Незнакомая Румыния: тревел-репортаж Марии Парамоновой. Продать всё и никогда не возвращаться: семья с маленькими детьми отправилась в кругосветное путешествие В поисках ночлега

За шесть лет жизни БигПикчи мы на чем только не путешествовали. На самолетах и поездах, на попутках через всю Россию и неделю на паруснике «Крузенштерн» на Олимпиаду в Лондон. А вот парома, как ни странно, у нас еще не было. Поэтому, когда подвернулась возможность сгонять на денек в Хельсинки за санкционным сыром на пароме «Принцесса Мария», мы не раздумывали ни секунды!

(Всего 48 фото)

1. Паром «Принцесса Мария» отправляется в Хельсинки с Северного вокзала Санкт-Петербурга через каждые два дня без привязки ко дню недели.

2. Приятно удивила простота прохождения «границы»: в кассе вокзала дали посадочный талон, который также является и магнитным ключом от каюты, и талоны на завтраки (они у нас были оплачены заранее). Очереди на паспортный контроль не было. Вещи просвечивали один раз - при посадке на паром. Стало понятно, почему для жителей Питера «сгонять в Финку» так же просто, как нам выехать на дачу в Подмосковье 🙂

4. Капитан Р. Таттер и команда судна «Принцесса Мария» приветствуют вас.

5. Паром «Принцесса Мария» был построен в финском городе Турку в 1981 году и первоначально носил название Finlandia. В то время это был крупнейший по вместимости паром в мире, он совершал регулярные рейсы на линии Хельсинки - Стокгольм. В 1990 году паром, пережив несколько реконструкций, сменил хозяина и имя на Queen of Scandinavia, стал нести службу на линии Копенгаген - Хельсингборг - Осло. С 2000 по 2010 год паром совершал рейсы по разным линиям, послужил в качестве жилых помещений в шведском Оскарсхамне и даже был зафрахтован на какое-то время датской полицией. В 2010 году паром приобрела компания St. Peter Line для использования на новой линии Хельсинки - Санкт-Петербург с началом навигации в апреле 2010 года. Теперь судно именуется Princess Maria.

7. Да, кстати, насчет целевой поездки за санкционной продукцией - это была шутка 🙂 На самом деле мы отправились отмечать день рождения друга.

8. Бар «Веселый кролик». Семь сортов разливного пива - это серьезная заявка на получение статуса любимого места на судне.

9. Если в инстаграме посмотреть тег #princessmaria, то вам выпадет куча таких вот фото за несколько лет. Не могли же мы остаться в стороне. Но это последняя фотография с нашими лицами, обещаю 🙂

10. В 19:00 отправление парома.

12. Хотя темно, можно успеть сфотографировать одну из последних надписей на берегу - «ЛЕНИНГРАД».

16. Аквазона включает в себя сауну, два бассейна - детский и взрослый - и тренажерный зал. Полотенца, одноразовые тапочки и банные халаты выдаются бесплатно. Есть даже инструктор в тренажерном зале, правда, не уверена, что кто-то до него доходит 🙂

17. Питание на борту организовано следующим образом: можно есть когда захочешь, в любом понравившемся ресторане, а можно оплатить различные пакеты: например, только завтраки или полный пакет - два завтрака, два ужина. Причем, если будете оплачивать питание при бронировании поездки, это выйдет дешевле, чем на судне. А детям до шести лет питание предоставляется бесплатно.

18. Завтраки и ужины по системе «шведский стол» - на твердые четыре звезды.

19. Ну а мы, пользуясь своим званием «блогеров», попросили показать нам капитанский мостик. Спрашивали без особенной надежды, тем приятнее было получить положительный ответ.

20. Третий помощник капитана Валентин Стуклов рассказал нам, что команда судна многонациональная: прибалты, финны, русские, белорусы, украинцы. Члены команды общаются между собой на русском и английском языках.

22. Карта морского дна.

23. Кстати говоря, и в Хельсинки, и в Санкт-Петербурге паром швартуется лично капитаном - никакого автопилота.

24. А после нашего вопроса, может ли один человек отшвартовать «Принцессу Марию», Стуклов долго смеялся, потом все-таки сказал, что нет. А вот сколько человек для этого нужно, так и не уточнил - военная тайна 🙂

25. Утром прибываем в Западный терминал (Länsiterminaali), который расположен в некотором отдалении от центра Хельсинки. Вид из окна напоминает грузовой порт. Говорят, что виды центрального терминала более приятны глазу.

26. А с другой стороны нас встречает вот такой инопланетянин рядом с торговым центром. По наводке помощника капитана мы забираемся на смотровую площадку этого торгового центра. Там на крыше стоит настоящий самолет, а еще можно увидеть паром во всей его красе.

28. Паром «Принцесса Мария».

29. Вид на город с крыши.

30. Нас ждет Хельсинки. На то, чтобы осмотреть город, у нас чуть больше половины дня - в 17:30 заканчивается регистрация на паспортном контроле.

