Детские игрушки дворянского происхождения. Увлекательная и богатая история новогодних игрушек

Народная игрушка является важным этническим элементом и памятником традиционной культуры русского народа. Она представляет собой синтетический вид народного творчества, в котором соединяются средства декоративно-прикладного и изобразительного искусства, музыкальные элементы. Игрушка — это также традиционный элемент воспитания детей. Дети познают мир и социализируются в обществе через игру. Традиционные народные игрушки различаются по типу, материалу и способу изготовления. Кроме того, существует взаимосвязь народной игрушки с разными видами хозяйственной деятельности людей, орудиями труда и религиозными верованиями. Народная игрушка являлась важным элементом социализации и воспитания детей.

Русская народная игрушка привлекательна своей многозначностью, глубиной, символичностью изображения, декоративностью, лаконичностью, чувством материала и его природных свойств, традиционностью технологических приемов, условностью образов и многим другим.

Народные игрушки изображают людей, объекты фауны: птиц, оленей и лосей, медведей, коней, козлов и других животных.

Русские традиционные игрушки выполняются в основном из глины, дерева, соломы, бересты.

Русская народная игрушка имеет различную символику. Например, игрушка в форме солнца, коня-качалки, качелей является символом благополучия. Игрушка в форме яйца, петуха — символом Неба. Олень символизирует солнечный свет, мир на земле и счастливый брак. Медведь является символом силы и богатства.

Русская народная игрушка из глины

Жители определенного региона на протяжении столетий создавали и передавали из поколения в поколение самобытные традиции изготовления народной игрушки, которая являлась своеобразной, оригинальной и сочетала в себе национальные особенности определенного региона России. По внешним особенностям русской народной игрушки можно было понять, в какой именно местности ее смастерили. Как уже выше говорилось, игрушки в основном изготавливались из двух материалов: глины (Абашевская, Дымковская, Каргопольская, Плешковская и Филимоновская игрушка) и дерева (Богородская Мазыкская игрушка, матрешка, птица счастья).

Абашевская русская народная игрушка выполняется из глины. Ее название происходит от села Абашево Пензенской губернии. В XIX-XX вв. в селе Абашево проживали лучшие мастера гончарного дела, работы которых ценились по всей России. В Пензенской губернии в селе Абашево были богатые месторождения глины, которую изначально использовали для изготовления красивой посуды. Впервые абашевские игрушки начали делать в середине XIX века для детских игр. Но спустя время игрушкам стали придавать сатирический характер, с целью высмеивания лжецов и тех, кто наживается на ближних.

Пик развития абашевской игрушки пришелся на XX век, когда многие умельцы по изготовлению посуды из глины уже не могли соперничать с фабриками и заводами. Как раз в этот период большинство мастеров занялось изготовлением свистулек, которые вызывали неподдельный интерес и даже восторг у детей. Одним из знаменитых мастеров того периода являлся Тимофей Зоткин . Его работы оказали немалое влияние на последующие поколения.

Сюжеты абашевской игрушки разнообразны, среди основных — животные и птицы, главная особенность которых — чересчур длинное туловище с шеей и короткие лапы. У животных часто изображали пышные кудри и бороды. В основном лепили баранов, оленей, коз. По виду они напоминают фантастических кентавров, которым присуща некоторая сатиричность.

Абашевская игрушка призвана высмеивать человеческие пороки, в особенности сребролюбие и обман. Именно поэтому вместе с необычными фигурками животных можно увидеть нарядную барышню, лихого всадника и князя в образе барана с человеческим лицом.

При изготовлении игрушки мастер применяет глину и несколько стеков, с помощью которых формирует фигурку, проделывает отверстия и узоры. После изделие обжигают и расписывают. Для росписи абашевской игрушки мастера использовали масляные и эмалевые краски, которые обеспечивали долговечность и насыщенность рисунков. Тематика росписи — это прежде всего природа и окружающий мир, не лишенные символизма. В абашевской игрушке преобладают красный, зеленый и синий цвета.


Широко известна и по сей день дымковская русская народная игрушка, которая также делается из глины. Дымковскую игрушку мастерят уже не одно столетие. Изготовляли такую игрушку в слободе Дымково, расположенной неподалеку от города Кирова. Умельцы трудились в слободе Дымково в одиночку и семьями. К началу XIX века игрушки из Дымкова распространились по всей России.

В те времена в год изготовлялось более 100 тысяч игрушек, которые поступали на продажу, в том числе и в столицу и в Оренбургскую губернию. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Самыми известными мастерами были Кошкины и Никулины . В начале XX века дымковские игрушки потеряли былую популярность, хотя уже в 1930-е годы в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Дымковская игрушка традиционно выполняется в форме барыни, всадников, гусаров, фантастических птиц и животных, а также существуют многофигурные сюжетные композиции.

Процесс изготовления дымковской игрушки состоит из двух этапов: лепки изделия и росписи его. В создании формы игрушки и в оформлении существуют свои традиции, выражающиеся прежде всего в статичности, пышности форм и яркости росписи. Например, в композиции «Мать с детьми» фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Эта же статичность присутствует в игрушках, изображающих птиц и животных.

Особенно популярны следующие образы дымковской игрушки :

  • Индюк — красочный, словно павлин.
  • Барыня — это и изящная городская особа, и традиционная крестьянская женщина в кокошнике. Рядом с ней могут изображаться ребятишки.
  • Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отметим, что они всегда позолоченные. Барашков изображают обычными или в нарядной одежде.
  • Лошадь — традиционно в ярко-голубых тонах.
  • Мужчины в дымковской игрушке изображаются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского кавалера.
  • Свинки, птицы, колокольчики. Изображаются в разных вариациях и тонах.

