Война и мир кто такая жюли. Браки, построенные по расчету.(на основе романа л

Цель: раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев.

Задачи:

  • обучающая – синтез и углубление знаний об образах героев романа;
  • развивающая – развивать навыки мыслительной деятельности;
  • воспитывающая – воспитать стремление познать себя, любовь к литературе и искусству слова.

Виды работы с учащимися:

  • групповая
  • коллективная
  • индивидуальная.

Оснащение урока: экран, компьютер, проектор, презентации, фрагменты фильма, тексты романа, портрет писателя.

Ход урока

Сущность её жизни – любовь…
Л.Н. Толстой.

I. Оргмомент

(проверка готовности к уроку).

II. Слово учителя.

Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя…

Л. Н. Толстой.

Эти слова мы можем соотнести с героями романа «Война и мир», с лучшими из них. Чистота их нравственного облика проявляется во всём: и в семейной жизни, и в быту.

Вспомним тему предыдущего урока: «Быт поместного дворянства». Сейчас на этапе реализации домашнего задания мы послушаем выступление группы. А вы, ребята, выпишите в тетради наиболее характерные черты семьи Ростовых.

III. Реализация домашнего задания.

Беседа (выступление по группам).

А) Расскажите, какие стороны жизни Ростовых изображает Толстой в IV ч. II т? Что главное подчёркивает Толстой в жизни поместного дворянства?

А что же означает это великое слово «любовь»?

Для этого внимательно посмотрите на экран.

«Любовь» - чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

Это толкование мы встречаем в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова.

«Любовь» - состояние любящего, страсть, привязанность.

А данное видим в «Толковом словаре» В.И. Даля.

Давайте же проследим за развитием великого чувства у наших героев.

Учащиеся перечисляют сцены охоты, святочных развлечений, поездку к дядюшке, сцены его пения и танца Наташи, домашний уклад жизни Ростовых. В их семье по-прежнему радушие, сердечность, чуткость, естественность, гостеприимство, чистота нравственного облика. Во всех сценах Толстой подчеркивает близость поместного дворянства к природе и простому народу. Именно это позволяет Толстому видеть в Ростовых положительных героев.

Сцена охоты отражает тему «человек и природа», интересно автор показывает сходство в поведении людей и животных («ловчий Данила скачет к засеке также, как Карай (собака) – наперерез зверю, выбрав единственное верное направление).

Важны для понимания характеров героев сцены в доме дядюшки. В пении дядюшки и танце Наташи сказывается их близость к народу, понимание русского духа и склада характера (но не как понимание нужд народа) – «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка,..-… и в тетке, и в матери, во всяком русском человеке». «Дядюшка пел так, как поет народ…» Толстой решает проблему: возможно ли взаимопонимание между разными слоями общества («мир», «лад» между ними) – и отвечает, что возможно. «Как он ладен, дядюшка!» - говорит о нем Николай Ростов. Толстой не раз повторяет слова: лад, прелесть, счастье, хорошо, отлично. Оттого и счастлива Наташа, что почувствовала свою кровную близость с народом. « А знаешь, - вдруг сказала она, я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, так спокойна, как теперь».

Б) Другая тема, разрешение которой включено во II т. – это изображение любви героев.

Не только главные герои: Андрей, Пьер, Наташа – переживают в это время чувство любви, но и второстепенные персонажи: Долохов, Денисов, Николай Ростов, Соня, Берг, Б.Друбецкой и др. Без любви нет жизни.

- Есть ли «сердце» (в понимании Толстого) у Элен?

Элен Курагина никогда никого не любила, сердце у нее мертво. Она не просто увлекается и ошибается, переходя от поклонника к поклоннику, а это у нее сознательная линия поведения. Именно поэтому и появляются разврат и зло, что у неё нет стыда, а есть только низменные инстинкты. В романе Наполеон говорит о ней: «Это прекрасное животное». Низость ее поведения с Пьером, связь с Долоховым и Б. Друбецким, некрасивая ее роль в истории с Наташей и Анатолем, попытка выйти за двух мужей сразу при живом Пьере – все создает облик развратной и расчетливой светской красавицы. «Где вы – там разврат, зло», - сказал о ней Пьер, и это исчерпывает ее характеристику. Вспомните слова Пьера, сказанные Анатолю: «О, подлая, бессердечная порода!»

- Берг и Вера Ростова. Любит ли Берг Веру?

Дело не в материальном расчёте (Берг мог найти невесту и богаче) и не только в стремлении породниться с графами. Берг по-своему любит Веру, потому что находит в ней родную душу. «И я люблю ее,… - олицетворявшее вполне его мечты о счастье». Любовь этих героев не возвышает их, она тоже идет не от сердца, потому что сердца-то и нет у Берга, или оно у него такое же аккуратное и сухое, как и он сам.

- Расскажите, что руководило отношениями Б. Друбецкого к Жюли Курагиной.

