Полномочия местных депутатов. Собянин дал – Собянин забрал

Законопроект, который устанавливает порядок освобождения от должности спикера Законодательного собрания Приморского края, его заместителя, председателей постоянных комитетов и их заместителей, депутатов, работающих на постоянной основе, внесла в парламент краевая прокуратура. Документ еще только будет обсуждаться на заседаниях профильных комитетов, однако уже сейчас депутаты нашли там ряд спорных моментов.

Надзорный орган провел мониторинг региональной законодательной базы и выяснил, что там имеется пробел. Местные законодатели не предусмотрели вопрос о снятии с должности своих коллег, которые в связи с противозаконной деятельностью утратили доверие граждан, правоохранительных органов или других ведомств. Так как в федеральном законе «О противодействии коррупции» такая мера, как увольнение проштрафившегося председателя парламента, существует, прокуратура решила привести приморское законодательство в соответствие с федеральным. По мнению надзорного органа, отсутствие норм и правил, которые определяют основания для освобождения от должности слуги народа, препятствует работе по противодействию коррупции в крае. Закон внесет изменения и в документ «О статусе депутата Законодательного собрания Приморского края». Он узаконит порядок проверки сведений о неисполнении депутатами парламента обязанности по принятию мер к предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Источник в Заксобрании сообщил корр. «К», что законопроект поступил в региональный парламент на прошлой неделе и будет обсуждаться, в первую очередь на заседаниях двух профильных комитетов - по региональной политике и законности, а также по регламенту, депутатской этике и организации работы ЗС ПК. «Законодательная инициатива прокуратуры Приморского края может быть следствием антикоррупционной работы, которую ведет Генеральная прокуратура. Идею о приведении краевого законодательства в соответствии с постулатами федеральной практики, возможно, и спустили сверху», - предположил собеседник «К».

При этом, считает он, законопроект «сырой», там много неясностей. В частности, документ противоречит самому статусу депутата. Ведь народный избранник - не чиновник, его выбирает население. Значит, «уволить» депутата могут только избиратели. А председатель ЗС ПК и руководители комитетов - в свою очередь выборные лица из числа депутатов. «Как их можно лишить статуса, который присвоили коллеги? И что получится, если отстраняется от должности депутат, который работает на постоянной основе, какой у него теперь статус? Он что, зарплату больше не получает или на заседания не ходит? При этом у нас есть заместители председателей комитетов, которые работают не на постоянной основе. Как с ними быть?», - задаются теперь вопросами в ЗС ПК.

До сих пор в парламенте Приморья как получали, так и лишали должностей только по решению самих депутатов. В мае 2012 г. предыдущий спикер парламента Приморья, Евгений Овечкин, добровольно подал в отставку, которую коллеги приняли. В то время Овечкин находился под домашним арестом по обвинению в хищении топлива на 50 млн руб. Осенью 2013 г. следователи приостановили расследование уголовного дела в связи с тяжелым заболеванием обвиняемого, препятствующим участию в следственных действиях. В июле прошлого года «дело Овечкина» прекращено по сроку давности.

Между тем в октябре прошлого года Конституционный суд разрешил следственным органам и судам временно отстранять от должности председателей региональных парламентов без разрешения депутатов. Такое определение КС стало ответом на обращение Мурманской областной думы, председателя которой Василия Шамбира заподозрили в хищении 42 млн руб. В феврале 2014 г. его временно отстранил от должности суд по просьбе Следственного комитета. «Временное отстранение от должности председателя законодательного органа не влечет приостановление его депутатского статуса и не мешает парламенту назначить другое лицо, которое будет временно исполнять эти обязанности», - объяснил Конституционный суд.

После принятия Государственной Думой законопроекта о повышении пенсионного возраста в первом чтении, а также закона о повышении НДС до 20%, многие стали задаваться вопросом: а могут ли граждане отозвать избранников народа назад, поближе к земле?

Волна негодования вполне объяснима и направлена она на правящую партию - «Единую Россию». Как мы уже раньше говорили, получив больше двух третей мест в Думе, именно единороссы теперь несут полную ответственность за все, что происходит в стране. Царьград решил разобраться в том, какие есть механизмы воздействия избирателей на депутатов и сенаторов.

Итак, желающие подробно изучить вопрос должны обратиться к федеральному закону «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы». Так вот там нет ни слова о непосредственно процедуре отзыва. С такой инициативой в свое время выступали различные оппозиционные партии, в том числе КПРФ. Но, как вы понимаете, дальше обсуждения такие инициативы не проходили и блокировались парламентским большинством.

