Грибоедов Александр Сергеевич – биография.  А.С.Грибоедов

Грибоедов Александр Сергеевич один из самых образованных, талантливых и благородных мужей 19-го столетия. Опытный политик, потомок древнего дворянского рода. Сфера его творческой деятельности обширна. Он был не только прекрасным драматургом и поэтом, автором знаменитого «Горя от ума», но и талантливым композитором, полиглотом, владевшим десятью языками.

Родился Александр Сергеевич 15.01.1795 г. в Москве. Родители дали ему прекрасное домашнее образование. С 1803 г. воспитанник пансиона при Московском университете. В 11 лет студент того же университета. Образованнейший человек своей эпохи, ещё будучи студентом, освоил девять языков, шесть европейских и три восточных. Как истинный патриот своей Родины, пошел добровольцем на войну с Наполеоном. С 1815 г. в звании корнета служил в резервном кавалерийском полку. Это время, когда он начинает писать статьи, свою первую пьесу «Молодые супруги». После выхода в отставку зимой 1816 г. живет в Санкт-Петербурге, где работает в министерстве иностранных дел. Здесь входит круг театралов и литераторов, знакомится с Пушкиным и другими поэтами.

Творчество

К 1817 г. относятся его первые пробы пера в литературном творчестве. Это соавторские пьесы «Студент» (соавтор П.А. Катенин) и «Своя семья» (написал начало второго действия), совместная работа с А.А.Шаховским и Н.И.Хмельницким. Созданная в соавторстве с А.А.Жандром комедия «Притворная неверность» ставилась на театральных подмостках Москвы, Петербурга на протяжении 1818 г. Тогда же назначен секретарём царского поверенного русской миссии вТегеране. Это событие многое изменило в его жизни. Друзья считали назначение наказанием за участие в качестве секунданта на дуэли офицера В.Н.Шереметева и графа А.П. Завадовского из-за балерины А.И. Истоминой. Зима 1822 г. ознаменовалась назначением на новое место службы и должностью секретаря по дипломатической части под начало генерала А.П.Ермолова. Здесь, в Грузии, родились два первых акта «Горя от ума».

Весной 1823 г. Александр Сергеевич получил отпуск и выехал в Россию, где он пробыл до конца 1825 г. Время пребывания в России для Грибоедова было временем активного участия в литературной жизни. Благодаря сотрудничеству с П.А.Вяземским был создан водевиль «Кто брат, кто сестра или обман за обманом». В 1824 г. в Санкт-Петербурге работа над комедией «Горе от ума» завершена. Однако путь её оказался тяжёлым. Цензура не пропустила пьесу и она разошлась в рукописи. Изданы были некоторые части комедии. Но уже была получена высокая оценка произведения А.С. Пушкиным. Планируемое в 1825 г. поездка по Европе была отложено из-за вызова в Тифлис. А в начале зимы 1826 г. он задержан по делу о восстании на Сенатской площади. Поводом послужила дружба с К.Ф. Рылеевым и А.А. Бестужевым, издателями альманаха «Полярная звезда». Однако, вина его не была доказана, он освобождён иосенью1826 г. приступил к службе.

Последнее назначение и любовь

В 1828 году принимал участие в подписании выгодного Туркманчайского договора о мире. Заслуги талантливого дипломата были отмечены назначением его послом России в Персии. Однако, сам он был склонен рассматривать данное назначение, как ссылку. К тому же, с этим назначением множеств отворческих планов попросту рушилось. Тем не менее, в июне 1828 года ему пришлось покинуть Петербург. По дороге в Персию несколько месяцев прожил в Тифлисе, где женился на 16-летней грузинской княжне Нине Чавчавадзе. Их отношения, полные романтизма и любви, на века запечатлелись в её словах, выбитых на надгробии Александра Сергеевича: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя, любовь моя?». Всего несколько месяцев прожили они в браке, но верность своему мужу эта женщина пронесла через всю свою оставшуюся жизнь.