Примыкает к такому повороту темы любви в романе и история женитьбы Б. Друбецкого, на примере которого автор еще раз подчеркивает фальшь и корысть в отношениях людей света. Толстой показывает, чем руководствуются люди высшего общества, заключая браки (нижегородские леса, пензенские имения, а не любовь).

- В чем заключается прелесть страниц, посвященных началу любви Наташи Ростовой и князя Андрея?

Обаяние этой любви создает ее нравственная чистота. Князя Андрея привлекла в Наташе ее поэтичность, ее полнота жизни, чистота, непосредственность. Заложенное в ней стремление к счастью будит силы других людей. Ее пение доставляет князю Андрею наслаждение, его поражает Наташина чуткость, умение угадывать чужое настроение, понимать все с полуслова. И Наташа полюбила князя Андрея, почувствовала его внутреннюю силу, благородство. Слова князя Андрея: «Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там все счастье, надежда, свет; другая половина – все, где ее нет, там все уныло и темнота…» и Наташины: «… но такого со мной никогда не бывало» - убеждают в силе и серьезности их чувств.

- Как Толстой описывает возникновение и развитие этой любви?

Сцена бала. Чувствуем тончайшие переживания Наташи. Когда князь Андрей пригласил Наташу, ее улыбка как будто сказала ему: «Давно я ждала тебя».

Полон поэзии приезд князя Андрея в дом Ростовых после бала, то, как он слушает поющую Наташу и отвечает на вопрос, нравится ли ему ее пение. «Ему и в голову не приходило, чтобы он был влюблен в Ростову», но «вся жизнь его представлялась ему в новом свете».

Бережно-нежное выражение лица князя Андрея и яркий свет внутреннего огня у Наташи на вечере у Бергов – новая ступенька этой любви. Их объяснение, разговоры, отъезд князя Андрея – все это запоминается. Автор следит за всеми оттенками мыслей и чувств своих героев.

- Измена Наташи. Как вы объясняете и расцениваете этот поступок?

Велика сила раскаяния самой Наташи, тяжелы нравственные последствия ее измены для нее и других, велико горе, которое она причинила князю Андрею, но увлечение Наташи Анатолем идет не от испорченности ее натуры, а от молодости, переполненности жизнью и неопытности. Для нее это не привычная линия поведения, как для Элен, а ошибка, которую она скоро поймет, но не скоро себе простит.

- Какое место в жизни героев занимает любовь?

Женская тема занимает важное место в романе-эпопее Л.Н. Толстого “Война и мир” (1863-1869). Произведение - полемический ответ писателя сторонникам женской эмансипации. На одном из полюсов художественного исследования находятся многочисленные типы великосветских красавиц, хозяек великолепных салонов в Петербурге и Москве - Элен Курагина, Жюли Карагина, Анна Павловна Шерер. Мечтает о собственном салоне холодная и апатичная Вера Берг...

Светское общество погружено в вечную суету. Толстой обращает внимание в портрете красавицы Элен на “белизну плеч”, “глянец волос и бриллиантов”, “очень открытую грудь и спину”, “не изменяющуюся улыбку”. Эти детали позволяют художнику высветить

Внутреннюю пустоту, ничтожность “великосветской львицы”. Место подлинных человеческих чувств занимает в роскошных гостиных денежный расчет. Замужество Элен, избравшей себе в мужья разбогатевшего Пьера, - наглядное тому подтверждение. Толстой показывает, что поведение дочери князя Василия - не отклонение от нормы, а норма жизни того общества, к которому она принадлежит. В самом деле, разве иначе ведут себя Жюли Карагина, имеющая благодаря своему богатству достаточный выбор женихов; или Анна Михайловна Друбецкая, пристраивающая сына в гвардию? Даже у

Постели умирающего графа Безухова, отца Пьера, Анна Михайловна испытывает не

Чувство сострадания, а страх, что Борис останется без наследства.

Толстой показывает великосветских красавиц и в “семейном быту”. Семья, дети не играют в их жизни существенной роли. Элен кажутся смешными слова Пьера о том, что супругов могут и должны связывать чувства сердечной привязанности, любви. Графиня Безухова с

Отвращением думает о возможности иметь детей. С удивительной легкостью она бросает

Мужа. Элен - это концентрированное проявление мертвящей бездуховности, пустоты,

Суетности. Ничтожности жизни “светской львицы” вполне соответствует заурядность ее смерти.

Излишняя эмансипированность, по мнению Толстого, приводит женщину к неправильному пониманию собственной роли. В салонах Элен и Анны Павловны Шерер звучат политические споры, суждения о Наполеоне, о положении русской армии... Таким образом, великосветские красавицы утратили главные черты, которые присущи настоящей женщине. Напротив, в образах Сони, княжны Марьи, Наташи Ростовой сгруппированы те черты, которые составляют тип “женщины в полном смысле”.

