Техники акварели. Пять основных приемов

с описаниями, в том числе и о технике алла прима. Причем, как многие мои читатели успели заметить, отзываюсь о ней очень хорошо. Действительно, я ценю эту технику и отдаю ей должное за те прекрасные возможности, которые она предоставляет.

В то же время я знаю, что многие мастера относятся к алла прима с некоторым пренебрежением, считая её техникой, не заслуживающей внимания творца «вечных картин», своеобразной забавой.

Натюрморт в технике Алла прима

Понять их можно, а вот полностью согласиться - вряд ли. И сейчас мы попробуем подробнее рассмотреть и разобраться во всех « за» и «против» техники по сырому.

Что такое алла прима?

Алла прима - это одна из основных техник масляной живописи, главной отличительной особенностью которой является написание всей картины до полного высыхания красок . Этим она отличается от многослойной техники, которая считается классической.

При многослойной живописи краски наносятся на холст слоями, один на другой, причем следующий слой наносится уже после полного просыхания подлежащего.

Еще техника алла прима называется техникой «по-сырому», а само ее название происходит от итальянского термина «a la prima» (читается как «а-ля прима»), означающего работу в один присест.

Портрет в технике Алла прима за 2 часа

Интересно и то, что картины, написанные в алла прима, могут фактически называться «многослойными». Только в этой технике есть особенность нанесения краски друг на друга в сыром виде.

Однако для того, чтобы нанести один слой краски поверх другой, ещё не высохшей, и получить требуемый результат, нужно определенное мастерство и особое понимание. Ведь масляная краска податливая, и один слой может частично «пропасть», «раствориться» в другом.

Чем хороша техника алла прима?

Главное достоинство алла прима - это возможность написать картину очень быстро , буквально за несколько часов, а иногда - даже меньше, чем за час. За это её любят мастера-импрессионисты, которым нужно передать на холсте мимолетное впечатление, какое-то явление природы, которое невозможно зафиксировать и писать неделями.

Пример - картина «Впечатление. Восход Солнца» Клода Моне, которая считается классикой . Кстати, именно с этой картины начался путь стиля « Импрессионизм». На картине запечатлен морской пейзаж в утренних сумерках в момент восхода солнца.

«Впечатление. Восход Солнца» Клода Моне

Очевидно, что такую картину можно было писать буквально несколько минут, пока ещё не рассвело. Также нужно было правильно передать оттенки неба, воды и других объектов именно в момент восхода солнца.

Дело осложнялось тем, что в разные дни восход солнца различен из-за тумана и облачности. И потому чтобы передать конкретный вид и особое впечатления, нужно было писать картину здесь и сейчас …. Пока художник находился под особым впечатлением!

За это «здесь и сейчас» технику алла прима любят не только художники-импрессионисты, но и начинающие живописцы. Для них на этапе обучения важно суметь правильно передать геометрию форм и сочетание основных цветов, что вполне можно сделать «а ля прима», за один присест .

Техника по сырому

Также позволяет отработать те или иные элементы письма маслом с получением быстрого результата, не углубляясь в анализ композиции и разбор рисунка. Уже этот результат можно анализировать и выяснить, освоил художник тот или иной элемент, или нет.

А для некоторых начинающих художников важен сам факт завершения картины и получения сразу конечного результата. Длительная работа в многослойной манере, при которой на картину уходят дни и недели, может их смутить.

А не будучи уверенными в том, что конечный результат будет именно таким, каким они его видят сейчас, многие не доводят картину до конца и бросают живопись вообще!

К примеру, многослойная живопись, у которой есть свой алгоритм, проверенный веками, подходит не всем, а только особенно терпеливым и целенаправленным. Написать картину по типу «Здесь и сейчас» здесь не получиться!

Алла прима же дает возможность быстро завершить работу, получить удовольствие от её созерцания и уверенность в том, что в этом направлении стоит работать дальше. Техника алла прима- это импульс, особое состояние и эмоциональное впечатление от того, что выходит у вас из под кисти!

