I. Блок – яркий представитель символизма.
II. Композиция – один из важнейших художественных приемов в арсенале поэта.
1. Разнообразие звучания 12 частей поэмы:
А) ломаный, порывистый ритмический рисунок;
Б) развязно-лихие “куплеты”;
В) маршевый ритм патрульных.
2. Различие настроений и восприятий революции.
III. Объективная и полная картина реальности в поэме Блока.
А. А. Блок принадлежит к “серебряному веку” русской поэзии и является ярчайшим представителем такого направления как символизм. В его творчестве переплелась реальность и мистика, страх и радость, ненависть и любовь – но именно таким он видел мир вокруг себя, так отзывалась в его чувствительном сердце сложная эпоха.
Среди художественных средств и приемов особое место занимает композиция, с помощью которой Блок придает особое звучание своим произведениям. Показательна в этом плане непростая, загадочная, полная глубоких символов поэма “Двенадцать”, которая посвящена теме революционных событий в России. В сложной игре образов, аллегорий, метафор, в игре контрастов предстает пред нами смятенный мир, взвихренный бурей революции. Композиция поэмы дополняет ее смысл. Она состоит из двенадцати частей, каждая из которых имеет свой особый ритм и свою мелодику. Здесь есть и ломаный, порывистый ритмический рисунок, как, например, в начале поэмы:
Черный вечер.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер –
На всем божьем свете!
Такая ритмика создает ощущение беспокойства, нестабильности.
Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить –
В красной гвардии служить –
Буйну голову сложить!
Этот ритм отражает настроение двенадцати революционеров, – удалое, отчаянное.
После такого же развязно-лихого “куплета”:
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба,
Гуляет нынче голытьба!
Внезапно обрывается четкий ритм и звучит странная, мрачная восьмая часть поэмы:
Ох ты, горе-горькое!
Скука скучная,
Смертная! (…)
Ты лети, буржуй, воробышком!
Выпью кровушку
За зазнобушку,
Чернобровушку…
Упокой, господи, душу рабы твоея…
И наконец в финале появляется маршевый ритм, подчеркивающий тяжелый “революцьонный” шаг патрульных:
В очи бьется
Красный флаг.
Раздается
Мерный шаг.
Вот – проснется
Лютый враг…
Такое построение поэмы подчеркивает значение символа “двенадцати”. А чередование четкого, маршевого и плавающего, ломаного ритма раскрывает нам разницу настроений и восприятий революции разными людьми.
Для создания непредубежденной, объективной и полной картины реальности, для отображения особенной, напряженной атмосферы своего времени Александр Блок использовал весь поэтический арсенал, и композиция поэмы “Двенадцать” стала одним из доказательств высокого мастерства и художественного чутья автора.
(No Ratings Yet)
- Задолго до революции Александр Блок предвидел наступление великих перемен в стране и мире. Это можно проследить в лирике поэта, полной драматического ожидания катастрофы. События 1917 года послужили основой для написания...
- План I. Неоднозначность толкования поэмы Блока “Двенадцать”. II. Вперед, к туманной цели! 1. Где же враг? 2. “Неугомонный не дремлет враг!”. 3. Образ Христа: богохульство или буржуазный предрассудок? 4. Новые...
- План I. Поэтическое осмысление революционных событий. II. Гимн революции или отражение “страшного мира”? 1. Библейская символика поэмы. 2. Блоковские апостолы революции. 3. “Лес рубят – щепки летят”. III. Бездуховность носителей...
- Тема революции в поэме А. Блока “Двенадцать” I. От стихов о Прекрасной Даме к теме судьбы Родины. II. “Слушайте музыку Революции…” 1. Противостояние света и тьмы в поэме. 2. Историческая...
- С самого начала писательской деятельности Гоголь мечтал написать произведение, в “котором бы явилась вся Русь”. Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким...
- ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПОЭМЫ А. БЛОКА “ДВЕНАДЦАТЬ” Поэма А. Блока “Двенадцать” является одним из первых значительных поэтических откликов на события 1917 года. В ней Октябрьская революция осмыслена во всей ее сложности...
- И была роковая отрада В попиранье заветных святынь… А. Блок В январе 1918 года А. Блок создает самую знаменитую свою поэму – создает за несколько дней, в едином вдохновенном порыве....
- Какова роль числа “12” в символике поэмы А. Блока “Двенадцать”? В начале сочинения рассмотрите символику числа двенадцать. Как известно, двенадцать является одним из священных чисел: оно связано прежде всего с...
- План I. Выразительная символика поэмы Блока “Двенадцать”. II. Образ вьюги, пронизывающий все произведение. 1. Ветер перемен. 2. Образ, несущий угрозу и ощущение нестабильности. 3. Настроение общества и неуправляемая стихия. 4....
- Отношение Александра Блока к Октябрьской революции было неоднозначным. Он воспринимал ее скорее не как историческое событие, повлекшее за собой смену общественного уклада, а как событие, наполненное мистикой. Как борьбу нового...
- Эта поэма стала самым первым произведением об Октябрьской революции – она была написана спустя всего лишь три месяца после событий Октября. За последовавшие после поэмы три года своей жизни Блок...
- ПОЭМА А. БЛОКА “ДВЕНАДЦАТЬ” – ЛЕТОПИСЬ РЕВОЛЮЦИИ Поэма А. Блока “Двенадцать” неразрывно связана с духовными исканиями поэта, с его трагедиями и прозрениями. Она является одним из первых и самых значительных...
- ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОМПОЗИЦИИ ПОЭМЫ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” Определяя жанр собственного произведения, Н. В. Гоголь назвал “Мертвые души” поэмой. Это жанровое определение сохранялось на всех этапах работы, вплоть до издания книги....
- Воспел или “отпел” пролетарскую революцию А. А. Блок? (по поэме А. А. Блока “Двенадцать”) Великий поэт “серебряного века” Александр Блок считал свою жизнь неразрывно связанной с родиной. По мнению одних...
- Поэма “Двенадцать” – одно из самых сильных и современных произведений русской поэзии начала XX века. Это непредвзятый, объективный дневник революционных событий. В основе произведения лежит борьба старого и нового, борьба...
- Иисус Христос Блока, идущий впереди отряда красногвардейцев, состоявшего из двенадцати человек, остается одной из загадок мировой литературы. Ведь сам Христос ведет один из отрядов того самого движения, которое было проникнуто...
- Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего “розовое облако грез” и “милого воина”, “одетого в серебро”, до создателя поэмы “Двенадцать”, с огромной силой выразившего страшную “музыку разрушения” и...