Вместе с тем Толстой не пытается создавать идеалы, а берет жизнь “так, как она есть”. В самом деле, мы не найдем в произведении “сознательно-героических” женских натур, подобных тургеневской Марианне из романа “Новь” или Елене Стаховой"из “Накануне”. Отличается и сам способ создания женских образов Толстого и Тургенева. Тургенев-реалист был одновременно романтиком в изображении любви. Вспомним финал романа “Дворянское гнездо”. Лаврецкий посещает отдаленный монастырь, куда скрылась Лиза. Перебираясь с клироса на клирос, она проходит мимо него походкой монахини, “...только ресницы обращенного к нему глаза чуть-чуть дрогнули... Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать - и пройти мимо”. Надо ли говорить, что любимые героини Толстого лишены романтической приподнятости? Женская духовность заключается не в интеллектуальной жизни, не в увлечении Анны Павловны Шерер, Элен Курагиной, Жюли Карагиной политическими и другими “мужскими вопросами”, а исключительно в способности к любви, в преданности семейному очагу. Дочь, сестра, жена, мать - вот основные жизненные положения, в которых раскрывается характер любимых героинь Толстого. Этот вывод может вызвать сомнение при поверхностном чтении романа. Действительно, мы видим патриотизм княжны Марьи и Наташи Ростовой в период французского нашествия, видим нежелание Марьи Волконской воспользоваться

Покровительством французского генерала и невозможность для Наташи остаться в Москве

При французах. Однако связь женских образов с образом войны в романе более сложная, она не исчерпывается патриотизмом лучших русских женщин. Толстой показывает, что понадобилось историческое движение миллионов людей, чтобы герои романа - Марья Волконская и Николай Ростов, Наташа Ростова и Пьер Безухов - смогли найти путь друг к другу.

Любимые героини Толстого живут сердцем, а не умом. Все лучшие, заветные воспоминания Сони связаны с Николаем Ростовым: общие детские игры и шалости, святки с гаданием и ряжеными, любовный порыв Николая, первый поцелуй... Соня сохраняет свою верность любимому, отклоняя предложение Долохова. Она любит

Безропотно, но отказаться от своей любви она не в силах. И после женитьбы Николая

Соня, конечно же, продолжает любить его. Марья Волконская с ее евангельским

Смирением особенно близка Толстому. И все же именно ее образ олицетворяет торжество

Естественных человеческих потребностей над аскетизмом. Тайно мечтает княжна о

Замужестве, о собственной семье, о детях. Ее любовь к Николаю Ростову - высокое,

Духовное чувство. В эпилоге романа Толстой рисует картины семейного счастья Ростовых, подчеркивая этим, что именно в семье обрела княжна Марья подлинный смысл жизни.

Любовь составляет сущность жизни Наташи Ростовой. Юная Наташа всех любит: и безропотную Соню, и мать-графиню, и отца, и Николаями Петю, и Бориса Друбецкого. Сближение, а затем разлука с князем Андреем, сделавшим ей предложение, заставляют внутренне страдать Наташу. Переизбыток жизни и неопытность - источник ошибок, необдуманных поступков героини, доказательством тому история с Анатолем Курагиным.

Любовь к князю Андрею с новой силой пробуждается в Наташе после отъезда из Москвы с обозом, в котором оказывается и раненый Болконский. Смерть князя Андрея лишает жизнь Наташи смысла, но известие о гибели Пети заставляет героиню преодолеть собственное горе, чтобы удержать старушку мать от безумного отчаяния. Наташа “думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни - любовь - еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь”.

После замужества Наташа отказывается от светской жизни, от “всех своих очарований” и

Всецело отдается семейной жизни. Взаимопонимание супругов основано на способности “с необыкновенною ясностью и быстротой понимать и сообщать мысли друг друга, путем противным всем правилам логики”. Таков идеал семейного счастья. Таков толстовский идеал “мира”.

Мне кажется, что мысли Толстого о подлинном предназначении женщины не устарели и в наши дни. Конечно, заметную роль в сегодняшней жизни играют люди, посвятившие себя

Политической, общественной или профессиональной деятельности. Но все же многие наши современницы выбрали для себя любимых героинь Толстого. Да и так ли уж это мало - любить и быть любимой?!
В знаменитом романе Л.Н.Толстого изображено множество человеческих судеб, разных

Характеров, плохих и хороших. Именно противопоставление добра и зла, нравственности и безрассудства лежит в основе романа Толстого. В центре повествования находятся судьбы любимых героев писателя - Пьера Безухова и Андрея Болконского, Наташи Ростовой и Марьи Волконской. Всех их объединяет чувство добра и красоты, они ищут свой путь в мире, стремятся к счастью и любви.

