Взаимоотношения печорина и мери кратко. Как проявляется характер печорина во взаимоотношениях

Во взаимоотношениях с Грушницким Печорин проявляет та­кие черты характера, как скучающее пренебрежение и страсть, впрочем, довольно вялую, к психологическим играм.

То же можно сказать и о его отношении к княжне Мери, при­бавив огромное самолюбие, направляемое произвольно. При этом он не удержался на грани холодного анализа стороннего наблю­дателя и сам сильно увлёкся немалой внутренней силой княжны. Можно даже сказать - влюбился. Но как человек, привыкший отдавать себе подробный отчёт во всех движениях своей души, ясно понял, что совершенно не будет счастлив в браке и скоро разочаруется. Поэтому он проявил даже готовность отказаться от любви, лишь бы сохранить свободу или то, что он под свободой подразумевал, потому что настоящая любовь, несомненно, чело­века не стесняет.

Общаясь с Вернером, Печорин получал удовольствие от взаи­мопонимания, которое между ними установилось. Но это было очень холодное и механическое взаимопонимание, по крайней мере со стороны Печорина. Даже с относительно близким по ду­ху человеком Печорин не мог душевно расслабиться, он продол­жал насмешливо

интеллектуализировать, пользуясь понятливым слушателем и забавляясь теми ребусами, разгадывать которые предлагал ему доктор.

Княжна Мери и Вера пробуждали в нём холодную расчётли­вую страсть, несмотря на то, что Веру Печорин, несомненно, це­нил как человека, сумевшего проникнуть в его внутренний мир. Однако это фактически никак не влияло на его поступки с ней.

Разорванность чувств и логики - вот что постоянно демон­стрирует Печорин, с кем бы он ни сталкивался. Базовое свойство его личности - раздвоенность человека, открывшего мир посто­янной рефлексии, но не сумевшего наладить обратное воссоеди­нение разнимаемой на части картинки. Стремление к глубокому самонаблюдению, само по себе похвальное, затянуло Печорина в воронку нарциссического самолюбования. Так как это качество противоречит человеческой природе, то он потерял возможность плодотворного применения творческих сил, стал холоден и вял даже по отношению к самому себе. Законченное выражение этого типа человека предстаёт в фигуре Ставрогина из романа Ф. М. Достоевского “Бесы”.

“Герой нашего времени” как произведение отличается тем, что характеры всех действующих персонажей преимущественно статичны. Характеры Веры и Мери тому не исключение. Другое дело, что изменяется отношение к ним Печорина, причём отно­шение ситуативное, а они соответственно этому проявляют те или иные реакции. Однако для того, чтобы всерьёз говорить об изменениях характера, слишком мало материала - охватывается сравнительно небольшой промежуток времени и совсем не уде­ляется внимания прошлому того или иного персонажа. Цель ав­торского повествования - исключительно сам Печорин.

Мери привыкла быть центром внимания, ухаживания Грушницкого она воспринимает как должное, но её, как де­вушку чуткую, значительно больше привлекла фигура Печо­рина, наполненная подлинной энергией. Когда выяснилось, что Печорин посмеялся над ней, она нашла в себе силы сохра­нить достоинство.

Что касается Веры, то мы не знаем предысторию её отноше­ний с Печориным. Наверное, она смогла понять сущность Печо­рина, потому что, подобно пушкинской Татьяне, сумела, забыв себя, погрузиться в душевный мир любимого человека. Только, в отличие от Татьяны, она не дистанцировалась, поняв его реаль­ные стремления, а наоборот, привязалась ешё сильнее. Судя по всему, у неё в характере было заложено сильное стремление к пассивному терпению, она получала эмоциональное удовлетво­рение от искусственных романтических отношений, даже зная всю подоплёку печоринского характера. Внешне это было стрем­ление сохранить остатки самостоятельности, внутренне - жела­ние быть несчастной, но непременно красиво.