С вещами - на выход

В Статье 4. вышеупомянутого закона указаны случаи, при которых возможно досрочное сложение полномочий народного избранника.

Инструкция: можно ли отозвать депутата Государственной Думы?

Это может произойти, например, при наличии письменного заявления парламентария. Если, скажем, человек устал.

Также депутат должен сложить полномочия, если изберется в законодательный орган власти региона или получит какой-то государственный пост.

Еще депутату или сенатору придется туго, если выяснится, что у него есть счета и имущество за рубежом, а также если он своевременно не подаст сведения о доходах и имуществе своей семьи.

Придется забыть о законотворчестве в случае утраты российского гражданства или приобретения гражданства другой страны, а также вступления в законную силу обвинительного приговора суда, или если вдруг будет признано, что парламентарий недееспособен.

Также не получится оставаться депутатом после смерти или выхода из фракции или партии, по спискам которой депутат избирался.

Ну и, наконец, полномочия депутата могут быть прекращены досрочно по инициативе фракции или комитета, членом которого он является. Сделано это, видимо, чтобы иметь возможность контролировать неугодных.

Так что выбор юридических инструментов не такой уж и большой.

Но вдруг вы знаете о своем депутате что-то, чего не знают в уполномоченных органах?

Из непрямых, но весьма действенных способов можно отметить информирование граждан на местах. Так, жители Ярославля развешивают баннеры с именами депутатов от Единой России, избравшихся от их региона и голосовавших за пенсионную реформу.

По большому счету, такого рода гражданские акции - единственное, что можно делать уже здесь и сейчас. Не так уж сложно найти в длинном списке депутатов Единой России представителя от вашего избирательного округа и рассказать соседям о том, как повел себя народный избранник. Но, делая это, не забывайте о том, что все должно быть строго в рамках закона, и не допускайте неуважительных высказываний в адрес депутата. Иначе подпадете под действие статьи 43:

Статья 43. Проявление неуважения к члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы

Неуважение к члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы, выразившееся в совершении кем бы то ни было действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к Федеральному Собранию Российской Федерации или к установленным настоящим Федеральным законом правилам, влечет за собой ответственность, предусмотренную административным законодательством.

Так что помните о том, что депутат может ответить вам иском.

Но, согласитесь, - это не повод опускать руки.

В конце 2015 года был принят Федеральный закон от 03.11.2015 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который распространил ряд антикоррупционных требований и обязанностей на всех муниципальных депутатов России , в том числе и на тех, кто работает без отрыва от основной деятельности и получения депутатской зарплаты (согласно официальной терминологии – «осуществляют свои полномочия на непостоянной основе»).
В частности, были внесены изменения в следующие федеральные законы:

  • от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

  • от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

  • от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»;

  • от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
За нарушение любого из новых требований, любой из новых обязанностей предусмотрено неминуемое прекращение полномочий депутата . Нет никаких сомнений, что власти постараются этим воспользоваться и избавиться от любого независимого депутата, если он допустит хотя бы одну мелкую оплошность.

Поэтому в этой инструкции собраны исчерпывающие сведения о внесённых изменениях, которые позволят сориентироваться в дальнейших действиях. Эта инструкция является лишь путеводителем и содержит ссылки на все необходимые материалы (зачастую довольно объёмные) по конкретным обязанностям. Все представленные сведения могут быть проверены по названным официальным правовым актам.

1. Представление деклараций о доходах, расходах и имуществе

Теперь все муниципальные депутаты должны представлять декларацию (точнее, справку) о своих доходах, расходах и имуществе (далее – Справка). А также за своего супруга (свою супругу) и своих несовершеннолетних детей.

Во-первых, каждый представительный орган (Совет депутатов) должен принять собственный нормативный акт (Порядок, Положение), регулирующий правила представления Справок (установленных свыше правил нет ). Самые главные из этих правил – когда и куда нужно представлять Справки. Повсеместно на муниципальном уровне устанавливают предельный срок – не позднее 30 апреля. С принимающим Справки органом больше разнообразия. Так, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рекомендует представлять указанные Справки непосредственно в Совет депутатов. Но часто предусматривается представление Справок в местную администрацию или какое-либо её структурное подразделение (обычно, кадровое). Поэтому первая задача – не пропустить принятия указанного нормативного акта и узнать из него, когда и куда нужно представлять Справки.