Но, конечно, у женщин есть свое особое предназначение, данное самой природой, она прежде всего мать, жена. Для Толстого это бесспорно. Мир семьи - это основа человеческого общества, и хозяйка в нем - женщина. Образы женщин в романе раскрываются и оцениваются автором с помощью его любимого приема –противопоставления внутреннего и внешнего образа человека.

Мы видим некрасивость княжны Марьи, но "прекрасные, лучистые глаза" освещают это лицо удивительным светом. Полюбив Николая Ростова, княжна в минуту встречи с ним

Преображается так, что мадемуазель Бурьен почти не узнает ее: в голосе появляются "грудные, женские ноты", в движениях - грация и достоинство. "В первый раз вся та чистая духовная работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу" и сделала лицо героини прекрасным.

Никакой особой привлекательности во внешнем облике мы не замечаем и у Наташи Ростовой. Вечно изменчивая, в движении, отзывающаяся бурно на все происходящее вокруг Наташа может "распустить свой большой рот, сделавшись совершенно дурною", "зареветь, как ребенок", "только от того, что Соня шакала", она может постареть и неузнаваемо измениться от горя после смерти Андрея. Именно такая жизненная изменчивость в Наташе и симпатична Толстому потому, что ее облик - отражение

Богатейшего мира ее чувств.

В отличие от любимых героинь Толстого – Наташи Ростовой и княжны Марьи, Элен - это

Воплощение внешней красоты и одновременно странной неподвижности, окаменелости.

Толстой постоянно упоминает ее "однообразную", "неизменяющуюся" улыбку и "античную красоту тела". Она напоминает прекрасную, но бездушную статую. Недаром автор совсем не упоминает о ее глазах, которые, напротив, у положительных героинь всегда привлекают наше внимание. Элен хороша внешне, но она является олицетворением безнравственности и порочности. Для красавицы Элен брак – это путь к обогащению. Она изменяет мужу постоянно, животное начало преобладает в ее натуре. Пьера - ее мужа - поражает ее внутренняя грубость. Элен бездетна. "Я не такая дура, чтобы иметь детей", -

Произносит она кощунственные слова. Не будучи разведенной, она решает проблему, за

Кого ей выйти замуж, не в состоянии выбрать одного из двух ее поклонников. Загадочная

Смерть Элен связана с тем, что она запуталась в собственных интригах. Такова эта героиня, ее отношение к таинству брака, к обязанностям женщины. А ведь для Толстого,

То самое важное в оценке героинь романа.

Княжна Марья и Наташа становятся прекрасными женами. Не все доступно Наташе в

Интеллектуальной жизни Пьера, но душой она понимает его поступки, помогает мужу во

Всем. Княжна Марья пленяет Николая духовным богатством, которое не дано его несложной натуре. Под влиянеием жены смягчается его необузданный нрав, впервые он осознает свою грубость по отношению к мужикам. Марья не понимает хозяйственных забот Николая, даже ревнует к ним мужа. Но гармония семейной жизни и заключается в том, что муж и жена как бы дополняют и обогащают друг друга, составляют одно целое. Временное непонимание, легкие конфликты разрешаются здесь примирением.

Марья и Наташа - прекрасные матери, но Наташа больше хлопочет о здоровье детей (Толстой показывает, как она занимается младшим сыном), Марья же удивительно проникает в характер ребенка, заботится о духовном и нравственном воспитании. Мы видим, что героини схожи в главных, самых ценных для автора качествах, - им дана способность тонко чувствовать настроение близких людей, разделить чужое горе, они самоотверженно любят свою семью. Очень важное качество Наташи и Марьи естественность, безыскуственностъ. Они не способны играть роль, не зависят от

Постороннего взгляда, могут нарушить этикет. На своем первом балу Наташа

Выделяется именно непосредственностью, искренностью в проявлении чувств. Княжна

Марья в решающий момент ее отношений с Николаем Ростовым забывает, что хотела

Держаться отчужденно-вежливо. Она сидит, горько задумавшись, потом плачет, и Николай, сочувствуя ей, выходит за рамки светского разговора. Как всегда у Толстого,

Окончательно все решает взгляд, выражающий чувства свободнее, чем слова: "и далекое,

Невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным".

В своем романе "Война и мир" писатель передает нам свою любовь к жизни, которая предстает во всей прелести и полноте. И, рассматривая женские образы романа, мы еще раз убеждаемся в этом.

В романеЛ. Н. Толстого женские образы играют значительную роль. Именносними связана в романе тема «мира», то есть общества, семьи, счастья. Писатель показал нам разные семьи: Ростовых, Болконских, Курагиных, Безуховых, Друбецких, Долоховыхи других. Женщины в них разные, но роль их всюду значительна. От характера женщин, от их душевного склада зависят судьба семьи, уклад ее жизни, формируются нравственные ценности.

Больше всех Толстой любит двух своих героинь: Наташу Ростову и Марью Болкон­скую. Девушкам, читающим роман, обьино нравится жизнерадостная, непосредственная и непредсказуемая Наташа.

