Происхождение этикета. Этикет

Находясь в обществе, мы не можем не подчиняться определенным правилам и устоям, ведь это залог комфортного сосуществования с окружающими. Практически каждый житель современного мира знаком с таким словом как «этикет». Что же оно означает?


Первые истоки этикета

Этикет (от франц. Etiquette - этикетка, надпись) – это принятые нормы поведения людей в обществе, которых следует придерживаться, чтобы избегать неловких ситуаций и конфликтов.

Считается, что понятие «хорошие манеры» возникло еще во времена глубокой древности, когда наши предки начали объединяться в общины и жить группами. Тогда и появилась необходимость разработать некий свод правил, которые бы помогали людям контролировать свое поведение и уживаться вместе без обид и разногласий.

Женщины уважительно относились к своим мужьям-добытчикам, подрастающее поколение воспитывалось наиболее опытными членами общины, люди преклонялись перед шаманами, целителями, богами – все это первые исторические корни, заложившие смысл и принципы соврменного этикета. До его появления и становления люди неуважительно относились друг к другу.


Этикет в Древнем Египте

Еще до нашей эры множество знаменитых людей пытались придумать свои самые разнообразные рекомендации по поводу того, как стоит человеку вести себя за столом.

Одной из популярных и известных рукописей в III тысячелетии до нашей эры, дошедшей до нас от египтян, стал сборник специальных советов под названием «Поучения Кочемни», написанный, чтобы обучить людей хорошим манерам.

В этом сборнике были собраны и описаны советы для отцов, рекомендовавшие обучать своих сыновей правилам приличия и хорошего тона, чтобы в обществе они вели себя подобающим образом и не запятнали честь семьи.


Уже в то время египтяне считали нужным использовать столовые приборы во время обеденной трапезы. Кушать требовалось красиво, с закрытым ртом, не издавая неприятных звуков. Такое поведение расценивалось как одно из главных преимуществ и достоинств человека, а также являлось важным компонентом культурной составляющей.

Однако порой требования к соблюдению правил приличия доходили до абсурда. Была даже поговорка: «Хорошие манеры делают короля рабом».


Этикет в Древней Греции

Греки считали, что необходимо носить красивую одежду, вести себя с семьей, друзьями и просто знакомыми сдержанно и спокойно. Обедать принято было в кругу близких людей. Воевать только яростно – не отступать ни на шаг и не молить пощады. Именно здесь впервые зародился застольный и деловой этикет, появились специальные люди – послы. Им выдавались документы на сложенных друг с другом двух карточках, которые получили название «диплом». Отсюда и распространилось понятие «дипломатия».

В Спарте же, напротив, признаком хорошего тона являлась демонстрация красоты собственного тела, поэтому жителям разрешалось ходить обнаженными. Безупречная репутация требовала обедать вне дома.


Эпоха Средневековья

В это темное для Европы время начался упадок развития в обществе, тем не менее люди все равно придерживались правил хороших манер.

В X веке н. э. расцвела Византия. Согласно своду правил этикета церемонии здесь проходили очень красиво, торжественно, пышно. Задачей такого изысканного мероприятия было ослепить послов из других стран и продемонстрировать мощь и величайшее могущество Византийской Империи.

Первым популярным учением о правилах поведения было произведение «Дисциплина клерикалис», изданное только в 1204 году. Автором его являлся П. Альфонсо. Учение было предназначено специально для духовенства. Взяв за основу эту книгу, люди из других государств – Англии, Голландии, Франции, Германии и Италии – выпускали свои пособия по этикету. Большую часть таких правил составляли правила поведения за столом во время приема пищи. Также были освещены и вопросы о том, как вести светские беседы, принимать гостей и устраивать мероприятия.


Чуть позднее возникло и само слово «этикет». Его ввел в постоянный обиход всем известный Людовик XIV – король Франции. Он пригласил гостей к себе на бал и раздал всем специальные карточки – «этикетки», где были написаны правила поведения на празднике.

Появились рыцари со своим кодексом чести, создавалось огромное множество новых ритуалов и церемоний, где проходили посвящения, принимали вассальную зависимость, заключали договор о служении сеньору. Тогда же в Европе возник и культ поклонения прекрасным дамам. Стали проводиться рыцарские турниры, где мужчины боролись за избранницу, даже если она не отвечала им взаимностью.

