90 лет актрисе. Вера Васильева: биография, личная жизнь

Сегодня поздравления с юбилеем принимает Вера Васильева. Всенародно любимой актрисе исполнилось 90, но она признаётся, что её ощущения можно описать гоголевской фразой: «У меня лёгкость в мыслях необыкновенная». Вера Васильева говорит, что всегда жила только так, как ей нравилось, никогда ни о чём не просила, а все свои награды и звания получала, не прилагая особых усилий. Главным для актрисы были и остаются зрительская любовь и признание.

Улыбчива, очаровательна, весела и легка. В свои 90, которых не скрывает, Вера Васильева с завидной легкостью взлетает по ступеням лестниц, играет в нескольких спектаклях и постоянно требует новых.

«Что может быть лучше для актрисы? Лучше подарка невозможно дождаться!» - признается народная артистка СССР Вера Васильева.

В год юбилея режиссер Андрей Житинкин поставил для Веры Васильевой новый спектакль - «Роковое влечение». Васильева здесь - собирательный образ великих актрис.

«Это фантастическая актриса, которая сразу говорит режиссеру, что она никогда не будет играть старух. Она абсолютно не скрывает свой возраст, и когда она в свои 90 говорит в спектакле: "Я никогда не выглядела так хорошо, как сейчас", сразу овации в зале. Потому что она действительно потрясающе выглядит, у нее удивительная фигура и пластика», - говорит режиссер Андрей Житинкин.

Сердце Васильевой, конечно, принадлежит театру. Но с кино у нее тоже роман: снимается до сих пор. А начиналось всё с сибирячки Настеньки, которую разглядел в ней знаменитый Иван Пырьев. За эту первую серьезную роль Васильева, еще студентка, получила первую свою Сталинскую премию. Почти всю, признается, на новые платья потратила.

Вторую Сталинскую премию принесла роль Ольги в «Свадьбе с приданым». Спектакль в Театре Сатиры сыграли 900 раз. В 1953 году на экраны вышел одноимённый фильм. До сих пор нет ни одной встречи со зрителем, где ее не просили бы исполнить эту песню.

Влюбленный по сценарию в героиню Васильевой актер Владимир Ушаков вскоре стал ее мужем. Вместе они счастливо прожили больше полувека. Редкая актерская пара. В жизни внешне хрупкой Веры Кузьминичны - цифры большие и серьезные: без малого 70 лет в единственном театре - Сатиры, более 60 спектаклей, чуть меньше ролей в кино. С Александром Ширвиндтом дружит 60 лет.

«И я не перестаю эти 60 лет удивляться. Чему? Всему! Комплексу полноценности. Умная, мудрая, красивая, талантливая, в меру хитрая, дипломатичная, - говорит художественный руководитель Театра Сатиры Александр Ширвиндт, - выглядит на 57 и бегает на 57, играет на 34. Она неуемная, она жадна до работы по-хорошему».

Вера Кузьминична приходит в театр задолго до спектакля, готовится в уединении и всякий раз страшно волнуется. Хочет, чтобы не знаменитым уже ее ямочкам умилялись, а замечали талант, который не устает искать и находить новое. Это, оказывается, не сложно, если знать секрет, о котором не устают спрашивать Васильеву журналисты.

«В любви - секрет. Вообще, конечно, люди очень добры, и в ответ хочется тоже соответствовать тому отношению, которое я испытываю от людей. Люди очень добры, поэтому очень хочется ни в чем их не оскорбить, не опечалить», - признается Вера Кузьминична.

Вера Васильева – советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка СССР (1986), Лауреат двух Сталинских премий (1948, 1951). Самые известные роли артистки – в фильмах «Чук и Гек», «Карнавал», «Выйти замуж за капитана», а также в сериале «Пока цветет папоротник» и «Следствие ведут ЗнаТоКи».

Детство и юность

Вера Кузьминична Васильева родилась 30 сентября 1925 года в Москве, в районе Чистых прудов (хотя по некоторым источникам - в деревне Сухой Ручей под Тверью, откуда родом ее отец). Семья Васильевых во главе с родителями-заводчанами жила небогато. Помимо Веры в семье было еще трое детей – брат Василий (на 13 лет младше Веры) и старшие сестры Антонина и Валентина.


Всем им приходилось ютиться в коммуналке. Позже актриса вспоминала, что каждый раз выходя из комнаты, ей приходилось распугивать мышей. Из-за крайней нищеты девушка дважды пыталась покончить с собой, но оба раза что-то ее останавливало.

«Все это какое-то детство… Никто и не заметил, слава тебе, Господи. Так что я завязала и все», – позже рассказала она в интервью для посвященного ее карьере документального фильма.

