Пример очерка. Как написать очерк? Что такое очерк в литературе

Сначала сосредоточьтесь и подумайте про кого вы хотите написать. Во время обдумывания постарайтесь мысленно визуализировать вашу жизнь с этим человеком. Подумайте о плохих и хороших временах, которые вам пришлось пережить вместе. После этого, обязательно подумайте о трех качествах, которые вам запомнились больше всего в этом человеке.

Рекомендации к формату введения: а) Напишите 2-3 общих предложения о том, кем вам приходится тот человек, о котором вы пишете (друг, родственник, родитель, учитель, одноклассник и т.д.). б) Напишите пару предложений, которые плавно подведут вашего читателя к конкретной личности, о которой вы собираетесь писать. в) Напишите одно предложение, в котором будут четко определены три качества, которые сделали этого человека незабываемым для вас и повлияли на вашу жизнь. Пример введения взятый из работы студента: маленькие буквы это указатели, так что мой читатель может видеть, как вышеперечисленные части раздела соединены в одно целое и образуют абзац. Используйте эти буквы для самоконтроля в каждом абзаце. (а) У каждого человека есть родственник, который повлиял на его или ее жизнь. Этот родственник может быть родителем, тетей или дядей, бабушкой или дедушкой, кузеном или кузиной, родным братом или сестрой или кем-то еще. Этот родственник может быть тем, кто является для кого-то примером для подражания в настоящий момент, или являлся таковым много лет назад. В любом случае, тот, кого мы ставим себе в пример, не может быть забыт. (б) Моим самым лучшим примером для подражания всегда была и остается до сих пор - моя мама. Мама учила меня и продолжает учить всему, что я теперь знаю и, что я хочу передать моим детям когда-нибудь. (в) Мама стала для меня примером, потому что она сильная, полна веры и всегда встает на защиту тех, кого любит.

Формат первого абзаца: а) Напишите где-то 2-3 предложения, которые поясняют вашу первую характеристику/качество, которое вы указали в последнем предложении (под буквой «в» в вашем введении). Расскажите читателю, почему тот человек, о котором вы пишите, подходит под это качество. б) Напишите 3-4 предложения, в которых дан четкий и яркий пример, показывающий читателю, каким образом этот человек подходит под это качество. Пример должен представлять собой фрагмент из вашей жизни с этим человеком. в) Напишите одно заключительное предложение в конце абзаца. Пример первого абзаца студента: (а) В первую очередь, моя мама очень сильная. Говоря это, я имею в виду, что она сильная духом. Мама никогда не сдается, какое бы испытание не выпадало на ее долю. Насколько тяжелым бы ни было испытание – мама всегда выкладывается на 110% и идет до конца. И я люблю ее за это благородное качество. (б) Например, после того как мой отец оставил маму, меня и мою сестру ради другой женщины, он забрал с собой все, в том числе, и наш дом. Хотя отец оставил нас ни с чем, мама смотрела на это с другой стороны; она всегда говорила и говорит сейчас, что наш отец оставил ей с самое прекрасное, что может быть – меня и мою сестру. Она никогда не сдавалась, она работала и создавала все условия, чтобы мы могли ходить в школу, поддерживала нас при поисках подработки, и никогда не жаловалась. Мама была сильной женщиной и продолжает оставаться такой. Теперь у нее есть свой дом, и она ни от кого не зависит. (в) Внутренняя сила моей матери это та черта, которую я хочу унаследовать и передать своим детям.

Формат/рекомендация для написания второго абзаца: а) Используя переходную фразу, напишите 2-3 предложения, которые поясняют следующее качество, которое вы указали во введении (под буквой «в»). Также как и в первом абзаце опишите, каким образом этот человек подходит под это качество. б) Напишите 3-4 предложения, в которых описан четкий, яркий и показательный пример проявления этого качества. Опять же, этот пример должен быть из вашей жизни с этим человеком. в) Напишите одно заключительное предложение в конце абзаца. Пример второго абзаца студента: (а) Еще одно качество моей матери это то, что она защищает тех, кого любит, особенно меня и мою сестру. Моя мама никогда никому не позволяла нам навредить. Каждый раз, когда она чувствовала опасность, она немедленно бросалась навстречу этой опасности, чтобы защитить нас. (б) Я никогда не забуду тот день, когда на нас напали по пути со школы. Мужчина держал нож перед нами и заставлял отдать ему деньги. Мама, как раз, возвращалась из магазина домой и увидела происходящее. Вместо того, чтобы звать на помощь или вызывать полицию, она подбежала к мужчине сзади, схватив его за плечо, развернула к себе, пнула ему между ног, прыснула в лицо из перцового баллончика, еще раз пнула и закричала ему в лицо. Мужчина с криками убежал. Мама обняла нас, отвела домой и затем позвонила в полицию, чтобы дать описание грабителя. (в) Это всего один пример из того множества случаев, когда мама защищала нас от опасностей.