Также в эпоху Средневековья возникли и по сей день существуют такие правила: рукопожатие при встрече, снятие головного убора в знак приветствия. Таким образом люди показывали, что в руках у них нет оружия и что настроены они на мирные переговоры.


Страны Восходящего Солнца

Например, отказ от кружки воды или косой взгляд мог повлечь за собой целую войну кланов, которая могла продолжаться годами до полного уничтожения одного из них.

Китайский этикет насчитывает более тридцати тысяч различных церемоний, начиная от правил чаепития и до заключения брака.


Эпоха Ренессанса

Для этого времени характерно развитие стран: улучшается их взаимодействие друг с другом, расцветает культура, развивается живопись, вперед шагает технический процесс. Также зарождается понятие о влиянии чистоты тела на здоровье: люди начинают мыть руки перед едой.

В XVI веке вперед шагнул застольный этикет: люди стали пользоваться вилками и ножами. На смену пышности и празднеству приходит скромность и смирение. Знания правил и норм этикета становится отличительной чертой элегантности и экстравагантности.


История развития этикета в Российском государстве

Начиная со средних веков и до правления Петра I, русские люди изучали этикет по книге монаха Сильвестра «Домострой», изданной при царе Иване IV. Согласно ее уставу мужчина считался главой семьи, перечить которому не смел никто. Он мог решать, что для его близких хорошо, а что – плохо, имел право наказывать жену за непослушание и бить детей в качестве воспитательных приемов.


Европейский этикет пришел в Российское государство во времена правления императора Петра I. Изначально созданное правителем артиллерийское и морское образование заменилось на специальную школу, где обучали светским манерам. Одним из самых известных стало произведение об этикете «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению», написанное в 1717 году, которое неоднократно переписывалось.

Были разрешены неравные браки между людьми разнообразных сословий. Люди теперь в праве были заключать браки с теми, кто оказался разведен, с расстриженными монахами и священнослужителями. Ранее такого делать было нельзя.


Наиболее сильно были усложнены правила и нормы поведения для женщин и девушек. Запреты преследовали женский пол с самых пеленок. Молодым девушкам категорически запрещалось обедать в гостях, разговаривать без разрешения, показывать свои умения в языках или какой-либо другой области. Однако они должны были уметь в определенный момент стыдливо краснеть, неожиданно падать в обморок и обворожительно улыбаться. Молодой особе запрещалось выходить одной или находиться вдвоем с мужчиной в течение даже пары минут, невзирая на то, что он мог быть ее хорошим другом или женихом.

Правила предписывали девушке носить скромную одежду, говорить и смеяться только приглушенным голосом. Родители обязаны были следить за тем, что читает их дочь, какие знакомства заводит, и какие развлечения предпочитает. После замужества правила этикета для молодой женщины немного смягчались. Однако она, как и раньше, не имела права принимать гостей-мужчин в отсутствие своего мужа, выходить одна на светские мероприятия. После брака женщина очень тщательно старалась следить за красотой своей речи и манерами поведения.


Мероприятия для высшего света к самому началу XIX века включали в себя как публичные, так и семейные приглашения. Обязательно должны были проводиться различные балы и маскарады в течение всех трех месяцев зимы, ведь это было главным местом для заведения знакомств между потенциальными женами и мужьями. Посещения театров и выставок, веселые прогулки в парках и садах, катания с горок в праздничные дни – все эти разнообразные развлечения стали все более распространенными.

В Советском Союзе такая фраза как «светская жизнь» упразднилась. Людей высших сословий истребляли, их устои и обычаи поднимались на смех и искажались до абсурда. Специальная грубость в обращении с людьми стала считаться признаком пролетариата. В то же время разного рода начальники отошли от подчиненных. Знания и владения хорошими манерами теперь были востребованы только в дипломатии. Торжественные мероприятия и балы стали организовывать все реже. Самой лучшей формой досуга стали застолья.

Слово «этикет » появилось при короле Людовике XIV во Франции.


На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения , которые должны соблюдать гости.

Отсюда и произошло понятие «этикет» - воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе .

Эти карточки назвали «этикетками ».

Этикет Средневековья

Многие правила зародились еще в средневековье . Например, снимать шляпу или перчатку при приветствии .

Средневековый рыцарь, желая показать, что он находится в кругу друзей и ему нечего опасаться, снимал шлем или поднимал забрало .

Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, дворянин снимал или приподнимал шляпу с той же целью показать, что он находится в кругу друзей.

