Терапевтические сказки: как понять своего ребенка и помочь ему. Сказки помогают в воспитании, но есть очень вредные сказки

Терапевтические сказки от Семигномочек

Жил-был на свете маленький мышонок Пим.

Он весь день играл в прятки и догонялки со своими братишками. Но когда на землю опускалась ночь, Пим начинал бояться.

Он очень боялся темноты. Она окутывала знакомый шкаф и превращала его в большого черного кота, которого Пим боялся больше всего на свете. А когда за окном слышались шаги, то мышонок представлял себе ежа, что вышел на охоту ночной порой.

А если на темном небе мелькал яркий огонек, Пиму казалось, что это сова ищет его. Ведь и еж, и сова охотятся на мышат. И тогда мышонок Пим залезал с головой под одеяло и дрожал от страха.

Однажды, когда снова наступила ночь, Пим залез под одеяло, сильно-сильно зажмурил глаза и захотел, чтобы вокруг стало светло, как днем. И вот, когда мышонок открыл глаза, вокруг него стало светло, как солнечным днем, а сам он оказался в красивом лесу.

Пим радостно побежал по дорожке! Но тут он услышал чей-то плач. Посреди тропинки сидело маленькое черное существо и горько плакало. Пиму стало жаль незнакомца, он подошел и спросил:

Кто ты, и почему ты плачешь?

Я – Темнота, – ответило существо – А плачу я потому, что мне грустно и одиноко. Меня все боятся, и никто не хочет со мной дружить! Каждый вечер я прихожу в гости в каждый дом, и нигде не могу найти друзей. А мне так грустно одной, так хочется найти друга!

И Темнота заплакала еще сильнее. Пиму стало жаль Темноту.

– Давай я буду твоим другом! – сказал он.

И с тех пор мышонок Пим и Темнота стали дружить. Каждую ночь, когда Темнота приходила в гости, Пим больше не дрожал от страха. Он представлял, что шкаф – это большой кусок сыра, а бояться сыра смешно!

Шаги за окном – это бродит пес Пуфик, сторожит по ночам. А огонек в темном небе – это падающая звезда… Пим закрывал глаза, и спокойно засыпал. А Темнота укрывала его теплым одеялом, убаюкивала и следила, чтобы никто не помешал мышонку хорошенько выспаться…

Мышонок Пим и каша. Автор Валентина Ушаева (

Мышонок Пим не любил есть кашу. Не потому, что она невкусная. Мама очень вкусно готовила кашу.

Но Пиму все равно хотелось на завтрак съесть что-то более интересное. Например, кусочек сыра, или шоколадку. Да и жалко тратить время на кашу, когда можно столько всего успеть сделать!

Но мама всегда повторяла, что каша очень полезная.

Однажды утром, когда мама снова поставила перед Пимом тарелку с кашей, он сказал:

Я больше не буду есть кашу! Не хочу!

А что же ты будешь кушать? – удивилась мама.

Ничего! Потерплю до обеда, вдруг на обед будет что-нибудь вкусненькое! А может и вообще не буду есть, мне и так неплохо!

Но ведь каша такая полезная, в ней есть все, чтобы ты рос здоровым и сильным. И тебе нужны силы для того, чтобы играть, бегать и прыгать! – ответила мама. – Спроси кого угодно, все едят полезную пищу.

Но мышонок Пим ее уже не слушал, он побежал играть во двор.

Во дворе росло большое дерево! Пим решил узнать, а как оно растет, ведь оно ничего не ест. У дерева и рта-то нет!

Конечно, я кушаю. – Рассмеялось дерево. – Только не так, как ты. Меня кормят мои корни. Они находятся глубоко в земле, и берут из нее много полезных веществ. Поэтому я и расту так хорошо.

Мышонок был очень удивлен, и немного расстроен. Ведь он хотел показать маме того, кто не ест, и при этом замечательно живет! Он побежал за ограду, где текла небольшая речка. «Уж она-то точно ничего не ест» - подумал Пим – «У нее нет ни рта, ни корней».

Ну что ты, мышонок, - зажурчала речка – меня питают подземные родники. Без них я так и осталась бы тоненьким ручейком. А сейчас посмотри, какая я широкая и быстрая! Я пью родники и еще дождевую воду.

Нет, я ничего не ем. – Сердито ответил камень. Он очень неохотно разговаривал.

Радостный мышонок побежал домой и рассказал маме про камень.

Вот видишь, - говорил мышонок, - он ничего не ест и не пьет, и при этом хорошо себя чувствует.

