Упражнения на разделение группы на несколько подгрупп. II

У ведущего тренинговой группы нередко возникает задача ее разделения на отдельные подгруппы. Дело не только в том, что многие тренинговые упражнения подразумевают работу в парах, тройках или четверках. Ведь задача интенсифицировать процесс общения между участниками и вообще придать динамизм тренингу может быть решена именно через дробление на подгруппы.

При этом следует помнить об одном важном условии - нельзя давать этим подгруппам «застыть» в определенном составе. Нужно постоянно перетасовывать участников, чтобы предоставить возможность каждому пообщаться со всеми.

Применение одних и тех же приемов быстро надоедает, поэтому я предлагаю набор (далеко не исчерпывающий!) вариантов разделения участников тренинга на отдельные подгруппы.

Расчет

Это самый элементарный способ. Производится расчет на «первый-второй», «первый-второй-третий» и т.д., в зависимости от того, сколько требуется групп. Тут важно не перепутать: расчет нужно делать исходя из нужного количества групп, а не из количества участников в каждой группе. (Как вариант - апельсин, мандарин, банан...)

Сегментация круга

Если тренинг проходит в круге, то группу можно поделить пополам, проведя воображаемый диаметр круга от ведущего к участнику, сидящему напротив. В случае, если требуется более двух команд, круг просто разбивается на нужное число сегментов.

Цветоделение

Деление на группы проводится по внешним признакам участников, например по цвету одежды. Те, у кого преобладает зеленый цвет, получают название «зеленых» (можно и «Гринписом» назвать). Могут появиться и «красные», и «белые». Те, кто не попал ни в одну категорию, могут объединиться, например, в команду «пестрых».

Не советую создавать «содружество темных сил», даже если многие участники одеты в траурные цвета. Исключением может стать игра, где есть негативные персонажи, а также если ведущий рассматривает темный цвет одежды конкретных участников как бессознательное отражение их отрицательных эмоций, которые нуждаются в «отыгрывании».

Критериями для выделения отдельных групп могут быть не только цвета одежды, но и другие внешние признаки: наличие украшений, часов, цвет волос, цвет глаз и т.д.

Построение по ранжиру

Участники встают в шеренгу. По команде ведущего за минимальное время они должны молча перестроиться: по цвету глаз, по цвету волос, по росту (с закрытыми глазами), по высоте голоса и другим признакам.

Ведущий каждый раз должен четко обозначать, с какой стороны должны встать участники, например, «с самыми светлыми волосами», а с какой - «с самыми темными».

После того как построение по какому-либо признаку выполнено, ведущий делит шеренгу на нужное количество групп с разной степенью выраженности выбранного признака.

Стрельба глазами

Участники встают в круг, опустив глаза. По сигналу ведущего все подымают глаза, стремясь встретиться с кем-то взглядом. Если это удалось, то образовавшиеся пары покидают круг.

Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся разбитыми по парам. А дальше - по замыслу ведущего: либо организуется работа в парах, либо пары группируются в более крупные объединения.

Можно провести это несколько иначе: попытки повторяются до тех пор, пока вся группа одновременно не распадется на пары взаимно выбравших друг друга участников.

Драматичной может стать ситуация, когда число участников является нечетным и кто-то заведомо должен остаться без пары. В этом случае ведущий может, например, предложить какой-либо паре (или команде) тянуть жребий, кому достанется оставшийся игрок, или устроить между командами соревнование за право включить этого игрока в свой состав.

Атомы и молекулы

Участники группы разбредаются по тренинговой комнате под негромкую «космическую» музыку. Ведущий произносит: «Каждый из вас - одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы встречаетесь с другими атомами, иногда даже случаются легкие столкновения. Но иногда вы получаете возможность объединиться в молекулы. Вы будете делать это по моей команде. Число атомов в молекуле я назову».

Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, музыка останавливается, и он произносит, например: «Четыре». Участники быстро составляют группы по четыре человека. Те, кто не успел войти ни в одну «молекулу» (скажем, игроков осталось трое), выбывают из игры. «Молекулы» снова распадаются на атомы, продолжающие блуждать в пространстве до следующей команды ведущего.

В результате можно либо создать две команды (из тех, кто выбыл, и из тех, кто остался в игре), либо в определенный момент дать команду собраться в молекулы с таким числом атомов, какое нужно для дальнейших процедур (хорошо, если это число будет равно количеству выбывших участников, которые тогда смогут образовать свою группу).

Лидеры

Ведущий быстро и неожиданно командует: «Встаньте те, кто считает себя лидером!» Первые двое (трое, четверо - смотря сколько надо подгрупп) объявляются руководителями, имеющими право набрать свои команды.

