Самые частые сценарии ссор. Выпускной Разные мнения по мелочам

Сценарий праздника « Прощай, начальная школа»

Разработала учитель начальных классов: Антипина О.В.

Цель : Воспитание у учеников чувства уважения к педагогам, родителям, формирование понятия завершения важного этапа в их школьной жизни, развитие стремления успешно учиться в среднем звене.

Звучит бодрый марш «По морям, по волнам», под который команда вместе с капитаном-учителем маршируют в класс.
Капитан :
— Раз, два, раз, два, стой! Раз, два, на ле-во!

Команда останавливается и поворачивается лицом к зрителям (родителям).
Капитан :
— Штурман, доложить!

Штурман :
— Товарищ капитан,
(И. О. учителя) , в вверенной мне команде корабля 4 класса происшествий не обнаружено. Корабль 4 класса уверенно держится на волнах знаний и ему не страшны такие бури, как изложения, сочинения, контрольные и даже открытые уроки.
Капитан :
— Вольно!
В темном небе звезды блещут,
В синем море волны плещут,
Четыре годика назад,
Привели ко мне ребят.

Ученики расходятся по сторонам, остаются два мальчики и две девочки, в руках у них куклы, машинки и ведерко для песочницы.

1 девочка :
— В школу куклу я взяла,
Иначе, я бы, не пошла,
Но мама нас уговорила,
И куклу дома я забыла.

1 мальчик :
— Я положил к себе в портфель,
Четыре джипа и газель,
На все уроки хватит мне,
Играть под партой в тишине.

2 девочка :
— А я, с любимым мягким Мишкой,
Он для меня почти, братишка,
Меня в обиду не давал,
Мальчишкам бил по головам.

2 мальчик :
— А я, в песочницу с ведром,
Тайком ходил на школьный двор,
Лопаткой набирал песок,
И нес исправно на урок.

Все дети встают вместе и говорят:
— Так поход мы начинали,
По волнам наук и знаний!

Капитан :
— Вот так держались на волнах,
Мы на раскрытых парусах,
На дно совсем не опускались,
Хотя, частенько барахтались.
Бывало, плавали с ответом,
Чуть-чуть, недоучили где-то,
Но, тем и хороши науки,
Что нет в них места лени, скуки.
И кораблю приказ был дан,
Идти в открытый океан.

Штурман :
— Чуть-чуть взрослее каждый стал,
Ну, а у нас, прощальный бал.

Мальчики с девочками танцуют вальс
Ведущий. -Сегодня мы все немного волнуемся: четыре года вы шаг за шагом поднимались по самым трудным ступенькам лестницы знаний.

Ведущий. Почти 2500 уроков проучились вы вместе с тех пор. Выучены десятки правил, решены сотни задач и тысячи примеров, множество научных фактов засели в ваших головах, а некоторые до сих пор там не умещаются.

Ведущий. 1836 часов просидели школьники за партой, и это не считая времени, затраченного на выполнение домашних заданий. 1920 исписанных тетрадей, но не каждая из них показана родителям.

Ведущий 1. В номинации “Ученик года” награждаются за отличные успехи в учебе, за активную жизненную позицию (Сизых Александра)

Александра наша любит петь, плясать,
Книги разные читать, сайты интересные посещать
Желаем учиться еи только на «5»
и в школе таланты свои далее развивать.

Есть элементы акробатики

Порою даже в математике.

И те, кому она подвластна,

Те Пифагоры - это ясно!

В номинации «Юный Пифагор» награждаются (Евстафьев Александр, Шляхов Эдуард)

Исполняет песню Ивакина Ирина «Мой учитель»

1 Ученик: Здесь стали мы учениками
И обрели друзей.
Здесь мы немного повзрослели,
Стали чуть-чуть умней.
2 Ученик: В школе начальной мы учились,
Но вот прошли года:
Выросли мы, и распрощаться
Нам настаёт пора!

Ведущий: А сколько талантов у нас, хоть сейчас снимай тележурнал "Ералаш"!

1-я сценка.
1-й ученик: Вы слыхали? Учитель поставил кляксу в журнал. На самую главную страницу! Я сама видела.
2-й ученик: Вот бы на мою единицу!
3-й ученик: Вот бы на мою двойку!
4-й ученик: Ой! Только бы не на мою тройку!

2-я сценка.
Учитель: Болтаешь на уроках?
Ученик: Нет.
Учитель: Списываешь?
Ученик: Да что вы!
Учитель: Дерешься?
Ученик: Никогда!
Учитель: Да есть ли у тебя хоть какие-нибудь недостатки?
Ученик: Вру много.

Учитель 1. У каждого человека есть дом, не просто жилище с крышей над головой, а место, где его любят и ждут, понимают и принимают таким, какой он есть, где тепло и уютно.

