Самый дорогой украинский художник анатолий криволап рассказывает о жизни и ценах на живопись. Самый дорогой украинский художник Анатолий Криволап: «Два дня я палил свои картины, разжигая огонь на собственном участке… — А что остается, когда останавливаетс

На аукционе в Лондоне картина мастера была продана за 124 тысячи 400 долларов, что стало рекордом среди украинских художников

Пятнадцать лет Анатолий Криволап искал «свой» цвет, чтобы в начале девяностых стать одним из самых успешных украинских художников, а в начале двухтысячных — и самым дорогим. Очередной ценовой рубеж картина Анатолия Дмитриевича преодолела месяц назад — работа «Конь. Ночь» была продана с аукциона в Лондоне за 124 тысячи 400 долларов. А весной нынешнего года его творение ушло с молотка в Нью-Йорке за 98 тысяч долларов. Впрочем, дела денежные не очень беспокоят украинского художника. Много лет назад он уехал из Киева, поселился в селе под Яготином и с неохотой покидает любимую мастерскую. Он не носит дорогие часы, равнодушен к украшениям, еде и быту. Говорит, что из-за жизни в селе немного поправился, но не променяет ее ни на что. Хотя при его возможностях мог бы сделать это в один момент.

«Я нашел более 50 вариантов красного оттенка»

— Вам говорили, что цвет ваших глаз, точь-в-точь как небо на полотнах, которые вы создаете?

— Никогда. Хотя, вспоминаю, девушки признавались, когда я смотрю на небо, мои глаза становятся голубыми. На самом же деле они серо-голубого цвета. А вот у моего молочного брата очи темно-синие, жгучие. Потрясающий оттенок.

— Но ваш любимый цвет, наверное, все-таки красный.

— Много лет я писал картины только в этом цвете. Меня и узнали благодаря красному. Нашел более пятидесяти вариантов этого оттенка! Красный цвет очень сильный. Он может быть праздничным и трагичным. Вся эмоциональная палитра в одном этом цвете. Меня всегда волновало, как можно с помощью оттенков передать то, что переживаешь. Палитра — лишь набор оттенков, за которыми стоят настоящие чувства или их отсутствие.

— Так было в вашей жизни всегда?

— Сколько себя помню. С самого детства у меня было ощущение, что в жизни все сложится как-то особенно. Мои родители не имели никакого отношения к искусству, были сиротами. У папы всего два класса образования, мама и вовсе в школу не ходила. Но именно она меня эмоционально поддерживала, верила. Рассказывала, когда я был маленьким, рисовал где попало и чем придется. Мог взять кусок угля, прислониться к белой стене нашего дома, и вдруг там появлялся конек. Учился рисовать сам. Показать, как это правильно делать, было некому. Помню, в библиотеке в Яготине нашел какую-то выцветшую книжечку с уроками рисования еще довоенного издания. Она и стала моим первым учебником по живописи.

— Значит, в то время, когда мальчишки мечтали стать летчиками и космонавтами…

— Период детства, когда я еще не рисовал, наверное, был самым счастливым в жизни. Потом пришел творческий фанатизм, вычеркнувший из нее практически все. Я уже не мог ничем интересоваться, кроме живописи. Папа работал машинистом на железной дороге и хотел, чтобы я пошел по его стопам. Говорил: «Надо иметь специальность. А живопись так, баловство». Нас в семье было три брата, я самый младший. Шутил всегда, два брата умных, а третий — художник. Мою профессию в семье долго не воспринимали, даже на выставки не ходили. Но мне было все равно — иной жизни я не представлял. Мое детство пришлось на послевоенные годы. У нас дома не было телевизора, часто оставались и без света. Зимой после четырех вечера уже начинало темнеть, заняться нечем. Я начал рисовать сначала от скуки, а потом перешел из реального мира в тот, который понимал лучше всего — мир красок. С тех пор как стал рисовать, не могу видеть жизнь реальной.

*Картина, на фоне которой стоит Анатолий Криволап, выполнена в желто-красно-синих тонах. Сколько оттенков на полотне, посчитать нереально — настоящая буря цветов. Отвести глаз от абстракции невозможно, в мелких одиноких деталях каждый находит что-то свое, скрытое в самых глубинах души. ФОТО: Сергей ДАЦЕНКО, «ФАКТЫ»

— Вы и людей не видите?

