"На дне": анализ пьесы, образы героев, постановки. М

Человек! Это великолепно!
М. Горький
Драма «На дне» возникла как результат широких жизненных наблюдений и философских исканий писателя.
Первые три акта пьесы – борьба Луки за души брошенных на «дно». Лука увлекает людей иллюзией будущей радости, миражом достижимого счастья. Убийство Костылева в конце третьего акта и последующие события четвертого акта знаменуют собой поворот в развитии пьесы: начинается развязка. Жизнью проверена справедливость теории спасительной лжи. Каторга, голод, бесприютность, пьянство, неизлечимые болезни – все это, приводящее к гнетущей безнадежности, яростной злобе и самоубийству – естественный результат развеявшегося миража.
Четвертое действие раскрывает серьезные последствия пережитого, поскольку, по выражению Сатина, «старик проквасил нам сожителей». Босяки задумываются: «Как, чем жить?». Барон выражает общее состояние, сознавшись, что он раньше «никогда и ничего не понимал», «жил, как во сне», он замечает в раздумье: «… ведь зачем-нибудь я родился…» То же недоумение связывает всех. Складывается совсем не похожая на предшествующую атмосфера общения. Люди слушают друг друга. Философии утешающей лжи и мелкой унижающей «правды» драматург противопоставляет идею суровой, большой правды. Ее выражает Сатин. Защищая вначале Луку, отрицая, что тот – сознательный обманщик, шарлатан, Сатин затем переходит в наступление – наступление на ложную философию старика. Сатин говорит: «Он врал… но – это из жалости к вам… Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Я – знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками, - тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие - прикрываются ею… А кто – сам себе хозяин…, кто независимы и не жрет чужого – зачем ему ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!» Сатин делает вывод: «Все – в человеке, все – для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга!»
Впервые в ночлежке раздается серьезная речь, ощущается боль из-за погибшей жизни. Приход Бубнова усиливает это впечатление. «Где народ? - восклицает он и предлагает...петь…всю ночь, отрыдать свою бесславную судьбу». Вот почему Сатин откликается на известие о самоубийстве актера резкими словами: «Эх,…испортил песню…, дурак!»
Своеобразной особенностью в развитии действия пьесы является то, что драматизм посредством осторожных намеков позволяет предугадывать дальнейшее течение событий в жизни героев. Писатель не стремится к эффектным ситуациям. Взаимоотношения обитателей ночлежки при всей своей напряженности неизбежно вытекают из условий жизни «дна», в них нет ничего необычного.
В четвертом действии трагический конец Актера уже угадывается еще до того, как Барон оповещает о случившемся на пустыре. Гибель Актера, обусловленная прежде всего его тоской о минувшей жизни, к которой – он это понимает – нет возврата, была ускорена вспышкой сомнительной надежды. На мысль о том, что Актер погибнет, наталкивают и произносимые им стихотворные цитаты, и предсмертная записка с просьбой помолиться за него.
События в жизни многие героев пьесы намечены в произведении. Возьмем, к примеру, Клеща, и проследим его судьбу от первого до четвертого акта. В первом действии он еще стремится подняться со «дна», куда его бросила безработица: «Вылезу,… кожу сдеру, а вылезу». Во втором действии клещ находится в состоянии растерянности: на похороны жены нет денег, да и вообще «он не знает, чего же ему теперь делать». В четвертом акте он уже примиряется с неизбежностью: борьба невозможна, будущая участь ясна.
В четвертом акте далее развиваются сюжетные линии отношений героев. А некоторые из них завершаются. Так, например, подходит к логическому концу линия потерявшего работу и опустившегося «на дно» слесаря Клеща.
Кульминацией четвертого действия становится монолог Сатина, его страстный призыв «уважать человека». «Не жалеть, не унижать его… жалостью…» Этот монолог – авторская декларация. Здесь немало собственно горьковских мыслей о жизни.
Диалогов в заключительном действии практически нет, все принимают участие в разговоре. Можно сказать, что это многоголосый диалог.
Четвертый акт насыщен афоризмами, некоторые из которых превращаются буквально в лозунги: «Человек – вот правда!», «Кто слаб душой… - тем ложь нужна…», «Ложь – религия рабов и хозяев...», «Правда – бог свободного человека».
Название «На дне» вызывает чувство какой-то недосказанности. Так и хочется поставить многоточие. «На дне» чего? Только ли жизни? Может, и души? Да, именно это смысл приобретает первостепенное значение.
Подводя итог анализа четвертого действия пьесы М. Горького «На дне», можно сказать, что автор всем развитием событий показал, что ложное утешение и даже сочувствие не изменяют жизни. Финал существования людей, поверивших успокоительную ложь, явно говорит об этом: самоубийство Актера, гибель Пепла, исчезновение Наташи, безнадежность Насти были ответом на рассказы о той «обетованной земле», которая им «уготована».

Задачи и тесты по теме "Анализ 4 действия пьесы М. Горького «На дне»"

  • Основа слова. Разбор слова по составу. Анализ модели состава слова и подбор слов по этим моделям - Состав слова 3 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

  • СПП с придаточными обстоятельственными (придаточные сравнения, образа действия, меры и степени) - Сложноподчинённое предложение 9 класс

«На дне» — сцены М. Горького. Пьеса написана в 1902 г. Первая публикация: издательство Мархлевского (Мюнхен) без указания года, под названием «На дне жизни» (в продажу поступила в конце декабря 1902 г.). Окончательное название «На дне» впервые появилось на афишах Московского Художественного театра. Публикуя пьесу, Горький не дал ей никакого жанрового определения. На афише МХТ жанр был обозначен как «сцены».

Пьеса отличается нетрадиционной, повышенной «идеологичностью», которая стала источником страстного драматизма. «Дно», выступая в различных значениях этого слова (социального низа, «глубины души», глубины понятий и нравственного падения), представлено в ней как экспериментальное пространство, в котором рассматривается человек «как он есть». Действующие лица заново пересматривают отношения «правды» и «лжи» применительно к человеку, смыслу жизни и смерти, вере и религии. Парадокс философской драмы Горького заключается в том, что о «последних» вопросах бытия рассуждают исторгнутые из общества подонки — в буквальном смысле слова. Освобожденные от «социальных одежд», иллюзий и критериев, они являются на сцену в своей сущностной наготе («Здесь господ нету... все слиняло, один голый человек остался»), являются, чтобы сказать обществу свое «нет».

Доморощенные ницшеанцы, горьковские ночлежники выступают подлинными отрицателями всех ценностей, идей и представлений, признаваемых обществом. В связи с этим Л.Н. Толстой отозвался об обитателях горьковской ночлежки как о «вселенском соборе умников». В.И. Немирович-Данченко писал о фигурах, дразнящих «презрением к вашей чистоплотности, <...> свободным и смелым разрешением всех ваших «проклятых вопросов». К.С. Станиславского восхищала в пьесе «атмосфера романтики и своеобразной дикой красоты».

В пьесе «На дне» Горький децентрализовал интригу и отказался от главного героя, найдя новое единство, объединяющее пестроту характеров, лиц, типажей. В основу сценического характера автор положил жизненную философию героя, его основную мировоззренческую установку. Перемещая центр действия от одного «минутного героя» (И.Ф. Анненский) к другому, Горький придал пьесе «На дне» не столько сюжетное, сколько идейное единство. Нерв драмы — в обнажении позиций действующих лиц, яростно защищающих свое понимание жизни. «Я» героя раскрывается как соответствие поведения — убеждению, страстно отстаиваемого в диалогах. Заряд защиты своего «я» таков, что любой спор способен вылиться в скандал, драку, поножовщину. «Равенство в нищете» подвигает героев на отстаивание собственной индивидуальной неповторимости, непохожести на остальных.

Спившийся Актер не устает подчеркивать, что у него «весь организм отравлен алкоголем» и при всяком удобном случае напоминает о своем актерском прошлом. Проститутка Настя яростно защищает свое право на «роковую любовь», вычитанную из бульварных романов. Барон, ставший ее сутенером, не прочь вспомнить о «каретах с гербами» и «кофе со сливками» по утрам. Бывший скорняк Бубнов последовательно и упрямо утверждает, что «снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется...», и готов презирать любого, кто мыслит иначе. Сапожник Алешка не желает, чтобы им командовали и в свои двадцать лет бьется в пьяной истерике: «...ничего не желаю! <...> На, ешь меня! А я — ничего не хочу!» Бесперспективность существования — мета «дна», отмечающая эту разнородную массу людей общностью судьбы. С особенной силой она выявляется в судьбах умирающей Анны и Наташи, которая все «ждет и ждет чего-то», мечтая о человеке, который выведет ее отсюда. Даже хозяин ночлежки Костылев и его жена Василиса («зверь-баба»), околоточный надзиратель Медведев — тоже люди «дна», обладающие весьма относительной властью над его обитателями.

Идеологом свободного «дна» выступает шулер Сатин, с презрением говорящий о всем том, что ценится людьми «приличного общества». Ему «надоели все человеческие слова» — стертые, пустые оболочки с выветрившимся содержанием. Его легкость отношения к жизни вызвана в значительной мере тем, что он бесстрашно пересек линию, разделяющую «да» и «нет», и свободно расположился «по ту сторону» добра и зла. Живописность облика, артистизм натуры, прихотливая изощренность логики, афористичность высказываний говорят о любовном отношении автора к этому образу — источнику всепроникающего антибуржуазного пафоса пьесы.