Формат/рекомендация по написанию третьего абзаца: а) Используя другую переходную фразу, напишите 2-3 предложения, которые поясняют третье качество, указанное во введении (под буквой «в»). б) Напишите 3-4 предложения, в которых представлен четкий, яркий и показательный пример проявления этого качества. Опять же, этот пример должен быть из вашей жизни с этим человеком. в) Напишите одно заключительное предложение в конце абзаца. Пример третьего абзаца студента: (а) Третье качество, которым обладает моя мама, и которое я всегда буду уважать, это ее безграничная вера в Бога, в меня и в мою сестру. Неважно, насколько тяжело иногда бывает в жизни, мама никогда не перестает чтить Бога, неважно, как много ошибок мы совершили в жизни, мама всегда верит, что я и моя сестра найдем верные пути решения. (б) Например, когда мне было четырнадцать лет, я связался с не той компанией. Мы курили, пили и прогуливали уроки. Я приходил домой злой и кричал на маму и сестру без причины. Проходили дни и недели, а я оставался таким же. Она молилась и не переставала говорить мне, что я буду хорошим. И, в один прекрасный день, я изменился. Я перестал зависать с плохой компанией, закончил школу, и сейчас учусь в колледже и я тоже глубоко верую. (в) Вера моей матери в Бога пронесла ее через то испытание, которому я подверг свою семью, и ее вера до сих пор помогает ей переносить и другие испытания. Ее вера в меня помогла мне, и теперь мне помогает и моя вера в Бога.

Формат/рекомендации по написанию заключения: а) Напишите 1-2 предложения, напоминающие о том человеке, о котором вы пишете и тех трех качествах, которые делают его значимым для вас. б) Напишите 3-4 предложения, коротко напоминающие все приведенные примеры из 1,2 и 3 абзацев. в) Сделайте короткий вывод из двух предложений, в которых вы должны дать умную мысль об этом человеке. Пример заключения студента: Моя мама есть и всегда будет очень важной частью моей жизни, но я ставлю ее себе в пример за ее внутреннюю силу, отвагу и безграничную веру. (б) Мама не сломалась, после того как отец оставил нас; она держала нас всех вместе – меня, мою сестру и себя – так, что мы продолжали быть семьей. Более того, мама никогда не позволяла обижать нас. Она рисковала жизнью, чтобы спаси меня и мою сестру от того ужасного грабителя. А когда я связался с плохой компанией и начал копировать их поступки, мама продолжала молить Бога, чтобы он направил меня на верный путь, и она никогда не теряла веры в меня ни как в личность, ни как в ее сына. (с) Я очень люблю свою маму, и хотя мне еще предстоит многому научиться в жизни, и я знаю, что я могу совершить еще много ошибок, я точно знаю, что никогда не забуду маму. Я также надеюсь, что я сумею передать то, что она дала мне другим людям, в том числе своим детям, которые, я надеюсь, когда-нибудь у меня будут. Каждый день я испытываю чувство благодарности за то, что в моей жизни есть такой человек как моя мама.

Не забывайте про согласование времен, чтобы отредактировать вашу работу на содержательные/организационные и грамматические/механические ошибки.

Изучение жанров публицистического текста можно организовать в форме творческой мастерской.

С помощью учителя обучающиеся знакомятся с новым жанровым понятием, анализируют образцы, самостоятельно подбирают материал, пробуют написать текст сочинения. Предлагаем материал для изучения портретного очерка.

Работа в творческой мастерской

I. Введение понятия «портретный очерк».

Ребята, предложите свой ход работы над понятием «портретный очерк».

Можно заглянуть в словари, отыскать ключевое слово, найти ассоциации...

1. Словарная работа.

Словарную работу проводят ученики, отыскивая

Происхождение ключевого слова по этимологическому словарю («портрет» происходит от франц. «portrait», что означает изображение оригинала, «trait pout trait» — «черта в черту», «черта за чертой»);

Значение по толковому словарю («портрет» — слово многозначное: 1) живописное, фотографическое или иное изображение человека, 2) описание внешности персонажа в литературном произведении, образ литературного героя, 3) характерные черты человека (перен., разг.)).

Выводы из наблюдений: портрет как жанр изобразительного искусства нами не рассматривается. Обратимся к деталям. Прилагательное «портретный» соотносится с существительным «портрет», то есть обозначает соответствие внешнему облику человека, «портретной» называли комнату в дворянских домах, где висели портреты. Но все эти данные не приближают нас к понятию «портретный очерк».

2. «Мозговой штурм».

Выдвигайте свои предположения.

В словосочетании слово «портретный» имеет совершенно особый смысл. Скорее всего, здесь ключевое слово — «очерк».

Очерк - это жанр публицистики, обращённый к личности человека, рассказывающий о деятельности человека, его жизни и взглядах.

Похож портретный очерк на биографию? А чем отличается?

Да, очерк и биография близки, это ведь жизнеописание человека. Но важное отличие в том, что в очерке есть автор, который выражает своё отношение к тому, о ком рассказывает.

В биографии главное — что и когда совершил человек.

В портретном очерке есть описание внешности, а в биографии этот элемент необязателен.

В биографии нет характеристики человека другими лицами, которые его знали, вместе с ним работали.

Иногда о самом человеке многое расскажет его собственная речь, какие-нибудь яркие высказывания.

Очерк по сути похож на рассказ. В очерке соединены известные нам типы речи: повествование о жизни человека, описание его внешности, рассуждение о принципах и позиции того, кто занимается какой-либо профессиональной деятельностью.

Разве биография может передать внутренний мир человека, его чувства, настроения?

Выводы из обсуждений: из высказанных предположений уже можно определить тему портретного очерка, цели и задачи автора, композиционные части, стиль и даже типы речи.

II. Проверка гипотез.

1. Анализ первого портретного очерка (название от учеников скрыто).

Какие наши гипотезы находят подтверждение в этом тексте?

Каким вы представили Григория Александровича Гуковского?

Какой заголовок у этого текста?

ОТЕЦ

Его имя — Григорий Александрович Гуковский. Он был известный учёный, на его лекции сбегались толпы... Но я пишу не об учёном, которого лучше, чем я, знают друзья и ученики, я пишу о своем отце и о той культуре отцовства, которой он обладал.

