Регистрация контрольно кассовой машины. Порядок регистрации ккт-онлайн в ифнс – пошаговая установка онлайн-кассы на учет в налоговой

Организации и ИП при ведении деятельности, связанной с наличными расчетами или с приемом платежных карт, обязаны использовать контрольно-кассовую технику. Перед ее эксплуатацией необходимо пройти процедуру регистрации, которая осуществляется в налоговой службе.

Теоретическая сторона вопроса

Несвоевременно оформленный кассовый аппарат или его отсутствие могут привести к штрафным санкциям. Все нормы регулируются российским законодательством, где прописаны необходимость и правила оформления техники.

Зачем нужно регистрировать ККМ?

Регистрация контрольно-кассовой машины должна осуществляется в налоговой службе, согласно места постановки на учет организации, которая обращается в государственные органы.

Процедура является обязательной.

Торговые точки периодически осматриваются проверяющими органами на предмет работоспособности ККТ. В случае нарушений владельцы предприятия могут получить большие штрафы.

Регистрация кассового аппарата – это также гарантия того, что юридическое лицо будет использовать исправную технику, соответствующую принятым критериям. Процесс оформления ККТ связан с заключением договора на техобслуживание с ЦТО. В результате аппарат исправен и проходит регулярные технические проверки.

Требования закона к самому аппарату и регистратору

Согласно законодательству налоговые органы контролируют использование ККМ. Вся кассовая техника должна быть снабжена фискальной памятью, которая хранит данные о продажах.

Государство создало специальный реестр, в котором указаны кассовые аппараты, разрешенные для использования. Каждая модель относится к определенному типу и обозначена область ее применения. Поскольку в реестр постоянно вносятся изменения, то первый шаг перед регистрацией ККТ – это выбор подходящего вида и его покупка.

На сайте ФНС РФ можно найти требования, которые выдвигаются к контрольно-кассовой машине.

Они включают следующие пункты:

  1. Аппарат должен иметь фискальную накопительную память, корпус, возможность печати чеков и контрольной ленты.
  2. Информация, проходящая через аппарат не должна поддаваться корректировке. Данные должны храниться в течение длительного срока вне зависимости от энергопотребления.
  3. Вся информация должна без изменений отображаться на кассовом чеке и контрольной ленте, и сохраняться в фискальной памяти техники.
  4. Иметь возможность вносить признаки режима, свидетельствующие о невозможности корректировки данных, проводимых при помощи платежных карт или расчете наличными.
  5. Возможность вывода данных, которые зафиксированы на контрольной ленте и в фискальной памяти кассовой машины.
  6. Обязательное присутствие часов, отображающих реальное время на чеках.
  7. Должна существовать возможность внесения данных о пользователе в фискальную память аппарата или изменений при его перерегистрации.
  8. ККТ должен быть исправным, а в случае поломок иметь договор с организацией, предоставляющей техническое обслуживание.
  9. Предоставлять возможность работы в фискальном режиме.
  10. Соответствовать модели, которая разрешена для использования Государственным реестром.
  11. Техника должна быть наделена функцией блокировки при отсутствии на кассовой ленте информации о фискальном режиме.
  12. ККМ должен иметь полный пакет документов и отметок: паспорт, инструкцию, идентификационный знак, отметку службы сервисного облуживания, марки-пломбы.

Законом разрешено использование новой кассовой машины или б/у. Наиболее удобно приобретать ее в ЦТО. Это дает возможность ускорить порядок регистрации кассового аппарата в налоговой. С представителями центра заключается договор, что дает его сотрудникам возможность в течение короткого срока подготовить часть необходимых документов.

Регистрация кассового аппарата в налоговой

Порядок регистрации регулируется законодательством, в котором обозначены условия обращения и список подаваемых документов. На практике организации сталкиваются с тем, что налоговые могут требовать дополнительные справки. Чтобы правильно подготовить пакет документов, лучше заранее посетить государственные органы, выяснить график работы и условия оформления.

Для ООО и других юрлиц

Список документов, подаваемых в налоговую службу, одинаковый для юридических лиц и ИП. Отличие состоит в порядке обращения.

Организациям нужно для начала определиться, где будет стоять кассовый аппарат.

Если его место расположения не совпадает с юридическим адресом, указанным в учредительных документах, тогда необходимо регистрировать обособленное подразделение.

Для ИП

Индивидуальные предприниматели готовят комплект документов согласно действующему законодательству.

При покупке кассовой техники ИП необходимо в ЦТО предоставить следующие данные:

  1. ОГРН,
  2. контактные данные.

Предпринимателю нужно зарегистрировать в налоговой торговую точку, на которую будет установлен аппарат. Эти действия можно выполнять одновременно с оформлением кассовой техники. ЦТО после приобретения ККМ вводит все необходимые данные в фискальную память, а также подготавливает справки для налоговой.

Документы


Рассмотрим наиболее полный пакет справок, которые могут затребовать сотрудники ИФНС.