Во-вторых, форма Справки едина и утверждена Указом Президента России от 23.06.2014 № 460. Лучше всего скачать её самостоятельно из любой справочно-правовой системы (Гарант, Консультант), чтобы быть уверенным в корректности этой формы (могут специально подсунуть неправильную). Для удобства публикуем форму Справки в двух версиях: Ворд , Эксель .

В-третьих, Министерством труда и социальной защиты России подготовлены на 44 страницах (их также можно скачать на сайте министерства) по заполнению Справки. Их обязательно необходимо внимательно изучить, потому что объёмная форма Справки содержит очень много неоднозначных моментов, на которые самому можно не обратить внимания.

Коротко остановимся на основных моментах. На каждого человека (на себя, супруга, супругу, каждого из несовершеннолетних детей – кто был членом семьи по состоянию на 31 декабря) заполняется и подаётся отдельная Справка. Доходы указываются все, причём в размере до удержания налога на доходы физических лиц. Чтобы не ошибиться, проще всего получить справку 2-НДФЛ по каждому месту получения доходов. Расходы указываются только очень крупные (почти у всех этот раздел останется пустым), а точнее, в следующем случае:
по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершённой депутатом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три предшествующих года.

Очень важно указать все банковские счета, даже с нулевым остатком. Более того, важно указать даже счета запылившихся в шкафу сберкнижек 20-летней давности, на которых осталось 3 рубля. Сведения обо всех счетах необходимо вспомнить, найти, запросить в банках. Не лишним будет иметь документ от банка, который в случае спора позволит доказать правоту депутата. Валютные и металлические счета переводятся в рубли по курсу ЦБ РФ на 31 декабря.

Имущество указывается не только находящееся в собственности, но и находящееся в пользовании (для этого в Справке предусмотрен отдельный раздел). Например, арендуемая квартира или квартира, принадлежащая супруге.

Справка заполняется на компьютере, распечатывается и подписывается на каждом листе. В установленный срок необходимо подать Справку и получить на её копии отметку о принятии.

Данный запрет установлен лишь для относительно узкой группы муниципальных депутатов (а также их супругов и несовершеннолетних детей), а именно для замещающих должности в представительных органах муниципальных районов и городских округов . Рассмотрим подробнее, что это значит (сразу скажем, что все московские депутаты к этой группе не относятся).

Во-первых, в России существует несколько видов муниципальных образований. Среди них есть муниципальные районы и городские округа (в Москве таковых нет, в том числе, Троицк и Щербинка являются внутригородскими муниципальными образованиями – городскими округами , а не городскими округами ). Как правило, депутаты знают вид своего муниципального образования, а если нет, то всегда могут уточнить в Уставе.

Во-вторых, в законе появилось новое определение:
депутат, замещающий должность в представительном органе муниципального образования, – председатель представительного органа муниципального образования, его заместитель (заместители), председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители), депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Таким образом, запрет распространяется на замещающих какую-либо должность (кроме должности депутата) в представительном органе одного из двух видов муниципальных образований. Сам запрет сформулирован следующим образом:
запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Санкции за нарушение этого запрета могут применяться с 05.02.2016.

Кроме того, указанным выше лицам необходимо при предоставлении Справки (пункт 1 настоящей инструкции) указывать сведения об источниках получения средств, за счёт которых приобретена зарубежная недвижимость (депутатом, супругом, несовершеннолетними детьми), если такая недвижимость имеется.

3. Сообщение о личной заинтересованности

Добавлена обязанность: сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта .

Конфликт интересов – достаточно сложное понятие, на практике получающее самые разные трактовки. Кроме того, в силу своей природы депутатская деятельность неразрывно связана с постоянными конфликтами интересов (например, соседи депутата для того и голосуют за него, чтобы он отстаивал интересы их общего дома). Поэтому, в частности, введение необходимости предотвращения конфликта интересов в деятельности депутатов не в полной мере соответствует правовой природе представительной власти.

На практике целесообразно подавать уведомление и воздерживаться от голосования при рассмотрении вопросов, влекущих непосредственную выгоду лично для депутата, его родственников и деловых партнёров (благоустройство своего двора, снос своего торгового объекта и т.п.). Форма уведомления и порядок его подачи должны быть определены нормативным правовым актом, принимаемым Советом депутатов.