31. Вот такие серебристые шары разных размеров разбросаны по всему городу.

32. А такой дом мог бы стоять где-нибудь в Костроме.

33. К сожалению, рождественские ярмарки еще не начались, но мы попали на Ресторанный день.

34. Ресторанный день - это фестиваль еды, который создается силами тысяч людей, открывающих и посещающих однодневные рестораны по всему миру. Много вкусного прямо на улицах города.

36. Рынок, где помимо местных вкусностей можно купить сувениры, игрушки и национальную одежду.

Они отправились в кругосветное путешествие из Киева 14 октября 2013 года. За полгода преодолели автостопом 14 стран и больше 40 000 км.

Девушки проехали Россию, Казахстан, Китай, Лаос, Вьетнам, Камбоджу, Таиланд, Малайзию, Сингапур, Индонезию, Филиппины, Макао, Гонконг! В ближайших планах - путешествие через всю Америку до самой Антарктиды! Одна из путешественниц - Мария уже сейчас находится на американском континенте, зато вторая - Анна Морозова на несколько дней заглянула в Одессу. Где с радостью встретилась с молодыми путешественниками, жаждущими перенять бесценный опыт далёких странствий. Среди них был и корреспондент ТАЙМЕРА.

О путешественнице

Анна Морозова, журналистка, путешественница. Родом из Сум, живёт в Киеве.

Сперва были путешествия по Украине, Беларуси, России, потом в 18 лет получила загранпаспорт, и понеслось. С тех пор за 7 лет побывала в 38 странах мира. Анна зарабатывает на жизнь тем, что пишет тексты.

«А чтобы я их писала, мне нужно черпать информацию. Я черпаю её из путешествий. Путешествия - это мой инструмент познания мира, я его познаю и передаю. Поэтому я журналист-путешественник», - говорит девушка.

Семьи пока нет, поэтому ничего не сдерживает. Родителям рассказывает, что работает в крупной международной корпорации. В том, что она профессиональная путешественница, до пор сих не признаётся.

Путешествовать легко!

«Главное - решиться, - уверяет Анна. Поставить перед собой цель - любую страну на карте, и отправиться в путь. Если ты уже вышел на дорогу, то дальше все получится. Гражданин Украины имеет право въехать без визы в 77 стран мира (в некоторых случаях визу выдают прямо по приезду за 20-50$). В остальные также можно получить разрешение на въезд, приложив некоторые усилия».

Автостоп рулит!

Делясь собственным опытом, Анна уверяет, что самый доступный способ передвижения в любой стране - это автостоп. За время долгого путешествия по Азии девушки передвигались автостопом как по автодорогам, так и по рекам, морям и даже по воздуху.

Однажды в Индонези мы спросили у подвозившего нас мужчины, как лучше перебраться на соседний остров. У него оказался знакомый - сотрудник местных авиалиний, с которым он тут же созвонился и завёз нас буквально на взлетную полосу, где нас бесплатно усадили в самолёт».

На дороге нужно быть в яркой одежде, чтобы тебя могли заметить издалека. И не стоит ничего бояться. Автостоп гораздо безопаснее, чем кажется. Это отличный способ познакомиться с кем угодно. Нас подбирали от миллионеров до работорговцев, воров в законе и известных личностей в своей стране. На Филиппинах нас подвозил очень популярный в стране певец, который жутко удивлялся и расстраивался от того, что мы его не знали.

В Таиланд мы попали как раз во время переворота, на дороге нас подобрали вооружённые люди в балаклавах, которые ехали на нескольких джипах на какую-то заварушку. Они оказались настоящими террористами, которые как раз направлялись на свою очередную «стрелку», люди реально готовились к бою.

Самые сговорчивые водители - в Китае, ими легко можно управлять. Мы останавливали машины, они видели европейца и, буквально, теряли дар речи. В таком состоянии их легко уговорить поехать туда, куда нужно нам, а не им. Но вот в тёмное время суток в Поднебесной на дороге вообще никто не останавливается. Там нет ночного автостопа. В США и Европе система другая - «от заправки до заправки», на трассе сложно остановить машину.

Опасности в пути

На Филлипинах в ожидании автобуса мы увидели человека, который стоял в стороне, и, буквально, на глазах занюхивался двумя дорожками непонятного белого порошка. Мы посмеялись, а потом оказалось, что этот человек был водителем нашего автобуса. Причем, наши билеты были как раз на крыше. Поездочка вышла очень экстремальной: по узкому ущелью над пропастью, дорога изобиловала резкими поворотами, от которых было не по себе.

Для девушек очень важно правильно выбирать одежду, не одеваться слишком вызывающе. Однажды в Малайзии на нас напали три индуса, прямо в машине, которые требовали близости. Но мы им дали такой отпор, что они потом стали чуть ли не лучшими нашими друзьями и даже подарили кастет, который потом забрали таможенники в аэропорту.

