10 класс. А. Н. ОСТРОВСКИЙ. «ГРОЗА»
1. Определите жанр произведения.
а)семейно-бытовая драма
б) трагедия
в) комедия
г) сплав комизма, драматизма, лирики и трагедии
д) психологическая драма
2. Определите вид конфликта в драме «Гроза».
а) философский
б) социальный
в) идеологический
г) внутренний
д) семейный
3. Правильно расположите элементы композиции драмы «Гроза».
а) экспозиция 1) разговор Бориса и Кудряша
б) завязка 2) гибель Катерины
в) кульминация 3) монолог Катерины перед смертью
г) развязка 4) разговор Кулигина и Кудряша
4. Какими художественными средствами передается в пьесе мотив замкнутости города Калинова?
а) символическими деталями - калитка, забор
в) отсутствием связи с другими городами
г) образом Феклуши
5. С какой целью А. Н. Островский вводит в пьесу экспозицию?
а) чтобы подчеркнуть положительные черты в характере Кулигина
б) наметить конфликт между молодежью и старшим поколением в пьесе
в) обозначить место действия и обстановку в городе
г) описать волжский берег
6. Система образов в пьесе «Гроза» строится по принципу «парности». Определите эти пары среди указанных персонажей.
Катерина; Дикой; Кудряш; Кабаниха; Борис; Варвара.
7. Перечислите имена героев пьесы, которых с точки зрения классической драмы можно назвать «лишними персонажами».
а) Варвара
б) Кудряш
в) Кулигин.
г) Феклуша
д) полусумасшедшая барыня
е) Шапкин
ж) Глаша
8. В противостоянии каких героев наиболее ярко выразился основной конфликт пьесы?
а) Кабаниха - Дикой
б) Катерина - Варвара
в) Катерина - Кабаниха
г) Катерина - Тихон
9. Как на уровне персонажей представлено «тёмное царство» и его «жертвы»? Выделите тех и других из списка.
Дикой; Катерина; Тихон; Феклуша; Борис; Кабаниха; Варвара; полусумасшедшая барыня; Кудряш.
10. А. Н. Островский широко использует в пьесе образы-символы. Выделите их из перечисленных.
Тропинка; белый платок; луг за рекой; вечный двигатель; могила; стихи Державина; гроза; ключ.
11. Кто из героев пьесы так отзывается о Кабанихе?
«- Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних поедом заела совсем...»
а) Борис
б) Кулигин
в) Катерина
г) Дикой
12. Кому из русских критиков принадлежит эта оценка образа Катерины: «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера...»?
а) Н. А. Добролюбову
б) Д. И. Писареву
в) В. Г. Белинскому
г) И. А. Гончарову
13. В какой момент происходит основная кульминация пьесы?
а)публичное признание Катерины в своей греховности
б) свидание с Борисом
в) в монологе Катерины в финале пьесы
г) в пьесе отсутствует кульминация
14. Почему А. Н. Островский был назван «отцом русского национального театра»?
а) возродил традиции А.С. Грибоедова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя
б) его перу принадлежит сорок семь пьес
в) своим творчеством оказал определяющее влияние на последующее развитие прогрессивной русской драматургии
г) построил здание Малого театра
Ответы к тесту « А. Н. ОСТРОВСКИЙ. «ГРОЗА»
1. г
2. г, д
3. а - 4, б - 1, в - 3, г - 2
4. г
5. в
6. Катерина - Кабаниха; Кабаниха - Дикой; Катерина - Борис; Варвара - Кудряш; Катерина - Варвара
7. д, е, ж
8. в
9. «темное царство»: Дикой, Кабаниха, Феклуша, полусумасшедшая барыня;
«жертвы»: Катерина, Тихон, Борис, Варвара, Кудряш
10. белый платок, могила, гроза, ключ
11. б
12. б
13. в
14. в
Свою пьесу «Гроза» Островский написал еще в 1859 году, еще до того, как отменили крепостничество. В своей работе автор показывает, как общество съедает себя изнутри, живя по установленному укладу жизни и затрагивает несколько конфликтов.
