Архитектор щусев а м семья. Биография алексея щусева

А.В. Щусев. Портрет 1941 г.
Художник М.В. Нестеров

Алексей Викторович Щусев (1873-1949) – архитектор, академик, автор мавзолея Ленина.

В 1897 г. Алексей Щусев окончил с Золотой медалью Петербургскую Академии Художеств. Его учителями были Л.Н. Бенуа и И.Е Репин . Следующие три года он продолжал обучение в Австрии, Италии, Франции, Англии, Бельгии.

С 1901 г. Алексей Щусев состоял на службе в канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода. В этот период у него вырабатывается свой взгляд на церковное зодчество. А в 1908-1912 гг. он построил своё самое любимое творение – храм Покрова на Б. Ордынке . Для ведения работ в группе архитекторов его пригласила Елизавета Федоровна Романова .

Работы архитектора сразу же оценили современники. В 1908 г. А.В. Щусев стал действительным членом, а в 1910 – академиком Императорской академии художеств.

До 1917 г. Алексей Щусев строил приюты для детей, проектировал учебные здания, сооружения для железнодорожных служащих. В 1908-1911 гг. преподавал в Рисовальной школе Петербурга.

В 1913 г. Щусев переехал в Москву и продолжил преподавательскую деятельность в Строгановском училище , а с 1914 г. – в Московском училище живописи, ваяния и зодчества .

После Октябрьского переворота Щусев стал общепризнанным авторитетом советской архитектуры. С 1918 г. он - главный мастер Первых государственных архитектурных мастерских, создатель проекта генерального плана "Новая Москва", руководитель архитектурно-проектной мастерской Моссовета (1932-1937). С 1922 по 1929 гг. – председатель Московского архитектурного общества. В 1926-1929 гг. Алексей Викторович Щусев был директором Третьяковской галереи.

Количество построек зодчего в советский период огромно. Среди них жилые дома и театры, станции метро, Казанский вокзал, Москворецкий мост, ансамбль зданий АН СССР на Ленинском проспекте.

Щусев – времена жизни

Дома Щусева в Москве

  • Арбат Новый, 31. Жилой дом. А.В. Щусев, 1940-е.
  • Брюсов, 7. Жилой дом артистов Большого театра. А.В. Щусев, 1935.
  • Брюсов, 17. Жилой дом артистов МХАТа. А.В. Щусев, 1928.
  • Гагаринский, 8 А. Особняк С.Д. Мстиславского. Архитектор А.В. Щусев, художник Б.К. Рерих, инженер С.И. Макаров, 1925.
  • Зацепа, 41. Женский коммерческий институт Комитета московского общества распространения образования. А.В. Щусев, Соловьёв, Шевяков , Зеленко, 1904-1905.
  • Комсомольская. Станция метро Комсомольская-кольцевая. Архитектор А.В. Щусев, соавторы Кокорин, Заболотная, Варванин, Великорецкий, конец 1940-х.
  • Комсомольская, 2. Казанский вокзал. Архитектор А.В. Щусев, соавторы Снигарёв, Голосов, Кокорин, Тамонькин, Н.Д. Колли , 1940.
  • Комсомольская, 4. Клуб Октябрьской революции для рабочих Казанской железной дороги. А.В. Щусев, 1925-1926.
  • Красная площадь . Мавзолей Ленина. А.В. Щусев, 1924-1930.
  • Ленинский 13. Жилой дом для сотрудников АН СССР. Архитектор А.В. Щусев при участии Бузоглы и Лус, 1939.
  • Ленинский, 47, 49, 53, 55. Ансамбль зданий Институтов АН СССР. А.В. Щусев, Снигарёв, Морозов, Тарелин, 1946-1951.
  • Москворецкий Б. мост. Проектирование и строительство. Сардарьян, А.В. Щусев, Кириллов, 1937-1938.

(1873-1949) русский архитектор

На протяжении многих лет Алексей Викторович Щусев был официальным архитектором социалистического общества. Даже беглый перечень его работ убеждает в том, что он был не только руководителем группы, спроектировавшей Мавзолей на Красной площади, но и автором целого ряда сооружений в Москве - Москворецкого моста (1936-1938), гостиницы «Москва» (1932-1938, в соавторстве), ряда жилых зданий, в том числе построенных для Академии наук на Ленинском проспекте и в дачных поселках под Москвой.

Но репутация «официального художника» практически ничего не помогает прояснить в его судьбе. Более того, она искажает облик талантливого архитектора, которого начинают воспринимать только как личность, связанную с доктринами лишь определенного периода времени.

В судьбе же Алексея Щусева многое необычно. Прежде всего заметим, что он родился в семье скромного чиновника в Кишиневе. Отец стремился, чтобы все его пятеро детей - дочь и четверо сыновей - получили высшее образование. Уже в гимназии проявились способности Алексея к рисованию, хотя в то время мальчик мог познакомиться с работами мастеров только по фотографиям.

Несмотря на то, что к моменту окончания гимназии его родители умерли, в 1891 году Алексей Щусев решил продолжить образование и отправился в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. Это оказалось непросто, поскольку для поступления туда ему пришлось вначале освоить так называемую академическую манеру рисунка. Однако ему это удалось, причем в очень короткий срок. Алексей Щусев успешно выдержал экзамены и был принят в класс живописи. Его учителями были Александр Николаевич Бенуа и Илья Ефимович Репин . Вначале Щусев никак не мог выбрать, чем заниматься, так как его в одинаковой степени привлекала как живопись, так и архитектура. Но в процессе учебы на первый план вышла все-таки архитектура, хотя рисунки Щусева положительно оценивал сам И. Репин. Немаловажное значение в этом выборе имело, очевидно, и то, что архитектура давала ему больше возможностей, чтобы содержать семью.

Сделав выбор в пользу архитектуры, Алексей Викторович Щусев заканчивает Академию с золотой медалью в 1897 году, получив право на заграничную стажировку.

