Наблюдение. Наблюдение как исследовательский метод

Основные характеристики

Наблюдение как метод исследования - это целенаправленное, разработанное по подготовленному плану фиксирование исследуемых явлений с целью их последующего анализа и использования в практической деятельности. То, что наблюдается, каким образом, используя какой инструментарий, социолог отображает в программе исследования. Кроме того, в ней обосновываются гипотезы, основные понятия, тактика проведения в целом.

Наблюдение как метод социологического исследования

Известный российский социолог Ядов В.А. под этим понятием подразумевает прямую регистрацию фактов, явлений, событий очевидцем. Научное наблюдение имеет отличия от жизненного повседневного. Оно является одним из распространенных методов в социологии, психологии и других науках. Собственно говоря, с него начинается создание любой работы.

Классификация

Наблюдение как метод исследования по степени формализованности разделяют на:

  • Неконтролируемое. Это нестандартный бесструктурный процесс, в котором исследователь использует только общий принципиальный план.
  • Контролируемое. Исследователь разрабатывает детально всю процедуру и следует по изначально подготовленному плану.

Другие разновидности метода

Кроме этого, существуют различия в зависимости от позиции исследователя, который ведет наблюдение. Как метод исследования в теории предлагают различать еще соучаствующее и простое наблюдение.

Соучаствующее

Оно же включенное, предполагает адаптацию и вхождение автора в ту среду, которую предстоит анализировать и изучить.

Простое

Исследователь фиксирует события или явления со стороны. Этот и предыдущий случаи позволяют вести открытым способом наблюдение. Как метод исследования можно использовать скрытый вариант и маскироваться.

Стимулирующее наблюдение

Этот вид является разновидностью включенного. Отличие его состоит в создании экспериментальной обстановки с целью лучшего выявления характеристик исследуемого объекта.

Наблюдение как метод исследования : основные требования

1. Формулировка четкой цели и ясных исследовательских задач.

2. Планирование. Заранее обдумывается процедура проведения метода.

3. Фиксация данных с целью объективности и точности. Наличие дневников и протоколов.

4. Возможность контроля информации на устойчивость и обоснованность.

Наблюдение как метод психологического исследования

В психологии оно может существовать в двух формах:

  • самонаблюдение (интроспекция);
  • объективное.

Полезный совет

Часто самонаблюдение является составляющей объективного, тогда исследователю важно направить вопросами индивида не на то, чтобы он сообщал свои эмоции и переживания, а самому координировать его действия и таким образом определять неосознаваемые реципиентом закономерности, которые были бы основой соответственных процессов.

Преимущества метода наблюдения в психологии

  • возможность изучения психических процессов в жизненных условиях;
  • отображение событий в их течении;
  • получение информации о действии индивидов, независимо от их установок на соответствующую модель поведения.

Мнение экспертов

Специалисты утверждают, что наблюдение все же лучше использовать в комбинации с другими научными методами исследования для большей достоверности и объективности данных.

Метод наблюдения − один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях. Метод наблюдения в зоопсихологии используется как для наблюдения за естественным поведением животных в местах их обитания, так и в искусственно создаваемых условиях.

Как отмечает Г.Г.Филиппова, сущность метода наблюдения состоит в тщательной и последовательной фиксации всех поведенческих проявлений активности объекта исследования. Преимуществом метода наблюдения является то, что его проводят в естественных для животных условиях. Исследователи изучают, прослеживают те изменения, которые наступают в поведении животного при тех или иных изменениях в окружающей среде. Эта информация обеспечивает возможность делать выводы как о внешних причинах психической деятельности, так и о приспособительных формах, функциях поведения. Результатом наблюдений является качественная оценка активности и форм проявления животного (например, интерес для зоопсихологов представляет наблюдение и анализ обычного, неподкрепляемого манипулирования животными теми или иными предметами).

Несмотря на кажущуюся элементарность (смотреть и фиксировать то, что видишь), метод наблюдения является очень сложным. Его результативность полностью зависит от опыта, исследовательских навыков наблюдателя, точности и качества его работы.

Как научный метод, наблюдение имеет свои принципы организации и проведения, правила, а также способы осуществления (конкретные методики), которые раскрываются Г.Г.Филипповой. Так, к основным принципам наблюдения автор относит следующие:

1. Объективность . По мнению Г.Г.Филипповой, это важнейший принцип наблюдения, тесно связанный с самой сущностью научного подхода к изучению психики животных. Исследователь не может непосредственно проникнуть в субъективный мир другого живого существа (особенно это касается животных, с которыми мы взаимодействуем) и оценивает его только лишь по поведенческим проявлениям. Объективность в наблюдении означает, что исследователь описывает только лишь те поведенческие проявления, которые он непосредственно видит. Соблюдение данного принципа непосредственно связано с квалификацией наблюдателя, его умением и способностью беспристрастно и точно фиксировать наблюдаемые факты.

2. Систематичность . Для того чтобы избежать ошибок в интерпретации полученных данных, связанных с ситуативным состоянием животного (которое, в частности, может быть обусловлено ситуативным состоянием окружающей среды), наблюдение целесообразно проводить неоднократно и систематически. Так, атмосферное давление по-разному влияет на активность теплокровных животных с разными индивидуальными особенностями нервной системы и для того, чтобы сделать объективный вывод, необходимо осуществить анализ очень большого количества фактических данных об особенностях поведенческих проявлений не только разных представителей одного вида животных, но и разных их видов. Обеспечить эти фактические данные помогут многократные, систематически проводимые наблюдения.

3. Точность фиксации данных . Сложность наблюдения обусловлена и тем, что исследователю необходимо одновременно и наблюдать за поведенческими проявлениями животного, его активностью, и фиксировать эти данные. Решить эти две задачи одновременно поможет высокий уровень профессионализма, квалификации исследователя.

4. Обеспечение естественного поведения испытуемого в ситуации наблюдения . Выше уже отмечалось, что преимущество наблюдения заключается в том, что оно осуществляется в естественных для животного условиях среды обитания. Исследователь не должен оказывать влияния на поведенческие проявления животного, за которым осуществляется наблюдение. Это означает, что животное не должно знать о присутствии наблюдателя или же воспринимать его как естественный компонент окружающей среды, что возможно лишь в том случае, если животное привыкло к исследователю и не меняет своего поведения в его присутствии.

Правила проведения наблюдения :

1.Постановка цели наблюдения. По мнению Г.Г.Филипповой, таких целей может быть две: 1) получение общей картины поведенческих проявлений животного (как правило, данная задача решается на предварительном этапе наблюдения, когда осуществляется фиксация всех поведенческих проявлений животного, оформляется общее представление о его видовых и (или) индивидуальных особенностях); 2) конкретная цель, предполагающая наблюдение за определенной формой поведения, определенными жизненными циклами и т.д.

2.Выбор методики наблюдения. Методика наблюдения определяется, в первую очередь, его целью. Не менее значимыми для выбора методики наблюдения будут и условия, в которых наблюдение проводится. Значение также имеют применяемые средства фиксации данных, а также особенности исследуемого животного.