Однажды мамина подруга привела Веру на «Царскую невесту» Н.И. Римского-Корсакова в Большой театр. В один момент театр захватил впечатлительную девочку. С подругой они копили деньги, чтобы попасть на спектакль, хотя бы на галерку, а однажды даже продали для этого свои учебники и оставили себе один комплект на двоих.


Во время войны Вера осталась в Москве с отцом – сестры разъехались по командировкам, а мать с маленьким сыном эвакуировали. Наравне со всеми Вера носила ящики с песком, дежурила на крыше и всячески помогала отцу и военным. В самые страшные дни войны Веру грела мысль о театре.


После школы Вера попыталась поступить в цирковое училище. Провалив первый же экзамен по физподготовке, Васильева подала документы в Московское городское театральное училище. В 1948 году девушка получила диплом драматической актрисы.

Актерская карьера

По окончании училища Васильеву приняли в труппу Московского академического театра сатиры, в котором она стала примой уже за первые два года и в котором служит по сей день. На счету актрисы более 60 ролей. Сегодня Васильеву можно увидеть в спектаклях «Роковое влечение» (с 2015 года), «Таланты и поклонники» (с 2002 года) и «Орнифль» (с 2001 года).


Также актриса сотрудничала с рядом областных театров (в Брянске, Твери, Орле), в конце 1990-х выступала на сцене Московского Нового драматического театра, с 2006 года играла главную роль в спектакле «Странная миссис Сэвидж» Театра кукол им. С. В. Образцова. С 2010 года Васильева выступает на сцене столичных Театра «Модернъ» и Малого театра.


Дебют Васильевой в кино состоялся в 1945 году, в маленькой роли в фильме Константина Юдина «Близнецы».

Вера Васильева в фильме «Сказание о земле Сибирской»

Первая крупная роль досталась Вере два года спустя – девушка предстала в образе официантки-буфетчицы Настеньки Гусенковой в драме «Сказание о земле Сибирской» Ивана Пырьева. Чтобы получить роль девушки, которая, по задумке режиссера, должна была быть «похожа на бабу на чайнике», на прослушивании стройной девушке пришлось засунуть в декольте два скомканных чулка, расчесать тугие кудри и смыть косметику. Старания оправдались – эта роль принесла молодой актрисе не только всенародную узнаваемость, но еще и Сталинскую премию.


В 1950-х Васильева уделяла основное время театру и появилась лишь в четырех фильмах, включая фильм-спектакль «Свадьба с приданым», за роль в котором получила вторую Сталинскую премию.

Вера Васильева в картине «Свадьба с приданым»

В следующем десятилетии самыми запоминающимися работами Веры Кузьминичны стали роли в трагикомедии «Похождения зубного врача» с юными Андреем Мягковым , Алисой Фрейндлих и Игорем Квашой , а также в музыкальной комедии 1966 года «Приезжайте на Байкал» Вениамина Дормана. Кроме того, голосом Веры Кузьминичной говорила актриса Жизель Паскаль в популярном французском приключенческом фильме «Железная маска» (1962).


В 1970-х у Васильевой было несколько ярких и памятных ролей – в популярном детективном сериале «Следствие ведут ЗнаТоКи», киноповести Ильи Фрэза «Это мы не проходили» о студентах педагогического вуза и драме Владимира Рогового и Эдуарда Тополя «Несовершеннолетние», которая стала лидером советского кинопроката 1977 года.


Одной из самых известных ролей Веры Кузьминичны по праву можно назвать роль в комедийной мелодраме «Карнавал» Татьяны Лиозновой. В трогательной истории о юной провинциалке Нине Соломатиной, мечтающей покорить Москву, Васильева сыграла мать студента-красавца Никиты (Александр Абдулов), возлюбленного Нины (Ирина Муравьева). Не меньший восторг у зрителей вызвала игра Васильевой в музыкальной комедии Владимира Рогового «Женатый холостяк», в которой актриса сыграла мать главной героини Тамары (Лариса Удовиченко).


Еще одну «звездную мать» Вера Кузьминична сыграла в 1985 году в мелодраме «Выйти замуж за капитана» с Верой Глаголевой и Виктором Проскуриным. В том же году актриса снялась в одном из немногочисленных советских фильмов в жанре комедийного фарса «Зловредное воскресенье», в котором появились такие звезды отечественного кинематографа, как Михаил Пуговкин , Валентина Талызина , Борислав Брондуков и Михаил Кокшенов .

В 1989 году Вера Кузьминична выпустила мемуары «Продолжение души (монолог актрисы)»., где рассказала о себе и тех, с которыми ее сводила судьба. После распада СССР ролей в кино у Васильевой стало меньше, но среди них были те, что покорили сердца зрителей разных возрастов. К ним можно отнести мини-сериал «Вино из одуванчиков» по роману Рэя Брэдбери, где коллегами Веры Кузьминичны по съемочной площадке стали Владимир Зельдин , Лия Ахеджакова , Сергей Супонев и Иннокентий Смоктуновский , который скончался еще до завершения работы над картиной (его позднее озвучил Сергей Безруков).