Можно поступить иначе: каждому из лидеров предлагается выбрать только одного участника, которого он хочет видеть в своей команде. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на две части.

Если участников нечетное количество, то возникает ситуация, когда кто-то один остается невостребованным. (Вы уже догадались, что эта процедура, как и вариант «Стрельба глазами», имеет социометрический характер.)

«Невостребованный» участник может почувствовать себя дискомфортно. Поэтому ведущий может предложить лидерам двух групп поспорить о праве на этого последнего участника: произнести краткий монолог, в котором доказать, что в силу таких-то достоинств этот человек необходим именно его команде. После этого участник сам выбирает для себя команду.

Футбольный метод

Для разбивки на группы этим способом потребуется определить 2-3 лидеров, активных ребят (число ребят зависит от количества мини-групп, которые вы хотите создать) и попросить их набрать себе команду, соблюдая следующее условие – первым делает выбор один из лидеров, другой в это время не предпринимает никаких действий. Когда выбор первого сделан, второй лидер может сделать свой выбор, и лишь после этого делает выбор третий. Причем принцип набора людей в команду таков: первый выбирает второго, второй третьего, третий четвертого и т.д.

Любое число

Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот сразу же должен произнести какое-нибудь число - от единицы до числа, равного количеству участников.

По команде ведущего одновременно должно встать такое количество игроков, которое соответствует названному числу. При этом игрок, произнесший это случайное число, может и не вставать. Кто-нибудь может сообразить, что существуют беспроигрышные варианты: либо назвать «один» и вскочить самому, либо назвать число членов группы, и тогда встанут все.

После одной-двух удачных попыток участники испытывают чувство групповой сплоченности. Тут ведущему и нужно взять инициативу в свои руки. «А теперь я сам скомандую!» - заявляет он и называет число, которое, по его замыслу, соответствует необходимому количеству игроков в одной подгруппе.

Если игроков встало столько, сколько и было заказано, то ведущий просит их выйти из круга и продолжает игру с оставшимися.

Разбивка по критерию

Ведущий предлагает группе какие-либо критерии, которые подразумевают не ранжирование, а ясную классификацию с четким разделением участников на разные категории. Этот способ особенно удобен в тех случаях, когда в подгруппах необязательно должно быть равное количество игроков.

Например, в процессе тренинга ведущему необходимо получить информацию о чувствах участников. Тогда ведущий говорит: «Психологический тренинг можно сравнить с ужином в ресторане. Представьте, что вы посетители этого ресторана. Вы уже провели в нем какое-то время, попробовали некоторые блюда. Кому-то понравилось, кому-то не очень, кто-то уже насытился, а кто-то только-только заморил червячка. Давайте попробуем занять места в нашем «ресторане» в соответствии со своими ощущениями. Тех, кто попробовал, им понравилось, но свой голод они еще не утолили и желали бы отведать чего-нибудь еще из здешней кухни, - прошу в этот угол. Те, кто уже наелся и желал бы покинуть ресторан, занимают места в противоположном углу. Может быть, кому-то блюда из меню ресторана оказались не вполне по вкусу? Таких прошу расположиться в третьем углу. Ну, а четвертый угол займут те, кто еще не понял, удовлетворяет ли их здешняя кухня. Итак, располагайтесь!»

Далее можно, например, предложить каждой группе обсудить и обосновать свой выбор, высказать пожелания относительно рецептов, качества приготовления и преподнесения блюд. Вместо «ресторанной» метафоры можно использовать и другие. Допустим, можно повесить в разных углах тренинговой комнаты рожицы с изображением разных эмоциональных состояний - от беспросветной тоски до безудержного восторга - и попросить участников выбрать наиболее подходящее для себя место.

Задания образовавшимся группам можно дать в соответствии с их настроением. Например, «восторженным» участникам можно поручить придумать способы, как развеселить «тоскующую» подгруппу.

Кто на новенького?

Этот способ предполагает передачу инициативы по созданию подгрупп самим участникам. Ведущий просто предлагает каждому выбрать того, с кем в процессе тренинговой работы он взаимодействовал меньше всего, пообщаться с ним глазами, невербально договориться и подойти друг к другу.

Барабан

Вожатый стоит спиной,сзади подходит ребенок и коладет руку ему на плечо.и вожатый говорит направо или налево.