Учитель 2. 1 сентября четыре года назад 26 мальчишек и девчонок сделали свой первый шаг в страну знаний. Четыре года назад мы начали создавать там свой дом, в котором нам всем вместе было хорошо. Он сложен из строительного материала с особыми свойствами: доброта, мудрость, //дружба, любовь, //интерес, юмор, // взаимопомощь, увлечения. (Во время слов Учителя 2 звучит музыка или песня. "Детство, детство..." Дети (8 чел.) вносят на сцену "кирпичи"- коробки с надписями "доброта", "дружба", "юмор", "взаимопомощь" , "любовь", "мудрость", "увлечения", "интерес", строят дом

Увидеть и сообразить

И все суметь изобразить,

Изобразить прекрасно.

Кому это подвластно?

В номинации «Пестрая палитра» награждаются (Непутаева Валентина, Воронцова Элла, Сергеева Диана, Забелин Егор)

Кому дано быть от других отличным,

Быть обаятельным, пластичным, артистичным?

В номинации «Мисс артистизм» награждаются Ивакина Ирина, Лопатичева Соня

Сценка с урока. - Дети, вы пришли в школу. Здесь нужно сидеть тихо, а если что-то хотите спросить, нужно поднять руку.

(Вовочка тянет руку.) - Ты что-то хочешь спросить, Вовочка? -Нет, просто проверяю, как работает система.

Сценка. "Маленькое собрание" - Папа, я должен тебе сообщить, что завтра в школе состоится маленькое родительское собрание учеников, родителей и учителей. - Что значит "маленькое"? - Это только ты, я и Ольга Владимировна.

Ведущий 1. Директору - слово для поздравленья

Исполняет песню Сизых Александра «Маленькая страна»

Ведущий: В номинации “Золотое перо” награждаются(Богданова Полина, Зубова Кристина)

Девченкам желаем верных друзей,
Много здоровья и солнечных дней,
В учёбе успехов и только добра.
Пусть жизнь ваша радости будет полна!

Кто у нас звездой стал в спорте?

Знают все, друзья, не спорьте!

Ведущий: В номинации “Звезда спорта” награждаются (Корикова Настя, Караваева Анастасия, Смолина Алена, Снегирев Даниил, Кузнецов Александр)

Постоянно в поиске, в движении.

Не поймать его в одном положении.

Ведущий: В номинации “ Вечный двигатель ” награждаются Перфильев Степан, Серебренников Максим, Визирякин Даниил.

"На уроках природоведения" Действующие лица: учитель и ученики класса

Учитель: Кто может назвать пять диких животных? Ученик Петров тянет руку.

Учитель: Отвечай, Петров. Ученик Петров: Тигр, тигрица и... три тигрёнка.

Учитель: Что такое дремучие леса? Отвечай, Косичкина!

Ученица Косичкина: Это такие леса, в которых... хорошо дремать.

Учитель: Петров, какую книгу о знаменитых путешественниках ты прочитал?

Ученик Петухов: «Лягушка-путешественница»

Учитель: Козявин, ответь, пожалуйста, какая продолжительность жизни мыши?

Ученик Козявин: Ну, Марь Иванна, это целиком и полностью зависит от кошки.

Ведущий: Все годы и дни из урока в урок вместе с нами учились наши родители.

учитель: Они, как и вы, а может быть и больше вас волновались, переживали неудачи, радовались вашим победам…и сегодня на празднике всем им мы говорим огромное спасибо!

1-й ученик:

Вместе с нами в 5 класс

Наши мамы, наши папы переходят.

Всё, чему учили нас

Они лучше нас проходят.

3-й ученик:

Мамы, милые, добрые мамы,

Вам хотим мы спасибо сказать.

За заботу, за то, что Вы, мамы,

Всё готовы простить и понять.

5-й ученик:

Папочки, наши любимые,

Бабушки, мамы, родные,

Желаем Вам самых разных благ.

Живите долго только так,

Не зная ссор, размолвок, бед,

В любви и счастье много лет.

7-й ученик:

Родителей мы всех благодарим

За их заботы и тревоги.

В душе мы Вас боготворим

И Вам спасибо говорим.

Сценка «Домашнее задание»

Павлик. Вот проклятая задача! Бился, бился - неудача! Аж в глазах пошли круги. Сядь-ка, папа, помоги!

Папа Выше голову, сынок! С папой ты не одинок (садится за уроки)

Павлик. Части речи в упражненье нам велели подчеркнуть. Сделай, мам, одолжение - повнимательнее будь!

Мама Части речи подчеркнуть? Разберемся как-нибудь. (садится за уроки)

Павлик. А тебе, бабуля, краски, На, бабуленька, не спи. Нарисуй картину к сказке: Кот шагает по цепи.

Бабуля. Нет, стара, уж глаз не тот (Павлик плачет) Ладно, ладно, будет кот. (садится за уроки) Павлик На минутку выйду я. Где же курточка моя?

Ведущий. Утром Павлик шел веселый С синей сумкой за спиной. Но не весело со школы Возвращался он домой.