Еще позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин всегда приветствовали, снимая головной убор.

И в таком виде этот ритуал сохранился и в XIX веке, не меняясь на протяжении столетий. Даже короли Франции, которые не снимали шляпы ни перед кем, дотрагивались до нее при появлении дамы.

Обычай рукопожатия

Обычай рукопожатия имеет более древнюю историю. Человек протягивал невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений. До наших дней сохранилась традиция, согласно которой младший по возрасту или положению никогда не протягивает руку первым, так как ее могут просто не принять.

Этикет в Египте

С давних времён летописцы, философы, писатели и поэты давали многочисленные рекомендации относительно поведения человека за столом.

В Древнем Египте в III тысячелетии до н. э. одной из популярных рукописей был сборник добрых советов «Поучения Кочемни» .

Уже тогда у египтян считалось необходимым пользоваться столовыми приборами, также умение есть красиво, бесшумно. Такое поведение расценивалось как большое достоинство и необходимый компонент культуры.

Соблюдение правил этикета доходило до абсурда. Даже была такая поговорка:
«Этикет делает королей рабами двора».

Случаи из истории, когда стремление соблюсти этикет могло стоить людям жизни


Испанский король Филипп III во имя этикета пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком сильно разгорелся огонь, король не позволил никому из придворных поставить заслонку и не отодвинулся сам. Придворный, который должен был следить за огнем в камине, отсутствовал. Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обжигало его лицо, и загорелись кружева на его одежде. Получив сильные ожоги, он умер через несколько дней.

А при испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить ее величество прикосновением к ее ноге. Когда двое придворных все же решились спасти полумертвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.

Развитие этикета в России

В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету .

Первая книга по этикету называлась «Домострой» . В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни .

Петр I, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы.

При Петре I в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало» или "Показания к житейскому обхождению ". Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе .

Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.

Введение

Этике́т (от фр. étiquette - этикетка, надпись) - нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV - гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён.

Традиционно принято считать, что странами-родоначальницами этикета являются Англия и Франция, но уклад жизни в этих странах в то время был таков, что в данных жестоких и грубых условиях человек не мог совершенствоваться в своих духовных и нравственных начинаниях. Определённые моральные правила и манеры поведения зародились примерно в XIV веке в Италии, где уже в то время социальная сущность и культура личности начали выходить на одно из первых мест. В России же одним из первых сводов правил поведения считается «домострой» (XVI в.)

Виды этикета

Этикет может значительно отличаться в зависимости конкретной эпохи и культурной среды. Его также можно условно разделить на ситуационный и профессиональный, светский и деловой, хотя чётких границ между ними зачастую провести невозможно, так как правила различных разделов этикета повторяются, включают правила других разделов (иногда немного изменённые), исходят из основных норм поведения.

Речевой этикет

Столовый этикет

Свадебный этикет

Траурный этикет

Этикет «выходного дня» (театральный, концертный и др.)

Дипломатический этикет

Профессиональный этикет (воинский, медицинский, юридический, сервисный и др.)

Религиозный этикет

Служебный этикет

Телефонный этикет

Этикет является одним из ярко выраженных феноменов культуры, который затрагивает всю гамму чувств и эмоций человека, обогащает само человеческое общение. Роль этикета в обществе всегда была очень велика, что подтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией, функциями в обществе, многоплановой структурой, многообразными видами и формами.

В отличие от ритуала, обрядовые церемонии которого носят демонстративный характер, этикет основан на практической общественной целесообразности. Важнейшей особенностью этикета является и то, что он всегда подчинен сложившейся системе культурных ценностей. Принять этикетные нормы – значит, признать себя членом данной социальной группы или общества в целом и подчиниться сложившимся здесь культурным ценностям. Социальная значимость этикета проявляется в том, что он отражает равенство и неравенство индивидов и групп (как внешнее, так и внутреннее),сложившуюся в обществе социальную иерархию, демократизм или консерватизм социальных отношений. Этикет позволяет людям ориентироваться в повторяющихся социокультурных ситуациях (приветствия, знакомства, поведение в общественных местах и т.д.). Этикет отражает и общий культурный уровень людей (образованность, воспитанность, конформизм). Несмотря на то, что нормы этикета связаны с существенным ограничением эгоизма отдельного индивида, большинством они воспринимаются как должное. В этом также проявляется своеобразие этикета, способного оказывать существенное влияние на сознание людей, на их нравственные ориентиры. Важнейшей социальной функцией этикета является предупреждение конфликтных ситуаций в межличностном общении, где ему отводится роль сильного превентивного средства. Здесь этикет способен снять психологическую напряженность. В конфликтных ситуациях (семейные, межличностные конфликты) нормы этикета выполняют функцию «синтона» («психологического поглаживания»). Тактичность, как знак уважения к конфликтующей стороне, создает условия для цивилизованного разрешения конфликта. Нормы этикета помогают людям найти общий язык, достойно вести себя в сложных ситуациях. Отказ от использования этикета ухудшает отношения между людьми, ведет к человеческим драмам. Этикет, являясь величайшим достоянием человеческой культуры, не только регулирует социальные отношения, но и обогащает жизнь людей, поскольку обладает ярким «игровым эффектом».

