Структура экзаменационной работы егэ по литературе. Егэ по литературе

Об экзамене


Дата ЕГЭ
Досрочный период
20 марта (ср) география, литература
22 марта (пт) русский язык
25 марта (пн) история, химия
27 марта (ср) иностранные языки (устно)
29 марта (пт) математика Б, П
1 апреля (пн) иностранные языки, биология, физика
3 апреля (ср) обществознание, информатика и ИКТ
5 апреля (пт) резерв: география, химия, информатика и ИКТ, иностранные языки (устно), история
8 апреля (пн) резерв: иностранные языки, литература, физика, обществознание, биология
10 апреля (ср) резерв: русский язык, математика Б, П
Основной этап
27 мая (пн) география, литература
29 мая (ср) математика Б, П
31 мая (пт) история, химия
3 июня (пн) русский язык
5 июня (ср) иностранные языки (письменно), физика
7 июня (пт) иностранные языки (устно)
8 июня (сб) иностранные языки (устно)
10 июня (пн) обществознание
13 июня (чт) биология, информатика и ИКТ
17 июня (пн) Резерв: география, литература
18 июня (вт) Резерв: история, физика
20 июня (чт) Резерв: биология, информатика и ИКТ, химия
24 июня (пн) Резерв: математика Б, П
26 июня (ср) Резерв: русский язык
27 июня (чт) Резерв: иностранные языки (устно)
28 июня (пт) Резерв: обществознание, иностранные языки (письменно)
1 июля (пн) Резерв: по всем учебным предметам

Общее число экзаменуемых в 2018 г. составило более 49 тыс. человек, что выше чем в 2017 и 2016 гг. Указанные данные свидетельствуют об определенной стабильности в выборе ЕГЭ по литературе выпускниками, поступающими в вузы соответствующего профиля.

Средний тестовый балл в 2018 г. составил 61,4, что несколько выше показателей 2017 г. (59,6) и 2016 г. (57,9).

Самыми многочисленными являются группы экзаменуемых, получивших 41-60 и 61-80 т.б. (32% и 43% участников соответственно). Группа высокобалльников составляет около 15% от общего числа участников.

В сравнении с 2017 г. в 2018 г. уменьшилась доля экзаменуемых с результатами в диапазоне низких (21–40) и средних (41–60) баллов. Сохраняется тенденция к увеличению доли хорошо подготовленных участников с результатами 61–80 т.б. (увеличение на 3%), что, в частности, связано с тенденцией к повышению качества преподавания предмета «Литература» в контексте введения итогового сочинения.

Минимальный первичный балл ЕГЭ 2018 г. составил 15 п.б. Доля выпускников, не набравших в 2018 г. минимального количества баллов, равна 5,2%.

Анализ результатов ЕГЭ 2018 г. подтверждает сохранение измерительных свойств экзаменационной модели и позволяет констатировать, что степень сложности заданий КИМ в целом адекватна познавательным возможностям экзаменуемых и дает возможность дифференцировать их для поступления в вузы с различными требованиями к уровню подготовки по литературе.

Более подробные аналитические и методические материалы ЕГЭ 2018 года доступны по ссылке .

На нашем сайте представлены около 1600 заданий для подготовки к ЕГЭ по литературе в 2018 году. Общий план экзаменационной работы представлен ниже.

ПЛАН ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 2019 ГОДА

Обозначение уровня сложности задания: Б - базовый, П - повышенный, В - высокий.

Проверяемые элементы содержания и виды деятельности

Уровень сложности задания

Максимальный балл за выполнение задания

Примерное время выполнения задания (мин.)

Задание 1.
Задание 2. Эпические, лироэпические, драматические произведения.
Задание 3. Эпические, лироэпические, драматические произведения.
Задание 4. Эпические, лироэпические, драматические произведения.
Задание 5. Эпические, лироэпические, драматические произведения.
Задание 6. Эпические, лироэпические, драматические произведения.
Задание 7. Эпические, лироэпические, драматические произведения.
Задание 8. Эпические, лироэпические, драматические произведения.
Задание 9. Эпические, лироэпические, драматические произведения.
Задание 10. Лирические произведения.
Задание 11. Лирические произведения.
Задание 12. Лирические произведения.
Задание 13. Лирические произведения.
Задание 14. Лирические произведения.
Задание 15. Лирические произведения.
Задание 16. Лирические произведения.
Задание 17.1. По древнерусской литературе или литературе XVIII в. - первой половины ХIХ в.
Задание 17.2. По литературе второй половины ХIХ в.
Задание 17.3. По литературе конца ХIХ-ХХ в.
Задание 17.4. По литературе ХIХ в. - начала XXI в.