Уже во время учебы перед ним стоял выбор: какую творческую манеру избрать. В конце века многие произведения искусства создавались в так называемом русском стиле. И Щусев первоначально оказывается связанным с традициями древнерусской архитектуры. Ведь основные его постройки в то время - разнообразные жилые дома и небольшие церковные сооружения.

Алексей Щусев вынужден был работать параллельно с учебой, поскольку сам обеспечивал себя. Поэтому уже со студенческих лет он выполняет различные конкретные заказы и часто не только проектирует постройки, но и руководит их строительством. Иногда заработанных средств хватало на путешествия, чем Щусев и пользовался при каждой возможности, стараясь побольше ездить и узнавать новое. Так, в 1897 г. он ездил в Самарканд, где знакомился с удивительно красивой восточной архитектурой, на следующий год отправился в заграничное путешествие и побывал в Италии, Тунисе, Франции, Англии, Бельгии. После окончания Академии, Алексей Щусев проходит своеобразную стажировку, работая помощником у известных зодчих - Л. Бенуа (его учителя по Академии художеств), Г. Котова, Р. Мельцера.

Первой серьезной работой молодого архитектора становится проектирование иконостаса для реконструируемой Великой Успенской церкви Киево-Печерской лавры. В 1902 году предложенный им проект был утвержден. Правда, впоследствии он так и не был реализован. Но он принес автору известность, и в дальнейшем Щусев регулярно получал подобные заказы: сделал проект мозаичного убранства церкви в великокняжеском имении Харакс, иконостас и киоты Троицкой церкви и киоты трапезной палаты Киево-Печерской лавры, церкви в Новом Афоне, ряд надгробий и крестов. В числе его мемориальных работ можно отметить надгробие художнику Архип Куинджи и памятник дочери искусствоведа В. Георгиевского. Поиски в данном архитектурном направлении венчает проект храма-памятника на Куликовом поле.

Интересно, что здесь Алексей Щусев сближался с художниками, тяготевшими к модернизму. Его орнаментальные росписи для Киево-Печерской лавры сравнивали с работами Михаила Врубеля . Вероятно, следует признать, что он тяготел к тем же стилевым поискам, что шли в начале века, и пытался найти свое решение пространственной среды, расположения общественных и жилых зданий в интерьере сложившейся застройки. Полагают, что работы Щусева - Казанский вокзал в Москве, павильон Академии художеств на выставке в Венеции, церковь Почаевской лавры - находятся на грани стилизаторства, соединяя в себе традиционность и явную эклектику. В своих ранних произведениях Щусев стремился выработать специфически национальный стиль русской архитектуры, творчески перерабатывая наследие древнерусского зодчества. Именно таким опытом были построенные по его проекту Марфо-Мариинская обитель в Москве и здание Казанского вокзала.

Право на постройку Казанского вокзала, Алексей Щусев выиграл в споре с Федором Шехтелем и Е. Фелейзеном. Стоит упомянуть, что к тому времени он уже был академиком архитектуры. Предложенная им схема постройки соединяла в себе то, что было свойственно для стиля модерн: четкое расположение в пространстве, целостность архитектурного ансамбля при асимметричности отдельных построек. Но все вокзальные сооружения получились настолько красочными и живописными, что мы обычно этого не замечаем. Ведь для создания монументальных росписей Щусев пригласил художников, группировавшихся вокруг объединения «Мир искусства», которые имели опыт прежде всего театральных декораторов. Их работа усилила задуманный им сказочный облик вокзала. Однако в то время закончить постройку он не успел, поскольку началась Первая мировая война. Полностью Казанский вокзал был достроен лишь в 1941 году.

В творчестве Алексея Викторовича Щусева и в последующие годы будет заметно стремление соединять разные стили - например, проекты в стиле русского терема, живописность и орнаменталистику барокко. Примечательно, что в данной манере он в основном строит общественные здания, железнодорожные сооружения. Для зданий же учебных заведений - Коммерческого института в Москве, Политехнического института в Самаре и Физического института в Саратове - им предлагался иной путь - стилизация в духе традиций русского классицизма.

Одновременно с практической работой Алексей Щусев начал преподавать - вначале в Строгановском художественно-промышленном училище, где работал в течение пяти лет, с 1913 по 1918 год, затем перешел в московский ВХУТЕМАС и проработал там до 1924 года, после чего преподавал в Московском архитектурном институте.

После революции все творчество Алексея Щусева было связано с Москвой. Уже в 1918 году архитектор принял участие в разработке первого плана реконструкции Москвы. В двадцатые годы он становится главным архитектором Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, над проектом которой работал в 1922-1923 годах, отдавая дань популярному в те годы конструктивизму.

Трудно даже найти район города, который бы он не мечтал переделать. Алексей Щусев планировал создать новый город, оставив Кремль музеем. Девизом его стали следующие слова: «Красота в простоте и величии для монументов и в теплоте и уюте для жилья». В качестве примера его построек в центральной части можно привести мавзолей Ленина, здание гостиницы «Москва» и жилой дом на Ленинском проспекте (№ 13).

Алексей Щусев участвует в проектировании будущего Дворца Советов, работает над созданием станции метро «Комсомольская-кольцевая». Ряд зданий проектируется им и для союзных республик. Щусев представлял проекты для реконструкции городов, которые восстанавливались после войны, в частности Кишинева и Новгорода. Много сделал он и как директор Третьяковской галереи, в должности которого работал с 1926 по 1929 год, а также организатор и первый директор Музея архитектуры, чем занимался с 1946 по 1949 год.

Постройки Алексея Викторовича Щусева органично вписаны в облик Москвы. Поскольку он всегда продумывал проект до мельчайших деталей и внимательно соотносил его с окружающей средой, созданные им ансамбли и теперь воспринимаются как единое целое. Но все-таки в истории культуры он остался прежде всего как художник своего времени, который пытался самоутвердиться, не выходя за рамки официального творчества.

АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ ЩУСЕВ

«Творчество в архитектуре более, чем в других искусствах, связано с жизнью», – говорил Щусев. Он постоянно искал связь архитектурных форм с жизненными процессами, не считая застывшими ни те, ни другие. Как истинный художник, он пробовал себя в разнообразных формах архитектуры, находя удовлетворение в познании и выражении все нового и нового и не удовлетворяясь до конца.

