Такая разная любовь. Русские брачные традиции


Чтобы найти себе жену, российские цари XVI-XVII вв. устраивали смотры невест, на которые допускались только самые красивые и здоровые девственницы. Боярские семьи конкурировали между собой за возможность выдать замуж свою невесту. От результатов этого средневекового кастинга зависели судьбы именитых родов и даже ход истории Московского царства.




В XV-XVI вв. у российских царей было множество проблем при выборе невесты. Европейские королевские семьи не желали отправлять своих дочерей в этот дикий, изолированный край. Они также не хотели, чтобы их благочестивые принцессы крестились в православную веру.

Породниться со знатными родами России было не намного проще. Хоть московские цари и считались всесильными, на самом деле они находились в зависимости от боярских семей. Здесь брачным вопросам постоянно мешали интриги и борьба за власть.



В 1505 году будущий царь Василий III решил провести первые на Руси смотрины невест, чтобы выбрать идеальную спутницу жизни. Этот обычай, заимствованный из Византийской империи, стал популярным в России на следующие две сотни лет.



На первом этапе «отбора» представители царя ездили по всем уголкам страны с особым царским указом. В нем предписывалось представить всех молодых девушек на «региональные смотры». Царские послы отбирали кандидаток по многим параметрам. Царская невеста должна была быть высокого роста, красивая и здоровая. Большое внимание уделялось наличию многих детей у ее родителей. Естественно, проверялась «политическая благонадежность» семьи девушки.



От 500 до 1500 отобранных девушек отправлялись в Москву для участия в следующем туре отбора. Соперницы представали перед жюри из придворных и врачей, где отсеивались в несколько туров. Здесь уже начинались придворные интриги. Благородные семьи продвигали своих родственниц и пытались протащить их в финал. При этом против особо перспективных кандидаток на титул царицы даже организовывались сговоры.



Несколько десятков девушек, прошедших предыдущие этапы отбора, выходили в финальный раунд. Это было очень похоже на телевизионное шоу «Холостяк».



Их поселили в большом красивом доме, всех одели в красивые платья. Наконец, когда прибыл царь, к нему в комнату заходили будущие невесты и кланялись в ноги. Царь давал каждой из девушек платок, вышитый золотой или серебряной нитью и жемчугом.



Царь наблюдал за кандидатками, когда все вместе обедали за одним столом, а также в приватном общении, чтобы сделать правильный выбор из этой прекрасной компании. Когда царь сделал свой выбор, он передал суженой золотое кольцо. В 1505 году Соломония Сабурова стала первой царицей, прошедший подобный кастинг царя Василия III.



Остальных финалисток разбирали в жены влиятельные бояре, либо их отправляли домой с деньгами и дорогими подарками, но могли и сослать в Сибирь – в зависимости от настроения царя.



Смотры невест вышли из моды в конце XVII века. Романовы все больше стали вступать в брак с европейскими принцессами, а Россия входила в политическую жизнь западной Европы.

Обычай смотра невест для русского монарха широко отображен в живописи русских художников. Интересно, что .

Про нее). Поэтому узнав, что в корпусе Бенуа открывается новая выставка - Праздники по-русски я нутром почуял, что мне необходимо там побывать. Оказалось, что почуял верно - эта выставка - словно сестра предыдущей! Думаю, что "Праздники по-русски" делали те же люди, что и "Избранники Клио". Спасибо им огромное! Впечатлений я получил массу!

Единственное, чего не хватило - это подробных и интересных комментариев под картинами, их очень не хватает. Особенно, если учитывать, что большинство экспонатов не из постоянной экспозиции, а экскурсии, насколько я знаю, по выставке "Праздники по русски" к сожелению не проводится. Меня в этом деле мог бы выручить iPad, но стоило мне его достать, как бабушки служительницы стали на меня очень подозрительно коситься и спрашивать не снимаю ли я картины... К бабушкам ни малейшей претензии, но было как-то неуютно.

Ниже немного впечатлений и комментариев - попытки ссоздать подписи, которых мне так недоставало =) Ну и репродукции. Хотя в очередной раз убеждаюсь, что какими бы качественными сканы с картин не были, все равно они не передают ни настроения, ни атмосферы реального полотна. Это все равно, что сранвить поход в театр и просмотр видеозаписи спектакля. Или просмотр DVD и посещение на концерта. Вроде все на месте, и порой качество звука-картинки радует, но не достает самой важной детали и поэтому впечатление абсолютно другое - более плоское. Хотя, это я уже отвлекся! Итак, Русский музей, выставка "Праздники по-русски".

Я буду придерживаться хронологии авторов выставки, но выделять только те картины которые мне понравились. В реале на выставке их в разы больше, плюс еще какие-то мелочи вроде нарядов, предметов и еще каких-то артефактов. Был даже экран, где транслировалась какая-то запись начала века (судя по белым силуэтам с достоинством куда-то двигающимся предполагаю, что это был государь император с семьей). Но эти вещи меня мало интересовали, я предпочитаю живопись. А живописное путешествие по миру русских праздников начиналось с Руси.

А. П. Рябушкин - "Московская улица XVII века в праздничный день" (1895 год)
VII век, Москва, праздничный день, грязища. Ну очень нравится мне эта известная картина Андрея Петровича Рябушкина. У других - XVII век, а уж тем более Москва - это что-то эпичное - Минин и Пожарский карают Лжедмитрия, Царь Алексей Михайлович у гроба святителя Филлипа.. ну и т.д. А тут праздничный день, улица - ни фонарей, ни аптек, а только бурое болото от края до края. Молодое русское царство. Меня особенно забавит мужчина у забора, пытающийся и разодетых женщин пропустить и замараться не сильно....


