Методы подготовки детей к школе. Формы подготовки ребёнка к школе

Подготовить ребенка к поступлению в 1 класс непросто. Некоторые родители и бабушки с дедушками готовы учить будущего первоклассника ночами напролет. В последние годы большую востребованность приобрели подготовительные курсы, которые есть при многих общеобразовательных школах, гимназиях и в специальных детских центрах. В целом, каждый ребенок (дошкольник) должен пройти через весь подготовительный процесс, состоящий из определенных этапов, только тогда подготовка к школе будет успешной.

Что должен знать и уметь ребенок перед поступлением в школу

Подготовка детей к школе занимает немало времени, поэтому некоторые родители предпочитают отдавать своих чад в частные школы. Такие учреждения набирают группы детей дошкольного возраста для обучения всему необходимому под руководством профессиональных педагогов. При этом в семьях также следует регулярно заниматься с детьми, ведь в любом случае важен индивидуальный подход. Чтобы ребенок мог без больших трудностей адаптироваться к школьным предметам, он должен:

  • знать буквы;
  • уметь читать (можно по слогам) небольшие простые тексты;
  • обладать навыками письма;
  • знать времена года, названия месяцев, дней;
  • знать свои фамилию, имя, отчество;
  • иметь хорошую память, чтобы запоминать 5-7 из 10 четко названных простых слов;
  • находить сходства и различия между предметами;
  • уметь вычитать и складывать числа в пределах первого десятка;
  • знать основные геометрические фигуры;
  • знать 10-12 основных цветов и др.

Методики подготовки детей к школе

Прежде чем давать те или иные задания для подготовки к школе своему малышу, ознакомьтесь с несколькими популярными методиками. С их помощью ребенок во время обучения может приобрести все необходимые навыки. Методики обучения направлены, как правило, на развитие мелкой моторики, логического мышления, получение математических знаний и т.п. При этом с учетом индивидуальных особенностей дошкольника нужно заняться его физической подготовкой. Известные методики начального образования:

  • Зайцева;
  • Монтессори;
  • Никитиных.

Методика Зайцева

Чтобы дошкольная подготовка ребенка дома оказалась успешной, обратите внимание на методику Зайцева, которая включает в себя подход к обучению чтению, письму, английскому и русскому языку. Она предполагает применение визуального восприятия информации. Основной принцип заключается в обучении малыша всему необходимому без вреда здоровью и с учетом индивидуальных особенностей. Она способна активизировать каналы восприятия информации, сэкономив время и избавив малыша от зубрежки. Минус: при индивидуальных занятиях методика реализуется хуже, чем при групповых.

Методика Монтессори

Индивидуальная программа подготовки к школе, помогающая подготовить будущего первоклассника, может быть организована в соответствии с методикой Монтессори. В ней большое внимание уделяется развитию ощущений и мелкой моторики малыша. В процессе обучения необязательно использовать какие-то специальные пособия. Родители должны создать для малыша полноценную развивающую среду. Минусом является отсутствие в методике ролевых и подвижных игр.

Методика Никитиных

Чтобы повысить уровень знаний с помощью домашних заданий, ознакомьтесь с методикой Никитиных. Ее основные принципы заключаются в развитии, которое должно быть творческим, свободным. Занятия проходят, чередуясь: интеллектуальные, творческие, спорт. Спортивная атмосфера играет в формировании малыша основополагающую роль, поэтому в вашем доме должны быть созданы все условия для этого. Методика является креативной, с упором на физическое развитие, творчество, но есть минус – желание учиться появляется далеко не у всех детей.

Подготовительные занятия к школе

Начинать заниматься с малышом нужно с раннего возраста. Особое внимание необходимо уделить психологической подготовке. Поначалу выполнение заданий происходит в игровой форме, но затем они становятся более сложными, но интересными. Базовые знания дети получают, как правило, в детских садиках. Добиться больших результатов можно как на дому, пригласив частного репетитора, так и, отдав ребенка в специальные центры развития или подготовительные курсы при школах.

Курсы подготовки к школе

Решив выбрать подготовительные курсы к школе, отнеситесь к выбору подходящего учреждения основательно. Такие курсы имеются как при самих школах, так и в образовательных центрах, т.е. некоммерческих организациях. С помощью комплексных занятий, коллектива дети могут адаптироваться к школьной системе, урокам. Нередко на таких курсах дошкольников обучают так, чтобы они легко выполняли нужные упражнения и правильно отвечали на определенные вопросы. Намного важнее, чтобы малыш умел творчески мыслить, самостоятельно рассуждать и делать выводы.

Дошкольный репетитор

Репетитор для дошкольника – это отличный вариант обучить малыша грамоте, подготовить его к будущим собеседованиям в школе. Тем более некоторые учителя дополнительно обучают детей английскому языку. Не забывайте, что репетитор по подготовке ребенка к школе должен иметь педагогическое образование и соответствующую квалификацию. Большим плюсом репетиторства является индивидуальный подход, который поможет развитию внимания, умения рассуждать и т.д. Ребенок при этом получит более глубокие знания. Минусы: сложно найти достойного педагога, высокая стоимость.

Сколько стоит подготовка ребенка к школе

Подготовительные курсы повысят готовность ребенка к поступлению, особенно, если вы планируете отдать его в гимназию. Готовиться так рекомендуется тем детям, которые не посещают детский сад. Занятия в специализированных учреждениях направлены на освоение основ письма и грамоты, обучение чтению, развитие речи и музыкальных навыков и т.д. Некоторые центры обучают шахматам, иностранным языкам и др. Стоимость подготовки в Москве:

Бесплатная подготовка

Воспитатели детского сада должны закладывать основы счета, письма и чтения. Перед родителями стоит более важная задача – научить малышей доводить начатое до конца, пусть это будут какие-нибудь примеры из математики, занятие рисованием или что-то другое. Чтобы ваше чадо по уровню развития соответствовало своему возрасту, старайтесь больше общаться с ним, отвечая на все вопросы. Уделите внимание активным играм, физическому развитию, научите самостоятельности и правилам безопасности.

Как подготовить ребенка к школе самостоятельно

Для развития памяти, умения логически мыслить и прочих навыков в домашних условиях, читайте или смотрите вместе мультфильмы, обсуждая то, что ребенок узнал. Чаще интересуйтесь мнением малыша, задавая при этом вопросы. Постарайтесь превратить занятия в домашних условиях в удовольствие для дошкольника. Плюсом подготовки дома является экономия средств, да и нужные материалы можно всегда найти в интернете. Минусом может стать качество, ведь не у всех родителей есть педагогическое образование. К тому же, занятия в кругу семьи не всегда дисциплинируют малыша.

С чего начать подготовку

Самым подходящим возрастом для начала обучения будущего первоклассника по мнению психологов считается период 3-4 года. Начинайте учить ребенка читать и считать в игровой манере, к примеру, во время прогулок считайте вместе с ним количество домов, автомобилей и т.д. Делайте вместе поделки, уделив внимание художественному развитию будущего первоклассника: рисуйте, создавайте аппликации, лепите, собирайте пазлы. Дома оборудуйте удобный письменный столик. Уделите внимание мотивации своего чада, в противном случае, обучение будет продвигаться медленно.

Программа

Не следует готовить малыша к школе абстрактно, постарайтесь подыскать требования, тесты, задания и конкретные примеры вопросов. Для развития мелкой моторики ребенок должен нанизывать макароны или бусины, вырезать что-либо из бумаги, рисовать красками, создавать аппликации, вышивать, вязать и т.д. Чтобы обучить малыша всему необходимому, обратите внимание на следующий план занятий:

Материалы

Чтобы обучить ребенка всему то, что понадобится при поступлении в школу, воспользуйтесь специальным наглядными материалами. Найти их в большом количестве можно на тематических веб-ресурсах. Для развития логического мышления, внимания, памяти и воображения есть немало развивающих игр, для проведения которых требуется разноцветный картон. Например, для обучения грамоте понадобится книжка с картинками: выберите любую букву, проговорите несколько раз и предложите малышу обвести ее карандашом по всей странице. Подробнее можно узнать в методических пособиях.

Игры для подготовки к школе дошкольников

Развивающие игры помогут будущим дошкольникам закрепить знание алфавита, научиться составлять слова, писать и читать. Кроме того, такие занятия способствуют развитию внимания и сосредоточенности. Тем более ребенок дошкольного возраста часто отвлекается и не может подолгу сосредотачиваться на одном роде деятельности. Игры, которые помогут в развитии малыша:

  • Название: «Книжный детектив».
  • Цель: развить быстроту мышления, научить соотносить буквы с конкретными картинками.
  • Материал: книга с иллюстрациями.
  • Описание: дайте задание малышу найти в книге картинку на определенную букву. Если в игре участвует несколько детей, то введите элемент соревновательности, т.е. победителем окажется тот, кто найдет больше нужных картинок.

