Подкованная блоха: где можно увидеть? Левша. Сказ о тульском косом левше и стальной блохе В каком произведении подковали блоху

Тема патриотизма часто поднималась в произведениях русской литературы конца XIX века. Но только в рассказе «Левша» она связана с мыслью о необходимости бережного отношения к талантам, облагораживающим лицо России в глазах других стран.

История создания

Рассказ «Левша» впервые начал публиковаться в журнале «Русь» №№ 49, 50 и 51 с октября 1881 года под названием «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Идеей для создания Лесковым произведения послужила известная в народе прибаутка о том, что англичане блоху сделали, а русские ее «подковали, да назад отослали». По свидетельствам сына писателя, его отец проводил лето 1878 года в Сестрорецке, в гостях у оружейного мастера. Там он в разговоре с полковником Н. Е. Болониным, одним из служащих местного оружейного завода, выяснял происхождение прибаутки.

В предисловии автор написал, что он только пересказывает известную среди оружейников легенду. Этот известный прием, использованный когда-то Гоголем и Пушкиным для придания особой достоверности повествованию, в данном случае сослужил Лескову плохую службу. Критики и читающая публика буквально приняли слова писателя, и впоследствии ему пришлось особо объяснять, что он все-таки является автором, а не пересказчиком произведения.

Описание произведения

Рассказ Лескова жанрово наиболее точно было бы назвать повестью: в нем представлен большой временной пласт повествования, есть развитие сюжета, его завязка и завершение. Рассказом писатель назвал свое произведение видимо для того, чтобы подчеркнуть особую «сказительную» форму повествования, использованную в нем.

(Император с трудом и интересом рассматривает подкованную блоху )

Действие рассказа начинается в 1815 году с поездки императора Александра I с генералом Платовым в Англию. Там русскому царю вручают подарок от местных мастеров - миниатюрной работы стальную блоху, которая умеет «усиками водить» и «ножками перебирать». Подарок предназначен был показать превосходство английских мастеров над русскими. После смерти Александра I подарком заинтересовался его преемник Николай I и потребовал найти мастеров, которые бы были «никого не хуже», Так в Туле Платовым были призваны три мастера, среди них Левша, которые сумели подковать блоху и на каждой подкове имя мастера выставить. Левша же свое имя не оставил, потому что гвоздики выковывал, а «там уже никакой мелкоскоп взять не может».

(А вот ружья при дворе чистили всё по-старинке )

Левша был отправлен в Англию с «подкованной нимфозорией», чтобы там поняли, что «нам это не удивительно». Англичане были поражены ювелирной работой и пригласили мастера остаться, показали ему все, чему научены. Все Левша и сам умел делать. Поразило его только состояние ружейных стволов - их не чистили толченым кирпичем, поэтому точность стрельбы из таких ружей была высокой. Левша стал собираться домой, ему надо было срочно рассказать о ружьях Государю, а то «храни бог войны, они стрелять не годятся». От тоски Левша всю дорогу пил с английским другом «полшкипером», заболел и по приезде в Россию оказался при смерти. Но до последней минуты жизни пытался донести до генералов секрет чистки ружей. А если бы довели слова Левши до Государя, то, как пишет

Главные герои

Среди героев рассказа есть вымышленные и есть реально существовавшие в истории личности, среди которых: два российских императора, Александр I и Николай I, атаман Войска Донского М. И. Платов, князь, агент русской разведки А.И. Чернышев, доктор медицины М. Д. Сольский (в рассказе - Мартын-Сольский), граф К. В. Нессельроде (в рассказе - Кисельвроде).

(Левша "безымянный" мастер за работой )

Главный герой - оружейных дел мастер, левша. Имени у него нет, только мастеровая особенность - работал он левой рукой. У лесковского Левши был прототип - Алексей Михайлович Сурнин, работавший оружейником, бывший на учебе в Англии и передавший после возвращения секреты дела русским мастерам. Не случайно автор не дал герою собственное имя, оставив нарицательное- Левша один из изображенных в разных произведениях тип праведника, с их самоотреченностью и жертвенностью. Личность героя имеет ярко выраженные национальные черты, но типаж выведен общечеловеческим, интернациональным.

Недаром единственный друг героя, о котором рассказано - представитель другой национальности. Это моряк с английского судна Полшкипер, сослуживший своему «камраду» Левше плохую службу. Чтобы рассеять тоску русского друга по родине Полшкипер заключил с ним пари, что перепьет Левшу. Большое количество выпитой водки и стало причиной болезни, а затем и смерти тоскующего героя.