Самый неприятный инцидент произошел в Таиланде, где мы решили пойти на стриптиз в какой-то дорогой клуб. Там прямо на глазах все чуть ли не поголовно занимались сексом. Мы начали это снимать на видео, что вызвало бурную реакцию местных проституток. Они набросились толпой, человек 20, и вот тогда нам серьёзно досталось. Нас буквально выбросили оттуда. К тому же, снятое видео заставили удалить. После этого приключения индусы были вообще не страшны.

В поисках ночлега

Поскольку мы старались уложиться в минимальный бюджет, старались не платить за ночёвки вообще. У нас была с собой палатка, но за полгода мы поставили ее раз 5. В Китае, да и в ряде других стран можно подойти к полицейскому и сказать, что тебе негде ночевать, он разместит вас на одну ночь в отеле за счет правительства. Иногда просились переночевать в штабах политических партий - никто никогда не отказывал. В странах третьего мира просто заходили к людям в первый попавшийся дом и легко напрашивались в гости. В некоторых деревнях за право принять нас у себя местные даже дрались между собой.

Лучшая ночёвка была в Калифорнии, в офисе Facebook, где абсолютно вся еда, напитки и услуги бесплатны. Туда нас провёл один знакомый русский - сотрудник компании. Там же, кстати, недавно обнаружили мужчину, который прожил на территории 2 года, естественно, пользуясь всеми благами городка.

О документах

В любом путешествии очень помогает удостоверение журналиста. В Африке хорошо работает удостоверение организации «ЮНИСЕФ». А в Китае лучший пропуск в любое место - красная книжечка члена компартии. Можно взять дедушкину, вклеить туда свою фотографию и отлично пользоваться. Для тех, кому сложно получить такие документы легально - есть Фотошоп.

О еде

С едой тоже больших проблем в пути не возникало. К примеру, в Китае можно поесть бесплатно в любом супермаркете. Там есть такое правило - никто ничего не покупает, пока не попробует. Поэтому прямо в магазинах люди открывают конфеты, чистят мандарины, отрезают колбасу и так далее.

В Европе есть сеть магазинов, где если найдешь на полках просроченный продукт, то тебе дают взамен такой же, только годный. Знакомые выносили оттуда по несколько килограммов сыра.

В Азии на базарах для белых часто взвинчивают цены, поэтому очень полезно подружиться с местными, написать им список продуктов и они все купят для вас намного дешевле.

Об экзотике

Самая экзотическая еда, которую ела Анна - прямая кишка коня в Казахстане. Ее подруга Мария, хоть и является вегетарианкой, но самым вкусным блюдом, которое пробовала, называет протухшие яйца какой-то птички - этим яством их угощали в Китае. Там же очень часто среди ресторанов идёт разделение: если в заведении есть меню на английском, то в нём все будет втрое дороже, чем в том, где такого меню нет. Поэтому зачастую подруги приходили в кафешки и просто тыкали наугад в иероглифы, обозначающие различные блюда. Что потом приносили на тарелке, частенько определить было весьма затруднительно.

Работа в пути

Отправляясь в путь, Анна и Мария понимали, что взятых с собой средств на всю поездку не хватит. Но это не проблема - в пути всегда можно подработать. Устроиться барменом или экскурсоводом можно практически везде, - уверяют девчонки. Также работали фотографами и даже моделями. Самая необычная работа была в Китае, там они трудились иностранцами в клубе.

Сидишь, пьёшь бесплатные напитки, а к тебе подходят китайцы и делают с тобой селфи. Так по 2-3 клуба за вечер. Видели на аналогичной работе российских девушек, которые просто спивались от такого раздолья.

О помощниках в пути

Очень большие помощники в пути - гаджеты. Смартфон, Айпад и камера «Go Pro» - вот всё, что необходимо. К примеру, программа «Mapswithme» - отличный ориентир в любом регионе мира.

Мы подходили к людям и просто показывали им местность на карте, а они рассказывали, как добраться и где мы находимся.

Никогда не доверяйте путеводителям. Чтобы найти, действительно, лучшие места - спросите у местных.

Ещё одно заблуждение - уверенность в том, что вам везде поможет знание английского. 90% всех встреченных в пути людей в Азии не говорили на английском. В Китае было не более 10 человек, которые знали английский. Мы чуть ли не в тетрадку записывали, когда и где таких встретили.

Советы путешественникам

Чтобы отправиться в серьёзное и длительное путешествие, Анна Морозова советует найти спонсора. Перед своей кругосветкой девушки специально спонсора не искали, но журнал Inspired предложил им вести свой блог - на бесплатной основе. Они согласились, и уже после первой публикации спонсор обратился к ним сам.

Чтобы привлечь спонсоров для поездки, Анна рекомендует придумать какую-то интересную идею, создать медиаповод. Он может быть самым дурацким, главное, чтобы оригинальным. Сделать хорошую фото/видео-презентацию, активно раскручивать свою группу в соцсетях, и тогда вполне реально найти спонсора под трэвелшоу на одном из телеканалов или попытаться завести свой блог в крупном медиажурнале.

