Литературный анализ повести кладовая солнца. В любой сказке есть волшебные предметы

Аннотация. Этот урок позволит говорить с детьми об очень сложной философской проблеме поиска смысла жизни. Начинается разговор с героев-животных: усобаки Травки И волка Серого помещика своя правда. Чьи жизненные принципы выбрать, к чему это может привести человека на его непростом жизненном пущ когда человек перестаёт быть человеком? Над этими и многими другими вопросами заставляет задуматься сказка-быль Пришвина.

Ключевые слова: правда, смысл жизни, добро, верность, жизнь для других, злость, эгоизм, ненависть, жизнь для себя, любовь, верность.

Хочу предложить вам урок по сказке-были Пришвина «Кладовая солнца». В отличие от предыдущих моих статей, эта посвящена программному произведению. Уроков по нему (как в журналах, так и в Интернете) великое множество. И всё-таки я рискую предложить свой вариант.

В данном произведении отправной точкой для серьёзного разговора стали слова Антипыча о правде. На первый взгляд кажется, что говорить с шестиклассниками на такую сложную тему невозможно. Но это только на первый взгляд. Этот урок получился одним из самых интересных и запоминающихся в моей практике. А понятия «правда Травки» и «правда волка» вошли в лексикон моих учеников и начали применяться ими уже и на других уроках.

Ход урока

1 . Создание проблемной ситуации.

— В сказке-были Пришвина, как и в любом художественном произведении, очень много загадок. Например, там есть такой эпизод, когда рассказчик вспоминает, как спрашивали у Антипыча, сколько ему лет, а тот только шутил в ответ. «Антипыч, ну брось свои шутки, скажи нам по правде, сколько же тебе лет?» — спрашивали его. «По правде, — отвечал старик, — я вам скажу, если вы вперёд скажете мне, что есть правда, какая она, где живёт и как её найти». Как вы думаете, о какой правде здесь идёт речь?
— Давайте обратимся к словарю.
Значение слова «правда» по словарю Ушакова:
Правда — то, что соответствует действительности, что есть на самом деле, истина. Открой мне всю правду, не бойся меня. Пушкин. 2. Правдивость, правильность. Никто не думает о правде слов моих.

Идеал поведения, заключающийся в соответствии поступков требованиям морали, долга, в правильном понимании и выполнении этических принципов. Искать правды. Стоять за правду. Жить правдой. Пострадать за правду.
— Слово, как видите, многозначное. В каком значении, на ваш взгляд, употребляет слово «правда» Антипыч?
— То есть правда — это некий ориентир, к которому надо стремиться, смысл жизни, если хотите. Как же можно перефразировать вопрос Антипыча? (В чём смысл жизни и как его найти?)
— Какой серьёзный философский вопрос задаётся в этом произведении! А задумывались ли вы, в чём смысл жизни? В любом случае я предлагаю вам задуматься об этом сейчас.

2. Анализ текста. «Правда Травки и правда волка».

— Итак, давайте попробуем найти ответ на такой сложный вопрос в сказке-были
Пришвина «Кладовая солнца». В продолжении того же разговора Антипыч говорит своим собеседникам: «Вот Травка, собака гончая, с одного слова всё понимает, а вы, глупенькие, спрашиваете, где правда живёт». Значит, Травка знает, где правда живёт, знает, в чём смысл жизни? Может быть, она поможет нам найти ответ на вопрос?
— Расскажите историю жизни Травки.
— В чём же правда Травки? Как она это понимает? Правда, или смысл жизни Травки, в любви к человеку; в том, чтобы жить не только для себя, но и для других, в заботе о человеке; в дружбе; доброте, верности и преданности.
— Почему Травке так плохо теперь? Почему она воет, взобравшись на холм? Она потеряла смысл жизни, ей не для кого жить.
— Кто противопоставлен Травке в этой части? Конечно, Волк.
— Почему воет волк? В чём его правда? Его характеризует злость; желание жить для себя, дикий зверь живёт для себя.
— Итак, на примере Травки и волка мы видим два разных взгляда на жизнь, две разные правды. Но Михаил Михайлович Пришвин говорил: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Поэтому мы, конечно, обратимся к Насте и Митраше и поговорим о том, как они ищут свою правду.

З. Анализ текста. «Путь к правде Насти и Митраши».

— Давайте вспомним, как жили Настя и Митраша.
— Что вы можете сказать об их отношении друг к другу? Они жили и работали очень
дружно, помогали друг другу, заботились друг о друге, заботились о своём хозяйстве.
— На чью правду похоже их представление о жизни: на правду Травки или правду волка?
— Но жизнь так устроена, что она постоянно ставит человека перед какими-то преградами, перед трудностями, проверяет человека на прочность, на верность своим убеждениям, своим принципам. Что в данном произведении послужило проверкой для детей? Их поход за клюквой, их спор, ссора и то, как они вышли из затруднительной ситуации.)
— Что послужило причиной их ссоры? Они начали спорить, по какой тропе идти.
— Что мы здесь видим вместо дружбы, заботы друг о друге? Как дети себя ведут в
этом эпизоде? Какие чувства испытывают по отношению друг к другу? Разозлились, рассердились друг на друга; не хотели слушать друг друга, не желали подчиниться другому; каждый в данный момент думал только о себе; Настя даже плюнула вслед брату.