Для изготовления дымковской игрушки используется вятская красная глина и речной песок. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из круглого куска глины лепится тело, на которое прикрепляются остальные части игрушки. Далее изделие несколько суток сушится на открытом воздухе. Затем обжигается на огне. На Руси для этого использовали печь. Сегодня это муфельная печь, где температура достигает 1000 °С. Когда фигурка остывает, ее подвергают отбеливанию. На Руси для этого использовали в том числе и молоко.

Следующий этап — раскрашивание. В давние года для этого использовали натуральные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. В наши дни чаще всего применяют акриловые краски. Хвосты птиц, рога животных, одежда людей покрываются медной поталью (тонкой фольгой). Для дымковской игрушки характерно использование красного, синего, желтого, изумрудного, голубого, зеленого и оранжевого цветов. Белая и черная краска применяется в небольшом количестве. Каждый цвет, которым окрашена игрушка, имеет свое значение: белый — символ чистоты; черный — лжи; зеленый — природа; красный — силы, здоровья; синий — неба.

Узоры, используемые при росписи дымковской игрушки, тесно связаны с народными верованиями, символами природы. Например, солнце и луна — символ зарождения жизни; ромбы — знак плодородия; волны — знак неба и влаги. Заключительным моментом росписи является нанесение сусального золота.

В настоящее время дымковская игрушка развивается, возникают новые технологии, появляются свежие идеи, но традиции изготовления остаются неизменными.


По всей России и в зарубежье известна глиняная Каргопольская игрушка. Название изделия происходит от древнего города Каргополь Архангельской губернии, являвшимся в старину одним из центров старообрядчества. Известно, что жители этого города и его окрестностей издавна занимались гончарным делом, делали традиционную игрушку.

По сравнению с яркими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками, каргопольская игрушка на вид сурова. Для нее характерна многофигурность композиции (веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке, сказочные сюжеты и другое). Все фигурки немного приземистые, с короткими руками и ногами, туловище у них удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Интересно, что животные изображаются с толстыми лапами.

Каргопольской игрушке свойственна тема деревни. Герои местных мастеров — простые русские люди, работающие в поле, пахари и сеятели, которые отдыхают в период обеда, женщины, которые стирают белью и нянчат детишек. Часто мастера создавали не только существующих, но и вымышленных зверей. Например, полуконя-получеловека, которого изображают в военной форме с орденами; двухголового коня или птицу Сирин.

Настоящих животных каргопольские умельцы очеловечивали, то есть рисовали им одежду, бытовые предметы, музыкальные инструменты. Изображали медведей, лосей, баранов, лошадей, кошек, собак, птиц.

Женщин изображали в длинных сарафанах, волосы заплетали в косу, на шее рисовали бусы, а в руки помещали сверток с младенцем или блюдо с пищей. Мужчина изображался обязательно с густой бородой, в расписной рубахе, свободных шароварах и высоких сапогах на небольшом каблуке. На голове шапка или шляпа для защиты от солнца.

Каждая игрушка имеет свою символику, скрытый смысл. Женщина является символом Земли, плодородия, кормилицы. Медведь — символом хозяина леса, олень или баран — символом неба и солнца.

Каргопольскую игрушку делали из цельного куска глины, иногда добавляли дополнительные элементы. После обжига фигурку помещали в густой раствор из муки. Благодаря пригоревшей муке на поверхности возникали причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывали красками. Подобная технология придавала фигурке рельефность и объем. При росписи наибольшей популярностью пользовались следующие цвета: красный, зеленый, желтый и синий.

Игрушку всегда украшали узором: на изображениях людей это был орнамент на одежде, а животным украшали рога или конечности. Узор был простым и незамысловатым: волнистые линии, геометрические фигуры и цветы. Кроме того, в качестве узора служили изображения на игрушке солнца, неба, луны, огня, земли и воды.

Игрушки из Плешково лепятся из смеси глины со слюдой. После обжига игрушки слюдовые вкрапления придают изделию дополнительный серебристый блеск и искорки по всей поверхности. У обожженных свистулек пористая структура и розовый оттенок. Мастера окрашивают глину в свободной манере и распределяют натуральную краску пятнами. Изначально при изготовлении плешковских игрушек краска не применялась вообще, но более современные мастера растирают для полноценного покрытия свистульки кирпич и смешивают его с выжимкой из лопуха или конопли. Ранее было достаточно найти необходимое количество местной золотистой глины и провести 2-3 полоски вдоль фигурки.

Название игрушки происходит от села Плешково Орловской губернии. Игрушки отличаются простотой и лаконичностью. Основные цвета плешковской игрушки: синий, красный, зеленый. При окрашивании изделия использовали натуральные красители — сок бузины и лопуха, которые наносили на поверхность фигурки в форме пятнышек. Сюжеты плешковской игрушки различны: звери (кони, бараны, коровы, олени, петухи), птицы (утки), люди (солдаты, барыни), фантастические существа (русалки, птицы — сирин).

Также широко была распространена тема крестьянского быта. Например, очень популярный образ для глиняной фигурки — женщина с младенцем на левой руке. Среди скота чаще всего изображали коров, петухов, баранов, лошадей.

В наше время создаются плешковские колокольчики-свистульки по традиционной технологии и древнерусские мифические символы, например, русалки.

Филимоновская русская народная игрушка

Филимоновская русская народная игрушка также относится к глиняным. Игрушку изготовляли в деревне Филимоново Одоевского района Тульской губрении. Деревня эта находится около залежей хорошей белой глины. Согласно преданию, в этой местности жил некий старец Филимон , который мастерил игрушки. Филимоновская традиционная игрушка выполняется в виде барыни, крестьянки, солдата, танцующей пары, а также в форме зверей, например, коров, баранов, лис, петухов и фантастических лесных существ.