Патриотизм Левши противопоставлен ложной приверженности интересам Отечества других героев рассказа. Император Александр I конфузится перед англичанами, когда Платов указывает ему, что и русские мастера могут делать вещи не хуже. У Николая I чувство патриотизма замешано на личном тщеславии. Да и самый яркий «патриот» в рассказе Платов таковым является только за границей, а приехав на родину, становится жестоким и грубым крепостником. Русским мастерам он не доверяет и боится, как бы они работу английскую не испортили и бриллиант не подменили.

Анализ произведения

(Блоха, подкованная Левшой )

Произведение отличается жанровым и повествовательным своеобразием. Оно напоминает по жанру русский сказ, основанный на легенде. В нем много фантазии и сказочности. К сюжетам русских сказкок есть и прямые отсылки. Так, император прячет подарок сначала в орешек, который кладет затем в золотую табакерку, а последнюю, в свою очередь, прячет в дорожную шкатулку, почти так же, как прячет сказочный Кащей иглу. В русских сказках цари традиционно описаны с иронией, как и в рассказе Лескова представлены оба императора.

Идеей рассказа становится судьба и место в государстве талантливого мастера. Все произведение пронизано мыслью, что талант в России беззащитен и не востребован. В интересах государства поддерживать его, оно же грубо губит талант, как будто это никому не нужный, повсеместно распространенный сорняк.

Другой идейной темой произведения стало противопоставление настоящего патриотизма народного героя тщеславию персонажей из высших слоев общества и самих правителей страны. Левша любит свое отечество самоотверженно и горячо. Представители знати ищут повод гордиться, но не дают себе труда сделать жизнь страны лучше. Это потребительское отношение и приводит к тому, что в конце произведения государство теряет еще один талант, который был брошен в жертву тщеславию сначала генерала, потом императора.

Рассказ «Левша» дал литературе образ еще одного праведника, теперь уже на мученическом пути служения русскому государству. Своеобразие языка произведения, его афористичность, яркость и точность формулировок позволили разобрать рассказ на цитаты, которые разошлись в народе.

Левша — русское чудо, великий мастер, герой одноименного рассказа писателя 19 века Николая Лескова. Этот сюжет использовался во многих произведениях искусства: художниками, композиторами, другими писателями. В конце 20 века в Мариинском театре была поставлена опера композитора Родиона Щедрина «Блоха» на этот же сюжет.

Вымысел и правда

Повесть Лескова, изданная в 1881 году, имеет полное название «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Главное событие повести — тульский мастер по прозвищу Левша подковывает блоху-игрушку, сованную английскими мастерами. Англия присылает в подарок русскому царю «робота», крохотную металлическую блоху, которая умеет танцевать, когда ее заводят. А Левша делает работу еще миниатюрнее, подковывая эту самую блоху. Теперь блоха больше не танцует… зато первенство русских мастеров миниатюры перед иноземными доказано.

В реальности такого исторического факта, как подарок игрушки Англией и ее подковывание, не существовало, точнее, он документально не зафиксирован. Однако с течением веков в России действительно появились мастера-подражатели литературного героя.


Прототип Левши — тульский мастер

Интересно, однако, что существовал русских мастер-оружейник из Тулы по фамилии Сурнин. Он ездил в Англию «на обучение», как и Левша, но, как и герой, быстро показал свои собственные умения. Сурнина взяли помощником владельца завода — Генри Нока. Сурнин был в Англии за сто лет до создания «Левши», то что многие лесковеды считают именно его прототипом Левши. К счастью, хотя судьба Сурнина была счастливее участи Левши. А. М. Сурнин вернулся в родную Тулу, имел высокую должность на местном оружейном заводе и скончался в 1811 году в почете и уважении, сделав много хорошего для оружейного производства России, и внедрив ряд английских разработок, сыгравших большую роль в победе России в Отечественной войне 1812 года.


Николай Алдунин — современный русский Левша

Однако лишь в 20 веке появился человек, реально сумевший подковать блоху. Это наш современник Николай Сергеевич Алдунин, скончавшийся в 2009 году и сумевший создать целый музей «Русский Левша». Он подковал настоящую усыпленную блоху, подрезав ее коготки на крохотных лапках (ведь блоха очень неудобна и, скажет так, не предназначена для подковывания). Подковки были золотыми, гвоздики на подковах тоже, однако все это было микроскопическим! Из грамма золота можно сделать 20 миллионов таких подковок, поделился как-то мастер в интервью.