Ну что же, - улыбнулась мама, - если ты хочешь быть как камень, тогда тебе, конечно, можно ничего не есть. Будешь целый день лежать, и ничего не делать. Ведь камень всегда лежит неподвижно. Не будешь расти – ведь камень не растет. И все будут об тебя спотыкаться.

Нет, нет! – Закричал мышонок. – Я не хочу лежать неподвижно, ведь я так люблю играть, бегать и прыгать! И я хочу вырасти как папа, большим и сильным. И уж совсем не хочу, чтобы об меня все спотыкались! – Мышонок уже почти плакал. Ему вдруг стало так страшно, что он превратится в камень.

Мама, скорее дай мне вкусную пшенную кашку! – попросил он. Мама с улыбкой поставила перед ним его любимую тарелочку с кашей. Пим съел все и даже попросил добавки!

С тех пор мышонок Пим всегда кушал на завтрак кашу, ведь ему так хотелось оставаться веселым и шустрым мышонком, и совсем не хотелось быть скучным серым камнем.

Мышонок Пим и весна. Автор Валентина Ушаева (

Мышонок Пим очень ждал весну. Ведь зимой надо одевать столько одежек! А весной можно бегать в одних штанишках и курточке.

И вот, наконец, Пим одел свои новые штанишки и новую курточку. Штанишки были в яркую полоску: синюю, как небо, желтую, как солнышко, и зеленую, как травка. Это были самые любимые цвета мышонка.

На улице светило солнышко, и Пим побежал в дальний конец двора играть с друзьями в футбол.
Когда мышонок подбежал к друзьям, они вдруг начали показывать на него пальцем и громко смеяться.

Смотрите, Полосатик прибежал, ха-ха-ха! – кричали они. - Полосатик, Полосатик!

Пим понял, что друзья смеются над его штанишками. А ведь эти штанишки так нравились Пиму. У остальных мышат штанишки были без полосок: красные, черные или фиолетовые. Пиму стало очень обидно, и он побежал за старый сарай.

Он никак не мог понять, почему друзьям так не понравились его яркие штанишки. «Надо попросить маму сшить мне фиолетовые штанишки», - думал мышонок. - «Но ведь я так не люблю фиолетовый цвет, и черный тоже».

За старым сараем начинался луг. Каких только цветов не было на этом лугу: и нежные ромашки с белыми лепестками, и синие васильки, и солнечно-желтые одуванчики, и даже высокие ярко-красные маки.

А над цветами порхали разноцветные бабочки. Мышонок так залюбовался цветами и бабочками, что даже забыл о своей обиде.

Тут перед ним опустилась на цветок большая красивая бабочка.

Добрый день! – Сказала бабочка. – А почему ты сидишь тут один, где твои друзья? – спросила она мышонка.

Тут Пим вспомнил, что с ним случилось.

Играют в футбол во дворе, – ответил он. – А я убежал, так как им не понравились мои штанишки и они стали обзывать меня.

Но у тебя очень красивые штанишки, - удивилась бабочка, - разве тебе самому они не нравятся?

Очень нравятся! – Сказал мышонок.

Тогда почему ты не сказал об этом друзьям и не остался? Посмотри вокруг, сколько самых разных бабочек ты видишь? Вот желтая лимонница, а вот голубокрылый мотылек. А вот и капустница, у нее белые крылья с полосками. На мой взгляд, не очень красивые, но ведь ей нравятся! И форма крыльев у всех разная. Но никому из нас не приходит в голову обзывать друг друга. – От возмущения у бабочки задрожали усики.

Каждый гордится своей внешностью, у каждого своя красота. – продолжала она. - Посмотри на цветы. Разве было бы лучше, если бы все они стали одинаковыми? Ведь было бы очень скучно! Листики березы отличаются от листиков рябины, и даже каждый куст крапивы выглядит по-своему. Так что и ты можешь гордиться своими штанишками и носить их, даже если кому-то они не нравятся.

Тут бабочка легко вспорхнула с цветка и, кивнув мышонку на прощание, улетела. А Пим помчался во двор играть с друзьями в футбол. Он понял, что его штанишки ничем не хуже других, и больше не стал обижаться на друзей. Друзья очень обрадовались Пиму, ведь он лучше всех забивал голы.

Со временем они перестали называть его Полосатиком, а некоторые даже стали носить штанишки в клеточку и в горошек. Ведь все такие разные, у каждого есть любимая одежда, любимая сказка, любимая игрушка, совсем не такая, как у другого. И это здорово!

Баба Яга. Автор Ратушная Светлана (

Эта сказка помогла нам перестать бояться бабы яги

Жил был мишка, была у него мама медведица и папа медведь. Медвежонок очень боялся бабу ягу. Однажды он пошел в лес, чтобы полакомиться малиной, это была его любимая ягода. Мишка уходил все глубже и глубже в лес, собирая ягоды.