Картина в быстрой технике по сырому

Выводы «за»:

  • Преодоление различных страхов и внутренних барьеров (например, боязнь белого холста, страх незаконченной картины и разочарование…)
  • Возможность закончить картину за один или два сеанса, пока краски не высохли
  • Работа начинается сразу с красок, без глубокого анализа и детального рисунка
  • Получить удовольствие и увидеть свою картину в ближайшие пару часов
  • Возможность находиться в особом, импульсивном и приятном эмоциональном состоянии Почувствовать себя в состоянии «здесь и сейчас»

Кстати, доказано, что, находясь в «состоянии импульса», у человека повышаются эндорфины, что и улучшает сразу же настроение. Именно это первым делом отмечают любители живописи и вообще творчества.
, я думаю, вы уже слышали…

Какие недостатки техники по сырому?

В то же время, у техники алла прима есть некоторые недостатки.
Скажу о них кратко:

  • Некоторая незавершенность картин, нестрогое запечатление на холсте объектов, их форм, мелких элементов, возможная простота изображения;
  • Сложность передачи игры цветов и оттенков без большого опыта;
  • Сложность работы с рельефностью картины без навыка

Фундаментальным «недостатком» алла прима считается склонность художников, работающих в ней, постоянно упрощать свои картины .

Упращенные сюжеты в технике Алла прима

Из-за чего в некоторых случаях работы теряют художественную ценность и превращаются просто в мазки красками, которые автор пытается преподнести и интерпретировать, как выражение своих чувств и мыслей. Абстракция, одним словом…

Фрагмент из фильма « 1+1»

Великие картины и мастера, писавшие в алла прима

И тем не менее, именно существенно изменила живопись и позволила всему направлению в искусстве пережить появление фотографии и выйти из конкуренции с ней.

Алла прима показала, что живопись может служить не только для документальной фиксации образов, пейзажей и предметов, но и для отображения внутренних чувств автора. Отчасти и алла прима посодействовала тому, что живопись превратилась из ремесла в искусство.

Кстати, именно техника алла прима позволила художникам выйти и творить за пределами своей мастерской при естественном дневном освещении . Вот так вот и родилась, всем извесное слово и понятие «Пленэр», то есть на свежем воздухе.

Живопись а ля прима на свежем воздухе

На пленэрах обычно пишут различные пейзажи и не удивительно, что выйдя на публику, техника приобрела большую известность и большое число приверженцев. Творить на природе куда приятнее, чем прибывать в душной мастерской!

Про картину Клода Моне я уже говорила выше. Добавлю только, что она была жутко раскритикована критиками в пух и прах, что ничуть не повлияло на желание Моне продолжать писать в том же направлении! Позже писали в этой технике Винсент Ван Гог, Джон Сарджент, Роберт Генри и другие.

Интересные факты:

Техника написания картин по- сырому существует достаточно давно, с XVI века . Ее использовали для портретных эскизов, а также набросков пейзажей на полотне на свежем воздухе (плэнер), прежде чем продолжить картину в мастерской. Ну, а использовать такую манеру письма для законченых картин, стали чуть позже.

Из картин, полностью написанных в алла прима, известно не мало работ. Например, многие картины Веласкеса- испанского придворного художника XVII века, Франца Халса- голландского портретиста XVII века , ЖанаОноре Фрагонара — француского мастера гравюр XVIII века или Эжена Делакруа- француского графиста и мастера красок XIX века. Также этюды к картине Репина «Государственный совет», и морские пейзажи Уинслоу Хомера и многие другие.

Картины известных мастеров в технике алла прима

Несколько советов тем, кто начинает осваивать технику алла прима

А теперь скажу несколько противоречивую вещь: техника алла прима сложна . Да-да, хоть я и говорила, что её предпочитают начинающие, нужно понимать, что написать действительно значимое произведение в ней сложно.

Здесь нужно идеально чувствовать оттенки красок и манеру их нанесения на холст, чтобы получить требуемый эффект с одного раза. Поэтому чтобы освоить технику, нужно начинать с малого :

  • Подберите светлый грунт холста, который не будет оттенять краски, например, розоватый или желтоватый;
  • Если нужен рисунок (набросок), то воспользуйтесь углем, не сильно нажимая, нанося воздушно.
  • Почувствуйте возможность быстро получать результат, посмотрите, что получится, затем уже усложняйте задачу;
  • Не бойтесь, если первые картины будут «пестреть» ляпами и недоработками. Это нормально. Ведь именно эти ошибки, вовремя замеченные, позволят вам в будущем писать еще лучше;

А может случиться такое, что станет для вас только очередной ступенькой для покорения традиционной многослойной живописи маслом. Но чтобы это понять, попробовать написать картину нужно уже сейчас⇓

Видео на десерт:
идея как нарисовать пейзаж быстро, легко и сказочно

Друзья, чтобы статьянезатерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.

Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы

Техника –а-ля прима (алла прима) в настоящее время используется чаще других как в большей степени отвечающая задачам изображения «формы в среде», пленэрной живописи с присущей ей воздушностью и прозрачностью, мягкостью колорита и непосредственностью манеры исполнения.

Суть этой техники заключается в следующем. Художник стремится к передаче в красках всего, что он видит в натуре: цвета, светотени, не расчленяя процесс работы на отдельные этапы. При этом работа, как правило, ведется «по сырому». Уже после первого сеанса художник по невысохшему красочному слою определенным образом освежает появившуюся на ней подсыхающую пленку.

Существует ряд способов поддержания красочного слоя в свежем состоянии. Незаконченный этюд ставят лицом к стене в прохладном, но не сыром помещении. Можно употреблять медленно сохнущие цинковые белила. В другом случае перед началом очередного сеанса пленку на красочном слое (если она все-таки появилась) растворяют лаком для живописи (межслойные лаки) или протирают поверхность красочного слоя срезом дольки чеснока или лука (этот способ употребляли старые мастера).

Такая предварительная подготовка красочного слоя к последующей работе предотвратит жухлость краски, положенной на непросохший слой.

Как правило, живопись в технике «а-ля прима» ведется красками в тюбиках, без употребления разбавителя. Лишь в тех случаях, когда консистенция каких-либо красок значительного гуще остальных, следует для удобства письма уравнять ее разбавителем.

Работая пастозно, художник должен учитывать, что в начале работы слой краски не должен быть слишком толстым, особенно в первом сеансе. Избыток красок удаляется мастихином, а фактурному письму отводятся последующие сеансы, на которых в процессе завершающего обобщения работы наиболее мощные мазки и цвета предельной силы появятся там, где художник определил самые активные цветовые акценты мотива.

Другой способ выполнения живописи «а-ля прима» заключается в следующем.

Первоначально холст широко закрашивается «впритирку» разжиженными разбавителем краскам и и наносится жидким раствором подобно акварели. При этом способе письма объемность формы не моделируется, потому что цель первоначальной широкой и тонкослойной прописки заключается в определении основных цветовых отношений и общих цветовых масс.

Холст очень влияет на цвет тонкого красочного слоя. Учитывая это, используйте качество материала подобно тому, как используют в работе с акварелью белый цвет бумаги.

Работая жидко, следует стараться сразу правильно взять цветовой отношение. Затем вводятся пастозные мазки, освещенные участки предметов прописываются более фактурно (корпусно), тени наносятся тонкослойно.

Таким образом в технике «а-ля прима» возможны различные приемы наложения красок и разнообразные методы моделирования фактуры.

Но не допускайте избыточного наслоения красок, так как в этом случае просыхание красочного слоя замедлится и будет неравномерным, что отрицательно скажется на качестве живописи.

По материалам: Елисеев М.А. «Материалы, оборудование, техника живописи и графики»

В техническом отношении этот метод живописи является наилучшим, так как при нем вся живопись состоит из одного слоя, высыхание которого при умеренной толщине его протекает беспрепятственно и вполне нормально, почему при соответ­ствующем грунте он обеспечен от трещин, равно как сами крас­ки сохраняют свою первоначальную свежесть. Но не всегда этот метод может быть на практике осуществлен и, кроме того, не всегда он входит в задачу живописца.

Грунт для живописи «алла прима» не должен быть слишком тянущим, а также слишком непроницаемым и скользким, почему при пользовании клеевым грунтом принимаются все необхо­димые меры для предотвращения слишком заметного изменения на нем красок в тоне от потери масла. Масляному грунту, особенно крепко просохшему и потому непроницаемому, придается некоторая проницаемость, что достигается протиркой его спиртом или пемзой; кроме того, выбирают грунт с шерохова­той поверхностью. Что касается цвета грунта, то наиболее пригодными в этом случае являются светлые грунты с различ­ными оттенками, сообразно живописной задаче, а также чистый белый грунт. Розоватый, желтоватый и другие оттенки грунта получаются прокраской белого грунта прозрачной краской.