В. Г. Шварц - "Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче" (1865 год)

А вот еще из той же эпохи, но уже вычурно-парадно. За эту картину В. Г. Шварц был удостоен звания академика - торжественное шествие царя и патриарха из собора Василия Блаженного к Спасским воротам Кремля показано с предельной точностью в изображении одеяний, аксессуаров, древней архитектуры Москвы. И никакой грязи, Боже упаси! Хотя, может быть, ее и не видно, под кафтанами густо устилающими царский путь.... Кстати, художники пишущие картины на исторические темы были очень внимательны к мелочам в нарядах и предметах. Их интересовали даже швы на одеже и именно они были главными клиентами тогдашних антикваров.

Г. Г. Мясоедов - "Смотрины невесты" (вторая половина 19 века)
А вот картина, к праздникам имеющая косвенное отношение - Г. Г. Мясоедов, "Смотрины невесты". Суровое жюри внимательно изучает претендентку, на замужество, судя по всему с именитым женихом. У крестьян все было попроще - там все невестушки "на виду", а вот свадьба бояр да князей - не редко это был настоящий древнерусский конкурс красоты.

Например Иван Грозный искал невесту так - по городам были разосланы грамоты к боярам и детям боярским с приказом представить своих детей или родственниц на смотр. Таим образом было отобрано множество девиц (некоторые источники говорят, что 2000), из которых выбрали 24 лучших. Из них еще 12, которых в свою очередь и представили государю и он уже сам выбрал себе суженую. "Финалистки" царского смотра не сильно горевали, не успевал их отвергнуть царь, как уже ломились сваты от знатных вельмож. Обычай искать себе жену подобным образом, кстати, придумали не на Руси, он пришел из Византии. Так что утверждение, что первый конкурс красоты прошел в Бельгии в 1888 году достаточно сомнительно!

А. И. Корзухин - "Девичник" (1889 год)
Продолжая свадебную тему (это не я, это устроители выставки так все развесили) - Алексей Иванович Корзухин, "Девичник". Во первых картина просто понравилась - и сюжет понятен и настроение радости и смятения улавливается и сразу видно, кто невеста, кто подруги и т.д. Но более всего в глаза бросилась не полураздетая девица, выглядывающая из избы, и не погруженная в хозяйственные дела баба с бельем, безучастная к веселью, а компания из немолодых женщин за столом. Они ну просто излучают уверенность в себе, беззаботность и довольство. Одна из них пьет из здоровенной кружки, даже интересно что у нее там налито? Хотя понятно, что не мартини...

К. Е. Маковский - "Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)" (1895 год)
Следующее монументальное полотно Константина Маковского (оно размером с целую стену, я видел его впервые) вызвало вопросы. Называется оно "Поцелуйный обряд" и вот про этот самый обряд я не знал ничего, хотя строил предположения, как оказалось - верные.

В XVI веке и ранее в России женщины жили достаточно закрыто - сидели в тереме, ткали и общались только с ближними родственниками. Церковь посещали по большим праздникам, по улицам перемещались в закрытых экипажах. А примерно в XVII веке возник так называем поцелуйный обряд. После окончания застолья к гостям выходила жена или дочь хозяина дома, подносила гостям чарку напитка, и получала от гостя поцелуй в щёку. Есть версия, что обряд мог быть заимствован у иностранцев, проживавших в России.

Барон Майерберг, побывавший в Москве в 1661 году, оставил описание обряда. После окончания стола к гостям в сопровождении двух или трёх девок выходит в лучшей одежде жена хозяина дома. Прикоснувшись губами к кубку, она передаёт кубок с напитком гостю. Пока гость пьёт, хозяйка выходит в другую комнату и меняет там верхнюю одежду. В новой одежде она подносит кубок другому гостю. После того, как напиток был подан всем гостям, хозяйка, потупив глаза, встаёт к стене (или печи) и принимает поцелуй от всех гостей.
Таннер писал, что поцелуйный обряд проводился после усиленных просьб гостей, или для почитания особо важных гостей. Муж или отец просил гостя поцеловать жену или дочь в знак дружбы и любви.

Но вернемся к картине. Хозяйка в жёлтом летнике держит в руке кубок. Рядом, совсем недовольная - видимо дочь хозяина. Глумливые гости радостно выстраиваются в очередь. Судя потому, что некоторые участники пира уже в говно и валяются под столами. Получать слюнявые лобзания от этих хмельных бородатых рыл не самое приятное удовольствие. Думаю, что ухмыляющийся карлик на это намекает. Но суровое положение женщин в древней Руси давайте обсудим в другой раз.

Другое название картины "Пир у боярина Морозова". Борис Морозов - воспитатель царя Алексея Михайловича Романова (сам царь чуть выше на картине Шварца из церкви едет). Прославился этот боярин тем, что влияние на царя имел огромное, богатство несметное, а при этом еще и государственную казну "распиливал" не стесняясь, из за чего не дюжие проблемы имел (например, считается, что соляной бунт в Москве вспыхнул как раз по вине Морозова). Хотя, может быть на именитого боярина наговаривают... никогда на Руси не любили ни правительство ни богачей. После смерти Бориса состояние перешло к его родственнице Феодосии, вошедшей в историю, как просто боярыня Морозова. Но это уже совсем другая история и о ней Суриков лучше знает. Что до Бориса Морозова от Константина Маковского, то я подозреваю, что седой старец в центре картины - это он и есть!

К. Е. Маковский - "Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" (1869 год)
А вот и еще Маковский. На этот раз событие изображено уже куда более позднее - это видно и по одежде и по форме балаганов. В веселом гулянии автор выразил образ "Всего Петербурга". А место, где все это происходит - Адмиралтейская площадь, образованна в 1822 году, нынче уже не существует - полностью слилась с Александровским садом, Адмиралтейским проспектом и одноименным проездом. Площади нет, а картина осталась... такая вот сила искусства.
Кстати, именно За это полотно Маковский был удостоен звания профессора Академии Художеств

Иоганн Якоб Меттенлейтер - "Деревенский обед" (между 1786 и 1788)
А когда я подошел к в следующей картине (к сожалению я не нашел человеческой репродукции) заинтересовался надолго. Во первых - сама манера письма, фигуры, люди... наполнило голландцев, больших и малых, "живущих" в Эрмитаже. Потом имя художника (немного подтверждающее первоначальную догадку) - Якоб Меттенлейтер. После этого стало интересно, что же это за Меттенлейтер, что висит в Русском музее.

