Урок по технологии смешанного обучения
Модуль «Смена рабочих зон»
Предмет - Мировая художественная культура 11 класс
Учитель МХК и музыки, высшей квалификационной категории - Очирова З.М., «Почётный работник общего образования»
Тема урока «Разнообразие стилей в культуре17-18 веков»
Так много новостей за 20 лет
и в сфере звёзд,
и в области планет,
на атомы Вселенная крошится,
Все связи рвутся, всё в куски дробится.
Основы расшатались, и сейчас
всё стало относительным для нас.
Джон Донн (1572-1631)англ. поэт
Цель урока
Выявить характерные особенности многообразия стилей культуры 17-18 веков.
Задачи
Определить закономерность смены художественных стилей.
Развивать способность учащихся к отбору и анализу информации. Умение вербализировать свои ощущения и чувства
Воспитание у учащихся более осознанного восприятия произведений искусства.
Тип урока – обобщающий урок комплексного применения знаний/урок развивающего контроля/.
Форма обучения : фронтальная, групповая
Формируемые УУД
Коммуникативные – приобретение умений учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию.
Познавательные
умение высказывание основной мысли и вычленять основной смысл.
умение анализировать задание с различных точек зрения и на основе разных параметров.
Личностные
умение слушать и слышать собеседника.
умение формулировать свою позицию в корректной и убедительной форме, проявляя уважение к позиции и мнениям других людей.
Регулятивные (рефлексивные)
Умение контролировать свою речь с учетом коммуникативной ситуации, этических и социокультурных норм.
Умение прогнозировать восприятие собеседника.
Оборудование урока : персональный компьютер(4 шт.), интерактивная доска, мультимедийный видеопроектор, аудиозаписи, магнитофон, презентация к уроку в формате программы Microsoft Office PowerPoint, раздаточный материал (репродукции произведений, карточки с текстами, тестовые задания).
План урока
1.Организационный момент 1-2 мин.
2. Введение в тему 2- 3 мин.
3.Фронтальный опрос 3- 5 мин.
4.Основной этап урока 25 -30 мин.
5.Подведение итогов урока 3-5 мин.
6.Рефлексия 1-2 мин.
7. Заключение 1-2 мин .
Ход урока
Организационный момент - приветствие.
/На слайде название темы урока, эпиграф. Учитель начинает урок на фоне звучания IV части цикла «Времена года» А. Вивальди - «Зима» /
2.Введение в тему
XVII-XVIII века - одна из самых ярких и блистательных эпох в истории мировой художественной культуры. Это время, когда стремительно менялась привычная, казалось бы, незыблемая картина мира, в общественном сознании происходило крушение идеалов Возрождения. Это время, когда на смену идеологии гуманизма и веры в безграничные возможности человека пришло иное ощущение жизни.
Каждое время несет в себе присущие ему законы и целесообразности. Известно, что произведения архитектуры, скульптуры, музыки, декоративно-прикладного искусства, живописи и др. являются своеобразным средством кодирования “культурных посланий”. Мы общаемся с прошедшими эпохами, используя нашу способность к абстрагирующему восприятию. Зная «коды», а в нашем случае это черты и признаки стилей искусства 17-18 вв., мы сможем более осознанно воспринимать произведения искусства.
Итак, сегодня наша задача - постараться выявить закономерность смены стилей и научиться видеть “код” того или иного стиля (слайд-понятие «стиль»). Стиль – это устойчивое единство выразительных средств, характеризующее художественное своеобразие произведения или совокупности произведений.
3 .Фронтальный опрос - Ребята, кто может назвать основные стили в искусстве 17-18веков? Учащиеся называют основные стили данного периода (маньеризм, барокко, рококо, классицизм, романтизм, реализм).
В течение ряда уроков вы познакомились с каждым из них. Мы, конечно же, согласимся с высказыванием современного русского искусствоведа Виктора Власова: «Стиль - есть художественное переживание времени»
Давайте коротко охарактеризуем каждый из них. Дается словесное определение каждому стилю.
4.Основной этап урока . Итак, мы с вами сегодня работаем по модулю «Смена рабочих зон». Класс поделён на 4 группы, каждая из которых выполняет своё задание. Очень важно ваше умение работать сообща, советуясь друг с другом и приходить к общему мнению.
Группа «А» (слабые ученики) работает с раздаточным материалом, который надо распределить по 6-ти названным стилям. Здесь у вас и определение стиля, и черты каждого из них, репродукции картин, высказывания и поэтические строки известных людей.
Группа «В» (учащиеся средней обученности) работает с тестовыми заданиями по нашей теме.
Вам необходимо соотнести название картин с фамилией автора, стиль – с названием картины, черты стиля с его названием и т.д.
И группа - «D» (отличники), она работает с презентацией «Стили в искусстве 17-18вв…» на ноутбуках с доступом в Интернет. Это практическая работа, в ней непростые задания, которые требуют глубоких знаний по предмету «МХК».
