Гарин михайловский интересные факты. Гарин-михайловский николай григорьевич

Сказочники России и СССР

Виктор Ерёмин

Книжка счастья; Курочка Куд; Попугай; Корейские сказки.

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский

«Дети для него были источником непроходящей радости. С детьми он отдыхал, с детьми он по-детски смеялся и трепетал сам их маленькими, такими смешными, такими наивными радостями. А мы, дети, жадно ловили его свободные минуты, окружали, тянули каждый в свою сторону и просили все новых и новых сказок, какие творились им здесь же на месте, творились с неподражаемым мастерством. А затем уже наступала и наша очередь, — Николай Георгиевич настойчиво требовал сказок от нас, и наши неопытные наивные попытки заставляли его смеяться заразительно и поощрительно» (Б. К. Терлецкий).

Николай Георгиевич Михайловский родился 20 февраля 1852 г. в Санкт-Петербурге. Отец его, Георгий Антонович Михайловский, был из старинного дворянского рода, улан, за подвиги удостоенный ордена Св. Георгия. Из уважения к вояке крестным отцом его старшего сына Николая стал лично император Николай I. Мать мальчика, урожденная Глафира Николаевна Цветинович, происходила из сербских дворян.

После кончины Николая I и завершения Крымской войны Георгий Антонович вышел в отставку в чине генерала и переехал с семьей в Одессу, где у него имелся собственный дом и имение близ города. Там и прошло детство будущего писателя. Сразу отмечу, что боевой генерал Михайловский оказался никудышным предпринимателем, а потому в годы реформ Александра II семья потихоньку разорилось. Происходило это столь медленно, что на молодости Николая фактически не отразилось.

Первоначальное образование мальчик получил дома, затем его отдали в немецкую школу, откуда он поступил в одесскую Ришельевскую гимназию. В 1871 г. Михайловский стал студентом юридического факультета Петербургского университета, но провалил первую же сессию. В 1872 г. он с успехом поступил в Институт путей сообщения. Так был найден главный жизненный путь блистательного писателя и инженера-изыскателя.

По окончании института гражданский инженер Михайловский был направлен в только что освобожденные от турок Болгарию и Молдавию. Он участвовал в строительстве порта в районе Бургаса, а также Бендеро-Галицкой железной дороги, соединившей Молдавию с Болгарией. На Балканах молодой человек трудился 4 года.

В 1879 г. Николай Георгиевич женился на дочери Минского губернатора Надежде Валерьевне Чарыковой. И здесь придется сказать о важнейших свойствах личности Николая Георгиевича. Во-первых, он был необычайно обаятельным человеком, в него с легкостью влюблялись женщины, а что касается мужчин, то он умел уговаривать и умирять даже самых жестких кредиторов. Во-вторых, Михайловский был чрезвычайно легкомысленным человеком и творил такие вещи, за которые любой другой пострадал бы непременно; достаточно сказать, что имея большую семью, 11 собственных и 3 приемных детей, он умудрился в кратчайшие сроки растранжирить на пустое капиталы двух своих жен-миллионерш (незадолго до смерти писатель, получив кредит, нанял частный поезд и съездил на нем в Париж за фруктами для банкета в честь получения этого кредита и т. д.). Но при этом в-третьих, Михайловский был очень бережливым и расчетливым там, где дело касалось государственных денег и общего блага России.

После женитьбы Николай Георгиевич попросился на строительство Батумской железной дороги в Закавказье, где его чуть не убили бандиты-турки.

Поскольку у него уже были дети, Михайловский решил более не рисковать и стать помещиком. На деньги жены он купил имение в Самарской губернии и организовал там научно обоснованное рентабельное хозяйство. Однако крестьяне приняли добрые дела его за чудачества барина — в насмешку хозяйство сожгли, урожай погубили. Через 3 года, когда деньги жены кончились, пришлось Михайловскому возвращаться в инженеры.