При покупке техники и журналов для ведения кассы в ЦТО часть документов подготавливается техническим центром:

  1. Договор, свидетельствующий о предоставлении технического обслуживания. Заключается между организацией и ЦТО, выдается в 2 экземплярах. Инспектору необходимо предоставить оригинал соглашения.
  2. Паспорт на ККТ и ЭКЛЗ (электронно-контрольная лента защищенная).
  3. Учетные журналы: КМ-4 и КМ-8 (для ввода информации кассиром-операционистом и регистрации вызовов мастера при поломках ККМ). Книги должны быть пронумерованы и прошиты.
  4. Паспорт, дополнительный лист и марки-пломбы, относящиеся к выбранной модели кассового аппарата.

Также при обращении в налоговую инспекцию нужно иметь на руках саму технику.

Помимо перечисленных документов юридическому лицу следует подготовить:

  • свидетельство ОГРН или ЕГРН, ИНН;
  • приказ от отдела кадров компании, свидетельствующий о принятии на должность директора, главного бухгалтера и кассира;
  • договор аренды фактического и юридического адреса;
  • печать организации;
  • заявление на регистрацию ККТ;
  • доверенность и личный паспорт заявителя.

Индивидуальным предпринимателям к этому перечню следует еще добавить свидетельство о регистрации физического лица в качестве ИП. Если предприниматель оформлял печать, тогда ее обязательно необходимо взять с собой.

Если предприятие не новое, тогда в налоговой могут потребовать справку, свидетельствующую об отсутствии задолженности. Также подойдет последний баланс, который был сдан в ИНФС, документ должен быть с подписью инспектора.

При оформлении доверенности нужно указать паспортные данные и ФИО исполнителя, перечислить список действий и указать № ИНФС, где будет проходить регистрация.

Следующим шаг в процедуре регистрации – это проверка сотрудником налоговой поданных документов и справок. При их соответствии заявитель приглашается в ИНФС для проведения фискализации кассового аппарата. В установленное время необходимо явиться в налоговую, где процесс будет проходить при участии мастера из ЦТО.

Также при себе нужно обязательно иметь:

  • заявление с просьбой поставить на учет кассовую технику;
  • технический паспорт к ККТ;
  • журнал, фиксирующий вызовы специалиста.

Также необходим сам кассовый аппарат, перед фискализацией инспектор должен его осмотреть. Если представитель организации не явится в назначенное время, тогда налоговая инспекция вправе отказать в регистрации ККМ.

Где происходит процедура?

Согласно закону постановка кассового аппарата на учет совершается только налоговыми органами. Лучше заранее узнать правила приема документов. Многие налоговые службы перешли на электронную очередь, что является гарантией посещения кабинета в день обращения. Инспектора, занимающиеся регистрацией техники, работают в определенные часы, поэтому лучше заранее узнать график работы.

Индивидуальный предприниматель обращается в налоговую службу, которая находится по месту регистрации физического лица, на которого оформлено предприятие.

При невозможности лично присутствовать подготавливается доверенность, заверенная нотариально. Лицо, которому поручено оформить ККМ, должно иметь при себе паспорт. Юридические лица также обращаются в налоговую по месту регистрации.

Если необходимо подготовить кассовую машину для филиала, тогда постановка на учет осуществляется в регионе, где находиться торговая точка. По завершению процедуры все данные направляются в отделение, где находится основная организация. На сотрудника, который занимается регистрацией, должна быть выдана доверенность. Она подписывается руководителем компании и скрепляется печатью предприятия.

Сроки и стоимость

Процедура осмотра техники инспектором является отправной точкой в регистрации. Если все в порядке, то сведения о ККМ вносятся в книгу учета, которую ведут в налоговой инспекции. В паспорте к кассовому аппарату инспектор должен обязательно сделать отметку о проведении регистрации. На завершающем этапе заявителю возвращаются все документы, учетный талон, карточка регистрации техники и заверенная книга кассира-операциониста. При правильном заполнении документов процедура регистрации занимает не более 5 рабочих дней .

На сегодняшний день плата за оформление кассовой техники не берется.

На практике регистрация может затянуться на 14 дней. Для ускорения этого процесса существуют организации, которые на платной основе берут на себя обязательства срочного оформления. При регистрации за 1-2 дня компании берут сумму от 1 500 руб. при участии заказчика и от 2 500 руб. при самостоятельном обращении в ИНФС. Стоимость услуги снижается при регистрации большего количества кассовых аппаратов. Так, при постановке на учет 5 ККМ, сумма уменьшается вдвое.

Как быть с подержанным ККМ?

При покупке б/у техники или при смене организации, возникает вопрос, как правильно выполнить регистрацию кассового аппарата?

Процедура включает несколько этапов действий:

  1. Снятие с учета ККТ, которая была оформлена на предыдущего владельца. Для этого обращаются в налоговую инспекцию со следующим пакетом документов: заявление согласно формы по КНД 1110021, сам ККМ и паспорт на него, книга КМ-4, карта, свидетельствующая о постановке на учет, соглашение с ЦТО, последний Z-отчет и данные об отсутствии задолженности.
  2. После снятия с учета кассовой техники, нужно отправить ее и все документы к аппарату в ЦТО, с которым сотрудничает предприятие.

Дальнейшая процедура регистрации не отличается от постановки на учет новой ККМ.

При покупке б\у аппарата следует знать, что согласно закону существует определенный срок, в течение которого осуществляется его эксплуатация. Этот период составляет 7 лет, со дня регистрации техники.

Можно ли отказаться от регистрации?

