Икона «Петр и Павел. Иконография первоверховных апостолов петра и павла

«Говорю Вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся. Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное «поглощена смерть победою» (1Кор. 15:51–54). Эти прекрасные слова о наступлении Царствия Божия на земле, о грядущем времени для христианского человечества Духом Святым вложены в уста святого первоверховного апостола Павла.

Особенность явления апостола Павла среди прочих учеников Христовых в том, что он не был апостолом ни от 12-ти, ни от 70-ти и не встречался с Христом до Распятия, Воскресения и Вознесения Его, но он встретился с Христом, «восшедшим на небеса и сидящим одесную Отца» (Символ веры). Как пишет о святом апостоле Павле митрополит Антоний Сурожский: «… Он тоже свидетель о Христе, и свидетель чего-то чрезвычайно важного: того, что человек, который раньше не верил во Христа, Его ненавидел, преследовал, вдруг оказался лицом к лицу с Христом воскресшим». Кратчайший, шоковый путь от яростного гонителя до мудрейшего и преданнейшего служителя Его на миссионерском пути апостола – воистину неисповедимы пути и Промысл Господа Всемогущего…

Святой апостол Павел родился в V веке от Рождества Христова в городе Тарсе в провинции Киликия, исторической области, расположенной на юго-востоке Турции. Его родители, знатные и благочестивые иудеи из колена Вениаминова, вышли из римского рабства, стали свободными людьми, получили римское гражданство, а с ним все права и привилегии римских граждан, которые унаследовал и их сын Савл, названный так, очевидно, в честь библейского царя. Тарса была известна как город, по своему статусу центра образования и культуры равный Афинам и Александрии. Исследователи жития апостола Павла пишут, что в юности он, исходя из манеры изложения мысли, изящества, глубины, объемности формулировок, видимо, получил изрядное образование: был знаком с античной литературой, владел равно арамейским – языком фарисеев, латынью и греческим. Богословие Торы ему преподал известный раввин Гамалиил Великий, о чем сам апостол говорит в «Деяниях»: «Я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе» (Деян. 22; 3). Кстати, об учителе молодого фарисея Савла праведном Гамалииле известно, что он был весьма веротерпим к христианству, со временем принял Святое Крещение, и празднование его честного имени ныне совершается 2/15 августа – в день перенесения мощей.

О том, что Савл готовился стать раввином, известно и из текста в «Деяниях» (18:3): во время обучения у Гамалиила он также осваивал шитье палаток – равви не имели права брать деньги за их служение Богу, потому были вынуждены обучаться какому-либо ремеслу, чтобы иметь возможность прокормить себя.

Исходя из свидетельств, приведенных в «Деяниях», он находился в составе синедриона и был свидетелем гибели первомученика архидиакона Стефана (Деян. 7:54–59) в числе одобрявших казнь его, и даже охранял одежды тех, кто побивал Стефана камнями. Согласно «Деяниям», молодой Савл получил право на гонения христиан, которое рьяно исполнял (Деян. 8:3). Сам апостол, в чистоте и откровенности его покаяния, горячо сокрушаясь, говорит об этом уже на суде царя Агриппы во время первого его взятия под стражу: «Правда, и я думал, что мне должно много действовать против Иисуса Назорея. Это я и делал в Иерусалиме; получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, подавал на то голос. И по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса, и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже в чужих городах» (Деян. 26: 9–11).

Встреча с воскресшим Христом фарисея Савла случилась на его пути в Дамаск, куда он следовал с письмом, испрошенным у первосвященника, чтобы взять под стражу и препроводить в Иерусалим для суда синедриона всех, кто исповедует в Дамаске Христово учение. Однако же по приближении к Дамаску на Савла средь бела дня пролился «с неба свет, превосходящий солнечное сияние», осиявший его и всех, кто был с ним. Видя такое знамение, Савл пал на землю, а голос обратился к нему со словами: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь!» Нам трудно представить, что было бы с нами, если бы мы услышали прямое обращение к нам Христа, и пережили ли бы такое потрясение? Неудивительно, что Савл пришел в состояние, в котором его привели, согласно Божию повелению с небес, в город, – три дня он не видел вокруг себя ничего, не ел и не пил, находясь в непрестанной молитве.

В то же время в Дамаске Анании, апостолу от 70-ти, находившемуся там, было другое видение: ему явился Господь и велел идти и найти в Иудином доме Тарсянина по имени Савл, и возложить на него руку, чтобы тот прозрел. Дурная слава Савла – гонителя христиан давно уже распространилась, и Анания сказал о том Господу, но «Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд» (Деян. 9:15). Анания пошел и сделал, как указал Господь, и Савл очнулся, и «вдруг он прозрел, и, встав, крестился, и, приняв пищи, укрепился» (Деян. 9:18–19). О Крещении Савла святитель Иоанн Златоуст говорит, что он сделался «из волка – агнцем, из терния – виноградом, из плевел – пшеницей, из врага – другом, из богохульника – богословом».

