиданными ходами и ловушками.

Вдохновиться примером

Многие авторы популярных детективов не скрывают факт, что получили вдохновение, читая произведения выдающихся мастеров этого жанра. Например, американская писательница Элизабет Джордж всегда восхищалась творчеством Агаты Кристи. Не устоял перед шарадами великого автора детективной прозы и Борис Акунин. Писатель вообще признался в том, что обожает детективы в английском стиле и часто использует характерные для них приемы в своих произведениях. О том, какой вклад в детективный жанр внес Артур Конан Дойл со свои знаменитым персонажем, вероятно, не стоит много говорить. Поскольку создать героя, подобного Шерлоку Холмсу, - мечта любого писателя.

Стать преступником

Чтобы написать настоящий детектив, необходимо придумать преступление, поскольку тайна, связанная с ним, всегда стоит в основе сюжета. А значит, автору придется примерять на себя роль злоумышленника. Для начала стоит определиться, каким будет характер этого преступления. Большинство известных детективных историй построены на расследовании убийств, краж, ограблений, похищений и шантажа. Однако также есть множество примеров, когда автор увлекает читателя невинным происшествием, которое ведет к разгадке большой тайны.

Повернуть время вспять

После выбора преступления автору предстоит тщательно его продумать, поскольку настоящий детектив таит все детали, которые и приведут к развязке. Мастера жанра советуют воспользоваться приемом обратного хода времени. Для начала следует решить, кто совершил преступление, как он это сделал и почему. Затем нужно представить, каким образом злоумышленник попытается скрыть содеянное. Не стоит забывать о соучастниках, оставленных уликах и свидетелях. Эти зацепки выстраивают захватывающий сюжет, который дает читателю возможность вести собственное расследование. Например, известная британская писательница Пи Ди Джеймс говорит, что прежде чем приступить к созданию захватывающей истории, она всегда придумывает разгадку тайны. Поэтому, когда ее спрашивают о том, как написать хороший детектив, она отвечает, что надо мыслить, как преступник. Роман не должен быть похожим на скучный допрос. Интрига и напряжение - вот, что важно.

Построение сюжета

Детективный жанр, как любое другое литературное направление, имеет свои поджанры. Поэтому отвечая на вопрос о том, как написать детектив, профессионалы советуют для начала определиться с выбором способа построения сюжетной линии.

  • Классический детективный сюжет подается в линейной форме. Читатель ведет расследование совершенного преступления вместе с главным героем. Использует он при этом ключи к загадкам, оставленные автором.
  • В перевернутой детективной истории читатель в самом начале становится свидетелем преступления. А весь последующий сюжет крутится вокруг процесса и способов расследования.
  • Часто писатели детективов используют комбинированную сюжетную линию. Когда читателю на одно и то же преступление предлагают посмотреть с разных сторон. Такой подход основан на эффекте неожиданности. Ведь сложившаяся и стройная версия ломается в один момент.

Заинтересовать читателя

Ввести читателя в курс дела и заинтриговать, представив преступление, - один из основных этапов создания детектива. Не имеет значения, каким образом станут известны факты. Читатель может сам быть свидетелем преступления, узнать о нем из рассказа персонажа или очутиться на месте его совершения. Главное, чтобы появились зацепки и версии для расследования. Описание должно иметь достаточное количество правдоподобных деталей - это один из факторов, которые следует учитывать, разбираясь в вопросе о том, как написать детектив.

Держать интригу

Следующей немаловажной задачей начинающего автора будет удержать интерес читателя. История не должна быть слишком простой, когда уже вначале становится понятно, что всех убил «аквалангист». Надуманный сюжет также быстро надоест и разочарует, поскольку сказка и детектив - разные жанры. Но даже если предполагается создать лихо закрученный сюжет, следует припрятать некоторые ключи к разгадкам в ворохе маловажных, на первый взгляд, деталей. Это один из приемов классического английского детектива. Ярким подтверждением вышесказанного может послужить высказывание популярного Микки Спиллейна. На вопрос о том, как написать книгу (детектив), он ответил: «Никто не станет читать загадочную историю, чтобы добраться до середины. Все намерены дочитать ее до конца. Если она окажется разочарованием, вы потеряете читателя. Первая страница продает эту книгу, а последняя - все, которые будут написаны в будущем».

Ловушки

Поскольку работа детектива опирается на разум и дедукцию, сюжет будет более захватывающим и правдоподобным, если информация, представленная в нем, заставит читателя приходить к неверным выводам. Даже могут заблуждаться и следовать за ложной линией рассуждений. Таким приемом часто пользуются авторы, создающие детективы про серийных убийц. Это позволяет запутать читателя и создать интригующий виток событий. Когда уже все вроде бы ясно и нечего бояться, именно в такой момент главный герой становится наиболее уязвимым перед надвигающейся чередой опасностей. Неожиданный поворот всегда делает историю более интересной.