Законодательством определены категории, которые вправе отказаться от использования кассового аппарата. Также существуют организации, для которых постановка на учет техники обязательна. К ним относят ООО и ИП, ведущие деятельность в виде розничных продаж в густонаселенных регионах или через Интернет. Также обязательный процесс регистрации выполняют предприятия, ведущие деятельность посредством Интернет и получающие за это прибыль наличными деньгами.

Категории, избавленные от необходимости

Последние нововведения, принятые в отношении работы на контрольно-кассовом аппарате, говорят о том, что отказаться от использования ККТ могут банки и предприятия, имеющие патент.

Вместо чеков разрешается выдавать бланки строгой отчетности.

ИП и ООО, осуществляющие продажу алкогольной продукции в отдаленных местах, где существуют перебои с электроэнергией вправе отказаться от эксплуатации ККМ, при условии, что они предоставляют отчет по ЕНВД.

Организации, работающие по упрощенному режиму налогообложения или предприятия, начавшие свою деятельность с 2019 года, также могут отказаться от ККТ. Но только в том случае, если они оказывают услуги населению, не связанные с розничной торговлей. Получается, что принимать решение об использовании кассовой техники могут не только ИНФС, но и сами налогоплательщики.

Подводя итоги, можно выделить две категории, которые вправе не применять ККТ:

  • предприятия, ведущие розничную торговлю в проблемных регионах;
  • при оплате услуг и товаров, которые приобретают только по безналичному расчету.

Штрафы

При использовании незарегистрированного кассового аппарата на владельца организации и кассира накладываются штрафные санкции. Руководитель предприятия может быть оштрафован на сумму от 30 000 до 40 000 руб., кассир – от 3 000 до 4 000 руб.

Регистрация кассового аппарата является обязательной процедурой, которая сопровождается заключением договора с ЦТО и подачей документов в ИНФС. Инспектор вправе отказать в постановке на учет ККТ, в случае неполного комплекта документации и использовании техники, не внесенной в государственный реестр.

Если предприниматель при оказании услуг, выполнении работ, продаже товаров получает оплату наличными денежными средствами (а не на расчетный счет), то ему, как правило, нужен кассовый аппарат. , мы уже рассматривали ранее. Более того, по действующим правилам требуется в налоговом органе. О том, что нужно сделать, чтобы регистрация кассового аппарата прошла успешно, и предприниматель не получил отказа в регистрации, речь пойдет в этой статье.

Место регистрации кассового аппарата.

Для того чтобы зарегистрировать кассовый аппарат, предприниматель должен обратиться в налоговый орган по месту своего учета.

Для организации (далее также юридическое лицо или ЮЛ) таким налоговым органом будет инспекция по месту нахождения организации. Если же у ЮЛ есть обособленные подразделения, в которых также применяется ККМ, то регистрация ККМ является обязательной и в налоговых инспекциях по месту учета обособленных подразделений.

Например, если у ООО есть несколько магазинов в разных городах, то регистрировать ККМ нужно в налоговых инспекциях в каждом городе.

Для индивидуального предпринимателя постановка на учет осуществляется в налоговом органе по месту жительства. В этом же органе регистрируется и кассовый аппарат.

Что будет за использование кассового аппарата не по месту регистрации? ИП или ООО могут оштрафовать. Одно из последних решений по этому поводу принял Верховный Суд Российской Федерации в постановлении от 11.08.2015 № 302-АД15-3955).

Документы для регистрации кассового аппарата.

Чтобы зарегистрировать ККТ в налоговый орган нужно подать по установленной форме, которая утверждена Приказом ФНС России от 09.04.2008 года № ММ-3-2/152@.

К заявлению следует приложить:

  • паспорт кассового аппарата (который должен быть получен вами при приобретении ККМ),
  • договор о техническом обслуживании кассового аппарата.

Такой договор обязательно должен быть заключен либо непосредственно с поставщиком ККМ либо с центром технического обслуживания (далее - ЦТО), уполномоченным поставщиком этой техники. Обратите внимание! После перехода на представление договора с ЦТО не обязательно.

С 21.08.2017 действуют и заявления о снятии с учета ККТ.

Указанные документы должны быть представлены в налоговую инспекцию в оригинале. В случае их отсутствия в регистрации кассового аппарата налоговики откажут.

Кроме того, при регистрации ККМ налоговики попросят предъявить ИП документ, удостоверяющий личность ИП, а ЮЛ - документ, подтверждающий полномочия действовать от имени организации (например, протокол общего собрания ООО или решение о назначении единоличного исполнительного органа). Если документы подает представитель, то в подтверждение полномочий нужно представить доверенность.

Как неоднократно разъяснял Минфин России налоговики не вправе требовать при регистрации ККТ документы, подтверждающие права на помещения, в которых будет использоваться кассовый аппарат (договоры аренды или свидетельства о праве собственности).

Вместе с тем на практике можно столкнуться с требованиями налоговиком дополнительно представить какие-либо документы (свидетельство о регистрации, свидетельство о постановке на учет и т. д.). Чтобы не увязнуть в спорах с налоговиками и не затянуть процедуру регистрации ККТ, рекомендуется заранее выяснить в своем налоговом органе перечень необходимых для регистрации кассового аппарата документов.