Соответствие между минимальными первичными баллами и минимальными тестовыми баллами 2018 года. Распоряжение о внесении изменений в приложение № 2 к распоряжению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. .

ОФИЦИАЛЬНАЯ ШКАЛА 2019 ГОДА

ПОРОГОВЫЙ БАЛЛ
Распоряжением Рособрнадзора установлено минимальное количество баллов, подтверждающее освоение участниками экзаменов основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. ПОРОГ ПО ЛИТЕРАТУРЕ: 15 первичных балла (32 тестовых балла).

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БЛАНКИ
Скачать бланки в высоком качестве можно по ссылке .

ЧТО МОЖНО ВЗЯТЬ С СОБОЙ НА ЭКЗАМЕН

На данном экзамене применение дополнительного оснащения и материалов не предусмотрено.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

«Слово о полку Игореве».


  1. Д. И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль».

  2. Г. Р. Державин. Стихотворение «Памятник».

  1. В. А. Жуковский. Стихотворение «Море», баллада «Светлана».

  2. А. С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума».

  3. А. С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19. октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…». Романы «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин». Поэма «Медный всадник».

  4. М. Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…». Поэмы «Песня про… купца Калашникова» и «Мцыри». Роман «Герой нашего времени».

  5. Н. В. Гоголь. Пьеса «Ревизор». Повесть «Шинель». Поэма «Мертвые души».

  1. А. Н. Островский. Пьеса «Гроза».

  2. И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».

  3. Ф. И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...»), «Природа - сфинкс. И тем она верней...».

  4. А. А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них - у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».

  5. И. А. Гончаров. Роман «Обломов».

  6. Н. А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

  7. М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». Роман «История одного города» (обзорное изучение).

  8. Л. Н. Толстой. Роман «Война и мир».

  9. Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».

  10. Н. С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого).

А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон». Пьеса «Вишневый сад».


  1. И. А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».

  2. М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль», пьеса «На дне».

  3. А. А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…», поэма «Двенадцать».

  4. В. В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах».

  5. С. А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...».

  6. М. И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов - как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»).

  7. О. Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».

  8. А. А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием».

  9. М. А. Шолохов. Роман «Тихий Дон», рассказ «Судьба человека».

  10. М. А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор), роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор).

  11. А. Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…». Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»).

  12. Б. Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных - тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль». Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов).

  13. А. П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого).

  14. А. И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича».

ЕГЭ по литературе в 2018 году является предметом по выбору. Далеко не каждый выпускник выбирает этот экзамен — в основном, только те ребята, которые в дальнейшем хотят связать свою жизнь с филологией, лингвистикой, журналистикой и другими гуманитарными науками, где требуется знание литературы. Сложность этого экзамена обусловлена тем, что учащемуся нужно прочитать большое количество произведений русской литературы, как лирических (поэтических), так и прозаических.

Отнюдь не все ребята успевают освоить такой объем информации за год, так как осмысленное прочтение больших романов отнимает крайне много времени. Поэтому, чтобы успешно сдать ЕГЭ по литературе в 11 классе, необходимо своевременно начать подготовку – желательно не за год, а как минимум с 10 класса, при этом регулярно обращаясь к теоретической базе и возвращаясь к уже ранее прочитанным произведениям.

Именно по этой причине целесообразней записаться на к нашим специалистам. В нашем УЦ «Годограф» мы практикуем индивидуальные и коллективные занятия по 3-4 человека, предоставляем скидки на обучение. Наши ученики в среднем набирают на 30 баллов больше!

Также вы можете записаться на . Мы разработали стратегию подготовки, при которой ученики не забывают материал на самом ЕГЭ и не теряются при виде новой формулировки вопроса.

Давайте подробнее рассмотрим, что же представляет собой ЕГЭ по литературе в 2018 году.

Структура ЕГЭ по литературе

Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей и включает в себя 17 заданий. Часть 1 включает в себя два блока заданий. Первый блок заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: семь заданий с кратким ответом (1–7) и два задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (8, 9).