История возникновения этикета

"Освобождать себя от соблюдения правил приличия, не значит ли искать средства для свободных проявлений своих "недостатков?" - философски заметил выдающийся французский мыслитель Ш. Монтескье. Очевидно, со времени появления на свет человек постоянно сталкивается с этой дилеммой - загонять себя в относительно узкие рамки самих же устанавливаемых правил поведения и одновременно находить обоснования несоблюдения их. Между тем мир цивилизованного общения привел в порядок и систематизировал такого рода правила. Нашел для них разумные объяснения функциональной полезности и целесообразности. Первые правила поведения, ставшие основой поведенческой культуры, возникли вместе с человеческим обществом. Их главная задача состояла в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для выживания. С развитием общественной организации усложнялась поведенческая регламентация.Появлялись инструкции по поведению, вырабатывался церемониал важнейших общественных событий, формировался поведенческий порядок, отражавший жизнь той или иной социальной группы: дворян, купцов, ремесленников, даже странствующих студентов. Неукоснительно соблюдался строгий порядок поведения при монархических дворах и в дипломатических кругах.

В XVII в., во времена короля Людовика XIV, стремившегося к укреплению своей власти всевозможными способами, сформировался придворный этикет как обязательный порядок поведения при дворе французского короля. Впрочем, такой же порядок существовал и при других монархических дворах Европы: Испании, Италии, Англии. Англию и Францию называют обыкновенно: "классическими странами этикета". Однако родиной этикета назвать их никак нельзя, так как в XV столетии в обеих странах господствуют грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе и т.п. . Франция дала этому порядку определение, выразила его в словесной форме – etiquette.

Этикет – это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность правил, регулирующих внешнее выражение взаимоотношений людей, проявляемое в обхождении, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека. Одним из важнейших условий и требований этикета являлось неведомое до того времени стремление нравиться окружающим, быть человеком приятных манер и речей. О Германии и прочих странах тогдашней Европы можно вообще не говорить. Одна лишь Италия того времени составляет исключение. Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в XIV веке. Человек переходил от феодальных нравов к духу нового времени и этот переход начался в Италии раньше чем в других странах.

Если сравнивать Италию XV века с другими народами Европы, то сразу же бросается в глаза более высокая степень образованности, богатства, способности украшать свою жизнь. А в это же время, Англия, закончив одну войну, вовлекается в другую, оставаясь до середины XVI века страной варваров. В Германии свирепствовала жестокая и непримиримая война Гуситов, дворянство невежественно, господствует кулачное право, разрешение всех споров силою. Франция была порабощена и опустошена англичанами, французы не признавали никаких заслуг, кроме воинских, они не только не уважали науки, но даже гнушались ими и считали всех ученых самыми ничтожными из людей. Короче говоря, в то время как вся остальная Европа утопала в междоусобицах, а феодальные порядки держались еще в полной силе, Италия была страной новой культуры. Эта страна и заслуживает по справедливости быть названной родиной этикета.

В России слово «этикет» распространилось в XVIII в. Со времени Петра I в связи с социально – экономическими изменениями в жизни государства начал складываться дворянский этикет, своеобразно сочетавший в себе древнерусские обычаи и традиции с европейскими правилами поведения. Рождались новые общественные отношения, а значит, и новый церемониал. Принималось множество указов, определявших, что надевать, какие делать прически, как следует поступать в различных ситуациях и т.д. В 1717 г. появился сборник поведенческих советов («Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению собранное от разных авторов»), сразу приобретший популярность среди молодых дворян. Во второй половине XVIII в. в России старый патриархальный поведенческий порядок был вытеснен новым, выработанным дворянством. Основу его составили образованность и воспитанность, изящество манер и правила приличия. Но провинциальное дворянство не спешило менять старый уклад жизни, постепенно уступая новым требованиям поведения и общения.