Взрывает привычную инерцию существования, провоцирует обитателей «дна» на самораскрытие, подталкивает их к действию — Лука, «старец лукавый»,(имя которого парадоксально вызывает в памяти и образ евангелиста Луки и эпитет дьявола — «лукавый»). Мысль о необходимости веры для человека — центральная в образе. Вопрос о действительном соотношении неприкрашенной, «голой» правды и «подрумянивающей» реальность лжи, он подменил проблемой «веры». Обитателей ночлежки Лука активно убеждает верить и действовать в соответствии с тем, во что смог, сумел поверить: Анну — в потустороннюю встречу с добрым и ласковым Богом; Актера — в существование бесплатных лечебниц для алкоголиков; Ваську Пепла — в хорошую, счастливую жизнь в Сибири; Наташу — в «хорошесть» Васьки. Настю он уверяет, что была у нее настоящая любовь, а Сатину советует идти к «бегунам». Свой парадоксальный, полный двусмысленности «символ веры» странник формулирует, отвечая на вопрос Васьки Пепла «Есть ли Бог?»: «Коли веришь, - есть; не веришь, нет... Во что веришь, то и есть...». В мировоззрении Луки вера выступает заменителем «окаянной», нестерпимой правды, которую не всякий человек может выдержать. Отводя вопрос о том, «что есть истина», он предлагает лечить душу — не правдой, а верой, не знанием, а действием. В зашифрованном виде эта мысль высказана им в хитрой сказочке о «праведной земле». Ответом на нее прозвучал монолог Сатина о «гордом человеке», в котором правда предназначается для «свободного человека», а ложь остается религией «рабов и хозяев».

Лука исчез из пьесы—«яко дым от лица огня», как «грешники от лица праведных», — ушел туда, где, по слухам, «веру новую открыли». А цепкие объятия «дна» задушили многих из тех, кого он так горячо убеждал «верить»: пропали Наташа, Васька Пепел, потерял надежду выбраться Клещ, повесился Актер. Люди «дна», свободные ото всего — от Бога, от других людей, от общества в целом, от собственного прошлого и от мысли о будущем — вольны «пропадать» и дальше. «Дно» — это не то, что жизнь сделала с людьми; «дно» — это то, что люди сделали (и продолжают делать) с собой и друг с другом — последний горький вывод драмы.

Премьера пьесы состоялась 18 декабря 1902 г. в Московском Художественном театре. Постановка К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В главных ролях: Сатин — Станиславский, Лука — И.М. Москвин, Настя — О.Л. Книппер, Барон — В.И. Качалов, Наташа — М.Ф. Андреева. В январе 1904 г. пьеса была удостоена Грибоедовской премии, высшей для драматургов награды. Спектакль МХАТ не сходил со сцены более полувека, пережив три революции и две мировые войны. Наиболее значительные другие постановки: М. Рейнгардта (1903 г., «Малый театр», Берлин); Люнье-По (1905 г., «Творчество», Париж); Г.Б. Волчек (1970 г., «Современник», Москва); Р. Оссейна (1971 г., Драматический театр, Реймс); А.В. Эфроса (1984 г., Театр на Таганке, Москва); Г.А. Товстоногова (1987, БДТ имени М.Горького, Ленинград).

Учебники , по которым ведётся образовательная работа:

Русская литература XX века. Учебник для общеобразовательных учреждений. 11 класс. В двух частях //Под редакцией В.П. Журавлёва. - М.: Просвещение, 2007.

Класс: 11.

Тип: комбинированный урок.

Совершенствование навыка анализа текста; формирование универсальных учебных действий в процессе анализа текста драматургического произведения;

Удовлетворение интеллектуального интереса;

развивающие:

Развитие культуры речи, навыков монологической и диалогической речи;

Развитие логики мышления;

Развитие креативного мышления;

Приобретение умения вести дискуссию, выступать публично;

воспитывающие:

Установление в процессе совместных действий новых связующих нитей с одноклассниками, с педагогом;

Привитие чувства доброжелательности, внимания и уважения к собеседнику;

Приобретение нравственных ценностей;

Разрешение личностно значимых проблем в процессе рассмотрения ситуативных задач;

Активизация творческих способностей учащихся.

Создать проблемную ситуацию,

Побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения на различные вопросы.

Форма организации занятия: эвристическая беседа, литературная дискуссия, элементы театральной игры.

Репродуктивные: словесные, наглядные;

Продуктивные: создание схем, наполнение их результатами наблюдений и собственными суждениями, создание учащимся мультимедийной презентации о Луке; использование мультимедийной презентации к уроку, инсценирование, рефлексия, работа в группах.

Средства обучения: портрет М. Горького, иллюстрации к пьесе “На дне”, мультимедийная презентация, компьютерная техника, книги с текстом пьесы “На дне”, учебники, сотворчество, взаимная ответственность за результаты работы, совместное переживание успеха, интерпретация литературного произведения.

Форма организации работы в классе: фронтальная, групповая, индивидуальная, творческая.

Ход урока

Первая учебная ситуация - мотивационная

Учитель сообщает тему урока: Столкновение неоднородных мироощущений в пьесе М.Горького “На дне”. Проблема гуманизма. (Презентация, слайд №1.)

Учащиеся работают коллективно в группах, интерпретируют каждое слово темы урока, развивая речедеятельность, мыслительную деятельность, записывая в тетради варианты смысловых находок:

Каковы цели нашего урока?

Учащиеся интуитивно воспринимают цели: понимание авторского замысла, осознание его, определение проблем, открытие духовного мира автора, обогащение своего духовного мира, развитие личности в процессе учебной деятельности, развитие культуры речи и другие. (Презентация, слайд №2.)

Учитель по необходимости дополняет и обобщает ответы: формирование универсальных учебных действий в процессе анализа текста драматургического произведения, разрешение личностно значимых проблем в процессе рассмотрения ситуативных задач, активизация творческих способностей учащихся.

Какова основная тема творчества М.Горького конца XIX – начала XX века?

Учащиеся.

В конце XIX – начале XX века основной темой творчества М. Горького стала тема разоблачения пороков капиталистической действительности.

Учащиеся называют проблемы борьбы жизни и смерти, угнетения человека, духовной и материальной бедности, одиночества, трагедии общества и человека, гуманизма, античеловечности общества, правды и лжи. (Презентация, слайд №3.)

Вторая учебная ситуация - учебно-познавательная

Заметным явлением русской литературы начала XX века стала пьеса Горького “На дне” (1902 г.). Чем же объяснялся ее исключительный успех? (Презентация, слайд №4.)

Учащиеся.

  • Сильное впечатление на зрителя произвело сочетание предельно реалистического изображения людей, достигших последней степени убожества, отчаяния и бесправия, с прославлением Человека и его правды. Перед глазами публики впервые предстал невиданный до сих пор мир воров, босяков, шулеров, то есть людей, опустившихся на “дно” жизни. В нем, как в опрокинутом зеркале, отразился тот мир, откуда были низвергнуты эти люди. (Презентация, слайд №5, №6.)
  • Пьеса Горького направлена против социальных беспорядков капиталистического общества и пронизана страстным призывом к справедливой жизни. “Свобода во что бы то ни стало - вот ее духовная сущность”, - так определил идею пьесы К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа (1903 г.). (Презентация, слайд №7.)

Главное правило урока литературы: нельзя грамотно отстаивать свою точку зрения без знания самого произведения. Предлагаю вам маленькую разминку. Я зачитываю реплику из пьесы, а вы определяете, кто её произносит. (Презентация, слайд №8.)

  • “На что совесть? Я не богатый”. (Бубнов.)
  • “Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…”. (Лука.)
  • “Образование – чепуха, главное – талант!”. (Актер.)
  • “Мало знать, ты понимай…”. (Наташа.)
  • “Надоели мне, брат, все человеческие слова…все наши слова – надоели!”. (Сатин.)
  • “Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта - она превыше всех благ”. (Костылев.)
  • “Любить живых надо, живых”. (Лука.)
  • “Выходит – снаружи как себя ни раскрашивай – все сотрется!”. (Бубнов.)
  • “Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!”. (Сатин.)
  • “Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? Даже собаки имеют клички…”. (Актер.)
  • “ А все люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…”. (Лука.)
  • “Какие они люди? Рвань, золотая рота… Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вот погоди…умрет жена”. (Клещ.)

Учитель комментирует уровень знания текста.

Третья учебная ситуация - учебно-познавательная

Какие образы и ассоциации возникают при восприятии пьесы? (Презентация, слайд №9.)

Учащиеся в группах ведут наблюдения и в формате таблицы записывают результаты поисков. Учащиеся творчески выражают своё понимание и восприятие пьесы, обмениваясь мнениями в группах, затем представители групп выступают перед одноклассниками.

Образы Художественные средства Моё отношение
Образ “дна” В ремарках “пещера”, “подвал” - синонимы.

Социальное “дно” жизни - развёрнутая метафора.