С 1886 г. Николай Георгиевич строил тоннели, мосты, прокладывал железные дороги. Работал он в Уфе, в Казанской, Костромской, Вятской, Волынской губерниях и в Сибири. Он считается основателем города Новониколаевска (Новосибирска). С апреля 1903 г. Михайловский руководил экспедицией для выполнения проектных работ по строительству железной дороги на южном берегу Крыма.

Поначалу семья ездила вслед за кормильцем. Зиму 1887 г. они жили в Усть-Катаве (близ Челябинска). Там умерла первая дочь Михайловских — 3-месячная Варенька. Там же родился их старший сын Гаря (Георгий).

Зимой 1890—1891 г. тяжело заболела Надежда Валерьевна. Михайловский взял отпуск и увез семью в разоренное самарское имение. Жена поправилась, а Николай Георгиевич со скуки решил написать воспоминания о своем детстве. Попытки заняться литературой он предпринимал и до этого. Ранней весной 1891 г., в самую распутицу, к ним приехал из Петербурга выдающийся русский писатель-маринист Константин Михайлович Станюкович. К нему случайно попала рукопись Михайловского «Несколько лет в деревне», и он решил познакомиться с автором. Николай Георгиевич прочитал гостю фрагмент из своих воспоминаний, и тот предложил отдать их в журнал «Русская мысль». Поскольку главным редактором этого издания был однофамилец Николая Георгиевича, потребовался псевдоним. Стали придумывать. И тут в комнату вбежал маленький Гаря. Отец взял малыша на руки и со смехом сказал:

— Я Гарин папа!

На что Станюкович ответил:

— Вот и псевдоним — Гарин!

Первые книги писателя выходили под этим именем. Потом появилась двойная фамилия — Гарин-Михайловский.

На литературное поприще Николай Георгиевич выступил в 1892 г. с повестью-воспоминанием «Детство Темы» и рассказом «Несколько лет в деревне». Читатели приветствовали талантливого автора. Со временем воспоминания стали тетралогией: «Детство Темы» (1892 г.), «Гимназисты» (1893 г.), «Студенты» (1895 г.), «Инженеры» (опубл. 1907 г.). Она считается лучшим из всего, что создал Гарин-Михайловский.
В 1895 г. в Самаре писатель познакомился с Верой Александровной Садовской, урожденной Дубровиной. Эта миллионерша жертвовала огромные суммы на его инженерные и литературные авантюры. Начавшийся роман закончился разводом Николая Георгиевича с Чарыковой и его свадьбой с Садовской. С этого времени писатель стал появляться в обществе в сопровождении двух жен! Женщины вынуждены были подружиться и смиренно принять капризы их общего мужа. Бросать кого-либо из них писатель не собирался. Хотя оклада его на содержание столь многочисленного семейства не хватало, все жили на средства Садовской. Гарин-Михайловский даже написал пьесу о его жизни с двумя женами, ее поставили в Самарском театре, и на премьере присутствовало все необычное семейство.

Не забывал писатель и о себе. Утомившись в постоянных изыскательско-строительных экспедициях, он решил совершить в 1898 г. кругосветное путешествие по маршруту Дальний Восток—Япония—Америка—Европа. Жены согласились.

Перед самым отъездом Михайловскому предложили принять участие в большой научной экспедиции по Северной Корее и Маньчжурии. Поскольку до того времени Корея проводила политику самоизоляции, это была первая в тех местах широкомасштабная зарубежная научная экспедиция. Отказаться от нее было глупо до преступления. И писатель согласился.

Путешествие оказалось очень трудное и опасное. Экспедиция прошла пешком и проехала верхом на лошадях 1600 км. И в каком бы месте она не появлялась, местные власти собирали сказителей, которые через переводчиков рассказывали Николаю Георгиевичу народные сказки — таков был каприз писателя. Все было записано и вылилось в уникальную книгу «Корейские сказки». Автор опубликовал ее в 1899 г., после чего она была переведена на многие языки мира.

С началом русско-японской войны Гарин-Михайловский отправился на Дальний Восток военным корреспондентом. Там он оставался до начала первой русской революции и окончания войны.

