Почему современные школьники не хотят учиться. «Опять эта школа!» Что делать, если ребёнок не хочет учиться

Глава 1 - «Единая проблема психологов»

К психологам часто приходят семьи с детьми школьного возраста. И едва ли не самой частой причиной обращения к психологу является успеваемость их детей. А еще точнее, проблема, выражаемая практически всегда одной и той же фразой: «Понимаете, он (она) совершенно не хочет учиться!»

Реальные проблемы школьной успеваемости - подросток не понимает объяснений учителя, не может выучить материал, решить задачи, обобщить, выделить главное и т. д., меркнут по сравнению с этой трудноразрешимой задачей. Особенно, это, относится к ученикам средней и старшей школы. Родители, как правило, уверены, что если бы он вот прямо сейчас "захотел", "взялся", "не ленился" и т. д., то все с учебой было бы нормально или даже очень хорошо. Удивительно, но и учителя, судя по всему, массово поддерживают это странное родительское мнение. То есть получается, что ребенку надо просто что-то такое сказать или объяснить, и он захочет учиться? Конечно же, нет!

Очень часто психологи от родителей (да и мы сами) слышат фразу: «Да они все сейчас такие (ссылаясь, плюс к этому на компьютер, телевизор и нынешнюю культуру, которые якобы испортили их детей)!» Как же это глупо звучит. Тогда зачем в школах изучают информатику, если компьютер портит детей; зачем вы покупаете им дорогие телефоны, почему вы разрешаете им смотреть телевизор долго, если сами на него же и ссылаетесь. Много еще много приводить таких подобных примеров. Не в этом дело.

Если ребенок не хочет учиться, а ценность образования представляется родителям безусловной, значит, его нужно просто заставить. Есть проверенная веками система поощрений и наказаний: если применять ее творчески, можно добиться неплохих результатов в управлении процессом. Потом ребенок повзрослеет, разберется, что к чему и еще будет нам благодарен за то, что не обращали внимания на его капризы.

Ничего не бывает просто так. У "нехотения" всегда есть конкретная причина. Возможно, ребенку не подходит эта программа, эта школа, эти учителя. Он не может и не хочет усваивать знания в одной форме, но, вполне вероятно, захочет, если форму поменять. По-настоящему заинтересованные в качественном образовании ребенка родители должны искать, пока не найдут "нужное", и интерес ребенка к учебе не восстановится.

Не нужно заставлять и давить на ребенка, а также экспериментировать на нем и перетаскивать его из школы в школу. Он личность, а не объект приложения наших амбиций. Вспомните, как вы сами любили русский язык, математику, химию, физику, биологию... Школьное образование - это еще не все. Пусть занимается тем, что ему нравится, и ищет себя. Со временем он сам во всем разберется.

Но помогают ли эти способы? Во множествах случаев нет. Даже в некоторых случаях они не верны.

Поэтому психологи применяют креативность, и например, дают такие советы ученикам: учить уроки, катаясь на велосипеде читать учебники, только вися вниз головой на турнике… Действительно, помогает, но таких советов для каждого не хватит. Образуется так называемый "дефицит рецептов".

Несмотря на обширную практику в этом столь важном для родителей вопросе, у психологов так и не появилось никакого внятного, постоянного и общего решения. Так если проблемы "не хотящих учиться" детей у сотен семей похожи, может быть, существует и какое-то "верное" решение этой задачи? И мы решили найти это решение.

Глава 2 - «Анкетирование учащихся»

Мы решили провести анкетирование учащихся с целью - узнать их мнения. Это конечно нам значительно помогло. Мы даже и не догадывались, сколько проблем возникает у учеников в процессе учебы. Это анкетирование мы проводили у учащихся 7 «А» класса.

Были такие вопросы:

№1 - Часто ли вы не хотите идти в школу?

№2 - Хотите ли вы, вообще, учиться?

№3 - Как вы считаете, каков процент учеников, которые не хотят учиться?

№4 - Назовите основные причины нежелания учиться.

№5 - Что должны делать учителя, чтобы проявить интерес к своему предмету?

Ответы на первый вопрос (Часто ли вы хотите идти в школу?) такие:

«НЕТ» - ответило 10 человек из 27;

«ИНОГДА» - ответило 6 человек из 27.

Итак, мы видим, что почти половина (даже больше на одного человека) хочет ходить в школу. Но зачем? Только для того что бы общаться и дружить что ли?

Ответы на второй вопрос (Хотите ли вы, вообще, учиться?) получились такие:

«ДА» - ответило 17 человек из 27;

«НЕТ» - ответило 7 человек из 27;

«ИНОГДА» - ответило 3 человека из 27.

Значит, все-таки большинство хочет учиться. Но почему тогда не хочет? Потому что просто учащимся неинтересно!

Средний процент учеников, которые не хотят учиться составил - 76,7% учеников. И только всего лишь 23,3% составляют ученики, которые хотят учиться.

Ответы на четвертый вопрос (Назовите основные причины нежелания учиться) были очень разнообразны. Вот такие слова там встретились:

домашнее задание (сказали 3 человек из 27);

скучно (сказали 6 человек из 27);

не хочу (сказали 2 человек из 27);

проблемы с учителями (сказали 2 человек из 27);

сложно (сказали 5 человек из 27);

рано вставать (сказали 5 человек из 27);

личная жизнь (сказали 4 человек из 27);

лень (сказали 17 человек из 27).

Если действительно столько проблем у учеников в школе, то почему их нельзя как-то решить?

) «Плохое воспитание и простая человеческая глупость» - это объясняет то, что каждый родитель в раннем детстве ребенка должен был его приучить к работе.

) «Очень большая нагрузка, ведь получается детей, лишают детства! Если он хочет погулять, наверняка не сможет это сделать! Например, я сижу до двух-трех часов ночи за уроками!» - это объясняет то, что учителя думают только о своих предметах, и догадываются, что и другие учителя много задают.

) «Нет интереса к предметам» - эта фраза поясняет, как скучно сидеть на уроках.

Эти три фразы навели меня на мысль - ученики понимают, что им это нужно, но некоторые не успевают справляться с таким объемом домашнего задания, некоторые из-за огромного объема домашнего задания просто специально начинают не выполнять домашнюю работу, в надежде, что учителя поймут это, и станут меньше задавать, а некоторым просто скучно.

Последний вопрос №5 (Что должны делать учителя, чтобы проявить интерес к своему предмету?) был довольно творческий и ответы казалось бы должны были бы быть разнообразны, но нет. Ответы получились такие:

Делать уроки надо более интересными (ответило 5 человек из 19);

Делать уроки надо легче и доступней преподносить материал (ответило 5 человек из 19);

Делать уроки надо более технологичней (т.е. больше использовать компьютер, делать презентации) (ответило 2 человека из 19);

Делать уроки надо не загруженными до предела (ответило 3 человека из 19);

Делать уроки надо разнообразными (ответило 4 человека из 19);

Делать уроки надо с шутками (как утверждал наш класс очень интересно сидеть на уроке - физика; преподаватель Полянский Сергей Евгеньевич) (ответило 6 человек из 19);

Делать уроки надо с более мягкой оценкой (ответил 1 человек из 19);

Все устраивает (ответило 3 человека из 19).