К середине XIX века филимоновский промысел получил широкую известность за пределами Тульской губернии. Русский народ любил яркие самобытные глиняные фигурки, покупал их на ярмарках и дарил детям. В это время почти все жители деревни Филимоново жили за счет гончарного производства. Но в начале ХХ века промысел потерял былую популярность. Люди принялись искать новые способы заработка, умельцы стали утрачивать навыки, следовательно, число мастеров и мастериц значительно сократилось. В деревне проживали три женщины, которые не утратили искусство лепки и продолжали делать игрушки. Производство более-менее наладилось в 1950-е годы, когда стал возрождаться среди народа интерес к филимоновским игрушкам. В 1980-е годы филимоновская игрушка вернула себе былую популярность и достигла новых высот, благодаря творческой группе, состоящей из выпускников художественно-промышленного лицея.

Большинство филимоновских игрушек используются в качестве свистулек. Существуют и местные особенности изображения игрушки. Например, барыню всегда лепят в длинной юбке, в форме колокола, со шляпой на голове. Мужчину изображают в мундире с погонами, фуражке с козырьком и в сапогах с небольшим каблуком. Животных изображают с тонкой талией и длинной изящной шеей. Порой сложно различить зверей друг от друга, и в этом помогает только окрас фигурки или определенные черты. Коня лепят с некрупными коричневыми ушками, барана — с круглыми рогами, а корову — с рогом в форме полумесяца.

В целом филимоновская игрушка отличается от других вытянутой формой и удлиненными пропорциями. Это продиктовано особенностями местности, так как в Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке значительно оседает и трескается. Мастера неоднократно выправляют фигуру, вытягивают ее, чтобы тем самым скрыть неровные контуры и трещины.

Расписывают филимоновскую игрушку скудно. В основном используются желтый, красный и зеленый цвета, а иногда синий и фиолетовый. Однако роспись происходит в определенном порядке: изначально пишут желтые пятнышки, затем обводят их красным цветом или же рисуют узоры, а потом уже дополняют зеленым цветом. Расписывать узорами начинают из центра, используя плавный переход к краям изделия. Следует отметить, что узоры весьма несложные и незамысловатые: полосы, елочки, геометрические фигуры и звезды. При росписи филимоновской игрушки преобладает растительный орнамент: листья, солнце, ветви, ягоды и цветы.


Русская народная игрушка из дерева


Богородская русская традиционная игрушка происходит из села Богородское Московской губернии. Игрушка выполняется из дерева, в основном из липы. Перед изготовлением игрушки липа должна сохнуть два года. Щепки от дерева используют для производства подставок для игрушек. Богородские игрушки редко разукрашивают или расписывают. Поверхность готовых фигурок на Руси зачищали наждачной бумагой. Далее игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие. По традиции некоторые части игрушки делали подвижными. Одни игрушки крепились на подставках-тумбочках, а внутрь вставлялась пружина — она и приводила фигурку в действие. Другие игрушки изготовлялись на планках-разводах («Стадо», «Конница», «Солдаты»). Встречаются игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом; груз раскачивается, тянет за собой, нитку, она приводит в действие части фигурок. Сюжеты богородской игрушки разнообразны — это герои сказок и басен.

Мазыкская русская народная игрушка

Деревянная мазыкская русская народная игрушка является весьма редкой. Она изготавливалась для родственников — детей, жен, родителей и т. д. На Руси мазыкскую игрушку называли «Болвашка», «тарарушка», «щепной товар».

Вид резьбы, которая делается для игрушки, сохранился в среде мазыков, части сообщества офеней, коробейников, проживавших в бывшей Владимирской губернии, — отсюда происходит и название изделия.

Сюжеты мазыкской игрушки разнообразные: люди, животные, птицы.

Основная особенность производства игрушки — использование только топора, другие инструменты применяются крайне редко. Игрушка выполняется из сосны, осины или липы. Традиционно изготавливают ее и из полешка с торчащими сучками. Эти сучки используют в изделии, они могут превратиться в хвост или клюв, а могут стать плавниками у щуки.


Во всем мире известна и любима русская матрешка. Родиной матрешки считается город Сергиев Посад, где впервые была изготовлена деревянная барыня, из которой при раскрытии появлялись подобные женские фигурки разного размера. Изобретение русской матрешки датируется сравнительно недавно — конец XIX века. В этот период знаменитый токарь В. П. Звездочкин , который занимался изготовлением деревянных игрушек, по просьбе художника С. В. Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вложил такие же раскрывающиеся заготовки, но различные по размеру.

Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела русских красавиц. Матрешка состояла из 8 деревянных кукол. Позже число кукол варьировалось и доходило даже до 48 деревянных барынь. Матрешки производили в артели С. И. Мамонтова в Сергиевом Посаде. Русская матрешка выставлялась на выставках в Париже. Эта удивительная игрушка привлекала внимание иностранцев, которые стали делать заказы русским умельцам.

В основном были распространены матрешки, которые состояли из 3, 8 и 12 кукол. Чем больше было кукол, тем ценнее становилась матрешка.

Основным сюжетом матрешек был быт. Чаще всего изображали домашние занятия барынь. Девиц изображали в традиционных нарядах и обязательно в платке. Девицы держали в руках серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины ягод. Позднее на матрешках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.

Однажды пытались изменить форму матрешек, например, возникали конусообразные куклы, которые вставлялись одна в другую. Но подобная форма не была популярна среди народа, поэтому мастера вернулись к прежней.

Матрешки различались и по росписи. В настоящее время выделяют следующие виды росписи:

  • Загорские (яркие, насыщенные цвета и множество мелких, четко прорисованных элементов);
  • Мериновские (крупные цветы);
  • Семеновские (строгая симметричная роспись);
  • Полховские (изображение цветов шиповника);
  • Вятские (барышня-северянка).