По возвращении в Петербург писатель продолжил работу над повестью «Инженеры», а также принял участие в работе большевистского журнала «Вестник жизни». Вечером 10 декабря 1906 г. прошло бурное заседание редколлегии журнала, на нем энергично выступал Гарин-Михайловский. Неожиданно ему стало плохо, он вышел в соседнюю комнату, лег на диван и умер. От переутомления у писателя случился паралич сердца.

Поскольку накануне Николай Георгиевич по легкомыслию своему отдал крупную сумму на дело революции, а обе его семьи к тому времени были уже разорены, на похороны пришлось собирать деньги по подписке. Погребение Николая Георгиевича Гарина-Михайловского состоялось на Волковском кладбище в Петербурге.

Н.Г. Гарина-Михайловского

Вглядываясь в его историю, мы с благодарностью вспоминаем человека, которому наш город в большой степени обязан своим рождением: Николая Георгиевича Гарина-Михайловского - вдохновенного инженера-изыскателя, строителя многих железных дорог на огромных пространствах России, талантливого писателя и публициста, автора тетралогии "Детство Темы", "Гимназисты", "Студенты" и "Инженеры", видного общественного деятеля, неутомимого путешественника и первооткрывателя.

Родился Николай Георгиевич 8 февраля 1852 года в старинной дворянской семье, когда-то одной из наиболее богатых и знатных в Херсонской губернии. Крестили его царь Николай I и мать революционерки Веры Засулич.

Детские и отроческие годы Николая Георгиевича, совпавшие с эпохой реформ 1860-х гг. - временем решительной ломки старых устоев, прошли в Одессе, где у отца, Георгия Антоновича, был небольшой дом и недалеко от города - имение. Первоначальное образование, по традиции дворянских семей, он получил дома под руководством матери, затем, после недолгого пребывания в немецкой школе, учился в одесской Ришельевской гимназии (1863-1871 гг.).

В 1871 году Н.Г. Михайловский поступил на юридический факультет Петербургского университета, но, не сдав экзамена по энциклопедии права, в следующем году с блеском выдержал экзамен в Институт путей сообщения. В пору студенческой практики Михайловский ездил кочегаром на паровозе, строил дорогу из Молдавии в Болгарию и тогда уже понял, что в труд надо вкладывать не только ум, физическую силу, но и мужество; что труд и созидание в. выбранной им профессии связаны воедино и дают богатое знание жизни и постоянно побуждают искать пути ее преобразования.

После окончания в 1878 году института со званием "гражданского инженера путей сообщения, с правом производства строительных работ", молодого инженера направили в Болгарию, только что освобожденную от многовекового османского владычества. Строил порт и дороги в районе Бургаса. Русские инженеры были первыми, кто пришел в Болгарию не разрушать, а созидать, и Николай Георгиевич этим очень гордился.

С тех пор первоклассный инженер в трех ипостасях: изыскатель, проектировщик и строитель - Николай Георгиевич Михайловский всю жизнь строил тоннели, мосты, прокладывал железные дороги, работал в Батуме, Уфе, в Казанской, Вятской, Костромской, Волынской губерниях и в Сибири. Принимал горячее участие в создании Великой Сибирской железной дороги. "Специалисты уверяют, - писал А.И. Куприн, - что лучшего изыскателя и инициатора - более находчивого, изобретательного и остроумного - трудно себе представить".

"Про меня говорят, - сообщал Николай Георгиевич в одном из своих уфимских писем к жене, - что я чудеса делаю, и смотрят на меня большущими глазами, а мне смешно. Так мало надо, чтобы все это делать. Побольше добросовестности, энергии, предприимчивости, и эти с виду страшные горы расступятся и обнаружат свои тайные, никому не видимые ходы и проходы, пользуясь которыми можно удешевлять и сокращать значительно линию".