Такова была наша семейная традиция: воспитанием детей руководил мужчина. Правильно это или нет — не знаю. Но так сложилось. И для меня главным лицом всегда был отец.

Сколько себя помню, отец всегда работал. Зимой, когда я вставала впотьмах, у него давно горел свет — он сидел за столом. Или его уже не было: ушёл в университет читать лекции. Я завтракала сама и шла в школу с сознанием, что тоже иду на работу.

Постепенно я стала понимать, что он пишет с раннего утра за своим письменным столом. Про «Недоросль», про Крылова и Державина. О литературе XVIII века. Вот почему на его полках столько старых книг, которые мне разрешается трогать с непременным условием ставить на то же место.

Книги свои он любил самозабвенно. Я имела право их читать, но ни я, ни мать не допускались к священнодействию: отец всегда сам чистил книги. Два раза в год он с утра влезал на лестницу с влажной тряпкой и бережно протирал каждую книжечку.

Мы жили в деревянном доме. В комнатах печи были старинные, изразцовые: у меня голубая, у него — зелёная. Отец топил эти печи, сам чистил дымоходы. Когда я лезла за ним в трубу, он не отгонял, только просил переодеться. Он всё умел... Когда мой сын впервые влез на лестницу и сменил перегоревшую пробку, я почувствовала себя счастливой. До сих пор мужчина, не умеющий своими руками выполнить любую работу по дому, вызывает у меня брезгливое недоумение.

Отец чтил понятие дома, семьи. Семья — это был праздник. Дом вела, конечно, мать. Отец любил всё, что делала мать, и радостно подчинялся ей.

Я любила его без памяти — как отца. Но, кроме того, он был для меня идеалом мужчины. Знаю: он был некрасив, но понимаю женщин, которые до сих пор утверждают, будто он был красивый: это ученицы, те, кто видел его в работе. Он научил меня чувствовать себя женщиной: подвигал стул, всегда пропускал в дверь впереди себя; не помню ни разу, чтобы я, вернувшись из отъезда, не нашла у себя в комнате цветов...

Не было темы, которой бы он избегал в разговорах со мной. Раз или два в месяц он проводил со мной целый вечер — читал вслух. До сих пор я слышу его голос, когда перечитываю «Полтаву», «Медного всадника», «Горе от ума»... — да, наверно, почти всю русскую классику. Он вообще меня не воспитывал. Не помню ни одного нравоучения, выговора, никаких нотаций. Он сердился на меня, как сердятся на равного человека. И он не прятал от меня своей жизни — наоборот, вводил, втягивал в неё, заражал меня своей жизнью. В детстве я была этим счастлива.

Отец был самый сильный, самый умный, самый мужественный из всех мужчин. Теперь, прочитав его письма друзьям, я знаю, как нелегко, иногда страшно и одиноко ему бывало, как он хватался за любую работу, чтобы мы не испытывали лишений. Тогда я этого не видела. Он был центром мира, вокруг него кипели люди, всем было с ним интересно, всем он был нужен, всем помогал.

(По Н.Г. Долининой.)

В тексте речь идёт о личности известного учёного-литературоведа, о его деятельности, отношении к семье, знакомым.

Это не биография, потому что здесь много оценочных слов.

Перед нами образ заботливого отца, внимательного мужчины, страстного книголюба, филолога.

Выводы из анализа текста: предметом очерка выступает личность, о которой даётся определённое представление, показаны ценностные ориентиры героя очерка.

2. Анализ второго портретного очерка (название предъявлено учащимся).

Прочитайте текст и выясните, соответствует ли заголовок целям и задачам автора.

Докажите, что этот текст является портретным очерком.

Какие новые элементы портретного очерка заметили?

ДОМ НА СОРОТИ

Он встаёт на заре. Затапливает печь. Утро окрашивает малиновым цветом верхушки оконных стёкол. Дом, крайний на усадьбе, начинает струить лёгкий дымок. Из окна видны закованные в серебро дубы и липы, занесённая снегами Сороть, зелёно-чёрный бор вдали.

А на дворе собираются пичуги. И ждут, когда человек откроет форточку и высыплет на крышу пристройки, что расположена под окном, ежедневный привычный «паёк», так необходимый им, не улетающим на зиму из северных краёв. Воробьи и синицы, снегири и галки — сколько их перебывало здесь в этот ранний час... Случается, хозяин дома Семён Степанович Гейченко, заработавшись допоздна, разрешает себе подняться на часок позже. Однако не тут-то было! Вежливо, но настойчиво в окошко постучат: тук-тук-тук... «Ты что, забыл? Вставай!»

— Иду, иду, — и открывается форточка.

Весной и летом, с утра до ночи в борах, рощах, в синеве небес и над полями, сплетаясь с шумом листвы и журчанием ручьёв, льётся разноголосый ликующий гимн жизни.

Пушкин, открывший для себя здесь русскую природу, заслушавшись, забывал свои невзгоды. И тогда...

В гармонии соперник мой
Был шум лесов, иль вихорь буйный,
Иль иволги напев живой...

Шестого июня 1941 года Семён Степанович Гейченко, музейный работник Ленинграда, с мандатом уполномоченного Академии наук по организации пушкинского праздника, верховодил на Михайловской поляне. И может быть, тогда эти места, хранящие незримое присутствие поэта, запали в сердце Гейченко.

Ещё гремела война, когда он, худой и бледный, после тяжёлого ранения, в кителе без погон, с пустым рукавом, вернулся сюда навсегда.