Однако укрепить доброе имя Савлу удалось не сразу, чтобы обрести его, ему предстояло пережить отторжение многими. Желая примкнуть к ученикам Христовым, он пришел в Иерусалим, но христиане сторонились его, не веря, что с человеком, подобным ему, могут так скоро произойти столь чрезвычайные перемены. Поддержку Савл нашел у апостола Варнавы, который знал все, что с ним произошло, как смело он проповедовал о Христе в Дамаске, как иудеи, возмущенные его Крещением, караулили его, пытаясь убить, и как его спасли другие ученики, спустив из окна в корзине по стене (Деян. 9:19–25). Варнава рассказал об этом другим апостолам, и апостольская братия отправила Павла через Кесарию в Тарсу.

В следующий раз на страницах «Деяний» мы встречаемся с Савлом, перед первым его миссионерским путешествием с весны 45-го по весну 49 года. Согласно «Деяниям», Савл вышел на служение с апостолом Варнавой из Антиохии и, придя на Кипр, обратил в веру Христову проконсула Сергия Павла, и отныне сам стал зваться Павлом. За это время Варнавой и Павлом были основаны многие общины – в Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии. Святой апостол Павел принял участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме, состоявшемся в 51 году, где апостол Петр произнес горячее слово против соблюдения язычниками Моисеева закона очищения через обрезание, утверждая, что и без того перелом в их душе и сознании достаточно велик. Он говорил, что им, как и крестившимся иудеям, было дано свидетельство о Боге, «который не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их» (Деян. 15:9). Апостолы же Варнава и Павел, к тому времени окончившие свое первое миссионерское путешествие, рассказали о чудесах, творимых Господом через них, когда они проповедовали среди язычников, что стало замечательным подтверждением речи апостола Петра на Соборе.

С 51 по 54 годы в сопровождении апостола Силы апостол Павел отправился в свое второе миссионерское путешествие. Пройдя вначале по церквам, основанным им ранее, он перешел в Македонию и там основал общины в Филиппах, Солуни (Фессалониках) и Верии. В Листре к нему присоединился его любимый ученик апостол Тимофей, к нему есть два замечательных послания, из которых видно, что к этому молодому апостолу апостол Павел питал истинно отеческие чувства, уча, предостерегая и благословляя его, неоднократно обращаясь к нему «сын мой», «возлюбленный сын».

Он проповедовал в Афинах и Коринфе, в третьем апостольском походе, длившемся с 56 по 58 годы, снова посетил церкви Малой Азии – апостол всегда проходил через все ранее основанные им общины в целях поддержания и укрепления веры и наблюдения за тем, как здесь соблюдаются Божии установления.

Первое заключение под стражу случилось с ним в Иерусалиме при иудейском царе Агриппе и римских проконсулах Феликсе, затем Фесте в 59 году. По его желанию святой апостол как римский гражданин был отправлен в Рим. По пути возле Мальты корабль потерпел крушение, время пути затянулось, и в Рим апостол прибыл лишь в 62 году. В Риме апостол Павел был в милости у тогдашних властей и потому мог проповедовать относительно свободно. Отсюда в 63 году он разослал с Тихиком Послания к Филиппийцам, к Колоссянам, к Ефесянам, а затем к евреям Палестины.

Далее описание жития святого апостола Павла, согласно «Деяниям», уже оканчивается, историки расходятся во мнениях о его дальнейшей судьбе. Одни полагают, что он был предан казни по указу Нерона. Другие утверждают, что это случилось позже, а тогда после двухлетнего заключения сенат и император освободили его из-под стражи, после чего апостол вновь отправился в путешествие на восток с учеником Титом, побывал на Крите, где оставил Тита для трудов в сане епископа Критской церкви с поручением рукополагать пресвитеров по всему острову. Это подтверждается наставлениями его в Послании к Титу о епископском служении.

Весной 65 года он вновь посетил другие города в Малой Азии, в Милете. Позже он рукоположил апостола Тимофея в сан апостола Ефесского, но сам, судя по всему, в Ефесе не бывал. Придя в Коринф, он задержался там на некоторое время, а далее встретился в пути с апостолом Петром, и вместе они прошли через Далматию и Италию в Рим, где Петр остался, а Павел в 66 году двинулся на запад, в Испанию.