Также часто возникает вопрос, можно ли использовать ККТ, которая исключена из реестра кассовых аппаратов. Ответ на этот вопрос в следующем письме.

Процедура регистрации кассового аппарата.

Кассовый аппарат должны зарегистрировать в течении 5 рабочих дней со дня получения налоговым органов документов. О получении пакета документов налоговики должны уведомить заявителя. При этом если налоговый орган найдет недостатки в поданных на регистрацию документах (например, неполный комплект документов), то предприниматель может их исправить в течении 1 рабочего дня после получения уведомления. Если не успеет, в регистрации откажут.

Осмотр кассового аппарат.

Перед тем как регистрировать ККМ, налоговики должны осмотреть кассовый аппарат. Для проведения осмотра с заявителем согласовывается конкретное время. Если предприниматель на осмотр техники в согласованное время не придет, в регистрации откажут. Кроме того, осмотр ККМ проводится вместе со специалистом поставщика или ЦТО.

Регистрация ККТ.

Если в ходе осмотра замечаний к кассовому аппарату и к представленному пакету документов у налоговиков не будет, то кассовый аппарат регистрируется путем внесения сведений в книгу учета ККТ, которую ведет налоговый орган.

В представленном предпринимателем паспорте кассового аппарата налоговики сделают отметку о регистрации. После чего предпринимателю выдается карточка регистрации кассового аппарата, учетный талон и возвращаются документы, поданные на регистрацию. Кроме того, налоговики заверяют представленный предпринимателем журнал кассира-операциониста.

Плата за регистрацию ККТ на сегодняшний день не взимается.

Регистрация ККТ в ФНС, ОФД, настройка ККТ и печать первого чека

Отказ в регистрации ККМ.

Мы уже упомянули в этой статье о некоторых основаниях отказа в регистрации (неполный пакет или недостатки документов, не устраненные во время; или неявка предпринимателя в согласованное время для осмотра ККТ). Помимо этого причиной отказа в регистрации могут стать:

  • обращение предпринимателя в ненадлежащий налоговый орган,
  • недостоверные сведения в заявлении на регистрацию,
  • нахождение регистрируемого ККМ в розыске,
  • неисправность ККМ или отсутствие обязательных знаков и пломбы,
  • не обеспечение специалисту налогового органа доступа к кассовому аппарату.

Кроме этого, особо хотелось обратить внимание на такие основания для отказа в регистрации как предъявление на регистрацию ККМ, не включенной в государственный реестр, и истечение срока амортизации ККМ, исключенной из государственного реестра.

Одним из требований к кассовым аппаратам, которые применяются в наличных расчетах, является включение их в государственный реестр ККМ. Исключением из этого правила являются случая, когда кассовый аппарат был исключен из этого реестра. Если такой аппарат был зарегистрирован предпринимателем, то его можно продолжать использовать до истечения срока амортизации (до 7 лет включительно). Однако если предприниматель купил такой ККМ у кого-либо, то зарегистрировать он его не сможет.

Вместе с тем, и бывшую в употреблении ККМ иногда можно зарегистрировать. По разъяснениям Минфина России это допускается при перерегистрации кассового аппарата в связи с:

  • изменением наименования организации или Ф.И.О. ИП,
  • изменением места нахождения ЮЛ или места жительства ИП,
  • реорганизацией ЮЛ,
  • возобновлением ИП предпринимательской деятельности (когда ИП регистрируется вновь),
  • внесением ККТ в уставный капитал ЮЛ,
  • регистрацией ЮЛ учредителем ИП, на которого зарегистрирован кассовый аппарат.

В заключение несколько слов об ответственности за использование кассового аппарата с нарушением установленного порядка регистрации. ИП или ЮЛ могут привлечь к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ. Штраф на ИП от 3000 до 4000 рублей, а на ЮЛ от 30 000 до 40 000 рублей.

Переход на онлайн-кассы с 2017, 2018, 2019 годов

Кофе-пауза: как получить равенство?

Ответы можно писать в комментариях ниже. Есть несколько вариантов получить равенство.

Прежде, чем приступать к эксплуатации ККТ, требуется ее зарегистрировать в налоговом органе, для чего собирается комплект документов и подается в отделение, где числится на учете владелец кассовой техники (это может быть сама организация или ее обособленное подразделение). Расскажем в статье, как проходит регистрация ККТ, какие документы для этого нужны.

Правила регистрации ККТ

Обязанность по постановке на учет ККТ присутствует не только в отношении той техники, что приобретена в полную постоянную собственность, но и которая взята в аренду на ограниченный срок. Регистрировать нужно как отдельно эксплуатируемую кассовую машину, так и включенную в состав платежного терминала. Регистрации ККТ в налоговом органе выполняется бесплатно.

При осуществлении регистрирующей процедуры следует руководствоваться следующей нормативной документацией:

  1. Закон 209-ФЗ от 03.07.16;
  2. Положение о регистрации, утвержденное Постановлением 470 от 23.07.07 в ред. от 22.12.15;
  3. Регламент регистрации, утвержденный приказом 94н от 29.06.12 в ред. от 27.08.14.

