Врубель михаил александрович снегурочка. Снегурочка: история легенды

Врубель довел до совершенства свою систему рисунка. Он в равной мере блестяще владел всеми графическими материалами. Подтверждением того служат иллюстрации к «Демону» М.Ю.Лермонтова. С поэтом художника сближало то, что оба лелеяли в своей душе идеал гордого, непокорного творческого характера. Сущность этого образа двойственна. С одной стороны, величие человеческого духа, с другой - безмерная гордыня, переоценка сил личности, которая оборачивается одиночеством. Врубель, взявший на свои хрупкие плечи бремя «демонической» темы, был сыном негероического времени. У «Демона» Врубеля больше тоски и тревоги, чем гордости и величия... »

Живописец божьей милости

В истории мировой живописи немного художников, наделенных божественным колористическим даром. Врубель занимает достойное место в этом уникальном списке. Его живописный дар выделяли со времен учебы в Академии художеств. Врубель всю жизнь углублял и усложнял свою цветовую палитру и нашел на ней новые, прежде неведомые сочетания. Сильное влияние оказали на него итальянцы: Беллини и Карпаччо, ранние византийские мозаики и древние русские фрески... »

Педагогическая деятельность Врубеля

О педагогической деятельности Врубеля почти ничего не известно, но, к счастью, до нас чудом дошел рассказ художника М.С.Мухина, который учился у М.А.Врубеля в Строгановском училище. Он раскрывает новую, неизвестную грань дарования мастера. В Строгановское училище художника пригласил его директор Н.В.Глоба, много сделавший для подъема художественно-промышленного образования в России. Итак, на переломе веков М.А.Врубель оказывается в стенах «Строгановки». Приводим рассказ М.С.Мухина...


Одним из самых популярных новогодних персонажей и самых любимых детьми, начиная с конца XIX в. и до сих пор, остается Снегурочка – уникальный образ русской культуры. В новогодней и рождественской мифологии других народов мира нет подобных женских персонажей. Ее часто изображали в своих произведениях русские писатели, художники, композиторы, режиссеры. За полтора столетия образ Снегурочки значительно изменился – от невинной внучки Деда Мороза до сексуально агрессивных персонажей из эротических фильмов.



Литературным отцом девушки, которую слепили из снега, считают А. Н. Островского, опубликовавшего в 1873 г. пьесу «Снегурочка». Этот образ он почерпнул из русской народной сказки. В 1882 г. по этой пьесе была поставлена опера Н. А. Римского-Корсакова в Мариинском театре. В пьесе Островского Снегурочка была не внучкой Деда Мороза, а его помощницей. Позже она традиционно изображалась его внучкой, вот только возраст ее постоянно варьировался – то она была маленькой девочкой, то взрослой девушкой. У одних она походила на крестьянку, у других – на Снежную Королеву.



Образ Снегурочки привлекал многих художников. В. М. Васнецов, разрабатывая эскизы костюмов для постановки в Русской частной опере Саввы Мамонтова, впервые изобразил ее в сарафане, лаптях и с обручем. Позже на одноименной картине он одел ее в шубу, рукавицы и шапку. А. Бенуа сказал, что именно в этой картине Васнецову удалось открыть «закон древнерусской красоты».





Эскизы декораций и костюмов к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» создавал также и Михаил Врубель, а его жена Надежда Забела была исполнительницей главной оперной партии. Четыре раза к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцен обращался и Николай Рерих, он создал десятки эскизов и рисунков к этой постановке. В работе 1921 г. художник неожиданно сочетает славянскую мифологию и восточные влияния на нее: в работе «Лель и Снегурочка» он создал азиатский этнический тип персонажей. Образ Снегурочки запечатлели в своем творчестве и многие другие художники: К. Коровин, Б. Кустодиев, В. Перов, И. Глазунов и др.





Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 г., когда советские власти разрешили праздновать Новый год, считавшийся до этого буржуазным пережитком, и Снегурочку официально признали. Тогда же определились с тем, что Снегурочка приходится Деду Морозу внучкой. А в 1937 г. персонажи вместе появились на сцене в Доме Союзов и с тех пор стали неразлучными.





Роль Снегурочки в кино впервые исполнила актриса Евгения Филонова в 1968 г. Через три года эту же роль сыграла Наталья Богунова в фильме «Весенняя сказка». Самые привлекательные актрисы советского кино играли роль Снегурочки, создавая образ неземной, нездешней красавицы.