Большой патриот, Н.Г. Гарин-Михайловский мечтал о том времени, когда его Родина покроется сетью железных дорог, и не видел большего счастья, как работать во славу России и приносить "не воображаемую, а действительную пользу". Сооружение железных дорог он рассматривал как необходимое условие развития экономики и безопасности государства, будущего расцвета и могущества своей страны. Учитывая недостаток средств, отпускаемых казной, он настойчиво выступал за удешевление постройки линии за счет разработки новых, наиболее выгодных вариантов и внедрения более совершенных методов строительства.

В статьях о Сибирской железной дороге он с увлечением и страстью отстаивал идею экономии, с учетом которой первоначальная стоимость железнодорожного пути была понижена со 100 до 40 тыс. рублей за версту; предложил публиковать отчеты о "рациональных" предложениях инженеров, и выдвинул идею "суда критики", публичного обсуждения технических и других проектов "для избежания прежних ошибок" и пополнения "копилки человеческого знания".

В 1891 году Н.Г. Гарин-Михайловский руководил изыскательской партией, выбравшей место строительства железнодорожного моста через р. Обь для Великой Сибирской железной дороги, и своим "вариантом на Кривощеково" создал условия для возникновения Новосибирска - одного из крупнейших промышленных, научных центров нашей страны. (Почему не через Томск?) Самым трудным участком был подход к Обско-Енисейскому водоразделу. Обсуждалось множество вариантов. В дикой стране с непривычно суровым климатом, невзирая на лишения, колоссальное напряжение сил, изыскательская партия Михайловского скрупулезно прокладывает (один за другим) варианты пересечения Оби и выбирает наилучший, наикратчайший, самый выгодный: там, где великая река течет по скалистому ложу меж скалистых берегов у села Кривощёково. Большую роль в выборе места для железнодорожного моста сыграл инженер Викентий-Игнатий Иванович Роецкий. Именно его отряд, входивший в состав пятой изыскательской партии, проводил подробные изыскания в этом районе. На правом берегу Оби рос дремучий нетронутый лес. Николай Георгиевич писал в своем дневнике: "Пока здесь вследствие отсутствия... железных дорог все спит... Но когда-нибудь ярко и сильно сверкнет еще здесь, на развалинах старой - новая жизнь".

В нем все было незаурядным: внешний облик, мысли, дела... "Передо мной вырастает стройная фигура юноши, со смуглым лицом, с седыми волосами, с юношески светлыми глазами. Вы не верите, что ему 50 лет. Вы не скажете, что это стареющий человек. Такие горячие глаза, такое подвижное лицо, такая приветливая улыбка могут быть только у юноши". Так писал о Николае Георгиевиче геолог Б.К. Терлецкий, его приемный сын. Сохранилось немало фотографий, запечатлевших Николая Георгиевича, однако они не отражают до конца динамизма и обаяния этого удивительного человека.

Пожалуй, более яркое впечатление составляет словесный портрет, написанный А.И. Куприным: "У него была стройная, худощавая фигура, решительно небрежные, быстрые, точные и красивые движения и замечательное лицо, из тех лиц, которые никогда потом не забываются. Всего пленительней был в этом лице контраст между преждевременной сединой густых волнистых волос и совсем юношеским блеском живых, смелых, прекрасных, слегка насмешливых глаз - голубых, с большими черными зрачками. Голова благородной формы сидела изящно и легко на тонкой шее, а лоб - наполовину белый, наполовину коричневый от весеннего загара - обращал внимание своими чистыми, умными линиями. Он вошел и уже через пять минут овладел разговором и сделался центром общества. Но видно было, что он сам не прилагал к этому никаких усилий. Таково было обаяние его личности, прелесть его улыбки, его живой, непринужденной, увлекательной речи".

Николай Георгиевич Михайловский (как писатель он выступал под псевдонимом Н. Гарин: от имени сына - Георгий, или, как звали в семье, Гаря) прожил удивительно яркую жизнь. Стоит перечитать все написанное им, чтобы глубже познать душу и сердце этого одаренного русского человека, которого современники считали талантливым, веселым и склонным к озорству человеком, умевшим прекрасно рассказывать о своей трудной, но удивительной работе инженера-путейца и не менее талантливо писать о пережитом и виденном.