Ближайшие планы

Уже этой зимой Анна и Мария собираются пересечь весь Американский континент по самой длинной дороге мира - Панамериканскому шоссе. Дальше от самой южной точки земли они отправятся к берегам Антарктиды. Мария уже находится в Мексике, а Анна пока что в Украине - преодолевает бюрократическую волокиту по получению разрешения на посещение материка от арктического центра. Желающих присоединиться к девушкам в дороге очень много, но они решили никого с собой не брать, потому что автостопом легче всего передвигаться вдвоём.

Пообщавшись с Анной Морозовой приходишь к выводу, что путешествовать по миру можно и нужно. Стоит только решиться, набраться смелости и отправиться в путь. А дальше всё у вас получится!

10

Дмитрий и Мария Шевцовы за 14 месяцев объехали земной шар, побывав на всех континентах и открыв не только мир, но и друг друга. Антон МИЛЕХИН пообщался с путешественниками и понял, что их опыт любая пара может использовать даже в менее масштабных поездках.

Дмитрий и Мария Шевцовы за 14 месяцев объехали земной шар, побывав на всех континентах и открыв не только мир, но и друг друга. Антон МИЛЕХИН пообщался с путешественниками и понял, что их опыт любая пара может использовать даже в менее масштабных поездках.

Cначала была идея. Звучит очень просто: Дмитрий предложил Марии отправиться в кругосветное путешествие, а она сразу же его поддержала. Однако эту простую идею многие пары сочли бы забавной, но нереальной. Странной она показалась и большинству знакомых Дмитрия и Марии. Близкие недоумевали, как можно решить массу организационных вопросов, связанных с подобным мероприятием. («Сколько же у вас будет багажа?!» - воскликнула одна из Машиных подруг).

Однако то, что со стороны выглядело безумной мыслью, на самом деле являлось назревшим и обдуманным решением. Как и многие, Дмитрий и Мария на определенном этапе своей жизни задумались о подведении промежуточных итогов и выборе направления, куда двигаться дальше. Кто-то еще, размышляя о новом пути развития, мог бы, например, отправиться в бизнес-школу - ну а наши герои выбрали кругосветное путешествие.

РОССИЯ - ФИНЛЯНДИЯ - КАНАДА - США - МЕКСИКА - ПЕРУ - БОЛИВИЯ - АРГЕНТИНА - УРУГВАЙ - ЧИЛИ - БРАЗИЛИЯ - АНТАРКТИДА - ОСТРОВ ПАСХИ - ТАИТИ - НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ - АВСТРАЛИЯ - СИНГАПУР - ТАИЛАНД - КАМБОДЖА - МАЛАЙЗИЯ - КИТАЙ - ШРИ-ЛАНКА - ЯПОНИЯ - ЮАР - БОТСВАНА - ЗАМБИЯ - ЗИМБАБВЕ - МАДАГАСКАР - МАВРИКИЙ - КАТАР - ВЕЛИКОБРИТАНИЯ - ГЕРМАНИЯ - ФРАНЦИЯ - РОССИЯ

Международная панорама

Конечно, организация путешествия так или иначе ставила много вопросов. Прежде всего - проблема разрешений на въезд во все намеченные страны. За несколько недель каждый из путешественников должен был получить около 20 виз. Ни одна туристическая фирма не взялась за эту задачу: узнавая о маршруте, турагенты разводили руками. Несколько раз Дмитрию и Марии самим пришлось посещать посольства и объяснять консулам, почему им так необходимо попасть в то или иное государство. На объеме работы сложности не заканчивались: нужно было учесть, что каждая виза должна была оставаться действительной на момент въезда в страну. Между тем, как известно, некоторые государства устанавливают дополнительные ограничения: с момента начала действия визы во многие страны до въезда должно пройти, например, не более 30 или 60 дней. Дмитрий и Мария нашли выход: документы на их визы посольства некоторых стран высылали в те города, где путешественники могли бы эти визы получить, чтобы успеть вовремя пересечь границы. Например, в Мексике они получили несколько виз в страны Южной Америки, японская виза ждала их в Австралии и т. д.

РОССИЯ

Камчатка стала по­следним пунктом путешествия по России - Дмитрий и Мария проехали всю Транссибирскую магистраль из конца в конец, с запада на восток. Они успели застать нетронутой Долину гейзеров, на которую в прошлом году обрушились несколько селевых потоков. Думая, что их уже мало что может удивить в родной стране, путешественники были поражены многообразием чудес природы. Гейзеры, термальные источники, косяки рыб на Охотском море, кислотные озера, 10 тысяч вулканов - и все это на одном полуострове.