Драма Гроза конфликт и расстановка действующих лиц
В драме «Гроза», где затронуты конфликты разной природы, авто произвел расстановку действующих лиц, разделив их на тех, кто с удовольствием живет в патриархальном Калинове и тех, кто не согласен с его устоями и законами. К первым мы относим Кабаниху и Дикого, которые по природе являются деспотами, самодурами, представителями «Темного царства. Ко второй группе относится молодое поколение, где Варвара уходит из дома, Тихон становится безвольным, а Катерина, вопреки всему, вопреки деспотизму, решается на самоубийство, лишь бы не жить по правилам, которые перечат ей, как личности. Героиня с новыми взглядами на жизнь не желает принимать домодедовские нравы. Так, с помощью небольшого количества героев, которые проживают в Калинове на берегу Волги, автор раскрывает несколько своеобразных конфликтов драмы «Гроза», среди них семейный конфликт, который проявляется столкновением Катерины со своей свекровью.
Социальный конфликт в драме Гроза
Автор также затронул социальный конфликт в драме «Гроза», который представлен столкновением разных мировоззрений, где старое борется с новым, где купец и купчиха являются обобщенными образами тирании и невежества, которые процветали в те времена. Они противники прогресса, все новое воспринимается в штыки. Они хотят всех держать на коротком поводке, чтобы их «темное царство» не разрушилось. Однако новое мировоззрение, что имеется у Катерины – это альтернатива старому. Оно отличное от взглядов, устоев, традиций, что придерживаются в темном царстве. Катерина – это обобщенный персонаж иного склада ума, с другим характером, который уже начинает зарождаться в гнилом обществе и становится лучом света в этом темном мире.
В чем заключается основной конфликт драмы Гроза
Среди социального и семейного конфликта можно выделить и основной конфликт. В чем заключается основной конфликт драмы «Гроза»? Я считаю, что главным здесь является конфликт, что разворачивается внутри самой героини. Это противостояние личности и общества. Здесь мы видим, что Катерина хочет быть собой, свободной, ей неприемлема жизнь среди насилия, вот только в Калинове по-другому невозможно. Здесь либо так, либо никак. Но, не мирится героиня с таким раскладом, и если невозможно жить, как хочется, лучше умереть. Не смогла она убить в себе свободолюбивую личность в угоду установленным порядкам.
Почему именно такое название автор выбрал для своего произведения? Наверное потому, что изображенная жизнь в Калинове пребывает в предгрозовом состоянии, в том состоянии, когда грядет катастрофа. Это гроза, как предвестник будущих перемен, гроза, как стихийное чувство, что возникло между Катериной и Борисом, гроза – это несогласие с устоями. А чтобы подчеркнуть мертвый быт калиновцев, автор использует образ и описание красивой природы.
Конфликт - это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях.В пьесе Островского <Гроза> несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литерату-роведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихий-ного протеста народных масс против сковывающих условий <темно-го царства> и воспринимать гибель Катерины как результат столк-новения ее с самодуркой свекровью, следует определить жанр пьесы как социально-бытовую драму. Драма - это произведение, в котором общественные и личные стремления людей, а иногда и сама их жизнь оказываются под угрозой гибели со стороны не зави-сящих от них внешних сил.В пьесе также присутствует конфликт поколений между Кате-риной и Кабанихой: новое всегда наступает на пятки старому, ста-рое не хочет сдаваться copyright 2005 ALLSoch.ru новому. Но пьеса гораздо глубже, чем это может показаться на первый взгляд. Ведь Катерина прежде всего борется сама с собой, а не с Кабанихой, конфликт развивается не вокруг нее, а в ней самой. Поэтому пьесу <Гроза> можно опреде-лить как трагедию. Трагедия - произведение, в котором присутст-вует неразрешимый конфликт между личными стремлениями героя и сверхличными законами жизни, которые происходят в сознании главного героя. Вообще пьеса очень похожа на античную трагедию: хор заменяют некоторые внесюжетные герои, развязка заканчива-ется гибелью главного героя, как и в античной трагедии (кроме бес-смертного Прометея).