Покой претил кипучей натуре Николая Георгиевича. Его стихия - движение. Он исколесил всю Россию, совершил кругосветное путешествие и, по свидетельству современников, свои произведения писал "на облучке" - в купе вагона, в каюте парохода, в номере гостиницы, в сутолоке вокзала. И смерть настигла его "на ходу". Николай Георгиевич умер вскоре после возвращения из армии, на редакционном заседании журнала "Вестник жизни". Это случилось 27 ноября 1906 года. Его, отдавшего крупную сумму для нужд революции, оказалось не на что похоронить. Собрали деньги по подписке среди питерских рабочих, интеллигенции. Царский режим не жаловал ярких самородков, подобных Гарину-Михайловскому. Его дважды увольняли из системы Министерства путей сообщения, травили, держали под надзором полиции. При жизни к нему пришла слава как к писателю Н. Гарину. А сейчас он известен и как выдающийся инженер-созидатель, беззаветный русский просветитель.

Новосибирцы увековечили память о Н.Г. Гарине-Михайловском, присвоив его имя привокзальной площади, станции метро Гарин-Михайловский, школе, одной из библиотек города. Произведения Н.Г. Гарина-Михайловского и материалы о нем не однажды выходили в Западно-Сибирском книжном издательстве и печатались в журнале "Сибирские огни".

Проявил себя как талантливый инженер, работая на строительстве крупных железных дорог, в т.ч. Великого Сибирского пути.


Николай Георгиевич Гарин-Михайловский , русский писатель.

Родился в семье военного. Окончил институт путей сообщения в Петербурге в 1878. Проявил себя как талантливый инженер, работая на строительстве крупных железных дорог, в т.ч. Великого Сибирского пути. Увлекшись народничеством, в начале 80-х гг. поселился в своём имении в Самарской губернии.

Пытаясь доказать жизненность «общинного быта», занялся социальным реформаторством, которое, однако, закончилось неудачей. Разочаровавшись в народнических идеях, сотрудничал в марксистских изданиях, помогал партии большевиков материально.

Гарин выступил в литературе как реалист и демократ. В рассказах 90-х гг. он отразил процесс расслоения деревни, рисовал образы технической интеллигенции и рабочих.

Наиболее значительные произведения - тетралогия «Детство Темы» (1892), «Гимназисты» (1893), «Студенты» (1895), «Инженеры» (опубликовано 1907) - посвящено судьбам молодого поколения интеллигенции «переломного времени».

Результатом многочисленных путешествий явились путевые очерки «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову» (1899) и др. В 1898, находясь в Корее, составил сборник «Корейские сказки» (изд. 1899).

В начале 1900-х гг. сотрудничал в издательстве М. Горького «Знание».

"Увлекшись народничеством, в начале 80-х гг. поселился в своём имении в Самарской губернии.Пытаясь доказать жизненность?общинного быта?, занялся социальным реформаторством, которое, однако, закончилось неудачей."

Это совершенно не так. Гарин-Михайловский был сознательным противником общины.

Уехав в деревню, он насильно разрушил общинные отношения и попытался образовать крестьян в аграрном, техническом и хозяйственном отношении, так сказать, превратить их в фермеров

американского образца.

Что-то из этого получилось, что-то - нет.

Итоги этой работы изложены им в чрезвычайно интересных, актуальных и сегодня (не верите - прочтите) книгах "Несколько лет в деревне" и "Очерки провинциальной жизни".

"...сотрудничал в марксистских изданиях, помогал партии большевиков материально".

Возможно, но мне неизвестны подтверждения тому, исходящие не от "советской пропаганды". Кроме того, он умер ещё во время первой революции, так что говорить о "большевиках" в сегодняшнем понимании этого слова неправильно.