Алексей Викторович Щусев родился 8 октября 1873 года в Кишиневе. Он был сыном Виктора Петровича Щусева – надворного советника по званию и смотрителя богоугодных заведений по должности, и Марии Корнеевны Зазулиной, второй жены Виктора Петровича.

Алексей был разносторонне одаренным ребенком, а перед его талантом художника преклонялись даже старшие братья. Вся семья гордилась Алешей. Летом 1881 года Мария Корнеевна привела его во Вторую кишиневскую классическую гимназию, где уже учились двое ее сыновей.

В 1891 году Алексей окончил гимназию и 26 августа того же года стал студентом первого курса архитектурного отделения Академии художеств.

С 1894 года Щусев занимался в мастерской Л.Н. Бенуа, у которого получил основательную профессиональную подготовку.

Алексею вообще повезло с наставниками. У каждого из его учителей был свой круг творческих интересов, свои пристрастия. Кредо профессора Котова состояло в утверждении канонов русской классики, в пропаганде национального наследия, Котов выступал против псевдорусского стиля, против формалистского копирования исторических памятников русской архитектуры, требуя современного осмысления русской старины.

В 1894-1897 годы Щусев сделал детальные обмеры древнейших памятников Самарканда Гур-Эмир и Биби-Ханым. Впечатления, полученные от красочного древнего искусства Средней Азии, сыграли большую роль в дальнейшей работе мастера.

В 1897 году Щусев окончил академию. Ни Бенуа, ни Котов больше не сомневались в творческих возможностях своего ученика. Его дипломный проект «Барская усадьба» был оценен самым высоким баллом. Проекту присудили Большую золотую медаль, а автор «Барской усадьбы» получил право на заграничную командировку.

1898–1899 годы Щусев провел за границей: в Вене, Триесте, Венеции и других городах Италии, Тунисе, снова в Италии, Франции, Англии, Бельгии. Из его рисунков этого периода была составлена отчетная выставка, получившая одобрительный отзыв И.Е. Репина.

К тому времени Щусев уже был женат на подруге детства – Машеньке Карчевской. Из нескладного подростка Маша превратилась в задумчивую принцессу, поглощенную неведомыми никому мыслями. Вся она была воплощением чистоты и прелести.

По возращении из-за границы на кафедру академии Щусева не взяли.

С неизменной своей спутницей – гитарой и сундучком с пожитками перебрался Щусев в дешевые меблированные комнаты на Крюковом канале. С двумя сотнями рублей в кармане приготовился он встретить тяжелые времена. И в самом деле, вскоре он узнал, что значит бегать, высунув язык, за дешевыми заказами.

Все решило приглашение профессора Григория Ивановича Глотова. Алексей ухватился за это приглашение, хотя прежде отказывался от такой работы, называя ее рабством. К тому же сумма годового жалованья оказалась несколько большей, чем предлагалось вначале.

Первый самостоятельный заказ, полученный Щусевым, – проектирование иконостаса для Успенского собора Киево-Печерской лавры и успешное его выполнение – казалось, прочно привяжет талантливого молодого специалиста к работе над культовыми сооружениями. Но архитектор видел в них лишь основу для создания монументальных художественных произведений, приумножающих славу русского искусства.

В середине июня 1904 года Синод командировал Щусева в Овруч. Всю зиму проработал Щусев над проектом местного храма и к весне представил на суд проект пятиглавой церкви в духе традиций русской классики, органично включив в него сохранившиеся детали. Когда проект Щусева оказался на Петербургской выставке современной архитектуры, критики тут же поставили его в ряд самых ярких явлений современности. В художественных кругах и в прессе заговорили о щусевском направлении в архитектуре, объявив архитектора основоположником неорусского стиля. Так к Алексею Викторовичу нежданно-негаданно пришла слава. Он воспринял это совершенно спокойно.

К 1907 году относится проект Марфо-Мариинской общины со всеми ее зданиями. По свидетельству ближайшего друга и соратника Щусева академика И.Э. Грабаря, Алексей Викторович впоследствии с нежностью вспоминал свою работу над образом «Марфы», когда он «вдохновлялся прекрасной гладью стен новгородских и псковских памятников, лишенных всякого убора и воздействующих на чувства зрителя только гармонией объемов и их взаимосвязью».

Несмотря на относительно крупные размеры, «Марфа» производит удивительно домашнее, уютное впечатление. План храма напоминает старинный ключ: бородка повернута на запад, три закругленных лепестка ушка ориентированы на восток. Эти три полукруглые апсиды и создают ощущение уюта, пряча от глаз основной объем сооружения, который завершен высоким крепким барабаном, увенчанным чуть заостренной сферой купола.

После Овруча и «Марфы» за Щусевым утвердилась слава первого русского архитектора. Знать охотилась за ним: всем хотелось иметь на своих землях хоть что-нибудь «в щусевском стиле».

В 1913 году по проекту Щусева был построен павильон на художественной выставке в Венеции, архитектурная композиция которого была своеобразной интерпретацией национальной архитектуры XVII века. Современники отмечали, что формы старинной русской архитектуры гармонично сочетались с живописным пейзажем Италии.

К идее строительства нового здания Казанского вокзала в Москве Алексей Викторович сначала отнесся почти безразлично. Эскизные проекты, представленные на конкурс, были схематичны, приблизительны. Выбрав эскиз Щусева, правление тешило себя надеждой если удастся задеть архитектора за живое, заинтересовать его самой идеей «ворот на Восток», то делу будет обеспечен успех. И оно не ошиблось. Профессиональное чутье, любовь к русской истории и археологии сослужили Щусеву великую службу – он нашел верную цветовую гамму «ворот на Восток». 29 октября 1911 года академика Щусева официально утвердили главным архитектором строительства нового здания Казанского вокзала в Москве. На строительство правление дороги выделило баснословную сумму – три миллиона золотых рублей. Но только к концу августа 1913 года архитектор представил в министерство путей сообщения детальный проект. Еще не было у Щусева ни одного проекта, на подготовку которого он затратил бы более двух лет.