— Не вижу. Я их или чувствую, или нет. Все, с чем сталкиваюсь каждый день, зашифровываю в цветовую палитру.

— И какого я цвета?

— Я бы взял немного зеленого, провел красную линию и еще один цвет, который пока от меня скрыт. Сделал бы его серым, чтобы потом перекрашивать в зависимости от ситуации. Почти никогда не использую в работе зеленый цвет. Он слишком спокойный для меня. Не отражает моей энергии, поэтому нервирует.

— Что уж тогда говорить о белом?

— А вот наоборот! У меня дома практически нет мебели, а стены белые. Еще в юности решил, что самое лучшее для меня жилище — келья монаха. Белые стены, минимализм. Белый цвет универсален. Глядя на него, я могу видеть цветные программы. В этом его ценность. Белый цвет для быта, зеленый — для отдыха. Все остальные — для работы.

«Это в городе ночь темная, а в селе она… светлая»

— Сами вы какого цвета?

— Красного с малиновым оттенком. Как ваша кофточка. Даже еще ярче.

— Две ваши последние картины, проданные за большие деньги с мировых аукционов, фиолетовых темных оттенков.

— Это то, что сейчас меня волнует. Я работаю большими сериями. Если начинаю писать в каком-то цвете, то углубляюсь в него, как в «золотую жилу». Так получилось, что картина «Ночь. Конь» сине-фиолетовая. Какой оттенок будет завтра, не знаю. Цвет — это целая жизнь. Сначала надо к нему привыкнуть, узнать слабые, сильные стороны. Потом вытащить все это наружу. И… отпустить. Все, как в жизни. Я ведь не всегда был известен.

— Помните то время?

— Закончил Киевский художественный институт, и меня пригласили на работу. Это был фонд, где трудились художники, многие народные и заслуженные. Там платили приличные деньги. Я писал картину в месяц и получал за нее две тысячи рублей! В то время зарплата инженера составляла всего 150 рублей. Натюрморт у меня рождался за два дня и стоил 500 рублей. Колоссальные деньги! Но все художники в фонде зависели от чиновников, которые приезжали к нам на роскошных «Чайках» и решали, принимать работу или нет. Этих просмотров боялись больше всего. Я уже начал свои эксперименты с цветом, которые многих просто раздражали. Мне надо было либо подчиниться, либо уйти на «вольные хлеба». Я выбрал второе. 15 лет проводил свои эксперименты, практически не имея денег. Не умер с голоду благодаря польскому коллекционеру Ришарду Врублевскому. Он раз в месяц приезжал в Киев и покупал мои работы. Сегодня у него их 92. Жил более-менее прилично до начала девяностых. А в 1992 году меня пригласили на выставку в Германию. Первая же моя работа была продана за 12 тысяч марок! В то время семья в Украине могла прожить месяц на 10 долларов. Я стал богат.

— И поселились в самом центре Киева.

— Переехал в Киев уже после восьмого класса, когда учился в художественном училище. Потом ушел в армию, поступил в институт, начал зарабатывать. А в 90-х купил квартиру в самом центре. Из ее окон был виден памятник Лысенко возле Оперного театра. Меня признали, стали покупать работы. Кстати, я был одним из первых художников в Киеве, кто поднял цену за свои полотна до тысячи долларов. В то время в Украине коллекционеры покупали картины за 200, 300 долларов. Галереи стали отказываться выставлять мои работы, но я прекрасно продавался и за рубежом.

— Что это за история, когда вы сожгли свои картины?

— Это было два года назад. За два дня я сжег около двух тысяч своих этюдов. Все они написаны на картоне. Их и картинами не назовешь, многие остались незавершенными. Специально рисовал на картоне, зная, что такие работы никто не купит — галереи их не принимали, коллекционеров они не интересовали. Только мой поляк покупал. Но мне надо было тренироваться, расти. Сейчас, когда стал заметным, хочу, чтобы после меня остались только лучшие вещи. Зачем продавать этапы своего становления, эдаких наполовину Криволап? Тогда я и решил все сжечь. Палил два дня, разжигая огонь на собственном участке. А внук подвозил мне работы тачкой. Осталась лишь небольшая часть тех картин. Но будет время, спалю и их.