Мама Что принес? Павлик. Смотри сама. Папа. Нет, докладывай сперва! Павлик. Папа- пять, четыре- мама, а тебе, бабуля, два.

К вам мамы, папы, обращаясь, Хотим спасибо вам сказать, Вас столько раз мы огорчали, Но вы всегда прощали нас. За седину, за всё простите. (Все:) Мы крепко-крепко Любим вас!

Слово предоставляется дорогим родителям.

Исполняют песню группа ребят «Учитель»

Ни урок, ни перемена не меняют джентельмена!

Ведущий: В номинации «Настоящий джентельмен» награждаются Лесников Никита, Арбаринин Игорь, Красовский Даниил

Ведущий: Ребята, вам интересно, что ждет вас в будущем?

2030 год... Приходит весна...

В газетах мы ваши прочтем имена.

Степа и Егор учеными известнейшими стали.

Даниил и Стас служили и уже генералы.

Элла, Ира и Лена в Париже на конкурсе танцев

Сразили изяществом всех иностранцев.

Эдик хозяином стал автопарка,

Вот только с бензином, как прежде, запарка!

А Антон, конечно, компьютерщик рьяный,

Он новые классные создал программы.

Саша наш стал дорогим адвокатом,

Он за границей сейчас вместе с братом.

Игорь и Макс погрузились в науку,

Открыли совместно теорию звука,

Еще поработав - теорию света

И лауреатами стали за это!

Подумайте только, наша Настя

Та, что сметливей была всех и краше,

Живет и работает здесь по соседству,

Она главный врач поликлиники детской!

Кристина и Поля едут к нам на гастроли,

Играют только первые роли.

Ну, а наша Валентина

По свету показывает свои картины.

Никита, что тихий такой и угрюмый,

Теперь депутат Государственной думы.

Егор-то - звездочка в шахматном мире.

А клеток всего шестьдесят четыре.

Диана, Лиза, Соня- просто класс!

Они по подиумому ходят у нас!

Все любят животных,

Но Аленка наша, души в них не чает,

«Лучший ветеринар»- статья сообщает.

Александра- директор школы вот этой,

Уже возглавляет она педсоветы.

Пройдет много лет... И наступит весна...

Мы ваши в газете прочтем имена.

Ведущий: Чего греха таить. За 4 года у нас бывало все: и ссоры, и даже драки.

Сценка «Ссора»

Два мальчика «дерутся».

Учитель (разнимает детей):

Кто кого обидел первым?

Мальчики: - Он меня!

Нет он меня!

Учитель: - Кто кого ударил первым?

Мальчики: - Он меня!

Нет он меня!

Учитель: - Вы же раньше так дружили!

Мальчики: - Я дружил!

И я дружил!

Учитель: - Что же вы не поделили?

Мальчики: - Я забыл!

И я забыл!

Ведущий : Честны, отзывчивы - везде,

Чувствительны к чужой беде.

В номинации «Мисс и Мистер Совесть класса» награждаются (Мурашев Антон, Сафронова Елена)

Исполняет песню «Детство» Евстафьев Александр

ВНИМАНИЕ! Наступает самый торжественный момент. Сейчас вы должны дать «Клятву пятиклассника». «Вступая в ряды учеников средней школы, перед лицом своих товарищей, перед лицом родителей-мучеников, перед лицом учителей-тружеников торжественно клянусь: (Отвечают только «Клянусь») 1. У доски стоять, как лучший вратарь, не пропускать мимо ушей ни одного вопроса, даже самого трудного и каверзного.- Клянусь 2. Не доводить учителей до температуры кипения - 100 градусов С.- Клянусь 3. Быть быстрым и стремительным, но не превышать скорость 60 км\ч при передвижении по школьным коридорам. -Клянусь 4. Вытягивать из учителей не жилы, выжимать не пот, а прочные и точные знания и навыки. -Клянусь 5. Плавать только на «хорошо» и «отлично» в море знаний, ныряя до самой глубины. -Клянусь 6. Быть достойным своих учителей. -Клянусь Ведущие. А теперь можете сказать заветную фразу ВСЕ: УРА! МЫ - пятиклассники!!!

К лятву дают родители. Готовы?

РОДИТЕЛИ (вместе):

Детям в учебе поможем всегда? — Да!

Чтобы детьми была школа горда. — Да!

Нас не пугает задач чехарда. — Да!

Формулы вспомнить для нас ерувда. — Да!

Клянемся детей не лупить никогда. — Да!

Только слегка пожурить иногда. — Да!

Будем спокойны, как в речке вода. — Да!

Мудрыми будем, как в небе звезда. — Да!

Будем вставать по утрам в холода. — Да!

Чтобы успеть и туда и сюда. — Да!

Когда ж завершится учебы пора,

Вместе с детьми погуляем тогда! — Да! Да! Да!

Ведущий: Порою даже сильный эрудит

Не знает, где и в чем он победит.

Конечно, чтобы в чем-то первым быть,

Необходимо дело полюбить.