В 67 году апостол Павел вернулся в Рим. Там он продолжил проповедь, но уже столь ревностно, что она коснулась и двора императора Нерона – в Христову веру была обращена любимая наложница Нерона. После обращения она отказалась от продолжения блудной жизни. Согласно Сказанию о нем святителя Иоанна Златоуста, это явилось поводом к его очередному заключению под стражу, осуждению и казни.

В отличие от распятого Петра, который не был гражданином Рима, Павел был обезглавлен, по преданию, примерно около 67 года от Рождества Христова на месте, которое носило название Салвианских источников на Остийской дороге. Честные останки его были погребены благочестивыми христианами близ Рима, и на этом месте был поставлен знак. Святитель Иоанн Златоуст в Сказании о житии святого апостола Павла писал, что к этому месту слетались ангелы и отвращались демоны, а многие и многие притекали сюда для поклонения. Позже святой равноапостольный царь Константин Великий, следуя совету святителя Сильвестра, Папы Римского, возвел здесь в 324 году небольшую церковь, которая была затем достроена императором Валентинианом. Церковь именуется Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.

Учеными был проведен углеродный анализ останков, упокоенных в саркофаге под алтарем, и установлен их возраст – период между I и II веками от Рождества Христова. Вскрыть саркофаг не решились – столь древние останки могли разрушиться при соприкосновении с внешней средой, потому исследования велись методом зондирования. При этом были обнаружены частицы тонкого дорогого льна, цветом пурпурного, частицы голубой ткани, серебряных и золотых пластин. Под спудом алтаря христианского храма были захоронены мощи знатного римлянина и христианина, что, с учетом времени захоронения, позволило установить, что в саркофаге пребывают мощи святого апостола Павла, о чем и объявил Папа Бенедикт XVI.

Значение иконы
Чаще всего первоверховные апостолы Петр и Павел изображаются на иконе вместе, но есть и раздельные иконописные образы. Образ апостола Павла нам стал известен из самого подробного описания, данного Никифором Каллистом, церковным историком первой половины XIV века, монахом Софийского монастыря в Константинополе: «Павел был ростом мал, непрям и несколько согбен, лицо у него было чистое и являло признаки долгих лет, голова плешива, в глазах его усматривалось весьма много приятности, брови, поднятые вверх и как бы разбегающиеся, нос продолговат с приятною неравностью, борода густая и довольно длинная, по местам с сединою, так же как и голова». Из какого источника Никифор Каллист взял его, что послужило подлинником, неизвестно, но это описание стало вербальной основой для иконографии его образа. Впрочем, и Иоанн Златоуст утверждал, что апостол Павел ростом был мал, но в этом малом и на взгляд неприглядном человеке жила душа, исполненная вселенской мудрости и величия, которыми ее наделила встреча с Христом воскресшим.

«Избранный сосуд Христов, учитель языков, всемирный проповедник, самовидец небесных высот и райских доброт, предмет внимания и удивления Ангелов и человеков, великий подвижник и страдалец, язвы Господа своего на теле своем понесший, святый верховный апостол Павел, и вторично уже и кроме тела, до третьего неба взятый!» – так величает в Четьях-Минеях святого апостола Павла святитель Димитрий Ростовский: о последнем событии святой апостол Павел говорит сам, что он «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2–4).

«Не погрешит тот, кто назовет Павлову душу морем и небом: небом по чистоте, морем по глубине. В сем море нет драгоценных зерен, но есть вещи, драгоценнейшие всякого перла. Кто пожелает углубиться в сие море, тот найдет в нем все сокровища, кои сокрыты в Царстве Небесном» – свидетельствует о нем святитель Иоанн Златоуст. Помимо пройденных им пеших путей, протяженность которых немыслима, ибо тогда не было тех транспортных возможностей, которые есть в нашей современности, он оставил 14 Посланий, совокупная мудрость которых неизмерима.

Нам невозможно в полной мере представить себе немыслимый объем трудов, проделанных апостолами, и более всего – апостолом Павлом, все испытания и тяготы, переживаемые ими. Во Втором послании к Коринфянам апостол пишет: «От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и в жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор. 11, 24–27).

Гонимые, голодающие, устающие от пыльных дорог, побиваемые и все равно несущие победное, спасительное Христово слово, они могут стать самым вдохновительным примером для нас, живущих уже в третьем тысячелетии от Рождества Христова. И это – прямое и безыскусное указание, как действует на земле Святой Дух через тех, кого избирает Своим сосудом избранным Господь Бог, о том говорит апостол: «Если должно мне хвалиться, буду хвалиться немощью своею. Бог и Отец Господа нашего, благословенный во веки веков, знает, что я не лгу» (2 Кор. 11, 30–31).