Когда применение ККТ не обязательно

Кассовую технику для расчетов могут не использовать:

  • Лица, получающие оплату от населения за услуги с предоставлением БСО;
  • Лица на ЕНВД при условии, что выдается либо БСО, либо документ, подтверждающий получение денежных средств;
  • Организации, попадающие под условия, оговоренные в Законе 54-ФЗ в ред. от 15.07.16.

Документы для регистрации ККТ

Комплект документации, необходимой для постановки на учет техники в ФНС, определяется законодательными бумагами, перечисленными выше:

  1. Заявление по установленной форме о регистрации ККТ – подается оригинал заполненного документа, а также его копия для получения отметки налогового работника. Читайте также статью: → “ ». Экземпляр с отметкой следует забрать для получения документального доказательства исполнения обязанности по регистрации кассовой техники;
  2. Паспорт, приложенный к регистрируемой контрольно-кассовой техники – бумага, в которой отражаются сведения о ККТ, ее регистрации, перерегистрации, снятии с учета, проверке исправности, проведении ремонта и прочих действиях, производимых с техникой;
  3. Учетный талон – дополнение к паспорту кассовой машины, данный талон хранится в центре техобслуживания (ЦТО);
  4. Договорное соглашение, подписанное с ЦТО, об обслуживании и техподдержке регистрируемой кассовой техники;
  5. Журнал кассира, составленный по форме КМ-4, с нумерацией всех страниц, прошивкой, подписью руководителя и главбуха предприятия, если есть печать, то ее присутствие на журнале также обязательно.

Указанный перечень может быть дополнен другими документами, точный список документации следует уточнять в отделении ФНС, куда происходит обращение в связи с регистрационной процедурой ККТ.

Пример заявления о регистрации ККТ

Для сообщения в налоговую о необходимости зарегистрировать конкретную кассовую машину используется заявление типового формата, бланк которого утвержден приказом ФНС ММ-3-2/152@ от 09.04.08 в ред. от 21.11.11.

Заявление представлено тремя страницами:

  • На первой приводятся общие сведения о заявителе, причине подачи заявления, контактных данных. При заполнении первого листа вверху следует поставить «вид документа» код, состоящий из пяти цифр. В случае регистрации ККТ пишется 1/2;2;2;2;2. Также пишется полное название компании (ФИО ИП), основной код деятельности, телефон. В подразделе о достоверности сведений ставит свою подпись руководитель или представитель организации, действующей на основании соответствующей бумаги на представление интересов в ФНС;
  • На второй – информация о модели кассовой машины. Данные в поля вносятся на основании паспорта ККТ, а также сведений, указанных на самой технике. Читайте также статью: → “ ». Кроме того, приводится информация о центре обслуживания, с которым составлен договор – его наименование, ИНН, период действия соглашения с ЦТО;
  • На третьей – элементы адреса ее расположения. Вносится адрес, где будет территориально находиться кассовый аппарат, а также наименование места, где ККТ установлен.

Порядок регистрации ККТ

Регистрационная процедура по постановке на учет кассовой машины следующая:

  1. Сбор комплекта документов в соответствии с требованиями законодательных актов, перечисленных выше, и налогового отделения, где производится регистрация. Необходимы оригиналы всех документов;
  2. Передача подготовленного комплекта в налоговое отделение, место расположение которого соответствует месту нахождения организации или ее подразделения, признанного обособленным (если техника будет применяться в нем), или месту проживания ИП;
  3. Получение от налоговиков подтверждения о принятии документации – либо расписка в получении бумаг, составленная представителем ФНС, либо отметка на копии заявления о регистрации;
  4. Согласование процедуры осмотра ККТ – время и место проведения, для этого налоговый специалист выполняет переговоры с владельцем техники удобным способом. Если регистрируется ККТ, входящий в состав платежного терминала, то осмотр проводится непосредственно по месту расположения терминала;
  5. Передача информации о согласованном месте и времени осмотра сотруднику ЦТО, чье присутствие на данной процедуре обязательно;
  6. Предоставление кассовой машины в согласованное время к осмотру налоговыми представителями – данное действие проводит либо руководитель организации (сам ИП), либо доверенное лицо при наличии соответствующим образом выписанной доверенности. Доверенным лицом не может выступать представитель ЦТО, обслуживающий регистрируемый кассовый объект;
  7. Проведение осмотра ККТ, заключающееся в визуальной проверке корпуса на предмет наличия повреждений целостности, а также проверке наличия марки-пломбы, идентификационного знака, содержащего сведения о модели, ее заводском номере (для той техники, которая выпущена после утверждения такого идентификационного знака – с 07.11.07), а также значка «Сервисное обслуживание»;
  8. Проверка налоговым представителем документов у специалиста ЦТО, которые свидетельствуют о возможности техобслужвания ККТ. Для этого последнему нужно иметь при себе паспорт и удостоверение служебного вида;
  9. Если в ходе проверки всех указанных выше параметров выявляются нарушения, то налоговая дает отказ в завершении регистрационной процедуры в отношении проверяемой кассовой машины;
  10. Если нарушений не обнаружено, то вводится в действие фискальный режим в машине. Накопитель фискальной памяти активируется. Проводится пробная подготовка и распечатка чека и отчетов ККТ, в которых проверяется наличие необходимых реквизитов и правильность их составления;
  11. После успешного проведения всех вышеуказанных процедур на кассовую машину наклеивается марка-пломба.
  12. Проведение регистрационной процедуры сведений о ККТ в базе данных налоговой.
  13. Выдача документов, подтверждающих успешность проведения регистрации.

