Иванов С.В. Смерть переселенца: что на самом деле изображено на картине? (3 фото)

Тяжела была жизнь русской деревни.Так называемый переселенческий вопрос волновал в те годы многих представителей передовой русской культуры и искусства. Еще В. Г. Перов, родоначальник критического реализма, не прошел мимо этой темы. Известен, например, его рисунок «Смерть переселенца».
Тягостное впечатление произвели переселенцы на А. П. Чехова, проехавшего в 1890 году по дороге на Сахалин через всю Сибирь. Под влиянием разговоров с Чеховым совершил путешествие по Волге и Каме, на Урал, а оттуда в Сибирь и Н. Телешов. «За Уралом я увидел изнурительную жизнь наших переселенцев, – вспоминал он, – почти сказочные невзгоды и тягости народной мужицкой жизни».

Добрую половину своей жизни провел Иванов в путешествиях по России, внимательно, с живым интересом знакомясь с бытом многоликого трудового люда. В этих беспрестанных странствиях он познакомился и с жизнью переселенцев. «Многие десятки верст прошел он с ними в пыли дорог, под дождем, непогодой и палящим солнцем в степях, – рассказывают друзья Иванова, – много ночлегов провел с ними, заполняя свои альбомы рисунками и заметками, много трагических сцен прошло перед его глазами».

Бессильный помочь этим людям, художник с болью думал о безмерной трагичности их положения и обманчивости их мечтаний о «счастье», которого не суждено было им обрести в условиях царской России.

В конце 1880-х годов Иванов задумал большую серию картин, последовательно рассказывающих о жизни переселенцев. В первой картине – «Русь идет» – художник хотел показать начало их пути, когда люди еще бодры, здоровы и полны светлых надежд. «Переселенцы. Ходоки». 1886 .

Одна из заключительных картин цикла – «В дороге. Смерть переселенца»– самая сильная работа задуманной серии. Другие произведения на эту тему, создававшиеся ранее и позднее рядом писателей и художников, не раскрывали столь глубоко и вместе с тем столь просто трагедию переселенцев во всей ее страшной правде.


«В дороге. Смерть переселенца». 1889

Накаленная зноем степь. Легкое марево тушует линию горизонта. Беспредельной кажется эта выжженная солнцем пустынная земля. Вот одинокая переселенческая семья. Видно, последняя крайность заставила ее остановиться на этом голом месте, ничем не защищенном от палящих солнечных лучей.

Умер глава семьи, кормилец. Что ожидает несчастных мать и дочь в будущем – такой вопрос невольно задает себе всякий при взгляде на картину. А ответ ясен. Он читается в распростертой на голой земле фигуре матери. Нет слов и нет слез у убитой горем женщины.

В немом отчаянии скребет она скрюченными пальцами сухую землю. Тот же ответ читаем мы и в растерянном, почерневшем, словно потухший уголек, личике девочки, в ее застывших от ужаса глазах, во всей ее оцепеневшей истощенной фигурке. Надежды на какую бы то ни было помощь нет!

А ведь совсем еще недавно жизнь теплилась в маленьком перевозном домике. Потрескивал костер, готовился скудный обед, хлопотала подле огня хозяйка. Вся семья мечтала о том, что где-то далеко, в неведомом, благословенном крае, скоро начнется для нее новая, счастливая жизнь.

Теперь рушилось все. Умер главный работник, очевидно, пала и истощенная лошадь. Уже не нужны более хомут и дуга: они небрежно брошены возле телеги. Погас огонь в очаге. Опрокинутый ковш, голые палки пустого треножника, вытянутые, словно руки, в немой тоске пустые оглобли, – как все это безнадежно печально и трагично!

Переселенцы (Обратные переселенцы), 1888г

Иванов сознательно добивался именно такого впечатления. Подобно Перову в «Проводах покойника», он замкнул горе узким кругом семьи, отказавшись от фигур сочувствующих женщин, которые были в предварительном эскизе картины. Желая еще больше подчеркнуть обреченность переселенцев, художник решил не вводить в картину и лошадь, которая также была в эскизе. .

Сила картины Иванова не исчерпывается правдивой передачей конкретного момента. Это произведение являет собой типический образ крестьянской жизни в пореформенной России.