3.Неоднократность проведения наблюдения. Как отмечалось выше, это обеспечит соблюдение принципов объективности и систематичности. Вместе с тем, следует отметить, что периодичность осуществления наблюдений обусловлена целями и особенностями наблюдаемой формы поведения. Результаты единичного наблюдения могут быть интерпретированы только лишь как гипотетические предположения и должны в дальнейшем проверяться.

Методика наблюдения – способы и приемы организации наблюдения и фиксации наблюдаемых данных. Выбор конкретной методики наблюдения, как отмечает Г.Г.Филиппова, обусловлен его целью, степенью изученности наблюдаемого животного, формой его поведения, а также условиями проводимого наблюдения.

В зоопсихологии используются следующие виды наблюдений :

1. Сплошное наблюдение , когда точно и подробно осуществляется фиксация всех поведенческих проявлений наблюдаемого животного. В итоге исследователь получает данные об общей картине поведения, его динамике, а также наиболее ярких индивидуальных особенностях объекта наблюдения. Как правило, сплошное наблюдение является основой для осуществления других видов наблюдения. Кроме того, именно на базе данных, полученных в результате сплошного наблюдения, формулируются общие гипотезы и конкретные цели для дальнейшего исследования. Сплошное наблюдение может быть использовано и как самостоятельный вид наблюдения в том случае, если целью исследователя является изучение суточной динамики поведения животного (например, при исследовании онтогенеза или циклического изменения активности животных).

2. Выборочное наблюдение . Предполагает постановку конкретной цели наблюдения − подробное и детальное описание определенных форм поведения животного (например, манипулятивная активность, игровая деятельность, формы взаимодействия животных друг с другом и пр.). Для проведения выборочного наблюдения выделяются фазы суточной активности животного, когда исследуемая форма активности максимально выражена. Наблюдение осуществляется многократно, что обеспечивает точность, подробность и детальность описания всех особенностей поведения животного.

3. Включенное наблюдение . Данный вид наблюдения предполагает включенность наблюдателя во взаимодействие с наблюдаемым животным (например, наблюдение осуществляется во время дрессировки животного или ухода за ним). Включенное наблюдение обеспечивает очень точную информацию об особенностях поведенческих проявлений животного, так как с большой достоверностью позволяет выявить цели и мотивы поведения. Вместе с тем, включенное наблюдение требует от исследователя большого умения. Кроме того, включенность в наблюдаемый процесс затрудняет процедуру фиксации получаемых данных (многое приходится фиксировать лишь в памяти и воспроизводить только по окончании исследования).

Как было отмечено выше, результативность и эффективность использования метода наблюдения во многом связаны со способами фиксации получаемых данных. Необходимо отметить, что в зоопсихологии в качестве способов фиксации результатов наблюдения используются либо ручная фиксация (запись наблюдаемого на бумаге посредством карандаша или ручки), либо фиксация при помощи технических средств (видео- и аудиозапись). При этом применение второго способа фиксации (технических средств) в наблюдении за животными весьма ограничено (таким ограничителем может выступать подвижность животного, присутствие каких-либо приборов, посторонних людей и пр.).

Фиксация (запись) наблюдаемого называется «протокол наблюдения». Используются следующие виды протоколирования наблюдаемых данных:

· сплошное протоколирование – предполагает максимально подробную фиксацию всех поведенческих проявлений животного. Может быть использовано во всех видах наблюдения, но чаще всего применяется в процессе сплошного наблюдения;

· выборочное протоколирование – предполагает фиксацию только тех данных, которые отвечают цели наблюдения. Данный способ фиксации применяется в соответствующем виде наблюдения;

· повременной протокол − используется в том случае, если необходимо выявить динамику поведенческих проявлений. Протокол наблюдения разделяется на временные промежутки (например, на несколько минут или часов). В каждом таком временном интервале тщательно фиксируются все поведенческие проявления животного. Повременной протокол позволяет быстро и точно выявить временные особенности поведения животного. Обязательным техническим средством, которое используется при данной форме фиксации данных, является секундомер;

· поведенческий протокол – предполагает частичную обработку полученных данных уже в процессе проведения наблюдения. По мнению Г.Г.Филипповой, данная форма протоколирования является наиболее сложной. Предварительно проводится серия сплошных и выборочных наблюдений, что позволяет выявить интересующие исследователя формы поведения животных (например, манипулиции, акты коммуникации и пр.). Протокол, помимо временных интервалов, подразделяется на вертикальные графы, в каждой из которых описывается конкретная форма поведения животного. Ведение такого протокола требует высокой квалификации исследователя;

· использование графических схем. При ведении такого протокола параллельно записываются и зарисовываются на схеме все передвижения и поведенческие проявления животного. Это еще более сложная и трудоемкая форма протоколирования. Помимо повременной и поведенческой форм, в нем используются графические схемы, иллюстрирующие передвижения животного в пространстве. Такие графические схемы заготавливаются заранее, и на них отмечаются все необходимые для ведения протокола объекты. Количество графических схем, как правило, соответствует количеству временных интервалов. Используя графические схемы, можно не только точно описать динамику поведения, но и скорость передвижения, частоту и интенсивность взаимодействия животного с окружающими объектами и пр.;

· кодирование информации. Данная форма протоколирования в основном применяется при наблюдении за сложными и динамичными формами поведения (например, манипуляции предметами, общение с сородичами и пр.). Предварительно осуществляется серия наблюдений. Все формы наблюдаемого поведения детально описываются и расчленяются на отдельные составляющие (акты). При этом каждый акт обозначается условным значком. В результате фиксация наблюдаемого осуществляется посредством этих условных значков (а не словами).

Как все научные методы, метод наблюдения имеет как позитивные моменты, так и недостатки.

Преимуществами метода наблюдения, по мнению Г.Г.Филипповой, является его объективность, получение данных о целостном и естественном поведении животного, комплексность получаемых данных и высокая степень их достоверности, соответствие поведения животного его актуальной мотивации.

Недостатками (или, как считает Г.Г.Филиппова, ограничениями) метода наблюдения являются необходимость высокой квалификации наблюдателя, невозможность повторного наблюдения одного и того же факта в одних и тех же условиях, сложность фиксации данных при полевом и включенном наблюдении, а также сложность и неоднозначность интерпретации протокола наблюдения, поскольку чаще всего используется описательная фиксация данных.

Также, давая характеристику метода наблюдения, необходимо отметить, что при изучении психики животных наблюдение может быть использовано не только как самостоятельный метод (при осуществлении лонгитюдных исследований, направленных на изучение развития психики животного в онтогенезе), но и как компонент процедуры экспериментального исследования (данные наблюдений позволяют проанализировать поведенческий акт и выявить, каким образом животное достигло тех или иных результатов, охарактеризовать сам процесс решения задачи).