Дмитрий и Мария - не бэкпекеры и не автостопщики, хотя и руководствовались некоторыми принципами самых непритязательных из всех путешественников. Нельзя их назвать и туристами, для которых главное - максимальный комфорт и безопасность. Их путь, как правило, не совпадал с традиционными туристическими маршрутами. Строя очередной отрезок «из пункта А в пункт Б», путешественники руководствовались прежде всего возможностью получить новые впечатления. Например, успев объехать почти всю респектабельную Европу, на этот раз они не планировали там задерживаться (исключением стала Скандинавия). При этом, определяя время пребывания в стране, они не фиксировали его строго. Соскучившись, Дмитрий и Мария могли отправиться в путь раньше намеченной даты. И наоборот: там, где им понравилось больше, чем они ожидали, путешественники могли остаться на значительно больший срок. Так произошло, например, в Буэнос-Айресе: вместо запланированных трех дней Дмитрий и Мария провели там десять, а затем, посетив Уругвай, вернулись в этот город еще раз. И настоящим открытием был для них Китай, где они остались почти на месяц.

ЮЖНАЯ АМЕРИКА

Гора Мачу-Пикчу в Перу по праву претендует на звание места, откуда можно наблюдать лучший в мире восход. Кроме того, там находится город инков, который был оставлен жителями еще в XVI веке и, возможно, никогда бы не был обнаружен, если бы в 1911 году путь к нему не указал местный мальчик-гид. Расположение города было так продумано, что, если сделать первый шаг по дороге, ведущей прочь, и оглянуться, его уже нельзя будет увидеть.

Титикака – самое высокое, около 3800 метров над уровнем моря, судоходное озеро в мире - разделено между Перу и Боливией. Местное население, индейцы урос, спасаясь от испанских конкистадоров, когда-то научились делать из спрессованной тоторы (растение вроде тростника, растущее по берегам озера) плавучие острова. Эти острова «действуют» и в настоящее время, на них по-прежнему стоят дома, там местные жители рождаются, учатся, работают и умирают.

Налегке

Несмотря на то что одной из целей путешествия стал поиск возможностей новых инвестиций (Дмитрий - специалист по прямым инвестициям, а Мария возглавляет финансовый интернет-портал), на все входящие звонки, в том числе связанные с работой, было наложено табу. Когда любуешься восходом на перуанской горе Мачу-Пикчу и в другие исключительные моменты размышления и созерцания даже думать не хочется о том, что может позвонить партнер по бизнесу из Москвы. Дмитрий и Мария пользовались телефонами «в одностороннем порядке» - включали их, только если им самим нужно было набрать номер. Второе важное правило - минимум багажа. На каждого путешественника приходилось по чемодану - и покупать новые сумки запрещалось. Иногда, например в некоторых странах Латинской Америки, чемоданы заменялись на рюкзаки. Если в одном из пунктов назначения один из них покупал какую-то вещь, он должен был незамедлительно выбросить что-то из уже имеющихся. Родные и близкие не остались совсем без сувениров: несколько раз в Россию отправлялись посылки с подарками. Облегчая себе задачу, Дмитрий и Мария построили маршрут таким образом, чтобы все время попадать в теплое время года. Так они избавились от необходимости возить с собой теплую одежду. Мария признается, что за время поездок абсолютно привыкла легко относиться к вещам и даже целый чемодан казался ей слишком большим. По возвращении в Москву она с удивлением смотрела на скопившийся дома скарб.

Гибкость и легкость - такой настрой не раз помогал путешественникам. Ведь даже самых ярких, самых вкусных впечатлений может быть слишком много. Когда один из них уставал, у Дмитрия и Марии хватало мудрости не доводить напряжение до критического уровня. Чувствуя, что настало время переварить впечатления, они брали тайм-аут - например оставались на несколько дней на Таити. Но в результате из 14 месяцев лишь две недели молодые люди провели на пляже.

АНТАРКТИДА

Антарктида изначально не входила в план путешествия - Дмитрий и Мария просто не предполагали, что такая возможность существует. О том, что на континенте, покрытом льдами, может высадиться и турист, они узнали в Чили. Оказалась, что места в такой поездке нужно бронировать года за полтора. В подобных круизах-экспедициях участвуют не только обычные путешественники, но и ученые, которые ведут параллельно вполне серьезную работу: наблюдают за птицами или китами, читают лекции для остальных. Наши путешественники были уже в Уругвае, когда неожиданно появилась информация, что освободились два места.

Они спешно экипировались и отправились в плавание. Оказалось, что в декабре, то есть когда на Южном полушарии лето, в Антарктиде не так уж холодно - в районе минус двух. Ледники подтаивают, обнажая землю, и можно высадиться на материк, посетить научные станции. Развлечением на борту становятся те самые лекции, которые, несмотря на их необязательность, посещают все, и с большим удовольствием. Ученые-энтузиасты делают все, чтобы вы узнали как можно больше о континенте и прониклись его экологическими проблемами.

