Но грустно думать. Грусть - это что такое? Как побороть грусть? Что такое грусть

Бывают такие дни, когда существует лишь одно-единственное желание - спрятаться в постели и никогда не вылезать оттуда. Когда кажется, будто весь мир свалился на плечи, лишая сил и испытывая на прочность, все идет не так, как нужно, и чувство беспомощности не позволяет двигаться дальше. Жизнь временами подкидывает вещи куда сложнее, чем мы можем себе представить. Непросто все это выдержать.

И даже если на душе грустно и пусто, очень сложно найти ответ на избитый вопрос: «почему?». Это чувство невозможно описать, но оно отлично известно.

Вы можете окончательно опустить руки. Вы можете чувствовать невыносимую пустоту, усталость. Но нужно держаться. Необходимо найти крошечную нить, за которую стоит только зацепиться, как она станет вашей спасательной шлюпкой. Ухватитесь за нее настолько сильно, насколько это возможно, и не отпускайте. Пусть даже все, что вы будете делать - это лежать на кровати и спокойно дышать. А знаете что? Ну и пусть! Продолжайте дышать, и все будет хорошо.

Может быть, вы чувствуете, что слишком разбиты, чтобы встать на ноги, что боль в вашем сердце слишком сильна, что в голове полный бардак. Ваше тело намного сильнее, чем вы думаете. Оно знает, как лечить эту боль.

Вы никогда не будете окончательно разбиты. Каждый день вы можете начать заново, и каждый новый день у вас есть шанс вернуть былого себя. Это может занять время, но это точно не значит, что вы разбиты вдребезги. Вы просто немного потеряны.

Ничто не может быть стабильным в этом мире - и черная полоса в том числе. Скверные чувства обязательно пройдут, нужно лишь переждать, и совсем скоро вы почувствуете себя лучше. А когда это произойдет, вы поймете, насколько сильнее вы становитесь с каждой минутой. Грусть - это не признак слабости.

Сделайте глубокий вдох и вы увидите, что наша жизнь - это просто жизнь. Ошибаться - нормально, и точно так же совершенно нормально, когда ничего не получается. И даже если сейчас вам плохо и больно, быть может, это начало чего-то абсолютно нового.

Вам не стоит игнорировать эту боль. Обратите на нее внимание, и вы поймете, что она всего лишь гость и не собирается задерживаться надолго. Вместо того чтобы искусственно приглушить боль - примите ее.

Страхи могут иметь огромную власть над нами. Не ведитесь на это. Помните, что ваше сознание играет с вами, и нужно быть осторожным с собственными мыслями. Если вы сможете распробовать вкус к жизни и пробудить в себе желание стремиться к лучшему, вы будете главным свидетелем того, как все начнет обретать яркие краски.

Найдите что-нибудь незначительное, что вам нравится, и двигайтесь от малого, маленькими шажками. Если вы медленно начнете идти вперед, все начнет вставать на свои места. Обратитесь за помощью, если вам это нужно. Близкие люди хотят, чтобы вы были счастливы, потому что они вас любят. Откройтесь вашим друзьям, когда вы чувствуете себя плохо.

Сделайте глубокий вдох. Вы здесь, вы живы! У вас есть огромное количество хороших мыслей в голове и большое сердце. Постарайтесь не забыть все то хорошее, что есть внутри вас.

Даже если вам больно, вы остаетесь самим собой. И когда вы готовы искать в жизни прекрасное, оно всегда будет вас ждать.

Не забывайте, что даже если все вокруг рушится, вы все еще можете спасти себя. У вас есть власть, чтобы создать мост над этой мутной водой. Вы можете вырыть туннель сквозь темноту, чтобы снова увидеть свет. Вам надо двигаться вперед. Со временем все будет гораздо лучше, свет на вашем пути будет все ярче и ярче.

У вас есть то, чего нет ни у кого на этой огромной планете. Ваша индивидуальность, ваш внутренний свет, ваша душа и любовь. Вы несомненно растете, несомненно сияете. Вы - целая Вселенная. И все это настолько здорово сложено в одном-единственном человеке.

Сделайте глубокий вдох. Все будет хорошо!

Двенадцать экзаменационных сочинений медалистов г. Омска и Омской области - Елена Степанова (школа 117) НО ГРУСТНО ДУМАТЬ, ЧТО НАПРАСНО БЫЛА НАМ МОЛОДОСТЬ ДАНА... (Автор и герои романа «Евгений Онегин» их отношении к обществу)

Подробности

Страница 2 из 16

Елена Степанова (школа 117)
НО ГРУСТНО ДУМАТЬ, ЧТО НАПРАСНО БЫЛА НАМ МОЛОДОСТЬ ДАНА... (Автор и герои романа «Евгений Онегин» их отношении к обществу)

Не дай остыть душе поэта,
Ожесточиться, очерстветь
И наконец, окаменеть в мертвящем упоенье света,
Среди бездумных гордецов,
Среди блистательных глупцов...
Среди вседневных, модных сцен,
Учтивых, ласковых измен,
Среди холодных приговоров
Жестокосердной суеты,
Среди досадной пустоты
Расчетов, дум и разговоров...

А. С. Пушкин

Есть книги, которые перечитываются из поколения в поколение. Они похожи на охранные грамоты народного языка, истории, культуры. Это и «Евгений Онегин» Пушкина, и «Война и мир» Толстого, и «Преступление и наказание» Достоевского... Каждый скажет, что он читал эти произведения. Но кто же из вдумчивых читателей отважится утверждать, что он уже «прочел» их, то есть до конца понял их содержание?