Он был очень увлечен этим процессом и даже не заметил, как очутился в глубине леса. Он хотел пойти домой к маме и папе, но еще больше заблудился. Мишка сильно испугался и не знал, как ему выбраться из леса и куда идти. Шел-шел и вдруг увидел избушку на курьих ножках, такую, в каких обычно жила баба яга. Мишка сильно испугался, он весь дрожал. Вдруг из избушки вышла баба яга и говорит:

Здравствуй, мишка!»
- Здравствуй, баба яга, – дрожащим голосом ответил мишка.
- А что ты здесь делаешь?
- Я за-заблудился.
- Не печалься, мишка. Я тебе помогу.

Баба яга взяла медвежонка за лапу и привела его к домику, где жили мама-медведица и папа-медведь.

Ну, вот мы и пришли, вот твой дом, мишка.
- Спасибо, баба яга – ответил мишка.

С тех пор мишка уже не боялся бабы яги, потому что она не всегда бывает злой. Иногда она помогает зверятам и ребяткам.

Сказка про зайчика: зачем сон нужен. Автор Елена Лемм (

В одном лесу жил маленький зайчик. И был он веселым и задорным, никто в лесу не бегал быстрее его, и не прыгал так далеко как он.

С утра до вечера зайчик играл и веселился с друзьями зайчатами. Но наступал вечер, все друзья разбегались по домам, и засыпали в своих кроватках, а наш зайчик очень не любил спать. Он придумывал множество разных причин, что бы не спать. И однажды зайчик так и не заснул. Звезды с луной заглядывали в его окошко, предлагая рассказать красивую сказку, но зайчик их не слушал. Самый сладкий утренний сон шептал ему на ушко свою историю, но зайчик прогнал и его. Вот уже солнышко проснулось, и петушок прокукарекал ему доброе утро. А зайчик так и не сомкнул свои глазки.

Ему бы радоваться, он сон победил. Но что такое? Каша стала невкусной, птички поют невесело и солнышко светит неярко. Ничего его не радует. Вышел зайка с друзьями попрыгать-побегать, а не играется. Глазки норовят закрыться, лапки не слушаются… Вдруг откуда ни возьми волк выскочил. Все зайцы кинулись врассыпную, а наш зайчик и лапкой пошевелить не может. Если бы белочки не помогли, волка шишками не забросали, быть беде. Понял тогда зайчик, зачем сон нужен, и с той поры всегда ложился спать вовремя.

Семь гномиков. Автор

Жили-были 7 гномиков.

Они были очень-очень дружны. У каждого гномика было своё любимое занятие. Первый любил вкусно и полезно готовить. Второй отлично следил за чистотой в доме. Третьему нравилось читать книги. Читал он не только себе, но и для других гномиков. Все сядут рядышком и слушают. Хороших книг в доме было много-много! У четвёртого гномика были «золотые руки». Всё чинил, зашивал, подклеивал, ремонтировал.

Надо сказать, что гномики были очень аккуратные. Но если что, Четвёртый гномик был тут как тут. Пятый гномик обожал цветы. Он их разводил, а потом за ними ухаживал. Цветы были не только в доме и на улице. И сам домик Гномиков был украшен живыми цветами. Красота! Шестой гномик отлично пел, играл на музыкальных инструментах и танцевал. А ещё он всегда придумывал самые интересные развлечения, игры и конкурсы для своих братьев.

У них в доме всегда было весело! А что же Седьмой гномик? Что он любил? За что отвечал? Этот гномик был самым маленьким. Он ещё мало что умел, но у него было очень важное задание. Седьмой гномик поддерживал у всех хорошее настроение. Как он это делал? По-разному. Главное, чтобы братья заулыбались и принялись с удовольствием выполнять свои дела. Но однажды произошла очень грустная история! Маленький гномик проснулся в ужасном настроении, никому не улыбнулся, не пожелал доброго утра, раскапризничался и хмурый куда-то ушёл. Что тут началось?!

Первый не смог ничего вкусного приготовить, а то, что получилось, было не полезно. Второй не захотел убирать в доме, только ещё больше беспорядок устроил. Третий даже не притрагивался к книгам. А они не дочитали одну очень интересную сказку. Четвёртый не захотел смазывать заскрипевшую дверь (даже она загрустила). А ещё и сам случайно сломал подставку для горшков с цветами, чинить не стал. Когда с подставки попадали цветы (к счастью не сломались), Пятый даже не расстроился. Он вообще не захотел смотреть на свои цветочки, не стал их поливать.