В номинации «Мисс и Мистер Загадка» награждаются Рыбак Станислав и Лапыренок Елизавета

Стоит школа-теремок, теремок.

Он ни низок, не высок, не высок.

Кто-кто в теремочке живет?

Кто-кто в 2-х этажном живет?

Там Ольга Владимировна живет

В 4 классе преподает.

Заставляет правила запоминать,

Там Надежда Николаевна живет

Всех детей в мир искусства ведет.

Рисунки учит рисовать

И пятерки за них получать.

Там Рада Борисовна живет

Под минусовки песни с нами поет

Так поет, что прямо за сердце берет.

Там Диана Владимировна живет

Физкультуру нам преподает

Заставляет прыгать и скакать

Силу и здоровья набирать.

Там Марина Евгеньевна живет

Английский язык преподает

Вот какой терем-теремок

Хоть не низок и совсем не высок

Зато люди там хорошие живут

Ребятишки к ним с радостью бегут.

Всем, кто нас добру учил,

Кто нас воспитывал, кормил,

И тем, кто просто нас любил,

Мы говорим «СПАСИБО !

Ученик: Пусть осень пройдет золотая,

Метель бушевать перестанет.

И солнце, смеясь и сверкая,

В начальные классы заглянет.

Здесь к знаниям новым спешили

Мы с первым учителем вместе,

Росли, удивлялись, дружили

И пели любимые песни.

Ученик: Наш класс, озорной и веселый.

Зачеты, уроки, задачи…

Сегодня начальная школа

Нам в жизни желает удачи!

Откроются двери, и снова

Ты встретишь своих первоклашек.

Мы знаем, начальная школа, -

Ты в сердце останешься нашем!

Все поем «Не крутите пестрый глобус»

Замечали ли вы, что многие семейные ссоры протекают будто по сценарию? Мы конфликтуем по разным поводам, но подспудная причина остается неизменной. Какие скрытые силы втягивают нас в повторяющиеся конфликты и как поставить эту заевшую пластинку на «стоп»? В издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга психолога и переговорщика Дэниэла Шапиро «На эмоциях: как улаживать самые болезненные конфликты в семье и на работе», в которой подробно разработана эта тема. «Матроны» публикуют отрывок из книги.

В комедии «Новые времена» Чарли Чаплин, еле передвигая ноги от усталости, возвращается домой в свою развалившуюся лачугу, и на пороге деревянная балка со всего размаху падает ему на голову. Одна и та же сцена повторяется ежедневно: Чаплин шаркающей походкой входит внутрь, закрывает дверь - и получает удар по голове. В один прекрасный день герой заходит внутрь, а балка остается на месте. В смятении он поднимает глаза наверх, потом снова открывает дверь и с силой ее захлопывает. Балка обрушивается на его голову. Вот теперь можно идти и заниматься привычными делами.

Пример Чаплина демонстрирует действие одной из самых мощных сил, которая втягивает нас в конфликт: навязчивое повторение. Под ее давлением мы вынуждены снова и снова воспроизводить, как по шаблону, одно и то же поведение. Предмет спора может меняться - сегодня вы не согласны с тем, как ваш муж или жена распоряжается семейным бюджетом, а завтра начинаете выяснять отношения из-за домашних обязанностей. Но подспудная причина противостояния всегда остается неизменной - и выводит из себя.

Пожалуй, самое неприятное то, что сила, толкающая к навязчивому повторению, подстегивает бессознательно воссоздавать обстановку , которая приводит к возобновлению конфликта. Ведомые неодолимой страстью заново переживать боль прошлого, мы начинаем вредить сами себе и достигаем в этом больших успехов, убеждая себя, совсем как Чаплин, что нам необходимо, чтобы балка в очередной раз стукнула нас по голове.

Но откуда берется склонность к такому поведению? И еще более важный вопрос: как его изменить?

Анатомия навязчивого повторения

Я определяю навязчивое повторение как дисфункциональный образец поведения, который вынужденно воспроизводится снова и снова . Это более сложная разновидность привычки. Последняя зарождается, когда стимул производит желаемую реакцию (например, вам захотелось кофе - вы машинально заходите в кафе и заказываете чашку кофе; стимул произвел желаемую реакцию - и не успели вы глазом моргнуть, как уже не мыслите жизни без крепкого эспрессо). Навязчивое повторение глубже проникает в психику, вынуждая вновь и вновь делать то, что вы на самом деле не хотите. Мы невольно становимся сами себе врагами, бессознательно проживая очень давний сценарий поведения - в полной уверенности, что он является результатом нынешних обстоятельств.

Чтобы освободиться от навязчивого повторения, важно сначала понять, почему оно искажает наше восприятие во время конфликта.

Во-первых, имеет место глубокая душевная травма. Когда нашу идентичность грубо попирают, будь то прямая агрессия, плохое обращение или трагическая перемена в жизни, произошедшее оставляет незаживающую рану в душе.