Оказалось, что Иоганн Якоб Меттенлейтер - это придворный живописец императора Павла I. В 1786 году, будучи уже известным мастером (ему было 36 лет), он приехал в Россию, где жил и работал вплоть до самой смерти. - его весьма интересная биография, напоминающая остросюжетный роман.

Кстати, написана картина была по полученной в 1786 академической программе на звание академика. Тема была такая: „Представить российских деревенских жителей в обеих полах при обеденном столе, где видно было по их состоянию всякое изобилие, равно и посуда столовая соответствовала б, и где пристойно их и орудие означить; фигуры же расположить исторически "

Обращу внимание (это тоже сразу бросилось в глаза, жаль на репродукции плохо видно) - что едят люди - непонятно. Миски есть, но еды нет! Ощущение, что питаются они воздухом, или какой-то жидкостью... (собачка и кошечка тоже ищут покушать, но не находят). Такая вот печальная картина на которой совсем не пахнет "всяким изобилием"

Б. М. Кустодиев - "Зима. Масленичные гуляния" (1919 год)
А вот работ Бориса Кустодиева на выставке было много. И все они, разумеется, они были "праздничного" характера. Говорят любил мастер праздники - как увидит праздник, сразу за холст и рисовать, и рисовать. Выходили у Кустодиева праздники яркие и живые... Мне на этой выставке запомнились две его картины на эту тему - первая - "Зима. Масленичные гуляния"...

Б. М. Кустодиев - "Вербный торг на Красной площади у Спасских ворот" (1917 год)
... вторая - "Вербный торг на Красной площади у Спасских ворот". Опять яркие краски и событие - навсегда ставшее историей.

Что до события - вербный торг "Верба" - весенний базар, который в царской России происходил на Красной площади в Лазареву субботу и Вербное воскресенье. На базаре торговали веточками вербы, игрушками, иконами, пасхальными яйцами, сладостями и т.д. Так же происходили "вербные катания" на лошадях и народные гуляния. В 1870-хх, с началом строительства здания Исторического музея "Вербный торг" был перенесен на Смоленский рынок. А после 1917 года и вовсе прекратил существование.

Вот так писал про "Вербный торг" Иван Шмелев в своей книге «Лето Господне»:
"Гаврила готовит парадную пролетку - для «вербного катанья» на Красной Площади, где шумит уже вербный торг, который зовется - «Верба». У самого Кремля, под древними стенами. Там, по всей площади, под Мининым-Пожарским, под храмом Василия Блаженного, под Святыми Воротами с часами, - называются «Спасские Ворота», и всегда в них снимают шапку - «гуляет верба», великий торг - праздничным товаром, пасхальными игрушками, образами, бумажными цветами, всякими-то сластями, пасхальными разными яичками и - вербой "
В Петербурге "Вербный торг" проходил возле Гостиного двора. Вот фото начала века.

А. А. Попов - "Народная сцена на ярмарке в Старой Ладоге" (1853 год)
А вот простой эпизод местчкового праздника - небольшая сцена на ярмарке в провинциальной Старой Ладоге. Автор Андрей Андреич Попов (1831-1896 гг) - русский художник-реалист, работавший в области бытовой живописи.

Д. О. Осипов - "Две девушки в день Семика" (1860-1870-е)
Следующая картина тоже заинтриговала - на холсте две девицы застывшие в томной близости, название - "Две девушки в день Семика". Стало дико интересно, что же это за "семик" такой... оказалось все весьма забавно.

Семи́к - это древний русский праздник весенне-летнего календарного периода с языческими конями, плавно мимикрирующий под христианский и напрочь забытый нынче. Называют его так же "Зелёная неделя", "Русалочья неделя" или "Русалии". Отмечается Семик в четверг перед Троицей (седьмой четверг после Пасхи, откуда и название) и знаменует он окончание весны и начало лета. Считается женским праздником - поэтому и две девушки на холсте.

"Резвились" в Семик девицы довольно своеобразно - например шли в лес «завивать берёзу» (да, да «Во поле берёза стояла» - это оттуда, можете на википедии проверить). Выбрав деревья, девушки завивали их — связывали верхушки двух молодых берёзок, пригибая их к земле. Из веток заплетали венки. При этом пели песни, водили хороводы, а под берёзками ели принесённую с собой еду (при этом обязательно должна была быть яичница). При завивании венков девушки кумились, то есть совершали обряд кумления: на связанные в виде круга ветви берёз вешали крестик, девушки попарно целовались через этот венок, менялись какими-нибудь вещами (кольцами, платками) и после этого называли друг друга кумой (посестримство). Видимо этот фрагмен на холсте и запечатлен...

Кстати, церковь к гуляниям на Семик относилась весьма негативно и всячески осуждала... но народ все равно гулял!

Cтанислав Хлебовский - "Ассамблея при Петре I" (1858 год)
А вот еще любопытная картина, написанная польским художником (Польша тогда входила в состав Российской империи). Вроде дамы, кавалеры, парики, камзолы.. а все равно ощущается какая-то зажатость и натянутость. Все какое-то искусственное и не живое...

Мечтающий жить на западный манер Петр ввел правило устраивать ассамблеи. О том, что это такое говорилось в указе 1718 года: "Ассамблеи - слово французское, которого на русском одним словом выразить невозможно, но обстоятельно сказать: вольное в котором доме собрание или съезд желается не для только забавы, но и для дела; ибо тут можно друг друга видеть, и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, при том же и забава "

Зимой три раза в неделю по очереди в домах обеспеченных людей проводились собрания для забав и для дела, причем в них в обязательном порядке должны были принимать участие и женщины. В Петербурге обер-полицмейстер, а в Москве — комендант назначали, в чьем доме будет следующая ассамблея.

