Такой разный гофман. Эрнст Гофман: биография, творчество, интересные факты Эмма гофман биография

Гофман Эрнст Теодор Амадей (1776-1822) — немецкий писатель, композитор и художник романтического направления, получивший известность благодаря сказкам, сочетающим мистику с реальностью и отражающим гротескные и трагические стороны человеческой натуры. Самые известные сказки Гофмана: , и многие другие сказки для детей.

Биография Гофмана Эрнста Теодора Амадея

Гофман Эрнст Теодор Амадей (1776-1822) — — немецкий писатель, композитор и художник романтического направления, получивший известность благодаря рассказам, сочетающим мистику с реальностью и отражающим гротескные и трагические стороны человеческой натуры.

Один из самых ярких талантов XIX в., романтик второго этапа, оказавший воздействие на писателей последующих литературных эпох вплоть до настоящего времени

Будущий писатель родился 24 января 1776 в Кёнигсберге в семье адвоката, изучал право и работал в различных учреждениях, однако карьеры не сделал: мир чиновников и занятия, связанные с писанием бумаг, не могли привлечь умного, ироничного и широко одаренного человека.

Начало самостоятельной жизни Гофмана совпало с наполеоновскими войнами и оккупацией Германии. Во время работы в Варшаве он стал свидетелем ее захвата французами. Собственная материальная неустроенность накладывалась на трагедию всего государства, что рождало раздвоенность и трагически-ироническое восприятие мира.

Разлад с женой и лишенная надежды на счастье любовь к своей ученице, которая была моложе его - женатого человека - на 20 лет, усиливали ощущение чуждости в мире филистеров. Чувство к Юлии Марк, так звали любимую им девушку, легло в основу самых возвышенных женских образов его произведений.

В круг знакомых Гофмана входили писатели-романтики Фуке, Шамиссо, Брентано, известнейший актер Л. Девриент. Гофману принадлежат несколько опер и балетов, наиболее значительны из которых «Ундина», написанная на сюжет «Ундины» Фуке, и музыкальное сопровождение к гротескным «Веселым музыкантам» Брентано.

Начало литературной деятельности Гофмана приходится на 1808-1813 гг. - период его жизни в Бамберге, где он был капельмейстером в местном театре и давал уроки музыки. Первая новелла-сказка «Кавалер Глюк» посвящена личности особо чтимого им композитора, в название первого сборника включено имя художника - «Фантазии в манере Калло» (1814-1815).

Среди самых известных произведений Гофмана – новелла «Золотой горшок», сказка «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», сборники «Ночные рассказы», «Серапионовы братья», романы «Житейские воззрения кота Мурра», «Эликсир дьявола».

Эрнст Теодор Амадей Гофман родился в 1776 году. Место его рождения -Кенигсберг. Поначалу в его имени присутствовал Вильгельм, но он сам изменил имя, так как очень сильно любил Моцарта. Его родители развелись, когда ему было всего 3 года, и его воспитывала бабушка - мать его матери. Дядя его был юристом и очень умным человеком. Отношения у них складывались довольно сложные, однако дядя оказал влияние на племянника, на развитие его различных талантов.

Ранние годы

Когда Гофман вырос, он тоже решил, что станет юристом. Он поступает в университет в Кенигсберге, после обучения служил в разных городах, его профессия - судейский чиновник. Но такая жизнь была не для него, поэтому он начал рисовать и музицировать, чем и пытался зарабатывать на жизнь.

Вскоре он встретил свою первую любовь Дору. На ту пору ей было всего 25, но она была замужем и уже родила 5 детей. Они вступили в отношения, но в городе начали сплетничать, и родственники решили, что нужно отослать Гофмана в Глогау к другому дядюшке.

Начало творческого пути

В конце 1790-х Гофман становится композитором, он взял себе псевдоним Иоганн Крейслер. Есть несколько произведений, которые достаточно известны, например, - написанная им в 1812 году опера под названием «Аврора». Также Гофман работал в Бамберге в театре и служил капельмейстером, а также был дирижером.

Так сложилась судьба, что Гофман вернулся на госслужбу. Когда он сдал экзамен в 1800 году, то стал работать асессором в Верховном суде Познани. В этом городе он и встретил Михаэлину, с которой вступил в брак.

Литературное творчество

Э.Т.А. Гофман произведения свои начал писать в 1809 году. Первая новелла называлась «Кавалер Глюк», ее напечатала Лейпцигская газета. Когда же он вернулся к юриспруденции в 1814 году, то одновременно писал и сказки, в том числе «Щелкунчик и Мышиный король». Во времена, когда Гофман творил, процветал немецкий романтизм. Если хорошенько прочитать произведения, то можно увидеть основные тенденции школы романтизма. Например ирония, идеальный художник, ценность искусства. Писатель демонстрировал конфликт, который происходил между реальностью и утопией. Он постоянно иронизирует над своими героями, которые пытаются найти в искусстве какую-то свободу.

Исследователи творчества Гофмана едины в своем мнении, что нельзя отделять его биографию, его творчество от музыки. Особенно, если наблюдать за новеллами -например «Крейслериана».

Все дело в том, что в ней главным героем является Иоганнес Крейслер (как мы помним, это псевдоним автора). Произведение представляет собой очерки, темы у них разные, но герой один. Уже давно признано, что именно Иоганн считается двойником Гофмана.