Архитектор долго и мучительно искал, как выбраться «из ямы» Каланчевской площади, пока не придумал поместить главную доминанту ансамбля – башню – в самом низком месте. Тогда весь ансамбль прочитывался легко, как бы единым взором.

Едва проект Казанского вокзала появился на страницах журнала «Зодчий», как в адрес Алексея Викторовича посыпались поздравления. Более чем двухсотметровая протяженность вокзала не мешала целостному восприятию постройки. Нарочитое нарушение симметрии, одинокая башня в сочетании с разновеликими массами архитектурных объемов должны были открывать здание заново с каждой новой точки площади. Пожалуй, ни один архитектор прежде не умел так свободно и прихотливо играть светотенью, заставлять не только солнце, но и облака оживлять каменный узор.

Вместе с Жолтовским Щусев возглавил работу коллектива архитекторов над проектом перепланировки Москвы. Внимательно вглядываясь в исторически сложившуюся структуру Москвы, архитектор укреплял ее, вскрывая заложенные в ней самой потенции развития – перспективные зоны застройки и благоустройства.

Непростым оказалось инженерно-техническое преобразование маршрутов передвижения москвичей по своему городу. План впервые связал радиально-кольцевое движение наземного транспорта с пригородным железнодорожным движением. Что уже совсем невиданно по тем временам, сеть общественного транспорта завязана в плане в единый узел на основе радиально-кольцевой схемы Московского метрополитена. Так в 1919 году Щусев угадал самые сокровенные мечты Москвы.

В 1922 году Щусев был назначен главным архитектором Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, она была открыта в августе 1923 года на территории нынешнего ЦПКиО имени М. Горького. Щусев перестроил здание бывшего механического завода под павильон кустарной промышленности, руководил строительством 225 зданий выставки.

В 1924 году ему поручили создать проект Мавзолея Ленина. Спроектированный и построенный в течение считанных часов, первый деревянный Мавзолей был прост по своим формам, но в нем уже содержалась идея, получившая в дальнейшем блистательное развитие: кубический объем усыпальницы имеет ступенчатое завершение.

Позднее был объявлен Всесоюзный конкурс на создание постоянного Мавзолея. В итоге конкурса правительственная комиссия предложила Щусеву «перевести временный Мавзолей из дерева в гранит».

Задача была непростой. Если решать Мавзолей в стиле русской архитектуры, то, «подверстанный» к Сенатской башне, он потеряется под стенами Кремля. А выдвинутый вперед, он невольно вынужден будет спорить красотой с собором Василия Блаженного…

Наконец, Щусев нашел выход. Мавзолей поднялся, достиг двенадцатиметровой высоты, что было равно одной трети высоты Сенатской башни и одной шестой высоты Спасской башни, три дробных его уступа слились в один. Нижний пояс с траурной лентой черного гранита смело выдвинулся вперед и настойчиво потребовал вытянуть венчающий портик почти до зубцов кремлевской стены. Архитектор нашел и еще один прием: если смягчить левый угол, то почти незаметная асимметричность оживит перепад уступов, игру объемов, цветовую гамму поясов.

Мавзолею оказалось по силам организовать и «держать» площадь. Площадь открылась, ансамбль ее сделался цельным. Архитектору блестяще удалось вписать в площадь, казалось бы, инородное по архитектуре сооружение и органично подчинить Мавзолею все, что здесь есть.

Целый ряд работ Щусева, относящихся ко второй половине 1920-х годов, воплотили в себе архитектурные формы конструктивизма. Это проекты зданий Института марксизма-ленинизма на Советской площади, Государственного банка в Охотном ряду и на Неглинной улице, Государственной библиотеки СССР имени Ленина, а также гостинично-санаторного здания в Мацесте, построенного в 1927-1928 годы. В этом отношении характерны также здания Коопинсоюза в Орликовом переулке (1928-1933) и Механического института имени Ломоносова на Садовой-Триумфальной (1930-1934).

В начале лета 1926 года был объявлен конкурс на сооружение Центрального телеграфа на Тверской улице. В разгар споров о новаторстве конструктивизма Щусев решил показать на примере, что осмысление динамики и ритма времени в архитектуре всегда опирается на мощный пласт духовной культуры, что и конструктивизм имеет полное право на существование, если исполнен духовности. Щусевский проект поразил даже приверженцев конструктивизма. Сугубо конструктивистская схема телеграфа несла в себе идею связи – связи эпох, интернациональной связи между странами и континентами. Художественный образ телеграфа был предельно строг. И вместе с тем тонкое изящество завораживающе смелых линий, легкость, свежесть дыхания покоряли с первого взгляда. Утилитарность здания подчеркивалась ритмикой гранитных вертикалей и стеклянных поясов.

Проект показал: современная ритмика может соединять монументальность с простором, легкость с мощью. В пояснительной записке к проекту Щусев писал: «Здание по своей программе – узкотехническое, по конструкции соответствует принципам рационализма и экономии». Для своего времени щусевский телеграф был сугубо новаторским, по этой причине он и не был осуществлен.

Предметом гордости Алексея Викторовича была конструкция Центрального Дома культуры железнодорожников. Воздушный амфитеатр зрительного зала был подвешен на выносных консолях, сконструированных А.В. Кузнецовым. ЦДКЖ стал одним из лучших концертных залов страны и сделался неоспоримым доводом зодчего, когда он доказывал, что самая смелая конструкция не может и не должна вступать в противоречие с художественными принципами архитектуры.

Осуществилась и стала подлинным украшением Москвы спланированная Щусевым широченная магистраль Ленинградского проспекта, прорезанная зелеными поясами с пешеходными дорожками. В ту пору эта магистраль многим казалась бессмысленно просторной, расточительной даже для такого города, как Москва, но время подтвердило правоту архитектора.

Пристройка части здания к Третьяковской галерее, осуществленная в те же годы (Щусев был директором галереи в конце двадцатых годов), характеризует бережное отношение архитектора к основной части галереи, фасад которой построен по рисункам В.М. Васнецова.

