Лучшие русские балерины 20 века. Самые известные и красивые балерины

Публикации раздела Театры

Современные российские балерины. Топ-5

В предлагаемую пятерку ведущих балерин вошли артистки, которые начали карьеру в главных музыкальных театрах нашей страны - Мариинском и Большом - в 90-х годах, когда ситуация в политике, а за ней и в культуре стремительно менялась. Балетный театр становился более открытым за счет расширения репертуара, прихода новых хореографов, появления дополнительных возможностей на Западе и одновременно более требовательным к исполнительскому мастерству.

Этот короткий список звезд нового поколения открывает Ульяна Лопаткина, которая пришла в Мариинский театр в 1991-м и сейчас практически завершает карьеру. В конце списка - Виктория Терёшкина, которая также начала работать в эпоху перестройки в балетном искусстве. И сразу за ней идет следующее поколение танцовщиц, для которых советское наследие - лишь одно из многих направлений. Это Екатерина Кондаурова, Екатерина Крысанова, Олеся Новикова, Наталья Осипова, Оксана Кардаш, но о них в другой раз.

Ульяна Лопаткина

Сегодняшние СМИ называют ученицу Наталии Дудинской Ульяну Лопаткину (род. в 1973) «иконой стиля» русского балета. В этом броском определении есть зерно истины. Она - идеальная Одетта–Одиллия, подлинная «двуликая» героиня «Лебединого озера» в холодновато-рафинированной советской версии Константина Сергеева, сумевшая также развить и убедительно воплотить на сцене другой лебединый образ в декадентской миниатюре Михаила Фокина «Умирающий лебедь» Камиля Сен-Санса. По этим двум ее работам, зафиксированным на видео, Лопаткину узнают на улице тысячи поклонников во всем мире, а сотни юных балетных учениц стараются постичь ремесло и разгадать тайну перевоплощения. Утонченная и чувственная Лебедь - это Ульяна, и еще долго, даже когда новое поколение танцовщиц затмит гениальную плеяду балерин 1990–2000-х, Одетта–Лопаткина будет ворожить. Также она была недостижима, точна технически и выразительна в «Раймонде» Александра Глазунова, «Легенде о любви» Арифа Меликова. Ее бы не назвали «иконой стиля» и без вклада в балеты Джорджа Баланчина, чье американское наследие, напитанное культурой русского императорского балета, Мариинский театр осваивал, когда Лопаткина была на самом пике карьеры (1999–2010). Ее лучшими ролями, именно ролями, а не партиями, так как Лопаткина умеет драматически наполнять бессюжетные композиции, стали сольные работы в «Бриллиантах», «Фортепианном концерте №2», «Теме с вариациями» на музыку Петра Чайковского , «Вальсе» Мориса Равеля. Балерина участвовала и во всех авангардных проектах театра и по результатам сотрудничества с современными хореографами даст фору многим.

Ульяна Лопаткина в хореографической миниатюре «Умирающий лебедь»

Документальный фильм «Ульяна Лопаткина, или Танцы по будням и в праздники»

Диана Вишнёва

Вторая в силу рождения, всего лишь на три года младше Лопаткиной, ученица легендарной Людмилы Ковалёвой Диана Вишнёва (род. в 1976) в реальности никогда не «приходила» второй, но только первой. Так сложилось, что Лопаткина, Вишнёва и Захарова, отделенные друг от друга тремя годами, шли бок о бок рядом в Мариинском театре, полные здорового соперничества и одновременно восхищения огромными, но совершенно разными возможностями друг друга. Там, где Лопаткина царила томной грациозной Лебедью, а Захарова формировала новый - урбанистический - образ романтичной Жизели, Вишнёва выполняла функцию богини ветра. Еще не окончив Академию русского балета, она уже танцевала на сцене Мариинки Китри - главную героиню в «Дон Кихоте», еще несколько месяцев спустя показала свои достижения в Москве на сцене Большого театра . А в 20 лет стала прима-балериной Мариинского театра, хотя многим приходится ждать повышения до этого статуса до 30 и более лет. В 18 (!) Вишнёва примерила на себя роль Кармен в номере, сочиненном специального для нее Игорем Бельским. В конце 90-х Вишнёва по праву считалась лучшей Джульеттой в канонической редакции Леонида Лавровского, она же стала самой грациозной Манон Леско в одноименном балете Кеннета МакМиллана. С начала 2000-х параллельно с Петербургом, где участвовала во многих постановках таких хореографов, как Джордж Баланчин, Джером Роббинс, Уильям Форсайт, Алексей Ратманский, Анжелен Прельжокаж, начала выступать за рубежом как приглашенная этуаль («звезда балета»). Сейчас Вишнёва чаще работает в собственных проектах, заказывая балеты для себя известным хореографам (Джон Ноймайер, Алексей Ратманский, Каролин Карлсон, Мозес Пендлтон, Дуайт Роден, Жан-Кристоф Майо). Балерина регулярно танцует в премьерах московских театров. Огромный успех сопутствовал Вишнёвой в балете Большого театра в хореографии Матса Эка «Квартира» (2013) и спектакле Джона Ноймайера «Татьяна» по «Евгению Онегину» Александра Пушкина в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в 2014-м. В 2013-м стала одним из организаторов ноябрьского фестиваля современного танца Context, который с 2016 года проходит не только в Москве, но и в Петербурге.