Музей микроминиатюр

Алдунин создал и еще множество миниатюр. Сегодня у него есть и последователи. Конечно, работал он, в отличие от литературного персонажа, и использованием микроскопа (лесковский Левша говорил, что у него «глаз пристрелянный»). Но сколь велико разнообразное наследие мастера! Это и танк Т-34 на яблочном семейке, и караван верблюдов в игольном ушке, и роза в волосе… Все они выставляются в передвижном музее микроминиатюр «Русский Левша».
Последователи Алдунина — миниатюристы А. Рыкованов (Петербург), А. Коненко (Казань), Вл. Анискин (Омск). Их труды объехали полмира, победили на международных конкурсах.
Сегодня подкованные блохи есть и в коллекции Президента России, и в ряде музеев мира, и в главном музее Тулы — «Старой тульской аптеке».


Кто такой мастер

Сегодня рукоделие, мастер-классы, обучение творчеству очень распространены. Умение делать что-то своими руками — это один из путей к себе! Также быстрее познать себя поможет ряд тренингов. Рекомендуют их делать раз в неделю.

Можно полагать, что творчество даже на простейшем уровне способствует познанию себя. Но и на профессиональном уровне — мастером становится тот, кто, зная себя и любя сиво дело, развивается в нем.

Первое упражнение: «Ваша сумка»

  • Возьмите лист, карандаш и любую вашу сумку. Выложите ее содержимое на стол.
  • Теперь отберите три вещи, которые могут раскрыть вас как человека: те, что отражают ваш характер, человеческие качества — и в письменном виде изложите, что эти вещи о вас говорят (если чего-то не хватает — возьмите другую вещь из офиса, из квартиры). Теперь прочтите текст и обдумайте, что вы узнали только что, а что знали и раньше. Постарайтесь уложиться в ходе упражнения за 15 минут, а затем размышляйте над ним после, в течение дня

Второе упражнение: «Вымышленный герой»

Это также небольшое пятнадцатиминутное упражнение.

  • Придумайте или вспомните героя кинематографа, книжного, мультяшного персонажа, который будет похож на вас сегодня.
  • Теперь напишите, что вас роднит с этим героем. Это черты характера, внешность, жизненные ситуации, а может быть, профессия, личная жизнь, семья. Дополните их различиями.
  • Хотели бы вы в реальности познакомиться с таким героем — и почему? Запишите.
  • Теперь представьте такого героя, которому вам хотелось бы подражать. Так же запишите сходства и различия.
  • Теперь подумайте, как вы сможете использовать черты вашего образца? Можете ли вы подобраться к ним, меняя себя к лучшему?

Третье упражнение: «Ваши чувства»

  • Останьтесь в тишине и одиночестве. Прислушайтесь к себе и попытайтесь записать свои чувства.
  • Постарайтесь тремя предложениями описать свое эмоциональное состояние. Еще тремя — физические ощущения, возможно, напряжение, боль или усталость. Может ли это быть связано с вашими чувствами? Или психологическим состоянием?
  • Хотите ли вы сами начать действовать сейчас? Совершить некий поступок, например, обнять или ударить кого-то?
  • Вашей задачей в ходе выполнения этой методики будет научиться детально описывать состояние на эмоциональном, психологическом и физическом уровне — то есть, на уровне тела, души и духа.

Так вы сможете лучше разбираться со своими чувствами, сумеете самовыразиться, разовьете творческое мышление.
Зачастую люди понимают в ходе подобных тренингов, что они боятся смерти, напряжены перед лицом тревоги, не могут обрести ориентиры.


Как найти свою профессию, став мастером своего дела

Работа занимает около трети нашей жизни и, соответственно, играет в ней большую роль. Неважно, для чего и где вы работаете — только ради денег, для самореализации или опыта. Устроиться на работу, которая бы нравилась и при этом приносила доход, — настоящее счастье. И здесь необходима помощь Божия.

Святитель Николай Чудотворец — пожалуй, наиболее почитаемый во всем Православном мире святой. Будучи неграмотными, многие крестьяне даже называли его в составе Святой Троицы. В жизни своей святитель был истинным отцом для всех жителей города Миры Ликийские, архиепископом которого он был. И при жизни, и после смерти он прославился многими дивными делами, показывая силу Божией благодати: по его молитвам исцелялись больные, восстанавливалась справедливость, бедняки-праведники получали награду — богатство.