Вообще писатель - человек довольно яркий, он не боится трудностей, готов бороться с ударами судьбы, чтобы достичь определенной цели. И в данном случае это искусство.

"Щелкунчик"

Данная сказка была опубликована в сборнике в 1716 году. Когда Гофман создавал это произведение, то пребывал под впечатлением от детей своего приятеля. Детишек звали Мари и Фриц, их имена Гофман дал своим персонажам. Если прочитать Гофмана "Щелкунчик и мышиный король ", анализ произведения покажет нам моральные принципы, которые пытался передать автор детям.

Вкратце история такова: Мари и Фриц готовятся к Рождеству. Крестный всегда делает игрушку для Мари. Но после Рождества эту игрушку обычно забирают, так как она очень искусно сделана.

Дети приходят к елке и видят, что там целая куча подарков, девочка находит Щелкунчика. Эта игрушка служит для того, чтобы разгрызать орехи. Как-то Мари заигралась в куклы, и в полночь появились мыши, во главе со своим королем. Это была огромная мышь с семью головами.

Тогда игрушки во главе с Щелкунчиком оживают и вступают с мышами в бой.

Краткий анализ

Если сделать анализ произведения Гофмана "Щелкунчик", то заметно, что писатель постарался показать, как важно добро, мужество, милосердие, что нельзя оставлять кого бы то ни было в беде, надо помогать, проявлять смелость. Мари смогла рассмотреть в неказистом Щелкунчике его свет. Ей понравилось его добродушие, и она всеми силами старалась защищать своего любимца от противного брата Фрица, который вечно обижал игрушку.

Несмотря ни на что, она пытается помочь Щелкунчику, отдает сладости наглому Мышиному королю, лишь бы тот не причинял солдатику вред. Здесь демонстрируются смелость и мужество. Мари и ее брат, игрушки и Щелкунчик объединяются ради достижения цели - победы над Мышиным королем.

Данное произведение является также достаточно известным, и Гофман создавал его, когда в 1814 году к Дрездену подошли французские войска, которые вел Наполеон. При этом город в описаниях довольно реален. Автор рассказывает про быт людей, как они катались на лодке, ходили в гости друг другу, проводили народные гулянья и многое другое.

События сказки разворачиваются в двух мирах, это реальный Дрезден, а также Атлантида. Если делать анализ произведения "Золотой горшок" Гофмана, то можно увидеть, что автор описывает гармонию, которую в обычной жизни днем с огнем не сыщешь. Главным героем является студент Ансельм.

Писатель постарался красиво рассказать про долину, где растут прекрасные цветы, летают удивительные птицы, где все пейзажи просто великолепны. Когда-то там жил дух Саламандр, он влюбился в Огненную лилию и нечаянно послужил причиной разрушения сада князя Фосфора. Тогда князь выгнал этого духа в мир людей и рассказал, какое у Саламандра будет будущее: люди забудут про чудеса, он снова встретит свою любимую, появится у них три дочки. Саламандр сможет вернуться домой, когда его дочери найдут себе возлюбленных, готовых поверить, что чудо возможно. В произведении Саламандр тоже может видеть будущее и предсказывать его.

Произведения Гофмана

Надо сказать, что хотя у автора было очень интересные музыкальные произведения, тем не менее, он известен в качестве сказочника. Произведения для детей Гофмана достаточно популярны, некоторые из них можно прочитать маленькому ребенку, какие-то подростку. Например, если взять сказку про Щелкунчика, то она подойдет и для тех, и для других.

"Золотой горшок" - сказка довольно интересная, но наполненная аллегориями и двойным смыслом, где демонстрируются основы нравственности, которые актуальны и в наши непростые времена, например, умение дружить и помогать, защищать, проявлять мужество.

Достаточно вспомнить и "Королевскую невесту" - произведение, которое было основано на реальных событиях. Речь идет про поместье, где проживает один ученый со своей дочкой.

Овощами правит подземный король, он и его свита приходят в огород Анны и оккупируют его. Они мечтают о том, что однажды на всей Земле будут жить только человекоовощи. А началось все с того, что Анна нашла необычайное кольцо...

Цахес

Кроме вышеописанных сказок, есть и другие произведения подобного рода Эрнста Теодора Амадея Гофмана - "Крошка Цахес, по прозванию Циннобер". Жил-был один маленький уродец. Фея пожалела его.

Она решила подарить ему три волоска, имеющих волшебные свойства. Как только что-то происходит в том месте, где Цахес находится, значительное или талантливое, или кто-то подобное произносит, то все думают, что это сделал он. А если карлик сделает какую-нибудь пакость, то все думают на других. Обладая подобным даром, крошка становится среди народа гением, его вскоре назначают министром.

"Приключение в новогоднюю ночь"

Однажды в ночь как раз под Новый год один странствующий товарищ попал в Берлин, где с ним произошла некая вполне волшебная история. Он встречает в Берлине Юлию, свою возлюбленную.

Такая девушка существовала на самом деле. Гофман преподавал ей музыку и был влюблен, но родные помолвили Юлию с другим.