Цель: познакомить с методом наблюдения, его видами, научить использовать его в ходе научного исследования.

План занятия:

1. Определение понятия "Метод наблюдения"

2. Объекты педагогического наблюдения

3. Классификация видов наблюдения

4. Использование метода наблюдения в научном поиске
решения проблем.

Основные понятия темы:

Объект, наблюдение, эксперимент, познание

1. Суть понятия "Метод наблюдения".

Среди методов исследования во многих науках встречается наблюдение. Это один из древнейших методов познания действительности человеком. В педагогике до сих пор наблюдение является наиболее распространенным и часто употребляемым методом, особенно в сочетании с другими методами исследования: экспериментом, изучением детей, беседой.

Наблюдение - это целенаправленное и планомерное восприятие явление, процесса, объекта и др, результаты которого фиксируются наблюдателем - исследователем.

Сущность наблюдения - точная и полная фиксация фактов с помощью всех органов чувств и имеющегося жизненного опыта, знаний и умений.

"Наблюдение - это активная форма чувственного
познания, имеющая целью накопление фактов, образование
первоначальных представлений, образования

первоначальных представлений об объектах окружающего мира... Наблюдение есть восприятие, тесно связанное с мышлением.." (Педагогическая энциклопедия...)

Важная черта научного наблюдения- уметь видеть думая и

анализируя: вычленять существенные признаки из общей картины наблюдаемого процесса, группировать факты, свойства, явления по единому основанию (критериям, признакам), видеть сходство и различие в родственных или похожих явлениях, событиях, классифицировать и обобщать результаты первичных наблюдений.

Наблюдение неотделимо также и от речи, т е умения выражать виденное точно, полно, последовательно и объективно. Нельзя увидеть все, но надо увидеть главное, иначе ценность полученной информации будет низкой и малонаучной.

Следовательно, методом наблюдения может пользоваться учитель или исследователь, обладающий развитой наблюдательностью, умением мыслить и выражать точно и объективно ход процесса, явления, события, факта в письменной и устной речи. При кажущейся простоте метода требуется длительная и серьезная подготовка, чтобы правильно использовать наблюдение в качестве метода исследования.

Наблюдение - это эмпирический метод научного исследования, предполагающий целенаправленное и планомерное восприятие явлений, ре­зультаты которого фиксируются наблюдателем.

Наблюдение проводится с целью изучения специфических особенностей и изменений какого-либо явления, находящихся в определенных условиях. Ре­зультаты наблюдения зависят от уровня опыта и квалификации исследователя. Наблюдение всегда характеризуется некоторой субъективностью, поэтому ин­терпретация результатов может быть в духе ожиданий наблюдателя. Поэтому наблюдение должно сочетаться для большей объективности с другими метода­ми исследования.

Функция наблюдения состоит в избирательном приеме сведений об изу­чаемом предмете, процессе, явлении в условиях обратной и прямой связи ис­следователя с предметом наблюдения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Наблюдение как общенаучный метод исследования

1.1 Наблюдение - как метод социальной психологии

1.3 Количественные оценки данных наблюдения

1.4 Достоинства и недостатки метода наблюдения

2. Классификация видов наблюдения

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Актуальность. Метод наблюдения - это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание; здесь внешняя сторона деятельности лишь исходный материал наблюдения, который должен получить свою психологическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории .

Метод наблюдения - это старейший метод психологической диагностики. С его помощью можно получить обширную информацию о человеке. Он является незаменимым там, где не разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры. При этом исследователю для проведения наблюдения не требуется согласия или иной формы участия наблюдаемых. Особо важное значение метод наблюдения имеет для изучения психологических особенностей детей, поскольку ребенок как объект исследования представляет большие трудности для экспериментального изучения, чем взрослый человек.

В нашей стране в 20 - е г.г. наблюдение широко использовалось в работах М. Я. Басова при изучении поведения детей. Им была разработана методика психологических наблюдений. В соответствии со своей научной концепцией М. Я. Басов разработал подробную схему психологического анализа наблюдений и общие принципы воспитания умения проводить наблюдения у педагогов - психологов.

Поскольку в методе наблюдения в качестве "измерительного инструмента" выступает сам наблюдатель, очень важно, чтобы он владел техникой наблюдений на высоком уровне и в полном объеме. Наблюдение может быть наивным (житейским) и научным. Наивный способ наблюдений очень сильно зависит от личностных способностей наблюдателя, его установок, намерений и т. п. Результаты такого наблюдения носят неопределенный характер и могут интерпретироваться другими исследователями совершенно по - разному. Можно сказать, что они в большей мере характеризуют самого наблюдателя, чем того, за кем он наблюдает.

Психологическим целям больше соответствует научное наблюдение, или, как его называл М. Я. Басов, "исследующее, или выбирающее" наблюдение. Такое наблюдение осуществляется на основе тщательной предварительной подготовки. Оно предпринимается со строго определенной целью, которая и определяет и время наблюдения, и отбор нужных фактов.

Наблюдение является методом социальной психологии. Главная проблема, которая встает при применении метода наблюдения, заключается в том, как обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, что бы прочтение протокола наблюдения было понятно и другому исследователю, могло быть интерпретировано в терминах гипотезы. То есть что наблюдать и как фиксировать.

Для того, что бы ответить на ряд этих вопросов, необходимо более подробно ознакомиться, что же собой представляет наблюдение.

Цель работы - раскрыть значение, сущность и особенности наблюдения как исследовательского метода в психологии.

Задачи исследования:

1. Проанализировать соответствующую литературу по теме исследования;

2. Раскрыть сущность метода наблюдения и его значимость;

3. Охарактеризовать основные достоинства и недостатки метода наблюдения;

4. Выделить пути повышения эффективности метода наблюдения в психологии;

5. Сделать выводы по теме исследования.

1 . Наблюдение как обще научный метод исследования

1 .1 Наблюдение - как метод социальной психологии

Наблюдение - это научный метод психологического исследования. Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная область знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук .

Наблюдение - древнейший метод познания. Его примитивной формой - житейскими наблюдениями пользуется каждый человек в повседневной практике. Регистрируя факты окружающей социальной действительности и свое поведение, человек пытается выяснить причины тех или иных поступков и действий. Житейские наблюдения отличаются от наблюдений научных, прежде всего, тем, что они случайны, неорганизованны и бесплановы.

Так как психологическое наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них, имеет много общего с тем, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится. Но есть и большие различия. Психологическое наблюдение - это всегда направленное, систематическое, непосредственное прослеживание и фиксирование значимых явлений, процессов, событий. Оно служит определенным познавательным целям и может быть подвергнуто контролю и проверке.

Наблюдение - это самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов в психологии. Научное наблюдение непосредственно соприкасается с обыкновенным житейским наблюдением. Необходимо поэтому, прежде всего, установить общие основные условия, которым вообще должно удовлетворять наблюдение, чтобы быть научным методом.

