Коррекционная работа практического психолога ош. Коррекционная и развивающая работа психолога в начальной школе

Коррекционная работа осуществляется в специальных классах. Наибольшую известность получили:

классы коррекции

выравнивания

компенсирующего обучения

коррекционно-развивающие

Последние пришли на смену всем вышеперечисленным.

Система коррекционно-развивающего обучения была предложена в середине 90-х годов XX столетия Институтом коррекционной педагогики РАО. Принципиально новым в этом направлении считается возможность перевода ребенка на определенном этапе обучения из коррекционно-развивающего класса в обычный. Система коррекционно-развивающих классов предусматривает комплексный подход и вариативность образования. В школе, имеющей указанные классы, обязательно должна быть бригада специалистов, состоящая из дефектолога, логопеда, психолога, социального педагога и врача, которые должны взаимодействовать на уровне психолого-медико-педагогического консилиума. Комплектование этих классов осуществляется как на основе диагностики развития детей, проводимой специалистами в детском саду, так и на основе результатов обучения в школе: по итогам первого класса и по итогам обучения в конце начальной школы перед переходом в среднюю.

Направление в коррекционно-развивающие классы дает психолого-медико-педагогическая комиссия.

Коррекционно-развивающие классы работают по специальным программам, разработанным дефектологами. По положению в таких классах должно быть 12 человек.

Грамотная работа с детьми в коррекционно-развивающих классах - это несомненный плюс в развитии дифференцированного обучения. К сожалению, сегодня встречаются еще и старые классы коррекции, отбор детей в которые осуществляется по весьма нечетким критериям. Причем на нормативном уровне эти классы больше не существуют, но в реальной жизни их пока еще достаточно много. Эти классы по-прежнему создаются как в начальной школе, так и в средней. Сохранение классов коррекции, несмотря на их неэффективность, вероятно, можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, далеко не всюду есть специалисты, необходимые для создания коррекционно-развивающих классов в соответствии с нормативными документами. Во-вторых, не все школы, испытывающие потребность в таких классах, получают достаточное финансирование для оплаты указанных специалистов.

Развивающая работа с детьми, не готовыми к школе, должна проводиться еще до начала систематического школьного обучения. Такая работа успешно проходит в специальных группах развития, в которых реализуется не обучающая, а развивающая психику ребенка программа.

В группе развития не ставятся специальные задачи научить детей читать, считать, писать. Зато как задача рассматривается психическое развитие ребенка до уровня готовности к школе.

Группы развития принципиально отличаются от тренинговых групп, в которых у детей тренируют отдельные психические функции.

Для того чтобы группа развития принесла ожидаемый результат, необходимо скрупулезное соблюдение методологических принципов, заложенных в ее основу:

1) развитие отдельных психических процессов через перестройку и развитие мотивационной сферы ребенка;

2) субъектное отношение к ребенку;

3) развивающая работа должна строиться на основе индивидуального подхода, учитывающего «зону ближайшего развития» ребенка;

4) занятия должны проходить в игровой форме и вызывать у участников группы живой интерес;

5) отношения с детьми должны быть доброжелательными и дружелюбными, недопустимы менторская позиция и порицание за неуспех;

6) ребенок должен иметь право на ошибку;

7) успех должен переживаться ребятами как радость. Этому способствует положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося со стороны ведущего группу;

8) большое внимание на занятиях должно уделяться развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы. Оценка - это не отметка, выраженная тем или иным баллом («один», «два», «пять»), а словесный развернутый анализ достоинств и недостатков качества выполненной работы.

Особо следует остановиться на поведении того, кто ведет группу. Прежде всего психолог или педагог, ведущий занятия, должен заражать детей своей эмоциональностью. Он как бы переливает в ребят свою энергию, стараясь расшевелить их и зажечь в них интерес к предлагаемым заданиям. Образно можно сказать, что ведущий группу является эмоциональным донором для ее участников. Эмоциональный фон, на котором проходят занятия, очень важен еще и потому, что он способствует усвоению информации, идущей от взрослого. Чем разнообразнее поведение последнего (мимика, жесты, интонация речи и т. д.), тем легче и быстрее усваивается передаваемая им информация, поскольку фон, на котором преподносится некоторое содержание, постоянно вызывает ориентировочную реакцию у слушателей.

Основная задача группы развития - формирование познавательной мотивации и на ее основе развитие детей в целом. В итоге у ребенка появляется учебная мотивация.

игры, расширяющие кругозор и словарный запас ребенка;

логические игры;

игры с правилами;

игры, развивающие фонематический слух;

игры, развивающие внимание и память;

игры, развивающие мелкую и крупную моторику ребенка;

игры на ориентацию в пространстве.

Но кроме всевозможных игр существенное место в программе группразвития должно быть уделено занятиям по литературе , на которых дети знакомятся с хорошими детскими книгами. На этих же занятиях ребята учатся правильно и литературно говорить.