По замыслу Петра на ассамблеях должна была царить непринужденная обстановка. Каждый из гостей мог заниматься тем, чем ему хотелось: танцевать, вести беседы, причем, часто деловые, играть в шахматы. Правда, современники отмечали, что эта непринужденность появилась далеко не сразу: многие попадали на ассамблеи впервые и просто не знали, как себя вести. Женщины сидели отдельно от мужчин, танцевали, словно по принуждению. Скованности добавляло и то, что многие боялись каким-то неправильным действием вызвать гнев царя, всегда присутствовавшего на ассамблеях. Однако уже через некоторое время иностранные гости отмечали, говоря, в частности, о присутствовавших на ассамблеях дамах, что они "так изменились к лучшему, что не уступают немкам и француженкам в тонкости обращения и светскости, а иногда в некоторых отношениях даже имеют перед ними преимущество "

А за конкретно эту картину художник получил золотую медаль. Такие вот дела...

В. И. Якоби - "Ледяной дворец" (18978 год)
А эту известную картину я "в живую" видел впервые. На ней изображена "шутейная свадьба" в Ледяном доме в Петербурге во времена императрицы Анны Иоанновны. Однажды Императрица, которая весьма своеобразно "развлекалась" шутки ради решила поженить своего придворного шута князя М.А. Голицына (внука фаворита царевны Софьи Алексеевны В. В. Голицына) и калмычку Буженинову, одной из своих приживалок. День свадьбы был назначен на морозный день 6 февраля 1740 года. Для молодоженов выстроили "Ледяной дворец" - здоровенное строение из льда, которое имело в длину 8 саженей или 56 лондонских футов (1 л.ф. = 30,479 см) и в ширину две с половиной сажени и высоту вместе с кровлей в 3 сажени. У дворца выставили пушки, а поздравляли молодых разнообразные гости. После молодоженов заперли в их ледяном склепе до утра - по идее организаторов, супруги за ночь обязательно должны были замерзнуть. Однако Буженинова заранее припрятала в ледяном доме теплые вещи, чем спасла себя и мужа. Молодые выдержали назначенное им испытание, а за счет множества ценных подарков, преподнесенных им во время свадьбы, значительно обогатились.

Г. Г. Чернецов - "Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицынском лугу в Петербурге" (1839 год)
А вот по настоящему эпичное полотно - грандиозный парад в честь победы русской армии в кратковременной войне, которая вошла в историю даже не как война, а как просто польское восстание. Результатом ее стало присоединение королевства Польского к Российской империи. Но картина - не просто банальная батальная сцена, есть в ней еще кое что интересное!

Яркое солнце освещает колоссальный плац с бесчисленным количеством похожих друг на друга фигурок солдат. Слева - император на коне и свита. Но на переднем плане происходит нечто необычное. Всю его центральную часть занимает коллективный портрет современников. Григорий Чернецов изобразил 223 портретные фигуры известных писателей, художников, музыкантов, актеров, общественных деятелей, среди которых В. А. Жуковский, И. А Крылов, Н. И. Гнедич, А С. Пушкин, Д. В. Давыдов, Ф. П. Толстой, К П. и А П. Брюлловы, П.А.Каратыгин, В.Н.Асенкова, сами братья Чернецовы, их отец и др. Причем все они написаны с натуры (за исключением А. А. Иванова, который находился в Риме). список тех, кого изобразил мастер!

Миниатюрных героев своего времени было очень интересно разглядывать. Особенно мне запомнился генерал с деревянной ногой... интересно, кто это? Кстати, Николаю I картина не понравилась, мол слишком много внимания было уделено зрителям и слишком мало ему самому. Но картину император все таки купил... в подарок наследнику

А. И. Корзухин - "Бабушкин праздник" (1893 год)
И еще одна картина Александра Ивановича Корзухина. Я видел ее и ранее.. и она мне очень нравится... Праздник - он же не обязательно всеообщий и всенародный! Он же может быть таким интимным, добрым и светлым!

Л. И. Соломаткин - "Любители пения" (1882 год)
Снова абсолютно не эпичная картина. Наверное праздник, наверное день рождение... гости пьяны и поют. На столе я насчитал шесть бутылок и маааленький графинчик.. Ровно шесть певцов затянули песнь... интересно - хорошо ли они поют?

А. Я. Волосков - "За чайным столом" (1851 год)
А вот еще одно застолье - только теперь уже все чинно, достойно и никто не поет и, видимо, пьет. Вернее пьют все, но только чай. Каждый справляет свои праздники по своему.

И. Е. Репин - "17 октября 1905 года" (1907—1911)
А вот еще один "праздник" - 17 октября 1905 года - отклик на манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка», опубликованный в дни революционного подъема в стране. В манифесте, подготовленном возглавлявшим Совет Министров С. Ю. Витте, который считал конституционные уступки единственным средством сохранения самодержавия, было обещано даровать народу «незыблемые основы гражданской свободы», неприкосновенность личности, свободы совести, слова, собраний, признать Думу законодательным органом. Либеральные круги русского общества встретили предполагаемые преобразования с воодушевлением.

Репин писал о своем полотне: «Картина изображает процессию освободительного движения русского прогрессивного общества… главным образом студенты, курсистки, профессора и рабочие с красными флагами, восторженные; с пением революционных песен…подняли на плечи амнистированного и многотысячной толпы движутся по площади большого города в экстазе общего ликования ».

Среди изображенных на картине - демократически настроенные филолог М. Прахов (слева), актриса Л. Яворская (с букетом), критик В. В. Стасов (в центре). Создавая произведение, Репин заботился о том, чтобы избежать «условности, искусственности, рассудочности, прозаического подчеркивания и скуки».

В России, в силу цензурного запрета, картина впервые появилась перед зрителем только в 1912 году на 41-й Передвижной выставке. И она мне навевает... хотя все таки здесь радость!