Гениальные художественные произведения обладают способностью жить вместе со временем. Поэтому они всегда, в разные годы, десятилетия и века - читаются по-новому и становятся, таким образом, нашими извечными собеседниками.

Лиро-эпическая форма пушкинского романа в стихах, с его смесью «прозы и поэзии в изображении действительности», непрерывными авторскими лирическими отступлениями, суждениями, ставшими афоризмами, и высказываниями на самые разнообразные темы, определяет колоссальный круг проблем. Это, в первую очередь, нравственные проблемы, затем политические, общественные и, наконец, философские, являющиеся связующим звеном всего произведения. Одна из важнейших проблем - отношений автора и героев романа к обществу. Автор и его герои молоды, и их взаимоотношения с обществом во многом связаны с поисками смысла жизни - труднейшим вопросом, на который каждый человек должен найти свой собственный ответ.

Б. Г. Белинский назвал «Евгения Онегина» поэмой исторической» в полном смысле слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица, а ее автора считал «представителем впервые пробудившегося самосознания».

Юность поэта проходила во времена важнейших исторических событий, которые в большой степени определили основные темы его творчества, связанные с общенациональными проблемами, с интересами народа, общества. Конец наполеоновских войн, возникновение декабристского «Союза спасения», революции в Испании и в Неаполе, восстание в Греции и, наконец, события на Сенатской площади - все это помогло сформироваться мировоззрению молодого Пушкина, его взглядам и, в том числе, его отношению к обществу.

Белинский писал: «Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его здесь его чувства, понятия, идеалы. Оценить такое произведение - значит оценить самого поэта во всем объеме его творческой деятельности».

Одна из самых сложных проблем и конца двадцатых годов девятнадцатого столетия, и начала девяностых нашего века - взаимоотношения человека и окружающего мира.

Пушкина не устраивает положение дел в Обществе, и он даже не стремится это скрыть. Поэт устал от бессмысленной суеты светской жизни, желает покоя. Свое состояние в это время он называет «хандрой». И ею же автор в полной мере наделяет своего героя Евгения Онегина.

Этакий юный «светский лев», он некоторое время жил по законам своего общества. Но его образование и воспитание на французский манер, типичное в своей оторванности от русских традиций все же было достаточно глубоким, чтобы быстро распознать глупость, низменность целей, однообразие интересов завсегдатаев светских салонов и балов. В самом начале юности «в нем охладел пыл души»... Онегин теряет всякий интерес к своим прежним занятиям и развлечениям:

Ни сплетни света, ни бостон.
Ни милый взгляд, ни вздох нескромный,
Ничто не трогало его,
Не замечал он ничего.

Евгений уезжает в деревню, но ничего лучшего не находит и там. Из общества, жизнь которого основана на лицемерии, он попадает в другое: мещанское, самодовольное.

Оно готово принять «ученого соседа» в свои утомительно-гостеприимные объятия, но Онегин не принимает назойливых наездов и приглашений.

И общество вынесло свой безапелляционный приговор: Сосед наш неуч; сумасбродит; Он фармазон; он пьет одно Стаканом красное вино. Соседи оставляют Онегина в покое. Добившись желаемого уединения, он, однако, не удовлетворен. Ему все же нужно общение, но общение с человеком, столь же образованным и умным. В это время Онегин знакомится с Ленским.

У поэта Ленского понятия о человечестве, любви, о дружбе высоки, но оторваны от действительности … Живя среди народа, он «полурусский». Владимир покорен судьбе, но его «вольнолюбивые мечты» и пламенное сердце могли бы завести его куда угодно.

Со временем Ленский мог бы стать замечательным поэтом, или опустившимся интеллигентом, подобно чеховскому Ионычу, или кем-нибудь другим, в том числе, я думаю, и декабристом. Его Будущее нельзя предугадать:

При громе плесков иль проклятий,
Он совершить мог грозный путь,
Дабы последний раз дохнуть
В виду торжественных трофеев,
Как наш Кутузов иль Нельсон,
Иль в ссылке, как Наполеон,
Иль быть повешен, как Рылеев.

Онегин и Ленский - друзья, но могли стать Братьями, Будучи душевно привязаны к дому Лариных. Трагедия состояла в том, что вражда разделила близких людей.

Дуэль не лучший способ выяснения отношений, тем более между друзьями. И вся вина за случившееся ложится, безусловно, на Онегина. Он и сам понимает это, осознает, что стал убийцей. Так его называет и автор, впервые открыто осуждая действия своего героя.

Онегин не смог подняться над предрассудками светского общества, над ложными представлениями о гордости и чести. Он не желал дуэли, но не отказался от нее, боясь позора.

В этой печальной истории Большую роль сыграл Зарецкий:

... некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный.

Пушкин с сарказмом говорит о том, как изменился Зарецкий:

Надежный друг, помещик мирный
И даже честный человек!
Так исправляется наш век!

В действительности перемены произошли лишь в образе жизни, характер же остался прежним. Устав от однообразия, Зарецкий рад столь незаурядному событию. Он, видима, решил непременно довести это дело до конца и не только не предотвратил дуэль, но и незаконно разрешил ее. Ведь Онегин, не в силах открыто извиниться перед Ленским, все же сознательно нарушил такое количество различных правил, что поединок не должен был состояться. Ленский из лучших побуждений привел Онегина в дом Лариных и в итоге поплатился за это. И в судьбе Онегина, и в недолгой жизни Владимира Ленского Большое значение имело знакомство с этой семьей. Старшие Ларины - типичные представители поместного дворянства. Для них важны патриархальные порядки. Даже фамилия их, такая домашняя, обычная, имеет свою мифологическую основу, уводящую в глубокую древность; Ларами в Древнем Риме называли богов, покровительствовавших отчему очагу. Младшая дочь Ольга отличается от родителей лишь возрастом. В остальном она такой же заурядный человек:

... любой роман
Возьмите и найдете верно
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.