— Недаром вас сравнивают с великим Гоголем… У вас есть любимая картина?

— Их две. Мой дом, который написал в 1990 году. Это знаковый пейзаж. Создав его, понял, что выше планку творчества уже не подниму. Превзойти уровень той работы не смогу никогда. Картина продалась в Германии за 50 тысяч марок. Но, наверное, самая дорогая для меня моя первая абстракция синего цвета. Она у меня дома, никогда ее не продам.

— Значит, белые стены вашего дома все же завешены картинами?

— Нет, они чистые. Полотна у меня стоят. И не только мои. Со студенческих времен занялся коллекционированием. У меня есть работы знаменитого Николая Глущенко. Это такая подпитка.

— Можете себе позволить жить в любом городе мира. Тем не менее покинули Киев и перебрались в село за несколько десятков километров от столицы.

— Есть места, где хочется работать. А есть такие, в которых сам себя начинаешь ненавидеть. Киев я люблю, но перестал там работать. А в селе творю! У меня фантастическое место. Огород спускается прямо к озеру, ширина которого два с половиной километра, Вид такой, что захватывает дух. Ведь это в городе ночь темная, а в селе она… светлая. Вы бы видели эту картину! Я и пишу в основном вечером.

«В мое мужское тело будто кинули женскую душу»

— В жизни что-то интересует вас так же сильно, как живопись?

— Ничего, абсолютно.

— А женщины?!

— Думаю, они для меня на четвертом месте. Мои родные это прекрасно знают. Я — фанатик. Неудобный в быту человек. Могу без перерыва двадцать часов заниматься экспериментами с цветом. Без выходных и отпуска. Даже не стану себе готовить, если проголодаюсь. Максимум, на что способен, — купить или заказать еду. Все остальное — пустая трата времени. У меня никогда в жизни не было хобби. Вернее, хобби — работа. Правда, сейчас надо сделать небольшой перерыв. Начались проблемы со здоровьем, скачет давление. Наверное, из-за того, что стал работать с эмалью. Представьте, находиться целый день в закрытом помещении, где сто открытых банок с краской. Плюс скипидар.

— У вас нет на это аллергии?! Вы счастливый человек!

— Аллергии нет, а вот давление скачет. Врачи, посмотрев меня, спросили: «Вы что, на химкомбинате работаете?» Говорю: «Причем добровольно». Я же зависим от работы. В этом мое счастье и несчастье. Всю жизнь будто на качелях — то на высоте, то в провале. Но именно это безумно интересно.

— Говорят, за вашу работу «Конь. Ночь» на аукционе в Лондоне разразилась настоящая борьба среди коллекционеров.

— Меня это не интересует. Я не был ни на одном аукционе даже в Украине. Очень редко хожу на выставки. Не интересно. Все важное для меня происходит в мастерской. Что мне еще нужно знать?

— Например, то, что вас называют самым дорогим украинским художником.

— Ну и что?! Я же не бизнесмен. Деньги меня не интересуют. Начиная с 1992 года имею все, что хочу. А запросы у меня небольшие. Есть такая поговорка: богатый не тот, кто имеет много денег, а тот, кому не много надо…

— Но, согласитесь, деньги могут доставить немало приятных моментов. К примеру, покупка вещей, машин…

— У меня два авто. В основном езжу на джипе. Люблю спортивные автомобили, но они не для наших дорог. Одна из моих первых машин была очень заметной в Киеве — красная «Вольво». Она была тогда единственная в городе. Два последующих авто тоже были красными. А вот последняя серая. Я нашел образ своего быта — серо-белый. Цветными могут быть только краски на моих картинах. Все остальное в жизни я нейтрализовал… Знаете, в юности я гонял на мотоцикле, носил длинную стрижку и старался скрыть, что художник.

— Почему?!

— Какая-то немужская это специальность. Мы же, как извращенцы. Разве это нормально, что я более чувствительный, чем женщина? В мое мужское тело будто кинули женскую душу. Честно говоря, не встречал женщины, которая чувствовала бы мир сильнее, чем я. Зато вы, женщины, «приемники». Только вы можете по-настоящему оценить искусство, а не мужчина, который с вами рядом. Кем бы он ни был…

Известный украинский художник Анатолий Криволап установил новый мировой рекорд продаж украинского искусства на международном рынке современного искусства.

