Типы высшей нервной деятельности: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Каковы особенности нервной системы слабого типа

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Тип ВНД– совокупность индивидуальных свойств нервной системы, обусловленных наследственными особенностями индивидуума и его жизненным опытом.

Согласно учению И.П. Павлова о типах ВНД, основными являются три свойства нервных процессов: сила нервных процессов, уравновешенность и подвижность.

1. Сила нервных процессов (сила процессов возбуждения и торможения) связана с уровнем работоспособности нервных клеток. Слабые нервные процессы характеризуются неспособностью нервных клеток выдерживать сильные или длительные нагрузки, следовательно, эти клетки обладают низким уровнем работоспособности. Сильные нервные процессы связаны соответственно с высоким уровнем работоспособности нервных клеток.

2. Уравновешенность нервных процессов определяется их соотношением. Возможно преобладание одного из нервных процессов (например, возбуждения над торможением) или их уравновешенность.

3. Подвижность нервных процессов - скоростью, с которой возбуждение может сменять торможение или наоборот. Следовательно, нервные процессы могут быть высоко подвижными или инертными.

Различные люди характеризуются различными соотношениями всех перечисленных свойств, которые в конечном итоге и определяют тип их нервной системы и высшей нервной деятельности.

1. Сильный неуравновешенный («безудержный») тип характеризуется сильной нервной системой и преобладанием процессов возбуждения над торможением (их неуравновешенностью).

2. Сильный уравновешенный подвижный (лабильный) тип отличается высокой подвижностью нервных процессов, их силой и уравновешенностью.

3. Сильный уравновешенный инертный тип (спокойный, малоподвижный) имеет при значительной силе нервных процессов их низкую подвижность.

4. Слабый тип характеризуется низкой работоспособностью корковых клеток и слабостью нервных процессов.

Пластичность типов высшей нервной деятельности. Врожденные свойства нервной системы не являются неизменными. Они могут в той или иной мере меняться под влиянием воспитания в силу пластичности нервной системы. Тип высшей нервной деятельности складывается из взаимодействия унаследованных свойств нервной системы и влияний, которые испытывает индивидуум в процессе жизни.

Пластичность нервной системы И. П. Павлов называл важнейшим педагогическим фактором. Сила, подвижность нервных процессов поддаются тренировке, и дети неуравновешенного типа под влиянием воспитания могут приобрести черты, сближающие их с представителями уравновешенного типа. Длительное перенапряжение тормозного процесса у детей слабого типа может привести к «срыву» высшей нервной деятельности, возникновению неврозов. Такие дети с трудом привыкают к новому режиму работы и нуждаются в специальном внимании.

В опытах с животными И.П.Павлов установил, что у некоторых животных положительные условные рефлексы образуются быстро, а тормозные медленно. У других животных, наоборот, положительные условные рефлексы вырабатываются медленно, а тормозные быстрее. У третьей группы животных и те и другие рефлексы вырабатываются легко и прочно закрепляются. Так, было установлено, что действие тех или иных раздражителей зависит не только от их качества, но и от типологических особенностей высшей нервной деятельности.

Под типологическими особенностями высшей нервной деятельности имеется в виду динамика протекания нервных процессов (возбуждения и торможения) у отдельных индивидуумов.

Она характеризуется следующими тремя типологическими свойствами:

1) силой нервных процессов - работоспособностью нервных клеток при возбуждении и торможении;

2) уравновешенностью нервных процессов - соотношением между силой процессов возбуждения и торможения, их сбалансированностью или преобладанием одного процесса над другим;

3) подвижностью нервных процессов - скоростью смены процессов возбуждения и торможения.

В зависимости от сочетания вышеуказанных свойств И.П. Павлов выделил четыре типа высшей нервной деятельности (рис. 9).

Первый тип (живой тип) характеризуется повышенной силой нервных процессов, их уравновешенностью и высокой подвижностью. Животные легко возбудимы и подвижны. Переделка тормозных условных рефлексов в положительные и наоборот протекает у них быстро. У таких животных легко вырабатываются запаздывательные условные рефлексы и переделывается динамический стерео­тип (соответствует сангвиническому типу темперамента по Гиппократу).

Второй тип (безудержный тип) характеризуется повышенной силой нервных процессов, но они не уравновешены, возбудительный процесс преобладает над тормозным, процессы эти подвижны. Неуравновешенность у сильных собак встречается обычно в одной форме: имеется сильный возбудительный процесс и отстающее от него по силе торможение. У животных этого типа быстро образуются положительные условные рефлексы, но тормозные вырабатываются медленно, с трудом. Так как возбудительный процесс не уравновешивается тормозным, то при очень большой нервной нагрузке у этих животных нередко происходит срыв нервной деятельности. Большей частью - это животные боевые, агрессивные, чрезмерно возбуждающиеся, безудержные (по выражению И. П. Павлова) (соответствует холерическому типу темперамента по Гиппократу).

Третий тип (спокойный тип) характеризуется повышенной силой нервных процессов, их уравновешенностью, но малой подвижностью. Животные мало подвижны, трудно возбудимы, медлительны. Переделка сигнального значения условного раздражите­ля происходит у них с большим трудом. Животные с этим типом высшей нервной деятельности характеризуются отличной работо­способностью корковых нейронов, легко переносят сильные внешние воздействия, адекватно реагируя на них. Их трудно выве­сти из равновесия, они с трудом изменяют свои реакции, несмотря на перемену значения условного сигнала (соответствует флегматическому типу темперамента по Гиппократу).

Четвертый тип (слабый тип) характеризуется пониженной силой нервных процессов, пониженной их подвижностью. У представителей этого типа слабыми являются оба нервных процесса (особенно слабым нередко оказывается тормозной процесс). Такие собаки суетливы, беспрерывно озираются или, наоборот, постоянно останавливаются, как бы застывают в какой-нибудь позе. Это объясняется тем, что внешние воздействия, даже весьма незначительные, оказывают на них сильное влияние. Условные рефлексы вырабатываются у них с трудом, а продолжительные или слишком сильные раздражители вызывают быстрое истощение, неврозы. Животные слабого типа различаются между собой и по другим особенностям (кроме силы нервных процессов), но на фоне общей слабости нервной системы эти различия не имеют существенного значения (соответствует меланхолическому типу темперамента по Гиппократу).

Рис. 9. Типы высшей нервной деятельности у животных по И.П. Павлову

А - живой тип (сангвиник), Б - безудержный тип (холерик), В - спокойный тип (флегматик), Г - оранжерейный тип (слабый тип, меланхолик)

Таким образом, типом высшей нервной деятельности является определенное сочетание устойчивых свойств возбуждения и торможения, характерных для высшей первой деятельности того или иного индивидуума.