На глав муниципальных образований, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, распространены некоторые запреты, которые давно действуют для осуществляющих свои полномочия на постоянной основе. Их достаточно перечислить. Итак, теперь запрещено:
1) быть поверенными или иными представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, если иное не предусмотрено федеральными законами;
2) использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;
3) получать гонорары за публикации и выступления в качестве лица, замещающего должность главы муниципального образования;
4) получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц. Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью муниципального образования и передаются по акту в соответствующий муниципальный орган. Лицо, замещавшее должность главы муниципального образования, сдавшее подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;
5) принимать вопреки установленному порядку почётные и специальные звания, награды и иные знаки отличия (за исключением научных и спортивных) иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;
6) выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счёт средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договорённостям государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;
7) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;
8) разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей.

Удачи при заполнении и подаче всевозможных справок, и будьте при этом предельно внимательны!

За помощь в подготовке инструкции благодарю


Другие преференции Все избранники, независимо от основы деятельности (постоянной или нет), должны быть обеспечены такими удобствами в работе:

  • телефоном;
  • транспортным средством;
  • возможностью повышения квалификации;
  • бесплатным проездом на любом виде транспорта соответствующего муниципального образования (исключением является такси);
  • материальной компенсацией за проезд (в отдельных случаях).

Когда работник местного самоуправления вынужден переехать на место службы в другой город, ему обязаны предоставить жилье. Это служебная квартира. Ее семья депутата освобождает после прекращения полномочий. Депутаты Госдумы имеют право воспользоваться бесплатно любым видом проезда по всей Российской Федерации. Их помощники обеспечиваются билетами на поезда, кроме вагонов СВ.

Можно ли уволить сотрудника, которого избрали депутатом?

Российской Федерации на постоянное место жительства; 7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; (в ред. Федерального закона от 25.07.2006 N 128-ФЗ) (см.

Приветсочи

В случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов полномочия депутата представительного органа муниципального района, представительного органа городского округа с внутригородским делением прекращаются досрочно в случае прекращения его полномочий соответственно в качестве главы поселения, депутата представительного органа поселения в составе муниципального района, главы внутригородского района, депутата представительного органа внутригородского района. (часть 10.2 введена Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ) 11.

Гарантии деятельности депутатов представительных органов местного самоуправления

Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления…» Разбирая преференции и гарантии, нужно учитывать несколько важных факторов:

  1. Депутатская деятельность осуществляется на двух основах:
    • постоянной, с освобождением от предыдущего места службы;
    • на непостоянной (без отрыва от производства).
  2. К лицам, пользующимся полностью или частично описываемыми преференциями, относятся:
    • помощники народных избранников;
    • служащие, занимающие должности руководителей подразделений в органе местного самоуправления.

На постоянной основе могут работать 10% избранников всего муниципального образования.

Льготы депутатам местного самоуправления

N 217-ФЗ в пункт 2 части 7 статьи 40 вносятся изменения. 2) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, политической партией, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени органа местного самоуправления; (п. 2 в ред.

Внимание

Федерального закона № 131-ФЗ, а также уставом муниципального образования. Данный закон, а также ТК РФ не содержит обязанности работодателя получить согласие представительного органа местного самоуправления для увольнения работника, являющегося депутатом указанного органа. Поэтому при наличии оснований для увольнения по инициативе работодателя в соответствии с нормами ТК РФ- никаких препятствий для увольнения- нет Оплатить ответ Продолжить диалог Консультации по телефону,эл.


почте, уточнения и дополнения в личных сообщениях- платныеЭл.почта: тел. 8-904-74-003-03
  • . Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»и ТК РФ таких льгот для депутата не устанавливает. Оплатить ответ Продолжить диалог Большой стаж практической работы.

Современное законодательство субъектов Российской Федерации, закрепляя подобного рода гарантии деятельности депутата, опирается на положения, разработанные в нормативных актах прежних лет. Речь идет, например, о возмещении расходов депутата, выполняющего свои функции на неосвобожденной основе. Участие такого депутата в заседаниях органов местного самоуправления, постоянных комиссий связано с освобождением от выполнения производственных или служебных обязанностей по основному месту работы.
Компенсация потерь заработной платы по месту службы или работы производится за счет средств соответствующего местного бюджета в размере, устанавливаемом пред-ставительным органом местного самоуправления.
Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Если же их менее десяти, то только один человек. Скачать для просмотра и печати Федеральный закон от 06.10.2003-N 131-ФЗ Привилегии народных избранников Работа депутатов в итоге направлена на улучшение жизнедеятельности всего общества. С этим связаны те удобства, которым их обеспечивает соответствующее муниципальное образование. Необходимо создать условия для их нормальной деятельности.