И ещё. У книг Гарина-Михайловского есть потрясающая для русской литературы черта - искренний конструктивный оптимизм, которым проникаешься, читая их.

Важная мысль, принадлежащая Гарину-Михайловскому: "меня всегда поражало, что люди способны драться из-за глотка воды, в то время, как соединёнными усилиями они могли бы овладеть целым источником". И в этом смысле его книги действительно конструктивны!

Я лично считаю, что Гарин-Михайловский - выдающееся явление в русской литературе, стоящее наравне, к примеру, с Чеховым. Увы, он малоизвестен. И как писатель, и как человек. Хотя, например, есть такой город - Новосибирск. Так этот город, по-сути, основан Михайловским при строительстве железной дороги.

С уважением,

К.М.Бабаджанянц

Главный конструктор НПО Экспериментального машиностроения

P.S. Кстати сказать, его фамилия - "Михайловский". Приставка "Гарин" - литературный псевдоним, по-моему, по имени его сына

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (1852 - 1906) – русский писатель, эссеист, инженер, путешественник.

Родился Николай 20 февраля 1852 года в семье с дворянскими корнями. Образование в биографии Гарина-Михайловского было получено в Ришельевской гимназии Одессы. Затем же поступил в Петербургский институт путей сообщений. Следующие несколько лет провел в Болгарии, затем в Самарской губернии.

Позже в биографии Н.Г. Гарина-Михайловского было принято решение принимать участие в постройке Транссибирской железнодорожной магистрали. Группа, которой руководил Гарин-Михайловский, выбирала путь для прокладки магистрали (а именно – железнодорожного моста). Было принято решение строить поблизости современного Новосибирска, а район поблизости Томска не утвердили.

Первые произведения в биографии Николая Георгиевича Гарина-Михайловского были опубликованы в 1892 году (повесть «Детство Тёмы», рассказ «Несколько лет в деревне»). Произведение «Детство Тёмы» имело большой успех, так что автор создал позже продолжение - еще 3 части: «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры». Кроме того Гарин-Михайловский публиковал свои инженерские размышления о строительстве железных дорог в газетах. Свои впечатления от времени, проведенного в деревне, писатель изложил в произведениях «Деревенские панорамы», «Несколько лет в деревне», «Очерки провинциальной жизни». Книги и повести Гарина-Михайловского пропитаны искренним оптимизмом.

Писатель много путешествовал по Дальнему Востоку, после чего появились его описания «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову». Скончался Гарин-Михайловский 10 декабря 1906 года.

Биография из другого источника

Гарин. Н. (псевдоним; наст. имя - Николай Георгиевич Михайловский ) (8.02.1852-27.11.1906), писатель. Родился в старинной дворянской семье, когда-то одной из наиболее богатых и знатных в Херсонской губернии. Крестили его царь Николай I и мать революционерки Веры Засулич.. Учился в Ришельевской гимназии в Одессе. Детские и отроческие годы Николая Георгиевича, совпавшие с эпохой реформ 1860-х гг. - временем решительной ломки старых устоев, прошли в Одессе, где у отца, Георгия Антоновича, был небольшой дом и недалеко от города - имение. Первоначальное образование, по традиции дворянских семей, он получил дома под руководством матери, затем, после недолгого пребывания в немецкой школе, учился в одесской Ришельевской гимназии (1863-1871 гг.). В 1871 году Н.Г. Михайловский поступил на юридический факультет Петербургского университета, но, не сдав экзамена по энциклопедии права, в следующем году с блеском выдержал экзамен в Институт путей сообщения. В пору студенческой практики Михайловский ездил кочегаром на паровозе, строил дорогу из Молдавии в Болгарию и тогда уже понял, что в труд надо вкладывать не только ум, физическую силу, но и мужество; что труд и созидание в. выбранной им профессии связаны воедино и дают богатое знание жизни и постоянно побуждают искать пути ее преобразования. Увлекшись народничеством, в н. 80-х Гарин поселился в деревне, пытаясь доказать жизненность «общинного быта» в своем имении в Самарской губернии. Результаты этого опыта, окончившегося неудачей, Гарин описал в первых своих очерках «Несколько лет в деревне» (1892).