Глоссарий:

  • как проявляется характер печорина во взаимоотношениях с грушницким
  • сравнительная характеристика печорина и грушницкого таблица
  • Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого
  • как проявляется характер печорина во взаимоотношениях с мери
  • как проявляется характер печорина во взаимоотношениях с грушницким вернером верой княжной мери

Другие работы по этой теме:

  1. “Я два раза пожал её руку… во второй раз она её выдернула, ни говоря ни слова. - Я дурно буду спать эту ночь, - сказала...
  2. И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в...
  3. Приличьем скрашенный пророк Я смело предаю позору – Неумолим я и жесток. М. Ю. Лермонтов Грушницкий – представитель целого разряда людей – по выражению Белинского,...
  4. Второстепенные герои романа - Грушницкий, Вера, Мэри, Вулич, Вернер, Максим Максимыч, девушка-контрабандистка, - словно зеркала, которые отражают различные грани характера Печорина в соответствии со своим...

Образ Печорина - центральный в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Все остальные персонажи сгруппированы вокруг него, оттеняя отдельные стороны его характера и поступков, хотя каждый из героев романа интересен сам по себе. Грушницкий. Почему молодой юнкер так неприятен Печорину? Грушницкий отнюдь не является злодеем, с которым стоило бы бороться. Он - посредственность, ему присуща вполне простительная в его возрасте слабость - «драпироваться в необыкновенные чувства», «страсть декламировать». Он как бы стремится играть роль «существа, обреченного каким-то тайным страданиям». Грушницкий - пародия на Печорина. Поэтому он и раздражает главного героя романа, тот начинает своеобразную игру. Печорин раскрывает истинное лицо Грушницкого: мстительного и подлого, способного выстрелить в безоружного человека. Во время дуэли он предлагает Грушницкому примирение. Но ситуация уже необратима: «Нам на земле вдвоем нет места!» Грушницкий оттеняет истинность и значительность душевных мук Печорина, этого «страдающего эгоиста», глубину и исключительность его натуры. Но в ситуации с Грушницким проявляется и разрушительная сила индивидуализма Печорина. Интересно и сопоставление Печорина с Максимом Максимычем. Этот старый штабс-капитан - человек честный и добрый, его суждения несут отпечаток жизненного опыта и здравого смысла. Он привязан к Печорину, глубоко переживает его холодность при неожиданной встрече. Искренность и непосредственность Максима Максимыча оттеняют по контрасту вежливое безразличие Печорина. Но в то же время очевидно, что Максиму Максимычу, живущему обыденными житейскими заботами, совершенно не понятен мир Печорина, и это если не оправдывает, то как-то объясняет нежелание Печорина отобедать с ним и рассказать ему о своей жизни в Петербурге. Грушницкий и Вернер - это две порознь существующие в жизни ипостаси характера Печорина. Первый - утрированное отражение чисто внешних печоринских черт, второй воспроизводит немало его внутренних качеств. В этом смысле Грушницкий и Вернер представляют полную противоположность друг другу. Внешняя красота и эффектность Грушницкого контрастируют с непривлекательной наружностью доктора Вернера. Уродливо себялюбивой душе Грушницкого противостоит обаяние «красоты душевной» Вернера: в душе первого нет «ни на грош поэзии», другой - «поэт на деле». Грушницкий - ограниченный эгоист, Вернер способен на подлинно гуманные чувства. Но характер Печорина намного сложнее простой арифметической суммы качеств одного и другого. Личность Печорина своеобразно раскрывается и через его отношения с женщинами. О женщинах и любви он говорит с иронией, разуверившись и в том и в другом. Но история отношений Печорина с каждой из героинь приобретает драматический и даже трагический характер. Бэла привлекает Печорина цельностью и естественностью натуры. В «любви дикарки» он искренне пытается найти забвение от мучавшей его тоски, но его беспокойное воображение и ненасытное сердце не могли долго жить одним чувством. Смерть Бэлы - тяжелое обвинение Печорину. Но его вина искупается тем потрясением, которое он испытал. Спустя много лет, когда Максим Максимыч упомянул о Бэле, Печорин «чуть-чуть» побледнел и отвернулся... почти тотчас принужденно зевнув». В истории с Мери раскрываются самые неприглядные стороны печоринского индивидуализма. Затевая интригу, Печорин не преследует никаких корыстных целей. Мери молода, привыкла к успеху, самолюбива, доверчива. Ее обаяние начинает испытывать и Печорин. Лишь извечный страх потерять свободу заставляет его подавить в себе зарождающееся чувство. Печорин несомненно нанес Мери глубокую душевную травму. Но и в резкости Печорина есть своеобразное благородство: он откровенно говорит княжне, что не любит ее, чтобы не мучить себя и девушку; вызывает на дуэль Грушницкого, защищая ее честь. Вера. Любовь к ней - глубокое и давнее чувство: «Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был обмануть». Вера лучше, чем кто-либо другой, «проникла во все тайны» его души. Их любовь - это любовь-страдание. «Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно». Потеря Веры переживается Печориным мучительно, так как любовь к ней была единственным глубоким чувством, наполнявшим его жизнь.

