По залам музея Атенеум: наиболее известные и интересные экспонаты. Финские художники Зарубежное искусство в Атенеуме

Fanny (Maria) Churberg родилась в Финляндии 12 декабря 1845г. в г. Вааса. Финская художница-пейзажистка, одна из величайших мастеров своего времени.Её отец Матиас (Matias Churberg) происходил из фермерской семьи,но по профессии был врачом, а мать Мария была дочерью священника.Фанни был третьим ребенком в семье из семи детей. Четверо ее братьев и сестер умерли в раннем детстве, и поэтому Фанни росла с двумя старшими братьями Вальдемаром и Торстеном.Когда Фанни было двенадцать лет ее мать умерла, и ей пришлось взять большую часть ответственности за ведение домашнего хозяйства. Позже её отправили в школу для девочек в Порвоо, она вернулась в Ваасу, когда ей исполнилось 18 лет. В 20 лет умер её отец. Фанни ухаживала за ним день и ночь в последние месяцы его жизни. После смерти отца она и ее братья переехали в Хельсинки, где они жили с тетей.Тяга к рисованию у Фанни была с детства и вот в 1865 году она наконец-таки начала свою художественную подготовку в Хельсинки с частных уроков у Александра Фростеруса-Зальтина, Эммы Гюльден и Адольфа Берндта Линдхольма ( Alexandra Frosterus-Såltin , Emma Gyldén and Berndt Adolf Lindholm ). Продолжая учебу в Дюссельдорфе в Германия, она всегда возвращалась на лето в Финляндию и много рисовала. Она была одной из первых финских художников, побывавших в творческих поездках во Франции в Париже. Хотя творчество Фанни осталось в значительной степени в стиле школы дюссельдорфской пейзажной живописи, она открыто выразила энтузиазм в изображении прежде всего сельской местности с её драматическими ситуациями, опираясь, на технику быстрого мазка и скромность цвета. Её работы резко отличались от работ своих современников, это зависело от её сообственных ощущений субъектов, например, напряженной атмосферы перед грозой на открытой местности или глубокой, болотистой сердцевины леса.Она воспринимала всё это по-своему, по-фински...Надо сказать, что выставочные работы Фанни в её бытность были подвержены сильной критике, что, конечно же, подрывало её силу духа, вызывало сомнения, она иногда теряла веру в свой талант, но продолжала писать для себя.

В лесу.

Старая Вааса, родина Фанни .Рисунок 1840г. Johan Knutsson .Вааса - морской город, расположенный на западе Финляндии на берегу Ботнического залива. Город является административным центром провинции Остроботния, именно в этой провинци у отца Фанни была старинная усадьба, вести хозяйство в которой, вырастив, планировала в детстве Фанни с братьями...Но судьба распорядилась иначе...

Пейзаж с видом на реку. На картине, вероятно изображена заготовка и сушка на валунах тростника

Местечко на Рейне Картина написана в бытность учебы Фанни в Дюссельдорфе, когда развилось мощное течение в художественных кругах Германии писать с натуры, когда природу стали считать своим учителем.Художники обычно отправлялись партиями на южный Рейн....

Пейзаж со скирдами.

Озимая рожь в скирдах.


Весеннй пейзаж.

Водопад.


Обветренные скалы, поросшие лесом.


Лунный пейзаж.

Лес (эскиз).

Лес (эскиз).

Старое дерево (эскиз).

Летняя зелень.

Август.

Осенний пейзаж.

Вечер.

Зимний вечер.

Зимний пейзаж.

Зимний пейзаж после захода солнца.

Зимний пейзаж.

Уусимаа.Пейзаж.

Сумерки в лесу.


Пейзаж.

Озеро в Альпах.

Березы у воды.

Сосна.