Задания для первой группы:
1. Прочтите эпизод «Митраша в болоте» (со слов: «Мало-помапу, по мере того как
Митраша продвигался вперёд по указанию стрелки и тропы … » до слов: «По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слёзы«)
2. Проследите за тем, как Митраша попал в Слепую елань. Для этого выделите предложения, в которых описана тропа, по которой идёт Митраша.
1) Какое определение даёт этой тропе автор? Почему? По каким признакам можно определить, что перед нами тропа, по которой ходили люди?
2) С какими чувствами идёт Митраша по этой тропе? Почему?
3) Помнит ли он про сестру? Какие чувства он сейчас испытывает по отношению к сестре? Попробуйте предположить, что он думает по поводу случившегося.
4) Почему Митраша сходит с этой тропы?
6) Каков результат его неосмотрительного поступка?
«Слой под ногами у Митраши становился все тоньше и тоньше … но он всё шёл и шёл вперёд. Митраше оставалось только верить тому человеку, кто шёл впереди его и оставил даже тропу после себя». «Миграша … ничуть не трусил, — что ему было трусить, если под его ногами тропа человеческая: шёл такой же человек, как и он, значит, и он сам, Митраша, мог по ней смело
идти».

«Вот Митраша увидел: его тропа круто завёртывает влево и туда идёт далеко и там
совсем исчезает. Он проверил по компасу, стрелка глядела на север, тропа уходила на
запад… Узнавая по направлению белоуса тропу, идущую не прямо на север, Митраша
подумал: «Зачем же я буду поворачивать налево, на кочки, если тропа вон, рукой подать,
виднеется там, за полянкой?»»

Митраша выбирает слабую тропу, на которую показывал компас. Автор даёт определение этой тропе — «человеческая». Узнать её можно по траве белоус, которая вырастает вдоль тропы. Это тропа, по которой шёл человек. Митраша идёт по ней смело, потому что по ней ходили люди, а значит, может пройти и он. Он не думает о сестре. По крайней мере, автор ничего об этом не пишет. Но, возможно, думает о том, что он прав, гордится тем, что не пошёл на поводу у старшей
сестры.

Митраша сходит с тропы потому, что стрелка компаса показывает на север, а тропа уходит влево и потому, что прямо перед ним оказывается чистое, ровное место, нисколько не похожее на что-то страшное и смертельно опасное. В результате он попадает в Слепую елань и чуть не тонет.
— Какое значение имеет эпитет «человеческая тропа»? Ведь сойдя с этой человеческой тропы, Митраша попадает в Слепую елань. Забыв о сестре, испытывая злость, раздражение, Митраша сходит с человеческой тропы.
— На прошлом уроке мы говорили о том, что Митраша берёт с собой компас, потому что так его учил отец. Он говорил: «Стрелка эта тебе верней друга: бывает, друг твой изменит тебе, а стрелка неизменно всегда, как её ни верти, всё на север глядит». Почему же в этой ситуации компас подвёл мальчика?
— Козьма Прутков говорил: «Магнит показывает на север и на юг; от человека зависит избрать хороший или дурной путь жизни». Как вы понимаете эти строки? Нельзя бездумно идти по стрелке компаса. Она только лишь указывает, где север. Но куда тебе идти — решаешь ты сам. Стрелка компаса поможет выбраться из леса, но показать путь в жизни не сможет. Это зависит только от человека, от его выбора.