Описываемый метод живописи часто не требует выполнения обычного рисунка, и художник может прямо приступить к крас­кам и письму в зависимости от живописной задачи и опытности мастера.

Если же рисунок необходим, то он может ограничиться лег­ким углевым наброском. Черного углевого рисунка с его фикса­жем следует избегать, так как всякие резкие черные контуры впоследствии будут просвечивать через тонкий слой краски я таким образом портить живопись. Состав фиксатива также не безразличен для прочности ее.

Рисунок может быть исполнен отдельно на бумаге и перене­сен затем на холст для лучшего сохранения чистоты и цвета грунта.

Чтобы иметь возможность закончить живопись по-сырому, т. е. до начала высыхания масляных красок, принимаются все­возможные, но безвредные для живописи меры, начиная с под­бора красок. Медленно сохнущим краскам здесь отдается пред­почтение. Так, цинковые белила здесь более уместны, нежели свинцовые; кроме того, и состав связующего вещества красок также имеет здесь большое значение. Вот почему здесь наибо­лее применимы краски, тертые на медленно сохнущих маслах: маковом, ореховом и подсолнечном; краски же на льняном масле пригодны лишь для быстрой, непродолжительной работы.

Чтобы задержать как можно дольше высыхание красок, ис­полняемая живопись ставится в промежутках между работой на холод, в темноту, причем по возможности преграждают к ней свободный доступ воздуха. Выполнение этих последних мер, к сожалению, не всегда может быть использовано, особенно при больших размерах живописного произведения, между тем эти меры являются весьма действительными.

Применяются с той же целью эфирные масла, замедляющие более или менее сильное высыхание масляных красок, о кото­рых говорится выше. Наиболее энергичным в данном случае было бы гвоздичное масло. Имеются, однако, авторитетные ука­зания на вред от применения названных масел для живописи в большом количестве.

Живопись этим методом ведется различно и зависит во мно­гом от индивидуальности художника; вот почему при изложе­нии этого метода можно ограничиться лишь наиболее суще­ственными и важными указаниями.

Под живописью «алла прима», в прямом значении этих слов, нужно подразумевать один из методов, в котором художник ставит себе задачей сразу воспроизводить в красках все то, что он видит в натуре, т. е. цвет, форму, светотень и пр., не прибе­гая к расчленению этой сложной задачи на отдельные моменты работы. Трудность разрешения этой задачи, разумеется, велика, и становится тем большею, если художник стремится окончить свое произведение «по-сырому», т. е. до засыхания красок.

Живопись ведется различно. Ее можно начинать мазками полугустых красок, наносимых свободно, тон к тону, не переме­шивая их долго на палитре, пока не раскроется весь холст. Вначале выгодно выдерживать тени светлее и теплее, чем они должны быть в законченном виде; светА же, наоборот, темнее и холоднее. Самые сильные света и тени наносятся в последний момент, когда живопись подходит к концу. Здесь очень уместны решительные и окончательные удары пастозными красками.

Выполнять живопись следует тюбиковыми красками в том виде, как они есть, без добавки к ним жирных масел. При упот­реблении черных красок (легких по своему весу) нельзя нано­сить их толстым слоем, так как тяжелые краски, нанесенные поверх них, тонут в черных, загрязняя живопись.

При нанесении слишком толстого слоя красок, затрудняю­щего дальнейшую работу, следует снимать их излишек с по­мощью мастихина, шпателя и ножа, а также наложением на слой красок чистой бумаги, которая прижимается ладонью руки к нему и затем, по удалении, берет на себя весь избыток красок. Можно, выполняя живопись «алла прима», начинать ее в протирку, разжижая краски скипидаром и нанося их жидко, подобно акварели. Прокладка эта ведется плоскостно, без моде­лировки форм, имея задачей лишь широкий общий эффект. Для нее лучше пользоваться корпусными красками, вводя в них бе­лила. Затем уже, в дальнейшей работе, вводятся пастозные краски, и начинается настоящая живопись.

При работе «алла прима», на слишком тянущем грунте масля­ные краски дают матовую живопись, которая в цветном отно­шении уступает темпере и, кроме того, при слишком сильном обезмасливании красок лишена прочности.