Бедность, сырость, отсутствие света, темнота, место обитания животных, зверей, а не людей.

Мрачный быт костылевской ночлежки - воплощение социального зла.

В одном помещении собрались старые и молодые, одинокие и семейные, мужчины и женщины, здоровые и больные, голодные и сытые.

Образы ночлежников Речь обитателей ночлежки: хрюкаешь, козёл, собака. Разговорный стиль, грубая лексика.

Одежда: ремарка “треплет руками лохмотья на себе” (о Клеще), “в женской ватной кофте” (о Медведеве), какой-то рухлядью покрывает актёр Анну.

Разговор о совести: зачем совесть, честь и совесть не нужны, совесть нужна богатым.

Межличностные отношения: неуважение, грубость, презрение, жестокость, равнодушие друг к другу, ненависть.

Нищета ужасающая.

Скученность и страшная нищета порождают взаимное раздражение, ссоры, драки и даже убийство.

Живут без совести, без чести, смирились с участью ночлежника, но человек не может жить без совести, совесть - внутренний судья, это важное чувство ответственности за самого себя.

Судьба обитателей “дна” Выброшены из нормальной жизни: не имеют работы, дома, семьи. Грозный обвинительный акт против несправедливого общественного строя.

Духовная жизнь не замерла, здесь возникают думы, мечты, концепции жизни.

Общество, где существуют такие ночлежки Описание места действия в каждом акте.

Бесчеловечность социальных отношений.

Перед нами не просто трущобные условия жизни ночлежников. Дом Костылёвых с его хозяевами и подвальными жителями-своеобразная социальная структура, отражающая очень выразительно структуру всего общества, основанного на частной собственности, на унижении бедных.

Ночлежники - жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком, превратившись в бесправное существо, обреченное влачить жалкое существование.

Четвёртая учебная ситуация - интеллектуально-рефлексивная

В чём причина разрушения человека? Почему люди опустились до такого уровня? Кто виноват? (Презентация, слайд №10.)

Учащиеся.

  • Обитатели “дна” выброшены из нормальной жизни в силу волчьих законов, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель.
  • Люди ощущают себя “бывшими”. У некоторых из них даже имени нет.
  • Неверие в правосудие заставило Сатина самому отомстить негодяю, погубившему его сестру. Эта месть привела его в тюрьму, которая и определила его дальнейшую судьбу. Бубнов вынужден уйти из дома, оставив мастерскую жене и ее любовнику, так как не надеялся на защиту со стороны представителей закона.
  • Конечно, люди, оказавшиеся в костылевской ночлежке, вовсе не идеальны. Они совершают ошибки, делают глупости, но не заслуживают того, чтобы общество выбросило их на “дно” жизни, не оказав никакой поддержки. Васька Пепел, сын вора, родившийся в тюрьме, обречен идти по стопам своего родителя, ибо иной путь для него заказан. Трудолюбие и упорство Клеща, не желающего смириться с участью ночлежника, не помогли ему подняться с жизненного “дна”.

Пятая учебная ситуация - учебно-познавательная

Какие вопросы возникают при знакомстве с трагической судьбой обитателей ночлежки? (Презентация, слайд №11.)

Учащиеся.

Может ли человек подняться на поверхность? Каков выход из создавшегося положения, в чем спасение людей “дна”?

Попробуем разобраться в этих сложных философских вопросах. Какая сцена является завязкой конфликта?

Учащиеся.

Завязкой конфликта является появление Луки.

Учитель. (Презентация, слайд №12.)

Что лучше: истина или сострадание? Нужно ли пользоваться утешительной ложью, как Лука?

Учащиеся анализируют эпизод пьесы, связанный с появлением Луки, записывают в тетрадях результаты наблюдений, делятся своими мыслями с одноклассниками. (Презентация, слайды №13, №14, №15, №16, созданные одним из учащихся, им же демонстрируемые.)

Шестая учебная ситуация - интеллектуально-рефлексивная

Какой же человек Лука? Какие нравственные ценности приобретаем, знакомясь с Лукой? (Презентация, слайд №17.)

Учащиеся работают с текстом, наблюдают, ведут дискуссию, приводя примеры, записывают свои мысли и интересные находки других.

Отношение Луки к человеку (реплики) Нравственные ценности, которые приобретаем мы
Он - каков ни есть - а всегда своей цены стоит.

Всяко живёт человек…как сердце налажено, так и живёт…сегодня - добрый, завтра - злой…

Каждый человек - ценность.
Я только говорю, что, если кто хорошего никому не сделал, то и худо поступил.

Любить - живых надо…

Делать добро - главный принцип человека.
Человек должен уважать себя. Уважение - почтительное отношение к самому себе и к другому человеку.
Кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос - от всех жалел и нам велел…

Человека приласкать - никогда не вредно!

Жалость, сочувствие, призыв к терпению.
Всё ищут люди…всё хотят - как лучше…

Человек - всё может…лишь бы захотел… Люди-то? Они - найдут! Кто ищет - найдёт… Кто крепко хочет - найдёт!

Они - придумают. Помогать только надо им, девонька…уважать надо…

Во что веришь, то и есть…

Вера в человека, в его силы.

Седьмая учебная ситуация - учебно-познавательная, рефлексивная.

Учитель. (Презентация, слайд №18.)

Развитие сюжета концентрируется на том, как ведёт себя Лука с каждым из обитателей ночлежки. Что же несёт Лука людям?

Учащиеся работали дома с текстом, подбирали необходимый материал и в формате таблицы записывали свои наблюдения, на уроке, общаясь в группах, дополняют свои записи, с результатами обобщения выступают представители групп.

Контакты Прошлое героя Советы Луки Что несёт людям Лука Что изменилось в отношении героя к жизни
Лука- “Побои…

обиды… ничего кроме - не видела я… ничего не видела!

Не помню, когда я сыта была… Всю жизнь в отрёпьях ходила…”

“Ничего не будет! Лежи знай! Ничего! Отдохнёшь там!.. Потерпи ещё! Все, милая, терпят… всяк по-своему жизнь терпит…” Вера, терпение, милосердие, сочувствие - гуманные ценности. Анна умирает спокойно, терпеливо.
Лука-Настя “Настоящую любовь? А у меня – была она… настоящая!” “Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит - была она!” Поддержка, доброта. Настя слышит грубые слова от Барона. Уходит куда глаза глядят, бросая ночлежникам: “Волки!”
Лука-Пепел Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал…Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын… Советует забрать Наташу и уехать в Сибирь: “А хорошая сторона-Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там - как огурцу в парнике!” Понимание, поддержка. За убийство Костылева попадает на каторгу вместо счастливой жизни в Сибири.
Лука-Актёр Когда-то имел звучную фамилию - Сверчков-Заволжский, первых ролей не играл (говорит, что играл в “Гамлете” могильщика), жил в нужде; начал пить, не видя выхода, - спился, “пропил душу” (акт 2).

“Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память…

Пропил я душу…Веры у меня не было…”

“Ты лечись! От пьянства нынче лечат…Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц…чтобы, значит, даром их лечить…” Помощь советом, убеждением, забота. Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакой лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее, отчаялся, у него остается один выход - самоубийство.
Лука- Барон Служил в казённой палате, растратил деньги; за растрату казённых денег попал в тюрьму, затем оказался в ночлежке (акт 4). Лука Барону: “Поди-ка, вот… приласкай! Человека приласкать - никогда не вредно…” Гуманный совет. По своему прошлому, социальному положению назван Барон, который “нет-нет, да и покажет из себя барина”. Самый безвольный из ночлежников.

“А…ведь зачем-нибудь я родился…а?” Хочется и ему, пусть на мгновение, узнать свое предназначение.

Лука-Клещ Потерял работу, хотя “честный труженик”, “с малых лет работал” (акт 1). Лука о поведении Клеща: “Видел бы ты… как тут человек кричал!”, “Побежишь, если этак… к сердцу подступит…” Сочувствие, сострадание. Эгоистичный, озлобленный Клещ с нетерпением ожидает смерти жены, которую, по словам Квашни, “заездил до полусмерти”. Он лишен малейшего сочувствия к умирающей спутнице жизни.
Лука-Бубнов Бубнов ушёл из дома “от греха подальше”, чтобы не убить жену и её любовника, лишился “своего заведения” и оказался в ночлежке, сам признаётся, что “ленив”, да ещё и пьяница, “пропил бы … мастерскую” (акт 3). Лука Бубнову: “Вот… ты говоришь-правда… Она, правда-то, - не всегда по недугу человеку…не всегда правдой душу вылечишь…”

Бубнов не верит Луке: “Всё – сказки… Всё выдумки…Праведная земля! Туда же!”

Продолжает пить, не способен действовать, чтобы выйти из порочной жизни.

У Бубнова своя правда: “А я вот… не умею врать! Зачем? По-моему, вали всю правду, какая она есть! Чего стесняться?”

Какой же он, старец, странник Лука, который, по словам Сатина, “проквасил сожителей” и который возмутил в душе то, во что давно не верили и чего не любили?

(Презентация, слайд №19.)

Учащиеся о рефлексии.

