Музей соломона гуггенхайма произведения. Панорама Музей Соломона Гуггенхайма

Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке (Guggenheim Museum)

Самое выдающееся творение Франка Ллойда Райта находится в сердце Манхэттена, на пятой авеню. Уникальный дизайн и неповторимая красота музея Гуггенхайма несут на себе печать архитектурного гения.

Музей Гуггенхайма - самый необычный музей Нью-Йорка и одно из ведущих собраний современного искусства в мире. Основатель музея - меценат Соломон Роберт Гуггенхайм.
Музей современного искусства Гуггенхайма в Нью-Йорке ведет отсчет своей истории с 1937 года, когда «медно-угольный король» и золотопромышленник Соломон Роберт Гуггенхайм, будучи в возрасте 58 лет, решил удалиться от дел и занялся коллекционированием предметов искусства.

Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке ценен не только выставленными здесь произведениями искусства: здание музея само по себе неизменно вызывает восхищение ценителей искусства и архитекторов со всего мира. Внешне музей выглядит как перевёрнутая пирамидальная башня. Туристы застывают перед Музеем Гуггенхайма в благоговении. Райт стремился объединить архитектуру с природой и создал здание, органично оплывающее к своей основе, как раковина моллюска.



Внутри, вдоль стен, ведет винтовой пандус, создавая ощущение пространства, открытого со всех сторон. Выставочные помещения начинаются на самом верхнем этаже и спускаются вниз. Таким образом, у посетителя, идущего вниз по рампе, постоянно меняется зрительная перспектива, и он буквально на каждом шагу имеет возможность взглянуть на экспозицию с новой точки зрения. Детали интерьера составляют продуманную симфонию из треугольников, овалов, кругов и квадратов. Формы повторяют и перетекают одна в другую, создавая фантастическое окружение.















Экспонаты русского искусства в музее

Часть экспозиции выставки «Kandinsky Before Abstraction 1901–1911» в музее Гуггенхайма.





Произведения искусства, выставленные в Музее Гуггенхайма в Ныо-Йорке, и по сей день известны во всем мире - равно как и музей, созданный для них Франком Ллойдом Райтом.


















В 1943 г. художница Хилла фон Рибэй была персональным консультантом Соломона Р. Гуггенхайма, промышленного магната и коллекционера. Именно она посоветовала заказать проект музея для огромной коллекции Гуггенхайма, интересовавшегося в основном современным искусством, знаменитому архитектору Франку Ллойду Райту.

В 1943 г. в письме Райту фон Рибэй изложила свою идею построить музей для коллекции Гуггенхайма. Она написала: «Мне нужен борец за свободное пространство, человек со вкусом, мудрец... Мне нужен храм духовности, монумент!» Поначалу Райта не очень заинтересовал этот проект.

Наконец после долгих споров и переговоров Хилла фон Рибэй, Соломон Р. Гуггенхайм и Франк Ллойд Райт пришли к соглашению: они выбрали место на Пятой авеню, возле Центрального парка. Расположение рядом с парком было одним из главных условий Райта. Его новый музей должен был воплотить симбиоз архитектуры и природы, слить искусство, архитектуру и природу в гармоничный союз с суетной жизнью большого города.

Райт не пожалел времени на разработку этого проекта, поэтому строительство началось так поздно, только в 1956 г. и завершилось в 1959 г. К этому времени Соломона Гуггенхейма и Фрэнка Райта уже не было в живых.

Музей Соломона Гуггенхайма, что на Пятой авеню, – одно из крупнейших и знаменитейших собраний современного искусства в мире. Его история – яркий пример возможностей частной инициативы, одушевлённой любовью к искусству.

Основал музей очень богатый бизнесмен, коллекционер и меценат Соломон Гуггенхайм. Отпрыск иммигрантской семьи, сделавшей состояние на свинцовых, серебряных и медных копях, Соломон добывал золото на Аляске. В конце XIX века этот трудоголик, работавший круглые сутки, начал собирать произведения старых мастеров. После Первой мировой он оставил бизнес, чтобы сосредоточиться на коллекционировании. Решающую роль в формировании взглядов Гуггенхайма сыграла встреча с немецкой художницей баронессой Хиллой фон Рибей, которая познакомила мецената с абстрактным искусством. Сама страстный коллекционер, она стала другом и советником Гуггенхайма, отныне посвятившего жизнь собиранию произведений современного искусства.