Источники.

http://www.russianculture.ru/formp.asp?ID=80&full

http://www.rodon.org/art-080808191839

Порой приходится спорить с разного рода монархистами, которые клянут русских большевиков за то, что они свергли царя (странное дело, я то знаю что царь сам отрёкся от престола во время февральской буржуазной революции), и разрушили счастливую крестьянскую жизнь, объединив крестьянские хозяйства в механизированные колхозы (те самые колхозы, что прокормили всю войну страну от фронта до фронта).

Они продолжают сопротивляться когда говоришь им о беспределе и нищете в которую окунули крестьян немецкие цари и их масонско-либеральное окружение, о регулярном голоде в царской России, который в силу климатических условий и низкого развития производительных сил селян (тяговая сила животных, соха, ручной труд) повторялся каждые 11 лет, и что русский болшевизм как народное повстанческое движение был порожден объективными причинами. Они говорят, что это дезинформация и пропаганда «окомуняченных совков».

Я не хочу сейчас обсуждать недостатки и достоинства «белого» и «красного» движения… Это отдельный и тяжелый для русского патриота разговор. Мне захотелось отправиться на рубеж 19 века и посмотреть на жизнь простого русского крестьянина глазами очевидца.

К счастью до наших дней сохранились объективные документы того времени – это картины наших знаменитых русских художников-передвижников, которых трудно заподозрить в симпатиях к Советской власти или социализму.

Оспорить запечатленную ими историю русского быта – невозможно.

Перов. «Чаепитие в Мытищах» 1862 г.



Год назад было отменено крепостное право. Очевидно эти нищие – отец и сын. Отец на протезе. Оба оборваны до крайности. Они пришли к Батюшке за подаянием. А куда ещё им идти?

Отношение этого Батюшки к гостям видно на картине. Служанка пытается выгнать их.

На картине мальчику лет десять. Октябрьский переворот произойдёт через 55 лет. Ему тогда будет лет – 65. Вряд-ли он доживёт до этого. Крестьяне умирали рано. Ну что поделаешь… Это счастливая жизнь?

Перов. «Проводы покойника» 1865 г.



А вот так крестьяне хоронили друг друга. Хочу обратить внимание монархистов на счастливые лица детей.

До Русской революции осталось 52 года.

Владимир Маковский. «Маленькие шарманщики» 1868 г.


Это уже больше городской пейзаж. Дети зарабатывающие на жизнь. Всмотритесь в их простые русские лица. По-моему их состояние и описывать не надо. Мальчику лет 9-10, девочке лет 5-6. До Русской революции осталось 49 лет. Бог его знает, вряд-ли они доживут.

Владимир Маковский «Посещение бедных» 1873 г.



Это уже не деревня, а маленький уездный русский городок. На картине изображён интерьер помещения бедной семьи. Это ещё не полный кошмар. У них есть печка, и они не совсем бесправные. Они просто не знают, что они счастливые, так как живут в самодержавном государстве.

Девочке, на картине, лет 6. Расслоение общества начинает достигать опасной величины. До Русской революции осталось 44 года. Она доживёт. Обязательно доживёт!

Илья Репин «Бурлаки на волге» 1873 г.



Без Комментариев. До Русской революции осталось 44 года.

Василий Перов «Монастырская трапеза» 1875 г.



Скромная трапеза слуг Божьих.

Кстати, читал в интернете у одного «учёного историка», что церковь проявляла максимальную заботу о своей пастве.

Деградация церкви, как организации налицо. До Русской революции осталось 42 года.

Василий Перов. «Тройка» 1880 г.



Малые дети, как тяговая сила, тащащие бадью с водой. До Русской революции осталось 37 лет.

Владимир Маковский. «Свидание» 1883 г.


Сын работает подмастерьем. Мать приехала навестить его и принесла гостинец. Она смотрит на сына с состраданием. На улице либо поздняя осень, либо зима (мать одета тепло). А вот сын стоит босиком.

До Русской революции осталось 34 года. Этот мальчик должен дожить.

Богданов Бельский. «Устный счёт» 1895 г.


Обратите внимание на одежду и обувь простых крестьянских детей. И тем не менее их можно назвать удачниками. Они учатся. И учатся не в церковно-приходской школе, а в нормальной. Им повезло. 70% населения была безграмотна. До революции осталось 22 года.

Тогда им будет около 40 лет. А через 66 лет, дети этих ребят бросят вызов самому могущественному государству мира – Соединённым Штатам. Их дети запустят в космос человека и испытают водородную бомбу. А дети, этих детей уже будут жить в двух-трёх комнатных квартирах. Они не будут знать безработицы, нищеты, тифа, туберкулёза и совершат самое страшное преступление – уничтожение своего народного социалистического государства, железного занавеса и своей социальной защищённости.