Ее отношения с обществом обыкновенны: Ольга ничем не выделяется среди других провинциальных барышень:

Бывало, писывала кровью
Она в альбоме нежных дев,
Звала Полиною Прасковью
и говорила нараспев...

Эти строки о матери Ольги и Татьяны, но их с успехом можно отнести и к самой Ольге...

Однако, старшая сестра Татьяна - полная противоположность своим родным.

В образе Татьяны Лариной воплотился пушкинский идеал женщины, автор любуется своей героиней. Она красива, но это не кукольная красота Ольги: ее красота, скорее, выражалась в изысканности, грациозности, изяществе. В отличие от сестры, она много читает. Татьяна с детства впитала в себя исконно русские черты характера, любовь к природе. Несмотря на плохое знание русского языка, она верна народным традициям, верит в приметы и сны.

С малых лет Таня любила уединение:

Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна,
Сидела молча у окна.

Любовь к Онегину заставила Татьяну поступить вопреки устоям светского общества: обычно влюбленные поклонники сочиняли послания своим возлюбленным, но никак не наоборот. Татьяна же решилась обратиться к Евгению с письмом, положившись на его честь и благородство. И она не ошиблась. Теплое чувство боролось в Онегине с равнодушием, и, хотя равнодушие победило, он ни словам, ни взглядом не оскорбил девушку.

После разговора с Евгением Татьяна, по мнению окружающих, стала вести себя еще более странно. Она отказала всем своим поклонникам, просившим ее руки, и предпочла полное одиночество. Для девушки, которой пора замуж, такое поведение, по меркам светского общества, было совершенна непонятным.

Татьяна страшится предстоящей зимой поездки в Москву. Она думает, что высшее общество значительно отличается от знакомого ей уездного. Но, приехав в Москву, она убеждается, что ничего хорошего здесь нет, да и разница не так уж велика:

... всех в гостиной занимает
такой бессвязный, пошлый вздор;
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно.

Девушке это не нравится:

Татьяна смотрит и не видит,
Волненье света ненавидит...

Но, устав от бессмысленных надежд и безответной любви к Онегину, Таня, уступая матери и тетушке, посещает балы и, на одном их них, знакомится с генералом, который позже станет ее мужем.

Здесь Пушкин на некоторое время расстается с ней, так как в свет возвращается Онегин.

Путешествие по стране во многом изменило его взгляды на современное устройство общества. Он видел тяжелое положение крестьян в стране; его волновали уже не только заботы высшего света, но и общие народные проблемы. Однако через несколько лет Евгению наскучило и это времяпрепровождение.

Он возвратился и попал, Как Чацкий, с корабля на бал. Эти строки многое говорят об Онегине. Автор не случайно сравнивает его с Чацким. Безусловно, сходства не кончается на том, что Евгений прямо с дороги попадает в светский салон. Пушкин проводит параллель между Чацким и Онегиным в их взаимоотношениях с окружающими. И если Чацкий пошел на открытый конфликт с обществом, Онегин так и не доходит до этого.

Оказавшись на балу, Евгений встретил Татьяну, и вот тогда он понял, что любит ее.

Теперь уже он, Онегин, поступает вопреки законам общества (впрочем, формальным законам; по меркам высшего света, его поведение вполне нормально). Он посылает Татьяне несколько писем, но тщетно: Татьяна имеет свои принципы и следует им до конца. Она - пример верной жены. Таковы были жены декабристов, и она вполне могла бы отправиться за мужем в Сибирь.

После объяснения, в тяжелую для Онегина минуту, Пушкин уже навсегда оставляет своего героя.

Дальнейшая судьба Онегина неизвестна. Критики, историки расходятся во мнении, станет Евгений декабристом или нет.

Существуют две точки зрения относительно временных рамок романа. Первая заключается в том, что действие заканчивается в тысяча восемьсот двадцать пятом году, за несколько месяцев до восстания на Сенатской площади. Согласно второй, события конца романа нужно относить к тысяча восемьсот двадцать седьмому году. Для каждой теории есть свои доказательства. Лично я склоняюсь ко второй версии, основываясь на следующих фактах: в предисловии к первому изданию Пушкин писал, что действие романа начинается в тысяча восемьсот девятнадцатом году; в первой главе Онегину восемнадцать, в последней - двадцать шесть лет. Значит, это двадцать седьмой год.

Если принять такие рассуждения за истину, то вопрос о связи дальнейшей судьбы Евгения с декабристами можно снять: он просто «проездил» восстание.

Что же с ним будет, кем он станет в обществе? В поместье Онегин не уедет:

... увидел ясно он,
Что в деревне скука та же.

Не будет на государственной службе - он не приучен к труду; не пойдет и в армию:

Он думал, что добро, законы,
Любовь к отечеству, права
Одни условные слова...

Я не знаю, кем он будет. Вероятно, у него найдется достаточно средств, чтобы продолжать праздное существование.

«Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана...

Пушкин считал, что если человек не сохранил идеалов молодости, юношеского вдохновения, стремления к благородным целям, то он бессмысленно провел лучшие годы.

(предыдущая)
Глава 8

ГЛАВА ВОСЬМАЯ

Fare thee well, and if for ever
Still for ever fare thee well.

Прощай, и если навсегда,
то навсегда прощай.