В 1937 году меценат основал Фонд Гуггенхайма, а двумя годами позже открыл в арендованной квартире на Манхэттене свой первый «Музей беспредметной живописи». В его собрании уже были полотна Кандинского, Мондриана, Шагала, Леже, Пикассо. Коллекция быстро росла, и в 1943 году Хилла Рибей обратилась к великому Фрэнку Ллойду Райту с просьбой спроектировать для музея специальное здание. Райт отнёсся к этой идее со всей серьёзностью. Работа над проектом длилась 15 лет, открыто же здание музея было в октябре 1959 года, уже после смерти архитектора. Сам Гуггенхайм музея тоже не увидел: он умер в конце сороковых.

Райт создал в центре Манхэттена цилиндрическое, расширяющееся кверху здание, которое он трактовал как «храм духа». По замыслу зодчего, посетители музея должны сначала подниматься на лифте под крышу здания, а затем по непрерывному спиральному пандусу спускаться вниз, осматривая по дороге экспозицию. Общественное мнение не сразу приняло идею Райта. Художники даже подписывали петиции против «штопорообразного» дизайна.

Тем не менее сейчас музей посещают примерно три миллиона человек в год. Он располагает первоклассными коллекциями произведений импрессионистов, постимпрессионистов, беспредметной живописи и скульптуры. Тут представлены работы модернистских скульпторов – Константина Бранкузи, Жана Арпа, Александра Колдера (родоначальника кинетической скульптуры), Альберто Джакометти. В то же время музей располагает истинными шедеврами Поля Гогена («Человек и лошадь»), Эдуарда Мане («Перед зеркалом», «Женщина в вечернем платье»), Камиля Писарро («Эрмитаж в Понтуазе»), Винсента Ван Гога («Снежный пейзаж», «Горы в Сен-Реми»), Пабло Пикассо («Четырнадцатое июля», «Три купальщицы»). Здешнее собрание включает в себя около 150 работ Василия Кандинского.

В отличие от многих музеев, Гуггенхайм не делит свою коллекцию на отделы, посвящённые эпохам и стилям. Собрание задумано и экспонируется как единое целое, которое всё время пополняется произведениями новых талантов – часто парадоксальных.

Музей был назван в честь своего основателя - Соломона Роберта Гуггенхайма - золотопромышленника и угольного магната, который в возрасте 58 лет решил отойти от дел и при поддержке баронессы Хилле Рибэй фон Энрейнвейсен занялся коллекционированием.

В 1937 году, когда коллекция достигла внушительных масштабов, возникла идея открыть новый музей современного искусства. Основав собственный фонд, в 1943 году Гуггенхайм поручил разработку нового проекта известному архитектору Френку Ллойду Райту . Поначалу Райт был скептически настроен к этому заказу, т.к. считал, что его шедевру не место среди плотно застроенных улиц Нью-Йорка. И все же в 1959 году на улице « Пятая Авеню» закончилось строительство самого яркого из образцов архитектуры 20-го столетия – Музея Гуггенхайма. К сожалению, ни Соломон Гуггенхайм, ни Френк Райт не дожили до открытия этого грандиозного проекта, встреченного восторженными отзывами как любителей изобразительного искусства, так и архитектуры.

На сегодняшний день Музей современного искусства Гуггенхайма предлагает всеобщему вниманию крупнейшую в мире выставку произведений 19 - 20 вв. Собрание известнейших полотен имеет сюрреалистический облик и изобилует такими именами как Шагал, Кандинский, Арп, Нирендорф, Буржуа, Сезанн, Руссо, Ван Гог, Пикассо, Гоген и т.д.

Фасад здания спроектирован как спиралевидный объем, отдаленно напоминающий «торнадо». Этот же прием применен и внутри - по периметру. Решетчатые секции, высотой 3 м, составляют каркас здания. Облицовка конструкции состоит из гнутых титановых пластин и стекла, что придает ей немного неземной вид.

Планировка музея достойна особого внимания, т.к. в здании не найти ни одного одинакового по своей структуре помещения. Секции залов расположены так, чтобы посетители, поднявшись на лифте, а затем, спустившись по пандусу, могли более полно и под нужным ракурсом рассмотреть экспозицию музея.