Второй блок заданий относится к анализу лирического произведения: пять заданий с кратким ответом (10–14) и два задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (15, 16). Ответы к заданиям 1–7 и 10–14 записываются либо в виде слова, либо словосочетания, либо последовательности цифр. Ответ необходимо записывать без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Часть 2 включает в себя 3 задания (17.1–17.3), из которых нужно выбрать только одно и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.

На выполнение всей работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Рекомендуется не более 2 часов отвести на выполнение заданий части 1, а остальное время – на выполнение задания части 2.

Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе

Демонстрационный вариант позволяет ознакомиться со структурой экзамена и примерной формулировкой заданий. Помимо этого в демоверсии представлены критерии оценивания — без них трудно понять, как именно писать сочинения в обеих частях экзаменационной работы. Вы можете также посмотреть разные варианты в сборниках подготовки, различных пособиях, а также на сайтах ФИПИ, «Решу ЕГЭ».

Темы по литературе ЕГЭ 2018 года

Перечень тем по истории и теории литературы, а также список произведений, знание которых будет проверяться на экзамене, представлены в кодификаторе ЕГЭ по литературе 2018, который опубликован на сайте ФИПИ. Туда включены основные произведения русской литературы из школьной программы, начиная с древнерусской литературы и заканчивая литературой второй половины XX века. Обращаем ваше внимание, что ЕГЭ по литературе включает в себя только РУССКУЮ литературу, а не зарубежную. И выполняя задания на сопоставление произведений, вам также необходимо брать примеры из РУССКОЙ литературы.

Очень многие задаются вопросом: можно ли заранее узнать точные формулировки тем сочинений, которые будут в экзаменационной работе? К сожалению, нет, эта информация не разглашается, и темы сочинений учащиеся получают лишь в день сдачи экзамена. Остается лишь смотреть и решать типовые варианты и задания прошлых лет, чтобы составить представление о возможных темах.

Возможные темы ЕГЭ по литературе 2018 задание 8

* Кто из героев одерживает победу в данном «поединке»? (Свой ответ обоснуйте.)

* Как высказывания и поведение героев в данном фрагменте помогают понять сущ-ность их характеров?

* Почему описанную во фрагменте сцену можно назвать трагикомической?

* Какие черты некрасовских женщин воплотились в образе героини-рассказчицы?

Примерные темы ЕГЭ по литературе 2018 задание 9

* В каких произведениях русских писателей изображены быт и нравы обывателей и в чём эти произведения созвучны чеховскому «Ионычу»?

* В каких произведениях русской литературы показаны взаимоотношения властных и подначальных и в чём эти произведения могут быть сопоставлены с пьесой А. Н. Островского «Гроза»?

* В каких произведениях русской литературы изображены картины крестьянской жизни и в чём эти произведения могут быть сопоставлены с «Обломовым»?

* В каких произведениях русской литературы изображены яркие женские характеры и в чём их можно сопоставить с характером некрасовской героини?

Темы ЕГЭ по литературе задание 15

* Как различные поэтические приемы помогают автору передать чувства, охватив-шие лирического героя?

* Как слова «не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать» соотносятся с общим содержанием беседы поэта и книгопродавца?

* Какую роль в раскрытии главной мысли стихотворения играет образ дождя?

* Как финальные строки содержательно соотносятся с основной частью стихотворения?

Примерные темы ЕГЭ по литературе 2018 задание 16

* В чем особенность изображения чувств человека в лирике Ф. И. Тютчева и каких русских поэтов можно назвать его последователями?

* В чем особенности поэтического решения темы любви Фетом и в каких стихотво-рениях русских поэтов встречаются те же особенности?

* В каких произведениях отечественной любовной лирики присутствуют картины природы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Тарковского?

Возможные темы ЕГЭ по литературе 2018 задание 17

* Что внутренне объединяет «отцов города» и помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»?

* Как в драме А. Н. Островского «Гроза» перекликаются тема любви и тема совести?

* Каким образом финал поэмы А. А. Блока «Двенадцать» связан с её основным содержанием?

* В чём своеобразие звучания патриотической темы в лирике М. Ю. Лермонтова?

* Какова роль эпилога в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?

* Как в прозе И. А. Бунина раскрывается тема земного и вечного?