Сам апостол не раз обращает внимание всех, что его проповедь состоит «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1 Кор. 2:4). Словом апостола Павла, силой, данной ему Духом Божиим, творились чудеса: был поражен слепотой Симон-волхв (Деян. 13, 11), воскрешен павший из окна третьего этажа юноша Евтих (Деян. 20, 9–12), люди исцелялись от прикосновения к вещам его, в том числе душевнобольные (Деян. 19:12).

Подробное описание его миссионерских походов изложено в «Деяниях», прочесть которые и изучить стоит всякому христианину: знания о житиях святых обогащают нас, укрепляют в вере беспримерно, и потому так замечательны и поучительны слова, сказанные о нем святителем Димитрием Ростовским: «Итак, не будем только лишь удивляться Павлу, но будем и подражать ему, дабы по отшествии из сей жизни нам удостоится узреть его и разделить с ним неизреченную славу, которая да будет уделом всех нас, по благодати и милости Иисуса Христа, Коему со Отцем и Святым Духом слава, честь и держава ныне, всегда и во веки веков. Аминь».

Апостол Павел предположительно жил в 5/15 – 64/68 г.г.

Павел не входил в число 12 непосредственных учеников Иисуса и в первой части своей жизни участвовал в преследовании христиан. Пережитый Павлом опыт встречи с воскресшим Иисусом Христом привёл к обращению и стал основанием для апостольской миссии. Павлом были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия.

Родился Павел в главном городе Киликии Тарсе от знатных родителей и пользовался правами римского гражданина. Сначала носил еврейское имя Савл, что означало «выпрошенный, вымоленный», и только после обращения к Христу стал называться Павлом.

По происхождению принадлежал к колену Вениаминову, а по воспитанию и вероисповеданию – к секте фарисейской. Воспитанный в Иерусалиме известным учителем Гамалиилом, Савл сделался ревнителем отечественного закона. В то время в Иерусалиме и в окрестных городах святые апостолы распространяли благовестие Христово, и у них часто происходили долгие споры с фарисеями.

Савл ревностно преследовал христиан, участвовал в избиении камнями святого первомученика Стефана (несмотря на родственные связи), возглавил гонения на апостолов и их последователей. Достал себе полномочия от иудейских первосвященников отправиться в Дамаск, где было много христиан, и привести их в оковах в Иерусалим на истязания.

«Когда Савл приближался уже к Дамаску, вдруг осиял его свет с неба (так внезапно, сильно и ослепительно, что он упал на землю), и в то же мгновение услышал голос, говоривший ему: "Савл, Савл! что ты гонишь меня?" Он же полный изумления, спросил: "Кто Ты, Господи?" Господь же сказал: "Я Иисус, Которого ты гонишь, трудно тебе идти против рожна"5. Савл в трепете и ужасе спросил: "Господи, что повелишь мне делать?" И Господь сказал: "Встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать"» (Деян.9:4-6) .

Савл сделался новым человеком, получив из уст Господа назначение и звание апостола. Вскоре принял крещение, стал Павлом, и немедленно начал проповедывать в синаногах об Иисусе. И все слышавшие удивлялись (этой перемене в мыслях «гонителя Церкви Христовой») и говорили: - Не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам? (Деян.9:21)

Получив от Господа указание о благовестии, апостол Павел стал проповедовать веру Христову среди иудеев и особенно среди язычников, странствуя из страны в страну и рассылая свои послания (14 посланий апостола Павла), которые писал в пути и которые до сих пор, по словам святителя Иоанна Златоустого, «ограждают Вселенскую Церковь подобно стене, построенной из адаманта».

Просвещая народы учением Христовым, апостол Павел предпринял длительные путешествия. Кроме неоднократного пребывания в Палестине, он побывал с проповедью о Христе в Финикии, Сирии, Каппадокии, Галатии, Ликаонии, Памфилии, Карии, Ликии, Фригии, Мисии, Лидии, Македонии, в Италии, на островах Кипр, Лесбос, Самофракия, Самос, Патмос, Родос, Мелит, Сицилия и в других землях.

Могущество проповеди его было столь велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе Павлова учения (Деян. 9, 22) ; язычники сами просили его проповедовать слово Божие и всем городом собирались слушать его (Деян. 13, 42-44) . Благовествование апостола Павла быстро распространялось повсюду и обезоруживало всех (Деян. 13, 49; 14, 1; 17, 4, 12; 18, 8) . Его проповеди доходили до сердец не только простых людей, но и людей ученых и знатных (Деян. 13, 12; 17, 34; 18, 8) . Сила слова апостола Павла сопровождалась чудесами: слово его исцеляло больных (Деян. 14, 10; 16, 18) , поразило слепотой волшебника (Деян. 13, 11) , воскресило мертвого (Деян. 20, 9-12) ; даже вещи святого апостола были чудодейственны - от прикосновения к ним совершались чудесные исцеления, а злые духи покидали одержимых (Деян. 19, 12) . За благодеяния и пламенную проповедь Господь удостоил Своего верного ученика «восхищения до третьего неба». По собственному признанию святого апостола Павла, он «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2-4) .

