Стилевое многообразие искусства 17 18 вв. Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII веков

Урок по технологии смешанного обучения

Модуль «Смена рабочих зон»

Предмет - Мировая художественная культура 11 класс

Учитель МХК и музыки, высшей квалификационной категории - Очирова З.М., «Почётный работник общего образования»

Тема урока «Разнообразие стилей в культуре17-18 веков»

Так много новостей за 20 лет

и в сфере звёзд,

и в области планет,

на атомы Вселенная крошится,

Все связи рвутся, всё в куски дробится.

Основы расшатались, и сейчас

всё стало относительным для нас.

Джон Донн (1572-1631)англ. поэт

Цель урока

Выявить характерные особенности многообразия стилей культуры 17-18 веков.

Задачи

    Определить закономерность смены художественных стилей.

    Развивать способность учащихся к отбору и анализу информации. Умение вербализировать свои ощущения и чувства

    Воспитание у учащихся более осознанного восприятия произведений искусства.

Тип урока – обобщающий урок комплексного применения знаний/урок развивающего контроля/.

Форма обучения : фронтальная, групповая

Формируемые УУД

Коммуникативные приобретение умений учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию.

Познавательные

    умение высказывание основной мысли и вычленять основной смысл.

    умение анализировать задание с различных точек зрения и на основе разных параметров.

Личностные

    умение слушать и слышать собеседника.

    умение формулировать свою позицию в корректной и убедительной форме, проявляя уважение к позиции и мнениям других людей.

Регулятивные (рефлексивные)

    Умение контролировать свою речь с учетом коммуникативной ситуации, этических и социокультурных норм.

    Умение прогнозировать восприятие собеседника.

Оборудование урока : персональный компьютер(4 шт.), интерактивная доска, мультимедийный видеопроектор, аудиозаписи, магнитофон, презентация к уроку в формате программы Microsoft Office PowerPoint, раздаточный материал (репродукции произведений, карточки с текстами, тестовые задания).

План урока

1.Организационный момент 1-2 мин.

2. Введение в тему 2- 3 мин.

3.Фронтальный опрос 3- 5 мин.

4.Основной этап урока 25 -30 мин.

5.Подведение итогов урока 3-5 мин.

6.Рефлексия 1-2 мин.

7. Заключение 1-2 мин .

Ход урока

    Организационный момент - приветствие.

/На слайде название темы урока, эпиграф. Учитель начинает урок на фоне звучания IV части цикла «Времена года» А. Вивальди - «Зима» /

2.Введение в тему

XVII-XVIII века - одна из самых ярких и блистательных эпох в истории мировой художественной культуры. Это время, когда стремительно менялась привычная, казалось бы, незыблемая картина мира, в общественном сознании происходило крушение идеалов Возрождения. Это время, когда на смену идеологии гуманизма и веры в безграничные возможности человека пришло иное ощущение жизни.

Каждое время несет в себе присущие ему законы и целесообразности. Известно, что произведения архитектуры, скульптуры, музыки, декоративно-прикладного искусства, живописи и др. являются своеобразным средством кодирования “культурных посланий”. Мы общаемся с прошедшими эпохами, используя нашу способность к абстрагирующему восприятию. Зная «коды», а в нашем случае это черты и признаки стилей искусства 17-18 вв., мы сможем более осознанно воспринимать произведения искусства.

Итак, сегодня наша задача - постараться выявить закономерность смены стилей и научиться видеть “код” того или иного стиля (слайд-понятие «стиль»). Стиль – это устойчивое единство выразительных средств, характеризующее художественное своеобразие произведения или совокупности произведений.

3 .Фронтальный опрос - Ребята, кто может назвать основные стили в искусстве 17-18веков? Учащиеся называют основные стили данного периода (маньеризм, барокко, рококо, классицизм, романтизм, реализм).

В течение ряда уроков вы познакомились с каждым из них. Мы, конечно же, согласимся с высказыванием современного русского искус­ствоведа Виктора Власова: «Стиль - есть художественное пере­живание времени»

Давайте коротко охарактеризуем каждый из них. Дается словесное определение каждому стилю.

4.Основной этап урока . Итак, мы с вами сегодня работаем по модулю «Смена рабочих зон». Класс поделён на 4 группы, каждая из которых выполняет своё задание. Очень важно ваше умение работать сообща, советуясь друг с другом и приходить к общему мнению.

Группа «А» (слабые ученики) работает с раздаточным материалом, который надо распределить по 6-ти названным стилям. Здесь у вас и определение стиля, и черты каждого из них, репродукции картин, высказывания и поэтические строки известных людей.

Группа «В» (учащиеся средней обученности) работает с тестовыми заданиями по нашей теме.