Их правнуки будут барахтаться в бардаке либерализма, регистрироваться на биржах труда, терять квартиры, будут драться, вешаться, спиваться и плавно приближаться к жизни которую можно охарактеризовать как «Чаепитие в Мытищах».

Итогом жизни, которая последовательно отображена на картинах представленных выше, является картина:

Маковский «9 января 1905 года» 1905 г.


Это – Кровавое Воскресенье. Расстрел рабочих. Погибло много русских людей.

Кто нибудь, посмотрев картины вверху, будет утверждать, что протест людей был спровоцирован большевиками? Неужели, счастливого и всем довольного человека можно вывести на протестный митинг? При чём тут «белые» и «красные»? Раскол в обществе был вызван объективными причинами и перерос в массовый яростный протест. Нищета, деградация всех ветвей власти, жирующие буржуи, неграмотность, болезни…

Кого из них надо было убеждать, кого агитировать?!..

При чём тут Ленин и Сталин?.. Раскол и развал в обществе обозначился такой, что управлять этим государством стало невозможно.

Последние 20 лет либералы нам говорят по телевизору, что дескать, Кровавое Воскресенье - это советский миф. Не было никакакого расстрела. И поп Гапон был нормальный пацан. Ну собрались на площади пьяные мужики, ну бузу устроили. Пришли полицейские с казаками. Стрельнули в воздух. Толпа остановилась. Потолковали с мужиками и… разошлись.

Тогда что делать с картиной Маковского, которая была написана в этом 1905 году? Получается, что картина врёт, а вот Познер, Сванидза и Новодворская говорят правду??

Иванов Сергей Васильевич. «Расстрел». 1905 год

Иванов Сергей Васильевич. «Бунт в деревне» 1889 г.


С.В.Иванов. «Едут. Карательный отряд». Между 1905 и 1909 гг.


Репин. «Арест пропагандиста» 1880-1889 гг.


Н. А. Ярошенко. «Всюду жизнь» 1888 г.


Вот такая печальная экскурсия…

Власть никто ни у кого не отбирал. Монархия выродилась биологически, в условых военного времени не смогла управлять страной и сдала Россию масонам-западникам. За два месяца до взятия Зимнего, ЭсЭры, засевшие в масонском Временном правительсте говорили – «Мы не чувствуем от большевиков никакой угрозы». Но русские большевики все же взяли власть.

Что представляла из себя царская Россия в начале 20 века? Это была отсталая аграрная страна, с примитивной системой государственного устройства, с ни черта не боеспособной армией, безграмотным, закабаленным русским народом, прогнившей сословной системой и немецким слабоумным царем-вырожденцем, страшно далеким от трудового народа.

Где в 1913 году били рекорды по продаже хлеба за границу, а лапотный русский народ пух с голоду.

К 1917 это была убитая Первой Мировой Войной развалина с вставшей промышленностью, остановившемся транспортом, с дизертирующей армией и городами умирающими от голода!

Эта была нищая, бедная страна, где работало 2 электростанции и то, подающие электричество на резиденции царя и его унитазы. Помимо этого в этой сраной сословной системе была орда чиновников, бюрократов, помещиков, капиталистов и прочей немецкой-польской-французкой-еврейской, русофобской либерально-масонской мрази, осознающей недалекость царя и использующих её в момент когда надо расстрелять сотню другую русских рабочих, то и дело восстающих против всех этих нечеловеческих условий!

И если бы не свершилась вторая Русская революция, мы бы коллективно потеряли возможность полетов в космос, и победу во второй мировой войне, и индустриализацию, и атомную электростанцию с луноходами, и термоядерные бомбы и наших родителей врядли доживших до своего рождения.

К слову белогвардейские армии, трижды плевали на царя, монархию и капитализм! И еще сотню раз плевали на трудовой русский народ!

И если бы не 17 год и не победа русской рабоче-крестьянской армии (русского повстанческого движения), то Россия как государство уже тогда перестала бы существовать и стала бы колонией Антанты и США (поставлявшим белому движению, танки, оружие, продовольствие и деньги), распалась на сибирско-уральские республики, ДВР, междоусобные казакии и прочую кучу независимых ничего не значимых княжеств которые месте с Колчаком_Юде-ничем_Врангелем делили бы власть еще лет 50.
Колчак хоть и русский офицер с примесью негров, зато был такой замечательный парень, что был назначен Англией ни больше ни меньше «верховным правителем России», а заодно и английским резидентом. Но вот крестьяне его «хорошего», как то не поняли. И решили, что пулю он получит вполне заслуженно.