За распространение веры Христовой апостол Павел перенес много страданий и был обезглавлен в Риме при Нероне в 64 году (по другой версии - в 67-68 гг.).

Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первохристиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе.

В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. По церковному преданию, святой равноапостольный князь Владимир привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар Новгородскому Софийскому собору. В Киевском Софийском соборе настенные росписи, изображающие апостолов Петра и Павла, относятся к XI-XII векам. Первый монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла был воздвигнут в Новгороде на Синичей горе в 1185 году. Примерно в это же время началось строительство Петровского монастыря в Ростово. Петропавловский монастырь существовал в XIII веке в Брянске.

Имена апостолов Петра и Павла, получаемые при святом крещении, особенно распространены в России. Эти имена носили многие святые Древней Руси.

Любой магазин икон имеет в своем ассортименте икону Божией Матери иконографического типа "Умиление" ("Елеуса"). К этому же типу относится достаточно редкий образ Богородицы - икона Взыграние Угрешская, бывшая на протяжении многих лет одним из главных символов Николо-Угрешской обители (современный г. Дзержинск в Московской области). Купить икону "Взыграние" или "Взыграние младенца" прежде всего стремятся женщины, желающие иметь детей, поскольку этот образ Божией Матери символизирует полноту и счастье Материнства.

Икона Взыграние Угрешская - русская древняя икона, написанная с греческого образца. Она изображает Богоматерь с Богомладенцем, сидящим на Ее правой стороне и поддерживаемым обеими Ее руками. Младенец Иисус изображается в "игривой" позе, одновременно прильнувшим к Своей Матери и обращенным при этом к молящимся. Пресвятая Богородица в умилении прижалась щекой к щечке Богомладенца, взор ее полон светлой печали.

На иконах "Взыграние" поза Младенца Иисуса напоминает сцену Сретения, в которой Богомладенец, влекомый Своим жертвенным предназначением, тянется из рук Божией Матери в руки Симеона Богоприимца, возвещающего Его страстной путь. Доподлинно неизвестно, как появилась в Николо-Угрешском монастыре икона Взыграние Угрешская, но датой ее явления считают 1793 год. Официальный праздник был установлен в 1795 году 7 ноября. Икона долгое время стояла в Успенском храме Николо-Угрешской обители, привлекая множество верующих на поклон. Но в 1918 году Николо-Угрешская обитель была разорена, и икона Взыграние Угрешская утрачена. Лишь в 2003 году случилось чудо, которого уже никто не ждал - неизвестная женщина пожелала пожертвовать икону Пресвятой Богородицы монастырю. Оказалось, что эту икону семью женщины когда-то приобрела у коллекционера, который утверждал, что образ как-то связан с Николо-Угрешской обителью. Приехавшие в квартиру благочестивой женщины монахи увидели икону Богоматери, очень схожую по описанию с утерянной. Когда же обретенный образ был доставлен в монастырь и поставлен на прежнее место, все увидели, что это и есть утерянная икона Взыграние Угрешская.

Икону в Николо-Угрешской обители встречали как покровительницу Небесную, ценнейшую святыню. Торжественным крестным ходом внесена она была в Спасо-Преображенский собор, где в честь благодетелей отслужили праздничный молебен. Теперь икона Пресвятой Богородицы стоит в алтаре Спасо-Преображенского собора. Предположительно, вскоре икону поместят, как и прежде, в храм Успения Пресвятой Богородицы.

Вместе с возвращенной святой иконой в Николо-Угрешскую обитель вернулись былое величие и святость. Вновь многочисленные верующие обрели почитаемую святыню, помогающую в молитвах о материнстве и рождении здоровых детей. Беременность и рождение ребенка - это удивительные события, показывающие божественное величие жизни, потому так важно этот период проводить в молитвах. Если же нет возможности посещать церковь, можно молиться дома, перед иконой Божией Матери "Взыграние".

Учение Христа не сразу стало известно всему миру. На то, чтобы распространить Евангелие по странам и контитентам, потребовалось время. А также - люди, которые его проповедовали, их называют апостолами. Святые Петр и Павел в православии называются первоверховными, они самые известные ученики Иисуса.