Тип высшей нервной деятельности придает определенный облик всему поведению животного, в том числе и в эксперименте. Тип нервной деятельности относится к природным особенностям организма, но не является чем-то неизменным. Он развивается, тренируется и меняется под влиянием окружающих условий. Лабораторными опытами установлено, например, что у сильного типа с преобладанием возбуждения можно путем тренировки развить отстающий тормозный процесс.

Известно, что под влиянием условий существования, требующих того или иного поведения, ответные реакции организма нередко закрепляются на всю жизнь. При этом условные связи, возникающие в результате внешних воздействий, могут маскировать свойства нервной системы. Поэтому возможны случаи расхождения, несоответствия между внешним поведением животного и его типом нервной.деятельности.

Различные типы высшей нервной деятельности лежат в основе четырех темпераментов: сангвинического, холерического, флегматического, меланхолического.

В 1935 г. И.П. Павловым в статье «Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека» была установлена окончатель­ная классификация типов высшей нервной деятельности:

1) сильный, неуравновешенный, безудержный (холерик);

2) сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник);

3) сильный, уравновешенный, инертный (флегматик);

4) слабый (меланхолик).

И. П. Павлову и его сотрудникам было известно, что эти четыре типа высшей нервной деятельности в чистом виде встречаются не часто. Поэтому стали выделять так называемые промежуточные типы. Например, когда собак по характеристике одного свойства нервных процессов можно отнести к сильному типу, а по характеристике другого - к слабому, стали говорить о «слабой вариации сильного типа» или о «сильной вариации слабого типа». Здесь следует ска­зать, что Павлов не распространял понимание этих типов на выс­шую нервную деятельность человека. Известно его высказывание на одной из «Сред», что «собачьи» типы человеку не подходят.

В 20-е гг. И.П. Павлов изучал высшую нервную деятельность человека, сопоставляя свои наблюдения с ранее полученными данными по ВНД животных. В результате этих наблюдений было сформулировано представление о двух сигнальных системах.

Первая сигнальная система – система организма, обеспечивающая формирование непосредственного представления об окружающей действительности с помощью условных связей, с помощью органов чувств . Сигналами для первой сигнальной системы служат цвет, запах, форма и т.д. То есть эта система присуща как животным, так и человеку.

Вторая сигнальная система – система организма, обеспечивающая формирование обобщенного представления об окружающей действительности с помощью речи. Сигналом для второй сигнальной системы служит слово. То есть эта система присуща только человеку. Вторая сигнальная система зависит от функционирования первой сигнальной системы, но в то же время может контролировать ее работу.

Благодаря наличию второй сигнальной системы мы с вами обладаем не только образным, но и абстрактным мышлением.

И.П. Павлов выделили чисто человеческие типы высшей нервной деятельности (рис. 10):

1) художественный тип – лица, у которых преобладает первая сигнальная система. Такие люди отличаются оборазно-эмоциональным мышлением, у них развито воображение. Таких людей много среди артистов, художников, музыкантов.

2) мыслительный тип - лица, у которых преобладает вторая сигнальная система. Такие люди характеризуются способностью к анализу, систематизации, у них преобладает абстрактное мышление.

3) средний тип – лица, у которых одинаково развиты и первая и вторая сигнальная система. К этому типу, по мнению И.П. Павлова, принадлежит большинство людей.

4) гениальный тип – этот тип был представлен в последних работах И.П. Павлова. И к этому типу он предложил отнести людей, у которых очень сильно развиты и первая и вторая сигнальные системы. Как отмечал сам Иван Петрович, таких людей очень мало, это настоящие гении.

Рис. 10. Типы ВНД человека (по И.П. Павлову):

1 – первая сигнальная система, 2 – вторая сигнальная система, А – художественный тип, Б – мыслительный тип, В – средний тип, Г – гениальный тип.

Какие особенности имеет слабая нервная система? Этот вопрос интересует многих. С каждым поколением число людей со слабой нервной системой значительно увеличивается.

Однако как у сильной, так и у слабой системы имеются свои определенные неоспоримые преимущества.

Сила нервной системы

По определению, сила нервной системы каждого человека является врожденным показателем. Мы должны согласиться с тем, что это просто необходимо для обозначения выносливости и работоспособности всех нервных клеток, находящихся в организме человека. Сила нервной системы позволяет ее клеткам выдерживать любые возбуждения, не переходя в торможение.

Последнее является жизненно важным компонентом нервной системы. Оно способно координировать всю ее деятельность. Отличительной способностью сильной системы является то, что люди, которые ею обладают, способны пережить и выдержать даже сверхсильные раздражители. Люди со слабой системой, напротив, плохо держат сигнал и слабо реагируют на раздражители.

Человек, обладающий слабой нервной системой, не отличается терпеливостью, с большим трудом удерживает поступившую к нему информацию и при первой же возможности делится ею чуть ли не с первым встречным.

Из всего вышеперечисленного уже можно сделать вывод, что люди со слабой системой просто не способны переносить сильные раздражители.

В таких ситуациях система либо тормозит, либо вовсе «исчезает» без всяких тормозов. Однако она тоже имеет преимущества, например, способность к повышенной чувствительности. Также она может с легкостью различать сверхслабые сигналы.

Основные признаки слабой нервной системы

Слабая нервная система у человека имеет такие признаки:

  1. Равнодушие. Такой сигнал способен заставить человека принимать всевозможные удары судьбы без всякого протеста. Слабая нервная система делает людей ленивыми как с психической, так и с физической стороны. Люди при этом, даже живя в бедности, не будут делать никаких попыток, чтобы исправить ситуацию и изменить свое положение в обществе.
  2. Нерешительность. Человек, у которого преобладает повышенная чувствительность, способен подчиняться каждому. Хуже всего, что этим человеком могут завладеть до такой степени, что он просто превратится в живого робота.
  3. Сомнения. Чувствительные люди способны сомневаться не только в себе, но и в людях, которые пытаются им всячески помочь. Такие люди очень часто оправдываются для того, чтобы завуалировать собственные неудачи. Очень часто это выражается в зависти к тем людям, которые лучше и успешнее их.
  4. Беспокойство. Этот сигнал является основным в значительно пониженной нервной силе. Беспокойство способно привести человека к нервному расстройству и даже срыву. Часто беспокоящиеся люди являются чуть ли не самыми жалкими существами на всей планете. Они живут в постоянном страхе. Стоит отметить, что беспокойство способно отбирать жизненные силы и преждевременно старить человека. Такие люди в качестве оправдания привыкли говорить давно заученную фразу: «Вам бы мои заботы и переживания, вы бы беспокоились не меньше».
  5. У каждого человека свои определенные заботы, и зачастую они сталкиваются с большими жизненными трудностями. Но человек со здоровой системой такие сложности встречает достаточно спокойно и пытается найти решение в сложившейся ситуации. Чрезмерное беспокойство не поможет решить возникшую проблему, но оно может изрядно подкосить ваше здоровье и приблизить старость. Иными словами, беспокойство — это оружие против вас самих.
  6. Сверхосторожность. Человек постоянно выжидает подходящего момента для воплощения в жизнь собственных идей и планов. А такое ожидание способно превратиться в привычку. У этих людей очень сильно возрастает пессимизм, их может сбить с толку только одна плохая мысль о том, что может случиться неудача, и все рухнет. Люди со сверхосторожностью рискуют получить несварение желудка, достаточно слабую циркуляцию крови, нервозность и множество других отрицательных факторов и заболеваний.