Рекорд на торгах современного искусства

На аукционе современного искусства Phillips de Pury & Co картина «Конь. Ночь», созданная Анатолием Криволапом, была продана за рекордную для украинского искусства сумму — $124,4 тыс. Это почти в три раза превысило первоначальную стоимость картины.

Мистический пейзаж «Конь. Ночь» занял шестое место на торгах Phillips de Pury & Co. Работа украинского художника продавалась вместе с произведениями признанных мировых мастеров современного искусства, таких как Уэйд Гайтон, Ансельм Рейли, Джордж Кондо.

"Конь. Ночь"

Анатолий Криволап еще до продажи этой картины был самым дорогим украинским художником. Его картина «Степь» была продана на торгах Phillips de Pury & Co в Нью-Йорке за $98,5 тыс.

Победа украинского искусства

Глава и соучредитель аукционного дома Phillips de Pury & Co, искусствовед и куратор Симон де Пюри так прокомментировал рекордную продажу работы украинского художника: «Эта продажа – настоящая победа украинского искусства. Мы считаем Анатолия Криволапа очень перспективным художником. Наш аукционный дом и в дальнейшем обязательно будет работать с Анатолием Криволапом и другими украинскими художниками».

Кроме работы Анатолия Криволапа, с аукциона Phillips de Pury & Co. была продана известная картина Виктора Сидоренко из проекта «Левитация», которая представляла Украину в 2003 году на Венецианском биеннале. Она была продана за $23,7 тыс.

Картина известного одесского художника Игоря Гусева«Возвращение Элвиса» из коллекции «Космо» была продана за $16 тыс. А фотография Виталия и Елены Васильевых из проекта No Art, созданная в Центре современного искусства М17, ушла с молотка за $8 тыс.

Всего на тогах Phillips de Pury & Co., прошедших в середине октября в Нью-Йорке, было продано 171 произведение современного искусства , а сумма, вырученная за их продажу, составила $5,7 млн.

Анатолий Криволап – самый востребованный художник Украины

Анатолий Криволап родился 11 сентября 1946 года в городе Яготине Киевской области. Он выпускник Киевского государственного художественного института. Известный художник в данный момент является ведущим участником группы «Живописный Заповедник».

Анатолий Криволап – самый востребованный украинский художник, работы которого с большим успехом продаются на самых знаменитых аукционах мира — Sotheby’s и Phillips de Pury & Co.

Художник должен быть бедным, голодным и вести разгульный образ жизни - всё это не о живописце Анатолии Криволапе . «Просто бывают художники по жизни. У них есть поза, привлекающая внимание одежда, особое выражение лица. Ты смотришь и видишь: это художник, но они - артисты больше, чем художники. И это тоже классно, среди них могут быть хорошие мастера, но это другой стиль», - размышляет один из самых востребованных и самый дорогой отечественный современный живописец.

Стиль самого Криволапа - джинсовые шорты и рубаха, так он встречает гостей в своём доме в селе Засупоевка, недалеко от Яготина. Там 66-летний художник живёт и работает уже много лет, в Киев выбирается не так уж и часто и только по особым поводам.

Поиски гармонии
«Как проходят мои будни? По-будничному», - шутит Криволап. Его день начинается в девять утра, после чая или кофе - несколько часов работы. «Если нет настроения идти в мастерскую, тогда сажусь в машину и катаюсь по окрестностям, наблюдаю», - рассказывает живописец. Он испытывает слабость к спортивным авто, но на сельских дорогах предпочитает массивный джип. Иногда машину заменяет велосипед и заплыв в озере Супой, на берегу которого стоит дом Криволапа. Затем - полноценный рабочий день, художник может простоять за холстом и восемь часов подряд. Вечером - отдых в гамаке, тут Криволап наблюдает за закатом солнца, за тем, как меняют цвет облака, за восходом луны. Потом всё увиденное переносит на полотно.

«Когда начинаешь картину, она тянет, как магнит. Поработал, потом часок отдохнул, поплавал - и снова в мастерскую, посмотрел, подправил. И так всё время, пока не доведёшь её до ума», - объясняет свой творческий метод Криволап. Иногда картина получается ещё на стадии наброска, причём выходит даже лучше, чем было задумано. А иногда возвращаться к полотну приходится годами. «Если говорить конкретно, то от двух часов до тринадцати лет, - уточняет художник. - Это ведь работа с условными цветами, которые должны передавать и освещение, и пространство, и моё личное состояние».