Учителя, прислушайтесь, пожалуйста, к мнению учащихся. Постарайтесь, пожалуйста, проводить уроки такими, какими хочется нам - ученикам.

Глава 3 - «Опрос преподавателей»

Если некоторые учащиеся ссылаются на вину преподавателей, то почему бы не узнать мнение самих преподавателей. Мы решили провести опрос преподавателей.

Первый вопрос был таким - «Согласны ли вы с утверждением - Многие ученики 21 века не хотят учиться». Ответы получились такие:

«Да» - ответило 1 из 5 педагогов;

«Нет» - ответило 3 из 5 педагогов;

«50*50» (т.е. частично, а почти половина) - ответил 1 из 5 педагогов.

Большая нагрузка (с этим утверждением согласились 4 из 5 учителей);

Домашнее задание (с этим утверждением никто из учителей не согласились);

Скучно (с этим утверждением согласились 2 из 5 учителей);

Не хочу (с этим утверждением согласились 1 из 5 учителей);

Проблемы с учителями (с этим утверждением согласились 2 из 5 учителей);

Сложно (с этим утверждением согласились 3 из 5 учителей);

Рано вставать (с этим утверждением никто из учителей не согласились, говоря мне в ответ, что это просто распорядок дня);

Личная жизнь (с этим утверждением согласились 2 из 5 учителей);

Лень (с этим утверждением все 5 учителей были согласны).

Следовательно, мы храбро может сказать, что главной причиной как по мнению учителей так и по мнению учеников, является простая лень.

Но к ответу о главной причине из-за чего многие ученики 21 века не хотят учиться является - лень можно только добавить, что лень не появляется сама по себе. Лень - это такое явление, появляющееся из-за какой-то причины. Так мы видим и с учащимся. Но из-за чего эта лень?

Глава 4 - «Польза или вред»

Как утверждают многие, и даже почти все родители учащихся вред их учебе приносит современная техника. В основном родители склоняются к телевизору и компьютеру. Многие дети могут подолгу просиживать за игровыми приставками, выпрашивая у родителей или выменивая у приятелей все новые и новые картриджи. Счастливые обладатели "настоящих" компьютеров (которых, заметим, становится все больше и больше) имеют еще большие возможности для времяпрепровождения, включая работу, обучение или развлечения в сети Интернет. Как относиться к этому? Держать и не пускать или, наоборот, предоставить событиям развиваться своим чередом, ссылаясь на то, что у каждого поколения свои вкусы?

Вот несколько советов для того, чтобы ребенок меньше сидел за телевизором и компьютером, и больше занимался уроками:

)Ограничивайте время, которое ребенок проводит перед экраном телевизора и компьютера. Обоснованно безопасными считаются следующие сроки.

Для ребенка 7-10 лет. Телевизор - не больше двух часов в день с обязательными перерывами. Компьютер - не больше полутора часов в день, с обязательными перерывами после каждых 20 минут обучения или игры.

Для ребенка старше 10 лет. Телевизор - не больше трех часов в день с обязательными перерывами после каждого часа. Компьютер - не больше двух часов ежедневно, с обязательными перерывами каждые полчаса.

) Не пренебрегайте общеизвестными правилами безопасности. Смотреть современный цветной телевизор можно с расстояния не меньше полутора метров. Для старых телевизоров это расстояние не должно быть меньше двух метров. Если на вашем компьютере не слишком современный монитор, обязательно приобретите дополнительный защитный экран. В просмотре телевизионных передач и работе на компьютере каждые 30-40 минут обязательно надо делать перерывы.

3) Если ребенок страдает невропатией <#"justify">1)Чаще говорите ребенку о том, что он должен учиться в любом случае, несмотря на все чувства, которые он по этому поводу испытывает.

Постоянно приводите примеры людей, которые всю свою школьную жизнь ненавидели школу, а потом добились больших успехов благодаря полученным там знаниям.

) Чаще говорите ребенку о его недостатках, по возможности реже упоминая о достоинствах. Не ограничивайтесь общими определениями типа "лентяй", "негодяй", "безмозглый", "безрукий". Если у ребенка плохая память, недостаточно развито внимание или плохо с абстрактным мышлением, не забудьте об этом упомянуть. Необходимо также почаще говорить ребенку о том, что все эти качества останутся с ним навсегда, так как он "абсолютно не работает над собой".

) Обязательно скажите ребенку о том, что с таким, как с ним (глупым, малообразованным, нечитающим, физически слабым, трусливым и т. д.), никто никогда не будет дружить. Если ребенок возразит вам в том духе, что с ним уже дружат Катя и Вася, презрительно поднимите брови и патетически воскликните: "Разве это дружба?! Вот в наше время..." Договаривать фразу не надо, чтобы идеальную картину дружбы в "ваше время" ребенок мог достроить сам. Хотя обязательно надо упомянуть о том, что в ваше время заболевшим одноклассникам всегда приносили на дом уроки (у теперешних детей это почему-то не принято). Пусть ребенок, которому приходится узнавать уроки по телефону, осознает неполноценность собственных отношений с одноклассниками.

) Часто и со вкусом рассказывайте ребенку, какая ужасная судьба его ждет, если он не будет хорошо учиться. Обязательно упоминайте о криминальных "шестерках", проститутках, алкоголиках, продавцах с лотков и "дубоголовых" охранниках. Попробуйте рассказать ему о том, что Борис Ельцин, Борис Немцов и Борис Березовский хорошо учились в школе. Чаще приводите в пример родителей, то есть себя. Если вы преуспели в жизни, то это только потому, что десять лет смотрели в рот учительнице. Если же вы или ваш супруг (супруга) считаете себя неудачниками, то поясните ребенку, что, учись вы в школе чуть получше, - давно бы уже стали космонавтами или банкирами (в зависимости от ваших пристрастий и идеалов). А можно (для гармонии) так: папа - космонавтом, а мама - банкиром. Честное слово, ваш ребенок получит истинное удовольствие.

Глава 5 - «Как пробудить интерес к учебе»

Каждый педагог, в каком бы учебном заведении он ни работал, хорошо знает, что от умения пробудить интерес к своему предмету во многом зависит успех урока. Однако пробуждение познавательного интереса - это всего лишь начальная стадия большой и сложной работы по воспитанию глубокого интереса к знаниям и потребности в самообразовании. Мы нередко не задумываемся над тем, как работали ученики на уроке, какие главные направления избрал преподаватель для пробуждения и развития творческой активности, самостоятельности мысли, стремления к самообразованию и самовоспитанию у своих учеников. А ведь в этом состоит главное!

Пробуждая и развивая интерес к конкретной теме, конкретному предмету, каждый учитель не просто осуществляет простую передачу опыта, учит чему-то своих учеников, помогает им овладеть конкретными умениями и навыками, но одновременно укрепляет веру в свои силы и творческие возможности у слабых учеников, не даёт остановиться в своём развитии более сильным детям, учит всех воспитывать у себя силу воли, твёрдый характер и целеустремлённость при выполнении сложных заданий. Всё это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова.