Для изготовления матрешки применяют липу, которую после окрашивания покрывают прозрачным лаком на масляной основе. Сперва мастер вытачивает самую маленькую цельную фигурку. Затем делает нижнюю часть следующей фигурки. После обработки этот элемент хорошо высушивает, и только затем проводит подгонку верхней части фигурки. По этой схеме заготавливаются все составные части матрешки. Высушенные детали в обязательном порядке обрабатывают крахмальным клеем, который служит основой для росписи. После того, как изделие высохнет, приступают к росписи матрешек.

Сначала мастер рисует лицо. Голову матрешки изображают прикрытой платком, расписывают который в традиционных русских орнаментах. Из одежды чаще всего изображается сарафан, иногда его дополняет передник. Украшается фигурка цветочными орнаментами.

После высыхания краски наносится финишный слой, который защищает матрешку от воздействия влаги и сколов.

Федосеевская русская народная игрушка делалась в деревне Федосеево Нижегородской губернии. В конце XIX века в Нижегородском крае игрушечное дело развивалось повсеместно. В Федосеево проживал умелец Яков Александрович Александров , который мастерил подвижные игрушки из щепок и досок.

Игрушки мастерят с помощью ножа и топора, используя деревянные щепки и дощечки. Щепки и дощечки сколачиваются гвоздиками и расписываются незамысловатыми узорами. Изначально игрушки расписывали гусиным пером. Позднее стали окунать изделие целиком в желтую краску, получая солнечный фон, а затем наносили цветы.

Основной сюжет федосеевской игрушки — кони. Также вырезали кукольную мебель, автомобили, лодки, карусели, санки, самолеты, трамваи, многоэтажные пароходы.

К 1930-м годам федосеевские игрушки стали выпускать на промышленной основе в городе Семенове. В 1948 году федосеевскую артель игрушечников присоединили к Семеновскому кооперативу.

Основные цвета федосеевской игрушки — желтый и красный. В 1950-е годы промысел стал терять былую популярность. В настоящее время мастер Н. С. Муравьев возрождает игрушечный промысел.

Птица счастья — игрушка, выполненная с использованием особой техники из дерева. Происходит она из Архангельской губернии. Изначально игрушку называли «Поморским голубком». В середине XX века искусство изготовления этой игрушки было практически утрачено. Возрождать ремесло принялся мастер Мартын Филиппович Фатьянов из деревни Селище Лешуконского района Архангельской области.

Птицу счастья обыкновенно подвешивали под потолком в переднем углу деревенской парадной комнаты, где располагался стол с лавками. Когда на стол помещали кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно начинала вращаться вокруг оси.

Знаменитый исследователь-этнограф С. В. Максимов сообщает, что в XIX веке подвешенная к потолку щепная птичка была обязательным атрибутом поморского дома. Он упоминает, что таких голубков делали поморские старообрядцы в своих скитах, а также мурманские промышленники: «Здесь те же голубки из лучинок — досужество умелых скитников, прикрепленные к потолку ради украшения ». М. М. Пришвин в своем рассказе «По Маймаксе» упоминает птицу, описывая старика-помора: «А то вот я его сфотографирую, и он повесит портрет в «чистой» комнате над столиком с чистой скатертью. На него будут смотреть из угла преподобные Зосима и Савватий, а с потолка — вырезанный из дерева и окрашенный в синюю краску голубеночек — «вроде как бы Святой дух ». Из приведенной цитаты следует, что такого голубя олицетворяли со Святым Духом. Но и это не народные символы, поскольку и в Евангелии голубь олицетворяет Святого Духа.

В 1920-е годы XX века этнограф Нина Гаген-Торн в рассказе «Путь к Северу» упоминает птицу: «Я остановилась изумленная, широкое окно сияло лазоревым наличником. За ним блестели серебряные океанские дали, а на фоне их покачивалось привешенное на веревочке к оконному наличнику резное суденышко. Оно было так искусно вырезано и оснащено, что, казалось, приплыло сюда из океана, чудом не увеличившись, и повисло на окне. По бокам его покачивались на таких же шнурочках резанные из тонких стружек птицы. Одна, распустив разноцветный хвост, повернула голову к морю; другая, с девичьим лицом и в высокой короне, смотрела в комнату, сложив на груди ярко-синие крылья ».

Изготовляли птиц счастья из двух цельных брусков, щепки, без использования клея и креплений. Противоположные концы одного брусочка тонко нарезаются вдоль. Самые кончики вырезают фигурно. На втором бруске с одного конца вырезается голова птички, с другого — продольные разрезы для хвоста. В середине каждого из двух брусков делаются вырезы для последующего соединения. Соединяются они так, что образуется крест. Концы щепок особым образом расщепляют, наподобие веера. В итоге получаются крылья и хвост. Щепные перья иногда скрепляют нитями. Делается птица обычно из карельской сосны, ели, пихты или сибирского кедра. Изначально изделие светлое, но со временем древесина приобретает золотистый оттенок. В старину на Руси голубков не было принято раскрашивать. В наши дни популярными стали в том числе и раскрашенные птички.

26.05.2008 10:44

Otclick-adv_GiportRu 240x400

История игрушек в России

На первых ступенях развития все народы земного шара давали детям то, что забавляет их самих - изображения птиц, животных или существ в которые они верят.

Игрушка - важнейшее составляющее любой культуры, отражающее национальные традиции и географические особенности. Детские игрушки - это жизнь в миниатюре, можно сказать фундамент на котором формируется мироощущение ребенка, по этому, именно от них во многом зависит формирование личности.
Люди с древних веков понимали это и давали своим детям именно то, что было близко им самим: мечи, фигурки животных, нарядных кукол и т.д.