Особенности воспитания при слабой нервной системе у детей

В основном все привыкли видеть веселых, жизнерадостных и активных детей, но среди них встречаются и достаточно пассивные, сильно замкнутые в себе и очень плохо выдерживающие даже самые незначительные напряжения. Они очень впечатлительны и чересчур чувствительны к малейшим раздражителям.

Родителям нужно помнить, что к сильно впечатлительным детям необходим особый подход. В этом случае ошибки в воспитании могут привести не только к пугливости и раздраженности ребенка, но и к различного рода болезням и даже к нервному расстройству.

В первую очередь нужно продумать необходимый для жизни ребенка режим дня как дома, так и вне его стен. Самым важным фактором для расходования энергии является такой режим, напрямую связанный с устойчивостью и ритмичностью, в которых очень сильно нуждаются дети со слабой нервной системой.

Очень важным для таких детей является расписание, по которому они будут жить. Режим, конечно, способен , но нужно ли ребенка ограничивать и ставить его в новые жизненные условия? Непременно, но только не забывайте учитывать склонности своего малыша и его состояние. Изменение режима для ребенка уместно только в том случае, если его ничего особо не утомляет. Например, такими изменениями в его жизни можно заняться во время летних каникул.

Дело в том, что у учащихся во время отдыха привычный для них режим сбивается. Таким детям очень важно ежедневно видеть и узнавать что-то новое и интересное. Например, походы способны придать ребенку бодрости, жизненной энергии и сил.

Каковы особенности нервной системы слабого типа?

В настоящее время в лаборатории по исследованию типов высшей нервной деятельности человека НИИ психологии, которой руководил профессор Б.М.Теплов, накоплен материал, выясняющий особенности нервной системы слабого типа. В свете полученных данных, нервная система слабого типа – это не плохая нервная система, а система, обладающая высокой реактивностью (чувствительностью). Вследствие повышенной реактивности в нервных клетках быстро расходуется запас функционального вещества. Однако при правильно организованном режиме труда и отдыха запас реактивного вещества непрерывно восстанавливается, благодаря чему может быть обеспечена высокая продуктивность работы нервной системы слабого типа. Исследования советских психологов В.Д. Небылицына, Н.С. Лейтеса и других подтверждают эту точку зрения, высказанную сначала Б.М. Тепловым в форме гипотезы.

Каковы функциональные преимущества нервной системы слабого типа?

Очень показательно, что слабость типа, как установили специальные исследования, выражает не только недостаток силы возбудительного и тормозного процессов, но и связанную с этим высокую чувствительность, реактивность. Это означает, что слабый тип нервной системы имеет свои особые достоинства.

Согласно Теплову и Небылицыну, слабая нервная система характеризуется также и чувствительностью анализаторов: более слабая нервная система является также и более чувствительной, т.е. она способна реагировать на стимулы более низкой интенсивности, чем сильная. В этом заключается преимущество слабой нервной системы перед сильной. Ценность подобного подхода состоит в том, что он снимает существовавшее ранее оценочное отношение к свойствам нервной системы. На каждом полюсе признается наличие и положительных и отрицательных (с биологической точки зрения) сторон.

Что такое баланс нервных процессов?

В исследовании школы Теплова и Небылицына уравновешенность нервных процессов стала рассматриваться как совокупность вторичных (производных) свойств нервной системы, определяющих соотношение показателей возбуждения и торможения по каждому из первичных ее свойств (сила, подвижность, лабильность, динамичность нервной системы). Наряду с новой интерпретацией уравновешенности нервной системы был предложен и новый термин – баланс нервных процессов.

Можно ли говорить о безотносительной ценности психологических характеристик темперамента?

В истории науки о темпераменте неоднократно поднимался вопрос о ценности психологических типов темперамента. Аристотель, например, считал самым ценным меланхолический темперамент, предрасполагающий к углубленному мышлению. Немецкий философ Кант отдавал предпочтение флегматическому темпераменту. Флегматик, по его мнению, медленно разгорается, но горит ярко и долго, способен проявлять большую волю и выдержку, может многого достигать, не оскорбляя сущность других людей.Возможно, что в оценке темпераментов известную роль сыграл и личный темперамент этих мыслителей, из которых первый был меланхоликом, а второй флегматиком.

В отдельных своих высказываниях И.П.Павлов придавал слишком большое значение типу нервной системы, а, следовательно, и темпераменту. Такова, например, его оценка сангвинического темперамента как наиболее совершенного, так как лежащий в его основе сильный; уравновешенный и подвижный тип высшей нервной деятельности обеспечивает точное уравновешивание всех возможностей окружающей среды; о слабом типе Павлов отзывался как об "инвалидно-жизненном типе", который нормально может существовать только в особенно благоприятных условиях, в оранжерейной обстановке. Не следует забывать, что взгляды Павлова относятся главным образом к животным, а не к человеку. Кроме того, следует иметь в виду, что его взгляды на ценность типов высшей нервной деятельности существенным образом изменялись по мере накопления в его лабораториях соответствующего материала.

В чем заключается двухаспектность психики, ее предметно-содержательная и формально-динамическая стороны?

Другой важный вопрос изучения темперамента – вопрос о соотношении биологических свойств человека, его органической основы с психологическим "наполнением" темперамента. В работах Теплова, Небылицына, В.С.Мерлина была развита концепция двухаспектности психики, суть которой состоит в выделении в психике человека двух аспектов: предметно-содержательного и формально-динамического.

Формально-динамические характеристики психического составляют черты и свойства психики человека, лежащие в основе его деятельности независимо от ее конкретных мотивов, целей, способов, отношений и проявляющиеся во "внешней картине поведения" (И.П.Павлов). Динамические особенности психики обусловливаются нейрофизическими свойствами организма человека.
Формально-динамические особенности психики человека и составляют то, что мы называем темпераментом.

Правомерен ли оценочный подход к типам темперамента?

Из понимания темперамента как формально-динамической характеристики психического следует неправомерность аксиологического ("оценочного") подхода к нему. Не существует "хороших" и "плохих" темпераментов, каждый темперамент в конкретных видах деятельности имеет как свои достоинства, так и недостатки. Нередко слабый тип нервной системы оценивается негативно. Однако исследования Теплова показали важное преимущество слабого типа нервной системы – высокую чувствительность, совершенно необходимую в ситуациях деятельности, требующих тонкой дифференцировки раздражителей. В.С.Мерлин специально отмечал равноценность "свойств общего типа нервной системы" и широчайшие возможности компенсации человека с разными типами ВНД к различным видам профессиональной деятельности.