"История о пропавшем отражении"

Интересен факт, что вообще в произведениях автора то и дело где-нибудь проглядывает мистическое, а уж про необычное и говорить не стоит. Умело смешивая юмор и нравственное начало, чувства и эмоции, реальный и нереальный мир, Гофман добивается полного внимания своего читателя.

Этот факт можно проследить в интересном произведении "История о пропавшем отражении". Эразм Спикер очень сильно хотел посетить Италию, чего и смог добиться, однако там он встретил прекрасную девушку Джульетту. Он совершил плохой поступок, вследствие чего ему пришлось уехать домой. Рассказывая все Джульетте, он говорит, что хотел бы с ней остаться навечно. В ответ она просит его, отдать свое отражение.

Другие произведения

Надо сказать, что известные произведения Гофмана разных жанров и для разных возрастов. Например, мистическая "История привидений".

Гофман очень сильно тяготеет к мистике, что прослеживается в рассказах про вампиров, про роковую монахиню, про песочного человека, а также в серии книг под названием "Ночные этюды".

Интересна забавная сказка о повелителе блох, где речь идет про сынка богатого торговца. Ему не по душе то, чем занимается его отец, и он не собирается идти по той же дорожке. Эта жизнь не для него, и он пытается сбежать от действительности. Однако его неожиданно арестовывают, хотя он не понимает за что. Тайный советник хочет найти преступника, а виновен преступник или нет, ему неинтересно. Он точно знает - у каждого человека можно найти какое-либо прегрешение.

В большинстве произведений Эрнста Теодора Амадея Гофмана присутствует много символики, мифов и легенд. Сказки вообще трудно делить по возрастам. Вот, например, взять "Щелкунчика", этот рассказ настолько интригующий, наполнен приключениями и влюбленностью, событиями, которые происходят с Мэри, что будет достаточно интересен детям и подросткам, и даже взрослые с удовольствием его перечитывают.

По данному произведению снимаются мультфильмы, неоднократно ставятся спектакли, балет и т. д.

На фото - первое исполнение "Щелкунчика" в Мариинском театре.

А вот другие произведения Эрнста Гофмана возможно будут немного трудноваты для восприятия ребенком. Некоторые люди приходят к этим произведениям вполне осознанно, чтобы насладиться необычайным стилем Гофмана, его причудливой смесью.

Гофмана привлекает тема, когда человек страдает безумием, совершает какое-то преступление, у него есть "темная сторона". Если у человека есть воображение, есть чувства, то он может впасть в безумие и покончить жизнь самоубийством. Для того чтобы написать рассказ "Песочный человек", Гофман изучал научные труды по болезням и клиническим составляющим. Новелла привлекла внимание исследователей, среди них был и Зигмунд Фрейд, который даже посвятил этому произведению свое эссе.

Каждый решает сам, в каком возрасте ему читать книги Гофмана. Некоторые не совсем понимают его слишком сюрреалистического языка. Однако стоит только начать читать произведение, как поневоле втягиваешься в этот смешанный мистический и безумный мир, где в реальном городе живет гном, где по улицам ходят духи, а прелестные змейки ищут своих прекрасных принцев.

Из-под пера немецкого писателя Эрнста Гофмана выходили претенциозные новеллы и романы, поражающие готическими образами. Его Крошка Цахес уродлив и груб, но обладает незаурядным талантом, а несчастный вынужден до скончания века дробить зубами орехи. При ужасающей канве повествования Гофман умел создавать красивые, чувственные сказки, но вовсе не для детей.

Детство и юность

Эрнст Теодор Вильгельм Гофман появился на свет 24 января 1776 года в Кёнигсберге, Восточная Пруссия (сейчас – Калининград, Россия). В семье Кристофа Людвига Гофмана и Ловизы Альбертины Доффер мальчик стал последним из трех детей.

Спустя 2 года после рождения Гофмана-младшего родители расстались. Кристоф, забрав сына Иоанна Людвига, уехал в Инстербург (ныне – Черняховск, город в Калининградской области), а мать с Эрнстом остались в Кёнигсберге. Средний сын умер в младенчестве.

Гофман проявлял большой талант к игре на фортепиано, писательству и рисованию, но развития в этих навыках не предвиделось – учреждение находилось в провинции, куда не доходили обширные знания о классических формах искусства и новых художественных идеях Пруссии.


В 1781-1792 годах мальчик обучался в лютеранской школе Burgschule. Мальчик самостоятельно изучал творчество , Стерна, и Жана Поля.

Около 1787 года Эрнст подружился с Теодором Готлибом фон Гиппелем, в будущем политическим деятелем, который познакомил его с творчеством . В 1792-м Гофман прослушал несколько лекций философа.

Творчество

В 1790-х годах писатель много переезжал: сначала в Глогув, затем в Дрезден, где Гофмана поразили картины и Корреджо, потом – в Берлин.

Симфония Эрнста Гофмана

Это был первый раз в биографии Гофмана, когда он оказался вдали от родственников. Молодой человек начал становиться тем, «кого директора школ, священники, дяди и тети называют развратными» – цитата самого автора. Разврат состоял в том, что немец всерьез приобщился к творчеству, но шутливому, не академическому.


