Анализ стихотворения Пушкина А.С. «Я помню чудное мгновенье

Стихотворение К*** «Я помню чудное мгновенье…» А.С.Пушкина датируется 1825 годом. Поэт, друг Пушкина А.А.Дельвиг публикует его в «Северных цветах» в 1827 году. Это стихотворение на тему любви. Ко всему, что связано с любовью в этом мире, А.С.Пушкин относился особо. Любовь в жизни и творчестве для него была страстью, которая давала ощущение гармонии.

Полный текст стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» А.С.Пушкина смотрите в конце статьи.

Стихотворение обращено к Анне Петровне Керн, молодой привлекательной женщине, которую двадцатилетний поэт впервые увидел на балу в Петербурге в доме Олениных в 1819 году. Это была мимолётная встреча, и Пушкин сравнивал её с видением божественной красавицы из прекрасного произведения Жуковского «Лалла Рук».

Проводя анализ «Я помню чудное мгновенье…» следует обратить внимание на то, что язык этого произведения необычен. Он вычищен от всякой конкретики. Можно заметить пять дважды повторяющихся слов – божество, вдохновенье, слёзы, жизнь, любовь. Такая перекличка «формирует смысловой комплекс, относящийся к области художественного творчества».

Время, когда поэт находился в южной ссылке (1823,1824 г.г.), а затем в Михайловском («в глуши, во мраке заточенья»), было для него кризисным, тяжёлым. Но уже к началу 1825 г. Александр Сергеевич справился с собой, со своими мрачными думами, и в «душе настало пробужденье». В этот период он увидел второй раз А.П.Керн, которая приехала в гости к Прасковье Александровне Осиповой, проживающей по соседству с Пушкиным, в Тригорском.

Стихотворение начинается с пересмотра событий былой давности, времени, проведенном

«В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты…»

Но годы прошли, и наступил период изгнания.

«В глуши, во мраке заточенья,
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слёз, без жизни, без любви».

Депрессивное состояние продолжалось недолго. И к новой встрече Александр Сергеевич приходит с ощущением радости жизни.

«Душе настало пробужденье
И вот опять явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты».

Что же послужило той движущей силой, с помощью которой жизнь поэта вновь обрела яркие краски? Это творчество. Из стихотворения «Вновь я посетил…» (в другой редакции) можно прочитать:

«Но здесь меня таинственным щитом
Святое Провиденье осенило,
Поэзия как ангел утешитель
Спасла меня, и я воскрес душой»

Что касается тематики стихотворения «Я помню чудное мгновенье…», то, по мнению ряда литературных экспертов, любовная тематика находится здесь в подчинении другой, философско-психологической тематики. Наблюдение за «разными состояниями внутреннего мира поэта в соотношении этого мира с действительностью» — вот главное, о чём идёт речь.

Но любовь никто не отменял. Она представлена в стихотворении масштабно. Именно любовь добавила Пушкину столь необходимых сил и украсила его жизнь. А источником пробуждения автора всё-таки послужила поэзия.

Стихотворный размер произведения – ямб. Пятистопный, с перекрёстной рифмой. Композиционно стихотворение «Я помню чудное мгновенье» делится на три части. По две строфы в каждой. Произведение написано в мажорной тональности. В нем чётко звучит мотив пробуждения к новой жизни.

«Я помню чудное мгновенье…» А.С.Пушкина относится к плеяде самых популярных работ поэта. Знаменитый романс М.И.Глинки, положенный на текст «Я помню чудное мгновенье», способствовал ещё большей популяризации этого творения.