Как тип темперамента связан с продуктивностью личности?

В действительности же каждый из темпераментов имеет свои сильные и слабые стороны.

Так, живость, подвижность, эмоциональность сангвиника позволяют ему быстро ориентироваться в обстановке, легко устанавливать контакты с людьми, делать одновременно несколько дел; но эти же качества нередко становятся причиной необдуманности его решений, поспешности выводов, отсутствия терпения, привычки оставлять дела незаконченными.



Если холерик способен развивать большую энергию, работать много и упорно, то ему часто не хватает выдержки и хладнокровия в ответственной ситуации.

Чрезмерное спокойствие и медлительность флегматика хороши в обстоятельствах, где требуется выдержка и хладнокровие, но в других случаях флегматик удивляет окружающих своей невозмутимостью, которая похожа на безразличие.

Глубокая впечатлительность меланхолика служит основой для развития таких черт характера, как отзывчивость, чуткость, постоянство в дружбе; но легкая тормозность меланхолика может быть причиной робости и неуверенности в своих силах.

Исходные свойства темперамента не предопределяют того, во что они разовьются – в достоинства или недостатки. Поэтому задача воспитателя должна заключаться не в том, чтобы пытаться переделывать один тип темперамента в другой (а это и не возможно), а в том, чтобы путем систематической работы содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и одновременно помогать освобождаться от тех отрицательных моментов, которые могут быть связаны с данным темпераментом.

В каких психологических свойствах индивида проявляется темперамент?

Темперамент проявляется в разных сферах психической деятельности. Особенно ярко он выступает в 1) эмоциональной сфере, в быстроте и силе эмоциональной возбудимости. Встречаются люди эмоционально отзывчивые, впечатлительные. Даже незначительные события находят у них эмоциональный отклик. Они горячо отзываются на события общественной и личной жизни, работают с увлечением и страстью. С другой стороны, существуют люди с пониженной возбудимостью, маловпечатлительные. Только особенно важные события вызывают у них радость, гнев, страх и т.д. К повседневным же событиям они относятся без волнения, работают энергично, спокойно.
Темперамент выступает и в 2) скорости и силе протекания психических процессов – восприятия, мышления, памяти и пр. Встречаются люди, которые быстро устанавливают свое внимание, быстро думают, говорят, запоминают. У других – медленное, спокойное протекание психических процессов. Их иногда называют тугодумами. Они медленно думают, медленно говорят. Речь у них монотонная, маловыразительная. Медлительность обнаруживается у них в других психических процессах, а также во внимании.

Темпераментные различия проявляются и в 3) особенностях моторики: в движениях тела, в жестах, мимике. У одних людей движения быстрые, энергичные, жесты обильные, резкие, мимика выразительная. У других – движения медленные, плавные, жесты скупые, мимика маловыразительная. Первым характерна живость, подвижность, вторым – двигательная сдержанность. 4) Наконец, темперамент сказывается в особенностях настроений и характере их смены. Одни люди чаще всего бывают жизнерадостными, веселыми; настроения у них сменяются часто и легко, другие же склонны к лирическим настроениям, настроения у них устойчивы, смена их плавная. Есть люди, у которых настроения сменяются резко и неожиданно.

Как диагностировать темперамент по его внешним проявлениям?

Для отнесения ученика к определенному типу темперамента следует убедиться в той или иной выраженности у него, прежде всего, таких черт:

1. Активность. О ней судят по тому, с какой степенью напора (энергичности) ребенок тянется к новому, стремится воздействовать на окружающее и изменить его, преодолевать препятствия.

2. Эмоциональность. О ней судят по чуткости к эмоцигенным воздействиям, по расположенности находить поводы для эмоциональной реакции. Показательна легкость, с которой эмоция становится побудительной силой поступков, а также скорость, с которой происходит смена одного эмоционального состояния другим.

3. Особенности моторики. Они выступают в быстроте, резкости, ритме, амплитуде и ряде других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и мышечную моторику). Эта сторона проявлений темперамента легче других поддается наблюдению и оценке.

По каким основаниям дается психологическая характеристика темперамента?

Психологические характеристики основных типов темперамента вытекают из его психологической сущности и тесно связаны с его определением. Они раскрывают особенности эмоциональной возбудимости, особенности моторики, характер преобладающих настроений и особенности их смены. Характеристики раскрывают своеобразие динамики психической деятельности личности, обусловленное соответствующим типом высшей нервной деятельности.

Учение Павлова о типах нервной деятельности имеет существенное значение для понимания физиологической основы темперамента. Правильное его использование предполагает учет того, что тип нервной системы является строго физиологическим понятием, а темперамент – это понятие психофизиологическое, и выражается он не только в моторике, в характере реакций, их силе, скорости и т.д., но также и в впечатлительности, в эмоциональной возбудимости и т.п.

Каждому типу темперамента присуще свое соотношение психических свойств, прежде всего, разной степени активности и эмоциональности, а также тех или иных особенностей моторики. Определенная структура динамических проявлений и характеризует тип темперамента.

В соответствии с этим подходом выделяются критерии для отнесения того или иного психологического свойства к темпераменту. Так, В.М.Русалов выделяет семь таких критериев.

Рассматриваемое психологическое свойство:

1. не зависит от содержания деятельности и поведения (является независимым от смысла, мотива, цели и т.д.);

2. характеризует меру динамического (энергического) напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности;

3. универсально и проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;

4. рано проявляется в детстве;

5. устойчиво в течение длительного периода жизни человека;

6. высоко коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т.д.);

7. является исследуемым.

Психологическая характеристика типов темперамента определяется следующими основными его свойствами: сензитивностью, реактивностью, активностью, соотношением реактивности и активности, темпом реакций, пластичностью – регидностью, экстраверсией – интроверсией, эмоциональной возбудимостью.

Как проявляется темперамент в эмоциональной сфере?

Темперамент сказывается в эмоциональной возбудимости – в силе эмоционального возбуждения, быстроте, с которой оно охватывает личность, – и устойчивость, с которой оно сохраняется. От темперамента человека зависит, как быстро и сильно он загорается и с какой быстротой затем он угасает. Эмоциональная возбудимость проявляется, в частности, в настроении, повышенном вплоть до экзальтации или пониженном вплоть до депрессии, и особенно в более или менее быстрой смене настроений, непосредственно связанной с впечатлительностью. Каждый из этих темпераментов может быть определен соотношением впечатлительности и импульсивности как основных психологических свойств темперамента. Холерический темперамент характеризуется сильной впечатлительностью и большой импульсивностью; сангвинический – слабой впечатлительностью и большой импульсивностью; меланхолический – сильной впечатлительностью и малой импульсивностью; флегматический – слабой впечатлительностью и малой импульсивностью. Таким образом, эта классическая традиционная схема естественно вытекает из соотношения основных признаков, которыми мы наделяем темперамент, приобретая при этом соответствующее психологическое содержание. Дифференциация как впечатлительности, так и импульсивности по силе, скорости и устойчивости, выше нами намеченная, открывает возможности для дальнейшей дифференциации темпераментов.

