Смерть хореографа в кресле стоматолога. Смерть в кресле у стоматолога

Балетмейстер Сергей Вихарев скончался в одной из частных стоматологических клиник из-за халатности врачей.

Трагедия произошла в санкт-петербургской частной клинике «Доктор Лившиц», куда известный артист обратился за имплантацией. Согласно сообщениям СМИ, перед установкой дентальных имплантатов было необходимо провести удаление нескольких полуразрушенных зубов. Также известно, что Сергей Вихарев, как и многие из нас, боялся стоматологического лечения. По всей видимости, из-за обширного вмешательства и наличия у пациента дентофобии в клинике приняли решение провести всю процедуру под «общим» наркозом. Всего в операции принимало участие три специалиста: стоматолог-хирург, его ассистент и врач-анестезиолог. Последний ввел пациенту пропофол, в результате реакции на который, предположительно, наступила смерть. Сообщается, что через некоторое время после введения препарата Сергей Вихарев перестал дышать и у него пропал пульс. До приезда скорой помощи персонал клиники пытался реанимировать артиста своими силами, однако результата это не дало: прибывшие на место врачи констатировали смерть известного балетмейстера.

По информации, которые опубликовали некоторые СМИ, врача-анестезиолога зовут Андрей Гольтяков: раньше он работал в роддоме и в свое время менял фамилию. Журналисты пишут и о том, что этот специалист имеет ряд негативных отзывов от бывших пациентов, однако данная информация пока не подтверждена. Кроме того, на сайте клиники «Доктор Лившиц» нет сведений о наличии лицензии на проведение общего наркоза. Возможно, именно поэтому в стоматологии были вынуждены обращаться за этой услугой к специалистам «со стороны». Данную ситуацию для Startsmile прокомментировала Антонина Гецман - главный врач стоматологии «Дентал Фэнтези», где уже на протяжении 12 лет успешно применяется общий наркоз и седация:

«Лечение в условиях общего обезболивания проводится только в клиниках, имеющих лицензию на данный вид медицинского вмешательства. Безопасность лечения в наркозе обеспечивается приказами 909н и 919н. В данных документах подробно описаны необходимое оборудование и требования к медицинскому персоналу для оказания качественной медицинской помощи. Если вы даже бегло ознакомитесь с содержанием этих документов, то увидите, что требования к стоматологическому лечению пациентов в условиях наркоза такие же серьезные, как требования к нестоматологическим операциям «во сне».

Важно, чтобы в клинике работали опытные специалисты. Безопасность лечения в данном случае обеспечивают анестезиолог-реаниматолог и сестра-анестезист. Сегодня стоматологи и их ассистенты постоянно проходят обучение по неотложной помощи (Basic life support (BLS) / advanced life support (ALS)). Это также положительно влияет на качество лечения и снижает медицинские риски, которые всегда присутствуют при любом виде лечения. Сегодня наше внимание обращает и тот факт, что все больше клиник проводят лечение под общим обезболиванием. Это связано с тем, что анестезиологические технологии становятся все более безопасными и, как следствие, распространенными в стоматологической практике во всем мире».

Это далеко не первый случай смерти после применения пропофола. Несмотря на то, что он считается весьма эффективным анестетиком, пропофол оказывает сильное воздействие на организм, а также может вызвать аллергические реакции, поэтому его использование требует от врача большого опыта и предельной осторожности. В одном из американских штатов пропофол даже входит в состав инъекций, применяемых для смертной казни. Именно от передозировки этим препаратом скончались легендарный певец Майкл Джексон, а также актриса Джоан Риверс. Теперь этот список пополнился и еще одной знаменитостью. Сергей Вихарев окончил Ленинградское хореографическое училище, ныне - Академию русского балета им. А. Я. Вагановой, а в 1986 году стал солистом Мариинского театра. За время работы на должности балетмейстера Сергей Вихарев стал автором ряда выдающихся постановок, которые получили широкое признание в России и за рубежом.

Артист скончался прямо в кресле врача

В балетной среде Петербурга траур. «2 июня на 56-м году жизни скоропостижно скончался балетмейстер-репетитор Мариинского театра, заслуженный артист России Сергей Геннадьевич Вихарев», - сухо и официально сообщает театр. В первых сообщениях говорилось, что Вихарев скончался в Екатеринбурге, где он в Театре оперы и балета работал над постановкой «Тщетная предосторожность». Однако петербургский СК сообщил, что балетмейстер скончался в стоматологической клинике в Санкт-Петербурге.