Вот еще один неплохой вариант:

  • Название: «Художник-иллюстратор».
  • Цель: научить обращаться с книгой, развить логику, воображение.
  • Материал: несколько книг.
  • Описание: прочитайте своему чаду небольшой рассказ или стих, после чего предложите ему подобрать рисунки к нему из других книжек. Затем попросите пересказать краткий сюжет прочитанного, опираясь на выбранные картинки.

Развивающие занятия

В качестве развивающих упражнений можно использовать любые лабиринты, где какому-либо персонажу нужно помочь добраться до выхода или куда-нибудь попасть. Есть немало игр, которые помогают улучшить концентрацию внимания и увеличить его объем. Некоторые упражнения способствуют развитию и произвольности внимания. Неплохой вариант развивающей игры:

  • Название: «Цветы на клумбе»
  • Материал: разноцветный картон.
  • Описание: вырежьте из картона по три цветка синего, оранжевого, красного цвета и три клумбы прямоугольной, квадратной, круглой формы. Дайте малышу распределить цвета на клумбах на основе рассказа - красные цветы росли не на квадратной и не на круглой клумбе, оранжевые - не на прямоугольной и не на круглой.

Еще одна игра, которая отлично подходит для развития разнообразных навыков у ддошкольников:

  • Название: «Чем похожи и чем отличаются?»
  • Цель: развить логическое мышление.
  • Описание: предлагайте детям по два предмета, которые они должны сравнить и указать их различия, сходства.

Как психологически подготовить ребенка к школе

Личностно-социальная готовность дошкольника заключается в том, что к моменту поступления он должен быть полностью готов как к общению, так и взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Чтобы психологическая подготовка была действительно успешной, предоставьте возможность малышу самостоятельно установить контакты с окружающими на детской площадке.

Так называемые «домашние дети» часто боятся большого скопления народа, хотя далеко не все взрослые уютно чувствуют себя в толпе. При этом не следует забывать, что будущему первокласснику предстоит находиться в коллективе, поэтому старайтесь время от времени выбираться на массовые мероприятия. Мотивируйте малыша – если он привык к постоянной похвале дома, то оценивайте не каждый шаг, а готовый результат.

Видео

Оксана Голубева
Опыт использования методов и приемов работы по подготовке детей к школе

Ведущей целью подготовки детей к школьному обучению должно быть формирование качеств, которые нужны для успешного овладения учебной деятельностью, - инициативности, творческого самовыражения, самостоятельности, любознательности, произвольности. Имея в своем арсенале столь богатое наполнение, каждый дошкольник с уверенностью начинает свое обучение в начальной школе , задача которой, не только сберечь это богатство, но и преумножить, а также организовать единое развивающее пространство – дошкольное и начальное образование.

Формирование у старших дошкольников умения учиться , не теряя свойственной этому возрасту любознательности, решать творческие задачи, используя имеющееся творческое воображение и фантазию – это необходимо поддерживать на протяжении всего периода начальной школы . Развитие коммуникативности при общении с большим, чем в детском саду, количеством детей и взрослых включает воспитанников в различные формы сотрудничества.

Говоря о сотрудничестве ДОУ и начальной школы необходимо обратиться к «хорошо забытым методам советского образования» . Министр образования РФ Ольга Юрьевна Васильева, будучи профессиональным историком, большое значение придаёт историческим параллелям, преемственности традиций, наследованию опыта . Прекрасный опыт общения октябрят и пионеров. «Шефство» выпускников начальной школы над первоклассниками. Эти посещения носили не только идеологическую форму, но и являлись возможностью плавно подготовить переход из одной возрастной группы в другую, обретая при этом новых друзей. Во многих школах педагоги отмечают высокую эффективность проведения «Дня самоуправления» , во время которого старшие школьники имеют возможность поставить себя на место учителя и ощутить то, с чем взрослые сталкиваются ежедневно в своей работе . В первую очередь они говорят слово «ответственность» . Первоклассники не могут определить степень ответственности, но могут объяснить свои ощущения волнением, «когда должен рассказать детям (в детском саду) так, чтобы они поняли». Немаловажный фактор- это позитивный настрой. Недавние выпускники сада радостно возвращаются «в детство» к игрушкам, при этом, не теряя важности сознания первоклассника. В процессе «Игры в школу » ребенок не только закрепляет пройденный в школе материал , пересказывая его дошкольникам , он приходит к логическому умозаключению, что его воспринимают, как более опытного , старшего по игре товарища. Коммуницируя, дети обмениваются мнениями, делают выводы, строят планы на новые встречи. «Маленькие учителя» находятся в постоянном поиске новой информации, советуются со своими учителями о предстоящих занятиях с дошкольниками . При этом учителя начальной школы выступают в роли наставников, контролируя процесс «образования» на расстоянии. Ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Игра «Маленькие учителя» в нашем саду проходит активно и весело, как любая увлекательная деятельность.

Именно игра помогает детям в достижении знаний и умений, необходимых в дальнейшей образовательной деятельности. Дидактические игры, в которых фигурируют герои из любимых сказок и мультфильмов, становятся связующим звеном между детским садом и начальной школой . Именно дидактические игры помогут не только раскрепостить детей в период адаптации к школе , но и установить контакт с новым человеком в их жизни – Учителем. Приход Учителя к дошкольникам , всегда волнителен. Поэтому учителя в игровой форме рассказывают детям о школе , формируя позитивный настрой на обучение в школе . Игры, по мере взросления детей , становятся сложнее, и при этом позволяют всем детям получать новые знания и делать открытия.

Современность вносит свои коррективы в образование. Наличие Wi-Fi в школах- небходимость . Дошкольники , начиная с 4-5 летнего возраста активно интересуются всем, что связано с интернетом и различными гаджетами. Порой дети могут объяснить взрослым многое об их устройстве и функционале. Поэтому наличие интерактивной доски, позволяющей ребенку реализовать свои способности- уже является необходимостью для ДОУ.

Дидактические игры на интерактивной доске являются прекрасным средством реализации преемственности между двумя уровнями образования при условии, что такие игры активно используются и в детском саду , и в школе . У интерактивной доски ребенок чувствует себя уверенно, ведь для него интерактивная доска – это обычный гаджет, это его мир. Ребенок находится в «ситуации успеха» , что поднимает его самооценку и вызывает желание действовать. Такие игры стимулируют восприятие и содействуют осознанию информации за счет визуальной привлекательности и яркости объектов, как у дошкольников , так и у младших школьников . В ходе игрового взаимодействия активизируются партнерские отношения, ребенок открывает для себя возможности коллективного познания. Получаемая информация интегрируется за счет активизации различных органов чувств. Визуализируется абстрактная информация, что способствует формированию у детей понятийного мышления.

Организация любой совместной деятельности воспитателя с детьми в детском саду будь то : создание портфолио, проектная деятельность, продуктивные виды деятельности и т. п. на основе партнерства и сотрудничества, с активным включением ребенка в исследовательскую познавательную деятельность становится своего рода пропедевтикой включения ребенка в обучение в школе в условиях системно- деятельностного подхода.

Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов , реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов детского сада, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу .

Многообразие форм преемственности дошкольного образования и начальной школы позволяет каждому образовательному учреждению выбрать именно тот вариант, который им наиболее удобен.

Формы осуществления преемственности :

1. Работа с воспитанниками :

Выставка рисунков и поделок на тему «Моя школа будущего » ;

Экскурсия в школу ;

совместные праздники : День знаний, выпускной в детском саду, участие в школьной театрализованной деятельности;

Посещение дошкольниками занятий , организованных при школе (с логопедом, психологом) для адаптации к школе ;

Знакомство и беседы, совместные досуги дошкольников с учителями и учениками начальной школы ;

Посещение городской или школьной библиотеки

Театрализованные или танцевальные постановки для школьных праздников («День Учителя» , «Выпускной» )

2. Взаимодействие педагогических работников :

Проведение диагностики по определению готовности детей к школе ;

«круглые столы» , мастер-классы и семинары;

Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

Педагогические и психологические наблюдения;

Сотрудничество с методическим кабинетом , взаимодействие медицинских работников , психологов ДОУ и школы ;

Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе ;

Совместные педагогические совещания (школа и ДОУ ) ;

Немаловажную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет тесное сотрудничество с родителями :

3. Сотрудничество с родителями :

Встречи и консультации родителей с учителями начальной школы и педагогами ДОУ ;

Практикумы;

Родительские вечера «вопросов и ответов» ;

Дни открытых дверей;

Анкетирование, родителей для изучения семейной атмосферы в пред школьный период жизни ребенка;

Тематические досуги;

Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.) ;

Большая часть из вышеперечисленного традиционно используется в дошкольном образовании . Благодаря творческому отношению педагогов детских садов и учителей начальной школы находятся новые формы и методы взаимодействия . Большая нагрузка ложится не только на педагогов, но и на родителей. Педагогу важно поменять свою позицию и не «перегружать» работающих родителей , а быть для них соратником, компетентным помощником. Именно родители, которые поддерживают эмоциональный настрой ребенка стать не воспитанником, а учеником, могут помочь преодолеть этот сложный во всех смыслах «перевал» . И здесь крайне важно найти «золотую середину» в отношениях воспитатель-родитель-учитель. Только совместным творческим подходом мы можем вырастить радостного ученика, а в последствии, счастливого и успешного Человека.

