"Преступление и наказание": проблематика. Нравственная проблематика в романе Ф.М.Достоевского

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» отразились противоречия действительности и общественной мысли «сумеречной» эпохи 60-х годов XIX века. Писатель видел, как пореформенная ломка социальных отношений постепенно приводила к глубокому кризису общественных идеалов, шаткости нравственной жизни России.

«Появились какие-то трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей», – отмечал в своем романе Достоевский, имея в виду различные по своей сущности и направленности идеи, занимавшие умы молодого поколения, оторванного от норм общечеловеческой и христианской морали, отлученных от культурных традиций, бережно хранимых предшествующими поколениями. Но идеи эти, вследствие особого отношения писателя к природе человеческого бытия, признания им наличия потусторонних сил в реальной жизни, предстают перед читателем «Преступления и наказания» как «духи, одаренные умом и волей».

С этих позиций Достоевский оценивает идеи и поступки главного героя своего романа – Родиона Раскольникова, изображая его как человека, «зараженного» идеей, жертву сил зла, реально присутствующих в повседневной жизни.

Итак, каковы же основные положения теории этого героя? В чем заключается ошибка Раскольникова?

Раскольников пытается доказать идею справедливости «крови по совести». Для этого он разделяет всех людей на два разряда: «на низший (обыкновенных)…, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово».

Далее герой Достоевского доказывает право этих «настоящих» людей на преступление во имя благородной цели, полагая, что для счастья большинства можно пожертвовать меньшинством. Для Раскольникова это «простая арифметика». Он считает, что «сверхчеловеку» позволено «перешагнуть через кровь» во имя благополучия всего человечества – такое преступление относительно и оправдано «высокой» целью. Эта цель заключается в том, чтобы «загнать» невежественное человечество, то есть, по Раскольникову, людей «второго разряда», в «хрустальный дворец» благополучия, всеобщего процветания, создать царство справедливости на земле.

Конечно, «из этого вовсе не следует, чтобы Ньютон имел право убивать кого вздумается… или воровать каждый день на базаре», – допускает Раскольников. Однако это только внешняя сторона проблемы.

Уже эти утверждения позволяют сделать вывод об ошибочности теории героя романа. С одной стороны, Раскольников верно подметил некоторые общие особенности человеческих характеров – это подтверждается фактами Истории.

Другое дело, что подобная постановка вопроса противоречит законам общечеловеческой морали и христианской этики, провозглашающей всех людей одинаково равными перед Богом. Раскольников забывает о том, что личность любого человека бесценна и неприкосновенна. Герой не понимает, что, убивая старуху-процентщицу как олицетворение земного зла (по его субъективному мнению), он уничтожает человека в себе, совершает преступление перед самим собой.

Таким образом, теория Раскольникова является античеловеческой по своей сути, поскольку свободно разрешает совершать убийства, творить беззаконие под прикрытием абстрактной «благородной цели». В этом – одна из ошибок героя Достоевского и, одновременно, его трагедия. Причину его заблуждения писатель видит, прежде всего, в безверии, отрыве от культурных традиций, утрате любви к Человеку.

Анализируя аргументы Раскольникова в защиту своей теории, можно сделать вывод о том, что ее настоящий смысл заключается не в обосновании человеческого права делать добро с помощью зла, а в признании существования «сверхчеловека», возвышающегося над «обыденной» моралью. Ведь герой размышляет не столько о возможности убийства как такового, сколько об относительности нравственных законов и обожествлении человеческой личности.

Здесь таится второе, не мене ошибочное и трагичное, заблуждение Раскольникова: он не учитывает того, что «обычный», «заурядный», по его опять же меркам, человек не способен стать «сверхчеловеком», заменить собою Бога. Именно поэтому, мечтая выделиться из общей человеческой массы, надеясь стать «великим гением, завершителем человечества», персонаж Достоевского сделался обыкновенным преступником, убийцей.

Раскольников думал, что для него наступит «царство рассудка и света», а наступила «тьма» смертного греха, «вечность на аршине пространства». Герой понял, что он просто не способен сделаться Наполеоном.

Таким образом, Родион Раскольников становится жертвой собственной теории, ошибкой «рязрядов», на которые сам же поделил всех людей. Своим трагическим примером он доказал невозможность превращения «человека второго сорта» в «господина, имеющего сказать новое слово» за счет человеческой жертвы.

Идея разрешения «крови по совести», вседозволенности, отрицания этических принципов приводит либо к разрушению человеческой личности, как это и произошло с Раскольниковым, либо порождает чудовищ вроде Свидригайлова. В столкновении идей Раскольникова с реальной действительностью обнажается несостоятельность, ошибочность и явная порочность его теории, что составляет сущность конфликта романа Достоевского.

    Ф. М. Достоевский - величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Его романы отличаются пристальным интересом к интеллектуальной жизни героев, раскрытием сложного...