Читая произведение и знакомясь с работой автора на уроке литературы, мы видим, как раскрывается образ героя в отношениях с другими действующими лицами. Наблюдаем мы проявление характера Печорина и во взаимоотношениях с такими героями, как Грушницкий, княжна Мэри, Вера и Вернер. Со всеми вышеуказанными личностями, которые были придуманы , главный герой открывается с новой для нас стороны.

Взаимоотношения с Вернером

Если рассуждать об отношениях Печорина и Вернера, то скорее это дружеские отношения. Персонажей связывает наблюдательность, особый ум и находчивость. Вот только здесь мы видим пассивность к жизни со стороны Вернера, что является преградой Вернеру к поступкам, в то время как главный герой в постоянном поиске приключений. Печорин активен и любит испытать свою судьбу. В целом, в данных отношениях проявляется такая черта характера у Печорина, как эгоизм, где такого понятия, как дружба, герой не признает. Ведь здесь нужно самозабвение и жертвы к которым он не готов.

Взаимоотношения с Грушницким

По иному проявляется характер Печорина в отношениях с Грушницким, с которым у него были сначала добрые отношения, переросшие затем в некую борьбу. Она привела героев к дуэли. Когда мы видим отношения Грушницкого и Печорина, то отмечаем, что для главного героя является нормой отсутствие таких понятий, как страх, злоба, жалость. Эти чувства напрочь исчезли, о чем говорит и сам герой, который перед дуэлью ничего из вышесказанного не почувствовал.

Взаимоотношения с княжной Мэри

В отношениях с Мэри проявляется противоречивость характера Печорина. С одной стороны он уже давно не живет сердцем, а с другой стороны, несколько раз почувствовал себя увлеченным. Но в целом, все у него продумано, все он взвешивает. Им управляет расчет и любопытный разум. Он уже давно ни для кого не открывается и быстро разочаровывается в спутницах. Этого разочарования он боялся и в случае отношений с княжной Мэри. Здесь герой предстает перед нами холодным и эгоистичным человеком, для которого увлечение Мэри является не более, чем игрой. Как по мне, то Печорин попросту боится обыденности, вот и отвергает женские чувства, напуская на себя холодность и равнодушие.

Взаимоотношения с Верой

Казалось бы, можно делать выводы о бездушности Печорина, может даже некой жестокости по отношению к другим людям, если бы не встреча с Верой. Да, эти отношения не имеют счастливого конца, однако мы видим, что герой не бездушен. Есть еще у него в глубине души небольшой, еле тлеющий огонек человечности. Жаль только, что у Печорина этот огонек, из-за его эгоизма и холодности, быстро затухает.

Проявление характера Печорина во взаимоотношениях с Грушницким, Вернером, Верой, княжной Мери

А какую оценку поставите вы?


На этой странице искали:

  • как проявляется характер печорина во взаимоотношениях с грушницким
  • княжна мери характеристика печорина
  • Отношения печорина и вернера произведение Лермонтов герой нашего времени княжна мери
  • печорин и грушницкий взаимоотношения

Печорин и Грушницкий сочинение на тему Сочинение по произведению Лермонтова «Герой нашего времени»