А вот Шестой гномик петь не перестал. Но он бубнил такую грустную песню, что всем хотелось лишь плакать. Что же теперь будет? И тут вернулся домой Седьмой.

Он, увидев, что происходит, сразу понял, что виновато его плохое настроение. Подумав минутку, он подошёл к каждому брату, шепнул ему что-то на ухо и улыбнулся. И как по волшебству, всё вернулось на свои места. Все с удовольствием занялись своими любимыми делами, дружно запев весёлую песенку. Сказать вам, что шепнул Седьмой? «Я тебя люблю, ты мне очень дорог!» Вот и всё.

Lisionock

Придумать сказку - это творческое задание, которое развивает у детей речь, воображение, фантазию, творческое мышление. Эти задания помогают ребенку создать сказочный мир, где он является главным героем, формируя у ребенка такие качества, как доброта, мужество, смелость, патриотизм.

Сочиняя самостоятельно, эти качества ребенок у себя вырабатывает. Нашим детям очень нравится самим придумывать волшебные сказки, это приносит им радость и удовольствие. Сказки, придуманные детьми очень интересны, помогают понять внутренний мир ваших детей, много эмоций, придуманные герои как будто пришли к нам из другого мира, мира детства. Очень забавно выглядят рисунки к этим сочинениям. На странице представлены короткие сказки, которые придумали школьники к уроку литературного чтения в 3 классе. Если у детей не получается сочинить сказку самим, то предложите им самостоятельно придумать начало, конец или продолжение сказки.

У сказки должны быть:

  • вступление (завязка)
  • основное действие
  • развязка + эпилог (желательно)
  • сказка должна учить чему-то хорошему

Наличие этих составляющих придаст вашему творческому произведению правильный законченный вид. Обратите внимание, что в представленных ниже примерах, не всегда присутствуют эти составляющие, а это служит основанием для снижения оценок.

Бой против инопланетянина

В некотором городе, в некоторой стране жили были президент и первая леди. Было у них трое сыновей - тройня: Вася, Ваня и Рома. Были они умные, смелые и храбрые, только Вася И Ваня были безответственными. Однажды на город напал инопланетянин. И ни одна армия не могла справиться. Этот инопланетянин разрушал по ночам дома. Братья придумали самолет-невидимку- беспилотник. Вася и Ваня должны были дежурить, но уснули. А Роме не спалось. И когда инопланетянин появился, он стал с ним бороться. Это оказалось не так просто. Самолет был подбит. Рома разбудил братьев, и они помогли ему управлять дымящимся беспилотником. И вместе они победили инопланетянина. (Каменков Макар)

Как у божьей коровки появились точки.

Жил был художник. И придумал он как-то раз нарисовать сказочную картину о жизни насекомых. Рисовал он, рисовал, и вдруг увидел божью коровку. Не очень красивой она ему показалась. И решил он изменить цвет спинки, странно выглядела божья коровка. Изменил цвет головки, она опять странно выглядела. А когда нарисовал пятнышки на спинке – красивая она стала. И так она ему понравилась, что он нарисовал сразу 5-6 штук. Картину художника повесили в музее, что бы все любовались. А у божьих коровок до сих пор точки на спине. Когда другие насекомые спрашивают: « Почему у вас божьих коровок точки на спине?» Они отвечают: «Это нас художник раскрасил» (Суржикова Мария)

У страха глаза велики

Жили были бабушка и внучка. Каждый день ходили они за водой. У бабушки были бутылки большие, у внучки – поменьше. Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через район. Идут они и видят яблоню, а под яблоней кот. Дунул ветер, и яблоко упало в лоб коту. Кот испугался, да прямо нашим водоносам под ноги побежал. Испугались они, бутылки побросали и домой побежали. Бабушка на скамейку упала, внучка за бабку спряталась. Кот побежал испуганный, еле ноги унес. Верно говорят: « У страха глаза велики – чего нет, и то видят»

Снежинка

Жил-был король, и была у него дочь. Звали ее Снежинка, потому что она была из снега и таяла при лучах солнца. Но, не смотря на это, сердце у не было очень доброе. У короля не было жены и говорил он снежинке: "Вот ты вырастешь и кто обо мне будет заботиться? " Снежинка видела страдания короля-отца и предложила найти ему жену. Король согласился. Через некоторое время нашел король себе жену, звали ее Розелла. Была она злой и завидовала своей падчерице. Снежинка дружила со всеми животными, так как людей к ней пускали, ибо король боялся, что люди могут причинить зло его любимой дочери.