Заповедника не было. Фашисты, отступая, сожгли дом поэта. В окрестных рощах повсюду мины и колючая проволока. Под трёхсотлетним дубом, патриархом здешних лесов, был оборудован дот. Лишь благодаря стремительному натиску наших войск фашисты не успели разрушить Святогорский монастырь, у белых стен которого покоится прах поэта.

Всё тогда было в развалинах. Люди жили в землянках. Но в начале июня 1945 года на Михайловской поляне собрался народ. Высокий, стремительный в движениях человек, только что назначенный директором заповедника, читал Пушкина.

Залечивал раны музей-заповедник. В лесах, рощах опять наметились тропки, протоптанные людьми, приходящими к Пушкину. Директор и главный хранитель Пушкиногорья из землянки перешёл в дом на краю усадьбы. Он тоже восстановлен, как дом Пушкина, домик няни и всё вокруг. Открылось Тригорское, где у Пушкина было столько счастливых минут. Открылось Петровское, вотчина предков поэта. Поднял этажи районный центр Пушкинские Горы и превратился в современный уютный городок.

И уже много раз предлагали Семену Степановичу переехать в благоустроенную квартиру, где не надо колоть дрова и топить печь, где по утрам комнаты не выстывают, как у него в старом доме, где не надо ходить по воду. А он и слышать об этом не хочет. Удобства, конечно, вещь хорошая, но будет ли у него то, что ему послано судьбой?

Вечером, когда усадьбу покидают последние экскурсионные группы, в Михайловском становится необычайно тихо. Закончен трудовой день, полный забот и дел, связанных с большим хозяйством. Директор заповедника вновь садится у окна с видом на Сороть. На столе — очередная рукопись, письма, книги. И может быть, в этот час незримо и привычно входит сам Александр Сергеевич. Сбросив шубу, протягивает к пылающей печурке озябшие руки. И у них идёт беседа, начавшаяся ещё тогда, когда хранителю Пушкиногорья было чуть больше сорока.

Ираклий Андроников, хорошо знавший Семёна Степановича, подметил, что он живёт в каком-то удивительном духовном состоянии пушкинского времени. Для него наш великий поэт — современник. Кажется, он знает о нём всё, точно прожил с ним рядом целую жизнь. Он дышит воздухом, которым дышал Пушкин, слышит птиц, певших ему, видит ту же Сороть, те же неоглядные дали, пьёт воду из того же колодца, живёт и работает бок о бок с потомками тех, кто жил рядом с Пушкиным, пел ему песни, рассказывал сказки, поверял свои беды и радости.

Всё это дало хранителю музея счастливую возможность представить с наибольшей полнотой и достоверностью михайловский период, сыгравший огромную роль в творчестве Пушкина, период, когда он из первого стихотворца своего времени вырос в величайшего национального поэта.

«Пушкин и Пушкиногорье живут в нашем сознании неотъемлемо, как родной дом, родная земля, родная история, — пишет С. С. Гейченко, предваряя одну из своих книг. — Всё пушкинское свято».

Во всём, что делается в заповедных местах, каждая деталь многократно выверена, каждый штрих не случаен. И потому усадьба и всё вокруг предстают такими, каким могли быть при Пушкине. А за всем этим стоял многолетний подвижнический труд главного хранителя музея — Семёна Степановича Гейченко.

(По В. Воробьёву.)

Заголовок содержит некую загадку, метафору: дом на Сороти существует благодаря стараниям удивительного подвижника С.С. Гейченко.

Этот текст является портретным очерком, потому что в его основе лежит описание жизненного пути и деятельности директора Пушкинского заповедника. Характер героя развёрнут на фоне необычной ситуации - восстановления усадьбы поэта. Автор восхищается талантом, упорством, трудолюбием своего героя.

В начале очерка есть вставка - пейзажная зарисовка.

Вывод первый: пейзаж как элемент портретного очерка нужен:

1. в качестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окружающей его природой,

2. как средство в раскрытии человеческого характера,

3. в качестве фона для портрета героя,

4. как приём в раскрытии мировоззренческих позиций героя.

Есть много важных деталей, ассоциаций, связанных с миром Пушкина.

Вывод второй: из обилия впечатлений выделяется опорная деталь, которая служит для создания символического образа Пушкина.

Приёмы обыгрывания деталей в портретном очерке:

1. образная трактовка тех или иных событий,

2. создание ассоциативных связок,

3. передача особенностей внешних и внутренних человеческих проявлений.

В этом очерке образ человека создаётся через внешний и внутренний портрет.

Свойства внешнего портрета

Выделение каких-то внешних деталей и возможность заглянуть в мир души человека, в мир его эмоций и чувств.

Связь с психологическими особенностями личности.

Манера одеваться, привычные позы, жестикуляция, мимика.

Документальная точность отображения.

Свойства внутреннего портрета

Характер героя даётся в нетривиальной ситуации.

Важно обнаружить такой «участок» на жизненном пути героя, который содержит неординарные трудности.

Описание таланта, упорства, трудолюбия и других значимых качеств личности.

Можно использовать метод условности или прибегнуть к ассоциациям.

III. Этапы работы над портретным очерком.

Напомним основные этапы работы:

1. Выбор героя.

2. Изучение источников.

4. Способы оформления.

Начнём по порядку.

1. Выбор героя.

Какого героя можно выбрать?

Можно написать о хорошо знакомом, близком человеке, о незнакомом или знаменитом человеке.

Люди, осуществившие своё предназначение, добившиеся чего-то значительного в жизни.

Герои утверждают те или иные культурные ценности.

По человеку можно судить о характере эпохи, с него можно брать пример решения жизненных задач.

2. Изучение источников.