Гибель Катерины - это результат столкновения двух истори-ческих эпох. Некоторые герои пьесы как бы различаются време-нем, в которое они живут. Например: Кулигин - это человек XVIII века, он хочет изобрести солнечные часы, которые были известны еще в античности, или перпетуум мобиле, что является отличитель-ной чертой средневековья, или громоотвод. Он сам доходит умом до того, что давно уже изобрели, а он только мечтает об этом. Он ци-тирует Ломоносова и Державина - это тоже черта человека XVIII века. Борис - это уже просветитель XIX века, образованный чело-век. Катерина же - героиня допетровских времен. Рассказ о ее детстве - это рассказ об идеальном варианте патриархальных до-мостроевских отношений. В этом мире царей только всепроникаю-щая взаимная любовь, человек не отделяет себя от общества. Кате-рина была воспитана так, что не могла отказаться от моральных и нравственных законов, всякое нарушение их - неминуемая смерть. Катерина оказывается как бы старше всех в городе по свое-му мировоззрению, даже старше Кабанихи, которая осталась как последняя блюстительница домостроевского уклада в Калинове. Ведь Кабаниха только делает вид, что в семье у нее все как положе-но: ее боятся и уважают невестка и ее сын, Катерина боится своего мужа, и ей все равно, как происходит все на самом деле, для нее важна только видимость. Главная героиня попадает в мир, который она представляла себе совсем иначе, и патриархальный уклад внут-ри Катерины разрушается прямо на глазах. Во многом Варвара решает судьбу Катерины, подбивая последнюю идти на свидание. Без Варвары вряд ли она решилась бы на это. Варвара относится к мо-лодежи города Калинова, которая сформировалась на переломе пат-риархальных отношений. Катерина, попадая в новую для нее среду, не может сжиться с обществом, оно чуждо ей. Для нее идеальный муж - это опора, поддержка, властелин. Но Тихон не подтверждает ожиданий Катерины, она разочаровывается в нем, и в этот мо-мент происходит зарождение нового чувства - чувства личности, которое принимает форму чувства любви. Это чувство для Катери-ны - страшный грех. Если бы она продолжала жить в патриархальном мире, то этого чувства не было бы. Даже если бы Тихон показал свою мужскую волю и просто взял бы ее с собой, она бы за-была о Борисе навсегда. Трагедия Катерины в том, что она не умеет лицемерить и притворяться, как Кабаниха. Главная героиня пьесы, нравственная, с высокими нравственными требованиями, не умеет приспосабливаться к жизни. Она не смогла жить дальше, нарушив один раз законы <Домостроя>. То чувство, которое зародилось в Ка-терине, не может воплотиться в ней до конца, и она, не смиряясь с содеянным, совершает еще больший грех - самоубийство.Пьеса <Гроза> - это трагедия главной героини, в которой немаловажную роль сыграла эпоха перелома патриархальных отношений.
Произвол, с одной стороны, и не-
достаток сознания прав своей
личности - с другой; вот осно-
вания, на которых держится все
безобразие отношений, развивае-
мых в большей части комедии
Островского.
Н.Л. Добролюбов
Тема конфликта личности и общества в литературе является одной из вечных. На протяжении XIX-XX веков писатели раскрывают эту проблему в своих произведениях, стараясь довести до
каждого читателя ее сущность. Так, например, в комедии «Горе от ума» Грибоедова и романе «Отцы и дети» Тургенева описывается противостояние «века минувшего» с «веком нынешним».
В драме Островского «Гроза» тоже прослеживается конфликт личности и общества. Остановимся на ней поближе.
К первому, к так называемому темному царству, относятся Кабаниха - вдова и Дикой - купец.
Марфа Игнатьевна Кабанова - вдова с двумя детьми: Варварой и Тихоном. Кабаниха во всем опирается на старинные обычаи и пытается привить их молодому поколению. Она груба, ее речь нетороплива и монотонна, движения медленны; живые чувства просыпаются в ней только тогда, когда разговор касается порядков старины, которые она яростно защищает. Кабанова является одним из сложных героев. Ее продиктованные требования создаются не из-за прихоти, это лишь старинные устои, которые, по ее мнению, должны выполняться. Так, например, первое же ее появление сопровождается словами: «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала».