Чем интересуется сегодняшние школьники больше всего? Кем мечтают стать? Какое влияние оказывает на них современная жизнь общества? Что помогает лучше учиться, проявить свою творческую индивидуальность? Какую роль играет школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?

Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно учебные заведения готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной, политической жизни общества. Поэтому роль школы, как базового звена образования чрезвычайно важна.

Определение стратегических направлений развития систем образования волнуют практически всё мировое сообщество. В книге «Школа для XXI века. Приоритеты реформирования образования» американский педагог Филлип С. Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов, работодателей, школьных функционеров, подчёркивает, что на вопрос: «Что вы хотите от школы?» получал, как правило, один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». Это и понятно, рассуждает автор, если ученик знает, как учиться, способен достигать цели, если он умеет работать с книгой, получать знания от учителя, искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать самые разнообразные источники информации для решения этих проблем, то ему будет легче повысить свой профессиональный уровень, переквалифицироваться, приобрести любые необходимые дополнительные знания, - а ведь именно это и нужно в жизни.

МОСКВА, 20 ноя — РИА Новости. Около половины российских учеников не хотят учиться в школе из-за неприязни к учителю, рассказал РИА Новости президент Ассоциации детских психологов и психиатров России Александр Кузнецов. С какими трудностями сталкиваются школьники, как вернуть ребенку мотивацию к обучению и привить самостоятельность, рассказали РИА Новости эксперты накануне Дня ребенка, который отмечается 20 ноября.

Мам, а выходные скоро?

Мама второклассника, учащегося подмосковной средней школы, Мария Ремпель не ожидала, что у ее восьмилетнего сына Марка могут возникнуть проблемы с учебой. Сама она училась в школе на "отлично", Марк же пока не может похвастаться такими успехами. Первую четверть второго учебного года мальчик окончил с одной тройкой по русскому языку.

"Он так не любит школу, что каждый день спрашивает меня, когда же будут выходные", — рассказала Ремпель РИА Новости.

По мнению родительницы, у сына нет желания учиться, потому что школьный учитель не смог его заинтересовать. "Раньше мы приходили в школу учиться, а сейчас приходим показать, чему научились дома с родителями", — сказала она.

Кроме того, по словам Ремпель, в школьных учебниках много сложных и странных заданий, решить которые может даже не каждый взрослый человек. "И родителям второклассника приходится решать задачи коллективным разумом на специальных форумах в интернете или по телефону", — отметила Ремпель. В итоге получается, что выполнением домашней работы больше озабочены не дети, а сами родители.

Учиться, учиться, учиться

Нежелание ребенка любого возраста ходить в школу — это самозащита от большой нагрузки, считает учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель РФ Инна Голенок.

"Получается, что ребенку неудобно, некомфортно от того, что он не делает, а когда он начинает все делать, то ему тоже некомфортно, потому что устает", — пояснила она.

Голенок отметила, что загруженность учителей, связанная с недостатками базового планирования, проецируется на учеников. "Программа сделана так, что на предмет выделяется иногда один час в неделю. А один час в неделю по всем психологическим правилам вообще не должен быть: знания не закрепляются, нет повторения, отсюда большая нагрузка", — считает учитель.

Директор физико-математического лицея N 239 в Санкт-Петербурге, победитель Всероссийского конкурса "Директор школы-2012" Максим Пратусевич согласен с тем, что программа у современных школьников непростая. Вместе с тем, он считает лень главной причиной нежелания учиться в школе.

"Мало времени и работать надо, а работать нынче не очень принято. Дети не приучены к работе. Говорят, учиться надо весело, чтоб хорошо учиться, а это не так. Учеба — это напряженный труд. Мы же учимся для жизни, а в жизни надо напряженно трудиться, уметь это делать", — сказал Пратусевич.

Чему учат в школе?

Детские психологи уверены, что ключевую роль в отношении ребенка к школе играет первый учитель, который должен мотивировать ребенка учиться. Президент Ассоциации детских психологов и психиатров Александр Кузнецов рассказал РИА Новости, что школам в России всегда не хватало индивидуального подхода к каждому ученику.

"Школа ориентирована на среднего ученика, поэтому ни о какой индивидуальности речи быть не может. Доказано, что сильные ученики спускаются до уровня средних через два-три класса", — сказал Кузнецов.

По его словам, часто ребенок не хочет ходить в школу именно из-за того, что не любит своего учителя. Или ребенок ходит в школу не за знаниями, а чтобы просто пообщаться и покрасоваться перед сверстниками. "Мы не любим предмет, учителя по которому мы не любим. Из нашей практики, примерно 50% детей в начальной школе, когда их спрашивают об учителе, отвечают, что учитель им не нравится", — отметил психолог.

По словам Кузнецова, если родители хотят, чтобы у ребенка не было проблем с обучением в школе, они должны сохранить главное — мотивацию ребенка к обучению. "И не за счет того, что учеба — это труд, это глупость большая, а наоборот, объяснять, что учеба — это интересно всегда. Нужно искать способы, как не убить естественное природное любопытство ребенка к знаниям", — заметил он.

Правильная помощь

Психолог дал несколько практических советов родителям, которые не могут заставить ребенка учиться в школе. Прежде всего, родители должны выяснить, нравится ли ребенку учитель. "Если ребенку учитель не нравится, смените учителя. Это может быть учитель в соседней школе. Не надо привязываться к школе только потому, что она ближайшая к дому", — рекомендует Кузнецов.

Если не удается найти хорошего учителя, можно перевести ребенка на домашнее обучение. "По новому закону об образовании это можно сделать очень просто: приходишь в школу, пишешь заявление и все. Потом только нужно будет сдавать контрольные", — пояснил психолог, отметив, что его дети, например, уже давно постигают школьную программу в домашних условиях.

Обучение дома экономит много времени и воспитывает у ребенка самостоятельность. "Если ребенок умеет читать, он может самостоятельно изучить тему. Если у него есть вопрос, он может спросить родителей или посмотреть многочисленные видеоуроки в интернете", — сказал Кузнецов.

Еще один совет — назначить ребенку призы, чтобы у него была мотивация в полном объеме и самостоятельно выполнить домашнюю работу. Например, дети могут зарабатывать право двадцать минут заниматься познавательными приложениями на планшете после восьми вечера. Впоследствии ребенок привыкнет к определенному ходу событий, к ритуалу и начнет делать уроки самостоятельно.

"Родители не понимают, каким образом можно помочь ребенку делать уроки. Они не могут заставить ребенка оторваться от компьютера и по пять часов делают за них уроки. В результате ребенок привыкает и говорит: "Мам, уже поздно, а ты не могла бы за меня физику сделать?!" У ребенка формируется такое отношение, что мама все равно меня не отпустит, пока я уроки не сделаю, а поскольку ей тоже надо идти спать, она в конечном итоге все за меня сделает, мне только надо побольше тупить и поменьше делать", — пояснил Кузнецов.