Начавшаяся в 1930-е годы реконструкция столицы была связана с организацией новых архитектурных мастерских Моссовета. Одну из них – вторую – возглавил Алексей Викторович. В этой мастерской разрабатывались проекты реконструкции и застройки районов бывшей площади Триумфальных ворот (ныне площадь Маяковского), Большой Садовой улицы, Кудринской площади (ныне площадь Восстания), Ростовской и Смоленской набережных. Коллектив мастерской также участвовал в разработке других районов столицы.

В 1930-е годы по проектам Щусева было построено несколько крупных жилых зданий, из которых наиболее известны жилой дом артистов ГАБТ, жилой дом Академии наук СССР, жилой дом архитекторов.

По проекту Щусева и молодых архитекторов Л.И. Савельева и О.А. Стапрана в 1935 году в Охотном ряду была возведена одна из первых гостиниц советского времени – гостиница «Москва».

Углы здания зрительно усилены небольшими уступами-башенками. Наверху устроены рестораны и кафе; на седьмом этаже западного фасада над восьмиколонным портиком, придающим зданию особую монументальность, также устроено открытое кафе. Просторные лоджии и балконы создают композиционные акценты, сообщают фасадам здания пластический характер и свидетельствуют о жилом назначении здания. Интерьеры гостиницы и встроенных в первый этаж магазинов и вестибюля станции метрополитена выполнены из высококачественных материалов и послужили в то время образцом выполнения отделочных работ для зданий подобного типа.

Среди работ Щусева, связанных с реконструкцией столицы, следует также назвать новый Большой Москворецкий мост (1938), ведущий от Красной площади на улицу Большую Ордынку. Выполненный из монолитного железобетона, он лаконичен и смел по своим формам.

В те же годы по проектам Щусева были построены гостиницы в Баку, Батуми, Институт марксизма-ленинизма в Тбилиси, начато строительство Театра оперы и балета в Ташкенте (закончено в 1947 году). В двух последних зданиях с особенной силой проявилось умение Щусева сочетать классическую схему построения с национальными традициями, деталями, орнаментом и т д. Так, в ташкентском театре отделку шести залов фойе в технике резьбы по ганчевой штукатурке вели народные мастера («усто») из шести районов Узбекистана. Национальный орнамент по рисункам и шаблонам Щусева, который в юности обмерял самаркандские памятники, использован в отделке зала, занавеса, люстр, дверных ручек.

После Великой Отечественной войны Щусев участвует в обследовании целого ряда исторических городов и ансамблей архитектуры, разрушенных немецкими захватчиками. Наиболее последовательно идеи Щусева были реализованы при восстановлении Новгорода.

Из послевоенных построек Щусева в Москве следует, прежде всего, упомянуть административное здание на площади Дзержинского (ныне Лубянка). В композиции использованы архитектурные приемы и формы итальянского Возрождения в интерпретации зодчего: система горизонтальных членений, облегчающаяся кверху рустовка, итальянские балконы и классические карнизы – вот основные мотивы фасада. Обе части здания объединены сейчас серым гранитным цокольным этажом.

Одно из наиболее ярких произведений Щусева последнего периода деятельности станция метрополитена «Комсомольская»-кольцевая. К проектированию этого сооружения зодчий приступил в 1945 году. Зал станции является наиболее ярким примером той художественной тенденции в советской архитектуре, которая заключалась в трактовке станций метро, как дворцов для народа, в преодолении ощущения «подземности» помещений метрополитена не только собственно архитектурными средствами, но и привлечением декоративно-изобразительных искусств. Строительство станции метро «Комсомольская» завершалось уже после смерти Щусева – 24 мая 1949 года – по его эскизам.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВУ) автора БСЭ

Вульф Георгий Викторович Вульф Георгий (Юрий) Викторович , советский кристаллограф, член-корреспондент АН СССР (1921). В 1885 окончил Варшавский университет. Профессор Казанского (1897), Варшавского (1899) и Московского (1918) университетов. В 1911 вместе

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЖИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ХО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЩУ) автора БСЭ

Фок Александр Викторович Фок Александр Викторович , русский генерал-лейтенант (1904). Окончил Константиновское военное училище (1864). В 1871–76 служил в Отдельном корпусе жандармов. Участник рус.-тур. войны 1877–78. В 90-х гг. командовал полком, с 1900 – 4-й

Из книги Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Том 14 автора Висковатов Александр Васильевич

Из книги автора

Щусев Алексей Викторович (род. в 1873 г. – ум. в 1949 г.) Выдающийся русский архитектор, приверженец как традиционных, так и авангардных стилей. В 1900 – 1910-е гг. – ведущий архитектор неорусского стиля, в 1920-е гг. – успешный конструктивист, в 1930 – 1940-е гг. – последовательный

Из книги автора

ГУРДЖИЕВ Георгий Иванович (1872/1873/1877-1949) - русский мыслитель. В юности у Г. появляется интерес к аномальным явлениям. В поисках "истинного знания" посетил множество стран Центральной Азии и Среднего Востока, остаток жизни провел в Европе и Америке. В конце 1913 создал первые

Алексей Щусев родился в Кишиневе в 1873 году в дворянской семье. Он приехал в Петербург получать классическое художественное образование в Высшем Императорском Училище. А.Щусев учился там с 1891 по 1987 год под руководством таких прославленных мастеров, как И.Е.Репин и Л.Н. Бенуа. О проявленной им предприимчивости сохранились истории уже с тех лет: таков случай получения первого заказа на могильный памятник генерала Д.В. Шубин-Поздеева, добытый юношей полностью по собственной инициативе. Однако и результаты его деятельности были яркими - так, его выпускная работа была особо отмечена, и Щусев по давней традиции Академии Художеств поехал знакомиться с художественными шедеврами мира. Интерес к этнически своеобразной культовой архитектуре получил огранку в экспедиции в Среднюю Азию, а затем и в поездках по Северной Африке и Западной Европе.