- План I. Поэма “Двенадцать” – поэтическое осмысление революционных событий. II. Прием контраста – излюбленный прием Блока. 1. Язык живописи в трех контрастных цветах. 2. Контраст персонажей в поэме Блока. 3....
- А. А. БЛОК ДВЕНАДЦАТЬ Это не публицистические рассуждения о революции, не выверенные разумом ее картины, тут не найдете ее авангарда, вождей и рабочей, матросской, крестьянской массы. Это короткая поэма из...
- России суждено пережить муки, унижения, разделение; но она выйдет из этих унижений новой и – по-новому – великой. А. Блок Поэма Александра Блока “Двенадцать” была написана в первую зиму после...
- Образ революционной эпохи в поэме А. А. Блока “Двенадцать” Поэма А. Блока “Двенадцать”, написанная в 1918 году, явилась неожиданностью для современников. Многие поэты и писатели того круга, к которому относился...
- Идейно-художественное своеобразие поэмы Поэма была написана в 1918 году, сразу после революционных событий. В поэме отразились как реальные события, которым Блок был свидетель (суровая зима 1918 года, костры на улицах,...
- Поэма А. Блока “Двенадцать” была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков...
- Революция сродни шторму. Это стихия, меняющая мир. Старое время остается в прошлом, перестает существовать. На смену ему приходит новое время подобно тому, как день сменяется ночью, а старый год –... ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ РАССКАЗА Ф. А. АБРАМОВА “О ЧЕМ ПЛАЧУТ ЛОШАДИ” Рассказ “О чем плачут лошади” написан одним из самых талантливых писателей советского периода – Федором Александровичем Абрамовым. В своем произведении...
- В русской классической литературе немало примеров интересного построения композиции романа и не более интересных сюжетов, взятых для произведения. Интересны и сюжет и композиция романа Достоевского “Преступления и наказание”. “Преступление и...
- Роман Лермонтова “Герой нашего времени” стал первым социально-психологическим и реалистическим романом в русской литературе первой половины XIX века. Автор определил цель своего произведения как “исследование души человеческой”. Структура романа своеобразна....
- Особенности композиции в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Свою комедию “Ревизор” Н. В. Гоголь построил на сюжетной основе бытового анекдота, где по самозванству или по случайному недоразумению одного человека принимают...
Александр Александрович Блок – гениальный мастер слова, одним из первых русских поэтов сумевший услышать и перелить в стихи “музыку революции”. В поэме “Двенадцать” Блок пытался запечатлеть время такое необычное, бурное и интересное. Поэма состоит из двенадцати глав, это число еще раз повторится в двенадцати революционных солдатах, охраняющих порядок в Петрограде, и в полунамеке на учеников Иисуса, идущего впереди, “хороняся за дома”. Поэма удивительно музыкальна: у каждой главы свой ритм и мелодия. Начинаясь бесшабашной русской частушкой:
Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить –
В красной гвардии служить –
Буйну голову сложить!
Через городской “жестокий романс” автор приходит к четкому революционному маршу:
…Вдаль идут державным шагом…
– Кто еще там? Выходи!
Это – ветер с красным флагом
Разыгрался впереди…
Поэт высокой культуры и изысканного вкуса, Блок “не боится” включать в свое произведение разговорную лексику простого солдата, старушки, прохожего. Эти слова не экзотические вкрапления, а существенная деталь поэмы. Автор показывает жизнь революционного Петербурга с реальными героями. Вон барыня в каракуле К другой повернулась:
– Уж мы плакали, плакали…
Поскользнулась И – бац – растянулась.
Поэма “Двенадцать” построена на излюбленном блоковском приеме – антитезе.
Черный вечер, Белый снег.
Ветер, ветер! На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер – На всем божьем свете!
Два контрастных цвета, белый и черный, господствуют в поэме. Лишь в конце появится красное знамя. Почему поэт видит революцию двухцветной?! Эта поэма совсем не так проста, как может показаться на первый беглый взгляд. Блок восторженно приветствовал революцию, несущую обновление, а в своей поэме он рисует беспощадный портрет участников и победителей.
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Винтовок черные ремни,
Кругом – огни, огни, огни…
В зубах цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
Никакого романтизма, загадочности. Совершенно определенная характеристика участников – каторжников. Отчего же завораживает читателя повествование? Почему-то веришь, что эти двенадцать создадут необыкновенный, доселе неизвестный мир. Совершенно неожиданно впереди этих бойцов оказывается Иисус, олицетворяющий святость помыслов и самой революции.
Позади – голодный пес,
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим.
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.