Обязательный пункт в расписании рабочего дня художника - вечерняя проверка проделанного за день. «Когда темнеет, я включаю свет и смотрю. Если мне не нравится, как выглядит картина при искусственном освещении, я её переделываю. Утром снова смотрю, что получилось. При дневном и искусственном освещении цвета воспринимаются по-разному, но гармония должна сохраняться всегда. Ведь и все музеи работают с искусственным освещением, и мы дома большую часть времени проводим при нём», - объясняет Криволап. Если гармонию не сохранять, картина будет выглядеть тёмной, а цвета не будут передавать то настроение, или «состояние», как его называет художник, которое в произведение закладывал автор.

Ни тогда, когда Криволап писал абстракции, ни до этого, ни после отзывами на свою работу, позитивными или негативными, художник не интересовался. «Как только я определился с собственным стилем, меня постоянно кто-то не воспринимал, - говорит он. - Недавно на выставке ко мне подошёл Святослав Вакарчук, сказал: «Очень хочу вашу работу, нравится, но не могу, она меня истощает, забирает силы». И это нормально, восприятие всегда личное».

Со своим фирменным стилем - экспрессивными пейзажами, написанными яркими красками на масштабных полотнах, - Криволап определился в начале 1990-х. До этого он успел поэкспериментировать с разными направлениями, среди его работ есть и классические натюрморты, и портреты ню, затем полтора десятка лет художник писал абстрактные картины. «И когда я почувствовал, что рука работает, а внутри всё стоит, понял, что делаю формальные вещи, стало не по себе», - вспоминает художник. За десятки лет художественной карьеры у Криволапа было несколько серьёзных творческих кризисов, тогда он бросал всё и в одиночестве переосмысливал свою работу. Чтобы переждать последний кризис, Криволап купил дачу. «Сначала присматривался, потом стал писать этюды, - рассказывает художник. - Пейзажи я писал всегда, но раньше они у меня были разминкой перед абстракцией. А тут я увидел, как восходит луна, заметил, какого она цвета, как меняется природа, её состояние. Этого никогда не почувствуешь в городе». Увлечение пейзажами у Криволапа продолжается до сих пор. Сейчас он размышляет над тем, как перенести на полотно радугу, и планирует писать больше осенних ландшафтов, ему интересен их сложный цвет и минимализм.

Опубликовать репродукции работ Криволапа в газете невозможно. Полиграфия не передаст игры цвета, которая уже очаровала поклонников искусства во всем мире и сделала их автора самым продаваемым украинским художником. 29 мая на аукционе Sotheby’s в Лондоне его пейзаж "Ночь" был продан за $83 700. Покупатель - англичанин, его имя не называют.

А в прошлом году за его "Луну над рекой" и "Степь" заплатили 48 и 98 тысяч долларов соответственно. А за работу "Конь. Ночь" - ее считают самой мистической у художника - в Нью-Йорке не пожалели 124 тысячи долларов.

В чем секрет успеха? Арт-дилер Игорь Абрамович считает, что это - душа, которая скрыта в картинах Криволапа.

- "Новый украинский пейзаж", как окрестили творчество Криволапа, завораживает! Прежде всего яркими насыщенными красками, где даже занесенный в "холодные" густо синий цвет кажется невероятно теплым. К такой манере письма автор пришел не сразу, поскольку в молодости получил классическое образование. Но стал искать себя, переживая, как все творческие люди, этапы разочарования, за которым следовали взлеты. Пережить один из самых тяжелых моментов в жизни Криволапу помогло тихое село Засупоевка в Киевской области, которое с 2000 года стало для него источником вдохновения. В своей мастерской в этом селе Криволап и сейчас проводит все свободное время. На светские тусовки он не ходит, с прессой не общается. Правда, для "КП" сделал исключение.

Самый трудный период я пережил с 1976 до 1989-й, - рассказал нам художник. - Годы поиска и переосмысления... После все складывалось относительно хорошо. Аукционы - это хорошо, но в нынешнем году я стал лауреатом Национальной премии им. Шевченко. Эти последние годы стали для меня наиболее успешными.

