В чем смысл заглавия горе от ума. В чем смысл названия "горе от ума" комедии грибоедова

Смысл названия комедии «Горе от ума». В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим. А. С. Грибоедов

Есть в русской литературе великие произведения уже в названиях которых заключен их основной идейный смысл. Смысл названия комедии «Горе от ума»,«Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Доходное место», «Гроза» А. Н. Островского, «Накануне» и «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Война и мир», «Воскресение» Л. Н. Толстого. Достойное место в этом ряду занимает комедия А. С. Грибоедова «Горе о ума».

Создав образ Чацкого, передового человека своего времени, писатель показал, что ум - могучая сила в борьбе против старых порядков, деспотизма, рабской психологии. Ум Чацкого - причина его непримиримого конфликта с фамусовским обществом, обществом глупцов, как он справедливо полагал. Эта проблема уже в грибоедовское время была очень актуальна, и понятия «умный», «умник» часто употреблялись как синонимы понятий «вольнодумный», «независимый». Именно в таком смысле употребляли эти слова декабристы и близкие к ним люди.

Грибоедов в своей комедии поднял голос в защиту разума, просвещения, культуры, национальной и социальной независимости: против «века минувшего» с его отжившими взглядами и рабской психологией. Ум Чацкого - это передовые убеждения человека, враждебного косному и отсталому фамусовскому обществу, «житья прошедшего подлейшие черты» которого ненавистны тем, кто воплощает «век нынешний». Именно потому, что Чацкий живет «с веком наравне», у него нет и не может быть ничего общего с Фамусовыми, молчалиными, скалозубами; его конфликт с ними и такими, как они (а у Грибоедова все герои - «знакомые незнакомцы»), неизбежен.

В комедии Чацкий одинок, но «за сценой» присутствуют его единомышленники, такие же «умники», которых не только опасаются, но и боятся Фамусов и его гости. Это и двоюродный брат Скалозуба, набравшийся «каких-то новых правил», несмотря на то, что «чин следовал ему», «он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать». Это и ученый племянник княгини Тугоуховской, который тоже «чинов не хочет знать», и профессора Педагогического института: они упражняются «в расколах и безверье». От имени этих молодых людей, детей 1812 года, и выступает Чацкий. Поэтому мы» в его монологе не случайно: «теперь пускай из нас один, из молодых людей, найдется враг исканий…»

Ум Чацкого следует понимать и буквально, ведь стремление к просвещению - характерная черта передовой молодежи (вспомним, как Софья упрекает его: «Зачем ума искать и ездить так далеко?»), и как враждебные дворянской Москве передовые взгляды. «Мы были дети 1812 года»,- сказал декабрист М. И. Му-равьев-Апостол. И мы, читатели, за одинокой в комедии фигурой Чацкого угадываем всю молодую Россию грибоедовского времени, Россию будущих декабристов и их единомышленников.

В столкновении Чацкого с фамусовским миром, как солнечный луч в капле воды, отразилась та борьба между старым и новым, которая наиболее полно характеризует эпоху. Мысль о невозможности согласия, примирения двух противоборствующих лагерей блестяще подчеркнута названием комедии.