По мере появления познавательного интереса у детей и улучшения их психического развития в целом, после того как они с удовольствием начнут слушать книги, будут справляться с играми на фонематический слух и с логическими играми, можно начинать обучение чтению и счету . Но азы чтения и счета также должны даваться в игровой форме, а не в виде уроков.

Предлагаемые группы развития лучше всего проводить с ребятами в возрасте от 5,5 до 7 лет до начала обучения в I классе школы. Группа развития, функционирующая параллельно с учебой в I классе, дает эффект только в том случае, если действия психолога и учителя согласованы.

Группы развития обладают еще и диагностической функцией. Через год занятий они достаточно точно позволяют выделить детей, которым требуется обучение в специальной школе или коррекционно-развивающем классе. Это будут умственно отсталые дети и дети с тяжелыми формами задержки психического развития, для которых целенаправленная развивающая работа не дает ожидаемого эффекта.

По материалам лекций:

Коррекционно-развивающая работа с учащимися классов - один из важных пунктов работы психолога начальной школы. Несколько слов о содержании и организации психологической коррекции в начальной школе. Психолог составляет программу коррекционных занятий на весь учебный год. Занятия проходят один раз в неделю. После каждого занятия учащиеся получают домашние задания, если они не успели выполнить их во время урока. В начале года во время первого родительского собрания ставим родителей в известность о предстоящей групповой или индивидуальной работе психолога с детьми. Родители пишут своё согласие на коррекционную работу в письменном виде. Обычно учащиеся с видимым удовольствием посещают эти занятия, т.к. "там хорошо, весело и мы играем в разные игры и выполняем интересные задания".

Различают индивидуальную и групповую коррекции. Индивидуальная коррекция подразумевает индивидуальные занятия психолога с детьми. Показания к индивидуальной коррекции связаны с личностными особенностями ребёнка и с запросами взрослых: родителей или учителя. От кого бы не поступил запрос, в начале коррекции проводится диагностика ребёнка. После чего намечаются пути коррекции. В первых классах коррекционная работа проводится по результатам психодиагностического скрининга. Скрининг проводится дважды в год: в начале и в конце учебного года. Те учащиеся, которые по итогам выполнения заданий оказываются в третьей и четвёртой группах (группа риска и группа экстрариска), являются детьми, с которыми проводится индивидуальная психологическая коррекционная работа.

Работа проводится по расписанию и графикам индивидуальной и групповой работы. В первых классах индивидуальной психологической работой охвачены 10 человек. Во вторых, третьих и четвёртых классах индивидуальная работа проводится с 20 учащимися.

Под групповой формой коррекции подразумевается работа психолога с группой детей от 9-10 человек. На наш взгляд, групповая коррекция оказывается более эффективной, чем индивидуальная. Она особенно полезна и актуальна той группе детей, которые испытывают трудности в общении и контактах со сверстниками, обладающих обидчивым характером, замкнутых, неуравновешенных, пугливых, застенчивых или агрессивных, имеющих проблемы в социуме.

На групповых коррекционных занятиях нами применяются различные методики и приёмы, которые помогают ребёнку расслабиться, отдохнуть и снять напряжение от уроков. На психологических занятиях применяется такая методика, как групповая релаксация на фоне спокойной инструментальной музыки.

Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Зарубежные психологи уже давно используют музыку в рамках антистрессовых программ. Коррекционные занятия обычно начинается с расслабления. Учащиеся прослушивают музыкальные произведения, а потом обсуждают собственные переживания, воспоминания и мысли, возникающие у них в ходе прослушивания. Одновременно идёт и развитие речи учащихся. После обсуждения ребята рисуют на большом ватманом листе всё то, что они мысленно увидели во время расслабления. Здесь одновременно с музыкотерапией используется и арттерапия.

Арттерапия - это форма психотерапии, основанная на изобразительном искусстве и творческой деятельности ученика. Ребёнок произвольно выражает свои внутренние переживания и совершенно не беспокоится о художественных достоинствах своей работы.

Иногда перед расслаблением ребятам даются задания:

Например, увидеть самое счастливое место на земле, где ребёнок чувствовал бы себя свободным и уверенным, находился бы на вершине блаженства, радости и покоя.

Или увидеть, а потом изобразить на ватмане подарок самому дорогому и любимому человеку. Этот подарок не имеет цены, он практически бесценен и его невозможно купить ни за какие деньги.

Еще по теме Коррекционная и развивающая работа психолога в начальной школе:

  1. Задачи деятельности психолога в начальной школе. Формы работы психолога в начальной школе.
  2. 38. Принципы коррекционно-развивающей работы в массовой школе.
  3. 27.Школа как развивающаяся образовательная и педагогическая система. Научно-методическая и экспериментальная работа в развивающейся школе.