С каждым днем Снежинка росла и расцветала, а мачеха придумала, как избавиться от нее. Узнала Розелла тайну Снежинки и решила, во что бы то ни стало погубить ее. Позвала она к себе Снежинку и сказала: "Дочь моя, я очень сильно заболела и поможет мне только отвар, который варит моя сестра, но живет она очень далеко." Согласилась Снежинка помочь своей мачехе.

Девочка отправилась в путь вечером, нашла, где живет сестра Розеллы, взяла у нее отвар и поспешила в обратный путь. Но начался рассвет и превратилась она в лужицу. Там, где растаяла Снежинка вырос прекрасный цветок. Розелла сказала королю, что отпустила Снежинку посмотреть на белый свет, а она так и не вернулась. Огорчился король, ждал днями и ночами свою дочку.

В лесу, где вырос сказочный цветок, гуляла девушка. Взяла она цветок домой, стала за ним ухаживать и разговаривать с ним. В один весенний день цветок расцвел и выросла из него девочка. Этой девочкой оказалась Снежинка. Отправилась она вместе со своей спасительницей во дворец у несчастному королю и рассказала все батюшке. Король рассердился на Розеллу и выгнал ее. А спасительницу своей дочки признал как вторую дочь. И живут они вместе с тех пор очень счастливо. (Вероника)

Волшебный лес

Жил-был мальчик Вова. Однажды он пошел в лес. Лес оказался волшебным как в сказке. Там жили динозавры. Вова шел шел и увидел лягушек на поляне. Они танцевали и пели. Вдруг пришел динозавр. Он был неуклюжий и большой, и тоже стал танцевать. Вова засмеялся и деревья тоже. вот такое было приключение с Вовой. (Болтнова Виктория)

Сказка про доброго зайца

Жили-были заяц и зайчиха. Ютились они в маленькой ветхой избушке на опушке леса. Однажды заяц пошел собирать грибы и ягоды. Насобирал целый мешок грибов и корзину ягод.

Идет он домой, навстречу ежик. “Что заяц несешь?” – спрашивает ежик. “Грибы и ягоды”- отвечает заяц. И угостил ежа грибами. Пошел он дальше. Навстречу скачет белка. У видела белка ягоды и говорит: “Дай мне зайчик ягод, я бельчатам их своим дам”. Угостил заяц белку и отправился дальше. Навстречу идет медведь. Дал он медведю грибочков отведать и дальше пошел.

Навстречу лиса. “Отдай заяц мне урожай свой!”. Схватил заяц мешок с грибами и корзину с ягодами и убежал от лисы. Обиделась лиса на зайца и задумала отомстить ему. Прибежала вперед зайца к избушке его и разрушила ее.

Подходит заяц домой, а избушки нет. Только зайчиха сидит и плачет горькими слезами. Узнали местные звери о беде зайца, и пришли помочь ему новый дом выстроить. И получился дом в сто раз лучше прежнего. А тут и зайчата у них появились. И стали они жить поживать да лесных друзей в гости принимать.

Волшебная палочка

Жили-были три брата. Двое сильных и слабый. Сильные были ленивые, а третий - трудолюбивый. Пошли они в лес за грибами и заблудились. Увидели братья дворец весь из золота, зашли во внутрь, а там богатства несметные. Первый брат взял меч из золота. Второй брат взял дубину из железа. Третий взял волшебную палочку. Откуда не возьмись появился Змей Горыныч. Один мечом, второй дубиной, но ничего Змея Горыныча не берет. Только третий брат взмахнул палочкой, и стал вместо змея кабан, который убежал. Братья вернулись домой и с тех пор помогают слабому брату.

Зайка

Жил-был маленький зайка. И однажды украла его лиса, унесла далеко далеко, за тридевять земель. Посадила его в темницу и на ключ заперла. Сидит бедный зайка и думает: “Как спастись?” И вдруг видит, из маленького окошечка посыпались звездочки, и появилась маленькая белочка-фея. И сказала она ему, дождаться, когда лиса уснет и достать ключ. Дала фея ему сверток, велела открыть его только ночью.

Наступила ночь. Зайка развязал сверток и увидел удочку. Взял просунул через окошечко, и замахнулся. Попал крючок на ключик. Потянул зайка, и ключ взял. Открыл дверь и домой побежал. А лиса искала его, искала, и так и не нашла.

Сказка про царя

В некотором царстве, в некотором государстве жили царь с царицей. И было у них три сына: Ваня, Вася и Петр. В один прекрасный день братья гуляли по саду. К вечеру пришли они домой. Встречают их у ворот царь с царицей и говорят: “Напали на нашу землю разбойники. Берите войска и прогоните их с нашей земли”. И поехали братья, стали разбойников искать.