Анатолий Дмитриевич, в ваших картинах доминирует синий, фиолетовый, ярко оранжевый цвет. Почему вы выбрали именно такую гамму?

Это скорее не я выбрал цвет. А цвет выбрал меня. Но если серьезно, это интуитивно...

Имя самого дорогого художника Украины что означает для вас: признание, славу, материальное благополучие?

Думаю, для каждого творческого человека главное - это самореализация. Все остальное второстепенно.

На что тратите деньги, вырученные от продаж?

Большинство моих картин, которые выставляются на аукционах, в том числе украинских, написаны мною, но не принадлежат мне. Как и гонорары. (Художник намекает на то, что картины, за которые заплатили крупные суммы, были выставлены на торги не им, а перекупщиком. - Прим. ред.) Работа художника материально - дорогостоящее занятие. Покупка холстов, красок и оплата мастерской. Семья… Продажа картин на самом деле носит нестабильный, периодический характер.

Есть картина, которую вы еще не успели создать?

Известно, что художник переживает "роман" с каждой картиной. А когда он заканчивается, всегда надеешься, что новая будет полнее, интереснее. Иначе дальнейшая работа просто не имела бы смысла.

В тему

В мае этого года на Sotheby"s продали за 119,9 миллиона долларов картину норвежского художника Эдварда Мунка "Крик". Это самая большая сумма, которую когда-либо платили за произведение искусства на аукционных торгах.

Кстати

ТОП-5 самых дорогих художников Украины

Александр РОЙТБУРД. В июне 2009 года на лондонском аукционе его картина "Прощай, Караваджо!" была продана за $97 000.

Василий ЦАГОЛОВ. Летом в Лондоне 2009 года его работа из цикла "Офисная любовь-2" ушла в руки западного коллекционера за $53 600.

Олег ТИСТОЛ. На торгах Phillips de Pury & Co "Море" Тистола из проекта "ЮБК" купили за $28 750.

Александр КЛИМЕНКО. Летом 2011 года его "Индия. Гоа" стала самым дорогим украинским лотом аукциона Phillips de Pury & Co и была продана за $25 000.

Игорь ГУСЕВ. На том же аукционе картина "Возвращение Элвиса" из коллекции "Космо" была продана за $16 000.

Для сравнения, в 2008 году на том же лондонском аукционе Phillips de Pury & Co картину "Жук" российского художника Ильи Кабакова продали за 6 миллионов долларов.

Анатолий Дмитриевич Криволап (укр. Анатолій Дмитрович Криволап; р. 1946) — украинский художник, мастер нефигуративной живописи.

Родился 11 сентября 1946 года в Яготине. Первым учебником по живописи Анатолия стала выцветшая довоенная книжечка с уроками рисования, которую он нашёл в библиотеке в Яготине.

В 1976 году окончил факультет живописи КГХИ.

Первый собиратель работ Криволапа — польский коллекционер Ришард Врублевский.

С 1992 по 1995 год Анатолий Криволап активно участвовал в деятельности «Живописного заповедника», известной в истории современного украинского искусства арт-группы. В 2000-х годах перебрался из Киева в село Засупоевка под Яготином, где живёт и работает и в настоящее время.


Анатолий Криволап считается самым «дорогим» современным художником Украины — в октябре 2011 года на торгах аукциона Phillips de Pury & Co в Лондоне его работа «Конь. Ночь» была продана за $124 343, а картина «Конь. Вечер» 28 июня 2013 года ушла с молотка на торгах Contemporary Art Day Phillips за 122,5 тысяч фунтов стерлингов ($186 200).

9 февраля 2012 года был объявлен список победителей Шевченковской премии 2012. Анатолий Криволап победил в номинации «изобразительное искусство» (за цикл из 50 работ «Украинский мотив»)

Анатолий Криволап художник-абстракционист, который прошел сложный путь от фигуратива через фовизм к собственному стилю. Творчество Криволапа развивается в рамках модернистской традиции восприятия мира через цвет. Как истинный модернист, Анатолий Криволап видит себя в авангарде украинского искусства. И если авангардисты начала прошлого века эпатировали новой экспрессией сияющих цветов общество, привыкшее к традиционной фигуративной живописи, то в начале этого века борьба продолжается, но только уже не с закоснелой традицией, а с новыми деструктивными тенденциями массового общества и глобализма.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!