В качестве примера приведем сформулированные РБ Кеттеллом (1957) правила психологического наблюдения : 1) поведение испытуемого должно быть оценено в разнообразных ситуациях (в школе или на работе, в общественных местах) и в разных ролевых позициях (учащегося, работника, отца, сына, друга и т. п.), поэтому наблюдатель должен проводить с испытуемым ежедневно определенное количество времени в течение 2 - 3 месяцев; 2) заранее должны быть определены черты личности или особенности поведения, которые необходимо оценить; 3) экспериментатор должен быть предварительно натренирован в подобной оценке; 4) наблюдение должно быть беспристрастным" 5) оценивать одного обследуемого должны не менее 10 наблюдателей и окончательная оценка должна представлять среднее из их наблюдений, при этом суждение каждого из них должно быть независимым.

Первое основание требование -- наличие четкой целевой установки: ясно осознанная цель должна руководить наблюдателем. В соответствии с целью должен быть определен план наблюдения, зафиксированный в схеме. Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. Они должны исключить элемент случайности, свойственный житейскому наблюдению. Таким образом, объективность наблюдения зависит, прежде всего, от его плановости и систематичности. И, если наблюдение исходит из четко осознанной цели, то оно должно приобрести избирательный характер. Наблюдать все вообще в силу безграничного многообразия существующего совершенно невозможно. Всякое наблюдение, поэтому носит избирательный, или выборочный, частичный характер.

Наблюдение становится методом научного исследования лишь постольку, поскольку оно не ограничивается простой регистрацией фактов, а переходит к формулировке гипотез с тем, чтобы проверить их на новых наблюдениях. Действительно научно-плодотворным объективное наблюдение является в том случае, когда оно связано с установлением и проверкой гипотез. Отделение субъективного истолкования от объективного и выключение субъективного, производится в самом процессе наблюдения, соединенного с постановкой и проверкой гипотез .

1.2 Единицы и категории наблюдения

В отличие от житейского научное наблюдение опосредовано исследовательскими целями, определяющими предмет наблюдения и область фактов, которые включаются в изучаемую реальность. Оно опосредовано также теоретическими представлениями об изучаемой реальности и выдвигаемыми познавательными гипотезами. Для наблюдения как способа сбора данных характерна существенная особенность: теоретические представления исследователя включены не только в объяснения наблюдаемого, но и в сам процесс наблюдения, в само описание наблюдаемого.

Наблюдение целостного потока активности субъекта и его описание возможны только путем искусственного вычленения в нем определенных "единиц" активности, которым присваиваются определенные названия. Выделение этих "единиц" позволяет: а) ограничить процесс наблюдения определенными рамками: в каких свойствах, проявлениях и отношениях воспринимается наблюдателем изучаемая реальность; б) выбрать определенный язык описания наблюдаемого, а также способ фиксации данных наблюдения, т.е. способ отчета наблюдателя о воспринимаемом явлении; в) систематизировать и контролировать включение в процесс получения эмпирических данных теоретического "взгляда" на изучаемое явление .

Диагностика на основе наблюдения -- обязательно предполагает введение наблюдения и преимущественное использование его результатов для психодиагностических выводов. В процедуру наблюдения в этом случае вводятся стандартные схемы и условия, которые точно определяют, что наблюдать, как наблюдать, каким образом фиксировать результаты наблюдения, как их оценивать, интерпретировать и делать на их основе выводы. Наблюдение, отвечающее всем перечисленным психодиагностическим требованиям, носит название стандартизированного наблюдения.

Качественное описание составляет первую стадию отражения результатов наблюдения, протекающего как процесс квалификации наблюдаемых событий. Эмпирическим фактом наблюдавшееся явление становится только после описания его наблюдателем. Все многообразные подходы к описанию явлений можно свести к двум основным типам. Первый -- описание объекта в словаре "естественного" языка. В обыденной жизни мы употребляем для описания того, что воспринимаем, обычные ("житейские") понятия. Научное наблюдение может также базироваться на использовании таких единиц, если в соответствии с целями исследования четко определен их репертуар как совокупность возможных понятий, в которых фиксируются свойства наблюдаемого явления .

Второй подход к описанию -- это разработка систем условных названий, обозначений, искусственно созданных знаков, кодов. Выделение единиц наблюдения может строиться на основе теоретических представлений о наблюдаемом явлении. В этом случае средствами наблюдения являются категории -- такие единицы описания, которые получают свое понятийное значение только в определенной системе теоретических взглядов исследователя.

Категоризованное наблюдение сводится не только к вычленению путем восприятия тех или иных единиц, но и обязательно включает этап осмысленного подведения под категорию этих единиц, т.е. обобщения в самом процессе наблюдения. Иногда категорией охватывается тот же поведенческий акт, что и единицей, т.е. они могут быть сопоставлены по степени расчлененности изучаемого явления и отличаться только степенью его интерпретации. Чаще же категории подчиняют себе ряд единиц.

1.3 Количественные оценк и данных наблюдения

Существуют два основных способа получения количественных данных в ходе наблюдения: 1) психологическое шкалирование, используемое в основном в виде балльных оценок; 2) измерение времени, или хронометраж. Хронометраж лежит в основе применения так называемой методики временных промежутков .

Вторым видом его является методика временных выборок, когда из целостного наблюдаемого процесса для фиксации данных выбираются отдельные определенные промежутки времени, считающиеся представительными -- репрезентативными -- для более длительного периода наблюдения. В реальных исследованиях качественное и количественное описания событий наблюдателем обычно используются в комбинациях. наблюдение психология хронометраж выборка

Количественные оценки могут фиксироваться непосредственно в ходе наблюдения, а могут выставляться после завершения наблюдений, включаясь в так называемый ретроспективный отчет. Основой ретроспективных оценок являются общие впечатления наблюдателя, которые при длительном наблюдении могут, например, включать частоту тех или иных наблюдавшихся эпизодов. Количественные характеристики могут быть прямо включены в оценочные суждения наблюдателей.

Наряду с таким оценочным описанием событий наблюдение на основе непосредственных впечатлений может включать балльные оценки этих впечатлений. У А. Анастази приводится пример шкал, предназначенных для выявления мнений студентов о преподавателях, читающих курс психологии. В них разным формам событий в системе межличностных отношений -- отношений со студентами -- приписывается определенный балл .

Подобного типа ретроспективные оценки отражают длительные неконтролируемые наблюдения в повседневной жизни, и, как показывают отдельные исследования, они могут выступать в качестве единственного или одного из главных критериев адекватности некоторых психологических тестов или оценок индивида.

К основным формам протоколирования наблюдений можно отнести следующие: признаковые или знаковые системы, системы категорий и шкалы рейтинга (оценок). Когда протоколирование ведется в системе признаков, то заранее описывают конкретные виды поведения, симптоматические для целой поведенческой сферы, и потом фиксируют, какие из них появляются в тот или иной период наблюдения. Признак должен быть однозначным и не требовать дополнительного разъяснения. Например, в схеме наблюдения Шульца использованы такие признаки: учитель работает с учеником, учитель работает с маленькой группой, учитель игнорирует вопрос ученика, ученик отвечает урок, ученик громко читает и пр. .