Мотивация

Герои детективов должны иметь интересные мотивы. Совет писателя о том, что в хорошей истории каждый персонаж должен чего-то хотеть, относится к детективному жанру более, чем к другим. Поскольку последующие действия героя напрямую зависят от мотивации. А значит, влияют на сюжетную линию. Необходимо проследить, а затем прописать все причины и следствия, чтобы крепко держать читателя в созданной ситуации. Чем больше персонажей со своими скрытыми интересами, тем запутаннее, а, следовательно, увлекательнее получается история. Детективы про шпионов в большинстве своем изобилуют подобными героями. Наглядным примером может послужить детективный триллер «Миссия невыполнима» по сценарию Дэвида Кеппа и Стивена Заилляна.

Создать личность преступника

Поскольку о том, кто, как и почему совершил преступление, автор знает с самого начала, дело остается за малым - решить, будет ли этот персонаж одним из главных.

Если пользоваться распространенным приемом, когда злоумышленник постоянно находится в поле зрения читателя, то необходимо детально проработать его личность и внешность. Как правило, такого героя автор делает весьма симпатичным, чтобы вызвать доверие у читателя и отвести подозрения. А в итоге - ошарашить неожиданной развязкой. Ярким и наглядным примером является персонаж Виталий Егорович Кречетов из детективного сериала «Ликвидация».

В случае, когда принято решение сделать преступника наименее заметным персонажем, в большей степени понадобится детальная прорисовка личных мотивов, чем внешности, для того чтобы вывести его в итоге на главную сцену. Именно таких персонажей создают авторы, пишущие детективы про серийных убийц. Пример - шериф из детективного сериала «Менталист».

Создать личность героя, расследующего преступление

Персонаж, противостоящий злу, может быть кем угодно. И совершенно необязательно профессиональным следователем или частным сыщиком. Внимательная старушка мисс Марпл у Агаты Кристи и профессор Ленгдон у Дэна Брауна не менее качественно справляются со своими обязанностями. Основная задача ведущего персонажа заключается в том, чтобы заинтересовать читателя и вызвать у него эмпатию. Следовательно, его личность должна быть живой. А также авторы детективного жанра дают совет по поводу описания внешности и поведения главного героя. Неординарным поможет его сделать какая-нибудь особенность, вроде седых висков и заикания Фандорина. Но профессионалы предостерегают начинающих авторов от чрезмерной увлеченности в описании внутреннего мира главного героя, а также от создания слишком красивой внешности с образными сравнениями, поскольку такие приемы более характерны для любовных романов.

Навыки сыщика

Возможно, богатая фантазия, природное чутье и логика помогут начинающему автору в создании интересного детективного сюжета, а также увлекут читателя составлением общей картины дела из маленьких кусочков предложенной информации. Однако история должна быть правдоподобной. Поэтому корифеи жанра, объясняя, как написать детектив, делают акцент на изучении тонкостей работы профессиональных сыщиков. Ведь далеко не у всех есть навыки криминальных следователей. А значит, для достоверности сюжета необходимо вникнуть в особенности профессии.

Одни пользуются консультациями специалистов. Другие проводят долгие часы и дни, разбирая материалы старых судебных дел. Причем чтобы создать качественный детектив, потребуются не только знания криминалистов. Будет необходимо хотя бы общее представление о психологии поведения преступников. А для авторов, решивших закрутить сюжет вокруг убийства, понадобятся также знания в области судебной антропологии. Не стоит также забывать о деталях, характерных для времени и места действия, поскольку они потребуют дополнительных знаний. Если по сюжету расследование преступления происходит в XIX веке, окружающая обстановка, исторические события, технологии и поведение персонажей должны ему соответствовать. В разы задача усложняется, когда сыщик по совместительству является профессионалом в какой-то другой области. Например, странный математик, психолог или биолог. Соответственно, автору придется поднатореть и в науках, которые делают его персонаж особенным.

Завершение

Важнейшей задачей автора является также создание интересного и логичного финала. Поскольку каким бы закрученным ни получился сюжет, все представленные в нем загадки должны быть разгаданы. Все накопившиеся по ходу действия вопросы должны получить ответы. Причем путем детально прописанных выводов, которые будут понятны читателю, поскольку недосказанность в детективном жанре не приветствуется. Раздумья и построение различных вариантов завершения истории характерно для романов с философской составляющей. А детективный жанр является коммерческим. К тому же читателю будет очень интересно узнать, в чем он был прав и где ошибался.

Обращают профессионалы внимание на опасность, кроющуюся в смешивании жанров. Работая в подобном стиле, очень важно помнить, что если история имеет детективное начало, ее завершение должно быть написано в том же жанре. Нельзя оставлять читателя разочарованным, объясняя преступление мистическими силами или несчастным случаем. Даже если первые имеют место, в романе их присутствие должно вписываться в сюжет и ход расследования. А сам по себе несчастный случай не является предметом детективного сюжета. Поэтому если он произошел, кто-то к этому причастен. Одним словом, детектив может иметь неожиданный конец, но не может вызывать недоумение и разочарование. Лучше, если завершение будет рассчитано на дедуктивные способности читателя, и он разгадает загадку немного раньше главного героя.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!