Для темперамента особенно существенна впечатлительность человека и его импульсивность.

Темперамент человека проявляется, прежде всего, в его впечатлительности, характеризующейся силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека. В зависимости от особенностей темперамента впечатлительность у одних людей бывает более, у других менее значительной; у одних, по словам Горького, будто кто-то "всю кожу с сердца содрал", до того они чувствительны к каждому впечатлению; другие – "бесчувственные", "толстокожие" – очень слабо реагируют на окружающее. У одних воздействие сильное или слабое, – которое оказывает на них впечатление, распространяется с большой, у других с очень малой скоростью в более глубокие слои психики. Наконец, у различных людей в зависимости от особенностей их темперамента бывает различна и устойчивость впечатления: у одних впечатление – даже сильное – оказывается очень нестойким, другие длительно не могут от него освободиться. Впечатлительность – это всегда индивидуально различная у людей разного темперамента аффективная чувствительность. Она существенно связана с эмоциональной сферой и выражается в силе, быстроте и устойчивости эмоциональной реакции на впечатления.

Другим центральным выражением темперамента является импульсивность, которая характеризуется силой возбуждений, скоростью, с которой они овладевают моторной сферой и переходят в действие, устойчивостью, с которой они сохраняют свою действенную силу. Импульсивность включает обусловливающую ее впечатлительность и эмоциональную возбудимость в соотношении с динамической характеристикой тех интеллектуальных процессов, которые их опосредуют и контролируют. Импульсивность – та сторона темперамента, которой он связан со стремлением, с истоками воли, с динамической силой потребностей как побуждений к деятельности, с быстротой перехода побуждений в действие.

Представление о типологических особенностях нервной системы человека и животных является одним из определяющих в учении о высшей нервной деятельности. Тип ВНД – это комплекс индивидуальных особенностей ВНД, обусловленный наследственными факторами и влиянием окружающей среды, характеризующийся силой, подвижностью и уравновешенностью нервных процессов (возбуждения и торможения) и определенным соотношением первой и второй сигнальных систем.

Наиболее важное свойство ВНД – сила нервных процессов. Под силой нервных процессов понимают способность нейронов выдерживать длительное возбуждение без перехода в запредельное торможение при действии сильного раздражителя. По силе нервных процессов всех людей можно разделить на два типа: сильный и слабый.

Второе свойство, положенное в основу классификации типов ВНД, – баланс между процессами возбуждения и торможения. Они могут быть уравновешенны, но могут и преобладать один над другим. У лиц со слабой нервной системой легко развивается охранительное запредельное торможение. Поэтому у них невозможно рассмотреть свойство уравновешенности процессов. Сильный же тип по этому признаку может быть разделён на уравновешенный и неуравновешенный.

Третье свойство нервной системы – подвижность, которая характеризуется быстротой взаимопереходов процессов возбуждения и торможения. В соответствии с этим И.П. Павлов выделил четыре типа ВНД животных и человека (рис. 13.4), которые позволили дать научное объяснение существованию четырех типов темперамента Гиппократа – сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

1. Сильный уравновешенный подвижный (живой) тип – процессы возбуждения и торможения хорошо выражены, уравновешенны и легко переходят один в другой. Люди легко преодолевают трудности (сила), умеют быстро ориентироваться в новой обстановке (подвижность), с большим самообладанием (уравновешенность).

2. Сильный уравновешенный инертный (спокойный) тип – человек наделён хорошей силой нервных процессов и уравновешенностью, но малой подвижностью, инертностью нервных процессов. Люди работоспособные (сила), но медлительные, не любят изменять своим привычкам (инертность).

3. Сильный неуравновешенный (безудержный) тип – характеризуется сильным процессом возбуждения, который преобладает над торможением. Люди очень увлекающиеся, которые могут многое сделать (сила), но очень вспыльчивые и непредсказуемые (неуравновешенность).

4. Слабый тип – характеризуется слабыми процессами возбуждения и легко возникающими тормозными реакциями. Люди слабовольные, боятся трудностей, легко подчиняются чужому влиянию, подвержены тоскливому настроению.

Рис. 13.4. Схема типов высшей нервной деятельности (по И.П. Павлову)


Принадлежность к тому или иному типу ВНД отнюдь не означает оценку биологической приспособленности животного или социальной полноценности человека. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что все четыре общих типа нервной системы животных выдержали беспощадную проверку временем в эволюции. Нет оснований считать людей разного типа нервной системы людьми «разного сорта». Каждый нужен и может найти своё место в жизни.

Наблюдая за различными формами поведения, за особенностями мышления и эмоциональной деятельности людей, И.П. Павлов предложил ещё одну классификацию типов ВНД, основанную на взаимодействии I и II сигнальных систем. По мнению Павлова, есть три типа людей: мыслительный, художественный и смешанный.

1. Для людей художественного типа характерно преобладание конкретно-образного мышления, основанного на деятельности более развитой первой сигнальной системы действительности. Эти люди наиболее склонны к синтезу. Представителями людей с ярко выраженным художественным типом И.П. Павлов считал Л.Н. Толстого и И.Е. Репина.

2. Для людей мыслительного типа характерно преобладание второй сигнальной системы действительности. Они более склонны к аналитическому, абстрактному, отвлечённому мышлению. К этому типу ВНД И.П. Павлов относил известного немецкого философа Гегеля, создателя теории происхождения видов английского учёного Ч. Дарвина.

3. Есть категории людей, у которых в равной степени развиты первая и вторая сигнальные системы. Люди с указанным типом склонны как к абстрактному, так и чувственно-образному мышлению. Их И.П. Павлов отнёс к смешанному типу . К этой категории из числа выдающихся деятелей науки и искусства Павлов относил разносторонне одарённого Леонардо да Винчи – гениального художника и математика, анатома и физиолога. Смешанным типом ВНД, по мнению учёного, обладали немецкий поэт и философ Гёте, создатель периодической системы элементов Д.И. Менделеев, выдающийся химик, талантливый русский композитор А.П. Бородин.