Мне нравятся обе девушки. Но если бы мне предстояло выбрать одну из них в под­руги, я бы выбрала княжну Марью. Может быть, с Наташей бьшо бы веселее, ярче, но с Марьей мне бьшо бы интереснее и надежнее.

Ей нелегко жилось со стариком-отцом и гувернанткой-француженкой. Некрасивая, одинокая, при всем богатстве Болконских, она многого лишена: у нее нет близких под­руг, нет матери. Деспотичный отец и холодновато-сдержанный брат, занятый службой и своими проблемами, не располагали к общению и проявлению нежных чувств.

Но княжна Марья выстроила свой душевный замок, строгий и чистый. Она умна, по- настоящему добра и естественна в каждом своем шаге. Даже ее религиозность вызывает уважение, потому что Бог для княжны Марьи - это прежде всего справедливость, ее вера - это требовательность к себе; всем другим она прошает слабости, себе - никогда.

В поступках и словах княжны Марьи нет суетности, нет легкомыслия. Чувство соб­ственного достоинства не позволяет ей схитрить, умолчать, не вступиться за человека, которого она уважает. Когда Жюли Курагина написала в письме о Пьере, что он «всегда казался ей ничтожным человеком», княжна ей ответила: «Я не могу разделять вашего мнения о.Пьере. Мне казалось, у него было всегда прекрасное сердце, а это качество, которое я более всего ценю в людях». Княжна Марья в письме выражает свое сочувствие Пьеру: «Столь молодому быть отягощенным таким огромным состоянием, - через сколько искушений надо будет пройти ему!»

Удивительное для молодой девушки понимание людей и сложностей жизни!

Она сможет понять и оступившуюся Наташу, сможет понять и простить своего отца, она понимает положение крестьян и приказывает отдать им барский хлеб.

Смерть отца освободила княжну Марью от вечного страха, от постоянного контроля и опеки. Но теперь, в окружении врагов, с малолетним племянником на руках, она сама должна была принимать решения. В трудные минуты в ней проснулись решительность и достоинство отца и брата: «Чтобы князь Андрей знал, что она во власти французов! Чтобы она, дочь князя Николая Андреевича Болконского, просила господина генерала Рамо оказать ей покровительство и пользовалась его благодеяниями!» И ее оскорбленное самолюбие выливается в быструю и решительную деятельность. В этот тяжелый для княжны период появляется Николай Ростов, как спаситель и защитник. Она гонит от себя мысли о том, что хотела бы видеть в нем своего будущего мужа. Неуверенность в себе мешает ей поверить, что и к ней пришло счастье.

Внутренняя красота княжны Марьи, ее ум, чистота, естественность заставляют забыть о ее внешней некрасивости. Николай Ростов тоже видит только ее лучистые, сияющие глаза, которые к концу романа наполняются сиянием счастья.

Конечно, в каждой девушке должны быть жажда жизни, любви и счастья, как в На­таше Ростовой. Но в каждой девушке должна быть и княжна Марья, с ее неуверенностью в себе, с ее тайным убеждением, что любовь придет к кому угодно, только не к ней, с глубоко скрытой мечтой о счастье. Без этого она превратится в Элен Безухову.

БРАКИ, ПОСТРОЕННЫЕ ПО РАСЧЕТУ.(НА ОСНОВЕ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»)

Константинова Анна Александровна

студент 2 курса группы С-21 ГОУ СПО

«Белореченский медицинский колледж» г. Белореченск

Мальцева Елена Александровна

научный руководитель, преподаватель русского языка и литературы высшей категории, г. Белореченск

Каждая девушка мечтает о браке. Кому-то грезится счастливая семейная жизнь с раз и навсегда избранным спутником, а кто-то находит счастье в выгоде. Такой брак, заключенный по обоюдному согласию, где каждая сторона вместо любви преследует материальный достаток, принято называть браком по расчету.

Бытует мнение, что такие браки именно сейчас чрезвычайно популярны, потому что люди стали более меркантильны, но на самом деле это понятие появилось давно. К примеру, в древние времена, короли выдавали своих дочерей за сыновей другого короля, дабы получить от этого союза более сильную армию для уничтожения общего врага или для заключения мира между королевствами. В то время дети особо ничего не решали, чаще их брак был спланирован еще до их рождения. Казалось бы, с наступлением демократии, уравнивания в правах мужчин и женщин, брак по расчету должен был бы исчезнуть. К сожалению, нет. Если раньше инициаторами были родители, то сейчас свою судьбу просчитывают дети. Их расчеты при заключении брака самые разные. Одни желают поднять статус, увеличить благосостояние; другие - получить возможность прописаться, улучшить жилищные условия. Девушки боятся остаться одинокими, прослыть «старыми девами», да и «ребенку нужен отец».