Тем не менее в жизнь активно входили такие значительные явления общественной жизни, как театр, ставший законодателем придворной моды, Петровские ассамблеи, позже переродившиеся в балы с европейскими танцами, принесли в русское общество реверанс и поцелуй руки дамы. Мужчины почувствовали себя кавалерами и стали ухаживать за дамами, а дамы – кокетничать и увлекаться красотой своих нарядов. Анализируя современные этикетные нормы, можно увидеть их общность с нормами XVIII в., ибо и сегодня сохранились потребность в учтивом и доброжелательном общении между людьми.

В XVIII – XIX вв. в российском обществе господствовал дворянский этикет, носителем которого был тип личности, чье поведение, внешний вид и стиль жизни основывались на культурных традициях, органически соединявших этические и эстетические нормы. Как и прежние времена, воспитывалось четкое осознание себя в общественной иерархии: знать и понимать свое место в обществе, разумно оценивая превосходство тех, кто выше по положению, воздерживаясь от сближения с ними и проявляя скромность. В этикете по -прежнему существовало множество степеней и оттенков. Отношения между незнакомыми или знакомыми, друзьями или родственниками, лицами, различными по полу, возрасту, должности, чину, выдвигали на первый план те или иные этикетные правила. Но в любом случае требовались уважение и предупредительность, скромность и сдержанность, а также строгое внимание к своему внешнему виду, манерам и речи. Вместе с тем этикет понимался как свод формальностей, касающихся внешности и образа действий. В обществе говорили: хороший тон, хорошие манеры. Широкое развитие получила педагогическая теория «быть и казаться». Воспитатели дворянских детей учили воспитанников скрывать свои истинные чувства, владеть собой и демонстрировать в обществе только красивые внешние манеры, нимало не задумываясь над истинностью и искренностью чувств. Не быть, а казаться добрым, любезным, приятным.

В среде разночинной интеллигенции наметилось критическое отношение к показной манерности дворянского этикета. Наряду с новым бытом и новыми жизненными идеалами формировались правила поведения и общения, суть которых сводилась к большей простоте. Вместе с тем лучшие представители дворянского сословия всегда придерживались в своем поведении именно этого правила. Черты дворянского этикета оставались основополагающими для русского общества и в конце XIX в.

После событий 1917 г. коренным образом изменились условия жизни в России, возникли новые правила поведения и нормы. Были уничтожены светский этикет столичного дворянства и патриархальные традиции русской провинции. Неграмотная народная масса не понимала сущности и значения этикета, считая его ненужной роскошью старого мира. Только выход Советской России на международную арену сохранил в среде дипломатических, а затем и высших государственных и партийных работников этикетную основу поведения. Но для большинства населения страны вместо продуманной поведенческой системы, вырабатывавшейся в течение двух веков, формировался новый, советский порядок поведения, в основе которого лежали классовые пролетарские интересы, своеобразно сочетавшиеся с выборочными правилами прежнего этикета. Долгие годы существовало убеждение, что этикет – это порядок поведения, принятый при дворе монарха и среди дипломатов. В социалистическом обществе соблюдалась культура поведения, что в целом, по сути, правильно, поскольку она включает в себя характер и порядок поведения, в том числе этикет – выработанное человечеством достижение в области поведения.

В последнее десятилетие слово «этикет» снова приобрело широкое звучание. Выпущено в свет немало книг, раскрывающих содержание современного этикета. В различных учебных заведениях вводиться изучение поведенческой структуры общества. Утверждается понимание функциональной значимости этикета для развития общества и каждой личности в отдельности.

Таким образом, сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений. Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Введение.

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Итак, этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной

История зарождения этикета.