Кроме того, в 1999 году вместе с другими популярными артистами Васильева участвовала в проекте Виктора Мережко «Поют звёзды театра и кино», в рамках которого исполнила несколько романсов.

«Раскрывая тайны звезд»: Вера Васильева

В начале 2000-х Васильева вновь предстала в роли Маргариты Николаевны в фильмах «Следствие ведут ЗнаТоКи. Десять лет спустя». Режиссеры сняли еще 2 «дела» с участием постаревших Томина и Знаменского, которых по традиции сыграли Леонид Каневский и Георгий Мартынюк. Некоторых героев в фильмах уже не было – в частности, зритель не увидел Зинаиды Кибрит: актриса Эльза Леждей скончалась от рака за два года до начала съемок.

«Вера Васильева. Секрет ее молодости»

Многим молодым зрителям Васильева запомнилась по фэнтези-сериалу «Пока цветет папоротник», премьера которого состоялась осенью 2012 года на телеканале СТС. В сериале актриса сыграла бабушку обычного московского парня Кирилла (Александр Петров), жизнь которого изменилась на 180 градусов из-за полученного в подарок таинственного амулета.


В 2014-2015-х Васильева исполнила яркую и запомнившуюся многим роль бабушки в мини-сериале «Деревенщина» (Россия-1), сюжет которой в чем-то перекликается с сюжетом фильма «Карнавал», а также в детском фильме «Праздник непослушания».

Личная жизнь Веры Васильевой

В первые годы работы в театре Вера влюбилась в режиссера Бориса Равенских, постановщика знаменитой «Свадьба с приданым», который на тот момент был женат. Мэтр ответил Вере взаимностью и даже познакомился с ее родителями. Так влюбленные и жили, пока Равенских не пригласили в другой театр. После этого он быстро охладел к Васильевой, что сильно ранило юную актрису – разлуку она переживала очень тяжело и испытывала к Борису сильные чувства еще несколько лет.

Вера Васильева в программе «Жена. История любви»

Супруги прожили вместе долгую и счастливую жизнь, вплоть до кончины актера в 2011 году. Детей в браке у них не было, хотя в один момент судьба свела Веру Кузьминичну с молодой женщиной Дарьей, которую она считает своей дочерью. Васильева ей полностью доверяет и называет Дашиного сына своим внуком.

Вера Васильева сейчас

В 2017 году режиссер Валерий Харченко объявил о том, что планирует снять фильм по чеховской «Скучной истории» с Натальей Фатеевой, Юрием Соломиным и Верой Васильевой в главных ролях. Но съемки фильма состоятся только в том случае, если Фатеева восстановится после серьезной травмы.


В конце апреля 2018 года Вера Кузьминична появилась на Первом канале в документальном фильме «Юрий Яковлев . Распустились тут без меня!», подготовленного к 90-летию со дня рождения великого артиста.

«В 14 лет я чуть не совершила глупость. Прочитав какую-то книгу, решила: лучше умереть молодой. взяла бритву и дважды порезала себе вену», - рассказала «АиФ» народная артистка СССР Вера Васильева .

Шрам на память

В нашей семье никто никогда к театру не имел отношения. Папа работал шофёром, мама занималась хозяйством. Мы жили очень бедно, всемером в одной комнате в Гусятниковом переулке, в районе Мясницкой. Мама с папой, три сестры, брат и я. Но однажды Анна Юльевна, соседка по нашей коммунальной квартире, повела меня на дневной спектакль оперы «Царская невеста». И я, 8-летняя девочка, увидела эту красоту - бархат, люстры, оркестр, всё сверкает, как в сказочном дворце, услышала божественную музыку… Тогда решила: или буду артисткой, или не буду жить. Пошла в Дом пионеров, в драмкружок, в хор, записалась в театральные библиотеки…

В 10 лет я уже распевала арии, услышанные по радио. За это во дворе меня прозвали Шаляпиным. О том, что был такой певец, я не знала, а думала, что дразнят меня из-за шляпы, с которой я не расставалась. Хорошо помню, как хор нашего Дома пионеров выступал в Большом театре (говорили, в зале сидел сам Сталин ).

Мы с моей подружкой Катей Розовской (дружим с ней до сих пор, страшно подумать, сколько лет!) вместе мечтали о сцене. Планы строили - один безумнее другого. Мечтали убежать из дома и поступить в какой-нибудь провинциальный театр хоть кем-нибудь, а там - какой-то неожиданный случай, дебют, как у Ермоловой , и начнётся театральная жизнь, полная приключений...