Кабанова не любит, когда кто-то противостоит ей. Она видит соперницу в Катерине, жене Тихона, и делает все, чтобы осрамить ее: «Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось».
В отличие от самодурства Кабанихи своеволие Дикого уже ничем не укреплено, никакими правилами не оправдано. Нравственные устои в его душе расшатаны.
Он самый богатый и знатный человек в городе, но этот «воин» сам себе не рад, жертва собственного своеволия: «Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое!»
Деньги дают возможность Дикому унижать бедных и материально зависимых от него людей. «Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? - заявляет он Кулигину. - Так знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю».
Кабаниху и Дикого связывают многие общие черты: невежество, лицемерие^ ханжество. Эти герои любят властвовать, но «границы их владений» не бесконечны. Существуют и те, кто противостоит им: Катерина, Кулигин, Варвара, Кудряш, Борис...
Все они одинаково ощущают тиранство Дикого и Кабанихи, но по-разному выражают протест против этой силы.
Одной из таких жертв «темного царства» и является Борис, племянник Дикого, прибывший в Калинов по принуждению. Он отличается от всех, живущих в городе: одежду носит иностранную, «обычаев здешних не знает». Его широкие взгляды на жизнь тоже другие. Так, например, Борис говорит о Кулигине: «Жаль его разочаровывать-то! Какой хороший человек! Мечтает себе - и счастлив. А мне, видно, так и загубить свою молодость». Племянник Дикого умен; понимает, что ему здесь ничего не добиться, это его мир. Именно так, я думаю, и объясняется пассивное восприятие зла у Бориса.
Другой жертвой «темного царства» является Варвара - дочь Кабанихи. Эта героиня в драме «Гроза» показана умной, хитрой и веселой. Она привыкла жить в доме Кабановой по своему принципу: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».
Варвара не желает переносить материнского тиранства. Она говорит о ней («про себя»): «Не уважишь тебя, как же».
У девушки вольнолюбивая душа, которую невозможно раздавить или растоптать. Безоглядная любовь Варвары к Кудряшу только делает ее сильнее против «темного царства».
Долгое время влюбленная пара не могла набраться храбрости, чтобы бежать, но поступок Катерины подтолкнул их на решительный шаг.
Я согласна с мнением А. А. Ревякина о том, что уход Варвары и Кудряша является открытым протестом против Калиновского строя: «При всей своей хитрости, приспособляемости и нравственной примитивности Варвара не смогла выдержать домашнего тиранства. Она бежала из дома своей матери».
Говоря об открытых протестах против «темного царства», нельзя не упомянуть о Тихоне - муже Катерины.
Кабанов Тихон Иванович - сын Кабанихи. С одной стороны, это добрый, любящий муж, который «уж и прикрикнуть на жену не может». С другой стороны, он тихий и не может защитить Катерину от напрасной клеветы матери. Тихону тяжел гнет Кабанихи, но он не может противостоять ей, а иногда даже обвиняет во всем свою жену (о матери): «То все приставала: «Женись да женись, я хоть бы поглядела на тебя на женатого». А теперь поедом ест, проходу не дает - все за тебя (Катерине)».
Тихон любил выпить в компании с Диким, а когда уезжал по делам, отгуливался на весь год. Узнав его лучше, Катерина так и не смогла полюбить мужа.
В последнем действии, когда Катерина ушла из жизни, Тихон, обреченный на мучения, впервые открыто заявил о протесте против «темного царства»: «Маменька, вы ее погубили!!! Вы, вы, вы...»
