«Художественная культура мусульманского Востока. Презентация - Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты (2 части)

План-конспект урока по мировой художественной культуре.

Учитель: Габдрахманова Лилия Анасовна

Образовательное учреждение : МОБУ СОШ с.Чуюнчи, Давлекановский район, республика Башкортостан

Предмет : мировая художественная культура.

Тема урока:
Художественная культура мусульманского Востока:

логика абстрактной красоты.
Тип урока : изучение нового материала

Цели: сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов Востока.

Задачи:
мотивация учащихся к дальнейшему глубокому самостоятельному освоению искусства и культуры Арабского Востока;
развитие абстрактного и образного мышления;
воспитание толерантности.

Формы организации работы детей:

    Учащиеся выполняют опережающие задания к уроку:

    Подготовить сообщения об архитектуре Востока.

    Выписать в тетрадь определения терминов Мечеть, минарет, арабеска.

    Подготовить сообщения об архитектуре, используя ресурсы Единой цифровой коллекции ( )

    На уроке:

    учащиеся составляют опорный конспект по теме урока;

    участвуют в анализе произведений архитектуры.

Формы организации работы учителя:

    Лекция учителя

    Сопровождение лекции электронной презентацией

    Привлечение учащихся к обсуждению архитектуры Востока

-Используемое оборудование:

    мультимедийный проектор

    компьютер

    экран

    электронная презентация по теме «Искусство мусульманского Востока»

Используемые ресурсы из других общедоступных источников:

материалы Федерального центра инфомационно-образовательных ресурсов ( )

Литература:

    Энциклопедия по МХК, Москва, 2005 год

    Ойстрах О.Г., Демидова Т.Л. Методическое пособие по курсу: «Мировая художественная культура», Москва, 2001

    Рапацкая Л.А. Искусство Востока – М., Просвещение: «Владос», 1999

Форма занятия: урок-лекция с элементами диалога

Структура урока:

I.Организация класса

    Изучение нового материала:

    Сообщение темы урока

    Постановка проблемных задач и целей урока

    Лекция учителя и прослушивание сообщений учащихся (опережающие сообщения учащихся)

II.Закрепление изученного материала.

III.Итог урока

Вводная часть:

Эпиграф:

Творцу молитесь; он могущий
он правит ветром, в знойный день
на небо насылает тучи;
Дает земле древесну сень
Он милосерд; Он Магомету
Открыл сияющий Коран,
Да притечен и мы ко свету.
И да падет с очей туман.

А.С. Пушкин.

Основная часть:

1.Организационный момент. (Слайд 1 и 2)
2.Учитель: Ребята, сегодня мы с вами ознакомимся с художественной культурой мусульманского Востока.

Мусульманский Восток- огромный регион, объединивший разные народы на основе самой молодой из мировых религий- ислама. На землях современных государств- Сирии и Египта, Ирана и Ирака, Турции и Афганистана, Испании и Израиля, Азербайджана и стран Средней Азии сохранились многочисленные памятники Средневековья, свидетельствующие о единой самобытной художественной традиции. Она родилась под влиянием мировосприятия сквозь призму учения об Аллахе - всемогущем и вечном. (Слайд 3)

Ислам- монотеистическая (авраамическая) мировая религия. Слово «ислам» имеет несколько значений, буквально переводится как мир. Другое значение этого слова - «предание себя Богу» («покорность Богу») . В шариатской терминологии ислам - это полное, абсолютное единобожие, подчинение Богу, Его приказам и запретам, отстранение от многобожия. Людей, которые покорились Богу, в исламе называют мусульманами.

С точки зрения Корана, ислам - единственная верная религия человечества, её последователями были все пророки. В окончательном виде ислам был представлен в проповедях Пророка Мухаммеда, получившего сведения о новой религии в виде Божественного Откровения. (Слайд 4, 5).

Мухаммед - род ился 20 (22) апреля 571 года (по некоторым источникам 570), 12 числа месяца рабиуль-авваль, в понедельник, незадолго до восхода солнца, Мекка - ум. 8 июня 632 года, Медина - арабский проповедник единобожия и пророк ислама, центральная (после единого Бога) фигура этой религии; по учению ислама Мухаммеду Бог ниспослал его священное писание - Коран. Также политический деятель, основатель и глава мусульманской общины (уммы), которая в процессе его непосредственного правления составила сильное и достаточно крупное государство на Аравийском полуострове. (Слайд 6,7).

Ученик 1 . Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы - поклонение единому богу - всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком - посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Ислам держится на «пяти столпах» - основных правилах, которые должен соблюдать каждый мусульманин. (Слайд 7, 8)
1) Шахада - вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха;
2) Намаз – ежедневная 5-кратная (с рассвета и до заката) молитва. Женщины и дети читают его дома. Мальчики с 12 лет в мечети.
3) Зякет - Благотворительность в пользу бедных– 1/40 часть годового дохода.
4) Пост в месяце Рамадан (с рассвета до заката)
5) Хадж - 6 дневное паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни.(Слайд8)

Коран (араб. кур"ан, букв. - чтение), главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в Мекке и Медине.
Переводить с арабского языка нельзя – теряется святость. «Настоящий» Коран печатается в одном из городов Саудовской Аравии, в специально освященной типографии. В Коране 114 разделов – сур, которые делятся на аяты. Длина сур к концу книги в основном уменьшается. Большая часть Корана написана нерифмованной прозой.
Коран был дополнен Сунной, написанной в VII-VIII вв. Это 6 томов комментариев к Корану. Сунна послужила основой для шариата – свода исламских законов
Сегодня сохранились 4 самых древних Корана (VII-VIII век): в Мекке, Медине, Каире, Самарканде.