Еще парадокс биографии: архитектор, работы которого во многом определили облик Москвы в 20 веке, начал свою карьеру с бережного восстановления архитектурного наследия прошлых лет. Именно Щусев стал одним из лидеров исторически достоверного подхода к реконструкции, и за кропотливую и научно обоснованную работу по восстановлению Храма св. Василия в Овруче получил звание академика уже в 1910 году. В 1915 году в связи с неудачной реставрацией башен Московского кремля он написал в “Еженедельник императорского архитектурного общества” записку об этом: “У нас в некоторых архитектурных кругах, особенно власть имеющих, до настоящего времени относятся с недоверием и пренебрежением к способу исполнения древне-русских построек. Причина простая, а именно: непонимание и незнание этого рода искусства <...> В русском искусстве все утолщения и горбинки линий шатров, мозаичности кладки кирпича, закрепленности черепицы на одном лишь гвозде в шве кирпичного шатра, или покрытие металлом непосредственно по кирпичу — считается праздной и ненужной бутафорией «под старину», излишним гурманством и т. п. Это зло нашего времени вообще, времени машин и фабрик. Достаточно посмотреть на реставрацию порталов собора в Кельне или мозаик в Равенне, чтобы заметить, насколько теперешние немцы суше работают, чем в готический период <...> Итак, когда была окончена реставрация крыши сенатской башни и вид ея стал напоминать не драгоценную искрящуюся изумрудную чешую, а попросту говоря, офицерское сукно — я заявил свое негодование на заседании Императорской Археологической Комиссии ”. Мог ли архитектор знать, какой будет “реставрация” его собственных творений почти век спустя и как остро будет не хватать людей, разделяющих его позицию и образованных столь же глубоко?

Дореволюционный этап: историзм и конструктивизм

Итак, уже с 1901 года Щусев работал на Святейший Синод, проектируя и иконостасы. До революции его самыми яркими работами стали программная в селе Натальевка под Харьковом , с богатым скульптурным (авторства С.Т. Коненкова и А.Т. Матвеева), а также при участии Н.К. Рериха, с которым они сотрудничали и в других проектах. Другой известной работой стало возведении храма Сергия Радонежского на Куликовом поле , выполненной по заказу графа Ю.Олсуфьева, но при идейном разногласии с ним: осуществленный в итоге проект оказался более традиционным, чем замысел . О развитии идей Щусева того времени можно судить по другим, более свободно созданным произведениям. Один из образцов неорусской архитектуры , хорошо знакомый москвичам - спроектированный по заказу великой княгини Елизаветы Федоровны комплекс зданий Марфо-Мариинской обители , к счастью, прекрасно сохранившийся. В области фасадного декора это тоже пример сотрудничества архитектора с “русским Роденом” С.Т. Коненковым. В этот период А.Щусев уже приобретает славу одного из лидеров этого направления модерна, мастерски соединяя тончайшие историко-теоретические знания с современным ему художественным языком.

Возможно, именно этим объясняется, что именно А.Щусев стал ключевым зодчим для исполнения заказа императора Николая II по возведению русского павильона в Венеции . Эта версия подчеркивает, что со стороны венецианцев, предложивших землю под организацию постоянного русского павильона, был особенный интерес к русскому стилю, знатоком которой в то время считался Щусев. Его метод этого периода - соединение разновысоких объемов, внимание к динамике линий силуэта, использование псковско-новгородских мотивов и, конечно, умелое использование внешних скульптурных выразительных средств.

Предложение возводить павильон поступило к нему когда он выиграл (в состязании даже с !) конкурс на проектирование здания Казанского вокзала - и с 1911 примерно 30 лет длилась история его возведения. К сожалению, не удалось воплотить крытый остекленный дебаркадер из трех цилиндрических сводов, который специально спроектировал инженер В.Г. Шухов. Но уже его нынешний облик показывает единство смелого использования железобетонных конструкций, характерных для , и мотивов одновременно древнерусского и казанского зодчества. В вокзале использовался белокаменный декор на красном кирпиче - характерный для . Вообще, даже критики Щусева, такие как историк архитектуры Дмитрий Хмельницкий, признают его работы в духе конструктивизма в 10-ые и 20-ые годы “первоклассными”.

Первые годы после революции: конструктивизм и новаторство

Смутный период революции А.Щусев провел, проектируя железнодорожные вокзалы малых станций, а вот после нее оказался одним из востребованнейших архитекторов для новых руководителей России. Его деятельность началась с профсоюзной линии - так, в 1917 году он организовывал “Союз зодчих России ”, а в 1922 году А.Щусев сменил Ф.О.Шехтеля на посту председателя Московского архитектурного общества. Одним из его достижений на этом поприще стало установление неотменяемых премий для победивших на конкурсах проектах. В годы начала НЭПа, когда о реальном строительстве речь и не шла, многие архитекторы остались без работы, все это было очень актуально. МАО просуществовало вплоть до 1932 года.

Другим параллельным сюжетом в его деятельности в начале Советской власти стала разработка генерального плана столицы “Новая Москва ”. План этот предполагал аккуратное выявление и сохранение исторически сложившегося центра города, и дальнейшее развитие его кольцевой застройки. Но окончательный план реконструкции был утвержден лишь в 1935 году, и большую часть щусевских идей в него не включили. Среди них, кстати - и создание особых профессиональных поселков поясом вокруг Москвы, из которых сохранился поселок творческой интеллигенции на Соколе, спроектированный при его участии. Другое значимое дело этого периода - проектирование пространства и возведение более 200 павильонов для первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в ЦПКиО им. Горького в 1923 году. Примерно в это же время - он спроектировал известный Дом культуры железнодорожников в продолжение замысла Казанского вокзала.

Здание Наркомзема в Москве

Но настоящей вехой, которая обернулась охранной грамотой для всей дальнейшей жизни архитектора, стала возможность возвести Мавзолей для усопшего в 1924 году вождя революции. Первую временную постройку он смог создать за считанные часы, затем - перестроил ее к весне 1924 года также в дереве. Это сразу был ступенчатый кубический объем, напоминающий , но выполненный в конструктивистском духе. Когда было принято решение о консервации тела Владимира Ленина, то возникла задача возведения уже постоянной постройки, которая тоже стала работой А.Щусева и развитием того же первоначального замысла. В то же время, с 1938 года А.Щусев работал и в комиссии по реставрации Троице-Сергиевой Лавры, оставаясь верным своему интересу к истории архитектуры.