В 1802 году, будучи на балу, Гофман от скуки рисовал карикатурные портреты прусских офицеров. Незаметно для юноши рисунки разошлись по гостям. Когда стало известно авторство, в адрес Эрнста посыпались жалобы. Власти Берлина, хорошо знакомые с родом Гофман, не решились наказывать «преступника», вместо этого сослали в Плоцк (бывшая столица Польши).

«Изгнание» подкосило психическое здоровье автора. В карикатурах он изображал себя, тонущего в грязи рядом с необразованными сельчанами. Тем не менее, затворничество, которое преследовало Гофмана в годы пребывания в Плоцке, позитивно отразилось на творчестве. Свои заметки о театре немец направил на литературный конкурс в газету «Die Freimüthige». Хотя ни одна из 14 работ не удостоилась главного приза, Гофману выписали 100 фридрихсдоров (золотых монет) за талантливое исполнение.


В 1804 году получил должность в Варшаве. По пути Эрнст заглянул в Кёнигсберг. Больше в родном городе писателю оказаться не посчастливилось.

Годы, проведенные в Польше, Гофман признавал самыми счастливыми. Здесь он познакомился со своим будущим биографом Юлиусом Эдуардом Гитцигом. Тот состоял в литературном обществе «Северные звезды», хорошо разбирался в книгах. Именно Гитциг познакомил Гофмана с творчеством Новалиса, Людвига Тика, Ахима фон Арнима и других немецких писателей, которые оказали существенное влияние на его слог.


Вдохновленный знакомствами с людьми искусства, молодой человек сочинил двухактный зингшпиль «Веселые музыканты» (1804) на песни Клеменса Брентано. На обложке композитор впервые употребил свой псевдоним – Эрнст Теодор Амадей Гофман, или Э. Т. А. Гофман. Имя Амадей немец присвоил в память о маэстро органной музыки .

Счастье молодого человека длилось недолго – в ноябре 1806 года, во время войны четвертой коалиции, войска захватили Варшаву, и прусские бюрократы потеряли работу. Гофман оказался в оккупированном Берлине. Он голодал, тосковал по семье, и в этих условиях родилось одно из лучших его музыкальных произведений – «Песнь шестая». Позже авторство будет приписано Иоганнесу Клейслеру, главному герою романа «Житейские воззрения Кота Мурра».


Литературный прорыв Гофмана случился в 1809 году с публикацией дебютной новеллы «Кавалер Глюк». Согласно сюжету мужчина якобы встречает почившего мир живых композитора Кристофа Виллибальда Глюка. Это произведение – дань термину Жана Поля «доппельгангер», в литературе эпохи романтизма означающего «темную» личность человека.

С момента выпуска «Кавалера Глюка» в творчестве Гофмана наступили золотые времена. В 1814 году вышла повесть «Золотой горшок», завершилось сочинение оперы «Ундина». Тогда же автор начал писать «Эликсир сатаны» (1815), которого про себя называл «эликсир жизни» - он надеялся, что успех романа принесет прибыль. Надежды обернулись явью. Короткие рассказы, собранные в сборник «Фантазии в манере Калло», были приняты обществом благосклонно.


«Щелкунчик и Мышиный король» (1816), задуманный как сказка для детей друга, стал культовым произведением. Доказательство – балет , многочисленные экранизации и мультипликации.

Сказка повествует об игрушечном человечке, который умеет только разгрызать твердые орехи. Однажды девочка Мари, которой подарили Щелкунчика, наблюдает картину боя человечка против Мышиного короля. Оказывается, что Щелкунчик – юноша, заколдованный королевой Мышильдой. Чтобы вернуть прежний облик, ему нужно побороть короля и найти свою прекрасную даму.


История про Щелкунчика подходит для чтения детям, в отличие от других внушающих ужас произведений Гофмана. Например, в сборнике «Ночные этюды» собраны злобные мистические поверья: «Песочный человек», «Майорат», «Церковь иезуитов в Г.».

В 1819 году «рождается» уродливый и циничный «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер». После заклинания доброй феи окружающие перестают замечать внешнее несовершенство карлика Цахеса. Напротив – его злобные идеи кажутся блестящими, сальные шутки – верхом остроумия. Прежним Цахеса видят студент Бальтазар и другие люди творчества.

Бальтазар влюблен в Кандиду, дочь ученого. Уродец, понимая желания молодого человека, очаровывает ничего не подозревающую девушку. Чтобы не допустить роковой ошибки, Бальтазар вступает в борьбу с Цахесом.


В том же 1819 году на свет появился первый том «Житейских воззрений Кота Мурра». Повествование ведется от лица животного, которое проживает при дворе капельмейстера Иоганнеса Крейслера. Периодически в рассказ вплетаются отрывки, не имеющие ничего общего с содержанием. Оказывается, что кот в порыве творческих мук вырывал страницы из жизнеописаний своего хозяина – гениального композитора.

Образы главных героев автобиографичны: Крейслер – это сам Гофман, а Мурр – котенок писателя, которому посвящен роман. Животное скончалось от болезни под финал второго тома. В заключении книги сказано:

«Разумного, высокопросвещенного, философического и поэтического кота Мурра посреди его блистательного жизненного поприща настигла неумолимая смерть».

Второй том издан в 1821 году.