К***

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный,
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье...», обращенное к скрытому адресату («К***»), имеет реальную жизненную основу, так как было подарено поэтом предмету его чувства — Анне Петровне Керн. Знакомство с ней произошло в доме родственника Керн (президента Академии художеств А.Н. Оленина, жене которого А.П. Керн приходилась племянницей), во время пребывания Пушкина в Петербурге, еще до ссылки, в 1819 г. Во второй раз они увиделись через шесть лет. В это время поэт находился в Михайловском на положении ссыльного. Владелицей соседнего с Михайловским имения, Тригорского, оказалась родственница Керн, П.А. Осипова, в семье которой он был радушно принят. Анна Петровна заезжала к Осиповой на несколько недель по пути в Ригу. Уезжая из Тригорского, она получила в дар от автора экземпляр второй главы романа в стихах «Евгений Онегин», куда было вложено послание «К***».

Первая строфа (всего в стихотворении шесть четверостиший, четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой) обращает к прошлому, когда произошла встреча, которую лирический герой вспоминает как видение идеала. Выявить смысл впечатления помогает осознание реминисцентного фона. Образ «гений чистой красоты», с которым сравнивается возлюбленная, принадлежит В.А. Жуковскому (стихотворение «Лалла Рук», 1821, являющееся интерпретацией одноименной поэмы Т. Мура). Для него это ангел, воплощение небесного идеала красоты. Кроме напоминания о конкретном произведении, реминисценция важна и в связи с тем, что вызывает в памяти целый ряд характеристик идеала в творчестве романтиков. У Жуковского красота — это «гость... с вышины», навещающий поэта во сне, в воспоминаниях, мечтах, озаряющий земную жизнь «на минуту», которая помнится долго, «неразлучна с сердцем».

Лирический герой Пушкина вспоминает, что встреча с милой («милые черты») вызвала пробуждение эмоций и напомнила о земных проявлениях божественного начала, то есть и чувство, и мысль ожили в нем в одно мгновение, что и сделало его волшебным, «чудным»:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

На возлюбленную падает свет небесного идеала, и ее черты приобретают возвышенность и нежную, прекрасную таинственность. Эти впечатления сохраняются и в разлуке, контрастируя с «шумной суетой» обыденности. Но они звучат все глуше (в показе смолкающей душевной бури решающее значение имеет мотив голоса, возникающего в памяти, но потом забытого — строфы 2—3) на ее фоне, реальность прошлого только снится:

Бури внешнего мира сильнее времени, не влиявшего на безнадежную любовь лирического героя, но даже они не властны «рассеять» (как их порыв «Рассеял прежние мечты») его приверженность идеалу. Четвертая строфа, центральная в композиционном разделении шести четверостиший на две части (по три строфы), где внимание сосредоточено на двух этапах любви. Если в первых трех строфах стихотворения «Я помню чудное мгновенье...», анализ которого нас интересует, создается образ возникшего несколько лет назад чувства, которое томило своей безнадежностью целые годы, то в заключительных — переживание меняет характер, становится внутренним ощущением. И тогда все внешнее отодвигается на второй план. В стихотворении нет мотива романтического выбора между двумя мирами, мечты и жизненные бури, «томленье грусти безнадежной» и «тревоги шумной суеты» наполняют бытие лирического героя, делая его богатым и разноплановым (звучат голос нежный и шум бури и суеты). Значение сосредоточенности на внутренних аспектах подчеркнуто в связи с открытием их животворящего (Жуковский) смысла: в них проявляется божественное начало. Мрак заточенья становится метафорой земной темницы, где бесконечно тянутся пустые дни лирического героя (пустота подчеркнута благодаря пятикратному повторению предлога «без»):

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои,

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Любовь выделена среди всех переживаний, выводу о том, что она главное, чего лишен лирический герой, способствует восходящая интонация, представление о которой возникает благодаря перечислению. Вершиной, куда она приводит, становится слово «любви». Помимо интонационных, возвышению понятия помогают фонические художественные средства, необычность рифмовки. В четырех из шести строфах использованы одинаковые созвучия в мужской рифме (в первой и пятой они повторяют друг друга: ты — красоты; в четвертой появляется новая рифма, задачей которой и становится выделение ключевого слова (мои — любви ). Этот эффект подчеркнут и тем, что в женской рифме строфы нет новизны, она созвучна с окончаниями нечетных срок в первом четверостишии (заточенья — вдохновенья — мгновенье — виденье).