Поэма “Двенадцать” на долгие годы стала хрестоматийным олицетворением революции, а ее создатель – большевистским поэтом. Сам Блок не был столь категоричен в оценке этого произведения. Будучи символистом, он и в этой поэме остался верен себе. Блоку – верьте. Это настоящий – волею божией – поэт и человек бесстрашной искренности. М. Горький Стихотворения настоящего поэта являются его дневником, отражением мыслей человека в момент создания очередного шедевра. Ведь любое стихотворение подлинного поэта – это шедевр. Его очень трудно написать так, чтобы оно не соответствовало состоянию творца. В свои стихотворения поэт вкладывает всю душу. И быть поэтом – особый дар. Нужно уметь выразить состояние души и чувства словами, а это может не каждый. Чем больше читаешь произведения поэта, тем большее начинаешь понимать его как человека. На первый взгляд, он не очень многим отличается от остальных: те же мысли, те же желания. Только все это выражается не так, как у всех, а с особой специфичностью, быть может, более скрыто и в основном через стихотворения. Но человек с божьим даром, даром, дающим ему способность писать стихи, не может иначе. Таким поэтом, обладающим божественным даром, был Александр Блок. Очень важно то, что Блок понимал назначение свое как поэта: его цель – сделать мир лучше, прекраснее. В литературу начала первого десятилетия XX века Блок входит как певец “туманной” любви, неземной и возвышенной. Его лирический герой не отдается непосредственному чувству, а совершает обряд – поклоняется Ей, Прекрасной Даме. Строй поэтической речи в самых туманных, зашифрованных картинах передает “неизъяснимую прелесть” интимного чувства: Я скрыл лицо, и проходили годы. Я пребывал в служенъи много лет. Сквозь отточенную поэтику неуловимых символов прорывается жизненная основа лирического переживания. Неожиданно открывшийся душевный порыв лирического героя неоспоримо говорит о постоянной борьбе поэта с декадентским видением и образным мышлением, о первых победах в этой борьбе: Погружался я в море клевера, Окруженный сказками пчел, Но ветер, зовущий с севера, Мое детское сердце нашел. Подлинной же выразительности поэт достиг, когда полностью отказался от заранее заданных теоретических установок. Радость бытия врывается в его стих “Встану я в утро туманное…”: Настежь ворота тяжелые! Ветром пахнуло в окно! Песни такие веселые Не раздавались давно! Нас пленяет гармоничность стихотворной речи, одухотворенность и изысканность чувств в ранней лирике Блока. Мы входим в новый для нас мир, где герои живут светлой любовью и искренностью. Для своего времени Блок стал таким же певцом интимного чувства, каким для своего был Пушкин. Но в этот духовно устойчивый, полный гармонии мир поэтичной души врывается социально-трагическая тема. Так, в стихотворении “Из газет” говорится о смерти женщины, оставившей сиротами детей (“Мамочке хорошо. Мама умерла”). У Блока восприятие построено во многом на контрастах – от напряженного ощущения счастья, веры в любовь, до совершенных провалов на дно, в “страшный мир”. А какое прекрасное стихотворение “Незнакомка”. В драматическом столкновении с пошлым буржуазным дачным бытом возникает романтически возвышенное любовное переживание, рождающееся в душе лирического героя. Одухотворенность героини Блока воспринимается как протест против мира пьяниц, котелков, испытанных остряков. Драматизм ситуации здесь не столько в непримиримости возникшего в душе героя конфликта, сколько в несовместимости мира “пьяниц с глазами кроликов” и женского облика, несущего в себе “древние поверья” и очарование “дальних берегов”. Исторически конфликт может быть разрешен, поэтическую несовместимость преодолеть невозможно. И в этом сложном духовном столкновении в стихотворении возникает мотив глухой и заветной, доверенной герою тайны (“Глухие тайны мне поручены, мне чье-то солнце вручено…”). Стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе…” можно поставить в один ряд с шедеврами русской и мировой лирики. Интимные переживания лирического героя становятся значительно сложнее: поэт с удивительной нравственной чистотой показывает состояние человека, охваченного всеобъемлющим чувством любви. Поэтический миг, схваченный в стихотворении, – это как бы вся жизнь: прошлое и будущее в настоящем. Здесь и воспоминание о промелькнувшем счастье (“Летели дни, крутясь проклятым роем…”), и безнадежность будущего (“Уж не мечтать о нежности, о славе…”), и горькая мимолетность сиюминутного состояния (“…Мне снится плащ твой синий, в котором ты в сырую ночь ушла…”). Противоречие лирического героя с любимой непреодолимо, утрата неизбежна, но в конфликте нет трагизма отречения (“…Я слезы лил, но ты не снизошла…”).
(Пока оценок нет)
Другие сочинения:
- И опять идут двенадцать. А. Блок Александр Александрович Блок – гениальный мастер слова, одним из первых русских поэтов сумевший услышать и перелить в стихи “музыку революции”. В поэме “Двенадцать” Блок пытался запечатлеть время такое необычное, бурное и интересное. Поэма состоит Read More ......
- Свой творческий путь А. Блок начинал как поэт-символист. Этим, наверное, можно объяснить и множество образов-символов, наполняющих его поэму “Двенадцать” – своеобразную летопись революции, яркий слепок времени гибели старого мира, ненавистного поэту. Основные цвета в поэме “Двенадцать” – черный и белый. Read More ......
- Поэма “Двенадцать” – вершина революционного творчества Блока. Произведение явилось для поэта огромным шагом вперед в его постоянных исканиях новой формы, способной наиболее полно и верно “отсчитать биение пульса революции”. Блок призывает: “Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию!” Read More ......
- Поэма А. А. Блока чрезвычайно символична. По сей день исследователи пытаются разгадать многие символы и иносказания, заложенные автором в произведение. Тайной за семью печатями остается и смысл названия поэмы, в которой, видимо неслучайно, двенадцать главок, ровно по числу месяцев года, Read More ......
- Задолго до революции Александр Блок предвидел наступление великих перемен в стране и мире. Это можно проследить в лирике поэта, полной драматического ожидания катастрофы. События 1917 года послужили основой для написания поэмы “Двенадцать”, которая стала самым крупным и значительным послереволюционным произведением Read More ......
- Поэма Александра Блока “Двенадцать”, в которой поэт принял недавно свершившуюся Октябрьскую революцию, вызвала резкую критику со стороны противников большевиков, в частности, из-за кощунственного, по их мнению, употребления христианской символики в поэме. Действительно, главные герои, патруль из двенадцати красногвардейцев, явно уподобляются Read More ......
- Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На всем божьем свете! А. Блок Александр Александрович Блок один из талантливейших и крупнейших поэтов России, постаравшийся в своем творчестве отобразить сложное, суровое и переломное время рубежа XIX-XX вв. еков. Будучи поэтом-символистом, Блок сумел Read More ......
- “Двенадцать” – вещь пронзительная, кажется, единственно значительная из того, что появилось в области поэзии за революцию. С. Н. Булгаков Поэма “Двенадцать” написана Александром Блоком в январе 1918 года. Блок, неоднократно подчеркивающий, что его стихи рождаются из “духа музыки”, что писать Read More ......
И опять идут двенадцать. А. Блок Александр Александрович Блок - гениальный мастер слова, одним из первых русских поэтов сумевший услышать и перелить в стихи «музыку революции». В поэме «Двенадцать» Блок пытался запечатлеть время такое необычное, бурное и интересное. Поэма состоит из двенадцати глав, это число еще раз повторится в двенадцати революционных солдатах, охраняющих порядок в Петрограде, и в полунамеке на учеников Иисуса, идущего впереди, «хороняся за дома». Поэма удивительно музыкальна: у каждой главы свой ритм и мелодия. Начинаясь бесшабашной русской частушкой:
Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить -
В красной гвардии служить -
Буйну голову сложить!
Вдаль идут державным шагом...
- Кто еще там? Выходи!
Это - ветер с красным флагом
Разыгрался впереди...
Поэт высокой культуры и изысканного вкуса, Блок «не боится» включать в свое произведение разговорную лексику простого солдата, старушки, прохожего. Эти слова не экзотические вкрапления, а существенная деталь поэмы. Автор показывает жизнь революционного Петербурга с реальными героями.
Вон барыня в каракуле
К другой повернулась:
- Уж мы плакали, плакали...