Три дня и три ночи скакали они без отдыха. На четвертый день возле одной деревни видят жаркое сражение. Поскакали братья на помощь. Была битва с раннего утра и до позднего вечера. Много людей полегло на поле сражения, но братья победили.

Вернулись они домой. Царь с царицей обрадовались победе, царь загордился своими сыновьями и устроили пир на весь мир. И я там был, и мед я пил. По усам текло, а в рот не попало.

Волшебная рыбка

Жил-был мальчик Петя. Один раз пошел он на рыбалку. Первый раз забросил он удочку, ничего не поймал. Второй раз закинул он удочку и опять ничего не поймал. Третий раз закинул он удочку и поймал золотую рыбку. Принес Петя ее домой и посадил в банку. Стал загадывать придуманные сказочные желания:

Рыбка – рыбка хочу выучить математику.

Хорошо, Петя, я сделаю за тебя математику.

Рыбка – рыбка хочу выучить русский язык.

Хорошо, Петя, я сделаю за тебя русский язык.

И загадал мальчик третье желание:

Хочу стать ученым

Ничего не сказала рыбка, лишь хвостом по воде плеснула и исчезла в волнах навсегда.

Если не учиться и не трудиться, то стать ученым нельзя.

Волшебная девочка

Жила на свете девочка – Солнце. А звали Солнце потому, что улыбалась. Стала Солнце путешествовать по Африке. Захотелось ей пить. Когда она произнесла эти слова, то неожиданно появилось большое ведро с прохладной водой. Попила девочка водички, а водичка была золотой. И стала Солнце сильной, здоровой и счастливой. А когда ей было трудно в жизни, то эти трудности уходили. И поняла девочка про свое волшебство. Загадывала она игрушки, а это не сбывалось. Стала Солнце капризничать и волшебство пропало. Верно говорят: “Много хочешь – мало получишь”.

Сказка про котят

Жили- были кот и кошка, и было у них три котенка. Старшего звали Барсик, среднего – Мурзик, а младшего – Рыжик. Однажды они пошли гулять и увидели лягушку. Котята погнались за ней. Лягушка прыгнула в кусты и скрылась. Рыжик спросил у Барсика:

Кто это такой?

Не знаю - ответил Барсик.

Давайте поймаем его – предложил Мурзик.

И котята полезли в кусты, но лягушки там уже не было. Они пошли домой, что бы рассказать об этом маме. Мама кошка выслушала их и сказала, что это была лягушка. Так котята узнали, что это за зверь.

Мудрость – это опыт, полученный человеком, закрепленный глубоко в нейронах. Мы не можем научить кого-либо мудрости. Наступить на грабли, обжечь пальцы – все это путь, по которому должны пройти наши дети. Но как ступать по этому пути с минимальной травмой для себя, своей психики, физического здоровья, репутации? Терапевтические сказки помогают нам передать знания из поколения в поколение. Их чтение закладывает в подсознание важные установки, которые в будущем влияют на жизнь. Ночная традиция – прочитать перед сном добрую сказку – это связь поколений, способ успокоиться, развить фантазию и помочь себе будущему сделать верный выбор.

Терапевтические сказки для детей

Mother reading a fairy tale to her daughter and sitting on a rainbow Сказки – это ситуация, в которой главные герои переживают трудности, но находят из них выход. Чтение будто бы закладывает важный механизм действия и показывает пути разрешения ситуации. История учит бороться, не сдаваться, всегда получать по заслугам, делиться. Ерик Берн в своей легендарной книге «Люди, которые играют в игры» приделал сказкам большое значение. Он полагал, что с их помощью обществом навязываются сценарии, анализируя сказки, можно узнать о личности много нового и выйти на глубокие уровни понимания.
Опасность может скрывать даже старый добрый «Гадкий утенок». Его сценарий – утенок превратился в лебедя без труда и попыток самосовершенствоваться. Многие мамы ждут пока их дети-подростки также расцветут, не прилагая усилий для их развития и раскрытия. Сказки про принцесс учат том, что мужчина может стать хорошим после брака, женщины закрывают глаза на недостатки, ожидая, что они изменятся в будущем.


Сказка также может стать некой психотерапией для человека. Она не только программирует сценарий, но и может помочь выйти из него. Читать терапевтические сказки можно перед сном, чтобы снять у малыша напряжение, страхи, объяснить парадигмы и программы этого мира, разъяснить принципы.
Ребенок плохо засыпает. Решить проблему поможет выдуманная родителями история о том, как сказочный герой не мог заснуть, но потом преодолел себя. Краткий сценарий сказки может быть таким: сказочная фея по ночам прилетала ко всем детям, чтобы дарить им сны. Она очень много работала, но забывала отдыхать днем, а ночью была вынуждена вновь лететь к детям. Через некоторое время фея так устала, что заснула, а ее малыши не могли уснуть и увидеть волшебные сны. Целый город ребятишек не спал, ворочался в кроватках, отвлекал от сна родителей. Когда фея проснулась, она поняла, что наделала. Очень испугалась и на следующую ночь полетела дарить малышам самый волшебные и сладкие сны. После этого следует озвучить пожелания ребенка. К примеру, если сын любят «Черепашек Ниндзя», сказать, что фея приносила ребятам в сны героев мультика.