Биография

На самом деле эти два человека встретились уже после того, как Христос вознесся на небо. Вот несколько интересных фактов:

  • Павел никогда не видел Христа, когда тот пребывал на земле. Будучи рьяным иудеем, Савл даже жестоко преследовал христиан. Существует версия, что он участвовал в казни первомученика Стефана.
  • Петр и его брат были первыми, кого призвал Спаситель. Необразованный рыбак с окраины империи, имеющий вспыльчивый характер - сегодня апостол Петр известен повсеместно.
  • Петр стал первым апостолом, который исповедовал Христа Сыном Божиим.
  • Павел встретил Господа по дороге в Дамаск и несколько дней оставался слепым, после чего последовало его обращение.

Святые апостолы Петр и Павел, хотя их судьбы не похожи, для многих стали учителями, обратили ко Христу тысячи людей еще при жизни.


Почитание в храмах

В православии существует особенный церковный праздник, которому предшествует летний пост - день апостолов Петра и Павла. Поэтому и на иконе святых часто можно увидеть вместе, поскольку оба они много сделали для становления Церкви Христовой. О чем можно молиться перед таким образом? Просьба может быть любой, но существуют некоторые традиции.

  • Оба помогают тем, кто хочет обрести веру, способствуют усвоению Слова Божьего.
  • Св. Павел покровительствует студентам, исцеляет тех, кто страдает от духовных и душевных недугов. При жизни он воскрешал умерших. Позаботится он и о тех, кто начинает собственное дело, если оно полезно окружающим - ведь апостол был известен тем, что много работал.
  • Св. Петр помогает тем, кого мучает жар или другой физический недуг. Является покровителем моряков, рыбаков.

Молиться можно кратко, или прочитать акафист - зависит от расположения души. Важно, чтобы молящийся понимал, что Господь исполняет лишь те желания, которые угодны Его воле. Ведь святые не могут противоречить Создателю, они духовные наставники верующих. Власть творить чудеса была дана им как награда от Бога за веру и работу над собой.


Окончание жизненного пути

Большинство апостолов завершили свои жизни трагически. Дело в том, что в те далекие времена христианство было лишь небольшой сектой. Правители считали последователей новой религии опасными, ощущали угрозу власти. Поэтому старались уничтожить всех, кто считал Христа Богом, крестил людей в свою веру.

Например, Петр, уже будучи в преклонном возрасте, был взят под стражу и казнен через распятие, как и Христос. Такое суровое испытание может выдержать только подлинная вера. Своих палачей апостол попросил перевернуть его вниз головой, чтобы не уподобиться своему Учителю. Ведь после своего известного отречения он ощущал себя недостойным умереть также, как Учитель.

Над местом казни был воздвигнут Собор апостола Петра, всем известное место в Риме. Намного позже археологи нашли научные доказательства тому, что это действительно оно, после долгих поисков были обнаружены также останки святого христианского учителя.

Павла тоже ждала мучительная смерть - но он формально являлся гражданином Рима, хотя бы и был евреем по рождению. Поэтому к нему была применена более «почетная» казнь - отсечение головы. Ведь распинали только людей низшего сословия, разбойников, бродяг.

Церковное предание утверждает, что апостолы были лишены жизни в один день. Павел был выведен за город - на месте его смерти царь Константин возвел храм. Учеными подтверждено, что мощи в его основании принадлежат знатному римскому гражданину.

Храмы святым апостолам Петру и Павлу

В России существует несколько известных храмов Апостолов Петра и Павла:

  • Собор в г. Москва (принадлежит ЕЛЦР), построенный в самом начале прошлого века. Здание построено в стили эклектика, является частью культурного наследия нашей страны. Многие приходят сюда на экскурсии, чтобы послушать орган или богослужение. Храм действующий, в нем проводятся службы на разных языках. При соборе существует также комплекс церковных зданий, составляющих единый архитектурный ансамбль - часовня, дома для причта и два духовных училища.
  • Собор в г. Санкт-Петебурге, относится к РПЦ, находится на территории Петергофа, в живописном месте. Расположение выбирал лично император Александр III. Церковь представляет собой яркий пример русского стиля, с шатровыми куполами и разноцветными росписями. Строительство продвигалось медленно, освящение состоялось в 1905 г. На нем присутствовала царская семья. Собор был закрыт большевиками незадолго до начала 2-й мировой. Лишь в 1974 г. была признана ценность здания как памятника культуры. В начале 90-х храм был возвращен церкви и заново освящен.

В народе также любят этих святых, даже многие цари носили имена Петр или Павел. Тяжел был их жизненный путь, но велика и награда, которой Христос удостоил их на небесах. Молитвами апостолов, Господь да помилует нас!

Молитва святым первоверховным апостолам Петру и Павлу

О святии апостоли Петре и Павле, не отлучайтеся духом от нас, грешных раб Божиих (имена), да не разлучимся вконец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков.