Психолог отметил, что примерно у 20% детей имеется синдром дефицита внимания. "Поэтому еще один совет: детей нужно учить отдыхать и разбивать сложные задания на мелкие. Чтобы у ребенка не было ощущения, что он сидит за уроками до посинения", — сказал он. Для контроля времени труда и отдыха можно использовать таймер для готовки или песочные часы.

В младших классах обязательно нужно приучать ребенка к чтению. "Прививая любовь к чтению, вы застрахуетесь от большинства проблем в образовании", — считает психолог. Простейший способ научить ребенка любить книги — проявлять интерес к тому, что ребенок читает вам вслух. "У нас обычно очень мало времени, чтобы слышать ребенка. Когда ребенка слушаешь, ему очень нравится читать взрослому, особенно если взрослый искренне интересуется", — добавил Кузнецов.

Иногда важно купить учебники за предыдущий класс и провести диагностику и определить тот уровень, с которым ребенок справляется на "отлично". "И сказать ребенку: все, дома мы начинаем учиться с этого уровня. Нужно догнать программу, чтобы человек встал на твердую почву и чувствовал себя уверенно в классе", — сказал психолог.

Но самое главное правило, о котором должны помнить родители — никогда не говорить ребенку, что он глупый, и не раздражайться, если он что-то не понимает. "Если вы раздражаетесь, значит, вы ставите завышенные цели. Спуститесь ниже. И обязательно поощряйте самостоятельность ребенка", — заключил Кузнецов.

14

Счастливый ребенок 24.10.2017

Дорогие читатели, в сентябре наши дети пошли в школу, и уже сейчас у многих появились трудности – ребенок не хочет учиться. И этот вопрос нельзя оставлять открытым, ведь проблема нарастает, как снежный ком. Как правильно объяснить детям необходимость школьного обучения? Почему ребенок не хочет учиться, в чем истинная причина? И как помочь сыну или дочери справиться с этой ситуаций, не скатываясь к назиданиям и эмоциональному насилию?

В нашей рубрике мы предлагаем несколько проверенных советов родителям, чей ребенок не хочет учиться в школе. Выбирайте то, что подойдет вам и вашей семье, пробуйте, практикуйте, и приятной вам учебы! Ведь школьные годы – чудесное время, и оно ни в коем случае не должно стать пыткой для ваших детей и вас самих. Передаю слово ведущей рубрики Анне Кутявиной.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Многие из нас вспоминают школу с теплом. Веселое время, тетрадки и учебники, уроки и долгожданные каникулы, дружные одноклассники, совместные походы, экскурсии, олимпиады и экзамены. Сейчас кажется, что все это было просто как дважды два по сравнению с теми задачами, которые порой ставит перед нами взрослая жизнь. И в ней уже не так легко, как прежде, получить пятерку и уж совсем невозможно пересдать неуд.

Поэтому нам часто непонятно и даже досадно сталкиваться с ситуацией, когда наш ребенок совсем не хочет учиться. Ведь вроде вкладываешь в него много времени и сил, стараешься, а он все равно за свое: «Не хочу учиться!» Сразу возникает чувство вины – видно, плохо воспитывали, раз он так себя ведет. Или желание резко все исправить с помощью собственного авторитета: «Вот я сейчас тебе покажу!»

Но, увы, такие методы не помогут и не дадут нужного результата. Ведь сначала надо разобраться с причинами отказа от учебы, а потом уже решать что предпринять.

Разберемся в причинах

Почему ребенок не хочет учиться? Важно понимать, что причина подобного поведения зависит во многом от возраста. Одно дело, когда ребенок 6 лет не хочет учиться, и совсем другое – когда не хочет учиться ребенок 10 лет. Мотивы будут совсем разными.

Сначала рассмотрим основные причины нежелания учиться самых маленьких школьников. Честно и беспристрастно оцените ситуацию и найдите похожие признаки в вашей семье. А дальше можно будет выбрать для себя подходящий вариант решения проблемы.

Избыточный контроль, гиперопека и большие надежды

В последнее время эта причина нежелания ребенка учиться очень часто встречается. Мама с папой контролируют каждый шаг малыша, опекают его, следят за любым словом и действием. И автоматически берут на себя ответственность за учебу.

Ребенок идет в первый класс, потом во второй и в более старшие, а мама все время делает с ним уроки. А по сути, за него. Мама сама собирает портфель сына или дочери, знает обо всех его школьных делах. Сам ребенок от такой гиперопеки перестает думать и что-то делать самостоятельно. Иногда его лишают даже права голоса: мама сказала, что так правильно, значит, так и есть.

Для чего родители так себя ведут? Конечно, не из желания навредить ребенку. Наоборот, они хотят как лучше, пытаются помочь несмышленышу, ведь для них он так и остается маленьким. Отдельный пунктик в жизни современных мам и пап – сделать для детей все, обеспечить их наилучшим.

Также бывают ситуации, когда мама или папа сами не делают за ребенка уроки, но в приказном тоне контролируют его поведение. Тщательно проверяют уроки, усаживают детей за домашнее задание под неусыпным контролем и не в желаемое для них самих время, а когда прикажут. Да еще и приговаривают, каким большим человеком они хотят видеть ребенка в будущем, как они для этого стараются.

Что делает ребенок, когда попадает под такую опеку и контроль? Перестает учиться. Ему становится неинтересно и скучно. Родители, в свою очередь, усиливают давление, начинают ломать волю ребенка. Тот сопротивляется, начинаются конфликты и скандалы. А поскольку возникает ситуация из-за школьных занятий, появляется неприязнь к самой школе.

Сложности в общении с ровесниками

Вторая важная причина нежелания учиться и вообще ходить в школу – конфликт с одноклассниками. Возможно, ребенка обижают или дразнят в школе, с ним не хотят дружить, не принимают в компанию. Или он слишком стеснителен, не умеет общаться и устанавливать контакты с детьми. И из-за этого он страдает, отказывается учиться.

Негативные эмоции, связанные с режимом

Порой дети бунтуют против необходимости соблюдать строгую дисциплину: рано вставать утром, долго сидеть за партой, делать уроки каждый день. А ему хочется, как и раньше, бегать и прыгать, проводить время в игре.

Банальная скука

Нередко дети, которые с раннего детства показывают хорошие результаты в развитии и обучении, приходят в школу и начинают скучать. Родители недоумевают: почему ребенок не хочет учиться? Они так мечтали о его выдающемся будущем!

А ребенок ходит на уроки из-под палки, его успеваемость страдает. И он продолжает лениться делать скучные задания, особенно те, что были пройдены им до школы.

Сложные отношения с учителем

Увы, от ситуации, когда у преподавателя есть любимчики и изгои, никто не застрахован. В итоге ребенок тратит много сил на эту проблему, а на обучение внимания просто не хватает.

Проблемы со здоровьем

Если у ребенка есть какое-то заболевание, чаще всего он получает много внимания и поблажек со стороны родителей, а затем и учителей. Все их жалеют, относятся к ним снисходительно. Увы, дети нередко этим пользуются и симулируют недомогания. Ведь за прогулы никто не наругает, а хорошую оценку поставят и из жалости. Спрашивается, зачем тогда учиться и ходить в школу?