И если бы не русская революция и «плохие» большевики, собравшие страну и русскую нацию из лохмотьев к 23 году и превратившие её в один большой военный индустриальный лагерь, мы бы уж точно ползали на коленях у западных стран, за право на жизнь под солнцем.

На последних курсах Московского училища живописи, ваяния и зодчества Сергей Иванов обращается к острым социальным проблемам. В частности, его внимание привлекло характерное для русской деревни последней четверти XIX века явление: во второй половине 1880-х годов началось переселение в Сибирь.

На изображении: «Переселенцы. Ходоки». 1886.

После реформы 1861 года возникла необходимость в решении земельного вопроса. Правительство видело выход в переселении безземельных крестьян в этот обширный малозаселённый край. Только за последние десятилетия XIX века несколько миллионов крестьян оставили свои ничтожные наделы, убогие избы и отправились на поиски «благодатных земель».

На изображении: "Переселенка в вагоне", 1886.

В одиночку, с женами и детьми, небольшими партиями, унося с собой свой утлый скарб, пешком и на подводах, а если повезет, то и по железной дороге, устремлялись они, вдохновленные утопическими мечтами о «Беловодье» или «Белой Арапии», навстречу тяжелым испытаниям и чаще всего жестоким разочарованиям. Трагедия безземельных крестьян, уходивших со своих исконных мест, из центральных губерний на окраины страны — в Сибирь и сотнями гибнущих в пути, — вот основная мысль цикла картин Иванова. Он запечатлел сцены крестьянской жизни в нарочито тусклых, «скорбных» по колориту картинах о переселенцах.

На изображении: «В дороге. Смерть переселенца». 1889.

С середины 1890-х годов начинается новый период в творчестве художника, связанный с созданием исторических произведений. В исторической живописи Иванова есть черты, роднящие его с искусством Сурикова и Рябушкина. Живописцу понятно состояние возбужденной массы в острые драматические моменты («Смута», 1897, Музей-квартира И. И. Бродского); «По приговору веча», 1896, частное собрание), его влечет сила русских народных характеров и он, подобно Рябушкину, находит красоту в явлениях народного быта, утверждает понимание этой красоты русским человеком. Иванов чутко улавливает живописные искания времени; его произведения этих лет приобретают особую колористическую звучность.

На изображении: "Смутноей время" (Тушинский лагерь)

Иванов выступил новатором исторического жанра, компонуя эпизоды русского Средневековья — в духе стиля модерн — почти как кинокадры, захватывающие зрителя своим динамичным ритмом, «эффектом присутствия» (Приезд иностранцев в Москву XVII столетия, 1901); «Царь. XVI век» (1902), Поход москвитян. XVI век, 1903). В них художник по-новому взглянул на историческое прошлое родины, изображая не героические моменты событий, а сцены быта из древнерусской жизни. Некоторые образы написаны с оттенком иронии, гротеска. В 1908-13 годах выполнил 18 работ для проекта «Картины по русской истории».

На изображении: «Юрьев день». 1908

На изображении: «Поход Войска Московской Руси», XVI век, картина 1903.

На изображении: «Смотр служилых людей», не позднее 1907

Своеобразные черты нервного «протоэкспрессионизма» с особой силой проступили у него в образах первой русской революции, в том числе в знаменитой картине «Расстрел» (1905, Историко-революционный музей «Красная Пресня», филиал ГЦМСИР), поразившей современников пронзительно отчаянным звучанием протеста.

Во время вооруженного восстания 1905 года в Москве он был его свидетелем и участником — оказывал помощь раненым в уличных боях студентам прямо в здании Московского университета на Моховой улице. Сохранились его рисунки жандармов и казаков, которые во время восстания квартировали в Манеже, возле Кремля.

Позже художник работает над картиной «Едут! Карательный отряд» (1905—1909, ГТГ).

На изображении: Едут! Карательный отряд.

На изображении: Семья, 1907 г.

На изображении: Приезд воеводы

На изображении: Немец, 1910

На изображении: Бунт в деревне, 1889 г.

На изображении: У острога. 1884 год

На изображение: Приезд иностранцев. XVII век. 1901 год

На изображении: Холопы боярские. 1909 год

Биография художника, творческий путь. Галерея картин.