Вам необходимо соотнести название картин с фамилией автора, стиль – с названием картины, черты стиля с его названием и т.д.

И группа - «D» (отличники), она работает с презентацией «Стили в искусстве 17-18вв…» на ноутбуках с доступом в Интернет. Это практическая работа, в ней непростые задания, которые требуют глубоких знаний по предмету «МХК».

Ребята, задания вы выполняете в течение 10-12 мин., а затем меняете свои рабочие зоны: группа «А» перемещается на место группы «В» и наоборот; группа «С» меняется с рабочей зоной группы «D». Я – учитель, плотно работаю с группой «А», а с тремя остальными работают мои помощники – призёры олимпиад по МХК, назовём их тьюторами. На слайде - «Тьютор- от английского «tutor» – куратор, наставник, воспитатель. Тьютор может помочь решить организационные вопросы, поддерживать стремление к выполнению заданий и самостоятельности, решать организационные проблемы, налаживать контакт между учениками, психологически настроить подопечного на продуктивную работу, является связующим звеном между учениками и учителем».

В течение урока вам предлагается выяснить причину смены стилей и попытаться выявить закономерности этого процесса. Это и будет итогом нашей сегодняшней работы.

Учащиеся работают в группах. Учитель ненавязчиво следит за процессом выполнения заданий, по возможности корректирует ответы внутри группы. Тьюторы координируют работу в каждой группе.

С группой «А» необходима более кропотливая и тщательно контролируемая работа. Для более высокой мотивации необходимо создание проблемных ситуаций и постановки отдельных задач. К примеру, при определении стиля картины обратить особое внимание учащихся на детали в репродукции, которые помогут более точно справиться с заданием. А в работе с поэтическим текстом найти ключевые слова или фразы, помогающие определить стиль и направление в искусстве.

5.Подведение итогов урока.

Ну, что ж, давайте выясним, как вы справились с заданием и какие сделали выводы? Представители каждой группы высказывают свою точку зрения…. Учитель опосредованно подводит учеников к правильной формулировке ответов: творческие люди всегда стремились к чему-то новому, неизведанному, что позволяло создавать новые шедевры; 17-18 века – время научных открытий, что повлекло за собой изменение во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве; изменение стилей – это закономерный процесс освоения мира по законам красоты, естественное отражение жизни человека….

Итоговое слово учителя - Таким образом, мы с вами пришли к выводу, среда, окружение и отражение мира в движении становится главным для искусства XVII – XVIII вв. Однако искусство отнюдь не ограничивается только эстетической сферой. Исторически сложилось так, что произведения искусства выполняли в культуре не только эстетические (художественные) функции, хотя эстетическое всегда составляло сущ­ность искусства. Общество с древности научилось использовать мощную действенную силу искусства в самых разных соци­ально-утилитарных целях - религиозных, политических, терапевтических, гносеоло­гических, этических.

Искусство - это отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся и закреплен­ная форма освоения мира по законам красоты. Оно эстетически содержа­тельно и несет в себе художественную концепцию мира и личности.

6.Рефлексия

А сейчас постарайтесь оценить сегодняшний урок и ваше отношение к нему. Анкета анонимная.

/ на фоне звучания пьесы Л. Бетховена «К Элизе»/

7. Заключение

А теперь нам осталось оценить вашу работу. Участники каждой группы получают одинаковые оценки. Итак, оценки таковы…. (группа «А» получает заслуженные «четвёрки», а остальные учащиеся, я думаю, вы с этим согласитесь, - оценку «пять»).

Всем спасибо за урок!

    Ванюшкина Л.М., Современный урок: Мировая художественная культура, Санкт-Петербург, КАРО, 2009.

    Дмитриева Н.А., Краткая история искусств, Москва, «Искусство», 1990.

    Данилова Г.И., Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 класс, Москва, Дрофа, 2010.

    Данилова Г.И., Мировая художественная культура. 11 класс, Москва, «Интербук» 2002.

    Полевая В.М., Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство, Москва, «Советская Энциклопедия», 1986.

Cлайд 1

Cлайд 2

Искусствовед А.А. Аникст отмечал: «исчезает уверенность в близком и неизбежном торжестве положительных начал жизни. Обостряется ощущение ее трагических противоречий. Прежняя вера уступает место скепсису. Сами гуманисты уже не доверяют разуму как благой силе. Способной обновить жизнь. У них возникает и сомнение относительно природы человека – действительно ли добрые начала главенствуют в ней».