Байрон (англ.)

В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.

И свет ее с улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин пас заметил
И, в гроб сходя, благословил.
………………………………………
………………………………………
………………………………………

И я, в закон себе вменяя
Страстей единый произвол,
С толпою чувства разделяя,
Я музу резвую привел
На шум пиров и буйных споров,
Грозы полуночных дозоров;
И к ним в безумные пиры
Она несла свои дары
И как вакханочка резвилась,
За чашей пела для гостей,
И молодежь минувших дней
За нею буйно волочилась,
А я гордился меж друзей
Подругой ветреной моей.

Но я отстал от их союза
И вдаль бежал… Она за мной.
Как часто ласковая муза
Мне услаждала путь немой
Волшебством тайного рассказа!
Как часто по скалам Кавказа
Она Ленорой, при луне,
Со мной скакала на коне!
Как часто по брегам Тавриды
Она меня во мгле ночной
Водила слушать шум морской,
Немолчный шепот Нереиды,
Глубокий, вечный хор валов,
Хвалебный гимн отцу миров.

И, позабыв столицы дальней
И блеск и шумные пиры,
В глуши Молдавии печальной
Она смиренные шатры
Племен бродящих посещала,
И между ими одичала,
И позабыла речь богов
Для скудных, странных языков,
Для песен степи, ей любезной…
Вдруг изменилось все кругом,
И вот она в саду моем
Явилась барышней уездной,
С печальной думою в очах,
С французской книжкою в руках.

И ныне музу я впервые
На светский раут привожу;
На прелести ее степные
С ревнивой робостью гляжу.
Сквозь тесный ряд аристократов,
Военных франтов, дипломатов
И гордых дам она скользит;
Вот села тихо и глядит,
Любуясь шумной теснотою,
Мельканьем платьев и речей,
Явленьем медленным гостей
Перед хозяйкой молодою
И темной рамою мужчин
Вкруг дам как около картин.

Ей нравится порядок стройный
Олигархических бесед,
И холод гордости спокойной,
И эта смесь чинов и лет.
Но это кто в толпе избранной
Стоит безмолвный и туманный?
Для всех он кажется чужим.
Мелькают лица перед ним
Как ряд докучных привидений.
Что, сплин иль страждущая спесь
В его лице? Зачем он здесь?
Кто он таков? Ужель Евгений?
Ужели он?.. Так, точно он.
- Давно ли к нам он занесен?

Все тот же ль он иль усмирился?
Иль корчит так же чудака?
Скажите: чем он возвратился?
Что нам представит он пока?
Чем ныне явится? Мельмотом,
Космополитом, патриотом,
Гарольдом, квакером, ханжой,
Иль маской щегольнет иной,
Иль просто будет добрый малый,
Как вы да я, как целый свет?
По крайней мере мой совет:
Отстать от моды обветшалой.
Довольно он морочил свет…
- Знаком он вам? - И да и нет.

Зачем же так неблагосклонно
Вы отзываетесь о нем?
За то ль, что мы неугомонно
Хлопочем, судим обо всем,
Что пылких душ неосторожность
Самолюбивую ничтожность
Иль оскорбляет, иль смешит,
Что ум, любя простор, теснит,
Что слишком часто разговоры
Припять мы рады за дела,
Что глупость ветрена и зла,
Что важным людям важны вздоры
И что посредственность одна
Нам по плечу и не странна?

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть умел;
Кто странным снам не предавался,
Кто черни светской не чуждался,
Кто в двадцать лет был франт иль хват,
А в тридцать выгодно женат;
Кто в пятьдесят освободился
От частных и других долгов,
Кто славы, денег и чинов
Спокойно в очередь добился,
О ком твердили целый век:
N. N. прекрасный человек.

Но грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечасно,
Что обманула нас она;
Что наши лучшие желанья,
Что наши свежие мечтанья
Истлели быстрой чередой,
Как листья осенью гнилой.
Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь, как на обряд,
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей.

Предметом став суждений шумных,
Несносно (согласитесь в том)
Между людей благоразумных
Прослыть притворным чудаком,
Или печальным сумасбродом,
Иль сатаническим уродом,
Иль даже демоном моим.
Онегин (вновь займуся им),
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.

Им овладело беспокойство,
Охота к перемене мест
(Весьма мучительное свойство,
Немногих добровольный крест).
Оставил он свое селенье,
Лесов и нив уединенье,
Где окровавленная тень
Ему являлась каждый день,
И начал странствия без цели,
Доступный чувству одному;
И путешествия ему,
Как всё на свете, надоели;
Он возвратился и попал,
Как Чацкий, с корабля на бал.

Но вот толпа заколебалась,
По зале шепот пробежал…
К хозяйке дама приближалась,
За нею важный генерал.
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Все тихо, просто было в ней,
Она казалась верный снимок
Du сотте И jaut… (Шишков, прости:
Не знаю, как перевести.)

К ней дамы подвигались ближе;
Старушки улыбались ей;
Мужчины кланялися ниже,
Ловили взор ее очей;
Девицы проходили тише
Пред ней по зале, и всех выше
И нос и плечи подымал
Вошедший с нею генерал.
Никто б не мог ее прекрасной
Назвать; но с головы до ног
Никто бы в ней найти не мог
Того, что модой самовластной
В высоком лондонском кругу
Зовется vulgar. (Не могу…

Люблю я очень это слово,
Но не могу перевести;
Оно у нас покамест ново,
И вряд ли быть ему в чести.
Оно б годилось в эпиграмме…)
Но обращаюсь к нашей даме.
Беспечной прелестью мила,
Она сидела у стола
С блестящей Ниной Вороненою,
Сей Клеопатрою Невы;
И верно б согласились вы,
Что Нина мраморной красою
Затмить соседку не могла,
Хоть ослепительна была.