Гибель

В Персии английская дипломатия, которая была против укрепления позиций России на Востоке, всячески провоцировало неприязнь к России. 30 января 1829 г. русское посольство в Тегеране подверглось нападению озверевшей толпы религиозных фанатиков. Десяток казаков во главе с Грибоедовым, оборонявших посольство, были зверски убиты. Но эта смерть ещё раз показала благородство и смелость этого человека. Формальным поводом к нападению толпы на посольство послужил следующее событие. Накануне из султанского гарема сбежали две пленные армянские девушки христианки, в русском посольстве они искали спасения и были приняты. Толпа мусульман требовала выдать их на расправу. Грибоедов, как глава миссии, отказался их выдать и с десятком казаков принял неравный бой, защищая сестёр по вере. Все защитники миссии погибли, в том числе и Грибоедов. Гроб с телом доставлен в Тифлис, где его похоронили в гроте при церкви св. Давида.

Всего 34 года прожил А.С. Грибоедов. Успел создать всего одно литературное произведение и два вальса. Но они прославили его имя на весь цивилизованный мир.

Сочинение


Написанные Грибоедов в 1814-1817 гг. пьесы «Молодые супруги» и «Притворная неверность» (в содружестве с А. А. Жандром) - типичный образчик традиционной светской комедии. «Притворная неверность» (вольный перевод одноактной комедии французского драматурга XVIII в. Барта) рассказывает о том, как две сестры решили проучить своих возлюбленных: одного за холодность, другого за ревность. Они пишут любовные письма третьему герою - светскому фату, любящему хвастаться своими победами. Оба возлюбленные узнают об этих письмах и негодуют. Но в дальнейшем истина восстанавливается, и обе пары сочетаются счастливым браком. Хотя герои носят русские имена, здесь не было и намека на реальную русскую действительность. Условность и традиционность - характерные черты этой пьесы. Любовная интрига - главное содержание обеих комедий, примечательных лишь своей стройной композицией, легким и изящным слогом, гибкостью и гармоничностью стиха.

В комедии «Своя семья, или Замужняя невеста» (1817), написанной А. Шаховским, Грибоедову принадлежит отрывок, в котором заметны реалистические элементы, бытовой колорит, связанные с изображением в пьесе провинциальной дворянской жизни. В 1817 г. Грибоедов вместе с Катениным написал комедию «Студент», в которой уже чувствуется будущий реалист-сатирик. Здесь изображены чванная барская среда и эгоистические нравы (образ Звёздова). В этом отношении «Студент» уже примыкает к третьему направлению в драматургии: сатирико-бытовым комедиям И. А. Крылова. В пьесе есть ряд выпадов против литературных противников авторов. Обращаясь к помещице Звёздовой, герой комедии, недалекий студент Беневольский, говорит в стиле карамзинской лирики: «…я сам имею сердце; законы вас осуждают, но какой закон святее любви?» Стихотворением самого Беневольского «Дружись, о друг, с мечтой» Грибоедов и Катенин пародировали сентиментально-романтические образы и стиль ранней поэзии Жуковского. При жизни драматургов пьеса не была поставлена на сцене.

Все эти ранние драматургические опыты, как, впрочем, и общий уровень тогдашнего комедийного репертуара, мало удовлетворяли Грибоедова. Сообщая Катенину в октябре 1817 г. о том, что Шаховской написал новое творение - «Пустодомы», Александр Сергеевич осмеивает традиционное решение комедийного конфликта, условность и пустоту содержания этой пьесы: «Развязка преаккуратная,- пишет он,- граф женится на княжне, князь с княжной уезжают в деревню, дядя и тетка изъясняют моральную цель всего происшедшего. Машу и Ваньку устыжают, они хотят - стыдятся, хотят - нет, Цаплин в полиции, Инквартус и многие другие в дураках, в числе их будут и зрители, я думаю…». Обращался Грибоедов и к жанру водевиля, входившему тогда в моду, что Грибоедов отметит в монологе Репетилова в «Горе от ума». В конце 1823 г. Грибоедов вместе с Вяземским написал водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом». Поставленный в 1824 г. на сцене водевиль большого успеха не имел, но в «Горе от ума» есть и водевильные мотивы и ситуации.