Преференции имеют разный характер. Объединяет их одно: финансирование из соответствующего бюджета. Последним обстоятельством определяются условия прекращения действия льгот. Преференции сохраняются за народными избранниками на определенный период, указанный в соответствующем нормативно-правовом акте.

Заработная плата Начисления за работу производятся всем депутатам, независимо от того, с отрывом от производства они действуют или без. Но выплаты существенно отличаются.

Инфо

Депутату, работающему на постоянной профессиональной основе, устанавливается ежемесячный оклад и надбавки к нему в соответствии со схемой должностных окладов, установленной для должностных лиц исполнительных органов местного самоуправления. Получили распространение нормы, закрепляющие страхование жизни и здоровья депутата за счет средств местного бюджета. Страховые суммы выплачиваются в случаях гибели (смерти) депутата, причинения ему увечий или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением им депутатских полномочий.


3. Гарантии трудовых прав депутатов направлены на защиту их интересов как субъектов трудовых отношений. Трудовые гарантии распространяются на срок полномочий депутата, а также на последующую служебную деятельность по окончании выполнения лицом депутатских обязанностей.
  • Законодательные основания
  • Привилегии народных избранников
  • Заработная плата
  • Другие преференции
  • Медицинское и пенсионное обеспечение
  • Условия получения льгот депутатами
  • Как депутаты пользуются льготами
  • Изменения в 2018 году

Из средств массовой информации мы часто слышим о том, что некоторые граждане Российской Федерации имеют большие преференции от государства. К таковым относят чиновников и депутатов. На самом деле, такая информация правомерна. Она подтверждается действующим законодательством. Давайте разберемся подробно каковы льготы депутатов местного самоуправления.
Все ли обладатели такого статуса ими пользуются. В каком объеме народным избранникам предоставляются преференции и бюджетные выплаты в 2018 году.

Депутаты есть в каждом муниципальном образовании. Они образуют местную городскую думу. Так же, как и депутаты Государственной Думы, они обладают полномочиями. Что нужно знать простым жителям о правах и обязанностях депутата местного совета?

Депутатов в Государственной Думе чуть меньше пятисот, а какое бесчисленное множество их насчитывают представительные органы местного самоуправления по всей стране! В самых небольших городах есть своя городская дума, в которую входят местные депутаты. Именно они, а не сидящие в столичной Думе слуги народа оказываются ближе к простым жителям.

С депутата местного совета надо начинать свои визиты, если вы считаете, что без помощи власти уже не разобраться. Здесь неплохо будет выяснить не только то, как обратиться к народному слуге, но и какими он обладает возможностями и правами, чтобы оказывать помощь населению.

Кто такой депутат муниципального образования

Итак, депутат муниципального образования - это избранный народом, населяющим данное образование, человек, который будет представлять интересы избравших его местных жителей. По закону, местное самоуправление не является институтом государственной власти. Считается, что здесь само население управляет своей жизнью, решает, что предпринять, чтобы жить стало лучше, какие ввести законы и т. д. Действует оно теоретически через избранных населением своих представителей.

Полномочия депутатов муниципалитетов, естественно, меньше, чем у того же представителя Госдумы. Однако и такой «маленький человек» в иерархии власти многое решает. Например, местные депутаты решают, каким будет бюджет в их муниципальном образовании. Рассчитывается он, исходя из количества жителей МО. Они же отчитываются перед населением о том, куда потратились муниципальные деньги. Кроме того, депутат местных представительных органов власти принимает, утверждает и изменяет местный Устав - главный документ муниципального образования. Устав строится по принципу учета местных традиций, культурных особенностей места, где он вводится.

Депутаты ответственны за вопросы опеки и попечительства. Они распоряжаются муниципальным имуществом, курируют вопросы спортивной жизни округа и досуга населения. Именно такое сочетание может привлекать недобросовестных людей, попросту говоря, взяточников, к предложению народному избраннику подкупа за предоставление помещения для какой-либо спортивной секции или досугового центра.