Учитель: Искусство мусульманского Востока, подобно творчеству многих народов в эпоху Средневековья, было основано на канонических установках. Эти правила сложились достаточно быстро. Ведущим началом религиозного художественного мышления в исламской культуре стало сочетание декоративности и ритма.(слайд 9). Красоту произведения искусства видели в гармонии строгой, логичной геометрической формы с изощренными абстрактными декоративными украшениями. Впервые наиболее ярко и зримо исламский художественный канон воплотился в архитектуре. Его прообразом был дом Мухаммеда в Мекке. Здесь же на месте древнейшего языческого святилища Каабы, где хранился волшебный Черный камень(вероятно упавший метеорит), возникла самая ранняя мусульманская святыня.

Ученик 2 . Мечеть- « место поклонения» - мусульманское богослужебное архитектурное сооружение. (слайд 10).

Представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор (Мечеть Аль-Харам). Флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты числом от одного до девяти (число минаретов должно быть меньше, чем в мечети аль-Харам). Молитвенный зал лишен изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом. Справа от михраба расположена кафедра-минбар, с которой проповедник имам читает свои проповеди верующим во время пятничной молитвы. При мечетях, как правило, работают школы-медресе.

Аль-Масджид аль-Харам - главная Мечеть, во внутреннем дворе которой находится Кааба Расположена в Мекке в Саудовской Аравии.(слайд 11).

Строительство первой мечети около Каабы относят к 638 году. Существующая мечеть известна с 1570 года. За Время своего существования мечеть неоднократно перестраивалась, так что от первоначальной постройки мало что осталось. Сначала Запретная мечеть имела шесть минаретов, но когда у Голубой мечети в Стамбуле было построено тоже шесть минаретов, имам Мекки назвал это святотатством: ни одна мечеть мира не должна была равняться с Каабой. И тогда султан Ахмед приказал построить в Запретной Мечети седьмой минарет.(слайд 12).

Последняя реконструкция мечети происходила в конце 1980-х годов, когда к ней с юго-западной стороны пристроили огромный корпус с двумя минаретами. Именно в этом корпусе находится теперь главный вход в мечеть - ворота короля Фахда. В настоящее время мечеть Харам - это огромное сооружение площадью 309 тысяч кв. метров. Мечеть имеет 9 минаретов, высота которых достигает 95 м. Кроме 4 ворот существует ещё 44 входа в мечеть. В здании действует 7 эскалаторов. Воздух в помещениях освежается кондиционерами. Предусмотрены специальные помещения для молитв и совершения омовений, причём эти помещения делятся на мужские и женские. Аль-Масджид аль-Харам вмещает одновременно до 700 тысяч человек, правда при этом верующие размещаются даже на крыше здания. (слайд 13).

Ученик 3 . Мечеть Куббат ас-Сахра- Купол Скалы , иногда переводят как Купол над Скалой - монумент (не ) на в , рядом с .

Куббат ас-Сахра, помимо ее религиозного значения, является одним из древнейших и красивейших памятников раннего исламского зодчества, имея правильные пропорциональные очертания и внутренний богато украшенный узорчатый орнамент. (слайд 14).

По повелению (65-86 г / 684-705 гг. н. э.) в Иерусалиме на месте разрушенного римлянами в 687-691 годах два инженера, из и из Иерусалима, назначенные , воздвигли мечеть Куббат ас-Сахра («Купол Скалы»). Внутри купола находится выступ скалы, с которого, по преданию, пророк совершил . Именно благодаря этому выступу Куббат ас-Сахра получила своё название. (слайд 15).

Очень часто в литературе как архитектурный памятник истории ислама ошибочно отождествляется с (Аль-Акса). Хотя Куббат ас-Сахра (Купол Скалы) и Мечеть халифа - два совершенно разных исламских храма, однако они составляют единый архитектурный комплекс .

Сейчас это здание используется в качестве «женской» мечети. Хотя по изначальному замыслу - это не дом молитвы, а архитектурный памятник, оберегающий камень, с которого вознёсся пророк , на котором стоял во времена и с которого, по традиции, началось (см. ).

Доступ в Купол Скалы запрещён мусульманами для всех «неверных».

15 февраля 2008 г. землетрясение силой в 5,3 балла по шкале Рихтера оставило свой след в . Рядом с Куполом Скалы возник заметный провал в земле глубиной 1 м, шириной 1,5 м и длиной около 2 м.

Ученик 4. Больша́я мече́ть Дама́ска , также известная как Мечеть , одна из крупнейших и старейших в мире. Расположена в одном из самых священных мест в старом городе , представляет собой большую архитектурную ценность. (слайд 16).

Мечеть содержит Сокровищницу, которая, как говорят, содержит голову ( ), почитаемого как христианами, так и мусульманами. Голова возможно была найдена во время раскопок при строительстве мечети. В мечети также находится могила , расположенная в небольшом саду, примыкающему к северной стене мечети.

Святыня Иоанна Крестителя (или Яхья) внутри мечети. Место, где сейчас стоит мечеть, в эру было занято Храмом . Арамейское присутствие было засвидетельствовано открытием , изображающей и раскопанной в северо-восточном углу мечети. Позже, в римскую эпоху, на этом месте располагался Храм , затем, в византийское время, , посвящённая Иоанну Крестителю. (слайд 17).