Критически относясь к тогдашнему репертуару, Грибоедов разделял взгляды литературных кругов, связанных с декабристами, которые стремились к созданию высокой, гражданско-обличительной и в то же время национально-самобытной комедий, бичующей крепостническое общество. Не случайно один из членов литературного общества «Зеленая лампа» А. Улыбышев в своей политической утопии «Сон» (1819), резко выступая против подражательности иностранной литературе, рисует такую картину близкого будущего русской литературы, в частности комедии. «Великие события, разбив наши оковы, вознесли нас на первое место среди народов Европы и оживили также почти угасшую искру нашего народного гения. Стали вскрывать плодоносную и почти не тронутую, жилу нашей древней народной словесности, и вскоре из нее вспыхнул поэтический огонь, который и теперь с таким блеском горит в наших эпопеях и трагедиях. Нравы, принимая черты все более и более характерные, отличающие свободные народы, породили у нас хорошую комедию, комедию самобытную. Наша печать не занимается более повторением и увеличением бесполезного количества этих переводов французских пьес, устаревших даже у того народа, для которого они были сочинены. Итак, только удаляясь от иностранцев, по примеру писателей всех стран, создавших у себя национальную литературу, мы смогли поравняться с ними…»

Замысел «Горя от ума», по-видимому, возник у Грибоедова в 1816 г. Бегичев указывает, что «план этой комедии был сделан у него еще в Петербурге 1816 г. и даже написаны были несколько сцен; но не знаю, в Персии или в Грузии, Грибоедов во многом изменил его и уничтожил некоторые действующие лица, и между прочим, жену Фамусова, сентиментальную модницу и аристократку московскую… и вместе с этим выкинуты и написанные уже сцены». Очевидно, подробности содержания комедии и форма пьесь определились у Грибоедова не сразу. Его собственное сообщени о раннем замысле существенно отличается от свидетельства Бегичева. «Первое начертание этой сценической поэмы, как он родилось во мне, было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь в суетном наряде, в который я принужден был облечь его» ,- писал он.

Этот возвышенный замысел и самое определение его как «сценической поэмы» сопоставляли с «Фаустом» Гете, в котором сочетались элементы и драмы и поэмы. Нам думается, что Грибоедов замышлял создать произведение, по жанровому своему своеобразию подобное его замыслам стихотворных трагедий о Ломоносове и о 1812 годе. Последняя тема несомненно будоражила поэтическое воображение Грибоедова значительно раньше тех лет, когда он, закончив «Горе от ума», стал разрабатывать план трагедии. Возможно, что сценическая поэма и должна была охватить и тему.1812 года, и судьбу Москвы, и тему Чацкого. Ведь и в «Горе от ума» они сливаются, но уже в лирико-драматическом плане, а 1812 год становится как бы и историческим фоном и историческим истоком всего совершающегося в комедии.

В последующие три года Грибоедов вынашивал свой замысел и временами принимался писать комедию. В феврале 1819 г., обращаясь к Бегичеву, он отмечает: «Музам я уже не ленивый служитель. Пишу, мой друг, пишу, пишу, жаль только, что некому прочесть» . Надо полагать, речь шла о «Горе от ума». Известно также, что осенью того же года Грибоедов во время путешествия из Моздока в Тифлис читал отрывки своему дорожному спутнику молодому офицеру князю Д. О. Бебутову. «В продолжение этих дней,- пишет Бебутов,- приехал из Грозной Александр Сергеевич Грибоедов. Он был у Алексея Петровича Ермолова, в то время находившегося в экспедиции в Чечне, и возвращался в Тифлис; я с ним познакомился. Грибоедов доставил мне сведения о брате моем Василии, находившемся в той же экспедиции. Итак, от Моздока до Тифлиса мы ехали вместе и коротко познакомились. Он мне читал много своих стихов, в том числе, между прочим, и из «Горя от ума», которое тогда у него еще было в проекте».