«Ужели,- думает Евгений: -
Ужель она? Но точно… Нет…
Как! из глуши степных селений…»
И неотвязчивый лорнет
Он обращает поминутно
На ту, чей вид напомнил смутно
Ему забытые черты.
«Скажи мне, князь, не знаешь ты,
Кто там в малиновом берете
С послом испанским говорит?»
Князь на Онегина глядит.
- Ага! давно ж ты не был в свете.
Постой, тебя представлю я.-
«Да кто ж она?» - Жена моя.-

«Так ты женат! не знал я ране!
Давно ли?» - Около двух лет.-
«На ком?» - На Лариной.- «Татьяне!»
- Ты ей знаком? - «Я им сосед».
- О, так пойдем же.- Князь подходит
К своей жене и ей подводит
Родню и друга своего.
Княгиня смотрит на него…
И что ей душу ни смутило,
Как сильно ни была она
Удивлена, поражена,
Но ей ничто не изменило:
В ней сохранился тот же тон,
Был так же тих ее поклон.

Ей-ей! не то, чтоб содрогнулась
Иль стала вдруг бледна, красна…
У ней и бровь не шевельнулась;
Не сжала даже губ она.
Хоть он глядел нельзя прилежней,
Но и следов Татьяны прежней
Не мог Онегин обрести.
С ней речь хотел он завести
И - и не мог. Она спросила,
Давно ль он здесь, откуда он
И не из их ли уж сторон?
Потом к супругу обратила
Усталый взгляд; скользнула вон…
И недвижим остался он.

Ужель та самая Татьяна,
Которой он наедине,
В начале нашего романа,
В глухой, далекой стороне,
В благом пылу нравоученья,
Читал когда-то наставленья,
Та, от которой он хранит
Письмо, где сердце говорит,
Где всё наруже, всё на воле,
Та девочка… иль это сон?..
Та девочка, которой он
Пренебрегал в смиренной доле,
Ужели с ним сейчас была
Так равнодушна, так смела?

Он оставляет раут тесный,
Домой задумчив едет он;
Мечтой то грустной, то прелестной
Его встревожен поздний сон.
Проснулся он; ему приносят
Письмо: князь N покорно просит
Его на вечер. «Боже! к ней!..
О буду, буду!» и скорей
Марает он ответ учтивый.
Что с ним? в каком он странном сне!
Что шевельнулось в глубине
Души холодной и ленивой?
Досада? суетность? иль вновь
Забота юности - любовь?

Онегин вновь часы считает,
Вновь не дождется дню конца.
Но десять бьет; он выезжает,
Он полетел, он у крыльца,
Он с трепетом к княгине входит;
Татьяну он одну находит,
И вместе несколько минут
Они сидят. Слова нейдут
Из уст Онегина. Угрюмый,
Неловкий, он едва-едва
Ей отвечает. Голова
Его полна упрямой думой.
Упрямо смотрит он: она
Сидит покойна и вольна.

Приходит муж. Он прерывает
Сей неприятный tete-a-tete;
С Онегиным он вспоминает
Проказы, шутки прежних лет.
Они смеются. Входят гости.
Вот крупной солью светской злости
Стал оживляться разговор;
Перед хозяйкой легкий вздор
Сверкал без глупого жеманства,
И прерывал его меж тем
Разумный толк без пошлых тем,
Без вечных истин, бол педантства,
И не пугал ничьих ушей
Свободной живостью своей.

Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лицы,
Необходимые глупцы;
Тут были дамы пожилые
В чепцах и в розах, с виду злые;
Тут было несколько девиц,
Не улыбающихся лиц;
Тут был посланник, говоривший
О государственных делах;
Тут был в душистых сединах
Старик, по-старому шутивший:
Отменно тонко и умно,
Что нынче несколько смешно.

Тут был на эпиграммы падкий,
На всё сердитый господин:
На чай хозяйский слишком сладкий,
На плоскость дам, на тон мужчин,
На толки про роман туманный,
На вензель, двум сестрицам данный,
На ложь журналов, на войну,
На снег и на свою жену.
………………………………
………………………………
………………………………

Тут был Проласов, заслуживший
Известность низостью души,
Во всех альбомах притупивший,
St.-Priest, твои карандаши;
В дверях другой диктатор бальный
Стоял картинкою журнальной,
Румян, как вербный херувим,
Затянут, нем и недвижим,
И путешественник залётный,
Перекрахмаленный нахал,
В гостях улыбку возбуждал
Своей осанкою заботной,
И молча обмененный взор
Ему был общий приговор.

Но мой Онегин вечер целый
Татьяной занят был одной,
Не этой девочкой несмелой,
Влюбленной, бедной и простой,
Но равнодушною княгиней,
Но неприступною богиней
Роскошной, царственной Невы.
О люди! все похожи вы
На прародительницу Эву:
Что вам дано, то не влечет,
Вас непрестанно змий зовет
К себе, к таинственному древу;
Запретный плод вам подавай,
А без того вам рай не рай.

Как изменилася Татьяна!
Как твердо в роль свою вошла!
Как утеснительного сана
Приемы скоро приняла!
Кто б смел искать девчонки нежной
В сей величавой, в сей небрежной
Законодательнице зал?
И он ей сердце волновал!
Об нем она во мраке ночи,
Пока Морфей не прилетит,
Бывало, девственно грустит,
К луне подъемлет томны очи,
Мечтая с ним когда-нибудь
Свершить смиренный жизни путь!

Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Ее порывы благотворны,
Как бури вешние полям:
В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют -
И жизнь могущая дает
И пышный цвет и сладкий плод.
Но в возраст поздний и бесплодный,
На повороте наших лет,
Печален страсти мертвой след:
Так бури осени холодной
В болото обращают луг
И обнажают лес вокруг.

Сомненья нет: увы! Евгений
В Татьяну как дитя влюблен;
В тоске любовных помышлений
И день и ночь проводит он.
Ума не внемля строгим пеням,
К ее крыльцу, стеклянным сеням
Он подъезжает каждый день;
За ней он гонится как тень;
Он счастлив, если ей накинет
Боа пушистый на плечо,
Или коснется горячо
Ее руки, или раздвинет
Пред нею пестрый полк ливрей,
Или платок подымет ей.

Она его не замечает,
Как он ни бейся, хоть умри.
Свободно дома принимает,
В гостях с ним молвит слова три,
Порой одним поклоном встретит,
Порою вовсе не заметит:
Кокетства в ней ни капли нет -
Его не терпит высший свет.
Бледнеть Онегин начинает:
Ей иль не видно, иль не жаль;
Онегин сохнет - и едва ль
Уж не чахоткою страдает.
Все шлют Онегина к врачам,
Те хором шлют его к водам.

А он но едет; он заране
Писать ко прадедам готов
О скорой встрече; а Татьяне
И дела нет (их пол таков);
А он упрям, отстать не хочет,
Еще надеется, хлопочет;
Смелей здорового, больной,
Княгине слабою рукой
Он пишет страстное посланье.
Хоть толку мало вообще
Он в письмах видел не вотще;
Но, знать, сердечное страданье
Уже пришло ему невмочь.
Вот вам письмо его точь-в-точь.

ПИСЬМО ОНЕГИНА К ТАТЬЯНЕ

Предвижу все: вас оскорбит
Печальной тайны объясненье.
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!
Чего хочу? с какою целью
Открою душу вам свою?
Какому злобному веселью,
Быть может, повод подаю!
Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел:
Привычке милой не дал ходу;
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел.
Еще одно нас разлучило…
Несчастной жертвой Ленский пал…
Ото всего, что сердцу мило,
Тогда я сердце оторвал;
Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан.

Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!

И я лишен того: для вас
Тащусь повсюду наудачу;
Мне дорог день, мне дорог час:
А я в напрасной скуке трачу
Судьбой отсчитанные дни.
И так уж тягостны они.
Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я…

Боюсь: в мольбе моей смиренной
Увидит ваш суровый взор
Затеи хитрости презренной -
И слышу гневный ваш укор.
Когда б вы знали, как ужасно
Томиться жаждою любви,
Пылать - и разумом всечасно
Смирять волнение в крови;
Желать обнять у вас колени
И, зарыдав, у ваших ног
Излить мольбы, признанья, пени,
Все, все, что выразить бы мог,
А между тем притворным хладом
Вооружать и речь и взор,
Вести спокойный разговор,
Глядеть на вас веселым взглядом!.

Но так и быть: я сам себе
Противиться не в силах боле;
Все решено: я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе.

Ответа нет. Он вновь посланье:
Второму, третьему письму
Ответа нет. В одно собранье
Он едет; лишь вошел… ему
Она навстречу. Как сурова!
Его не видят, с ним ни слова;
У! как теперь окружена
Крещенским холодом она!
Как удержать негодованье
Уста упрямые хотят!
Вперил Онегин зоркий взгляд:
Где, где смятенье, состраданье?
Где пятна слез?.. Их нет, их нет!
На сем лице лишь гнева след…

Да, может быть, боязни тайной,
Чтоб муж иль свет не угадал
Проказы, слабости случайной…
Всего, что мой Онегин знал…
Надежды нет! Он уезжает,
Свое безумство проклинает -
И, в нем глубоко погружен,
От света вновь отрекся он.
И в молчаливом кабинете
Ему припомнилась пора,
Когда жестокая хандра
За ним гналася в шумном свете,
Поймала, за ворот взяла
И в темный угол заперла.

Стал вновь читать он без разбора.
Прочел он Гиббона, Руссо,
Манзони, Гердера, Шамфора,
Madame do Staёl, Биша, Тиссо,
Прочел скептического Беля,
Прочел творенья Фонтенеля,
Прочел из наших кой-кого,
Не отвергая ничего:
И альманахи, и журналы,
Где поученья нам твердят,
Где нынче так меня бранят,
А где такие мадригалы
Себе встречал я иногда:
Е sempre bene господа.

И что ж? Глаза его читали,
Но мысли были далеко;
Мечты, желания, печали
Теснились в душу глубоко.
Он меж печатными строками
Читал духовными глазами
Другие строки. В них-то он
Был совершенно углублен.
То были тайные преданья
Сердечной, темной старины,
Ни с чем не связанные сны,
Угрозы, толки, предсказанья,
Иль длинной сказки вздор живой,
Иль письма девы молодой.

И постепенно в усыпленье
И чувств и дум впадает он,
А перед ним воображенье
Свой пестрый мечет фараон.
То видит он: на талом снеге,
Как будто спящий на ночлеге,
Недвижим юноша лежит,
И слышит голос: что ж? убит.
То видит он врагов забвенных,
Клеветников, и трусов злых,
И рой изменниц молодых,
И круг товарищей презренных,
То сельский дом - и у окна
Сидит она… и все она!..