Задания для второй группы

1. Прочтите эпизод «Настя собирает клюкву» (со слов: «Вначале Настя срывала с плети каждую ягодку, отдельно за каждой ягодкой наклонялась к земле»).
2. Проанализируйте поведение Насти.
Для этого ответьте на вопросы:
1) Как Настя собирает ягоды сначала, потом? Почему?
2) Помнит ли она о брате? Какие чувства она испытывает?
3) Вспомните, почему они разошлись.
Идёт ли Настя по выбранной ею тропе или, как и брат, сбилась с пути? Почему?
4) Как смотрит на Настю лось? Почему?
5) Каково отношение автора к Насте в этот момент? Почему он говорит о ней «прежняя золотая курочка на высоких ножках»?
6) Когда Настя смогла оторваться от ягод? Почему она, глядя на гадюку, представляет, «будто это она сама осталась там, на пне, и теперь вышла из шкуры змеиной и стоит, не понимая, где она»?
— Настя, как видим, не попадает в трясину, её жизни ничто не угрожает. Но отношение автора к ней явно меняется. Почему? Она, жадно собирающая клюкву и забывшая о брате, теряет человеческий облик.
— Что же мы видим? К чему может привести путь, где царят обида, нежелание слушать другого,уступать?
— Таким образом, мы видим, что путь, выбранный детьми, не приводит их ни к чему хорошему: Митраша чуть не гибнет, Настя теряет человеческий облик.
— Кто помогает детям? Каким образом Травка помогает Насте? Митраше? Травка. Она помогает Насте вспомнить о брате :
«- Муравка, Муравка, я дам тебе хлебца!
И потянулась к корзине за хлебом. Доверху корзина была наполнена, и под клюквой был хлеб.
Сколько же времени прошло, сколько клюквинок легло с утра до вечера, пока огромная корзина наполнилась? Где же был за это время брат голодный, и как она забыла о нём, как она сама забыла себя и всё вокруг?»
Травка вытаскивает из болота Митрашу.
— Почему Травка оказалась возле Насти? Почему Травка кинулась на зов Митраши?
Она почувствовала человеческую беду.
— Почему именно Травка помогает ребятам? О чём напоминает им Травка? Травка
напоминает детям о вечных ценностях: любви, преданности, товариществе, верности;
возвращает их к человечности, к человеческой тропе, к своей правде.
— А для самой Травки важно было всё произошедшее? Травка нашла хозяина.
— Какова дальнейшая судьба волка? Митраша убивает его.
— Какой смысл вкладывает автор в этот эпизод? Почему именно Митраша убивает волка? Убийство волка — это победа. Победа над злом, равнодушием, эгоизмом. В какой-то степени Митраша убивает волка в себе.
— К чему же, по мнению Пришвина, приводит каждый из этих путей? Пришвин показывает, что путь Травки приводит к счастью, путь волка — к гибели.
— Как сложилась дальнейшая судьба детей? Куда они дели клюкву, собранную на болоте? Важно ли это? Они отдают клюкву детям, эвакуированным из Ленинграда, проявляя свою заботу и неравнодушие к другим людям.

Рассказ Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» повествует о сиротах, о том, как они справлялись с трудностями, как учились жить без родителей.

Главных героев автор описывает очень скрупулёзно. Девочка, Настя, старшая в семье, представляется читателю ответственной и очень трудолюбивой. Она с веснушками на лице, со светлыми волосами, хрупкая и очень умная. Всегда уступала брату, старалась сделать как лучше и во всем ему помогала. Автор называет ее золотой курочкой на высоких ножках. На мой взгляд, Михаил Михайлович недаром дал такое прозвище Насте. На протяжении всего рассказа, он пишет о ней с уважением. Настя вставала до восхода солнца, выгоняла стадо коров на пастбище и, не ложась спать, занималась всеми делами по хозяйству до самой ночи.

Митрашу, брата главной героини, автор описывает как «маленького мужичка в мешочке». Он научился у отца некоторому ремеслу и занимался мужскими делами по хозяйству. Результат своего ремесла Митраша продавал или обменивал. Так и жили сироты, устраивая свой быт.

Автор рассказа очень точно делит обязанности по хозяйству между детьми. Оставшись одни, без родителей, Настя и Митраша занимаются бытовыми делами вместе. «Золотая курочка на высоких ножках и мужичок в мешочке» занимаются женскими и мужскими делами по хозяйству соответственно. Такое разделение труда между детьми и дает им, на мой взгляд, ту сплоченность и дружбу, которая должна быть между родными людьми.

Как-то раз дети решают идти за клюквой. В лесу они расходятся по разным тропам. Митраша попадает в болото и долго не может выбраться, а Настя увлекшись собиранием клюквы забывает про брата. Найти друг друга детям помогает собака лесника по кличке Травка.

Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Кладовая солнца» потому, что в лесных болотах очень много торфа. Во времена Отечественной войны данное горючее было очень ценно, да и остается ценным по сей день.

По моему мнению, автор рассказа очень точно передал всю атмосферу, которая должна быть между детьми, которые остались без родителей. Пришвин показал братско-сестринскую любовь. Настя и Митраша всегда были вместе, жили в мире. Ведь они остались одни на целом свете, и роднее друг друга у них никого нет. Автор наглядно показывает в своем произведении, что может случиться, если брат и сестра не будут ладить друг с другом.

После прочтения рассказа «Кладовая солнца», каждый читатель задастся вопросом: как я отношусь к своей сестре или своему брату? Ведь роднее сестры или брата у человека никого нет. Они всегда должны быть вместе и помогать друг другу. А чтобы лучше понять, как следует относиться к родному человеку, стоит прочесть данный рассказ.

Анализ Кладовая солнца - где правда, а где сказка

Произведение написано в 1945 году, поэтому его сюжет и герои рассказа, соответствуют тому тяжёлому для страны времени.

Сюжет прост. В какой-то русской деревне живут мальчик и девочка. Живут одни, потому что сироты – папа их погиб на войне, а мама умерла от болезни. Девочке 12 лет, мальчику 10 лет. У них есть дом, у них есть домашние животные: корова, овцы, куры.

Начиная читать рассказ, сразу понимаешь, что это – выдумка. Не может быть, чтобы в деревне у ребят не было родственников. Не может быть, чтобы детей погибшего красноармейца не устроили в детский дом. И как в таком возрасте они управлялись с хозяйством, которое и взрослому не под силу?