Личная жизнь

В 1794 году Гофман завел роман с Дорой Хатт, замужней женщиной, которой давал уроки музыки. Та была на 10 лет старше, имела 6 детей. В феврале 1796-го семья Эрнста воспротивилась любовному увлечению сына и якобы с добрыми намерениями отослала Эрнста в Глогув.


Около 1801 года мужчина взял в жены Марианну Теклу Михалину Рорер по прозвищу Миша. Спустя 4 года их уединенную личную жизнь нарушило рождение дочери Цецилии. Ее жизнь оказалась короткой – ребенок умер в возрасте 2 лет.

В 1810 году, будучи женатым мужчиной, влюбился в юную ученицу Джулию Марк. Чувства Гофмана были настолько очевидны, что родители поспешили выдать дочь замуж, и от горя писатель едва не свел счеты с жизнью. Неудавшемуся роману посвящена новелла «Дон Жуан» (1813).

Смерть

В 1819 году здоровье 43-летнего Гофмана было подорвано. Жизненные сложности превратили талантливого человека в пьяницу, сифилис вызывал ослабление конечностей, а с начала 1822 года – паралич до самой шеи. Несмотря на это, Эрнст продолжал творить: свои заключительные произведения он диктовал жене или секретарю.

Одновременно с подступающей смертью Гофман боролся с судебной несправедливостью. В романе «Повелитель блох» (1822) писатель имел неосторожность воссоздать карикатуру на комиссара Кампца.


Когда того сделали председателем комиссии политического инакомыслия, учрежденной королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом III, он решил отомстить Гофману, то есть арестовать его. Король поручил выписать автору выговор, а «Повелителя блох» подвергнуть цензуре.

Эрнст Гофман умер от сифилиса 25 июня 1822 года в возрасте 46 лет. Могила находится на Иерусалимском кладбище Берлина. На надгробии указано имя писателя при рождении и его регалии:

«Советник суда, превосходный в своем красноречии, поэт, музыкант, художник, преданный своим друзьям».

Цитаты

Судя по тому, что я знаю и читал о любви, это, собственно говоря, род психического недуга, который у человеческой породы выражается в особых припадках безумия; они принимают какое-нибудь существо совсем не за то, что оно есть на самом деле; например, обыкновенную низкорослую толстушку, штопающую чулки, они почитают богиней.
У мудрых отцов порой рождаются преглупые сынки.
Весьма часто случается в жизни, что тот или иной человек представляется окружающим особенно честным и добродетельным как раз в ту пору, когда он затевает какую-нибудь мошенническую проделку.
Есть ли более приятное состояние, чем довольство собой?

Библиография

  • 1814 – «Фантазии в манере Калло»
  • 1815 – «Эликсир сатаны»
  • 1816 – «Щелкунчик и Мышиный король»
  • 1817 – «Ночные этюды»
  • 1819 – «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»
  • 1819-1821 – «Серапионовы братья»
  • 1819-1821 – «Житейские воззрения Кота Мурра вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера, случайно уцелевшими в макулатурных листах»
  • 1922 – «Повелитель блох»

Музыкальные произведения

  • 1804 – «Веселые музыканты» (зингшпиль)
  • 1808 – «Арлекин» (балет)
  • 1809 – «Дирна» (мелодрама)
  • 1812 – «Аврора» (опера)
  • 1816 – «Ундина» (опера)

Творчество Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776-1822)

Один из ярчайших представителей позднего немецкого романтизма – Э.-Т.-А. Гофман , который был уникальной личностью. Он совмещал в себе талант композитора, дирижера, режиссера, живописца, писателя и критика. Довольно оригинально описал биографию Гофмана А.И. Герцен в своей ранней статье «Гофман»: «Всякий божий день являлся поздно вечером какой-то человек в один винный погреб в Берлине; пил одну бутылку за другой и сидел до рассвета. Но не воображайте обыкновенного пьяницу; нет! Чем более он пил, тем выше парила его фантазия, тем ярче, тем пламеннее изливался юмор на все окружающее, тем обильнее вспыхивали остроты». О самом же творчестве Гофмана Герцен писал следующее: «Одни повести дышат чем-то мрачным, глубоким, таинственным; другие – шалости необузданной фантазии, писанные в чаду вакханалий. <…> Идиосинкрасия, судорожно обвивающая всю жизнь человека около какой-нибудь мысли, сумасшествие, ниспровергающее полюсы умственной жизни; магнетизм, чародейная сила, мощно подчиняющая одного человека воле другого, – открывает огромное поприще пламенной фантазии Гофмана».

Основной принцип поэтики Гофмана – сочетание реального и фантастического, обычного с необычным, показ обыденного через необычное. В «Крошке Цахесе», как и в «Золотом горшке», обращаясь с материалом иронически, Гофман ставит фантастичность в парадоксальные взаимоотношения с самыми будничными явлениями. Действительность, каждодневная жизнь становится у него интересной при помощи романтических средств. Едва ли не первым среди романтиков Гофман ввел современный город в сферу художественного отражения жизни. Высокое противостояние романтической духовности окружающему бытию происходит у него на фоне и на почве реального немецкого быта, который в искусстве этого романтика превращается в фантастически злую силу. Духовность и вещественность вступают здесь в противоречие. С огромной силой показал Гофман мертвящую власть вещей.