Сочинение: Смысл названия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Название комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» отражает смысл
жизненной драмы ее главного героя - Чацкого. Блестящий ум не
приносит ему счастья: любимая девушка предпочитает ему другого,
общество отвергает Чацкого и объявляет его сумасшедшим. Написав
комедию, Грибоедов сам оказался в роли Чацкого: цензура категорически
запретила полную публикацию или постановку пьесы.
Писатель по долгу службы покинул Россию. Вспомним, кстати, что
Грибоедов по праву считался одним из образованнейших людей эпохи.
Власть испугалась произведения умного человека, как московское
общество - речей Чацкого. Попытаемся разобраться в причинах конфликта
между Чацким и обществом.
Начало комедии обманчиво: может показаться, что главной
в произведении является любовная интрига Софьи с Молчалиным.
С появлением на сцене Чацкого, который почти сразу произносит
едкий сатирический монолог о неизменных нравах московского
общества, становится ясно, что социальная тема для Грибоедова гораздо
важнее любовной. Еще до того, как Чацкий начинает излагать
свои взгляды, мы узнаем со слов Лизы и Софьи, что он «остер, умен,
красноречив, в друзьях особенно счастлив». Софья недоумевает,
почему Чацкий, признававшийся ей в любви, три года назад неожиданно
уехал путешествовать за границу. Неудивительно, что она
холодно встречает приехавшего Чацкого, ее сердце занято другим.
Из первых разговоров Чацкого и Фамусова выясняется, что главный
герой «оплошно» управляет имением, оставил службу, хотя ему представлялась
возможность сделать головокружительную карьеру. Итак,
еще до идейного столкновения Чацкого с московским обществом
видно, что главного героя никто не понимает. Все отдают должное
его остроумию, образованности, но считают, что Чацкий впустую
растрачивает силы и возможности.
Социальный конфликт окончательно определяется во втором действии.
Идеологом консервативного общества выступает Фамусов.
Он пытается образумить Чацкого: советует вернуться на службу,
навести порядок в имении, рассказывает поучительную историю
о дяде Максиме Петровиче, который шутовскими падениями перед
Екатериной Второй заслужил богатство и почет. Фамусов с ностальгией
говорит о «золотом веке» Екатерины, он недоволен
нынешним распространением просвещения, модой на все французское,
самостоятельностью молодого поколения.
Удивительно, что Чацкий, непримиримый противник консерватизма,
совпадает с Фамусовым по многим пунктам. Например, Чацкого
приводит в негодование «пустое, рабское, слепое подражанье»
французам. Он тоже недоволен современным обществом, но, в отличие
от Фамусова, пытается всеми силами утвердить прогрессивные
идеалы. Стоило Чацкому заявить, что свет изменился и раболепством
уже ничего не добьешься, как Фамусов восклицает: «Опасный
человек!» Может показаться, что Фамусов - убежденный защитник
государственного порядка, борец за добросовестное отношение помещиков
к своим обязанностям по отношению к крестьянам, враг
бездельников, человек строгой морали. Однако мы помним, что он
тайком волочится за служанкой, к службе управляющего относится
халатно, переложив работу на Молчалина, прочит Софье в женихи
Скалозуба, потому что тот богат и «метит в генералы». Словом, Фамусов
- настоящий ханжа, который на словах проповедует служение
обществу и мораль, а на деле преследует эгоистические цели.
Чацкий, напротив, готов служить, приносить пользу, но ему «прислуживаться
тошно». С праведным гневом обрушивается главный
герой на старшее поколение, не признавая их суда:
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и в мотовстве...
Главной причиной народных страданий Чацкий считает крепостное
право, позволяющее помещикам безнаказанно творить злодеяния,
распоряжаться людьми по своему произволу. Фамусов уже не
пытается переспорить молодого вольнодумца, а со страхом говорит:
«Уж втянет он меня в беду».
После падения Молчалина с лошади Чацкий решает выяснить,
почему Софья так переживает за отцовского секретаря. Софья открыто
признается Чацкому в своей симпатии к Молчалину. Она перечисляет
положительные качества своего избранника: умение расположить к себе
людей, безответность, терпеливость. Чацкий не может поверить своим
ушам, он подозревает в словах Софьи скрытую иронию. Молчалин представляется
ему ничтожным подхалимом и глупцом. Говоря о Мол-
чалине, Софья дает и собственную характеристику Чацкому, ум которого
«скор, блестящ и скоро опротивит, который свет ругает наповал
». Такой ум, по мнению Софьи, не принесет счастья в семейной
жизни. В финале комедии Чацкий называет Софью обманщицей. Его
обвинение несправедливо: Софья всеми силами давала понять,
что любит Молчалина. Она вполне разумно объясняла, что не может
представить себе семейного счастья с Чацким, поскольку для него
всегда на первом месте будет борьба с социальной несправедливостью.
Несмотря на свой ум, Чацкий не понял Софьи: любовь ослепила его.
Он отлично видит ограниченность и эгоистичность Молчалина
и Скалозуба, слабохарактерность Платона Горича, моральную нечистоплотность
Загорецкого, деспотизм Хлестовой, пустозвонство
Репетилова, но не может поверить, что красавица Софья - заурядная
девушка, достойная дочь своего двуличного отца. Чацкому
в голову не приходит, что именно Софья первая назвала его сумасшедшим,
а все общество лишь охотно подхватило эту сплетню.
Мне кажется, что смысл названия комедии несколько шире, чем
просто отражение конфликта умного человека с глупцами. Мы убедились,
что в случае с Софьей ум Чацкого был подавлен сильным чувством.
Грибоедов показывает не просто «умника» и дураков, а искреннего,
пылкого, честного, образованного, прогрессивных взглядов
человека, которого не хочет признавать порочное и лживое общество.
Понятие «ума» в названии комедии шире, чем просто интеллект.
«Ум» здесь вбирает в себя понятия благородства, порядочности,
смелости, принципиальности. Чацкий покидает Москву, но не отказывается
от своих взглядов. Восстание декабристов, предшественником
которых можно считать Чацкого, было подавлено, но идеи их
подняли на борьбу следующие поколения. Грибоедов трагически
погиб, но уже при жизни комедия разошлась в рукописных копиях
и осталась в русской литературе навсегда.

Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения. В наше время счастье тоже не всегда выпадает на долю людей умных, мыслящих, а зачастую “везет дуракам”. Замечательный философ Гельвеции писал: “Здравым смыслом почти все называют согласие с тем, что признается глупцами, а человек, который ищет лишь истину и поэтому обычно отклоняется от принятых истин, считается дураком”. В комедии происходит столкновение ума как нравственно-философской категории, ума прагматичного, бытового. Это утверждение можно раскрыть на примере противоборства Чацкого и фамусовского общества, и эту же мысль хорошо проиллюстрирует высказывание Софьи:

Конечно, нет в нем этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивит,
Который свет ругает наповал,
Чтоб свет о нем хоть что-нибудь сказал,
Да этакий ли ум семейство осчастливит?

Вот в чем суть противопоставления: ум - “гений”, который “скор, блестящ”, ум критический, острый, пытливый, “который свет ругает наповал”, - ум “для себя”, ум эгоистичный, способный “семейство осчастливить”. Софья приняла мораль фамусовского общества, согласно которой ценен, почетен второй тип ума: ум Молчалива, Фамусова, Кузьмы Петровича и Максима Петровича, а не ум Чацкого и князя Федора. С точки зрения фамусовского мира критический, скорый, блестящий гений - “чума”. Ум “для семейства” приносит высокие дивиденды: его обладатель умеет “и награж-денья брать, и весело пожить”. Удобный, выгодный ум. И по служебной лестнице вверх за чинами - пожалуйста, и выгодные знакомства завести. А что гений? “Ум, алчущий познаний”, стремящийся к вечному совершенствованию и горько страдающий от несовершенства мира, ищущий новые пути и не находящий их, подобно Чацкому, с его высоким умом, стремящимся к высоким нравственным идеалам. Все фаму-совское общество, обладающее “умом житейским, бытовым”, стремится к своим идеалам: Максиму Петровичу и Кузьме Петровичу. Фамусов стремится к их стилю жизни, а следовательно, иметь и достаточно высокий чин, и деньги, и материальные блага. Вот что дает “ум житейский”, а что ум “гения”? Горе от такого ума, он странен и страшен обществу. Приехавший после долгой отлучки главный герой Александр Андреевич Чацкий не может понять, почему так изменилась Софья, с которой он рос, которую полюбил и к которой так стремился. Он не видит, что Софья полюбила другого. Такая “слепота” может быть неправильно истолкована, между тем Чацкий не слеп и не глуп. Он “не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен... Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум играл страдательную роль...” Судьба такого человека, как Чацкий, не может быть не трагичной в фамусовском мире. Общество отвергает такого гения, ощущая его чуждым. Софья не случайно пускает слух о “безумстве Чацкого”: человек, обладающий умом “гения”, опасен в обществе. Чацкого ославили безумцем. Но много ли в этом клеветы с точки зрения фамусовского общества? По каким законам оно живет? По законам “Табели о рангах”, “Максима Петровича и Кузьмы Петровича”, по законам “Фамусова и Марьи Алексевны”, жизнь фамусовского общества - это жизнь, в которой все происходит по законам, установленным раз и навсегда еще дедами и прадедами:

Спросили бы, как делали отцы,
Учились бы, на старших глядя.

Вот основная заповедь существования высшего света. Это общество, где морально то, что выгодно. Вот идеалы “московских всех мужей”. Идеалы их грубо материальные, прагматические - все для себя, все ради себя: “сто человек к услугам, весь в орденах, век при дворе”. Не человек важен, а степень его нужности, способности услужить. Вот почему с легкостью был принят в фамусовское общество Молчалин - “тверской парень”. Тот самый Молчалин, который уразумел все правила фамусовского круга и не стал “врагом исканий”. Он не стал затуманивать себе голову “науками и искусствами творческими, высокими и прекрасными”. По этой же причине картежник, вор, доносчик Загорецкий хоть и обруган, но везде принят: ведь “мастер услужить”. Здесь царят отношения не между людьми, а между чинами и титулами. Свет просто не может считать Чацкого здравомыслящим человеком, ведь это значило бы, что его убеждения разумны и вполне нормальны. Чацкий для московского общества - либо преступник, либо сумасшедший. И самому свету много удобнее видеть в нем безумца: ведь тогда все обличения Чацкого - лишь плод больного воображения. “Умный человек, - замечал Гельвеции, - часто слывет сумасшедшим у того, кто его слушает, ибо тот, кто слушает, имеет перед собой альтернативу считать или себя глупцом, или умного человека сумасшедшим, гораздо проще решиться на последнее”. В комедии используется прием “кривого зеркала”: тем, кто смотрит не прямо на собеседника, а на его отражение в кривом зеркале, друг друга не понять. Чацкий-сумасшедший обществу не страшен - вот что главное, вот почему клевета Софьи попала в цель, ей так быстро, так искренне и легко поверил свет. Два мира столкнулись. Чацкий противостоит целой толпе врагов. Конечно, где-то есть подобные ему, он и говорит от имени “молодых людей”, да и противники Чацкого вспоминают то о двоюродном брате Скалозуба, который “набрался каких-то новых правил”, то о племяннике Тугоуховской, который “чинов не хочет знать”. Но в настоящий момент он одинок, ранен холодностью любимой девушки. И с того момента звуконепроницаемая стена встает между Чацким и окружающими.
Образованность Чацкого, его высокий интеллект задевают другие персонажи комедии. Эти люди считают себя далеко не глупыми, принимая хитрость и ловкость за подлинный ум.
Скалозуб, например, с его убогим умом знает “многие каналы”, чтобы добыть чины. “Об них (о чинах) как истинный философ я сужу”, - с гордостью заявляет он. Фамусов, хотя и “черпает свои суждения из забытых газет”, все же дал дочери образование, брал учителей, чтобы не прослыть недалеким ретроградом. Но делал он все это для того, чтобы удачно выдать Софью замуж, хотя на словах он уже готов признать ум за реальную ценность. Наталья Дмитриевна Горич радуется удачному замужеству, ее муж подходит ей “по нраву, по уму”, но хитрее и ловчее всех тихий и кроткий Молчалин, который выработал для себя целую систему взглядов на жизнь. У него своя философия, но мысли его мелки, ум меркантилен.
Человек, обладающий глубоким умом, как правило, бесхитростный, прямодушный. Чацкому немного хитрости не повредило бы. Но в наших глазах он бы при этом проигрывал. Нам импонирует Чацкий с его дерзким умом, его веселостью и остротами.
Таким образом, в самом названии комедии Грибоедова “Горе от ума” заложена многозначительность толкования. Драматург ставит перед современниками и будущим поколением загадку. Многие умные люди “ломали голову” над смыслом названия пьесы. В самом деле, разве возможно горе от ума? Чем больше ума, тем лучше. Тем счастливее должен быть носитель ума и общество, в котором он живет. В нашем случае герой испытывает горечь разочарования и “мильон терзаний”, а общество радуется скорому отъезду Чацкого из Москвы. Чацкому горе от его ума потому, что общество его не поняло, не признало и сочло опасным его ум, порождающий новые идеи, неприемлемые светом, как ненужные, неудобные, непрактичные и даже опасные для данного общества. Большому уму нужно большое понимание и признание. И тогда будет счастье от ума и спокойствие, а не страдания или, словами Гончарова, терзания. Чацкий несчастлив, потому что не понят.