Психологическое консультирование и психологическая коррекция в деятельности психолога образования неразрывно взаимосвязаны. Это обусловлено тем, что психолог наблюдает ребенка в развитии на протяжении всего периода его пребывания в образовательном учреждении и своевременно выявляет все его недостатки и трудности. Коррекционная работа начинается всегда с проведения индивидуальной консультации – родителей ребенка или самого ребенка (в зависимости от его возраста). В психо­логической практике существует определенная мо­дель консультации:

1. установление контакта – структурирование, достижение взаимопонимания;

2. сбор информации о клиенте – выявление сути его проблемы;

3. определение темы – выход на желаемый результат, осознание результа­та;

4. принятие решения – выработка решений, обсуждение разных вариан­тов;

5. резюме психолога – обобщение результатов, переход от обучения к действию.

В процессе консультации с родителями вырабатывается план коррекционной работы психолога с ребенком. Психологическая коррекция является одним из основных направлений практической деятельности психолога. Под психологической коррекцией понимается деятель­ность психолога по исправлению особенностей психического развития, не соответствующих оптимальной модели. Коррекционная работа осуществляется психологом с группой детей или индивидуально с ребенком при активном содействии родителей, воспитателей, учителей. В работе психолога образования коррекция представляет собой совокупность психолого-педагогических воздей­ствий, направленных на исправление или профи­лактику недостатков и отклонений в развитии ребенка. Основными задачами коррекции психического развития ребенка являются: 1) коррекция отклонений в развитии на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка; 2) профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития.

В зависимости от характера коррекции различают две ее формы: симптоматическую – направленную на симптомы отклонений в развитии, и этиологическую коррекцию, направленную на источники и причины отклонений в развитии. Вторая форма коррекции имеет безусловный приоритет перед симптоматической формой. Недостаточность симптоматической коррекции обусловлена тем, что одни и те же симптомы отклонений в развитии могут иметь совершенно различную природу, причины и психологическую структуру и требовать различных способов преодоления и профилактики негативной симптоматики. Наиболее эффективной является взаимосвязь двух форм коррекционной работы – симптоматической и этиологической.

Психолог осуществляет коррекцию развития в случае его временной задержки, со­циально-педагогической запущенности и других девиаций, вызванных социально-психологическими и педагогически­ми причинами. Психолог, занимающийся коррекцией, работает по схе­ме: что есть – что должно быть – что надо сделать, чтобы было должное. Психолог должен определить норму психического развития, учитывая три уровня анализа этой категории: нейропсихологический, общепсихологический и возрастно-психологический. На нейропсихологическом уровне анализа психолог делает заключе­ние о мозговой организации исследуемого явления (функциональная орга­низация мозга, пси­хические функции, локальные поражения мозга). Общепсихологический анализ содержания нормы психи­ческого развития предполагает использование данных об ос­новных закономерностях и механизмах функционирования психики. Возрастно-психологический анализ позволяет кон­кретизировать полученные данные применительно к возра­сту и индивидуализировать их в применении к конкретной личности.

Коррекционная работа определяется следующими основными принци­пами:

1) принцип единства диагностики и коррекции развития: задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной диагностики и ближайшего вероятностного прогноза развития;

2) принцип нормативности развития: существование некоторой «возрастной нормы» развития, своеобразного эталона воз­раста требует учета основных зако­номерностей психического развития и значения последова­тельных стадий развития для формирования личности ре­бенка;

3) принцип коррекции «сверху вниз»: основным содержанием коррекционной работы является создание зоны ближайшего развития личности; коррекция должна носить опережающий, предвосхищающий характер;

4) принцип коррекции «снизу вверх»: тренировка уже имеющихся психологических способностей человека;

5) принцип системности развития психи­ческой деятельности: необходимость учета сложного системного характера психи­ческого развития в онтогенезе;

6) деятельностный принцип коррекции: организация активной деятельности клиента, формирование обобщенных способов ориентирования в различных сферах предметной деятельности и межличностных взаимодействий.

Среди наиболее типичных трудностей можно вы­делить следующие: несоответствие уровня развития ребенка возрастной норме; неготовность к школьному обучению; низкий уровень про­извольной регуляции; негативные тенденции личностного развития; комму­никативные проблемы, проблемы поведения, эмоциональные нарушения; дезадаптация в детском саду, школе; неуспеваемость; проблемы взаимоотношений в семье. Каждому возрастному периоду сопутствуют определенные психологические трудности и проблемы (таблица 10).

Таблица 10

Психологические трудности

Новообразования

Психологические трудности

Младенчество

доверие – недоверие

Страх темноты, незнакомого лица; проблемы сна, питания

Автономность – зависимость

Негативизм, застенчивость, страх покинутости

Дошкольный возраст

Инициативность –

чувство вины

Агрессивность, гиперактивность, речевые трудности, энурез, страхи

Младший школьный возраст

Уверенность – неуверенность

Школьная дезадаптация, социальные страхи, низкая самооценка

Подростковый возраст

Социальная

идентичность

Проблемы общения, девиантное поведение, чувство одиночества

Самоопределение

Отклоняющееся поведение, тревожность, подавленность

В зависимости от характера трудностей предлагаются следующие пути психокоррекции:

1. Коррекция умственного развития – развитие сенсорных способностей, мышления, внимания, памяти, речи; развитие познавательной мотивации.