В результате я стала артисткой, Катя - театроведом. Теперь у неё уже внук, у меня - только Театр. Только рождённые мною роли. Но это не так уж мало.

Какая я была тогда? Тихая, мечтательная, очень романтичная. В 14 лет чуть не совершила глупость. Прочитав какую-то книгу, решила: лучше умереть молодой, чем жить и постепенно разочаровываться в жизни. Взяла бритву и дважды порезала себе вену, потом опустила руку в тёплый таз в надежде, что тихо, красиво умру. К счастью, вовремя опомнилась. Но в память об этой детской глупости у меня на левой руке в сгибе локтя остались две белые чёрточки.

Пырьев и чулки

В том, что мне, третьекурс-нице театрального училища, выпал такой счастливый лотерейный билет, как картина «Сказание о земле Сибирской», никакой особой моей заслуги нет. Думаю, большую роль сыграла моя тогдашняя внешность. Я была полненькая, розовощёкая. Мою добродушную рожицу заприметили ассистентки Пырьева . Подошли и спросили: «Девочка, хочешь сниматься в кино?» Я так хотела, что мы всей семьёй всю ночь не сомкнули глаз - всё думали-гадали, во что меня одеть перед просмотром. В итоге на «Мосфильм» я явилась в сестрином платье из синего шёлка, перетянутая широким поя-сом, накрашенная и с невообразимо взбитыми кудрями. Пырьев, не сказав ни слова, отправил меня к гримёрам. Меня первым делом расчесали. Взглянула на себя в зеркало и ужаснулась: глазёнки маленькие, как поросёнок упитанная, косички тонкие. Никогда в кино не возьмут! А оказалось, именно это и надо было. Одели в костюм героини - Насти Гусенковой. Снова привели к Ивану Александровичу. Он так пристально на меня посмотрел и скомандовал: «Принесите два простых чулка». Принесли. Пырьев их взял, скатал в два комка. И, ни капли не стесняясь, сунул в моё декольте по чулку в те места, где должна быть пышная грудь. «Ну, теперь всё в порядке! А то не поймёшь ничего». Я стала походить на пышногрудую бабу, которой прикрывают чайники. Такой утвердили сразу. Помню, когда уже шли съёмки, Пырьев частенько напоминал: «Васильевой всё подложили? Тогда можем начинать!»

«Сказание о земле Сибирской», 1947 год. Кадр из фильма

Триумф картины «Сказание о земле Сибирской» в 1948 г. я восприняла как чудо из чудес и была в какой-то степени даже напугана, когда дали за неё Сталинскую премию. Как мне потом рассказали, Иосиф Виссарионович, который всегда смотрел все картины, увидев меня на экране, спросил: «Где нашли вот эту прелесть?» На что ему ответили, что это всего лишь студентка третьего курса, поэтому к премии не представлена. Сталин коротко распорядился: «Она хорошо сыграла, надо ей премию дать». И меня мгновенно включили в списки.

Я даже не знаю, была ли я счастлива. Наверное, была. Хотя всегда считала, что и награда, и огромная слава свалились на мою молодую неопытную голову не совсем заслуженно. Просто попала в хорошие руки режиссёра. Кстати, судя по всему, именно так считал и сам Пырьев. Однажды он мне прямо сказал: «Пора тебе меня отблагодарить». И назначил встречу в гостинице «Москва». Я, ничего не подозревая, пошла. Помню, Иван Александрович сидит на стуле и говорит: «Ну? Будешь меня благодарить?» Я отвечаю: «Огромное вам спасибо!» А он: «Не так благодарят! Иди сюда!» И стал приставать…

С трудом вырвавшись, я побежала к двери и услышала вслед: «Ты больше никогда не будешь сниматься в кино!» «Ну и наплевать», - подумала я. Слово своё - не снимать меня - он сдержал. Но я на Ивана Александровича не в обиде, давно всё простила. Ведь, как ни крути, Пырьев подарил мне не только роль - жизнь. Если бы не встреча с ним, меня бы, возможно, отправили по окончании института куда-нибудь к чёрту на кулички. А так… Меня сразу же пригласили в Театр сатиры на главную роль - Лизочки Синичкиной в спектакле «Лев Гурыч Синичкин». Представляете?!

Актриса Московского Театра Сатиры Вера Васильева в артистической комнате. 1956 год. Фото: РИА Новости / В. Малышев

901-я свадьба

Спектакль «Свадьба с приданым», премьера которого состоялась 12 марта 1950 года, с одной стороны, подарил мне самую большую любовь в моей жизни, с другой - дал мне партнёра по сцене и любящего мужа, с которым мы счастливо прожили 54 года.