Список литературы

1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы » . – М.: Мозаика-Синтез, 2014 г.

2. Дронова Т. Н. Из ДОУ в школу . – М. ; Линка – Пресс, 2014.

3. Чащина О. Ю., Аллерборн С. Н. Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС // Молодой ученый. л – 2015. – №21. – С. 842-844.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

ВВЕДЕНИЕ

1. АНАЛИЗ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ 1-3 КЛАССОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ И ВЫЯВЛЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ НЕГОТОВНОСТИ.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

психологический школьник интеллектуальный мышление

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в России на фоне кардинальных изменений в политической, социально - экономической и духовной жизни важным аспектом является оказание помощи детям с трудностями в обучении. Как отмечается в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, в XXI веке наиболее актуальна проблема адаптации учащихся к быстро меняющимся условиям жизни и обучения. Эта проблема тесно связана с формированием познавательной активности ребёнка и становлением его личности в целом. Проблема психологической готовности к школе для педагогов не новая. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребёнка для усвоения школьной программы при определённых условиях обучения. С решением этой проблемы связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от её решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации.

Для успешной реализации этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входят осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям, как готовым, так и неготовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации. Но в разное время психологи и учителя начальных классов, занимались проблемой готовности детей к школе, разработано множество методик, программ (Гудкина Н.Н.; Овчарова Р.В.; Безруких М.И. и др.), диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости.

Важно определить, как именно создать условия в общеобразовательной школе необходимые для реализации коррекционно-педагогической работы по преодолению недостатков психологической готовности детей к школе.

Гипотеза: Предположение преодолевания психологической неподготовленности поступающих детей в общеобразовательную школу их причины и выявление неподготовленных. Решение данной проблемы определило цель нашего исследования.

Для реализации цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1) провести анализ литературных источников по проблеме исследования;

2) подобрать методики для изучения психологической готовности детей к школе;

3) провести экспериментальное исследование (диагностика и эксперимент) психологической готовности детей к обучению;

4) определить содержание коррекционно-педагогической работы в условиях общеобразовательной школы;

5) провести количественно качественный анализ полученных результатов.

Объект исследования: особенность психологической готовности детей к обучению в школе.

Предмет исследования: разработка основных направлений коррекционно-педагогической работы по выявлению недостатков психологической готовности детей к обучению в школе.

Субъект исследования: дети с первого по третий класс массовой школы.

Методы исследования были выбраны с учётом специфики предмета и объекта исследования, соответствующих его задачам. В ходе выполнения работы использовала следующие методы исследования:

· анализ, систематизация и обобщение литературных данных;

· анамнестический метод;

· наблюдение и беседа;

· эксперимент;

· количественный и качественный анализ полученных данных.

Организация исследования: экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ Теплостанской средней общеобразовательной школы посёлка Мосрентген Ленинского района Московской области. Экспериментальную группу (ЭГ) составили дети первого класса, в количестве 25 учащихся.

Работа проводилась с 2007-2009 года и осуществлялась в 3 этапа, на протяжении 3 лет с 1-го по 3 классы:

1 этап (2006\07) - поисково-теоретический, который включал анализ литературных источников по проблеме исследования. Были определены цель, объект, предмет, задачи исследования, подобраны и адаптированы диагностические методы для изучения психологической готовности к обучению в школе.

2 этап (2007\08) - экспериментальный, который предусматривал проведение констатирующего эксперимента с целью выявления особенностей подготовки детей к школе. В процессе формирующего эксперимента применялись специально разработанные направления на преодоление недостатков в готовности детей к школе.

3 этап (2008\09) - обобщающий, на котором производились обработка, анализ и обобщение результатов исследования, оформления дипломной работы.

Научная новизна и практическая значимость исследования: в ходе экспериментального изучения были получены дополнительные сведения специфики преодоления недостатков психологической готовности детей к обучению в общеобразовательной школе. Предложенное содержание коррекционно-педагогической работы может быть использовано для диагностики первоклассников общеобразовательной школы в первом полугодии в процессе учебной деятельности.

1. АНАЛИЗ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность проблемы готовности ребёнка к школьному обучению обуславливается тем важным моментом, который происходит в жизни ребёнка в связи с изменением его социального статуса. Дошкольник становится учащимся. Готовность ребёнка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физического, социального и психического развития ребёнка. Готовность - это состояние здоровья будущего первоклассника, его работоспособность и мотивация, умение взаимодействовать с учителем, следовать школьным правилам, успешность усвоения программных знаний. В настоящее время в науке существует множество разнообразных подходов к исследованию этой комплексной проблемы. Несмотря на то, что в психологии нет единой точки зрения на природу готовности, её структуру, можно утверждать, что все исследователи сходятся во мнении, что готовность к школьному обучению не сводится к наличию у ребёнка системы некоторых исходных знаний, умений и навыков, например грамоты, решения задач, счёта. При несомненной важности их нельзя считать обязательными и решающими. Общепринятой является точка зрения о том, что готовность к школьному обучению предполагает разностороннее развитие личности ребёнка. Это целый комплекс свойств и характеристик, описывающих наиболее значимые достижения в детском развитии ребёнка в дошкольный период. Психологическая готовность к школе - это и индивидуальная характеристика. При одинаковом физиологическом возрасте поступающих в школу детей интервал индивидуальных вариантов психологического развития может быть достаточно широк.

Психологическая готовность к школе формируется постепенно в общении со взрослыми и сверстниками, в игре, в дошкольном обучении, в посильном труде, т.е. подготавливается всем ходом жизни ребёнка. Но главная цель изучения готовности не сводится к оценке успешности развития ребёнка в дошкольном возрасте. Изучение готовности - это попытка спрогнозировать возможности, особенности ребёнка в следующем возрастном периоде - младшем школьном возрасте. Таким образом, готовность к обучению - это не только и не столько итог дошкольного развития, сколько исходный уровень развития младшего школьника. Такое понимание сущности психологической готовности к обучению диктует особые требования к её диагностике и формированию. Основные преобразования в психике младшего школьника происходят в структуре ведущей деятельности этого периода - учебной деятельности. Поэтому готовность к обучению целесообразно рассматривать как сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью. Это позволяет рассматривать структуру готовности по аналогии со структурой учебной деятельности в единстве мотивационного, операционного и регулирующего компонентов.

Изучение мотивационной готовности предполагает выявление причин, побуждающих ребёнка к учению. Диапазон мотивов достаточно обширен: от очевидного нежелания учиться или ориентации на внешнюю атрибутику школьной жизни (красивая школа, звонок, т.п.) до осознанного стремления занять новую социальную позицию (стать школьником) и интереса к новым знаниям. Познавательным мотивам ещё только предстоит сформироваться в совместной с учителем учебной деятельности. На уровне готовности к обучению могут быть представлены предпосылки формирования познавательной мотивации, такие, как общая любознательность и познавательная активность в ситуации интеллектуального затруднения: желание узнавать что-то новое, решить задачу, понять что-либо. Важным показателем является и ориентация ребёнка на достижение успеха. В отличие от боязни ошибиться.

Основой готовности является операционный компонент. Его изучение предполагает выявление возможностей ребёнка принимать и удерживать учебную задачу и владение системой познавательных средств, позволяющих решить эту задачу. Индивидуальные различия могут варьироваться от неумения ребёнка принять учебную задачу в полном объёме и сохранить до конца выполнения задания без дополнительной помощи взрослого, неумения найти и исправить ошибки до полного принятия и удержания учебной задачи. Ещё более ощутимые различия видны в области развития познавательных средств. Нижняя граница нормы возрастного развития характеризуется преобладанием непроизвольных форм внимания и восприятия; несформированностью действий анализа, сравнения, классификации даже при опоре на восприятие; несовершёнными способами запоминания и ограниченным запасом представлений памяти. Дети с высоким уровнем развития познавательных средств демонстрируют устойчивое произвольное внимание, при этом восприятие становится деятельностью, т.е. регулируется сознательной целью; обладают достаточно широким запасом представлений памяти; сознательно понимают установку «запомнить», а само запоминание становиться смысловым. Могут выделять без опоры на восприятие признаки, анализировать их, сравнивать, выделять существенный признак и делать несложные обобщения.