Неумение сосредотачиваться

Взросление – долгий и поэтапный процесс. Нет смысла ругать ученика младших классов за то, что он не хочет учиться. Важно понимать, в этом возрасте дети просто не умеют долго удерживать внимание на чем-либо, кроме игры. Сидеть за партой и слушать учителя – задача не из легких для шестилетки. По утверждению ученых, полноценно учиться и воспринимать всю нужную информацию на уроке ребенок сможет лишь к 10-12 годам.

Родители подростков часто жалуются, что подросшие дети просто перестают учиться и стремиться к знаниям. Даже если в начальных классах учеба шла на ура, в переходный период у сыновей и дочек падает успеваемость, они перестают делать домашние задания, а нередко и просто прогуливают уроки.

Кроме названных выше причин нежелания ходить в школу, в подростковом возрасте появляются новые факторы. Ребенок 12 лет не хочет учиться – почему? Рассмотрим возможные причины подробнее.

Становление личности

Это очень важный период в развитии человека, но он не всегда проходит гладко. В 12-13 лет у детей начинается половое созревание, а с ним и период несогласия с правилами, бунтарства. Также это отражается и на учебе.

Непосильная физическая и эмоциональная нагрузка

Часто бывает, что родители в стремлении дать ребенку лучшее забывают о пределах возможностей. В итоге ребенок ходит на десятки внешкольных занятий и просто не успевает отдыхать и восстанавливаться. Ситуация усугубляется, если в семье напряженные отношения, и даже дома ребенок не может расслабиться.

Отсутствие интереса к какому-то предмету или проблемы с его освоением

Кому-то не дается математика, другим – иностранный язык, третьим – биология с химией. Все мы индивидуальны, и невозможно одинаково любить все предметы и успевать в них.

Перемена условий учебы

Переход ребенка в другой класс или школу, перемена места жительства, смена режима обучения тоже может стать причиной потери интереса к школе. Ведь ребенку приходится подстраиваться под не всегда удобные условия, терять контакты с одноклассниками и привыкать к новому коллективу. А это непростые задачи.

Потеря мотивации, недостаток потребности в познании нового

Бывает, что дети в какой-то момент перестают видеть смысл в учебе. Особенно если видят примеры, когда более образованные взрослые добиваются меньших успехов, чем бывшие двоечники. Возникает закономерный вопрос: а зачем учиться?

Довольно сложно давать какие-то советы, не видя конкретной ситуации. Но в целом можно предложить следующие рекомендации.

В случае чрезмерного контроля

Если имеет место чрезмерный контроль и опека, лучше дать ребенку больше свободы. Да, сначала, скорее всего, успеваемость еще больше упадет, ведь ребенок почувствует волю и станет делать то, что раньше было под запретом. Но потом он поймет, что быть в числе отстающих тоже невесело, и начнет делать шаги к повышению успеваемости. А когда он почувствует вкус успеха, то вряд ли уже сможет от него отказаться.

Скука

Если ребенок явно опережает одноклассников по уровню развития и скучает на уроках, нужно выбрать для него школу с усложненной программой. Так ребенок получит новые знания и перестанет скучать.

Конфликты с одноклассниками и учителями

В случае конфликтов с одноклассниками или учителем мама с папой должны мягко разъяснить ситуацию и продумать варианты решения. Если не получается сделать это самостоятельно, можно обратиться к психологу.

Лучше избегать сравнений ребенка с ровесниками, не нужно приводить ему в пример успехи одноклассников и других ребят.

Важно научиться находить компромиссы. Позволяйте ребенку самому решать, в каком порядке выполнять задания, отводите время для отдыха и приятных ребенку занятий. Ведь школа – не каторга, и жизнь ребенка не должна состоять только из учебы.

Если сын или дочь переживают переходный возраст, важно в это время не наседать на них, а помочь справиться с трудностями. Главная задача родителей – не сделать из детей отличников, а сохранить теплые с ними отношения. При необходимости можно нанять репетитора.

Важно помнить, что дети любого возраста нуждаются в родительской поддержке, внимании и любви.

Успехов вам и вашим детям!

Предлагаю посмотреть видео на тему, как помочь ребенку учиться в школе, если он не хочет.

Анна Кутявина,
психолог, сказочница,
хозяйка сайта Сказочный мир ,
автор книги-тренинга для взрослых Копилка желаний

Я благодарю Аню за такую важную для многих тему. Почти у всех бывают периоды, когда дети с меньшей охотой начинают ходить в школу. И пусть вопрос при этом будет стоять не слишком остро, но конечно, стоит разобраться, из-за чего возникает это нежелание. Все рекомендации Ани прекрасно помогут в этом случае.

А сейчас я предлагаю послушать вам песню Школа . Клип группы Любовные истории .

Смотрите также

14 комментариев

    Марфа
    19 Сен 2018 в 6:32

    Ответить

Учитель математики и информатики

Вопрос от Аллы, Москва:

«Что делать? Ребенок не хочет учиться в школе. Сыну 13 лет. Вот уже второй год не хочет ходить в школу, не хочет учиться, боится признаться в плохой успеваемости. После родительского собрания, на котором стали известны все его оценки, сказал бабушке, что ему остается только „повеситься“ и что он не хочет жить…»

Отвечает Виктория Винникова, педагог:

Понимаю ваше состояние. Мы начинаем бить тревогу, когда не понимаем поведение и поступки ребенка. Особенно часто это происходит в период пубертата. Не надо ждать непоправимого, услышьте его крик о помощи. И постарайтесь понять.

Почему ребенок не хочет учиться в школе? В чем причины? Что это: неусидчивость, неумение сосредоточиться, безответственность? Или ребенок просто не видит смысла в этой гонке за хорошими оценками? Точные ответы дает Системно-векторная психология Юрия Бурлана, которая раскрывает наши бессознательные желания.

Почему ребенок не хочет учиться - разбираем причины

Изначально все дети хотят учиться, они от природы любознательны и хотят развиваться. Значит, что-то пошло не так, и ошибки допустили мы - взрослые.

Что же на самом деле мешает учиться? Найдем корень проблемы - поймем, как ее решить.

Все мы разные, при этом каждый обладает врожденными желаниями, талантами и способностям. В терминах Системно-векторной психологии - векторами.

Итак, свойства психики разные, а в школе действуют единые стандарты обучения. В итоге все становятся заложниками системы. Дети попадают в жернова системы образования, которые работают без учета индивидуальных особенностей.

Очень часто мы начинаем искать внешние причины, обвиняя мир вокруг. Сознание подкидывает нам рационализации вместо истинных причин. И вот уже кривое зеркало показывает нам такие причины отсутствия желания учиться: плохая или злая учительница, плохие одноклассники, не та школьная программа или вообще система образования никуда не годится.

Но, обвиняя мир вокруг, мы не найдем ответа. Тут нужно смотреть в самую суть и видеть всех насквозь. Системно-векторная психология дает нам специальные 3D очки, чтоб видеть истинные причины. Хотите такие 3D очки?