Святителю Николаю Чудотворцу молятся обо всех трудностях, связанных с работой:

  • в трудоустройстве, поиске вакансий,
  • перед собеседованием,
  • перед важными делами и принятием решений,
  • при трудностях в работе,
  • об избавлении от рисков,
  • о развитии бизнеса,
  • о своевременной зарплате,
  • при необходимости принятия решения об увольнении или дальнейшей трудовой деятельности в фирме.

Трудно поверить в силу молитвы, но множество людей со всего мира свидетельствуют о знамениях Божиих по просьбе к Николаю Чудотворцу: люди, стоящие перед серьезным выбором, делают его верно; желающие поменять работу и профессию чудесно связывают ее с Церковью и обретают счастье любимой работы среди хороших людей.

Молитва святителю Николаю, совершившему еще при жизни чудеса спасения оклеветанных и разоряющихся людей — важное средство поддержки, в том числе и психологической. Молиться можно не только об обретении работы, которая даст вам материальную обеспеченность, но и о поиске своего профессионального пути.


Молитва о поиске работы

Сильную молитву о работе Матроне Московской можно читать во всех сложностях, связанных с профессиональной деятельностью:

  • трудности в поиске работы,
  • ссоры и проблемы в коллективе,
  • невозможность справиться с работой,
  • давление со стороны начальства или коллег,
  • интригах и грозящем увольнении,
  • проблемами с выплатой зарплаты или низкой оплатой вашего труда.

Молитвы о благополучии в работе и деньгах читаются только о делах честных. Дело не в том, что о неправедном заработке — мошенничестве, разврате, деятельности казино и прочем — нельзя молиться. Просто эти дела греховны, заниматься ими в принципе не стоит: не умножайте зло на земле, не готовьте себе наказания несчастьем. Господь благословит вас на доброе, наверняка у вас есть талант, которым можно зарабатывать на хорошей работе. Молитесь и просите Бога и святую Матронушку указать вам его.

Молитва Матроне Московской — обращение за помощью к ней, как к живой. Ведь святые — наши заступники перед Богом. Каждый человек нуждается в поддержке близких, но известно, что в состоянии стресса люди своей раздражительностью создают конфликты и в семье. Самое время обратиться за помощью к Семье небесной — к Богу Вседержителю, доброму Отцу всем нам, Матери Божией, усыновившей род человеческий, и нашим духовным братьям и сестрам — святым.

Да хранит вас Бог!

(Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе)

Глава первая

Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть. Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, — и чем-нибудь отведет. Англичане это знали и к приезду государеву выдумали разные хитрости, чтобы его чужестранностью пленить и от русских отвлечь, и во многих случаях они этого достигали, особенно в больших собраниях, где Платов не мог по-французски вполне говорить; но он этим мало и интересовался, потому что был человек женатый и все французские разговоры считал за пустяки, которые не стоят воображения. А когда англичане стали звать государя во всякие свои цейгаузы, оружейные и мыльно-пильные заводы, чтобы показать свое над нами во всех вещах преимущество и тем славиться, — Платов сказал себе: — Ну уж тут шабаш. До этих пор еще я терпел, а дальше нельзя. Сумею я или не сумею говорить, а своих людей не выдам. И только он сказал себе такое слово, как государь ему говорит: — Так и так, завтра мы с тобою едем их оружейную кунсткамеру смотреть. Там, — говорит, — такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся. Платов ничего государю не ответил, только свои грабоватый нос в лохматую бурку спустил, а пришел в свою квартиру, велел денщику подать из погребца фляжку кавказской водки-кислярки, дерябнул хороший стакан, на дорожний складень богу помолился, буркой укрылся и захрапел так, что во всем доме англичанам никому спать нельзя было. Думал: утро ночи мудренее.

Не сомневаюсь, что многие читали рассказ замечательного русского писателя Николая Семёновича Лескова «Левша». Ещё больше тех, кто слышал об этом рассказе, т.е., не читая рассказа, знают суть: «Это про то, что блоху подковали? Как же, наслышаны…». Но, кажется, самое большое количество тех, кто знает выражение «подковать блоху», которое означает очень тонкую искусную работу, но не знают, откуда такое выражение. Теперь – внимание! – вопрос ко всем читавшим и не читавшим рассказ «Левша»: а как звали левшу? Чур, в книгу не заглядывать. Каково имя и отчество знаменитого на всю Россию мастера? Вопрос немного провокационный, но в конце поймёте суть.