Изготавливали игрушки из любых подручных материалов. Сначала кости, дерева, глины и растений, позже из тряпочек, стекла, кожи и железа и уже значительно позже в ход пошла резина, пластик и другие химические материалы.

Раньше к игрушкам относились очень уважительно. Их никогда не оставляли как попало, а хранили в специальных корзинах или сундуках. Мало того, игрушки несли в себе не только воспитательный элемент, но порой и обожествлялись, участвуя во многочисленных обрядах или выступая оберегами. Но подробнее об этом мы расскажем чуть позже. История русских игрушек интересна с первых страниц.

Конечно же, далекое прошлое связано с бесконечными войнами. Мальчики с ранних лет представляли себя сидящими на коне, а в их руке вместо палки должен был сиять меч.

Подобные игрушки много веков не выходили из моды. Первые экспонаты музеев игрушек датированы 12-13 веками, хотя можно с уверенностью сказать, что подобные игрушки были и раньше.

Девочки же в основном играли фигурками изображающими людей и животных, отражающих быт сословия к которому относилась семья. Подобная традиция сохранилась до сих пор, только выглядеть они стали иначе.

Как уже упоминалось ранее, куклы в давние времена далеко не всегда были лишь забавой, порой им отводилась весьма значительная роль. Например, по верованию наших предков зарождение новой жизни воспринималось как милость и расположение божественных сил, но сам процесс рождения связывался с чем-то греховным и нечистым. В родовых муках людям виделось присутствие злых сил, терзающих роженицу и младенца.

Мужчине, в этом процессе отводилась активная роль, он всегда присутствовал при рождении и должен был обеспечить защиту от нечистой силы, совершая различные обряды. Эти обряды назывались «кувада». В предбанник выставлялось лукошко с куриными яйцами, на которое мужчина садился, делая вид, что высиживает их. При этом отец должен был так же неистово кричать, подражая роженице, чем выманивал злых духов в предбанник.

Чтобы обманутые духи не вернулись, мужчине подкладывались специальные обрядовые куклы - Кувады, которых пеленали и держали как младенца. Считалось, что именно в них вселяются злые духи, спутав их с настоящим ребенком, и по этому Кувад после родов сжигали во время специального обряда очищения.

К концу 19 века люди забыли истоки древнего обряда, а куклы остались и приобрели новую мистическую направленность. Теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, всё также оберегая его от козней злых духов. После эти куклы служили оберегами для детей и дома, пока родители уходили работать. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, что помогало развитию зрения младенца.

Если вы заметили, игрушки до сих пор развешивают вокруг колыбели, только уже не приписывая им мистических свойств.

Большое распространение в те времена получили так же куклы Столбушки. Получили они такое название из-за того, что их основой являлся березовый столбик, одетый в платьице. Отличительной чертой таких игрушек было то, что они могли устойчиво стоять, по этому ими охотно украшали дома и использовали для розыгрыша различных сценок на молодежных гуляниях.

По свидетельству этнографов начала 20 века, в некоторых крестьянских домах насчитывалось до сотни кукол Столбушек.

В давнее время игрушки практически не менялись, но к концу 19, началу 20 века в этой сфере произошел невиданный скачек, связанный в первую очередь с тем, что игрушки стали товаром, нашедшим своего покупателя.

С каждым десятилетием игрушки начали становится все красивее, ярче, сложнее и приближеннее к реальности.

Опять таки во многом особенности игрушек завесили от того, для какого сословия они были изготовлены. Одновременно с такими вот незамысловатыми коньками, существовали уже и фарфоровые куклы в дорогих нарядах идентичных настоящим, в руках у которых могли быть столь же настоящие веера или зонтики.

В двадцатом же веке игрушки начали меняться с такой скоростью, что рассматривать их нужно уже отдельными десятилетиями. И уж тут можно полноправно говорить о моде на игрушки.

Пятидесятые


В моду вошли ватные елочные игрушки, плюшевые медведи и конечно же солдатики. Так же во всех домах стандартным украшением комодов и трюмо были фарфоровые статуэтки.

Шестидесятые


В игрушках шестидесятых были отражены, как правило, две темы - это сельское хозяйство и космонавтика, ведь именно символом шестидесятых стали золотые початки кукурузы и радостно улыбающийся Гагарин.

Семидесятые-восьмидесятые


Игрушечная промышленность этого времени достигла своего расцвета. Плюш заменил искусственный мех, а скромная тональная гамма прошлых десятилетий уступает место ярким цветам.
Основные образы игрушек взяты с персонажей мультфильмов, это и Вини Пух, и Котенок Гав, и Буренка из Масленкина, ну и конечно же любимые всеми Дядя Гена и Чебурашка.

Девяностые


Это десятилетние можно смело называть временем зарубежных игрушек, мода на которые менялась уже чаще чем раз в год. Здесь и Барби, и черепашки Ниндзя, а так же прыгуны, лизуны, радуги и прочие странные забавы в компании с киндер сюрпризами и вечно умирающим Тамагочи.

И все таки все эти игрушки несомненно были сделаны для чего-то и почему-то: чтобы развивать детей физически и интеллектуально, чтобы учить уважать свою страну и ее историю. Детство много веков проходило в движении и погружении в собственную фантазию. Будь то это тряпичная кукла или модница Барби с ярко розовым кухонным гарнитуром - суть игры не менялась. Ребенок создавал свой мир, свои истории, учился дружить, любить, ссориться и мириться, а главное все это было неразрывно с настоящими бытовыми тонкостями. Куклы ели, спали, ходили в школу и на работу и ребенок был готов к тому что когда-то игра в дочки матери станет реальностью, мало того, он этого хотел и своим желанием гордился.

