Национальной театральной премии золотая маска. Фестиваль «Золотая маска» завершился необычной церемонией

В ведомстве назвали нецелесообразным дальнейшее пребывание среди организаторов главной театральной награды России, подчеркнув, что премия должна быть «максимально независимой»

Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости

Министерство культуры России больше не будет числиться организатором главной театральной премии страны, о выходе из числа организаторов говорится в письме за подписью заместителя главы ведомства Павла Степанова, направленном председателю Союза театральных деятелей (СТД) Александру Калягину (есть в распоряжении РБК, копии письма направлены также президенту премии и фестиваля «Золотая маска» Игорю Костолевскому и генеральному директору АНО «Фестиваль «Золотая маска» Марии Ревякиной).

​«В связи с тем, что ведомство не считает целесообразным в дальнейшем выступать в качестве организатора премии <...>, информируем о сложении соответствующих полномочий», — говорится в документе.

​В пресс-службе Минкультуры РБК пояснили, что нецелесообразность дальнейшего пребывания ведомства среди организаторов «Золотой маски» (согласно положению о премии соорганизаторами выступают Минкультуры и СТД) объясняется необходимостью максимальной независимости главной театральной премии страны. В то же время в ведомстве подчеркнули, что и до сих пор его функции были чисто номинальными.

«В связи с формальной ролью Минкультуры России как одного из организаторов премии ведомством было принято решение о выходе из состава ее организаторов. Мы не считаем целесообразным в дальнейшем выступать в этом качестве, так как фактически не влияем на принятие каких-либо решений. Наличие или отсутствие Министерства культуры в качестве организаторов не влияет на функционирование премии, в том числе на вопросы ее финансирования», — пояснили в пресс-службе ведомства.

Игорь Костолевский и Мария Ревякина подтвердили РБК получение письма от Минкультуры.

«Мы, действительно, получили это письмо. Мы обращались к Павлу Степанову, он объяснил, что государственная организация не хочет влезать в общественную организацию по поводу экспертных советов. Нам сказали, что помощь, финансирование — это все остается», — сообщил Костолевский.

«Приходило письмо. После получения письма мы разговаривали с заместителем министра Павлом Владимировичем Степановым, который сказал, что в соответствии с положением превалирующая роль принадлежит учредителю. И он считает, что государственному органу нет смысла вмешиваться в формирование экспертных советов, это должна делать общественная профессиональная организация. Как работали, так и работаем», — отметила Ревякина.

Александр Калягин не ответил на звонки РБК.

Выход Минкультуры из числа организаторов «Золотой маски» произошел вскоре после того, как из-за несогласия с СТД и его главой Александром Калягиным о своей отставке глава департамента господдержки искусства и народного творчества Минкультуры Андрей Малышев. «Я не готов работать с людьми, которые занимаются наперсточничеством», — заявил он РБК.

Малышев также пояснил, что Минкультуры неоднократно инициировало реформы театральной среды, но ни одна из них не была поддержана СТД. Речь, по его словам, в первую очередь о необходимости ротации «возрастного руководства театров», а также об отказе от практики совмещения функций худрука и директора, что сейчас широко практикуется в российских театрах.

Российская национальная театральная премия «Золотая маска» учреждена в 1993 году и присуждается спектаклям всех жанров театрального искусства: драма, опера, балет, современный танец, оперетта и мюзикл, театр кукол.

Около 50 наград вручили на торжественной церемонии театральной премии “Золотая маска”, которая прошла в среду в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко в Москве.

Без наград не ушли дирижёр Теодор Курентзис, актёр Данила Козловский и режиссёр Андрей Могучий - лучший режиссёр уже второй год подряд.

В фестивале “Золотая маска 2017” были показаны 74 спектакля из 25 городов России. Число номинантов на национальную театральную премию было рекордным - 213 режиссеров, актеров, художников, композиторов, драматургов.

В числе получивших наибольшее число номинаций - столичный Большой театр, Театр оперы и балета Екатеринбурга, Малый драматический и Большой драматический театры Петербурга, Театр Моссовета и “Красный факел” (Новосибирск).