ОСТРОВ ПАСХИ

Остров Пасхи знаменит прежде всего своей таинственной историей: его население когда-то вымерло, зато остались огромные каменные изваяния. Но Дмитрий и Мария обнаружили, что остров - еще и прекрасное место для уединенного, расслабляющего отдыха. Здесь очень приятная, умиротворяющая атмосфера, радушные жители и красивейшие виды

Гибкое планирование отличало большое путешествие Дмитрия и Марии от традиционной поездки туда-обратно. Когда приезжаешь в незнакомое место отдохнуть на неделю, выкроенную из рабочего графика, нельзя ничего изменить: ни срок, ни место пребывания. В любом случае приходится довольствоваться тем, что имеешь, и, даже если желанный курорт разочаровал, убеждаешь себя, что отдых удался. И наоборот, запланировав всего пару дней на город, который моментально влюбляет в себя, заставляешь себя поверить, что ничего там особенного не было… А еще благодаря своей гибкости можно больше общаться с новыми людьми. В Перу Дмитрий и Мария подружились с очень интересной парой из Сан-Франциско и решили следующие три дня провести, путешествуя вчетвером (они отправились на озеро Титикака, что на границе Боливии и Перу). Это было бы, конечно, невозможно, если бы у них был жесткий план на неделю или месяц вперед.

Настоящую свободу Дмитрий и Мария обрели, потому что не бронировали заранее отели и билеты на самолет - максимум за два-три дня. Здесь Дмитрий и Мария в очередной раз совпали в своих предпочтениях: не каждый может жить и путешествовать в таком формате. Гибкость гибкостью, но не из каждой точки земного шара можно улететь в любой день и час, сколько ни заплати. Тем не менее с помощью Интернета и телефона путешественникам удавалось решать подобные вопросы в течение суток. Единственный город, где не удалось найти гостиницу сразу, - Квебек-Сити, где тогда проходила крупная конференция. Поскольку отели в городе были переполнены, нашим героям пришлось искать пристанище в пригороде.

АВСТРАЛИЯ, НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ

Новая Зеландия запомнилась красивейшими пляжами. А этот - еще и один из самых длинных в мире (50 миль). Там встречаются брошенные автомобили: попытки проехать по пляжу заканчиваются, как правило, плачевно - машины безнадежно увязают в зыбучих песках.

Замыкая круг

Итак, Дмитрий и Мария не были самодовольными туристами, исследовавшими лишь фешенебельные курорты. Обычные маршруты имеют свой смысл, однако они бы не позволили увидеть подавляющее большинство красот тех стран, где побывали наши герои. Более того, паре пришлось пережить несколько неприятных и даже откровенно опасных моментов. Бангкок пощекотал им нервы 8-балльным землетрясением, которое заставило их покинуть отель и несколько часов провести на корабле в нескольких километрах от берега в тревожном ожидании. Обошлось без жертв среди жителей города, однако острых ощущений было не занимать. В Африке, в Зимбабве, Дмитрий и Мария были свидетелями ужасных действий правительства президента Мугабе. Полицейские сжигали дома, заставляя население возвращаться в родные деревни. Спеша покинуть страну, путешественники ехали в аэропорт мимо пылающих домов, и страшно было не столько из-за возможности не успеть на единственный рейс, сколько из-за переживаний за местных жителей.

Еще на один экстремальный эпизод своего путешествия Дмитрий и Мария сами напросились. Они летели на вертолете из Долины гейзеров на Камчатке и уговорили пилота сесть на кромке кратера вулкана. Посадка удалась с третьей попытки - как потом выяснилось, он так раньше не экспериментировал. Они бродили по краю пропасти, проваливаясь в вулканический пепел. А внизу сияло нереальным бирюзовым цветом кислотное озеро…

Но самой главной опасности наши герои избежали. Отправляясь в кругосветку, Дмитрий и Мария находились в процессе познания друг друга и, конечно, шли на определенный риск. Многие из их знакомых считали, что путешествие закончится месяца через два: Дмитрий решит вернуться к бизнесу, а Мария предпочтет более спокойный отдых где-нибудь на побережье. Тем не менее после 14 месяцев вдвоем у них по-прежнему были общие темы для обсуждения, а совместное преодоление всех сложностей путешествия только укрепило их отношения. Более того, они решили пожениться и завести ребенка. «Можно вместе забраться на самую высокую гору или прыгнуть с парашютом, но совместные приключения совершенно не гарантируют, что у вас сложится с общим бытом. Хотите проверить свои чувства - отправьтесь с любимым человеком хотя бы в двухнедельное путешествие», - советует Мария.