История о Снегурочке родилась относительно недавно в сравнении с другими известными мифами, но при этом зимняя красавица вошла в сказочный пантеон наравне с другими героинями мировой мифологии.
Принято считать, что в народных преданиях история Снегурочки связана с образом богини Костромы, чье чучело когда-то сжигали на костре во имя грядущего обильного урожая.
В 1873 году А. Н. Островский опубликовал свою пьесу “Снегурочка”, в которой объединил старинные русские сказания о снежной девушке, которая растаяла по весне, и другие образы зимы из народного фольклора.

С тех самых пор история Снегурочки обрела настоящую известность.
Родилась настоящая Сказка, которую со временем узнали и полюбили все.


В 1882 году в Мариинском театре по пьесе Островского была поставлена опера “Снегурочка” Н. А. Римского-Корсакова.
Началось триумфальное шествие снежной красавицы, чей до той поры туманный образ постепенно обретал черты, придаваемые ей лучшими художниками того времени.

Снегурочка Васнецова

Снегурочка Врубеля

Эскиз Перова “Тающая Снегурочка”

Снегурочка Билибина

Впервые в сарафане и с обручем на голове Снегурочку изобразил Васнецов, создававший эскизы костюмов для оперы.

Рерих разрабатывал костюмы как для пьесы, так и для оперы о Снегурочке, причем они имели такой успех у публики, что элементы костюмов вошли в моду.

В разное время партии Снегурочки в опере Римского-Корсакова исполняли ведущие актрисы и красавицы своего времени.

Н.И.Забела-Врубель в роли Снегурочки. Фотография 1900-х годов

Антонина Нежданова

Ирина Масленникова

Образ внучки старика Мороза окончательно вошел в современную мифологию и стал напрямую связываться с празднованием Нового года.

Снегурочка 1917 года

После революции впервые дуэт, состоящий из Деда Мороза и Снегурочки, появился в 1937 году на праздновании Нового года в Доме Союзов, и с тех пор пара стала неразлучной.
Новая советская Снегурочка очень сильно отличалась от прежней, павшей жертвой своей любви. Эта Снегурочка была жизнерадостна, полнокровна и дышала оптимизмом, как Дед Мороз из фирмы “Заря” - похмельными парами.

Снегурочка-лыжница на картине Дейнеки 1954 года

Но легенда не была забыта.
В 1952 году появился удивительно поэтичный мультфильм по старой пьесе Островского на музыку Римского-Корсакова.
Снегурочка снова обрела свою хрупкую красоту.

1968 году по пьесе Островского актером и режиссером Павлом Кадочниковым был поставлен полнометражный фильм о Снегурочке, ради которого в Костроме был выстроен в натуральную величину настоящий Берендеев посад - городок, в котором развивались события истории.
Это было первое появление Снегурочки в кинематографе.
Роль главной героини исполнила актриса Евгения Филонова.

Уже в 1971 году история повторилась в фильме “Весенняя сказка”, где Снегурочку сыграла актриса Наталья Богунова.

Известность Снегурочки была к тому времени безмерной.
Её образ стал одним из самых популярных в народном творчестве.

Жостовский поднос

Палехская шкатулка


Разумеется, Снегурочка была любимой героиней новогодних открыток.

Открытка художника Зарубина

Снегурочку изображали как в образе молодой девушки, так и маленькой девочки.

Одним из классических образов Снегурочки стало изображение красавицы в наряде с элементами народного костюма в цветах зимы – белом, голубом, серебряном и синем.

Но со временем воображение художников придавало ей все новые черты.

Снегурочка Казимира Стабровского

Зимняя красавица в западном видении

Снежная дева с чертами сюрреализма

Один из самых распространенных костюмов Снегурочки – пальто с меховой опушкой, высокие сапожки и отороченная мехом шапочка.

Художники и фотографы, запечатляющие Снегурочку, так или иначе пытаются передать образ полупрозрачной, акварельной красоты в холодных тонах.

Во время празднования Рождества и Нового года образ Снегурочки не теряет своей актуальности.

Его можно создать, используя для макияжа “замороженные”, блестящие, холодные оттенки, сверкающие, как лед и снег.

Снегурочка, Метелица, Снежинка, Леди Зима, помощница Деда Мороза, веселый рождественский эльф горделиво шагают по модным подиумам, всегда принося с собой дух праздника.