На торжественной церемонии присутствовали директор Большого театра Владимир Урин, известный театральный режиссёр Роберт Стуруа, главный режиссёр РАМТ Алексей Бородин, Марина и Дмитрий Брусникины, глава Союза театральных деятелей Александр Калягин, актриса Театра Моссовета народная артистка России Нина Дробышева.

Перед началом вручения наград директор “Золотой маски” Мария Ревякина попросила зал помянуть минутой молчания Георгия Тараторкина, который более 20 лет возглавлял премию и скончался в 2017 году.

Драма

Главный приз премии за лучший драматический спектакль большой формы получил “Русский роман” Театра имени Маяковского. А лучшим режиссёром жюри второй год подряд признает Андрея Могучего, поставившего спектакль “Гроза” в Большом драматическом театре имени Товстоногова. Также жюри премии наградило “Магадан/Кабаре” театра “Около дома Станиславского” - как лучший драматический спектакль малой формы.

“Я хотел бы воспользоваться возможностью отблагодарить дорогих моих людей. Прежде всего, это мой учитель, режиссёр Малого драматического театра Лев Додин, который обладает какой то мощью, силой, внутренней драмой не ставить “Гамлет” в комфортной форме, а задать в нем вопросы, которые сегодня нельзя не задать…

Я хочу сказать спасибо семье, родителям и маме, которая меня часто спрашивала, где её маска, и вот теперь она у неё есть”,

Сказал Козловский на вручении премии.

Лучшей драматической актрисой стала Евгения Симонова, сыгравшая Софью Толстую в спектакле “Русский роман” Театра имени Маяковского. Награда за лучшую женскую роль второго плана в драме ушла Елене Немзер из Александринского театра за роль Панталоны в постановке “Ворон”, а мужскую - Хольгену Мюнценмайеру, исполнившему роль Дьякона в спектакле “Жили-были” Драматического театра Шарыпово.

Опера

“Я счастливый человек, потому что музыкант, и я стремлюсь быть лучшим и музыкантом, и человеком… Цель творчества - нести счастье людям”,

Сказал Курентзис на церемонии вручения.

Лучшим режиссером в опере, по мнению жюри, стал Ричард Джонс, поставивший оперу “Роделинда” в Большом театре. Лучшим спектаклем в опере также признали “Роделинду”.

Приз за лучшую женскую роль в опере получила Надежда Павлова, сыгравшая Виолетту Валери в “Травиате” Театра оперы и балета имени Чайковского в Перми, а за лучшую мужскую роль в опере - Липарит Аветисян за Шевалье де Грие в оперетте “Манон” Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Оперетта и мюзикл

Лауреатом премии в номинации “Лучший спектакль в оперетте/мюзикле” стал “Биндюжник и король” Театра юного зрителя в Красноярске. В номинации “Лучшая женская роль в оперетте-мюзикле” победительницей стала Мария Биорк за роль Сони в спектакле “Преступление и наказание” Театра мюзикла, режиссером которого выступил Андрей Кончаловский. Также за работу в этом спектакле присудили приз композитору Эдуарду Артемьеву.

“Золотую маску” за лучшую мужскую роль в этой категории получил Виктор Кривонос за роль в спектакле “Белый. Петербург” Театра музыкальной комедии в Санкт-Петербурге.

Награда за лучшую роль второго плана в оперетте/мюзикле ушла Владимиру Гальченко из Театра драмы имени Горького в Самаре. Лучшим режиссером в оперетте/мюзикле стал Роман Феодори из Театра юного зрителя в Красноярске, а дирижером - Андрей Алексеев из Театра музыкальной комедии в Санкт-Петербурге.

Балет

Приз за лучшую женскую роль в балете и современном танце получила Виктория Терешкина за роль в спектакле “Скрипичный концерт #2” Мариинского театра, а за лучшую мужскую роль в балете - Игорь Булицын, сыгравший Меркуцио в “Ромео и Джельетте” в Театре оперы и балета в Екатеринбурге.

Лучшим дирижером в балете стал Павел Клиничев за спектакль “Ундина” Большого театра, что, впрочем, не было интригой, так как он был единственным претендентом на награду в этой номинации за три разных спектакля.