Асимметрия мозга

У подавляющего большинства людей двигательная активность рук, ног, левой и правой половины тела, лица неодинаковы. Также неоднозначно восприятие объектов, расположенных слева или справа от средней плоскости тела. Иными словами, человеку присущи моторная и сенсорная асимметрия. Для выполнения трудовых операций в быту большая часть людей пользуется правой рукой, т.е. являются правшами. При этом правая рука превосходит левую в ловкости, силе, скорости реакции, в возможности чёткого выполнения сложнокоординированных действий. Значительно меньшая часть человечества (левши) для тех же целей пользуется левой рукой. Кроме того, существуют люди, в равной степени использующие обе руки, – так называемые амбидекстры. Устойчивое предпочтение одной из рук присуще только человеку, выделяющемуся по этому признаку из других групп живых существ. Доля левшей, по данным различных авторов, колеблется от 1 до 30%. Моторная и сенсорная асимметрии, т.е. доминанта рук (ног) и органов чувств (зрения, слуха, осязания) у каждого индивидуума могут не совпадать.

У новорожденных детей обе руки равноценны. Если в первые годы жизни и возникают предпочтения в их использовании, то они не бывают продолжительными и могут многократно меняться. Только на пятом году жизни правая рука у будущих правшей постепенно начинает брать на себя всю сложную деятельность. Предполагается, что в пожилом возрасте возникает противоположный процесс, и неравноценность рук постепенно сглаживается.

У девочек и женщин асимметрия рук выражена менее отчётливо, а левшей среди них в 1,5 – 2 раза меньше, чем среди представителей «сильного» пола. Совершенствование функций мозга девочек растягивается на более значительный срок и совершается медленно. У мальчиков уже в шесть лет многие функции выполняются раздельно правым и левым полушариями мозга, а у девочек в 2 раза старше специализация мозга часто ещё только намечается.

Особенно интересно, что среди близнецов левши попадаются значительно чаще, чем у родившихся по одиночке, причём оба близнеца редко бывают левшами. Обычно один из двойни всегда становится правшой. Если близнецы разнополы, то левшой чаще становится мальчик. Среди сиамских близнецов, как правило, один бывает правшой, другой – левшой.

У правшей центр речи Брока находится в левом полушарии мозга. В правой части полушария мозга расположена структурно одинаковая область головного мозга, поражение которой, однако, не ведёт к каким-либо последствиям для них. Напротив, в случае выхода из строя левой моторной области речи, у правшей возникает моторная афазия. Во всяком случае, примерно у 3% населения область речи обнаруживает полную функциональную способность в обоих полушариях головного мозга. Примечательно, что не всегда доминирующим центром речи у левши оказывается правая область – у них в большинстве случаев доминирующий центр речи также находится в левой височной доле головного мозга. При длительном нарушении центра речи Брока правое полушарие постепенно может перенять его функции на себя. Если у ребёнка процесс перераспределения функций полушарий головного мозга протекает сравнительно быстро (примерно в течение года), то с возрастом резервная функция всё более и более остаётся за правым полушарием. Локализация области речи Брока в левом полушарии головного мозга является, по-видимому, наиболее характерным примером специализации обоих полушарий. Все другие функции головного мозга не имеют такой ярко выраженной доминанты.

Как известно, между обоими полушариями головного мозга располагается мозолистое тело, в котором миллионы нервных окончаний создают интенсивную поперечную связь. Более выраженное мозолистое тело у женщин является одной из причин меньшей асимметрии полушарий головного мозга у них. Если расчленить это мозолистое тело, то каждое полушарие головного мозга окажется в изоляции, будет предоставлено самому себе. Правое полушарие может по-прежнему управлять движениями левой руки и левой ноги (в спинном мозге происходит перекрещивание нервных волокон так, что нейроны правого полушария попадают по нервным путям в левую часть тела). Например, при ощупывании гвоздя левой рукой полученные впечатления свободно достигают головного мозга и сознания, но назвать этот предмет пациент не в состоянии, так как за вербальное обозначение отвечает расположенный в левом полушарии центр речи Брока, связь с которым в результате расчленения мозолистого тела прервана. При ощупывании предметов правой рукой таких проблем не возникает. Центр речи получает нужную информацию. То же самое получается, если предмет рассматривают только левым полем зрения или воспринимают звук только левым ухом.

Приведённые примеры говорят о том, что левое полушарие головного мозга играет ведущую роль в осуществлении речевой функции. Но это не означает, что правое полушарие является ненужным или второстепенным. Например, в таких областях как ориентация в пространстве, распознавание форм и понимание музыки, интонации голоса оно превосходит левое полушарие.

Специализация обоих полушарий головного мозга позволяет сделать вывод, что мозг человека в определённой степени располагает возможностью «самостоятельного ремонта» при нарушении функций того или иного полушария. При выходе из строя одного полушария, может включиться второе, не достигая полной эффективности доминантного полушария. Этот факт имеет принципиальное значение, например, при поражении (гибели) ткани головного мозга после инсульта; интенсивные длительные упражнения могут привести к значительному восстановлению функций полушария и в определённом объёме восстановить утраченные навыки. Конечно, этот процесс происходит медленно, не всегда приводит к полному функциональному восстановлению, но в большинстве случаев это возможно.

Установлено, что правое полушарие отвечает за гомеостаз, поэтому обеспечивает биологическую адаптацию, а левое полушарие обеспечивает социальную адаптацию. Не случайно, женщины, у которых межполушарная асимметрия выражена меньше, имеют, как правило, более совершенную стратегию адаптации к различным условиям.

Различия между функциями правого и левого полушарий приведены в таблице 13.1.

Таблица 13.1.

Межполушарная асимметрия

Левое полушарие Правое полушарие
ЛУЧШЕ УЗНАЮТ СТИМУЛЫ
Словесные Не словесные
Легкоразличимые Трудноразличимые
Знаковые Незнаковые
ЛУЧШЕ ВЫПОЛНЯЮТСЯ ЗАДАЧИ
На временные отношения На пространственные отношения
Установление сходства Установление различий
Идентичность стимулов по названиям Идентичность стимулов по физическим свойствам
Творческие, где нужна фантазия Не любят творческие задания
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ
Аналитическое восприятие Целостное восприятие
Последовательное восприятие Одновременное восприятие
Обобщённое узнавание Конкретное узнавание
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ
Абстрактно-логическое мышление Конкретно-образное мышление
Основано на реальности Основано на фантазии
Восприятие родного языка Восприятие иностранных языков
Имеют хороший подчерк Имеют плохой подчерк
Работу заканчивают вовремя, есть чувство времени Не заканчивают работу во время, нет чувства времени
Ведущее произвольное внимание Долго сохраняется непроизвольное внимание
Хорошая концентрация Большая отвлекаемость

Наша система образования, также как и наша наука, в общем имеет тенденцию игнорировать невербальную форму интеллекта. Таким образом, современное общество дискриминирует правое полушарие. В 1981 г. американский невролог Р. Сперри получил Нобелевскую премию за открытие функциональной асимметрии мозга.