Важность в обучении имеет регулирующий компонент, предполагающий способность ребёнка подчиняться осознанной цели, системе требований. Интервал индивидуальных отличий в данной сфере простирается от преобладания импульсного поведения, непроизвольных видов деятельности, неумения подчиниться заданным правилам, в том числе и ролевым (быть школьником), до произвольной деятельности и поведения на основе осознания целей деятельности и сознательного принятия роли. Но картина готовности к обучению будет не полной, если не затронуть ещё одну сферу детского развития, а именно сферу социальных действий. Учебная деятельность является социальной по своей природе. Она протекает в виде сотрудничества ребёнка со взрослым и сверстником. Учитель является для ребёнка первым взрослым, отношения с которым опосредованы определённым содержанием и ролевыми позициями (учитель-ученик). Эти отношения не сводятся к непосредственно-личностным. Поэтому исключительно важно, чтобы ребёнок, воспринимая учителя как носителя общественных знаний и общественных оценок, понимал условный характер его вопросов и активно принимал и использовал его помощь. Попытки ребёнка подменить контекстное общение (по поводу содержания) личностным, неправильная реакция на замечания учителя(например, обидчивость), неумение использовать обучающую помощь - всё это показатели несформированности необходимых социальных действий, что может быть серьёзным тормозом в обучении.

Вторым значимым партнёром в учебной деятельности является сверстник. Известно, что на ранних этапах обучения ребёнок воспринимает содержание исключительно через учителя. Он не слышит сверстника, не воспринимает его действия как возможный образец для построения своей деятельности. Так, на просьбу учителя дополнить товарища дети могут повторить его ответ почти дословно. Часто дети друг за другом задают учителю один и тот же вопрос: то, что учитель отвечает одному ребёнку, не воспринимается как адресованное ко всему классу. Всё это, несомненно, снижает результативность обучения и требует специального внимания. Общение со сверстником на уроке требует принципиально иного к нему отношения. Теперь сверстник будет выступать не как партнёр по игре, личностному общению, а как сотрудник в ситуации совместной учебной задачи. Но вступать в сотрудничество со сверстником, что предполагает осознание учебной задачи как общей, совместное планирование предстоящей деятельности, распределение ролей, взаимоконтроль, могут далеко не все дети, поступающие в школу. Большинство детей вступают в партнёрские отношения со сверстником эпизодически, а в отдельных случаях даже эмоциональное общение со сверстником разворачивается только при поддержке взрослого.

Таким образом, индивидуальные различия детей, поступающих в школу, в пределах нормы могут быть достаточно существенны. Этим различия затрагивают все сферы детской личности и проявляются во всех компонентах психологической готовности к обучению. Комбинаций различного сочетания разных показателей готовности может быть бесконечно много - нет и не может быть двух абсолютно одинаково готовых к школе детей. Однако когда перед учителем для повышения развивающего эффекта обучения встаёт проблема адаптации учебной программы к особенностям детской группы, возникает необходимость свести все индивидуальные варианты детского развития к некоторой типологии. Для этого сочетания можно выделить три условных обобщённых уровня психологической готовности к обучению, каждый из которых характеризуется особым сочетанием показателей.

Низкий уровень. Отсутствие желания учиться или положительная, но бессодержательная мотивация на уровне переживаний. Учебную задачу принимает лишь частично, может не сохранить её в принятом объёме до конца занятия. Допускает ошибки не по невнимательности, а так как не запомнил правила. Ошибки не замечает и не исправляет ни по ходу занятия, ни в конце. Преобладают непроизвольные внимание и восприятие. Бедный запас представлений памяти. Не сформированы действия анализа и сравнения, может выделить признаки только при опоре на восприятие. Поведение с трудом поддаётся волевой регуляции. С удовольствием вступает в эмоциональное общение со взрослым, деловые контакты полностью организуются взрослым. В контекстное общение со сверстниками не вступает, так как нет соответствующих социальных действий. Эмоциональное общение со сверстником протекает при поддержке взрослого.

Средний уровень. Мотивация учения положительная, осознанная. Преобладает направленность на формально-внешние моменты обучения и социальные мотивы. Учебную задачу принимает полностью, но может не удержать в полном объёме до конца. По ходу работы допускает немногочисленные ошибки, которые не замечает, но при указании на них может исправить сам. Появляются элементы произвольного внимания и восприятия. Хорошо развита образная память. Ребёнок принимает установку на запоминание, но способы запоминания несовершенны. Выделяет, сравнивает признаки на основе представлений, может объединять на основе выделенного признака. Появляются элементы волевой регуляции поведения. Деловое общение с взрослым чередуется с эмоциональным. Помощь взрослого принимает при сосредоточении на деловых контактах. Эпизодически ребёнок налаживает деловое общение с взрослым по своей инициативе. В партнёрские отношения со сверстником вступает только при помощи взрослого, предпочтение отдаётся эмоциональным контактам.

Высокий уровень. Ребёнок владеет развёрнутой системой мотивов, присутствуют элементы познавательных мотивов. Выражена мотивация достижения успеха. Учебную задачу принимает и удерживает полностью без дополнительного предъявления. Отсутствие или незначительные ошибки при выполнении. Оценивает результаты работы на основе сравнения с учебной задачей. Преобладает произвольное внимание и восприятие. Появляется наблюдение. Мышление наглядно-образное: ребёнок может выделять, анализировать, сравнивать признаки, выделять существенный признак, сделать несложное обобщение на соответствующем опыту материале. Появляется смысловое запоминание. Ребёнок правильно понимает позицию «нового взрослого» - учителя, внимательно слушает задание, вступает в контакт, принимает помощь взрослого при высокой собственной активности. Вступает в партнёрские отношения со сверстником: учебная задача воспринимается как общая, совместно планируется деятельность и распределяются роли. Взаимный контроль сочетается с самоконтролем.

Все эти уровни готовности являются общепринятыми и условными. Но их выделение позволяет не только определить исходные возможности ребёнка, но и спрогнозировать, спланировать направление индивидуального продвижения его в подготовке к обучению в школе.

При подготовке детей к школе наблюдается достаточно недостатков. Актуальность темы «Изучение психологической готовности к школьному обучению учащихся начальной школы»состоит в том, что необходимо обратить внимание на сформированность всех психических процессов.

Основные причины неподготовленности.

Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребёнка. Психологи выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, включающее концентрацию внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основный связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсоматорную координацию. Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. К социальной зрелости относятся потребность ребёнка в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

В работах отечественных психологов содержится глубокое теоретическое проработка проблемы психологической готовности к школе, идущая своими корнями из трудов Выгодского Л.С.; Божович Л.И.; Эльконина Д.Б. и др.

Божович Л.И. (1968) выделяет несколько параметров психологического развития ребёнка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них - определённый уровень мотивационного развития ребёнка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы.

Психологическая готовность к школьному обучению - это многокомплексное явление, при поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Это ведёт к затруднению в учёбе и нарушению адаптации ребёнка в школе.

а) Адаптация к школе.

В последние годы в психолого-педагогическом сообществе активно обсуждаются две проблемы: подготовка детей к школе и адаптация первоклассника к школьному обучению.

Традиционно о подготовке детей к школе говорят исключительно с точки зрения ребёнка. Воспитателей и родителей, как правило беспокоит следующее: чем должен владеть ребёнок, что он должен знать, каким он должен быть, чтобы его адаптация прошла мягко, а его обучение в дальнейшем было успешным? В ответе на эти вопросы уже наметилась позитивная тенденция: взрослые обращают внимание не только на интеллектуальную готовность ребёнка, но и на то, чтобы научить его до школы читать, считать, и писать простые слова, но постепенно приоритетными становятся другие аспекты готовности ребёнка к школе, такие, как психофизиологическая готовность (крепкое здоровье, хорошая работоспособность, высокий уровень развития школьно-значимых функций); личностная готовность: мотивационная и эмоционально-волевая (желание учиться, приобретать новые знания, позитивный настрой на учёбу, соответствующее возрасту умение регулировать своё поведение и эмоции, преодолевать посильные трудности); социальная готовность (коммуникативные навыки ребёнка, его умение общаться со сверстниками, строить адекватные отношения с учителем и другими взрослыми).

Даже если взрослые комплексно готовят ребёнка к школе, затрачивая на это много времени, средств, сил, то иногда в начале учёбы становится очевидным, что желаемый результат так и не достигнут, ребёнок испытывает массу трудностей и никак не может адаптироваться к школе. Одна из причин заключается в том, что подготовить к школе только ребёнка недостаточно. Важно, чтобы вместе с ребёнком к школе оказались готовы и его семья, его родители.

Прежде всего, всем педагогам, причастным к подготовке ребёнка к школе, необходимо осознать роль семьи в успешном решении этой проблемы и наряду с комплексной подготовкой ребёнка к школе готовить и его родителей.

Под готовностью семьи к обучению ребёнка в школе подразумевается адекватная родительская позиция, наличие в семье чётких внутренних правил и разумная включенность семьи в социум. Родительская позиция - это тактика и стиль воспитания, педагогические акценты и установки родителей. Для оптимальной, благоприятной для развития ребёнка родительской позиции характерны:

1) адекватность - наиболее близкая к объективной оценка родителями психических и характерологических особенностей своего ребёнка, построение своего взаимодействия на её основе;

2) динамичность - способность родителей изменять формы и методы общения и воздействия на ребёнка применительно к изменяющимся ситуациям и условиям жизни семьи;

3) прогностичность - направленность воспитательных усилий родителей на будущее ребёнка, его дальнейшую жизнь.