На смысловом уровне значение любви утверждается благодаря тому, что с ней связано воскресение лирического героя, пробуждение его души. Впечатление повторяется, он снова переживает (строфа 5) «чудное мгновенье» (выделен дословный повтор образов первой строфы):

Душе настало пробужденье,

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Любовь наполняет сердце, подобно идеалу, одухотворяя Божественным светом земной мрак. В контексте анализируемого стихотворения «Я помню чудное мгновенье...» Пушкина чувство оказывается не менее важным, чем стремление к бесконечному, и, в связи с воспроизведением субъективно-психологических переживаний, предстает ощутимым и убедительным проявлением духовности. В последней строфе речь идет о совершенном им чуде — после тревог, разочарований, опасностей, волнений, мрачных предчувствий, одиночества сердце снова бьется в упоенье, воскресли надежды и творческие мечты.

Восходящая интонация ведет дальше, и на вершине снова высвечивается главный ориентир (интонационному возвышению, оживляющему устное прочтение, существующему в сознании читателя, благодаря внутреннему слуху, способствует перечисление — для чего использовано семикратное повторение союза «и»). Слово «любовь» выделяется и благодаря новому созвучию. Если женская рифма шестого четверостишия повторяет ту, которая была использована в первой, четвертой и пятой строфах (упоенье — вдохновенье, рифмующиеся с нечетными строчками этих четверостиший, заканчивающихся словами: «мгновенье— виденье» — 1, «заточенья — вдохновенья» — 4, «пробужденье — виденье» — 5), то мужская построена на ассонансе «о» (вновь — любовь). Он побуждает вспомнить о созвучных словах в предыдущем тексте, среди которых были признания в долгой памяти о мимолетном впечатлении (помню, передо мной, мимолетное, тревогах, годы, слез — в этих словах «о» на ударной позиции) и образ, выражающий ощутимость воспоминания: «Звучал мне долго голос нежный...» Вместе с повторами звуков «е» (помимо рифм, слова «гений, томленья, рассеял, прежние, небесные, душе, сердце, воскресли»), «и» («явилась, чистой, снились, милые, твои, жизни») и «у» («чудное, грусти, шумной, бурь») ассонанс «о» придает неповторимую музыкальность стихотворению. В последнем четверостишии он звучит как завершающая тоника (основной, опорный тон):

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И Божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Последний аккорд завершает развитие лирического сюжета, где были и чудные мгновенья, и годы безнадежных переживаний, и дни заточенья, оптимистической эмоциональной нотой. Внутренняя жизнь лирического героя предстает целым миром, где царят красота и гармония. Ее звуковая, фоническая характеристика не случайна, так как впечатление согласованности, стройности, соразмерности легче и убедительнее передать музыкальными художественными средствами (гармонией, от лат. «соразмерный, слаженный», называется область выразительных средств в музыке основанных на объединении тонов в созвучия и их связи между собой). Валерий Яковлевич Брюсов, один из основателей русского символизма, назвал пушкинское мастерство в создании словесных симфоний (от греч. «созвучие») «звукописью» (одна из множества работ Брюсова о поэзии Пушкина называется «Звукопись Пушкина», 1923). Если вам, вслед за Брюсовым и многими другими литераторами и филологами, интересно приоткрыть тайны дарования великого поэта, придется не интуитивно, а вполне сознательно и вдумчиво рассмотреть его стихотворение.