В жизни она была так же одинока, как вот эта её сосна...Фанни, несмотря на плодотворные в смысле карьеры художницы годы после учебы - она оставила за это время 300 работ, все же прожила довольно короткую и грустную жизнь.После смерти родителей на ней остался дом и, несмотря на то, что старшие, братья.Именно им, двум старшим братьям она посвятила свою жизнь и заработок художницы, не столь великий, шел на их содержание.Старинная усадьба, некогда приносившая доход, ушла за долги. Фанни сильно привязалась к братьям, но когда ей исполнилось уже 32 года, женится и уезжает один из братьев, а когда Фанни уже 37 - умирает от длительно текущего туберкулеза второй. Рисовала она до 35лет, а потом уже не было желания рисовать, но она оставалась в курсе художественной жизни.В 37 лет после смерти брата у Фанни, и так не блиставшей здоровьем, не осталось ни желания, ни силы воли к жизни, и тихим холодным октябрьским утром 1882г. она из неё ушла...

Лунный пейзаж.

Утреннее настроение.

Летний пейзаж.


Пейзаж.

Пейзаж в Лапландии.

Натюрморт с овощами и копченой сельдью.


Натюрморт

Основано в 1933 в Хельсинки. Первоначально объединяло 23 художника разных специальностей, к концу 1930-х – около 45. Первым председателем общества стал архитектор и художник по интерьеру Л. Е. Курпатов, с 1934 этот пост занимала Е. А. Буман-Коломийцева, с 1935 – барон Р. А. Штакельберг (в 1936 избран почетным членом), с 1936 – В. П. Щепанский. Общество устраивало ежегодные выставки работ своих членов (с присуждением денежных премий) и ежегодные благотворительные балы (обычно в Hotel Grand); действовала касса взаимопомощи, проводились товарищеские вечера, читались публичные доклады по искусству. Среди прочитанных в разные годы докладов: «Русский театр за последние 25 лет» С. М. Веселова (1935), «Русские пейзажисты» В. П. Щепанского (1936; посвящен памяти художницы М. А. Федоровой), «Культура дома» Л. Е. Курпатова (1936) и др. Общество участвовало в устройстве ежегодного Дня русской культуры, отмечаемого в день рождения А. С. Пушкина, а в 1937 – в мероприятиях, связанных со столетием со дня гибели поэта. В 1934 было решено организовать художественную мастерскую, а летом сообща снять дачное помещение для работы на этюдах.

В выставках общества участвовали: М. Акутина-Шувалова, Н. П. Белый, А. П. Блазнов, Н. Блинов, Е. А. Буман-Коломийцева, П. Варлачев, В. А. Вейнер, С. М. Веселов, В. И. Воутилайнен, Э. В. Детерс, Х. Диппель-Шмаков, С. Добровольский, П. С. Захаров, С. Г. Ирманова, И. М. Карпинский, И. Красностовский, Л. Кратц, Л. Л. Кузьмин, Н. Г. Кузьмина, И. Куркиранта, Л. Е. Курпатов, О. Курпатова, Т. Курто, А. Линденберг, П. Ломакин, баронесса М. Б. Майдель, М. Милова, М. М. фон Мингин, В. Митинин, М.Н. Немилова, М. Пец-Блазнова, Л. Платан, Г. Пресас, Ю. И. Репин, В. И. Репина, М. Романов, С. Румбин, В. П. Семенов-Тян-Шанский, М. А. Федорова, Т. Шванк, В. Шерманова-Браун, М. Н. Шилкин, А. Л. фон Шульц, Г. Шумахер, М. Н. Щепанская, В. П. Щепанский.

С началом в 1939 боевых действий СССР против Финляндии деятельность общества прекратилась и вновь активизировалась только после войны. В 1945 общество было преобразовано в Союз русских художников в Финляндии, председателем которого стал И. М. Карпинский. В следующем году эта организация стала коллективным членом Русского культурно-демократического союза, а в 1947 в художественном салоне Хэрхаммера состоялась ее первая выставка.

Библиография:

Хроника литературной жизни русского зарубежья: Финляндия (1918–1938) / Составители: Э. Хямяляйнен, Ю. А. Азаров // Литературоведческий журнал. Секция языка и литературы РАН. Институт научной информации по общественным наукам РАН. – 2006. № 20. С. 271–319.

Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

Hugo Simberg
Haavoittunut enkeli - Раненый ангел
(1903)
Сюжет картины разворачивается на узнаваемом историческом фоне: это парк Эляйнтарха (букв. «зоопарк») и бухта Тёёлё в Хельсинки. В начале 20 века парк был популярным местом отдыха для представителей рабочих профессий, в нём располагались также благотворительные учреждения. Дорога, по которой движутся персонажи, сохранилась и сегодня: процессия движется по ней в сторону существовавшей тогда школы для слепых девочек и приюта для инвалидов.
На картине изображены два мальчика, несущие на носилках женоподобного ангела с завязанными глазами и кровоточащим крылом. Один из мальчиков пристально и хмуро глядит прямо на зрителя, его взгляд выражает то ли сочувствие к раненому ангелу, то ли презрение. Фоновый пейзаж намеренно суров и скуп, однако производит впечатление спокойствия. Нетривиальный сюжет открывает пространство для широкого спектра интерпретаций. Грубая одежда и обувь мальчиков, их нахмуренные серьёзные лица противопоставляются хрупкой, одетой в светлое платье фигуре ангела, что наводит на мысль о противостоянии жизни и смерти, кровь на крыле ангела и повязка на глазах - знак уязвимости и эфемерности существования, однако в руке ангел держит букет подснежников - символ возрождения и выздоровления. Жизнь здесь как будто вплотную приближается к смерти. Один из мальчиков повернулся к зрителям, разрывая герметичное пространство картины, тем самым давая понять, что вопросы жизни и смерти имеют к ним прямое отношение. Сам Симберг отказывался давать какую-либо интерпретацию «Раненого ангела», предоставляя зрителю самому делать выводы.
Картина оказала огромное влияние на финскую культуру. Ссылки на неё встречаются во многих произведениях высокого и массового искусства. Клип финской метал-группы Nightwish к песне «Amaranth» обыгрывает мотив «Раненого ангела».

2.


Albert Edelfelt
Pariisin Luxembourgin puistossa - В Люксембургском саду Парижа.
(1887)

3.

Akseli Gallen-Kallela
Akka ja kissa - Бабка и кошка
(1885)
У Галлен-Каллелы в общем-то все картины шедевры, это действительно художник мирового уровня.
Данная картина написана в подчеркнуто натуралистической манере, однако она, несмотря на всю ее неприукрашенность, полна сочувствие и любви к самым простым и бедным людям.
Картина была приобретена Художественным музеем Турку в 1895 году и там до сих пор и находится.
Слово akka я всегда с трудом перевожу - и «баба», и «бабка».

4.

Тут я немного проявлю вкусовщину и добавлю еще одну картину Helene Schjerfbeck - по-русски мы читаем ее имя Хелена Шерфбек.
Есть и более известные картины финских авторов, но уж больно они иногда мрачные.
А здесь именно лучик света и тепла.
Картина 1882 года, Tanssiaiskengät - Танцевальные туфельки.

Интерес к искусству в развитых странах сохраняет свою актуальность во все времена!
В Финляндии современное искусство продолжает развиваться и привлекает множество поклонников своей смелостью, самодостаточностью и конечно уникальными национальными приемами.
Сегодня, как и много лет назад, в современном искусстве Финляндии проглядывается особая связь финнов с природой. Скандинавский дизайн манит своей простатой и природными нотками. Тема взаимодействия человека и всего живого, что его окружает, в финском современном искусстве по-прежнему занимает ключевое место. Финские художники, фотографы, дизайнеры продолжают черпать вдохновение для своих работ в истинно живом и фундаментальном: человек, природа, красота, музыка.

Корреспондент культурно-информационного портала Finmaa встретился с известной, в кругах финской современной живописи, художницей Каариной Хелениус, и попытался узнать — чем и как живет современный художник в Финляндии.

Finmaa: — Что сегодня означает современное искусство в Финляндии?
— Я бы охарактеризовала современное искусство как работы, выполненные с помощью иных, новых технических приемов. Могут использоваться и старые приемы, но с новым взглядом на старые вещи.