2. Коррекция готовности ребенка к обучению – коррекция внутренней позиции ребенка; формирование положительной мо­тивации, адекватной само­оценки; развитие мелкой моторики, пространственной ори­ентации, представлений о количестве, вели­чине и др.

3. Коррекция поведения – 1) мотивационный блок: четкое выделение цели, принятие и осознание ее ребен­ком; выделение поэтапных подцелей; обеспечение достижения цели и одобрение успеха; перенос успеха на самостоятельное поведение; перенос произвольной регуляции на фрустрирующую ситуацию; 2) операционно-регулятивный блок: совместное со взрослым планирование содержания и пос­ледовательности операций по достижению цели; предметное и знаковое моделирование пути действия; овладение различными способами планирования; распределение функций в дея­тельности; формирование мотивационной готовности к деятель­ности; формирование действий самооценки и контроля и др.

4. Коррекция личностного развития – изменение воспитательных установок родителей; родительский тренинг; тренинг педагогического общения; игры психолога с ребенком (развитие отношений равноправия и партнерства); игры ребенка с родителями (проба на совме­стную деятельность); коллективные игры (распределение ролей и регуляция отношений); игровая коррекция поведения, арттерапия, психогимнастика и др.

Психокоррекционная работа может носить как комплексный характер, так и сим­птоматический, направленный на определенные области раз­вития, поведения и общения ребенка. Главным является реализация индиви­дуального подхода, создание условий для развития тех или иных психологических качеств ребенка или взрослого. «Непланируемость» личностного роста, признание бесконечности и неограничен­ности этого процесса является одной из главных особеннос­тей психокоррекции. Задача психолога – создать условия для более полного личностного роста, но ни в коем случае не подталкивать человека к достижению определенных, заранее регламентированных результатов. Психокоррекционные приемы должны основываться на естественных движущих силах психического и личностного развития. Такими силами являются деятельность ребенка и система его отношений.

В психокоррекции следует использовать те виды деятель­ности и те системы отношений, которые являются значи­мыми для участников коррекции, имеют яркую индивидуальную ок­раску, по отношению к которым имеются острые эмоци­онально насыщенные переживания. Особое значение имеет психокоррекционный контакт с участниками психокоррекции. Специфичность контакта свя­зана с признанием субъект-субъектных, диалоговых отно­шений. Специалист становится активным субъектом психологического воздействия и достигает как можно более пол­ного принятия индивидуального облика и личности пациента во всем сложном переплетении сильных и слабых сторон человеческой души.

В процессе психокоррекции отношения между объектами коррекции и специалистом строятся по принципу партнерства, когда признается право каждого на ответствен­ность, руководство, поиск, личностный рост, психологи­ческую независимость. Такая позиция психолога создает наилучшие условия для реализации всех рычагов психокоррекционного действия. Главными в психокоррекции являются эмоциональные про­цессы, переживания, а эмоции – весьма подвижные и ди­намичные психологические образования. Переживания с яркой эмоциональ­ной окраской создают возможность нового видения старых проблем, нового взгляда на жизненную си­туацию, на близких людей, на систему своих отношений, на свою деятельность. Переворот в сознании, перестройка элементов сознания и самосознания – это результат острых эмоциональных переживаний, которые достигаются в психокоррекционном процессе.

Психолог должен использовать доступный, понятный язык, убедительный, вну­шающий, вызывающий эмоциональный отклик. Необходимо быть предельно искренним в своих эмоциональных переживаниях, чтобы вербальный и невербальный языки соответствовали друг другу. В психокоррекции все конкретные реальные действия, все ситуации должны быть не только понятными и доступными участ­никам, но и эмоциональ­но значимыми. Создание высших форм гуманного отношения между людьми – главная специфика психокоррекционного процесса.

Формы организации коррекционной работы с детьми и подростками могут быть самыми разнообразными: индивидуальные и групповые коррекционные занятия, тренинги, уроки общения, сеансы психологической разгрузки и др. По характеру и направленности воздействия методы коррекции делятся на развивающие, седативные, активизирующие, мобилизующие. По числу участников – на групповые и индивидуальные. По принципу воздействия – на гетерогенные (направленные на других) и аутогенные (на себя). По использованию средств искусства выделяются такие методы, как изотерапия, библиотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия.

Психологическая коррекция подготовки учащихся к тестированию
Важность ее в процессе психологического сопровождения тестирования заключается в снятии тревожности. Наиболее эффективно это осуществляется в процессе тренинговых занятий. Ниже приводим описание тренингового занятия для учащихся 11-12 классов при подготовке к тестированию.

Тренинговое занятие для учащихся 11-12 классов

Цель: оказание психологической поддержки учащимся 11–12 классов при подготовке к тестированию.