Документальный фильм «Всегда в движении. Диана Вишнёва»

Светлана Захарова

Младшая в тройке знаменитых птенцов Академии имени А. Вагановой из 90-х, Светлана Захарова (род. в 1979) моментально нагнала своих соперниц и в чем-то перегнала их, поступив, как когда-то великие ленинградские балерины Марина Семёнова и Галина Уланова , «на службу» в московский Большой театр в 2003 году. За плечами у нее была учеба у прекрасного педагога АРБ Елены Евтеевой, опыт работы с Ольгой Моисеевой, звездой Кировского балета 70-х, и гигантский послужной список. В любом из спектаклей петербургского периода Захарова ярко выделялась. Ее коньком, с одной стороны, стали интерпретации героинь в старинных балетах Мариуса Петипа , реставрированных Сергеем Вихаревым, и солисток в авангардных постановках ведущих хореографов - с другой. По природным данным и «техническим характеристикам» Захарова не просто превосходила коллег в Мариинском театре и после в Большом, она вошла в когорту самых востребованных балерин мира, которые танцуют везде в гостевом статусе. А самая главная балетная компания Италии - балет Ла Скала - предложила ей в 2008 году постоянный контракт. Захарова в какой-то момент призналась, что станцевала «Лебединое озеро», «Баядерку» и «Спящую красавицу» во всех возможных сценических редакциях от Гамбурга до Парижа и Милана. В Большом театре, вскоре после переезда Захаровой в Москву, Джон Ноймайер ставил свой программный балет «Сон в летнюю ночь», и балерина блеснула в нем в двойной роли Ипполиты-Титании в паре с Обероном Николая Цискаридзе. Также она приняла участие в постановке «Дамы с камелиями» Ноймайера в Большом. Захарова успешно сотрудничает с Юрием Посоховым - она танцевала в Большом театре премьеру его «Золушки» в 2006 году и в 2015-м исполнила роль Княгини Мэри в «Герое нашего времени» .

Документальный фильм «Прима-балерина Большого театра Светлана Захарова. Откровение»

Мария Александрова

В то же самое время, когда триада петербургских танцовщиц покоряла Северную Пальмиру, в Москве взошла звезда Марии Александровой (род. в 1978). Ее карьера развивалась с небольшим опозданием: когда она пришла в театр, свой век дотанцовывали балерины предыдущего поколения - Нина Ананиашвили, Надежда Грачева, Галина Степаненко. В балетах с их участием Александрова - яркая, темпераментная, даже экзотичная - была на вторых ролях, зато именно ей доставались все экспериментальные премьеры театра. Совсем еще юную балерину критики увидели в балете Алексея Ратманского «Сны о Японии», вскоре она уже интерпретировала Екатерину II в балете Бориса Эйфмана «Русский Гамлет» и др. А дебюты в главных партиях таких балетов, как «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Раймонда», «Легенда о любви», она терпеливо ждала годы.

Судьбоносным стал 2003 год, когда Александрову выбрал в качестве Джульетты хореограф новой волны Раду Поклитару. Это был важный спектакль, открывший дорогу новой хореографии (без пуантов, без классических позиций) в Большом театре, и революционное знамя держала Александрова. В 2014-м она повторила свой успех в другом шекспировском балете - «Укрощение строптивой» в хореографии Майо. В 2015-м Александрова начала сотрудничество с хореографом Вячеславом Самодуровым. Он поставил на нее балет про театральное закулисье - «Занавес» в Екатеринбурге, а летом 2016 года выбрал на роль Ундины в одноименном балете в Большом театре. Балерина сумела использовать вынужденное время ожидания для оттачивания драматической стороны роли. Тайный источник ее креативной энергии, направленной на лицедейство, не иссякает, и Александрова всегда находится в боевой готовности.

Документальный фильм «Монологи о себе. Мария Александрова»

Виктория Терёшкина

Как и Александрова в Большом, Виктория Терёшкина (род. в 1983) находилась в тени вышеупомянутой тройки балерин. Но она не ждала чьего-то ухода на пенсию, она начала энергично захватывать параллельные пространства: экспериментировала с начинающими хореографами, не терялась в трудных балетах Уильяма Форсайта («Приблизительная соната», например). Часто делала то, за что другие не брались, или брались, но не справлялись, а у Терёшкиной получалось и получается абсолютно всё. Её главным коньком было безупречное владение техникой, помогла выносливость и присутствие рядом надежного педагога - Любови Кунаковой. Любопытно, что в отличие от Александровой, ушедшей в подлинный драматизм, который только возможен на балетной сцене, Терёшкина «поставила» на усовершенствование техники и возвела в культ торжествующую бессюжетность. Ее любимый сюжет, который она всегда разыгрывает на сцене, вырастает из чувства формы.

Документальный фильм «Царская ложа. Виктория Терёшкина»


Балет называют неотъемлемой частью искусства нашей страны. Русский балет считается самым авторитетным в мире, эталоном. В этом обзоре собраны истории успеха пяти великих российских балерин, на которых равняются до сих пор.

Анна Павлова



Выдающаяся балерина Анна Павлова родилась в семье, далекой от искусства. Желание танцевать появилось у нее в 8-летнем возрасте после того, как девочка увидела балетную постановку «Спящая красавица». В 10 лет Анну Павлову приняли в Императорское театральное училище, а после его окончания – в труппу Мариинского театра.

Что любопытно, начинающую балерину не поставили в кордебалет, а сразу же стали давать ей ответственные роли в постановках. Анна Павлова танцевала под руководством нескольких балетмейстеров, но самый удачный и плодотворный тандем, оказавший основополагающее влияние на ее манеру исполнения, получился с Михаилом Фокиным.