Наличие в семье чётких внутренних правил. Это значит, что приблизительно за полгода до поступления ребёнка в школу семья должна перейти с дошкольной стадии жизненного цикла семьи на школьную. Иными словами, должны быть выработаны новые правила, по которым вскоре будет жить семья; установлен режим дня, максимально отвечающий требованиям школы, и способы его соблюдения; по-новому распределены права и обязанности каждого члена семьи и дано время потренироваться в их выполнении.

Разумная включённость семьи в социум. Нередко школьные трудности ожидают детей из семей, по тем или иным причинам игнорирующих социум (общество, общественную жизнь). В одних семьях связь с социумом нарушена потому, что в них доминирует представление об окружающем мире как о злом, агрессивным и жестоком. Другие семьи ведут обособленный образ жизни по иным причинам. Они настолько поглощены собственными увлечениями, интересами, что на взаимодействие с социумом не остаётся сил, ни времени, ни желания.

Есть и такие семьи, их ещё называют гиперсоциализирующие, которые, напротив, как бы растворяются в социуме. Подобные семьи почти не имеют своих внутренних правил, а присваивают социальные правила. Родители стремятся к тому, чтобы ребёнок максимально соответствовал требованиям, предъявляемым ему обществом (детским садом, а потом и школой). Если у ребёнка из такой семьи возникают сложности в детском саду (не смог рассказать стихотворение на утреннике, сверстники не принимают в игру, воспитатель регулярно указывает на его медлительность), то и в своих глазах, и в глазах родителей он оказывается человеком, который позорит семью, не может справиться с требованием быть успешным. Неуспешный ребёнок не получает в гиперсоциализированной семье должной поддержки и помощи, потому что здесь живут по принципам: воспитатель всегда прав; обидели сверстники - сам виноват. Родители не помогают ребёнку, не дают эмоциональной поддержки, не вселяют веры в свои силы, а только увеличивают груз неуспеха.

И вот ребёнок стал первоклассником. Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого человека. Начало школьного обучения кардинально меняет образ жизни ребёнка. Свойственные дошкольникам беззаботность и погружённость в игру сменяются жизнью, наполненной множеством ограничений: теперь ребёнок должен систематически и напряжённо трудиться, чётко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, аккуратно делать домашние задания и т.д. Другими словами, ребёнок должен адаптироваться к школе, т.е. приспособиться к новым условиям существования, к новому виду деятельности (учебной), к новым контактам и нагрузкам. Подобная ситуация, требующая психического и физического напряжения, является для первоклассников стрессовой. Однако дети в разной степени подвержены к школьному стрессу и по-разному с ним справляются. Уже к концу первой школьной четверти первоклассников условно можно разделить на три группы.

Первая группа: дети, которые практически не испытывают школьного стресса. Они адаптируются к школьной жизни быстро, эффективно и безболезненно.

Вторая группа: первоклассники, которые, испытав школьный стресс, постепенно справляются с ним. Они приспосабливаются к школьной жизни ценой перенапряжения физических и психических ресурсов, но спустя какое-то время некоторые из них вновь могут оказаться в ситуации дезадаптации.

Третья группа: ученики, которые, испытав школьный стресс, не находят способов совладания с ним и в результате так и не адаптируются к школьной жизни.

Чем же отличаются адаптированные первоклассники от своих плохо адаптированных и неадаптированных к школе сверстников? Прежде всего, адекватным поведением, успешными контактами с учителем и одноклассниками, постепенным освоением навыков учебной деятельности, высоким уровнем учебной мотивации, позитивным эмоциональным отношением к школе и эмоциональным благополучием в целом, а также хорошей работоспособностью. Трудности, с которыми сталкиваются неадаптированные первоклассники, разнообразны и индивидуальны, а вот их реакции на эти трудности достаточно схожи и могут быть систематизированы следующим образом:

Ситуативные психозащитные реакции на конкретные школьные трудности. Например, ребёнок расплакался на уроке, потому что не смог красиво склеить коробочку, или, отвечая, он ошибся и до конца занятий больше не поднимает руку;

Относительно устойчивы психозащитные реакции на типичные школьные трудности. Например, ученик традиционно реагирует слезами на постигающие его неудачи: не получается красиво склеить коробочку, ровно написать крючочки и палочки и т.п. или неплохо отвечает с места, но не может это делать у доски;

Устойчивые психозащитные реакции на ситуацию школьного обучения в целом. Например, ребёнок каждый день со слезами идёт в школу, не желает входить в класс, отказывается выполнять домашнее задание, посещать некоторые уроки, часто болеет, у него обостряется хроническое заболевание, возникают необъяснимые психосоматические реакции: рвота, боли в животе, головная боль, повышение температуры.

Чем же спровоцированы трудности школьной адаптации у достаточно большого числа первоклассников?

В первую очередь, влиянием негативных факторов, Действующих на ребёнка в школе и семье. Среди них стрессовая тактика авторитарной педагогики, интенсификация учебного процесса, раннее начало дошкольного системного обучения, несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся, недостаточная квалификация педагогов в вопросах развития ребёнка и охраны здоровья, массовая безграмотность в этом отношении родителей. В результате к давлению школы добавляется давление семьи. Вместе с тем именно детско-родительские отношения имеют особое значение для преодоления школьных трудностей.

Большинство родителей первоклассников с начала учебного года сталкиваются со следующими проблемами: как следует относиться к школьным трудностям ребёнка, как реагировать на негативное мнение учителя о своём ребёнке, следует ли помогать ребёнку в учёбе дома и т.п. Их решение часто определяется переживаниями и полузабытым собственным опытом родителей. Ведь школа для многих взрослых продолжает оставаться источником страха и тревожности, а учитель - символом контроля. Некоторые родители болезненно воспринимают оценочные высказывания учителя о своём ребёнке. Это происходит потому, что они бессознательно относятся к оцениванию результатов ребёнка как к оценке их родительской компетентности. Закономерно, что родители начинают осваивать навыки психологической самозащиты, вместо того чтобы защищать собственного ребёнка и помогать ему. В результате некоторые родители ещё больше повышают требования к ребёнку, другие усиливают контроль за ним, третьи усиливают и без того суровые наказания, четвёртые переходят на сторону учителя и безоговорочно поддерживают его. В любом случае ребёнок постепенно начинает нести бремя двойной ответственности: за себя и за эмоциональное состояние родителей. Часто такой груз ответственности оказывается непосильным для ребёнка, он испытывает настоящий стресс, и его школьные трудности усугубляются.

Среди множества возможных реакций родителей на школьные трудности ребёнка выделяют следующие группы.

Первая группа. Родители понимают и принимают трудности своего ребёнка, они чувствительны к его переживаниями, стремятся их конструктивно преодолеть и действительно достигают хороших результатов. Такие родители читают психолого-педагогическую литературу, консультируются у специалистов (психологов, педагогов, логопедов). Но даже в этой группе мотивы поведения родителей неодинаковы. Одни родители принимают сущность и переживания своего ребёнка как данность, независимо от его школьных успехов или неудач (безусловное принятие), отношение других родителей к ребёнку обусловлено их ожиданиями его социальных успехов и достижений (условное принятие). Очевидно, что безусловное принятие предпочтительнее условного и более благоприятно влияет на успехи и общее психическое состояние ребёнка.

Вторая группа. Родители понимают и принимают школьные трудности ребёнка, но реагируют на них сугубо эмоционально: либо фиксируются на собственных переживаниях, либо обвиняют ребёнка, либо чрезвычайно опекают его, но при этом они не сопровождают свои эмоциональные реакции конкретными конструктивными действиями, направленными на оказание ребёнку необходимой помощи.

Третья группа. Родители, которые игнорируют школьные трудности детей. Это так называемые «невключённые» в учебный процесс родители. Их поведение ориентировано на избегание трудностей и проблемных ситуаций, возникающих у ребёнка в школе. Они предпочитают не думать о проблемах вообще, отстраниться и /или переложить их решение на других, в том числе и на самого ребёнка.

Чаще всего подобный стиль поведения возникает в неблагополучных семьях, у педагогически несостоятельных родителей или в семьях, где личностные особенности супругов, их взаимоотношения составляют особую значимость, а родительство бессознательно воспринимается как помеха супружескому счастью.

К сожалению, большинство родителей даже не догадываются, насколько их собственное поведение, их отношение к школе и учителю, их взаимодействие с первоклассником на этапе школьного старта и до него влияют на адаптацию ребёнка к школе, на его психическое и физическое благополучие, дальнейшие успехи.

Конечно, родители - взрослые люди, и пытаться воздействовать педагогически на некоторых из них оказывается трудно, порой невозможно, но сегодня сложилась такая ситуация, что для эффективной подготовки ребёнка к школе и для его последующей успешной адаптации к ней необходимо проводить психолого-педагогический всеобуч для родителей. Оказать такую помощь родителям могут воспитатели дошкольных учреждений, учителя начальных классов, детские психологи, социальные педагоги.

б) Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников.

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.

Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребёнок учится с радостью, а другой - с безразличием?

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях. В отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно чтобы весь процесс обучения вызывал у ребёнка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряжённому умственному труду.

Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включён в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль эмоций и эмпатии.

Учение имеет полимотивированный характер, т.е. к нему побуждает школьника не один, а ряд мотивов различного свойства. Все мотивы можно разбить на следующие группы:

Учебно-познавательные (интерес к знаниям, познавательная потребность, любознательность);

Непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием);

Перспективно-побуждающие (чувство долга и ответственность).

Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у школьников необходимо проводить целенаправленную работу. Учебно-познавательные мотивы, которые занимают особое место среди представленных групп, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности.

Учебная деятельность имеет определённую структуру, которая способствует эмоционально-положительному восприятию учения, обеспечивает школьнику возможность свободно проявлять эмоции, делает его истинным субъектом учебной деятельности.

Залог успешности обучения младших школьников - это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности.

в) Развитие интеллектуальной готовности детей к школьному обучению.

Постоянно увеличивающийся поток информации требует особого внимания к развитию мыслительных способностей детей на основе любознательности, интереса в процессе познания. Во многом это зависит от правильного понимания готовности ребёнка к школьному обучению с учётом созревания всех структур организма, становления качественных новообразований во всех сферах личности: физической, мотивационной, эмоционально-волевой, интеллектуальной, коммуникативной.

В различных изданиях интеллектуальная готовность к школьному обучению рассматривается как уровень внутренней организации мышления ребёнка, обеспечивающий переход к учебной деятельности. Это предполагает развитую способность ребёнка проникать в сущность предметов и явлений, овладение такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификация. В процессе учебной деятельности ребёнку предстоит устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать выявленные противоречия. Что играет важную роль в овладении системой научных понятий и обобщённых способов решения практических задач в школе.

Мышление характеризуется как высшая ступень в развитии духовной, теоретической деятельности человека, в которой в результате непрерывного взаимодействия человека с объективным миром происходит отражение бытия в сознании на основе единства объективного и субъективного. Мышление человека функционирует в соответствии с тремя основными принципами: природосообразности (процесс мышления подчиняется законам природы); культуросообразности (поведение и социальный опыт) и дополнительности (гармония в мышлении ребёнка).

Анализируя природу мышления школьника, необходимо остановиться на характеристике его форм. Традиционно выделяют формы мышления детей школьного возраста в контексте основных видов деятельности: наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое.

Таблица 1. Показатели интеллектуальной готовности

Образный компонент

Вербальный компонент

1.Способность воспринимать многообразные свойства, признаки предмета.

1. способность перечислять различные свойства предметов, выделять из них существенные.

2.Зрительная память на образной основе.

2.Слуховая память на речевой основе.

3.Способность обобщать имеющиеся представления о предмете (явлении)

3. Способность обобщать множества единичных понятий при помощи знакомых или самостоятельно подобранных терминов.

4.Развитие мыслительных операций аналогии, сравнения, синтеза.

4.Развитие мыслительных операций классификации, анализа.

5.Эвричность мышления

5.Критичность мышления

В процессе развития интеллектуальной готовности детей к школьному обучению необходимо учесть следующие методологические ориентиры.

1. Учёт целостности, асимметричной гармонии всех форм мышления дошкольников в организации полноценного процесса познания. Понимание его с точки зрения самодвижения, саморазвития ребёнка. Это требует внимания педагога не только к содержанию материала, но и к процессу развития понятий, способам и формам организации познавательной деятельности детей.

2. Процесс познания сущности(понятия) имеет два аспекта: логико-дискуссионный, осознаваемый, имеющий вербальную форму, а также интуитивно-иррациональный, с моментом догадок, озарения, имеющий на основе образные процессы мышления, связанные с эмоциональными переживаниями.

3.Учёт эмоционального отношения ребёнка к изучаемому материалу, создающего в мышлении своеобразную доминанту, поддерживающую любознательность и интерес. Важным проявлением познавательного интереса являются вопросы детей, выступающие движущей силой процесса понимания. В связи с этим необходима правильная и обоснованная постановка вопросов.

4.Методы развития интеллектуальной готовности к школьному обучению опираются на единство образа, слова, действия в деятельности ребёнка с использованием знаково-символических средств как связующего звена образного и вербального компонентов мышления. В этом должны быть задействованы различные виды деятельности с опорой на ведущую деятельность и творчество ребёнка.

5. Интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает развитие способов познавательной деятельности ребёнка. Последовательность и этапность развития понятий у дошкольников может быть различной. Это зависит от содержания изучаемого материала, индивидуальных особенностей ребёнка, уровня овладения понятием.

Эти положения, основанные на принципах развивающего образования, способствуют реализации преемственности дошкольного и начального образования, в основе которой лежат следующие направления развития ребёнка 3-10 лет.

1. Психические новообразования данного периода: рефлексия как осознание себя и своей деятельности; произвольность, воображение, познавательная активность, понимание и оперирование знаково-символическими средствами.

2. Социальное развитие: осознание социальных прав и обязанностей, взаимодействие с окружающим миром.

3. Деятельностное развитие: приоритет ведущей деятельности с опорой на творчество.

4. Готовность к дальнейшему образованию, изучении учебных предметов.

Реализация данных направлений даст необходимый результат только в условиях личностно-ориентированного образования, обращённого к чувствам, индивидуально неповторимому внутреннему миру человека, к его мироощущению, мировосприятию, мироведению.

г) Развитие речи младших школьников.

Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Считается, что речь - это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Главная задача учителя научить детей мыслить, говорить, рассуждать.

Речевое развитие определяет результативность усвоения других школьных дисциплин, создаёт предпосылки для активного и осмысленного участия и общественной жизни, обеспечивает необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития.

Работа над связной речью - письменными сочинениями и изложениями, устными рассказами - требует отдельного внимания. В программе традиционного обучения начальной школы недостаточно полно представлена система занятий по развитию речи учащихся, хотя этот раздел является составной частью учебных курсов «Обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение», «Литературное чтение (классное и внеклассное) и развитие речи», «Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи». Именно для этого многие учителя создают рабочую тетрадь по развитию речи для учащихся начальной школы. Пособие позволяет организовать систематическую работу по развитию речи и использование такой тетради даёт возможность:

· составлять текст, выражать свои мысли, знания, чувства и развёрнутых письменных высказываниях;

· определять тему и основную мысль текста, озаглавливать его, делить на основные части;

· знакомить с нормами языка и целесообразно, уместно применять их в зависимости от речевой ситуации;

· совершенствовать и развивать речевую деятельность учащихся на всех уровнях языка: фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом.

Работа над изложением начинается с восстановления деформированного текста. В процессе этой работы дети понимают, что слова в предложениях связаны друг с другом по смыслу и грамматически, а предложения выражают законченную мысль и имеют границы. Особенность орфографических упражнений состоит в том, что наряду с известными детям орфограммами рассматриваются ещё не изученные, но содержащие элементы занимательности. Лексические упражнения позволяют обогатить словарный запас младших школьников. Это работа связана с усвоением синонимов, антонимов, омонимов, фразеологических единиц, изучаются также пословицы, поговорки, загадки, игры.

Мотивацию к выполнению творческого задания создают нетрадиционные темы сочинений. Например, «Почему арбуз полосатый?», «О чём думает вода, кипящая в чайнике?», «Я - яблоко». Сочинения младших школьников - это небольшие сюжетные рассказы, в которые постепенно вводятся элементы описания. Подготовка к сочинению начинается задолго до его написания и проводится интегративно на уроках чтения, русского языка и окружающего мира.

д) Первоклассник в общении с взрослыми.

Одним из важнейших средств воспитания является общение. Общение, особенно с взрослыми людьми, помогает ребёнку усвоить определённые нормы и правила поведения, характер отношений. С поступлением в школу происходит переход дошкольника к новому образу жизни и условиям деятельности. Для адаптации ребёнка к новой социальной роли и новым взаимоотношениям с окружающими взрослым необходимо знать как можно больше об уже сформировавшемся коммуникативном поведении ребёнка, научиться понимать и правильно строить своё общение с ним. Под коммуникативным поведением понимается совокупность реализуемых в коммуникации правил и традиций общения той или иной лингвокультурной общности, группы носителей языка или отдельного индивида.

Мною было проведено изучение особенностей коммуникативного поведения младших школьников. В исследовании принимали участие учащиеся 1-ых классов Теплостанской общеобразовательной школы Московской области. Анализ полученных данных показал, что первоклассники любят и хотят общаться (74%), хотя иногда устают от общения (32%), чаще общаются с детьми (68%) , чем со взрослыми (20%). Большинству первоклассников (62%) не хватает общения со взрослыми, особенно с близкими родственниками, а особенно с мамой (56%), с бабушкой (35%), папой (27%). Больше всего дети любят общаться с добрым (40%), весёлым(22%), красивым (11%) , молодым (7%), взрослым, интересным рассказчиком (6%). Детей в общении со взрослыми привлекает ласковая речь (28%), улыбка (23%), доверительное отношение к ним (22%), вопросы о них и их делах (15%). Они больше всего хотят быть похожими на маму (35%), героя фильма (25%), старшего брата (15%), папу (15%), потому что мама добрая (26%), всё понимает (15%), хороший друг (15%). С ней они чаще всего делятся своими секретами (40%), ей рассказывают о своих успехах (56%).