Во взаимоотношениях с Грушницким Печорин проявляет такие черты характера, как скучающее пренебрежение. и страсть, впрочем, довольно вялую, к психологическим играм.
То же можно сказать и о его отношении к княжне Мери, прибавив огромное самолюбие, направляемое произвольно. При этом он не удержался на грани холодного анализа стороннего наблюдателя и сам сильно увлёкся немалой внутренней силой княжны. Можно даже сказать - влюбился. Но как человек, привыкший отдавать себе подробный отчёт во всех движениях своей души, ясно понял, что совершенно не будет счастлив в браке и скоро разочаруется. Поэтому он проявил даже готовность отказаться от любви, лишь бы сохранить свободу или то, что он под свободой подразумевал, потому что настоящая любовь, несомненно, человека не стесняет.
Общаясь с Вернером, Печорин получал удовольствие от взаимопонимания, которое между ними установилось. Но это было очень холодное и механическое взаимопонимание, по крайней мере со стороны Печорина. Даже с относительно близким по духу человеком Печорин не мог душевно расслабиться, он продолжал насмешливо интеллекту ал изировать, пользуясь понятливым слушателем и забавляясь теми ребусами, разгадывать которые предлагал ему доктор.
Княжна Мери и Вера пробуждали в нём холодную расчётливую страсть, несмотря на то, что Веру Печорин, несомненно, ценил как человека, сумевшего проникнуть в его внутренний мир. Однако это фактически никак не влияло на его поступки с ней.
Разорванность чувств и логики - вот что постоянно демонстрирует Печорин, с кем бы он ни сталкивался. Базовое свойство его личности - раздвоенность человека, открывшего мир постоянной рефлексии, но не сумевшего наладить обратное воссоединение разнимаемой на части картинки. Стремление к глубокому самонаблюдению, само по себе похвальное, затянуло Печорина в воронку нарциссического самолюбования. Так как это качество противоречит человеческой природе, то он потерял возможность плодотворного применения творческих сил, стал холоден и вял даже по отношению к самому себе. Законченное выражение этого типа человека предстаёт в фигуре Ставрогина из романа Ф. М. Достоевского «Бесы».
«Герой нашего времени» как произведение отличается тем, что характеры всех действующих персонажей преимущественно статичны. Характеры Веры и Мери тому не исключение. Другое дело, что изменяется отношение к ним Печорина, причём отношение ситуативное, а они соответственно этому проявляют те или иные реакции. Однако для того, чтобы всерьёз говорить об изменениях характера, слишком мало материала - охватывается сравнительно небольшой промежуток времени и совсем не уделяется внимания прошлому того или иного персонажа. Цель авторского повествования - исключительно сам Печорин.
Мери привыкла быть центром внимания, ухаживания Грушницкого она воспринимает как должное, но её, как девушку чуткую, значительно больше привлекла фигура Печорина, наполненная подлинной энергией. Когда выяснилось, что Печорин посмеялся над ней, она нашла в себе силы сохранить достоинство.
Что касается Веры, то мы не знаем предысторию её отношений с Печориным. Наверное, она смогла понять сущность Печорина, потому что, подобно пушкинской Татьяне, сумела, забыв себя, погрузиться в душевный мир любимого человека. Только, в отличие от Татьяны, она не дистанцировалась, поняв его реальные стремления, а наоборот, привязалась ешё сильнее. Судя по всему, у неё в характере было заложено сильное стремление к пассивному терпению, она получала эмоциональное удовлетворение от искусственных романтических отношений, даже зная всю подоплёку печоринского характера. Внешне это было стремление сохранить остатки самостоятельности, внутренне - желание быть несчастной, но непременно красиво.

Меню статьи:

В реальной жизни редко можно встретить человека, обладающего исключительно отрицательными качествами. Их может быть в большинстве, но, какой бы ни был человек, найти хотя бы несколько положительных качеств все-таки возможно. Литература обладает возможностью рисовать самые необычные сюжеты, образы и события – порой ирреальные, которые бы невозможно было осуществить в реальной жизни. Как ни странно, но и здесь нет абсолютно негативных или положительных персонажей. Каждый герой уникален по своему, он может действовать самым бесчестным образом, но при этом не составит труда отыскать в нем хотя бы одно доброе побуждение. Одним из противоречивых персонажей является образ Григория Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Противоречивость Печорина

Григорий Печорин в романе представляется как двигатель неприятностей, его появление в жизни всех персонажей заканчивается некой трагедией, либо же становится причиной летального исхода. Большинство таких ситуаций создаются непреднамеренно. Печорин не планирует никого убивать или привносить непоправимые последствия в жизнь тех или иных людей, трагизм происходит случайным незапланированным образом, вследствие противоречивого восприятия персонажами действительности, некой доли непонимания сути происходящего.

Положительные качества Печорина

В начале кажется, что позиций на этот счет должно быть значительно меньше, так как вреда он Печорина больше, чем пользы, но на самом деле все далеко не так.