А во что сейчас играют дети?

Материал создан на базе информации и фотографий с ресурсов:
www.rustoys.ru , bibliotekar.ru , www.talantik.ru и.др.

19 век - это пик расцвета кукольной промышленности. До этого дети играли чем придется - соломенными, тряпичными, глиняными куклами. Даже такие игрушки были в радость, взрослые же создавали шедевры для себя - их коллекционировали, бережно хранили на полках и доставали только по праздникам. Кукол изготавливали из дерева, воска, только в 19 столетии такой вид художественно-прикладного искусства получил широкое распространение. Мастера придумали, что из фарфора или дерева можно создавать только лицо и конечности, а тело могли делать тряпичным - это уменьшило стоимость кукол, а значит, все больше семей могли себе позволить такую роскошь.

Интересно, но законодателем моды на куклы 19 века стала Франция - именно из этой страны в Европу попадали красавицы-куклы. И по сей день они экспонируются на витринах музеев мира и хранятся в частных коллекциях. Куклы были достаточно дорогими, дешевые игрушки производили только кустарным способом, а вот уважающие себя синдикаты предлагали действительно интересную продукцию, правда, чаще всего детям вручали непрезентабельные игрушки, а с куклами возились взрослые - шили для них платья, покупали драгоценности.

В то время эталоном красоты считалось пухленькое личико, пышные волосы и непропорционально большие глаза на кукольном лице - такими эти куклы дошли и до наших времен.

В продажу поступили и куклы, комплектующиеся всевозможными аксессуарами - дополнительной одеждой, зонтиками, чепчиками, колыбельками. Именно в 19 столетии появились и кукольные сервизы, и целые домики для них.

Туалетные столики, изящные подносы с миниатюрными чашечками и блюдцами, красивые гребни и необычные резные стульчики и столики - искусные мастера изготавливали эти предметы из жести, фарфора, дерева вручную, поэтому стоили они очень дорого.

Даже целые сценки создавались. К примеру, датскими мастерами 19 века создана композиция «В лавке», где фигурка куклы и все вспомогательные материалы выточены из натурального дерева и раскрашены вручную.

А это яркий пример кукольного искусства в Германии - кукла стала отражением моды того времени, в этой стране впервые начали производить и кукольные дома с полной обстановкой.

В начале 19 столетия в Европе начали создавать и кукол из папье-маше - их части скреплялись при помощи шарниров, нитей и деревянных палочек. Куклы, сделанные из неглазированного фарфора, поставлялись в Россию из Германии, долгое время эта страна считалась лучшим производителем игрушек.

Куклы же из папье-маше научились изготавливать многие мастера разных стран. Тогда же появились первые коллекции кукол в традиционных нарядах, которые стали памяткой о культуре и обрядах страны. Кукла считалась прекрасным подарком не только ребенку, но и взрослому человеку, она становилась украшением дома, многие собирали коллекции из сотен кукол - именно благодаря частным собраниям во многих музеях и есть экспозиции 19 века.

Еще одной интересной новинкой того времени стали механические куклы. Эти игрушки и куклы из бисквитного фарфора и воска наиболее ценятся. Куклы умели открывать и закрывать глаза, сгибать руки и ноги, сидеть и даже произносить отдельные слова. В то же время появились и механические игрушки, умеющие, к примеру, написать иероглиф или сыграть пару нот на игрушечном клавесине - от такого приходили в восторг люди разного возраста. У мастера уходило несколько месяцев, чтобы изготовить такую куклу.

В Японии таких кукол называли каракури, они выполняли различные действия и были непременно одеты в национальные костюмы. Помимо Японии механические куклы изготавливались в Германии, Франции, Англии, а в Российскую империю только богатые вельможи могли заказать такую игрушку.

Старинные куклы по-прежнему являются украшением многих коллекций, их ценят не только за античность, но и красоту, оригинальность, а главное - ручную работу!

Невероятные факты

Мы часто полагаем, что роботы – это достижение нашей эры – эры высоких технологий , однако мало кто знает, что в далеком прошлом изготавливали удивительные механические игрушки и машины. Невероятный робот в виде гусеницы , проданный с аукциона в 2010 году, является доказательством того, что находчивые изобретатели 19-го столетия создавали свои собственные игрушки-роботы, которые поражают публику даже сегодня.

Эфиопская гусеница – забавная старинная игрушка

Эта оригинальная гусеница создана из золота высокой пробы и украшена драгоценными камнями. Это дает понять, что наши предки создавали эти изделия скорее с эстетической точки зрения, чем с функциональной.

Трудно поверить, но этого невероятного механического робота еще до наступления эры электричества создали в начале позапрошлого века . Автором его является швейцарский часовой мастер Генри Мейлларде , который собирался продать его богатым китайским аристократам.

Робот получил название "Эфиопская гусеница" , когда Мейлларде и его партнер, легендарный часовой мастер Жак Дроз организовали выставку, чтобы продемонстрировать свою коллекцию миниатюрных ювелирных игрушек в Лондоне. Эта коллекция немало удивила публику.

В настоящее время известно только о шести роботах, созданных Мейлларде, 5 из которых находятся в коллекциях драгоценностей в Европе, один из них в музее Патека-Филиппа , а еще два в Сандозе .

О Генри Мейлларде известно не так много. Он родился в 1745 году в Швейцарии и был мастером в области часового искусства в Лондоне, изготавливал часы и другие механизмы, включая различных роботов. Среди них были особенные роботы – автоматоны , механические машины-игрушки, которые умели писать на французском и английском языках.

Движения автоматонов, которые умели также рисовать изображения, были основаны на принципах классической механики . Когда одного такого робота представили в Институте Франклина в Филадельфии в 1928 году, никто точно не знал, откуда он и кто его автор. Однако когда автоматон был запущен, он сам "сообщил", кто его создал, написав имя Мейлларде.