Тесты ЕГЭ по литературе

В типовых заданиях ЕГЭ по литературе, т.е. в заданиях с кратким ответом от учащегося может потребоваться следующее:

* указать литературное течение/направление, в рамках которого написано приведенное произведение (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм, символизм, акмеизм, футуризм, постмодернизм), или же его жанр (роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма);

* продемонстрировать владение теоретико-литературными понятиями и терминами;

* проявить знание художественных средств и приёмов (риторический вопрос, восклицание, афоризм, инверсия, повтор, анафора, сравнение, эпитет, метафора, олицетворение, метонимия, гипербола, аллегория, оксюморон, звукопись: аллитерация, ассонанс);

* применить знание системы силлабо-тонического стихосложения (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест);

* продемонстрировать владение фактами из истории литературы;

* показать знание содержания произведения, его героев и их характеристик, основной сюжетной линии, а также других произведений литературы в рамках данного творческого метода.

Это не исчерпывающий список примерных заданий, однако ориентироваться на него можно и нужно.

Итак, ознакомившись со структурой экзамена по литературе, можете смело решать – сдавать или не сдавать ЕГЭ по литературе в 2018 году. Самый главный совет: читайте больше, пишите сочинения, тренируйтесь и у вас получится решить ЕГЭ по литературе 2018 без труда!

Мечтаете стать лингвистом, филологом или журналистом и планируете сдавать кроме основных предметов ЕГЭ по литературе – мы расскажем, что ожидать от экзамена в 2019 году, какой будет структура КИМов, ожидаются ли изменения в заданиях и какой будет дата проведения испытаний в рамках досрочного и основного периода.

Литература не входит в число самых популярных предметов ЕГЭ, ведь для успешной сдачи экзамена необходимо не только досконально знать творчество многочисленных поэтов и прозаиков, их произведения и роль творчества в становлении культуры отдельных стран, а и уметь анализировать прочитанное, делать выводы и выражать собственное мнение. Можно ли сдать литературу, не будучи выпускником специализированного учебного заведения? Этот вопрос сегодня волнует многих 11-тиклассников России. Практика показывает, что можно. Но для ученика обычной школы подготовка будет непростой, а значит, начинать ее необходимо как можно раньше.

Кому нужен сертификат ЕГЭ по литературе?

Очевидно, что ЕГЭ по литературе будет необходим для тех, кто изберет для себя в 2019 году филологическое направление. Также задуматься о подготовке к данному испытанию стоит тем, кто планирует связать свою жизнь с такими профессиями, как:

  • журналистика (в том числе военная журналистика);
  • переводчик;
  • театральное искусство;
  • вокал и хореография;
  • продюсер, кинооператор, режиссер;
  • и другие творческие специальности.

Важно! Обязательно узнайте, какие сертификаты ЕГЭ желают видеть в ВУЗе, который вы избрали для дальнейшего обучения. В зависимости от направления вам может потребоваться также сдавать математику профильного уровня или английский язык. Для ряда специальностей обязательным также является творческий конкурс.

Даты проведения испытаний

В 2018-2019 учебном году литературу можно будет сдать в досрочном и основном периоде. Поскольку предмет не входит в обязательные, он не будет вынесен на сентябрьскую пересдачу. Но, у ребят будет более чем достаточно возможностей преодолеть минимальный проходной порог.

Точные даты проведения экзамена в 2018-2019 учебном году, утвержденные проектом ГИА 2019, будут такими:

Основные даты

Резервные дни

Досрочный

Основной

27.06.19 и 01.07.19

Изменения 2019 года

Глобальных изменений в КИМах 2019 года по литературе не предвидится. Нововведения коснуться только системы оценивания работ, а именно:

Для экзамена 2019 года также будут актуальны все нововведения, которые были приняты в 2018 году:


Неизменными также останутся основные параметры экзамена:

  • длительность – 235 мин.;
  • отсутствие каких-либо дополнительных материалов для использования;
  • минимальный проходной балл для аттестата – 32 из 100 возможных.

Структура КИМов по литературе

В стремлении найти оптимальный формат КИМов на протяжении многих лет ЕГЭ по литературе регулярно видоизменяли, но в 2019 году структура билета останется прежней, ведь, по мнению министерства и ФИПИ, данный вариант испытаний позволяет в полной мере оценить уровень теоретической и практической подготовки выпускников.