Первоначально арабское завоевание Дамаска в не затронуло церковь, как сооружение, почитаемое как мусульманскими, так и христианскими прихожанами. Это сохранило церковь и богослужения, хотя мусульмане построили пристройку из кирпича напротив южной стены храма. При халифе , однако, церковь была куплена у христиан перед тем, как была разрушена. Между и на этом месте была построена существующая мечеть. В соответствии с легендой, Аль-Валид самолично начал разрушение церкви, введя золотой шип. С этого момента Дамаск становится важнейшим пунктом на и позже стал столицей Государства Омейядов.

Мечеть отделена от шумного города мощными стенами. Огромный внутренний двор выложен черно-белыми полированными плитами, слева от входа стоит внушительная деревянная повозка на здоровенных колесах. Одни говорят, что это таранное устройство, оставленное после штурма , другие считают повозку боевой колесницей времен . Пол молельного зала устлан множеством - их здесь более пяти тысяч.

Внутренний план Мечети Омейядов

В молельном зале стоит гробница с Главой , отсеченной по приказу царя . Усыпальница сделана из белого , украшена нишами из рельефных стекол зеленого цвета. Сквозь специальный проем можно бросить внутрь поминальную записку, , передать в дар пророку Яхье (так называют Иоанна Предтечу) деньги. Один из трех минаретов мечети Омеяйдов (тот, что расположен с юго-восточной стороны), носит имя Иса бен Мариам, то есть « , ». Согласно пророчеству, именно по нему накануне с небес на землю сойдет . Руки Спасителя, облаченного в белые одежды, будут лежать на крыльях двух ангелов, а волосы будут казаться влажными, даже если их не коснулась вода. Вот почему на землю под минаретом, куда должна ступить нога Искупителя, имам мечети каждый день стелет новый ковер.

Мощи Иоанна Крестителя (Яхья)

История с мощами так и не выяснена до конца. Как говорит архимандрит Александр Елисов (представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой и всего Востока), речь может идти только о части головы Крестителя. Существует еще три фрагмента головы святого - одна хранится на , другая - во французском , третья - в , в .

В мечети. Прихожане ведут себя раскованно - не только молятся, но и читают, сидят, лежат, некоторые даже спят. Ежедневно, кроме пятницы, в мечеть свободно пускают представителей любой веры, и никакой недоброжелательности по отношению к гостям здесь не ощущается.

Ученик 5. Великая мечеть Хассана II - была построена при власти короля . Она находится в на берегу океана. Великая мечеть является второй по величине мечетью пocлe главного мусульманского храма , находящегося в . Примечательно, что архитектор мечети - француз , не был мусульманином. (слайд 18).

Высота мечети 200 метров. Это самое высокое религиозное сооружение в мире. Минарет на 30 метров выше знаменитой и на 40 метров - . (слайд 19).

Одновременно в мечети могут молиться 20 тысяч верующих и еще 80 тысяч - на площади возле нее. Общая стоимость этого сооружения составила около 800 миллионов долларов. Причем это - пожертвования верующих. Мечеть Хассана II - одно из немногих религиозных сооружений в , куда пускают немусульман. Внутри зал для молитв украшен 78 колоннами из розового , полы устланы плитами из золотистого и зеленого , зимой пол подогревается, а центральная часть крыши может раздвигаться. Заплатив 100 (около 10 американских долларов), любой желающий может попасть внутрь и сделать фотографии.

Ученик 6. Альга́мбра - архитектурный ансамбль преимущественно периода ( ), состоящий из , и в южной , расположенный на холмистой террасе в восточной части города Подайте ему, госпожа, подайте,
Ибо нет доли более жестокой,
Чем быть слепым в Гранаде.

Этот дворец построен завоевателями. Представители мавританской культуры, они пожелали на покоренных землях солнечной создать кусочек рая земного. Так среди тенистых садов возникла Альгамбра - административный центр и ».

Ученик 7. Минаре́т (араб. منارة‎‎ , манара , «маяк») - в архитектуре ислама башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву. Минарет ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних - внутри башни. (слайд 23).

Различаются два основных типа минаретов: четырехгранные (Северная Африка) и круглоствольные (Ближний и Средний Восток). Минареты украшались узорной кирпичной кладкой, резьбой, глазурованной керамикой, ажурными балконами (шерефе).

Малые мечети обычно имеют один минарет (или не имеют вообще), средние - два; в больших султанских мечетях в Стамбуле было от четырех до шести минаретов. Самое большое количество минаретов, девять, у мечети Аль-Харам в Мекке.

Учитель. Арабеска (Арабески) - вид орнамента: причудливое сочетание геометрических и стилизованных растительных мотивов, иногда включающий стилизованную надпись (под арабскую вязь или рукописную). Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора. Такой орнамент фактически исключает фон, так как один узор вписывается в другой, закрывая поверхность (европейцы называли это «боязнью пустоты»). Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации, плоской или выпуклой. Нет никакой принципиальной разницы между композициями на стене или на ковре, на переплете рукописи или на керамике. (слайд 24).

В искусствоведении многих стран Европы термин арабеска имеет и более узкое значение: орнамент лишь из стилизованных растительных мотивов (в противоположность т. н. мореске - орнаменту из геометрических мотивов). (слайд 25).

Сама идея арабески созвучна представлениям исламских богословов о "вечно продолжающейся ткани Вселенной".
Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора. Такой орнамент фактически исключает фон, т.к. один узор вписывается в другой, закрывая поверхность (европейцы называли это "боязнью пустоты").
(Слайд 26) Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации, плоской или выпуклой. Нет никакой принципиальной разницы между композициями на стене или на ковре, на переплете рукописи или на керамике.
Арабески получили большое распространение в Европе в эпоху Возрождения. Позже европейское искусство еще не раз обращалось к этому причудливому и затейливому, очень сложному и изысканно-утонченному виду живописи. Прекрасные образцы арабесок создали художники-модернисты (конец XIX-начало XX в.в.), особенно Обри Бердслей.