В марте 1823 г. Грибоедов едет в Москву. Как вспоминает племянница Бегичева Е. П. Соковнина, в Москве писатель «продолжал отделывать свою комедию «Горе от ума» и, чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, ездил на обеды и балы, до которых никогда не был охотник, а затем уединялся по целым дням в своем кабинете»5.

Конец лета 1823 г., Грибоедов провел в тульском поместье Бегичева, где и закончил, в основном, свою комедию. «Последние акты «Горя от ума» написаны в моем саду, в беседке,- рассказывает Бегичев о творческой работе драматурга.- Вставал он в это время почти с солнцем; являлся к нам к обеду и редко оставался с нами долго после обеда, но почти всегда скоро уходил и приходил к чаю. Проводил с нами вечер и читал написанные им сцены. Мы всегда с нетерпением ожидали этого времени».

Дата рождения:

Место рождения:

Москва, Российская империя

Дата смерти:

Место смерти:

Тегеран, Персия

Гражданство:

Российская империя

Род деятельности:

Русский драматург, поэт, востоковед, дипломат, пианист, композитор

Гибель в Персии

Творчество

Горе от ума

Интересные факты

Адреса в Санкт-Петербурге

Издания сочинений

Литература

(4 (15) января 1795 год, Москва — 30 января (11 февраля) 1829 года, Тегеран) — русский драматург, поэт и дипломат, композитор (сохранилось два «Грибоедовских вальса»), пианист. Статский советник (1828).

Грибоедов известен как homo unius libri — писатель одной книги, блестяще рифмованной пьесы «Горе от ума», которая до сих пор является одной из наиболее популярных театральных постановок в России, а также источником многочисленных крылатых фраз.

Биография

Грибоедов родился в Москве в 1795 году в обеспеченной родовитой семье.

Отец — Сергей Иванович Грибоедов (1761—1814). Мать — Анастасия Фёдоровна Грибоедова (1768—1839).

По свидетельству родственников, в детстве Грибоедов был очень сосредоточен и необыкновенно развит.

В 1803 году Грибоедов был отдан в Благородный пансион. А через три года, одиннадцатилетним мальчиком, он поступил в университет. Александр Сергеевич окончил словесное отделение философского факультета Московского университета. Грибоедов был «вундеркиндом», окончившим университет в 15 лет.

В 1810 году получил звание кандидата словесных наук, но не оставил учёбу, а поступил на этико-юридическое отделение, а потом на физико-математический факультет.

Летом 1812 года, во время Отечественной войны 1812 года, когда неприятель появился на территории России, Грибоедов вступил в Московский гусарский полк (добровольческое нерегулярное подразделение) графа Салтыкова, получившего дозволение на его формирование С. Н. Бегичев пишет:

Но едва приступили к формированию, как неприятель вошёл в Москву. Полк этот получил повеление идти в Казань, а по изгнании неприятелей, в конце того же года, предписано ему было следовать в Брест-Литовск, присоединиться к разбитому иркутскому драгунскому полку и принять название иркутского гусарского.

8 сентября 1812 г. корнет Грибоедов заболел и остался во Владимире, и вплоть до предположительно 1 ноября 1813 г. из-за болезни не появлялся в расположении полка. Прибыв на место службы, он попал в компанию «юных корнетов из лучших дворянских фамилий» — князя Голицына, графа Ефимовского, графа Толстого, Алябьева, Шереметева, Ланского, братьев Шатиловых. С некоторыми из них Грибоедов состоял в родстве. Впоследствии он писал в письме к Бегичеву: «Я в этой дружине всего побыл 4 месяца, а теперь 4-й год как не могу попасть на путь истинный» .