Анна Павлова поддерживала смелые идеи балетмейстера и с готовностью соглашалась на эксперименты. Миниатюра «Умирающий лебедь», которая впоследствии стала визитной карточкой русского балета, была практически экспромтом. В этой постановке Фокин дал балерине больше свободы, позволил самостоятельно прочувствовать настроение «Лебедя», импровизировать. В одной из первый рецензий критик восхищался увиденным: «Если можно балерине на сцене подражать движениям благороднейшей из птиц, то это достигнуто: ».

Галина Уланова



Судьба Галины Улановой была предопределена с самого начала. Мать девочки работала балетным педагогом, поэтому Галине, даже если бы очень и хотелось, то не удалось миновать балетный станок. Годы изнурительных тренировок привели к тому, что Галина Уланова стала самой титулованной артисткой Советского Союза.

После окончания хореографического техникума в 1928 году Уланову приняли в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета. С самых первых постановок молодая балерина привлекла внимание зрителей и критиков. Уже через год Улановой доверили исполнять ведущую партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Одной из триумфальных ролей балерины считается Жизель. Исполняя сцену сумасшествия героини, Галина Уланова делала это настолько проникновенно и самозабвенно, что в зале не могли сдержать слез даже мужчины.



Галина Уланова достигла . Ей подражали, педагоги ведущих балетных школ мира требовали от учеников делать па «как Уланова». Прославленная балерина – единственная в мире, кому поставили памятники при жизни.

Галина Уланова танцевала на сцене вплоть до 50 лет. Она всегда была строга и требовательна к себе. Даже в преклонном возрасте балерина каждое утро начинала с занятий и весила 49 кг.

Ольга Лепешинская



За страстный темперамент, искрометную технику и точность движений Ольгу Лепешинскую прозвали «Попрыгуньей-стрекозой». Балерина родилась в семье инженеров. С раннего детства девочка буквально бредила танцами, поэтому родителям ничего не оставалось, как отдать ее в балетную школу при Большом театре.

Ольга Лепешинская легко справлялась как с классикой балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица»), так и с современными постановками («Красный мак», «Пламя Парижа».) В годы Великой Отечественной войны Лепешинская бесстрашно выступала на фронте, поднимая боевой дух солдат.

Title="Ольга Лепешинская -
балерина со страстным темпераментом. | Фото: www.etoretro.ru." border="0" vspace="5">


Ольга Лепешинская -
балерина со страстным темпераментом. | Фото: www.etoretro.ru.


Несмотря на то, что балерина являлась любимицей Сталина и имела множество наград, она была очень требовательна к себе. Будучи уже в преклонном возрасте, Ольга Лепешинская говорила, что ее хореографию нельзя было назвать выдающейся, но «природная техника и огненный темперамент» делали ее неподражаемой.

Майя Плисецкая



Майя Плисецкая – еще одна выдающаяся балерина, имя которой золотыми буквами вписано в историю русского балета. Когда будущей артистке было 12 лет, ее удочерила тетя Суламифь Мессерер. Отца Плисецкой расстреляли, а мать с маленьким братом выслали в Казахстан в лагерь для жен изменников Родины.

Тетя Плисецкой была балериной Большого театра, поэтому Майя тоже стала посещать занятия по хореографии. Девочка достигла больших успехов на этом поприще и после окончания училища была принята в труппу Большого театра.



Врожденный артистизм, выразительная пластика, феноменальные прыжки Плисецкой сделали ее примой-балериной. Майя Плисецкая исполнила ведущие партии во всей классических постановках. Особенно ей удавались трагические образы. Также балерина не боялась экспериментов в современной хореографии.

После того, как в 1990 году балерину уволили из Большого театра, она не отчаялась и продолжила давать сольные выступления. Энергия, бьющая через край, и позволили Плисецкой дебютировать в постановке «Аве Майя» в день своего 70-летия.

Людмила Семеняка



Прекрасная балерина Людмила Семеняка выступила на сцене Мариинского театра, когда ей исполнилось всего 12 лет. Талантливое дарование не могло остаться незамеченным, поэтому спустя некоторое время Людмила Семеняка была приглашена в Большой театр. Значительное влияние на творчество балерины оказала Галина Уланова, ставшая ее наставницей.

Семеняка настолько естественно и непринужденно справлялась с любой партией, что со стороны казалось, будто она не прикладывает никаких усилий, а просто наслаждается танцем. В 1976 году Людмила Ивановна была удостоена премии имени Анны Павловой от Парижской академии танца.



В конце 1990-х годов Людмила Семеняка сообщила о завершении карьеры балерины, но продолжила свою деятельность в качестве педагога. С 2002 года Людмила Ивановна – педагог-репетитор в Большом театре.

Вот только осваивал он мастерство балета в России, а большую часть жизни выступал в США.

Балетмейстер Александр Горский закончил Петербургскую балетную школу в 1880 году. На его мировоззрение оказал сильное влияние педагог Н.И.Волков, который был также учителем Легата и Фокина.

Одновременно с разноплановой исполнительской деятельностью Горский посещал дирижерские курсы и занятия в Академии художеств, внимательно изучал постановки Л.Иванова и М.Петипа, развивал теорию танца В.И.Степанова. Именно владение системой записи танца помогло ему за три недели перенести в 1898 году «Спящую красавицу» на сцену Большого театра. В Москве юный балетмейстер был поражен постановками нового Художественного театра, знакомством с Шаляпиным, Головиным, молодыми художниками-станковистами. В 1900 году Горский перенес в Большой театр «Раймонду» Глазунова, после чего получил официальное предложение стать режиссером московской труппы. Для своего творческого дебюта был выбран балет «Дон Кихот», который впервые поставили в Москве.