Cлайд 3

Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII в.в. Маньеризм Барокко Классицизм Рококо Реализм

Cлайд 4

Маньеризм (итальянское manierismo, от maniera - манера, стиль) течение в европейском искусстве 16 века, отражающее кризис гуманистической культуры Высокого Возрождения. Основным эстетическим критерием становится не следование природе. Маньеристы искажали заложенное в них гармоничное начало, культивируя представления о шаткости человеческой судьбы, находящейся во власти иррациональных сил. Произведения этих мастеров отличаются острыми колористическими и светотеневыми диссонансами, усложнённостью и преувеличенной экспрессивностью поз и мотивов движения, удлинённостью пропорций фигур, виртуозным рисунком, где линия, очерчивающая объём, обретает самостоятельное значение. Дж. Арчимбольдо Эль Греко Эль Греко «Христос, несущий крест

Cлайд 5

П. Рубенс. Маркиза Бригитта Спинола Дориа Ренбрант. «Христос во время шторма на море Галилейском» В.В. Растрелли. Посольская лесница Барокко (итал. barocco, буквально – причудливый, странный), один из главенствующих стилей в архитектуре и искусстве Европы и Латинской Америки конца 16 – середины 18 века. Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости; его эстетика строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и иррационализма. Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, интенсивность чувств, пристрастие к эффектной зрелищности, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

Cлайд 6

Брюллов Карл. Последний день Помпеи Брюллов Карл. Нарцисс, смотрящий в воду Никола Пуссен. Триумф Нептуна Пуссен Никола Классицизм, художественный стиль в европейском искусстве 17–начала 19 века, одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону. Лежащие в основе классицизма принципы рационалистической философии обусловили взгляд теоретиков и практиков классического стиля на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни. В живописи классицизма основными элементами моделировки формы стали линия и светотень, локальный цвет четко выявляет пластику фигур и предметов, разделяет пространственные планы картины.

Cлайд 7

Помпео Батони Диана и Купидон Ватто Антуан Танец СебастьяноРиччи Авраам и три ангела Рококо (франц. rococo, от rocaille, рокайль – декоративный мотив в форме раковины), стилевое направление в европейском искусстве 1-й половины 18 века. Пристрастие к изысканным и сложным формам, причудливым линиям, во много напоминающие силуэт раковины. Тонкие переливания цвета и одновременно несколько блеклые по колориту живопись рококо. Сложные любовные интриги, мимолетность увлечений, дерзкие, рискованные, бросающие вызов обществу поступки человека, авантюры, фантазии. Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию слитными декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков.

Cлайд 8

Реализм (от фр. realisme, от лат. realis - вещественный) - в искусстве в широком смысле правдивое, объективное, всестороннее отражение действительности специфическими средствами, присущими видам художественного творчества. Общими признаками метода реализма является достоверность в воспроизведении действительности. Точность, конкретность, непредвзятость восприятия к жизни, внимание к простонародным типам, прочувствованное восприятие быта и природы, простота и естественность человеческих чувств. Илья Репин Бурлаки на Волге

Cлайд 9

В искусстве XVII-XVIII в.в. существовали различные художественные стили. Разнородные в своих проявлениях, они обладали глубоким внутренним единством и общностью. Подчас совершенно противоположные художественные решения и образы были лишь своеобразными ответами на важнейшие вопросы жизни и общества

учитель МХК МБОУ гимназии

г.Сафонова Смоленской области

Слайд 2

Художественная культура XVII – XVIII вв.

  • Слайд 3

    Стиль (лат) - 2 значения:

    1) конструктивный принцип строения предметов и явлений мира культуры (стиль жизни, одежды, речи, общения, архитектуры, живописи и т.д.),

    2) особенности художественного творчества, художественные школы и направления (стиль эллинизма, классицизма, романтизма, модерн и пр.)

    Слайд 4

    Возникновение новых стилей и Возрождение

    Возрождение (Ренессанс) – эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Европы (XIV – XVI вв.)

    На смену догматическому искусству пришли стремление к реалистическому познанию мира, вера в творческие возможности и силу разума отдельного человека.

    Слайд 5

    Отличительные черты культуры Возрождения:

    • светский характер,
    • гуманистическое мировоззрение,
    • обращение к античному наследию.
  • Слайд 6

    С. Боттичелли. Рождение Венеры

  • Слайд 7

    С.Рафаэль. Галатея

  • Слайд 8

    От гуманизма Возрождения к маньеризму и барокко

    Маньеризм (от итал.-»приём», «манера») – господствующее художественное направление в европейском искусстве конца XVI в.

    Представители маньеризма в своём творчестве не следовали природе, а старались выразить субъективную идею образа, рождённого в душе художника.

    Слайд 9

    Тициан. Вакх и Ариадна

  • Слайд 10

    Барокко

    Барокко («причудливый»,«странный» - один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI – середины XVIII в.

    Человек в искусстве барокко предстаёт вовлечённым в круговорот и конфликт среды, многоплановой личностью со сложным внутренним миром.