Своим по истине удивительным проектом, архитектор передал саму суть выставки в жанре сюрреализм и импрессионизм. Я считаю, что внешним обликом строения в первую очередь Райт хотел выразить свое отношение к густо застроенному району. И ведь действительно, музей, словно «торнадо», ворвавшись на улицу «Пятое Авеню», как бы отодвинул в сторону окружающие постройки и взорвал все представления о современной архитектуре, произведя большой фурор из-за нескончаемых споров современников Френка Ллойда Райта .

Начал свое существование почти век назад. Первые упоминания датируются первой половиной 20-го столетия. Роберт Гуггенхайм был крупнейшим золотопромышленником и магнатом. Отойдя от финансово-торговых дел, он стал меценатом, создал фонд и дал ему свое имя.

Об основателе

Гуггенхайм не считался великим специалистом в области скульптуры и живописи. Однако это не мешало ему являться ценителем прекрасного. Для Гуггенхайма Музей стал одним из самых важных проектов его жизни. Для подбора первых экспонатов основатель пригласил известную немецкую баронессу - искусствоведа и художницу Хиллу Рибэй фон Энрейнвейсен. В то время как раз стали появляться первые музеи Нью-Йорка.

Создание хранилища

В 1939 году появилась первая коллекция Гуггенхайма. Музей тогда занимал небольшую площадь. Расположилась коллекция на Манхеттене. Однако количество экспонатов достаточно быстро стало увеличиваться, поэтому потребовалось расширение площадей. Для строительства новых помещений в 1943 году главным архитектором был назначен известнейший Фрэнк Райт. Возведение новых помещений завершилось к 1959-му. К этому времени в живых не было ни самого Райта, ни Гуггенхайма. Музей был впоследствии полностью реконструирован. В 1992-м были достроены дополнительные элементы, предусмотренные в проекте. В итоге здание стало выглядеть так, как сейчас.

Современность

Сегодня на Пятой авеню в Нью-Йорке, между 88-й и 89-й улицами, располагается один из самых выдающихся шедевров архитектурного искусства 20-го столетия. Футуристическое здание выполнено в виде перевернутой башни. Посетители на лифте поднимаются на самый верхний ярус и, осматривая экспонаты, по спирали спускаются вниз. На сегодняшний день собрание Гуггенхайма (Музей насчитывает более 6000 экспонатов), в разработке концепции которого вместе с баронессой фон Рибэй участвовали такие художники, как Бауэр, Кандинский, Небель, считается самой крупной в мире коллекцией классического модернизма. Среди экспонатов присутствуют работы Пикассо, Миро, Бойса, Раушенберга, Кандинского, Ротко, Марка и прочих выдающихся мастеров. Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк) представляет и известные собрания Хильды и Джастина Таннхаузер, состоящие из произведений раннего модернизма, постимпрессионизма, а также скульптуры и живопись Катерины Дрейер (ранний авангард).

Музей Гуггенхайма (Бильбао, Испания)

Это один из филиалов известнейшего хранилища. Располагается музей на берегу р. Нервьон. Этот филиал славится самой потрясающей воображение коллекцией современного искусства. Впрочем, шедевром можно называть уже само здание. Оно представляет собой поистине уникальное и удивительное сооружение.

Внешний вид

Само здание музея покрыто титановыми тонкими пластинами. Они выглядят как рыбья чешуя. Периодически пластины пересекаются со стеклянными элементами. Все линии плавные, а формы пластичны. Одни контуры перетекают в другие. Весь ансамбль имеет высоту в 50 метров и заполнен различными водоемами. Само по себе здание выглядит как огромная скульптура на фоне привычного Перед музеем установлены две гигантские скульптуры. Одна из них - металлический огромный паук. Автор этой скульптуры - На террасе установлена другая фигура высотой 13 метров - цветочный терьер художника Дж. Кунса.

Архитектура

Само здание, в котором расположился музей, было сооружено по проекту американско-канадского мастера Посещения стали возможными с 1997 года. Сооружение музея практически сразу получило статус самого зрелищного строения в стиле деконструктивизма в мире. Здание воплощает в себе абстрактную идею о футуристическом корабле, который мог бы использоваться для путешествий к другим планетам. Иногда сооружение сравнивают с распускающейся розой, артишоком, самолетом, птицей и даже суперменом. Центральная часть имеет высоту около 55 метров. Она напоминает огромный металлический цветок. От него отходят лепестки. В них располагаются анфилады выставочных помещений для разных экспозиций.