Физиология сна

Сон – периодическое функциональное состояние человека, характеризующееся отсутствием целенаправленной деятельности и активных связей с окружающей средой. Во время сна активность мозга не уменьшается, а перестраивается. Третью часть жизни человек проводит во сне: он спит 25 из 75 лет.

Анализ ряда фактов привел И.П. Павлова к выводу о том, что сон и условное торможение по своей природе являются единым процессом. Различие между ними состоит лишь в том, что условное торможение во время бодрствования охватывает лишь отдельные группы нейронов, в то время как в процессе развития сна торможение иррадиирует по коре полушарий головного мозга, распространяясь и на лежащие ниже отделы головного мозга.

Сон, развивающийся у человека и животных под влиянием условных тормозных раздражителей, И.П. Павлов называл активным, противопоставляя ему пассивный сон, возникающий в случаях прекращения или резкого ограничения притока афферентных сигналов к коре полушарий большого мозга.

Важное значение афферентной сигнализации в поддержании состояния бодрствования было показано ещё И.М. Сеченовым, который приводит известные из клинической практики случаи наступления длительного сна у больных, страдающих распространёнными нарушениями органов чувств.

В клинике наблюдали больного, у которого из всех органов чувств сохранились функции только одного глаза и одного уха. Пока глаз мог видеть, а ухо слышать, человек бодрствовал, но как только врачи закрыли у больного эти единственные пути общения с внешним миром, пациент тотчас засыпал. А.Д. Сперанский и В.С. Галкин перерезали у собаки зрительные и обонятельные нервы и разрушили обе улитки внутреннего уха. После такой операции собака впала в сонное состояние, которое продолжалось свыше 23 ч в сутки. Она просыпалась лишь на короткое время от голода или при переполнении прямой кишки и мочевого пузыря.

Все эти факты получили новое объяснение после того, как было установлено функциональное значение ретикулярной формации и выяснено взаимодействие между ней и корой больших полушарий.

Афферентные сигналы, идущие через ретикулярную формацию среднего мозга и неспецифические ядра таламуса в кору большого мозга, оказывают на неё активирующее влияние и поддерживают деятельное состояние. Устранение этих влияний (при поражении нескольких рецепторных систем либо в результате разрушения ретикулярной формации или выключения её функций при действии некоторых наркотических средств, например, барбитуратов) приводит к наступлению глубокого сна. В свою очередь ретикулярная формация ствола мозга находится под непрерывным тонизирующим влиянием коры больших полушарий.

Рис. 13.6. Схема взаимодействия "центров сна" и "пробуждающих" структур при бодрствовании и наступлении сна (по П.К. Анохину). А. Бодрствование. Корковые влияния (I) тормозят "центры сна" (II) и восходящие активизирующие влияния ретикулярных структур (III) и возбуждения, идущие по лемнисковым путям (IV), свободно достигают коры. Б. Сон. Заторможенные отделы коры (I) перестают оказывать сдерживающее влияние на "центры сна" (II), они блокируют восходящие активизирующие влияния (III), не затрагивая возбуждений по лемнисковым путям (IV) .

Существование двусторонней связи между корой большого мозга и ретикулярной формацией играет важную роль в механизме возникновения сна. Действительно, развитие торможения в участках коры снижает тонус ретикулярной формации, а это ослабляет её восходящее активирующее влияние, что влечёт за собой снижение активности всей коры головного мозга. Таким образом, торможение, первоначально возникшее в ограниченной области коры, может вызвать торможение нейронов всей коры полушарий большого мозга.

Одна из попыток создания единой теории сна была предпринята П.К. Анохиным (рис. 13.6). В своей гипотезе он исходил из того, что гипоталамические «центры сна» находятся под тоническим угнетающим влиянием со стороны коры больших полушарий. При ослаблении этого влияния вследствие снижения рабочего тонуса корковых клеток («активный сон» по И.П. Павлову) гипоталамические структуры как бы «высвобождаются» и определяют всю ту сложную картину перераспределения вегетативных компонентов, которое характерно для состояния сна. При этом гипоталамические центры оказывают угнетающее влияние на восходящую активирующую систему, прекращая доступ в кору всего комплекса активирующих воздействий («пассивный сон» по И.П. Павлову). Эти взаимодействия представляются циклическими, поэтому состояние сна можно вызвать искусственно (или в результате патологического процесса), воздействуя на любую часть цикла.

Стадии сна

За время ночного сна у человека наблюдается 3-5 периодических смен медленного и быстрого сна.

Медленный сон (ортодоксальный) Быстрый сон (парадоксальный)
Физиологическое состояние организма
Наступает после засыпания, длится 60-90 минут. Снижается обмен веществ и активность сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и выделительной систем, мышечный тонус падает, мышцы расслабляются температура понижается. Полагают, что снижение температуры тела может являться одной из причин наступления сна. Пробуждение сопровождается повышением температуры тела. Наступает после медленного сна, длится 10-15 минут. Активизируется деятельность внутренних органов: учащается пульс, дыхание, повышается температура, сокращаются глазодвигательные (глаза быстро двигаются), мимические мышцы тонус скелетной мускулатуры отсутствует.
Психические процессы мозга
Сновидения отражают процессы мышления и пересказ событий прошедшего дня, они абстрактны и познавательны. Может происходить разговор во сне, возникают ночные страхи у детей и снохождение (лунатизм). Возбуждение нейронов затылочных долей. Появление реалистичных эмоциональных сновидений со зрительными, звуковыми и обонятельными образами. Происходит классификация и упорядочение поступившей за день информации, консолидация памяти. Лишение человека этого вида сна приводит к расстройствам памяти и психическим заболеваниям.
Сновидения И.М. Сеченов называл небывалыми комбинациями бывалых впечатлений

На основании электроэнцефалографической картины фазу «медленного сна» в свою очередь подразделяют на несколько стадий.

Стадия I – дремота, процесс погружения в сон. На ЭЭГ преобладают α- и θ-ритмы, в конце стадии возникают К-комплексы (серии высокоамплитудных медленных потенциалов длительностью 3-5 с).

Стадия II – поверхностный сон (стадия сонных веретён). На ЭЭГ имеются К-комплексы и появляются веретена сна (частота примерно 15 Гц, вариант α-ритма). Их появление совпадает с отключением сознания; стадия занимает около 50% времени сна и по длительности нарастает от первого к последнему циклу.

Стадия III – глубокий сон (дельта-сон), характеризуется наличием ∆-ритма частотой 3,0-3, 5 Гц, который занимает до 30% ЭЭГ.

Стадия IV – стадия «быстрого» или «парадоксального сна», характеризуется наличием δ-ритма частотой примерно 1 Гц, который занимает до 30% ЭЭГ. III и IV стадии имеются в первых циклах сна и отсутствуют в последних (перед пробуждением).