  • Лука - довольно тонкий психолог, неутомимый наблюдатель, оптимист. Советы его не были реализованы не потому, что они были плохие, а потому, что обитателям ночлежки не хватало энергии и воли для их претворения в жизнь. Но души обитателей ночлежки были взбудоражены странником, их разум стал работать интенсивнее. Например, Васька Пепел произносит слова: “Я –не каюсь…в совесть я не верю…Но я одно чувствую: надо жить - иначе! Лучше надо жить! Надо жить так, чтобы самому себя можно мне было уважать…” (Презентация, слайд №20.)
  • Лука искренне сочувствует жертвам жизни, униженным и оскорбленным людям, бескорыстно стремится облегчить их страдания, помочь им. Умирающей Анне он обещает после смерти жизнь в раю, где она отдохнет от земных страданий. Пеплу с Наташей старик советует начать новую жизнь в золотой стране Сибири. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, адрес которой он забыл, но обязательно вспомнит, давая этим спившемуся человеку надежду на возвращение к прежней жизни.
  • Лука деятельный и заботливый.
  • Лука, странствующий проповедник, всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: “Ты надейся!”, “Ты верь!”/
  • Лука - личность незаурядная, у него большой жизненный опыт и острый интерес к людям. Он ни во что не верит, но ему жаль страдающих людей, вот он и говорит им разные утешающие слова. Вся его философия заключена в изречении: “Во что веришь, то и есть”.
  • Лука хитрый, находчивый, изворотливый.
  • Лука гуманен, добр, ласков, даёт советы, проявляет заботу. Однако в нём много противоречивого, непонятного.
  • Гуманизм Луки основан на пассивном сострадании, которое, принося минутное облегчение, усугубляет разрыв между мечтой человека о счастье и его реальным безысходным положением. Значит, утешительная ложь Луки только ухудшает положение отверженных, уводит их в мир иллюзий, лишает их последних сил для борьбы с общественным злом, социальной несправедливостью, из-за которых и существуют костылевские ночлежки.
  • Позиция Луки - идея сострадания к человеку, идея “возвышенного обмана”, который позволяет человеку нести бремя “низких истин”, встречающихся на его тернистом пути. Лука сам формулирует свою позицию. Обращаясь к Пеплу, он говорит: “...чего тебе правда больно нужна... подумай-ка, правда-то, может, обух для тебя”. Потом он рассуждает о “праведной земле”. Лука не верит в нее, он знает, что ее нет. Лука готов приветствовать всякую идею, если она способна утешить человека, облегчить хоть на минуту его страдания. Он не думает о последствиях лжи, которая рано или поздно раскроется. Стремясь защитить человека, Лука вместе с тем не верит в него, для него все люди ничтожны, слабы, жалки, нуждаются в утешении.
  • Основная черта идеологии Луки - черта рабства. Философия терпения перекликается с философией угнетения, точка зрения раба - с точкой зрения хозяина. Горький вкладывает эту мысль в уста Сатина: “Кто слаб душою и кто живет чужими соками, - тем ложь нужна... Одних она поддерживает, другие прикрываются ею... А кто сам себе хозяин, кто независим и не берет чужого - зачем тому ложь?”

Восьмая учебная ситуация - интеллектуально-преобразовательная, рефлексивная

Предлагаем посмотреть сцену из 4 акта, подготовленную нашими учащимися. (От начала акта 4 до слов: “Правда - бог свободного человека!”).

Учащиеся.

  • Писатель не приемлет наивную веру в чудо. Он раскрывает общезначимость (даже для отверженных) и труднодостижимость подлинных духовных ценностей. Сочетание вечного и сиюминутного, устойчивости и шаткости привычных представлений, малого сценического пространства (грязная ночлежка) и раздумий о большом мире человечества позволило писателю в бытовой ситуации воплотить сложные жизненные проблемы.
  • В уста Сатина автор вкладывает свою точку зрения “совершенствования духа”: “Человек - вот правда!”, “Всё - в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное - дело его рук и его мозга! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит …гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть…не унижать его жалостью…уважать надо!”
  • В тексте драмы находим афоризмы, которые несут этический заряд, помогают оценить искренность или фальшь реплик героев, понять причины, которые её вызвали, заставляют проникнуть в связь слова и характера в драматическом произведении, вызывают размышления о себе самом, живущем здесь и сейчас: “Человек - может добру научить…очень просто!”, “Не всегда правдой душу вылечишь”, “Под лежач камень… вода не течёт” и другие.
  • Писатель идеализирует не босяков, оскорблённых и униженных неудачами в жизни, но гордую свободолюбивую силу.
  • Пьеса М.Горького - новаторское литературное произведение. В центре ее не только человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни, о правде. (Презентация, слайд №21.)

Девятая учебная ситуация - учебно-познавательная

Десятая учебная ситуация “Итоги урока” - рефлексивная

Какое влияние на вас оказала поисковая работа по теме урока?

Учащиеся о рефлексии.

  • Читая текст пьесы, комментируя его, рассуждая о героях, мы выявляем важнейшие признаки социально-философской драмы. Герои много говорят, спорят. Их разговоры и являются предметом изображения в пьесе. Столкновение идей, жизненных взглядов, борьба мировоззрений определяют основной конфликт пьесы.
  • Люди “дна” не злодеи, не изверги, не мерзавцы. Они такие же люди, как и мы, только живут в других условиях. Это изумило первых зрителей пьесы и потрясает всё новых читателей.
  • Сам Горький видел в пьесе “сигнал к восстанию” и писал о том, что “сигнал этот можно услышать в словах Сатина, в его оценке человека”. При необычной сценической судьбе, при стойкой популярности пьесы на сценах мира она вызывала и вызывает огромное количество самых разноречивых толкований.
  • Горький-мыслитель продолжает спор о гуманизме, о тех “правдах”, которые исключают друг друга. Он наш современник, борец за человека, стремящегося к счастью, верящего в будущее.
  • Горький искренно верит в Человека, в благородные качества его души, в счастье.

Недаром он сказал: "Превосходная должность – быть на земле человеком". Но нет, и не может быть счастья, пока человек несвободен, пока несправедливость господствует на каждом шагу. Человек достоин счастья и свободы потому уже, что он Человек. В этом - гуманизм Горького. (Презентация, слайд №22.)

  • Максим Горький будит в нас мысль, какими быть в мире людей. Заканчивая урок, мы не ставим точку, а продолжаем живую работу над собой.

Сегодня прозвучали разнообразные мнения о Луке, о его жизненной позиции, о его мировоззрении. Рассуждая об этом персонаже, мы коснулись многих вопросов, которые выходят за рамки литературного произведения, литературоведения в целом.

Когда мы видим на улице нищего, оборванного человека, часто не задумываемся о том, что перед нами человек, утративший веру в себя и в людей (нет на земле никого, кто захотел бы поддержать эту веру), проходим мимо и на просьбу о помощи отвечаем презрительным, осуждающим взглядом. Но ведь это либо старик, которого мы не защитили, либо ребёнок, которого никто не обогрел, либо взрослый, который попал в трудную жизненную ситуацию. Не пожалеть ли нам обездоленного, как это делает Лука? Не вспомнить ли нам слова Сатина: “Надо уважать человека!”. Главное: не проходить мимо, помочь человеку! (Презентация, слайд №23.)

Будьте милосердными! (Презентация, слайд №24.)

Выставление оценок.

Домашнее задание. (Презентация, слайд №25.)

1) Сделать выборку высказываний героев по вопросам:

  • Место и роль человека в жизни.
  • Нужна ли человеку правда?
  • Возможно ли изменить жизнь?

2) Подготовить высказывание по одному из обозначенных вопросов.

3) Выучить наизусть знаменитые монологи Сатина о правде и о человеке (акт 4).

Учащийся, подготовившийся к уроку самостоятельно,читает стихотворение Н. Заболоцкого “Не позволяй душе лениться”.

Звучит песня Елены Ваенги “Странный человек” или “Соломон” (видеоролик). (Презентация, слайды №25, №26.)

Пьеса «На дне» была задумана Горьким как одна из четырех пьес цикла, показывающего жизнь и мировоззрение людей из разных слоев общества. Это - одна из двух целей создания произведения. Глубинный смысл, который заложил в него автор - попытка ответить на главные вопросы человеческого существования: что есть человек и сохранит ли он свою личность, опустившись «на дно» нравственного и социального бытия.

История создания пьесы

Первые свидетельства о работе над пьесой относятся к 1900 году, когда Горький в разговоре со Станиславским упоминает о желании написать сцены из жизни ночлежки. Некоторые наброски появились в конце 1901 года. В письме к издателю К. П. Пятницкому, которому и посвятил произведение автор, Горький писал, что в задуманной пьесе для него ясны все персонажи, идея, мотивы действий, и «это будет страшно». Окончательный вариант произведения был готов 25 июля 1902 года, издан в Мюнхене и уже в конце года поступил в продажу.

Не так радужно обстояли дела с постановкой пьесы на сценах российских театров - она практически запрещена. Исключение сделано только для МХАТа, остальные театры должны были получать особое разрешение на постановку.

Название пьесы в процессе работы менялось, по крайней мере, четыре раза, а жанр автором так и не был определен - в издании значилось «На дне жизни: сцены». Укороченное и всем сегодня знакомое название впервые появилось в театральной афише при первой постановке в МХАТ.