Показ коллекции Victoria Secrets

Показ коллекции D&G

Со времени своего появления на свет Снегурочка эволюционировала от безымянной девочки из снега до трагической героини и затем – в воплощение веселого праздника.
История растаявшей Снегурочки грустна, но все же и в ней была своя надежда.
Ведь растаяв, она улетала на небо, как ангел.

Джозеф Корнелл, рисунок 1933 года

Врубель Михаил Александрович (1856-1910) - это легенда русской живописи. Не просто яркое имя, великий гений, одиозная личность, но феномен, окружённый огромным количеством мифов и мистических явлений. снегурочка васнецов врубель рерих

Было сохранено большое количество изображений актрисы, а так же по совместительству жены Михаила Александровича Надежды Ивановны Забелы. Она выступала и в роли его Музы, Морской царевны, а также Весны. Наиболее красочной среди образов Художника, является полотно « Снегурочка », написанное в 1895г (рис.2). Врубель ярко запечатлел распущенные локоны девушки и образ лица, который ему нравился. Девушка на фоне белоснежного бора, с глазами в некоторой дремоте и с немного томной улыбкой. Покрытые снегом еловые ветви охватили тени с синеватым оттенком. Снегурочка не боится холода и мороза, потому что она и есть хозяйка в этом сказочном лесу, маленькая волшебница с удивительными глазами. Тут снегурочка представлена нам олицетворением уверенности и некой раскованности. Она находится в статичной позе, что заставляет обращать внимание на её внешний облик и рассматривать детали. И все же перед нами, скромная юная русская красавица с большими, полной чистоты, глазами.

Образ Снегурочки у Н. Рериха

Николамй Константимнович Ремрих (1874-1947) русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. Он неоднократно создавал эскизы оформления к знаменитой пьесе Н. А. Острвского "Снегурочка". Три раза Н. К. Рерих обращался к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцены. Спектакли получили свое осуществление в театрах Санкт-Петербурга, Лондона и Чикаго. Далее мы рассмотрим несколько примеров этих оформлений

Картина «Снегурочка и Лель» создана Н.К.Рерихом в 1921 году (рис.3). Рассматривая эту картину, мы сразу замечаем, что зима и лютая стужа уступают место цветущей весне. Это то время, когда сердца людей раскрываются навстречу солнцу - дарителю жизни, когда сердца освещаются любовью и осознанием красоты бытия. И это чудесное преображение звучит гимном и наполняет все жизненное пространство Земли ритмом творческого созидания.

На картине Н.К.Рериха еще нет цветов и буйной зелени. Природа еще спит, едва сбросив оковы зимних холодов. Но песнь солнечная утра уже звучит в предчувствии первых лучей солнца, которые наполнят все вокруг светом и радостью нового дня. Песнь эта звучит рожком Леля, вдохновленного неиссякаемым источником любви - сердцем Снегурочки. Об этом нам говорит ее фигура, лицо, жест руки - все выразительно изображено художником. Этот чудесный образ Снегурочки был всегда вдохновляющим и для самого Н.К.Рериха. Любовью и красотой наполнены лучшие его произведения. Можно так же обратить внимание, что одежда, в которой герои картины, украшена орнаментами и линиями свойственные для одеяний Руси.

В 1920 г. уже в Америке Николаю Константиновичу было предложено оформить «Снегурочку» для чикагского театра Опера Компании. Однако, если предыдущие сценические версии 1908 и 1912 гг. переносили зрителей в сказочный мир языческой Руси, то работы 1921 г. отличались совершенно новым, неожиданным подходом и иной характеристикой персонажей. Он сам пишет о том, что "великая равнина России после доисторических эпох явилась ареной для шествий всех переселяющихся народов, здесь прошло несметное количество племен и кланов." Н.К.Рерих видит Россию, как чудесный край, где сталкиваются достояния различных народов - и из этих столкновений рождается великое и прекрасное древо русской культуры. Именно на этом решил он сделать акцент (рис.4, рис.5).

В театральных работах 1921 года уже не было Руси дохристианской. Здесь смешались все элементы влияний на Россию: влияние Византии выражено образом царя Берендея и его придворным бытом, влияние Востока - в образе торгового гостя Мизгиря и Весны, прилетающей из южных стран, влияние Азии выражает образ легендарного пастуха Леля, который так близок с обликом индусского Кришны, влияние Севера - образ Мороза, Снегурочки, леших (рис.6, рис.7, рис.8).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!