Задачи:
- содействовать развитию навыков психорегуляции;
- способствовать раскрытию внутреннего потенциала и ресурсов личности учащегося;
- изучить эмоциональное состояние, настроение и самочувствие учащихся.
Ход занятия
Вступительное слово ведущего, разъяснение целей и задач группы.

Упражнение № 1. Тест «Эмоциональные сферы» Цель : изучение эмоционального состояния человека и преобладающих в его жизни поведенческих тенденций.
Материалы Инструкция : всем известно, что вокруг каждого из нас находится некая защитная оболочка. Кто-то называет ее энергетическим полем, кто-то аурой, мы же называем ее сферой. Каждый из нас представляет эту сферу по-своему. Как вы представляете себе свою сферу? Изобразите ее на листе, используя цветные карандаши, простой карандаш и ластик, где это необходимо. Величина сферы, ее расположение, используемая цветовая гамма произвольны и индивидуальны. (Интерпретацию смотри: «Школьный психолог. – № 24. – 23-20 июня 2004 г. – С.9-24).

Упражнение № 2 «Имитация» Цель : активизировать участников, создать настрой на работу.
Инструкция : станьте, пожалуйста, в круг. Для начала рассчитаемся на первый-второй. Первые номера – хлопок в ладоши, два притопа ногами. Вторые номера – два хлопка, один притоп. Движения повторяются по очереди: первый-второй, первый-второй, первый-второй и т.д. по кругу: имитируем стук колес поезда. Начали.
Убыстряем темп. Еще быстрее.
Примечание : Кто-нибудь обязательно сбивается и ведущий инициирует аплодисменты всех участников.

Упражнение № 3 «Две стороны медали» Цель : изучение отношения учащихся к тестированию; осознание учащимися «-» и «+» сторон тестирования
Материалы Инструкция : первый этап выполняйте индивидуально: разделите лист на две части: левая «-», правая «+». В левой части листа необходимо, продумав, написать все плохое, связанное с тестированием, а в правой все хорошее. Извлеките выгоду из ситуации.
Второй этап: групповая работа. Объединитесь в «тройки» и, сравнив ответы, оставьте только совпадения.
Ответы зачитываются представителями групп. Происходит обсуждение: каковы впечатления от выполнения? Что нового для себя узнали? Чему научились?

Упражнение № 4 «Образы» Цель : эмоциональная поддержка учащихся перед тестированием; раскрытие ресурсов и потенциалов личности учащегося.
Материалы : стандартный лист бумаги (формат А4), простой карандаш, цветные карандаши, ластик, планшеты.
Инструкция :
1) у каждого из вас есть какое-то эмоциональное отношение к предстоящему тестированию. Подумайте, пожалуйста, что это за отношение и попробуйте определить его одним или несколькими чувствами. Запишите эти чувства на листе. Попробуйте придумать образ, который бы наиболее полно и ярко отражал эти чувства, образ, в который могут воплотиться эти чувства. Это может быть все что угодно: существо, предмет, живое, неживое и пр.;
2) объединитесь в «двойки» и расскажите друг другу об этом существе: как его зовут; где оно живет; с кем оно живет; с кем общается; есть ли у него друзья; чем питается; как поддерживает свое существование; что оно умеет делать; чего оно хочет; что оно делает для своего хозяина или обладателя (того, кто рисовал рисунок). Обсудите, что полезного для вас может сделать это существо, и как вы им можете пользоваться;
3) в общем кругу поделитесь впечатлениями, эмоциями, тем что у вас получилось.

Упражнение № 5 «Поза кучера» Цель : обучение учащихся приемам релаксации в стрессовой ситуации.
Инструкция : теперь пришло время ознакомить вас с некоторыми техниками релаксации и концентрации.
Попробуйте принять следующую позу: центр тяжести приходится на таз или седалищную кость. Поясница при этом выпрямлена, а верхняя часть туловища слегка согнута и напоминает согнутую спину кошки. Голова расслаблена и опущена перпендикулярно тазу, а не бедренной кости. В противном случае будет сдавлен живот. Ноги расставлены на уровне плеч, руки без упора лежат на коленях, причем кисти свободно свисают между бедрами, как у кучера, который расслабился, расслабил поводья, и его лошади бредут сами собой. Если запястья расслаблены, то это верный признак того, что положение тела выбрано правильно.
Участники принимают «позу кучера». Ведущий должен проконтролировать правильность выполнения этого упражнения.

Упражнение № 6 «Полное дыхание» Цель : обучение учащихся приёмам релаксации в стрессовой ситуации.
Инструкция : дышите через нос так, чтобы сначала заполнялась нижняя часть легких. Этого можно достичь, надувая брюшную стенку (если вы втягиваете живот во время вдоха, тогда заполнится только верхняя часть легких). Губы приоткрыты.
Затем заполните среднюю часть легких, расширяя нижнюю часть области ребер и грудную клетку.
Затем заполните воздухом верхнюю часть легких, слегка приподнимая плечи и втягивая живот. Задержите дыхание на несколько секунд. Затем медленно выдохните, постепенно втягивая живот. Выдох через рот.