Finmaa: — Насколько современное искусство востребовано, если говорить об интересе к нему со стороны реального покупателя? Можно ли занимаясь этим, зарабатывать на жизнь в Финляндии?
— Современное искусство очень востребовано в Финляндии. Финны особенно интересуются работами молодых художников. Тем не менее в Финляндии не так много художников, которые зарабатывают на жизнь только искусством. Обычно, художник имеет профессиональное образование и выполняет параллельно другие виды работ. Я, например, являюсь графическим дизайнером. У меня свое рекламное агентство и днем я работаю в своем офисе. Я люблю заниматься и тем и другим, так что с удовольствием выполняю два вида работ.

Finmaa: — Ты живешь и работаешь в городе Хямеэнлинна. Как, по-твоему, в этом городе или вообще в Финляндии подходящая атмосфера для творчества?
— Хямеэнлинна — это небольшой город, который удобно расположен по отношению к другим культурным городам Финляндии. Отсюда легко добраться до Хельсинки или Тампере. Хямеэнлинна очень спокойный город, здесь безопасно жить и легко заниматься творчеством. Например, моя студия, где я рисую свои картины, находится на территории бывших казарм. Здесь очень тихая и спокойная атмосфера, красивая природа и отличное место для прогулок.

Finmaa: — Что тебя вдохновляет в твоей работе? Как рождаются образы твоих картин?
-Меня вдохновляет музыка, мода и природа. Все картины я создаю в своей голове, а когда начинаю рисовать, то уже знаю что должно получиться.

Finmaa: — Сколько времени занимает одна работа, тебе легко даются твои картины или это действительно сложный и кропотливый труд?
— На одну картину уходит примерно 2 — 4 недели. Я использую масленые краски, которые наношу мазками на материал. Все образы рисую сначала в голове, идей появляется очень много. Если в моей работе присутствуют человеческие образы, то приглашаю настоящих людей и делаю наброски с натуры, а затем, на основе эскиза, начинаю рисовать картину. Стараюсь как можно лучше рисовать эскиз, так как времени всегда ограниченно. Я работаю в своем ателье по вечерам после своей основной работы и на выходных.

Finmaa: — Ты рисуешь натуры, это направление более востребовано сегодня или это твое самовыражение?
— В своих работах я не пытаюсь создавать модные картины или делать акцент на обнаженных людях. Я всегда хочу показать чувства или события. Человек является лишь частью идеи.

Finmaa: — Как ты увлеклась рисованием? С чего ты начинала?
— У меня профессиональное художественное образование. Я училась в художественной школе в городе Хювинкяа. У меня также есть образование в сфере торговли и графического дизайна.
Я увлеклась рисованием случайно, в 18 лет. Мне понравилась это занятие, и я пошла учиться на профессионального художника. Чуть позже, я поняла, что это занятие мне по душе и я хочу серьезно работать в этой сфере. После художественной школы я обучалась графическому дизайну, который мне тоже очень нравился. В Финляндии трудно быть просто художником, несмотря на поддержку со стороны государства. Так началась моя карьера в сфере искусства. Позднее у меня появились свои выставки, которые проходили в разных городах Финляндии.

Finmaa: — С какими трудностями сталкивается в своей работе художник или дизайнер в Финляндии?
— В Финляндии, художники могут рассчитывать на финансовую поддержку со стороны государства, но этого не достаточно для нормальной жизни. Также на продажу картин влияет экономическая ситуация в стране.

Finmaa: — Над чем ты работаешь сейчас?
— Сейчас я рисую картины для моей следующей выставки, которая пройдет в России, в городе Санкт — Петербург, в мае 2016 года. Также я планирую несколько выставок в Финляндии на 2016 и 2017 года.

Finmaa: — Чем еще любишь заниматься в свободное время? Есть ли у тебя хобби?
— Свободного времени у меня почти нет, но я люблю заниматься бегом и хожу иногда в спортзал.