Святый верховный Апостоле Петре, каменю веры, на Христе, краеугольном камени, в Церковь исповеданием назданный! Моли, да и аз, умными помышлении и плотскими похотении всегда колеблемый, на тоемжде Христе, Камени живом, избранном, честном, верою наздан всегда совершаюся любовию в храм духовен, в священство свято, вознесити жертвы духовныя Богови Иисусу Христу. Святый верховный Апостоле Павле, сосуде избранный Христов, благодати и славы Божия преисполненне! Моли имущаго власть над тварию Творца, да мя, ныне сосуд погубленный, сотворит Себе сосуд в честь, освящен и благопотребен, на всякое благое уготован. Аминь.

Святые апостолы Петр и Павел - храмы, иконы, молитва was last modified: Июнь 14th, 2017 by Bogolub

Святые апостолы Петр и Павел чаще всего изображаются вместе друг с другом, держащими церковь или реже, обнимающимися. Православная икона Петра и Павла пользуется глубоким почтением, ведь изображает первоверховных апостолов, которые имеют особую роль в христианской вере.

Каноническое изображение

Святой апостол Петр на иконе изображен как мудрый старик с короткой бородой, иногда с кудрявыми волосами. Его верхняя одежда всегда золотистая по цвету, нижняя одежда темно-синяя или сине-зеленая. Правой рукой он благословляет или держит ключи Царства Небесного. В левой руке он держит свиток с текстом или евангельскими словами: «Ты Христос, сын Бога живого» (Мф.16: 16).

Святой апостол Павел на иконе изображен с высоким лбом, немного лысым, с темными волосами, с широкой бородой. Обычно он держит свиток, иногда в виде одной книги или как 14 рулонов, связанных друг с другом. Его верхняя одежда имеет коричневый или темно-фиолетовый цвет, а хитон светлый, синий или сине-зеленый.

В чем помогает икона Петра и Павла

Перед апостолами Петром и Павлом на иконе молятся по большей части о делах, связанных с верой, ведь они были активными распространителями и проповедниками христианства. Даже теперь они могут помогать укрепляться в вере и становиться более праведными простым людям. Молитва может выполняться и к каждому святому по отдельности и к двоим сразу, если вы обращаетесь к кому-то одному в этом ничего ужасного, даже есть возможность более грамотно дифференцировать молитвы в зависимости от цели.

Если акцент делается на изображении иконе Петра и молитве этому апостолу, то к нему часто обращаются с просьбами утвердиться в вере, а также к нему обращаются рыбаки, которым святой содействует. В свою очередь святой Павел на иконе служит образом, к которому обращаются для того, чтобы получить благословение и помощь в учебе. Ведь Павел был глубоко образованной личностью и негласно считается помощником в различных делах связанных с учебой и образованием.

Как таковая икона Петра и Павла считается чудодейственной и может даровать исцеление. Искренняя вера способна делать чудеса, именно поэтому не следует чрезмерно строго ограничивать себя. Просить у иконы допустимо практически о чем угодно в рамках православной веры.

История святых

История каждого из этих святых является уникальным рассказом о вере и преданности Христу. Они имели совершенно разный путь к вере, но при этом в итоге стали одними из самых почитаемых святых. Как правило, икона апостолов Петра и Павла есть практически в каждом храме.

Петр на протяжении многих лет был рыбаком и встретил Христа, когда занимался, так сказать, собственной профессиональной деятельностью. Он стал последователем Спасителя и в итоге вошел в число двенадцати апостолов, а после Воскресения проповедовал по разным странам.

Павел в свою очередь на протяжении многих лет был противником Христа и хулил его веру. Тем не менее, после того как Спаситель явился ему чудесным образом, Павел уверовал и стал апостолом. Хотя он не входит в число ни 12, ни 70 апостолов, он считается первоверховным апостолом – таково его особое звание.

В итоге каждого из них казнили в Риме в один день в 67 году. Именно потому часто апостолы Петр и Павел изображаются на иконе в объятиях друг друга. Они приживаются щеками подобно тому как прижимается Христос к собственной Матери на иконе Умиление, где таким образом символизируется стремление души к духовному миру, а не просто взаимосвязь взрослого и ребенка.

Апостолы в свою очередь символизируют собой единство людей в церкви и объединяющую веру

Также они символизируют собой противоположные характеры, ведь Петр был по сути простаком, который искренне уверовал, а Павел был образованным человеком, и он уверовал со всей мощью своего разума. Таково значение иконы Петра и Павла и если смотреть в чем помогает такой образ, то нужно отметить помощь святого образа в возможности наставить другого человека на путь истинный.

Если кто-то из близких отклонился от веры и сбился с пути (в метафорическом смысле) следует обратиться к этому образу, который может помочь вам объединиться с другим человеком на почве общей веры.