Поскользнулась
И - бац - растянулась!
Поэма «Двенадцать» построена на излюбленном блоковском приеме - антитезе. Черный вечер, Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер - На всем божьем свете! Два контрастных цвета, белый и черный, господствуют в поэме. Лишь в конце появится красное знамя. Почему поэт видит революцию двухцветной?! Эта поэма совсем не так проста, как может показаться на первый беглый взгляд. Блок восторженно приветствовал революцию, несущую обновление, а в своей поэме он рисует беспощадный портрет участников и победителей.
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Винтовок черные ремни,
Кругом - огни, огни, огни...
В зубах цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
Никакого романтизма, загадочности. Совершенно определенная характеристика участников - каторжников. Отчего же завораживает читателя повествование? Почему-то веришь, что эти двенадцать создадут необыкновенный, доселе неизвестный мир. Совершенно неожиданно впереди этих бойцов оказывается Иисус, олицетворяющий святость помыслов и самой революции.
Позади - голодный пес,
Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим.
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз
- Впереди - Исус Христос.
Поэма «Двенадцать» на долгие годы стала хрестоматийным олицетворением революции, а ее создатель - большевистским поэтом. Сам Блок не был столь категоричен в оценке этого произведения. Будучи символистом, он и в этой поэме остался верен себе.
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. В. Г. Белинского
Факультет русского языка и литературы
Контрольная
работа
по
истории русской
литературы
на
тему:
Идейно-художественное
своеобразие
поэмы
А. Блока «Двенадцать»
Выполнил: студентка
факультета русского языка и литературы
6 курса (заочное отделение)
Гордеева Ксения
Проверил: Горланов Г.Е.
Пенза 2011
Содержание
:
Введение
Символические
образы и их смысл
в поэме «Двенадцать»
Заключение
Список
литературы
Введение
Поэма
Александра Александровича Блока «Двенадцать»
- одно из самых ярких произведений
русской литературы XX века. Произведение
было создано в январе 1918 года. Автор создает
поэму за несколько дней, в едином вдохновенном
порыве. Обычно требовательный к себе,
он, оценивая свое творение, пишет: “Сегодня
я гений”.
Поэма
интересна для исследователей как своеобразной
формой, так и глубиной идейного содержания.
О чем же эта поэма? О ветре, ночной темноте,
снежной метели, человеческих страстях,
народном подвиге, России, революции. Точнее
- о революционном Петрограде на рубеже
1917 и 1918 годов. Еще точнее - о том, что происходило
в Петрограде накануне 5 января 1918 года,
дня созыва и разгона Учредительного собрания.
Советской власти было уже два месяца.
Тема
революции вылилась в творчестве
поэта в самую значительную и
вдохновенную его поэму – «Двенадцать».
Произведение Блока - это непредвзятый,
объективный дневник революционных событий.
Александр Блок говорил, что «Двенадцать»
- это лучшее, что он когда-либо написал.
Содержанием знаменитой поэмы, где во
весь голос зазвучала музыка революции,
где взметнувшаяся народная стихия устремилась
в будущее, стал величайший взлет народного
духа и народного гнева. А поэт освятил
и благословил ее образом, олицетворявшим
для него высшие начала человеческой жизни
- начала равенства и братства. Для автора
революция – это вырвавшаяся на волю народная
стихия. В статье «Интеллигенция и революция»
он писал: «Она сродни природе. Горе тем,
кто думает найти в революции исполнение
только своих мечтаний, как бы высоки и
благородны они ни были. Революция, как
грозовой вихрь, как снежный буран, всегда
несет новое и неожиданное; она жестоко
обманывает многих; она легко калечит
в своем водовороте достойного; она часто
выносит на сушу невредимыми недостойных;
но - это ее частности, это не меняет ни
общего направления потока, ни того грозного
и оглушительного гула, который издает
поток. Гул этот, все равно, всегда -
о великом».
Напечатанная
в феврале поэма вызвала бурные
и противоречивые отклики. О ней
говорили везде. Многое в ней казалось
неприемлемым собратьям по литературе.
Взрывом негодования была она
встречена со стороны российской
интеллигенции. Бунин обрушился
на автора с гневной критикой, некоторые
из друзей отвернулись от него. Но, несмотря
на это, поэма Александра Блока по праву
заняла свое место в истории русской литературы.
Особенности
сюжета поэмы «Двенадцать»
Для
понимания идейно - художественного
смысла поэмы Александра Блока многое
значит ее уникальная жанровая структура
и особенности сюжета.
Как
произведение истинно новаторское,
«Двенадцать» не поддается строгому
жанровому определению. Не случайно
жанровая природа этого произведения
оставалась не вполне ясной самому
Блоку: он называл его то поэмой,
то стихотворным циклом, а то и просто
- «ряд стихотворений под общим
заглавием «Двенадцать».
Композиция
ее построена на чередовании, на перебоях
драматических ситуаций и лирических
мотивов. Оказывается, что главы, написанные
на белой бумаге, т.е. те, с которых началась
работа над поэмой, заключают в себе как
раз все главнейшие моменты драматического
сюжета этого произведения. Тут и появление,
«первый выход», двенадцати красногвардейцев,
и экспозиция драматического действия
- разговор о Ваньке и Катьке (гл. XI), и убийство
Катьки - кульминационный пункт драмы
(гл. VI), и страдания Петрухи (гл. VII), и разрешение
его мучений - своеобразный социальный
катарсис: «Мы на горе всем буржуям // Мировой
пожар раздуем» (гл. VIII и XII до строки 327-й).
Очень показательно, что вся XII глава до
лирической концовки с Христом дана в
поэме как продолжение
монолога Петрухи, начатого
в VIII главе и прерванного лирическими
отступлениями глав промежуточных.
Поэма
«Двенадцать» разделена не только на
главы, но и - внутренне, скрыто - на сцены
с монологами и диалогами. Собственно
повествовательная часть представлена
в ней весьма скромно, а если говорить
точнее, повествование здесь постоянно
перерастает в драматургическую
структуру, и сам автор из лирического
повествователя то и дело превращается
в действующее лицо. Первая глава
«Двенадцати» - это своеобразный пролог,
в котором значительную роль играет
сам автор. С авансцены звучит
его голос:
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
Вначале
эти слова можно воспринять как
ремарку драматурга, дающую представление
о той обстановке, в которой
предстоит развернуться сценическому
действию. Такие «ремарки» Блок использует
и в других местах, например: «Гуляет
ветер, порхает снег. Идут двенадцать
человек» ,- но это ремарки особого рода,
которые наполняются глубоким смыслом
и постепенно переходят в монолог или
сцену общего разговора. Контрастность
ремарки, открывающей сцену пролога, с
самого начала делает ее экспрессивной,
а после того, как слово "ветер "оказывается
несколько раз повторенным, эмоциональное
напряжение возрастает, одновременно
наполняясь смысловой многозначностью,
тревогой, раздумьем о человеке, оказавшемся
на вселенском ветру:
Черный
вечер.