Попробуйте прочесть стихотворение Пушкина «К***» вслух, воспроизводя восходящую интонацию в четверостишиях 4 и 6 (последние строчки строф, где звучат повторяющиеся предлоги или союзы), как будто поднимаясь на вершину, где царит завершающее строфу слово («любви», «любовь»). Кроме этого, постарайтесь услышать мелодию, создаваемую ассонансами на сильных местах в тексте, их соединением с полугласным и сонорными. Она прозвучит мажорно (от лат. «больший», музыкальный лад, устойчивые звуки которого создают бодрое, радостное настроение), несмотря на безнадежность, подавленность, выраженные в содержании. Во второй — четвертой строфах, где речь идет об одиночестве лирического героя (грусть безнадежная, милые черты лишь снятся, а потом и вовсе забыты, дни в глуши, во мраке заточенья), о его тяжелых переживаниях, звуковые повторы построены на тех же согласных, что и в передающих совсем другие чувства первом, пятом и шестом четверостишиях. «Н », «м », и «л » с гласными образуют мелодичные сочетания: томлень ях, звучал мне дол го голо с не жный , снил ись мил ые, дни мои и др. Соединение в рамках одного стихотворения «Я помню чудное мгновенье...», анализ которого мы провели, разнонаправленных эмоциональных тенденций позволяет выразить гармоничное мировосприятие.

Оно становится характерной особенностью лирического героя в пушкинских стихотворениях, проявляя его стремление принять жизнь во всем многообразии ее черт, совместить внимание к подробностям с обобщением, непосредственность с философской углубленностью. Для него нет в мире ничего однопланового и законченного. Для его души «Иль слишком мало всех, иль одного довольно» («От многоречия отрекшись добровольно...», 1825), все зависит от того зеркала, где отражается реальная ситуация. Но приближает ли оно детали или позволяет взглянуть на жизнь в целом, над полотном всегда видно «солнце бессмертное» («Вакхическая песня», 1825), настоящее воспринимается как этап («Все мгновенно, все пройдет;/Что пройдет, то будет мило». — «Если жизнь тебя обманет...», 1825), остановленное волей художника мгновение, прекрасное, «чудное» или тоскливое, мрачное, но всегда милое своей неповторимостью.

Тема любви в лирике Александра Сергеевича Пушкина занимает особое значение. Если у Некрасова, например, была Муза, которую тот отождествлял с крестьянкой, то у «солнца русского поэзии» Музы как таковой не было - зато была любовь, которая нужна поэту словно воздух, ведь без любви он не был способен творить. Так что Музами Пушкина становились вполне земные женщины, однажды покорившие поэта.

Стоит отметить, что Пушкин был влюблен много раз - зачастую его избранницами становились замужние женщины, например, Елизавета Воронцова или Амалия Ризнич. Несмотря на то, что все эти великосветские дамы попали в так называемый дон-жуанский список Пушкина, составленный им лично, он вовсе не предполагал близости поэта с его возлюбленными, за исключением духовной, нежной дружеской. Однако самой известной Музой Пушкина становится Анна Петровна Керн, которой посвящено бессмертное «Я помню чудное мгновенье…».

Эта женщина покорила поэта в Петербурге, в 1819 году на одном из светских раутов. На тот момент Керн уже рассталась с нелюбимым мужем, поэтому между ней и талантливым потомком «арапа Петра Великого» завязался роман, который высшее общество не в силах было осудить.

Но эпохальное стихотворение было создано намного позже, в 1825 году, когда Пушкин вновь встречает бывшую возлюбленную, и его чувства вспыхивают с новой силой. Подобно Катерине, ставшей лучом света в тёмном царстве, Анна Петровна оживила поэта, подарила ему наслаждение чувством любви, вдохновение, придала поэтические силы. Благодаря ей родилось на свет одно из самых прекрасных произведений русской любовной лирики.

Итак, история его создания вполне известна, что, впрочем, не мешает историкам литературы выдвигать иные предположения о возможном адресате нежного послания, включая даже некую крепостную девушку Настеньку, о которой, впрочем, ничего не известно дневникам Пушкина, его личным письмам и т.д.