Есть и другие поводы вступить в брак по расчету: желание обрести славу, более высокий социальный статус, выйти замуж за иностранца. В последнем случае расчет не материальный, а скорее психологический. Финансовое состояние будущего супруга важно, но не первостепенно; в «расчетливом» союзе женщины надеются обрести психологический комфорт и стабильность. По статистике браки по расчету более прочные, а вот если в расчет идут чужие деньги, то здесь о счастье говорить не приходится. Это сделка, выгодная обоим. К сожалению, российская статистика утверждает: больше половины браков распадается.

Браки по расчету - это не только союзы, заключенные ради денег. Это свадьбы, сыгранные после анализа и размышлений, когда под венец толкает не сердце, а разум. К таким предприятиям склонны либо люди, которые устали искать идеальную вторую половинку и готовы взять то, что, по крайней мере, устраивает, либо те, у кого в детстве не сложились отношения с мамой, кто видел трагедию родительской семьи. Выбирая человека, от которого они эмоционально мало зависят, они как бы страхуются от возможной боли.

Если для одного супруга брак - всего лишь расчет, а для другого - чувства, то про них вы услышите известную поговорку: «Один любит, второй позволяет себя любить». Опасность такого союза в том, что он держится на воле и разуме одного из партнеров. Если оба человека осознанно вступают в брак по расчету, то опасность заключается главным образом в любви! Если она «нечаянно нагрянет» и один из супругов высчитает, что брак ему не выгоден, то предотвратить уход к возлюбленному будет практически невозможно. Как показывает жизнь, союзы, заключенные с умом, в которые потом пришла любовь и привязанность, являются самыми жизнеспособными.

В своей статье мы бы хотели сравнить, чем отличается расчет в построении современной семьи и героев романа Толстого «Война и мир». Собрав и систематизировав материал о браках по расчёту, о семьях в романе, мы ставили целью показать молодым людям отрицательные стороны брака по расчёту, ведь брак- это серьёзный поступок, который определяет судьбу дальнейшей жизни.

Как же этот жизненный опыт отразился в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»?

Автор понял, что истина жизни в максимальной естественности, а главная жизненная ценность - семья. Семей в романе много, но мы остановимся на тех, которые противопоставлены любимым семьям Толстого: «подлой породе Курагиных», холодных Бергов и расчетливого Друбецкого.Офицер не очень знатного происхождения, Берг служит в штабе. Он всегда оказывается в нужное время и в нужном месте, заводит нужные, выгодные ему знакомства, поэтому далеко продвинулся по службе. Он так долго и с такой значительностью рассказывал всем о том, как был ранен в Аустерлицком сражении, что все же получил две награды за одно ранение. « Согласно классификации Толстого, он принадлежал к маленьким «наполеончикам», как и подавляющее большинство штабных работников» . Толстой отказывает ему в каком-либо почете. У Берга нет никакой «теплоты патриотизма», поэтому во время Отечественной Войны 1812 года он не вместе с народом, а, скорее, против него. Берг пытается выжать из войны максимум. Когда все покидали Москву перед пожаром и даже знатные, богатые люди бросали свое имущество, чтобы освободить повозки и перевозить на них раненых, Берг скупил мебель по бросовым ценам. Ему под стать жена - Вера, старшая дочь в семействе Ростовых.

Её Ростовы решили воспитать по существующим тогда канонам: у французских учителей. В результате Вера совершенно выпадает из дружной, теплой семьи, где главенствовала любовь. Даже от одного ее появления в комнате всем становилось неловко. Неудивительно. Она была красивой девушкой, регулярно посещавшей светские балы, но первое предложение получила от Берга в 24 года. Был риск, что новых предложений выйти замуж не поступит, и Ростовы дали согласие на брак с человеком незнатным. И тут нужно отметить берговские меркантильность и расчет: он потребовал в качестве приданого 20 тысяч рублей наличными и еще вексель на 80 тысяч. Мещанство Берга не знало границ. Этот брак лишен искренности, даже к детям они относились противоестественно. «Одно только, чтобы у нас не было так скоро детей». . Дети считались Бергом обузой, они противоречили его эгоистическим взглядам. Вера его полностью поддерживала, добавляя: «Да, я совсем этого не желаю» . Семья Бергов - пример некой аморальности. Толстому очень не нравится, что в этой семье всё назначено, всё делается «как у людей»: покупается та же мебель, стелются те же ковры, собираются такие же званые вечера. Жене Берг покупает дорогие наряды, но, когда он хотел поцеловать её, прежде решил поправить завернувшийся угол ковра. Итак, у Берга и Веры не было ни теплоты, ни естественности, ни доброты, ни каких-либо прочих добродетелей, так важных для гуманиста Льва Николаевича Толстого.