Однако Горский не стал возобновлять хореографию , а взялся за новую редакцию балета, которая до настоящего времени сохранилась в России и за ее пределами. Балетмейстер усилил драматургию либретто, преобразовал роль кордебалета, обогатил постановку испанскими народными элементами, изменил каноническое адажио парного танца, заменил декорации и костюмы. Премьера 6 декабря 1900 года вызвала шквал критических нападок ретроградов и восторженные аплодисменты молодых демократов. Далее Горский занялся новой редакцией значительно улучшив его 1-й акт; возобновил «Конька-Горбунка» и поставил «Вальс-фантазию» на музыку .Последняя работа представляла собой бессюжетный «белый балет», призванный выражать в танце звуки музыки. В 1901-1902 гг. Горский занялся фундаментальной постановкой по роману Гюго «Собор Парижской богоматери». Мимодрама с танцами «Дочь Гудулы» («Эсмеральда») была положительно воспринята молодой частью труппы и прогрессивным зрителем. Вызовом стяжательству сильных мира сего стала хореографическая сатира по мотивам «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина, увидавшая свет в 1903 году. Через год на московской сцене появились новые редакции «Баядерки» и «Волшебного зеркала», а в 1905 году современная трактовка балета «Дочь фараона», в котором танцы были решены в стилистике древнеегипетских барельефов, а образ рабов заставляли задуматься над окружающей действительностью. Благодаря деятельности Горского позиции московского балета были укреплены удачно пересмотренным классическим репертуаром.

На постановках балетмейстера-реформатора выросло целое поколение артистов, занимавшихся поиском достоверного пластического образа: М.М.Мордкин, С.В.Федорова, В.А.Каралли, М.Р.Рейзен, В.В.Кригер, А.М.Мессерер, И.А.Моисеев и др.

Балерина Софья Федорова была чрезвычайно эмоциональна на сцене, обладала выдающимся темпераментом и великолепно смотрелась в характерных танцах, поразила своим дебютом самых придирчивых критиков.

Партия Мерседес, Жены хана, цыганский и украинский танец в ее исполнении притягивали внимание зрителя. Ее судьба трагически повторила судьбу главной героини балета «Жизель», которую она воплотила на сцене. Одновременно с ней в Большом театре танцевала В.А.Каралли, которая вошла в историю не столько своими лирическими образами, сколько полуфантастическими слухами, связанными с ее именем. Выросшая в актерской семье Викторина Кригер, запомнилась удачным исполнением партий Красной шапочки, Царь-девицы, Китри.

Михаил Мордкин безусловно оправдал надежды Горского, который не только ставил для него характерные номера, но и поручал ведущие партии в своих балетах (Феб, Хан, Нур, Хитарис, Солор, Мато). Однако лучшей в его репертуаре осталась роль Колена из «Тщетной предосторожности». Молодой танцовщик героического амплуа легко справлялся с характерными и классическими партиями и довольно быстро затмил премьера Тихомирова в партиях Зигфрида, Альбера, Дезире. В то же время Мордкин часто импровизировал, вносил в канонические роли новаторские приемы характерной пластики. Будучи ведущим танцовщиком Большого театра, он первым рискнул совершить индивидуальные гастрольные туры по России и зарубежью.
Среди мужского состава петербургской сцены этого времени следует отметить Николая Легата (сына известного танцовщика Густава Легата). Гастролируя в 1899 году с группой артистов в Парижской опере, Легат наглядно продемонстрировал иностранцам преимущества русской школы перед итальянской, и в дальнейшем его педагогическое мастерство послужило делу становления английского Королевского балета. Именно он «открыл» для русских балерин секрет исполнения фуэте.

Среди петербургских балерин наиболее громкими именами были имена О.О.Преображенской и М.Ф.Кшесинской.

Ольге Преображенской удалось победить итальянских танцовщиц у них на родине, в миланском театре «Ла Скала». Критики и публика единодушно признали ее превосходство. В дальнейшем она направила свои силы на развитие теоретических основ русской методики преподавания.

Матильда Кшесинская (дочь мимического актера Ф.Кшесинского) быстро достигла ведущего положения в петербургской труппе. Овладев сложной итальянской техникой, она смогла исполнить знаменитые 32 фуэте. В 1904 году она первой среди русских была удостоена звания примы-балерины. Несмотря на то, что успешную карьеру балерины часто связывают с близостью к царскому семейству, надо отдать должное ее личному мастерству, которое позволило дополнить мягкую русскую пластику европейской техничностью.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Балет является визитной карточкой России: недаром в некоторых государствах считают нашу страну родиной искусства театрального танца. В России всегда было множество великих балерин, но периодом расцвета балета считается 20 век.

Немного истории

Существует два мнения касательно даты первого балетного представления в России:

  1. Великий русский археолог XIX века, Иван Егорович Забелин, был убежден, что первое выступление состоялось в далеком 1672 году на праздновании масленицы 17 февраля. Танец исполнен в подмосковном селе Преображенское при дворе второго царя из Династии Романовых – Алексея Михайловича (Тишайшего);
  2. Уроженец Курляндии и автор книги о Московии, путешественник Якоб Рейтенфельс, живший в XVII веке, относил данное событие к 08.02.1675 г. В тот день проводилась постановка балета Шютца об Орфее (также при дворе царя Алексея Михайловича).

В XVIII веке при дворе Петра I стало зарождаться искусство танца в современном смысле данного термина: менуэты и контрдансы стали неотъемлемым атрибутом развлечений светского общества. Царь всея Руси даже издал указ, согласно которому танцы стали главной частью придворного этикета.