Возьмем случай моей подруги Джен. Когда ей было семь лет, ее отец ушел из дома и больше не вернулся. Его уход глубоко ранил девочку, и шрамы долго не заживали. Каждый раз, играя на улице с друзьями, она ежеминутно устремляла взгляд вдаль, надеясь, что отец появится за поворотом. Он так никогда и не появился.

Во-вторых, мучительные эмоции изгоняются в бессознательное. Вы запираете душевные переживания в тюрьме на окраине своего разума, в надежде никогда больше не иметь с ними дела.

Когда я познакомился с Джен, ей исполнилось 30 лет, но уход отца по-прежнему оставался самым болезненным событием в ее жизни. Тем не менее, она никогда не испытывала желания пройти курс психотерапии и редко обсуждала свое детство с друзьями, предпочитая держать тоску, стыд и ярость в темнице бессознательного и притворяться, что их не существует.

В-третьих, вы жадно ищете любой предлог, чтобы воссоздать эмоциональную травму.

Хотя Джен и подавляла свои эмоции, они отказывались сидеть смирно в глубинах ее психики. Они колотили в стены, били по потолку и кричали без остановки. Каждый раз, когда она оказывалась в конфликтной ситуации, хотя бы отдаленно напоминавшей уход отца, Джен автоматически обращалась к единственному известному ей опыту прошлого. Несмотря на явные доказательства обратного, она твердила себе, что муж в конце концов бросит ее, начальник уволит, а лучшая подруга откажется от их дружбы. Раз за разом Джен занимала позицию покинутой жертвы. Мучительные воспоминания детства то и дело всплывали в памяти, и даже не связанный с ними спор развивался по сценарию, который был до боли знаком.

В-четвертых, вы инстинктивно пытаетесь облегчить душевные муки. Самый действенный способ справиться с неприятными эмоциями - извлечь их из бессознательного и честно, шаг за шагом, проработать. Но нам страшно посмотреть в глаза своей боли.

Навязчивое повторение предлагает обходной путь - это попытка справиться с эмоциями, не встречаясь с ними лицом к лицу. Однако такой способ малоэффективен, так как навязчивое повторение сковывает свободу действий. С одной стороны, этот поведенческий сценарий подталкивает, не задумываясь, выплеснуть мучительные эмоции, заново прожив ту, изначально ранившую ситуацию, - в надежде, что на этот раз нам удастся «починить» застарелую травму.

Каждый раз, когда муж Джен отправлялся в деловые поездки, она чувствовала себя бесконечно одинокой и, когда он возвращался, искала повод для ссоры с несвойственной ей яростью, в тайной надежде, что на этот раз сможет выйти из положения победителем. Но, разумеется, чем больше Джен кричала, тем сильнее отдалялся от нее муж, то есть она сама раз за разом провоцировала его уход, которого так страшилась.

С другой стороны, при навязчивом повторении мы всеми силами избегаем ситуаций, в которых подавляемые эмоции могут вырваться на свободу.

Например, Джен зорко следила за тем, чтобы не оказаться брошенной. Убедив себя, что такая опасность реальна, она предпринимала упреждающие меры, отдаляясь прежде, чем другая сторона дистанцируется от нее. Результат такого поспешного самоустранения был предсказуем: друзья чувствовали себя отвергнутыми - и покидали ее. Иначе говоря, Джен снова воспроизводила знакомый сценарий ухода, который изначально пыталась взять под контроль.

Хотя навязчивое повторение сильно действует на нервы (вы сознаете, что сами себе вредите, но не можете остановиться), в некотором смысле у этого расстройства поведения благие цели и без него невозможен процесс заживления душевных ран. Таким способом сознание спрашивает: «Я действительно хочу снова переживать старую боль? ». В итоге именно этот вопрос дает силы положить конец навязчивому повторению.

Препятствия на пути к свободе

При навязчивом повторении происходит подмена эмоций - вместо того чтобы реагировать на ситуацию здесь и сейчас, мы обращаемся к давнему конфликту и чувствуем то, что переживали тогда, в полной уверенности, что нынешние разногласия продиктованы только нынешними обстоятельствами . Способность отличать прошлое от настоящего исчезает - «система чувств» дает сбой, лишая возможности адекватно реагировать на окружающую реальность. Мы убеждены, что наши чувства вызваны текущим моментом, в то время как на самом деле заново проживаем прошлое.

В ответ на угрозу идентичности возникает тревога - и тут в дело вступает навязчивое повторение. Его цель - уменьшить напряжение. Такое впечатление, будто невидимый кукловод управляет нашими эмоциями, а мы беспомощно наблюдаем за происходящим. Чувства воспринимаются как объективная реальность вне нашего контроля, они притягивают нас к себе, словно «роковое пламя».