Билет 2019 года будет включать в себя 17 разноуровневых заданий, разделенных на две части:

Тип ответа

Кол-во заданий

Пояснение

с кратким ответом

7 (1 комплекс)*

5 (2 комплекс)**

слово, фраза или последовательность цифр

с развернутым ответом

2 (1 комплекс)*

2 (2 комплекс)**

5-10 предложений

полноформатное развернутое сочинение на одну из 4-х предложенных тем

не менее 200 слов

Всего

*1 комплекс – анализ фрагмента эпического, лироэпического или драматического произведения.

**2 комплекс – анализ лирического произведения.

Количественное распределение по уровням сложности будет таким:

  • базовый – 12;
  • повышенный – 4;
  • высокий – 1.

Задания ориентированы на проверку знаний выпускников по 7 основным содержательным разделам. Распределение вопросов по блокам будет иметь следующий вид:

Самым сложным заданием ЕГЭ по литературе в 2019 году традиционно станет сочинение (№17), для написания которого как минимум необходимо будет прочесть и проанализировать 11 романов, 9 поэм, 6 пьес, 4 повести, более 20-ти рассказов и более 150-ти стихов, вошедших в список произведений, рекомендованный для подготовки.

Полный список вы найдете в кодификаторе, составленном сотрудниками ФИПИ для экзамена 2019 года.

Оценивание работ

Всего за правильно выполненные 17 заданий ЕГЭ по литературе (учитывая изменения в критериях оценивания 2019 года), выпускник может набрать 58 первичных баллов. Такой результат интерпретируется как максимум ЕГЭ, составляющий 100 тестовых баллов.

При этом за задания базового уровня можно набрать 12 баллов, за вопросы в развернутыми ответами – 32, а за сочинение – 14 баллов.

Задания повышенного уровня сложности оцениваются по таким критериям:

  • соответствие задания и ответа (для 8 и 15 заданий);
  • сопоставление произведений с выбранным тестом (для 9 и 16 заданий);
  • наличие аргументации с привлечением текста литературного произведения;
  • логичность рассуждений и соблюдение основных речевых норм.

При проверке сочинения учитывают такие основные критерии:

  • Соответствие темы.
  • Наличие аргументации с привлечением литературных произведений.
  • Наличие опоры на теоретико-литературные понятия.
  • Логичность рассуждений и композиционная целостность сочинения.
  • Соблюдение речевых норм.

Важно! Сочинение не проверяют вообще, если его объем меньше 200 слов, либо тема не соответствует заданию.

Перевести тестовый балл ЕГЭ по литературе, полученный в 2019 году в школьную оценку поможет таблица соответствия:

Как видите, для получения аттестата за 11 класс вполне достаточно набрать 32 балла. Но, если цель сдачи ЕГЭ по литературе – поступления в хороший университет РФ в 2019 году, то необходима качественная подготовка и результат «высокого» уровня, превышающий 67 баллов (для ВУЗов столицы это 95+).

Секреты подготовки

Естественно, что первым шагом на пути к высокому баллу по литературе является прочтение основных произведений из списка ФИПИ. Но только хорошего знания сюжета мало. Также стоит ознакомиться с критиками, разобрать мнение специалистов о проблеме, которую поднимает автор, а также ее определить ее место в жизни людей времени написания произведения и ее восприятие нынешним поколением.

Тщательно прорабатывая каждое произведение, выписывайте в тетрадь самое важное. Такие краткие записи помогут при выполнении тестов и написании сочинений. Также полезными будут:

  • шаблоны сочинений на разные темы;
  • карточки писателей;
  • каталог фраз, которые можно использовать в сочинениях;
  • схемы и зарисовки, помогающие запомнить сложные темы;
  • заготовки аргументов для раскрытия проблем, встречающихся в сочинениях ЕГЭ по литературе.

Поскольку полный список тем, которые будут предложены на ЕГЭ 2019 года по литературе, не разглашается заранее, подготовка должна заключаться в проработке разных направлений, а не написании готовых сочинений.


Подписка

    Структура экзамена и содержание КИМ

    По сравнению с 2016 году структура и содержание экзаменационной модели ЕГЭ по литературе не претерпела существенных изменений.