В 1731 г. открылся Сухопутный шляхетный корпус – «колыбель» русского балета. В данном учреждении будущие выпускники корпуса, которые имели знатное происхождение и по долгу службы должны были соответствовать требованиям светского общества, посвящали долгие и упорные часы изучению изящного вида искусства. В 1734 г. танцентмейстером корпуса назначили основоположника русского балетного искусства, Жана Батиста Ланде. Годом позже, в 1735 году, в петербургский корпус прибыл композитор Франческо Арайя, а еще через год – известный в те далекие времена балетмейстер Антонио Ринальди.

В 1738 г. открыта первая в российской истории школа бального танца во главе с Жаном Батистом Ланде. Сегодня данное заведение носит гордое название «Академия русского балета имени А. Я. Вагановой». Примечательно, что Ланде выбирал в ученики детей незнатного происхождения. Обучение для воспитанников было абсолютно бесплатным: подопечные Ланде находились на полном обеспечении.

Уже в эпоху царствования Елизаветы Петровны, в 1742 году, была создана первая балетная группа при школе Жана Батиста, а в 1743 году его ученики стали получать свои первые гонорары.

В период правления Екатерины II русский балет приобрел еще больший успех среди населения: зародилась традиция «крепостных» балов, а в придворном театре можно было застать за танцами наследника престола – Павла Петровича.

Стоит отметить, что в XVIII веке балет был неразрывно связан с оперой, но сами танцы показывались в антрактах. В 1766 году Россию посещает знаменитый австрийский композитор Гаспаро Анджолини, который добавил в свои постановки «русский колорит», используя национальные мелодии.

В период царствования Павла I, начиная с 1794 года, балетными постановками занялся первый русский (по национальности) балетмейстер Иван Вальберх, а на сцене по указу императора могли находиться только женщины.

В XIX веке в период правления Александра I балет достигает нового уровня в своем развитии благодаря французскому балетмейстеру Карлу Дидло. Великие классики – Пушкин и Грибоедов – воспевали талант Дидло, особенно отмечая двух учениц гения (Евдокию Истомину и Екатерину Телешову). На протяжении 30 лет Дидло занимал ведущие позиции на петербуржской сцене вплоть до конфликта с князем Гагариным, которому принадлежали театры. Это сильно сказалось на качестве постановок, но исправила ситуацию Мария Тальони, дебютировавшая в сентябре 1837 года в постановке «Сильфида». Еще никто не вызывал настолько бурной реакции публики. Гениальная балерина за 5 лет успела дать 200 танцев, после чего покинула Петербург.

В 1848 году Тальони заменила ее главная конкурентка Фанни Эльслер, а в 1851 году в «Жизели» дебютировала Карлотта Гризи, которая возымела огромный успех у публики. Постепенно популярность балета пошла на спад, во многом благодаря нараставшему ажиотажу вокруг итальянской оперы. Но это вовсе не означало, что балет «канул в лету»: на сцене игрались великолепные постановки, блистало множество талантливых танцовщиц и танцоров, таких как Филипп Тальони, Екатерина Санковская и Жюль Перро.

При Александре II на сцене продвигались отечественные таланты: в этот период времени техника исполнения ставилась намного выше пластики и мимики исполнителя. Среди известных балетмейстеров того времени стоит отметить такие имена, как Жюль Перро, Артур Сен-Леон и Мариус Петипа. Известных балерин было огромное множество, в частности, в историю вошли Надежда Богданова, Анна Прихунова, Христиан Иогансон и Николай Гольц.

При Александре III балетные постановки давались дважды в неделю на сцене Мариинского театра. Примами были Варвара Никитина, Евгения Соколова, Мария Петипа и многие другие. После назначения главным балетмейстером Хосе Мендеса известность приобрели Василий Гельцер, Николай Домашев, Лидия Гейтен, Евдокия Калмыкова и Елена Бармина.

В 1898 году в балетную труппу Мариинского театра был принят Михаил Фокин, известный русско-американский артист балета, хореограф. Михаил исполнял роль солиста в таких постановках, как «Спящая красавица», «Корсар» и «Пахита». Но душа танцора требовала перемен: в поисках новых форм Фокин готовит письмо для дирекции Императорских театров, описывая в красках возможные пути преобразования классического балетного танца. Несмотря на то, что ответ он так и не получил, и благодаря поддержке Александра Бенуа и Мариуса Петипа, Фокин продолжил проводить свои сценические эксперименты. Его излюбленной формой являлся однотактный балет с ярко выраженной стилистикой. Первым опытом Михаила в качестве хореографа является «Ацис и Галатея», исполнявшийся под музыку А. В. Кадлеца (20.04.1905). Закрепила успех гения постановка «Сон в летнюю ночь» по В. Шекспиру (1906 г.). За плечами хореографа великие балетные постановки, такие как «Шопениана», «Египетские ночи», «Половецкие пляски». При Фокине огромную славу получили примы-балерины Тамара Карсавина и Анна Павлова, а также знаменитый танцор Вацлав Нижинский.

В то же самое время огромный авторитет имел артист балета Александр Горский, который с 1902 по 1924 являлся балетмейстером Большого театра. Горский стал инициатором реформ академического балета, работая в паре с видным деятелем культуры – художником Константином Коровиным. В результате неимоверных усилий режиссера общественности был представлен первый спектакль под названием «Дон Кихот», поставленный на музыку Л. Минкуса в 1900 г. Среди заслуг Горского стоит отметить редакции «Лебединого озера», «Жизели» и «Конька-Горбунка».

Начиная с 1924 г. в Мариинском театре руководителем балетной труппы был назначен Федор Лопухов. Среди самых известных его постановок следует выделить «Ночь на Лысой горе», «Ледяную деву», «Красный мак», «Болт», «Тщетную предосторожность» и «Весеннюю сказку». Примечательно, что сегодня все спектакли Лопухова забыты. В Мариинке периодически идут лишь обрывки из его номеров, например, танец персиянок в «Хованщине» или фанданго из «Дон Кихота».