Белый
снег.
Ветер,
ветер!
На
ногах не стоит человек.
Ветер,
ветер -
На всем божьем свете!
Первая
глава поэмы - общая экспозиция. Здесь,
как на кинематографической ленте,
запечатлена панорама вечернего
Петрограда. Дует резкий ветер, играет
поземка, «под снежком - ледок» . На
улицах - люди, пестрое население
большого города: растерявшаяся от
всего происходящего старушка; озлобленный
буржуй, спрятавший лицо в воротник;
интеллигент - «вития», что-то вполголоса
бормочущий о «гибели России», толстобрюхий
и напуганный поп, плаксивые и жеманные
барышни; просто прохожие; уличные проститутки;
бездомный бродяга...
На
этом фоне развертывается некий сюжет.
Поздним вечером, под черным небом,
в разыгравшейся метели, по пустующему
городу идет сторожевой патруль красногвардейцев
из двенадцати человек. Они приговаривают:
«Свобода, свобода, эх, эх, без креста!»
, жалуются на холод («Холодно товарищи,
холодно!» , насторожены («Революционный
держите шаг! Неугомонный не дремлет
враг!» , вспоминают Ваньку и Катьку,
которые слюбились, сидят себе в
теплом кабаке и заняты веселыми делами.
Ванька,
как выясняется, еще недавно также
был с ними. Он мог бы быть в
патруле тринадцатым, но изменил
общему делу и долгу: «Был Ванька наш,
а стал солдат!» . То есть, по точному смыслу
слов, пошел (тоже добровольно) в солдаты
Керенского, - может быть, записался в ударные
батальоны, которые формировал Керенский
в качестве главной своей опоры, - а потом,
как видно, дезертировал и теперь сыт и
пьян, «богат» (вероятно, спекулирует),
таскается по кабакам, гоняет на лихачах,
стал «сукиным сыном» и «буржуем». Катя
тоже девица с прошлым: уличная проститутка
не из самых затрапезных. Она и в «кружевном
белье ходила» , и гуляла
даже с
офицерами,
но превратности времени коснулись и ее:
«С юнкерьем гулять
ходила - с солдатьем
теперь пошла» . В недалеком прошлом она
была любовницей одного из двенадцати
- Петрухи (это было в обычае у девиц ее
профессии: любовник для души, «гости»
для дела), но изменила ему ради разбогатевшего,
преуспевающего Ваньки. Жизнь с ревнивым
и буйным Петрухой была полна превратностей:
он, как выясняется, прирезал какого-то
офицера, с которым «блудила» Катя; да
и самой ей тоже досталось:
У
тебя на шее, Катя,
Шрам
не зажил от ножа
У
тебя под грудью Катя,
Та царапина свежа!
Тут
приоткрывается драматическая картина
борения страстей и характеров, жаркой
любви и слепой ревности.
Петруха
тяжело переживает измену Кати и полон
ненависти к Ваньке, который нарушил
неписанный закон улицы - стал с «девочкой
чужой гулять» . И вот - в эту метельную,
тревожную ночь навстречу красногвардейскому
патрулю попадается вопящий, орущий лихач,
а в санках - изменник Ванька обнимает
изменницу Катю. Во второй раз замученный
ревностью Петруха с помощью товарищей
творит отмщение: они стреляют из винтовок,
- стреляют, конечно, в Ваньку, но шальная
пуля ненароком попадает в его спутницу.
Лихач с уцелевшим Ванькой исчезают в
метели, а на снегу остается случайная
жертва с простреленной навылет головой.
Петруха грозит унесшему ноги Ваньке:
Утек,
подлец! Ужо, постой,
Расправлюсь завтра я с тобой!
И,
ослепленный злобой, ненавистью, жаждой
мести, он с холодным презрением обращается
к мертвой Кате:
Что,
Катька, рада? - Ни гу-гу...
Лежи ты, падаль на снегу!
Но
Петруха крепко любил Катю. И, когда
марево злобы и мести сошло
с его глаз, «бедный убийца»
совсем пал духом, «оторопел». Он с
искренней душевной болью вспоминает
свою Катю, хмельные ночи, проведенные
с нею, бедовую удаль ее огневых
ночей, заветную «родинку пунцовую»:
Загубил
я, бестолковый,
Загубил
я, сгоряча... ах!
Товарищи стыдят и подбадривают
Петруху, сурово напоминают ему
о том большом общем деле, ради
которого они объединились. Им - не
до его беды. У них свои
заботы: «Вперед, вперед, рабочий
народ!» . И опять идет мерным,
железным, державным шагом - сквозь
тьму и вьюгу, оберегая революцию
от козней притаившихся, но неугомонных
врагов...
В.
Орлов в своей монографии отметил
так: «Но вся эта драматическая
история любовных столкновений и
измен - только каркас поэмы, а
не ее плоть. В «Двенадцати» запечатлена
грандиозная историческая картина
решающего революционного перелома.
Она не вмещается в изложенный
только что сюжет. Как всякое великое
произведение искусства, «Двенадцать»
ведет мысль и воображение
читателя вширь и вглубь. За сюжетом
вырастает дерево всеобщего «мирового
пожара», за сценами петроградской
улицы - вся Россия, сорвавшаяся
с якорей, за двенадцатью красногвардейцами
- весь народ, двинувшийся к новой
жизни. Главное, что можно и должно
сказать о поэме, это то, что
она гениально передает грозовую
атмосферу Октября» .
Вопрос
об особенностях сюжета поэмы остается
спорным и в настоящее время.
Прежде всего, это связано с изменением
идеологии, понимания общественных
событий. Современные исследователи
отмечают, что Блок запечатлел грандиозную
историческую картину борьбы добра
и зла, происходившей в России
после революции 1917 года. За любовным
сюжетом встает зарево «мирового
пожара», за петроградской улицей -
не только Россия, но и «весь Божий
свет», за двенадцатью красногвардейцами
не только русский народ, но и все
человечество.