Он так привык теряться в этом,
Что чуть с ума не своротил
Или не сделался поэтом.
Признаться: то-то б одолжил!
А точно: силой магнетизма
Стихов российских механизма
Едва в то время не постиг
Мой бестолковый ученик.
Как походил он на поэта,
Когда в углу сидел один,
И перед ним пылал камин,
И он мурлыкал: Benedetta
Иль Idol mio и ронял
В огонь то туфлю, то журнал.

Дни мчались; в воздухе нагретом
Уж разрешалася зима;
И он не сделался поэтом,
Не умер, не сошел с ума.
Весна живит его: впервые
Свои покои запертые,
Где зимовал он, как сурок,
Двойные окны, камелек
Он ясным утром оставляет,
Несется вдоль Невы в санях.
На синих, иссеченных льдах
Играет солнце; грязно тает
На улицах разрытый снег.
Куда по нем свой быстрый бег

Стремит Онегин? Вы заране
Уж угадали; точно так:
Примчался к ней, к своей Татьяне
Мой неисправленный чудак.
Идет, на мертвеца похожий.
Нет ни одной души в прихожей.
Он в залу; дальше: никого.
Дверь отворил он. Что ж его
С такою силой поражает?
Княгиня перед ним, одна,
Сидит, не убрана, бледна,
Письмо какое-то читает
И тихо слезы льет рекой,
Опершись на руку щекой.

О, кто б немых ее страданий
В сей быстрый миг не прочитал!
Кто прежней Тани, бедной Тани
Теперь в княгине б не узнал!
В тоске безумных сожалений
К ее ногам упал Евгений;
Она вздрогнула и молчит;
И на Онегина глядит
Без удивления, без гнева…
Его больной, угасший взор,
Молящий вид, немой укор,
Ей внятно все. Простая дева,
С мечтами, сердцем прежних дней,
Теперь опять воскресла в ней.

Она его не подымает
И, не сводя с него очей,
От жадных уст не отымает
Бесчувственной руки своей…
О чем теперь ее мечтанье?
Проходит долгое молчанье,
И тихо наконец она:
«Довольно; встаньте. Я должна
Вам объясниться откровенно.
Онегин, помните ль тот час,
Когда в саду, в аллее нас
Судьба свела, и так смиренно
Урок ваш выслушала я?
Сегодня очередь моя.

Онегин, я тогда моложе,
Я лучше, кажется, была,
И я любила вас; и что же?
Что в сердце вашем я нашла?
Какой ответ? одну суровость.
Не правда ль? Вам была не новость
Смиренной девочки любовь?
И нынче - боже! - стынет кровь,
Как только вспомню взгляд холодный
И эту проповедь… Но вас
Я не виню: в тот страшный час
Вы поступили благородно,
Вы были правы предо мной:
Я благодарна всей душой…

Тогда - не правда ли? - в пустыне,
Вдали от суетной молвы,
Я вам не нравилась… Что ж ныне
Меня преследуете вы?
Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор?
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?

Я плачу… если вашей Тани
Вы не забыли до сих пор,
То знайте: колкость вашей брани,
Холодный, строгий разговор,
Когда б в моей лишь было власти,
Я предпочла б обидной страсти
И этим письмам и слезам.
К моим младенческим мечтам
Тогда имели вы хоть жалость,
Хоть уважение к летам…
А нынче! - что к моим ногам
Вас привело? какая малость!
Как с вашим сердцем и умом
Быть чувства мелкого рабом?

А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас,
Да за смиренное кладбище,
Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей…

А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я:
Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны…
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».

Она ушла. Стоит Евгений,
Как будто громом поражен.
В какую бурю ощущений
Теперь он сердцем погружен!
Но шпор внезапный звон раздался,
И муж Татьянин показался,
И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго… навсегда. За ним
Довольно мы путем одним
Бродили по свету. Поздравим
Друг друга с берегом. Ура!
Давно б (не правда ли?) пора!

Кто б ни был ты, о мой читатель,
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расстаться нынче как приятель.
Прости. Чего бы ты за мной
Здесь ни искал в строфах небрежных,
Воспоминаний ли мятежных,
Отдохновенья ль от трудов,
Живых картин, иль острых слов,
Иль грамматических ошибок,
Дай бог, чтоб в этой книжке ты
Для развлеченья, для мечты,
Для сердца, для журнальных сшибок
Хотя крупицу мог найти.
За сим расстанемся, прости!

Прости ж и ты, мой спутник странный,
И ты, мой верный идеал,
И ты, живой и постоянный,
Хоть малый труд. Я с вами знал
Все, что завидно для поэта:
Забвенье жизни в бурях света,
Беседу сладкую друзей.
Промчалось много, много дней
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне -
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл;
Еще не ясно различал.

Но те, которым в дружной встрече
Я строфы первые читал…
Иных уж нет, а те далече,
Как Сади некогда сказал.
Без них Онегин дорисован.
А та, с которой образован
Татьяны милый идеал…
О много, много рок отъял!
Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочел ее романа
И вдруг умел расстаться с ним,
Как я с Онегиным моим.

Она может возникнуть практически на ровном месте. От капель дождя, стучащих по крыше, от неба серо-стального цвета или от разного рода информации. Грусть - это особое эмоциональное состояние человека, которое не единожды воспевалось поэтами, писателями и художниками.

Что такое грусть?