Иванов Сергей Васильевич

Ivanov Sergey

(1864 - 1910)

Иванов Сергей Васильевич , русский живописец. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1878—82 и 1884—85) у И. М. Прянишникова, Е. С. Сорокина и в петербургской АХ (1882—84). Жил в Москве. Много путешествовал по России, в 1894 посетил Австрию, Италию, Францию. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1899) и один из основателей Союза русских художников. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (с 1900) и московском Строгановском художественно-промышленном училище (с 1899). Во 2-й половине 1880-х — начале 1890-х гг. работал над жанровыми картинами (в которых большую роль играет пейзаж), рисунками и литографиями, посвященными трагической судьбе русских крестьян-переселенцев и узников царских тюрем ("У острога", 1885, "В дороге. Смерть переселенца", 1889, — обе картины в Третьяковской галерее). Принимал участие в революционных событиях 1905 и одним из первых среди русских художников обратился к теме революционной борьбы русского крестьянства и пролетариата ("Бунт в деревне", 1889, "Расстрел", 1905, — обе картины в Музее Революции СССР в Москве; "Этап", 1891, картина не сохранилась; офорты "Расстрел", "У стенки. Эпизод 1905 года", оба — между 1905 и 1910).

С 1895 И. обращается к исторической живописи. Жизнь народа и черты национального характера, их связь с грядущими судьбами России — такова мироощущенческая основа его исторических картин, то воплощающих стихийную мощь народного движения ("Смута", 1897, Музей-квартира И. И. Бродского, Ленинград), то с большой убедительностью и исторической достоверностью (порой не без элементов социальной сатиры) воссоздающих бытовые сцены прошлого ("Приезд иностранцев в Москву 17 столетия", 1901, "Царь. 16 век", 1902, — обе в Третьяковской галерее). В творчестве И. социально-критическая направленность сочетается с поисками новых композиционных и цветовых решений, эмоционально обогащающих выразительные возможности жанровой и исторической живописи. Выполнял также иллюстрации.

Лит.: Грановский И. Н ., С. В. Иванов. Жизнь и творчество, М., 1962.

В. М. Петюшенко
БСЭ, 1969-1978

______________________________

Сергей Васильевич Иванов родился 16 июня 1864 года в городе Рузе, Московской губернии в обедневшей дворянской семье. Детские впечатления о пребывании на родине своих предков по отцовской и материнской линии в Воронежской и Самарской губернии надолго сохранились в его памяти и в дальнейшем нашли воплощение в творчестве.

Способности к рисованию у него проявились очень рано, но прежде чем поступить в МУЖВЗ ему пришлось по воле родителей учиться в московском Межевой институте, где преподавалось рисование и черчение. Встреча будущего художника с П.П.Синебатовым, закончившим Академию художеств, значительно изменила его жизнь. Воспользовшись его советом, он приступил к самостоятельному копированию, а затем в 1878 году подал документы в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое сначала посещал как вольнослушатель. В 1882 году, окончив научный курс и фигурный класс училища, он перевелся в Петербургскую академию художеств, но в 1884 году вернулся в Москву. Отличительные качества характера Иванова - самостоятельность и решительность, сыграли не последнюю роль, когда он совершил очень смелый поступок. В 1885 году он покинул училище, даже не приступив к выпускным работам. Увлеченный жизненными темами, непоседливый, стремящийся к новым впечатлениям, его не смутило, что без конкурсной картины, он получит лишь свидетельство на звание учителя рисования. Идея совершить большое путешествие по разным губерниям России его занимала значительно больше. Художнику захотелось своими глазами увидеть, как складывалась судьба крестьян-переселенцев, огромными толпами движущихся на восток России, после проведенной П.А.Столыпиным реформы, в надежде обрести землю и лучшую жизнь. Это большое путешествие по Московской, Рязанской, Владимирской, Самарской, Оренбургской и Воронежской губернии началось весной 1885 года. Результатом его стала целая серия рисунков, этюдов и картин о жизни переселенцев, среди них наиболее удачной в живописном отношении явилась небольшой холст «Переселенка в вагоне». Картина появилась на ученической выставке 1886 и была куплена В.Д.Поленовым, который с большим вниманием и заботой относился к начинающему живописцу. Надо сказать, что и Иванов, также на протяжении всей жизни, испытывал дружескую привязанность к Поленову. В 1880-х годах он был частым гостем в его доме, участвуя среди другой молодежи в поленовских рисовальных вечерах. «Переселенка в вагоне», по свежести восприятия близкая к этюду, была написана на открытом воздухе, не без влияния Поленова - мастера пленэрной живописи. Работа поражала жизненностью сцены, ярким солнечным освещением, и умело схваченным образом старушки, сидящей в вагоне. Немного позже появились другие этюды и законченные произведения, среди них: «Переселенцы. Одинокие», «В дороге. Смерть переселенца». В них тема безысходной крестьянской жизни доведена до предельной степени социальной заостренности и звучит также мощно, как в лучших работах передвижников. Картина «В дороге. Смерть переселенца» была принята на XVII передвижную выставку, проходившую в 1889 году.