Дальше события развиваются так. Обычное деревенское дело: дети пошли в лес собирать ягоду (клюкву). Девочка, конечно, с лукошком, а мальчик, по нынешней терминологии – «крутой», берёт с собой ружьё и компас. Ну, компас понятно – игрушка, а вот ружьё-то по высоте выше десятилетнего мальчика. Как он его нести будет? Но автор придумывает оправдание: в лесу живёт одинокий и голодный волк. Вот для защиты от волка и взято с собой ружьё.

Должен заметить, что сказочность и в названии рассказа: «Кладовая солнца». Это, по задумке автора, название болота. Но русские торфом печи никогда не топили. У нас дров было достаточно. И такое название болоту никогда бы не дали. Далеки они были от научной идеи, что торф, уголь и нефть – это концентрат солнечной энергии.

Пошли, значит, мальчик и девочка в лес и, конечно, поссорились (как в сказке – не пей водичку – козлёночком станешь). Не послушался братик свою сестру: не по тропинке пошёл, а по компасу. Дошёл до болота и там провалился в топь. Слава Богу, ружьё было с ним! Он за ружьё ухватился и не утонул.

А тут и бездомная собака (друг человека) пришла на помощь и вытащила его из болота. И злого волка он потом застрелил. Затем, сестрица, собрав клюквы, нашла его, и они вернулись домой. А в деревне уже все переполошились: куда дети подевались? Такая вот полусказочная история.

Написан рассказ красиво, а чему он нас учит? Может быть, живите дружно, любите собак и убивайте волков. Или – не ходите, дети в лес одни: там волки живут.

Несколько интересных сочинений

    Мою бабушку зовут Анна. Она очень хорошая и добрая. Я её всегда называю бабуля, потому что она заслуживает этого слова. Бабуля всегда со мной играла, покупала мне много вкусняшек, учила меня печь пироги. Она мне всегда читала на ночь разные сказки

  • Проблема чести и долга в романе Капитанская дочка Пушкина

    В романе Александра Сергеевича Пушкина Капитанская дочка затрагивается множество проблем, одной из которой является проблема чести и долга.

  • Анализ рассказа Платонова Усомнившийся Макар 11 класс

    Многие произведения Платонова, так или иначе, задевают тему человеческих отношений, раскрывая саму её суть, показывая человеческую натуру, и создавая из неё весьма неприятный для восприятия образ

  • Герои пьесы Свои люди - сочтемся! Островского

    Самсон Силыч Большов – глава семьи, крестьянин по происхождению, купец и владелец значительного состояния. Главной его ценностью являются деньги, и в один момент он принимает решение провернуть аферу

  • Образ и характеристика Аннушки в романе Мастер и Маргарита Булгакова

    Впервые про Аннушку мы узнаем в первой и четвертой главе романа. Загадочный иностранный гость по имени Воланд упоминает имя Аннушки, как некий фатальный прообраз женщины, которая в силе изменить текущее время событий.

Уже сам подзаголовок повести "Кладовая солнца (сказка-быль)" заставляет читателя обратить внимание на жанр произведения. "Сказка-быль" создана так, что в ней переплетаются реальное и сказочное, причём происходит это на всех уровнях и на уровне языковом, ведь в произведении отчётливо прослеживаются фольклорные мотивы в построении повествования, в описаниях, в лексике, и на уровне сюжетном, когда мотив спасения героя от неминуемой смерти (сказочный мотив) обыгрывается писателем таким образом, что это спасение не вызывает у читателя ни малейшего сомнения в своей достоверности; да и в образах героев - Насти, Митраши, старика Антипыча, собаки Травки очень много от сказочных персонажей - не случайно же Настю повествователь сравнивает с Золотой Курочкой, а Митраша имеет прозвище "Мужичок в мешочке".

Однако явная связь со сказочным миром не превращает повесть "Кладовая солнца" в стилизацию, Пришвин создаёт вполне оригинальное и в жанровом, и в изобразительном планах произведение, в котором описываются удивительные и одновременно вполне реальные, где-то даже "приземлённые" приключения оставшихся сиротами детей, которые, однако, живут так, как и не всякий взрослый сумеет жить в таких сложных обстоятельствах, в которых они оказались после того, как "их мать умерла от болезни, а отец погиб на Отечественной войне".

Пришвин в произведении "Кладовая солнца" показывает детей, которые живут взрослой жизнью, он с любовью описывает хозяйственность Насти, мастеровитость Митраши, он откровенно любуется своими героями: "А какие это были умные детишки! ... не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы". Писатель с большим знанием дела описывает, как Митраша делает деревянную посуду, он восхищается Настей, которая, несмотря на возраст, ведёт себя как взрослая хозяйка. Но, вместе с тем, дети остаются детьми, и постоянные перепалки брата и сестры, в ходе которых чаще всего Митраша пытается доказать, что он "в доме главный", тоже милы автору, он видит в них подлинные отношения между братом и сестрой, которые очень сильно любят друг друга, между которыми возникает "такое прекрасное равенство".

Характеры героев проявляются и в том, как они собираются "за клюквой". Обстоятельность, серьёзность сборов, рассказ брата о "палестинке", о которой говорил когда-то отец, надежда на то, что им удастся найти эту "неизвестную никому палестинку, где растёт сладкая клюква" - и нелепый спор, в результате которого брат и сестра пошли в лесу каждый своей дорогой...