    «В чем я виноват перед ними?.. Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают» - этими словами можно начать урок о «двойниках» Раскольникова. Теория Раскольникова, доказывающая, «тварь ли он дрожащая» или имеет право, предполагала...

    Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Человек - это тот центр жизни, к которому прикован взгляд писателя. “Преступление и наказание” - это роман Достоевского,...

    Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться...

>Сочинения по произведению Преступление и наказание

Опыт и ошибки

Человек за свою жизнь совершает множество ошибок, сам того не замечая. Однако, осознав их и переосмыслив, мы можем превратить их в ценный опыт. В своем романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал перерождение главного героя, прошедшего через муки совести и страдания. Человеческая природа не идеальна, но только переосмысление своих поступков позволяет людям меняться и развиваться в лучшую сторону. Главный герой романа Раскольников Родион Романович, следуя мрачной теории, которую сам же выдвинул, убивает старушку-процентщицу .

Намного позже он осознает, что совершил самую большую ошибку в своей жизни. Пытаясь доказать идею справедливости «крови по совести», он нарушает свой внутренний баланс, духовный мир и гармонию, которую теперь уже нелегко восстановить. Незадолго до преступления в газете была опубликована его статья «О преступлении», в которой он пытался доказать, что есть «сверхчеловеки», которые могут менять ход истории. Дальнейшие события и последствия доказывают ошибочность его теории. Автор сам провел некоторое время в каторге и точно знал, что большинство преступлений совершается из-за социально-бытовых мотивов.

В этом смысле, Достоевский, казалось, поддерживает и всячески пытается оправдать своего героя. Но есть и другая сторона истины. Он отрицает идею Раскольникова о том, что «цель оправдывает средства». Он показывает, что студент совершил преступление из-за отсутствия денег и глубокой бедности. Со временем его начинают мучить муки совести и он хочет во всем сознаться властям. Соня Мармеладова , восемнадцатилетняя девушка, которой для выживания пришлось в раннем возрасте пойти на панель, уверяет героя, что лучшее раскаяние это объяснение своего преступления людям, чтобы быть понятым.

С точки зрения христианства, Раскольников совершил тяжкий грех, который можно искупить только искренним раскаянием. Кроме того, автор показывает, что для «новой жизни», герой должен непременно измениться изнутри, понять и принять человечество таким, какое оно есть, стать смиренным. Пусть не сразу, но молодой человек приходит к этому пониманию. С помощью терпеливой и сильной духом Сони, он начинает понимать, что гордость ума ведет только к розни и гибели, а смирение сердца - к единству в любви и к полноте жизни. После этого в нем просыпается желание жить и бесконечная любовь к Соне, а заодно и к окружающим людям.

Проблематика которого нас интересует, является одним из важнейших образцов русской литературы, поскольку в нем были затронуты глобальные жизненные вопросы и проблемы. Перед читателем раскрывается сложный мир исканий, внутренних переживаний, стремлений героев, которые ведут мучительную борьбу с окружающей несправедливостью и с самими собой. Описывается их духовное падение и следующее за ним возрождение в романе "Преступление и наказание".

Основная идея произведения

Другие образы в романе "Преступление и наказание" позволяют автору глубже раскрыть проблематику произведения. Достоевский основную идею вкладывает в речь следователя Порфирия, который призывает Раскольникова: "Станьте солнцем - и вас увидят". Другими словами, лишь через человечное, высокое, доброе можно возвыситься в мире. Соня чувствует то же самое. К сожалению, этой девушке пришлось на собственном печальном опыте в этом убедиться.

Подводя итог вечным вопросам и нравственным исканиям, автор приводит героя, а с ним и всех нас, к осознанию необходимости жить жизнью настоящей, а не придуманной, как личность утверждаться лишь через доброту и любовь, через служение другим людям и идеалам человечности и справедливости. Таков смысл романа "Преступление и наказание". Никогда не потеряют актуальности идеалы духовной гармонии и истинной гуманности. И сегодня нам близки затронутые автором проблемы. В романе "Преступление и наказание" есть очень важные мысли, которые могут предостеречь читателя от ошибок в жизни и направить его на верный путь.

Родион Романович Раскольников- главный герой социально-психологического романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Он бывший студент, человек умный и талантливый, живущий в каморке, похожей на гроб, в беднейшей части Петербурга. Духота, толкотня, вонь, пьянство, "обилие известных заведений" - вот среда, в которой приходилось жить герою, вот где и зародилась его жестокая, антигуманная идея.

В чем же суть этой теории? Раскольников условно разделил всех людей на "необыкновенных", имеющих право проливать кровь по совести, и "тварей дрожащих", предназначенных для воспроизводства себе подобных, обязанных жить в смирении и подчиняться закону. К "право имеющим" он причислил Наполеона, Магомеда, Ликурга и, конечно же, себя…

Рядом с героем романа, по словам Д. И. Писарева, "приговоренным к преступлению", всегда находится автор, опровергающий антигуманную идею Раскольникова, которая, по мнению Ф.М.Достоевского, не только бесчеловечна, но и в философском, и в практическом плане явно несовершенна.