В первую очередь, в глаза бросается образованность и ум персонажа. Печорин получил хорошее образование, но только этот факт не делает его умным – он любознателен по своей природе, поэтому его знание никогда не ограничивались сухими науками, ему всегда хотелось докопаться до истины, постигнуть суть.

Григорий умеет подать себя в обществе – он обладает даром заинтересовать собеседника даже самой обыденной темой, обладает хорошим чувством юмора, что также способствует его коммуникативному влиянию.

Печорин обладает не только знаниями о предмете разных наук, он также хорошо ознакомлен с правилами этикета и успешно применяет эти знания на практике – он всегда вежлив и учтив.

Нельзя не занести в положительные качества его особое внимание к своему гардеробу и состоянию костюма – он всегда выглядит опрятно и элегантно.

Печорин с некой долей трепета относится к женщинам – он заботливо ухаживает за Беллой, ласков и внимателен с княжной. Его забота и внимание становятся возможностью продемонстрировать женщинам свою влюбленность и привязанность.

Григорий – щедрый человек. Его щедрость тесно связана с отсутствием жалости или жадности. Он разрешает своим друзьям брать его лошадей для прогулки, щедро одаривает Беллу подарками – делает он это не из корыстных целей. Им руководят искренние порывы души.



Следующими положительными качествами Печорина, бесспорно, являются решительность и настойчивость – если он определил для себя цель – то будет следовать ей и делать все, чтобы ее достичь как можно быстрее.

Печорин обладает небывалой смелостью. Этот факт тоже можно отнести к положительным моментам в его образе, хотя рассматривать его смелость нужно в контексте событий, так как часто она граничит с безрассудством, что привносит в эту характеристику значительную долю горечи.

Отрицательные качества Григория Печорина

По своей сути Печорин – злой человек, но в нем это качество выглядит привлекательно – оно становится не отталкивающим фактором от его персоны, а, наоборот, притяжательным.

Григорий находит особое наслаждение в процессе игры над чувствами людей. Ему нравится наблюдать за их душевными терзаниями или смятением.

Кроме того он бесчестный и лицемерный. Он позволяет себе крутить роман с замужними женщинами.

Кроме того, не чуждо ему и чувство эгоизма, которое умело сочетается, в его случае, с завышенной самооценкой. Это становится причиной отсутствия друзей у Печорина. Он слишком легко прощается со всеми своими знакомыми и возлюбленными.


Единственного человека претендовавшего на звание друга Григория – Грушницкого, он убивает на дуэли. При чем делает это без тени сожаления. Максима Максимовича, проявившего интерес к его персоне и дружескую симпатию отталкивает.

Несмотря на трепетное отношение к женщинам Печорин грубо с ними обращается, когда его любовный пыл угасает

Поддавшись своей прихоти, он ворует и держит у себя Беллу, что приводит к смерти девушки, но и здесь он не испытывает угрызений совести.

Княжну Мери он грубо и жестоко оставляет – разрушив ее любовь и чувство нежности.

Как Печорин оценивает сам себя

Образ Печорина не лишен доли самокритики. Несмотря на то, что он страдает от завышенной самооценки, его характеристика своей личности и анализ поступков совершенных ним выглядит довольно правдоподобной. Он способен здраво оценить целостность и последствия своих действий.

Печорин считает себя злым, безнравственным человеком. Он называет себя «нравственным калекой», утверждая, что не всегда был таким.

В традициях байронического героя и «лишнего человека» Печорина переполняет уныние и сплин – он не может реализовать свои таланты и творческий потенциал и поэтому пребывает в глубокой депрессии и не видит из ее выхода. Причину, повлекшую такое состояние его души Печорин назвать тоже не может, хотя и осознает, что должен быть какой-то фактор. Григорий не отрицает, что этому может быть вполне логическое объяснение, как, например, излишки воспитания, или вмешательство небесных сил – Бога, который наделил его несчастным характером.

Таким образом, Григорий Печорин – очень противоречивый персонаж, который находится на сломе двух нравственных эпох. Он четко и явно понимает, что старые традиции и принципы уже отжили, они чужды ему и неприятны, но, что должно прийти на смену им он не знает. Его интуитивные поиски не приносят желаемого положительного результата для самого персонажа и становятся губительными и трагическими для жизни других личностей повествования.

Характер Григория Печорина в романе “Герой нашего времени”: положительные и отрицательные черты, плюсы и минусы

4.6 (91.25%) 16 votes
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!