Задачи и тесты по теме "Смысл названия комедии «Горе от ума»"

  • Паронимы и их употребление - Лексика. Фразеология. Лексикография 10 класс

До написания Фонвизиным комедии «Недоросль», это слово использовалось для обозначения человека не достригшего совершеннолетия (в то время 21-го года). Название произведения не относится напрямую к Митрофанушке – главному герою комедии, а наоборот охватывает целое поколение того времени.

Главными темами данной комедии стали проблемы дворянского воспитания и нравственность дворян того времени.

Так какая же главная идея, заключена Фонвизиным в названии и содержании этого произведения? А она проста. Автор хотел рассказать читателю, о том, что недоросль так и останется таким необразованным и глупым до конца жизни, и это относится не только к конкретному герою. Митрофанушка, это сатирический образ, с помощью которого автор высмеивает молодых дворян того времени. В наши дни, имя главного героя этой комедии стало нарицательным и синонимом слов невежда, глупец и неуч.

При буквальном переводе имени «Митрофан», получается словосочетание «являющий свою мать», что напрямую относится к содержанию комедии «Недоросль». Автор всеми силами пытался показать нам «маменькиного сынка», выросшего в окружении невежд и глупцов. Фонвизин подчеркивает то, что мальчик не глуп и способен, но не хочет использовать свой ум для обучения и выполнения домашних работ. Из этого и вытекает второстепенная тема данной комедии: даже если юный дворянин наделен умом, желанием учиться и развиваться, то эти черты будут уничтожены родителями и учителями маленького дворянина. Фонвизин говорит о том, что дворянских детей нужно воспитывать как граждан своей страны и будущих её деятелей, а не как нахлебников и невежд.

Подводя итог, можно сказать, что название комедии описывает и охарактеризовывает ни конкретно мальчика по имени Митрофанушка, а целое поколение юных дворян того времени. Но кто виноват? Как с этим бороться? После прочтения произведения, становится ясно, что виной всему окружение и среда, в которой выросли дворянские дети, а решение этой проблемы требует большого количества времени. Такие «Недоросли» встречаются и в 21-ом веке, что подчёркивает актуальность этого произведения и в наши дни.

Смысл названия, по-моему, вполне прозрачен. Главный герой - Митрофанушка - и есть недоросль. Это значит, что он не дорос до нужного (нормального) уровня.

Он сын богатой, жадной и злобной барыни, а она в сыночке видит свою единственную радость. Она его избаловала ужасно. Он очень капризный, вредный.

Митрофан много есть - всяких пирогов, а после ему плохо, но все его жалеют и оправдывают. Всех за него ругают: слуг, учителей... он очень тупой. В смысле, тугой в обучении. За три года не научился ни читать, ни считать. Но говорит, что просто не хочет учиться, но уже хочет жениться.