Эфиопская гусеница была продана какому-то азиатскому богачу на аукционе в Женеве в 2010 году за 415 тысяч долларов . Она состоит из 11 соединенных вместе сегментов, которые разделены кольцами из жемчужин. Изделие также покрыто прозрачной красной эмалью и украшено драгоценными камнями в золотой оправе , среди которых рубины, бирюза, бриллианты и изумруды. Нижняя часть игрушки покрыта черной эмалью и позолотой.

Если запустить гусеницу, она начинает вполне реалистично перемещаться по плоской поверхности, двигая задней и передней частью вверх и вниз, симулируя движения живой гусеницы с помощью позолоченных колесиков шестеренок.


Желание оживить неодушевленные формы жизни преследовала людей еще в глубокой древности. Ремесленники Древнего Египта, Греции и Рима пытались сделать живыми деревянные статуи, используя скрытые рычаги.

Фонтан в виде павлина-робота. Изображение 13-го века восточного изобретателя аль-Джазари

В 16-м столетии в Европе появились механические часы с двигающимися фигурками, которые оживали каждый час. В 1509 году Леонардо да Винчи создал механического льва, который прошел по залу и положил цветок ириса к ногам короля Франции Людовика XII . Благодаря сохранившимся эскизам и описаниям очевидцев в наши дни удалось воссоздать это чудо техники:

Лев да Винчи, воссозданный в наши дни французским музеем


Автоматоны

Автоматы или автоматоны стали появляться в 17-18 веках и изготавливались для королевских особ часовыми мастерами. Куклы выполняли разные "запрограммированные" действия: играли на музыкальных инструментах, рисовали, писали фразы на разных языках.

Автоматон "Пишущий мальчик" Жака Дроза 1774 года дошел до наших дней:

Автоматоны по сути были простейшими компьютерами, которых программировали для выполнения задач.



Яйца Фаберже с сюрпризами

Известнейший ювелир Карл Фаберже (1846-1920) создавал, помимо украшений, механические игрушки – яйца с сюрпризами, которые королевские особы дарили своим родственникам на праздники.

На изготовление каждого яйца могло уходить более года, хотя Фаберже обычно не работал в одиночестве


Тигр Типу

Один из очень интересных примеров механических игрушек 18-го века – игрушка Тигр Типу, созданная для правителя княжества Майсур (Индия) Типу Султана . Игрушка изображает тигра, который нападает на британского солдата и демонстрирует ненависть индусов к врагу. В 1799 году Британцы обнаружили игрушку во дворце и увезли с собой в Лондон, где она находится по сей день. В теле тигра спрятан небольшой орган с 18 клавишами, а рука солдата может двигаться.

Может показаться, что это небольшая настольная игрушка, но на самом деле она выполнена практически в натуральную величину

Про советские игрушки мы рассказывали не раз, да и многие наши читатели сами в них играли. Сегодня предлагаю посмотреть на те игрушки, которых вы скорее всего даже не видели. Ведь им всем более 100 лет и в них могли играть наши бабушки-прабабушки и дедушки-прадедушки. Правда при условии конечно, что они были детьми зажиточных родителей, так как подборка будет рассказывать про игрушки из-за океана.

1. Teddy bears или мишки Тэдди

Сейчас они плотно влились в современную жизнь. Практически у каждого американского ребенка есть хотя бы один мишка из этой коллекции.

Происхождение имени не прозаично - говорят, Тедди Рузвельт как-то на охоте пощадил медведя, загнанного собаками и привязанного к дереву, что повлекло за собой множество карикатур. Ну а после этой истории Моррис Мичтом, владелец магазина игрушек, сделал чучело медведя, а уже потом, заручившись разрешением президента об использовании его имени для мягкой игрушки, начал продавать мишек повсеместно. Мичтом не оформил патент на игрушку, поэтому их стали продавать еще соседние фабрики, итого появилось огромное количество совершенно разных мишек Тедди.

Вот пара карикатур на Рузвельта:



(1902)

...ииии Тедди мишки:

Девочка с медвежонком Тедди (1900г.):

Крепкая семья =)

Две девочки играют с мишками (1909г.)

Мишка (1900-е)

Набивка медведя на фабрике(ранние 1900-е):

Ну, я думаю, о плюшевых мишках хватит, потому что об их истории и о том, как они менялись сквозь годы, можно писать бесконечно.

2. Конструктор (Erector set)

Одна из самых популярных игрушек всех времен, тоже с успехом дожившая до нас, мечта любого мальчика.

Первый конструктор был создан в 1901 году Фрэнком Хорнби, английским изобретателем, инженером и политиком, не имеющим инженерного образования. Это изобретение сделало его миллионером.
Это был металлический конструктор, состоящий из гаек, болтов, перекрытий, колесиков и других деталей. В набор также входили отвертка и гаечный ключ. Не существовало каких-либо определенных схем - каждый мог проявить фантазию и сделать все, что заблагорассудится. Можно было создать целый город с мостами, автомобилями, самолетами и даже летающими тарелками.

Выглядело все это так:

А первые цветные детали появились лишь в 1926 году.

3. Лаонел поезда

Трудно себе представить, что поезда фирмы Лайонел начали существовать примерно с 1901 года. Конечно, первый поезд был использован привлечения клиентов через знаменитые витрины Нью-Йорка, но это было незадолго до того, как они появились в домах у покупателей.

Электрический Express, первая модель поезда Джошуа Лайонел Кауэн, был создан в 1901 году путем установки небольшого двигателя под модель железнодорожной платформы. Двигатель был оснащен батареей и электрический экспресс побежал тридцатисантиметровой трассе. К 1953 году Лионель корпорация стала крупнейшим производителем игрушек в мире.