А еще кругосветное путешествие, в отличие от любого другого, дает представление о конечности нашего мира, о том, какой же он все-таки маленький. Вспомните, как, проведя некоторое время в чужом городе, вы понемногу начинаете в нем ориентироваться. Не просто заучивать названия улиц и районов, номера домов, а ощущать новое пространство. Когда вы чувствуете город «кончиками» пальцев, то уже не задумываетесь, в какой переулок свернуть, чтобы выйти на нужную вам площадь. Примерно такое же ощущение возникло у Дмитрия и Марии, только в масштабе всего земного шара, стоило замкнуться цепочке стран, которые они пересекли. Стремление познавать новое по-прежнему живо в наших героях. Дмитрий и Мария организовали фотовыставку в Доме Нащокина, начали писать книгу по следам этого путешествия и всегда радуются возможности поставить еще один флажок на карте своих странствий. Их дочь только за первые восемь месяцев своей жизни уже побывала вместе с ними в шести странах.

Мария Парамонова отправилась в путешествие по деревням Румынии, чтобы разузнать о традициях и промыслах местных жителей. О своей поездке она рассказала нашему журналу.

Мысль посетить Румынию прочно засела в моей голове года два назад. Что мы знаем о ней? Страна постсоветского пространства, граф Дракула... Вот, пожалуй, и все ассоциации, которые приходят в голову. Казалось бы, зачем туда ехать? Меня почему-то не покидало ощущение, что мне обязательно понравится эта страна. Желая развеять ошибочные стереотипы о Румынии, я составила свой маршрут по маленьким городкам и селам, где жили ремесленники. Это был необычный фототур: акцент поездки был сделан на этнографии - традициях и обычаях, которые хоть и уходят в небытие, кое-где в сельской местности еще существуют. В поисках интересных кадров и фотоисторий я пересекла небольшую Румынию была пересечена с юга на север за 12 дней.

Горшки, горшочки, тарелочки

Среди всех ремесел меня всегда привлекало гончарное искусство, с него я и начала. Хорезу - небольшой провинциальный городок, где живут гончары. Об этом свидетельствуют стены домов, заборы, ворота и калитки: все они увешаны разнообразными изделиями.

Дома в городке практически везде частные, небольшие и очень уютные, построены со вкусом и большой любовью. За крохотным центром города начинается сельская местность, где и находятся мелкие домашние гончарные мастерские - основной заработок многих семей в Хорезу. Надо сказать, что люди в Румынии очень приветливые и добродушные. В одной из мастерских мне с удовольствием провели небольшую экскурсию и рассказали, как происходит сам процесс изготовления керамики. Ручной труд в Румынии ценится не очень высоко и изделия стоят сущие копейки. В благодарность за экскурсию я сделала покупки и сфотографировала дедушку, главу семьи, к немалому его удовольствию.

Стеклянные расписные иконы

Одно из древних искусств Румынии - роспись икон на стекле. Бедные крестьяне в Трансильвании в конце XVII - начале XVIII века рисовали на стекле из-за высоких цен на деревянные русские и византийские иконы. Отличительной особенностью румынской росписи являются многочисленные растительные орнаменты и редкое использование божественных символов. Это связано с тем, что иконы в те времена расписывали те же мастера, которые рисовали на сундуках, посуде и прочих предметах обихода.

Ранним утром, около 7 часов, я вышла на железнодорожном полустанке с табличкой Sibiel. Станция находится в горном ущелье и потому рано утром здесь очень холодно. Трава покрыта инеем, воздух ледяной и прозрачный, солнце только-только показалось из-за гор - потрясающий утренний пейзаж.

Румынская деревня - это совсем не российская глубинка. Домики здесь аккуратные, с черепичными крышами, разукрашенные в разные яркие цвета, многим из которых уже более 100 лет, а деревенские дворы - просто кладезь для фотографов. Чего там только не было: спелые яркие тыквы сушились на солнышке, виноградные гроздья увивали дом, старинная телега со всевозможными коврами и ковриками стояла у ворот, кувшины и тарелочки красовались на столике.

В гости к цыганам

В эту деревню нельзя было добраться ни на автобусе, ни на поезде, потому рано утром я взяла такси и сказала водителю: «Viscri, please». Он очень удивился, переговорил о чем-то с диспетчером, назвал сумму, и мы отправились в путь. Сельские пейзажи в лучах утреннего солнца были особенно хороши: мимо нас проносились золотистые поля с аккуратными снопами, лошадиные повозки, домики и их обитатели.

Мне очень хотелось посмотреть, как живут румынские цыгане. Первым делом я отправилась осматривать древнюю церковь, которая была также этнографическим музеем. Деревянные иконы, старинные лавки, предметы культа священнослужителей - все дышало стариной, лучи утреннего солнца едва-едва начали пробиваться сквозь высокие окошки и мягкий свет струился в темном помещении, создавая особое настроение. Наверху была смотровая площадка, откуда открывалась панорама на окрестные холмы, поросшие деревьями, голубое небо, бескрайние поля с пасущимися овцами. Цыганская деревня, вопреки стереотипам, тоже состояла из опрятных разноцветных домиков, на которых было что-то вроде фамильных гербов с указанием года их постройки, фамилия хозяев и род деятельности. Дети выбежали посмотреть на редкого в этих краях туриста.