Источниками, которые могут понадобиться, служат чьи-то высказывания, в том числе интервью или цитаты героя будущего очерка, документальные свидетельства, воспоминания, общественное мнение.

1) Яркая цитата.

2) Жизненный путь (семья, образование, родной город, путешествия, чем знаменит).

3) Поприще (успехи в творчестве, профессии).

4) Жизненные принципы, кредо.

5) Достижения, награды.

6) Планы на будущее (реализованные или нет).

4. Способы оформления.

Чтобы очерк состоялся, необходимо проверить его оформление:

1) Придумать и критически оценить заголовок, отражающий основную идею.

2) Проверить источники, на которые будете ссылаться, сделать их список.

3) Необязательно стремиться к полному описанию образа героя, можно обойти какие-либо стороны деятельности, выделив основное.

4) Связать основной идеей содержание очерка, придав ему оригинальность и новизну.

5) Чётко выделить абзацы, придумать связки между ними, соблюдать логичность и последовательность.

6) Быть этически корректным.

7) Все факты и утверждения выверить.

IV. Самостоятельная работа над очерком дома.

Сочинения обучающихся

Лисова Екатерина

Любовь к родной деревне

На закате дней Фёдор Алексеевич Абрамов, русский писатель и публицист, сказал про себя: «…Мы, крестьянские дети, отравлены комплексом неполноценности на всю жизнь». Казалось бы, что могло заставить состоявшегося, успешного человека, лауреата Госпремии и счастливого семьянина произнести такие слова?

Жизнь писателя была тяжёлой с самого детства. Росли без отца, и матери одной пришлось воспитывать пятерых детей. На третьем курсе обучения на филологическом факультете война вынудила Абрамова пойти на фронт, где с ним приключилось нечто страшное, но при этом удивительное.

Фёдору Алексеевичу перебило пулями ноги во время одной операции. Почти все его товарищи, принимавшие участие в ней, погибли. И вечером, когда собирали убитых, один боец неожиданно пролил воду на лицо неподвижно лежащего Абрамова, и тот застонал. Если бы не эта счастливая случайность, то, возможно, Фёдор Алексеевич не выжил бы. И сам писатель счёл это происшествие настоящим чудом и огромным везением. Ещё одним чудом он считал то событие, когда при проезде по Дороге жизни из блокадного Ленинграда уцелела лишь та машина, в которой он ехал. И всю свою последующую жизнь Федор Алексеевич трудился не покладая рук во имя погибших товарищей.

После войны Абрамов продолжил учёбу, поступил в аспирантуру, защитил диссертацию. В те годы он встретил свою жену, Люду Крутикову, которая стала для него не только любимой женщиной, но и верным соратником...

Куда бы ни занесла жизнь Фёдора Алексеевича, волновала его сердце лишь жизнь в деревне. Он был одним из так называемых писателей-«деревенщиков». В каждой его работе видна любовь к природе, простому сельскому люду и его жизни. Село Пекашино, описанное им в тетралогии «Братья и сестры», стало неким прообразом его родной деревни Верколы. И в течение всей своей жизни Абрамов верил, что словом многое можно изменить в жизни общества, поэтому часто ставил в своих публикациях острые вопросы, поднимал проблемные темы, указывал людям на бесхозяйственность в селе. Отовсюду приходили отклики на такие статьи.

Прожил Фёдор Алексеевич всего 63 года. Его похоронили в родной деревне, возле дома, построенного его руками. Рассказывали, как на похоронах слышалось пение журавлей над Верколой. Птицы будто провожали в последний путь родного деревенского писателя...

Смолянинов Дмитрий

О фантасте Кире Булычёве

«Кирилл Булычёв» - псевдоним, а настоящее имя знаменитого писателя-фантаста - Игорь Всеволодович Можейко. Почему был выбран именно этот псевдоним? А всё очень просто: он скомпонован из имени жены и девичьей фамилии матери писателя. Позже имя «Кирилл» на обложках свежеизданных томов стали сокращать до «Кир», так и получился известный сегодня «Кир Булычёв».

Кратко расскажем о жизни этого добродушного седобородого старика с тёмными глазами. Он закончил Институт иностранных языков имени Мориса Тореза, два года работал переводчиком и корреспондентом в Бирме, а после возвращения на родину стал научным сотрудником Института востоковедения Академии СССР и продолжал трудиться в этой организации до последних своих дней. За свою жизнь он подарил мировой литературе более четырёхсот произведений в жанре научной, детской и юмористической фантастики.

Автора всех этих замечательных книг критика довольно долгое время не воспринимала всерьёз. По его же собственным словам, «фантаст заранее проигрывает сравнение с автором сочинений о сельском быте, например, о тяжёлой судьбе сталеваров или о какой-нибудь очередной революционной трагедии». Писателя можно понять - он жил и творил в Советском Союзе под жёстким взором цензуры.

И всё же, когда в 80-е годы журнал «Детская литература» разослал по библиотекам анкету с вопросом «Кто самый читаемый автор?», ответ был практически единодушен: Кир Булычёв. Часто юные писатели добавляли: «Кир Булычёв - лучший писатель всех времён и народов!»

В последние годы жизни писатель обращался к исторической фантастике, написал несколько романов из неоконченного цикла «Река Хронос», а также издал мемуары под названием «Как стать фантастом».

Пятого сентября 2003 года Игорь Можейко скончался от онкологического заболевания. Он ушёл, но завет его остался в наших сердцах и будет ярко гореть в них пляшущей искоркой. Завет этот прост - нужно лишь говорить правду о мире и человеке.