Ребенок не хочет учится. С помощью сказки про Зайчика, который не хотел учиться, можно объяснить малышу пользу учебы. Не стоит осуждать и запугивать ребенка, если тот не желает грызть гранит науки. Следует просто рассказать ему на ночь сказку о животном, сделавшим свой выбор в пользу мультиков, гуляний, сладостей. Зайчик получал много удовольствия в то время, как его друзья читали книги, учились. В итоге друзья смогли построить себе дом, купить бассейн, полететь на самолете на море. Здесь важно перечислить то, о чем мечтает ребенок. Читать психотерапевтические сказки на украинском языке можно на сайте dobranich. net .


Терапевтическая сказка может быть рассказана и ребенком. Попросите его придумать вам пожелание на ночь или историю. Так вы поймете, о чем малыш думает, насколько он понимает вас, других людей и их потребности, чего боится. Пофантазируйте вместе, придумайте испытания для героя, спросите, как кроха захочет выйти из этих трудностей, с помощью силы, хитрости, доброты, ума или ловкости.

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!

Во все века, во все времена люди помогали друг другу. Кто-то оказался в сложной ситуации, растерялся, не знает, как быть дальше – как хорошо, если найдутся те, кто поможет советом, добрым словом или делом. Сказа «Помоги другу» о тех, кто вовремя помог.

Жили-были два ежа, два друга, одного звали Хлюпсик, а другого Умник. Дружба у ежей возникла давно. Умнику нравилось, что Хлюпсик всегда верил в его силы. А Хлюпсик был рад тому, что Умник умел разделить с другом радость, не смеялся над его недостатками, которых у Хлюпсика было предостаточно. Он и сам о них знал.

Да, Хлюпсик боялся незнакомых звуков, иногда был беспечен, а, главное, не умел постоять за себя. Еж Умник старался помочь другу избавиться от недостатков, но это было не так легко сделать.

Однажды еж Умник шел по тропинке и что-то весело насвистывал.

— Зайду к Хлюпсику, — подумал он.

Но Хлюпсика дома не оказалось. Умник не нашел друга ни в доме, ни в кладовой, ни во дворе.

— Куда подевался Хлюпсик? – вслух произнес еж Умник.

— Я видела, — сказала пролетающая мимо сорока Красотулька, — как твой друг беседовал с каким-то незнакомым волком, у которого черный хвост оканчивается белым пушком. Твой друг и волк — всё хи-хи-хи да ха-ха-ха. Видимо, после этого твой друг исчез.

— Где же он есть, мой доверчивый друг, мой дорогой Хлюпсик? – застонал еж Умник. – Что делать, где его найти?

— Ну, хорошо, — сказала сорока Красотулька, — я полетаю, посмотрю, может, встречу где этого волка с белым пушком.

И она полетела. У подножия Зеленой Горы сорока встретила волка, которого искала. Сорока Красотулька быстро полетела к ежу. Еж Умник отправился в дорогу, а сорока показывала ему путь.

Дойдя до Зеленой Горы, еж Умник спрятался и начал наблюдать за волком. Волк побродил взад-вперед и влруг куда-то резко пошел.

— Наверно, направился к своему дому, который называется «логово», — подумал еж.

И точно. Волчий дом оказался хорошо замаскирован.

— Хорошее убежище, — подумал еж Умник.

И вдруг он услышал какие-то странные звуки. То ли кто-то сердито фыркал, то ли кряхтел, то ли усмехался. И вдруг Умника осенило:

— Это Хлюпсик! Его где-то заперли, и он фырчит.

— Ты будешь говорить, куда спряталась вся ваша ежиная семья? – вдруг услышал Умник.

— Так вот почему незнакомый волк не съел Хлюпсика, — подумал Умник. – Он решил выведать у него, где прячется его семья, чтоб полакомиться всеми на славу!

На грозный вопрос волка Хлюпсик ничего не ответил.

— Надо срочно спасать Хлюпсика, — решил еж Умник. – Но как?

И тут в голову Умника пришла одна мысль. Он тихонечко окликнул сороку Красотульку и она подлетела к нему.