Вот Раскольников условно разделил всех людей на два разряда, причисляя себя к высшему, но он, любящий сын и брат, не определил, к какой категории отнесет дорогих своему сердцу мать и сестру. Конечно, родные не могут стоять рядом с Магомедом, но и гордую, умную красавицу Дуню Родион, наверное, никогда бы не назвал "тварью дрожащею"и уж тем более ни ради какой идеи не убил бы.

Наделив себя правом проливать "кровь по совести", Раскольников убивает скупую, богатую старуху- процентщицу, чтобы проверить свою теорию, продолжить на украденные деньги обучение и избавить семью от унизительного положения. Однако при этом он не учитывает: захотят ли близкие ему люди воспользоваться награбленным. Зная гордость и набожность Дуни и Пульхерии Александровны, мы можем сказать, что ни копейки из этих денег женщины не взяли бы. Да и сам Раскольников даже страшится прикоснуться к этим кровавым деньгам, сначала хочет их выкинуть ("поскорей, поскорей, и все выбросить").

Так что же принесла герою проверка на принадлежность к высшему разряду? "Принцип-то" он "убил, а переступить-то не переступил", а взамен получил только душевные муки. Муки только ему? Нет. И Дуня, и мать, и Разумихин, и Соня - все страдают от совершенного Раскольниковым преступления. И все это вызывает новые терзания в душе героя.

Но впереди его ждет еще одно испытание - осознание того, что он, убийца, встал в один ряд с такими подлецами, как Лужин и Свидригайлов, не понимающих философские размышления Родиона.Так стоит ли биться за место среди "необыкновенных", если там кругом лужины? Думаю, нет. Именно к этой мысли приводит нас автор: нет, и не будет такой идеи, ради которой можно убить; человек, проливший кровь, - убийца, и нет ему оправдания.

Человек за всю свою жизнь совершает множество ошибок, сам порой того не замечая. Но, рефлексируя, мы превращаем их в опыт, хоть иногда и горький. Да, плата за обучение слишком высока, однако с жизнью нельзя торговаться, она не приемлет бытового мещанского расчета. Все мы ошибаемся, и это естественно и неизбежно. Надо понимать, что человеческая природа не идеальна, а опыт, действительно, самый лучший учитель и помогает его исправить.

Многие писатели также задумывались на эту тему. Например, Федор Михайлович Достоевский в романе «Преступление и наказание» затронул проблему опыта и ошибок. Главный герой произведения Родион Раскольников, убив старуху-процентщицу и ее беременную сестру, намного осознает, что совершил самую большую ошибку всей своей жизни. Он понимает, насколько неверны были его убеждения, его теория. Родион сознается в содеянном, осознавая при этом, что он — самый обычный человек, а не вершитель судеб или вошь. При этом он получает бесценный жизненный опыт, плата за который оказалась столь высока. Напрямую автор не утверждает, раскаялся ли Раскольников, но проницательный читатель видит библию у арестанта, приговоренного к каторге. Это означает, что герой обратился к Богу и отказался от теорий, способных нанести вред на практике.

Можно привести и другой пример. Также непоправимую ошибку совершила Настя-главная героиня рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма». Девушка оставила свою пожилую мать совсем одну. Катерина Ивановна была очень одинока и больна. Три года дочь не навещала бедную старушку. Конечно, Настя очень любила свою маму, но работа не отпускала ее. Поэтому Екатерина Петровна старалась лишний раз не тревожить Настю, посылая ей письма очень редко. Но жизненные силы покидали ее и возраст взял свое. Даже не знаю, что больше послужило этому: старость или тоска по своей единственной дочери? Тогда пожилая женщина написала письмо ей, чувствуя, что не переживет зиму. Но дочь была слишком занята. Когда Настя получила письмо уже от соседа, что Катерина Петровна умирает, она поняла, что ведь у нее в этой жизни никого больше нет. И в эту же минуту отправляется на вокзал. Но приехав в деревню, Настя осознает, что уже слишком поздно. Катерина Петровна так и не увидела перед смертью единственного родного человека. У Насти не было соответствующего опыта. Она, видимо, до этой поры никогда не теряла близких. Откуда же ей, молодой и полной сил, знать, что у ее матери жизнь так скоротечна. Все, что у нее осталось — тоска по самому дорогому человеку и бесконечное чувство вины перед ним. Все эти сложные эмоции легли в основу ее жизненного опыта. Больше она не совершит такой ошибки и сбережет родных, отдавая работе должное, но не забывая и о семье – единственной настоящей ценности человека.

Иногда человеку нужно пройти множество испытаний, совершить множество ошибок, чтобы обрести опыт, который позволит ему очиститься и сделаться лучше, умнее и добрее. Неслучайно зрелые люди отдают предпочтение не карьере, а семейным ценностям, не видимости, а сути, не амбициям, а мечтам, причем, мечтам близких и дорогих людей.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!