Первыми исполнителями стал звездный состав Московского художественного академического театра: в роли Сатина выступил К. Станиславский, Барона - В. Качалов, Луки - И. Москвин, Насти - О. Книппер, Наташи - М. Андреева.

Основной сюжет произведения

Сюжет пьесы завязан на отношениях героев и в обстановке всеобщей ненависти, которая царит в ночлежке. Это - внешняя канва произведения. Параллельное действие исследует глубину падения человека «на дно», меру ничтожества социально и духовно опустившегося индивидуума.

Действие пьесы начинается и заканчивается сюжетной линией взаимоотношений двух персонажей: вора Васьки Пепла и жены владельца ночлежки Василисы. Пепел любит ее младшую сестру Наташу. Василиса ревнует, постоянно избивает сестру. Есть у нее и еще один интерес к любовнику - она хочет освободиться от мужа и подталкивает Пепла к убийству. В ходе пьесы Пепел действительно в ссоре убивает Костылева. В последнем же акте пьесы постояльцы ночлежки говорят, что Ваське придется идти на каторгу, а Василиса все равно «выкрутиться». Таким образом, действие закольцовывается судьбами двух героев, но далеко не ограничивается ими.

Временной промежуток пьесы - несколько недель ранней весны. Время года - важная составляющая пьесы. Одно из первых названий, данных автором произведению, «Без солнца». Действительно, вокруг весна, море солнечного света, а в ночлежке и в душах ее обитателей - мрак. Лучом солнца для ночлежников стал Лука, бродяга, которого в один из дней приводит Наташа. Лука приносит надежду на счастливый исход в сердца опустившихся и утративших веру в лучшее людей. Однако в конце пьесы Лука исчезает из ночлежки. Доверившиеся ему персонажи теряют веру в лучшее. Пьеса заканчивается самоубийством одного из них - Актера.

Анализ пьесы

Пьеса описывает жизнь московской ночлежки. Главными героями, соответственно, стали ее обитатели и хозяева заведения. Также в ней появляются лица, имеющие отношение к жизни заведения: полицейский, он же дядя хозяйки ночлежки, торговка пельменями, грузчики.

Сатин и Лука

Шулер, бывший каторжник Сатин и бродяга, странник Лука - носители двух противоборствующих идей: необходимости сострадания к человеку, спасительной лжи из любви к нему, и необходимости знать правду, как доказательство величия человека, как знак доверия к его силе духа. Для того, чтобы доказать ложность первого мировоззрения и истинность второго автором и выстроено действо пьесы.

Другие персонажи

Все остальные персонажи составляют фон для этой битвы идей. Кроме того, они призваны показать, измерить глубину падения, до которой способен опуститься человек. Пьяница Актер и смертельно больная Анна, люди, совершенно потерявшие веру в свои силы, подпадают под власть чудесной сказки, в которую уводит их Лука. Они наиболее зависимы от него. С его уходом они физически не могут жить и умирают. Остальные обитатели ночлежки воспринимают появление и уход Луки, как игру солнечного весеннего луча - появился и исчез.

Настя, продающая свое тело «на бульваре», верит в то, что есть светлая любовь, и она была в ее жизни. Клещ, муж умирающей Анны, верит, что он поднимется со дна и вновь станет зарабатывать на жизнь трудом. Ниточкой, которая связывает его с рабочим прошлым, остается ящик с инструментами. В конце пьесы он вынужден их продать, чтобы похоронить жену. Наташа надеется, что Василиса изменится и перестанет ее мучить. После очередных побоев, выйдя из больницы, она больше не появится в ночлежке. Васька Пепел стремится остаться с Натальей, но не может выпутаться из сетей властной Василисы. Последняя, в свою очередь, ждет, что смерть мужа развяжет ей руки и даст долгожданную свободу. Барон живет своим аристократическим прошлым. Картежник Бубнов, разрушитель «иллюзий», идеолог человеконенавистничества, считает, что «все люди лишние».

Произведение создавалось в условиях, когда после экономического кризиса 90-х годов XIX века в России встали заводы, население стремительно беднело, многие оказались на нижней ступени социальной лестницы, в подвале. Каждый из героев пьесы в прошлом пережили падение «на дно», социальное и нравственное. Сейчас они живут воспоминанием об этом, но подняться «на свет» не могут: не умеют, нет сил, стыдятся своего ничтожества.

Главные герои

Светом для некоторых стал Лука. Горький дал Луке «говорящее» имя. Оно отсылает и к образу святого Луки, и к понятию «лукавство». Очевидно, что автор стремится показать несостоятельность идей Луки о благотворной ценности Веры для человека. Горький практически низводит сострадательный гуманизм Луки к понятию предательства - по сюжету пьесы бродяга уходит из ночлежки как раз тогда, когда те, которые ему доверились, нуждаются в его поддержке.

Сатин - фигура, призванная озвучить мировоззрение автора. Как писал Горький, Сатин не совсем подходящий для этого персонаж, но другого со столь же мощной харизмой в пьесе просто нет. Сатин является идейным антиподом Луки: он ни во что не верит, видит безжалостную суть жизни и того положения, в котором оказался он и остальные обитатели ночлежки. Верит ли Сатин в Человека и его силу над властью обстоятельств и совершенных ошибок? Страстный монолог, который он произносит, заочно споря с ушедшим Лукой, оставляет сильное, но противоречивое впечатление.

Есть в произведении и носитель «третьей» правды - Бубнов. Этот герой, как и Сатин, «стоит за истину», только она у него как-то очень страшна. Он человеконенавистник, но, по сути, убийца. Только гибнут не от ножа в его руках, а от ненависти, которую питает он к каждому.

Драматизм пьесы возрастает от акта к акту. Связующей канвой становятся утешительные разговоры Луки со страждущими его сострадания и редкие реплики Сатина, говорящие о том, что он внимательно слушает речи бродяги. Кульминация пьесы - монолог Сатина, произнесенный после ухода-бегства Луки. Фразы из него часто цитируют, поскольку они имеют вид афоризмов; «Все в человеке - все для человека!», «Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!», «Человек - это звучит гордо!».

Заключение

Горьким итогом пьесы становится торжество свободы падшего человека погибнуть, исчезнуть, уйти, не оставив после себя ни следа, ни воспоминаний. Обитатели ночлежки свободны от общества, норм морали, от семьи и средств к существованию. По большому счету, они свободны от жизни.

Пьеса «На дне» живет уже более века и продолжает оставаться одним из наиболее сильных произведений русской классики. Пьеса заставляет задуматься о месте веры и любви в жизни человека, о природе правды и лжи, о способности человека противостоять нравственному и социальному падению.

18. Максим Горький. Пьеса «На дне»

Университеты Алексея Пешкова

Сегодня мы с вами будем говорить о творчестве Максима Горького, а точнее говоря, мы будем с вами разбирать коротко пьесу «На дне», написанную в 1902 году. И тут придется немножко объясниться. Мы с вами говорим в курсе этих лекций все-таки в основном о русском модернизме. Исключение – Бунин. И вот второе исключение – это Горький.

Конечно, это сделано намеренно, потому что он был настолько крупной, настолько важной фигурой, что без него обойтись совершенно невозможно. Не говоря уже о том, что Горький, конечно, испытал влияние русского, а еще в большей степени западного модернизма, прежде всего в лице Фридриха Ницше, философа.

Ну и модернисты многие, даже самые далекие биографически и творчески от Горького, тоже читали его книги внимательно, и многие, как, например, замечательный поэт, прозаик и прежде всего юморист Владислав Ходасевич, писали, какую большую роль Горький сыграл в их судьбе, в их творческом становлении.

Сначала буквально несколько слов, необходимых в той степени, в какой нам это нужно будет для анализа текста, о биографии Горького. На самом деле его фамилия была Пешков, звали его не Максим, а Алексей Максимович. Родился он в 1868 году, и родился он не в самом низу социальной лестницы, но и не на верхних ступенях. Ближе к низу.

Дед его был очень жестоким и при этом очень сильным человеком, звали его Василий Васильевич Каширин. Жили они в Нижнем Новгороде. И это время замечательно описано в одной из лучших вещей Горького – в его повести «Детство». И именно в этой повести он употребил формулу, которая будет и для нас важна и которая вообще мне кажется такой точной при описании жизни Горького: «свинцовая мерзость русской жизни».

Действительно, жили они беспросветно, жили они тяжело, дед считал каждую копейку и к маленькому Алеше Пешкову все время придирался. И уже с детства он научился ценить тех людей, которые украшают эту жизнь, которые умеют не то что исправить эту ситуацию, поди еще исправь такого человека, находящегося в силе, в семье, как Василий Васильевич Каширин, но которые умеют как-то смягчить, изменить ситуацию. И таким человеком была бабушка Горького Акулина Ивановна, которая умела привнести в эту жизнь радость. И еще раз повторю, это нам понадобится, это существенно: вот такие люди очень много значили для Алексея Максимовича.

Он окончил два класса слободского Кунавинского училища. К сожалению, в силу того, что семья, в которую он был помещен, была очень небогатой, регулярного образования он получить не смог. В 1878 году он был отправлен «в люди» – так называется вторая книга горьковской трилогии «Детство» – «В людях» – «Мои университеты».