Проскурина Татьяна

Жизнелюбивый автор книг

Жизнерадостность, стойкость, улыбчивость, оптимизм - этими словами можно описать кредо современной писательницы Виктории Токаревой. Родилась она в Ленинграде. В детстве, однако, юную Викторию мало интересовала литература и больше привлекала медицина. Но - вот парадокс! - она получила музыкальное образование.

После замужества, уже в Москве, работая в детской музыкальной школе учителем пения, она начинает писать прозу. Внимание читателей Токарева привлекла первым же своим рассказом, который назывался «День без вранья».

Достаточно посмотреть на фотографию этой женщины, и уже поднимается настроение. Как мне кажется, секрет успеха писательницы на 90 % заключён в её жизнелюбии. По высказываниям Виктории Токаревой сразу становится понятно, что возраст для неё - всего лишь цифры. Сама она говорит так: «Пятьдесят пять лет - это юность старости».

Имя этой писательницы для многих стало своеобразным символом поколения. Произведения Токаревой смешные, яркие. Она пишет о простых людях. В них мы можем узнать себя, свои поступки, над некоторыми можно посмеяться, о каких-то пожалеть. Мне кажется, что её произведения читать приятно и очень легко. Можно открыть первую страницу и потом не заметить, как прочёл всё до конца.

Не стоит забывать, что Виктория Токарева проявила себя ещё и как прекрасный сценарист. Её многие знают по фильмам «Мимино» и «Джентельмены удачи». Несмотря на успехи в карьере Викторию Самойловну можно спокойно назвать семейным человеком. Хотя о своей личной жизни она говорить не любит, но и секрета из этого не делает. Она уверяет, что с мужем она прошла многое, но им удалось сохранить семью и она это высоко ценит.

Читателям книги Токаревой нравятся своей многогранностью, эмоциональностью. Она правдиво и точно подмечает важные детали, указывает на те «неприятные моменты», о которых мы сами в глубине души знаем, но боимся себе в них признаться. Писательницу волнуют обычные, будничные вещи, из комичной ситуации она помогает сделать глубокие философские выводы.

Литература

  1. Горохов В.Н. Газетно-журнальные жанры. - М., 1993.
  2. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.
  3. Портретный очерк / http://rudn.monplezir.ru/ocherk_kak_napisat.htm
  4. Сулицкая Н.М. Портретный очерк / http://festival.1september.ru/articles/504793/
  5. Шостак М.И. Журналист и его произведение. - М., 1998.

Как написать биографический очерк
Сбор информации Отражение по информационному Написать Биографический очерк Пересмотреть Биографический очерк Биография рассказывает о характере человека, жизни и достижениях. Биографический очерк короче и гораздо более конкретными. Эскиз должен предоставить читателям основную информацию о человеке, и дать им чувство характера человека. Биографический очерк может быть написана, чтобы дать людям больше информации об исторической фигуре, или предоставить некоторую информацию о себе, карьере инструмент для трудоустройства. Следуйте этим простым шагам, и вы будете на пути к написанию звездной биографический очерк о ваших собственных.

Читайте другие биографические очерки, прежде чем начать свой собственный. Это даст вам более полное представление о ремесле.
Если вы пишете биографический очерк о себе, вы должны попробовать, чтобы не переходить лимит слов более чем на несколько слов. В противном случае, ваши потенциальные работодатели будут думать, что не знаю, как следовать указаниям или быть кратким.

Несколько слов о себе. Внешне я не слишком отличаюсь от остальных шести с половиной миллиардов человеческих особей, населяющих нашу планету и ста сорока двух миллионов сограждан, живущих в нашей стране.

Смею надеяться, что и внутренне – тоже. Во всяком случае, я проделал примерно тот же путь в социальном смысле, что проделывают и почти все остальные.

Восьмилетнюю школу закончил в родном посёлке, после чего осваивал программу десятого и одиннадцатого классов в специальной школе-интернате для слепых и слабовидящих детей в городе Полысаево. Навыки самостоятельной жизни вдали от дома принесли пользу – интернат помог адаптироваться и пройти социализацию, а кроме того позволил приобрести первичные навыки жизни в социуме.

Дальше – юридический факультет Новокузнецкого филиала-института Кемеровского государственного университета, который был окончен с синим дипломом. Однако работу по специальности и по душе не нашёл. Но, тем не менее, именно эта – гуманитарная – специальность сыграла окончательную роль в формировании личности и оформлении сферы интересов, хотя стихами и литературой я увлекался и раньше. Стихами – с 12 лет, а литературой – сколько себя помню.

Ещё будучи ребёнком, интересовался природой, любил животных. Однако, по мере взросления, акценты интересов и склонности сместились в сторону социально-политических и общественно-философских проблем и вопросов. Не последнюю роль в этом, смею надеяться, сыграла и дата моего рождения. Точнее – её звёздный знак. Дело в том, что Козерог – знак земли, что очень влияет на характер тех, кто родился под этим знаком. Эти люди уделяют большое внимание «земным» вопросам – то есть, материальному миру.

Поэтому-то большинство моих стихов и посвящены каким-то злободневным темам, в них мало возвышенного и, собственно, поэзии как таковой, в классическом понимании этого слова. Это, скорее, даже не поэзия, а рифмованная публицистика, что, по мнению таких людей, как Б. Бурмистров, А. Рулёва и С. Кадыров, – разные вещи и, как правило, не очень совместимые.

Однако, я продолжаю ещё изредка рифмовать, хотя испытываю куда большую тягу к прозе и, как уже отмечалось выше, к публицистике. Хотя это и не помешало мне принять участие в первом областном фестивале самодеятельных поэтов «Пишу своим сердцем», который состоялся 26 мая 2010 года в городе Кемерово и проводился под эгидой Всероссийского Общества Слепых, в котором на тот момент я ещё состоял.