Завершающая часть:

Арабское искусство в целом было ярким, самобытным явлением в истории мировой художественной культуры эпохи средневековья. Его влияние распространялось на весь мусульманский мир и выходило далеко за его пределы.

Домашнее задание
Первого уровня: тема 5, прочитать, ответить на вопросы.

Второго уровня:

подготовить реферат об искусстве Востока.

Музыка и архитектура мусульманского Востока. Музыка по исламской традиции рассматривалась как одна из форм научного познания. Арабские теоретики музыки внесли большой вклад в становление музыковедения. Среди них выдающийся ученый Аль-Фараби, создатель «Большого трактата о музыке», в котором разработаны проблемы акустики, инструментоведения, эстетики и философии музыкального искусства.

  • Музыка по исламской традиции рассматривалась как одна из форм научного познания. Арабские теоретики музыки внесли большой вклад в становление музыковедения. Среди них выдающийся ученый Аль-Фараби, создатель «Большого трактата о музыке», в котором разработаны проблемы акустики, инструментоведения, эстетики и философии музыкального искусства.
Музыкальные инструменты арабов были очень разнообразны. Это и всевозможные ударные (барабаны, бубны, литавры), и уд, предшественник европейской лютни, и смычковый ребаб. Музыкальные инструменты арабов были очень разнообразны. Это и всевозможные ударные (барабаны, бубны, литавры), и уд, предшественник европейской лютни, и смычковый ребаб. Профессиональная арабская музыка, как вокальная, так и инструментальная, создавалась на основе канонических правил макама (макома, мугама), определяющего ладовые и ритмические особенности композиции. Культура макамата, родившаяся в исламском мире в глубокой древности, породила разнообразные национальные ответвления. Музыку, созданную в традициях макама, нередко называют «симфонией исламских народов».
  • Профессиональная арабская музыка, как вокальная, так и инструментальная, создавалась на основе канонических правил макама (макома, мугама), определяющего ладовые и ритмические особенности композиции. Культура макамата, родившаяся в исламском мире в глубокой древности, породила разнообразные национальные ответвления. Музыку, созданную в традициях макама, нередко называют «симфонией исламских народов».
Самобытные страницы в историю средневековой мусульманской культуры вписали народы Туниса, Алжира, Марокко, Южной Испании. Искусство, созданное мастерами этих стран, получило название мавританского. С античности маврами (от греч. «темный») считали северо-африканские народы, родственные арабам. Следствием экспансии этих народов в Южную Испанию явилось образование халифата с центром в Кордове (X в.). Исламская Кордовская держава стала одним из самых сильных и процветающих средневековых государств Европы с развитой культурой и образованным население. Город Кордова отличался красотой и цивилизованностью. Богатством и разнообразием архитектурного облика отличались дома знати. Дворец халифа утопал в зелени садов и диковинных цветов; о красоте внутренних покоев дома властителя слагали легенды.
  • Самобытные страницы в историю средневековой мусульманской культуры вписали народы Туниса, Алжира, Марокко, Южной Испании. Искусство, созданное мастерами этих стран, получило название мавританского. С античности маврами (от греч. «темный») считали северо-африканские народы, родственные арабам. Следствием экспансии этих народов в Южную Испанию явилось образование халифата с центром в Кордове (X в.). Исламская Кордовская держава стала одним из самых сильных и процветающих средневековых государств Европы с развитой культурой и образованным население. Город Кордова отличался красотой и цивилизованностью. Богатством и разнообразием архитектурного облика отличались дома знати. Дворец халифа утопал в зелени садов и диковинных цветов; о красоте внутренних покоев дома властителя слагали легенды.
В 785 г. в Кордове была заложена соборная мечеть поразительной красоты. Ее строительство продолжалось до X в. По форме мечеть соответствует колонному классическому стилю. Она была окружена стеной из крупных золотисто-медовых блоков. Основное пространство мечети было отдано уникальному молитвенному залу: около 850 колонн, протянувшихся в 19 рядов с севера на юг и в 36 рядов с востока на запад, заполнили его пространство изнутри. Колонны, привезенные из Африки, Франции, самой Испании, выполнены из розового и голубого мрамора, яшмы, гранита, порфира. Центральный купол мечети украшен огромным «цветком» - восьмиугольной звездой, образованной на пересечении двух квадратов. Колонада освещалась сотнями висящих серебряных лампад, создавая настроение отрешенности от повседневной суеты и умиротворенности.
  • В 785 г. в Кордове была заложена соборная мечеть поразительной красоты. Ее строительство продолжалось до X в. По форме мечеть соответствует колонному классическому стилю. Она была окружена стеной из крупных золотисто-медовых блоков. Основное пространство мечети было отдано уникальному молитвенному залу: около 850 колонн, протянувшихся в 19 рядов с севера на юг и в 36 рядов с востока на запад, заполнили его пространство изнутри. Колонны, привезенные из Африки, Франции, самой Испании, выполнены из розового и голубого мрамора, яшмы, гранита, порфира. Центральный купол мечети украшен огромным «цветком» - восьмиугольной звездой, образованной на пересечении двух квадратов. Колонада освещалась сотнями висящих серебряных лампад, создавая настроение отрешенности от повседневной суеты и умиротворенности.
Последним оплотом исламской культуры на испанской земле стал Гранадский эмират. «Я – сад, который украсила красота, ты познаешь мое существо, если вглядишься в мою красоту» - эти строки придворного поэта Ибн Зумрука сохранились на изразцовой панели зала Двух сестер из дворца, входящего в знаменитый архитектурный ансамбль Альграмбры. Поражающая изысканностью внешнего облика и художественным совершенством внутренних интерьеров резиденция эмира напоминает декорации к волшебным восточным сказкам. Ее основные постройки сгруппированы вокруг открытых дворов – Миртового и Львиного. Над строениями господствует могучая старинная башня Комарес, где находился трон халифа.
  • Последним оплотом исламской культуры на испанской земле стал Гранадский эмират. «Я – сад, который украсила красота, ты познаешь мое существо, если вглядишься в мою красоту» - эти строки придворного поэта Ибн Зумрука сохранились на изразцовой панели зала Двух сестер из дворца, входящего в знаменитый архитектурный ансамбль Альграмбры. Поражающая изысканностью внешнего облика и художественным совершенством внутренних интерьеров резиденция эмира напоминает декорации к волшебным восточным сказкам. Ее основные постройки сгруппированы вокруг открытых дворов – Миртового и Львиного. Над строениями господствует могучая старинная башня Комарес, где находился трон халифа.
В
переводе с арабского означает
«покорность, преданность».Возник в начале
VII века н.э.
Последователей ислама называли
«муслимами» («покорными Богу»), отсюда
название «мусульмане» («предавшие себя
Аллаху»).
Основатель – Мухаммед (570-632 г.г.).