И. Бродский - "Праздник конституции" (1930 год)
После Репина незаметно начались "советские" картины. Мне они особенно понравились и запомнились. Может от того, что видел я их впервые.. а может быть от того, что праздники как-то ближе и понятнее. Люблю я соцреализм. Вот, например, полотно очаровательного художника Исаака Бродского - "Праздник конституции". У меня сразу же возник вопрос - что же это за праздник такой образца 1930 году? Оказалось, что впервые он был установлен декретом Президиума ЦИК СССР от 3 августа 1923 в ознаменование принятия 1-й Конституции СССР, введённой 2-й сессией ЦИК 6 июля 1923. С 1924 по 1936 праздновался ежегодно 6 июля. А 5 декабря 1936 Чрезвычайный 8-й съезд Советов СССР принял новую Конституцию СССР и праздничным днем стало 5 декабря. Потом конституцию опять меняли.. и дату опять переносили. Ну а когда отмечается День Конституции РФ, думаю, вы еще помните... помните?
Кому интересно узнать о художнике пара слов и небольшой но интересный фильм.

П. Д. Бучкин - "Всероссийский праздник труда 1 мая" (1920 год)
Люди сажают деревья, улыбаются и излучают радость. На заднем фоне виднеется здание, очень похожее на инженерный замок. Есть подозрение, что место действия - Марсово поле.
Советская власть требовала от художника быть «верным помощником партии в деле коммунистического воспитания трудящихся », следовать единому творческому методу. Живописцы не писали более аристократические семейства или картины на аллегорически-мифические сюжеты. Они воспевали простой народ во всей его красе!

А. Н. Самохвалов - "С. М. Киров принимает парад физкультурников" (1935 год)
А вот еще одна, просто потрясающая картина! Почему она "прячется" где-то в запасниках? Полотно огромно, фигуры физкультурников изображены практически в полный рост. Сергей Миронович Киров аплодирует на высокой трибуне в левом углу картины. Девушки дарят ему цветы.. я подошел к ним ближе.. и ощутил колоссальный эффект присутствия! Я был там! На этом параде, рядом с радующимися атлетами. И казалось еще чуть чуть и будут слышны и радостный гул и аплодисменты!
Кстати о реальных парадах физкультурников - они проходили в довоенное время каждый год. Вот интересная фотография с одного из них!

Б. М. Кустодиев - "Праздник в честь открытия II конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого" (1921 год)
И снова Борис Кустодиев! И снова праздники!

В 1920 году Кустодиев получил заказ от Петроградского Совета: написать картину, отражающую ликование народных масс по случаю состоявшегося 19 июля — 7 августа Второго конгресса Коминтерна. Картина была закончена Борисом Михайловичем в 1921 году.

Те, кто сразу же заметил, что действие картины разворачивается на площади Урицкого, но при этом на виду знакомые черты Александринской колонны догадались абсолютно верно - после окончания революции площадь переименовали в площадь им. Урицкого в честь убитого в 1918 году председателя Петроградского ЧК. Так она и просуществовала аж до 1944 года.

Еще интересный элемент на этой картине - это два молодых человека в центре - один из них стоит к зрителям спиной, у второго во рту трубка. Эти двое - молодые ученые ленинградского физико-технического института, будущие нобелевские лауряты П. Л. Капица и Н. Н. Семенов. По легенде молодые физики пришли в мастерскую к мастеру и сказали: "Вы знаменитых людей рисуете. Мы пока не знамениты, но станем такими. Напишите нас ". А Кустодиев взял... и согласился. Результатом стал портрет физиков (Вот он). Но почему ученые "выбрались" еще и на праздник в честь открытия конгресса - тайна!

П. А. Пластов - "Колхозный праздник (Праздник урожая)." (1938 год)
А вот простой советский колхоз.. и простой колхозный праздник. Мало что изменилось в сравнении с деревенскими праздниками столетней давности, разве что наряды...

П. П. Кончаловский - "А. Н. Толстой у меня в гостях" (1940-41)
И нельзя было пройти мимо вот этой картины. Петр Петрович Кончаловский, дед кинорежиссера Андрея Кончаловского изобразил известного писателя, графа Алексея Николаевича Толстого (автора таких книг, как "Гиперболоид инженера Гарина" и "Хождение по мукам"). Выглядит Алексей Николаевич очень даже не плохо и самодовольно, особенно для того, не самого сытого времени. Так и хочется сказать - "ну и харя". Хотя стол ему выставил гостеприимный хозяин - Петр Кончаловский. Поэтому оба хороши!

Фиринат Халиков - "Праздник Гуся в древней Казани" (2007)
А вот картина совсем свежая - написана всего пять лет назад. Автор - известный современный татарский художник Фиринат Халиков. Тема древняя... и опять "непонятная". Нет у славян такого праздника гуся.. а вот у татар есть!

"День гуся" или "Праздник гуся" называется Паз-эмясэ, что в переводе означает: “Гусиная помощь”. Праздник древний и само его имя вмещает в себя множество смыслов. Во-первых, гусь - кормилец в татарских деревнях. Во-вторых, если в одной из семей собрались заколоть свое гусиное стадо, в работе и в сопровождающих ее обрядах помогают соседи и родственники. Есть еще и третий, более глубокий смысл. Как и в любом деле, в разведении гусей мусульманину помогает Аллах.

Г. А. Савинов - "День победы" (1972-1975)
День победы. Не парадано праздничный со Сталиным, Жуковым и гордыми лицами непобедимых советских воинов, а тихий, немного печальный личный праздник. Молодые выглядят беззаботно, а в стариках ощущается печаль. Не в лицах, в самих силуэтах, блестящая работа художника.
Вы обратили внимание - сколько наград на мундире, что небрежно повешен на спинку стула?

Ю. П. Кугач - "В праздник (В выходной день)" (1949)
А вот этой радостной картиной я хочу закончить.
Просто люди.. у них праздник или просто выходной... и они радуются, искренне и светло!