С 1924 по 1929 год Алексей Щусев возглавлял Третьяковскую галерею , и в этот период она была расширена пристройкой, фасад которой был спроектирован В.М.Васнецовым. Он принимал деятельное участие в обустройстве городской среды. Так, созданная им архитектурная мастерская осуществила ряд известных проектов: перепланировка Ленинградского шоссе; реконструкция Охотного ряда, реконструкция Красной площади; реконструкция площади Тверской заставы, включавшая разборку Триумфальной арки; планировка участков берега Москвы-реки в районе Крымского ; проект застройки Смоленской и Ростовской набережных жилыми домами, дом Академии СССР и многое другое. Творческие работы этого периода были новаторскими и яркими удачами - таковы, например, проект здания Центрального телеграфа , постройка здания Наркомзема в Орликовом переулке.

Монументальный архитектор сталинской эклектики

Для тех, кто желает проследить эволюцию архитектора, знаковой является история с гостиницей “Москва ” и отход А.Щусева от конструктивизма в 1932 году. Именно вокруг конкурса на это здание и передачи заказа Алексею Щусеву сосредоточены сегодня дискуссии искусствоведов. Многие считают, что именно этот проект наиболее ярко показал отход от самобытной и современной архитектуры в порой озадачивающую эклектику в монументальном и подавляющем стиле (т.н. ), другие - что этот переход из одного стиля в другой не умалил таланта архитектора.

Что же именно происходило в архитектурной жизни столицы в 1932 году? Конструктивизм, который любил и понимал А.Щусев, вдруг перестал встречать теплый прием у заказчиков - руководителей страны. Не все архитекторы осознали масштаб исторической перемены, однако Щусев сделать это смог. Ему приписывают афоризм “Начальство требует пышности ” - многое объясняющий в этом повороте.

Конкурс на проект этой гостиницы выиграли в 1932 году архитекторы-конструктивисты Савельев и Стапран, но вскоре И.Сталин поручил им переделку фасада (каркас гостиницы уже был к этому времени отстроен). Это было непросто и нарушало замысел, и тогда победители недобровольно обрели в лице А.Щусева помощника. Он справился с поставленной задачей, создав фасад достаточно “пышный”, стилизованный под классицизм, смело эклектичный. Фасад был декорирован восьмиколонным , башенками и т.п. - создавая имперский стиль, оказавшийся манифестом т.н. . Несмотря на существенную роль Сталина в формировании образа гостиницы Москва, ассиметрия ее не была результатом неаккуратной подписи, как гласит популярная московская легенда - таков и был замысел Щусева, который часто пользовался ассиметрией.

1933-34 года ознаменовались дискуссиями в архитектурных кругах, хотя собственно содержательная аргументация играла в них не первую роль. Вкусы партии и лично Сталина стали главной решающей силой, но видимость поддержки профессионального сообщества соблюдалась. Так, в “творческих дискуссиях” Щусеву оппонировали братья Весенины, называя его эклектизм “щусизмом”... но услышаны они не были. Щусев оказался наиболее понятливым мастером в окружении Сталина, и ему продолжали доверять важнейшие проекты режима. Впрочем, полностью ярких лидеров при Сталине не было почти ни в одной области - и Щусев мог оставаться лишь в ряду других, и даже где-то под их контролем. Так, больше политической власти в архитектурной среде было у ученика Щусева Чечулина или Алабяна. Однако, возможно именно цинизм Щусева помогал ему оставаться сосредоточенным на профессиональной работе. Одной из дошедших до нас цитат из него была такая: “Если я умел договариваться с попами, то с большевиками я как-нибудь договорюсь ”. Алексей Щусев, несмотря на достаточно хорошие позиции, все-таки держался на полном следовании негласным и быстро меняющимся правилам. Вот каким примерно языком описывает он создание мавзолея в Строительной газете в 1940 году, к моменту завершения: “Эта работа протекала под непосредственным наблюдением руководителей партии и правительства. Именно благодаря этому мавзолей носит на себе печать великого сооружения. Подъем, который я испытал в этой работе, является самым замечательным творческим переживанием за всю мою жизнь ”.

Если гостиница Москва стала рубежом перестройки архитектурного курса, то его ярким выражением стал конкурс на возведение гигантского и амбициозного проекта Дворца Советов . Часть архитекторов Союза настаивали на конструктивистском решении этого центрального для столицы символа, но Щусев был из тех, кто отстаивал версию “сталинского классицизма”, причем открыто избегая содержательных аргументов. Этот его подход - ортодоксальные прямолинейные тексты, прославляющие руководящий гений партии, при веселом цинизме в личном общении и дает основания считать, что это был способ сохранять свое достоинство, принимая правила игры. Просто фактически выключаться из содержательного обсуждения, принимая каждый стиль за новую равноценную рамку для проявления своего мастерства. О том “традиционном” или сталинском стиле, который возобладал в результате этого конкурса, представление дает кольцо построенных “сталинских высоток”: богатый фасадный декор в стиле ритуальных строений, украшения в виде , вензелей, полноценных скульптурных композиций.

Трудным временем 1937 год был для всей страны, рискованным он стал и для А.Щусева - в прессе была начата компания против него. Письма потесненных соавторов Савельева и Стапрана, а также разных членов его мастерской и учеников, например Чечулина появились в печати - признак грядущего ареста. Однако, напряженная эта ситуация рассосалась и репрессии не коснулись архитектора. Иронично ли, что в 1940 году он руководил реставрацией и перестройкой зданий НКВД на Лубянке , про которое известен его неофициальный отзыв “Попросили меня построить застенок, ну я и построил им застенок повеселее ”.