В драме «Гроза» Островского «живет» герой, который выше и нравственно одареннее Варвары или Бориса, - Кулигин. Он является наблюдателем и не входит ни в какое из царств. Кулигин - необычный и диковинный человек. Он «мещанин, часовщик - самоучка, отыскивающий перпетуум-мобил». Кулигин - человек мечтательный, но его фантазии неосуществимы. Этот персонаж не является главным, и все же именно он жалеет Бориса, когда узнает о его прошлом, и Тихона, когда тот рассказывает об измене жены. В конце драмы именно Кулигин нашел тело Катерины со словами: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его, а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!» Я думаю, что эти слова являются выводом из множеств его «наблюдений».
И все же из всех персонажей «Грозы» на первом плане, несомненно, Катерина, «луч света», как называл ее Добролюбов.
Эта девушка всю жизнь росла среди любви и ласки. Она привыкла к такой обстановке: природа, церковь и свобода. На воле сформировался ее характер: добрая, ласковая, чистая, искренняя, честная, трудолюбивая. Она с детства привыкла ходить в церковь с матерью. И вот ее отдали замуж за неизвестного человека, такую молодую и такую свободную. Катерина оказалась одна среди жестокого мира. Героиня пытается полюбить мужа, но все напрасно. Именно тогда ей встречается человек, не похожий на калиновское общество, -Борис. Она влюбляется в него искренне, и если бы не его глупость, то в конце концов Катерина бы уехала с ним, а не умерла.
И все же я думаю, что Катерина своей смертью не проиграла, а наоборот, победила мир Диких и Кабаних. «Луч света» не погас, а остался светить.
Я полагаю, что «Гроза» является одним из доказательств высокого мастерства Островского как художника. Несмотря на всю сложность сюжета, Островский смог реалистически изобразить характеры героев. Даже в таком образе, как Дикой, есть маленькая положительная черта. Он смог признать свои ошибки. И все благодаря таланту Островского.
Конфликт «темного царства» с его «жертвами» в «Грозе» выражен четко и ярко. И «лучом света», по-моему, была не только Катерина. Каждая из «жертв»: и Варвара, и Кулигин, и Тихон, и Борис - блеснула над «темным царством» хоть немного.
Драма Островского построена таким образом, что противостояние общества и личности находится все время на переднем плане. И поэтому все поступки героев указывают на эту до сих пор существующую проблему.
А. Н. Островский являлся преемником и продолжателем реалистических традиций в русской литературе. В своих произведениях драматург отразил современную ему действительность, характерные для того времени типы, образы, показал существовавшие порядки, их кризис и возникшие в связи с этим противоречия в обществе. Одно из ярчайших произведений Островского - трагедия “Гроза”, в которой автор поднял проблему существования свободной личности в условиях патриархального домостроевского общества.
Драматические произведения всегда строятся на конфликте, и в такой самобытной, многогранной пьесе, как “Гроза”, характер поднимаемой проблемы, обилие действующих лиц и сложность системы образов обусловливает наличие нескольких конфликтов. В трагедии описывается быт провинциального поволжского городка Калинова, живущего по не лучшим положениям “Домостроя”. Калиновское общество устарело и переживает кризис, ломку, вследствие чего само по себе конфликтно: старшее поколение (Дикой, Кабаниха) поучает младшее (Борис, Тихон, Варвара, Катерина), причем делает это в настолько явной, неприкрытой форме, что весь город знает об отношениях в их семьях, хотя, например, Кабанова предпочитает тиранить ближних не на людях, а дома (как говорит Кудряш: “Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия, а этот (Дикой) как с цепи сорвался!”). Конфликт “отцов и детей” - не единственный: разногласия возникают как между представителями старшего поколения (разговор Дикого и Кабанихи, действие третье, явление второе), так и в среде молодежи - например, Варвару раздражает забитость и покорность Тихона (“Скучно мне глядеть-то на тебя”, - говорит она). Эти мелкие противоречия поддерживают общество в состоянии напряженности и раздражения; конфликты в калиновском мире в принципе статичны и не имеют столь ярко выраженного развития, как главный конфликт трагедии - конфликт главной героини, Катерины, и калиновского общества.