Уверена, ваш ответ - ДА!

Не хотят учиться или не хотят в школу

Наша психика так устроена - мы либо бежим за наслаждением, либо избегаем страданий. В нашем случае, ребенок бежит от страданий. Какие страдания испытывает подросток, если бежит от школы, коллектива, не хочет учиться? Конфликты, непонимание в коллективе, сложные отношения с учителями - все это, как снежный ком, сваливается на подростка.

Ребенок сам не осознает, что на самом деле происходит и как ему лучше поступать, когда вокруг все не так. Ведь он находится в плену своих страхов, неуверенности, в поисках внутреннего стержня.

Сложности с учебой у вашего сына начались в 11 лет. Это возраст, когда подростки начинают заявлять о своих желаниях и сопротивляются тому, что им не нравится. Что же можно сделать и как помочь ребенку выбраться из этого замкнутого круга? Очевидный ответ - нужно делать не то, что мы делали до этого, а что-то другое - найти внутренние причины, почему ребенок не хочет учиться.

Не хочет учиться или не успевает?

Практически полностью соответствуют портрету идеального, даже золотого ученика дети, у которых есть анальный вектор. От природы они наделены усидчивостью, великолепной памятью, обладают аналитическим складом ума и хотят учиться. Такие ребята старательны и скрупулезны, пока не разберутся до конца в вопросе, не могут усвоить материал.

Именно дети с анальным вектором становятся заложниками бешеного скоростного ритма, который естественно проникает и .

Сначала он пытается адаптироваться к ситуации, но постепенно нагрузка возрастает, и такой ребенок перестает все успевать. Ему не хватает времени разобраться во всех деталях, вникнуть в тонкости предметов. И тогда он бессознательно начинает сопротивляться школьной нагрузке, с которой ему сложно справиться - начинает упрямиться, обижается, впадает в ступор.

Какие чувства испытывает при этом ребенок?

По своей природе он хочет быть самым лучшим, он искренне старается, но при этом не получает той оценки своего труда, которая соответствовала бы вложенным им усилиям. Из-за этого возникает обида. Все, что бы он ни делал, оказывается недостаточно, и у него постепенно опускаются руки. И вот он уже не знает, с чего начать, в каком предмете подтягивать хвосты, когда программа ушла далеко вперед. Кроме того, его может мучать чувство вины за то, что он не оправдал возложенных на него надежд учителей и родителей, и неуверенность в собственных силах. Все это мешает ему начать учиться.

А система и родители давят на него еще сильнее. Взрослым кажется, что ребенок должен делать всё быстро и все успевать, не рассиживаться с уроками, давать четкие ответы на вопросы, а он не может этого сделать в силу своих природных особенностей: ему нужно время, чтобы усвоить материал, и ответы такие дети часто дают подробные, порой растягивая слова и застревая на деталях. У педагога иногда не хватает терпения выслушать такого ребенка до конца, подождать, когда он дойдет в своих рассуждениях до сути. На самом деле, у этого ребенка заложены способности, которые позволят ему в будущем стать лучшим экспертом-профессионалом своего дела. А взрослым нужно постараться быть более терпеливыми к такому ребенку. Они должны понимать - ученик делает это не сознательно, просто его природные данные входят в этот момент в противоречие с требованиями школы.

Школа требует стандарт, а ребенок индивидуален

Взрослым кажется, ребенок должен соответствовать стандартам, а он не может в силу своих природных свойств. Он старается, а у него не получается. Кто виноват в этой ситуации?

Я не буду обвинять систему образования, потому что она подстраивается под ритм современного мира и пытается, как может, адаптировать детей к этим быстро изменяющимся условиям. Но особые медлительные дети при таких ситуациях попадают в сверхстресс. Ребенку заданы от природы свойства быть отличником, а он не может этого достичь в силу обстоятельств, которые от него не зависят.

Сделать домашнее задание качественно, разобраться в теме досконально - это их желание. А на деле получается полная противоположность - быстрый темп и буквально гонка. Когда желание очень долго не сбывается, то у человека наступает фрустрация - хочу и не получаю. В этом одна из причин того, что ребёнок не хочет учиться, не хочет ходить в школу.

Ведь он в школе вместо удовольствия получает стрессы.

Исходя из особенностей психики таких детей, попробуем предпринять другие шаги. Вот один из советов:

  • Возьмите один какой-то предмет и попробуйте восстановить пробелы и закрыть «хвосты». Для ребенка с анальным вектором это абсолютно посильная задача. Он с удовольствием возьмется за дело. Ведь в его природе - делать все последовательно и не спеша. Очень сложно восстановить материал, когда отставание очень большое. При этом у детей пропадает сам интерес к учебе. Если есть возможность, возьмите репетитора.

Но если же взрослые заставляют его бежать во все стороны, упрекая - «у тебя и по математике двойка, по русскому ты коряво пишешь, а по английскому незачёт»? От таких замечаний он ещё больше впадает в ступор, поскольку вообще не понимает, а что же делать и как разгрести эти завалы. Поэтому:

  • Поговорите с ребенком в хорошем позитивном ключе, без упреков и осуждений. Объясните ему, как важно учиться. Скажите, что вы в него верите и будете хорошо к нему относиться вне зависимости от его успехов в учебе.
    Составьте план и старайтесь по чуть-чуть его выполнять. После методичной работы с одним предметом ребенок с анальным вектором приобретет уверенность в своих силах и по аналогии сделает то же самое с другими предметами.

Ребенок не хочет учиться или не может быть усидчивым?

Взрослые рисуют себе портрет идеального ученика. Он должен быть внимателен, усидчив, обладать хорошей памятью, при этом быстро схватывать информацию. Но реалии жизни рисуют другой портрет, который зависит от врожденных заданных свойств ребенка, его векторов. И часто подвижным детям с кожным вектором, которые могут схватывать все на лету, ставят . Такие дети постоянно вертятся на уроках, что-то роняют, разговаривают и отвлекают других детей, не могут спокойно высидеть 40 минут до звонка.

Учителя жалуются на то, что они невнимательны и не хотят учиться. Так ли это на самом деле? Конечно, нет. Просто к этим школьникам нужен особый подход, который легко находят учителя с системным .

При этом у таких школьников очень адаптивная психика и они легко подстраиваются под реалии современной системы образования, если их немножко подтолкнуть и объяснить им через их внутренние ценности, зачем им нужна учеба.

Из школы бегом - в школу ползком

Есть особые ученики - гении в потенциале. Это обладатели звукового вектора. Таких детей всего 5%. У них от природы день и ночь с точностью наоборот. Именно поэтому такие дети ночью оживляются, а утром их не поднять в школу.

Звуковики - любители тишины, темноты и одиночества. Для них школа - естественный стресс. Там шумно и многолюдно. И если мальчик со звуковым вектором на перемене отстраняется от всех - это нормально. Все орут, а ему буквально больно от резких звуков.