Расчет по кругу

Расчет в кругу на веники-савочки-наперстки и т.д. (зависит от того на сколько команд хотелось бы разбить отряд...) Просто если они будут стоять в кругу, то полюбому на каждую игру будут разные команды, т.к. они же не смогут каждый раз становиться одинаково. ;)

Деление на малые группы это хорошая возможность дополнительного влияния на динамику тренинга. Иногда способ деления сам по себе может быть упражнением: выполнить роль энерджайзере или нести некую содержательность и возможность для обсуждения.

Очень полезно до проведения тренинга продумать разные способы деления участников на малые группы для выполнения разных заданий. Перечислю некоторые вспомнившиеся. Если вы знаете другие способы, добавляйте их в комментариях.

10 способов деления на малые группы

  1. Делимся по счету на “первый-второй”. Здесь все просто.
  2. Делимся по счету на другом языке. Способ №1 можно украсить если деление происходит на каком-нибудь необычном иностранном языке. В этом случае попросите помощь у группы. Наверняка, кто-то знает счет на неожиданном иностранном языке.
  3. Деление по какому-то признаку. Вызывается один участник, которому дается задание разделить группу на заданное количество подгрупп по какому-либо признаку. Причем он может и не называть принципы по котором он делил группу.
  4. Осенний лес. Однажды уже .
  5. Времена года . Если группа достаточно большая и вам нужно поделить ее на две подгруппы, попросите участников встать по четырем углам. В один угол встают те, кто родился весной, в другой, те кто родился летом и т.д. Далее, объедините подгруппы по своему усмотрению.
  6. Карты. Здесь возможно несколько вариантов. Если две группы, то можно делить по доставшемуся участнику цвету масти. Если две, три или четыре, то просто по доставшейся масти. Ну и т.д.
  7. Жеребьевка . Если вам предстоит игра с прописанными ролями, то можно эти роли распределить жеребьевкой. напишите названия ролей на небольших листочках, положите их в коробку/миску/шляпу и пусть участники тянут роли по-очереди.
  8. Выбор лидера . Вызовите участников по числу нужных вам команд. Они становятся, что-то типа капитанов и начинают по-очереди набирать себе членов команды. Т.е. один выбирает одного участника, затем второй, затем третий. После этого первый капитан выбирает себе второго участника, затем второй капитан выбирает себе второго участника и т.д.
  9. Вариация п.7 Первый шаг, как и п.7, вызовите участников по числу нужных вам команд. Они выбирают первых участников команд. Далее первые выбранные выбирают вторых. Затем вторые выбирают третьих. И т.д.
  10. Нити . Для образования пар ведущий в кулаке шерстяные нити или веревочки длиной до одного метра (на по- ловину количества участников) так, что концы свешиваются справа и слева. Каждый из участников хватает конец нитки (веревки) и, не выпуская его, отыскивает свою пару.

Большинство активных упражнений основано на работе в малых группах. Игры для разделения участников на подгруппы помогут тебе в интересной форме из одной большой группы участников образовать подгруппы из двух, трех, четырех человек и т.д.

«Выбери…»

Продолжительность: 10 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Если ты хочешь разделить группу на 4 подгруппы, вызывается 4 добровольца; если на 5 подгрупп – 5 добровольцев и т.д. Ведущий задает вопрос добровольцам: «Кого бы вы взяли с собой в поход?» Добровольцы выбирают по одному человеку в свою команду. Тем, кого выбрали, задается следующий вопрос «Кому бы вы доверили нести рюкзак?». Остальные вопросы ведущий может придумать сам, а может воспользоваться следующими: «С кем бы вы поделились яблоком?», «Кому бы вы доверили свою тайну?».

Если остается несколько человек, которых не выбрали, можно предложить им самим определить команду, в которой они бы хотели работать.

Семейка Майерс

Продолжительность: 5 минут

Необходимые материалы: карточки с надписями*. Необходимо придумать такое количество «семей», сколько групп вы хотите сформировать. Стулья по количеству групп.

Ход работы.

Ведущий раздаеткаждому участнику одну карточку и произносит задание всем участникам: «По сигналу необходимо будет всем участникам начать очень быстро меняться карточками. Нужно поменять карточку максимальное количество раз. Когда прозвучит другой сигнал обмен необходимо прекратить и сесть на стулья по семьям. Причем сесть надо определенным образом – на стул садится папа, ему на колени садится мама, ей на колени – сын, на колени сыну – дочь».

Созданные семьи - это и есть малые группы, в которых можно работать дальше.

Комментарии:

  • если необходимо создать группу с количеством человек больше 4-х, то можно добавить дедушку, бабушку, собаку, кошку и т.д., объяснив участникам место, на которое они должны сесть
  • в качестве сигнала можно использовать хлопок, музыку, либо сигнал детской дудочки, гармошки.