До 1815 года Грибоедов служил в звании корнета под командованием генерала от кавалерии А. С. Кологривова. Первые литературные опыты Грибоедова — «Письмо из Брест-Литовска к издателю» , очерк «О кавалерийских резервах» и комедия «Молодые супруги» (перевод французской комедии «Le secret du Ménage») — относятся к 1814 г. В статье «О кавалерийских резервах» Грибоедов выступил в качестве исторического публициста.

Восторженно-лирическое «Письмо…» из Брест-Литовска к издателю «Вестника Европы» написано им после награждения Кологривова в 1814 году «орденом Святого Равноапостольского Владимира 1-й степени» и праздника 22 июня (4 июля) в Брест-Литовске, в кавалерийских резервах, по этому поводу.

В конце 1814 Грибоедов приезжает в Петербург, знакомится и сближается с кружком «младших архаистов», где он почерпнул идею создания национального искусства, стремление к высокости и естественности стиля.

С 1817 служил в Министерстве иностранных дел в Петербурге; в это время познакомился с Пушкиным.

С 1818 секретарь русской миссии в Тегеране, с 1822 в Тифлисе секретарём по дипломатической части при командующем русскими войсками А. П. Ермолове.

В январе 1826 арестован в крепости Грозная по подозрению к принадлежности к декабристам; во время ареста друзья уничтожили компрометирующий поэта архив; Грибоедов был привезён в Петербург, но следствие не смогло найти доказательств принадлежности поэта к тайному обществу. По общему согласию всех подозреваемых никто не дал показаний в ущерб Грибоедову.

В сентябре 1826 вернулся в Тифлис и продолжил дипломатическую деятельность; принял участие в заключении выгодного для России Туркманчайского мирного договора (1828) и доставил его текст в Петербург. Назначен министром-резидентом (послом) в Иран; по пути на место назначения вновь провёл несколько месяцев в Тифлисе и женился там 22 августа (3 сентября) 1828 года на княжне Нине Чавчавадзе, дочери начальника Эриванской области и грузинского поэта Александра Чавчавадзе.

Гибель в Персии

Иностранные посольства располагались не в столице, а в Тавризе, при дворе принца Аббаса-Мирзы, но вскоре по прибытии в Персию миссия отправилась представляться Фетх Али-шаху в Тегеран. Во время этого визита Грибоедов погиб: 30 января (11 февраля) 1829 года (6 шаабана 1244 года хиджры) толпа религиозных фанатиков разгромила русскую дипломатическую миссию, и все её члены были убиты, кроме секретаря Мальцова. Толпа ворвалась в дом, грабя и разрушая все вокруг. Грибоедов, как считается, выбежал с саблей и получил удар камнем по голове, затем закидан камнями и изрублен. Обстоятельства погрома русской миссии описываются по-разному, однако Мальцов был очевидцем событий, и он не упоминает о гибели Грибоедова, только пишет, что человек 15 оборонялись у дверей комнаты посланника. Мальцов пишет, что было убито 37 человек в посольстве (все, кроме него одного) и 19 тегеранских жителей. Риза-Кули пишет, что был убит Грибоедов с 37-ю товарищами, а из толпы было убито 80 человек. Его тело было настолько изуродовано, что его опознали только по следу на кисти левой руки, полученному в знаменитой дуэли с Якубовичем. Тело Грибоедова доставлено в Тифлис и погребено на горе Мтацминда в гроте при церкви Святого Давида.

Улаживать дипломатический скандал персидский шах послал в Петербург своего внука. В возмещение пролитой крови он привез Николаю I богатые дары, в их числе был алмаз «Шах». Некогда этот великолепный алмаз, обрамлённый множеством рубинов и изумрудов, украшал трон Великих Моголов. Теперь он сияет в коллекции Алмазного фонда московского Кремля.

На могиле вдова Нина Чавчавадзе поставила ему памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?» .