Позволю себе напомнить некоторые сюжетные линии рассказа. Русскому царю, который находится в Англии и интересуется всякими иностранными диковинками, показывают металлическую блоху, этакую мелкую соринку, которую и не ухватить-то грубыми мужскими пальцами, разве что пригласить для этой цели нежные девичьи пальчики; а если ещё блоху ключиком завести «через пузичко», то она начнёт «дансе» танцевать.

Вот так чудо! Вот какие кудесники эти английские мастера! Царь захотел купить блоху. Англичане-наглецы на голубом глазу запросили за неё миллион, да серебром! Впаривали! Казак Платов, что был при царе, белел от досады – мильон за минутную забаву, тьфу! Отговаривает царя, говорит, что на Руси чудес не меньше могут сделать русские мастера.
- Ты мне политику не порть! – отвечает царь Платову и отваливает англичанам миллион.
Это по-русски!

Англичане блоху отдали, а за футляр ещё пять тыщ запросили. Это уже по-английски. Сквалыги! Платов спорить стал, мол, футляр к вещи положен, но царь - заплатил. Тогда Платов от обиды незаметно мелкоскоп (микроскоп) притырил, (с паршивой овцы хоть шерсти клок) чтоб на блоху смотреть увеличено – вроде мелкоскоп в комплект к блохе входит.

В России блоха была благополучно забыта на много лет, это тоже по-русски, и только новый царь, разбирая вещи отца, обнаружил странную коробочку, смысла которой никто не понимал. Разыскали Платова, который в то время уже был в отставке, и тот объяснил, что в футлярчике стальная блоха, которая может танцевать, если её завести ключиком через «пузичко». Подивился новый царь искусству английских мастеров, а Платов говорит, что русские мастера могут ещё не то удивление сделать. Так пусть сделают, говорит царь, и приказывает Платову заняться этим.

Платов разыскал в славном городе Туле мастеров, которые обещались чудо сотворить и, богу помолясь, принялись за дело. Через две недели тульские мастера эту блоху, такую мелкую, что и пальцами не взять, - подковали! Причём подковали каждую лапку. И без всякого микроскопа - «...у нас так глаз пристрелявши». Да не просто подковали, а на каждой мельчайшей подковке было выгравировано имя мастера, рассмотреть которое можно только в самый мелкий мелкоскоп. А левша выковывал гвоздики для подков, что гораздо мельче самих подков.
Вот какие кудесники русские мастера!

Царь, когда узнал, что сотворили туляки, был и удивлён, и горд за своих подданных. Отправил блоху обратно в Англию, чтоб англичане увидели искусность русских и не слишком нос задирали. А заодно отправил туда левшу, чтоб объяснялангличанам, что к чему.

Англичане дивились умению русских мастеров и всё выспрашивали левшу, какие науки русские мастера изучают. А левша говорит: «Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем... У нас это так повсеместно».
Тоже по-русски!

Англичанам левша так понравился, что стали они его уговаривать остаться в Англии, денег много обещали, положение самое почётное сулили и англичанку хозяйственную в придачу. Но левша - ни в какую! И вера ваша не такая, говорит он англичанам, и свататься вы не умеете, и англичанки ваши не так одеваются... А наша вера полнее, и евангелие наше толще, и иконы боготворные, и гроботочивые главы и мощи... Дома всё своё, родное, привычное. И бабы наши «всякая в своих кружевцах».
- Мы, - говорит, - к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а родительница - старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить...
Как это по-русски!

На чужбине ничто не мило! Всё не так, всё шершаво. Даже сладкий английский чай не сладок, а чай вприкуску вкуснее на наш лад. Домой, домой! Словом, «ничем его англичане не могли сбить, чтобы он на их жизнь прельстился», как пишет автор.

Эти кусочки текста, где описано стремление левши на родину, читаешь с немым восторгом; понимаешь мастера, одобряешь, - сам бы так поступил, - и любишь его, простодушного, умного, своего, русского.

Из уважения к мастеру англичане показывают левше и машины, и механизмы, и всякие устройства, а он всё это смотрит, разумеет да на ружья внимание обращает, палец в дуло засовывает. И тут он понимает один секрет, очень важный в военном деле, и – всё! Домой заторопился, скорее, скорее, ничем не его удержать! Секрет донести своим надо!

Отправили его пароходом из Англии в Петербург, а левша даже в каюту не спускался – всё на верхней палубе сидел да в сторону родины смотрел. За это его английский полшкипер зауважал и предложил выпить. Потом предложил пари – пить на равных... Пили, соревновались… Короче, допились два дурака, полшкипер и левша, до чертиков, только у одного черт рыжий, а у другого – серый. Это по-нашенски!