Когда дети обижены, то 40% из них жалуются на обидчика маме. Мама чаще всего их успокаивает (15%), говорит утешительные слова (24%), гладит по голове (26%), покупает какую-нибудь игрушку (24%), рассказывает весёлые истории (16%).На героя фильма, старшего брата, папу дети хотят быть похожими потому, что он сильный (25%), красивый(11%). С учителем любят общаться 15% опрошенных, потому что она добрая, весёлая, всё рассказывает, может ответить почти на все вопросы.

В общении со взрослыми первоклассникам не нравится громкая (26%) и быстрая речь (7%), когда задают много вопросов (31%) или ругают (35%), говорят грубо (22%), смеются над ними (10%), не улыбаются (12%), говорят о своих делах(9%), делают много замечаний (8%).Родители опрошенных детей отмечают, что чаще всего они общаются с детьми с помощью просьбы (50%), внушений (16%), приказа (3%) или ругают его (7%).

К ссорам взрослых 80% опрошенных детей относятся отрицательно (мне не приятно, я расстраиваюсь). Если ссорятся родители, то 52% детей пытаются помирить их.

Наиболее значимы для первоклассника учёба и игра. Это определяет содержание их общения с окружающими. Наблюдения показывают, что с взрослыми первоклассники чаще всего говорят на темы, связанные со школьной жизнью (70%). Со сверстниками младший школьник чаще всего говорит об играх и игрушках (58%). В то же время всё больше детей начинают интересоваться миром человеческих взаимоотношений и поиском своего места в нём. Они думают над тем, как поздравит бабушку с днём рождения, помириться с подругой и т.п. Только понимание взрослыми важности ответов на эти вопросы для детей обеспечивает их сотрудничество. К сожалению, бывает так, что взрослые считают эти вопросы нелепыми. Так говорила одна мама, не понимая, что именно вокруг этих вопросов необходимо строить взаимоотношения с ребёнком.

Первоклассники не любят говорить с взрослыми о плохих отметках и невыполненных уроках (53%), о делах взрослых (15%), потому что неинтересно.

В беседе с родителями выявилось, что большинство родителей затрудняются с ответом на вопрос: «О чём обычно говорите с ребёнком? Как воспитываете своего ребёнка?» Это свидетельствует об отсутствии регулярного общения с ребёнком и эмоционального контакта с ним.

Результаты исследования показывают, что у младших школьников существует много вопросов, но они не задают их взрослым по разным причинам: стесняются (30% детей стесняются учителя, 10% - маму и папу), заведомо знают, что не получат на них ответа. Именно в вопросах: «Почему я плохо учусь?», «Что надо сделать, чтобы быть послушным?», «Почему мама сердится?», «Почему ссорятся папа с мамой?», «Почему младших любят больше?», «Мама, ты меня не любишь?» отражает желание детей узнать нормы поведения, ожидание положительной оценки взрослых, отсутствие эмоционального контакта взрослых с детьми. Большинство взрослых не считают нужным обсуждать такие вопросы. От взрослых требуется вербально выраженная оценка, доброжелательность, сочувствие, которые ребёнок ждёт, но не получает. В результате такого общения со взрослым у школьника возникает чувство комфорта, неблагополучия, что несомненно, в дальнейшем сказывается на его взаимоотношениях с людьми и развитии личности в целом.

При общении взрослых с детьми существенно доминируют отрицательные оценки над положительными: в основном ученики оказываются оцененными за свои неудачи, а их удачные действия часто остаются без внимания. По мнению 70% опрошенных детей, взрослые редко хвалят их, а 8% детей ответили. Что их никак не хвалят. Дети хотят слышать чаще слова одобрения, похвалы, особенно уменьшительно-ласкательные, образные, эмоциональные обращения. 81% первоклассников считает, что взрослые часто их ругают, причём они находят разнообразные слова для отрицательной оценки: балбес, лентяй, бессовестный, неряха и телесные наказания. Такое отношение может вызвать у ребёнка чувство обиды, страха, даже ненависти.

Известно, что в 6-7 лет мнение о себе складывается в результате оценки взрослых. Если преобладает отрицательная оценка, то может сформироваться отрицательная самооценка. Дети смиряются с отрицательными характеристиками, перестают на них реагировать, ведут себя так, чтобы соответствовать высказываниям взрослого. Становятся агрессивными, у них возникают трудности в общении с окружающими. Но 70% детей прощают взрослым обиды и огорчения. Младшим школьникам свойственны доброжелательность, открытость, непосредственность, радостное мироощущение и мировосприятие. Положительное мировосприятие в основном проявляется у ребёнка в возрасте до 11-12 лет, т.е. возраст 6-9 лет является наиболее сенситивным для формирования у ребёнка позитивного отношения к себе и окружающему миру. Если взрослые не будут это учитывать, при общении с ребёнком и не будут поддерживать такое мировосприятие, то у школьников будет формироваться негативная самооценка; авторитарный стиль отношений взрослых станет для них доминирующим в общении с окружающими. Результаты исследования показывают, что обучение нормам поведения и общения, формирование у детей адекватного коммуникативного поведения будет проходить более успешно, если:

· общение будет проходить с учётом интересов и потребностей детей данного возраста;

· методика проведения занятий будет включать в себя диагностику уровня развития коммуникативных умений первоклассников;

· коммуникативное поведение взрослых будет являться эталоном для ребёнка;

· при использовании отрицательной оценки взрослые будут оценивать не личностные качества ребёнка, так как это оскорбляет детей, а выполненные ребёнком действия;

· положительная оценка станет преобладать над отрицательной, причём будет более разнообразной и не только вербально выраженной, но и невербального характера (обнять, поцеловать, погладить по голове).

Знание особенностей коммуникативного поведения младших школьников позволяет взрослым правильно понимать учеников, адекватно строить воспитательное воздействие, оптимально удовлетворять их коммуникативные потребности, не допускать ошибок в общении, эффективно развивать и совершенствовать коммуникативные навыки детей, способствуя повышению их общей культуры.

...

Подобные документы

    Изучение учебно-воспитательной работы в современной школе. Формирование у младших школьников психологической готовности к обучению в средней школе. Выявление уровня интеллектуального развития ребенка. Выявление у него социально–личностной зрелости.

    дипломная работа , добавлен 09.04.2014

    Теоретические обоснования психологической подготовки детей к обучению. Интеллектуальная, эмоциональная и социальная зрелость ребенка. Особенности мышления, памяти и воображения старших дошкольников. Исследование психологической готовности ребенка к школе.

    дипломная работа , добавлен 20.01.2011

    Понятие готовности ребёнка к обучению в школе. Характеристика компонентов готовности к школьному обучению. Формирование психологической готовности к обучению в школе у воспитанников подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения.

    дипломная работа , добавлен 20.11.2010

    Изучение проблемы готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии. Виды готовности к школьному обучению, основные причины неподготовленности детей к школе. Анализ основных методов диагностики психологической готовности к школе.

    курсовая работа , добавлен 29.12.2010

    Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению. Постановка учебной задачи в младшей школе. Особенности самооценки младших школьников. Ролевые игры детей. Особенности развития внимания, памяти, восприятия и мышления младших школьников.

    шпаргалка , добавлен 23.04.2013

    Психологическая характеристика развития детей подготовительной группы. Состав семьи и его влияние на формирование готовности ребенка к школьному обучению. Экспериментальное исследование психологической готовности к школе детей из полных и неполных семей.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2014

    Проблема готовности ребенка к обучению в школе. Признаки и компоненты готовности ребенка к школе. Сущность интеллектуальной готовности к школьному обучению. Особенности формирования личностной готовности к школьному обучению, развития памяти дошкольника.

    курсовая работа , добавлен 30.07.2012

    Теоретические основы подготовки детей к школьному обучению. Характеристики среднего детства. Игра как ведущий тип деятельности детей среднего возраста. Понятие готовности в школе. Характеристика тренинговой программы подготовки детей к школьному обучению.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2011

    Понятие готовности к школьному обучению. Аспекты школьной зрелости. Критерии определения готовности ребенка к обучению в школе. Мотивационная, личностная готовность к школе (формирование "внутренней позиции школьника"). Психологическая помощь детям.

    реферат , добавлен 23.05.2012

    Характеристика психологической готовности ребенка к школьному обучению. Структура феномена школьной зрелости. Составные компоненты психологической готовности к школьному обучению. Понятие школьной дезадаптации. Психодиагностика школьной зрелости.