Исла́м (араб. إسلام‎ - монотеистическая мировая религия.

Исла́м (араб. ‫- إسالم‬
монотеистическая мировая
религия.
5 столпов ислама
Глубокая вера в Аллаха
Пятикратная молитва в день
Закят – пожертвование бедным
Хадж в Мекку
Джихад – любая деятельность в защиту
веры

Коран – священная книга мусульман

Коран

религиозная
книга, священная для
приверженцев всех исламских
направлений. Она служит основой
мусульманского законодательства, как
религиозного, так и гражданского.
Коран состоит из 114 сур - глав. В
свою очередь, каждая сура делится на
отдельные высказывания - аяты.

Мекка. Кааба

Кааба

Строгие законы ислама наложили запрет на многие виды искусства, предпочтение отдается только тем из них, которые прославляют

Архитектура
Орнамент
Каллиграфия
Литература
Книжная
миниатюра
Художественные ремесла

Архитектура

Исламское зодчество – уникальное явление.
Архитекторами были созданы неизвестные до
этого времени здания – мечети, медресе,
минареты, дворцы, караван – сараи, крытые
рынки. Самый ранний тип здания – мечеть,
воплощавшая идею мусульманского рая. Здесь
читают вслух Коран, проводят проповеди.
Главная мечеть мусульман – Кааба – находится в
Мекке,
к
которому
арабы
совершают
паломничество – хадж.

Мечеть – это комплекс, который состоит из
закрытого внутреннего двора,
молельного помещения под куполом
и высоких башен-минаретов.

Основные архитектурные элементы мечети:

"джамал"
-купол
мечети
(божественная
совершенная
красота)

Джалал

"Джалал"
-
минарет
(божественное
величие)

Минареты –
высокие башни,
которые служат
для призыва верующих
на молитву.

минарет

Минарет аль-мальвия в самарре

Минареты мечети Сулеймание в Стамбуле

Сифат

"сифат"
-
изречения из
Корана на
внешних
поверхностях
мечети
(божественное
имя)

Все мечети
ориентированы на
город Мекку.
В стене мечети,
обращенной в сторону
Мекки, делается
небольшая
ниша – михраб.
К ней и обращаются
во время молитвы.

Михраб в мечети –
самое святое
и красивое место.

Михраб, Айван

Михраб

алтарная ниша,
обращенная в
сторону Мекки
Айван
– арочный
портал больших
масштабов

Пол в мечети всегда покрыт коврами
и молящиеся входят сюда без обуви.

Мечеть скалы – Куббат-ас-Сахра. Иерусалим.

Мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме Мечеть перекрывает громадный золотой купол. Его диаметр – 20 м, высота – 34 м. Купол

Мечеть Сулеймание (Сулеймана Великолепного). Стамбул.

Большая мечеть Омейядов в Дамаске

Мавританское искусство

Соборная мечеть в Кордове

альгамбра

Альгамбра

Этот дворец считают жемчужиной Мавритании.
Альгамбра - архитектурный ансамбль мавританского
периода, состоящий из мечети, дворца и крепости. Он
находится в южной Испании в восточной части города
Гранада. Название Альгамбра (в переводе с арабского «красный замок») произошло от цвета высушенной
солнцем глины или кирпичей, из которых сделаны стены
замка.
Он расположен на вершине холма. В его ансамбль
входили павильоны, залы, мечеть, гарем и баня.
Основу композиции Альгамбры составляет система
дворов, расположенных на разных уровнях. Главные
из них – Миртовый и Львиный.

Миртовый дворик во дворце Альгамбра.
Середину Миртового двора занимает зеркальная гладь водоема, по краям
которого поднимаются кроны двух рядов стриженных миртовых кустов.
Двор обрамляют стены с цветными витражами окон в глубоких нишах,
легкие аркады на стройных невысоких колоннах. Здесь среди гармонии и
покоя, торжественно принимали послов.

Львиный дворик во дворце Альгамбра.
Центром личных покоев эмира является Львиный дворик - «восьмое чудо
света». Вдоль двора идет галерея. 124 изящные тонкие колонны
поддерживают резную каменную аркаду. Каждый сантиметр стен покрыт
тончайшей резьбой по камню, поэтическими надписями, орнаментальной
мозаикой. Золотистый цвет камня придает залам особый, «драгоценный»
облик.