Упражнение одновременно может использоваться как игра-разминка.



«Города»

Продолжительность: 10 минут.

Необходимые материалы: не требуются.

Ход работы.

Ведущий подходит к первому участнику и просит назвать его любимый город, потом к следующему и т.д., в зависимости от требуемого количества групп, которое должно получится. Например, Маша называет г. Амстердам, Витя – г. Москва, Саша – г. Париж, следующие участники по заданной очередности называют те же самые города. Таким образом, все участники делятся на три группы в зависимости от названий городов, которые им выпали.

«Цвета»

Продолжительность: 10 минут.

Необходимые материалы: цветная бумага.

Ход работы.

Если ты хочешь разделить группу на 3 подгруппы, приготовьте листочки 3-х цветов; если на 4 – 4-х и т.д. (для группы из 15 человек – по 5 листочков каждого цвета и т.д.). Участники встают в круг и закрывают глаза. Ведущий на спину каждому крепит листочки. По команде ведущего открывают глаза. После чего без слов, звуков все участники должны распределиться по группам.

«Фишка»

Продолжительность: 5 минут.

Необходимые материалы: цветная бумага.

Ход работы.

Необходимо подготовить разноцветные листочки (красные, желтые, зеленые) по количеству участников. Для занятия необходимо подготовить жетончики двух или более цветов. Перед началом занятия следует перемешать жетончики и раздать по одному каждому участнику. Когда необходимо будет разделить группу, нужно просто сообщить участникам, что один цвет жетончиков – это первая команда, а второй цвет – вторая.

«Первый, второй, третий…»

Продолжительность: 5 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Для разделения на группы участникам необходимо рассчитаться на первый, второй, третий…После чего участники группируются в соответствии со своим номером.

«Фауна»

Продолжительность: 10 - 15 минут.

Необходимые материалы: бумага.

Ход работы.

Для того чтобы разделить группу на подгруппы, необходимо подготовить листки с названием определенного животного или насекомого в соответствии с числом групп, которые должны образоваться.

Пример: муха, обезьяна, корова. Каждый участник вытягивает листок, после чего должен изобразить тот образ, который ему выпал, стараясь подражать повадкам данного представителя фауны. Таким образом, участники находят представителей своих групп.

«Открытка»

Продолжительность: 5 минут.

Необходимые материалы: разные открытки, по количеству подгрупп.

Ход работы.

Ведущий заранее режет открытки на кусочки. Кусочков должно быть столько, сколько человек в малой группе.

Ведущий раздает каждому участнику кусочек открытки. Когда все получили свой кусочек, предлагается объединиться в группы, найдя «своих». Группы сформированы, когда участники малых групп сложили из своих кусочков открытки.

Комментарий: упражнение удобно тем, что из группы можно сформировать подгруппы, разные по размеру, разрезав открытки на разное количество кусочков.

III. Игры – разминки

В процессе встречи участники могут уставать от переизбытка информации, поэтому важно переключать их внимание при помощи игр-разминок. Данные игры помогут психологически и физически разрядить участников, настроить их на дальнейшую работу.

«Бабушка из Бразилии»

Продолжительность: 5 - 10 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Все участники встают в круг (лицом в центр круга). Ведущий показывает определенные движения: прыжки, движения руками, ногами, головой, которые сопровождаются фразами «У меня есть бабушка в Бразилии», «У нее вот такая нога», «У нее вот такая рука и голова набок», «Она прыгает и кричит: «Я самая красивая бабушка на свете» и т.д. Далее все участники повторяют эти движения и слова.

«Пустой стул»

Продолжительность: 5 - 10 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Участники делятся на первый, второй. Участники под номером «один» садятся в круг, под номером «два» - встают за их стульями. Один стул должен оставаться свободным. Задача участника, стоящего за стулом – взглядом пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. Участник, заметивший, что его приглашают, должен перебежать на свободный стул. Задача партнера, стоящего за ним – задержать.

«Ураган»

Продолжительность: 5 - 10 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Участники садятся в круг, ведущий выходит в центр круга и предлагает поменяться местами всем, кто обладает определенным признаком (белой рубашкой, почищенными утром зубами, черными глазами и т.д.). Причем, если участник обладает названными признаком, он обязательно должен поменять свое место или стать ведущим. Ведущий называет только тот признак, которым он сам на данный момент обладает. Когда участники меняются местами, он должен занять чье-либо место. Оставшийся без стула участник становится ведущим. Если участник долго не может сесть в круг, он может сказать «Ураган», и тогда все сидящие в кругу должны поменяться местами.