Пришвин замечательно умеет описывать природу. В "Кладовой солнца" природа становится самостоятельным действующим лицом, она живёт своей жизнью, но она же и особым образом "настроена" на жизнь героев. Когда Митраша и Настя расстались, разошлись в разные стороны, "Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали". Так природа выражает своё отношение к происходящему и как бы предсказывает, что дальше героям предстоят испытания.

Образ старого Антипыча создан в сказочных традициях: герой очень стар, он не говорит, сколько ему лет, его речь полна загадками, он умеет разговаривать со своей собакой Травкой, он хранит некие тайны, которые нельзя передать кому попало, для их постижения человек должен определенным образом подготовиться. Умирая, он именно Травке доверяет свой главный секрет - отношения между живыми существами должны быть построены на любви, эта любовь должны быть взаимной, она должна приходить на помощь тогда, когда живые существа нуждаются в помощи. Интересно, что Пришвин говорит не только об отношениях между людьми, ведь не случайно же смерть Антипыча он называет "ужасным несчастьем" в жизни Травки, которая так и не может забыть своего хозяина и постоянно ищет его, найдя, в конце концов, в Митраше "маленького Антипыча", которого она спасла от гибели в болоте.

Митраша оказался в беде потому, что понадеялся на себя, забыл о народной мудрости, "Не знавши броду, оставил выбитую тропу человеческую и прямо полез в Слепую Елань". Мальчик, "почуяв опасность, остановился и призадумался над своим положением", но опоздал и "почувствовал себя плотно охваченным со всех сторон по самую грудь" трясиной, которая никогда не отпустила бы его, если бы на помощь ему не пришла Травка.

Если Митраша ушел с "тропы человеческой" из-за самонадеянности, то Настю увела с неё... неосознанная жадность - девочка шла и шла себе "за клюквой", да и не заметила, как оказалась там, где "люди не ходят". Примечательно, что, осознав это, она испугалась не за себя, а за брата, и её отчаянный крик услышал погибающий в болоте Митраша. Настя корит себя за жадность, и этот момент является одним из самых трогательных в повести.

Между Митрашей и Травкой не сразу установилось понимание, но после того, как мальчик позвал спасшую его из трясины собаку, он в ее глазах преобразился, он "отряхнул грязь с лохмотьев своих и, как настоящий большой человек, властно приказал..." - для Травки он стал ее хозяином: "С визгом радости, узнав хозяина, кинулась она ему на шею..." В минуты смертельной опасности Митраша повёл себя как взрослый, и живое существо признало его право называться хозяином - он стал по-настоящему сильным. Подтверждение этого - то, что ему удаётся убить матерого хищника, и это оказывается удивительным для людей, которые "на время бросили свои дела и собрались, и даже не только из своего села, а даже из соседних деревень... И трудно сказать, на кого больше глядели - на волка или на охотника в картузе с двойным козырьком"...

Дети оказались не просто замечательными детьми, в них те испытания, через которые они прошли, открыли новые, совсем взрослые, качества, прекрасные черты характера. Настя отдала всю клюкву, которая чуть было не увела ее с верного жизненного пути, эвакуированным ленинградским детям, и это был уже совсем взрослый, осознанный поступок, который еще выше поднял девочку в глазах рассказчиков. Хотя автор и сообщает, что рассказ ведётся от имени геологов, открывших торфяные запасы в "Кладовой солнца", читателю понятно, что автор произведения выражает в нем свою жизненную позицию, что он восхищается юными героями, в которых так много тепла, человечности, чувства собственного достоинства, которые так тонко ощущают мир природы и являются такими достойными представителями мира людей.

М. М. Пришвин вошел в литературу не только как талантли­вый писатель, но и как этнограф, географ, космограф. Однако его произведения не были востребованы в советском обществе. Иде­альными для литературы того времени были произведения, пол­ные высокого гражданского и революционного пафоса, насыщен­ные социалистическими лозунгами тех лет. Творчество Пришви­на считали попыткой уйти от реальной жизни, от решения на­сущных проблем о строительстве светлого будущего. Открытие Пришвина как талантливого художника слова состоялось только в последние десятилетия. На сегодняшний день он является од­ним из самых неразгаданных писателей.

Огромное влияние на все его творчество оказала природа его родного края. Родился будущий писатель в имении Хрущево. Имен­но здесь он приучился слушать и слышать звуки природы, ее порой тихую, а иногда громогласную речь. Пришвин был очень одарен слухом “к свисту птиц, дыханию трав и мурму зверей”. Он изо всех сил старался передать голос природы, перевести ее на язык человека. Мы поражаемся этой его способности, читая рас­сказ “Кладовая солнца”.