Ночной сон обычно состоит из 4-5 циклов, каждый из которых начинается с первых стадий «медленного» сна и завершается «быстрым» сном. Длительность цикла у здорового взрослого человека относительно стабильна и составляет 90-100 минут. В первых двух циклах преобладает «медленный» сон, в последних – «быстрый», а «дельта»-сон резко сокращён и даже может отсутствовать.

Продолжительность «медленного» сна составляет 75-85%, а «парадоксального» – 15-25% от общей продолжительности ночного сна.

Физиологическая роль сна.

· Восстановительная функция – преобладание процессов анаболизма.

· Антистрессорная функция – сон служит одним из механизмов психической защиты личности.

· Адаптивная функция – синхронизация с циклом смены дня и ночи обеспечивает оптимальное взаимодействие организма со средой, подготовку организма к деятельности во время бодрствования.

· Роль в переработке информации – осуществление процесса консолидации памяти: перевод информации из кратковременной в долговременную память.

Виды сна.

1. периодический ежесуточный сон;

2. периодический сезонный сон (зимняя или летняя спячка животных);

3. наркотический сон, вызываемый различными химическими или физическими агентами;

4. гипнотический сон;

5. патологический сон.

Первые два вида являются разновидностями физиологического сна, последние три вида – следствие особых нефизиологических воздействий на организм.

Нарушение сна. Нарушения сна очень распространены среди населения цивилизованных стран. Бессонница – хроническое заболевание, связанное с нарушением синхронизации биологических часов с суточными ритмами. Расстройства сна отмечены у 45% городского населения. Среди сельских жителей бессонница встречается значительно реже.

Расстройства сна подразделяются на три основные формы:

1. Затруднённое засыпание. Оно встречается наиболее часто. Человек, страдающий этим видом бессонницы, долго не может заснуть: сну мешают тревожные воспоминания и мысли, которые беспрерывно нагромождаются друг на друга. Всякие старания и мучительные попытки заснуть ни к чему не приводят. Сама тревога за сон, напряжённое ожидание его, страх перед предстоящей бессонной ночью, беспокойство за тяжёлый день после бессонной ночи ещё больше усугубляют бессонницу. Страдающий бессонницей человек не может долго находиться в одном положении, постоянно поворачивается в постели в поисках наиболее удобного положения и длительное время не может уснуть.

2. Поверхностный, беспокойный сон с частыми пробуждениями. Такие люди обычно просыпаются через 1-2 ч после погружения в сон. Продолжительность засыпания после пробуждения среди ночи колеблется от нескольких минут до нескольких часов. Однако, бывает и так, что проснувшись один раз, человек не засыпает до самого утра, и лишь тогда наступает поверхностный сон. Обычно люди, часто просыпающиеся, жалуются на поверхностный сон, не приносящий удовлетворения и бодрости.

3. Раннее окончательное пробуждение. Такое расстройство сна встречается реже. После него не наступает никаких признаков дремоты, и человек бодрствует. Раннее пробуждение похоже на пробуждение среди ночи, но отличается лишь тем, что за ним не следует засыпание и что оно происходит из дремотного состояния и поверхностного сна (первое пробуждение происходит после глубокого сна). Преждевременно пробуждаются люди, у которых повышенная возбудимость нервной системы.

Сокращение длительности сна – один из постоянных признаков бессонницы – сравнительно редко бывает выраженным. При частичной бессоннице периоды бодрствования имеются в начале, в середине и в конце ночи. При тотальной бессоннице преобладает бодрствование, лишь изредка прерывающееся дремотой. Этот вид бессонницы встречается значительно реже.

К расстройствам сна можно отнести и повышенную сонливость, так называемую гиперсомнию . Наблюдать сонливость можно у людей со слабой нервной системой: в этом случае её можно рассматривать как защитную реакцию, предохраняющую нервные клетки от перенапряжения.

В противоположность бессоннице повышенная патологическая сонливость приводит к длительному сну, которое часто является следствием воспалительных заболеваний головного мозга, например, при вирусном энцефалите. В этих случаях сон может длиться неделю и месяцы, и даже, в редких случаях, годы. Такой сон называется летаргическим.

Патологическая сонливость чаще всего возникает у людей, перенёсших тяжёлые инфекционные заболевания, – сыпной тиф, менингит, грипп. Возникает сонливость при малокровии и функциональных нарушениях нервной системы.

В отличие от бессонницы повышенная сонливость встречается реже.

Последние исследования по выяснению необходимой длительности сна показали, что потребность сна у молодёжи в среднем составляет 8,5 ч за ночь. Продолжительность ночного сна в 7,2-7,4 ч недостаточна, а сон менее 6,5 ч в течение длительного времени может подорвать здоровье.

Эффект «накопления нехватки сна» полностью исчезает уже после первого 10 ч периода «восстановительного» сна. Поэтому хроническое недосыпание по рабочим дням и пересыпание по утрам в выходные – явления взаимосвязанные.

Искусственное лишение человека сна – тяжёлое испытание. Эксперименты с депривацией сна показали, что у добровольцев возникает эмоциональная неуравновешенность, повышенная утомляемость, бредовые идеи, нарушение сна, вестибулярные дисфункции, через 90 ч лишения сна появляются галлюцинации, к 170 ч – деперсонализация, к 200-му часу испытуемый проявляет психические и психомоторные расстройства. В ходе этих экспериментов было установлено, что организм особенно нуждается в медленном (дельта) сне и быстром сне. После длительной депривации сна основным эффектом является увеличение дельта-сна. Так, после 200-часового непрерывного бодрствования процент дельта-сна в первые 9 ч регистрации восстановительного сна увеличивается в два раза по сравнению с нормой, а длительность быстрого сна увеличивается на 57%.

В целях изучения роли отдельных фаз сна разработаны способы, позволяющие избирательно предотвращать их появление. При подавлении дельта-сна у испытуемых появляется чувство разбитости, усталости, ухудшается память и снижается внимание. Чувство разбитости и повышенной утомляемости, особенно нарастающее ко второй половине дне, у больных неврозом обусловлено хроническим дефицитом дельта-сна (В.С. Ротенберг, 1984).

Депривация быстрого сна меняет настроение, ухудшает работоспособность, влияет на память.

Гигиена сна. Полноценный сон может быть обеспечен выполнением определённых правил. Перед сном необходимо исключить возбуждающие игры, умственную работу. Время после ужина должно протекать в спокойной обстановке, исключающей сильное возбуждение. Рекомендуется перед сном прогулка 20-30 мин в тихую погоду. Ужин должен быть лёгким за 1,5-2 ч до сна. Шоколад, кофе и крепкий чай на ночь не рекомендуются.

  • III. Сущность проекта (информация о профиле деятельности компании).
  • III. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности.
  • IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ
  • SWOT- анализ деятельности государственного учреждения Центра социального обслуживания "N" в г. Москве
  • V1: Общая характеристика системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности

  • Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!