Молитвы перед иконой апостолов Петра и Павла

О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и Брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

Вероятно, одни из самых узнаваемых в христианской иконографии. Их черты легко запоминаются: короткая, кудрявая, с проседью борода Петра или высокий, с залысинами лоб Павла. Даже едва знакомый с Преданием человек всегда догадается, что «с ключами» - это Петр, потому что именно он у врат рая встречает умерших.

Иконография этих святых достаточно разнообразна. Их изображения появляются в христианском искусстве очень рано, видимо, вместе с возникновением самого этого искусства. Апостолов изображали в евангельских сценах, например, на рельефах раннехристианских саркофагов и во фресковых циклах катакомб. Там же встречаются сюжеты, посвященные их житиям, например, «Взятие Петра под стражу» или «Изведение источника воды в Мамертинской темнице».

Встречаются символические образы, посвященные важной теме получения апостолами духовной власти. Например, в центральной части саркофага Юния Басса изображен восседающий на небесном престоле Христос, вручающий апостолам Закон и ключи. Эти ключи, образно трактующиеся как ключи врат , символизируют полученное апостолами от Господа право судить о жизни человека: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18).

Известны и отдельные изображения апостолов, встречающиеся в разных видах изобразительного искусства: в памятниках монументальной росписи, в произведениях станковой живописи, в декоративно-прикладном искусстве. Очевидно, первоначальное предание достаточно точно описывало внешность апостолов Петра и Павла. Во всяком случае, уже самые ранние из сохранившихся образов передают те характерные черты, которые потом воспроизводились художниками на протяжении веков вплоть до наших дней. Ярко выраженные портретные детали могут объясняться тем, что самые первые изображения создавались со слов тех, кто воочию видел апостолов, однако, произведения столь раннего периода неизвестны нам.

Фрески в катакомбах св.Феклы. 2-ая пол. IV – 1-ая пол.V в. Рим. Совмещенные фрагменты

Особую группу составляют изображения Петра и Павла вместе. В ранних вариантах апостолы чаще всего изображаются оплечно, в профиль. Возникновение этого иконографического варианта объясняется значением для Церкви проповеди первоверховных апостолов Петра и Павла, их миссионерских трудов. Кроме этого, изображение связано и с обстоятельствами последних дней и кончины апостолов, казненных в один день. На одном из удивительных памятников раннехристианского искусства - донышке стеклянного сосуда с изображением, выполненным золотом, - представлена тема небесного прославления апостолов. Между апостолами изображен увенчивающий их Христос.

На другом донце образ Христа отсутствует, но над профильными полуфигурами апостолов размещен один большой венец. Сцена, в которой Господь прославляет того или иного святого, даруя ему венец, довольно распространена в христианском искусстве. Образ венца мученичества и святости соотносился с темой победы над грехом, и смертью, темой триумфа, поэтому иконография такого сюжета была заимствована из античного искусства, где существовала схема изображения победителей состязаний и военных триумфаторов.

Изображение апостолов Петра и Павла в единой композиции встречается и в декоративном убранстве храмов, особенно в тех зонах, где архитектура подсказывает симметричное решение.

Поскольку апостолы были казнены в один день, память их, соответственно, стала отмечаться Церковью в один день - 12 июля (29 июня по Юлианскому календарю). Литургическая практика неизбежно повлияла на распространение «общего» образа двух апостолов: логично в качестве праздничной создавать единую икону, а не две отдельные.

Икона из деревни Пяльма Пудожского района. Середина – 2-ая пол.XV в. Музей изобразительных искусств республики Карелия, Петрозаводск

В средневизантийский период за апостолами «закрепляются» определенные цвета одеяний. У Петра - синий (голубой) хитон и желтый (охристый) плащ. У Павла - синий хитон и вишневый плащ. В западноевропейском искусстве Павла традиционно изображают с мечом, поскольку как римского гражданина его не подвергли длительной казни - распятию, а казнили через усечение головы. Меч в руке апостола - знак его мучения и победы над смертью, как и крест, обычно изображаемый в руках мучеников.

Развитие алтарной преграды и последовавшее за ним возникновение высокого иконостаса стало причиной создания множества икон апостолов Петра и Павла, входящих в состав деисусного чина. Одним из самых известных образов такого рода является дошедшая до нас икона из так называемого Звенигородского чина, созданная .

Петр, Павел и Перегрина (Церковь Торжествующая). Донце поминального сосуда. III в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Явление св. ап. Петра и Павла преп. Петру, царевичу Ордынскому. Кон.XVIII – нач.XIX в. Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Эль-Греко (Доменико Теотокопули). Апостолы Петр и Павел. 1587 – 1592 г. Государственный Эрмитаж, Спб.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!