Вместе с тем, никогда нигде не публиковался – не случилось. Хотя, на массу всего сочинённого мной графоманского мусора можно найти пару-тройки стихотворений, которые мне лично безусловно нравится.

В первую очередь, это хокку. Потому, что при их сочинении затрачивается уйма времени и сил, а результат того стоит. Потому, что хокку – это гармония формы и содержания, лаконичность изложения и при этом – полнота выражения мысли. Потому, что это красиво и сдержанно.

Помимо хокку, к таким стихотворениям можно отнести современную интерпретацию и трактовку классиков и классики – поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и рассказов, сочинённых Толстым для крестьянских детей. Такой интерес вполне объясним – классикой я начал интересоваться ещё со школьной скамьи.

Кроме того, к любимым стихам могу также отнести «Чёрный», «Что? Где? Когда?» и «Кремлёвскую ёлку», а также некоторые другие.

Помимо сочинений «для души», то есть – для себя, изредка сочиняю «по заказу». Так, иногда приходилось сочинять по необходимости – например, в процессе участия в туристической акции «Сибирская Робинзонада», где нужно было выполнять всякие творческие задания. Ну и в качестве поздравлений кого-либо, что тоже случается крайне редко.

Шахриза Богатырева 2017-04-18
Судьба человека непредсказуема, и никто не знает, в каком месте и куда она повернет. Но послушаешь, посмотришь на чью-то жизнь, особенно благополучную, состоявшуюся - и становится ясно - иначе и быть не могло, все закономерно. Что-то есть в генной программе человека, не дающее ему ни при каких лишениях и невзгодах сбиться с истинного пути.
Об одном из таких людей сегодня пойдет речь.
Ибрагим Магомедович Биджиев родился в Зеленчукском районе, в ауле Красный Карачай. После насильственного переселения карачаевцев этот аул исчез с лица земли - сейчас на месте селения стоят несколько кошар для летнего выпаса скота. А тогда, до войны, это был большой аул почти в триста домов. Аульчане жили в труде и нехитрых крестьянских радостях. Как все карачаевцы, вековые скотоводы, они занимались в основном животноводством. С соседями жили мирно и дружно.
- Мой отец, бывало, когда ездил на базар в станицу Зеленчукскую, оставался на ночь-другую в селе Хасаут-Греческом у своего друга-грека по фамилии Саулов. И не только мой отец - почти у всех жителей нашего аула были друзья-греки, - рассказывает Ибрагим Магомедович.
А потом грянула война. Все мужчины ушли на фронт, и его отец тоже. Остались старики, женщины да дети, которые, как и вся страна, жили вестями с фронта. А вести большей частью были трагичные: отец Ибрагима Биджиева, как и многие другие аульчане, пал смертью храбрых, оставив пятерых детей сиротами.
Но беда одна не приходит.
Та осенняя ночь навсегда осталась в памяти Ибрагима, тогда 6-летнего мальчика. Они с матерью жили на кошаре в горах. Дни стояли погожие, но ночью резко холодало. Как-то под утро в их дверь грубо постучали. Вошли солдаты и бесцеремонно выгнали всех в холодную темноту осенней ночи. С верхних кошар уже спускались, спотыкаясь, недоумевающие и перепуганные люди, солдаты гнали скот.
- У нас в народе испокон не принято сбивать в одно стадо коров, овец и коз, каждое стадо идет отдельно, а тут - весь скот согнан в одну кучу, - вспоминает Ибрагим Магомедович. - Один из моих братишек бросился было разделить скот, как привык помогать старшим, соседям, и офицер тут же выдернул пистолет, чтобы пристрелить брата. Моя мать молнией бросилась к офицеру и повисла на его руке.
В аул спустились на рассвете. Посередине аула собрали ничего не понимающих людей - от грудничков до глубоких старцев. Кто-то негромко говорил, что это учения военного времени - сейчас всех отпустят по домам, надо немного подождать, потерпеть.
Тем временем в крытые грузовики погрузили оставшихся в селе мужчин - инвалидов, калек, пришедших с войны. До сих пор не может забыть Ибрагим их крики: «Прощайте, люди!» И тогда стало понятно, что никакие это не учения, что всех ждет что-то ужасное и неминуемое.
Матери его дали десять минут, чтобы собрать что-нибудь. Не знаю, что могла за это время собрать ничего не понимающая вдова с пятью малыми детьми на руках.
Первую ночь люди провели прямо на улице, пока военные искали по кошарам остальных аульчан. Вторую ночь - в кузовах крытых грузовиков. И только на третьи сутки народ вывезли на станцию Баталпашинскую и погрузили в скотные вагоны. Слезы, причитания, плач детей, стоны больных, окрики военных, лай собак - так выселяли с родной земли народ, чьи мужчины погибали на фронте.
Две недели люди ехали в сплошной темноте в продуваемых дощатых вагонах, мучились от холода, жажды, голода, темноты, неизвестности, отчаяния... Чем дальше отъезжали от Кавказа, тем холоднее становилось. Полураздетые люди начали болеть, особенно старики и дети, и смерть начала снимать свою обильную жатву. Умерших, еще вчера твоих самых близких людей, сегодня солдаты выкидывали с поезда в ледяную степь. Все помнит Ибрагим Магомедович - как будто это было вчера.
Наконец, прибыли в Казахстан. На станции их встречали казахи в верблюжьих повозках, начали развозить по окрестным селам. Людей в преддверии зимы селили в сараи, конюшни, где не то что печек - настила деревянного не было, редко - в саманные домики. Буквально на следующий день комендатура всех взяла на учет, и сразу же все трудоспособное население: женщин, подростков - отправили в поле на уборку свеклы, хлопка.