Последним годам жизни А. С. Грибоедова Юрий Тынянов посвятил роман «Смерть Вазир-Мухтара» (1928).

Творчество

По литературной позиции Грибоедов относится (по классификации Ю. Н. Тынянова) к так называемым «младшим архаистам»: его ближайшие литературные союзники — П. А. Катенин и В. К. Кюхельбекер; впрочем, ценили его и «арзамасцы», например, Пушкин и Вяземский, а среди его друзей — такие разные люди, как П. Я. Чаадаев и Ф. В. Булгарин.

Ещё в годы учёбы в Московском университете (1805) Грибоедов пишет стихотворения (до нас дошли только упоминания), создает пародию на произведение Озерова «Дмитрий Донской» — «Дмитрий Дрянской». В 1814 в «Вестнике Европы» выходят две его корреспонденции: «О кавалерийских резервах» и «Письмо редактору». В русле полемики с Жуковским и Гнедичем о русской балладе пишет статью «О разборе вольного перевода „Леноры“» (1815). В этом же году он публикует и ставит на сцене комедию «Молодые супруги» — пародию на французские комедии, составлявшие русский комедийный репертуар в то время. Он использует очень популярный жанр «светской комедии» — произведения с небольшим числом персонажей и установкой на остроумность.

В 1816 выходит в свет комедия «Студент». По свидетельствам современников, небольшое участие в ней принимал Катенин, но скорее его роль в создании комедии ограничивалась редактурой. Комедия имеет полемический характер, направлена против «младших карамзинистов», пародируя их произведения, тип художника сентиментализма. Основной пункт критики — отсутствие реализма.

Приёмы пародирования: введение текстов в бытовой контекст, утрированное использование перифрастичности (все понятия в комедии даются описательно, ничего не названо прямо). В центре произведения — носитель классицистичного сознания (Беневольский). Все знания о жизни почерпнуты им из книг, все события воспринимаются сквозь опыт чтения. Сказав «я это видел, я это знаю», подразумевает «я читал». Герой стремится разыграть книжные истории, жизнь ему кажется неинтересной. Лишённость реального чувства действительности позже Грибоедов повторит в «Горе от ума» — это черта Чацкого.

В 1818 Грибоедов принимает участие в написании «Притворной неверности» совместно с А. А. Жандром. Комедия представляет собой обработку французской комедии Барта. В ней появляется персонаж Рославлев, предшественник Чацкого. Это странный молодой человек, находящийся в конфликте с обществом, произносящий критические монологи. В этом же году выходит комедия «Своя семья, или замужняя невеста». Соавторы: А. А. Шаховской, Грибоедов, Н. И. Хмельницкий

Написанное до «Горя от ума» ещё очень незрело либо создано в соавторстве с более опытными на тот момент писателями (Катенин, Шаховской, Жандр, Вяземский); написанное после «Горя от ума» — либо не доведено дальше черновых набросков, либо (что также достаточно вероятно) погибло вместе с автором в Тегеране. Из крупных замыслов позднего периода — драмы «1812 год», «Грузинская ночь». Небезынтересна проза Грибоедова (очерки и особенно письма).

Горе от ума

Комедия в стихах «Горе от ума» задумана в Петербурге около 1816 года и закончена в Тифлисе в 1824; окончательная редакция — авторизованный список, оставленный в Петербурге у Булгарина, — 1828 год).

Комедия «Горе от ума» — вершина русской драматургии и поэзии; Яркий афористический стиль способствовал тому, что она вся «разошлась на цитаты».

"Никогда ни один народ не был так бичуем, никогда ни одну страну не волочили так в грязи, никогда не бросали в лицо публике столько грубой брани, и, однако, никогда не достигалось более полного успеха" - П. Чаадаев. Апология сумасшедшего.

  • Когда Грибоедов закончил работу над комедией «Горе от ума», то первым, к кому он пошёл показать труд, был тот, кого он больше всех боялся, а именно баснописец Иван Андреевич Крылов. С трепетом направился к нему первому Грибоедов, чтобы показать свой труд.