Постановщиком был молодой талантливый режиссёр Борис Иванович Равенских . О нашем с ним романе в театре узнали почти сразу, да я и не умела скрывать. Почти семь лет я жила с полной готовностью отдать ему, если надо, свою жизнь. Но он был женат на актрисе Лилии Гриценко .

Главный режиссер московского государственного академического Малого театра народный артист СССР Борис Равенских, 1975 год. Фото: РИА Новости / И. Зотин

Успех «Свадьбы с приданым» был феноменальный! Спектакль прошёл 900 раз, был удостоен Сталинской премии, экранизирован. Володя Ушаков был моим «женихом Максимом» и на сцене, и в кино. Я видела, что его чувства ко мне давно вышли за пределы сцены, экрана, но ничего не могла с собой поделать. Тем временем Бориса Ивановича позвали возглавить Малый театр… И все эти годы я жила верующей затворницей с надеждой, что он освободится наконец и поймёт, нужна ли я ему в жизни. Мучилась страшно, но не смела ни разу напомнить о своей любви. Иногда ночью, часа в два, когда все жильцы нашей коммунальной квартиры крепко спали, раздавался телефонный звонок, и я босиком бежала по коридору. Шёпотом, дрожа от холода, отвечала на насмешливый вопрос: «Не спишь? Ждёшь?» - «Да, жду...» Он чувствовал свою вину, раздражался на меня за то, что я оставалась терпеливой и верной.

Вера Васильева и Владимир Ушаков в фильме «Свадьба с приданым», 1953 год

Последней каплей стала премьера его спектакля в Малом театре 4 декабря 1956 года, на который Борис Иванович мне приходить запретил. Я не пошла. Лежала в своей келье в полной темноте, спать не могла. Как же мне было больно и одиноко в ту ночь... Утром мне позвонил Володя Ушаков и, точно чувствуя, что я на краю гибели, спросил, как спрашивал уже много раз, когда же я соглашусь быть его женой. И тогда я ответила: «Я согласна». Володя тут же счастливый примчался на машине, заваленной цветами… Я утопала в цветах. Потом мы поехали в общежитие Театра сатиры на Малой Бронной, где кроме Володи жили Анатолий Папанов со своей женой Надей Каратаевой , Татьяна Ивановна Пельтцер и другие, и он всем объявил новость о нашей свадьбе. Хотя свадьбы как таковой не было. Помню, Толя Папанов принёс пол-литра, другие вынесли еду на кухню - что у кого было. А в загсе мы расписались лет через семь. Никаких платьев и колец не было - просто зашли, поставили подписи.

Зато все 54 года было абсолютно идеальное существование. Мы ни разу серьёзно не поссорились. И не было ни единого случая, что я глазами, мыслями, прикосновениями совершила что-то такое, за что может быть стыдно. Володя настолько влюблённо, благодарно и нежно относился ко мне, что у меня было ощущение сплошной влюблённости. Это очень важно для актрисы, да и вообще для любой женщины. И у меня за годы семейной жизни чувства к нему шли только по нарастающей. Бывало, отыграю спектакль, бегу как сумасшедшая домой. Я его особенно полюбила в последние годы, когда он болел. Три инфаркта, инсульт, слепота, ходить без помощи не мог. Но он так был благороден, никогда не ныл и не жаловался. Всегда искал повод посмеяться, порадоваться за меня. Я очень о нём тоскую!

Александр Ширвиндт в роли графа Альмавивы и Вера Васильева (справа) в роли графини в спектакле «Женитьба Фигаро». Театр Сатиры, 1977 год Фото: РИА Новости / Виталий Арутюнов

Сходила «на сторону»

Я бы не сказала, что с кем-то в театре у меня были близкие отношения. Но очень хорошие - со многими. Толя Папанов относился ко мне очень нежно, как-то особенно произносил моё имя: «Ве-е-рочка!» Как с котёнком иногда говорил: «Милый мой, маленький!» Я считала его потрясающим артистом. А вот с Андрюшей Мироновым мы, пожалуй, общались по-ближе. Он хорошо очень относился к моему мужу, и Володя его обожал. В театре они гримировались в одной комнате. Андрюша с ним всегда откровенничал, даже рассказывал о своих романах. Через него мы подружились с его родителями - Марией Владимировной Мироновой и Александром Семёновичем Менакером . Их смерть, как и потом столь ранний уход Андрея, стали для нас безумной трагедией. Мой муж просто в голос плакал…