Фабула этого произведения довольно проста. Это повествова­ние о жизни и приключении двух маленьких ребятишек, остав­шихся сиротами в тяжелые послевоенные годы. Но Пришвин оку­тывает своих героев такой поэтичной оболочкой, что все проис­ходящее становится похожим на сказку. Именно такой жанр вы­бирает для своего произведения Пришвин – сказка-быль. Поня­тие “сказка” станет центральным в творчестве Пришвина в 20-50-е гг. Для писателя это понятие было той формой худо­жественного повествования, в которой он мог свободно вопло­тить свои идеалы, изобразить незыблемые законы природы. В “Кладовой солнца” он создает образ идеальной деревни, где все живут мирно, дружно, ладно. А небольшая семья – братец Митраша и сестренка Настя – это всеобщие любимцы, это два ма­леньких солнышка.

“Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки. Только носик один был чистенький и глядел вверх. Митраша был моложе сестры на два года. Это был мальчик упрямый и сильный. “Мужичок в мешочке”, – улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. “Мужичок в мешочке”, как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сест­ры, глядел вверх”. Автор любовно описывает своих героев и наде­ляет их милыми именами. И это тоже отчасти напоминает сказку.

И вот наши маленькие герои собрались в далекое путешествие к палестинке, о которой они знают по рассказам отца. Это напо­минает присказку: “пойди туда, не знаю куда”. Дети попадают в огромную сказочную страну, где каждый кустик, каждая пти­ца обладает способностью говорить и мыслить. Автор помещает нас в чудесный мир природы, при этом он изо всех сил старается показать родство человека с этим природным миром: “бедные птички и зверушки, как мучились все они, стараясь выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово! И даже дети, такие простые, как Настя и Митраша, понимали их усилие. Им всем хотелось сказать одно только какое-то слово прекрасное. Видно, как птица поет на сучке, и каждое перышко дрожит у нее от усилия. Но все-таки слова, как мы, они сказать не могут, и им приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать.

– Тэк-тэк! – чуть слышно постукивает огромная птица глу­харь в темном лесу.

– Шварк-шварк! – дикий селезень в воздухе пролетел над речкой.

– Кряк-кряк! – дикая утка кряква на озере.

– Гу-гу-гу. – красивая птичка снегирь на березе”.

Автор предстает здесь как человек с тонким слухом, способ­ный услышать и понять чудесный язык птиц, растений и живот­ных. Пришвин использует самые разнообразные средства худо­жественной выразительности. Но самый главный прием, с помо­щью которого оживают на страницах произведения герои мира природы, – это олицетворение. Способностью размышлять обла­дают в сказке-были не только животные, но и птицы, и даже деревья. Это и переговаривающиеся ворон и ворона, и журавли, возвещающие о приходе солнца и о его закате, и стон сросшихся сосны и ели.

Природа не бездействует, она активно приходит на помощь человеку. Предупреждают Митрашу о беде и старушки-ели, тщет­но пытаются они заслонить ему дорогу к губительной елани. И черный ворон пугает его своим криком. Что и говорить об ум­ной, сообразительной и преданной человеку собаке Травке!

Таким образом, главная тема в были – тема единения чело­века с природой. В своих произведениях Пришвин “сгущает доб­ро”, он воплощает свои идеалы и тем самым призывает к добру читателей.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. В селе около города Переяславль-Залесский остались сиротами двое детей. Их мать умерла от болезни, а отец погиб во время Великой...
  2. Роман “Доктор Живаго” Б. Л. Пастернака нашел своего читателя не так давно, ибо советские чиновники долгое время считали его запретным....
  3. В 1835 году в Санкт-Петербурге вышел сборник «Арабески», в котором была напечатана повесть Николая Гоголя «Клочки из записок сумасшедшего». Она...
  4. В рассказе перед читателем предстает поэтичная картина рус­ской деревни. Жители прекрасно знают друг друга, и кажется, будто все они –...
М. М. ПРИШВИН
«Кладовая солнца»

Изучение «Кладовой солнца» следует рассматривать как продолжение и развитие темы «Родная природа». Задача учителя в данном случае осложняется тем, что сказка-быль «Кладовая солнца» не просто произведение о природе. В дневниковой записи М. Пришвин рассказывает: «В „ Кладовой солнца“ я написал, что правда есть суровая борьба за любовь…» Пришвин создает сказку «для всех». Заложенный в ней смысл глубок. Подобно тому как солнце откладывало свою энергию в торфяных залежах, писатель вместил в «Кладовую солнца» все, что накопил за долгие годы: доброе отношение к людям, любовь к природе… Правда - не просто любовь к человеку. Она заключена в суровой борьбе за любовь и раскрывается в столкновении двух начал: зла и любви. «На одной стороне полукруга воет собака, на другой воет волк… Какой это жалобный вой. Но ты, прохожий человек, если услышишь и у тебя поднимется ответное чувство, не верь жалости: воет не собака, вернейший друг человека, - это волк, злейший враг его, самой злобой своей обреченный на гибель. Ты, прохожий, побереги свою жалость не для того, кто о себе воет, как волк, а для того, кто, как собака, потерявшая хозяина, воет, не зная, кому же теперь, после него, ей послужить» .

Зло, стремящееся удовлетворить хищные инстинкты, наталкивается на силу любви, на страстное желание выжить. Поэтому сказка Пришвина светится не только любовью - в ней борьба, в ней столкновение добра и зла.