Лучшей работой балетмейстера/хореографа в балете и современном танце жюри признало спектакль “Скрипичный концерт #2” Антона Пимонова в Мариинском театре.

Лучшим спектаклем в современном танце была названа постановка “Все пути ведут на север” Театра “Балет Москва”. При этом приз за лучший спектакль в балете присудили Театру оперы и балета в Екатеринбурге за “Ромео и Джульетту”.

Спецпризы

Премией “За выдающийся вклад в развитие театрального искусства” были награждены худрук Дагестанского кумыкского музыкально-драматического театра Айгум Айгумов, солистка Мариинского театра Ирина Богачева, народный артист России и Якутии Андрей Борисов, грузинский режиссер, сценарист, драматург, художник, худрук Тбилисского театра марионеток Резо Габриадзе, актер и режиссер Омского музыкального театра Георгий Котов, актер Александринского театра Николай Мартон, худрук МХТ им. Чехова и “Табакерки” Олег Табаков и актер Вахтанговского театра Владимир Этуш.

Почетной премией в “За поддержку театрального искусства России” был награжден благотворительный фонд “Искусство, наука и спорт”, основанный в 2006 году российским предпринимателем и меценатом Алишером Усмановым.

    Маска - получить на Академике действующий промокод JOY by JOY или выгодно маска купить со скидкой на распродаже в JOY by JOY

    - «Золотая маска» Всероссийский театральный фестиваль, национальная театральная премия, учреждена в 1994 году Союзом театральных деятелей России и вручается спектаклям всех жанров театрального искусства: драма, опера, балет, оперетта и мюзикл … Википедия

    ЗОЛОТАЯ МАСКА, российская национальная театральная премия. Учреждена Союзом театральных деятелей в 1994. Присуждается за лучшие работы сезона во всех видах театрального искусства: драме, опере, балете, оперетте (мюзикле), театре кукол. Премии… … Энциклопедический словарь

    Золотая Маска - Masque d or Pour l’article homonyme, voir Masque d Or. Le Masque d or (en russe Золотая Маска) est un festival russe de théâtre créé en 1994 et doté d un prix prestigieux. Le festival accueille des spectacles de théâtre, d opéra, de… … Wikipédia en Français

    Золотая маска - (приз) … Орфографический словарь русского языка

    Золотая маска Всероссийский театральный фестиваль, весной каждого года представляющий в Москве наиболее значительные спектакли из городов России. «Золотая Маска» Национальная театральная Премия, которая учреждена в 1994 году Союзом театральных… … Википедия

    Национальная театральная премия "Золотая Маска" Энциклопедия ньюсмейкеров

    История фестиваля и премии "Золотая Маска" - Российская Национальная театральная премия Золотая Маска была учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей РФ как профессиональная премия за лучшие работы сезона во всех видах театрального искусства (драма, опера, балет, современный танец,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Театральный фестиваль "Золотая маска" - Российская Национальная театральная премия Золотая Маска была учреждена в 1994 году Союзом театральных деятелей России как профессиональная премия за творческие достижения в области театрального искусства. Основные цели премии и фестиваля - … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Маска - Знаменитая золотая маска мумии Тутанхамона. МАСКА (французское masque), 1) накладка с вырезами для глаз, скрывающая лицо, иногда с изображением человеческого лица, головы животного или мифического существа. Ритуальные маски надевались… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Ц еремония вручения Российской национальной театральной премии «Золотая маска» прошла на Новой сцене Большого театра. Победителей выбрали из 832 спектаклей, поставленных в более чем 100 российских городах. Решение приняло двусоставное жюри: «Драматического театра и театра кукол» под председательством театроведа и критика Алексея Бартошевича и «Музыкального театра» под руководством дирижера Павла Бубельникова.