По стать Бергам Борис Друбецкой.Сын княгини Анны Михайловны с детства воспитывался и подолгу жил в семье Ростовых. «Высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица» , Борис с юности мечтает о карьере, очень горд, но принимает хлопоты матери и снисходителен к ее унижениям, если это идет ему на пользу. А.М. Друбецкая через князя Василия достает сыну место в гвардии. Попав в военную службу, Друбецкой мечтает именно в этой области сделать блестящую карьеру. В свете Борис стремится завязать полезные знакомства и употребляет последние деньги, чтобы произвести впечатление богатого и преуспевающего человека. Друбецкой ищет себе богатую невесту, выбирая в одно время между княжной Марьей и Жюли Карагиной. Чрезвычайно богатая и обеспеченная Жюли привлекает его больше, правда, она уже несколько в возрасте. Но для Друбецкого идеальный вариант, пропуск в мир «света».

Сколько иронии и сарказма звучит со страниц романа, когда мы читаем объяснение в любви Бориса Друбецкого и Жюли Карагиной. Жюли знает, что этот блестящий, но нищий красавец, не любит ее, но требует за свое богатство объяснения в любви по всем правилам. А Борис, произнося нужные слова, думает, что всегда можно устроить так, чтобы жену видеть редко. Для таких людей, как Курагины и Друбецкие, все средства хороши, лишь бы добиться успеха и славы и укрепить свое положение в обществе.

Далекой от идеала оказывается и семья Курагиных, в которой нет домашней теплоты, искренности. Курагины не дорожат друг другом. Князь Василий замечает, что у него нет «шишки родительской любви». «Мои дети - обуза моего существования» . Нравственная неразвитость, примитивность жизненных интересов - вот черты этой семьи. Основной мотив, сопровождающий описание Курагиных - «мнимая красота», внешний блеск. Эти герои беспардонно вмешиваются в жизнь Болконских, Ростовых, Пьера Безухова, калечат их судьбы, олицетворяя собой ложь, разврат, зло.

Глава семьи, князь Курагин, типичный представитель светского Петербурга. Он умён, галантен, одет по последней моде, но за всей этой яркостью и красотой скрывается человек насквозь фальшивый, неестественный, алчный, грубый. Самое главное в его жизни - деньги и положение в обществе. Ради денег он готов даже на преступление. Вспомним те уловки, на которые он идет, лишь бы приблизить к себе богатого, но неопытного Пьера. Свою дочь Элен он удачно «пристраивает» замуж. Но за её красотой и блеском бриллиантов нет души. Она пуста, черства и бессердечна. Для Элен семейное счастье состоит не в любви мужа или детей, а в трате денег супруга. Стоит лишь Пьеру завести разговор о потомстве, как она грубо смеётся ему в лицо. Только с Наташей Пьер по-настоящему счастлив, потому что они «делали уступкиодин другому, сливались в одно гармоничное целое» .

Автор не скрывает своего отвращения к «подлой породе» Курагиных. В ней нет места добрым побуждениям и стремлениям. «Мир Курагиных - это мир «светской черни», грязи и разврата. Царящие там эгоизм, корысть и низменные инстинкты не позволяют называть этих людей полноценной семьёй. . Главные их пороки - это беззаботность, эгоизм и неуёмная жажда денег.

Толстой, оценивая жизнь своих героев с нравственной точки зрения, подчеркивал определяющее значение семьи для формирования характера человека, его отношения к жизни, к себе самому. Если нет нравственного стержня в родителях, то не будет его и в детях.

Многие наши современники выбирают брак по расчету. Самый правильный расчет тот, в котором учитываются интересы всех, в том числе и детей. Если в его основе взаимное уважение и даже выгода, то такой брак может оказаться прочным. Об этом говорят и статистические данные. По данным западных психологов, браки по расчету распадаются лишь в 5-7 % процентах случаев. В конце XX века по меркантильным соображениям вступали в брак 4,9 % россиян, а сейчас чуть ли не 60 % молодых женщин выходят замуж по расчету. Но и мужчины не прочь вступить в «неравный брак». Уже не редкость случаи, когда смазливый молодой человек женится на успешной небедной даме, годящейся ему в мамы. И - представьте себе! - по данным статистики такие браки не относятся к категории «краткосрочный» .

В конце XX века был проведен интересный опрос среди супружеских пар с большим стажем. 49 % опрошенных москвичей и 46 % питерцев утверждали, что поводом для вступления в брак явилась любовь. Однако мнение о том, что именно скрепляет брак, с годами менялось. В последнее время лишь 16 % мужчин и 25 % женщин считают любовь скрепляющим фактором семьи. Остальные поставили на первое место иные приоритеты: хорошая работа (33,9 % мужчин), материальный достаток (31,3 % мужчин), семейное благополучие (30,6 % женщин) .

К минусам брака по расчету многие относят следующее: отсутствие любви; тотальный контроль того, кто финансирует брак; не исключена жизнь в «золотой клетке»; в случае нарушения брачного контракта «проштрафившаяся сторона» рискует остаться «у разбитого корыта».