Живопись, исполняемая «алла прима» имеет своеобразную красоту, она приятна своей свежестью и непосредственностью, выявляя «мазок» автора и его темперамент. Образцами этого рода живописи могут служить этюды И. Репина к его картине «Государственный совет».

Алла прима (аля прима) — это техника живописи акварелью по сырому , подразумевающая законченную за один сеанс работу. Термин применим как для масляной, так и для акварельной живописи. По сути, это работа за раз.

Алла прима маслом

Что касается масла, здесь техника хороша по многим причинам. Обычно для этого материала характерна длительная работа с полотном. Это связано с различным временем высыхания разных слоев. Из-за наложения свежих мазков на уже подсохший в последствии появляются трещины. А работая Алла прима (или а-ля прима), мастер пишет лишь один слой, таким образом избегая сложности с нанесением лессировок. К тому же, из-за отсутствия огромного количества слоев работа остается свежей. Местами можно даже заметить словно подсвеченные участки. Такой эффект даёт просвечивающий через прозрачные слои краски загрунтованный холст. Кроме того, такая живая манера позволяет сделать более динамичные и экспрессивные работы. Эта техника пользовалась особенной популярностью у импрессионистов. Художники любили писать на природе, создавая в поле уже не наброски, а состоявшиеся законченные работы.

Алла прима акварелью

Если обратиться к акварели, то мы увидим как этот материал раскрывается в руках мастера совершенно в новом обличии. По сути, работая А-ля прима, художник пишет в один присест. Поскольку с акварелью это практически невозможно, картины в этой технике всегда написаны по сырому. Отсюда яркие переливающиеся разливы красок. У художника мало времени прежде, чем красочный слой высохнет, так что ему требуется уверенность и поставленная рука, чтобы рисовать акварелью по мокрому . Кроме того, необходима осторожность, так как при смешивании большого количества акварельных цветов есть риск получить не сочный оттенок, а грязь. Однако, многие мастера используют эту технику как основу для работы, позже накладывая еще несколько четких мазков уже по сухому, чтобы оттенить силуэты и нанести резкость на необходимые области работы.




Короче говоря, Алла прима — это манера живописи для высокоэффективных тунеядцев, которым сложно усидеть на месте, слой за слоем выписывая фотореалистичное полотно

Большие облака, Беркшир. Картина в технике A La Prama

Итальянский термин «Алла прима» означает «на первый взгляд» или «за один присест». Используя эту технику, картину завершают в один сеанс, не дожидаясь высыхания слоев краски. Алла прима называют еще методом «первой попытки», «рисунком за день», «на одном дыхании» и применяют для цветочных натюрмортов, портретов и пейзажей. Это отличный способ улучшить навыки и понять секреты манипуляций красками на холсте — смешения оттенков, форм и линий, интенсивности и концентрации объектов.

Преимущества

В работах маслом методом «первой попытки» практикуют способ «мокрое по мокрому», так как влажные слои маслом полностью высыхают достаточно долго. Художники практикуют способ в акварелях и медленно сохнущими акрилами. «Рисунком за день» — очень эффективный метод для пейзажей на пленэре (на открытом воздухе).

художник Christine Lafuente

Алла прима помогает быстро завершить картину или внести определенную выразительность и текучесть определенным областям. Картина методом «первой попытки» имеет дополнительное преимущество, так как позволяет смешивать краски прямо на холсте или на палитре. Поскольку влажный слой краски влияет на новые мазки совсем иначе, чем на сухой, требуются навыки в смешивании цветов. «Прямая картина» считается простым способом масляной живописи, но это обманчивое впечатление.

Сангина рисование красными мелками

Планирование залог успеха

Освоить «рисунок за день» и затем создавать произведения с удивительной непосредственностью стиля, мазков в несколько слоев не так просто, как кажется на первый взгляд. В методе «первой попытки» рекомендуется научиться планировать:

художник Mike Malm

  • Тон холста;
  • План размещения основных цветовых пятен;
  • Основные и очаговые цвета, которые наносятся в первую очередь;
  • Взаимодействие цветов – это повлияет на тон, который укладывают поверх фона. Если цвет сверху темнее цвета внизу, они станут светлее и наоборот;
  • Резерваж светлых участков помогает не загрязнять темными красками;
  • Смешивание цвета на палитре, а не на холсте — это гарантирует мазкам на холсте непосредственный и спонтанный характер без перегрузки лишними мазками;
  • Техника предполагает длинные, смелые, уверенные мазки и большое количество краски на кисти.