— Лети, позови сюда своих сестер. А потом громко кричите:

— На Земляничной поляне ежи праздник справляют! И всё в таком духе. Волк побежит туда, а мы здесь отопрем Хлюпсика и убежим домой.

Так они и сделали. Вскоре Хлюпсик был освобожден. Он понял, что спасение произошло благодаря хитрой задумке ежа Умника и помощи сестер-сорок. Он, конечно, поблагодарил сороку Красотульку и ее сестер. А ежу Умнику сказал:

— Спасибо, ты настоящий друг! Выручил меня из беды.

А волк-то что?

Пришел он на Земляничную поляну, а там никого нет!..

Ребенок в детские годы с удовольствием слушает сказки. Помню огромную стопку детских книжек, которая лежала на полке возле дивана и я ежевечерне их по очереди читала на ночь сыну.

Книжки были тоненькие. Обычно одна сказка - одна книжка. Такой формат мне очень нравился. Были большие яркие иллюстрации с четко прорисованными персонажами, и пока я читала текст, сын разглядывал картинки. Однажды заметила, что ребенок взял книжку, раскрыл ее и, глядя на иллюстрацию почти дословно стал пересказывать текст.

Я ему подсунула еще не читаную книжку, и он глядя на картинку, стал придумывать сказку. Рассказывал ее неторопливо, пытался модулировать голосом, как я при чтении, менял тембр.

Конечно, ничего общего с тем, что написано в книжке не было. Но мне было интересно, что он придумает. Было нарисовано два персонажа: лиса и заяц. И я подумала: «А почему он в главные герои вывел зайца, хотя лиса нарисована крупнее?» И слушая дальше сказку поняла, это сказку он не о зайце рассказывает, а о себе. Это он себя олицетворяет с зайцем. Он выставляет длинноухого смелым, храбрым и умным, который в результате обманывает лисицу и овладевает ее корзинкой с пирожками. Написанная сказка была совсем о другом: о хитрой лисичке и доверчивом зайчишке.

На следующий день я сыну подсунула еще две нечитанные книжки и попросила мне их «почитать». Сын с важностью стал листать странички и, разглядывая иллюстрацию, на ходу сочинял сюжет. Не всегда все логически выстраивалось, повествование иногда заходило в тупик, но малыша это нисколько не расстраивало и, не зная ни о каких законах сочинительства, он смело продолжал повествование.

Так продолжалось несколько дней. Сначала сын мне «читал» незнакомую сказку, а потом я ему уже не раз читанную - перечитанную книжку. Я обратила внимание, что все его главные герои чем - то похожи. Прежде всего, характером и поступками. Сначала они выступают как несчастные, кем то обиженные и угнетенные, но потом по прошествии времени и каких то обстоятельств перерождаются в сильных и отважных. Конечно, немаловажную роль в этом сыграла вся детская русская литература. Было столько сказок прочитано про Емель, Иванушек - дурачков, Храбрых портняжек…

Однажды я спросила его, кто ему больше нравится из придуманных им персонажей и он перечислил мне тех, кто сначала был обиженным и несчастным, а потом стал победителем. Это было неспроста.

Через две недели, ожидая пока сын, наиграется с мальчиками в войнушку на детской площадке садика, я разговорилась с его воспитательницей. Она порадовалась, что мой сын, наконец, влился в коллектив, адаптировался, перестал смущаться и держаться в стороне.

Сын перешел в другую группу, но детей из новой группы он хорошо знал по общим прогулкам и, тем не менее, ему понадобилось много времени, чтобы стать своим в коллективе.

И вечером, по привычке устроившись на диване для совместного чтения, я, почему - то вспомнила тех зайчиков, белочек, щеночков, которые неизменно становились главными персонажами его сказок, хотя по смысловой составляющей иллюстраций они ни как не могли являться ведущими повествования.

Возможно, отчасти его адаптации в новой детсадовской группе помогли те сказки, которые он сам и придумывал. Он вывел закономерность, что каким ты не был сейчас, как тебе плохо не было, это временно. Будут некие обстоятельства и твои собственные усилия, которые помогут изменить ситуацию в положительную сторону.

Любая сказка предполагает развитие и путь от плохого к хорошему. Это классика жанра. Сын это хорошо усвоил и возможно он это и перенёс в реальную жизнь, поняв если плохо, это не может продолжаться вечно, это когда - то закончиться и обстоятельства , которые возникают нужно повернуть с «интересом» для себя.

Сын в сказках несколько раз проиграл трудную для себя ситуацию: как из грустного и несчастного персонажа преобразиться в героя.

Фантазия и сочинительство, оказывается, могут влиять на реальную жизнь.


Саватеева Марина
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!