Выставка показалась мне какой-то маленькой. После я собирался было идти домой.. но решил подняться взглянуть на работу Петрова-Водкина (мол идти два шага). И в итоге Русский музей меня окончательно "засосал". Посетил я еще две выставки в корпусе Бенуа - " " и "Коллекция Михаила и Сергея Боткиных", о них, может быть, позднее напишу. А потом я как-то оказался уже на постоянной экспозиции (ну зачем они постоянно перевешивают картины?). В итоге уходил из Русского музея я вместе с милицией - потому что проходил там до самого закрытия...

Если будет время, возможность и вы любите живопись, то обязательно посетите выставку "Праздники по-русски". Она продлится до 12 марта!

Г.Мясоедов «Смотрины невесты», 2-я пол XIX в.

Чуть-чуть блудить, чуть-чуть постегивать, жениться раза три, не больше… Это про мужа. Ну а жена? Рассказываем о том, как строилась супружеская жизнь на крестьянской Руси в условное средневековье.

Тощих в жены не берут


А.Архипов «Двушка», 1927

Худосочные девицы у наших пращуров не котировались: вдруг окажется бесплодной или не сможет выносить ребенка. Худоба считалась равносильной болезненности, а больная жена в хозяйстве не нужна. Да и благосостояние родителей, коль не смогли откормить, подвергалось сомнению.

А на щечке родинка, а в глазах любовь…

Толку то… Сейчас родинка на щечке — синоним красоты, а раньше обладательниц таковых (да и вообще имевших какие-то отметины на теле: родинки, шрамы, ушибы, не говоря уже о серьезных увечьях) замуж не брали. Насморк или охриплость также могли повлиять на мнение сватов, поэтому к их приезду девицу срочно приводили в порядок.

Была здоровая, стала худая


Ф.Журавлев «Перед венцом», 1874

Впрочем, бывало и наоборот: здоровую невесту «портили» — как, например, в царской семье Романовых. Когда Михаил Федорович приглядел себе в жены бедную дворянку Марию Холопову, с ней приключилась нежданная болезнь: «рвало и ломало нутро и опухла была. А после была ей блевота». Несостоявшуюся невесту вместе с родней сослали в Тобольск. А девушке всего лишь с подачи матери жениха, инокини Марфы, подсунули сладости с несвежими взбитыми сливками и сметаной.

Принарядиться на выход


Ф.Сычков «В гости», 1940

Если девица не могла в одиночестве покинуть стены родительского дома, то замужняя женщина не имела права куда-либо выйти, даже в церковь, без разрешения супруга. Зато, если уж покидала семейное гнездо, то при полном параде: насурьмив брови, нарумянившись и набелившись, «притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-то пригоршней муки провел по лицу их и кистью выкрасил щеки в красную краску» (подробнее о стандартах женской красоты средневековья — в статье «Женщины Московии XVI-XVII веков в описаниях современников»).

Жены знатных людей ездили в закрытых каретах, обтянутых красной тафтой, где «восседали с великолепием богинь». Лошадь украшалась лисьими хвостами. Рядом бежали прислужники.

Стегать — наедине


Н.Касаткин «Кто?», 1897

«Домострой» (свод правил и наставлений XVI века) ввел некоторые ограничения в привычные отношения. Бить жену рекомендовалось «не перед людьми, наедине поучить» — «плеткою вежливенько побить, за руки держа». Звучал в сборнике и другой призыв к гуманности: «ни по виденью не бите, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колотить, никаким железным или деревяным». Потому что кто «с сердца или с кручины так бьет, много притчи от того бывают: слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут и перст, и главоболие, и зубная болезнь, а у беременных жен и детем поврежение бывает в утробе». Иностранцы дивились, что при всем при том «русские жены в частом битье и бичевании усматривали сердечную любовь, а в отсутствии их — нелюбовь и нерасположение мужей к себе».

Ночь с чужой женщиной — блуд, а не прелюбодеяние


К.Трутовский «На сеновале», 1872

Если женатый проведет ночь с другой женщиной, это не прелюбодеяние, а всего лишь блуд. Прелюбодеем считался тот, кто имел на стороне длительную связь с чужой женой или любовницу и детей от нее. Правда, рассматривались и другие варианты — например, в «Правосудии митрополичьим» (XII в.) рассказывалось о двух женах, живущих с одним мужем, а в «Сказании об убиении Даниила Суздальского и начале Москвы» (XVII в.) два «сына красны» боярина Кучки «жыша со княгиной в бесовском вожделением, сотонинским законом связавшися, удручая тело свое блудною любовною похотною, скверня в прелюбодействии». Неверного подвергали штрафу в пользу церкви.

Уличенная в блуде замужняя женщина должна быть бита кнутом, а затем несколько дней провести в монастыре, питаясь водою и хлебом. После чего ее вторично бьет муж за запущенную дома работу. Мужа же, простившего блудницу, следовало подвергнуть наказанию.

Гостю — водку и поцелуй


Б.Кустодиев «Христосование», 1916

Дорогого гостя после пиршества ждал десерт. В знак особого уважения и любви к нему выходила пышно разодетая жена хозяина и собственноручно подавала чарку водки. Вот как описывает посол голштинский Адам Олеарий, в 1643 году гостевавший у графа Льва Шляховского. «К нам вышла его жена, очень красивая лицом… и в сопровождении прислужницы, несшей бутылку водки и чарку. При входе она сначала склонила голову перед мужем своим, а затем передо мной, велела налить чарку, пригубила ее и затем поднесла ее мне, и так до трех раз. После этого граф пожелал, чтобы я поцеловал ее. Не будучи привычен к подобной чести, я поцеловал ей только руку. Он, однако, захотел, чтобы я поцеловал ее и в уста. Поэтому я, в уважение к более высокой персоне, должен был принять эту согласную с их обычаями честь».