Выставки

С начала июля и по конец августа (в самый туристический сезон) музей работает с 10 утра до 8 вечера во все дни недели. В остальные сезоны понедельник - выходной. Цена билета составляет 11 евро. Дети могут посещать музей бесплатно. Ежегодно музей в Бильбао принимает порядка миллиона гостей. В экспозиции представлены произведения постмодернизма, а также модернистской эпохи. В коллекции собрано огромное количество работ. Фактически ни одно направление 20-го века не осталось без внимания. Надо при этом сказать, что в музее представлены не только собственно картины и скульптуры. Здесь можно увидеть большое количество электронных панно, инсталляций и прочих чудес современного искусства.

Особенности экспозиций

В музее выставки постоянно меняются. Но при этом можно условно поделить здание на залы по тематикам. Так, например, можно выделить помещения, где представлены работы абстракционистов и футуристов, во главе которых стоят творения Кандинского. Есть зал сюрреализма. Здесь можно увидеть Шедевры Пикассо представлены в зале кубизма. Здесь также можно посмотреть на известные принты М. Монро, выполненные Уорхолом. Особого внимания заслуживают скульптуры, автором которых является Ричард Сери. Они выполнены из особой атмосферостойкой стали. Называется собрание "Суть времени". Эта оригинальная коллекция являет собой ряд абстракционистских произведений, имеющих художественно-философский характер, некое "беспредметное пространство". В главной экспозиции музея представлена работа, выполненная основоположником поля" Марком Ротко. Он является ярким представителем Следует, кстати, сказать, что работы Ротко бьют все ценовые рекорды на крупнейших аукционах. Представлены в музее и коллажи знаменитого Его работы отличаются насыщенностью, наполненностью; они заставляют анализировать и думать.

Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма (Solomon R. Guggenheim Museum)

Это, пожалуй, самый необычный музей Нью-Йорка. С самого начала своей деятельности Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке был призван собирать, хранить и представлять широкой публике работы мастеров современного искусства и культуры. Негласным девизом работников Музея стал последовательный авангардизм. Сегодняшняя коллекция Музея Гуггенхайма включает в себя колоссальное количество произведений искусства с конца XIX столетия и до настоящего момента. Эллипсоподобное футуристическое здание Музея Гуггенхайма, причудливо выделяющееся даже на фоне «инопланетной» манхэттенской архитектуры, давно само по себе стало узнаваемым символом Нью-Йорка.

Музей современного искусства Гуггенхайма в Нью-Йорке ведет отсчет своей истории с 1937 года, когда «медно-угольный король» и золотопромышленник Соломон Роберт Гуггенхайм, будучи в возрасте 58 лет, решил удалиться от дел и занялся коллекционированием предметов искусства.

Сам Гуггенхайм специалистом в вопросах живописи и скульптуры отнюдь не был, поэтому и обратился за помощью к Хилле Рибэй фон Энрейнвейсен, известной немецкой баронессе, художнице и искусствоведу. Союз денег и любви к искусству принес потрясающие плоды: к 1937 году возникла потребность в организации целого музея, способного вместить коллекцию Гуггенхайма. Так в 1937 году был основан Фонд Соломона Гуггенхайма, и художественное собрание разместилось в доме на 54-й улице на Манхэттене.

Однако коллекция разрасталась, и в воздухе стала витать идея строительства здания, могущего, по словам Хиллы Рибэй, стать новым «храмом духа». В июне 1943 года Фонд Гуггенхайма поручил строительство нового музейного здания именитому архитектору Фрэнку Ллойду Райту. Сам Райт был вовсе не в восторге от заказа, так как не считал плотно застроенный Нью-Йорк подходящим местом для своего нового удивительного творения. А здание и в самом деле было в высшей степени дерзким и оригинальным, настолько, что даже художники-абстракционисты тех времен отказывались выставлять там свои работы. Внешне это строение до сих пор вызывает восхищение, оно выглядит как перевернутая пирамида или рвущийся ввысь космический корабль. Этот последний шедевр Райта считается одним из самых ярких образцов архитектуры ХХ столетия. Строительство здания Музея было закончено в 1959 году, когда ни Соломона Гуггенхайма, ни Фрэнка Ллойда Райта уже не было в живых.