Между
началом и финалом в поэме
происходит важное событие: Петруха
убивает Катю. И хотя «бедного убийцу»
неправомерно отделять от остальных, награждая
только его одного «бубновым тузом»,
роль ему в поэме действительно
уделена особая. В чем же смысл
этого драматического эпизода, занимающего
в поэме такое большое место?
Рассмотрим построение поэмы.
Напомним ход событий. Первая
глава поэмы носит характер
экспозиционный. Главные герои появляются
во второй главе. В разговоре
о Ваньке и Кате принимают
участие несколько человек. Петрухе
принадлежит последняя реплика:
Ну,
Ванька, сукин сын, буржуй
Мою, попробуй, поцелуй!
Это
- личная тема Петрухи, голос его ревности
и злобы на изменщицу и разлучника. Здесь
он еще звучит как случайный выкрик и сразу
же заглушается голосом общего долга.
Третья
глава развивает эту тему: «
Как пошли наши ребята в красной
гвардии служить...» . Зато в четвертой,
пятой, шестой и седьмой песнях мы оказываемся
в кругу совершенно иных мотивов: Ванька
с Катей раскатывают на лихаче, Петруха
любовно и грубо вспоминает Катю и ее неверности,
всячески показывает свою забубённую
удаль («Эх, эх, согреши! Будет легче для
души!» , красногвардейцы охотятся
за Ванькой, и шальная петрухина пуля настигает
Катю. В сцене погони и убийства участвуют
все двенадцать
(«Стой, стой! Андрюха,
помогай! Петруха, сзаду забегай!..»
, но здесь и дальше, в песнях седьмой и
восьмой, Петруха - главный герой. По словам
критика, начинается, развертывается и
завершается его драма, до которой остальным
особого дела нет. Сцена убийства знаменательно
в этом смысле заканчивается уже знакомым
призывом не забывать об общем долге: «Революционный
держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!»
. Петруха остается один на один со своей
малой человеческой трагедией. Сейчас
он человек глубоко несчастный, тяжко
нагрешивший и впавший в горькое, надрывное
раскаяние:
И
опять идут двенадцать,
За
плечами ружьеца.
Лишь
у бедного убийцы
Не
видать совсем лица...
Все
быстрее и быстрее
Уторапливает
шаг.
Замотал
платок на шее –
Не
оправится никак...
Он
настолько пал духом, что товарищи,
которым вовсе не до его маленькой
трагедии, стараются его подбодрить.
Сперва - по-дружески, ласково:
Что,
товарищ, ты не весел?
Что
дружок, оторопел?
Что,
Петруха, нос повесил,
Или Катьку пожалел?
Потом
(поскольку Петруха надрывается
все пуще) - гораздо более сурово,
требовательно и непримиримо:
Ишь, стервец, завел шарманку,
Что
ты, Петька, баба что ль?
-
Верно, душу наизнанку
Вздумал
вывернуть? Изволь!
-
Поддержи свою осанку!
-
Над собой держи контроль!
-
Не такое нынче время,
Чтобы
нянчиться с тобой!
Потяжеле
будет бремя,
Нам, товарищ дорогой!
Последний
аргумент - решающий: Петруха замедляет
торопливые шаги, вскидывает голову. Опять,
как видим, торжествует тема общего
долга. Последний куплет - по своей
идейной нагрузке - один из самых
важных в поэме. Здесь вполне проясняется
природа ее коллективного героя:
красногвардейцы сознают величие
времени и знают, что впереди
их ждут еще более суровые испытания.
Пристыженный
Петруха перестает выворачивать
душу, пробует взять себя в руки,
«он опять повеселел». Но веселье
его - горькое, надсадное, - не веселье,
а все та же показная, залихватская, крикливая
удаль, за которой прячутся и тяжелая тоска,
и неутихающие угрызения совести. Тут-то
он и начинает «пугать», грозится кровью
залить память о «зазнобушке», всуе вспоминает
господа Бога:
Эх,
эх!
Позабавиться
не грех!
Запирайте
етажи,
Нынче
будут грабежи!
Отмыкайте
погреба -
Гуляет нынче голытьба!
Однако
кого же он пугает? Ответ на это дает
следующая, восьмая, гениальная по стиху
песня, с удивительным мастерством
воссоздавшая дух, колорит и форму
народной «заплачки»:
Ох,
ты, горе - горькое!
Скука
скучная,
Смертная!
Ужь
я времечко
Проведу,
проведу...
Ужь
я темячко
Почешу,
почешу...
Ужь
я семячки
Полущу,
полущу...
Ужь
я ножичком
Полосну, полосну!
И
тут эта горькая, надсадная, напускная
удаль находит единственную цель:
Ты лети, буржуй, воробышком!
Выпью
кровушку
За
зазнобушку,
Чернобровушку...
В
этой яростной вспышке есть своя глубокая
психологическая достоверность: у
Петрухи свои счеты с буржуйским
миром, с которым спуталась его
Катя (гулявшая с офицерами и юнкерами)
и который в конечном счете
оказался виновником ее нечаянной гибели,
- ведь Ванька, из-за которого она погибла,
тоже «буржуй».
Восьмая
и девятая главы - центральный
и поворотный пункт поэмы. Здесь
сюжет ломается: все личное, выдвинувшееся
было на первый план повествования
- бесшабашная удаль, любовная трагедия,
ревность, преступление, отчаянье и
«горе-горькое» убийцы, - поглощается
широкой, вольной и мощной мелодией.
Именно здесь, в песне красногвардейцев,
впервые возникает образ старого
мира - «паршивого пса». Спрашивается:
почему Блок отвел столь большое
место личной драме Петрухи, а
потом свел ее на нет? «Не такое
нынче время» - вот формула
этого убеждения. Всякая личная трагедия
в такое время тонет в «море»
революции, во всеобщей, всемирно-исторической
трагедии катастрофического столкновения
двух миров. В своем личном плане
Блок решал этот вопрос категорически:
«Революция - это я - не один, а мы»;
личного нет - потому что содержанием
всей жизни становится всемирная
Революция; человек, которому на долю выпало
быть свидетелем рождения нового мира,
должен как можно меньше помнить
о личных слабостях и трагедиях.
Только не нужно упрощать. Категоричность
решения не означала, что принять
его было делом простым и легким.
Ненависть к старому миру была
в Блоке чувством господствующим,
всепоглощающим, оправдывающим все.