Снохачество — простительный грех

«Нигде, кажется, кроме России, нет по крайней мере того, чтобы один вид кровосмешения приобрел характер почти нормального бытового явления, получив соответствующее техническое название — снохачество», — писал Владимир Набоков. Явление это, когда свекр жил с женой сына, вовсю было распространено в русских деревнях. Способствовали ему долгие отлучки уходящих в солдаты или на заработки мужей. Склонить к сожительству уговорами или угрозами оставшуюся в чужом доме «молодую» отцу семейства удавалось почти всегда. В народе это дело не осуждали, относились с пониманием, говорили: «Сноху любит. Он с ней живет как с женой, понравилась ему».

Надоела жена — иди в монастырь


В.Максимов «Семейный раздел», 1876

Если семейная жизнь совсем разладилась и на мир между супругами нет надежды, то один из них может уйти в монастырь. Коли уйдет муж, а жена его снова выйдет замуж, ушедший может стать священнослужителем, даже если прежде варил пиво. Если же жена бесплодна, то, отправив ее в монастырь, мужчина имеет право через шесть недель снова жениться.

Четвертое по счету обзаведение семьей однозначно считалось незаконным. Брак подвергался немедленному расторжению, а священник, повенчавший такую пару даже по неведению, лишался сана.

В кодексе норм «распуста» (развода), входящего в состав «Устава князя Ярослава» (XIII в.), приводились поводы развода с женой: в случае прелюбодеяния, подтвержденного свидетелями; из-за общения с посторонними без разрешения; за покушение на жизнь мужа или несообщении об угрозе такового. Жена, в свою очередь, могла «подать на развод», если благоверный «клеветнически обвинял ее в измене» (без доказательств). Поводом также могло послужить длительное безвестное отсутствие второй половины — когда местонахождение неизвестно.

Четвертый брак — вне закона


К. Маковский «Свадебный пир», 1883

Святитель Григорий Богослов говорил: «Первый брак — закон, второй — понуже прощение слабости ради человеческия, третий — законопреступление, четвертый — нечестье, понеже свинское есть житие». Тем не менее, женились — вдовцы и разведенные — и по третьему, и по четвертому разу. Церковь, хоть третий брак и порицала, но все-таки считала, что это лучше, чем жить во грехе. А вот четвертое по счету обзаведение семьей однозначно считалось незаконным. Брак подвергался немедленному расторжению, а священник, повенчавший такую пару даже по неведению, лишался сана.

Хочешь жену — занавесь иконы

Выполнением супружеского долга, хоть и было это делом законным, предпочитали Господа не оскорблять. Перед тем, как приступить к делу, снимали нательный крестик. Если в комнате, где происходило соитие, висели иконы с ликами святых, их тщательно завешивали. В этот день предпочтительнее было не посещать церковь, а уж если возникала непреодолимая необходимость — тщательно обмывшись и переодевшись в чистое.

Вдова — глава семейства

Женщина, потерявшая мужа и больше не вступившая в брак, автоматически получала все те права, которых была лишена в браке. Она управляла имуществом, становилась полноценной хозяйкой в своем доме и главой семьи, если таковая имелась. В обществе вдовы пользовались уважением.

Смотр невест — обычай выбора жены главе государства из числа самых красивых девушек страны. В отличие от традиционного поиска невесты по династическим соображениям, смотр невест проводился после своеобразного «конкурса красоты». Обычай зародился при византийском императорском дворе в VIII веке, после чего в XVI веке был воспринят на Руси.

Впервые смотр невест в Византии отмечен в 788 году, когда императрица Ирина искала жену своему сыну, номинальному императору Константину. В 788 году из 13 кандидаток, представленных ко двору, Ирина выбрала для сына в жёны юную незнатную армянку, уроженку Пафлагонии Марию Амнийскую, внучку святителя Филарета Милостивого. Из оставшихся девушек двух взяли в жёны знатные люди, а остальных отослали домой с богатыми дарами.

Смотрины невесты . Мясоедов Г.Г. 2-я пол XIX в.

Когда речь заходит о том, как цари выбирали себе невест сразу представляется себе процесс обручения в детском возрасте между какими то особами королевских и знатных кровей. Но ведь действительно на Руси не всегда было так.

Чтобы найти себе жену, российские цари XVI-XVII вв. устраивали смотры невест, на которые допускались только самые красивые и здоровые девственницы. Боярские семьи конкурировали между собой за возможность выдать замуж свою невесту. От результатов этого средневекового кастинга зависели судьбы именитых родов и даже ход истории Московского царства.


Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем. Седов Г.С., 1882 год.

В XV-XVI вв. у российских царей было множество проблем при выборе невесты. Европейские королевские семьи не желали отправлять своих дочерей в этот дикий, изолированный край. Они также не хотели, чтобы их благочестивые принцессы крестились в православную веру.

Выбор невесты. Никитин С.

В 1505 году будущий царь Василий III решил провести первые на Руси смотрины невест , чтобы выбрать идеальную спутницу жизни. Этот обычай, заимствованный из Византийской империи, стал популярным в России на следующие две сотни лет.

В Московском государстве к поиску невест для государя подходили очень строго:

Когда к вам эта грамота придёт, и у которых из вас будут дочери девки, то вы бы с ними сейчас же ехали в город к нашим наместникам на смотр, а дочерей девок у себя ни под каким видом не таили бы. Кто же из вас девку утаит и к наместникам не поведёт, тому от меня быть в великой опале и казни.

— «Указ Ивана IV» по С. Соловьеву

Выбор царской (великокняжеской) невесты. Репин И.Е., 1884-1887.

На первом этапе «отбора» представители царя ездили по всем уголкам страны с особым царским указом. В нем предписывалось представить всех молодых девушек на «региональные смотры». Царские послы отбирали кандидаток по многим параметрам. Царская невеста должна была быть высокого роста, красивая и здоровая. Большое внимание уделялось наличию многих детей у ее родителей. Естественно, проверялась «политическая благонадежность» семьи девушки.