Мне очень дороги мои удачные роли в Театре сатиры - графиня Альмавива, Ольга в «Свадьбе с приданым», Анна Андреевна в «Ревизоре», воительница в пьесе Лескова. Но было время, когда в родном театре я долго ничего интересного не играла, очень страдала от этого. И единственный раз в жизни рискнула попросить роль. Тогда после конфликта из нашего театра ушла Таня Васильева , репетировавшая Раневскую в «Вишнёвом саде». Я пришла к Валентину Плучеку и сказала, что мечтаю об этой роли. Он посмотрел как на идиотку: «Ну что ты, Вера! Оля Аросева хочет играть, Нина Архипова … Я лучше молодую возьму!» Я тогда очень сильно переживала: наверное, как акт-риса не нравлюсь ему, он считает, что у меня нет породы, темперамента или греха, который так необходим для Раневской... Спустя годы, когда он тяжело заболел и уже не работал, я приехала его навестить, а Валентин Николаевич вдруг сказал: «Вера, я очень перед тобой виноват и этим сильно мучаюсь. Прости!»

Вера Васильева в музыкальной телепередаче «Бенефис», 1978 год. Фото: РИА Новости / Рыбаков

А Раневскую я всё-таки сыграла, хоть и «на стороне» - в Тверском академическом театре драмы. Затем с радостью и наслаждением ездила в Орёл играть Кручинину в «Без вины виноватые», играла в спектаклях «Блажь» - в Новом драматическом в Москве и «Странная миссис Сэвидж» - в Театре кукол Образцова. Эти работы меня спасли, поскольку сбылось то, о чём я мечтала с юности, ради чего пришла в профессию. Иначе просто бы считала, что мне не хватило таланта, не хватило судьбы.

В 2015 году, перед своим (страшно сказать!) 90-летием, я и вовсе получила сказочный подарок - роль Ирмы Гарленд в спектакле «Роковое влечение». Сыграла пожилую актрису, которая не желает мириться со своим возрастом. Можно сказать, что это в какой-то степени про меня - ведь и я сама почти не ощущаю своего возраста.

А какие мои секреты? В том-то и дело, что никаких. Зарядку никогда не делала - терпеть этого не могу. С детства абсолютно неспортивная. Диет у меня никаких нет. Но не позволяю себе поправляться - держусь в одном весе всю жизнь. Тем не менее я ем всё. После спектакля, а это практически на ночь, люблю побаловать себя чем-нибудь вкусненьким. Не выхожу на улицу, если не подкрашу глаза и губы. Слежу за осанкой, именно осанка выдаёт возраст. Возможно, вы удивитесь, я и про лекарства ничегошеньки не знаю. И слава богу! Думаю, самое главное, что меня держит в форме, - это театр, мои роли, любовь зрителей. До сих пор на улице узнают. Иногда иду - и вдруг: «Ой, здравствуйте! Вы Вера Васильева?» - «Да». - «Будьте здоровы! Счастья вам!» Это очень приятно. У меня в общем-то всё сложилось: профессия, о которой мечтала, у меня был замечательный любящий муж, а в конце жизни появилась крёстная дочь Дашенька, которая обо мне так трогательно заботится, что не каждая родная дочь о своей матери так будет. Мне 90 лет, и я счастлива абсолютно. О чём я мечтаю? Во-первых, чтобы я очень много видела интересного. Но больше всего всё-таки я мечтаю о хорошей роли. И у меня на примете уже есть кое-что любопытное. О любви!

Вера Васильева родилась в простой семье: папа — шофёр, мама — домохозяйка. Всей семьёй жили в коммуналке в маленькой комнате. Маленькой Вере приходилось и стирать, и убирать, и одежду штопать, и даже обед варить. Так дни тянулись за днями, девочка взрослела, а в жизни ничего не менялось, всё та же коммуналка, всё те же соседи. А ведь она, приходя домой в эту крошечную комнатку, мечтала о театре, о сцене, о софитах, все свои богатства, скопленные с обедов копейки девочка тратила на билеты, которые пропускали её в тот необыкновенный, романтичный, красочный, совершенно не похожий на её однообразную жизнь мир.

И вот однажды, то ли подростковый возраст сказался, то ли действительно отчаяние было так сильно, но Вера, решив, что и дальше в её жизни ничего не изменится, взяла в руки бритву и провела ею несколько раз по руке. Крови было немного, вены она почти не задела, но испугалась не на шутку. Сразу побежала за бинтом и спрятала под ним следы своей слабости. Родителям сказала, что поранилась. А потом Вера Васильева поклялась своей лучшей подружке: «Я всё равно буду артисткой!». И слово своё сдержала.

Вера Васильева в спектакле по пьесе Льва Славина «Интервенция». Московский академический театр Сатиры, 1967 г. Фото: РИА Новости / Мирослав Муразов

Она стала актрисой, попала в театр, была нарасхват в кино. Молодая красивая актриса пользовалась популярностью у коллег — актёров и начальственных режиссёров. Перед одним из них она сама не устояла. Её роман с режиссёром Борисом Ревенских продлился целых 7 лет. Юная девушка внимала каждому слову мэтра. Он тоже сначала был влюблён, а затем постепенно отдалился, ушёл с головой в репетиции, в которых принимали участие уже другие актрисы. Вера решила резать «по живому», не стала умолять, просить, возвращать. Она сама взяла и ушла. Навсегда.