Львиный дворик

Сходны с мечетями по архитектуре мавзолеи –
усыпальницы ханов и знатных людей.

Тадж-Махал

Усыпальница Гур-Эмир в Самарканде

Особенности изобразительного искусства

Изобразительное
искусство
арабских
стран
чрезвычайно многообразно. Оно представлено
различными видами орнамента, каллиграфии,
книжной миниатюры. Самой ранней формой
искусства является арабеска. Это сложный линейно

геометрический
рисунок,
отражающий
бесконечный
поток
творений
Аллаха.
Первоначально он включал растительные мотивы,
позднее в него вплетались надписи, изображения
животных, птиц.

Художественная культура мусульманского Востока. Творцу молитесь; он могучий, Он правит ветром, в знойный день На небо насылает тучи; Дает земле древесну сень. Он милосерд; Он Магомету Открыл сияющий Коран, Да притечем и мы ко свету. И да падет с очей туман. А.С. Пушкин.


Мусульманский Восток. В VI в.н.э. Аравийский полуостров считался «краем света». Большую часть населения п/о составляли племена бедуинов, которые называли себя арабами, что означало «лихие наездники». Только в Йемене существовала культура, создавшая большое количество торговых городов. В VI в.н.э. Аравийский полуостров считался «краем света». Большую часть населения п/о составляли племена бедуинов, которые называли себя арабами, что означало «лихие наездники». Только в Йемене существовала культура, создавшая большое количество торговых городов.


Ислам. Его происхождение и роль в формировании арабской культуры. В переводе с арабского означает «покорность, преданность».Возник в начале VII века н.э. В переводе с арабского означает «покорность, преданность».Возник в начале VII века н.э. Последователей ислама называли «муслимами» («покорными Богу»), отсюда название «мусульмане» («предавшие себя Аллаху»). Последователей ислама называли «муслимами» («покорными Богу»), отсюда название «мусульмане» («предавшие себя Аллаху»). Основатель – реальный человек – Мухаммед (г.г.). Основатель – реальный человек – Мухаммед (г.г.). В 610 г. пророк впервые выступил с проповедью в Мекке, в 622 г. с последователями переселяется в Йасриб, который будет назван Мединой – городом пророка. В 610 г. пророк впервые выступил с проповедью в Мекке, в 622 г. с последователями переселяется в Йасриб, который будет назван Мединой – городом пророка. С этого года начинаются мусульманские летописи. С этого года начинаются мусульманские летописи.


Арабский халифат. Первый руководитель – Мухаммед. Первый руководитель – Мухаммед. Территория включала в себя Сирию, Палестину, Египет, Иран, Ирак, часть Закавказья, Средней Азии, северной Африки, Испании. Территория включала в себя Сирию, Палестину, Египет, Иран, Ирак, часть Закавказья, Средней Азии, северной Африки, Испании. Арабский язык стал языком международного общения, мощным фактором, объединяющим все арабские страны. Арабский язык стал языком международного общения, мощным фактором, объединяющим все арабские страны. В X в.н.э. распалось на отдельные самостоятельные части – эмираты, но арабская культура оставалась единой благодаря исламу. В X в.н.э. распалось на отдельные самостоятельные части – эмираты, но арабская культура оставалась единой благодаря исламу.


Коран («чтение»). Мухаммед почитался последним пророком человечества, принесшим людям слова Аллаха. Его речи были записаны учениками и собраны в Коране. Все записанные изречения, в которых говорящим лицом является не Мухаммед, а Аллах, называются откровениями, все же прочие – преданиями. Мухаммед почитался последним пророком человечества, принесшим людям слова Аллаха. Его речи были записаны учениками и собраны в Коране. Все записанные изречения, в которых говорящим лицом является не Мухаммед, а Аллах, называются откровениями, все же прочие – преданиями. Полностью Коран был собран после смерти Мухаммеда. Полностью Коран был собран после смерти Мухаммеда. Второй источник мусульманского вероучения – Сунна, священное предание, примеры из жизни Мухаммеда. Второй источник мусульманского вероучения – Сунна, священное предание, примеры из жизни Мухаммеда.


Общие положения Корана Мусульмане верят в единого Бога – Аллаха. Мусульмане верят в единого Бога – Аллаха. Последний и главный пророк – Мухаммед. Последний и главный пророк – Мухаммед. После смерти человека ожидает Божий суд, и тогда участь его будет зависеть от того, какие дела совершал он при жизни. После смерти человека ожидает Божий суд, и тогда участь его будет зависеть от того, какие дела совершал он при жизни. Мусульмане верят в рай и ад, однако считают, что судьба человека, а также высе, происходящее в мире – доброе и злое – предопределено Всевышним. Мусульмане верят в рай и ад, однако считают, что судьба человека, а также высе, происходящее в мире – доброе и злое – предопределено Всевышним. Основа Корана - заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда. Основа Корана - заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда.


Практические обрядовые заповеди ислама. Обязательная пятикратная ежедневная молитва – намаз, омовение перед молитвой и в некоторых других случаях, ежегодный пост, который требуется совершать от восхода до заката солнца, паломничество в Мекку – хадж, хотя бы один раз в жизни. Обязательная пятикратная ежедневная молитва – намаз, омовение перед молитвой и в некоторых других случаях, ежегодный пост, который требуется совершать от восхода до заката солнца, паломничество в Мекку – хадж, хотя бы один раз в жизни.