Система признаков открыта, т. е. может быть продолжена. В этом ее отличие от системы категорий. В системе категорий должны быть полностью описаны все виды поведения наблюдаемого; добавлять в процессе наблюдения что - то новое уже нельзя. Например, категории, выделенные американским психологом Р. Бейлзом для изучения последовательных фаз в групповой деятельности, следующие ориентировка членов группы в отношении общей задачи, оценка хода выполнения задачи членами группы; контроль, фаза принятия решения; сопровождающие процесс принятия решения эмоции (положительные и отрицательные).

Чтобы избежать субъективизма, используют шкалы рейтинга. Они требуют фиксации не наличия признака, а степени его выраженности. Например, "Какой интерес проявляет ученик во время занятий". Степень выраженности этого интереса можно оценить по 5 - балльной системе: совсем не проявляет (1 балл); едва проявляет (2 балла), проявляет какой - то интерес (3 балла), проявляет большой интерес (4 балла); проявляет жгучий интерес (5 баллов).

1.4 Достоинства и недостатки метода наблюдения

Важнейшее достоинство метода наблюдения заключается в том, что оно осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Открывается возможность непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени. Тщательно подготовленная процедура наблюдений обеспечивает фиксацию всех значимых элементов ситуации. Тем самым создаются предпосылки для ее объективного изучения.

Наблюдение позволяет широко, многомерно охватить события, описать взаимодействие всех его участников. Оно не зависит от желания наблюдаемого высказаться, комментировать ситуацию.

Объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами исследования. К процедуре наблюдения предъявляются следующие требования :

а) определение задачи и цели (для чего? с какой целью?);

б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);

г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);

д) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Недостатки метода наблюдения делятся на две группы: объективные - это те, недостатки, которые не зависят от наблюдателя и субъективные - это те, которые непосредственно зависят от наблюдателя, так как они связаны с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя.

К объективным недостаткам, прежде всего, относят :

Ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации. Поэтому, каким бы всесторонним и глубоким ни был проведенный анализ, получаемые выводы могут быть обобщены и распространены на более широкие ситуации только с величайшей осторожностью и при соблюдении многих требований.

Сложность, а часто и просто невозможность повторения наблюдений. Социальные процессы необратимы, их нельзя заново "проиграть", чтобы исследователь смог зафиксировать необходимые ему черты, элементы уже состоявшегося события.

Высокая трудоемкость метода. Осуществление наблюдения зачастую предполагает участие в сборе первичной информации большого числа людей достаточно высокой квалификации.

Многообразны и трудности субъективного плана. На качество первичной информации может оказывать влияние:

Различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых,

Несхожесть их интересов, ценностных ориентации, стереотипов поведения и т. д. К примеру, обращение друг к другу на "ты" в бригаде рабочих часто становится нормой для всех ее членов. Но психолог-наблюдатель, для ближайшего окружения которого характерна иная форма общения, может оценить это как пример неуважительного, фамильярного отношения молодых рабочих к старшим. Исключить подобные ошибки иногда позволяет близость социального положения наблюдателя и наблюдаемых. Она способствует более полному и быстрому охвату наблюдаемой ситуации, правильной ее оценке.

На качестве информации сказываются и установки наблюдаемых и наблюдателя. Если наблюдаемые знают, что являются объектом изучения, они могут искусственно менять характер своих действий, подстраиваясь под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю. В свою очередь, наличие у наблюдателя определенного ожидания в отношении поведения наблюдаемых может сформировать конкретную точку зрения на происходящее. Это ожидание может быть результатом предшествующих контактов наблюдателя и наблюдаемых. Сложившиеся ранее благоприятные впечатления наблюдателя переносятся на наблюдаемую им картину и могут вызвать неоправданную положительную оценку анализируемых событий. И наоборот, негативные ожидания (скепсис, предубежденность) способны привести к преувеличенно отрицательному видению деятельности наблюдаемой общности людей, повышенной жесткости в оценке происходящего.

Результаты наблюдения непосредственно зависят от настроения наблюдателя, его сосредоточенности, умения целостно воспринимать наблюдаемую ситуацию, не только замечать относительно ясные внешние приметы деятельности, но и фиксировать малозаметные черты поведения наблюдаемых. В фиксации результатов наблюдения собственные мысли и переживания наблюдателя могут не позволить описать наблюдаемые события достаточно адекватно. Это описание может произойти по аналогии с собственными мыслями и чувствами.

Итак, наблюдение - древнейший метод познания. Оно позволяет широко, многомерно охватить события, описать взаимодействие всех его участников. Основное преимущество - это изучение социальных процессов в естественных условиях. Основными недостатками являются - ограниченность, частный характер каждой наблюдаемой ситуации, невозможность повторения наблюдений, установки, интересы, личностные особенности наблюдателя. Все эти недостатки могут весьма сильно повлиять на результаты наблюдения.

2 . Классификация видов наблюдения

В зависимости от содержания целей исследования подразделяют наблюдение свободное (иногда его называют нерегулируемым и даже нецеленаправленным), если минимальны ограничения относительно того, что и когда наблюдать, и наблюдение целенаправленное, если в схеме или плане четко определены цели, организация наблюдения и способы отчета наблюдателя. Целенаправленное наблюдение по особенностям его организации может быть сплошным и выборочным, в зависимости от того, все ли проявления интересующего исследователя процесса, все ли объекты или только некоторые подлежат наблюдению .

Неструктурализованное наблюдение является слабо формализованным. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации, примерный состав наблюдаемой группы. Непосредственно в процессе наблюдения уточняются границы объекта наблюдения и его важнейшие элементы, конкретизируется программа исследования.

Если исследователь располагает достаточной информацией об объекте исследования и заранее способен определить значимые элементы изучаемой ситуации, а также составить подробный план и инструкции для фиксации результатов наблюдений, открывается возможность проведения структурализованного наблюдения. Этому типу наблюдения отвечает высокая степень стандартизации, для фиксация результатов используются специальные документы, бланки, достигается известная близость данных, получаемых различными наблюдателями.

Наблюдение как метод сбора данных применимо на предварительных этапах исследования, когда нет разработанных гипотез о причинно-следственных связях. Если наблюдение не связано с проверкой конкретных гипотез, оно, оставаясь "целевым", не является эвристическим, хотя именно на основе такого наблюдения и могут формироваться гипотезы. Сложившаяся традиция относит к эвристическому наблюдению те его виды, которые направлены на проверку гипотез. Эвристическим, следовательно, не являются наблюдение на предварительных этапах изучения объекта и наблюдение в случаях сознательно принятой цели минимальной селективности и максимального охвата разных сторон и аспектов наблюдаемого объекта (процесса, явления) .