4. Raggedy Ann ("Тряпичная Энн")

В 1914 году газетный карикатурист Джонни Грюэлл сделал для своей дочери Марселлы куклу и назвал ее "тряпичной Энн" в честь двух стихотворений Джеймса Ралли - "Тряпичный человек" и "Маленькая сирота Энн". Через два года у маленькой Энн появился брат - Рэггеди Энди в матросском костюмчике и шляпе. В 1918 году Джонни Грюэлл, будучи, к тому же, еще и писателем, начал придумывать и издавать детские сказки с этими персонажами. В сказке кукла оживала и со своими друзьями помогала девочке.
Постепенно популярность двух реггеди куколок начала нарастать, и многие родители шили их для своих детей. В промышленных масштабах этих кукол начали выпускать лишь в 1935 году. Но у всех куколок Рэггеди есть одна особенность - маленькое сердечко, вышитое на груди, с надписью "я тебя люблю". В 13 лет Марселла умерла из-за неправильной вакцинации от оспы. Родители Марселлы организовали движение против принудительной вакцинации, и в память о маленькой дочке сделали Рэггеди Энн символом этого движения.

Рэггеди Энн ручной работы(около 1930го)

Девочка с куклой:

Современная Рэггеди Энн:

В 50-е появились предметы с логотипом Рэггеди Энн типа посуды и чайных сервизов, а люди начали активно коллекционировать многочисленных кукол и всего, что с ними связано.
Удивительно, как обыкновенная тряпичная кукла стала символом надежды для всей страны. Например, во вторую мировую войну семьи посылали военным этих кукол в качестве талисмана.

Вот так простая кукла стала важной частью американской культуры.

5. TinkerToys

Тоже конструктор, но для самых юных. Состоит из многочисленных деталей, из которых можно сделать все, что угодно:

TinkerToys(1900)

Более поздняя версия:

Cовременный TinkerToys:

А вот то, что из него можно сделать. Признаться, моему удивлению нет предела, первый раз слышу про эту игрушку. Спросила у С. - у него маленький братик, он тоже ничего о ней не знает. Короче, вот:


6. Tiddlywinks

Игра, в которую я сама играла в своем детстве, но до сегодняшнего вечера не знала, как она называется:

Сегодня:

Задача игрока - бросить свою фишку как можно ближе к мишени. Изначально существовал стакан, но сейчас существуют разные правила игры.

Вот примерно так выглядела игра в 1900-х:

Тот самый стакан(по-английски - "a pot")

Эта же игра в 1930-х:

7. Lincoln Logs

Еще один конструктор. Удивительно, как они были популярны тогда =). Деталями этого конструктора являлись зубчатые декоративные бревна для построения небольших крепостей и зданий.
Игрушка была изобретена в 1916 году Джоном Ллойдом Райтом, вторым сыном архитектора Фрэнка Ллойда Райта.
Сами бревна имеют ширину приблизительно два сантиметра в диаметре. По аналогии с реальными бревнами, используемыми в бревенчатых зданиях, бревна Линкольн зазубрены так, что они могут быть установлены под прямым углом друг к другу, чтобы сформировать прямоугольники, напоминающие здания. Дополнительные части игрушек набора включают крыши, трубы, окна и двери, которые придают реалистичность законченному зданию. Позже в наборы были добавлены фигуры животных и человеческих фигур. Наборы игрушек были первоначально сделаны из красного дерева, с крышами разных цветов. В 1970-х, компания представила наборы, сделанные полностью из пластика, но безуспешно, и нони продолжили выпускать комплекты из древесины. Со временем наборы становились все более и более сложными.

Джон Ллойд Райт как-то признался, что назвал свой конструктор в честь Авраама Линкольна, родившегося в бревенчатой хижине в связи с нарастающим патриотизмом во время первой мировой войны.

Lincoln Logs и Джон Ллойд Райт были введены в "Национальный зал славы игрушек" в 1999 году.

Домики тех лет не нашла, поэтому только современные:

Здесь лучше видно структуру:

8. Мелки

Crayola Crayons выпустили свои первые 8 мелков в 1903г и не пожалели. Создатели Эдвин Бинни и Гарольд Смит не могли и представить себе, что вскоре их продукт станет необходимым в каждом классе страны.

9. Radio Flyer Wagon (красная металлическая тележка)

Антон Пазин, итальянский эммигрант, решил назвать свою игрушку так, чтобы поймать дух эпохи. В 1917г радио было новейшим изобретение и все вокруг говорили о нем. Она быстро стала одной из любимейших игрушек того времени и остается популярной до сих пор в американских семьях.

20-е:

50-е:

10. Оловянные игрушки
Несмотря на то, что их многие годы делала Германия, на рубеже веков это начала делать и Америка, что позволило распространиться этим игрушкам по всей стране. Они были сделаны из металла и покрашены. В это время были также популярны механические игрушки. А впрочем, смотрите сами:

Музыкальная шкатулка с куколками из бисквитного фарфора:

Карабкающаяся обезьянка Том(мех., ранние 1900-е):

Умная мартышка/ таблица умножения(ранние 1900-е):

Мычащая корова(1900):

Танцующие балерины(Германия, 1900):

Танцор(ранние 1900-е):

Механическая утка на колесиках(Германия,1900):

Обезьянка-акробатка:

Играет на бильярде:

Лошадко:

Малыш за столом:



Папай:

Джек из коробки:

Замечательная композиция:

Механический афроамериканец. Тоже заводился, как я поняла, просил: "give me a penny".

Мальчик на лошади:

Маленькая швейная машинка:

Прыгающая девочка:

Копилки:














Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!