В этой деревне я искала кузнеца, который работал по старой технологии, без единого электроинструмента, и огонь в кузне раздувал мехами, вручную. Кузнец оказался очень веселым и доброжелательным, достаточно было нескольких жестов, чтобы он понял, что от него требуется. Насвистывая что-то себе под нос и посматривая на камеру, легко и непринужденно он превратил кусочек железки в симпатичную лошадиную подкову. Ее я получила в подарок - на счастье.

Шляпы региона Марамуреш

В регионе Марамуреш, куда меня привел мой ремесленный маршрут, мужчины и мальчики в сельской местности носили традиционные соломенные шляпки с ленточками, расшитыми национальными узорами. Очень было интересно увидеть, как эти шляпы делаются, и отправилась в путь. О том, что я подъехала именно к дому мастера-шляпочника, возвещала табличка на фасаде дома и маленькие соломенные шляпки на изгороди.

На сигнал водителя из дома вышла старушка, которая к моему изумлению и была мастерицей по пошиву шляпок. Заправив швейную машинку и взяв в руки соломенную ленточку, она бойко строчила шов за швом, пока из ленточки не получилась симпатичная соломенная шляпка. Готовый головной убор она ловко надела на свою седую голову и подала знак, что можно снимать. Потом к этой шляпке пришивают атласные ленточки и расшивают бисером, носят их мужчины и мальчики. Угостив напоследок молодым вином собственного приготовления из огромной деревянной кадки, бабушка попрощалась и велела приезжать еще.

Веселое кладбище

На самом севере страны, близко к границе с Молдавией, есть село Сапанта, известное своим «веселым кладбищем». Так называется реально существующее кладбище, захоронение в котором производилось вплоть до 1982 года. Необычно оно тем, что все памятники в нем из дерева и окрашены в голубой цвет, кроме того, на каждом есть табличка-картинка с текстом, повествующая о том, кем был умерший при жизни и каким образом он умер. Существование такого кладбища - это и есть философия жизни жителей района Марамуреш, которые умели смеяться над собой даже после смерти. Есть здесь памятник и самому зодчему, чьими руками были сделаны все памятники кладбища. Рядом расположен дом-музей мастера, куда я тоже зашла.


Плату за вход с меня не взяли, узнав, что я русская. Румыния - первая из многих стран, где я побывала и где к русским проявляют такую симпатию. Рядом с кладбищем, на завалинке, сидели дедушки и мирно беседовали. На улице можно было увидеть предметы деревенского быта румын родом из прошлого. Во время путешествия по сельской местности Румынии меня вообще не покидало ощущение, что я нахожусь в каком-то другом времени, когда люди никуда не спешили и проживали свою жизнь не торопясь.



В деревне проводился какой-то местный праздник, где выступали дети в национальных костюмах. У мальчиков на голове были те самые шляпки, которые шила бабушка. Дети ждали начала своего номера, проявляя свойственное им нетерпение, и оттого портреты их получились живыми и эмоциональными.

Национальные маски и красная керамика

На деревню Sacel у меня были огромные планы. Здесь жил народный художник Vasile Susca, мастер по изготовлению традиционных румынских масок из кожи и меха для новогодних праздников. Он участвовал со своими работами в фестивалях и выставках в Италии, Австрии, Германии, Венгрии, Финляндии, США. Мастер оказался очень веселым, шумным человеком с артистичной жестикуляцией. Второй визит был к не менее известному в своем кругу гончару Grigore Ţulean: он гончар в одиннадцатом поколении, но сейчас это искусство для него больше хобби, чем работа. Поэтому те немногие изделия, которые он делает, сушатся по полгода на полках в мастерской, прежде чем наступает их черед обжига в печи. Огромная дровяная печка стоит на цокольном этаже мастерской, температура обжига достигает 200 градусов. Красная керамика лепится из особого вида глины, которую добывают вручную на глубине 10 метров, и деревня Sacel - единственное место в Румынии, где делают такой вид керамики.

Надо отметить, что деревня эта лежала далеко в стороне от тех мест, которые обычно посещают туристы, и, несмотря на всемирную славу обоих мастеров, иностранцев здесь видели не часто. Проходя мимо, сельчане, по обычаю своему, здоровались на румынском. Гуляла я по деревне долго и постепенно ко мне привыкли и перестали обращать внимание, чем я и воспользовалась и сделала несколько портретов сельчан.

Mocanita

Заключительным аккордом моего путешествия стала горная прогулка на старом паровозике по известной узкоколейной железной дороге «Mocanita». Маленький полустанок, девушка-кондуктор и паровозик 1954 года, тянущий за собой несколько стареньких вагончиков. Весь маршрут мы проехали за 4 часа. После мне нужно было добраться с самого севера страны до Бухареста и затем - домой. Приветливая, уютная, доброжелательная Румыния затронула те струны души, которые обычно молчат в больших городах, курортных странах и там, где вековые традиции народа уже давно позабыты.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!