С этой точки зрения можно выделить невключенное (внешнее) наблюдение как наблюдение "со стороны", когда наблюдатель полностью отделен от изучаемого "объекта". Наблюдение со стороны может быть открытым или скрытым.

Включенным (участвующим) наблюдением называется такой его вид, при котором социолог непосредственно включен в изучаемый социальный процесс, контактирует, действует совместно с наблюдаемыми. Характер включенности различен: в одних случаях исследователь полностью соблюдает инкогнито, и наблюдаемые никак не выделяют его среди других членов группы, коллектива; в других -- наблюдатель участвует в деятельности наблюдаемой группы, но при этом не скрывает своих исследовательских целей.

Включенное наблюдение имеет свои преимущества и недостатки: с одной стороны, оно позволяет глубже проникнуть в исследуемую реальность, с другой -- непосредственная включенность в события может влиять на объективность отчета наблюдателя. Некоторые виды наблюдения могут представлять собой промежуточный вариант между включенным наблюдением и наблюдением "со стороны" .

В зависимости от ситуации наблюдения можно выделить наблюдение: полевое, лабораторное и спровоцированное в естественных условиях.

Полевое наблюдение проводится в условиях, естественных для жизни налюдаемого "субъекта", и его требованием является отсутствие инициации со стороны наблюдателя изучаемых явлений. Полевое наблюдение позволяет исследовать естественные формы жизнедеятельности и общения людей при минимальных искажениях, но его недостаток состоит в большой трудоемкости, а также в том, что интересующая исследователя ситуация мало поддается контролю; наблюдение здесь часто является выжидательным, несистематическим.

В тех ситуациях, когда требуется высокая тщательность, подробность в описании наблюдаемых процессов, используют технические средства фиксации. Когда же ставится задача разработки и экспериментальной проверки новой методики, применяют лабораторную форму наблюдения.

Систематические наблюдения проводят регулярно в течение определенного периода. Это может быть длительное, непрерывно продолжающееся наблюдение или наблюдение, проводимое в циклическом режиме (один день в неделю, фиксированные в году недели и т. д.) .

Есть еще и несистематические наблюдения. Среди них выделяются такие, когда наблюдателю приходится иметь дело с заранее незапланированным явлением, неожиданной ситуацией.

Экспертные оценки - основанные на суждениях специалистов количественные или бальные оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению.

Экспертная (рейтинговая) оценка -- незаменимый метод получения ценной информации для психолога. В ситуации экспертизы в роли инструмента измерения выступает человек (эксперт), который хорошо знает испытуемых, имел возможность длительное время наблюдать их поведение в различных ситуациях и способен количественно выразить свои впечатления. То есть это своего рода опосредованное наблюдение. Положительным моментом является то, что измерять можно практически любое качество, для которого стандартизованного теста может не существовать в принципе. Эксперт опирается на свой опыт, строит заключения, гибко оценивает косвенные проявления, интерпретирует уникальные ситуации. Однако здесь же кроется и наибольший недостаток метода внешнего наблюдения: субъективизм. На оценку наблюдаемого, хотим мы этого или нет, оказывают влияние и личное отношение к нему, и прошлый опыт, и специфическое понимание измеряемого качества, и субъективная интепретация поведенческих актов испытуемого, а также различные стилевые особенности выставления оценок (особенности принятия решения) .

Рассмотренная классификация наблюдений, как и любая типология, условна и отражает лишь наиболее значимые особенности наблюдения. Поэтому всякий раз, учитывая цель и характер планируемого исследования, решая вопрос о применении метода наблюдения, соотносят позитивные и негативные свойства его различных видов.

Перечисленные выше классификации не противостоят одна другой, а отражают независимые критерии, дополняющие друг друга.

Заключение

Наблюдение -- один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Наблюдение включает элементы теоретического мышления (замысел, система методических приемов, осмысление и контроль результатов) и количественные методы анализа (шкалирование, факторизация данных и др.).

В современной социальной психологии наблюдение как метод сбора данных широко используется в различных схемах психологических исследований. Наблюдение включено в организацию беседы с испытуемым, данные наблюдения учитываются при интерпретации результатов психодиагностических или экспериментальных процедур.

Успешность наблюдения и объяснения его результатов зависит от состояния знаний в исследуемой области. На основе определенного понимания природы изучаемого явления выдвигается гипотеза о его зависимости от конкретных факторов, от их проявления во внешнем поведении. Гипотеза проверяется в ходе наблюдения и может подтверждаться, уточняться, опровергаться.

Наблюдение как научный метод должно отвечать ряду требований. Оно должно быть избирательным, т.е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный фрагмент изучаемой реальности. Наблюдение должно быть плановым и систематическим, т.е. строиться на основе плана и проводиться на протяжении определенного периода времени. Важно как можно более подробно зафиксировать изучаемое поведение, т.е. необходима полнота наблюдения.

Объективность метода наблюдения повышается, если исследователь использует технические средства, например видеомагнитофон. В таком наблюдении исследователь целиком занимает позицию извне, а то и вовсе устраняется из ситуации. Не случайно идеальным вариантом метода наблюдения в психологии считалось наблюдение с использованием "зеркала Гезелла", пропускающего свет в одну сторону: исследователь мог видеть все происходящее, сам оставаясь невидимым. Подобного же эффекта можно достичь с использованием видеомагнитофона. Иначе говоря, ставится специальная задача добиться эффекта отсутствия исследователя, сделать так, чтобы испытуемые не знали, что за ними наблюдают, и вели себя естественно, как в обычных условиях.

Принципиальная трудность объективного наблюдения в психологии связана с однозначностью понимания, истолкования, объяснения внешних факторов поведения в психологических понятиях. Отмеченную трудность можно преодолеть путем использования других объективных методов психологии.

Сложная проблема, которая встает при применении метода наблюдения, заключается в том, как фиксировать наблюдаемое. К основным формам протоколирования наблюдений можно отнести следующие: признаковые или знаковые системы, системы категорий и шкалы рейтинга (оценок).

Как видно, метод наблюдения является достаточно трудоемким и сложным диагностическим инструментом, требующим от наблюдателя большого профессионального опыта и специальной подготовки. Попытки придать этому методу формализованный характер (например, составление жесткой процедуры наблюдения, получение с помощью шкалы рейтинга количественных оценок) способствуют повышению объективности и достоверности полученной информации.

Метод наблюдения не так примитивен, как кажется на первый взгляд, и, несомненно, может с успехом быть применен в ряде социально-психологических исследований.

Список используемой литературы

1. Андрееева Г.М. Социальная психология. М.:Аспект Пресс, 1999.

2. Бурлачук Л.Ф. Психодоиагностика личности. - Киев, 1989.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989.

4. Введение в психодиагностику / Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. - М.: Мысль, 1997.

5. Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. - М.: Психология, 1985.

6. Психология / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Академия, 2002.

7. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. - М.: МГУ, 1997.

8. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Академия, 1998.

9. Немов Р.С. Психология. - М.: Владос, 1997.

10. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И.Щербакова. - М.: Академия, 1990.