Важно отметить, что стихотворение носит автобиографичный характер, поэтому в нём так легко прослеживаются эпизоды жизни великого поэта, однако полное отождествление лирического героя с автором, как и лирической героини с А.П. Керн, будет некорректным, так как образ последней, разумеется, идеализирован.

Несомненно, темой послания «Я помню чудное мгновенье…» является интимное откровение, любовное признание. Как уже было сказано, Пушкин нуждался в любви, не обязательно разделённой. Благодаря чувствам он способен был творить. При этом в стихотворении можно обнаружить и философскую тему значения любви в жизни человека.

«Я помню чудное мгновенье…» - сюжетное стихотворение. В нём лирический герой встречает прекрасную возлюбленную, которая оживляет в его душе лучшие чувства, но со временем теряет её. Вместе с девушкой уходят и романтические мечтания героя, вдохновение, сворачиваются крылья за спиной. С течением лет опустошение только усиливается, но вот прелестница снова появляется в жизни возлюбленного, вновь принося с собой прекрасное, одухотворённое.

Итак, если перенести этот сюжет на биографию его автора, то заметим, что в первой строфе описывается первая встреча с Керн в Петербурге. Второй и третий катрены повествуют о южной ссылке и периоде «заточения» в Михайловском. Однако происходит новая встреча с Музой, которая воскрешает лучшее в душе поэта.

Автобиографичность послания обусловливает его композицию. Средства художественной выразительности довольно скромны, но при этом живописны. Поэт прибегает к эпитетам («чистая » красота, «чудное » мгновенье, «мятежный » порыв бурь и т.д.), метафорам («гений чистой красоты », «пробужденье души »), олицетворению (одушевлён порыв бурь) . Особая выразительность и мелодичность достигается путём использования стилистических фигур, например, антитезы.

Так, герой живёт «без божества, без вдохновенья», которые воскресают, как только в его жизнь возвращается возлюбленная. В последнем катрене можно увидеть анафору, а во втором - ассонанс («звучал мне долго голос нежный»). Всё стихотворение написано с использованием приёма инверсии.

Лирическая героиня Пушкина представляет собой образ некоего неземного существа, ангельского, чистого и нежного. Недаром поэт сравнивает её с божеством.

«Я помню чудное мгновенье…» написано любимым Пушкиным 4-стопным ямбом с перекрёстным чередованием женской и мужской рифмы.

Удивительная нежность, трогательность послания к Керн делают романтическое произведение одним из лучших образцов любовной лирики - в мировом масштабе.

“Я помню чудное мгновенье…” – одни из самый трогательных и нежных стихов о любви, написанных А. С Пушкиным. Это произведение по праву входит в “Золотой фонд” русской литературы. Предлагаем вам для ознакомление анализ “Я помню чудное мгновенье…” по плану. Этот разбор можно использовать на уроке литературы в 8 классе.

Краткий анализ

История создания – стихи написаны в 1825-ом году и посвящены А. П. Керн. Опубликованы в альманахе “Северные цветы” в 1827 г.

Тема стихотворения – стихи о неразделенной любви, которая все же спасает человека, возвышает его душу и наполняет жизнь смыслом.

Композиция – Стихотворение состоит из трех условных частей. первая часть – ностальгическая, где герой тоскует о возлюбленной, вторая – описывает чувство одиночества и страдания героя, третья – возвращает героя к жизни, спасает от отчаяния вновь воскресшее чувство любви.

Жанр – любовное послание

Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой АВАВ.

Метафоры – “бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты”

Эпитеты – “небесные черты” , “безнадежная грусть” , “чудное мгновенье” .

Сравнения – “как мимолетное виденье, как гений чистой красоты” .

История создания

История создания стихотворения напрямую связана с тем, кому посвящено это искреннее признание в любви. Стихи Пушкин посвятил Анне Петровне Керн, замужней женщине, которая пленила сердце поэта своей глубокой и сдержанной красотой, едва они познакомились с ней на одном светском приеме в 1819 году.