Июньским утром Вихарев отправился в частную стоматологию, где ему должны были ставить импланты. Операцию готовились провести несколько специалистов, пациенту ввели обезболивающее. Но организм Вихарева, очевидно, слишком резко отреагировал на препарат – балетмейстер впал в медикаментозную кому, из которой его, несмотря на получасовые реанимационные мероприятия, не удалось вывести. Следственный комитет оперативно начал проверку – из клиники изъяты все медицинские документы, назначена судмедэкспертиза для установления точных обстоятельств и причины смерти балетмейстера. По итогам будет принято процессуальное решение.

Вероятно, здесь имел место случай внезапной аллергической реакции на препарат, либо передозировка – это выяснят эксперты. Сама клиника у метро «Черная речка», где произошла трагедия, после сообщения СК не горит желанием рассказывать о произошедшем. Администратор сообщила корреспонденту «МК», что директор подготовит комментарий не раньше завтрашнего дня, и вообще у него сегодня не приемный день, хотя сама клиника работает.

Между тем коллеги и поклонники Вихарева скорбят из-за внезапной и невосполнимой утраты. «В это невозможно поверить, но это так, - пишет на странице балетмейстера в соцсети поклонница его таланта Елена Мошинская. - 2 июня 2017 года ушёл из жизни блистательный танцовщик, уникальный балетмейстер и замечательный педагог-репетитор Сергей Геннадьевич Вихарев. Ещё в декабре 2016 года на встрече в Театральном музее он рассказывал зрителям о своих творческих планах, коих было превеликое множество. Его уход для меня - личная трагедия. Забыть его невозможно!».

В сети выкладывают программки спектаклей 80-х годов с участием Вихарева, соболезнования поступают даже из-за океана. «Гарвардская Театральная коллекция скорбит о потере блестящего танцовщика и хореогрфа и удивительного человека. Как настоящий театральный волшебник, Сергей превратил страницы, полные загадочных значков, в живой театр, в сказку, которой нам бы всем наслаждаться и наслаждаться, - пишет на странице Вихарева хранитель балетных архивов Гарвардской Театральной коллекции Ирина Клягина. - Надеюсь, его постановка вернется на сцену Мариинского театра. Я лично оплакиваю уход чудесного, яркого, благородного и нежного человека. Попрощайтесь с ним, пожалуйста, в четверг от Гарвардской Театральной коллекции и от меня».

Прощание с балетмейстером пройдет 8 июня в 10:30 утра в фойе бельетажа исторического здания Мариинского театра. После прощания – церемония захоронения на Серафимовском кладбище.

Артист Мариинского театра Сергей Вихарев умер в кресле стоматолога после инъекции снотворного. Анестезиолог в розыске. Следственный комитет проверяет частную клинику доктора Лившиц.

Пресс-служба Мариинского театра/Наташа Разина

Мариинский театр 6 июня объявил дату прощания с заслуженным артистом России, балетмейстером Сергеем Вихаревым. Его смерть на 56-м году названа скоропостижной. О причинах не сообщалось. «Фонтанка» узнала, что Вихарев обратился за стоматологической помощью в клинику на Торжковской, был погружен в медикаментозный сон и больше из него не выходил. Его организм отреагировал на сильнодействующий анестетик пропофол, используемый в Америке для казни преступников.

О смерти Вихарева Мариинский театр сообщил 2 июня. Основная часть некролога была посвящена заслугам артиста, и балетная среда от нехватки информации питалась слухами. Говорили, что Вихарев скончался в Екатеринбурге и чуть ли не на сцене местного театра оперы и балета, для которого специалист ставил «Пахиту». На домыслы поддалась и Уж слишком характерным был финал - сгореть на работе. В духе Вихарева.

6 июня в следственном управлении СК Свердловской области на вопрос «Фонтанки» категорично ответили, что Сергей Вихарев в Екатеринбурге не умирал. Посоветовали поискать в Петербурге.

Известно, что балетмейстер страшился дантистов. Утром в пятницу, 2 июня, он преисполнился решимости и поехал в частную клинику «Доктор Лившиц» на Торжковской улице. Удалять зубы из верхней челюсти и ставить импланты. В зависимости от сложности удаление стоит от 4000 рублей, имплант - от 30 тысяч. Вихарев пришел за заменой нескольких зубов.

Клиникой (юрлицо ООО «Клиника доктора Лившиц», зарегистрировано в 2008 году) владеет ее основатель и гендиректор, она же главврач, Татьяна Лившиц. Член Российского стоматологического общества, ранее числилась совладельцем ООО «Зубастики Кюри-дент» на Петроградской стороне. Персонал - 15 человек, выручка от продажи в 2015-м (более поздние данные в СПАРК отсутствуют) - 15 млн рублей, убыток - 3,4 млн.

«Мы всегда готовы подарить вам радость прекрасных улыбок, снять напряжение и неловкость от дискомфорта неполноценного общения и качества жизни», - говорится в рекламном проспекте клиники.