При этом нужно, конечно, сказать, что Горький был одним из самых начитанных людей своего поколения. Он очень много читал, у него была великолепная фотографическая почти память, и современники вспоминают его за книгой очень часто. Он действительно знал очень много. Но при этом, еще раз повторю, это образование не было систематическим. Оно не было уложено на полочки, оно было отчасти таким хаотическим. Он был хаотически, но очень начитанным человеком.

Орнитологический пролог

Еще одну дату нужно упомянуть, еще одно событие, которое было в жизни Горького очень важным и нам тоже пригодится. В 1884 году Горький прочитал Маркса, и марксизм стал для него некоторой, если хотите, заменой религии. Он воспринял марксизм не просто как некоторое учение, а как программу, которую необходимо было исполнить.

И опять даже из того немногого, что мы о Горьком сказали, как кажется, понятно, почему это так произошло. Свинцовые мерзости русской жизни, тяжелое, невыносимое существование. Марксизм предлагал некоторую программу. На самом деле в XX веке это многих и многих людей заворожило. Он предлагал не просто какие-то абстрактные выходы из ситуации, а последовательную программу, шаг за шагом, как из этой тяжелой жизни можно было выбраться к свету. И Горький усвоил это мировоззрение.

И сразу я хочу обратить ваше внимание на эту вилку. Вокруг нее, собственно, и будет строиться наша интерпретация пьесы «На дне». Его мироощущение было одним, оно требовало украшения, утешения, Горький любил пусть даже и лжецов, которые хоть как-то украшали эту жизнь, хоть как-то спасали от тяжести и скуки этой жизни. А его марксистское мировоззрение, наоборот, требовало проговаривания правды, требовало беспощадности. И, собственно говоря, очень многие вещи Горького, как кажется, строятся на противоречии. Там возникает это противоречие, творчески плодотворное противоречие между мироощущением и мировоззрением. Вот с этой точки зрения давайте и попробуем взглянуть на пьесу «На дне».

Но перед этим вспомним еще один текст, довольно слабый, не очень читаемый сегодня текст Горького. Это короткая притча, которая называется «О чиже, который лгал, и о дятле – любителе истины». Это такая притча, она была написана еще совсем молодым юным Горьким в 1893 году. И там то, что потом он делал мастерски, умело, сложно выстраивая, там все это сказано, бухнуто, я бы сказал, с такой прямотой.

Главными персонажами являются две птицы. Одна из них чиж, он прилетает, он пришлый и призывает птиц, которые живут спокойно, сидя и клюя свой корм, покинуть их уютные места. Он призывает птиц, которые сидят уютно, спокойно и клюют свой корм, улететь. «Я исхожу из непоколебимого убеждения в высоком призвании птиц как конечного, самого сложного и мудрого акта в творчестве природы. Мы не должны уставать, мы должны всегда бороться и всё победить, чтоб оправдать самих себя в своих глазах, чтобы иметь право сказать: всё прошедшее, настоящее и будущее - это мы, не слепая сила стихий. Путь, по которому нам нужно идти, мне незнаком, но я уверен, что нужно идти вперёд. Там страна, достойная быть наградой за те труды, которые понесли мы в пути!»

Ну, здесь видно, какой Горький еще неуклюжий писатель. Птицы должны идти по пути, не лететь куда-то, а идти! Т.е. он берет абстрактную формулу и накладывает ее на свою орнитологическую метафору. Но – это уже важно – он проговаривает здесь важные слова. Это вообще его одна из идей, которая будет для него существенна.

И есть дятел, неприятный дятел, который долбит все время в одну точку, который осаживает этого самого чижа. «Попытка господина Чижа завоевать себе ваше внимание путём отуманивания вас блестящими и громкими фразами ясно указывает на степень высоты его мнения о вас, как о здравомыслящих существах! …никто из вас не взлетал и не может взлететь выше самого себя», – говорит этот самый дятел. И, собственно говоря, на этом нехитром противостоянии и строится текст Горького. Конечно, дятел побеждает в результате, конечно, эти птицы никуда не летят.

И этот дятел, любитель истины, и чиж, который сладко лгал, оказываются главными героями этого текста. Но, кроме того, есть еще и птицы, которые сначала воодушевляются, а потом дятел их убеждает в том, что никуда лететь не надо.

Чиж и дятел в новых декорациях

На самом деле в этой сказке, в этой притче уже во многом содержится ядро, зерно того конфликта, который потом развернется в пьесе «На дне». И развернется он в основном между двумя персонажами, одного из которых, и это вообще ключевая фигура всей пьесы, будут звать Лука. Он, конечно, выполняет роль такого чижа. Мы помним, что этот персонаж… Почему он важный, почему он существенный, почему он важнее всех? Вот они сидят в некоторой неподвижности, все эти персонажи «На дне», как те птицы на этом заборе. Появляется Лука, и он тоже преподносит каждому такую красивую историю. Он каждого пытается утешить, каждого пытается ободрить.

Дальше он исчезает. Смотрите, персонажи неподвижные, он появляется и он исчезает, и для каждого из персонажей, которые остались на этом дне, судьбы складываются по-разному, но в основном их судьбы складываются несчастно. Т.е. его, как говорят другие персонажи пьесы, «сладкая ложь» в результате ни к чему хорошему не приводит.

В роли дятла здесь выступает персонаж, которого зовут Костылев, это хозяин ночлежки. И они ведут как раз такие разговоры между собой, и их разговоры во многом напоминают то, о чем говорят чиж и дятел в притче, которую мы с вами сейчас коротко разобрали. Потому что одной из важных тем является тема «сидеть на месте или куда-нибудь устремляться?».

Костылев (подходит к Луке): Что, старичок?

Лука: Ничего, старичок!..

Костылев: Так... Уходишь, говорят?

Лука: Пора...

Костылев: Куда?

Лука: Куда глаза поведут...

Костылев: Бродяжить, значит... Неудобство, видно, имеешь на одном-то месте жить?

Лука: Под лежач камень - сказано - и вода не течет...

Костылев: То - камень. А человек должен на одном месте жить... Нельзя, чтобы люди вроде тараканов жили... Куда кто хочет - туда и ползет... Человек должен определять себя к месту... а не путаться зря на земле...

И действительно, эта тема – сидеть на месте или путешествовать в поисках прекрасного мира – важна для пьесы. Я напомню, что Актеру Лука предлагает искать, т.е. покинуть тоже это самое дно, искать какую-нибудь лечебницу, где алкоголиков приводят в нормальное состояние. Пеплу, потомственному вору, предлагает вместе с Наташей, девушкой, которая влюблена в него и в которую он влюблен, покинуть дно и отправляться в Сибирь искать там какую-то новую жизнь. И сам он покидает это место. Т.е. выход такой: искания. Нужно искать новое место, новую жизнь. Или нужно сидеть на месте и жить так, как приказано, как выпало жить.

Между ложным утешением и беспощадной правдой

Но главный конфликт пьесы – не этот конфликт. Главный конфликт другой, и Костылев хотя и важная фигура в пьесе, но отнюдь не ключевая. Ключевые персонажи там другие. И главный конфликт разворачивается в этой пьесе, заданный названием давней притчи Горького: «любитель истины» и «который лгал». Действительно, ключевой конфликт пьесы возникает между ложью и правдой. Правда или ложь – что лучше? Что помогает людям выжить, что помогает как-то спастись?

Я для начала хочу сказать, что слово «правда» - это одно из ключевых слов пьесы. Оно очень часто в пьесе повторяется, 46 раз в разных вариантах – существительное, прилагательное, образованное из него, и т.д. 46 раз. Для сравнения, слово «бедность», которое казалось тоже очень важным для этой пьесы, повторяется всего четыре раза. И тема правды и лжи возникает в самом-самом начале пьесы, когда два ее персонажа, Клещ и Квашня, ведут вот такой диалог:

Клещ: Врешь!

Квашня: Чего-о?

Клещ: Врешь! Обвенчаешься с Абрамкой...

Речь идет о том, что Квашня, которая притворяется, что она не хочет выйти замуж, в конце концов выходит замуж за полицейского. Самое интересное заключается в том, что ближе к середине пьесы герои поменяются местами, т.е. ситуация будет перевернута. Уже не Клещ будет обвинять и обличать Квашню, а Квашня будет обличать Клеща.

Квашня: Конечно! Еще бы... как же! Ты вон заездил жену-то до полусмерти...

Клещ: Молчать, старая собака! Не твое это дело...

Квашня: А-а! Не терпишь правды!

И, кажется, уже из этого обмена репликами видно, какую функцию в пьесе «На дне» играет мотив правды. Правда – это обух. Правда – это топор. Правда – это тяжелое орудие, которым персонажи гвоздят друг друга. Им и так плохо живется, им и так трудно живется, а еще они норовят друг другу сказать правду, чтобы унизить друг друга, чтобы слабого человека, с которым ты разговариваешь, сделать еще более слабым.

И в пьесе есть персонаж, который эту точку зрения выражает. Это персонаж, фамилия которого Бубно́в, или Бу́бнов. Вот он говорит очень выразительно. Он говорит так: «Мм-да!.. А я вот... не умею врать! Зачем? По-моему - вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?». Вот этот замечательный глагол – «вали правду». Правда – это что-то, что можно валить, вываливать перед другим человеком, не стесняясь, обнажая его язвы, обнажая слабости другого человека. Вот такая правда в пьесе все время возникает.