С Джен и Марком случилось именно это. Несколько раз они предпринимали попытку поговорить о своих проблемах, выслушать друг друга и обсудить варианты выхода из тупика, вместо того чтобы поддаваться обычной вражде. Но даже когда удавалось решить какой-нибудь спор полюбовно, каждого, по их собственному признанию, тянуло на привычную дорожку и в душе оставалось ноющее чувство неудовлетворенности, как будто они не закончили какое-то дело. Навязчивое повторение звало их обратно, в замкнутый круг хорошо знакомых слов и поступков.

Как вырваться на свободу

Ссора обычно вспыхивает, когда мы чувствуем, что к нам относятся без должного уважения (заставляя испытать беспомощность, страх отвержения или потери) либо, скажем, наносят удар по самолюбию. Эти эмоции носят глубоко личный характер и выходят за рамки текущего конфликта. Вот почему вне зависимости от обсуждаемых вопросов, будь то проблемы границ или процесс бюджетирования, один взгляд, брошенный свысока, способен спровоцировать сильнейшую реакцию.

Чтобы обнаружить глубинную эмоциональную причину, из-за которой мы конфликтуем, необходимо обратить внимание на приметы неадекватного поведения, которое вы постоянно воспроизводите в конфликте (чрезмерный гнев, страх, избегание), и попытаться выяснить его скрытые причины.

Такой причиной может быть страх:

  • быть брошенным;
  • ощутить себя неважным, ничего не значащим;
  • почувствовать отчуждение;
  • оказаться в положении, когда к вам относятся свысока;
  • впасть в зависимость;
  • лишиться воли;
  • ощутить удар по мужскому самолюбию;
  • быть отвергнутым;
  • почувствовать себя пустым, никчемным;
  • оказаться в подчинении;
  • оказаться втянутым в неприятности;
  • быть использованным;
  • почувствовать себя беспомощным;
  • стать слабым;
  • почувствовать себя неполноценным;
  • ощутить себя бесполезным.

Определив, какая именно проблема делает вас уязвимым и толкает нападать и защищаться, попробуйте «вывести из игры» посторонние чувства - те, что порождены душевными ранами прошлого. Представьте, что ваш спор - это футбольный матч и на поле разрешается быть только двум командам: вашей и вашего оппонента. Если появляются «игроки из прошлого» - вы чувствуете себя отвергнутым, брошенным, неполноценным, отправляйте их обратно на скамейку зрителей. Они исключены из сегодняшнего противостояния. У них есть право наблюдать за игрой, но не участвовать в ней.

Джен признала, что давала волю своему страху оказаться брошенной каждый раз, когда Марк уезжал в командировку, и поклялась лучше себя контролировать. Теперь, когда Марк возвращался домой из поездки, оба знали, что им предстоит приложить немало усилий, чтобы избежать цикла раздора. Джен подчинила себе эмоции, отделив боль прошлого (уход отца) от ощущения полного одиночества во время командировок мужа. Вместо того чтобы скандалить, теперь она говорила себе так: «Командировки Марка кормят нашу семью , - говорила она себе. - Уход моего отца - совсем другое дело» . Время, терпение и настойчивая работа над собой помогли Джен свести на нет навязчивое повторение.

Залечите душевные раны

Джен нашла эффективный способ справиться с раной прошлого: она осознала свой страх оказаться брошенной и игнорировала его в спорах с Марком, - так ей удалось вырваться из плена навязчивого повторения. Но рана по-прежнему ныла, так как Джен все еще хранила в душе сильное чувство обиды на отца. Чтобы победить боль и полностью восстановить власть над своими чувствами, ей нужно было проработать свою эмоциональную травму.

Этот процесс требует непреклонной воли и храбрости. Он может быть выполнен при поддержке близкого друга, психотерапевта или даже с помощью терапии творчеством (путем ведения дневника, рисования или игры на музыкальном инструменте). Если вы чувствуете готовность погрузиться в свою боль, чтобы освободиться от нее, вот несколько советов, с чего начать.

Шаг 1. Выясните глубоко личную причину, которая систематически провоцирует сильные эмоции, такие как страх быть отвергнутым, брошенным или чувство неполноценности.

Шаг 2. Определите источник проблемы.

Когда могла зародиться в вас болезненная реакция на отвержение или страх оказаться в подчинении? Начните с воспоминаний детства. Когда вы впервые стали так себя чувствовать? Конечно, наша уязвимость не всегда бывает связана с ранними годами жизни. Если пришлось пережить измену мужа или жены, не просто бывает снова кому-то довериться.

Шаг 3. Исследуйте болезненные чувства, связанные с душевной травмой.

Джен больше всего мучил страх оказаться брошенной. В разговорах с надежным другом она занялась болезненным процессом вскрытия раны в попытке понять и принять свои чувства. Ей было страшно вступать в это эмоциональное пространство, поэтому она разрешила себе входить туда и выходить, когда пожелает. Потом она осталась наедине со своим страхом оказаться брошенной, перечислила связанные с ним основные эмоции и попыталась записать послание, которое несла ей каждая. Она разбиралась с яростью, неверием в собственные силы и страхом близости, и в конце ее ждал вопрос, полный стыда: «Разве я стою любви?». Она хранила в себе все эти тяжкие чувства больше двух десятилетий, но теперь настало время сбросить душевный груз.