Испокон привыкший трудиться народ работал, а вот еду не получал. Сначала люди кормились тем, что продавали то, что успели захватить с собой - золото, украшения. Потом все закончилось, и часто видел маленький Ибрагим, как иссохшие от голода матери хоронили своих детей, похожих на скелетиков.
- Голод невыносимо мучителен, не знаю даже, что может сравниться с ним, - говорит Ибрагим Магомедович. - Но унижения и оскорбления еще тяжелей. Мы не могли понять - за что нас в одночасье выгнали из домов, везли в темных холодных вагонах, выгрузили неизвестно где, мы каждый день умираем на чужбине от голода и холода, в то время как наши отцы и братья воюют, а нас еще бандитами называют. Нас, детей, умирающих от голода!
Правда, оскорблений становилось меньше с годами. А годов этих на чужбине было целых четырнадцать. За эти годы Ибрагим Биджиев окончил школу, потом - шоферские курсы в Чимкенте, и, наверное, остался бы в своем селе Алгабас Пахта-Аральского района. Но пронеслась радостная весть - карачаевцев возвращают на Кавказ! Люди не верили своему счастью, считали дни.
И такой день настал! Не передать счастье вернувшихся на землю прадедов, в отчие дома!
На родине народ ждали новые трудности: обустройство, выкуп своих собственных домов у чужих людей, живущих там. Но по сравнению с тем, что карачаевцы пережили...
Вскоре по возвращении Ибрагима Биджиева призвали в армию. Попал он в Московский военный округ. Командир части Константин Акимович Минеев, услышав нерусскую фамилию, спросил: «Кто по национальности?» - а потом сказал: «Ме-ня твой земляк Мухаджир Лайпанов заслонил своей грудью. Сам погиб, а мне жизнь спас. Я вас знаю как отважных и верных людей. Пойдешь ко мне служить?»
Надо ли говорить, как окрылили эти слова юношу, всю жизнь слышавшего только оскорбления в адрес своего народа. Там же, при дивизии, была вечерняя школа марксизма-ленинизма, которую Ибрагим Магомедович успешно окончил. А к окончанию службы он был принят в партию. На собрании один из генералов недоверчиво поинтересовался, как Ибрагим, представитель репрессированного народа, относится к политике партии и государства. Биджиев ответил:
- Я принимал присягу на верность своей стране и буду верен этой присяге всю жизнь!
Тут к задававшему вопросы обратился другой генерал:
- Вы знаете Лидию Русланову? Так вот, она тоже была репрессирована, и я - ее муж.
В Карачаево-Черкесии молодого коммуниста Биджиева направили в Урупский район секретарем партийной организации строящегося горно-обогатительного комбината.
Сам Ибрагим Магомедович при этом работал водителем.
- Я с детства привык браться за любую работу - от труда никто не умер, - говорит Биджиев. - Поэтому и в других людях ценю трудолюбие и порядочность.
После окончания Ростовского автотранспортного техникума Ибрагим Магомедович начал поэтапно подниматься в должности - старший механик, начальник автоотряда. В 1974 году было создано Урупское АТП, на котором он 20 лет проработал в должности главного инженера и замначальника. На сегодняшний день Ибрагим Магомедович - генеральный директор этого АТП.
Лично мне очень нравится такой поэтапный «подъем» по служебной лестнице. Это сейчас такие времена, что «позвоночные» мальчики-девочки по волшебному звонку оказываются у власти и чинов, не имея никакого понятия, как строится изнутри предприятие или организация.
Трудился Ибрагим Магомедович всегда на совесть, и его работу высоко ценили. Он награжден десятками почетных грамот: «За высокие производственные показатели», «За достигнутые успехи в производственной деятельности», «За активную работу в обеспечении выполнения государственного плана», «За долголетний добросовестный труд и большой вклад в развитие автомобильного транспорта», «За высокий профессионализм»...
Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1986-м Ибрагим Биджиев награжден медалью «За трудовую доблесть», а также значком «Почетный автотранспортник». За долголетний добросовестный труд ему присвоено звание «Почетный ветеран труда».
В этом году Ибрагиму Магомедовичу исполнилось 80 лет, а он до сих пор в рабочем строю. У него отличная память, он прекрасно знает свое дело, работу транспорта общего пользования, осуществляющего рейсы во все населенные пункты Урупского района, республики и межрегиональные.
- По линии транспорта в нашей республике на сегодняшний день нет 80-летнего руководителя, - улыбается Биджиев.
Ибрагим Магомедович прошел суровую жизненную школу во времена депортации народа и пережил огромное горе - потерю единственного сына - в мирной жизни. Но был и остается стойким, цельным, скромным человеком. Молодежи, не знавшей, что такое голод, когда человек ест траву и опилки, он желает ценить нынешнее благополучие, удерживать себя от пороков, беречь честь и доброе имя.
- Человек он от природы исключительно порядочный, честный и справедливый, - отзывается о нем Азрет Акбаев, член Союза писателей и Союза журналистов России. - Очень хлебосольный, всегда поделится последним, всегда поддержит друга в трудную минуту. К тому же он настоящий патриот своего народа и своей страны.
Знаете, я давно поняла одно: чтобы оставаться Человеком - надо быть им с рождения. И я счастлива, когда жизнь устраивает мне такие встречи с настоящими людьми.
Шахриза Богатырева.
Фото автора.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!