Правда, стихотворение было написано лишь спустя несколько лет после знакомства – в 1825-ом, когда Пушкин вновь встретился с пленительной красавицей Петербурга в имении Тригорское, которое находилось по соседству с родным поместьем поэта – Михайловским -, где Александр Сергеевич отбывал ссылку. Там, он, наконец, признался Анне в своих чувствах, и она ответила Пушкину взаимностью.

Возможно, что у Керн Пушкин, в первую очередь, вызывал интерес как молодой поэт и поэтому внимание знаменитости тешило ее тщеславие. Так или иначе, но за Анной Петровной ухаживал не только Пушкин, что вызывало в последнем жгучую ревность, которая всегда становилась причиной скандалов между влюбленными.

Очередная ссора положила конец любовным отношениям Пушкина и Керн, но все же поэт посвятил ей несколько чудесных стихотворений, среди которых “Я помню чудное мгновенье…” занимает особенное место. Лицейский друг Пушкина Дельвиг опубликовал его в альманахе “Северные цветы” в 1827-ом году.

Тема

Главной проблемой стихотворения Пушкин избрал описание чувства неразделенной любви.

В стихотворении есть весь спектр эмоций, эволюция которых проста: вначале лирический герой испытывает любовное томление, в своей воображении снова и снова воскрешая образ возлюбленной. Но постепенно чувства, которые не нашли отклика в душе возлюбленной, угасли. И лирический герой вновь погружается в скучный и серый мир: в этой обыденности его душа, словно бы, умирает.

Но вот, спустя время, герой вновь встречает ее, свою любимую. И забытое чувство любви воскресает, наполняя полнотой жизненных ощущений душу и сердце поэта. Только в любви Пушкин видит смысл, только она, по его мнению, может избавить от отчаяния и боли, и заставить человека вновь почувствовать себя живым. Любовь воскрешает к жизни – вот главная идея произведения.

Композиция

Композиция стихотворения условно состоит из трех частей. В первой настроение лирического героя ностальгическое. Он вновь и вновь возвращается в своих воспоминаниях к встрече и знакомству с прекрасной женщиной.

Лирическому герою долго снятся “милые черты” и слышится ее “голос нежный”. Затем Пушкин описывает мрачные дни своего “заточенья” в глуши. Он признается, что одиночество ссылки лишило его даже вдохновенья, и жизнь, некогда полная яркими эмоциями, превратилась в существование.

В третьей части стихотворения лирический герой вновь чувствует радость жизни, так как встреча с забытой возлюбленной возрождает в его сердце любовь, а вместе с ней возвращается и вдохновение, и страсть, и желание жить.

Жанр

Жанром стихотворения является любовное послание, так как в стихотворении лирический герой, обращаясь к возлюбленной, рассказывает ей историю своих чувств к ней: влюбленность – забытье – печаль – возрождение к жизни.

Средства выразительности

В стихотворении присутствует всего одна метафора – “бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты” , но в нем присутствуют и другие средства выразительности: сравнения – “как мимолетное виденье, как гений чистой красоты” и несколько эпитетов – “небесные черты” , “безнадежная грусть” , “чудное мгновенье” .

Стихотворный размер произведения очень типичен для Пушкина – это пятистопный ямб с перекрестным способом рифмовки АВАВ. Благодаря сквозным рифмам (виденье – заточенья – вдохновенья – пробужденье) и аллите­рация на согласные «м», «л», «н». ритм стихотворения становится очень четким и музыкальным. Мелодичность стихов также усилена волнообразным чередованием ямбических стоп.

Стихотворение « », посвященное А.П. Керн, являет собой великолепный образец русской любовной лирики. Тема любви буквально пронизывает все произведение.