11. Психодиагностические методы / Под ред. А.А. Бодалева и др. - Л.: 1976.

12. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко. - М.: МГУ, 1988.

13. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М.Гуревича. - М.: Просвещение, 1981.

14. Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В.Н.Дружинина. - М.: Интропак, 1999.

15. Рогов Е.И. Общая психология. М.:. ВЛАДОС, 1998.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности подготовки эксперимента в практической психологии. Использование методики анкетирования и тестирования, метода наблюдения. Характеристика и специфика методов диагностирования психологии личности, применяющихся в практике социальной психологии.

    контрольная работа , добавлен 25.12.2011

    Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии. Сущность генетического метода в психологии, его значение в изучении развития психики. Сущность метода самонаблюдения. Понятие и основные преимущества метода объективного наблюдения.

    реферат , добавлен 19.09.2009

    Социально-психологическое наблюдение как метод сбора научной информации. Направленное, систематическое прослеживание и фиксирование значимых социальных явлений, процессов и событий. Виды и этапы исследования методом наблюдения; схема наблюдения Бейлза.

    доклад , добавлен 18.01.2010

    Место социальной психологии в системе гуманитарного знания. Современные представления о предмете и задачах социальной психологии. Эксперимент как один из основных методов социальной психологии. Особенности применения метода наблюдения, его специфика.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    Требования, которые предъявляются к процедуре наблюдения в психологии. Преимущества и недостатки метода анкетирования. Применение тестирования для определения психологических особенностей человека. Метод эксперимента как основной метод психологии.

    презентация , добавлен 01.12.2016

    Разнообразие методов психологии, объективность изучения психических явлений. Использование метода наблюдения, изучение психической деятельности человека в обычных условиях жизни. Эксперимент и другие специальные методы психологического исследования.

    контрольная работа , добавлен 30.10.2009

    Классификация методов психологии. Основные методы - наблюдения и опроса, лабораторный и естественный (производственный). Виды наблюдения, преимущества и недостатки метода. Формы опросных методов. Особенности тестового исследования, основные виды тестов.

    контрольная работа , добавлен 22.02.2011

    Наблюдение и эксперимент как главные методы в педагогической психологии. Содержание психологического наблюдения и его зависимость от понимания предмета психологии. Метод интроспекции ("смотрение внутрь себя"). Выделение объективного состава деятельности.

    реферат , добавлен 07.09.2009

    Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и объект изучения социальной психологии, структура современной социальной психологии. Методология и методы социально-психологического исследования. Проблема группы в социальной психологии.

    книга , добавлен 10.02.2009

    Сущность понятия "наблюдение", история возникновения метода наблюдения. Организация исследования индивидуальных отличий близнецов. Психологическая характеристика близнецов-дошкольников на основании предварительных наблюдений за особенностями их развития.

Наблюдение - это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. В деятельности педагога могут применяться различные виды объективного наблюдения.

Виды наблюдений

Непосредственное

Проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом.

И

Опосредованное

Используются готовые результаты наблюдений, подготовленные другими людьми: сообщение воспитателей; аудио-, кино-, и видеозаписи.

Открытое (явное)

Наблюдение, протекающее в условиях осознанного педагогом и детьми факта присутствия посторонних лиц.

Поведение ученика, знающего, что за ним наблюдают, меняется. Важно, чтобы цель наблюдения прямо не сообщалась.

И

Скрытое

Наблюдение через стеклянную стену, которая пропускает свет в одном направлении.

Использование скрытых камер и т.д.

Включенное (причастное)

Наблюдатель включается в определенную социальную ситуацию и анализирует событие «изнутри».

Наблюдатель выступает как член наблюдаемой группы.

И

Не включенное (непричастное)

Исследователь ведет наблюдение извне.

Систематическое (сплошное)

Регулярное наблюдение в течение определенного периода. Фиксируются все проявления психической деятельности ребенка:

Дневники родителей;
дневники педагогов.

И

Несистематическое (выборочное)

Наблюдается какой-либо один психический процесс, какое-либо одно психическое явление:

Навыки общения воспитателя с ребенком;
речь ребенка.

Долговременное

Наблюдение при изучении психического развития детей в течение нескольких лет.

И

Кратковременное

Разные варианты:

1. наблюдение деятельности ребенка в определенное время дня в течение одного часа;

2. наблюдение для замера интервалов времени частности событий и т.д.

Казуальное (причинное)

Наблюдение отдельных случаев, которые имеют какой-либо интерес.

Наблюдение за данным случаем, чтобы получить представление о нем (наблюдение за возбудимым ребенком).

И

Эпизодическое

Фиксируются отдельные факты поведения, типичные для данного ребенка.

Внешнее
(наблюдение со стороны)

Способ сбора данных о другом человеке, его психологии и поведении путем наблюдения за ним со стороны.

И

Внутреннее (самонаблюдение)

Переживая соответствующее явление, исследователь наблюдает за собой, за своими
ощущениями.

Приведенная классификация наблюдений условна и отражает лишь наиболее значимые их особенности. В связи с особенностями каждого вида наблюдения оно должно быть применено там, где может дать наиболее полезные результаты.

Следует отметить и наблюдение значимых ситуаций. Значимые ситуации могут быть в игровой, учебной и других видах деятельности детей. Так, они могут бурно реагировать на приход в группу нового человека, например Деда Мороза; на внесение новой игрушки, на удачно выполненную работу и т.д. Наблюдения за детьми в значимых ситуациях помогут воспитателю понять особенности взаимодействия в группе, ролевое поведение отдельных детей, их статусы и т.д.

Проведение исследования с помощью метода наблюдения требует особой подготовки наблюдения. Необходимо иметь предварительный опыт проведения наблюдения, ЦЕЛЬ наблюдения (для чего, с какой целью), знать теоретические основы.

На основе ЦЕЛИ наблюдения выбрать ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ и ситуацию наблюдения (что наблюдать?). Затем хорошо продумать ПЛАН, СИСТЕМУ КАТЕГОРИЙ, ПРОТОКОЛЫ наблюдений и т.п. Выбрать СПОСОБ наблюдения, наименее влияющий на исследовательский объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать?).

После этого выбрать СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ наблюдаемого (как вести запись?).

Общая характеристика наблюдения

Метод наблюдения

Симптомы наблюдения

1. Движения, действия,
поступки, деятельность.

2. Мимика, жесты, пантомима.

3. Высказывания, речь,
словесные реакции.

4. Вегетативные реакции.

1. Наличие цели и разработанной схемы наблюдения (составленные после предварительного изучения объекта и предмета исследования).

2. Условия, наиболее характерные для изучаемого явления.

3. «Законсперированность» наблюдения и его целей деловыми, с точки зрения испытуемого, взаимоотношениями с ним.

4. Немедленная, систематическая и возможно полная регистрация результатов (факты, а не их толкование): протоколирование с помощью условных значков, стенографирования;
система категорий и оценочных шкал;
магнитофонная запись, фото-, кино- и видеорегистрация.