Упражнение № 7 «Девиз» Цель : осознание собственной жизненной установки в стрессовой ситуации.
Материалы : листы бумаги, ручки шариковые, планшеты.
Инструкция : в течение 2 минут, подумайте каждый над своим девизом, который отражает Ваше жизненное кредо, отношение к стрессовой ситуации. Затем вы по очереди зачитаете свои девизы другим участникам группы и дадите пояснения к ним.

Упражнение № 8 «Паровозик» Цель : эмоциональная разрядка участников группы.
Инструкция : встаньте и постройтесь друг за другом, руки на плечах стоящего впереди. Стоящий впереди выполняет роль машиниста локомотива. Он с открытыми глазами, а остальные с закрытыми глазами.
Машинист ведет состав.
По команде начинается движение, вначале медленно, а потом ускоряется. Выполняющий роль машиниста должен провести состав так, чтобы вагончики, остальные участники, не разомкнули сцепку.
Упражнение можно повторять два, три раза, меняя машиниста.

Упражнение № 9 Тест «Эмоциональные сферы»
(см. упражнение № I)
Сравните, изменилась ли ваша сфера по сравнению с той, которую вы нарисовали в начале нашего занятия.
(Рисунки участников группы в конце занятия собираются. Их можно использовать для выработки конкретных рекомендаций для каждого из участников группы; прослеживания изменений в эмоциональном состоянии по окончании работы в группе.)
Завершающее слово ведущего группы, подведение итогов занятия

Научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.

Антон Макаренко

Данный сайт в первую очередь адресован тем, кто заинтересован в гармоничном, всестороннем развитии своего ребенка и тем, кто хочет побольше узнать о детях, их развитии, проблемах и их разрешении. А так же педагогам, практикующим или будущим педагогам-психологам, ну и тем, кому интересна психология.

Ведь дети – это самая большая радость для любящих родителей, которая предполагает высокую степень ответственности. Все мы прекрасно понимаем, что каждый маленький ребенок индивидуален. На определенном этапе своей жизни он сталкивается с различными трудностями. С какими-то из них он справляется самостоятельно, для решения других он может воспользоваться опытом и подсказками взрослых.

Когда же и сами родители понимают, что не могут справиться со сложной ситуацией, в которой оказался их ребенок и они сами, наступает время для обращения к специалисту – детскому психологу.

Детский психолог - это прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей и главной целью моей работы в должности педагога - психолога – сохранение и укрепление психологического здоровья детей.

О себе

педагог-психолог муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Белоомутской общеобразовательной школы-интерната VIII вида.

Образование: высшее.

Общий стаж работы: 5 лет.

Стаж педагогической работы: 5 лет.

Стаж работы в данной должности 5 лет.

Осуществляю психологическое просвещение педагогического коллектива в рамках работы педсоветов, ШМО воспитателей и учителей. Для учащихся школы провожу беседы по темам: «Вредные привычки и их преодоление», «Основы правильного выбора профессии», «Конфликты и их преодоление», «Познай самого себя», «Борьба со стрессом» и др. Это повышает уровень заинтересованность учащихся с психологической службой школы. Также выступаю на классных родительских собраниях с сообщениями по темам: «Особенности младшего школьного (подросткового, старшего школьного) возраста», «Как помочь ребенку хорошо учиться», «Готовность к обучению в средней школе»и др. Мною осуществляется постоянный контроль за состоянием и учебой детей с помощью курирования классов, бесед с детьми, учителями и классными руководителями. С этой целью посещаются уроки и внеклассные мероприятия, осуществляется контроль успеваемости и учебной деятельности, что способствует своевременному выявлению и устранению проблем обучения, воспитания и развития учеников, качества межличностных отношений, своевременной разработки стратегии и тактики психологической помощи как детям, так и педагогам. Проводится работа по адаптации детей к школе, наблюдение за их состоянием, анализ медицинской и иной документации, постановка детей группы риска. Им оказывается психологическая поддержка в трудных ситуациях, осуществляется профилактика утомляемости и нервных срывов.

В течение года регулярно проводится психодиагностика с целью разработки стратегии индивидуальной и групповой коррекционной или развивающей работы с детьми в соответствии с их особенностями. Также проводится диагностика затруднений в учебной деятельности. С целью диагностики индивидуального стиля деятельности учителя и разработки индивидуальной стратегии деятельности учителя проводится посещение и анализ уроков учителей школы.

В течение года постоянно провожу индивидуальные и групповые коррекционные и развивающие занятия с учениками разных классов школы. Для учащихся 9 класса проводится профориентационная работа, она заключается в проведении бесед, анкетировании, экскурсии в ПТУ. Поддерживаю контакт с родителями, провожу индивидуальные беседы и анкетирование в целях диагностики, регулирования и корректировки учебно-воспитательной деятельности. Ежегодно проходит неделя психологии среди учащихся школы.