«Я привез манускрипт! Комедию…» «Похвально. Ну что же? Оставьте». «Я буду читать Вам свою комедию. Если Вы с первых сцен попросите меня удалиться, я исчезну». «Извольте сразу начинать», — ворчливо согласился баснописец. Проходит час, другой — Крылов сидит на диване, свесив голову на грудь. Когда же Грибоедов отложил рукопись и из-под очков вопросительно посмотрел на старика, его поразила перемена, происшедшая в лице слушателя. Лучистые молодые глаза сияли, беззубый рот улыбался. Он держал в руке шелковый платок, готовясь приложить его к глазам. «Нет, — замотал он тяжелой головой. — Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пиесу по первопутку в Сибирь бы препроводила». Вот вам и Грибоедов.

  • Грибоедов был настоящим полиглотом и владел многими иностранными языками. Он свободно владел французским, английским, немецким и итальянским, понимал латынь и греческий. Позже, будучи на Кавказе, он выучил арабский, персидский и турецкий языки.

Память

  • В Москве существует институт имени А. С. Грибоедова — ИМПЭ им. А. С. Грибоедова.
  • В 1995 году была выпущена почтовая марка Армении, посвященная Грибоедову.
  • В Тбилиси существует театр имени А. С. Грибоедова, памятник А. С. Грибоедову (автор М. К. Мерабишвили) и улица им. А. С. Грибоедова.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 11.1816 — 08.1818 года — доходный дом И. Вальха — набережная Екатерининского канала, 104;
  • 01.06. — 07.1824 года — гостиница «Демут» — набережная реки Мойки, 40;
  • 08. — 11.1824 года — квартира А. И. Одоевского в доходном доме Погодина — Торговая улица, 5;
  • 11.1824 — 01.1825 года — квартира П. Н. Чебышева в доходном доме Усова — Николаевская набережная, 13;
  • 01. — 09.1825 года — квартира А. И. Одоевского в доходном доме Булатова — Исаакиевская площадь, 7;
  • 06.1826 года — квартира А. А. Жандра в доме Егермана — набережная реки Мойки, 82;
  • 03. — 05.1828 года — гостиница «Демут» — набережная реки Мойки, 40;
  • 05. — 06.06.1828 года — дом А. И. Косиковского — Невский проспект, 15.

Награды

  • Орден Святой Анны II степени с алмазными знаками (14 (26) марта 1828 года)
  • Орден Льва и Солнца I степени (Персия, 1829 год)
  • Орден Льва и Солнца II степени (Персия, 1819 год)

Издания сочинений

  • Полное собрание сочинений. Т. 1—3. — П., 1911—1917.
  • Сочинения. — М., 1956.
  • Горе от ума. Издание подготовил Н. К. Пиксанов. — М.: Наука, 1969. (Литературные памятники).
  • Горе от ума. Издание подготовил Н. К. Пиксанов при участии А. Л. Гришунина. — М.: Наука, 1987. — 479 с. (Второе издание, дополненное.) (Литературные памятники).
  • Сочинения в стихах. Сост., подгот. текста и примеч. Д. М. Климовой. — Л.: Сов. писатель, 1987. — 512 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье).
  • Полное собрание сочинений: В 3 т. / Под ред. С. А. Фомичева и др. — СПб., 1995—2006.