И другой персонаж, Клещ, тот самый, который отделяет себя от всех ночлежников – он рабочий человек… Они уже потеряли свои социальные какие-то, маркированные какие-то места, роли, а он рабочий человек, он продолжает работать. В конце он отчаивается, после того как у него умирает жена, и один и его монологов звучит так: «Какая - правда? Где - правда? (Треплет руками лохмотья на себе.) Вот - правда! Работы нет... силы нет! Вот - правда! Пристанища... пристанища нету! Издыхать надо... вот она, правда! Дьявол! На... на что мне она - правда? Дай вздохнуть... вздохнуть дай! Чем я виноват?.. За что мне - правду? Жить - дьявол - жить нельзя... вот она - правда!»

Вот это «за что мне правду», т.е. правда как наказание, правда как оружие, которым слабый бьет слабейшего – это очень характерный подход Горького к этому мотиву, к этой теме. И этой правде, ужасной и страшной правде, в пьесе противостоит та ложь, которую привносит Лука.

В пьесе есть персонаж, которого зовут Актер, я уже упоминал о нем. Он произносит и никак не может вспомнить слова монолога, который он читал когда-то, когда еще был актером, а не горьким пьяницей. Монолог, который, по его словам, потрясал зрителей. Это стихотворный монолог. Здесь я хочу обратить ваше внимание вот на что: когда мы имеем дело с прозаическим текстом и в нем есть поэтическая вставка, то это почти всегда сильное место пьесы. Ну, хотя бы потому, что она обязательно останавливает внимание читателей. Это в другой форме даже записанный текст. Ну, или останавливает глаза, или слушатель тоже воспринимает это особым образом, потому что он слышит рифму. Т.е. это сильное место. Что это за сильное место? Что это за слова, которые Актер произносит?

«Старик, эй! Ты где? Я - вспомнил... слушай. (Шатаясь, делает два шага вперед и, принимая позу, читает.)

Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не умеет, - Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой!»

Вот это действительно очень важный, ключевой фрагмент пьесы. «Честь безумцу, который навеет / Человечеству сон золотой!» Да, ложь как рай, ложь как наркотик, ложь как анестезиологическое средство, которым анестезиолог-врач пользуется для того, чтобы усыпить больного, чтобы ему не было так больно – это очень важная тема.

Ключевой монолог пьесы

И вот мы потихонечку-полегонечку приближаемся к самому интересному, кажется, ключевому месту пьесы – тому месту, тому монологу, который знают даже те, кто не помнит как следует пьесу «На дне» и мало ее читал. Его произносит персонаж, о котором мы не сказали еще ни одного слова, но который, пожалуй, является более важным, чем Бубнов, произносящий слова о беспощадной правде, более важным, чем Костылев, хозяин ночлежки, который говорит о том, что нужно сидеть на месте. Тот человек, который в итоге пьесы часто воспринимается (и, кажется, им и является) главным антагонистом, противостоящим Луке, безусловно, ключевому персонажу пьесы. Это Сатин, который уже в последнем действии, когда Лука покидает ночлежку, уходит из нее, произносит знаменитый монолог. Давайте его сейчас прочтем и попробуем поанализировать немножко.

«Сатин (ударяя кулаком по столу): Молчать! Вы - все - скоты! Дубье... молчать о старике! <Старик – это Лука ушедший. Они только что обсуждали Луку, и Барон говорил, что Лука много врал как раз.>

(Спокойнее.) Ты, Барон, - всех хуже!.. Ты - ничего не понимаешь... и - врешь! Старик - не шарлатан! Что такое - правда? Человек - вот правда! Он это понимал... вы - нет! Вы - тупы, как кирпичи... Я - понимаю старика... да! Он врал... но - это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему... я - знаю! я - читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут!.. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая... ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего... и обвиняет умирающих с голода... Я - знаю ложь! Кто слаб душой... и кто живет чужими соками, - тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие - прикрываются ею... А кто - сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого - зачем тому ложь? Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!»

Я прощу прощения за то, что такой большой кусок привел, но это действительно очень интересный, очень важный фрагмент текста, который, мне кажется, обязательно нужно прочесть, чтобы понять, как вообще сам Горький относится к тому, что он сделал в своей пьесе, чтобы понять, какова авторская позиция в пьесе. И обязательно нужно порефлекcировать немножко над этим текстом, обязательно нужно попытаться его понять и как-то в нем разобраться.

И первое, на что я хочу обратить ваше внимание, это на обилие в этом монологе слов, маркирующих социальность этого монолога. Здесь довольно много этих слов. Смотрите: «…ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего…» Причем мы знаем этого рабочего, это Татарин, еще один персонаж, у которого раздавлена рука и который теперь не может работать. Сатин в этом монологе поднимает образ этого смешного, нелепого человека до эмблемы: ложь, которая раздавила руку рабочего. Дальше: «обвиняет умирающих с голода» - тоже социальный мотив. Дальше: «кто независим и не жрет чужого» - опять социальный мотив. «Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!».

Это почти что лозунг, не знаю, на какой-нибудь марксистской сходке, на марксистском митинге. Это можно было бы там спокойно произнести. При этом нужно сделать еще одно наблюдение, которое, мне кажется, очень важно и многое объясняет. Обратите внимание, что все эти социальные мотивы оказываются все собраны во второй части монолога. Во второй части монолога, действительно, подряд, как ожерелье, Горький нижет вот эти социальные слова, слова из какой-то марксистской речи.

Если же мы заговорим о первой части монолога, то там их просто нет! Там совершенно другие слова! «Вы - тупы, как кирпичи...» Жалость к ближнему возникает. Красиво, вдохновенно, возбуждающе, утешительно. Это откуда-то из другого словаря взято. И, вообще говоря, этот монолог не производит впечатления логически выстроенного текста. Ну, сами посмотрите. Он начинается с того, что Сатин начинает оправдывать Луку. Сатин начинает говорить о старике, при этом понимая, что старик лгал. «Старик не шарлатан! Что такое - правда? Человек - вот правда! Он это понимал... вы - нет!» – говорит он. – «Он врал... но - это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему...»

Здесь нет оценки! Здесь нет осуждения! Здесь есть восхищение человеком… Он защищает его от Барона и восхищается человеком, который спасает людей своей ложью, который людей утешает своей ложью. И только в слове – смотрите, первый раз! – «красиво, вдохновенно, возбуждающе»… В слове «возбуждающе» впервые эта негативная оценка чуть-чуть слышится. Слово «возбуждающе» - это уже немножко… В этом есть слово «обман». Обманывая, лгут.

Дальше. «Есть ложь утешительная, ложь примиряющая…» Опять он возвращается как бы на прежние позиции. Ложь, которая спасает, ложь, которая примиряет вот этих все время ссорящихся. Они еще к тому же ведь ссорятся на протяжении всей пьесы. Они ссорятся, спорят, дерутся друг с другом… Вот это ложь, которая примиряет. Дальше идет многоточие, и потом – «ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего», то, что мы с вами уже разбирали. Т.е. монолог получается таким склеенным, составленным как будто из двух половинок. В первой половинке этого монолога он восхищается Лукой, он защищает его, говорит о нем как об утешителе, спасителе. А во второй вдруг внезапно он перескакивает в совершенно другой регистр и этого же самого Луку за то же самое, за ложь, начинает обвинять и произносит все эти социальные необходимые рецепты, необходимые лозунги произносит.

И надо сказать, что актеры, которые играли Сатина в театре… Эта пьеса много раз ставилась, она пользовалась очень большой популярностью. Сатина играл Станиславский, например, в первой постановке, великий режиссер и актер, основатель Художественного театра. К сожалению, не сохранилась запись этого монолога в исполнении Станиславского, есть только фотография Станиславского, с пафосом его читающего.

Но зато другой актер, гениальный русский актер Евгений Евстигнеев в постановке «Современника» тоже играл эту роль, сохранилась запись. Я помню, я был на этом спектакле, где он играл Сатина. Так вот, что он делал, как он выходил из этой сложной ситуации нестыковки двух половинок монолога? Он играл так: поскольку Сатин пьет со своими друзьями, со своими товарищами по ночлежке, то он играл здесь такое легкое или не легкое опьянение. Человек в опьянении, его несет, и он говорит вещи, которые друг другу противоречат.

Да, возможно, что Горький, понимая, что логики маловато в этом монологе, возможно, что это действительно оправдано отчасти тем, что Сатин находится в ситуации, когда он не может контролировать себя, свою логику, построение своей речи. Возможно, это так. Но это, как кажется, не отвечает на ключевой вопрос: а сам Горький, вот он как? Какова его позиция? Ведь ясно, что в этом одном из немногих монологов пьесы – суть, что здесь очень важные для пьесы слова проговорены. Горький – он за кого? Он за Сатина или за Луку? А если непонятно, что говорит Сатин, то вообще что все это обозначает и как это нам понимать?