Ребенок со звуковым вектором пытается спрятаться от неприятных и громких звуков, и тогда он уходит в себя. Учителя спрашивают, а он отвечает, как бы выходя из своего внутреннего мира: «А? Кто? Я?»

Его волнуют абстрактные вопросы, а не гонка за оценками. Он весь в себе, потому что бессознательно ищет ответ на самый главный вопрос в своей жизни - в чем смысл жизни.

И когда звуковика выдергивают из его размышлений и поиска ответов, он начинает тихо ненавидеть людей со всеми их «тупыми» вопросами и материальными желаниями. У звуковика мощный абстрактный интеллект, и школьная программа дается легко, почти без всяких усилий. Они и так все знают, и в школе им откровенно скучно. Сравнивая себя с другими детьми, они начинают испытывать чувство внутреннего превосходства. Поэтому часто они высокомерны, и окружающие кажутся им тупыми или даже идиотами.

И тогда это чувство превосходства может сыграть с ними злую шутку: они перестают вкладываться на занятиях, не делают домашнее задание, считая, что это слишком легко и еще успеют сделать на перемене между занятиями. Они могут читать на уроке учебник по другому предмету или какую-то внеклассную литературу по интересам. Считая себя выше других, они недоумевают, чему учителя могут их научить. Так рождается конфликт между ребенком и преподавателями.

Часто учителя говорят про такого ученика, что он не хочет учиться. А на самом деле он просто не видит в этом смысла.

Звуковой вектор - это гигантский объем психики. В тишине такие дети способны складывать гениальные мыслеформы. Все великие открытия на земле сделаны звуковиками.

Но звуковику бывает сложнее всего приспособиться к окружающему миру. Увлеченные своими мыслями, они забывают обо всем на свете. Это о таких говорят: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду» .

От постоянного воздействия громких звуков и от оскорбительных смыслов, которые транслируют учителя и родители («Ты тупой! Ты ничего не соображаешь! Зачем я тебя вообще родила?» ), звуковик может настолько глубоко уйти в себя, что у него теряется способность к обучению. А сегодня громкие звуки и негативные смыслы окружают нас почти повсеместно - в школе, в семье, с экранов телевизоров. При такой ситуации многие дети - не только звуковики - утрачивают способность к обучению через ухо: слышат слова, но воспринимать их не могут.

А иногда, когда звуковой ребенок замыкается в себе и теряет связь с людьми, в пубертате у него может даже возникнуть страх сойти с ума. Тренинг «Системно-векторная психология» помогает справиться с этой проблемой.

Как помочь ребенку со звуковым вектором - системные советы

Ребенок в подростковом возрасте всегда требует к себе особого внимания и деликатности.

Самое сложное - убедить учиться ребенка со звуковым вектором. Здесь может помочь только увлечение и вовлечение в какую-то область, которая даёт вызов его огромному абстрактному интеллекту. Это может быть программирование или решение олимпиадных задач. Всё что угодно, даже исследовательские работы.

Кстати, сочетание кожного и звукового векторов дает талант к программированию, а сочетание анального и звукового векторов - возможность в потенциале стать ученым.

Итак, мы рассмотрели ситуацию со всех сторон и поняли, что без помощи хотя бы одного взрослого не обойтись. Самое главное, когда ребенок чувствует поддержку от вас. В таком случае он обязательно постарается и преодолеет сложности с учебой.

Если взрослые будут продолжать давление, можно нарваться действительно на очень неприятные ситуации. Например, дети пойдут искать ответы в интернете, найдут там себе «друга», который их поймет, а потом даст советы, которые приведут к печальным последствиям.

Как педагог, я советую вам встать на сторону ребенка. При этом здесь нужно четко понимать заданные от природы свойства ребенка, оказывать ему поддержку, плюс учитывать особенности подросткового возраста. Подросток в этот период наиболее уязвим, он готовится выйти во взрослую жизнь, и ему кажется, что он уже «все знает», особенно, что нужно делать. Но у него еще мало жизненного опыта, поэтому он нуждается в поддержке близких.

В этот период родителям и учителям нужно быть еще более внимательными и наблюдательными.

Я наблюдала в своей практике, когда системный подход и поддержка родителей буквально давали возможность ребенку расцвести . Исчезали двойки, тройки, а плохие оценки постепенно исправлялись. Ребенок становился чуть ли не .

Вот отзывы участников тренинга:

«...И с учебой наладилось, идём на результаты: четыре в четверти по русскому языку, остальные предметы на пять!!! Ну а в школе, видя изменения, говорят, просто подрос. Нет, не просто подрос! Просто - системная мама. Сегодня я понимаю свои ошибки и знаю, как их избежать, знаю, что так необходимо моему ребенку для нормального развития. И это только начало…»
Екатерина А., экономист-менеджер, Москва

«...А потом он стал носить одну за другой пятерки. Видя его состояние, я решила не давать ему таблетки, которые мы периодически пили на протяжении этого времени и курс которых был назначен на октябрь.
Сегодня, когда я пишу этот отзыв, до конца учебного полугодия осталось три дня и мой сын заканчивает его отличником!!»
Юлиана Г., учитель по классу фортепиано в музыкальной школе, Ульяновск

«…Большие проблемы были со старшим ребенком. Расшатанность эмоциональная, вплоть до истеричности, проблемы с учебой - ребенок категорически не хотел учиться, причем чуть ли не с рождения отталкивал любую попытку обучения чему-либо извне, что приводило к постоянным скандалам при попытке выполнения домашнего задания…
Курс начался 22 августа, а уже с 1-го сентября дочка принципиально изменилась. Стала спокойнее, вообще перестала плакать в школе, постепенно пришла к выводу, что ей нравится учиться!..»
Анастасия Т., предприниматель, Варшава, Польша

Только искреннее взаимодействие родителей с детьми позволит понять, что на самом деле происходит. Ребенок не хочет учиться или избегает конфликтов? Дети на самом деле бывают очень жестокими, агрессивными, а без грамотного руководства педагога могут возникать ситуации, как в фильме «Чучело» .

Когда вы начинаете понимать, как устроена психика вашего ребенка, вы можете подсказать ему, как найти что-то хорошее в школе и полюбить учиться.

Примерить 3D очки, увидеть и понять истинную причину, почему же ребенок не хочет идти в школу, можно уже на бесплатном онлайн-тренинге 22 Фев, 2018

Вашему ребенку неинтересно ходить в школу, уроки он делает только из-под палки, да еще и норовит прогуливать занятия? К сожалению, большинству родителей такая ситуация знакома, и порой она кажется совершенно безвыходной. Проблема в том, что у таких детей отсутствует мотив к хорошей учебе.
В профессиональной психологии существует термин «мотивация», который используется для описания и объяснения причин поведения людей.
Мотивация бывает внутренней и внешней. О внутренней мотивации можно говорить тогда, когда человек что-то делает просто ради удовольствия - например, если ребенок увлечен игрой.

При внешней мотивации деятельность направлена на достижение каких-то целей. При этом они могут быть не связаны напрямую с характером этой деятельности - так, подросток может ходить в школу не потому, что хочет учиться, а чтобы не ругали родители, или для общения с друзьями.