На создание столь изумительного по красоте произведения Пушкина натолкнуло знакомство с женой героя Отечественной войны 1812 года Анной Петровной Керн. Мимолетное знакомство, состоявшееся в Санкт-Петербурге в 1819 году, оставило неизгладимое впечатление в душе поэта.

Мы знаем, что пребывание поэта в Петербурге было недолгим. Вскоре последовали опала и ссылки сначала на Кавказ, а потом в Михайловское. Новые впечатления, встречи, несколько стерли образ милой женщины из памяти.

Новая встреча состоялась через 6 лет, когда Пушкин уже жил в Михайловском, а Анна Петровна приехала в село Тригорское в гости с тетке Прасковье Осиповой. Пушкин был частым гостем в имении Прасковьи Александровны, которая была истинной почитательницей его таланта.

Когда Анна Керн собралась уезжать к мужу в Ригу, куда он получил назначение на должность коменданта крепости, Пушкин преподнес ей автограф лирического шедевра. Надо заметить, что встреча в Тригорском встряхнула Пушкина, Анна Петровна стала музой поэта, вдохновившей его на новые творения.

Впервые это лирическое произведение было опубликовано Дельвигом в его журнале «Северные цветы». Летом 1827 года Пушкин приезжал в Петербург. Возможно, именно тогда он передал Дельвигу стихотворение для публикации.

Делая анализ стихотворения, мы видим, что оно написано в жанре лирического послания. Состоит из шести строф. С точки зрения композиции стихотворение состоит из трех частей. Каждая пара строф представляет собой определенный отрезок жизни автора.

  1. Знакомство и влюбленность,
  2. Расставание
  3. Новая встреча.

Фразы «чудное мгновенье» и «мимолетное виденье» рисуют эфемерную картинку: образ женщины, мелькнувший в толпе среди мужчин и дам. Возможно, она с кем-то говорила, или смеялась. Скорее всего, ее смех вспоминался поэту после этой встречи. Женщина мелькнула, и поэт даже не успел узнать, кто она. Лишь звучал в памяти «голос нежный и снились милые черты».

Контрастом звучит вторая часть, отражающая душевное состояние поэта:

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

И как же он был удивлен, когда приехав в село Тригорское к Осиповым, где он был частым гостем, он увидел свое «мимолетное виденье». Но в этот раз она не исчезла. Несколько дней они имели возможность разговаривать, он восхищался ее нежным голосом, преклонялся перед ее красотой, образованностью и умом. И даже успел преподнести автограф – стихотворение, посвященное гению «чистой красоты». Не случайно фразы «мимолетное виденье» и «гений чистой красоты» повторяются. На этих словах поэт акцентирует то впечатление, какое произвела на него Анна Петровна. Эпитетов в стихотворении немного, но они очень весомые и образные: нежный, мимолетное, милые, небесные.

В каждой строфе по 4 строки. Рифма перекрестная. Мужская рифма сочетается с женской. Интересно, что в первых и третьих строках рифмы разные, а вторая и четвертая везде одна – ты. Словно этой рифмой Пушкин хочет подчеркнуть свою близость к ней. Немного удивляет, что Пушкин обращается к Анне Петровне на ты, что не было принято в светском обществе. Причем Пушкин явно подчеркивает такое обращение ударной, сильной рифмой в каждой четной строке. Это может свидетельствовать об огромной степени духовной близости и взаимопонимания.

Размер стиха – пятистопный ямб делает сего певучим и легким.

Стихотворение не перегружено художественными средствами и лексическими фигурами, написано легким и звучным языком. Не удивительно поэтому, что вскоре это произведение было положено на музыку и стало одним из самых замечательных и любимых романсов. Примечательно, что композитор Михаил Глинка создавший романс, посвятил его дочери Анны Петровны – Екатерине, которую он любил.

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» и сейчас, спустя 200 лет интересно читателям, и служит непревзойденным примером русской любовной лирики.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!