По результатам диагностики и анкетирования, состоявшихся в течение года проводятся консультации для всех желающих, как индивидуальные, так и групповые. В течение года оказывается консультативная помощь классным руководителям, воспитателям, педагогам по работе с трудными детьми. Индивидуальные консультации по самым разным темам проводятся ежедневно для всех желающих. Также разрабатываю и совершенствую программы проводимых коррекционных и развивающих занятий «Общение и социальная адаптация», «Познавательная деятельность 1-4 класс» и др. Результаты анализируются, обобщаются, практические рекомендации используются для совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе.Принимаю активное участие в общественной работе школы-интерната.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

А. Маслоу "Мотивация и личность"

В.Франкл "Сказать жизни "Да!"

Эрик Берн "Игры, в которые играют люди"

Эти книги вдохновляют, пробуждают желание жить, творить, созидать.

Мой взгляд на мир

"Не постигшему науку добра, любая другая наука приносит лишь вред" (фр. философ М.Монтень)

Антуан де Сент-Экзюпери: " Вы выращиваете в своём саду тысячи роз, но не находите того, что ищете... А счастье... Вот оно: в одной-единственной розе, в глотке воды... Искать надо сердцем"(Маленький Принц)

Я СМОТРЮ НА МИР СЕРДЦЕМ. ЛЮБЛЮ ЭТОТ МИР.

Мои достижения

Почетная грамота начальника управления образования МО, Луховицкого р-на. (2014г.).

Грамота МКСКОУ Белоомутская общеобразовательная школа-интернат VIII вида (2013г,2014г.).

Моё портфолио

«Я люблю дело, которым я занимаюсь. Я люблю делать то дело, которое люблю!» Профессия педагога-психолога для меня:

Способ самовыражения;

Занятие, которое приносит чувство собственной значимости и удовлетворенности от выполненной работы;

Профессия, через которую я осуществляю свою миссию и предназначение;

Профессия как форма самопознания;

Профессия, которая, позволила изменить взгляд на многие события моей собственной жизни;

Профессия, которая дает мне силы для жизни и тяжелых испытаний судьбы;

Профессия, которая позволяет мне быть рядом с теми, кого я люблю;

Профессия, которая позволила мне мой недостаток, как я думала раньше, превратить в достоинство, и значимое профессиональное качество (эмпатия, чуткость и доброта); перфекционизм.

Что ещё люблю? Многое: люблю отдыхать на природе, люблю, когда вся семья собирается вместе, люблю печь, готовить, читать, танцевать, люблю юмор, автомобиль, спорт, туризм, путешествия, люблю сладкое, цветы, люблю стихи, науку, школу, звонкий смех детей детей, психологию, просто люблю находить в жизни маленькие чудеса и от души им радоваться. Стараюсь не унывать, верю, что всё самое лучшее ещё впереди!

Стараюсь учить добру, уважению друг к другу, честности... Люблю детей, в каждом стараюсь видеть - ЛИЧНОСТЬ.

Нам вверены детские души! Именно им мы помогаем найти своё место в этом огромном взрослом мире! У ребёнка всё ещё только начинается! И потому мое главное психологическое кредо: не навреди!

Я согласна с высказыванием: "Учатся только у тех, кого любят, Любят тех, у кого испытывают успех!"

Каждый человек рано или поздно начинает задавать себе вопросы: «Кем быть?» и «Каким быть?». Ответы на них не даются просто, вызывают множество переживаний, потому, что жизненно важны. У меня с этим все было гораздо проще…

Главным достижением в своей деятельности я считаю признание и уважение учеников, чего сегодня добиться не так уж и просто.

Оказывается, энтузиастом Ф.И.Яновичем почти два с половиной века назад было издано первое руководство для учителей, где категорически запрещалось «всякое посрамление» учеников, а «слабоумие, худая память и природная неспособность» не наказывались вообще.

Руссо писал, что «воспитание – это и есть жизнь, а не подготовка к ней», а жизнь соединяет прекрасное и повседневное, не всегда, возможно, эстетическое. И мы с учениками взяли шефство над одиноким ветераном, выполнили коллективный исследовательский проект, посвященный Дню Великой Победы…

Каждому человеку очень важно, хотя бы раз в жизни, пережить чувство успешности.
Я хорошо понимаю термин "профессиональное сгорание". Отнюдь не призываю жить только работой! Школа, это не только вечная молодость, это ещё и вечное развитие, движение вперёд. Нашей профессии психолога, учителя, можно позавидовать. Она даёт возможность развиваться творчески, духовно. Любой путь бывает, не прост. На психологическом этапе тоже много трудностей и препятствий. Добиться успеха психологу помогают наука, способности, оптимизм. Перелистывая страницы своего школьного романа, хочу отметить, что всегда старалась учиться, и мне это очень нравилось и нравится!