Автором использованы некоторые приемы традиционной сказки. Здесь есть стечения почти сказочных случайностей и совпадений. Активное участие в судьбе детей принимают животные. Ворон, ядовитая змея, сорока, волк по кличке Серый Помещик враждебны детям. Собака Травка - представитель «доброй природы» - верно служит человеку. Интересно отметить, что первоначально сказка называлась «Друг человека». Все философские рассуждения автора о «правде истинной» помещены в главах, повествующих о Травке.

И вместе с тем события в произведении имеют реальную основу. «Кладовая солнца» была написана в 1945 году, после окончания Великой Отечественной войны. А «еще в 1940 году автор говорил о своем намерении работать над рассказом о том, как поссорились двое детей и как пошли они двумя разделившимися дорогами, не зная, что в лесу сплошь да рядом такие дороги-обходы снова соединяются в одну общую. Дети встретились, и дорога сама их примирила» (по воспоминаниям В. Д. Пришвиной).

Прием слияния сказочного и реального дал возможность писателю выразить свой идеал, мечту о высоком назначении человека, о его ответственности перед всем живым на земле. Сказка-быль пронизана оптимистической верой писателя в близость и возможность осуществления этой мечты, если искать ее воплощение в реальной жизни, среди обыкновенных на первый взгляд людей. Эту мысль писатель прежде всего выразил в главных героях произведения - Насте и Митраше.

Своеобразие произведения - раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе. Пришвин писал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».

Возможное распределение материала по урокам

Часть первого урока отводится знакомству с отдельными фактами биографии М. М. Пришвина, а также его произведениям. Это позволит пробудить интерес к творчеству писателя, с которым большинство шестиклассников познакомятся впервые. В этом случае можно было бы заранее предложить учащимся прочитать отдельные его произведения - рассказы в сборниках «Лесная капель», «Этажи леса», «Золотой луг», «Лесной доктор» и др., а затем в небольшой беседе в начале урока высказать свое мнение или прочесть отзыв о прочитанной книге.

М. М. Пришвин родился в 1873 году неподалеку от Ельца, в дворянском имении Хрущево, принадлежащем его отцу, происходившему из елецких купцов. Он рос среди крестьянских детей, учился в елецкой гимназии и был исключен оттуда с «волчьим билетом» за крупную ссору с учителем. Потом Пришвин учился в реальном училище в Тюмени, сдал экстерном экзамены за курс классической гимназии, поступил в Рижский политехнический институт. За участие в социал-демократической студенческой организации был арестован и после годичного заключения выслан на родину под гласный надзор полиции. В 1899 году Пришвин едет в Германию, в Лейпциг, откуда возвращается четыре года спустя с дипломом агронома. Он работает на опытной сельскохозяйственной станции, готовит себя к научно-педагогической деятельности в лаборатории академика Д. Н. Прянишникова. Но пробудившийся интерес к литературе заставляет его резко изменить свою судьбу.

С 1905 года Пришвин становится писателем-путешественником, этнографом, очеркистом. Выпускает книги. Активно сотрудничает в газетах. Ездит и ходит пешком по стране. Такой образ жизни он сохранил до глубокой старости. Пришвин не раз признавался, что воплотил в нем мечты и сказки собственного детства…

В детской литературе Пришвин остался как автор нескольких сборников рассказов («Лисичкин хлеб», «Зверь бурундук», «Дедушкин валенок», «Рассказы егеря Михаила Михалыча» и др.), сказки-были «Кладовая солнца» и замечательного переложения автобиографической повести канадского индейца Вэша Куоннэзина «Серая Сова» .

Вместо рассказа о биографии можно прочесть отрывки из «Золотой розы» К. Г. Паустовского (глава «Михаил Пришвин»).

Вторая часть урока отводится чтению вслух (учителем или заранее подготовленным учеником) начала сказки-были «Кладовая солнца».

Дома шестиклассники дочитывают произведение М. Пришвина до конца.

Второй урок можно посвятить первоначальному знакомству с идейно-художественными особенностями сказки-были «Кладовая солнца», характерами ее главных героев - Насти и Митраши.

Цель этого урока - уяснить, почему «Кладовая солнца» называется «сказка-быль». Вопрос этот очень сложный, поэтому не следует на уроке добиваться исчерпывающих ответов. На данном этапе учащиеся лишь укажут, что здесь можно отнести к сказке, а что к были. С этой целью предлагаются следующие вопросы:

1. Где и когда происходит действие в произведении М. Пришвина «Кладовая солнца»?

2. Чем начало произведения напоминает сказку?

3. Вспомните художественные образы, отдельные эпизоды, которые можно назвать сказочными. Подумайте, какую роль они играют в произведении.

4. Что в «Кладовой солнца» является былью?

Выделяя сказочные и реалистические элементы, обратим внимание учащихся на то, что сказочные элементы в произведении Пришвина не более, но и не менее сказочны, чем все остальные образы произведения. Следовательно, здесь все можно назвать сказкой и одновременно былью. Здесь важно отметить и особенности стиля писателя: когда говорится о чем-то волшебном, Пришвин осторожно заметит «кажется», «как будто», «похоже», а если речь идет о реальном, писатель обязательно подчеркнет волшебные свойства доброты и трудолюбия.