Мировоззрение против мироощущения

Я думаю, что мы в конце, в финале нашего разговора об этой пьесе можем вернуться к самому началу. Мы же с вами говорили, что мироощущение Горького ложь оправдывало. Он видел этих людей, которые своими яркими рассказами, своим ярким враньем спасали других людей от скуки, от тяжести, от невыносимого страдания этой жизни.

Уже упомянутый мной Владислав Ходасевич вспоминает в своих мемуарах о Горьком, как однажды в Италии, на Капри, их подвозил извозчик, и когда они слезали с лошади, Горький протянул ему огромную купюру, чтобы тот дал сдачи. А тот выхватил эту купюру и, нахлестывая лошадей, уехал, никакой сдачи ему не дал.

Здесь самое интересное – это реакция Горького. Горький был в восторге. Он бил себя по коленям, смеялся до слез и говорил: «Какой человек! Какой человек!» Вот оно! Т.е. человек хоть как-то, пускай он обманщик, жулик, он обманул их, денег не вернул. Но как-то в эту жизнь, в эту обыденность он привнес какую-то радость, хоть какую-то. Еще раз повторяю: мироощущение Горького, как кажется, таких людей… Они входили в составляющую тех героев, которые Горькому нравились, которыми он любовался, на которых он смотрел с восхищением.

А вот мировоззрение Горького требовало совершенно другого. Оно требовало беспощадности, требовало обличать тех, кто живет чужими соками, и оно требовало правды. Ну, я напомню здесь такую совершенно очевидную вещь, что главная большевистская газета уже в это время, уже в 1902 году, называлась «Правда». И в качестве марксиста Горький не мог просто не обличить ту самую ложь, которая была ему так близка и была такой спасительной для него как для человека.

И в этом монологе, как кажется, это замечательно, действительно замечательно и художественно замечательно получилось. Начинает за здравие – кончает за упокой. Начинает с оправдания – завершает обличением. И, как кажется, ненаучно выражаясь, мы можем совсем чуть-чуть сказать, почему эта пьеса такая гениальная, почему она даже на фоне творчества Горького… Он писал очень разные вещи, он был неровный писатель. Он написал много плохих и пьес, и книг, и очерков, и несколько прекрасных. «На дне» - это шедевр, это одно из лучших, что он написал.

Вот я думаю, что таким парадоксальным образом это в нем самом сидящее противоречие, в нем самом сидящая невозможность разрешить вопрос про правду и ложь обеспечивает объемность этой пьесе. Мы имеем дело не с агиткой, не с прямолинейным лобовым текстом, какие у Горького были – например, роман «Мать», который трудно читать, потому что это лобовой текст, где как раз нет никаких почти сложностей. Там он встал на службу большевикам и написал такое новое евангелие от коммунизма. Недаром Ленин эту книгу считал вообще одной из главных книг, которые человечество породило. «Эта штука посильнее, чем «Фауст» Гёте» - это же про Горького.

Так вот, здесь нет этой прямолинейности, для Горького характерной иногда, здесь нет этой топорности. Здесь возникает такое сложное… Мы сами не можем разобраться. Я предлагаю вам просто вспомнить свое ощущение от чтения этой пьесы, например, в школе и сложное ее обсуждение: так за кого? Вроде учитель нам говорит – Лука обличен, Лука плохой (я учился в советской школе). А во мне и в других, тех, кто прочел эту пьесу, сидит «Да нет». Он симпатичный, он самый милый, самый приятный герой этой пьесы. И вот это противоречие, это сложное такое сплетение, как кажется, и обеспечило бессмертие пьесе Максима Горького «На дне», написанной в 1902 году, которую читают, которую ставят и думаю, что будут еще читать и ставить много лет.

Лука и его автор

Там смешно на самом деле, как Лука мотивируется. Потому что, с одной стороны, его называют «Лука – старец лукавый», и там довольно много на этом построено, т.е. он лгун. С другой стороны, конечно, Лука с проекцией на евангелиста Луку, и это тоже важно. Я думаю так: там у него довольно много они об этом говорят. Как раз эталонный христианин с точки зрения начетничества такого – это Костылев. Он накидывает на них какие-то деньги дополнительные, а на эти деньги он будет покупать свечки и ставить в церкви. Вот так Горький к этому относится. А Лука – я бы сказал, что он такой пантеист скорее. Вроде Бог есть… Там он даже говорит. «Есть ли Бог?» – «Ну, если ты веришь, он для тебя есть. Если ты не веришь, его для тебя нет».

Я думаю, что опять же, здесь сам Горький никак не мог для себя решить эту проблему. Опять мировоззрение требовало от него, конечно, атеизма жесткого, а мироощущение – он хотел, ему хотелось, чтобы был бог, но Бог ему казался таким утешителем, который всех обнимает, всех может утешить… Бог карающий – это не его, такой образ он не любил. И поэтому я думаю, что нет, Лука все-таки не образцовый христианин. Я думаю, что он вообще в этих категориях не мыслил. Лука – это образцовый человек. Такой прекрасный человек, добрый, решительный, который ведет людей, который спасает, поднимает людей, совсем сбившихся с пути, я бы так сказал.

С одной стороны, это явно какая-то провинция. И, например, в Нижнем Новгороде, откуда Горький родом, когда я там был, они на самом деле до сих пор показывают: вот как раз здесь был этот подвал, в котором сидели эти персонажи все, вот здесь все произошло. Но это, конечно, действительно натяжка и преувеличение, потому что Горький стремился… Недаром пьеса даже называлась у него сначала «На дне жизни». Он потом назвал это «На дне», чтобы еще больше обобщить. Явно совершенно он стремился показать не какую-то конкретную ночлежку, а ночлежку вообще.

Известны воспоминания, что когда Станиславский как раз во МХАТе собирался ставить «На дне», им нужен был антураж, им нужно было узнать как одеваются, как они говорят. Станиславскому нужно было посмотреть, как одеваются эти люди, что они едят, как их стригут и т.д. И такой яркий, хотя очень неоднозначный человек Владимир Гиляровский, который написал потом знаменитую книжку «Москва и москвичи», повел Станиславского и Горького на Хитровку – это район Москвы, где находился знаменитый Хитровский рынок, где вот эти «хитрованцы», т.е. вот эти оборванцы, которые у Горького описаны, где они жили.

И соответственно потом Станиславский выстроил мизансцены своей пьесы и декорации делал во многом с учетом того, что он увидели на этом Хитровском рынке. Но и Хитровка тоже, естественно, не место, где живут эти люди. Т.е. какой-то опыт Горького, конечно, учтен. Возможно, что в Нижнем Новгороде он действительно что-то подобное видел. Станиславским было учтено то, что он увидел на Хитровском рынке. Но вообще сказать, что вот этот – это Сатин, а этот – Лука, насколько я понимаю, мы не можем.

С конца XIX в. он себя позиционировал как марксист. Наиболее близки ему были большевики, потому что они предлагали наиболее радикальные методы спасения от «свинцовых мерзостей русской жизни». Но у него вообще довольно сложно было, на протяжении разных лет было по-разному. Он такой был, знаете, как капризная невеста. То он был очень близко с ними, вообще их защищал, не давал никому, кто начинал про большевиков или Ленина плохо говорить, их обижать. Но, как известно, когда произошла революция, он не принял ее первоначально. Он написал цикл таких очень резких статей, которые печатались в эсеровской газете и которые потом были собраны в книжку «Несвоевременные мысли». Эта книга написана против большевиков.

А потом он просто уехал. Формально – по состоянию здоровья, а на самом деле уехал просто в эмиграцию в Италию. Но опять: с советским паспортом уехал и с определенной миссией уехал. Т.е. опять на Западе он занимал позицию сложную, скорее такую пробольшевистскую.

Ну, а про финал мы знаем: его просто, к сожалению, обманули и купили. Он вернулся в Советский Союз, поселился в роскошнейшем доме возле большой церкви Вознесения, где венчался Пушкин. И он просто закрывал глаза уже на все.

У Солженицына есть очень сильное место в книге «Архипелаг ГУЛАГ», где Горький едет по ГУЛАГу и смотрит, как там устроена система воспитания и вообще как там все сделано. Ну и понятно, ему там страшную липу, страшную показуху демонстрируют. И политические заключенные, которые сидели при царе, а потом стали сидеть при большевиках, эсеры, решили показать Горькому, что его обманывают. Их посадили в комнату, которая называлась Ленинская комната, с газетами, чтобы они сидели, когда он войдет – вот как у нас все уютно и прекрасно устроено. А до этого они умирали на трудработах, убивали их. И они, чтобы показать Горькому, что все это вранье и липа, сели с перевернутыми газетами. Они перевернули страницы газет, у них газеты были вверх ногами. Горький вошел, это увидел, подошел к одному из этих большевиков, перевернул обратно газету и вышел. И все, и ничего.

Т.е. он уже в конце жизни… Мы можем только гадать, почему. То ли это сенильность уже была, то ли он уже устал. То ли ему действительно хотелось в это поверить. Но он, конечно, уже занял такую позицию, что знание об этом, о том, какую позицию он занимал, подсвечивает, к сожалению, отношение к нему до сих пор. Я напомню, что страшная фраза, которой потом убивали людей: «Если враг не сдается, его уничтожают» - это Горький сказал.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!