«Учение – вот что нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить» (Д. С. Лихачев). Мне странно слышать, когда человек говорит «Я всё знаю» или «Я не люблю учиться».
Профессиональные курсы и семинары, уроки коллег, мастер-классы ученых и педагогические советы - это кирпичики фундамента моего успеха. Уважаю, перечитываю, люблю и учусь у Выготского Л.С., Дубровиной И.В., Битяновой М.Р., Семаго М.М. и Семаго Н.В., Савенкова А., Вачкова И.В., Я – педагог – психолог, продолжается мой школьный роман…

«Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперед»,- сказал Эмиль Золя. Эти слова французского писателя, мне кажется, характеризуют меня как психолога современности.

Завтра будет новый школьный день, и вот уже завтра в школе на меня опять будут смотреть глаза моих учеников.

Укрепление психического здоровья, обеспечение гармонического формирования личности подрастающего поколения является важнейшей социальной задачей цивилизованного общества. На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с отклонениями в развитии. Отмеченная тенденция социально обусловлена и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, экономическое положение в обществе, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении.

В практике работы соответствующего круга специалистов появились и широко используются такие термины, как «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с особыми образовательными потребностями», «дети группы риска», «дети, пострадавшие от насилия» и др. Такие дети и нуждаются в психологической помощи. Решение проблем, связанных со своевременным выявлением детей с различными отклонениями в развитии, помощь в воспитании, консультирование по проблемам школьной успеваемости и организации обучения, а так же помощь в социальной адаптации в обществе - именно этим занимаются педагоги- психологи в учреждениях коррекционного типа.

В специальные (коррекционные) школы попадают дети с такими диагнозами как: умственная отсталость, нарушениями опорно двигательного аппарата, снижение слуха и зрения, дети с тяжёлой речевой патологией, дети с задержкой психического развития. Отсюда вытекает ряд задач.

Задачи :

Раннее выявление детей, имеющих проблемы в развитии, воспитании и обучении;
- комплексное диагностическое обследование;
- определение вида нарушения развития;
- психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребёнка;
- развивающая и коррекционная работа с детьми;
- проведение итоговой диагностики по окончанию обучения в образовательном учреждении;
- информационно-просветительская работа с родителями и педагогами;
- участие в психолого-медико-педагогических консилиумах.

Работа педагога-психолога в специальных (коррекционных) школах заключается в комплексном подходе, который основывается на взаимодействии всех педагогов и специалистов, работающих с детьми (психологов, логопедов, медиков и др.). Специфика работы психолога проявляется в содержании и процессе реализации каждого из направлений деятельности.

Основные направления деятельности психолога :

Психодиагностика;
- коррекционно-развивающая деятельность;
- психопрофилактическая деятельность;
- проведение консультаций с педагогами и родителями;
- методическое обеспечение коррекционно-развивающего образовательного процесса.

Очень важно психолога с родителями. Они должны понимать, что работы самого психолога недостаточно для получения максимального эффекта в гармоничном развитии ребёнка. Ведь благоприятная семейная обстановка и тесная связь специального учреждения с семьёй как ничто другое способствует развитию ребенка. Надо добиться того, что бы родители поняли, что их поддержка необходима ребёнку. Поэтому целесообразно будет проводить консультации с родителями, касающиеся развития ребёнка вообще (например: групповые консультации), и каждого ребёнка в отдельности (индивидуальные консультации).

Что касается проведения занятий с детьми, то для них необходима атмосфера доброжелательности, безусловного принятия, что способствует формированию у ребенка позитивной Я-концепции. Ребенок, убежденный в том, что у него все в порядке, не склонен преуменьшать своих потенциальных возможностей и охотно принимает участие в занятиях.

Целью коррекционной работы, в конечном счете, будет социальная адаптация детей, их трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Для этого необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.

Психологу необходимо знать особенности проявления различных дефектов в развитии, степень их выраженности, а главное ориентироваться в методах их компенсации и коррекции. И для этого психологу необходимо обладать некоторыми личностными особенностями и умениями:

1. Внимание, стремление понять позицию других.
2. Дружелюбие.
3. Способность стать лидером.
4. Вежливость, общительность.
5. Жизнерадостность.
6. Терпеливость, упорство.
7. Большое чувство ответственности.
8. Способность выполнять работу, полную разнообразия.
9. Энтузиазм в трудовой деятельности.
10. Аккуратность и последовательность в работе.
11. Способность к планированию своего будущего.
12. Способность к устным высказываниям.
13. Хорошая память.
14. Способность обучать других.
15. Умение заботится о посторонних.

Ну и, конечно же, не обходимо что бы психолог обладал «багажом» определённых знаний из различных областей психологии:

Психология больного;
- психология лечебного взаимодействия;
- норма и патология психической деятельности;
- патопсихология;
- психология индивидуальных различий;
- возрастная клиническая психология;
- семейная клиническая психология;
- психология девиантного (отклоняющегося) поведения;
- психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия;
- неврозология;
- психосоматическая медицина.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!