Вера Васильева во время музыкальной телепередачи «Бенефис», 1978 г. Фото: РИА Новости / Рыбаков

К единственному за всю жизнь мужу чувства были совсем иными, более спокойными, размеренными, реальными. Она не вздыхала, не страдала, не плакала из-за него. Возможно, именно эта размеренность чувств, реальность, ощущение настоящей опоры в жизни и привлекло Веру Васильеву в актёре Владимире Ушакове . Будущий муж, с обожанием глядя в глаза невесте, клятвенно пообещал: «Ты больше не будешь работать по дому, для этого есть другие люди». За уборку комнатки в общежитии и за приготовленный обед он платил бывшей поварихе Анне Ивановне , которая была немного подслеповата и частенько оставляла остатки еды, очистки и ошмётки на общей кухне. Так что Вере в тайне от мужа приходилось всё-таки что-то делать по дому, несмотря на наличие Анны Ивановны.

Вера Васильева и Владимир Ушаков, 1953 г. Кадр из фильма «Свадьба с приданым»

Поженились молодые только спустя 7 лет. Да и то это сильно сказано — «поженились». Просто пошли и расписались в ЗАГСе, без фаты, без марша Мендельсона и даже без колец.

Но свадьба всё-таки состоялась, хоть и была она уже «золотая». Вера Васильева в шикарном платье и её супруг Владимир Ушаков в элегантном костюме отметили торжество в кругу своих самых близких друзей и коллег в Доме актёра. В этот раз всё-таки жених и невеста принесли на свадьбу кольца. За все эти годы Вера Васильева никогда не вспоминала о своей первой любви и всегда была верна своему мужу. Хотя однажды всё-таки дала ему повод для ревности, но не по собственной воле. Как-то труппа Театра Сатиры отправилась на гастроли. В одном купе собрались сплошь звёзды сцены, среди них Вера Васильева и Андрей Миронов . Миронов решил пошутить, стал исподтишка усердно ухаживать за Верой Васильевой, а глазами иногда косил на её мужа. И не зря. Внезапно Владимир взял мнимого соперника за грудки и выдворил из купе. Неизвестно, что за разговор состоялся в тамбуре поезда, но после него Андрей Миронов и Владимир Ушаков стали закадычными друзьями.

Вера Васильева (графиня Альмавива) в сцене из спектакля режиссёра В. Плучека по пьесе Пьера Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро», 1978 г. Фото: РИА Новости / Рыбаков Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили вместе 55 лет. Вера Кузьминична всегда отмечала, что с этим человеком, который стал более чем на полвека её судьбой, она ни разу за всё это время не конфликтовала. Он просто не давал ей для конфликтов ни единого повода. Причиной окончательного и бесповоротного расставания смогла стать только его болезнь. Теперь уже Вера Кузьминична ухаживала за супругом. 15 лет она возила его по больницам, работала, зарабатывала на лекарства, на врачей, поддерживала его, старалась ободрить, как могла. В эти дни, недели, месяцы, годы она была не актрисой, она была женой, каменной стеной, а ещё она была глазами мужа: ведь в конце жизни Владимир полностью ослеп.

Третий инфаркт стал последним для Владимира Ушакова. Супруга успела вызвать скорую, врачи даже довезли его до реанимации, но спасти мужа Веры Васильевой не удалось. После похорон Вера Васильева пропала. В прямом смысле этого слова. Она закрылась от друзей, знакомых, коллег. Единственным человеком, которого она допускала к себе, была девушка Даша , «крестница», как её называет сама Вера Васильева.

Фото: www.russianlook.com / Anatoly Lomohov

Они познакомились, ещё когда Ушаков был жив. Известная актриса добиралась до больницы к мужу на общественном транспорте, потратиться на попутку Вера Кузьминична не могла. В руках тяжёлые сумки, дорога длинная. Единственным человеком, кто решил помочь, оказалась та самая Даша. Она проводила Веру Васильеву до самой больницы, они разговорились, в итоге постепенно случайная попутчица стала для актрисы и помощницей, и другом, и приёмной дочерью. Дашину дочь Вера Кузьминична сама теперь называет своей внучкой, а Дашу — дочкой. У актрисы Веры Васильевой снова появилась семья.

Народная артистка СССР Вера Васильева в день 90-летия сыграла главную роль в спектакле Роковое влечение на сцене Московского театра сатиры.