    Уровень подготовки экзаменуемого оценивается в ней по 8 различным разделам содержания школьного курса литературы:

  • Сведения по теории и истории литературы
  • Из древнерусской литературы
  • Из литературы XVIII века
  • Из литературы первой половины XIX века
  • Из литературы второй половины XIX века
  • Из литературы конца XIX - начала XX века
  • Из литературы первой половины XX века
  • Из литературы второй половины ХХ века

Экзаменационная работа состоит из 2 частей и предполагает сквозную нумерацию заданий. КИМ состоит из 17 заданий, которые отличаются друг от друга формой и содержанием.

Часть 1

Первая часть экзамена посвящена заданиям, которые предполагают анализ литературных произведений. Экзаменуемый должен хорошо владеть знанием содержания и структуры произведений школьной программы (герои, события, тематика, проблематика, художественные приемы, язык писатели и так далее). Помимо этого, необходимо уметь рассматривать произведения в разрезе широкого историко-литературного контекста.

В заданиях первой части представлены художественные тексты, при помощи которых проверяется не только знание содержания конкретных произведений, но и способность проводить анализ текста с учетом его родо-жанровой принадлежности.

В начале первой части экзаменуемому предлагается фрагмент эпического или драматического произведения, и к нему дается 9 заданий. В первых семи заданиях ответом служит слово, словосочетание или последовательность цифр. 8-9 задания требуют написания связного текста в объеме 5-10 предложений.

Во второй части экзамена представлен текст стихотворения или фрагмент лирической поэмы, и к нему дается 7 заданий. На первые четыре задания необходимо ответить словом, словосочетанием или последовательностью цифр. Последующие задания требуют написания текста.

Исходя из результатов ЕГЭ предыдущих лет, наибольшую сложность представляет задание № 4 (установление соответствия). Процент его выполнения находится на отметке 47%. Это говорит о том, что выпускники плохо владеют знанием сюжетной основы художественных произведений. Чтобы исправить ситуацию и хорошо выполнить задание, рекомендуется периодически повторять материал, сопоставлять изучаемые произведения с ранее изученными по различным аспектам анализа, отработать подход к выполнению данного типа заданий.

Многие старшеклассники также плохо справляются с заданием № 13, в котором необходимо самостоятельно найти в тексте средства художественной выразительности. Наиболее частыми причинами ошибочного выполнения таких заданий являются: незнание видов тропов и неумение различать их в тексте; уверенность в том, что в тексте обязательно должен присутствовать тот или иной элемент; попытки идентифицировать художественное средство при отсутствии его очевидных признаков.

Часть 2

Вторая часть экзамена предполагает ответ в виде полноформатного развернутого высказывания на литературную тему - другими словами, сочинения. На выбор предлагается три темы, охватывающие следующие периоды становления литературы: древнерусская литература, классика XVIII века и первой половины XIX века, произведения первой половины XIX и XX веков.

Экзаменуемый должен выбрать только один из предложенных вопросов и дать на него ответ в виде сочинения, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). Благодаря работе такого типа выпускники могут выразить свое отношение к проблемам произведения, пониманию художественного своеобразия произведения, нюансам авторской позиции.

Советы по работе во время выполнения заданий ЕГЭ по литературе

Если вы тщательно подготовились к экзамену, то задания с кратким ответом не должны занять у вас много времени. Если какое-либо задание из базового уровня вызывает затруднения, то его лучше пропустить и возвратиться к нему позже. Вполне вероятно, что ответы на другие вопросы наведут вас на правильное решение.

Чаще всего экзаменуемые при выполнении заданий в развернутым ответом допускают ошибки из-за невнимательного прочтения задания и игнорирования его сути. Вместо того, чтобы дать прямой ответ на поставленный вопрос, выпускники начинают рассуждать "обо всем, и ни о чем": о значимости произведения, героях, их поступках и так далее. А между тем, от вас требовалось, например, выявить особенности конфликта произведения.

Залогом успеха на экзамене является отличное знание текстов произведений, умение составлять свой собственный текст аналитического характера.

Тест ЕГЭ по литературе со­стоит из трех частей, каждая из которых имеет различную ценность для определения уровня подготовки выпускников но литературе.

В первой и второй частях учащимся предлагается вы­полнить задания, включающие вопросы к фрагменту текста произведений, названных в обязательном минимуме содер­жания литературного образования. Экзаменационные тесты ЕГЭ по литературе, в соответствии с требованиями ныне дей­ствующего Стандарта, должны проверять следующие знания и умения выпускников.