Для обслуживания Вихарева созвали бригаду. В нее вошли единственный штатный хирург Виталий Калинин, старший администратор Нана Гелашвили (исполняла функции ассистента) и приглашенный анестезиолог, 55-летний Андрей Гольтяков. По данным «Фонтанки», он числится в розыске за судебными приставами. Известен регистрирующим органам Петербурга сменой фамилии, а петербургским мамочкам - работой в роддоме № 2. О нем имеются характеристики на профильных форумах. Не всегда лестные.

По данным «Фонтанки», Гольтяков сделал артисту внутривенную инъекцию препарата «Пропофол». Он эффективен, популярен, но имеет побочные действия в виде снижения артериального давления, нарушения сердечного ритма, кратковременной остановки дыхания. Известны летальные случаи от передозировки (самый известный покойный - Майкл Джексон). В США пропофолом, в том числе, исполняют смертные приговоры.

Во время хирургического вмешательства у Вихарева бригада «Доктора Лившиц» зафиксировала остановку дыхания, остановку сердечной деятельности, отсутствие пульса на сонных артериях. Насколько известно «Фонтанке», в течение получаса, до приезда скорой помощи, сотрудники клиники проводили реанимационные мероприятия, в том числе непрямой массаж сердца. Медики после приезда зафиксировали смерть от неизвестных причин, но предположили тромбоэмболию - закупорку легочной артерии.

К прибытию Следственного комитета Приморского района в клинике оставались штатные Калинин и Гелашвили. Гольтяков отсутствовал.

В рамках доследственной проверки назначено несколько экспертиз, в том числе биохимическая. Особенность пропофола такая, что посмертное вскрытие показывает концентрацию прижизненно введенного препарата.

Опрошенные «Фонтанкой» стоматологи указали на, пожалуй, общие для частных клиник особенности (по сравнению с государственными больницами) - это менее тщательное изучение анамнеза, а соответственно, и отсутствие знаний об аллергических реакциях организма на конкретные препараты, и отсутствие реанимационных комплексов.

«Не сказать, что остановка дыхания и сердца так уж редки при общем наркозе, - пояснил один из собеседников. - Другое дело, что во многих клиниках отсутствует даже мешок Амбу - ручной препарат для искусственной вентиляции легких. Обычно при остановке дыхания получается с помощью этого мешка «раздышать» пациента».

Сегодня Мариинский театр сообщил, что прощание с Сергеем Вихаревым состоится утром 8 июня в фойе бельэтажа Мариинского театра (историческая сцена). Это значит, что СК разрешил родственникам выдать тело. Похоронят артиста на Серафимовском кладбище.

Александр Ермаков,
«Фонтанка.ру»

Некролог

На 56-м году жизни скоропостижно скончался Сергей Вихарев - премьер и педагог-репетитор Мариинского театра, хореограф, открывший России ее балет XIX века.


В историю русского балета он войдет как человек, подаривший нам «Спящую красавицу» - ту, настоящую, феерическую постановку Петипа XIX века, на которой заболел балетом мальчик Бенуа, написавший потом в своих мемуарах: «Едва ли я ошибусь, если скажу, что не будь тогда моего бешеного увлечения “Спящей”... если бы я не заразил своим энтузиазмом друзей, то не было бы и Ballet Russes, и всей порожденной их успехом “балетомании”». Действительно, Сергей Дягилев, главный из друзей Александра Бенуа, покорил русской балетной избыточностью целый мир. Кроме России и ее преемника СССР. На родине «Спящей красавицы» имелся свой взгляд на балетный театр - в нем, как и в советской жизни, не было места излишествам, умеренность и аккуратность академической классики стали аксиомой на долгие десятилетия.

Пока накануне XXI столетия Сергей Вихарев не совершил два своих исторических подвига: первым в России прочитал хореографический текст балета, расшифровав добытые из Гарвардского университета записи современника Петипа, режиссера Императорского балета Николая Сергеева. И пробил стену консерватизма в родном Мариинском театре, добившись восстановления исторического облика спектакля на сцене, где эталоном почиталось скудное благообразие постановки 1950-х годов. Вихаревская «Спящая» предстала ошеломляющим каскадом аттракционов. В их галопирующем потоке оказались уравнены в правах знакомые классические ансамбли и невиданно затейливые костюмы Ивана Всеволожского; горящие камины, бьющие настоящей водой фонтаны и виртуозные антраша Голубой птицы. Грандиозный вальс цветов, как и 100 лет назад, танцевали 72 человека, многолюдные шествия сказочных персонажей конкурировали со скрипичным соло восстановленного музыкального антракта, и в конечном счете прима-балерина оказалась лишь одной из деталей сложной конструкции феерического балета.