Известные балерины

В XX веке на сцене Большого и Мариинского театра выступало немало прим. Однако лучшими из лучших можно назвать десять великих русских балерин 20 века, покоривших сердца тысячи неравнодушных зрителей:

  • Матильда Кшесинская (1872-1971);
  • Агриппина Ваганова (1879-1951);
  • Анна Павлова (1881-1931);
  • Тамара Карсавина (1885-1978);
  • Галина Уланова (1910-1998);
  • Наталья Дудинская (1912-2003);
  • Майя Плисецкая (1925-2015);
  • Екатерина Максимова (1939-2009);
  • Светлана Захарова (1979);
  • Ульяна Лопаткина (1973).

Матильда Феликсовна Кшесинская – балерина польского рода, артистка Мариинки и Императорских театров (с 1890 по 1917 гг.), появилась на свет 31 августа 1872 г. в семье артистов балета Мариинского театра.

Знаменита своими близкими отношениями с членами императорской семьи: в 1890-94 гг. встречалась с цесаревичем Николаем Александровичем, а позднее с князьями Андреем Владимировичем и Сергеем Михайловичем. Ее избранником стал Андрей Владимирович: за счет удачного замужества Матильда приобрела титул княгини Красинской в 1926 г., а чуть позже, в 1935 г., получила звание светлейшей княгини Романовской-Красинской.

Будущая прима окончила Императорское театральное училище в Санкт-Петербурге в 1890 году. Ее учителями были Х. Иогансон, Е. Вазем и Л. Иванов. Сразу после выпуска Кшесинскую приняли в состав Мариинского театра. Работала с известнейшими балетмейстерами своего времени – М. Петипа и Л. Ивановым. Также брала уроки у Энрико Чекетти. Первая из русских балерин исполнила 32 фуэте подряд: ранее подобное мастерство демонстрировали лишь итальянские примы. Обладала незаурядными физическими способностями и превосходно владела техникой исполнения.

В репертуаре Кшесинской огромное количество постановок, но особый успех ей принесли роли:

  • Авроры в «Спящей красавице» М. Петипа 1893 г.;
  • Эсмеральды в одноименном спектакле Ж. Перро в редакции Петипа 1899 г.;
  • Лизы в «Тщетной предосторожности» Петипа и Иванова 1896 г.

Агриппина Яковлевна Ваганова – российская и советская балерина, балетмейстер и педагог, является создателем теории русского классического балета, родилась 14 (26 июня) 1879 в г. Санкт-Петербурге в семье капельдинера Мариинского театра. Имеет множество наград, в т.ч. звание Народной артистки РСФСР от 1934 г. Также является Лауреатом Сталинской премии высшей степени от 1946 г.

Внесла существенный вклад в развитие балетной индустрии благодаря разработке уникальной методики классического танца. Также прима является автором блестящей публикации – книги «Основы классического танца». Учителями балерины были Е. Соколова, А. Облаков, А. Иогансон, П. Гердт и В. Степанов.

Ваганова прославилась благодаря блестящим сольным вариациям, которые можно было наблюдать в балете «Коппелия» Делба. Ее не зря прозвали «королевой вариаций». Незадолго до конца своей карьеры Ваганова получила главные партии в Мариинском театре. Она имела смелый характер и нестандартный взгляд на искусство, внося порой слишком смелые корректировки в академические приемы хореографии. Мариус Петипа даже осуждал приму и ее исполнительское мастерство. Но критика не сломала артистку: ее хореографические приемы заимствовали ведущие танцовщики эпохи.

Не менее блестящей была карьера Вагановой в качестве педагога. Покинув сцену в 1916 году, выпустила огромное количество талантливых и способных артисток. В их числе такие незаурядные личности, как Наталья Камкова, Ольга Иордан, Галина Уланова, Фея Балабина, Наталья Дудинская, Галина Кириллова, Нонна Ястребова, Нинель Петрова, Людмила Сафронова и др.

Анна Павловна (Матвеева) Павлова – русская артистка балета, прима Мариинского театра, одна из гениальных балерин прошлого века, родилась 31 января (12 февраля) 1881 г. в Санкт-Петербурге.

Именно благодаря мировым гастролям (балерина посетила более 40 стран, выступая со своей труппой после начала Первой мировой войны) слава русского балета вознеслась до небес. Миниатюра «Умирающий лебедь» в ее исполнении считается эталоном русской школы балета и в наши дни. Павлова проходила обучение в Императорском театральном училище. Ее преподавателями были Е. Вазем, П. Гердт и А. Облаков. После окончания учебы была принята в Мариинский театр. Балерина прибегала к помощи Петипа при подготовке своих выступлений в «Корсаре» и «Жизели». Ее партнерами были С. и Н. Легат, М. Обухов, М. Фокин. В свое время регулярно исполняла партии в классических постановках Императорского театра: «Щелкунчик», «Раймонда», «Баядерка», «Жизель».

В 1906 году стала одной из лучших исполнительниц в Петербурге наравне с Кшесинской, Преображенской и Карсавиной. Значительное влияние на творчество примы оказали А. Горский и М. Фокин.

Сыграла главные партии в постановках последнего:

  • Сильфиды в «Шопениане» (1907 г.);
  • Армиды в «Павильоне Армиды» (1907 г.);
  • Вероники в «Египетских ночах» (1908 г.).