Мамочка называет его детинушкой деликатного сложения. Он на таком питании, на воздухе вымахал так, что ни один кафтан не подходит.

То есть он вроде и вырос телом, но не дорос умом до взрослой жизни. Он ведет себя хуже ребенка! То на няньку, которая так его любит, кричит и ругается, то ее зовет на помощь. Только на него дядя с кулаками, как Митрофанушка орет: "Матушка, защити!" (Это он няньке.)

И еще он говорит маме, что так уж и быть, покажет свои знания, хотя их и нет. Парень-то считает, что пришел час его воли. Что хочу, то и делаю! Круто, но рано.

От матушки, только ее обвинили в жестокости и подобном, он сразу отказывается. Это для нее страшный удар! Она готова ради него даже убить, а он ее не любит, плюет на нее.

Про батюшку он, вообще, говорит, что тот - дрянь. Никакого уважения!

Я б с таким парнем дружить не смог. У него там и нет друзей. Он предаст и обманет. Надеюсь, после всей этой истории он взялся за ум.

В самом конце произведения решил я, что хорошо, если он и есть просто недоросль. Вот если бы он научился всему, стал вежливым, так он бы таким страшным злодеем мог стать. Он бы всех сумел обмануть! Так и очень хорошо, что он такой ленивый и вредный. Все сразу видят, кто перед ними!

Не дорос он до хорошего человека, но не дорос и до того, чтоб стать по-настоящему плохим.

Какой смысл названия комедии Недоросль?

Комедия Д. Фонвизина носит очень «говорящее» и символичное название, но, чтобы понять его основной смысл, необходимо знать, в какое время было написано произведение.

В 1714 году в России был издан указ об обязательном поступлении дворян на службу с условием получения должного образования. Царь понимал, что не у всех возникнет желание напрягать свои умы, и ввёл понятие «недоросля», т.е. человек без образования. Недорослям не позволялось вступать в брак, так как они считались несознательными людьми, не готовыми ко взрослой жизни.

Ключевая роль в комедии отведена недорослю Митрофану, не желающего учиться ничему, несмотря на то, что родители наняли для него преподавателей. Да и откуда взяться в нем такому желанию, ведь его мать гордится своим невежеством, подчеркивая, что ей, дворянке, грамота ни к чему! Да и учителя были наняты не с благой целью дать сыну знания, а скорее потому, что так «пристало». Не удивительно, что за несколько лет он так ничему не обучился.

Считая науку бесполезной и нудной, Митрофан больше ценит уроки от кучера Вральмана, преподающего правила светской жизни. Главное – окружить себя похожими людьми, так же не стремящимися к образованию и просвещению, ценящими лишь поверхностный лоск света. Митрофан стал собирательным образом молодого дворянства, тех самых недорослей того времени – незрелых, апатичных, невежественных, ставящих состояние и положение выше чести и достоинства. Когда потерявшая свою власть мать нуждалась в его поддержке, он лишь холодно ее оттолкнул, бросив жестокое «отвяжись». Вот уж действительно, «злонравия достойные плоды». Несмотря на свой фактический возраст, он – всего лишь ребёнок, избалованной своей матерью и сызмальства ограждаемый от всех невзгод. Он действительно «не дорос» ни до женитьбы, ни до службы. В конце произведения Правдин справедливо отметил, что проку для страны от такого служащего не будет.

Писатель большое значение придавал именно воспитанию молодых людей, отмечая, что лишь должное образование и культурный уровень могут сделать из них достойных государственных деятелей. Название комедии вскоре стало нарицательным и ушло в народ: отныне всех невежд и лентяев будут называть «недорослями» и «митрофанушками». Более того, все проблемы, освященные Фонвизиным в 1781 году, актуальны и по сей день.

Несколько интересных сочинений

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!