Как нарисовать капли воды


На первый взгляд, «прямая картина» — это простой способ для экспериментов, но совершенство мазка приходит только с опытом.

Долой детали

Алла Прима является отличным способом освободить художника от прописывания деталей. Ограничение фактора времени, а также художественные используемые материалы — это фактически инстинктивный выбор цветовых смесей и форм, размеров мазка.

В голландской живописи

Среди самых ранних живописных работ методом «одного сеанса» пользовались голландцы. Полотно «Портрет четы Арнольфини» Яна Ван Эйка является примером сочетания традиционной работы маслом и метода «мокрое по мокрому» в масляной живописи. Техника «одного сеанса» использована фламандским живописцем Франсом Халсом в работах маслом — мастер наносил краску свободно, толстыми слоями. Эффект непосредственности и спонтанности, энергии и эмоций появился в «прямых картинах» — «руку» художника, сохранившиеся мазки Халса можно видеть на полотнах совершенно ясно.

Пишем копию картины Винсента Ван Гога «Звездная ночь»

Важные представители

художник Egbert Oudendag (1914-1998)

Алла прима в работах Халса предшествовала импрессионизму более чем на 200 лет. Метод «первой попытки» проложил путь художникам, чьи работы стремились быстро донести визуальную информацию с помощью нескольких мазков:

Сингер Сарджент и Сезанн

«Рисунок за день» — это любимая техника реалиста Джона Сингера Сарджента и постимпрессионистов Поля Сезанна, как прямой путь передать живую сущность предмета.

Импрессионисты получили большую часть своей популярности, благодаря широкому применению масляной живописи, сделанной «на одном дыхании».

Моне Матис Пикассо

Великие художники использовали работы «на одном дыхании» и привлекли к ней внимание всего мира — это маленькие эскизы Моне, работы Матисса, Сезанна, Пикассо. В импрессионизме, постимпрессионизме, немецком экспрессионизме есть много картин, которые были завершены в одну сессию.

Интервью с художником Александром Сергеевым

Винсент Ван Гог

Вскоре техника стала самоцелью – лирические, танцующие мазки видны в самой известной работе Винсента Ван Гога «Звездная ночь». Некоторые проходы сделаны полностью, затем художник переходит в другую область. В больших портретах в полный рост поочередно прогрессировал один элемент: сначала фигура, затем одежда, фон, которые завершались отдельными сессиями живописи. До этого художники тщательно выполняли детали, затем «прямая картина» стала популярной техникой среди многих современных художников.

«Красные виноградники в Арле» Винсент Ван Гог

Шестое чувство

Интуитивный способ рисования «на одном дыхании» отличается очарованием, свежими, спонтанными чувствами. В начале работы используются тончайшие слои масляной краски. Затем намечаются основные цветовые пятна по всему полотну, которые заполняются определенным тоном.

Как нарисовать цветущий ирис


Для работы применяют обогащенные, непрозрачные, разбавленные маслом краски, чтобы избежать быстрого высыхания, но не спровоцировать остекление, и большие кисти. Завершают полотна мягкими кисточками небольшого размера для смешивания тонов и детальной работы. Картина сохранят свежесть и живость восприятия, следы от кисти и цветовые полосы. Полотна «одного сеанса» характеризуют некоторые особенности:
  • Рекомендуется избегать использования тонких кистей. Широкие волосяные щетки идеально подходят для покрытия больших площадей и для придания картине выразительности;
  • Реализовать в живописи «рисунок за день» можно за один или в несколько этапов;
  • Применяется ограниченная палитра не более 6 или 7 цветов;
  • Работы с «первой попытки» подходят для аккуратного использования в акварелях;
  • Не стоит применять способ одного сеанса на поверхности свыше одного метра или слишком маленьких участках;
  • Картины «на одном дыхании» содержат блоки ярких цветов — это идеально подходит для пейзажей с обширными участками неба, воды, поля или изображений с участием менее трех объектов.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!