Он понимал конечно, что вместе с
насилием, ложью, подлостью и пошлостью
старого мира в огне революции
неизбежно сгорит кое-что из того,
что он «так
любил», с чем были связаны
его одинокие «демонические восторги».
Но он
понимал
также, что во имя большой, всеобщей исторической
правды нужно пожертвовать своими маленькими
«правдами». В этом и сказалась душевная
сила Блока, та «бесстрашная искренность»,
которую подметил в нем Горький. Мысль
Блока о неизмеримости «личных трагедий»
с величием происходящего своеобразно
(с поправками на сюжет и характер) отозвалась
в истории Петрухи. Нельзя сказать, что
поэт осуждает Петруху. Скорее он жалеет
его. И душевная мука этого отчаявшегося,
«бестолкового», сбившегося с пути человека,
и его страстная, душная любовь с надсадными
воспоминаниями о «хмельных ночах» и «огненных
очах» - все это не могло не быть близко
поэту, который всегда находил источник
высокого вдохновения в темах трагической
страсти и человеческого отчаяния. Но
все это должно перегореть в огне революции.
Так надо, чтобы родился новый человек.
Ведь одну из важных задач, поставленных
революцией, Блок видел в том, чтобы направить
ее очистительный огонь в «распутинские
углы души и там раздуть его в костер до
неба, чтобы сгорела хитрая, ленивая, рабская
похоть» .
Отчаявшийся,
потерявший голову Петруха - самый слабый
из двенадцати. Если сами они и не
составляют авангарда революции, то
Петруха - их собственный арьергард.
Он и теперь бессильно поминает Спаса,-
и снова товарищи читают ему суровую
отповедь:
-
Петька! Эй, не завирайся!
От
чего тебя упас
Золотой
иконостас?
Бессознательный
ты, право,
Рассуди,
подумай здраво –
Али
руки не в крови
Из-за
Катькиной любви?
-
Шаг держи революционный!
Близок враг неугомонный!
Вот
Петруха и получил верную характеристику,
- причем от своих же товарищей: «бессознательный».
Они-то знают, во имя чего держат свой
революционный шаг. «Ко всему
готовы, ничего не жаль» , «Потяжеле
будет бремя...» , «Их винтовочки
стальные на незримого врага» , «Вдаль
идут державным шагом...» . Разве не
заглушает эта такая отчетливая и столь
постоянная нота революционного долга
надрывный вопль душевной гульбы, которую
мы слышим в репликах «бедного убийцы»
Петрухи?
Двенадцать
заняты своим делом: идут дозором
по ночному городу. Они настороже:
«Вот - проснется лютый враг…»
. И поют они не блатные куплетцы
и не надрывные заплачки, а подхватывают
мотив «Варшавянки»: «Марш, марш вперед,
рабочий народ!». И в темпах и
ритмах этой прекрасной боевой песни
рабочего класса растворяются без остатка
мотивы бесшабашной гульбы (Петруха
в конце концов тоже ведь подтянулся
и пристроился к шагу товарищей),
а на первый план выдвигается тема
несокрушимой силы восставшего народа,
неудержимого движения двенадцати к
открывшейся им далекой цели:
И
идут без имени святого
Все
двенадцать - вдаль.
Ко
всему готовы,
Ничего
не жаль...
В
очи бьется
Красный
флаг.
Раздается
Мерный
шаг.
Вот
- проснется
Лютый
враг...
И
вьюга пылит им в очи
Дни
и ночи
Напролет...
Вперед, вперед,
Рабочий народ!
И
так далее - со все возрастающей экспрессией,
чтобы достичь в финале высочайшего
напряжения и пафоса. Буйная «вольница»
превращается в строгую, музыкально
организованную революционную волю.
Ответить
на идейно значимый вопрос можно, лишь
выстроив структурную цепь происходивших
событий. Выстроив эту цепь, мы увидим,
что личная драма в поэме занимала
большое место. Именно такое построение
поэмы помогло определить место
этого эпизода в произведении.
Революции,
как известно, бывают разные. Та революция,
боевой силой которой считали
себя «двенадцать», была уникальной, единственной
в своем роде. Это было разрушение
«до основания» «старого мира», «перерыв»
между двумя историческими зонами.
«Двенадцать» - апостолы нового мира, возвестители
«нового неба и новой земли». Блоковские
красногвардейцы - тоже дети, «дети
в железном веке», как назвал их в
своей дневниковой записи автор
«Двенадцати». Они не ведают, что
творят, но это не снимает с них
вины за создание мира, в котором
главным принципом будет насилие.
---Не
раз критики отмечали, что «Двенадцать»,
при всей кажущейся простоте, произведение
совсем не простое. Обратим внимание на
загадочный центральный эпизод поэмы.
Почему, в самом деле, в центре этой поэмы
о Революции - уголовное преступление,
лишенное каких-либо классовых или революционных
оснований? Чем так уж досадили красноармейцам
Ванька и Катька, почему они стремятся
расправиться с Ванькой, а гибель Катьки
воспринимается ими как справедливое
возмездие? Но разберемся сначала с первым,
с солдатом Ванькой. В поэме вроде бы объяснена
причина охоты за ним:
Трах
- тарарах! Ты будешь знать,
Как с девочкой чужой гулять!..
Если с чужой, значит,
с Петькиной, но почему все «двенадцать»
так уж стремятся расправиться с новым
любовником Катьки? Какое им дело, в конце
концов, до Петькиных чувств? И потом: Катька
- проститутка, она не Ванькина, не Петькина,
она - для всех и ничья. Что-то тут явно
не так, но оставим пока эти соображения
и поговорим о других возможных мотивах
странной ненависти красногвардейцев
к своему бывшему товарищу. Мотивов этих
два. Во-первых, Ванька - чужой; во-вторых,
- богатый. Оба мотива присутствуют в реплике
одного из «двенадцати»:
Ванюшка
сам теперь богат...
Был
Ванька наш, а стал солдат!
В
той же главе Ваньку обзывают буржуем.
Ванька - солдат Петроградского гарнизона,
не защитившего в Октябрьские
дни Временное правительство. И
слово "солдат" звучало тогда
отнюдь не контрреволюционно. Почему же
все-таки Ванька "не наш" - с точки
зрения красногвардейцев? Были ли тогда
вообще какие-либо конфликты или
трения между красногвардейцами
и солдатами? Трения между солдатами
и красногвардейцами, следовательно,
были, причем завидовали солдаты красногвардейцам,
а не наоборот. Но до вооруженных
конфликтов не доходило. Может быть,
причина самосуда, который "двенадцать"
стремятся устроить над Ванькой,
в том, что он - вор? Однако воровство
и грабеж тогда - массовое явление. Этот
путь обогащения был не закрыт для "двенадцати",
хотя они предпочитали грабить лишь
винные погреба. Но "богатству" Ваньки
они явно завидуют и поэтому обзывают
его "буржуем". Так что зависть
к ванькиному «богатству», несомненно,
присутствует у «двенадцати». Но не
она причина неприязни, более
того - ненависти к нему красногвардейского
патруля. Причина в чем-то или
в ком-то другом.