Алексей Щусев строил многое и за пределами Москвы и после своего переезда в столицу. Он значительно повлиял на архитектурное развитие Кишинева, не только работая там еще с 1912 года, но и поучаствовав разработке генплана в 1945-47 году. Из воплощенных им единолично проектов в городе можно отметить памятник Ленину и мост через реку Бык. Другие известные работы за пределами столицы - это советское посольство в Бухаресте, здание гостиницы “Интурист” в Баку и Института марксизма-ленинизма в Тбилиси, и самый грандиозный из памятников - , выполненный в удивительном эклектическом стиле с восточными мотивами. Во внешнем декоре этого здания Щусев активно использовал собственные эскизы из ранних экспедиций по Средней Азии.
В послевоенные годы А.Щусев активно работал над проектами реставраций и восстановлений пострадавших городов, однако его жизнь не продлилась долго - он скончался в 1949 году. Одной из последних его работ стала московская станция метро «Комсомольская-кольцевая », замысел которой призван отразить торжество победы над фашизмом.
Сегодня искусствоведы яростно спорят о цене, которую архитекторы заплатили за участие в развернутом строительстве сталинской эпохи, давая плодам их трудов порой полярные оценки. Мог ли “придворный архитектор” при диктаторе сохранить свой талант или целостность гения не совместима с политической гибкостью? Что можно сказать о человеке, воплотившем чаяния великой княжны и православной святой Елизаветы Федоровны - а затем построившим мавзолей и активно сотрудничавшим со Сталиным? Найти точку зрения на историю, в которой мы видим ее многомерность, где переплетаются политика, линии власти и давления, таланта, выбора, личных качеств, случая - большой дар. Именно к этому подталкивает изучение судьбы Алексея Щусева.

Использованы материалы сайтов wikipedia.org, archi.ru, archnadzor.ru wikimedia.ru

Галерея фотографий по теме статьи

Самые известные здания Алексея Щусева

Дата публикации: 29.06.2013

Архитектор Алексей Викторович Щусев родился в 1873 году в городе Кишиневе в дворянской семье смотрителя богоугодных заведений.

В период с 1891 по 1897 годы проходил обучение в Академии художеств города Санкт-Петербурга на курсе великих Леонтия Николаевича Бенуа и Ильи Ефимовича Репина. Еще будучи учащимся этого учебного заведения, он выполнил надгробие на могиле генерала Дмитрия Павловича Шубина-Поздеева, сумев убедить в этом его супругу и обойдя многих маститых художников.

Закончил Щусев свою альма-матер блестяще (темой его дипломного проекта была «Барская усадьба») и был награжден Большой Золотой медалью и поощрен командировкой за границу, куда и отправился немедленно в составе археологической экспедиции. Его путь лежал в Среднюю Азию.

Во время экспедиции Алексей Викторович изучал древние памятники этого района, среди которых мечеть Биби Ханум и гробница Тамерлана. Все это будущий архитектор с успехом применял в своем творчестве.

В 1888 и 1899 годах Щусев побывал в Тунисе, Италии, Бельгии, Австрии, Англии и во Франции. В Париже он даже успел отучиться в известной академии Жюлиана. Рисунки, выполненные Щусевым в этом заведении, были продемонстрированы им по возращении на отчетной выставке и снискали высокую оценку художника Ильи Репина.

По возвращении в Российскую империю, академик Щусев поселился в тогдашней столице - Санкт-Петербурге. В 1901 году он получил должность в Святейшем синоде, где одной из первых его работ стало проектирование иконостаса для Успенского собора, расположенного в Киево-Печерской лавре. Спустя три года, в 1904 году, Алексею Викторовичу поручили реконструировать древнюю церковь XII века во имя Святого Василия в украинском Овруче.

Вскоре архитектор Щусев становится известным и популярным зодчим в Петербурге, благодаря чему в 1902 году получает заказ от самого графа Олсуфьева на перестройку его особняка на Фонтанке. Работа была выполнена превосходно и граф, к тому времени занимавший пост председателя комитета по увековечиванию памяти о Куликовской битве, поручает Алексею Викторовичу создать проект храма-памятника на основании переданного ему эскиза. В 1911 задание было выполнено, и уже в период с 1913 по 1917 годы на Куликовом поле возвели церковь во имя Сергия Радонежского.

Первые годы двадцатого столетия архитектор Щусев много работал в направлении церковной архитектуры. Именно в это время им были созданы проекты отдельных построек в таких местах, как обитель в Овруче, Марфо-Мариинский монастырь в Первопрестольной, Троицкий собор в украинской Почаевской Лавре, гостиница для паломников в итальянском городке Барии и другое.

Там же, в Италии, по его проекту возвели храм Христа Спасителя (Сан-Ремо) и церковь во имя святителя Николая (Бария).

В 1911 году Алексей Викторович Щусев становится академиком архитектуры, после чего его дальнейшая работа была связана с гражданскими постройками. Так, в этом же году его назначают на пост главного архитектора по возведению Казанского вокзала в городе Москве.

После Октябрьской революции 1917 года архитектор продолжал работать и даже при новой власти вошел в число самых востребованных специалистов.

С 1918 по 1925 годы, совместно с , Щусев руководил проектом «Новая Москва», касающегося реконструкции города. Окончательно этот план переустройства города был принят лишь в 1935 году и большая часть «щусевских» идей в него не вошла.

Алексей Викторович принимал участие в строительстве павильонов для первой «Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки» в районе нынешнего парка имени Горького, домов для кооперативного поселка Сокол на Волоколамском шоссе, Дома культуры у Казанского вокзала и многих других объектов.

Одной из самых значимых работ архитектора Щусева стало строительство мавзолея Ленина, который перестраивался им несколько раз и в нынешнем виде предстал уже в 30-х годах прошлого столетия.

Стоит отметить, что зодчий творил не только в Москве, но и в городах Советского Союза и зарубежья. Его работы можно встретить в Кишиневе, Ташкенте, Бухаресте, Тбилиси, Истре, Новгороде и других.

Умер архитектор Щусев Алексей Викторович в Москве в 1949 году и похоронен на столичном

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!