Завязкой этого конфликта можно считать свадьбу Катерины и ее переезд в дом Кабановых. Из привычной среды всеобщей любви, гармонии, религиозности главная героиня попадает в атмосферу лживости, обмана, тирании. Катерина не похожа ни на одного из членов этого общества: ее душевная прямота и безыскусность противопоставлены грубовато-простой изворотливости Варвары, широта, страстность натуры - слабости и покорности Тихона; чуткость, тонкость, живость восприятия окружающего мира - тупому догматизму Кабанихи. Не привыкшая быть в чем-то ограниченной, Катерина жаждет внутренней свободы, но свобода здесь выступает не как осознанная необходимость, а как стихийная, неподвластная разуму жажда независимости, возможности дать выход своей страстности, и Катерина находит выход своим чувствам в любви к Борису. В душе главной героини возникает конфликт чувства и долга: с одной стороны, любовь захватывает ее полностью и требует духовной пищи для развития; с другой стороны, Катерине, с детства впитавшей основы христианского учения, странно даже подумать о возможности изменить мужу.
По сути внутренний конфликт является следствием общественного: противоречия в душе Катерины вызваны несоответствием ее нравственных запросов неспособности окружающего мира их удовлетворить. Резкий толчок развитию внутреннего конфликта дает отъезд Тихона: Катерина чувствует, что отсутствие мужа может послужить поводом к измене, она боится своей слабости и просит мужа остаться. В разговоре с Варварой она так описывает свое состояние: “Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что”. Но Тихон уезжает, и калиновский мир с новой силой начинает втягивать Катерину в пучину лжи и обмана. Варвара передает " ей ключ - символ греха, и Катерина уже чувствует себя вовлеченной в этот грязный мир, но не находит силы из него выбраться. Десять дней гуляний с Борисом пролетают, и вернувшийся Тихон застает жену изменившейся: “Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, словно чего ищет”. Катерину мучает совесть: внешне приняв законы калиновского общества, изменив мужу, солгав ему и свекрови, она внутренне не изменилась, сохранив в душе моральные устои, чувство собственного достоинства. Кульминацией и внутреннего, и общественного конфликта является сцена в саду, когда Катерина прилюдно признается в измене, не в силах больше сдерживаться, готовая на что угодно. Сцена сопровождается грозой, природной стихией, предвестницей трагедии, но вместе с тем несущей очищение, избавление от душевного груза. Однако чистосердечное признание и раскаяние в глазах калиновцев не служат смягчающими вину факторами, и Кабаниха с новым усердием принимается тиранить не только Катерину, но и Тихона (за неправильное обращение с женой). Невозможность остаться в этом мире, полном непонимания и жестокости, страшные угрызения совести, отъезд любимого толкают Катерину на страшный шаг, и развязкой обоих конфликтов явилось самоубийство главной героини. Финал можно трактовать по-разному: Н. А. Добролюбов, назвавший Катерину “лучом света в темном царстве”, видел в ее смерти отрицание домостроевских законов калиновского общества, душащих любые проявления искреннего чувства. С, другой стороны, самоубийство - всегда высшая форма эгоизма, ведь по религиозным нормам искупить грех можно только через длительное страдание, молитвы, смирение. Тогда Катерина должна была остаться в доме Кабановых, покорно принимать все колкости и оскорбления. Но если принять во внимание глубокую душевную трагедию героини, если попытаться войти в ее положение, то становится ясным, что другого выхода жестокое общество города Калинова ей не оставило и самоубийство - закономерная развязка мучивших Катерину душевных противоречий, внутреннего конфликта, а также и социального - невозможности сосуществования жаждущей свободы личности и глухого патриархального домостроевского общества.
Вклад А. Н. Островского в русскую драматургию неоценим: следуя традициям реализма, он не только создал ряд ярких, колоритных образов, не только запечатлел характерные картины, но и исследовал психологические истоки конфликтов в русском обществе середины XIX века, а также явился новатором в сценическом решении пьесы: раздвинул рамки действия (в “Грозе” - сад, овраг, улица, площадь и т. д.), широко использовал пейзаж и массовые сцены. Величайшие творения Островского, самобытные и новаторские, входят в сокровищницу не только русской, но и мировой литературы.