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ (ПРОГРАММА, МЕТОДИКА)

Поступление в первый класс – это очень ответственный момент в жизни подрастающего ребенка. Родители постоянно беспокоятся о том, когда же нужно начинать заниматься с малышом, чтобы подготовить его к школе и что должен обязательно уметь ребенок к 6-7 годам. Что же такое правильная подготовка к школе? Как определить, достаточно ли у малыша знаний для того, чтобы без проблем начать обучение в первом классе? Какие существуют программы подготовки детей к школе ?

Содержание статьи:

Когда начинать подготовку к школе?

Все родители чаще всего делятся на две категории: первые начинают готовить свое чадо к школе фактически с первых лет его жизни, другие же склоняются к тому, что подготовка к школе в 6 лет – наиболее подходящий вариант. Однако парадокс в том, что ни те, ни другие не правы.

Оказывается, детей не нужно специально готовить к поступлению в первый класс в интеллектуальном плане, ведь главная программа подготовки детей к школе – это все те знания, которые малыш получает, познавая окружающий мир. Когда родители постепенно делятся с ребенком теми знаниями и умениями, которыми владеют сами, малыш усваивает информацию от них, поэтому какая-то особая программа подготовки к школе дошкольников не нужна, при условии, что мама с папой и так достаточно занимаются со своим чадом.

Совсем другое дело, когда родители хотят отдать своего малыша на обучение в какую-либо престижную гимназию – в этом случае действительно стоит рассмотреть дополнительные методики подготовки к школе, но лучше в любом случае делать это непосредственно по программам, рекомендованным в выбранном учебном заведении.

Родителям же будущих школьников, собирающихся поступать в обычное образовательное учреждение, достаточно лишь понять, обладает ли их малыш необходимыми навыками и умениями, требующимися в первом классе, и при необходимости немного потренировать его.

Необходимые для поступления в школу навыки и умения малыша

Большинство родителей отдают детей в школу строго по достижению ими возраста 7 лет, однако некоторые мамы и папы делают это немного раньше – в 6 или 6,5. Для подготовки к школе 6 лет – это тот возраст, в котором ребенок уже должен обладать определенными навыками и умениями, облегчающими его поступление в образовательное учреждение.

Самое первое знание, которым должен обладать дошкольник в обязательном порядке – это умение называть целиком свое имя, фамилию и отчество, а также ФИО ближайших родственников: мамы, папы, брата или сестры, бабушки и дедушки. Для того, чтобы проверить это, достаточно периодически задавать ему соответствующие вопросы.

Программа подготовки к школе подразумевает, что ребенок 6-7 лет должен знать, как называются времена года, дни недели, количество месяцев в году. Проверить это очень легко, задав малышу наводящие вопросы, к примеру:

    В какой день мы ходили на новую площадку?

    Когда у папы будет выходной?

    Как называется время года, когда на улице идет снег, и ты одеваешь теплые вещи?

    Когда можно купаться?

    Когда мы будем наряжать елочку?

    В каком месяце твой день рождения?

В подготовку детей к школе входит и обучение их . Нет ничего страшного в том, что малыш не может быстро и уверенно прочитать целую страницу книги - для поступления в первый класс достаточно уметь читать хотя бы несколько самых простых предложений, можно даже по слогам.

Многие родители включают в подготовку к школе и обучение ребенка навыкам письма. На самом деле малышу-дошкольнику достаточно уметь печатными буквами написать два-три слова.

Большое значение в методиках подготовки к школе играют базовые математические знания. Малыш-первоклассник должен в прямом и обратном порядке до двадцати, и выполнять самые простые математические действия с числами до десяти: вычитать и складывать их. Проверить, хорошо ли кроха знает начальную математику можно, положив перед ним несколько яблок и попросив его посчитать их. После первоначального счета можно убрать несколько яблок – пусть малыш посчитает, сколько забрали и сколько осталось.

Важное умение, которым должны обладать все дети-дошкольники – это способность объединять слова или предметы по ряду признаков, а также находить сходства или различия между ними, и выбирать лишнее слово или предмет из ряда представленных. Это называется . Программа подготовки детей к школе обязательно должна включать в себя такие упражнения для развития логики:

    Что общего между предметами или картинками?

    Найди различия!

    Выбери лишнее слово в ряду

Ребенок, поступающий в школу, должен обладать нормальным словарным запасом и . Он должен повторить как минимум 7 из 10 названных ему слов, знать, как называются геометрические фигуры, основные цвета, животные и птицы, а также уметь отвечать на логические вопросы типа:

    Что происходит утром – восход солнца или закат?

    Какое время года наступает позже – зима или весна?

    Какое животное больше – овца или лошадь?

    Как называется детеныш лошади? А кошки, собаки, коровы?

Важный момент в программе подготовки к школе – умение малыша сочинять, запоминать и фантазировать. Ребенок должен уметь описывать своими словами, что нарисовано на картинке, сочинять небольшие истории, пересказывать прочитанные сказки или рассказы, а также рассказывать наизусть небольшое стихотворение в 2-3 четверостишия.

Подготовка к школе – это также и . Профессиональных художественных навыков от малыша никто, конечно же, требовать не будет, однако он должен уметь нарисовать , схематичное изображение человека и простые объекты (солнце, домик, цветок и т.д.).

Психологическая и социальная подготовка ребенка к школе

В программу подготовки к школе дошкольников родители обязательно должны включить обучение малыша основным понятиям. Кроха должен иметь представление о том, что такое добро и зло, чем отличаются плохие поступки от хороших, как вести себя со взрослыми, как общаться со сверстниками.

Не лишним будет включить в процесс подготовки к школе и обучение малыша базовым навыкам самообслуживания. Ребенок к школьному возрасту должен , раскладывать предметы и убирать их на положенные места, приводить себя в порядок, .

Родителям стоит заранее объяснить своему малышу, готовящемуся к поступлению к первый класс, подробности о том, что представляют собой школьные уроки, перемены, домашние задания, учебники, как нужно общаться с учителями и одноклассниками. Важно, чтобы ребенок понимал, что такое дисциплинированность, ответственность и , ведь только тогда его процесс адаптации к новому распорядку дня и незнакомой атмосфере пройдет более легко и спокойно.

Поступление в первый класс – это настоящее событие для детей и их родителей. Ведь после этого поменяется уклад в жизни, круг общения, интересы. Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок делал успехи в учебе. Потому и существует дошкольная подготовка детей к школе. Обучение направлено на общее развитие ребенка, помогает ему привыкнуть к дисциплине. Конечно, можно задуматься, нужна ли подготовка к школе, ведь всё равно обучение в 1 классе начинается практически с азов. Но педагоги и психологи сходятся на том, что, конечно, нужна.

Методики подготовки детей к школе

Любая методика должна быть комплексной, обучать не только конкретным навыкам, а предполагать общее развитие. Конечно, сейчас есть много способов, позволяющих осуществлять дошкольную подготовку к школе. Можно выделить самые популярные.

Методика Зайцева

Этот метод одобряют многие педагоги. Он хорошо зарекомендовал себя, как на групповых занятиях, так и индивидуальных, в том числе дома с мамой. Материалы, необходимые для полноценных занятий, доступны для всех. Методика предлагает оригинальный способ обучения письму, чтению, что является важным аспектом подготовки к школе.

Но наряду с этим стоит отметить, что информацию в начальных классах будут подавать совершенно в другом виде и, возможно, учащемуся будет сложнее адаптироваться к учебному процессу.

Сейчас весьма популярна и широко используется в детских садах, центрах раннего развития, а также дома. Направлена она на саморазвитие ребенка, то есть родители создают обучающую среду и просто наблюдают за играми, иногда помогая и направляя. Упражнения включают развитие моторики и ощущений. Но методика не предполагает особой дисциплины, которая нужна на школьных уроках. А это может повлиять на отношение ребенка к учебе.

Она предполагает активное физическое и творческое развитие, дети учатся самостоятельности, а родители следят и ненавязчиво подсказывают, мотивируют. Важно то, что по данному способу много информации в свободном доступе, любая мама может почитать и разобраться во всем сама.

Психологическая подготовка к школе

Поступление в первый класс связано с изменениями в жизни ребенка и это, в свою очередь, является стрессом для него. Часто родители, сказав «готовимся к школе», подразумевают интеллектуальною подготовку, упуская из вида, что учебный процесс представляет собой еще и взаимодействие с другими детьми и взрослыми. Чтобы помочь малышу легче перенести период адаптации, нужно позаботиться о психологической подготовке первоклассника к школе. Ведь если учащийся не понимает как правильно вести себя в классе, что его ждет в процессе обучения, то вряд ли он станет отличником и у него сложатся хорошие отношения с одноклассниками.

Можно выделить основные моменты, на которые нужно обратить внимание:

Подготовку к школе в 1 класс можно осуществлять дома самостоятельно, опираясь на одну методику или комбинируя их. Много внимания этому вопросу уделяется в детских садах. Но в идеале стоит, примерно за год до школы, пообщаться с детским психологом, которые даст объективные профессиональные советы. Даже если что-то будет не так, то будет достаточно времени, чтобы уделить этому внимание.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!