Этикет как свод определенных правил поведения появился одновременно с возникновением первобытного человеческого общества как необходимое условие его существования. С точки зрения семиотики (науки о знаках и знаковых системах) этикет того или иного народа в определенный исторический период может быть представлен как совокупность знаков, имеющая свой словарь (набор символов) и грамматику (правила сочетания этих знаков). «Словарь» этикета включает набор поведенческих стереотипов, маркирующих те или иные ситуации;

Само понятие "этикет" настолько давнее, что очень трудно найти и установить время его появления. Но, если верить историческим фактам, слово "этикет" впервые появилось в обиходе при дворе Людовика XIV - того самого, которому легенда приписывает изречение: "Государство - это я". На королевских приемах гостям вручали карточки (этикетки) с правилами поведения, и от названия карточки пошло слово "этикет".

Древнейшим сведениям об этикете насчитывается примерно пять тысяч лет. Жизнерадостные греки, превозносившие любовь к Родине, готовность отдать жизнь за нее, поклонялись разуму, силе и красоте. Сдержанность в будни, раскрепощенность в праздники и ярость в бою - наиболее ценимые формы поведения грека.

Древний Рим, хотя и принял греческую культуру за основу, в силу своих общественно-социальных условий был вопиюще дисгармоничен в потребностях, нравственных и эстетических нормах.

Естественно, что это находило отражение и в этикете: невоздержанность в поведении, проявление чувств, стремление покорить роскошью в нарядах и празднествах.

В эпоху средневековья особенно выделяется пышный и каноничный этикет Византии, впитавший в себя культуру Запада и Востока.

Еще не зная слова "этикет", придворный церемониал создали на Востоке. Европейцы же до сих пор с трудом постигают японский кодекс учтивости. Японский этикет обусловлен многовековыми традициями, сложнейшей иерархией сословных расслоений. Японский этикет обязывает к крайней деликатности и основан на заботе о том, чтобы не поставить собеседника в неловкое положение. Но ведь Восток - это не только Япония. О том, как себя вести в обществе, знали и жители Древнего Китая. Древнекитайский этикет насчитывает более тридцати тысяч церемоний.

А как же развивался этикет за океаном? Первый президент США Джордж Вашингтон прославился тем, что в четырнадцать лет, воспользовавшись английским переводом книжки французского монаха, изданной в 1640 году, составил сто десять "Правил приличного поведения". Вот лишь некоторые из них: "Не чешись за столом, не ковыряй вилкой в зубах, не дави блох на людях..." Более поздние американские своды правил во многом ориентированы на практицизм сочинений видного писателя и политического деятеля Б. Франклина.

В наше время в Америке существует Институт этикета имени Эмилии Пост. Она - самый популярный автор книг по культуре поведения, пожалуй, не только в США.

Что касается России, то до XVIII века состоятельные граждане жили, руководствуясь "Домостроем". Книга представляла собой свод правил, написанных священником Сильвестром в эпоху Ивана IV. Единоличная власть в семье принадлежала отцу: он и суд семейный решил, и жену лукавую наказывал, и сокрушал ребра сыну за непослушание.

Активным проводником европейских манер в России стал Петр I. Для просвещения дворянских отпрысков царь велел трижды переиздать популярную в Европе книгу "Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению, собранное от разных авторов". Многие из правил не утеряли актуальности и поныне.

Современный этикет унаследовал обычаи и традиции практически всех народов от седой древности и до наших дней. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического развития.


Как возник этикет.

Это знакомое нам слово «этикет» стало общеупотребимым в XVII веке. Дело было так: однажды на одном придворном приеме (в те времена как раз правил французский король Людовик XIV) гостям раздали карточки, на которых перечислялись некоторые приемлемые правила поведения. От их французского названия слово «этикет» и произошло, а позже оно вошло в языки многих стран.

Правила поведения возникли очень давно, на заре человеческого общества. Как только люди стали жить вместе, появилась потребность мирного сосуществования. Об этом писали еще приверженцы теории общественного договора — Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо. Отсюда следует вывод: приоритетная цель этикета состоит в том, чтобы сделать нашу жизнь максимально приятной и безопасной при общении друг с другом, сгладить все возможные острые углы и нечаянные обиды, предостеречь нас от случайных претензий и бед. Правила хорошего тона (стремление «вести себя прилично») существовали уже у древних. Так, в «Одиссее» Гомера, в египетских и римских рукописях уже упоминаются правила хорошего тона. Отношения между полами, начальниками и подчиненными, средства общения, приём чужаков были строго регламентированы. Нарушение этих правил влекло за собой исключение из социальной группы.