Нередко невесты выбирались из бедных и простых домов. Отец первой жены Алексея Михайловича — Марии Милославской, служил кравчим у посольского дьяка Ивана Грамотина. Дочь его, будущая царица, хаживала в лес по грибы и продавала их на рынке. О царице Евдокии Стрешневой, супруге Михаила Федоровича, её же постельницы говаривали: «Не дорога-де она государыня; знали они её, коли она хаживала в желтиках (по В. Далю, желтики — простые женские чеботы); после-де её государыню Бог возвеличил!» . А о матери Петра I, царице Наталье Нарышкиной, дьяк Шакловитый, предлагавший погубить её, говорил царевне Софье:

Известно тебе, государыня, каков её род и какова в Смоленске в лаптях ходила.

Первая встреча царя Алексея Михайловича с боярышнею Марией Ильиничной Милославской (Выбор царской невесты). Нестеров М., 1887.

Вот как проходили выборы невесты Великому князю Василию по рассказу Франческо да Колло: «Сей Великий Князь Василий — как мне рассказали — решил завести жену, чтобы иметь детей и обеспечить себя законным наследником и преемником Государства; для этого повелел объявить во всех частях своего Государства, чтобы — не взирая на благородство или кровь, но лишь на красоту — были найдены самые красивые девственницы, и во исполнение этого указа были выбраны более 500 девственниц и приведены в город; из них было выбрано 300, потом 200 и наконец сократилось до 10, каковые были осмотрены повивальными бабками со всяческим вниманием дабы убедиться, действительно ли они девственницы и способны ли рожать детей, и нет ли у них какого недостатка,— и, наконец, из этих десяти была избрана жена». Согласно Сигизмунду Герберштейну, выбор производился не из 500, а из 1500 девиц.

Боярский свадебный пир. Маковский К.Е., 1883 год.

Самыми запоминающимися оказались смотрины Ивана Грозного, который нашёл таким способом трех жен. Ради его третьей женитьбы было отобрано 2000 девиц. Казимир Валишевский дал такое описание ритуала:

В браке Ивану суждено было насладиться счастьем, не выпадавшим на долю его предков. Выбор невесты производился по общему правилу. Благородные девицы всего государства, происходившие из семей служилых людей, были собраны в Москву. Для приёма их были отведены огромные палаты с многочисленными комнатами; в каждой из них было по 12 кроватей. К первому браку Василия, по словам Франциска да Колло, было собрано 500 красавиц, а по свидетельству Герберштейна - 1500. Эти цифры, по всей вероятности, показывают только число тех девиц, которые попали в Москву уже после первых выборов в провинциях. Такой порядок существовал и в Византии. Там правителям областей давались по этому поводу подробные инструкции, с указанием роста и других качеств девиц. Когда собирались кандидатки, туда являлся сам государь в сопровождении одного из старейших вельмож. Проходя по покоям, он дарил каждой из красавиц по платку, вышитому золотом, с дорогими камнями. Он набрасывал платки девицам на шею. После того, как выбор был сделан, девицы отпускались с подарками по домам. Так в 1547 г. Иван выбрал себе Анастасию, дочь покойного Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина, происходившего из старого боярского рода. Среди гибели княжеских родов он сумел, однако, сохранить близость к царскому трону и не принимал участия в ожесточенной борьбе за власть в дни детства Ивана. Возможно, что в данном случае выбор невесты был только простой формальностью.

Выбор невесты. Кириллов И.

Знакомство царя с возможными невестами могло занимать много времени. Их селили во дворце, с царскими сестрами или дочерьми. Известна история с избранием Алексеем Михайловичем будущей матери Петра I — Натальи Кирилловны. С 28 ноября 1669 года по 17 апреля 1670 года он девятнадцать раз обходил по ночам верховые опочивальни, и выбирал из шестидесяти спавших красавиц ту, которая была бы покрасивей и ему, великому государю, приглядней.

Под венец. Маковский К.Е., 1884 год.

Интриги при отборе

На Руси случалось, что царь вдруг обращал внимание на неугодную клике девушку, (например, если приближенные к трону ходатайствовали за свою родственницу). В этом случае делалось все, чтобы снять невесту с дистанции. К примеру, когда Ефимию Всеволожскую, избранную Алексеем Михайловичем, первый раз одели в царское платье, ей затянули волосы так сильно, что она упала в обморок. Быстро объявили, что Ефимия страдает эпилепсией, а её отца с семьей, за то что скрыл её «нездоровье», сослали в Тюмень.

Примерно то же случилось с Марией Хлоповой, невестой Михаила Федоровича, которая уже была взята «на верх» (во дворец, собственно в теремные хоромы цариц), ей велено было оказывать почести как царице, дворовые люди ей крест целовали, и во всем Московском государстве велено поминать её имя на ектениях — но тем не менее она также не избегла интриг. Конкуренты Салтыковы избавились от неё следующим образом: девушку довели до расстройства желудка, знающих врачей к ней не допускали, настроили против неё мать царя Марфу Ивановну, в итоге обвинив в возможной неплодности. Был созван специальный собор из бояр, Хлопова была лишена почестей и сослана в Тобольск, где жила в бедности. Тем не менее, Михаил сохранял к Марии нежные чувства, и когда его отец патриарх Филарет, прибыв ко двору, смог защитить царя от давления матери, и уменьшить влияние Салтыковых, Михаил снова объявил, что не хочет жениться ни на ком, кроме неё (хотя прошло уже 7 лет). Затем царь сделал допрос врачам, лечившим Хлопову. Изобличенные на очной ставке с докторами Салтыковы были сосланы в далекие вотчины. Тем не менее, Марфа Ивановна настояла на своем, и сын её на все ещё любимой им Хлоповой так и не женился, проходив после ещё холостяком до 29-летнего возраста (что было в его эпоху очень редким). вышли из моды в конце XVII века. Романовы все больше стали вступать в брак с европейскими принцессами, а Россия входила в политическую жизнь западной Европы.

Венчание Николая 2 и Александры Федоровны. Репин И.Е., 1894 год.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!