А в Петербурге медоточивая легенда кончается и начинаются свинцовые русские будни. Если пьяного англичанина в Питере повезли в посольский дом и за два дня врачи на ноги его поставили, то левшу свалили на пол в квартале, т.е. в полицейском обезьяннике, если по-современному, где полицейские (государевы люди) его ограбили, забрали все деньги, забрали часы, сняли добротное пальто и потом его, беспамятного и полуголого, возили на морозе по городу, пытаясь пристроить в больницу. Но в больницах Левшу не принимали, т.к. у него не было «тугамента» (паспорта) – «до самого утра его по всем отдалённым кривопуткам таскали и всё пересаживали так, что он весь избился» и затылок его «порат (сильно) раскололся». Короче, на родине, куда он так стремился, левшу, сердешного, замучили, живьем замучили. И даже не по злобе. Больше по раздолбайству, равнодушию и тупости.
Как это по-русски!

Перед смертью мастер успел-таки сказать доктору тот секрет, что он понял в Англии:
- Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтоб и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся.
И это по-русски! Левша до последнего думает о родине, о деле, не смотря ни на какие мерзости.

Доктор передал эти сведения от левши чиновнику, но по чиновной глупости и трусости, что равна подлости, информация так и не дошла до царя. Таковы вечные нравы русской бюрократии. А потом проиграли Крымскую войну. Ружья кирпичом чистили.

Концовку рассказа о левше невозможно читать без внутреннего содрогания. Возникает ярая ненависть к бездушию русского государства! Судите сами: мастер не прельстился заграницей, стремится к своим, на родину, да не просто стремится, а несет в себе важнейший военный секрет, а на родине полицейские (государевы люди) его грабят, мучают и фактически убивают. Так и видно, как левшу волокут за ноги по лестнице, а голова его по ступенькам бьётся. К жестокости полиции добавляется угрюмое равнодушие бюрократии, когда без какой-то дрянной бумажки нельзя спасти человека и принять в больницу умирающего. Цинизм и бездушие.

За прошедшие полтораста лет ничто принципиально не поменялось в российском государстве. Кругом всё то же равнодушие бюрократов. Никому из начальников ничего не надо, кроме собственной корысти. Чиновная жадность, лень и трусость.
И человеческая жизнь ничего не стоит.
Ты никто и звать тебя никак.
Нет имени у левши.
Нет, и никогда не было.

Блоху подковать

Блоху подковать
Первоисточник - русская народная присказка-прибаутка: «Англичане из стали блоху сделали, а наши тульские кузнецы ее подковали, да им назад отослали». Это присловье писатель Николай Семенович Лесков (1831 - 1895) положил в основу своего рассказа «Левша» (1881). После этого выражение стало популярным.
Иносказательно: высшая степень изобретательности, таланта, мастерства.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Блоху подковать

Выражение это в значении: Проявить необыкновенную выдумку в каком-нибудь деле, уменье, тонкое мастерство – получило крылатость после появления рассказа Н.С. Лескова "Левша" (1881), который создан на основе народной прибаутки: Англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали".

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Блоху подковать" в других словарях:

    Блоху подковать - крыл. сл. Выражение это в значении: проявить необыкновенную выдумку в каком нибудь деле, уменье, тонкое мастерство получило крылатость после появления рассказа Н. С. Лескова «Левша» (1881), который создан на основе народной прибаутки: Англичане… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    блоху подковать - Виртуозно справиться с очень тонкой и сложной работой … Словарь многих выражений

    Разг. Обнаружить удивительную изобретательность, выдумку в каком л. деле. БТС, 85; ЗС 2001, 413. /i> Выражение возникло на основе рассказа Н. С. Лескова “Левша”. БМС 1998, 49 … Большой словарь русских поговорок

    Крылатые слова - устойчивые, афористические, обычно образные выражения, вошедшие во всеобщее употребление из определенного фольклорно литературного, публицистического или научного источника или на их основе (меткие изречения выдающихся общественных деятелей,… … Педагогическое речеведение

    Герой рассказа Н.С.Лескова «Левша» (1881, первая публикация под названием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (цеховая легенда)»). Произведение, созданное в духе лубка, обычно называют гимном таланту русского народа, олицетворенного в … Литературные герои

Книги

  • Левша , Н. С. Лесков. Рассказ "Левша" является одним из наиболее известных и ярких произведений писателя. Это история о тульском оружейнике Левше, сумевшем подковать стальную блоху работы английских мастеров.…
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!