В 1891 году Николай Георгиевич руководил пятой изыскательской партией на участке Челябинск - Обь Западно-Сибирской железной дороги. Самым трудным участком был подход к Обско-Енисейскому водоразделу. Обсуждалось множество вариантов. В дикой стране с непривычно суровым климатом, невзирая на лишения, колоссальное напряжение сил, изыскательская партия Михайловского скрупулезно прокладывает (один за другим) варианты пересечения Оби и выбирает наилучший, наикратчайший, самый выгодный: там, где великая река течет по скалистому ложу меж скалистых берегов у села Кривощёково. Большую роль в выборе места для железнодорожного моста сыграл инженер Викентий-Игнатий Иванович Роецкий. Именно его отряд, входивший в состав пятой изыскательской партии, проводил подробные изыскания в этом районе. С середины 90 годов Николай Георгиевич участвовал в организации первой легальной марксистской газеты "Самарский вестник", журналов "Начало" и "Жизнь", входил в редакцию большевистского "Вестника жизни".

Он не раз скрывал в своем имении подпольщиков, хранил нелегальную литературу, в частности "Искру". В годы первой русской революции через A.M. Горького передавал крупные суммы в партийную кассу.

В декабре 1905 года, находясь в Маньчжурии как военный корреспондент, Николай Георгиевич участвовал в работе по распространению в армии революционно-пропагандистских изданий.

Не случайно с 1896 года за ним устанавливается строжайший негласный надзор, который с того времени продолжался до его кончины.

Покой претил кипучей натуре Николая Георгиевича. Его стихия - движение. Он исколесил всю Россию, совершил кругосветное путешествие и, по свидетельству современников, свои произведения писал "на облучке" - в купе вагона, в каюте парохода, в номере гостиницы, в сутолоке вокзала. И смерть настигла его "на ходу". Николай Георгиевич умер вскоре после возвращения из армии, на редакционном заседании журнала "Вестник жизни". Это случилось 27 ноября 1906 года. Его, отдавшего крупную сумму для нужд революции, оказалось не на что похоронить. Собрали деньги по подписке среди питерских рабочих, интеллигенции.

Царский режим не жаловал ярких самородков, подобных Гарину-Михайловскому. Его дважды увольняли из системы Министерства путей сообщения, травили, держали под надзором полиции. При жизни к нему пришла слава как к писателю Н. Гарину. А сейчас он известен и как выдающийся инженер-созидатель, беззаветный русский просветитель.

Гарин выступил в литературе как реалист. В рассказах 90-х («На ходу», 1893, «Деревенские панорамы», 1894, и др.) рисовал образы технической интеллигенции и рабочих, проводя идею необходимости рационального устройства жизни («Вариант», 1888, изд. 1910; «На практике», 1903, и др.). Наиболее значительным произведением Гарина явилась тетралогия, охарактеризованная критиками как «целая эпопея» русской жизни: «Детство Темы» (1892), «Гимназисты» (1893), «Студенты» (1895), «Инженеры» (опубликовано посмертно, 1907). Она посвящена судьбам молодого поколения «переломного времени». Автор нарисовал эволюцию главного героя - Темы Карташева, который под влиянием национальной среды отказывается от нигилистических утопий юности и превращается в добропорядочного русского человека. Результатом многочисленных путешествий Гарина явились путевые очерки «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову» (1899), «Вокруг света» (1902), в которых Гарин с большой симпатией отзывался о талантах и трудолюбии китайского и корейского народов, развенчивал теорию «неполноценности желтой расы». В 1898, находясь в Корее, составил сборник «Корейские сказки» (изд. 1899). В н. 1900-х сотрудничал в издательстве «Знание», но в смуте 1905 участия не принимал.

Биография

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский, русский писатель родился 8(20).02.1852 года в семье военного в тогдашнем Петербурге.