Владелец кассовой техники должен получить от налоговой карточку, подтверждающую регистрацию, составленную по типовой форме в соответствии с приказом ММ-3-2/152@ от 09.04.08 в ред. от 21.11.11.

В карточку вносятся регистрационные данные, заверяемые подписью руководителя налогового органа или его заместителя, а также печатью ФНС.

Кроме того, в паспорте и учетном талоне, предоставленном заявителем в ФНС, ставятся отметки о регистрации с подписью представителя ФНС и ее печатью, после чего они выдаются владельцу ККТ вместе с договором с ЦТО и журналом КМ-4. На последнем ставится подпись представителя ФНС и ее печать.

Регистрация онлайн-кассы

Закон 54-ФЗ от 22.05.03 в ред. от 03.07.16, устанавливающий правила применения ККТ, обязывает организации и ИП использовать онлайн-кассы. Перейти на онлайн-кассы нужно обязательно с 1 июля 2017 г. При этом с указанной даты можно будет применять только онлайн-кассу.

Традиционная кассовая техника, не обеспечивающая передачу сведений о произведенных расчетах в ФНС в режиме онлайн, может применяться только до 1 июля 2017г. Далее нужно выполнить переход на онлайн-кассу, которая позволит в режиме реального времени передавать в налоговую данные о том, что реализуется, по какой стоимости, каков начисленный НДС.

Для регистрации онлайн-кассы нужно будет подписать соглашение со специализированной компанией – оператором фискальных данных, через которого и будет осуществляться передача онлайн-сведений. Перечень таких компаний ограничен, список можно найти на сайте налоговой службы.

Нарушение правил применения ККТ

Закон от 03.07.16 №290-ФЗ внес поправки в ответственность за нарушение правил применения кассовой техники. Обновленная система штрафов за нарушения, связанные с ККТ:

Нарушение Пункт статьи 14.5 КоАП РФ Размер штрафа
Для должностных лиц Для юридических
Отсутствие ККТ в случаях, когда это строго обязательно п.3 25-50% от суммы, на которую проведены расчеты без ККТ.

Минимальный штраф 10000 руб.

75-100% от суммы, на которую проведены расчеты без ККТ.

Минимальный штраф 30000 руб.

Повторное отсутствие ККТ, если расчеты проведены на сумму свыше 1 млн.руб. п.3 Дисквалификация на период от 1 до 2 лет Остановка деятельности на период до 90 суток
Нарушение порядка и сроков регистрации, правил применения ККТ (действует с 01.02.17). Читайте также статью: → “ ». п.4 1500-3000 руб. 5000-10000 руб.
Непредставление необходимой документации по запросу ФНС п.5 1500-3000 руб. 5000-10000 руб.
Непредставление бумажного чека или БСО, а также их электронного варианта по требованию покупателя п.6 2000 руб. 10000 руб.

2017 год стал годом масштабных изменений в налоговом законодательстве. Одним из самых значимых по праву считается внедрение онлайн-касс в отечественную практику. Начиная с 1 июля 2017 года, большая часть компаний и предпринимателей, которая оказывает услуги населению, должна использовать в своей деятельности кассовые аппараты нового образца, позволяющие в режиме онлайн передавать сведения о проведенных реализациях в ИФНС. При этом допускается возможность не только приобретения новых онлайн ККТ, но и модернизация старых, применяемых ранее аппаратов. Для некоторых категорий налогоплательщиков необходимость перехода уже наступила, тогда как, у других есть возможность отложить регистрацию новой кассы до 2018 года. Рассмотрим, как поставить на учет онлайн-кассу, а также как снять с учета онлайн-кассу при необходимости.

Постановка на учет онлайн-кассы с августа 2017 года

Несмотря на новизну вводимого технического решения, кассовые аппараты нового образца требуют регистрации в ИФНС также, как и их предшественники.

До недавнего времени в своей деятельности компании руководствовались приказами ФНС №ММ-3-2/152 и №ММВ-7-2/891, которые признаны утратившими силу. Вследствие чего, им на замену утвержден Приказ ФНС №ММВ-7-20/484 от 29.05.17 г. (далее – Приказ), буквально в августе 2017 года зарегистрированный Минюстом. Наконец-то разработали необходимые документы, учитывающие все нюансы постановки на учет новых касс. Порядок определил не только новые формы документов на регистрацию и снятие с учета, но и новый порядок их передачи налоговикам. Компаниям и предпринимателям необходимо применять новые образцы, начиная с 21.08.17 г.

Изменений много. В связи с тем, что новый кассовый чек куда более подробен, и новшества имеются в самом техническом устройстве кассы, это учтено и в самом заявлении, и в порядке его заполнения. В частности, из нового заявления исчезли упоминания ЭКЛЗ (в онлайн кассах нет данной ленты), информация о паспорте техустройства, а также о ЦТО. При этом необходимо подробно расписывать, в каких случаях будет применяться ККТ, отдельно учтен пункт, что касса будет применяться через интернет. только для оказания услуг, для разносной торговли и проч. В обязательном порядке потребуется указать оператора фискальных данных. В целом, форма заявления проста и понятна, заполнить ее не составит проблем.