Местные депутаты вообще должны следить за развитием муниципального образования и нести ответственность за исполнение их поручений. То есть депутат может повлиять на то, чтобы во дворе какого-то дома организовали детскую спортивную площадку. Но он должен и проследить, чтобы работы были действительно проведены, чтобы площадка была качественная, а не калечила детей, и чтобы работы были завершены в срок.

Право на законотворчество

У депутатов местных органов самоуправления есть право создавать законы. Вряд ли можно подумать, что законы, предложенные в каком-нибудь крохотном городке, будут приняты и в Госдуме. Местное самоуправление к этому и не должно стремиться. Его законодательная инициатива очень локальна. Местных депутатов должно волновать, какие законы принять, чтобы жизнь данного конкретного округа изменилась к лучшему - с учетом его особенностей, проблем, традиций и т. д.

В городской думе принимается решение о проведении местного референдума. Инициировать его, кстати, может народ, если он будет недоволен текущей властью. Местные депутаты вообще должны прислушиваться к населению, которое они представляют - даже в тех случаях, когда граждане выступают с неожиданными инициативами.

Они же могут проводить публичные слушания, посвященные, например, градостроительной инициативе, охране порядка, установлению местных праздников. То есть народные избранники должны стремиться согласовать с представителями государственной власти в регионе вопросы местного значения. Для этого у них есть право депутатского запроса, с которым они могут обратиться практически в любую государственную инстанцию. Например, местные депутаты могут проверить деятельность главы администрации, то есть представителя исполнительной власти. Могут обратиться в суд, чтобы решить муниципальные споры. Местный депутат имеет право высказывать свою позицию в СМИ и тем самым привлекать внимание к проблемам населения.

Решение социальных и экономических вопросов

На плечи муниципальных депутатов ложится обязанность контролировать деятельность должностных лиц муниципалитетов и организаций, которые должны действовать для решения вопросов локального значения. Эти же народные избранники решают, как объединить свои усилия с соседними районами, чтобы сообща решать похожие проблемы.

Местные депутаты решают вопросы социально-экономического толка. Например, в Петергофе представители местного совета даже обязаны собирать статистику, которая показывала бы состояние социальной и экономической сфер в муниципальном круге. Затем эти данные предоставляются в госорганы.

Как работают местные депутаты

Обладатель мандата Госдумы весь отдается службе народу - по крайней мере, так принято считать. Поэтому он не может заниматься так называемой «предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью». Исключения здесь составляет творческая, научная и преподавательская деятельности. Что же с местными депутатами - у них так же? Оказывается, не совсем.

Если слуга народа осуществляет свои полномочия на постоянной основе, то на него распространяются все эти требования. Но дело в том, что на постоянной основе может работать только 10% депутатов местных представительных органов, а в округах, где положено по закону (а он ориентируется на численность населения) иметь только 10 депутатов, на постоянной основе будет работать только 1. Чаще всего, конечно, это председатель городской думы.

Работающий на постоянной основе депутат муниципального округа получает классные чины: муниципальный советник 1 или 2 класса. Присваиваются они так: если муниципальный депутат работал 5 и более лет на постоянной основе, при этом уже имел чин муниципального советника второго класса, ему присваивают чин 1 класса.

Привилегии и гарантии муниципальным депутатам

Это все полномочия, заметите вы. А что же с привилегиями? Неужели их у депутатов местных представительных органов нет? Зачем же тогда все стремятся получить заветные корочки? Привилегии есть - бесплатный проезд на общественном транспорте. Также депутат имеет право на то, чтобы при обращении в органы местного самоуправления по вопросам своей деятельности его приняли в первую очередь.

Помимо привилегий, депутату местного порядка предоставляются гарантии. Они необходимы, чтобы представитель выборных органов мог спокойно исполнять свои полномочия. Местный депутат может лично присутствовать на обсуждениях во всех органах местного самоуправления и принимать в них участие, может вносить замечания и предложения по обсуждаемом проблемам.

Обязательства перед народом

Но есть и обязательства - например, депутаты обязаны встречаться с населением по нескольку часов раз в две недели. Не все соблюдают это требование, предписываемое законом. Ко многим занятым депутатам далеко не просто оказывается попасть - даже по предварительной записи.

Отличительными признаками депутата местного совета являются удостоверение и нагрудный значок (не во всех муниципальных образованиях). Удостоверение выдается на срок избрания (для местных этот срок устанавливается длинной в 4 года), в нем прописано имя народного избранника и дается подтверждение его полномочий.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!