Ребята, задания вы выполняете в течение 10-12 мин., а затем меняете свои рабочие зоны: группа «А» перемещается на место группы «В» и наоборот; группа «С» меняется с рабочей зоной группы «D». Я – учитель, плотно работаю с группой «А», а с тремя остальными работают мои помощники – призёры олимпиад по МХК, назовём их тьюторами. На слайде - «Тьютор- от английского «tutor» – куратор, наставник, воспитатель. Тьютор может помочь решить организационные вопросы, поддерживать стремление к выполнению заданий и самостоятельности, решать организационные проблемы, налаживать контакт между учениками, психологически настроить подопечного на продуктивную работу, является связующим звеном между учениками и учителем».
В течение урока вам предлагается выяснить причину смены стилей и попытаться выявить закономерности этого процесса. Это и будет итогом нашей сегодняшней работы.
Учащиеся работают в группах. Учитель ненавязчиво следит за процессом выполнения заданий, по возможности корректирует ответы внутри группы. Тьюторы координируют работу в каждой группе.
С группой «А» необходима более кропотливая и тщательно контролируемая работа. Для более высокой мотивации необходимо создание проблемных ситуаций и постановки отдельных задач. К примеру, при определении стиля картины обратить особое внимание учащихся на детали в репродукции, которые помогут более точно справиться с заданием. А в работе с поэтическим текстом найти ключевые слова или фразы, помогающие определить стиль и направление в искусстве.
5.Подведение итогов урока.
Ну, что ж, давайте выясним, как вы справились с заданием и какие сделали выводы? Представители каждой группы высказывают свою точку зрения…. Учитель опосредованно подводит учеников к правильной формулировке ответов: творческие люди всегда стремились к чему-то новому, неизведанному, что позволяло создавать новые шедевры; 17-18 века – время научных открытий, что повлекло за собой изменение во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве; изменение стилей – это закономерный процесс освоения мира по законам красоты, естественное отражение жизни человека….
Итоговое слово учителя - Таким образом, мы с вами пришли к выводу, среда, окружение и отражение мира в движении становится главным для искусства XVII – XVIII вв. Однако искусство отнюдь не ограничивается только эстетической сферой. Исторически сложилось так, что произведения искусства выполняли в культуре не только эстетические (художественные) функции, хотя эстетическое всегда составляло сущность искусства. Общество с древности научилось использовать мощную действенную силу искусства в самых разных социально-утилитарных целях - религиозных, политических, терапевтических, гносеологических, этических.
Искусство - это отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся и закрепленная форма освоения мира по законам красоты. Оно эстетически содержательно и несет в себе художественную концепцию мира и личности.
6.Рефлексия
А сейчас постарайтесь оценить сегодняшний урок и ваше отношение к нему. Анкета анонимная.
/ на фоне звучания пьесы Л. Бетховена «К Элизе»/
7. Заключение
А теперь нам осталось оценить вашу работу. Участники каждой группы получают одинаковые оценки. Итак, оценки таковы…. (группа «А» получает заслуженные «четвёрки», а остальные учащиеся, я думаю, вы с этим согласитесь, - оценку «пять»).
Всем спасибо за урок!
Ванюшкина Л.М., Современный урок: Мировая художественная культура, Санкт-Петербург, КАРО, 2009.
Дмитриева Н.А., Краткая история искусств, Москва, «Искусство», 1990.
Данилова Г.И., Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 класс, Москва, Дрофа, 2010.
Данилова Г.И., Мировая художественная культура. 11 класс, Москва, «Интербук» 2002.
Полевая В.М., Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство, Москва, «Советская Энциклопедия», 1986.
Cлайд 1
Cлайд 2
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/6/5390/389/img1.jpg)
Cлайд 3
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/6/5390/389/img2.jpg)
Cлайд 4
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/6/5390/389/img3.jpg)
Cлайд 5
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/6/5390/389/img4.jpg)
Cлайд 6
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/6/5390/389/img5.jpg)
Cлайд 7
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/6/5390/389/img6.jpg)
Cлайд 8
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/6/5390/389/img7.jpg)
Cлайд 9
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/6/5390/389/img8.jpg)
учитель МХК МБОУ гимназии
г.Сафонова Смоленской области
Слайд 2
Художественная культура XVII – XVIII вв.
Слайд 3
Стиль (лат) - 2 значения:
1) конструктивный принцип строения предметов и явлений мира культуры (стиль жизни, одежды, речи, общения, архитектуры, живописи и т.д.),
2) особенности художественного творчества, художественные школы и направления (стиль эллинизма, классицизма, романтизма, модерн и пр.)
Слайд 4
Возникновение новых стилей и Возрождение
Возрождение (Ренессанс) – эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Европы (XIV – XVI вв.)
На смену догматическому искусству пришли стремление к реалистическому познанию мира, вера в творческие возможности и силу разума отдельного человека.
Слайд 5
Отличительные черты культуры Возрождения:
- светский характер,
- гуманистическое мировоззрение,
- обращение к античному наследию.
Слайд 6
С. Боттичелли. Рождение Венеры
Слайд 7
С.Рафаэль. Галатея
Слайд 8
От гуманизма Возрождения к маньеризму и барокко
Маньеризм (от итал.-»приём», «манера») – господствующее художественное направление в европейском искусстве конца XVI в.