В соответствии с последними изменениями в законодательстве предполагается нескольких доступных плательщикам способов подачи документов на регистрацию в органы налогового контроля, таких как личная передача (или через представителя), отправка почтой или по электронным каналам связи.

Первый вариант заключается в бумажном заполнении заявления по образцу налогового органа и его передача в одно из территориальных отделений ФНС. Новая форма заявления утверждена Приказом в качестве Приложения №1.

В том случае, когда передача документов осуществляется при личном посещении инспекции, возникает необходимость подтвердить полномочия предоставляющего документы лица. Обработка полученных инспекторами ФНС документов должна быть произведена в день их подачи. Налоговый инспектор, отвечающий за прием, проставляет штамп и заверяет его своей подписью, что подтверждает фактический прием заявления.

Небольшие компании, а также территориально удаленные организации часто при передаче документов обращаются к услугам почты. Отправить заявление о регистрации онлайн-кассы можно ценным письмом с описью вложения.

Выдача карточек регистрации осуществляется только на основании письменного требования. Направить заявление можно так же почтой, лично посетив ИФНС или на сайте ФНС.

Если документы отправляются заказанным письмом, заявление считается поступившим в инспекцию в день фактического получения документов налоговиками, о чем должна быть сделана соответствующая отметка. Карточка должна быть выдана в бумажном формате не позднее 5 рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса в ИФНС.

Масштабный переход на электронный документооборот позволяет налогоплательщикам передавать в инспекцию заявление и через личный кабинет на сайте налогового органа. Однако важно знать, что электронно такую операцию можно сделать только при наличии усиленной квалифицированной электронной подписи.

Также важным условием, позволяющим передавать документы в органы фискального контроля, является наличие договора с оператором фискальных данных (ОФД).

В некоторых случаях инспекция может отказать налогоплательщику в регистрации. На практике чаще всего эта ситуация встречается, если в реестре отсутствуют информация о регистрируемом кассовом аппарате или его фискальном накопителе, либо сведения, отраженные в заявлении недостоверны.

Снятие с учета онлайн-касс

Необходимость в снятии с учета онлайн-кассы возникает в тех случаях, когда она, к примеру, утеряна. Заявление о снятии с учета ККТ 2017 года предполагает указать два вариант снятия с учета – в связи с ее хищением и в связи с потерей. Оно куда менее объемно, чем заявление о постановке на учет, в нем указываются причины, о которых мы сказали выше, модель, и заводской номер ККТ.

Точно также подать заявление можно в любое отделение ФНС в бумажном формате или в электронном через личный кабинет. Для этой цели Приказом также подготовлены новые формы документов. Порядок снятия с учета онлайн кассы с помощью заявления в бумажном формате аналогичен порядку регистрации. Форма документа утверждена в Приложении №2 Приказа.

Карточка о снятии с учета также выдается по запросу налогоплательщика. Однако если передача заявления осуществлялась электронно, то и карточка снятия будет отправлена налогоплательщику в личном кабинете.

Скачать новую форму заявления о постановке на учет ККМ и снятии ККТ с учета можно ниже.

Все организации и ИП, торгующие в розницу за наличные, обязаны использовать контрольно-кассовую технику. Согласно закону №54-ФЗ от 22 мая 2003 года любая контрольно-кассовая машина (ККМ) подлежит обязательной регистрации в территориальном органе ИФНС. Ответственность за нарушение этой нормы несут: юридические лица и ИП в виде штрафа 30–40 тыс. рублей, а также непосредственно руководитель организации в пределах 3–4 тысяч.

Нужно понимать, что кассовый аппарат – это не просто машина, которая выбивает чеки. ККМ ведёт еще и фискальный учёт, а вся кассовая дисциплина торговых предприятий целиком и полностью регламентирована, начиная с момента покупки техники. Именно с этого для предпринимателя начинается процесс постановки ККМ на учёт.

Шаг 1. Покупка ККМ

Прежде чем покупать кассовый аппарат, стоит посетить свою налоговую инспекцию. Дело в том, что зарегистрировать можно только ККМ из перечня, занесённого в Государственный реестр ККТ. Приобретаемый аппарат должен быть оснащён ЭКЛЗ (защищённой электронной лентой контроля). Чтобы убедиться в правильности своего выбора наверняка, перечень разрешённых к применению марок и моделей кассовых машин лучше уточнить в налоговой по месту нахождения фирмы.

Где взять ККМ? Самое простое решение – обратиться в ЦТО (сертифицированный центр технического обслуживания кассовой техники). Сотрудники таких центров обычно в курсе всех нюансов и требований местных налоговиков. Они подготовят кассу к регистрации:

  • установят фискальную память;
  • выдадут пломбу в виде голографической наклейки;
  • подпишут договор на техобслуживание аппарата и его запуск в эксплуатацию;
  • заполнят необходимые бумаги (техническую документацию на ККМ).

Можно приобрести технику напрямую у производителя и оформить с ним договор на ТО, но тогда и обслуживаться придётся там же. Не запрещено покупать ККМ у посторонних фирм и даже с рук, но в таком случае необходимо с техпаспортом идти в ЦТО для постановки аппарата на учёт и подписания договора на сервисные услуги. Забирая у предыдущего хозяина б/у кассу, важно не забыть получить с него копию регистрационной карточки с записью о снятии ККМ с налогового учёта.