    Слайд 11

    Для искусства барокко характерны

    • грациозность,
    • пышность и динамика,
    • совмещение иллюзорного и реального,
    • пристрастие к эффектным зрелищам,
    • контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.
  • Слайд 12

    ГвидоРени. Аврора

    Аврора, 1614, фреска, палаццо Паллавичини Роспильози, Рим

    Слайд 13

    Питер Пауль Рубенс. Суд Париса

  • Слайд 14

    П.П.Рубенс.Персей и Андромеда

  • Слайд 15

    Эпоха Просвещения в истории развития искусства

    • Классицизм как художественное воплощение идей Просвещения.
    • Классицизм – художественный стиль в европейском искусстве XVII – начала XIX в.
    • Обращение к античному наследию и гуманистическим идеалам Возрождения.
    • Подчинение личных интересов общественным, чувства - долгу, идеализация героических образов – главные темы искусства классицизма.
  • Слайд 16

    Ф.Буше. Купание Дианы

  • Слайд 17

    Рококо

    • Рококо – стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах первой половины XVIII в.
    • Пристрастие к изысканным и сложным формам, причудливым линиям.
    • Задача искусства рококо – нравиться, трогать и развлекать.
    • Сложные любовные интриги, мимолётность увлечений, дерзкие и рискованные поступки героев, авантюры и фантазии. Галантные развлечения и праздники – основные сюжеты произведений рококо.
  • Слайд 18

    Реалистические тенденциив развитии искусства XVII – XVIII вв.

    • Объективность, точность и конкретность в передаче событий окружающего мир
    • Отсутствие идеализации
    • Внимание к простонародным типам
    • Глубокое восприятие быта и природы
    • Простота и естественность в передаче мира человеческих чувств
  • Новые понятия: Стиль Историческая эпоха      Древний мир Античность Средневековье Возрождение Просвещение Стиль – устойчивое единство художественных принципов, приёмов и средств, используемых при создании произведений искусства.  Стиль - исторически обусловленное эстетическое единство содержания и формы, раскрывающее содержание произведения.       Маньеризм - сер.16 в. Барокко – к.16 – сер 18 в. Классицизм - 17 в. Рококо – 18 в. Реализм – к.18-19в.        Маньеризм -течение в западноевропейском искусстве 2-й половины 16 века. В искусстве маньеризма отразился кризис культуры Возрождения; Маньеризм был своеобразным переходным стилем между искусством Ренессанса и Барокко - тяготение к экзотическим костюмам персонажей, - удлиненным фигурам, - аффективным жестам, - ярким, контрастным тонам   Один из художественных стилей конца 16 века, середины 18 века, тяготевший к парадной торжественности, декоративности, напряжённости и динамичности образов. Для барокко характерно тяготение к ансамблю и синтезу искусств. Уже одна из первых его статуй «Давид» (1623, Музей и галерея Боргезе, Рим) наглядно показывает отличие нового искусства от искусства эпохи Возрождения. «Давид» Микеланджело был могуч, прост и величав в своей спокойной силе. «Давид» Бернйни, созданный через 100 с небольшим лет, изображен в динамике - в момент бросания камня из пращи: он весь в движении, в напряжении, в гневе, даже прикусил губу. Как раз все эти черты и характерны для стиля барокко, пришедшего на смену простому и строгому стилю Ренессанс (см. ст. «Искусство итальянского Возрождения»). Для барокко внешнее выражение страсти и волнений стало важнее самих человеческих чувств.    Классицизм – Художественный стиль в западноевропейском искусстве 17 веке Рассматривал античность как этическую и художественную форму Для него характерны героический пафос, пластическая гармония и ясность Собор Святого Петра в Риме Микеланджело    Рококо – это стилевое направление европейском искусстве в первой половине 18 века, для которого характерен грациозный, прихотливый орнаментальный ритм Задача искусства рококо: нравиться, трогать, развлекать. Основные сюжеты: сложные любовные интриги, мимолётность увлечений, рискованные поступки героев.  Реализм – объективное отображение действительности – правда жизни, воплощённая специфическими средствами различных стилей и видов искусства   Его произведения, составляют одну из вершин европейского и мирового искусства, одно из наиболее высоких достижений в развитии реализма. В картине Рембрандта «Святое семейство» (1645), в образах героев евангельской легенды - Марии, младенца Христа и Иосифа - воплощены самые обычные и прекрасные в своей искренности и чистоте человеческие чувства - нежность и заботливость матери, ощущение домашнего покоя - то, что во все времена понятно и дорого людям. Обстановка комнаты предельно проста, это жилище бедного плотника, который тут же занят своим ремеслом. Рембрандт всегда с огромной симпатией изображал людей из народа, всегда сочувствовал старости и одиночеству.

  • Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!