22 января 1907 г. впервые исполнила миниатюру «Лебедь», поставленную специально для исполнительницы балетмейстером М. Фокиным. Произошло грандиозное событие на благотворительном концерте в Мариинском театре. Благодаря данной роли Павлова навсегда останется символом классического балета XX века.

Тамара Павловна Красавина родилась 25 февраля (9 марта) 1885 г. в Петербурге. Сестра философа Льва Красавина и внучатая племянница А. Хомякова, знаменитого литератора XIX в. Выпускница Императорского театрального училища, ученица П. Гердта, А. Горского и Э. Чекетти. Окончила учебное заведение в июне 1902 г. Еще во время пребывания в училище впервые исполнила партию Амура в «Дон Кихоте» под управлением Горского, после чего была зачислена в Мариинку. Ее дебют состоялся в апреле 1902 г. – исполнила па-де-де балета «Жавотта» Сен-Санса под названием «Жемчужина и рыбак».

С 1910 года являлась примой-балериной: в ее репертуаре были партии из «Жизели», «Щелкунчика», «Лебединого озера» и т.д. Ее основная деятельность приходилась на период кризиса академической балетной школы.

С 1909 г. выступала по России и Европе по приглашению С. Дягилева, исполняя ведущие роли в «Призраке оперы», «Карнавале», «Жар-птице», «Треуголке» и т.д. Сама Тамара считала своей лучшей ролью образ Шамаханской царицы из «Золотого петушка», исполняемый ею под руководством Фокина. Имя Красавиной, как и Павловой, связано с торжеством импрессионизма начала прошлого столетия: Жар-птица Красавиной наравне с Лебедем Павловой являлись символами эпохи, воплотившими в себя желание избежать трагедии на фоне осознания ее неизбежности. Красавина зародила новые веяния в искусстве XX века, быстро добилась успеха и завоевала мировое имя вместе со своим партнером по танцам Вацлавом Нижинским, благодаря своим неординарным способностям и с «легкой руки» Фокина и Дягилева.

Галина Сергеевна Уланова – еще одна популярная артистка балета, заслуженный педагог и балетмейстер СССР, родилась 26 декабря 1909 г. (8 января 1910 г.) в г. Санкт-Петербурге в семье балетных режиссера и педагога.

Была примой Мариинского театра с 1928 по 1944 гг. и Большого театра с 1944 по 1960 гг. Получила множество премий и наград, в т.ч. звание Народной артистки СССР от 1951 г. Является Дважды Героем Социалистического труда, лауреатом Ленинской, Сталинской премий, премий РФ и Президента РФ. Считается самой титулованной артисткой балета за всю российскую балетную историю. Несомненно, одна из величайших прим своего времени.

В 1928 г. завершила обучение по классу Вагановой в Ленинградском хореографическом училище и была принята в «мариинскую» труппу.

Свою первую партию станцевала в качестве Одетты в балете «Лебединое озеро» в 19 лет (1929 г.). С 1930 по 1940 гг. выступала в дуэте с К. Сергеевым: их совместное творчество признано критиками эталонным. Среди наиболее известных ролей балерины следует отметить:

  • Жизель в «Жизели» А. Адана;
  • Маша в постановке «Щелкунчик» Чайковского;
  • Мария в «Бахчисарайском фонтане» А. Асафьева;
  • Джульетта в «Ромео и Джульетте» С. Прокофьева.

Во время блокады Ленинграда была экстренно перевезена в Алма-Ату в 1942 г., где исполняла партии Жизели и Марии в составе Казахского театра. В 1944 г. поступила в труппу Большого театра, однако сама исполнительница данные изменения в своей жизни приняла с большим трудом, заявив, что никогда бы по доброй воле не переехала в столицу. Несмотря ни на что, смогла продержаться в качестве примы-балерины вплоть до 1960 г., блестяще исполняя партии в знаменитых постановках: «Лебединое озеро», «Золушка», «Жизель», «Красный мак», «Бахчисарайский фонтан» и др.

После окончания Великой Отечественной войны выступала в Австрии с великолепной миниатюрой «Лебедь», вальсом из «Шопенианы» и «Вальсом» Рубенштейна. Уланова имела огромный успех в Лондоне, исполняя Жизель и Джульетту, повторив подвиги Анны Павловой.

С 1960 по 1997 гг. занимала должность педагога Большого театра и внесла вклад в развитие балетной школы СССР и России, который невозможно переоценить. Среди ее «воспитанников» – В. Васильев, С. Адырхаева, Н. Грачева, Е. Максимова, Н. Тимофеева и др.

Наталья Михайловна Дудинская – известная артистка балета, педагог, родилась 8 (21 августа) 1912 г. в Украине, г. Харькове. Ее мать также была балериной. Наталья Михайловна получила звание Народной артистки СССР, а также была лауреатом 4 Сталинских премий II степени.

В 1931 году стала выпускницей хореографического училища в Ленинграде. Ее учитель – сама Агриппина Ваганова. Сразу после выпуска была определена в Мариинский театр, в составе которого продержалась 30 с лишним лет.

Дудинская выступила в роли Одиллии в «Лебедином озере», а сам танец навеки запечатлен в киноленте «Мастера русского балета» 1953 года. Исполняла партии:

  • принцессы Флорины в «Спящей красавице» 1932 г.;
  • незабываемой Жизель в «Жизель» 1932 г.;
  • Одетты в «Лебедином озере» 1933 г.;
  • Маши в «Щелкунчике» 1933 г.;
  • Китри в «Дон Кихоте» 1934 г.;
  • Никии в «Баядерке» 1941 г.;
  • Золушки в одноименной постановке 1946 г.;
  • и многие другие.