Острота ощущения противоречия между идеалом и действительностью реализовалась в знаменитом гофмановском двоемирии. Тусклая и пошлая проза обыденной жизни противопоставлялась сфере высоких чувств, способности слышать музыку вселенной. Типологически все герои Гофмана делятся на музыкантов и немузыкантов. Музыканты – духовные энтузиасты, романтические мечтатели, люди, наделенные внутренней раздробленностью. Немузыканты – люди, примиренные с жизнью и с собой. Музыкант вынужден жить не только в области золотых снов поэтической мечты, но и постоянно сталкиваться с непоэтической реальностью. Это рождает иронию, которая направлена не только на реальный мир, но и на мир поэтической мечты. Ирония становится способом разрешения противоречий современной жизни. Возвышенное сводится до обыденного, обыденное поднимается до возвышенного – в этом видится двойственность романтической иронии. Для Гофмана была важна идея романтического синтеза искусств, который достигается путем взаимопроникновения литературы, музыки и живописи. Герои Гофмана постоянно слушают музыку его любимых композиторов: Кристофа Глюка, Вольфганга Амадея Моцарта, обращаются к живописи Леонардо да Винчи, Жак Калло. Будучи одновременно и поэтом, и живописцем, Гофман создал музыкально-живописно-поэтический стиль.

Синтез искусств обусловил своеобразие внутренней структуры текста. Композиция прозаических текстов напоминает сонатно-симфоническую форму, которая состоит из четырех частей. В первой части намечаются основные темы произведения. Во второй и третьей частях происходит их контрастное противопоставление, в четвертой части они сливаются, образуя синтез.

В творчестве Гофмана представлены два типа фантастики. С одной стороны, радостная, поэтическая, сказочная фантастика, восходящая к фольклору («Золотой горшок», «Щелкунчик»). С другой стороны, мрачная, готическая фантастика кошмаров и ужасов, связанная с душевными отклонениями человека («Песочный человек», «Эликсиры сатаны»). Основная тема творчества Гофмана – взаимоотношения искусства (художников) и жизни (обывателей-филистеров).

Примеры подобного разделения героев встречаем в романе «Житейские воззрения кота Мурра» , в новеллах из сборника «Фантазии в манере Калло»: «Кавалер Глюк» , «Дон Жуан», «Золотой горшок» .

Новелла «Кавалер Глюк» (1809) – первое опубликованное произведение Гофмана. Новелла имеет подзаголовок: «Воспоминание 1809 года». Двойственная поэтика заглавий свойственна почти всем произведениям Гофмана. Она обусловила и другие черты художественной системы писателя: двуплановость повествования, глубокое взаимопроникновение реального и фантастического начал. Глюк умер в 1787 году, события новеллы относятся к 1809 году, а композитор в новелле действует как живой человек. Встреча умершего музыканта и героя может интерпретироваться в нескольких контекстах: либо это мысленная беседа героя с Глюком, либо игра воображения, либо факт опьянения героя, либо фантастическая реальность.

В центре новеллы – противопоставление искусства и реальной жизни, общества потребителей искусства. Гофман стремится выразить трагедию непонятого художника. «Я выдал священное непосвященным…» – говорит Кавалер Глюк. Его появление на Унтер ден Линден, где обыватели пьют морковный кофе и толкуют о башмаках, кричаще нелепо, а потому фантасмагорично. Глюк в контексте повести становится высшим типом художника, который и после смерти продолжает творить, совершенствовать свои произведения. В его образе воплотилась идея бессмертия искусства. Музыка трактуется Гофманом как тайная звукопись, выражение невыразимого.

В новелле представлен двойной хронотоп: с одной стороны, присутствует реальный хронотоп (1809 год, Берлин), а с другой стороны, на этот хронотоп накладывается другой, фантастический, который расширяется, благодаря композитору и музыке, которая размыкает все пространственные и временные ограничения.

В этой новелле впервые обнаруживает себя идея романтического синтеза разных художественных стилей. Она присутствует за счет взаимных переходов музыкальных образов в литературные и литературных в музыкальные. Вся новелла переполнена музыкальными образами и фрагментами. «Кавалер Глюк» – музыкальная новелла, художественное эссе о музыке Глюка и о самом композиторе.

Еще один тип музыкальной новеллы – «Дон Жуан» (1813). Центральная тема новеллы – постановка оперы Моцарта на сцене одного из немецких театров, а также интерпретация ее в романтическом ключе. Новелла имеет подзаголовок – «Небывалый случай, происшедший с неким путешествующим энтузиастом». Этот подзаголовок раскрывает своеобразие конфликта и типа героя. В основе конфликта лежит столкновение искусства и обыденной жизни, противостояние истинного художника и обывателя. Главный герой – путешественник, странник, от имени которого ведется повествование. В восприятии героя донна Анна является воплощением духа музыки, музыкальной гармонии. Через музыку ей открывается высший мир, она постигает трансцендентальную реальность: «Она призналась, что для нее вся жизнь – в музыке, и порою ей чудится, будто то заповедное, что замкнуто в тайниках души и не поддается выражению словами, она постигает, когда поет». Впервые возникающий мотив жизни и игры, или мотив жизнетворчества, получает осмысление в философском контексте. Однако попытка достичь высшего идеала заканчивается трагически: смерть героини на сцене оборачивается смертью актрисы в реальной жизни.