И если бы Сергей Вихарев не создал в жизни ничего, кроме этой великой реконструкции, его имя все равно было бы вписано в балетные анналы. Однако его влияние на балетный мир неизмеримо шире и разнообразнее. Поступив в Мариинсий театр в 1980-м, он опередил время на два десятилетия, оказавшись одиноким виртуозом-стилистом среди поколения безнадежного героического балетного застоя. Но ему повезло: Мариинский (тогда еще Кировский) театр начинал меняться, и убежденный «классик», купавшийся в хитросплетениях самых изощренных комбинаций, нашел свою нишу в его огромном репертуаре: в балетах Бурнонвиля и Баланчина, в романтической «Жизели» и стилизованной «Шопениане», в тогда еще стерильной «Спящей» и мирискусническом фокинском «Карнавале».

К концу исполнительской карьеры проявился еще один дар Вихарева: он оказался потрясающим педагогом, способным превратить в бабочку даже медведицу. В Мариинском театре своих педагогов было пруд пруди, фантастическая «Спящая» Вихарева резала консерваторам глаза, его реконструкцию «Баядерки» в театре приняли в штыки, и столичный эстет отправился в Новосибирск. Годы его руководства (1999–2005) стали золотым веком Новосибирского балета: труппа затанцевала как никогда, на постановки самого Вихарева съезжались балетоманы со всей России. Новосибирская реконструкция старинной «Коппелии» была признана эталонной, завоевала «Золотую маску». Большой театр выпросил у Вихарева ее копию и, получив из рук балетмейстера, преобразился: затанцевал изящно, грациозно, тонко и точно.

Так было повсюду, где бы он ни появился,- в Астане, Токио, Милане. Грандиозная реконструкция старинной «Раймонды» стала мировым триумфом театра «Ла Скала». Вихарев, следуя за Петипа, поставил балет с имперским размахом, задействовав в спектакле не только всю труппу и балетную школу, но даже пожарных и навербованных с улицы статистов - под его руководством все они задвигались-затанцевали с куртуазностью истинных придворных.

На родине его уникальные дарования были востребованы едва ли на треть, но грядущий в 2018 году юбилей Петипа обещал переломить эту прискорбную практику. Уже этой осенью Большой театр пригласил Вихарева восстановить его образцовую «Коппелию», а через год он должен был стать одним из постановщиков грандиозного юбилейного гала Большого. Теперь праздниками Петипа займутся последователи (и отчасти оппоненты) Вихарева - Юрий Бурлака и Алексей Ратманский, тоже работающие с записями Сергеева и восстанавливающие облик старинных балетов. Правда, первый из них чрезмерно педантичен и лишен полета фантазии, а второй слишком увлечен хореографической стороной дела. Так что феерий у нас больше не будет: балетный маг исчез с этого света одним прыжком - безмерным и окончательным.

Татьяна Кузнецова

В прошлую пятницу, второго июня, на сайте Мариинского театра появилась информация о том, что известный балетмейстер-репетитор Сергей Вихарев ушел из жизни. Коллектив, с которым мужчина проработал десятилетие, приносил искренние соболезнования его родным и близким. Однако на протяжении нескольких дней ничего не сообщалось о причинах смерти деятеля искусства. Сегодня Следственное управление сообщило, что в минувшую пятницу Вихарев находился на приеме у стоматолога в одной из клиник Санкт-Петербурга. По их информации, именно во время оказания медицинских услуг мужчина скончался.

По сообщениям СМИ, организм балетмейстера не выдержал введенной в вену анестезии – врачи не смогли вернуть его из медикаментозного сна. Вихарев обращался в клинику для того, чтобы удалить зубы и установить импланты. Медицинскую помощь мужчине оказывала бригада из трех человек. После того, как они заметили, что сердце Вихарева остановилось, его срочно реанимировали. Однако спасти пациента не удалось – спустя полчаса констатировали смерть.

«В настоящее время проводится комплекс проверочных мероприятий, направленных на выяснение всех обстоятельств произошедшего. Изъяты медицинские документы, назначена судебно-медицинская экспертиза с целью установления обстоятельств и причины смерти», - заключили в Следственном комитете.

Поклонники не могут поверить в кончину талантливого балетмейстера. Зрители восхищаются его постановками в главном театре Санкт-Петербурга. Они поспешили принести свои соболезнования родственникам артиста.

«Видел его первые постановки, хорошие», «Наши соболезнования родным выдающегося мастера балета», «Это имя очень много говорит тем, кто связан с балетом. И почти ничего, увы, широкой публике. Для балета в целом, и для Петербурга, и для отечественной культуры эта потеря невосполнима», «Жаль, когда люди умирают так рано», - писали неравнодушные в соцсетях.

Как сообщается, прощание с Сергеем Вихаревым пройдет восьмого июня в 10.30 в фойе бельэтажа Мариинского театра (историческая сцена). Чуть позже состоится церемония захоронения, сразу после прощания на Серафимовском кладбище.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!