«Фруктовый салат»

Продолжительность: 5 - 10 минут.

Необходимые материалы: листки бумаги.

Ход работы.

Ведущий раздает каждому участнику листок бумаги с надписью определенного фрукта (банан, ананас, персик) в соответствии с количеством присутствующих. Участники садятся в круг, ведущий выходит в центр круга и предлагает поменяться местами всем «бананам». Когда участники меняются местами, он должен занять чье-либо место. Оставшийся без стула участник становится ведущим. Он должен произнести «Поменяйтесь местами все Бананы, либо Ананасы, либо Персики». Если участник долго не может сесть в круг, он может сказать «Фруктовый салат», и тогда все сидящие в кругу должны поменяться местами.

«Молекулы или Броуновское движение»

Продолжительность: 5 - 10 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Все участники собираются тесной кучкой вокруг ведущего, закрывают глаза и начинают хаотично двигаться в разные стороны, жужжа. Через некоторое время ведущий подает один сигнал, что означает – «тишина и замри», два сигнала «выстроиться в круг с закрытыми глазами», и три сигнала – «открыть глаза и посмотреть на получившуюся фигуру». Существует и другой вариант игры. Под музыку все участники свободно передвигаются. В любой момент ведущий может дать сигнал: «Соберитесь в группы по 5 человек (по 3, по 7 и т.д.)!». Участниками необходимо быстро организовать такие группы, встав в круг и взявшись за руки. И так несколько раз, меняя число человек в группах (число атомов в молекулах).

«Олени»

Продолжительность: 5 - 10 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Участники образуют 2 круга (внешний и внутренний), встают лицом друг к другу. Ведущий спрашивает «Вы когда-нибудь видели, как здороваются олени? А хотите узнать, как они это делают?» Это целый ритуал: правым ухом вы третесь о правое ухо своего партнера, а левым ухом о левое ухо партнера, а в завершение приветствия нужно потоптать ногами! После этого внешний круг смещается на 1 человека, и церемония повторяется до тех пор, пока все участники не «поздороваются» друг с другом, как олени, и не займут свое исходное положение.

«Театр Кабуки»

Продолжительность: 10 - 20 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Участники делятся на 2 команды. Команды договариваются, кого будет изображать: принцессу, дракона или самурая.

Ведущий показывает командам характерные движения для принцессы, дракона и самурая.

Принцесса: кокетливо делает реверанс. Дракон: с устрашающим видом, поднимая руки вверх, шагает вперед. Самурай: делает движение взмаха саблей. После того, как команды выбрали себе роли, ведущий сообщает.

«Принцесса очаровывает самурая. Самурай убивает дракона. Дракон съедает принцессу».

Затем команды выстраиваются в 2 шеренги друг напротив друга и, по команде ведущего, характерным движением показывают роль, которую выбрали.

По одному очку получает команда, чья роль оказывается наиболее выгодной.

Например: принцесса и Самурай (1 очко получает принцесса, потому что она его очаровывает). Самурай и Дракон (1 очко получает самурай, потому что он его убивает). Принцесса и Принцесса, Дракон и Дракон, Самурай и Самурай (никто не получает очка). Побеждает та команда, которая набрала больше баллов.

«Ужасно-прекрасный рисунок»

Продолжительность: 10 - 20 минут.

Необходимые материалы: листы бумаги и фломастеры.

Ход работы.

Группе дается по листу бумаги и по одному фломастеру. Предлагается нарисовать «прекрасный рисунок». После этого этот рисунок передается соседу справа, и тот делает из полученного рисунка «ужасный рисунок» и передает следующему. Следующий участник делает «прекрасный рисунок». Так проходит весь круг. Рисунок возвращается хозяину. При необходимости группа делится на 2 подгруппы, чтобы упражнение прошло быстрее.

IV. Игры и упражнения для подведения итогов

Для яркого и запоминающегося завершения работы важно воспользоваться короткими по времени играми и упражнениями для подведения итогов. Они направлены на подведение итогов и оценку эмоционального состояния группы.

«Дерево и человек»

Продолжительность: 2 минут.

Необходимые материалы: карандаши и листок бумаги со схемой «Дерево и человек».

Ход работы.

Желательно разбить группу на несколько подгрупп по 5-7 человек в каждой. Модератор в каждой группе собирает участников и предлагает каждому выбрать карандаш определенного цвета и на схеме «Дерево и человек» закрасить одну из фигурок, с которой он себя символизирует. Далее следует обсуждение, где каждый по очереди высказывается, почему он выбрал именно этот цвет и эту фигурку.

«Анкета»

Продолжительность: 10 минут.