Гофман творит свой литературный миф о Дон Жуане. Он отказывается от традиционного толкования образа Дон Жуана как искусителя. Он – воплощение духа любви, Эроса. Именно любовь становится формой приобщения к высшему миру, к божественной первооснове бытия. В любви Дон Жуан пытается проявить свою божественную сущность: «Пожалуй, ничто здесь, на земле, не возвышает так человека в самой его сокровенной сущности, как любовь. Да, любовь - та могучая таинственная сила, что потрясает и преображает глубочайшие основы бытия; что же за диво, если Дон Жуан в любви искал утоления той страстной тоски, которая теснила ему грудь». Трагедия героя видится в его раздвоенности: он сочетает в себе божественное и сатанинское, созидательное и разрушительное начала. В какой-то момент герой забывает о своей божественной природе и начинает глумиться над природой и творцом. Донна Анна должна была спасти его от поисков зла, так как она становится ангелом спасения, но Дон Жуан отвергает покаяние и становится добычей адских сил: «Ну, а если само небо избрало Анну, чтобы именно в любви, происками дьявола сгубившей его, открыть ему божественную сущность его природы и спасти от безысходности пустых стремлений? Но он встретил ее слишком поздно, когда нечестие его достигло вершины, и только бесовский соблазн погубить ее мог проснуться в нем».

Новелла «Золотой горшок» (1814), как и рассмотренные выше, имеет подзаголовок: «Сказка из новых времен». Жанр сказки отражает двойственное мироощущение художника. Основу сказки составляет бытовая жизнь Германии конца XVIII – начала XIX века. На этот фон наслаивается фантастика, за счет этого и создается сказочно-бытовой мирообраз новеллы, в которой все правдоподобно и в то же время необычно.

Главный герой сказки – студент Ансельм. Житейская неловкость сочетается в нем с глубокой мечтательностью, поэтическим воображением, а это, в свою очередь, дополняется помыслами о чине надворного советника и хорошем жаловании. Сюжетный центр новеллы связан с противопоставлением двух миров: мира обывателей-филистеров и мира романтиков-энтузиастов. В соответствии с типом конфликта все действующие лица образуют симметричные пары: Студент Ансельм, архивариус Линдгорст, змейка Серпентина – герои-музыканты; их двойники из обыденного мира: регистратор Геербранд, конректор Паульман, Вероника. Тема двойничества играет важную роль, так как генетически связана с концепцией двоемирия, раздвоения внутренне единого мира. В своих произведениях Гофман пытался представить человека в двух противоположных образах духовной и земной жизни и изобразить бытийного и бытового человека. В возникновении двойников автор видит трагизм существования человека, потому что с появлением двойника герой утрачивает целостность и распадается на множество отдельных человеческих судеб. В Ансельме нет единства, в нем живут одновременно любовь к Веронике и к воплощению высшего духовного начала – Серпентине. В итоге духовное начало побеждает, силой своей любви к Серпентине герой преодолевает раздробленность души, становится истинным музыкантом. В награду он получает золотой горшок и поселяется в Атлантиде – мире бесконечного топоса. Это сказочно-поэтический мир, в котором правит архивариус. Мир конечного топоса связан с Дрезденом, в котором властвуют темные силы.

Образ золотого горшка, вынесенный в заглавие новеллы, приобретает символическое звучание. Это символ романтической мечты героя, и в то же время довольно прозаическая вещь, необходимая в быту. Отсюда возникает относительность всех ценностей, помогающая, вместе с авторской иронией, преодолеть романтическое двоемирие.

Новеллы 1819-1821 гг.: «Крошка Цахес», «Мадемуазель де Скюдери», «Угловое окно».

В основе новеллы-сказки «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1819) лежит фольклорный мотив: сюжет присвоения подвига героя другим, присвоение успеха одного человека другим. Новелла отличается сложной социально-философской проблематикой. Главный конфликт отражает противоречие между таинственной природой и враждебными ей законами социума. Гофман противопоставляет личностное и массовое сознание, сталкивая индивидуального и массового человека.

Цахес – низшее, первобытное существо, воплощающее темные силы природы, стихийное, бессознательное начало, которое присутствует в природе. Он не стремится преодолеть противоречие между тем, как его воспринимают окружающие и тем, кто он есть в действительности: «Было безрассудством думать, что внешний прекрасный дар, коим я наделила тебя, подобно лучу, проникнет в твою душу и пробудит голос, который скажет тебе: «Ты не тот, за кого тебя почитают, но стремись сравняться с тем, на чьих крыльях ты, немощный, бескрылый, взлетаешь ввысь». Но внутренний голос не пробудился. Твой косный, безжизненный дух не мог воспрянуть, ты не отстал от глупости, грубости, непристойности». Смерть героя воспринимается как нечто равноценное его сущности и всей жизни. С образом Цахеса в новеллу входит проблема отчуждения, герой отчуждает все лучшее от других людей: внешние данные, творческие способности, любовь. Так тема отчуждения переходит в ситуацию двойничества, утраты героем внутренней свободы.