Представители маньеризма в своём творчестве не следовали природе, а старались выразить субъективную идею образа, рождённого в душе художника.
Слайд 9
Тициан. Вакх и Ариадна
Слайд 10
Барокко
Барокко («причудливый»,«странный» - один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI – середины XVIII в.
Человек в искусстве барокко предстаёт вовлечённым в круговорот и конфликт среды, многоплановой личностью со сложным внутренним миром.
Слайд 11
Для искусства барокко характерны
- грациозность,
- пышность и динамика,
- совмещение иллюзорного и реального,
- пристрастие к эффектным зрелищам,
- контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.
Слайд 12
ГвидоРени. Аврора
Аврора, 1614, фреска, палаццо Паллавичини Роспильози, Рим
Слайд 13
Питер Пауль Рубенс. Суд Париса
Слайд 14
П.П.Рубенс.Персей и Андромеда
Слайд 15
Эпоха Просвещения в истории развития искусства
- Классицизм как художественное воплощение идей Просвещения.
- Классицизм – художественный стиль в европейском искусстве XVII – начала XIX в.
- Обращение к античному наследию и гуманистическим идеалам Возрождения.
- Подчинение личных интересов общественным, чувства - долгу, идеализация героических образов – главные темы искусства классицизма.
Слайд 16
Ф.Буше. Купание Дианы
Слайд 17
Рококо
- Рококо – стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах первой половины XVIII в.
- Пристрастие к изысканным и сложным формам, причудливым линиям.
- Задача искусства рококо – нравиться, трогать и развлекать.
- Сложные любовные интриги, мимолётность увлечений, дерзкие и рискованные поступки героев, авантюры и фантазии. Галантные развлечения и праздники – основные сюжеты произведений рококо.
Слайд 18
Реалистические тенденциив развитии искусства XVII – XVIII вв.
- Объективность, точность и конкретность в передаче событий окружающего мир
- Отсутствие идеализации
- Внимание к простонародным типам
- Глубокое восприятие быта и природы
- Простота и естественность в передаче мира человеческих чувств
Новые понятия: Стиль Историческая эпоха Древний мир Античность Средневековье Возрождение Просвещение Стиль – устойчивое единство художественных принципов, приёмов и средств, используемых при создании произведений искусства. Стиль - исторически обусловленное эстетическое единство содержания и формы, раскрывающее содержание произведения. Маньеризм - сер.16 в. Барокко – к.16 – сер 18 в. Классицизм - 17 в. Рококо – 18 в. Реализм – к.18-19в. Маньеризм -течение в западноевропейском искусстве 2-й половины 16 века. В искусстве маньеризма отразился кризис культуры Возрождения; Маньеризм был своеобразным переходным стилем между искусством Ренессанса и Барокко - тяготение к экзотическим костюмам персонажей, - удлиненным фигурам, - аффективным жестам, - ярким, контрастным тонам Один из художественных стилей конца 16 века, середины 18 века, тяготевший к парадной торжественности, декоративности, напряжённости и динамичности образов. Для барокко характерно тяготение к ансамблю и синтезу искусств. Уже одна из первых его статуй «Давид» (1623, Музей и галерея Боргезе, Рим) наглядно показывает отличие нового искусства от искусства эпохи Возрождения. «Давид» Микеланджело был могуч, прост и величав в своей спокойной силе. «Давид» Бернйни, созданный через 100 с небольшим лет, изображен в динамике - в момент бросания камня из пращи: он весь в движении, в напряжении, в гневе, даже прикусил губу. Как раз все эти черты и характерны для стиля барокко, пришедшего на смену простому и строгому стилю Ренессанс (см. ст. «Искусство итальянского Возрождения»). Для барокко внешнее выражение страсти и волнений стало важнее самих человеческих чувств. Классицизм – Художественный стиль в западноевропейском искусстве 17 веке Рассматривал античность как этическую и художественную форму Для него характерны героический пафос, пластическая гармония и ясность Собор Святого Петра в Риме Микеланджело Рококо – это стилевое направление европейском искусстве в первой половине 18 века, для которого характерен грациозный, прихотливый орнаментальный ритм Задача искусства рококо: нравиться, трогать, развлекать. Основные сюжеты: сложные любовные интриги, мимолётность увлечений, рискованные поступки героев. Реализм – объективное отображение действительности – правда жизни, воплощённая специфическими средствами различных стилей и видов искусства Его произведения, составляют одну из вершин европейского и мирового искусства, одно из наиболее высоких достижений в развитии реализма. В картине Рембрандта «Святое семейство» (1645), в образах героев евангельской легенды - Марии, младенца Христа и Иосифа - воплощены самые обычные и прекрасные в своей искренности и чистоте человеческие чувства - нежность и заботливость матери, ощущение домашнего покоя - то, что во все времена понятно и дорого людям. Обстановка комнаты предельно проста, это жилище бедного плотника, который тут же занят своим ремеслом. Рембрандт всегда с огромной симпатией изображал людей из народа, всегда сочувствовал старости и одиночеству.