Необходимые материалы: анкеты на каждого участника.

Ход работы.

В конце занятия участникам раздаются анкеты для заполнения, ФИО указывать не обязательно.

Образец анкеты оценки встречи ты можешь найти в разделе III.

«Погода»

Продолжительность: 10 - 20 минут.

Необходимые материалы: маркеры и листы бумаги.

Ход работы.

На стену или флип-чарте прикрепляется лист бумаги, на котором чертится две оси Х и У, где отмечаются шкалы от 0 до 30 С. Каждому участнику предлагается описать, какую погоду он чувствует, и отметить маркером температуру воздуха на системе координат. После того, как каждый участник это сделает, модератор должен соединить все точки на осях. В результате получается общая картина, которая отражает «погоду» в группе. Далее следует обсуждение в группе.

«Беседа»

Продолжительность: 10 - 20 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Проводится беседа об итогах групповой работы, где каждый может высказаться о том, что ему понравилось и не понравилось и т.д.

«Фигурки из бумаги»

Продолжительность: 10 - 20 минут.

Необходимые материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Ход работы.

Желательно разбить группу на несколько подгрупп по 5-7 человек в каждой. Модератор в каждой группе собирает участников и предлагает каждому выбрать бумагу определенного цвета и в течение 10 минут создать фигурку. После этого каждый представляет свое творение, описывая эмоциональное состояние.

«Море»

Продолжительность: 20-30 минут.

Необходимые материалы: «море» - нарисованное на бумаге, по размеру 4-х склеенных между собой листа А1; вырезанные из цветной бумаги «острова», карточки из картона по числу участников, скотч, маркеры.

Ход работы.

Ведущий вешает «море» в удобном, обозреваемом всеми участниками месте и закрепляет на нем острова. Примеры островов: «остров открытий», «остров вопросов», «остров радости и веселья», «остров невезения», «остров новых знакомств», «остров знаний» и т.д. Раздает всем участникам карточки и предлагает нарисовать на карточке какое-либо плавсредство (корабль, лодка, плот, круг и т.д.).

Ведущий просит участников по очереди подходить к «морю», размещать там свой «корабль» и комментировать, почему выбрано именно это место. Упражнение заканчивается, когда все участники разместили свои корабли.

на пары / малые группы.

Упражнение 19. “Дополнить карточку, объединиться в пары”

Ведущий выбирает несколько хорошо известных фраз и пишет половину выражения на одном кусочке бумаги, а вторую часть – на другом. Например: “С днем рождения...... ” и т.д. Карточки скручиваются, кладутся в шляпу, и затем каждый вытаскивает кусочки и ищет себе пару.

Примечание: Данный энергизатор следует использовать, если Вам необходимо разделить

группу на пары в случайном порядке, познакомить и сплотить группу.

Упражнение 20. “Что у нас общего”

Ведущий называет любую характеристику человека или его поведения, например: “Те, кто любит фрукты!”. Участники узнают себя и встают на то место, на которое указал ведущий и т.д.

Примечание: Данное упражнение позволяет разделить группу на необходимое Вам число

подгрупп. С помощью данного упражнения Вы также можете оживить активность группы, усилить концентрацию внимания участников.

Упражнение 21. Солнце светит на...”

Участники сидят или стоят в тесном кругу, один человек стоит по центру. Участник в центре громко говорит: “Солнце светит на...” и называет цвет предметов или элемент одежды, или какую-то другую характеристику, которая объединяет хотя бы несколько человек в группе. Например: “Солнце светит на тех, кто носит носки” или “солнце светит на тех, у кого карие глаза”. Все участники, имеющие данную характеристику, должны поменяться местами друг с другом. Водящий пытается занять одно из освободившихся мест. Новый водящий в середине начинает все заново. (Вариант: “Ветер дует на...”)

Примечание: Данное упражнение лучше проводить в начале занятия. Данный энергизатор

включает участников в активную деятельность, концентрируя их внимание.

Упражнение 22. “Члены семьи”

Подготовьте карточки по числу участников. Разделите их на такое количество стопок, сколько групп кооперативного обучения вам необходимо образовать. Напишите на каждой карточке одну из семейных ролей и профессию так, чтобы в каждой стопке семейные роли были разные, а профессия одна, например: Мама Фермер, Папа Фермер, Сестра Фермер и Брат Фермер. Перемешайте все карточки и предложите участникам взять по одной из общей стопки. Можете также использовать имена и названия различных животных или фруктов. Кроме того, можно изобразить на карточках фигуры, например: звезда, солнце, месяц, цветок и т.д. В каждой семье (подгруппе) должно быть 4 или 5 членов. После того, как каждый участник получил по карточке, все участники начинают ходить по комнате, создавать “семьи” по своему признаку, стараясь создать семью (подгруппу) как можно быстрее.