Что касается детей, то внешней мотивацией для них часто является принуждение со стороны взрослого. То есть, ребенок берется за учебу только потому, что его заставили, запугали, а вовсе не потому, что привили интерес к познанию нового.
Дети, которых отдают в школу, часто не понимают, зачем это нужно. Учиться трудно: нужно зубрить домашние задания, писать контрольные, а еще в школе, как правило, заставляют заниматься общественной работой. Ребенку же зачастую вместо этого хочется развлекаться, смотреть телевизор, играть на компьютере, гулять с друзьями. Вряд ли лет до 14 он способен до конца понять смысл мудрой поговорки: «Корни учения горьки, зато плоды его сладки». Взрослая жизнь кажется такой далекой, а школа - сплошной принудиловкой.

Обычно родители стараются мотивировать ребенка к учебе, повторяя: «Вот будешь плохо учиться, не поступишь в институт!» Это неверный ход. Скорее всего, в вашем окружении есть люди, которые и без высшего образования добились если не карьерных успехов, то, по крайней мере, приличных доходов. Если ваш Петя видит, что сварщик дядя Вася зарабатывает больше его собственных родителей–инженеров, то он будет искренне недоумевать, зачем ему поступать в институт.
Итак, прежде всего, поймите, что именно интересно вашему ребенку. Если он, скажем, увлекается военной историей, любит читать книги, смотреть фильмы на эту тему, спросите, не хочет ли он стать военным историком.

Предположим, он ответит утвердительно. Теперь ваша задача - заинтересовать его профессией. Выясните, в каких вузах обучают этой специальности, какие предметы надо сдавать для поступления. Если у ребенка будет цель, он станет получать необходимые знания самостоятельно, без какого-либо контроля с вашей стороны.
Если ребенку не даются технические предметы и он проявляет склонность к гуманитарным наукам, или наоборот, вам стоит подумать о том, чтобы отдать его в специализированный класс или в школу с соответствующим уклоном.
Если ребенок вообще не проявляет никакого интереса к школьной учебе, попробуйте отдать его на кружки. Не исключено, что внешкольные занятия, которые, как правило, проходят в непринужденной или игровой форме, пробудят в нем интерес к какому-либо предмету.

Чаще общайтесь с педагогами, обучающими ребенка. Они могут подсказать, какой у него потенциал, какие способности следует развивать.

Не следует пугаться, если ребенок не слишком успевает по математике или русскому, зато обожает уроки труда. Не исключено, что его призвание – ручная работа. Поймите, что не всем дано заниматься высокоинтеллектуальным трудом. Стоит объяснить ребенку, что, даже чтобы «работать руками», нужно получить необходимый минимум знаний.

Если ребенок жалуется на школу, учителей, расспрашивайте его, что именно не нравится. Может, стоит сменить педагога или перевести ваше чадо в другую школу, где занятия проходят по нетрадиционной методике?

Помните: чем больше удовольствия станет получать ребенок от учебы, тем легче будет и ему, и вам.

Я уже долгое время помогаю детям разрешать проблемы с обучением.

И пришла к убеждению, которое с опытом только крепнет. Это убеждение выглядит так: "Все дети хотят учиться хорошо". (Честное слово, я не встречала еще ни одного ребенка, который мечтал бы о "двойке" по математике, например...)

Но важно еще уметь учиться хорошо. А умеют - не все. А учиться плохо - кому же хочется! Вряд ли и взрослому захотелось бы ходить на работу, где у него все получается хуже других, где он чувствует себя некомпетентным, где его день изо дня (пусть даже справедливо!) ругают или высмеивают...

Что бывает причиной неумения хорошо учиться? Я как раз и занимаюсь выявлением и коррекцией таких причин. Назову наиболее часто встречающиеся (хочется быть краткой).

1. Недостаточное развитие психических функций (память, внимание, логическое мышление, контроль над эмоциями и поведением). Помогают специальные занятия по "доразвитию" до адекватного уровня.

2. Отношение к ребенку не как к субъекту, а как к объекту обучения. Такой ребенок чувствует себя в школе неуверенно, ситуация ему кажется непредсказуемой, он не знает, что может управлять своим обучением, ему кажется, что от него ничего не зависит. Помогают занятия по формированию собственных учебных целей и умения их достигать на практике.

3. Протестные реакции ребенка на что-то происходящее в семье . Некоторые дети на дисгармоничную семейную обстановку реагируют болезнями, некоторые - асоциальным поведением, некоторые - потерей интереса к учебе. Помогают изменения в семейных отношениях и занятия с ребенком по формированию его собственных целей в учебе.

4. Недостаточная сформированность простых учебных умений и навыков. Она может быть незаметной, потому что всем (и ребенку в том числе) кажется, что "он это умеет, это же само собой разумеется". Примеры таких "скрытых ям": счет через десяток, навык выделения главного в тексте, чтение с пониманием, организация выполнения домашних заданий. Помогает - работа по определению несформированных умений и навыков и доразвитие их до адекватного состояния.

Есть и другие причины: низкая самооценка, конфликтные отношения с учителями, конфликтные отношения в классе, несоответствие учебных требований реальным возможностям ученика (например, в ситуации болезни)...

Всегда очень помогают и терпение, разумная (соответствующая реальности) требовательность и вера в ребенка и в его возможности. И, конечно, специалисты.

Мама, скажи: "фунь".
- Зачем это? - чувствуя какой-то подвох, подозрительно спрашивает мать.
- Ну ты просто скажи: "фунь".
- А что хоть это значит?
- Да ты не спрашивай ничего, ты просто скажи:"фунь!"
- Да не буду я всякие глупости говорить!
- Не будешь? Вот и не заставляй тогда меня английский язык учить!

Наши дети вовсе не глупы и каждый день видят людей, которые если и учились чему-нибудь хорошо, то явно делали это отнюдь не в школе. И тем не менее эти люди прекрасно (зачастую гораздо лучше, чем ратующие за образование родители) "устроены" в жизни.

Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается комиксами, более-менее случайными журналами, а впоследствии - вялыми попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном изложении.

Постоянные условия ограничения времени - и на обычном уроке, и при выполнении проверочных работ. Общее количество учебных часов в неделю для учащихся в последние годы не изменилось. Но при этом количество часов, отведенных на изучение математики и русского языка, сократилось. Это значит, что нынешнему ученику приходится осваивать тот же объем материала в гораздо более сжатые сроки.

"Сколько времени уделяете ребенку?" - этот вопрос вы наверняка встречали в анкетах для родителей. "Необходимо больше быть с детьми", - пишут в многочисленных педагогических статьях Однако, если спросить ребенка, сколько времени в воскресенье он провел с мамой или папой, он вряд ли будет точен.

Иногда десять минут, проведенные в сердечной беседе для ребенка значат гораздо больше, чем целый день, проведенный с вами вместе, но когда вы, сдерживая зевоту, просто присутствовали в его играх.

Постоянные приказания ведут к тому, что каналы общения перекрываются.

Позитивное воспитание предлагает заменить приказы, требования и понукания просьбой.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!