Нами был проведен социологический опрос среди студентов Белореченского медицинского колледжа, в котором приняли участие 85 человек, студенты 1 и 2 курсов в возрасте от 16 до 19 лет.Молодые люди отдали предпочтение браку по материальному расчёту, и это еще раз доказывает, что наши современники стремятся к финансовой стабильности, пусть даже за счет другого. Именно этого боялся Толстой, говоря об утрате нравственных устоев. Исключением оказался 1 % тех, кто считает, что расчёт может быть и благородным (помочь родному человеку, пожертвовав при этом своей дальнейшей судьбой).

И все же наши современники хотели бы выйти замуж (жениться) по любви. Одни из желания поскорее вырваться из-под родительской опеки, другие - поддаваясь светлому чувству.Все чаще современные люди предпочитают жить в гражданском браке, не отягощая себя бременем ответственности за судьбу другого человека, строят семьи по расчету, не «включая чувства», трезвой головой. При этом не страдают от любви и невнимания, заключают брачные договоры, исключая возможный риск.

Наши респонденты верят в любовь как светлое всепоглощающее чувство и не желают строить свои семьи на основе меркантильности. Главными составляющими счастливой семьи они считают любовь, взаимное уважение, доверие. Нельзя считать семью счастливой, если в ней нет детей.

Так что же важнее: чувство или рассудок? Почему тех, кто согласен на брак по расчету, становится больше? На человеческие отношения накладывает свой отпечаток эпоха. Люди больше ценят предсказуемость, удобства, а брак, построенный по расчету, гарантирует будущее. Каждый решит для себя, в какой брак вступать и с кем. Прочность и тех, и других браков через несколько лет станет примерно одинаковой. Все зависит от того, как выстроить отношения с любимым человеком. А истина гласит: «Найдите золотую середину между сердцем и разумом - и будьте счастливы!»

Список литературы:

  1. Еникеева Я.С. Какой расчет самый правильный. - [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.yana.enikeeva.ru/?p=510
  2. Роман Л.Н. Толстого "Война и мир" в русской критике/ Сост., вступ. ст. и коммент. И.Н. Сухих . - Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1989. - 407 с.
  3. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»/ Историческое, нравственное, эстетическое в «великом произведении великого писателя» - Русская литература XVIII-XIXвеков. Справочные материалы. - М., «Просвещение» 1995. - 463 с.
  4. Толстой Л.Н. Избранные сочинения в трех томах. - М., «Художественная литература» 1988. - т. 1, - 686 с.
  5. Толстой Л.Н. Избранные сочинения в трех томах. - М., «Художественная литература» 1988. - т. 2, - 671 с.

Женская тема занимает важное место в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”. Это произведение - полемический ответ писателя сторонникам женской эмансипации. На одном из полюсов художественного исследования находятся многочисленные типы великосветских красавиц, хозяек великолепных салонов в Петербурге и Москве - Элен Курагина, Жюли Карагина, Анна Павловна Шерер; мечтает о собственном салоне холодная и апатичная Вера Берг…

Светское общество погружено в вечную суету. В портрете красавицы Элен Толстой видит белизну плеч, глянец волос и бриллиантов, очень открытую грудь и спину, застывшую улыбку. Такие детали позволяют художнику подчеркнуть внутреннюю пустоту, ничтожность великосветской львицы. Место подлинных человеческих чувств занимает в роскошных гостиных денежный расчет. Замужество Элен, избравшей себе в мужья разбогатевшего Пьера,- наглядное тому подтверждение. Толстой показывает, что поведение дочери князя Василия не отклонение от нормы, а норма жизни того общества, к которому она принадлежит. В самом деле, разве по-другому ведет себя Жюли Карагина, имеющая благодаря своему богатству достаточный отбор женихов; или Анна Михайловна Друбецкая, пристраивающая сына в гвардию? Даже перед постелью умирающего графа Безухова, отца Пьера, Анна Михайловна испытывает не чувство сострадания, а страх, что Борис останется без наследства.

Толстой показывает великосветских красавиц и в семейном быту. Семья, дети не играют в их жизни существенной роли. Элен кажутся смешными слова Пьера о том, что супругов могут и должны связывать чувства сердечной привязанности, любви. Графиня Безухова с отвращением думает о возможности обладать детей. С удивительной легкостью она бросает мужа. Элен - это концентрированное проявление полной бездуховности, пустоты, суетности.

Излишняя эмансипированность приводит женщину, по мысли Толстого, к неправильному пониманию собственной роли. В салоне Элен и Анны Павловны Шерер звучат политические споры, суждения о Наполеоне, о положении русской армии… Чувство ложного патриотизма заставляет их в срок нашествия французов вещать только на русском языке. Великосветские красавицы во многом утратили главные черты, которые присущи настоящей женщине. Напротив, в образах Сони, княжны Марьи, Наташи Ростовой сгруппированы те черты, которые составляют тип женщины в подлинном смысле.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!