Единственный герой, который не подвластен волшебству феи – Бальтазар – поэт, влюбленный в Кандиду. Он единственный герой, который наделен личностным, индивидуальным сознанием. Бальтазар становится символом внутреннего, духовного зрения, которого лишены все окружающие. В награду за разоблачение Цахеса он получает невесту и чудесную усадьбу. Однако благополучие героя показано в конце произведения в ироническом ключе.

Новелла «Мадемуазель де Скюдери» (1820) – один из ранних примеров детективной новеллы. Сюжет основан на диалоге двух личностей: мадемуазель де Скюдери – французской писательницы XVII века – и Рене Кардильяка – лучшего ювелирного мастера Парижа. Одна из главных проблем – проблема судьбы творца и его творений. По мысли Гофмана, творец и его искусство неотделимы друг от друга, творец продолжается в своем произведении, художник – в своем тексте. Отчуждение произведений искусства от художника равносильно его физической и нравственной смерти. Созданная мастером вещь не может быть предметом купли-продажи, в товаре умирает живая душа. Кардильяк через убийство клиентов возвращает себе свои творения.

Еще одна важная тема новеллы – тема двойничества. Все в мире двойственно, двойную жизнь ведет и Кардильяк. Его двойная жизнь отражает дневную и ночную стороны его души. Эта двойственность присутствует уже в портретном описании. Двойственной оказывается и судьба человека. Искусство, с одной стороны, является идеальной моделью мира, оно воплощает духовную сущность жизни и человека. С другой стороны, в современном мире искусство становится товаром и тем самым оно утрачивает свою неповторимость, свой духовный смысл. Двойственным оказывается и сам Париж, в котором разворачивается действие. Париж предстает в дневном и ночном образах. Дневной и ночной хронотоп становятся моделью современного мира, судьбы художника и искусства в этом мире. Таким образом, мотив двойничества включает в себя следующую проблематику: саму сущность мира, судьбу художника и искусства.

Последняя новелла Гофмана – «Угловое окно» (1822) – становится эстетическим манифестом писателя. Художественный принцип новеллы – принцип углового окна, то есть изображение жизни в ее реальных проявлениях. Жизнь рынка для героя – источник вдохновения и творчества, это способ погружения в жизнь. Гофман впервые поэтизирует телесный мир. Принцип углового окна включает в себя позицию художника-наблюдателя, который не вмешивается в жизнь, а только обобщает ее. Он сообщает жизни черты эстетической завершенности, внутренней целостности. Новелла становится своеобразной моделью творческого акта, сущность которого в фиксации жизненных впечатлений художника и отказ от их однозначной оценки.

Общую эволюцию Гофмана можно представить как движение от изображения необычного мира к поэтизации обыденной жизни. Изменения претерпевает и тип героя. На смену герою-энтузиасту приходит герой-наблюдатель, на смену субъективному стилю изображения приходит объективный художественный образ. Объективность предполагает следование художника логике реальных фактов.

Краткая биография Гофмана изложена в этой статье.

Гофман биография кратко

Гофман Эрнст Теодор Амадей — немецкий писатель и композитор.

Родился 24 января 1776 г. в Кенигсберге (ныне Калининград). Сын чиновника. Родители разошлись, когда мальчику было три года; его воспитывал дядя - юрист по профессии.

В 1800 году Гофман прекрасно окончил курс юридических наук в Кёнигсбергском университете и связал свою жизнь с государственной службой. До 1807 года работал в разных чинах, в свободное время занимаясь музыкой и рисованием. После университета он получил место ассесора в Познани, где был радушно принят в обществе. В Познани молодой человек так пристрастился к кутежам, что был переведён в Полоцк с понижением в должности. Там Гофман женился на польке из добропорядочной буржуазной семьи и остепенился.

Несколько лет семья бедствовала, Гофман периодически работал как дирижёр, композитор и декоратор в театрах Берлина, Бамберга, Лейпцига и Дрездена, писал статьи о музыке для журналов.

После 1813 года дела его пошли лучше после получения небольшого наследства. Место капельмейстера в Дрездене ненадолго удовлетворило его профессиональные амбиции.

Он явился одним из основоположников романтической эстетики, представлял музыку как «неведомое царство», раскрывающее человеку смысл его чувств и страстей.

Ему принадлежит романтическая опера «Ундина» (1813 г.), симфонии, хоры, камерные сочинения и др.

Во время битвы при Ватерлоо Гофманы оказались в Дрездене, где пережили все тяготы и ужасы войны. Именно тогда Гофман подготовил к печати сборник «Фантазии в духе Калло» (в четырёх томах, 1815 г.), куда вошли новеллы «Кавалер Г’люк», «Музыкальные страдания Иоганна Крейслера, капельмейстера», «Дон Жуан».

В 1816 г. Гофман получил в Берлине место советника юстиции, обеспечивающее твёрдый доход и позволяющее посвящать время искусству. В литературном творчестве он проявил себя как классический романтик.

В новеллах, повестях «Золотой горшок» (1814 г.), «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1819 г.), романе «Эликсир дьявола» (1816 г.) мир представлен словно видимый в двух планах: реальном и фантастическом, причём фантастический постоянно вторгается в реальный (феи пьют кофе, колдуньи торгуют пирожками и т. п.).

Писателя влекла область таинственного, запредельного: бред, галлюцинации, безотчётный страх - его излюбленные мотивы.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!