Какие течения выделились в исламе? Существует три основных направления, на которые ислам распался в древности: суннизм, шиизм и хариджизм. Существует три основных направления, на которые ислам распался в древности: суннизм, шиизм и хариджизм. Сунниты (от араб. «люди традиции») – выступают за власть халифа, который должен принадлежать роду курейшитов, быть богословом высшего ранга, справедливым и мудрым. Шииты считают, что государственная и религиозная власть имеет божественную природу и может принадлежать только наследникам Мухаммеда. Признаваемая форма государственного правления – имамат, имам – светский и духовный глава общины. Хариджиты считают, что главой религиозной общины может быть избран любой правоверный мусульманин.




Мечеть Омара была построена в гг, в период правления халифов из рода Омейя. Огромное здание, увенчанное золотым куполом, расположено в Старом городе, где некогда возвышался грандиозный храм царя Соломона, разрушенный римлянами, и где произносил свои проповеди Иисус Христос. Огромное здание, увенчанное золотым куполом, расположено в Старом городе, где некогда возвышался грандиозный храм царя Соломона, разрушенный римлянами, и где произносил свои проповеди Иисус Христос.


Каллиграфические надписи стали одной из форм орнамента. Каллиграфические надписи на стенах мечетей являются единственным украшением, слово и буква Корана – единственное приближение к Богу. Аллаха нельзя видеть или осязать, сила воздействия в священном слове. Отсюда запрет на изображение видимого мира и живых существ в религиозном искусстве. Каллиграфические надписи на стенах мечетей являются единственным украшением, слово и буква Корана – единственное приближение к Богу. Аллаха нельзя видеть или осязать, сила воздействия в священном слове. Отсюда запрет на изображение видимого мира и живых существ в религиозном искусстве. Мавританский стиль. Соборная мечеть в Кордове. Соборная мечеть в Кордове. Ее особенность – 850 колонн, выполненных из розового и голубого мрамора, яшмы, гранита, порфира, протянувшихся в 19 рядов с севера на юг и в 36 рядов с востока на запад. Колоннада освещалась сотнями серебряных лампад.



Цели урока:

  1. Познакомить детей с шедеврами исламской архитектуры, с творчеством поэта, ученого, философа Омара Хайяма, с древней формой персидской поэзии – рубаи;
  2. Развивать любовь к прекрасному, прививать эстетический вкус, умение работать с текстами;
  3. Воспитывать любовь и уважение к культурному наследию человечества.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • мультимедийная презентация ,
  • индивидуальный раздаточный материал,
  • книжная выставка по теме,
  • структурно-логическая схема по исламу.

Ход урока

1. Организационный момент.

Слово учителя: Ассалям алейкум! Здравствуйте! Я не случайно начала наш урок с восточного приветствия.

Восток издавна пленял путешественников самобытной культурой, богатством и какой-то тайной. Восточная красавица, восточные песни, танцы, стихи – всё это поражало побывавших в восточных странах. Утончённость во всём: в ароматах, в одежде, в манерах.

Многие называют Восток мудрым, кто-то коварным, многие прекрасным! Сегодня мы попытаемся заглянуть под таинственное покрывало восточной культуры.

1-й слайд – объявляется тема урока:

«Художественная культура исламского Востока»

Но прежде, чем мы будем говорить о культурных достижениях, давайте вспомним о религии, которая господствовала на Востоке.

3. Проверка домашнего задания.

Задание №1. Блиц – опрос.

  • назовите самую молодую религию мира (Ислам)
  • когда она появилась? (В VII в. н. э.)
  • где зародился ислам? (На Аравийском полуострове)
  • ислам – это вера в единого бога или в многобожие? (В Аллаха, 1 бог)
  • главные центры ислама? (Мекка и Медина)
  • священная книга мусульман (Коран)
  • назовите пять столпов ислама (исповедание веры; хадж; пятикратная молитва; закят (милостыня, садака); пост).
  • священный для мусульман день (пятница)

Задание №2. Исправьте в тексте ошибки (выявленные ошибки подчеркните)

Ислам, как религия появился в III тысячелетии до н.э.. Зародился он в Междуречье и распространился по всему миру. Основателем ислама стал Синдхартха Гаутама. Во время медитаций ему превидился аллах, который говорил пророчества. В дальнейшем данные пророчества составили священную книгу мусульман «Талмуд». Главными мусульманскими центрами являются Афины и Рим, куда один раз в год съезжаются мусульмане. Гаутаму назвали пророком. Все мусульмане должны соблюдать 10 заповедей. (Впишите их в пустые строки).

В священной для всех мусульман день в воскресенье, верующие должны пребывать в молитвах и соблюдать пост.

4. Новая тема.

Слово учителя: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда…». Эти слова, сказанные Р.Киплингом, к счастью не оказались пророческими. Восточная культура развивалась не изолированно от культуры европейских стран. Вобрав в себя многие её черты, она в тоже время оказала существенное влияние на общий характер культуры народов Европы. По Великому шелковому пути, проходившему в древности через многие государства, в течение двух тысячелетий осуществлялся не только обмен товаров, но и шло взаимопроникновение культур народов Востока и Запада. Долгое время восточная культура оставалась за семью печатями. Изучать её начали сравнительно недавно, в XIX веке. И сейчас мы сделаем шаг в сторону познания загадочной и неповторимой восточной, исламской культуры.

Слайд 2: Арабский халифат (учитель рассказывает детям об образовании Арабского халифата) .

Слайд 3: Медресе Улугбека в Самарканде

Ребята, мы сейчас проведём небольшую исследовательскую работу. Перед вами тексты, вы их прочитайте и ответьте на вопросы, которые даны после текста. Некоторые архитектурные элементы мечети нужно показать на экране.