А
случайно ли убийство Катьки? Петька совершает
его в состоянии аффекта, остальные патрульные
убивать ее не собирались. Но они и не горюют,
а воспринимают происшедшее с чисто уголовным
цинизмом:
Что,
Катька рада? - Ни гу-гу...
Лежи
ты, падаль, на снегу!
Но
никакая «музыка революции» не может,
однако, унять душевных мук «бедного убийцы»
Петрухи. Если бы был городовой, который
поволок бы его в участок, ему, вероятно,
было бы легче. Но во время Революции городовых
нет, красногвардейский патруль - сам
представитель революционного порядка,
и поэтому Петька один со своей болью перед
Богом. Попытка забыться в пьяном загуле
приводит его лишь к «смертной скуке»,
к душевному опустошению. Товарищи его
не понимают. Для них переступить через
кровь - не преступление, а причастие
к истине Революции. «Среди них есть такие,
- писал Блок в статье «Интеллигенция и
Революция», -которые сходят с ума от самосудов,
не могут выдержать крови, которую пролили
в темноте своей...». Вот и Петька из таких.
Он мучается, хочет просветления, а ему
предлагают держать «революционный шаг».
И все же от этой муки «бедного убийцы»
Петьки - тоненькая ниточка к Христу,
не к тому, что появляется в финале, а к
настоящему, евангельскому.
и т.д.................
Как мы понимаем идею художественного произведения? Ведь ни один автор не высказывает ее напрямую, как, например, в публицистике. Понять то, что хотел сказать автор, помогает весь строй художественного произведения: и система образов, и развитие сюжета, и, конечно, композиция. Мы попробуем доказать это на примере поэмы А. Блока «Двенадцать».
Одним из композиционных приемов, которые использует А. Блок, является совмещение реального и символического планов. Так, например, образ ветра. С одной стороны, ветер как примета зимы 1918 года, а с другой стороны, «ветер веселый» олицетворяет собой революцию, которую А. Блок воспринимал как стихию. Приведем еще один пример. Известно, что отряды, патрулировавшие Петроград 1918 года, состояли из двенадцати человек. В то же время число «двенадцать» отсылает нас к библейскому сюжету о двенадцати апостолах. Поэтому можно говорить о том, что двенадцать красногвардейцев в поэме - это не только историческая примета времени, но и образ глубоко символичный.
Еще один художественный прием - кольцевая композиция поэмы. Поэма состоит из двенадцати глав, что также не случайно.
I и XII главы соотнесены между собой. В I главе происходит сужение реального пространства. Сначала это весь мир:
Ветер, ветер -
На всем Божьем свете!
Но постепенно появляются здания, социальные приметы времени (лозунг «Вся власть Учредительному Собранию»), наконец, отдельные прохожие: старушка, «буржуй на перекрестке», «товарищ поп» и другие. Канат между зданиями как бы стягивает реальное пространство.
В последней же главе происходит обратный процесс: пространство начинает расширяться. Причем расширяется не только реальное пространство (из-за вьюги пропадают очертания домов, конкретные детали, характеризующие город), но и символическое. На наших глазах паршивый пес превращается в символ старого мира:
- Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес паршивый,
Провались - поколочу!
Действие остальных глав заключено в строгие рамки городских улиц: патруль из двенадцати человек идет по Петрограду.
А. Блок прибегает к сужению пространства, чтобы как можно более полно и объемно показать ту жизнь, которой живет страна после революции.
Расширение же символического пространства автор использует, чтобы событиям, происходящим во внутренних главах, придать вселенский масштаб, а также ввести образ Христа, с которым связана главная идея поэмы: революция воспринимается А. Блоком как дверь в светлое будущее.
В мировой литературе образ Христа является воплощением чистоты, добра, гуманности. Поэтому мы можем рассматривать заключительную сцену как раскрывающую антитезу, данную в I главе. («Черный ветер. Белый снег»):
...Так идут державным шагом -
Позади - голодный пес,
Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
...И от пули невредим
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос
Образ Христа является выражением того белого цвета, который мы заметили в самом начале произведения, воплощением светлого будущего, к которому, по мысли А. Блока, ведет революция. Но это будущее пока не видно за вьюгой, за беспорядком, хаосом революционных дней. Отряд - это двенадцать апостолов революции. А голодный пес - символ всего темного, что остается в старом мире, за дверью, за спинами этих солдат.
Однако может озадачить кровавый флаг в руках Христа- не просто красный, а именно кровавый. Чтобы понять мысль А. Блока, нам опять-таки следует обратиться к композиции произведения.
Композиционным центром поэмы являются VI и VII главы. В VI главе происходит убийство Катьки. Глава стилистически сумбурна, много возгласов, многоточий, но все перекрывает один призыв:
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
А в VII главе мы видим раскаяние убийцы, появляется лирический мотив воспоминания, но в конце уже звучат залихватские крики:
Эх, Эх!
...Позабавиться не грех!
Отмыкайте погреба -
Гуляет нынче голытьба!
А. Блок показывает, что пролитие крови - событие повседневное для того времени. Нельзя, конечно же, говорить, что автор одобряет пролитие крови. Христос, по мысли А. Блока, принимает на себя всю кровь, пролитую в эти дни, дни революции, поэтому у него в руках кровавый флаг.
Еще один композиционный прием- постоянно меняющийся размер стиха. Этот прием служит для того, чтобы точно передать хаос, царивший в это время в Петрограде. В поэме звучит и мотив марша («Вперед, вперед, рабочий народ!»), и частушки («Эх, эх, попляши! Больно ножки хороши!»), и романса («Не слышно шуму городского...»), и панихиды («Упокой, Господи, душу рабы твоея...»).
В своей работе мы остановились лишь на тех композиционных приемах, которые, на наш взгляд, наиболее ярко выражают замысел автора. Но даже они убедительно доказывают, что композиция несет важную смысловую нагрузку к играет одну из главных ролей в раскрытии идейного содержания художественного произведения.