Шаг 4. Отпустите боль .

Для этого требуется проявить волю и приложить сознательные усилия. После того как вы «услышите» боль, вы будете готовы отпустить ее: она сказала то, что должна была сказать.

Джен поняла, что сама может выбрать, продолжать ли тащить на плечах груз страха оказаться брошенной, - и решила отпустить его. Процесс стоил ей мучительных переживаний, но принес очищение.

Шаг 5. Превратите свою рану в источник силы .

Шрамы, нанесенные отцовским уходом, останутся с Джен навсегда, невзирая на то что она освободилась от боли детских воспоминаний. Но она отказалась считать себя жертвой прошлого и переосмыслила свой детский опыт, дав себе слово всегда оставаться маяком любви для своей собственной семьи и друзей и никогда не бросать в беде друга или родственника.

Время чтения: 3 минуты, 20 секунд

Из статьи вы узнаете: пять основных причин, по которым ссорятся муж и жена; шесть сценариев конструктивной ссоры.

Знаете, есть такие сказки со счастливым концом, где «жили они долго и счастливо, и умерли в один день». А вот как именно жили, каждая маленькая девочка додумывает сама, и за основу берет ту модель поведения, которая существует между ее родителями.

Естественно, все семьи разные, где-то годами тишина и покой, любовь и гармония, а где-то ссоры и скандалы, где каждый отстаивает свою точку зрения. Вопросом, почему муж и жена ссорятся, и что это им даёт, я задалась лет 10 назад. Я собирала информацию среди знакомых, друзей и коллег, а также из профессиональной практики и личной жизни. В итоге я определила ряд причин.

Почему муж и жена ссорятся?

Причина первая: желание донести свою точку зрения

Хорошо, согласна. В семейных отношениях муж и жена имеют одинаковое право на свою точку зрения, и когда один из них не слышит, не включается в диалог или демонстрирует отсутствие интереса, другой взрывается.

Ссоры в семье - вещь неизбежная, а в семье с маленьким ребенком причины ссор - на каждом шагу. По крайней мере так кажется уставшей маме и отцу, который еще не освоился со своей новой ролью. Чтобы семейные ссоры не повлияли негативно на развитие ребенка, давайте научимся ссориться правильно.

Ссора с мужем, история первая

Мы видим молодую пару, которая уютно устроилась на диване в гостиной вместе со своим новорожденным малышом. Телевизор включен, пульт в руках у мужа.

Жена мягко говорит ему: "Милый, не мог бы ты перестать переключать каналы?". Он спрашивает: "Почему? Я просто хочу посмотреть, что там идет. Может, где-то есть хороший фильм".

Она отвечает, все еще мягко: "Но, милый, это слишком возбуждает малыша. Давай остановимся на какой-нибудь передаче, а?" - "Но мне не нравится ни одна. Хочу поискать еще". - "Это что, так важно?". Потом она не выдерживает: "Все, давай оставь вот это". В воздухе повисает напряжение. Давайте посмотрим, что будет дальше.

Он: Ладно. Все-все, ладно.

Она: Ты говоришь "ладно" таким тоном, как будто хочешь сказать "заткнись".

Он: Я не сказал "заткнись". Ты просто слишком нервная.

Она: Я не нервная. Просто знаю этот твой тон. Ты кричишь на меня, как будто я - один из твоих подчиненных. Мне не нравится, когда со мной так говорят.

Он: Мне тоже не нравится, когда меня пилят. Отстань от меня.

Она: Да пошел ты! Если бы я тебя не пилила, ты бы вообще мое мнение не учитывал!

Он: Хватит орать! Еще про нервы говорит! Не можешь держать себя в руках?

Она: Не могу - с таким кретином, как ты!

Ребенок начинает возиться.

Он: Вот, смотри, что ты наделала.

Она: Это ты всегда начинаешь. Я сижу спокойно, а ты взрываешься.

Он: Нет, это ты как гадюка. Одно неверное движение - и все, кусаешь.

Она: А как мне не кусать того, кто пытается меня раздавить?

Ребенок морщит личико, напрягается и громким воплем сообщает об охватившей его .

Как перестать ссориться при детях

Такие стычки не редкость, когда вы измотаны и подавлены. Они начинаются ни с того ни с сего. И вредят всем, особенно когда дети становятся свидетелями ссор родителей. Они наблюдают за вами, вбирая все, как губка.

Очень важно, чтобы дети не становились свидетелями наших стычек. Детей глубоко ранят ссоры родителей, происходящие на их глазах, особенно сильные ссоры. Поэтому мы предлагаем следующий выход.

Установите время, отведенное для обсуждения проблем . Вне этого времени не следует затрагивать сложные вопросы. Говорить о них лучше наедине. Некоторые из пар договариваются обсуждать свои жалобы и серьезные темы раз в неделю, на специальных встречах. Причем лучше, если каждый из вас придет на такую встречу с одной претензией, а не с целым списком.