1878 года оканчивает петербургский институт путей сообщения. Имел успех в инженерии, построил немало больших железнодорожных полотен.

В восьмидесятых годах селится в собственном имении, находящимся в Самарской губернии и увлекается народничеством.

Его задумка начать социальное реформирование терпит крушение, и Гарин начинает сотрудничество с марксистскими изданиями, материально поддерживает большевицкое движение.

В литературе его больше воспринимают как демократа и реалиста. В своих рассказах, написанных в девяностых годах, Гарин-Михайловский вырисовывает лики рабочих и технической интеллигенции, показывает картину расслоения деревни.

Самыми запоминающимися и значительными в литературном плане стали его произведения, написанные в период с 1892 по 1907 годы. Это тетралогия “Детство Темы”, “Гимназисты”, “Студенты”, “Инженеры”. Автор раскрывает в них разные молодые судьбы, которым выпало жить в переломное время.

Николай Гарин проводил много времени в путешествиях, результаты которых также не могли, не отобразится на его творчестве. Так, в 1899 году выходят его очерки “По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову”. В этом же году издается сборник “Корейские сказки” написанный в путешествии по Кореи в 1898.

В последние годы жизни (в начале 1900-х годов) работает в “Знании” Максима Горького.

Не стало Николая Георгиевича Гарина-Михайловского 10 декабря 1906 года. Он умер в Петербурге, где и родился.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Валерий Георгиевич Попов Биография Современный русский писатель и сценарист Валерий Георгиевич Попов родился 8 декабря 1939 года в Казани. Отец его был известным русским биологом. Однако Валерий не пошел по стопам отца и поступил в Ленинградский электротехнический институт. После окончания Read More ......
  2. Детство Темы Действие происходит в доме Карташевых. Глава семейства – отставной генерал Николай Семенович Карташев. Суровый характер и выправка николаевского генерала Карташева-старшего дают вполне определенное направление воспитанию детей, среди которых Тема, старший в семье из мальчиков, оказывается главным “поджигателем обычного Read More ......
  3. Студенты Приготовлениями к отъезду в столицу начинается третья часть трилогии. Главный герой – Тема Карташев полон мечтаний о том, как он “станет серьезным, будет заниматься, будет ученым”, а для его близких это время сожалений о том идеальном Теме, которого они Read More ......
  4. Инженеры Перед читателем предстает уже двадцатипятилетний молодой человек, выпускник института путей сообщения, для которого свершилось то, “к чему четырнадцать лет стремился с многотысячным риском сорваться”. После окончания института Карташев хочет найти работу, “где не берут взяток”. Полный столь благородных и Read More ......
  5. Гимназисты Именно в этой части повествования складывается основной круг друзей главного героя (компания, состоящая из Карташева, Корне-ва, Долбы, Беренди, Ларио и Дарсье) и общих с ними интересов. Первоначальное противостояние (“партия Карташева” – “партия Корнева”) двух самых авторитетных и уважаемых учеников Read More ......
  6. Анатолий Георгиевич Алексин Биография Анатолий Георгиевич Гоберман, впоследствии взявший фамилию Алексин, родился в Москве 3 августа 1924 года. Его отец, участник революционных событий в Сибири и Дальнем Востоке и гражданской войны, пламенный большевик. В последующем работал редактором большевистского журнала в Read More ......
  7. Николай Герасимович Помяловский Биография Известный русский поэт и писатель Николай Герасимович Помяловский родился 11 апреля 1835 года в семье священника в городе на Неве, Санкт-Петербурге. Начальное образование получал в Александро-Невском духовном училище, откуда позже был переведен в Петербургскую семинарию. После Read More ......
  8. Николай Иванович Дубов Биография 22 октября (4 ноября) 1910 года в сибирском городе Омске, в семье простого рабочего родился сын – Николай. С 1922 года семья мальчика живет на Украине. В 1930 году Николай уже работает на судостроительном заводе, как Read More ......
Краткая биография Гарин-Михайловский
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!