Finmaa: — Любишь ли ты путешествовать? Удалось ли побывать в России и в каком городе? Что понравилось и запомнилось?
— Первый раз мне удалось побывать в России в марте 2015 года. Тогда я жила в Доме-Финляндии на Большой Конюшенной улице. Мне очень понравился этот город и я приехала второй раз, уже в сентябре. Мне очень нравится русская национальная кухня. Люди в Санкт — Петербурге тоже очень дружелюбные и приветливые. Меня очень интересует современное творчество и дизайн молодых российских художников. В Санкт — Петербурге много дизайнерских центров, выставочных галерей и модных магазинов. Я не говорю по-русски, только несколько слов знаю, но мне хотелось бы выучить этот язык. В других городах России я еще не была, но в Санкт — Петербург готова приезжать снова и снова!

Finmaa: — Если у тебя мечта?
— Я очень хочу продолжать заниматься любимым делом и создавать новые проекты. Недавно я работала над дизайном линейки серебряных украшений для одной финской компании. Проект оказался очень успешным и я надеюсь на дальнейшую работу в этой сфере.

Finmaa, 2016.
Хямеэнлинна, Финляндия

Культура и искусство является наследием и достоянием каждого государства. «Страна тысячи озёр» не только горнолыжный и рыболовный рай для путешественников и туристов, но и место для различных искусствоведов и просто ценителей творчества. В Финляндии очень развито искусство, в частности живопись. Множество арт-галерей, музеев и выставок порадуют даже самых искушённых ценителей изобразительного искусства.

Художники из страны-Суоми, которые в девятнадцатом веке получили европейское образование, стали тем основным и движимым фактором, который дал толчок к развитию изобразительного искусства в Финляндии. Перед тем как начать знакомиться с представителями финской живописи, познакомимся с творчеством «отца финского искусства и живописи» Робертом Экманом.

Роберт Вильгельм Экман (Robert Wilhelm Ekman)

Рождённый в 1808 году художник в своих картинах изображал быт простых финских крестьян, все тягости их жизни, акцентировал внимание общества на социальную политику финского государства в отношении простолюдинов. Когда Роберту исполнилось 16 лет, он уехал в Стокгольм учиться в Шведскую академию искусств. Как юное и гениальное дарование, Экман за свой талант получил шведскую стипендию, и в дальнейшем его призвание художника способствовал тому, что он уехал учиться в Италию и Францию, а потом и в Голландию. В этих странах мастер кисти провёл целых семь лет с 1837 по 1844 гг.

Возвратившись назад в страну-Суоми, Роберт Вильгельм осел в городе Турку, где начал расписывать местный собор своими настенными фресками и рисунками. После чего он основал в городе школу рисования, которую возглавлял до 1873 года. Он очень чётко обрисовывал ту пропасть, которая была между знатью и крестьянами. Картины живописца потрясали всех своим уникальным и не придуманным реализмом. Умер «отец финской живописи и искусства» в 1873 году.

Аксели Вальдемар Галлен Каллела (Gallen-Kallela Akseli)

Аксели Галлен Каллела родился в небольшом финском городе Бьорнеборге (современное название - Пори) в апреле 1863 года. Борец за независимость Финляндии, художник в своём творчестве всячески старался изобразить призыв к нации бороться за независимость своей страны. Модернизм, присущий живописцу, позволял создавать Акселю Галлен Каллела очень реалистичные картины. После окончания Финской гражданской войны (1918 год), художник стал заниматься геральдикой и созданием дизайна флагов. В средине двадцатого века художник некоторое время жил и работал в Соединённых штатах Америки, где успешно проводил выставки своих работ. Скончался живописец в 1931 году в Стокгольме, он умер от воспаления лёгких.

Оскар Клейнех (Conrad Oskar Kleineh)

Известнейший финский художник маринист-пейзажист родился в сентябре 1846 года в столице Финляндии. Немецкие корни Оскара «пришли на помощь», что позволило пройти обучение в Германии, а именно в Дюссельдорфе. Позднее Клейнех продолжил своё обучение в Санкт-Петербурге и Карлсруэ. Наибольшую популярность художнику-маринисту принесли картины с изображением морских натюрмортов и пейзажей, одна авторская работа даже выставлена в Санкт-Петербургском Эрмитаже. Умер художник в родном для себя городе Хельсинки в 1919 году.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!