Таким образом, при анализе важно сосредоточить внимание учащихся на том, что в произведении «Кладовая солнца» «быль и сказка никогда не становятся разными образами, разными компонентами повествования - суть пришвинской манеры как раз в том, что они отчетливо ощутимы и абсолютно неразделимы в каждой детали текста» .

Следующий этап урока - работа над характеристиками Насти и Митраши. Примерные вопросы для беседы:

2. Выделите сравнения и эпитеты, которые помогают понять авторское отношение к Насте и Митраше. Какие, по-вашему, свойства характеров этих детей особенно дороги автору?

3. Вспомните, как жили Настя и Митраша после смерти матери. Какие отношения сложились между ними? Что, на ваш взгляд, было особенно удивительным в их жизни?

Основное содержание следующего урока - осмысление конфликта между Настей и Митрашей, его причин и следствий; одухотворение природы, ее участие в судьбе героев.

Для понимания конфликта между Настей и Митрашей некоторые методисты предлагают организовать дискуссию, которая помогает вызвать интерес к прочитанному, а также способствует осознанному пониманию произведения. Основные вопросы урока: кто прав - Настя или Митраша? На чьей стороне рассказчик?

Возможен и другой путь - «вслед за автором». В этом случае мы предлагаем беседу с постоянным обращением к тексту. Примерные вопросы и задания:

1. Перескажите своими словами, а затем прочитайте сцену спора Насти и Митраши. Обратите внимание, как «ведет» себя природа. Можно ли определить, на чьей стороне автор?

2. Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду? Как автор относится к Митраше в этой истории? Что помогло Митраше выйти победителем из всего случившегося? Ваши предположения подтвердите деталями текста.

3. Как вела себя Настя, оказавшись одна? Почему она забыла о брате? Что осуждает автор в поведении Насти? Найдите художественный образ, который помогает понять отношение автора к Насте.

4. Зачем писатель вставляет в свое повествование рассказ о ели и сосне, растущих вместе? Почему этот рассказ помещен перед появлением детей в лесу?

5. Прочитайте описание природы после эпизода ссоры детей (со слов «Тогда серая хмарь плотно надвинулась…» до слов «завыли, застонали…»). Подумайте, как автор помогает понять значение того, что происходит. Каково отношение автора к этому?

6. Почему Травка пришла на помощь человеку?

Уместно специально не только вспомнить, что такое олицетворение, но и провести работу, которая поможет расширить и закрепить это понятие. Учащиеся приводят примеры из «Кладовой солнца», когда неодушевленные предметы наделяются признаками живых существ, растения и животные словно бы приобретают человеческие свойства: тетерев-косач приветствует солнце, сторожевой ворон зовет на близкий бой, сосна и ель, растущие вместе старушки-елочки мешают Митраше и др. Важно дать понять учащимся, что во всем ходе повествования чувствуется стремление человека осмыслить и одушевить природу, сделать ее понятной, близкой и родной людям.

Дома учащиеся должны письменно ответить на один из вопросов, предложенных для беседы на уроке.

На следующем уроке после проверки домашнего задания можно приступить к обобщению изученного. Главная цель урока - определить основную идею произведения. Системой вопросов учитель подведет шестиклассников к выводу - «правда» жизни, ее важнейший смысл заключаются в единстве человека и природы, в родственном мудром отношении человека к природе. На примере главных героев писатель стремится показать силу, красоту человека, его могущество и огромные возможности. Название произведения связано не только с залежами торфа. Автор имеет в виду духовные сокровища человека, который живет в природе, является ее другом.

Примерные вопросы для беседы

1. Почему писатель назвал свое произведение сказкой-былью? Какой смысл он вкладывал в эти слова?

После ответа на этот вопрос уместно будет прочитать посвящение писателя, помещенное в одном из первых изданий для детей «Кладовой солнца», которое поможет лучше понять смысл всего произведения:

«Содержание обыкновенной сказки - это борьба человека-героя с каким-нибудь злодеем (Ивана-царевича со Змеем-Горынычем). И в заключение борьбы непременно должна быть победа, и сказка в этом смысле есть выражение общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым. С этой верой я проходил свой долгий литературный путь, с этой верой надеюсь его закончить и передать ее по наследству вам, мои молодые друзья и товарищи» .

2. Какое значение в произведении имеет история Травки?

3. Какой смысл вкладывает писатель в слова «кладовая солнца»?

4. Какое значение имеет в произведении спор Насти и Митраши? Как эта история связана со словами: «Эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь»?

5. Каким вы представляете рассказчика?

6. Прочитайте эпиграф к главе. Как он характеризует писателя?

В заключение можно рассказать о том, что после появления «Кладовой солнца» киностудия «Мосфильм» предложила Пришвину написать киносценарий по этому произведению. Фильм так и не был создан, но киноповесть под названием «Серый Помещик» была опубликована в сборнике произведений М. М. Пришвина в 1957 году.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!