Шаг 2. Подготовка документов

Когда кассовый аппарат подготовлен к регистрации, необходимо оформить пакет документов для постановки ККМ на учёт.

1. Корректно заполненное заявление по установленной форме (образец нужно запросить в налоговой).

2. Документы на ИП или юрлицо:

  • оригинал свидетельства ИНН и ксерокопия;
  • ОГРН (свидетельство и его копия);
  • документы, подтверждающие права на помещение, где будет находиться аппарат.

3. Договоры с ЦТО:

  • на обслуживание;
  • на ввод в эксплуатацию;
  • прошитый и пронумерованный журнал вызова механика ТО по форме КМ-8.

4. Документация на ККТ:

  • техпаспорт (заполненный специалистом ЦТО);
  • инструкция;
  • паспорт версии ККМ и доплист к нему;
  • паспорт на ЭКЛЗ;
  • голографическая марка сервисного обслуживания (средство визуального контроля, наклеивается в ЦТО);
  • пломбирующие марки (4 шт., выдаются в сервис-центре);
  • накладные, квитанции и прочее, что подтверждает факт приобретения ККМ (это не обязательно, но могут запросить).

Все перечисленные документы подготовить в оригинале и копиях.

5. Комплект для кассира:

  • приказ о назначении;
  • кассовая книга (по форме КМ-4, пронумерованная, прошитая, с заверительной надписью главного бухгалтера и печатью).

6. Ещё понадобятся с собой:

  • паспорт заявителя;
  • печать (для юридического лица);
  • доверенность, если в ИФНС отправляется не руководитель фирмы, а его представитель.

Так как правила в территориальных инспекциях могут разниться, не исключено, что инспектор запросит копию последнего баланса или справку об отсутствии задолженностей перед государством. Во избежание недоразумений список всех этих документов лучше заранее уточнить.

Шаг 3. Визит в налоговую

Прежде чем отправляться к налоговикам, нужно узнать о порядках, царящих в конкретной инспекции. Постановка ККМ на учёт в налоговой может производиться как в порядке очереди (живой или электронной), так и в определённые будние дни и даже строго по предварительной записи. Визит также нужно согласовать с ЦТО, так как присутствие его представителя будет необходимо на процедуре фискализации.

С полным комплектом документов руководитель организации или его замещающее лицо обращается в отдел регистрации ККТ. Инспектор, изучив бумаги, назначает дату фискализации кассовой машины (не позднее 5 дней с момента приёма заявления).

Шаг 4. Фискализация

В назначенный день кассовый аппарат, заправленный лентой, с блоком питания и шнурами доставляется к согласованному времени в налоговую инспекцию. Фискализация проводится в трёхстороннем составе: инспектор, сотрудник ЦТО, представитель фирмы.

Инженер-техник проверяет целостность ККМ и программирует её: вводит данные фирмы (ИНН, наименование), заводской номер аппарата. Инспетор устанавливает защитный код от взлома, затем специалист ЦТО пломбирует корпус, заполняет журнал КМ-8 и технический паспорт.

Для проверки настроек специалисты пробивают тестовый чек на 1 рубль 11 копеек и распечатывают Z-отчет. По итогам фискализации оформляются следующие документы:

  • вносятся отметки в журнал учёта ККМ о присвоении машине идентификационного номера;
  • акт об обнулении счетчиков машины по форме КМ-1;
  • пробный чек;
  • Z-отчет и фискальный отчет на 1,11 рублей;
  • отчет по ЭКЛЗ на аналогичную сумму.

Если на учёт ставится не ККМ, а стационарный платёжный терминал, проводится выездная фискализация по месту нахождения техники.

Шаг 5. Получение карточки ККМ

После проведения фискализации инспектор берёт время (до 3 суток) на оформление карточки регистрации. Получить карточку и все ранее сданные оригиналы документов может и заявитель, и его доверенный представитель.

Сколько дней в итоге займёт постановка ККМ на учёт в налоговой, зависит от правил той или иной инспекции. Сама регистрация – дело 15–20 минут, всё остальное время отнимают очереди и оформление документов налоговым специалистом. Официальные сроки, в которые должна быть выдана карточка регистрация ККМ, – 5 дней с даты приёма заявления и проведения фискализации. На практике этот срок может составлять как 1–2 дня, так и 10–14 (если отдел регистрации работает только 2 раза в неделю или принимает по записи). В среднем на решение вопроса с кассой нужно закладывать, минимум, одну рабочую неделю.

В случае острой необходимости ускорить регистрацию можно через ЦТО: обычно технические центры предоставляют услугу срочного оформления кассовой техники. Что касается стоимости постановки ККМ на учёт,основные затраты составляет покупка самого аппарата (от 10000 рублей). Договор с ЦТО обойдётся в 1,5–2 тысячи рублей, в которые входят подготовка технической документации и журналов, комплект голографических наклеек и выезд специалиста в налоговую. Если поручить регистрацию ККМ инженерам техцентра (без присутствия представителя фирмы), базовую стоимость услуги можно смело умножать на 2.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!