Примечание: С помощью данного упражнения Вы можете разделить группу в случайном по-

рядке на необходимое Вам количество подгрупп. Данный энергизатор применяют в начале занятий, активизируя участников.

Упражнение 23. “Поездки на такси”

Выберите несколько добровольцев (по числу необходимых Вам подгрупп). Эти участники будут выполнять роль таксистов. Их задача – двигаться по помещению, останавливаясь по команде ведущего. Предложите остальным участникам представить, что они садятся в такси. В такси может поместиться только определенное число участников, например 2, 4 или 8. Когда такси останавливается, участники должны бежать “занимать места в такси”.

Примечание: Это полезное упражнение, если нужно объединить участников в группы с определенным числом членов в случайном порядке, активизировать их.

Упражнение 24. “Фруктовый салат”

Участники сидят в круге. Ведущий просит первых 4-5 человек, сидящих рядом в круге, назвать по одному свои любимые фрукты (например, яблоко, груша, банан, апельсин). Следующие, сидящие в круге, по очереди повторяют прозвучавшие названия фруктов. Таким образом, каждый “назван фруктом”. Один человек – ведущий – должен встать в центре круга. Ведущий выкрикивает название фрукта, например апельсин, и все “апельсины” должны поменяться друг с другом местами. Человек в центре также старается занять одно из занимаемых мест, и другой участник остается без места. Новый ведущий опять называет какой-то фрукт и игра продолжается. Название “фруктовый салат” означает, что все меняются местами.

Примечание: Данное задание очень активизирует ребят. Его можно применять для создания групповой сплоченности, усиления концентрации внимания и для того, чтобы “перемешать”

участников, например, для последующего знакомства в парах, разделив сидящих рядом знакомых.

Упражнение 25. “Игра в животных”

Напишите на отдельных листочках столько названий видов животных, сколько вам необходимо подгрупп. Перемешайте карточки и раздайте участникам, затем попросите их, издавая характерные звуки того или иного животного, найти остальных членов своей подгруппы.

Примечание: Энергизатор в игровой форме помогает разделить большую группу на несколько подгрупп, вовлекает ребят в активную деятельность.

Упражнение 26. Паровозик имен

Все участники стоят в кругу. Ведущий стоит в центре круга, затем подходит к одному из участников, называет его по имени и предлагает покататься. Названный участник встает позади ведущего, они, изображая паровоз, движутся к следующему участнику, а все остальные в это

время повторяют имя выбранного участника. Игра продолжается до тех пор, пока в паровозике не окажутся все участники.

Примечание: Упражнение применяется для знакомства, укрепления сплоченности группы,

повышения тонуса, двигательной активности, снятия напряжения.

Упражнение 27. “Поиск общего”

Группа делится на пары, и два человека в паре находят как можно больше общих признаков,

затем по команде ведущего пары объединяются в четверки с той же целью. Ведущий может

остановить процесс на четверках, восьмерках и т.д. Образованные малые группы могут пред-

ставить свои общие черты.

Примечание: Упражнение развивает внимание к личности партнеров, осознанию проявлений своей личности, позволяет участникам лучше узнать друг друга. Может использоваться в

любое время занятия.

При организации любой программы тимбилдинга – от аудиторного командообразования и Верёвочных курсов до игрового тимбилдинга, обязательно возникают вопросы, связанные с численностью участников , способами формирования и численностью команд (точнее, групп участников), принимающих участие в тренингах командообразования или в корпоративных мероприятиях с элементами тимбилдинга.

  • Какое максимально возможное число участников программы тимбилдинга?
  • Какой оптимальный размер команды для участия в программе тимбилдинга?
  • Как разделить, или объединить - кому как нравится, участников тимбилдинга в группы (команды)?

Важное замечание! Программа тимбидинга не может быть проведена «сразу для всех», если в вашей компании более чем 12-20 сотрудников . Эти ограничения связаны с особенностями группового поведения - группой динамики, поэтому понятие «группа», «малая группа» или «команда» – основа проведения любых командообразующих программ. Также стоит отметить, что состав и численность команд, сформированных в начале тренинга командообразования, не должна меняться до завершения тренинга, за исключением отдельных программ, где первичной целью является не столько командообразование, сколько развитие коммуникаций, знакомство участников.

Общее количество участников тренингов командообразования зависит от сложности и наполнения программы тренинга, его логистики и количества квалифицированного персонала со стороны организаторов тренинга.