Чем двусмысленнее ситуация, чем больше опасность быть непонятым, тем больше необходимость регламентировать отношения между людьми. Поэтому не случаен первенец этикета — Дипломатический этикет. Уже древние греки придавали большое значение межгосударственным отношениям, они активно развивали дипломатический этикет, создав там сложную цепь необходимых ритуалов.

Затем возник придворный этикет. Каждая правящая династия создавала вокруг себя сложный церемониал с определенной степенью торжественности. На основе придворного этикета, только в более простой форме (этакая лайт версия), формируется общегражданский этикет.

Как мы выяснили, этикет начал формироваться еще в древности, но именно в эпоху средневековья он приобретает черты, которые мы знаем сегодня. В 11 веке возникает общественная система рыцарства, впоследствии распространившаяся по всей Европе. Рыцарство оказало огромное влияние на европейский этикет, создало вокруг феодальной аристократии бесчисленное множество новых ритуалов и церемоний. Кодекс чести предписывал рыцарю соблюдать сложные этикетные процедуры: посвящение в рыцари, принятие оммажа (от французского hommage — вассальная зависимость), объявление войны и участие в турнире, служение сеньору. Даже такое личное дело, как служение избранной даме сердца, описывалось своими этикетными нормами. Отступление от этих догм даже в мелочах могло уронить достоинство рыцаря в глазах других представителей этого класса. Каждый поступок рыцаря, его одежда и ее цвета, его слова и жесты — все имело определенное символическое значение. Даже когда требовалась быстрота действий и скорость, рыцарь должен был руководствоваться не здравым смыслом, а требованиями этикета. Известен пример, когда во время битвы при Креси французские рыцари, прискакавшие к королю со срочным боевым донесением, не нашли в себе смелости первыми обратиться к королю, поскольку только он обладал таким правом по отношению к своим подданным. Когда же король, наконец, соизволил поговорить с ними, рыцари долгое время препирались, уступая друг другу почетное право докладывать королю. Никто не думал, что творится на поле брани и о том, что промедление могло губительно отразиться на ходе битвы.

Этикет в странах Западной Европы развивался под большим влиянием местных национальных обычаев и традиций. Этические нормы различных слоев общества, религиозные обряды, суеверия и предрассудки так же сильно детерминируют становление и развитие этикетных норм.

К слову: Имейте в виду!

Многие современные правила поведения первоначально имели совсем другой смысл при своем возникновении (как правило, они берут свое начало из всевозможных ритуалов, которыми была пронизана жизнь древнего человека). Некоторые этикетные нормы прошлого изменились так, что сложно найти их исторические корни. Другие просто исчезли, как исчезли породившие их явления, но, так или иначе, все принятые ритуалы поведения наложили отпечаток на развитие этикета. Считается, что современный этикет наследует лучшие из обычаев прошлого, традиций поведения всех народов. Но! следует помнить об известной относительности требований этикета, они не являются абсолютными: условия их соблюдения зависят от места, времени, обстоятельств. Часто бывает, что поведение, не допустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть вполне уместным в иных условиях.

Вспомним, почему мужчина должен идти по улице слева от женщины. Всего лишь двести-триста лет назад мужчины имели правило носить на левом боку оружие — саблю, шпагу или кинжал. Чтобы это оружие не задевало женщину, если она рядом, становились слева от нее. Теперь такая помеха при променаде с дамой возможна лишь среди военных. Но обычай, тем не менее, сохранился для всех.

Есть обычаи, чье происхождение выяснить практически невозможно. Они, что называется, переходят из поколения в поколение. Но если уж они сохранились в неизменном виде, то, вряд ли стоит оспаривать народную мудрость, благодаря которой они и сохранились. Самым почетным гостям предоставляют места посредине стола, рядом с хозяевами или напротив них. В дом или в квартиру всегда первыми входят хозяева, а затем гости, если они пришли вместе.

Итак, этикет является очень большой и важной частью общечеловеческой культуры, морали, нравственности. Он вырабатывался на протяжении многих веков. Практически нет народа, который не сделал бы свой вклад в мировую сокровищницу этикета, пусть и в соответствии со своими представлениями о добре, справедливости, человечности.

Но даже самое строгое следование безликим схемам поведения не есть корень истинно правильного поведения, главным всегда остается искреннее, радушное и доброе отношение к людям. Ведь если все мелочи этикета не подкреплены внутренней воспитанностью и высокой нравственностью, то вряд ли от этикета будет много пользы окружающим нас людям.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!