Кроме художественных способностей Иванов обладал научным складом ума. Во время путешествий он всегда производил интересные этнографические, архитектурные, бытовые зарисовки и научные описания. Летом 1886 года в Самарской губернии он натолкнулся на могильники каменного века и серьезно ими заинтересовался. Со временем он собрал любопытную палеонтологическую коллекцию, часть которой была подарена В.Д.Поленову и размещена в усадьбе «Борок». Научные и художественные интересы побудили Иванова серьезно заняться фотографией. Множество снимков, сделанных во время путешествий, затем использовались в работе над историческими картинами. Художник был действительным членом Русского фотографического и географического горного общества.

С.В. Иванов очень много путешествовал. Летом 1888 года по его инициативе была организована совместная с А.Е.Архиповым, С.А.Виноградовым и Е.М.Хрусловым поездка по Волге. От этой поездки сохранилось множество рисунком и этюдов. В августе этого же года Иванов едет с экспедицией на Кавказ, с целью посещения малоизвестных местностей и достижения вершин Большого и Малого Арарата. В книге участников экспедиции - Е.П.Ковалевского и Е.С.Маркова «На горах Араратских», изданной в 1889 году помещены многочисленные рисунки С.Иванова. В 1896 году он оказался в Феодосии, а потом путешествовал по Дагестану. В 1898 совершил поездку по Вятской губернии, затем проследовал в калмыцкие и киргизские степи и на озеро Баскунчак. В 1899 и 1901 его вновь тянет на Волгу. В 1894 году он оказался в Европе, посетив Париж, Вену, Венецию, Милан и Геную, но милее ему были старинные русские города - Ростов, Ярославль, Вологда, Зарайск, в которых он бывал неоднократно.

С 1889 года художника на несколько лет захватила тема арестантов. Получив официальное разрешение на посещение острогов, Иванов почти все время проводит в тюрьмах, зарисовывая находящихся там. Об этом рассказывают многочисленные этюды с изображением суровых лиц и бритых затылков. В 1891 году в течение месяца он ежедневно посещал Саратовскую пересыльную тюрьму. Затем переехав в Аткарск, где также содержались заключенные, он поселился в доме напротив тюрьмы и пишет картины «Этап» и «Татарин на молитве». В последней изображен стоящий во весь рост мусульманин в арестантском халате и тюбетейке, который творит свой вечерний намаз.

Даже работая над серией иллюстраций к двухтомному изданию М.Ю.Лермонтова, предпринятого П.П.Кончаловским в издательстве Кушнерева, он продолжал свою «арестантскую серию». Из пятнадцати иллюстраций, почти все, тем или иным образом, связаны с этой темой. Иллюстрируя стихотворения: «Желание», «Узник», «Сосед», он не стремился передать романтический характер поэзии Лермонтова, а трактовал их буквально и достоверно, пользуясь натурой и теми зарисовками, которые выполнялись в макарьевском остроге.

В 1894 году, желая получить новые впечатления, а также обновить свое искусство, которое, по его мнению, зашло в тупик, С.В.Иванов с женой совершил путешествие в Европу. Художник намеревался целый год провести во Франции, живя в Париже, но впечатления полученные от этого города и состояния современного западного искусства его глубоко разочаровали. Об этой поездке он писал художнику А.А.Киселеву: «Хорошо теперь в России. Хотя я всего месяц здесь, в Париже, но начинаю тосковать - простору нет. Видел Салоны и прочие выставки, и они мне не дали того, что ожидал, здесь из 3000 вещей нашел только 100, на которых можно остановиться …поражает отсутствие жизни». В другом письме тому же адресату он с печалью констатирует: «здесь нет теперь ничего хорошего и ездить сюда учиться нет смысла». Через три месяца Ивановы возвратились в Москву.