"Роль большая и трудная, - цитирует актрису ТАСС. - Играю на каблуках, туфли меняю, переодеваюсь по ходу пьесы с десяток раз. Но такой спектакль - это лучший подарок к юбилею. Вообще, на старости лет, где-то после 70, мне посчастливилось сыграть такие роли, о которых я мечтала в молодости" .

Вера Васильева родилась 30 сентября 1925 года в Москве, в рабочей семье. В начале Великой Отечественной войны пошла работать на завод и одновременно училась в вечерней школе. В 1943 году поступила в Московское городское театральное училище.

В кино она дебютировала, еще будучи студенткой, в 1945 году - в эпизодической роли в комедии “Близнецы ” , а следующая - роль в фильме И. Пырьева "Сказание о земле Сибирской" (1948) - принесла ей популярность.

В 1948 году Васильева стала актрисой Театра сатиры, с которым связана вся ее творческая жизнь.. Всего на сцене этого театра Васильева сыграла свыше 50 ролей. Среди них роли в спектаклях - “Ревизор ” , "Безумный день, или Женитьба Фигаро" , “Пролитая чаша ” , "Где эта улица, где этот дом" , “12 стульев ” , Обыкновенное чудо , “Орнифль ” и многих других.

Наиболее известные картины с ее участием - "Чук и Гек" (1953), "Похождения зубного врача" (1965), "Следствие ведут Знатоки" (1972), “Карнавал ” (1981), "Приказано взять живым" (1983), "Выйти замуж за капитана" (1985), "Вино из одуванчиков" (1997), "Все смешалось в доме" (2006), “Сваха ” (2007), "Пока цветет папоротник" (2012), “Деревенщина ” (2014) и другие.

Вера Васильева - Народная артистка СССР, лауреат Сталинских премий и Государственной премии СССР, театральной премии Хрустальная Турандот и премии им.Яблочкиной, кавалер ордена Трудового Красного Знамени и "За заслуги перед Отечеством" IV и III степени, награждена призом "За честь и достоинство" Национальной театральной премии “Золотая маска ” и другими наградами.

/ среда, 30 сентября 2015 года /

темы: Культура

Роль графини в "Безумном дне, или Женитьбе Фигаро" , спектакле, созданном Валентином Плучеком в 1969 году - самая яркая в биографии Васильевой. Вместе с ней комедию Бомарше разыгрывали Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Нина Корниенко. Такой блестящий состав возник не сразу. Перешедший в Театр сатиры Валентин Гафт начинал репетировать роль графа Альмавивы, Розиной могла стать Екатерина Градова - предложение войти в труппу театра ей сделали сразу же после окончания института, но не сложилось. В результате Розиной стала Вера Васильева, которой в то время было 44 года.
Сценограф Валерий Левенталь создал для спектакля изящные декорации, Вячеслав Зайцев - костюмы в классическом стиле, довершала атмосферу музыка Моцарта. После разлада Гафта с Плучеком в театре появился Александр Ширвиндт. Чуть флегматичный, чуть отстраненный, барственный, по-своему обаятельный Альмавива идеально вошел в актерский ансамбль спектакля.
Главные кинороли Васильевой пришлись на начало ее артистической карьеры: она сыграла в 1947 году в фильме Ивана Пырьева "Сказание о земле Сибирской", в 1953-м - в "Свадьба с приданым" режиссеров Татьяны Лукашевич и Бориса Равенских.
Сегодня, в день своего рождения, актриса вновь поднимется на сцену родного театра, в котором она служит с 1948 года, чтобы встретиться с публикой и подарить своим поклонникам незабываемые эмоции.

Сегодня народной артистке СССР, легенде Московского театра сатиры Вере Васильевой исполняется 90 лет. Актрису, над которой, кажется, не властно время, миллионы зрителей полюбили еще в начале 50-х, после выхода на экраны фильмов "Сказание о земле Сибирской" и "Свадьба с приданым". Затем были десятки других ярких ролей в кино и, конечно, в театре, служение которому она считает главным в своей жизни.
Вера Васильева, народная артистка СССР: "Тонкость чувств, которая, в общем, сейчас как бы не ценится, но мне кажется, что это необходимо, потому что в нашей быстроте мы не успеваем почувствовать друг друга до конца, а ведь на самом деле все не так примитивно и быстро. Все должно рождаться от каких-то полутонов, полувзглядов, полуинтонаций. И от этого растет что-то очень такое поэтическое в душе. В общем, я старомодный, наверное, человек" .
Вера Васильева никогда не скрывала своего возраста, она считает, что 90 - не повод для уныния и подведения итогов. И сегодня, как обычно, она выйдет на сцену своего родного Театра сатиры в премьерном спектакле Роковое влечение , чтобы вновь всех радовать, удивлять и восхищать.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!