Знания:

  • содержания изученных литературных произведений;
  • основных фактов жизни и творчества писателей-клас­сиков XIX-XX вв.,
  • этапов творческой эволюции пи­сателей-классиков;
  • основных литературных методов, направлений, тече­ний, основных закономерностей историко-литератур­ного процесса;
  • сведений об отдельных периодах его развития;
  • основных теоретико-литературных понятий и терми­нов.
Умения:
  • анализировать и интерпретировать литературное про­изведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи;
  • выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
  • определять жанрово-родовую специфику литературно­го произведения;
  • определять основные элементы содержания и художе­ственной структуры изученных произведений (темати­ка и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т.п.);
  • сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
  • выявлять авторскую позицию, харак­теризовать особенности стиля писателя.
В тестах ЕГЭ по литературе проверяется, в какой степе­ни выпускники освоили такие виды деятельности, как
  • определение принадлежности литературного (фольк­лорного) текста к тому или иному роду и жанру, твор­ческому методу или литературному направлению (течению), историко-литературному периоду;
  • анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мо­тивов поступков героев, сущности конфликта и т.д.;
  • выявление художественных приемов и средств худо­жественной изобразительности, определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания про­изведения;
  • самостоятельный поиск ответа на проблемный во­прос.
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из трех частей и включает 17 заданий. Одинако­вые по форме представления и уровню сложности задания сгруппированы в определенных частях работы, проверяю­щей навыки анализа того или иного типа текстов: эпичес­кого, лирического и драматического. В частях 1 и 2 эк­заменационной работы представлены два текста: фрагмент эпического произведения (роман, повесть, рассказ, новелла) или фрагмент драматургического произведения (коме­дия, драма) и лирическое произведение (фрагмент поэмы, стихотворение). С данными текстами соотносятся вопросы, помогающие проанализировать их художественные особен­ности. В этих же частях проверяется знание истории и теории литературы (это так называемые базовые задания). После того как выпускник ответит на предложенные во­просы типа В (с открытым ответом), ему предстоит отве­тить на вопросы типа С. Эти вопросы также закреплены за каждой из двух частей экзаменационного теста и со­ответственно пронумерованы С1-С4. Тип В включает 12 заданий, на которые ученик дает собственный краткий от­пет (слово или сочетание слов). Задания типа С1-С4 тре­буют краткого связного ответа (связного текста из 5-10 предложений).

Часть 1 соотносится с фрагментом эпического текста или с фрагментом пьесы и содержит 7 заданий с кратким от­ветом (базового уровня сложности). Здесь же присутствуют и 2 задания с развернутым ответом (повышенного уровня сложности). Их обозначение - С1, С2.

Часть 2 соотносится с текстом лирического стихотво­рения и содержит 5 заданий с кратким ответом (базового уровня сложности). Здесь же присутствуют и 2 задания с развернутым ответом (повышенного уровня сложности). Их обозначение - СЗ, С4.

Авторы экзаменационного теста по литературе для ЕГЭ предполагали, что «следование предложенному алгоритму работы позволяет учащимся выявить место и роль эпизода (сцены) в общей структуре произведения (ана­лиз фрагмента), раскрыть сюжетно-композиционные, образ­но-тематические и стилистические особенности анализируе­мого текста, обобщить свои наблюдения».

Часть 3 проверяет, насколько глубоко и самостоятель­но учащиеся способны освоить литературное произведение, объяснить сложности историко-литературного процесса (это задания высокого уровня сложности). В этой части рабо­ты проверяется умение построить связное и содержатель­ное речевое высказывание на заданную литературную тему, сформулированную в виде вопроса проблемного характера. Выпускнику предлагается 3 вопроса (С5.1-С5.3), охваты­вающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса: по литературе XVIII века, по произведе­ниям первой половины XIX века, по произведениям второй половины XIX века, по произведениям XX века. Выпуск­ник выбирает один из вопросов и дает на него ответ, обос­новывая свои суждения обращением к произведению (по памяти).

Часть 3 содержит 3 задания с развернутым свободным ответом (высокого уровня сложности), из которых учаще­муся необходимо выполнить только одно задание по его соб­ственному выбору. Их обозначение в работе: С5.1; С5.2; С5.3.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!