Однако эта поездка не прошла даром, обостренное чувство любви к родине, нахлынувшее в Европе и современная французская живопись, как бы отрицательно не воспринимал ее живописец, отразились в его творчестве. С 1895 года он приступил к историческому жанру, а его манера письма заметно раскрепостился. Увлечению историей в значительной степени также способствовало изучение «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина.

Первый сюжет, заинтересовавший художника, был связан с историей смутного времени. Большое полотно под названием «Смута» было написано в 1897 году, в старинном городе Зарайске. На картине в экспрессивных позах предстала разбушевавшаяся толпа, чинящая свой жестокий суд над Гришкой Отрепьевым. Работая над ним, художник стремился предельно точно воссоздать эпоху, изображая в произведении подлинные костюмы и старинное оружие: щиты, сабли, секиры, которые он предварительно зарисовал в музее Эрмитажа. На Новгородском базаре ему удалось приобрести несколько старых вещей, помогли и исторические труды, которые он тщательно изучал: «Сказание Массы и Геркмана о Смутном времени в России» и «Сказания современников о Димитрии Самозванце». Однако, несмотря на тщательное исполнение, это произведение, как и ожидал Иванов, не приняли ни на одну выставку.

Зато следующая - «В лесу. Памяти Стефана Пермского и других просветителей инородцев», в которой он нашел удачную композиционную форму для передачи глубокой христианской идеи просветительства языческих племен была взята на Передвижную выставку 1899 года, тогда же он стал полноправным членом Товарищества передвижников.

В эти же годы параллельно Иванов трудился над иллюстрациями к произведениям А.С.Пушкина, вышедшими в1898-1899 году в издательстве Кушнерева. Его привлекала возможность в повести «Капитанской дочки» и «Песни о вещем Олеге», которые он выбрал для иллюстрирования, отразить русскую историю. Особенно занимал художника образ Емельяна Пугачева. Для него он написал несколько портретов, в том числе и свой «Автопортрет в шапке», названный сердитым. Но лучшей все-таки стала иллюстрация изображающая князя Олега и кудесника.

В 1901 году С.В.Иванов вызвал большое удивление, показав на выставке 36-ти свое новое творение - картину «Приезд иностранцев. ХVII век», которую П.М.Третьяков купил сразу еще до открытия выставки. Создавалось впечатление, что это полотно, также как следующее - «Царь. XVI век» было написано другим автором. Невиданная до этого композиционная свобода и использование ярких, практически локальных цветов делали картину необычной и декоративной. Огромные пушистые сугробы снега, маленькие бревенчатые дома, церквушки, написанные с большим чувством, передача ощущения морозного воздуха и патриархального уюта позволили наполнить поэзией сцену из прошлого и придать ей реальность. Очень выразительны фигуры и срезанные рамой лица старика в длиннополой шубе с большой связкой бубликов в руке и молодой особы, которую он спешит увести. Писатель и публицист Г.А.Мачтет поздравляя художника с этой картиной писал: «Как колоссальный гений Виктора Васнецова, окунувшись в высокий родной эпос, дает нам его в образах, воссоздавая представления народа, его понятия, его «красоту», уча нас понимать «народную душу», - так и вы в своей картине «Приезд гостей» воссоздаете нам наше прошлое и далекое…Я дышал той, дикой Москвой, - я не мог оторвать глаз от этого сурового варвара, уводящего глупую пугливую Федору от вражьего «глаза».

В 1903 Иванов побывал в деревне Свистухе Дмитровского уезда Московской губернии и сразу же пленился тихим живописным местом на берегу реки Яхромы. Здесь прожил он последние семь лет, построив по своему проекту небольшой дом и мастерскую. Здесь он написал одну из лучший своих картин «Семья». Она написана на большом холсте, что, безусловно, указывает на то значение, которое придавал художник своей работе. На ней изображена вереница людей, шествующих по пушистому снегу через все село с особой торжественностью и величием. Полотно исполнено в свободной, пастозной манере письма с применением яркой красочной палитры, в которой преобладают белые, желтые, красные и синие тона. Оно поражает оптимистическим и жизнеутверждающим настроем. Огромную роль в раскрытии эмоционального строя произведения выполнил пейзаж. Он поистине превратился в одно из главных действующих лиц. Природу, также как этюды крестьян, Иванов писал зимой на пленэре, сконструировав для этой цели специально на санях обогреваемую мастерскую.