Музеи

  • «Хмелита» — Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А. С. Грибоедова

Литература

  • Белинский В. Г., «Горе от ума», Полн. собр. соч. — Т. 3. — М., 1953.
  • Гончаров И. А., «Мильон терзаний». Собр. соч. — Т. 8. — М., 1952.
  • А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников. — М., 1929.
  • Пиксанов Н. К. Творческая история «Горя от ума». — М.-Л., 1928.
  • Литературное наследство. — Т. 47—48 [Грибоедов]. — М., 1946.
  • Мещеряков В. Жизнь и деяния Александра Грибоедова. — М.: Современник, 1989. — 478 с. Тираж 50 000 экз. ISBN 5-270-00965-X.
  • Нечкина М. В. А. С. Грибоедов и декабристы. — 2-е изд. — М., 1951.
  • Орлов В. Н. Грибоедов. — 2-е изд. — М., 1954.
  • Петров С. А. С. Грибоедов. — 2-е изд. — М., 1954.
  • А. С. Грибоедов в русской критике. — М., 1958.
  • Попова О. И. Грибоедов — дипломат. — М., 1964.
  • История русской литературы XIX в. Библиографический указатель. — М.-Л., 1962.

Он получил великолепное домашнее образование, усердно и довольно успешно занимался музыкой. В 1803 г. в восьмилетнем возрасте Грибоедов был определен в Благородный пансион. Уже в одиннадцать лет он поступил в Московский университет, а в 1810 г. окончил два факультета - юридический и словесности. Был одним из образованнейших людей своего времени - свободно владел французским, английским, немецким, итальянским, арабским, персидским, турецким, греческим, и латинским языками. Еще в университете пробовал сочинять, но до наших дней из его раннего творчества мало что дошло.

Во время наполеоновского вторжения был по собственному желанию зачислен в армию и прослужил два года в кавалерийском полку.

После увольнения из армии в 1816 г. Грибоедов жил в Петербурге - в атмосфере послевоенного бурления передовой общественной мысли (повсеместно действовали масонские ложи, создавались интеллигентные кружки и салоны, некоторые из которых позже переросли в тайные общества - их объединяло неприятие российской действительности и стремление к переменам).

В 1817 г. Грибоедов был зачислен в Коллегию иностранных дел. В этот период он сблизился с писателями П.А. Катениным, А.А. Шаховским, Н.И. Гречем, а также с В.К. Кюхельбекером, позже с А.С. Пушкиным. Вместе с П.И. Пестелем и П.Я. Чаадаевым был членом масонских лож «Соединенных друзей» и «Трех добродетелей» (1816-1817 гг.).

К этому времени относятся и первые литературные опыты Грибоедова - комедии «Своя семья» (в соавторстве с Шаховским и Хмельницким), «Студент» (в соавторстве с Катениным).

После Петербурга Грибоедов служил по дипломатической части в Персии и на Кавказе. Живя в Тифлисе (ныне Тбилиси), он работал над своим главным произведением - комедией «Горе от ума» (вначале названной «Горе уму»), которую закончил в 1824 г. уже в Петербурге

В том же 1825 г. в альманахе Булгарина «Русская Талия» были напечатаны отдельные сцены его комедии «Горе от ума». Постановку на сцене этой пьесы категорически запретили.

В начале 1826 г. Грибоедова арестовали по подозрению в связи с декабристами, многие из которых (Одоевский, Рылеев, Бестужев) были его друзьями. Но, не доказав его вину в июне 1826 г. отпустили.

События 14 декабря 1825 г. и судьба многих друзей стала для Грибоедова большим ударом. «Не знаю, не слишком ли я от себя требую, - писал он из Симферополя, - умею ли писать? Право, для меня все еще загадка. Что у меня с избытком найдется что сказать, за что я ручаюсь; отчего же я нем?». Чтобы заполнить пустоту и заглушить тоску, Грибоедов с двойным усердием приступил к исполнению своих должностных обязанностей.

За успешное содействие в заключении Туркманчайского мирного договора с Персией Грибоедов был в 1828 г. награжден орденом и назначен послом в Персии.

По пути на новое место службы Грибоедов несколько месяцев пробыл в Грузии и женился на юной 16-летней княжне Нине Чавчавадзе.

11 февраля 1829 г. при разгроме русской миссии в Тегеране фанатиками-мусульманами Александр Грибоедов был убит.

Музыкальное наследие:

Два вальса

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!