В номинации «Оперетта - мюзикл» победителем стал спектакль «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» московского Театра на Таганке . Он получил еще две награды: лучшая мужская роль - актер Петр Маркин, работа режиссера - Алексей Франдетти. Лучшей исполнительницей женской роли назвали Анастасию Ермолаеву, сыгравшую в постановке «Микадо, или Город Титипу» Театра музыкальной комедии из Екатеринбурга. Музыкальный театр из Новосибирска забрал две премии - за работу дирижера (Александр Новиков) и лучшую роль второго плана (Евгения Огнева) в мюзикле «Безымянная звезда».

В категории «Балет» лучшей стала «Сюита в белом» Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко . Лучшим спектаклем в «Современном танце» назвали «Имаго-ловушку» екатеринбургского театра «Провинциальные танцы» . Постановку Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского «Золушка» отметили в номинации «Работа дирижера» (Теодор Курентзис) и «Работа балетмейстера-хореографа» (Алексей Мирошниченко). «Золотую маску» за мужскую и женскую роли получили Нурбек Батулла («Зов начала», Казань) и Анастасия Сташкевич («Клетка», Большой театр).

Сцена из спектакля «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит». Московский театр на Таганке. Фотография: tagankateatr.ru

Сцена из оперетты «Микадо, или город Титипу». Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии, Екатеринбург. Фотография: rewizor.ru

Сцена из спектакля «Имаго-ловушка». Театр «Провинциальные танцы», Екатеринбург. Фотография: kudago.com

Лучшая опера - «Билли Бадд» Большого театра . Работа режиссера в опере - Кирилл Серебренников за постановку «Чаадский» в театре «Геликон-опера» . Работа дирижера - Оливер фон Доханьи в опере «Пассажирка» Театра оперы и балета Екатеринбурга, а актриса этого театра Надежда Бабинцева получила приз за лучшую женскую роль. В мужской роли отметили Евгения Ставинского - он исполнил Мефистофеля в «Фаусте» театра «Новая опера» им. Е.В. Колобова .

Лучшим драматическим спектаклем большой формы стала постановка «Страх любовь отчаянье» Малого драматического театра - Театра Европы (режиссер Лев Додин), а малой формы - «Чук и Гек» Александринского театра (режиссер Михаил Патласов). За женскую роль отметили Аллу Демидову («Ахматова. Поэма без героя», «Гоголь-центр»), за мужскую - Вячеслава Ковалева («Изгнание», Театр им. В. Маяковского). Лучший драматург - Дмитрий Данилов («Человек из Подольска») московского «Театра.doc» , режиссер - Юрий Бутусов («Дядя Ваня») Театра им. Ленсовета .

Сцена из оперы «Пассажирка». Екатеринбургский театр оперы и балета. Фотография: belcanto.ru

Сцена из спектакля «Страх любовь отчаянье». Академический малый драматический театр – Театр Европы, Санкт-Петербург. Фотография: mdt-dodin.ru

Сцена из оперы «Билли Бадд». Государственный академический Большой театр, Москва. Фотография: bolshoi.ru

В номинации «Куклы» победил спектакль «И дольше века длится день» творческого объединения «Таратумб» и Музея истории ГУЛАГа . Отметили также работу художников Эмиля Капелюша и Юлии Михеевой («Снегурочка», Кострома), режиссера Владимира Бирюкова («Попугай и веники», Пенза), актеров томского Театра куклы и актера «Скоморох» им. Р. Виндермана .

Специальные премии жюри Драматического театра и театра кукол получили Хабаровский театр юного зрителя и московский «Гоголь-центр». Специальные премии жюри Музыкального театра - спектакль «Cantos» Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского и творческий дуэт спектакля «Манон Леско» Большого театра - Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов. В конкурсе «Эксперимент» лучшим назвали спектакль «Я БАСЁ» петербургского «Упсала-цирка».

В этом году впервые за историю премии прошли две церемонии вручения. Первая состоялась 27 марта, в . В Белом фойе Исторической сцены Большого театра наградили 12 лауреатов в почетной номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства России». «Золотые маски» получили Валентин Гафт , Александр Ширвиндт , Иван Краско, Владимир Рецептер, Николай Боярчиков, Алла Покровская, Галина Анисимова, Вера Кузьмина, Алла Журавлева, Анатолий Гладнев и Юрий Бурэ-Небельсен.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!