В 1903 году С.В.Иванов принял большое участие в создании творческого объединения «Союз русских художников». В значительной степени оно возникло благодаря его организаторским качествам и боевому, решительному характеру. Сразу же после появления «Союза», художник покинул Товарищество передвижных художественных выставок и до конца своих дней выставлялся только здесь. Страстный характер Иванова, который в буквальном смысле «бросал его на баррикады», отмечали все знавшие его. Во время революции 1905 года он не только проявил сочувствие восставшим, но, как и В.А.Серов, создал много графических и живописных произведений на эту тему, в том числе картину «Расстрел».

Интересную характеристику С.В.Иванова, еще ученика училища, дал М.В.Нестеров в своих воспоминаниях. Он писал: «Вид у него был студента-бунтаря, оборванный, длинные ноги, вихрастая голова. Горячий пылкий человек, искренние горячие увлечения. Всегда помогал речи своим жестом, нарочито страстным. Прямой, безукоризненно честный, и привлекало в нем все…Иванов, с виду суровый, часто проявлял свой юношеский задор и энергию, заражая других. Любил быть коноводом в затеях, но если не удавалось какое-нибудь предприятие, то унывал. Иногда его товарищи за это посмеивались над ним. Бунтарская натура "адского поджигателя"… Пылкий и горячий, он иногда производил впечатление человека резкого даже деспотичного, но под этим скрывалась очень глубокая и мягкая натура». Этот прекрасный словесный портрет дополняет визуальный, исполненный в 1903 году художником И.Э.Бразом. С него устремлен взгляд человека с великой скорбью и напряжением смотрящей в этот непростой мир.
С.В.Иванов внезапно умер от разрыва сердца 16 августа 1910 года в деревне Свистухе, где тихо жил последние годы.

Художник яркого дарования, Иванов родился в Рузе Московской губернии в семье чиновника. Учился в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества (1878-1882, 1884-1885) у И.М.Прянишникова и Академии Художеств в Петербурге.

С самого начала направленность его произведений вполне очевидна: история России в прошлом и настоящем. Первая картина «В дороге. Смерть переселенца» (1889), которая принесла художнику известность, была написана в стиле раннего творчества передвижников, но отношение к происходящему уже другое. Смерть кормильца, одиночество осиротевшей семьи — подчеркивается пустынным пейзажем выжженной степи. В картине художник активно использовал художественные средства композиции. Продолжая традиции, Иванов стремился к искусству остродраматическому, чутко передающему «биение человеческой души», которое нашло воплощение в картинах о жизни крестьян («К помещице с просьбой», 1885) и «арестантской» темах («Этап», 1892).

Поиски Ивановым новых композиционных и цветовых решений — неожиданные ракурсы, декоративность плоских цветовых пятен привели художника к участию в создании Союза русских художников.

В 1900 г. в творчестве С.Иванова становится все заметнее влияние импрессионизма. Передача световоздушной среды выделяет главные объекты композиций. Произведения художника характеризует лаконично-заостренная трактовка образов.

С конца 1890-х годов художник работал преимущественно над картинами из русского прошлого. В прошлом России художника влекли прежде всего острые драматические моменты, сила русских народных характеров («Поход москвитян. XVI век», 1903), красота старинного быта («Семья», 1910). Злой иронией были проникнуты работы Иванова из жизни паря, бояр, демонстрируя исторические корни таких явлений, как дремучее мещанство, сановнее чванство. В 1902 голу на выставке «Союза 36» Иванов представил картину «Царь. XVI век». Зимний день, по московской улице движется парадный кортеж, во главе которого торжественно шествуют гридни (стражи) в красных кафтанах. На великолепно украшенной лошади, в богатых одеждах едет царь, толстый и неуклюжий, с поднятым кверху, напыщенным липом. Но люли, в приступе подданнического чувства уткнувшиеся в снег, не могут оценить «величия момента». Используя прием «калорированной композиции», художник максимально приблизил изображение к зрителю, как бы создав «эффект присутствия» его внутри. Эту работу отличает яркий цветовой строй, выразительность силуэтных решений, свободная живопись.

В поисках нового живописного языка, Иванов выступил новатором исторического жанра: его полотна напоминали застывшие кинокадры, захватывающие зрителя своим динамичным ритмом («Приезд иностранцев в Москву XVII столетия», 1901). Последней работой художника стал цикл о событиях 1905 года («Расстрел»).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!