Лист №2

Самым ранним созданием мусульманской архитектуры была мечеть, где собирались верующие для молитвы. Первоначально она представляла собой квадратный двор или зал, окруженный галереями на столбах или колоннах. Балочные перекрытия галерей располагаются на стрельчатых или подковообразных арках, опирающихся на небольшие колонны. На одной из стен находится алтарная ниша (михраб), обращенная в сторону Мекки – священного города мусульман. Главный фасад всего сооружения со стороны улицы оформлялся айваном, т.е. арочным порталом больших масштабов. Кроме того, он дополнялся минаретами – стройными башнями, с верхней площадки которых священник (муэдзин) пять раз в день созывал верующих на молитву.

Медресе – это духовное, учебное заведение, отличается от мечети тем, что галерея двора делится на мелкие помещения – худжры, в которых живут семинаристы.

Вопросы к тексту:

  1. Где проходила молитва у мусульман?
  2. Что мечеть представляет собой, как она выглядит?
  3. Как называется алтарная ниша?
  4. В какую сторону обращена алтарная ниша?
  5. Как оформлялся главный фасад с улицы?
  6. Чем дополнялась мечеть?
  7. Кто созывал на молитву?

5. Учитель: Ребята, вы дома провели исследовательскую работу и подготовили сообщения о жемчужинах исламской архитектуры.

Выступления детей:

  • 4-й слайд: «Тадж - Махал» - Яковщенко Анастасия.
  • 5-й слайд: «Биби - ханым» - Серединская Анастасия.
  • 6-й слайд: «Кааба» - Кисметов Аман.

6. Релаксация.

Учитель: Восток славен не только памятниками, но ещё есть прекрасная музыка и танцы. Вашему вниманию предлагается посмотреть такой танец.

(Дети танцуют танец).

7. Работа по слайду 7:

На экране высвечивается рубаи Омара Хайяма, учитель читает: -

Мы цель созданья, смысл его отменный,
Взор божества и сущность зрящих глаз.
Окружность мира – перстень драгоценный,
А мы в том перстне- вправленный алмаз.

Вопрос учителя: Как вы думаете, кому принадлежат эти слова?

(Ответы детей).

Учитель: действительно, эти слова принадлежат Омару Хайяму.

(Учитель читает стихотворение):

Перо рождает слово, а само
Все тем же словом произнесено.
Посредством слова слава оживала,
Снимало слово с тайны покрывало.
Без слов живых и песнь мертва,
Коль выбросишь из музыки слова.
Под небом совершенством назовёшь.
Дыханье – жизнь, закон живого,
Мысль эту потверждает слово.

Учитель: Слово, особенно поэтическое, на Востоке ценилось всегда. Когда наступало мирное время, поэты выступали на народных праздниках со своими импровизациями, соревнуясь в этом умении с пришельцами из других городов. Особенно ценили знатоки отточенность и краткость поэтических форм (рубаи, газель, касыда), получившие распространение во всём арабском мире. В коротких стихотворных строчках поэты стремились передать законченную мысль и дать описание целой гаммы чувств и настроений, свойственных человеку.

8. Учитель: Ребята вы подготовили биографию Омара Хайяма. Давайте послушаем, кем же он был и заполним таблицу, которая так и называется «Биография Омара Хайяма» Откройте лист № 3.

Биография Омара Хайяма.

(Идёт выступления учащихся и заполнение таблицы).

9. Работа по слайду 8:

Учитель: Что же такое рубаи? Давайте обратимся к толковому словарю

Рубаи – философские сентеции. Слово «сентенции» имеет 2 значения.

  1. Изречение морального характера, нравоучение;
  2. Юридический приговор.

Учитель: Рубаи называли летучей формой персидской поэзии. Представляя собой одну из древнейших форм персидской поэзии, четверостишие пришло в письменную литературу из устного народного творчества.

Рубаи Хайяма изумляют своей предельной логической точностью, философской весомостью, мрачной и дерзкой иронией. Эти стихи – спор с Богом о разумности и справедливости мироустройства, спор, который бесстрашный учёный, вечно сомневающийся и бунтующий, вёл всю свою жизнь. Хайям насыщает народную песенную форму не свойственными ей ранее темами рефлективной лирики, характерными для иных видов поэзии. Он был первооткрывателем этих тем в рубаи, освоив крошечное замкнутое пространство четырёх строк для разговора с богом о месте человека во вселенной. Малая поэтическая форма требует чрезвычайной экономности в применении средств поэтической выразительности и высокой концентрации смысла. Опираясь на свой аналитический, острый ум, используя опыт народного и литературного красноречия. Хайям создал удивительно гибкую жанровую форму, способную вмещать глубины философской мысли, злую эпиграмму, застольный куплет, любовную зарисовку.

10. Самостоятельная работа. Лист №4.

Вашему вниманию предлагается рубаи. Вам надо внимательно их прочитать и распределить их в таблицу по номерам.

11. Работа по слайдам №9, №10, №11.

Чтение и анализ рубаи.

12. Итог урока.

Учитель: Рубаи Омара Хайяма представляют собой яркое явление в культуре мусульманского Востока. Они поражают своей мудростью и стремлением к гармонии, которую великий мастер умел видеть в мире. Многое в творчестве великого гения ещё не понято до конца и не оценено по достоинству, загадкой остаётся его личность. Этот урок – только «глазок» в мир одного из титанов удивительной эпохи. Я желаю вам распахнуть «двери во Вселенную, имя которой - Омар Хайям».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!