Надо сказать, что, создавая здание, Райт отошел от традиционного музейного устройства, когда посетители, осматривая примыкающие друг к другу помещения, вынуждены возвращаться тем же путем. В Музее Гуггенхайма зрители сначала поднимаются на лифте на последний этаж, затем спускаются вниз по спиральному пандусу, знакомясь с экспозицией по ходу движения. К атриуму, имеющему длину 400 метров, примыкают шесть этажей-залов, а также новые помещения пристроенного в 1992 году к основному зданию крыла.

Дальнейшее развитие коллекции музея и меценатская деятельность семьи Гуггенхайм привели к тому, что в 1976 году Фонд Гуггенхайма получил в дар две галереи современных искусств – в Лондоне и в Венеции, ставшие своеобразными филиалами основного музея. Сегодня в сеть музеев Гуггенхайма, помимо лондонской и венецианской галерей, входят «Музей СоХо» в Нью-Йорке (1992 год), Музей «Дойче Гуггенхайм» - в Берлине (1997 год), Музей Гуггенхайма в Бильбао (1997 год), а также два новых музея в Лас-Вегасе: «Гуггенхайм Лас-Вегас» и «Гуггенхайм - Эрмитаж».

Вдоль спиралевидной галереи устраиваются всевозможные выставки, имеющие громкий резонанс в мире искусства. Надолго запомнились ценителям прекрасного тематические выставки, знакомящие зрителя с искусством целых цивилизаций. Среди самых грандиозных – «Африка: искусство континента» (1996), «Китай: пять тысячелетий» (1998) и «Империя ацтеков» (2004).

В тематическую концепцию, пропагандируемую Музеем, укладывается и уникальная по своим масштабам и художественной значимости выставка «Россия!»(2005). Эту выставку сложно описать в рамках одного абзаца, она наверняка заслуживает отдельной статьи. Однако если сделать ее анонс по-американски быстро и ярко, то «Россия!» - это салатовый фон стен в духе «коммуналки» работы дизайнера Жана Гранжа, присутствие на презентации В. Путина, и 240 русских шедевров, от древних икон до соц-арта, на спиралевидном райтовском пандусе, которые больше нигде, никогда и ни при каких обстоятельствах не смогли бы собраться под одной крышей.

Надо сказать, что в Фонде Гуггенхайма вообще с большим вниманием и уважением относятся к искусству России. В этом контексте стоит упомянуть нью-йоркскую выставку «Великая утопия: русский и советский авангард, 1915-1932», 1992 года; «Амазонки русского авангарда», 2000 года, посетившую все европейские филиалы Музея. В июне 2000 года был подписан договор между Фондом Гуггенхайма и министерством культуры России, в рамках которого в Лас-Вегасе и был открыт музей «Гуггенхайм – Эрмитаж», который должен стать «шкатулкой, где собирались бы наиболее яркие экспонаты обоих музеев». Цель сотрудничества - сделать уникальные коллекции обоих музеев достоянием общественности, обмениваясь выставками. Кроме того, стороны намерены осуществить общие проекты в сфере образовательных программ, в издательской области, а также в сети Интернет.

Сегодняшний Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма - крупнейшее в мире собрание полотен конца XIX и XX столетий. Эта сокровищница современна и в своем сюрреалистическом облике, и в содержании присутствующих в ее коллекцияхработ. Среди представленных в Музее имен - Кандинский, Таннгаузер, Шагал, Арп, Буржуа, Нирендорф, Сезанн, Поллак, Раушенберг, Драйер, Серра, Уорхол, Ван Гог, Гоген, Клее, Пикассо, Руссо, Джакометти, Брынкуша, Миро, Леже, Делоне, Гончарова и Ротко. В общей сложности, в музее хранится более шести тысяч шедевров классиков минувшего века.

Музей Гуггенхайма (Solomon R. Guggenheim Museum) располагается по адресу: 1071 Пятая Авеню, рядом с 89-й улицей. Станция метро 86-я улица, линии движения поездов 4, 5, 6. Музей открыт для посещений в понедельник, вторник, среду, субботу и воскресенье с 10:00 до 17:45, в пятницу – с 10:00 до 20:00. Стоимость полного билета - $18, билета для студентов и пенсионеров - $15. Более полную информацию можно получить по телефону в Нью-Йорке 1 212 423 35 00, или на сайте музея

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!