Не обсуждайте проблемы за едой. Ссоры за едой ведут к нарушению пищеварения и способны впоследствии стать причиной расстройства пищевого поведения у детей.

О небольших разногласиях можно говорить при детях, когда им не меньше четырех лет. Но и в этом случае они должны видеть, что вы эти разногласия преодолели. В возрасте от четырех до восьми они любят, когда, помирившись, мы обнимаемся или целуемся. Остальные финалы стычки не производят на них такого сильного впечатления.

Еще можно сказать пару слов, чтобы объяснить, что только что произошло. Например: "Бобби, сказать, что сейчас случилось? Мы рассердились друг на друга, но потом решили это обсудить. Я выслушал маму, она - меня. Поэтому мы смогли понять друг друга. Проблема исчерпана, мы опять помирились".

Если сдержаться не удалось и на глазах ребенка произошла крупная ссора, потребуется больше усилий. Ребенка следует взять на руки и успокоить. Если возможно, держать его лучше между собой - но только в том случае, когда между вами уже установился мир. Если напряжение сохраняется, тогда ребенка лучше держать сбоку, на некотором расстоянии от второго партнера.

Когда дети становятся старше, возникают другие проблемы. У них появляется страх, что их родители собираются развестись . Нужно сказать им, что это не так (если, конечно, вы не планируете на самом деле - но это отдельная тема).

Второй страх связан с тем, что они - причина вашей ссоры. Маленькие дети считают, что они - центр Вселенной. Они думают, что все происходящее вокруг них должно быть как-то с ними связано. Поэтому вам нужно сказать им о том, что ваша ссора не имеет к ним отношения и что вы их любите. Объяснить, что все родители время от времени спорят, потому что у них разные точки зрения на разные вещи, и что это нормально. И заверить, что вы устраните разногласия, и извиниться, что расстроили их. После чего обнять и сделать все, чтобы следующий разговор состоялся не в их присутствии.

Как спорить правильно: история вторая

Появление ребенка не создает новых причин для ссор. На самом деле большинство поводов сцепиться остаются неизменными - и в двадцать лет, и в восемьдесят. Но, как и многие, эти муж и жена озабочены тем, как они ссорятся, а не почему.

Такое знакомо большинству из нас. Причина ссоры вытеснена нашим негодованием по поводу отношения к нам. Мы обвиняем друг друга в том, что вечно раздуваем конфликты, что мучаем друг друга нападками. Сетуем на то, что нас перестали замечать, что нас подавляют или вовсе ни во что не ставят. Иными словами, спорим о том, как танцевать, а не о том, какую музыку выбрать.

Можно ли спорить иначе - по форме, а не по содержанию? В ходе нашего исследования семейных пар мы наблюдали более приемлемое развитие событий. Пары-мастера тоже ссорятся, и по тем же самым причинам, но как-то по-другому. Мягче, веселее и добрее. Даже раскалившись от гнева, они подбирают слова, которые не столько ранят, сколько помогают заявить о своих правах.

Давайте представим, как мог бы выглядеть разговор предыдущей пары, если бы они лучше умели разрешать конфликты.

Она: Милый, не мог бы ты перестать переключать каналы? У меня от этого голова начинает кружиться.

Он: Брось, любимая... Ты же знаешь, что я люблю пощелкать пультом. Да и проверить осталось всего 128 каналов.

Она: Ладно. Пожалуй, я тогда пойду помою пол на кухне.

Он: Пытаешься поймать меня в старую добрую ловушку вины, да?

Она: Это не работает.

Он: Ты правда так ненавидишь, когда я переключаю каналы?

Она: Правда. У меня голова и так идет кругом. А это мелькание слишком возбуждает. И, наконец, вредно для моих глаз.

Он: Не знал этого. Ладно, что если остановимся на футболе?

Она: Дорогой!

Он: Просто подумал, что стоит попробовать. Ладно. Так что ты хочешь посмотреть?

Она: Как насчет канала со старыми фильмами? Мне нравятся мелодрамы.

Он: Фу-у-у.

Она: Ладно, ладно. Что тогда?

Он: Знаю. Тот фильм с Клинтом Иствудом на 44-м.

Она: Ради тебя - все что угодно.

Этот диалог почти не содержит острых углов. Они жалуются, но на этот раз без взаимных упреков, критики и оскорблений. Никто не занимает оборонительную позицию, никто не наносит ударов. Все проходит легче и проще. Все дело - в их мягкости и готовности услышать друг друга, готовности станцевать свое танго красиво.

Вам кажется, что это невозможно? Еще как возможно! Мы пересматривали записи разговоров таких пар-мастеров, анализировали то, что они делали, - секунда за секундой, - и тайна их танца постепенно раскрывалась. Все они делали одни и те же шаги. Даже если кто-то был очень рассержен и оступался, то быстро исправлял ситуацию, и танец продолжался.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!