Как правило, размер группы (малой группы, команды) для участия в тимбилдинге – от 8 до 15, в отдельных случаях до 20 человек. Чем больше группа, тем сложнее и дольше будет взаимодействие участников внутри группы, тем выше должна быть квалификация тренера и тем проще должны быть упражнения (задания) тимбилдинга. При размере группы менее 6 человек, проведение тренинга командообразования также будет мало эффективным.

Для большей части тренингов командообразования мы считаем оптимальным размер команды – 12 человек , как в силу описанного выше, так и силу того, что 12 участников можно легко задействовать в упражнениях и заданиях тимбилдинга, где участники делятся по-двое, по-трое, по 4 или 6 человек.

В описании базовых программ тимбилдинга нашей компании обязательно указано оптимальное число участников в команде.

Тимбилдинг (командообразование) - способы объединения в команды

В зависимости от целей мероприятия и программы тимбилдинга, мы предлагаем различные способы объединения участников в группы (малые группы, команды):


Состав команды определён заранее

Формирование команд по спискам, подготовленным Заказчиком. Состав команд формируется исходя из коммуникативных задач, в зависимости от специфики бизнес-процессов, иных целей и задач Заказчика.
Механизм деления на команды:
Деление по заранее подготовленным именным бейджам, где цвета бейджей или иная маркировка определяет причастность к определённой команде.
Деление участников по вывешенным перед тренингом спискам команд.
Деление по заранее высланным участникам спискам команд.
Деление участников по заранее выданным кусочкам паззлов – каждый участник должен найти свою команду, подбирая пазл (достаточно долго).

Спонтанное деление на команды с задачей максимально «перемешать» участников тимбилдинга, разбить сформированные группы друзей и коллег.

Используется в тех случаях, когда важно обеспечить коммуникации и знакомство среди максимальной по охвату аудитории. Часто применяется при организации масштабных корпоративных мероприятий с элементами тимбилдинга или в тех случаях, когда Заказчик не хочет или не готов осознанно формировать группы для участия в тренинге командообразования.
Механизм деления на команды:
При регистрации для участия в тимбилдинге, корпоративном мероприятии, участники в произвольном порядке получают бейджи, либо банданы, маркировочные браслеты (бенды) различных цветов. Количество цветов пропорционально запланированному числу команд. По приглашению Ведущего, Инструкторов, участники «одного цвета» находят друг друга и таким образом формируется команда.
Специальные игровые упражнения, в ходе общей тимбилдинг-разминки перед тренингом. Например, известное задание «атомы-молекулы», когда участники получают задание хаотично перемещаясь по площадке тимбилдинга, по заданию Ведущего подойти к самому незнакомому человеку, потом то же в паре, втроём и так далее, пока не сформируется команда.

Спонтанное деление на команды по выбору участников

Этот способ деления на команды наиболее комфортен для участников, но менее эффективен с точки зрения развития коммуникаций в коллективе.
Используется большей частью при игровом тимбилдинге, в ходе больших корпоративных мероприятий.
Механизм деления на команды:
По приглашению Ведущего или Инструкторов участники сами формируют команды, ограничением служит лишь размер команды.

Социометрический способ формирования команд

Ведущий программы тимбилдинга, координатор тренинга командообразования выбирает нескольких участников – как правило, это самые активные – и предлагает каждому из них сформировать себе команду определённой численности. При этом, совсем не обязательно, что далее в ходе программы этот участник станет лидером (капитаном) команды.

Деление на команды в условиях чётко обозначенных требований и ограничений.

Состав сформированных данным способом команд должен отвечать заданным условиям и ограничениям. Например, в каждой команде не менее 3 девушек, не менее 2 представителей бухгалтерии, один человек с музыкальным слухом и так далее – в зависимости от специфики проводимой программы тимбилдинга. Данный способ формирования команд часто применяется в спортивном тимбилдинге, в программах приключенческого и творческого тим билдинга – в тех случаях, когда требуется создать сбалансированную по составу участников команду.

Команды повторяют по составу подразделения компании Заказчика.

Данный подход можно рекомендовать в том случае, когда межфункциональные взаимодействия между участниками из разных команд второстепенны, коммуникации между подразделениями отлично выстроены или не важны (например, это независимые проектные группы), а численность каждого из подразделений, участвующих в тренинге командообразования от 8-10 до 12-20 человек. С учётом описанного выше, данный способ формирования команд достаточно эффективен, так как даёт возможность сотрудникам подразделений обособится, почувствовать себя одной командой. Тем не менее, на практике этот способ используется достаточно редко.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!