Под печалью подразумевают отрицательную эмоцию, возникающую тогда, когда чувствуется неудовлетворенность в разных жизненных аспектах. То есть когда у человека появились проблемы на работе или он поссорился с кем-то из родственников, вполне вероятно, что он будет чувствовать грусть. Стоит отметить, что печаль в клинически-запущенном случае может перейти в депрессию, хотя словари говорят следующее: «Грусть - это состояние, похожее на тоску или томное уныние. Также можно сказать, что это фаза, при которой накопленные отрицательные эмоции - раздражение, мелкие обиды - не могут найти выход».

Нередко печаль становится основой лирических или художественных произведений. Грусть - это человеческой жизни, и, как каждое явление, она может выполнять положительные и отрицательные функции.

Зачем нужна грусть?

Не всегда можно понять, что именно стало причиной грусти. Иногда случается такое, что вечером у человека отличное настроение, а утром он просыпается с чувством печали. За одну ночь в его жизни ничего не поменялось, не случилось ничего непредвиденного, неожиданного и деструктивного. Но он проснулся грустным...

Находиться в состоянии печали - неестественно для человека. Кто-то может поспорить, мол: «Я всегда грустный» или «Мне нравится грусть». Но грусть - это своеобразный сигнал, который посылает подсознание, побуждая к действию. Для людей, не склонных поддаваться отрицательным эмоциям, она является чем-то чужеродным, непривычным и враждебным. Соответственно, от этого ощущения хочется избавиться, поэтому приходится подниматься с дивана, принимать решения, отвечать на звонки и менять свою жизнь. Как показывает практика, активные действия, ориентированные на результат - лучшее лекарство от печали.

Говоря про грусть, много людей ассоциируют ее с разными понятиями, такими как обида, тоска, скорбь, уныние. Эти термины достаточно расплывчаты, поэтому сложно очертить их границы, но важно понимать, что в некоторых случаях к грусти они не имеют никакого отношения. Вот несколько самых распространенных терминов, которые часто применяют вместо этого слова:

  • Тоска. Чувство более сильное и глубокое, зачастую выражается интенсивнее, чем грусть. Возникает от очень неприятных переживаний. Чаще всего они связаны с расставанием с кем-то.
  • Уныние. Если грусть или тоска могут заставить человека что-то сделать, то уныние не обладает такой мотивационной силой. При унынии характерно снижение работоспособности и плохое настроение на протяжении длительного периода времени.
  • Скорбь. Крайняя ступень печали. Можно сказать, что скорбь - это эмоция, влияющая и на физическое состояние (головные боли, бессонница, проблемы с сердцем). Возникает после потери близкого человека, физических или умственных возможностей.

Положительные качества

Тоска - эти состояния часто воспринимаются окружающими отрицательно. Но, как и во всех аспектах нашего бытия, в них можно найти что-то положительное:

  • Порядок. Легкая грусть полезна, так как человек начинает задумываться о своей жизни, пытается найти источник этого эмоционального состояния. Попутно он пересматривает свои ценности, принципы и поведение. Это помогает навести порядок в мыслях.
  • Мотиватор. Как уже было сказано, такое состояние неестественно для человека, поэтому печаль может быть отличным мотивационным средством на пути к желаемому.
  • Сочувствие. Человек, который долго пребывает в плохом настроении, в основном зациклен только на себе. Но тот, кто не так давно почувствовал легкий укол печали, понимает, что есть люди, которым может быть еще хуже. Грусть порождает сочувствие, а сочувствие - "Человека".
  • Облегчение. Иногда печаль приводит к слезам, и в этом тоже есть свои достоинства. Слезы помогают успокоиться и обрести душевное равновесие.

Как побороть грусть?

У А. Розенбаумана были такие слова: «Грусти всегда налетают внезапно. Пойти пройтись, ведь поделить их не с кем». Конечно, иногда печаль считают проявлением определенных человеческих качеств. Она помогает самосовершенствоваться и лучше понимать себя. Но когда состояние плохого настроения затягивается на месяцы без намека на просветление - это уже диагноз. Поэтому нужно уметь брать от грусти лучшее, а потом избавляться от нее без зазрений совести:

  • Сладкое. Глюкоза и шоколад заряжают организм энергией, а это всегда поднимает настроение.
  • Больше жизни. Очередное тоскливое утро? Позавтракайте в ближайшем кафе или сходите туда, где давно хотели побывать. Новые впечатления заставят забыть о плохом настроении.
  • Меньше срочности - больше радости. Пребывая в плохом настроении, лучше отложить все важные и срочные дела. По возможности отключите рабочий телефон и делайте то, что приносит радость: пускайте мыльные пузыри, катайтесь на велосипеде, смотрите комедии.
  • Эксплуатировать. Грусть не всегда нужно прогонять. Иногда ее можно использовать в творчестве. Попробуйте написать стих, сочинение или наиграть мелодию.

Что говорят другие?

Нередко можно услышать много высказываний о грусти, которые лучше любых определений расскажут, в чем ее суть, польза и опасность:

  • Твоя грусть - доказательство того, что душа еще не очерствела.
  • Сильные люди грустят, слабые - впадают в депрессию.
  • Печаль и тоска словно дети - если о них хорошо заботиться, то вырастут быстро.
  • Чашка чая и подушка - вот те вещи, которые разделят любую тоску.
  • В мире много печали, но никто не заставляет смотреть ей в глаза.
  • Грусть нельзя лечить вином, иначе она превратится в уныние.

Также можно сказать, что грусть - явление временное, слабое и неглубокое. Переживания менее неприятны человеку, поэтому в таком состоянии можно создать множество действительно потрясающих вещей. Чувство легкой печали всегда приходит внезапно. И так хочется спрятаться от всего мира и просто отдохнуть в тишине. Да, грусть - это отрицательная эмоция, зато с множеством положительных качеств.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!