5 . При наблюдении за сложными процессами (например, занятия в группе) могут работать два и более наблюдателей. Каждый должен иметь точно определенные цели и свои задачи наблюдения (подготовка наблюдений, координация их деятельности).

6. Систематичность проводимых наблюдений.

Достоинства

Недостатки

1. доступность, дешевизна средств.

2. не искажает естественного протекания
психических процессов.

3. богатство собираемых сведений.

1. Большие затраты времени в связи с пассивностью наблюдателя (позиция выжидания). Трудно предвидеть, когда появится нечто важное с точки зрения исследуемой проблемы. Некоторые
явления недоступны наблюдателю.

2. Невозможность повторного наблюдения тождественных факторов.

3. Трудность установления причины явления:
слитность наблюдаемых факторов с попутными явлениями;
много не учитываемых условий;
возможность субъективизма.

4. Трудность статистической обработки.

Результаты зависят от опыта, научных взглядов, интересов исследователя.

Наблюдение - процесс сложный. Он требует особой подготовки наблюдателей.

Перед проведением исследования с помощью метода наблюдения желательно провести ТРЕНИРОВОЧНОЕ наблюдение, чтобы вскрыть предстоящие трудности и приобрести основные умения наблюдения.

Могут возникнуть трудности наблюдения (это, как правило, при исследовании комплексных явлений и когда явление протекает в большом темпе и постоянной смене ситуаций). После проведения основных наблюдений происходят обработка и интерпретация полученных данных (каков результат?).

Система категорий и оценочных шкал содержит полное описание всех видов возможного поведения. Служит важным средством уточнения и облегчения наблюдения. Она выполняет роль:
а) вспомогательных средств для более точного аналитического наблюдения;
б) позволяет научно обрабатывать наблюдаемые факты;
в) сделать соответствующие выводы.

Основные виды категориальных систем

I a. Полная категориальная система

Любое проявление поведения включается в список категории, например изучение отношения ученика к коллективу (Залужный А. С. Детский коллектив и методы его изучения. М., 1931).

Тип поведения

Действие

Речь

Объекты наблюдения

а

б

I. Асоциальное

Отворачивается, убегает, защищается

Хнычет, плачет, кричит о помощи

II. Антисоциальное

Разрушает, отнимает, гонится, бьет

Угрожает, требует, дразнит, ругает

III. Пассивно-социальное

Присоединяется, приветствует, старается

Беседует, приветствует, просит

IV. Активно-социальное

Предлагает, ласкает, показывает, помогает, исправляет, берет инициативу

Беседует, инсценирует, информирует, советует, критикует, призывает к сотрудничеству

II a. Континуальная категориальная система

Качественные показатели располагаются в непрерывном ряду (например, «ребенок ВНИМАТЕЛЬНЫЙ <---> НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ»).

Классификация может быть по следующей непрерывной системе:

II б. Дисконтинуальная категориальная система

Не представляет собой континиум непрерывного ряда, например, при решении математических задач система категорий строится так, чтобы можно было следить за процессом их решения (задач).

Понимание задачи

Востребование информации

Oбсуждение

Варианты решения

Отрицание варианта

Не относящееся к задаче

III a. Категориальная система одного изменения

III б. Категориальная система нескольких параметров изучаемого

IV. Категории по характеру требований к уровню научного наблюдения.

IV a . Регистрируется явление так, как его видит наблюдатель (например, поднимает руку ребенок или нет).

IV 6 . Исследователь должен знать суть исследуемого вопроса, его логику. Он должен быть подготовлен к наблюдению, так как требуется высокий уровень интеллектуального усилия.

Протоколирование наблюдения позволяет возвращаться к наблюдаемым фактам. Протокол является основой и исходным моментом дальнейшего анализа:

  • записи должны быть достаточно подробными, чтобы можно было провести объективный анализ;
  • делать записи на месте наблюдения или сразу после исследования. После наблюдения просмотреть записи, откорректировать их и дополнить.

Форма ведения протокола определяется:

  • предметом, задачей и чистотой исследования;
  • наличием подготовленного континиума, условных знаков для регистрации фактов;
  • наличием технических средств (видео и пр.);
  • повторяемости определенного рода наблюдаемых фактов;
  • записывать только факты, а не их истолкование;
  • каждую реплику, действие воспринимать не изолированно, а в связи с другими действиями, словами, сопутствующими явлениями;
  • все записи необходимо сразу же обработать. Не накапливать большого количества материала наблюдений, так как обработка требует больше времени, чем само наблюдение.

ЗАДАЧА. В связи с целью исследования рекомендуется тщательно продумать план наблюдения.

Почему следует тщательно продумывать план наблюдения?

ОТВЕТ. Обычно мы быстро выделяем в своем восприятии то, о чем знаем. С развитием наблюдательности улучшается способность подмечать существенные, характерные (в том числе и малозаметные) свойства предметов и явлений. С развитием наблюдательности эффективность исследовательской работы возрастает.

ЗАДАЧА. Обычно в психологии выделяют наблюдения житейские и научные. Чем отличается наблюдение научное от житейского (что характерно для научного наблюдения)?

ОТВЕТ. Для научного наблюдения характерны:
1. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ (наличие цели и плана позволяет собирать существенный материал исследования).
2. ПЛАНОМЕРНОСТЬ (позволяет определить программу наиболее эффективного исследования, т.е. когда, где и при каких условиях будет проведено наблюдение).
3. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ (позволяет выделить закономерные процессы).
4. АНАЛИТИЧНОСТЬ (позволяет объяснить наблюдаемые факты).
5. РЕГИСТРАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ (исключает ошибки памяти, уменьшает субъективизм выводов).
6. ОПЕРИРОВАНИЕ ОДНОЗНАЧНЫМИ ПОНЯТИЯМИ специальных терминов (позволяет четко обозначить наблюдаемый материал).

ЗАДАНИЕ. Составьте характеристику личности ученика на основе особенностей проявления, выраженности и устойчивости его интересов. Наблюдение по плану:

1. Общие интересы:

  1. спорт;
  2. туризм;
  3. шахматы;
  4. техника;
  5. конструирование;
  6. музыка;
  7. изодеятельность;
  8. литература;
  9. художественная самодеятельность;
  10. экономика.

2. Выраженность:

  1. проба сил;
  2. эпизодичность;
  3. постоянство.

3. Деятельность:

  1. практическая;
  2. теоретическая.

4. Устойчивость:

  1. высокая;
  2. средняя;
  3. невысокая (ситуативность).

5. Умственная активность:

  1. самостоятельная;
  2. несамостоятельная.

6. Сложность:

  1. а) большой объем;
  2. б) средний;
  3. в) малый.

7. Владение навыками:

  1. сложными;
  2. средними;
  3. постоянными.

8. Творческая выраженность:

  1. самостоятельное творчество;
  2. воспроизведение с усовершенствованием;
  3. воспроизведение.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!