Майя Михайловна Плисецкая – российско-советская артистка балета, балетмейстер, педагог и актриса, родилась 20.11.1925 г. в Москве в семье дипломата и актрисы немого кино. Является продолжательницей традиций династии Мессерер-Плисецких, значимой примой Большого театра с 1948 по 1990 гг. Имеет множество почетных званий и наград, в т.ч. Героя Соц. Труда, Народной артистки СССР и Ленинской премии.

Одна из наиболее выдающихся балерин XX века. Обладательница невероятной пластики, невообразимого прыжка, идеально-гибкого стана и изысканной манеры подавать себя на сцене. Прима создала свой уникальный и неповторимый стиль, сочетающий в себе такие редкие черты, как изящество, графичность и завершенность каждого образа и жеста. Благодаря гармоничному сочетанию редкого дара с невероятной работоспособностью смогла продемонстрировать феноменальное творческое долголетие.

Среди наиболее известных партий из репертуара Майи Михайловны на сцене «Большого» стоит отметить роли:

  • Китри в балете «Дон Кихот»;
  • Принцессы Авроры в «Спящей красавице»;
  • Джульетты в «Ромео и Джульетте»;
  • Мехмэнэ-Бану в «Легенде о любви»;
  • Царь-девицы в «Коньке-Горбунке»;
  • и многие другие.

В 1967 году проявила себя в качестве талантливой актрисы, сыграв Бетси Тверскую в киноэкранизации «Анны Карениной» режиссера А. Зархи. На ее счету более 50 ролей в кинематографе, 33 роли из репертуара «Большого театра» и 12 ролей на других сценах, десятки наград и всемирное призвание. Одной из ключевых партий Плисецкой считается Одетта-Одиллии из «Лебединого озера» на музыку П. Чайковского, исполненная 27.04.1947 г. Именно этот балет является стержнем всей биографии великой артистки.

Специально для примы были поставлены:

  • миниатюры «Прелюдия» и «Гибель розы» 1967 и 1973 гг.;
  • «Кармен-сюита» 1967 г. под руководством балетмейстера А. Алонсо;
  • танцевальный спектакль «Безумная из Шайо» 1992 г. – хореограф Ж. Качулян, Париж.

Майя Михайловна стала душой и главным символом русского балета прошлого века.

Екатерина Сергеевна Максимова – балерина, педагог и актриса (01.02.1939) из Москвы. Ученица по классу Е. П. Гердт Московского хореографического училища. Стала победительницей Всесоюзного конкурса 1957 года, и дебютировала в балете Чайковского «Щелкунчик» в роли Маши. В 1958 г. была принята в Большой театр: ее репетитором была Галина Уланова.

Воспитанница академической школы демонстрировала легкий прыжок, точное вращение, обладала врожденной грацией и изящностью. Показывала высокий технический уровень, отличалась филигранностью во всем. Выступала в паре с мужем: это был один из самых потрясающих танцевальных дуэтов XX века. Даже после полученной травмы позвоночника Максимова смогла выступать на сцене Большого театра, несмотря на скептицизм лечащих врачей.

Довольно часто гастролировала по миру: посетила США, Норвегию, Данию, Канаду и Австрию. Выступала на лучших площадках Милана, Нью-Йорка, Парижа, Лондона и Буэнос-Айреса. Была в составе легендарных трупп М. Бежара, театра «Сан-Карло», Английского национального балета и т.д. В 1980 г. получила специальность педагога-балетмейстера в ГИТИСе и начала преподавательскую карьеру. С 1990 г. была репетитором в театре «Кремлевский балет», а с 1998 г. – балетмейстером Большого театра.

Одной из лучших балерин России 21 века является Светлана Юрьевна Захарова, которая родилась 10 июня 1979 г. в Украинской СССР, г. Луцке, в семье военнослужащего и хореографа. На протяжении 6 лет обучалась у В. Сулегиной в Киевском училище.

В 1995 году взяла второй приз в конкурсе Академии русского балета и получила приглашение на прохождение обучения. Успешно окончила Академию А. Я. Вагановой по классу Е. Евтеевой и была принята в Мариинский театр под руководство О. Моисеевой. Ее карьера развивалась стремительно: очень быстро заняла лидирующие позиции солистки, а в 2003 г. перешла в Большой театр под руководство Л. Семеняки. В 2008 г. приобрела новый статус – примы миланского театра «Ла Скала», выступала с гастролями по всему миру.

В 2014 г. исполняла роль Наташи Ростовой на церемонии открытия сочинской олимпиады. С 2007 по 2011 г. являлась депутатом Гос. Думы от «Единой России», членом Комитета Гос. Думы по культуре. Также Захарова – одна из учредителей фонда «Талант и успех» и руководитель фестиваля детского танца под названием «Светлана».

Ульяна Вячеславовна Лопаткина – российская артистка балета, родилась 23 октября 1973 г. в Керчи в семье учителей. В 1991 году стала выпускницей Академии им. А. Я. Вагановой по классу Н. Дудинской и сразу была принята в Мариинский театр. В 1995 г. стала примой.

В 2000 г., несмотря на полученную травму голеностопа, смогла закончить спектакль «Баядерка». Из-за данного инцидента ей пришлось несколько лет восстанавливать здоровье. После успешно проведенной операции в 2003 году смогла вернуться на сцену. В репертуаре Ульяны большое количество постановок (как классических, так и современных), в т.ч.:

  • «Жизель» (Мирта и Жизель);
  • «Анна Каренина» (Китти и Анна Каренина);
  • «Ленинградская симфония» (Девушка);
  • «Бахчисарайский фонтан» (Зобеида);
  • и многие другие.

3 / 5 ( 1 vote )

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!